Исторические и общечеловеческие черты в образе татьяны. Характер главной героини. Татьяна после неудачной любви

Одним из крупнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах “Евгений Онегин”. Его созданию поэт посвятил около девяти лет. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги, Ленского, принесшие славу автору и сделавшие роман бессмертным. Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постичь и изобразить женщину не только как объект обожания, любви, но прежде всего как личность.
Первым это сделал А. С. Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины, подвигом поэта. Автор наделяет свою героиню простым именем: “Ее сестра звалась Татьяна” и объясняет это так: “Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федора, Фекла и прочие, употребляются у нас только между простолюдинами”. А поясняет это в романе следующими строчками:

Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно:
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей!

Впервые мы встречаем Татьяну в поместье ее родителей. Об отце героини Пушкин с иронией говорит: “Был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”, а мать показывает всю в заботах о хозяйстве. Жизнь семейства протекала мирно и спокойно. Нередко “и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем” к Лариным приезжали соседи. В такой атмосфере и воспитывалась Татьяна. Она “верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям”, ее “тревожили приметы”,

„.страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей...

Татьяна - простая провинциальная девушка, она не красавица, но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других людей (“она любила на балконе предупреждать зари восход”), в обществе которых она чувствует себя одиноко, так как они не способны понять ее.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой:

Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.

Единственным развлечением, приносившим удовольствие этой девушке, было чтение книг:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Татьяна живет страницами прочитанных ею книг, представляет себя на месте их героинь. И эта романтика книжных рассказов служит причиной создания идеала ее избранника.
Что же, по мнению Пушкина, прекрасно в этой героине? Это прежде всего высота ее нравственности, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, естественность, отсутствие всякой фальши в поведении. Автор подчеркивает, что эта девушка лишена кокетства и притворства - качеств, которые не нравились ему в женщинах. Перед нами личность, образ не менее значительный, чем Онегин.
Она от природы одарена “воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным”. Татьяна тонко чувствует красоту природы:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму...

В. Г. Белинский говорил: “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”. И он был прав в своем утверждении: Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь
И дождалась... Открылись очи,
Она сказала: это он!

И понятно, почему героиня Пушкина влюбляется в Онегина. Она из тех “девушек”, для которых любовь может быть или великим счастьем, или большим несчастьем. В Онегине девушка сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родственную душу. В сердечном порыве она решается написать своему возлюбленному письмо-откровение, признание в любви:

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Но Онегин не смог оценить всю глубину чувств страстной натуры Татьяны. Это приводит девушку в душевное смятение. И даже после посещения ею деревенского дома Онегина и чтения его любимых книг, где “Онегина душа себя невольно выражала”, когда она поняла, кого судьба ей послала, она продолжает любить этого человека.
В первых главах перед читателем возникает образ наивной девушки, искренней в своем стремлении к счастью. Но вот прошло два года. Татьяна - княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она?
И да, и нет. Конечно, она “в роль свою вошла”, но не потеряла главного - простоты, естественности, человеческого достоинства:

Ома была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей”.
Все тихо, просто было в ней…

Очень важна эта строка - “без подражательных затей”. Татьяне незачем кому-то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему “и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал”. Он по праву гордился своей женой.
Татьяна равнодушна к светской жизни. Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе. Как Онегину немила его “постылая свобода”, так и Татьяна тяготится мишурой “постылой жизни”.
Пожалуй, самое главное в характере и поведении Татьяны - это чувство долга, ответственность перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который “в сраженьях изувечен”, гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.
Татьяна остается верна своему долгу и при встрече с Онегиным она говорит:

Я вас люблю, (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.
Татьяна является для поэта идеалом женщины, и он этого не скрывает: “Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою...” В последней строфе романа читаем строки: “А та, с которой образован Татьяны милый идеал... О много, много рок отъял”. А. С. Пушкин восхищается своей героиней.
С кого же написан “Татьяны милый идеал?” До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной стоит в ряду наиболее ярких женских образов русской литературы.

Татьяна в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — это поистине идеал женщины в глазах самого автора. Она честна и мудра, способна на горячее чувство и на благородство и преданность. Это один из самых высоких и поэтичных женских образов в русской литературе.

В начале романа Татьяна Ларина — романтичная и искренняя девушка, которая любит уединение и кажется чужой в своей семье:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Конечно, в семье Лариных, где серьезные и глубокие переживания не в чести, Таню никто не понимал. Ее отец не в силах понять ее увлечения чтением, а мать сама ничего не читала, но слыхала о книгах от своей кузины и любила их заочно, на расстоянии.

Татьяна выросла и в самом деле как чужая Лариным. Не зря она пишет Онегину: «Никто меня не понимает». Она задумчива, много читает, отчасти любовные романы и сформировали ее представление о любви. Но реальная любовь далеко не всегда похожа на любовные истории из книг, и мужчины из романов крайне редко встречаются в жизни. Татьяна как будто бы живет в своем собственном воображаемом мире, ей чужды разговоры о моде, игры с сестрой и с подругами совершенно неинтересны ей:

Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех …

У Татьяны имеется собственное представление об идеальном мире, о любимом мужчине, который, безусловно, должен быть похож на героя из ее любимых романов. Поэтому и себя она воображает ему под стать героиней Руссо или Ричардсона:

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!

Встретив Онегина, наивная девушка увидела в нем своего героя, которого так долго ждала:

И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!

Татьяна влюбляется в Онегина с первых минут и не может думать ни о чём, кроме него:

Все полно им; все деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем.

Онегин в мыслях Татьяны имеет немного общего с реальным мужчиной: он представляется влюбленной девушке то ангелом, то демоном, то Грандисоном. Татьяна очарована Евгением, но она сама «нарисовала» себе его образ, во многом предвосхищая события и идеализируя своего возлюбленного:

Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.

Татьяна - романтичная и наивная девушка, не имеющая опыта в любовных делах. Она не из тех женщин, которые умеют флиртовать и кокетничать с мужчинами и к предмету своей любви она относится со всей серьезностью. В своем письме к Онегину она честно признается в своих чувствах к нему, что говорит не только об ее искренности, но и о неопытности. Она не умела лицемерить и скрывать свои чувства, не желала интриговать и обманывать, в строчках этого письма она обнажила свою душу, признаваясь Онегину в своей глубокой и верной любви:

Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…

Татьяна «вверяет» свою судьбу в руки Онегина, не представляя, что он за человек. Она слишком многого ждет от него, ее любовь слишком романтична, слишком возвышенна, образ Онегина, который она создала в своем воображении, мало соответствует реальности.

Тем не менее Татьяна достойно принимает отказ Онегина, она молча и внимательно выслушивает его, не взывая к его жалости и не умоляя об ответных чувствах. Татьяна говорит о своей любви только няне, никто из её семьи больше не знает о ее чувствах к Онегину. Своим поведением Татьяна вызывает уважение у читателей, она ведет себя сдержанно и порядочно, не держит зла на Онегина, не обвиняет его в безответных чувствах.

Убийство Ленского и отъезд Онегина глубоко ранят сердце девушки, но она не теряет себя. Во время долгих прогулок она доходит до поместья Онегина, посещает библиотеку опустевшего дома и наконец читает те книги, которые читал Евгений – конечно, не любовные романы. Татьяна начинает понимать того, кто навеки поселился в ее сердце: «Уж не пародия ли он?»

По требованию семьи Татьяна выходит замуж за «важного генерала», ведь без Онегина ей «все были жребии равны». Но совесть не позволяет ей стать плохой женой, и она старается соответствовать статусу мужа, тем более что еще любимый мужчина дал ей справедливый совет: «Учитесь властвовать собою». Именно такой, знаменитой светской львицей, неприступной княгиней, и видит ее по возвращении из своей добровольной ссылки Онегин.

Однако и теперь её образ в произведении остается образом прекрасной и достойной девушки, которая умеет хранить верность своему мужчине. В финале романа Татьяна открывается перед Онегиным с другой стороны: как сильная и величественная женщина, умеющая «властвовать собою», чему он сам учил ее в своё время. Теперь Татьяна не идет на поводу у своих чувств, она сдерживает свой пыл, оставаясь верной своему мужу.

Татьяна Ларина - один из центральных персонажей поэмы Пушкина «Евгений Онегин» занимает важное место в данном произведении, ведь именно в её образе гениальный поэт сосредоточил все самые лучшие женские качества, которые он когда-либо встречал в своей жизни. Для него «Татьяна, милая Татьяна» сосредоточение идеальных представлений о том, какой должна быть настоящая русская женщина и одна из самых горячо любимых героинь, которой он сам признается в пылких чувствах «Я так люблю Татьяну милую мою».

Пушкин с большой нежностью и трепетом описывает свою героиню на протяжении всей поэмы. Он искренне сопереживает вместе с ней по поводу неразделенных чувств к Онегину и гордится как благородно и честно она поступает в финале, отвергнув его любовь ради долга перед нелюбимым, но данным ей Богом супругом.

Характеристика героини

Мы знакомимся с Татьяной Лариной в тихом деревенском поместье её родителей, где она родилась и выросла, её мама - хорошая жена и заботливая хозяйка, отдающая всю себя мужу и детям, папа - «добрый малый», немного застрявший в прошлом веке. Их старшая дочь предстает перед нами совсем маленькой девочкой, которая не смотря на юнный возраст обладает уникальными, незаурядными чертами характера: спокойствием, задумчивостью, молчаливостью и некоторой внешней отстранненостью, которые отличают её от всех прочих детей и в частности от её младшей сестры Ольги.

(Иллюстрация к роману "Евгений Онегин" художника Е.П. Самокиш-Судковская )

«Татьяна, русская душою» очень любит окружающую поместье родителей природу, тонко чувствует её красоту и испытывает настоящее наслаждение от единения с ней. Обширные просторы уединенной маленькой Родины милее и ближе её сердцу, чем «постылая жизнь» петербургского высшего света, которую она ни за что не хочет менять на то, что навсегда стало частичкой её души.

Воспитанная, как и Пушкин простой женщиной из народа, она с детства была влюблена в русские сказки, легенды и предания, была склонна к мистицизму, к таинственным и загадочным народным верованиям и старинным обрядам. Уже в более взрослом возрасте ей открывается увлекательный мир романов, которые она читала взахлеб, заставляя её переживать головокружительные приключения и различные жизненные перипетии с её героями. Татьяна - чувствительная и мечтательная девушка, живущая в своем уединенном мирке, окруженная мечтами и фантазиями, абсолютно чуждая окружающей её действительности.

(К. И. Рудакова, картина "Евгений Онегин. Встреча в саду" 1949 )

Тем не менее, встретив героя своих грез Онегина, показавшегося ей загадочной и оригинальной личностью, заметно выделяющейся из окружающей толпы, девушка отбросив робость и неуверенность пылко и искренне рассказывает ему о своей любви, написав трогательное и наивное письмо, полное возвышенной простоты и глубоких чувств. В этом поступке проявляется и её своенравность, и открытость, а также одухотворенность и поэтичность тонкой девичьей души.

Образ героини в произведении

Чистая душою, искренняя и наивная Татьяна влюбляется в Онегина, будучи совсем юной и проносит это чувство через всю жизнь. Написав это трогательное письмо к своему избраннику, она не боится осуждения и трепетно ожидает ответа. Пушкин нежно умиляется светлым чувствам своей героини и просит у читателей снисхождения для неё, ведь она так наивна и чиста, так проста и естественна, и как раз эти качества для автора поэмы, не раз обжигавшегося на костре своих чувств, играют в жизни очень важную роль.

Получив горький урок, который преподал ей Онегин, прочитавший ей тягостные нравоучения и отвергший её чувства из-за боязни потерять свободу и связать себя узами брака, она тяжело переживает свою неразделенную любовь. Но эта трагедия не озлобляет её, она навсегда сохранит в глубине души эти возвышенные светлые чувства к человеку, с которым никогда не будет вместе.

Встретив Онегина через несколько лет в Петербурге уже будучи блестящей великосветской дамой с чувствами и разумом закованными в непроницаемую броню светских приличий и глубоко в душе запрятанной любовью к нему, она не упивается свои торжеством, не желает отомстить ему или унизить. Внутренняя чистота и искренность её души, блеск которых ничуть не потускнел в грязи столичной жизни, не позволяют ей опускаться до пустых и фальшивых светских игр. Татьяна по-прежнему любит Онегина, но не может запятнать честь и репутацию престарелого мужа и поэтому отвергает его такую пылкую, но уже слишком запоздалую любовь.

Татьяна Ларина - человек высокой нравственной культуры с глубоко осознанным чувством собственного достоинства, её образ литературные критики называют «идеальным образом русской женщины», который Пушкин создал, чтобы воспеть благородство, верность и великую чистоту их незапятнанной грязью жизни русской души.

Существует древнегреческая легенда о том, как один скульп-тор изваял из камня девушку. Каменная дева была настолько кра-сива, что мастер влюбился в собственное творение. Любовь к де-вушке была так сильна, что скульптор потерял покой оттого, что это прекрасное изваяние никогда не оживет. Видя мучения и тос-ку замечательного мастера, боги сжалились над ним и оживили статую, тем самым, обрекая мастера и его создание на вечную любовь. Эта легенда прекрасна.

Вероятно, и Александр Сергеевич Пушкин, работая над рома-ном «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживаю-щей под его пером. Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. Татьяна - любимая героиня Пушкина, его «милый идеал» («...я так люблю Татьяну милую мою»). В образ Татьяны Пушкин вложил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора совершенный идеал. Это те особенные черты характера, которые делают Татьяну истинно русской. Формирование этих черт у Татьяны происходит на основе «преданий простонародной старины», верований, сказаний.

Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу. Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. В ней было уже с детства много такого, что отличало ее от других:

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

С детства она отличалась мечтательностью, жила особой внут-ренней жизнью. Автор подчеркивает, что девочка была лишена ко-кетства и притворства - качеств, которые ему не нравились в жен-щинах.

В одной из повестей Пушкин пишет, что уездные барышни - просто прелесть. Они воспитаны на свежем воздухе, в тени яб-лонь, знание света черпают из книг. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсть, которые неизвестны рас-сеянным красавицам. Существенные достоинства этих девушек: особенность характера и самобытность. Сказано как будто о Тать-яне. По душе автору открытость и прямота его героини. Хотя деви-це первой признаваться в любви всегда считалось неприличным, но Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли все:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Татьяна любит и великолепно чувствует природу, она живет просто и естественно, в полной гармонии с восходами и закатами, с холодной красотой зимы и пышным убранством осени. Природа питает ее духовный мир, спо-собствует уединенной мечтательности, сосредоточенности на движениях своей души, простоте и естественности поведения. Забавам и развлечениям сверстников она предпочитает «страшные рассказы зимою в темноте ночей», красочные, полные глубокого, таинственного смысла народные песни и обряды.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна. самобытна. От природы она одарена:

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нужным.

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину любовное признание. Как искренне, непосредственно выражает Татьяна сумбур своей души, глубину чувств, как естественно передает смущение и стыд, надежду и отчаяние в письме к Онегину:

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья...

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя...

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженным укором!

Резкий отказ Евгения является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. В ее душе поднимается целая буря противоречивых чувств, надежд и желаний, которые она не в силах подавить. Татьяна без возражений принимает отповедь Онегина, но ее чувства не только не проходят, но еще больше разгораются. Благодаря постоянному общению со своей няней Филипповной, она знает большое количество старинных народных верований, примет, в которые безоговорочно верила. Поэтому, чтобы узнать свою дальнейшую судьбу, Татьяна прибегает к гаданию. В итоге ей снится сон, который частично определяет дальнейшее развитие событий. После смерти Ленского и отъезда Онегина, Татьяна начинает часто посещать дом Онегина. Там она, изучая обстановку, в которой жил Онегин, его круг интересов, приходит к выводу, что Онегин есть лишь «поэтический призрак», пародия. Далее Татьяна отправляется в Москву, где тетушки возят ее по балам и вечерам в поисках хорошего жениха. Обстановка московских гостиных, царящий в них порядок и светское общество - все это внушает Татьяне лишь отвращение и скуку. Воспитанная в деревне, душой она стремится к природе:

…в деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок,

Где льется светлый ручеек...

Татьяна получает в мужья военного, богатого генерала и становится светской дамой. В этом положении и застает ее Онегин, вернувшийся через несколько лет из путешествий. Теперь, когда Татьяна достигла одного с ним уровня общественного положения, в нем пробуждаются любовь и страсть. Далее история любви Онегина к Татьяне приобретает зеркальное отражение истории любви Татьяны к нему. Став светской дамой, Татьяна постепенно изменяется в соответствии с обществом, в котором ей приходится постоянно находиться. Она становится «равнодушною княгиней», «неприступной богиней». Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

Сейчас отдать я рада,

Всю эту ветошь маскарада.

Весь этот блеск и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище...

В ответ на признания Онегина Татьяна, хоть и любит его, дает прямой и безоговорочный ответ:

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.

В этих словах заключена вся сила характера Татьяны, ее сущность. Несмотря на сильную любовь к Онегину, она не может нарушить обет, данный ею мужу перед богом, не может поступиться моральными принципами. В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

Внешность, привычки героини

Татьяна Ларина – главный женский образ романа «Евгений Онегин» . Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни». Образ Татьяны, как и образы других героев, был типичным для России 20-30 гг. 19 в. Но Татьяна – живая женщина, обладающая уникальным сильным характером. Её поступки, продиктованные внутренней логикой и обстоятельствами, оказываются неожиданными даже для автора: «Моя Татьяна учудила» .

Татьяна не похожа на младшую сестру Ольгу, весёлую красавицу. Старшая сестра не привлекает очей ни красотой, ни свежестью. К тому же она необщительна, неласкова: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива» .

Татьяна не напоминает традиционную фольклорную трудолюбивую девушку: она не занимается вышивкой, не играет в куклы, не интересуется модами и нарядами. Девочкой не любит «в толпе детей играть и прыгать» , бегать в горелки (подвижную игру), не шалит и не проказничает.

Татьяна любит страшные рассказы, задумчива, встречает на балконе рассвет. Она с детства склонна уходить от реальности в мир грёз, воображая себя героиней романов Ричардсона и Руссо: «Она влюблялася в обманы» .

Характер и его истоки, развитие характера

Татьяна выросла в деревне, была соседкой по имению Евгения Онегина . Её родители хранили старинный патриархальный уклад. Об отце сказано, что он запоздал в прошедшем веке. Вероятно, потому Татьяна и получила столь экзотическое имя, с которым неразлучно «воспоминанье старины иль девичьей» . Мать Татьяны в молодости увлекалась теми же романами, которые потом читала старшая дочь. В деревне мужа, за которого мать Татьяны была отдана не по любви она, в конце концов, «привыкла и довольна стала» , позабыв романные увлечения. Супруги жили, храня «привычки милой старины» .

Татьяна оторвана от своей среды. С одной стороны, она – «русская душою, сама не зная почему» . Пушкин по законам реализма открывает, почему Татьяна такова. Она жила в «глуши забытого селенья» , воспитанная няней, «сердечным другом» , в атмосфере «преданий простонародной старины» . Но и няня, прототипом которой стала няня Пушкина, не понимает чувств Татьяны.

С другой стороны, Татьяна воспитана на иностранных романах, «по-русски плохо знала» . Она пишет письмо Онегину по-французски, потому что «изъяснялася с трудом на языке своём родном» .

В романе прослеживается изменение жизни Тани, привезённой матерью в столицу и понравившейся «важному генералу» . Ей чуждо всё, что происходит в Петербурге: «Волненье света ненавидит; ей душно здесь... она мечтой стремится к жизни полевой» .

Онегин полюбил совершенно другую Татьяну, не несмелую девочку, влюблённую, бедную и простую, а равнодушную княгиню, неприступную богиню роскошной, царственной Невы, «законодательницу зал» . Но внутренне Татьяна остаётся всё той же: «Всё тихо, просто было в ней» . К простоте добавилось достоинство и благородство. Меняется и внешность героини. Её никто не назвал бы прекрасной, но её изысканности не могла затмить первая красавица Петербурга.

Онегин не узнаёт прежней Татьяны. Она равнодушна, смела, покойна, вольна, сурова. В Татьяне нет кокетства, которого «не терпит высший свет» , смятения и сострадания. Она непохожа на девушку, написавшую «письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле» .

Отношения между Татьяной и Онегиным – основная сюжетная линия романа

После того как Онегин, приехавший в свою деревню, побывал у Лариных, его стали прочить Татьяне в женихи. Она влюбилась в Онегина просто потому, что «пора пришла» . Но, воспитанная в здоровой народной атмосфере, Татьяна ждёт большой любви, единственного суженого.

Онегин преподал Татьяне самый важный в жизни урок, который она усвоила хорошо: «Учитесь властвовать собою» . Он поступил благородно, но Пушкин сочувствует Татьяне: «С тобой теперь я слёзы лью» , - и предвидит её гибель от рук «модного тирана» (Онегина).

Урок, который Татьяна даёт Онегину, став светской дамой, в свою очередь, состоит в той же премудрости: нельзя быть «чувства мелкого рабом» . Этому надо предпочесть «холодный, строгий разговор» . Но мотивы у Онегина и у Татьяны разные. Он так и не смог стать «естественным человеком» , какой всегда была Татьяна. Для неё жизнь в свете постылая, это «ветошь маскарада» . Татьяна сознательно обрекла себя на такую жизнь, потому что, когда она выходила замуж, для неё «все были жребии равны» . И хотя в героине ещё живёт первая любовь, она искренне и убеждённо хранит верность своему мужу. Онегин же не осознаёт до конца, что его любовь возбуждена желанием быть замеченным в обществе, иметь «соблазнительную честь» .

  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Евгений Онегин», анализ романа Александра Пушкина