«Бедная Лиза»: анализ повести. Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза

Учитель русского языка и литературы Дауренбекова Светлана Абеновна, СШЛ №18 имени Бактыбай Жолбарысулы

Урок русской литературы в 9 классе

Тема: Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Цели урока:

1. Ученик развивает в себе способность систематизировать, обрабатывать, воспроизводить информацию по заданной теме.

2. Ученик совершенствует навыки анализа художественного произведения с разных позиций мышления.

3.Ученик воспитывает в себе культуру обмена мнениями, чувство сострадания, гуманности.

Тип урока : урок изучения художественного произведения

Методы урока : словесные, частично-поисковый, метод «6 шляп» (критическое мышление)

Форма обучения : групповая, индивидуальная

Оборудование : мультимедийная презентация, карточки, текст повести, шесть шляп: белая, красная, желтая, синяя, зеленая, черная.

Жить не есть писать историю, трагедию или комедию, а как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать, любить добро,

возвышаться душой

к его источнику.

Н.М.Карамзин

Ход урока :

    Организационный этап. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх (хорошо), или опуская большой палец вниз (плохо). Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием: «Во!»

Какие у вас друзья?

А школа?

А учителя?

Класс?

Как ваши дела?

Как настроение? (2 мин)

Молодцы! Я рада за вас. Надеюсь, что наша с вами работа на уроке будет интересной и плодотворной.

Вступительное слово учителя

Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений читателей? Чем интересна она современному читателю, насколько актуальна? Давайте же продолжим работу над произведением и обратимся к лейтмотивам повести Карамзина «Бедная Лиза».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы их понимаете?

Выделите в этом высказывании главную мысль и запишите в тетрадь.

3.Стадия вызова .

    Что вы можете сказать о сентиментализме, как о литературном направлении? (Литературное направление в литературе 2-й половины 18 века).

Назовите отличительные черты сентиментализма?

А кто, по-вашему, является основоположником этого направления в русской литературе?

Заполнить таблицу:

Сравнительная характеристика классицизма и сентиментализма

Соответствует ли повесть требованиям сентиментализма?

4. Словарная работа

Любовь - 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. 2.Склонность, пристрастие к чему-нибудь.

Счастье - 1.Чувство и состояние полного удовлетворения. 2.Успех, удача

Из Словаря русского языка С.И.Ожегова

Лейтмотив – (нем.) Повторяющаяся в каком-н. произведении основная мысль, идея. Перен.

Идиллия - филол. поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы, жанровая разновидность 2. книжн. безмятежное, счастливое существование.

5.Анализ повести «Бедная Лиза»

Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей).

В чем смелость, новизна позиции автора? ( Внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира человека).

С этой точки зрения мы и будем рассматривать героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Но перед тем, как мы окунёмся в сюжет произведения, проверим, насколько вы внимательно читали текст!

Вопросы:

    Город, в котором происходят описываемые события? (Москва)

    Главные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)

    Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)

    Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)

    О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)

    Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни)

    Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)

    Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)

    Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)

    Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»? (поправить свое материальное положение)

    Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)

    Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

6.Стадия осмысления. Художественный анализ повести «Бедная Лиза» (Оценочные листы заполняются руководителем группы)

А начнем мы с вами работать по группам по методике «6 шляп» Эдварда де Боно.

Методика «Шесть шляп»

«Белая шляпа»- информация по повести

«Черная шляпа» - негативное в повести

«Красная шляпа» - Какие чувства вы испытываете после прочтения повести?

«Желтая шляпа» - положительное в повести.

«Зеленая шляпа» - новые идеи

«Синяя шляпа»: выводы и оценки каждой группе

I .Белая шляпа

Если вы ответите на вопросы и выполните задания, сможете собрать информацию о событиях, происходящих в тексте без эмоционального оттенка. Не забывайте, что вы в белой шляпе!!!

Главное для вас: факты, информация!!!

Ответьте на вопросы и выполните задания:

    Что происходит в крестьянской семье?

    Перечислите основные моменты сюжета по линии Лизы, по линии Эраста? (Завязка – кульминация - развязка).

    В какой последовательности представлены события в повести? Почему?

    Что вы знали об Эрасте? Каким он был до встречи с Лизой?

II Красная шляпа

Если вы выполните задания, то сможете рассказать о чувствах героев, передать свои эмоциональные суждения. Не забывайте, что вы красной шляпе: главное для вас- эмоции и чувства!!!

1.Заполните таблицу примерами из теста, которые передают чувства героев:

2. Какие чувства вызывает Лиза в начале и в конце повести?

Сравните ее образ в двух частях.

3. - Какие чувства вы испытываете по отношению к Лизе? Какие чувства вызывает в целом повесть?

4. – Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Как развивались их отношения?

Сделайте вывод, ответив на вопрос:

    Какие чувства у вас вызывал образ Лизы и Эраста

после прочтения повести.

III . Желтая шляпа

Если вы выполните задания, то сможете высказать позитивные суждения о героях,событиях, чувствах героев и поэме в целом. Не забывайте, что вы в желтой шляпе: главное для вас- найти позитивное во всем, вы - ОПТИМИСТЫ!!!

Сбор положительной информации о событиях, героях, чувствах героев

Найдите положительное в героях, ответив на вопросы:

    Как ведет себя Эраст после смерти Лизы? О чем и о ком он думает? Как это его характеризует? Почему он погибает?

Докажите примерами из текста, что автор восхищается образом Лизы? Какие изобразительно- выразительные средства языка использует автор при описании Лизы? Приведите примеры.

IV . Черная

Если вы выполните задания, то сможете высказать отрицательные суждения, покритиковать героев,события и повесть в целом. Не забывайте, что вы в черной шляпе: главное для вас - найти негативное во всем, отразить проблемы и трудности, вы - ПЕССИМИСТЫ!!!

    Заполните таблицу словами, передающими неправоту главных героев

Ответьте на вопросы,начиная свои суждения со слов:

«Мы считаем, что герои ведут себя неправильно, потому что….»

Как разрешается конфликт в повести ? (...Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под сению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.)

Что стало причиной смерти Эраста и Лизы на ваш взгляд?

    Как вы оцениваете поэму в целом? Актуальна ли она сегодня?

IV . Зеленая шляпа

Если вы выполните задания, то сможете высказать новые идеи, предложения, проявить свои творческие способности. Не забывайте, что вы в зеленой шляпе: главное для вас – найти НОВЫЕ идеи в решении проблемы, высказать творческие суждения. Вы – ТВОРЦЫ!!!

Задание: Придумайте свой финал повести.

VI . Синяя

Контроль над процессом мышления. Осмысленность и рефлексия.

7. Выводы и обобщение.

Почему повесть называется «Бедная Лиза»?

Какие выводы сделали для себя?

8. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Руководители группы заполняют оценочные)

9.Домашнее задание: Письменно ответить на вопрос: «Какие чувства вызвала повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Лист взаимоконтроля

Руководитель:

Подумайте также:

- решила ли группа поставленную перед ней задачу (насколько полно это сделала);

Какие были трудности;

Насколько дружно и организованно работали участники группы.

Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Дважды на протяжении повести она говорит об этом. Лиза любит Эраста самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти. Этому чувству не могут помешать никакие корыстные расчеты. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее мать очень хочет этого брака.

Эраст изображен в повести не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Это был, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным... Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии...». Таким образом, цельному, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Вначале он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть... одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.

Следует заметить, что образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив - деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе осудительное отношение. Настоящая искренняя помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках. Вспомним, как решительно отвергает радищевская Анюта предложенные ей сто рублей. Точно так же ведет себя слепой певец в главе «Клин», отказываясь от «рублевика» и принимая от путешественника лишь шейный платок.

Эраст при первой же встрече с Лизой стремится поразить ее воображение своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Лиза решительно отказывается от этих денег, что вызывает полное одобрение и ее матери. Эраст, желая расположить к себе мать девушки, просит только ему продавать ее изделия и всегда стремится платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Лиза, любя Эраста, отказывает посватавшемуся к ней зажиточному крестьянину. Эраст же ради денег женится на богатой пожилой вдове. При последней встрече с Лизой Эраст пытается откупиться от нее «десятью империалами». Эта сцена воспринимается как кощунство, как надругательство над любовью Лизы: на одной чаше весов - вся жизнь, помыслы, надежды, на другой - «десять империалов». Сто лет спустя ее повторит Лев Толстой в романе «Воскресение».

Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с устоями крепостнического мира, идиллии быть не могло.

В целях максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Лизы и Эраста происходят возле Симонова пруда, который после выхода повести получил название «Лизина пруда». Все эти реалии произвели на читателей ошеломляющее впечатление. Окрестности Симонова монастыря стали местом паломничества многочисленных поклонников писателя.

В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний. До Карамзина переживания героев декларировались в монологах героев. Последнее относится прежде всего к эпистолярным произведениям. Карамзин нашел более тонкие, более сложные художественные средства, помогающие читателю как бы угадывать, какие чувства испытывают его герои, через внешние их проявления. Лирическое содержание повести отражается и в ее стиле. В ряде случаев проза Карамзина становится ритмичной, приближается к стихотворной речи. Именно так звучат любовные признания Лизы Эрасту: «Без глаз твоих темен светлый месяц, // без твоего голоса скучен соловей поющий; // без твоего дыхания ветерок мне не приятен».

Сочинение на тему: Какие чувства и размышления вызвала повесть Н.М карамзина "бедная лиза"

Ответы:

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Ее сюжет очень прост - слабохарактерный, хотя и добрый дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу. Их любовь заканчивается трагически: молодой человек быстро забывает о своей возлюбленной, собираясь жениться на богатой невесте, а Лиза погибает, бросившись в воду. Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Для «Бедной Лизы» характерны короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию...» , «слеза катится по лицу моему» . Чрезвычайно существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как крестьянская девушка. Но, и это особенно важно, Карамзин едва ли не первый в русской литературе окрыл «живую душу» в представительнице низшего сословия. «И крестьянки любить умеют» - эта фраза из повести надолго стала крылатой в русской культуре. Отсюда начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие простому человеку, его радостям и бедам, защита слабых, угнетенных и безгласных - в этом главная нравственная задача художников слова. «Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно популярной в русском обществе. Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внутренний мир отдельной личности. Карамзин совершил и еще одно открытие в литературе. С «Бедной Лизой» в ней появилось такое понятие, как психологизм, то есть умение писателя живо и трогательно изображать внутренний мир человека, его переживания, желания, стремления. В этом смысле Карамзин подготовил почву для писателей XIX века.

Похожие вопросы

  • Какой защитник трои убил Патрокл
  • ГРАДАЦИЯ - расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последо??ательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. Синтаксический параллелизм - это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные: Метафора - это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Умолчание - намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Гипербола-это преувеличение Архаизмы - это устаревшие слова, вышедшие из активного употребления в речи. Историзм - устаревшие слова, вышедшие из употребления Анафора - повторение слов или группы слов в начале нескольких фраз или строф. Эпифора - это повторение слова в конце предложения или строчки Инверсия - нарушение обычного порядка слов в предложении.
  • Помогите пожалуйста!!! Написать словообразовательное гнездо со словами МОРЕ и МАРС
  • Помогите пожалуйста решить. 2х²+3х-3=х²-3х+(-2+х²)
  • Боря купил 4 книги.Все книги без первой стоят 42 р без второй 40 р без третей 38 р без ч??твёртой 36 р. Сколько стоит каждая книга

Черты сентиментализма проявляются в повести в том, что герои постоянно умиляются, плачут, испытывают другие возвышенные чувства, которым придаётся преувеличенное значение, что эти герои наивны, а действие происходит на фоне мирных пасторальных пейзажей (пейзажей, характерных для произведений, изображавших идиллическую жизнь на лоне природы пастухов и пастушек).

Описания

«Бедная Лиза» начинается с описания Москвы и её окрестностей, сделанного в пасторальном духе («молодые пастухи, сидя под тению дерев...») с добавлением романтической ноты («мрачные, готические башни», «сию ужасную громаду домов и церквей»).

Описанные Карамзиным картины Москвы совершенно изменились сейчас. Москву уже невозможно охватить взглядом, по Москве-реке не плавают рыбачьи лодки. Данилов монастырь окружён домами, Воробьёвы горы увенчаны зданием МГУ, дворец в Коломенском давно разрушен. Исчезли дубовые рощи и поля. Немного грустно, что мы не можем увидеть Москву, описанную Карамзиным, но кто-то спустя двести лет будет печалиться о том, что не может увидеть Москву начала XXI века.

Описание Москвы не только знакомит читателя с местом действия, но и вводит в соответствующую атмосферу - мечтательную, задушевную, немного таинственную, создаёт настрой, помогающий воспринять главные мысли автора. Вторая функция описания -- композиционная: в начале и в конце повести мы видим автора, посещающего Симонов монастырь, рядом с которым могила Лизы. Описания закольцовывают действие, придают повести цельность и законченность.

Характеристика Лизы

Лиза - молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то совершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни, потому что всё время прожила с богобоязненной матерью в стороне от всяческих шумных деревенских развлечений.

Мать называет Лизу «любезной», «милой»: Карамзин вкладывает в уста крестьянки эти эпитеты, доказывая, что и крестьянки имеют чувствительную душу.

Лиза поверила молодому красивому Эрасту, потому что он ей очень понравился, а она к тому же никогда не встречалась с таким изящным обхождением. Она полюбила Эраста, но её любовь была любовью платонической, она совершенно не воспринимала себя как женщину. Эраста это поначалу устраивало, так как после развратной столичной жизни ему хотелось отдохнуть от постоянных сексуальных интриг, но после он неизбежно увлёкся Лизой как женщиной, потому что она была очень красива. Лиза этого ничего не понимала, она только чувствовала, как что-то изменилось в их отношениях, и её это тревожило.

Уход Эраста на войну был для неё подлинным несчастьем, но она и подумать не могла, что у Эраста есть какие-то свои планы. Когда она увидела Эраста в Москве и поговорила с ним, то испытала сильнейший шок. Вся её доверчивость и наивность оказались обмануты и повергнуты и прах. Как натура крайне впечатлительная, она не выдержала такого удара. Вся её жизнь, которая до этого представлялась ей ясной и прямой, превратилась в чудовищное нагромождение непонятных событий. Лиза не смогла пережить измены Эраста и покончила жизнь самоубийством. Конечно, такое решение было отчаянным средством уйти от решения жизненной проблемы, которая перед ней встала, и Лиза не смогла справиться с ней. Испугавшись реальной жизни и необходимости выйти из иллюзорного мира, она предпочла безвольно погибнуть, нежели бороться и пытаться понять жизнь такую, какая она есть в действительности.

Можно воспользоваться современной аналогией, которая очень хорошо описывает такие ситуации: она была настолько погружена в «Матрицу», что реальный мир оказался для неё враждебным и равносильным полному исчезновению личности.

Подробное изображение чувств героев является одной из главных особенностей повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» . Это произведение, написанное по законам сентиментализма – литературного направления, где в конфликте «чувства и долга» должны побеждать чувства.

Сентиментализм Бедной Лизы выражается через симпатии автора, которые оказываются на стороне тех героев, которые по велению своего сердца, а не рассудка.

Чувства Эраста: хозяин чувств

В первой части повести наибольшее внимание Карамзин уделяет чувствам Эраста, именно он сначала является главным героем. Он устал от суетного города и людской лживости, от фальши и блеска, поэтому нежно влюблен в деревенскую девушку Лизу, которая кажется ему воплощением всего самого чистого, прекрасного и настоящего. Самое главное, что во время встреч с Лизой он даже не помышляет о плотском проявлении любви – его чувства совершенно платонические, он думает, что любит Лизу скорее как сестру, а не как женщину. Ему приятно просто быть рядом с ней.

Однако и Эрасту, как любому живому человеку, оказывается сложно устоять перед соблазном, и Карамзин понимает это. Физическая любовь Эраста с Лизой все-таки осуществляется, и после этого чувства Эраста и его отношение к девушке постепенно меняются: Лиза перестает быть для него непорочным идеалом, она теперь стала похожа на всех остальных женщин в его жизни. Такую девушку можно покинуть, что он и делает. Эраст женится на богатой женщине, наступая при этом на горло своим чувствам – он не любит ее, но этот брак станет выгодным.

Чувства Лизы: жертва чувств

После их разрыва акцент в повести Карамзин делает на чувствах Лизы. Вообще ее образ был представлен довольно неожиданно для русской литературы: Карамзин первым из авторов показывает, что у крестьян тоже могут быть чувства и переживаия, что «и крестьянки любить умеют» . Лиза ведет себя именно так, как и полагается страдающей лирической героине – ее сердце разбито, без любви жить не имеет смысла, значит, и жить незачем.

Узнав о женитьбе Эраста и рассудив подобным образом, несчастная девушка бросилась в реку. Бесспорно, двигали ею исключительно чувства, ведь с рациональной точки зрения ничего критического не случилось: она не беременна, репутация ее не испорчена, ни о чем не знает даже мать... Однако для Лизы не существует разума, для нее есть только сердце. Разбитое сердце.

Таким образом проникая в души своих героев, Карамзин показывает нам разницу восприятия ими любви. Сцена их близости является кульминацией повести: после этого чувства Эраста медленно угасают и уводят его от Лизы, а ее чувства, напротив, разгораются сильнее и доводят до самоубийства, когда встречают холодность. Получается, что Лиза становится жертвой чувств, в то время как Эраст – их хозяин.