Задания по сказкам братьев гримм. Конкурс «Литературная шкатулка». задание «Мы знаем все про сказки»

Игровое и познавательное развлечение в детском саду. Сценарий

Описание работы : Данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Викторину можно использовать для расширения знаний о творчестве братьев Гримм.

Цель : Формировать интереса дошкольников к литературным произведениям. Обогащать словарь детей. Расширять знания детей о сказках братьев Гримм.

Задачи:

Формировать у детей умение соблюдать правила в коллективной игре;

Вырабатывать умение отвечать на вопросы, слушать ответы других;

Развивать интерес к информации в процессе общения.

Материалы : Костюмы для героев, волшебные сундучки, соломинка, горшочек. Игрушки: гномик, ворон, барабан, гусь, волк. Призы.

Ход викторины:

Сказки гуляют по свету,

Ночь, запрягая в карету.

Сказки живут на полянах

Бродят по зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,

А жадность кощея погубит…

Пусть зло на проделки хитро

Но всё ж побеждает добро!

Ребята, нет на земле человека, который бы не любил сказки.

Когда мы думаем о сказочнике, то представляем себе старика с длинной бородой. А ведь он тоже когда то был мальчиком и мама читала ему сказки. Потом он рос, учился и у него был брат и он тоже любил сказки.

Сегодня мы с Вами отправимся в полёт в страну сказок братьев Гримм. У нас две команды «Храбрецы» и « Удальцы». Вас ждут испытания и интересные задания. За правильные ответы Вы получаете 1 очко. Команды отвечают по очереди.

Задание 1.

Отгадай название сказки:

«Белоснежка и семь ……» (гномов).

«Бременские ………» (музыканты).

«Горшочек ….» (каши).

«Волк и семеро ……» (козлят).

«Три …..» (брата).

«Бабушка ……….» (Метелица).

«Соломинка, уголёк и …» (боб).

«Золотой …» (гусь).

«Двенадцать ……» (братьев).

«Маленькие ……» (человечки).

Задание 2

Назови сказку братьев Гримм, в названии которой «спряталось» число. Назови число. Выигрывает команда, которая назовёт больше сказок.

- «Белоснежка и семь гномов» (семь гномов).

- «Три брата».

- «Волк и семеро козлят»……

Задание 3

Назовите инструменты на которых решили играть в городе Бремен герои сказки «Бременские музыканты».

Кот (на лютне)

Собака (барабан)

Задание 4

Что отвечало зеркальце злой королеве на её вопрос:

Зеркальце, зеркальце, молви скорей

Кто здесь всех краше, кто всех милей?

(Ты, королева, всех здесь милей).

Физминутка.

А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Зеркальце». Дети становятся парами. Один ребёнок показывает движение. Другой повторяет его. Затем меняются местами.

Задание 5

Из какой сказки эти слова:

«Отомкнитеся, милые детушки, ваша мать пришла и каждому из вас по гостинцу принесла».

- («Волк и семеро козлят»).

Задание 6

«Волшебные сундучки».

У каждой команды сундучок. Команды по очереди достают предметы и вспоминают, из каких они сказок.

Башмачки (Волшебные человечки)

Барабан (Бременские музыканты)

Горшочек (Горшочек каши)

Гномик (Белоснежка и семь гномов)

Ворон (Двенадцать братьев)

Соломинка (Соломинка, уголёк и боб)

Гусь (Золотой гусь)

Задание 7

«Кто быстрее».

Одна команда получает задание нарядить своего капитана в костюм Белоснежки. Вторая команда наряжает капитана в костюм гнома. Выигрывает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

Ведущий: Закончилась наша викторина. Мы с Вами хорошо поиграли и вспомнили много сказок замечательных сказочников братьев Гримм. Они сочиняли прекрасные сказки, которые интересно читать и взрослым и детям. Любите сказки и рассказывайте их друг другу.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

(Ю. Энтин)

Подведение итогов викторины (вручение призов командам победителей).

Литературная викторина по сказкам братьев Гримм учитель: Мишукова О. И. 2013г. Цель мероприятия: обобщить и пополнить знания учащихся начальной школы о творческом наследии братьев Гримм. Задачи мероприятия: Образовательные: познакомить с биографией братьев Гримм и их творчеством Развивающие: развивать творческие способности, образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать; Воспитательные: воспитывать интерес к мировой детской художественной литературе и жизни талантливых людей; воспитывать наблюдательность, трудолюбие и стремление к получению знаний. Оборудование: Выставка книг братьев Гримм, портреты писателей, шаблоны кроссворда (6 шт.) БЛ0К 1. ТРУД Вопросы 1 В какой сказке от упорного взбивания перины на земле шел снег? («Госпожа Метелица».) 2 Назовите помощников старого сапожника из сказки братьев Гримм. (Маленькие человечки.) 3 Что должен был сделать каждый желающий в сказке «Горшок каши», чтобы проехать из деревни в город? (Он должен был проедать дорогу в каше.) 4 В какой сказке одна из героинь за свою лень была измазана черной смолой? (В сказке «Госпожа Метелица».) 5 Чему обучились герои сказки «Три брата», странствуя по белу свету? (Брить, ковать и фехтовать.) БЛ0К 2. ЧТЕНИЕ Вопросы 1 Как звали известных на весь мир сказочников братьев Гримм? (Вильгельм и Якоб.) 2 Из какой страны были родом братья Гримм? (Из Германии.) 3 Герой какой сказки произносил перед дверью королевны такие стихи-заклинания: «Здравствуй, королевна, // Дверь открой, // Неужель забыла, // Что вчера сулила, // Помнишь, у колодца? // Здравствуй, королевна, // Дверь открой?». («Король-лягушонок, или Железный Генрих».) 4.(«Кот в мешке») Как правильно называется сборник сказок братьев Гримм, которому исполняется в 2007 году 195 лет? («Детские и семейные сказки».) 5.(«Своя игра») В какой сказке принцесса любила давать женихам стихотворные прозвища: «Журавлины долги ноги, не найдут пути-дороги»; «Белый как смерть, тощий как жердь!»; «Краснокожий, на рака похожий»? («Король Дроздобород».) БЛОК З. ПРИРОДА Вопросы 1 Какие цветы росли в саду Краснозорьки и Белоснежки из одноименной сказки братьев Гримм? (Красная и белая розы.) 2 Чем и в течение какого времени кормил великан маленького мальчика в сказке «Молодой великан», чтобы тот вырос? (Горными орехами; в течение шести лет.) 3 В какого зверя заколдовал маленький карлик прекрасного принца в сказке братьев Гримм «Краснозорька и Белоснежка»? (В медведя.) 4 Назовите животных из одноименной сказки братьев Гримм, которые ради спора устроили марафонский забег на овощном поле. («Заяц и еж».) 5.(«Своя игра») Почему у всех бобов посередине имеется черный шов и из какой сказки стало это известно? (В сказке «Соломинка, уголь и боб» объясняется: портной зашил лопнувшего от смеха боба единственной имевшейся у него черной ниткой.) БЛОК 4. МАТЕМАТИКА Вопросы 1 Продолжите знаменитое сказочное заклинание, с помощью которого можно было управлять одним из предметов кухонной утвари: «Раз, два, три…» («…Горшочек, вари!») 2 Перечислите музыкантов ансамбля из сказки «Бре-менские музыканты». (Осел, Собака, Кот и Петух.) 3 «В этой хижине все было маленькое. Посреди хижины стоял столик с 7 маленькими тарелками, и на каждой тарелочке по ложечке, а затем 7 ножичков и вилочек. Около стола стояли рядком 7 кроваток». Из какой сказки этот отрывок? («Белоснежка и семь гномов».) 4 Вспомните сказки братьев Гримм, в названиях которых присутствуют числа. («Три брата», «Три счастливца», «Семеро храбрецов», «Белоснежка и семь гномов».) 5 Какую надпись вышил портной на своем поясе из сказки «Храбрый портной»? («Зол бываю - семерых убиваю».) БЛОК 5. МУЗЫКА Вопросы 1 Кто из бременских музыкантов играл на скрипке? (Кот.) 2.(«Своя игра») На каком музыкальном инструменте играл петух в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты»? (На балалайке.) 3 «Кот в мешке») В какой сказке петушок приветствовал главную героиню запевом: «Кука-ре-ку, девушка пришла! // Много золота в дом принесла!» («Госпожа Метелица».) 4 Кто пел такую песенку в домике старого сапожника: «Хороши у нас наряды, // Значит, не о чем тужить! // Мы нарядам нашим рады // И сапог не будем шить»? (Маленькие человечки в одноименной сказке.) 5 За кого выдал король свою дочь в сказке «Король Дроздобород»? (За принца, переодетого в нищего уличного музыканта.) БЛОК 6. УГАДАЙ СКАЗКУ ПО НАЧАЛУ Вопросы 1 «Однажды летним утром сидел портняжка у окна на своем столе для шитья; ему было весело, и он шил изо всех сил». («Храбрый портняжка».) 2 «Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая и работящая, а другая - уродливая и ленивая». («Госпожа Метелица».) 3.(«Кот в мешке») «Был у одного хозяина осел, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе не так пригоден, как прежде». («Бременские музыканты».) 4 «Жила-была в деревне бедная старуха. Собрала она раз в миску бобов и хотела было их сварить». («Соломинка, уголек и боб».) 5 «Жил на свете сапожник. Денег у него совсем не было. И так он наконец обеднел, что остался у него всего только один кусок кожи на пару сапог». («Маленькие человечки».) БЛОК 7. УГАДАЙ СКАЗКУ ПО ГЕРОЯМ Вопросы 1 Ёж, ежиха, заяц. («Заяц и еж».) 2 Мачеха, старушка, ленивица. («Госпожа Метелица».) 3 Мельник, Собака, Петух, разбойники. («Бременские музыканты».) 4 Силач, великан, мельник, богач. («Молодой великан».) 5 Нищий, королевна, жена, король. («Король Дроздобород».) БЛОК 8. ОТКУДА ЭТИ СЛОВА? Вопросы 1 «Когда солнце стало опускаться за холмами, королевна и нищий музыкант подошли к стенам большого богатого города. Над золотыми тяжелыми воротами возвышалась круглая башня…» («Король Дроздобород») 2 «Я - сын короля, но был околдован карликом: он украл у меня мои сокровища, обратил меня в дикого медведя и заставил жить в лесу до тех пор, пока его смерть не расколдует меня». («Краснозорька и Беляночка».) 3.(«Своя игра») «Ее во дворце давно поджидали. Для нее уже были подготовлены железные башмаки, раскаленные на горячих углях. Клещами втащили эти башмаки в комнату и поставили перед злой мачехой. Она должна была надеть на ноги эти раскаленные башмаки и плясать в них до тех пор, пока не упадет мертвою на пол». («Белоснежка и семь гномов».) 4 «Человечек сидел и удил рыбу, а ветер, к несчастью, запутал его бороду в леске, и когда клюнула большая рыба, у карлика не хватило сил ее вытянуть, рыба была сильнее его и тянула карлика за собой». («Краснозорька и Беляночка».) 5 «Взял старший сын свою шпагу да как начал вертеть ею у себя над головой! Так быстро вертит, что ни одна капля на него не попадает». («Три брата».) БЛОК 9. УГАДАЙ СКАЗКУ ПО ПРЕДМЕТАМ Вопросы 1 Мельница, балалайка, окно. («Бременские музыканты».) 2 Варенье, жилетка, мухи. («Храбрый портняжка».) 3 Шпага, мыло, кисточка, подкова. («Три брата».) 4.(«Кот в мешке») Ножницы, удочка, борода. («Краснозорька и Белоснежка».) 5 Кроватки, ложки, чашки, гребень. («Белоснежка и семь гном)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Литературная викторина

по сказкам братьев Гримм

Учитель:

Белова С. А.

Якоб Гримм

(1785-1863)

Вильгельм Гримм

(1785-1859)

    «Бременские музыканты»

    «Горшок каши»

    «Кот в сапогах»

    «Красная шапочка»

    «Белоснежка»

    «Золушка»

    «Золотой гусь»

    «Волк и семеро козлят»

Братья Гримм родились в семье чиновника в городе Ганау(Ханау). Отец их был вначале адвокатом, а затем занимался юридическими вопросами у князя Ганауского.

Старший брат, Якоб Гримм родился 4 февраля 1785г . (04.01.1785-20.09.1863), а младший- Вильгельм Гримм- 24 февраля 1786г .(24.02.1786-

16.12.1859). Дети росли в благополучной семье, в атмосфере любви и добра.

За четыре года вместо положенных восьми лет братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили в Берлинском университете профессорами. Создали «немецкую грамматику» и словарь немецкого языка.

Занимались изучением памятников, историей и собиранием традиционного народного фольклора.

Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских семейных сказок» (1812г.,1815г., 1822г.). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Белоснежка», «Золушка», «Золотой гусь», «Волк и семеро козлят» - всего около 2000сказок.

Некоторые учёные считают, что братья Гримм не сочиняли сказки, а обрабатывали и творчески пересказывали лишь те, которые записывали со слов народных сказителей.

Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык. В России они многократно переиздавались. Тонкая ирония, лукавство, юмор присуще сказкам. В них очень хорошо видны социальные отношения.

Пояснительная записка.

Для проведения игры класс разбивается на несколько команд. Команды выбирают себе название, капитана. Победитель определяется по числу набранных очков. За верный ответ- 1 очко. Команда победитель получает сладкий приз.

1.Представление команд.

( Каждая команда называет себя и говорит девиз )

2. Конкурс «Разминка».

(Команды по очереди называют сказки братьев Гримм, за каждый правильный ответ по 1 баллу).

Ответы: «Бременские музыканты»

«Горшок каши»

«Кот в сапогах»

«Красная шапочка»

«Белоснежка»

«Золушка»

«Золотой гусь»

«Волк и семеро козлят».

«Храбрый портняжка»

«Госпожа метелица»

«Мальчик-с-пальчик»

«Король Дроздобород»

«Русалочка»

3. Конкурс «Угадай-ка».

- Завершите фразу. Из какой сказки эта реплика?

    Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит: ...

(-Раз, два, три, горшочек вари!) (« Горшок каши» )

2) Как-то раз испекла мама пироги и сказала дочке: …

(-Сходи-ка ты, Красная шапочка, к бабушке,

снеси ей этот пирог, горшочек масла, да узнай,

здорова ли она.) (« Красная шапочка »)

    А уда же ты уходишь, Мишенька?- спросила Белоснежка. А он ей отвечает: …

(-Я должен идти в лес - оберегать мои сокровища

от злых карликов.) ( «Белоснежка» )

    Однажды пришлось ей в лес идти за кормом, и вот она созвала своих козляток и сказала: …

(- Милые детки, надо мне в лесу побывать, так

вы без меня берегитесь волка!)

( «Волк и семеро козлят» )

    Что ты там видишь, Серый?- спросил петух.

(- Что вижу? Накрытый стол, а на нём и яства,

и питьё, и разбойники за столом сидят и

угощаются) ( «Бременские музыканты» )

4 . Конкурс «Сказочный»

«Белоснежка»

волк

«Бременские музыканты»

дурень

«Красная шапочка»

старушка

«Золотой гусь»

Розочка

«Горшок каши»

мыши

«Волк и семеро козлят»

осёл

«Золушка»

маркиз де Карабас

«Кот в сапогах»

медведь

Ответы к конкурсу «Сказочный»:

1. «Белоснежка» - Розочка, медведь

2. «Бременские музыканты» - осёл

3. «Красная шапочка» - волк

4. «Золотой гусь» - дурень

5. «Горшок каши» - старушка

6. «Волк и семеро козлят» - волк

7. «Золушка» - мыши

8. «Кот в сапогах» - маркиз де Карабас

Команда №____________

4 . Конкурс «Сказочный»

-Из какой сказки эти персонажи? Соедини героев и название произведения.

«Белоснежка»

волк

«Бременские музыканты»

дурень

«Красная шапочка»

старушка

«Золотой гусь»

Розочка

«Горшок каши»

мыши

«Волк и семеро козлят»

осёл

«Золушка»

маркиз де Карабас

«Кот в сапогах»

медведь

5. Конкурс «Найди хозяина» (Каждой команде по 1 вопросу. На последний вопрос отвечает тот, кто первый поднимет руку)

-Угадай, из какой сказки эти вещи?

    Сапоги, королевская карета («Кот в сапогах»)

    Башмачки, тыква («Золушка»)

    Топор, очки (у дровосека из «Красной шапочки»)

    Розы, борода («Белоснежка»)

    Нож,музыкальные инструменты («Бременские музыканты»)

6. Кроссворд.

По сказке «Бременские музыканты»

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

По горизонтали:

    Кто из этих животных бременский музыкант: индюк, козёл, петух ?

    Кто из этих животных бременский музыкант: бык, кот, заяц?

    Дерево, под которым расположились ночью бременские музыканты: ель, дуб , ива?

    Кто жил в доме, который приглянулся бременским музыкантам: милиционер, разбойники, шахматисты?

    Кто из этих животных бременский музыкант: корова, лошадь, собака ?

    Кто из этих животных бременский музыкант: осёл , гусь, утка?

    Кто хозяин старого осла: лесоруб, мельник , стрелец?

    Разбойник сказал товарищам, что в их доме поселились страшные: богатыри, великаны , генералы?

    Кто хозяин старой собаки: лесоруб, охотник, портной?

    Что, по словам разбойника, исцарапало ему лицо: копьё, спица, шишка?

По вертикали:

    (Подоконник)

6. Кроссворд.

По сказке «Бременские музыканты»

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

По горизонтали:

    Кто из этих животных бременский музыкант: индюк, козёл, петух?

    Кто из этих животных бременский музыкант: бык, кот, заяц?

    Дерево, под которым расположились ночью бременские музыканты: ель, дуб, ива?

    Кто жил в доме, который приглянулся бременским музыкантам: милиционер, разбойники, шахматисты?

    Кто из этих животных бременский музыкант: корова, лошадь, собака?

    Кто из этих животных бременский музыкант: осёл, гусь, утка?

    Кто хозяин старого осла: лесоруб, мельник, стрелец?

    Разбойник сказал товарищам, что в их доме поселились страшные: богатыри, великаны, генералы?

    Кто хозяин старой собаки: лесоруб, охотник, портной?

    Что, по словам разбойника, исцарапало ему лицо: копьё, спица, шишка?

По вертикали:

    Место, куда поставил передние ноги осёл, намереваясь напугать разбойников.

7. Конкурс капитанов. (Каждой команде по 1 вопросу. На последний вопрос отвечает тот, кто первый поднимет руку)

    За что старушка подарила девочке горшочек? (За доброту)

    Сколько пробили часы, когда Золушка покинула бал в первый раз? (Три четверти двенадцатого)

    Кем оказался медведь в сказке «Белоснежка?» (сын короля, заколдованный карликом)

    Сколько человек бежало за дурнеем и почему? (7 человек,)

    Что приказывал говорить кот, когда бежал впереди кареты? (Это дом (мельница, сад) маркиза де Карабаса)

8. Конкурс «Шифровка».

По сказке «Золотой гусь»

- Какой указ объявил король?

Шифр:

Ответ: «Кто королеву рассмешит, тот на ней и женится.»

Команда №________________________

Конкурс «Шифровка».

По сказке «Золотой гусь»

- Какой указ объявил король?

Шифр:

9. Конкурс «Знатоки сказок братьев Гримм».

(Каждой команде по 5 вопросов из определённой сказки. На вопросы последней сказки отвечает тот, кто первый поднимет руку)

1 команда: сказка «Кот в сапогах»

    Что оставил сыновьям мельник? (Мельницу, осла и кота)

    Какой скромный подарок преподнёс кот королю? (Рябчиков)

    Зачем хозяин кота оказался в реке? (Чтобы раздобыть наряд)

    В кого превратился великан? (В мышь)

    Кем стал кот после свадьбы маркиза? (Знатным вельможей).

2 команда: сказка «Золушка»

    За что прозвали девушку Золушкой? (Бедная девушка садилась возле камина, у ящика с золой)

    Кем оказалась старая тётушка Золушки? (Доброй волшебницей)

    Во что превратила волшебница тыкву? (В позолоченную карету)

    Кем стали шесть живых мышей? (Лошадьми мышиного цвета)

    Из чего был сделан потерянный башмачок? (Из хрусталя)

3команда: сказка «Красная Шапочка»

    Кто подарил девочке красную шапочку? (Бабушка)

    Что крикнула бабушка притворщику-волку? (Дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется)

    Что предложил волк при встрече Красной Шапочке? (Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по той дороге пойду, а ты ступай по той)

    Что ответил волк на вопрос: «Почему у вас такие большие зубы?» (Чтоб скорее съесть тебя)

    Кто спас бабушку и внучку? (Дровосеки)

4 команда: сказка «Белоснежка»

    Назовите имя сестры Белоснежки. (Розочка)

    Кто лежал на полу у очага рядом с сёстрами? (Барашек)

    Кто стал частым гостем в доме? (Медведь)

    Где была запутана борода карлика? (В дереве, спутало удочкой в озере)

    В чём он провинился? (Заколдовал царевича, выкрал сокровища)

все: сказка «Золотой гусь»

    Что сказал дурень повстречавшемуся старику? (-Если моя еда тебе по вкусу, давай присядем и вместе закусим)

    Почему прилипли к гусю дочери хозяина харчевни? (Из-за любопытства)

    Кто шёл вслед за дурнем и гусём ? (Три девушки, пастор, слуга пастора, крестьяне)

    Какой корабль приказал построить король? (Чтобы мог по воде и по суше плавать)

    Какую награду получил дурень? (Царскую дочь).

10. Подведение итогов конкурса. Награждение.

Шлыкова Ирина Ивановна

Город (населенный пункт):

г. Волгоград

Сказочный конкурс-викторина по творчеству Г.Х. Андерсена и Братьев Гримм.

В форме игры подвести итог знакомству с творчеством Х.К.Андерсена и Братьев Гримм.

ØАктуализировать знание содержания сказок писателей, развивать коммуникативные способности обучающихся, умение работать в команде.

ØРазвивать познавательную сферу учащихся, речь, память, смекалку.

Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютерная презентация,
иллюстрации к сказкам, карточки с заданиями для команд, жетоны;

Ход мероприятия.

Зал украшен иллюстрациями из сказок. На доске - рисунки к сказкам, выполненные детьми. Портреты писателей, выставка книг.

Вступительное слово ведущего.

Ребята мы с вами в течении года прочитали много сказок. Но особенно тщательно мы с вами готовились к викторине по сказкам Г.Х.Андерсена и братьев Гримм, сегодня мы узнаем как вы внимательно прочитали сказки какие сказки вы еще знаете

1. Приветствие командам.

1 ученик

В сказочный мир мы сегодня идем

И за собой всех ребят позовем

Мы дружная команда, веселые друзья,

Со сказкою рядом шагаем всегда!

2 ученик

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку.
Уже предчувствует душа.

3 ученик

И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

4 ученик

Сказка по лесу идёт -
Сказку за руку ведёт,
Это что за хоровод?

Сказка в гости к нам идет

1 ученик

Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живёт,

Сказки Андерсена знает

Любит весь честной народ

2 ученик

Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!

Обожаемые сказки-
Слаще ягоды любой!

3 ученик

В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка - умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт.

4 ученик

Сказки долго мы читали

И попасть мы в них мечтали

Чудо вдруг случилось с нами

В сказку мы попали сами.

1 ученик

Нам горшочек сварил кашку,

А портной нам сшил рубашку

И утенка пожалели

Великана одолели.

2 ученик

Книжки братьев Гримм читали

Много нового узнали

Храбрый наш портной, однако

Победил умом, ребята!

3 ученик

Мы с принцессой подружились

И в огниво превратились

Если хлопнем мы в ладоши

Искры разлетятся

И три пса из сказки к нам тот час же примчаться.

4 ученик

Не попросим мы у них

Серебра и злата

А попросим лишь у них

Помощи ребятам

1 ученик

Три собаки и огниво

Неразлучны в сказке

Так и мы в команде нашей

Дружим без подсказки

2 ученик

Вот, наконец, настал тотчас,

И мы приветствуем всех вас

Чтобы с вами нам сразиться,

Нужно очень потрудиться.

2. Конкурс вступление в игру.

Вступительное слово ведущего.

Сегодня мы собрались, чтобы подвести итог знакомства с творчеством Х.К.Андерсена и Братьев Гримм. В викторине участвует две команды. . Им нужно заранее придумать названия, имеющие отношение к творчеству сказочников. Каждая команда готовит презентацию «Вехи жизни и творчества сказочника» по результатам жеребьёвки. А команда соперников по три вопроса о творчестве писателя. Жюри подводит итог и выставляет баллы.

3. Задания капитанам

ØКакую сказку Г.-Х. Андерсена напоминает сказка «Шесть лебедей» братьев Гримм? («Дикие лебеди».) А сколько лебедей было у Андерсена? (12)

ØКуда спрятался самый маленький козленочек в сказке братьев Гримм? (В футляр для настенных часов.)

Ø Какие две сказки Пушкину, можно сказать подсказали братья Гримм? (Ответ: «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Ø Как называется у Андерсена сказка похожая на сказку «Синяя свечка»? (Ответ: «Огниво»).

Ø Вы все знаете сказку «Аленький цветочек», а у братьев Гримм есть похожая сказка, назовите ее. (Ответ: «Беляночка и Розочка»)

Ø На какую сказку братьев Гримм похоже русская народная сказка «Морозко» (Ответ: «Госпожа Метелица»).

ØКакая одноименная сказка есть у Братьев Гримм и Шарля Перро? (Ответ: «Золушка»)

4. Блиц-конкурс самая-самая…

Ведущий читает задание, команда, которая первой назовет правильный ответ, зарабатывает 2 балла.

Самая короткая сказка. («Принцесса на горошине»)
Самая грустная сказка. («Русалочка»)
Самая зимняя сказка. («Снежная королева»)
Самая смешная сказка. («Новый наряд короля»)
Самая крошечная девочка. (Дюймовочка)
Самый богатый жених. (Крот)
Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине)
Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди»)
Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок»)
На долю какого героя выпали самые большие беды и несчастья? (Гадкий утенок. Допускается: Стойкий оловянный солдатик)
Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»).
Самая старая и уродливая ведьма. (В сказке «Огниво»)
Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво»)
Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка»)
Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик)
Самая молчаливая героиня. (Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
Ваша самая любимая сказка Г.-X. Андерсена. (Дети называют).

5. Конкурс «Собери пазл».

Каждая команда получает разрезанную иллюстрацию (пазлы). Нужно собрать за определённое время картинку и к данной иллюстрации прочитать наизусть отрывок из этого произведения.

6. Конкурс «Литературная шкатулка».

Подготовлены блоки вопросов по разным сказкам. Капитан вытягивает задание, члены команды быстро отвечают на вопросы и зарабатывают баллы

Вопросы к сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».

1.Из какого зернышка появилась Дюймовочка? Ячменного

2.Какой цветок вырос из зернышка? Тюльпан

3.Какой рост Дюймовочки? Дюйм 2,5 см

4.Из чего сделали колыбельку Дюймовочке? Из скорлупки грецкого ореха

5.Что служило постелью? Лепестки фиалки и розы

6.Что служило Дюймовочке озером? Тарелка с водой и цветами по краям

7.Кто похитил Дюймовочку? Жаба

8.Куда спрятала жаба девочку?В кувшинку на середину пруда

9.Кто помог Дюймовочке? Маленькие рыбки

10.Что они сделали? Перегрызли стебелек листа

11.Кто подхватил девочку с листа? Жук

12.Почему майский жук простился с Дюймовочкой? ЕЕ не одобрили другие жуки

13.Чем питалась дюймовочка в лесу? Цветочный мед и пила росу

14.Где нашла приют девочка? У старой мыши

15.Что далала Дюймовочка у мыши? Прибиралась и рассказывала ей сказки

16.Что понравилось в Дюймовочке кроту? Как она пела

17.Где гулял крот и полевая мышь и Дюймовочка? В подземном ходе

18.Кого увидела девочка в проходе? мертвую ласточку

19.Почему ласточка не могла улететь? она поранила крыло о терновый куст

20.Кто помогал Дюймовочке готовить приданое? 4 Паука

21.Кто спас Дюймовочку от ненавистного крота? Ласточка

22.куда она отвезла девочку? В теплые страны

23.Кого встретила Дюймовочка в цветке? Короля эльфов

24.какой подарок получила Дюймовочка от эльфов? маленькие крылышки

25.как стали звать Дюймовочку Эльфы? Майя

26.Как мы узнали эту историю про Дюймовочку? Ласточка жила под окном человека который умел хорошо рассказывать сказки

Вопросы к сказке Г.Х.Андерсена «Огниво»

1.Кого повстречал солдат на пути домой? Старую ведьму

2.Что хотела ведьма от солдата? Чтобы он спустился в дупло старого дерева

3.Какие монеты охраняла собака в первой комнате? Медяки

4.Как надо было бороться с первой собакой? Посадить на передник синий клечатый

5.Какие глаза у первой собаки? С чайную чашку

6.Какие глаза у второй собаки? С мельничное колесо

7.Что охраняла вторая собака? Серебро

8.Какие глаза у третьей собаки? Как круглая башня в Копенгагене

9.Что охраняла третья собака? Золото

10.Что просила достать ведьма из дупла? Старое огниво

11.Как солдат узнал тайну огнива? Ударишь 1 раз прибежит 1 собака и т.д.

12.Какое первое желание загадал солдат? Денег

13.Как собака обманула старуху фрейлину? Нарисовала кресты на всех дверях

14.Что придумала королева чтобы проследить куда ночью исчезает ее дочь? Мешочек с гречневой крупой и в нем дырочка

15.кто принес огниво арестованному солдату? мастеровой

16.Кто спас солдата? три собаки

17.Из какого замка вышла принцесса и стала королевой? из медного

Вопросы к сказке «Гадкий утенок»

1.НА каком языке болтал длинноногий аист? по-египетски

2.Под какими листьями сидела мама утка? Под лопухом

3.какой знак отличия был старой утки? Красный лоскуток на лапке

4.Почему утенок убежал с птичьего двора? Его все обижали

5. где стал жить гадкий утенок? На болоте

6.почему утенок убежал со своего болота? Началась утиная охота

7.Где нашел пристанище утенок? В старой избушке

8.кто жил в избушке? Старуха со своей курицей и котом

9. как звали кота? Сыночек

10.Как звали курицу? Коротконожка

11.Почему старуха оставила утенка у себя? Думала, что он будет нести яйца

12.Где стал жить утенок когда ушел от старухи? На озере

Вопросы к сказке «Стойкий оловянный солдатик»

1.Кто была мать оловянного солдатика? старая оловянная ложка

2.Сколько у него было братьев? 25

3.В каком мундире они были? Красный отвороты синие

4.Где они лежали? В коробке

5.Чем отличался последний солдатик? Одноногий не хватило олова

6.Кто была хозяйкой игрушечного дворца? Вырезана из картона в юбочке из тонкого батиста и голубой шарф на груди брошка

7.Что делали игрушки ночью? Играли танцевали

8.Кто хотел проучить солдатика? Злой тролль из табакерки

9.С какого этажа упал солдатик?3

10.Как солдатик очутился на лодочке? После ливня мальчишки сделали кораблтк и отправили его в плавание

11.Кто напугал солдатика под мостом? Крыса

12.Что хотела проверить крыса у солдатика? паспорт

13.У кого в животе он очутился? Рыба

14.Как он попал к своим прежним хозяевам? Рыбу поймали и продали в семью где раньше жил солдатик

15.Как солдатик очутился в печке? Маленький ребенок бросил

16.Как туда попала танцовщица? Подхватило ветром

17.Что осталось от солдатика и танцовщицы? Маленький комочек олова похожий на сердце а, от танцовщицы - обгорелая черная брошка

Вопросы к сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица»

1.Какую работу выполняла падчерица каждое утро? У колодца пряла пряжу

2.КАК уронила веретено падчерица в колодец? Поранила руку и испачкала кровью веретено, обмыла в колодце.

3.Что первое увидела падчерица в колодце? Печь хлеб пекла.

4.Как помогла она печке? Вынула хлеб.

5.Кому еще помогла девочка? Яблоня

6.Кого еще увидела девочка? В избушке старуху.

7.Какое задание выполняла девочка? Стелила постель и взбивала перину, чтобы перья летели.

8.Как наградила ее Метелица? Обсыпала золотом и вернула веретено

9.Как дочь мачехи оказалась у метелицы? Раскарябала руку и бросила веретено и сама прыгнула

10.Как работала лентяйка у метелицы? Яблоне и печке не помогла и перину взбивала плохо

11.Как наградила ее Метелица? опрокинула котел со смолой.

Вопросы к сказке братьев Гримм «Храбрый портной»

1.Как звали храброго портного? Ганс

2.Какое варенье ел портной? Сливовое

3.Сколько мух убил портной? 7

4.Что вышил портной на поясе? Когда злой бываю семерых убиваю

5.Что взял с собой портной? твороженный сыр и птицу

6.С кем он встретился на горе? Великан

7.Какое первое испытание придумал великан? Сжал камень, из него пошла вода

8.Как обхитрил великана портной? Сжал вместо камня сыр

9.Какое второе задание придумал великан? Кинул камень в небо.

10.Как обхитрил портной великана во второй раз? Кинул птицу в небо

11.Какое было третье испытание? Снести дерево на плечах

12.КАК обхитрил на этот раз портной?Великан нес дерево а портной ветки (Ехал на ветке)

13.Кого встретил портной в пещере? 5 великанов

14.Что сделал великан с портным в пещере? Ночью ударил его, решил избавиться?

15.Как обхитрил его портной? Он лег спать не на кровать

16.Что делали великаны утром? 6 великанов пошли рубить дрова

17.Почему великаны разбежались от Ганса? Испугались

18.Как король решил избавиться от Ганса? Послал в лес одолеть двух разбойнтков

19.Кого дал в помощь Гансу король? 100 всадников

20.Как Ганс победил разбойников? Взял камни залез на дерево, стал кидать ими в разбойников,

перессорил их между собой, они стали драться, пока не убили друг друга

21.Какое следующее задание дал король портному? Убить зверя единорога

22.Как он победил единорога? Портной спрятался за дерево и единорог попал рогом в дерево и застрял

23.Что случилось с королем, когда он увидел единорога? От страха убежал так далеко, что

Подведение итогов. Награждение победителей.

Викторина «Сказки братьев Гримм» для учащихся 4-6 классов

    Познакомить детей с некоторыми фактами из жизни немецких сказочников Якоба и Вильгельма Гримм.

    Развивать мышление, память, внимание, быстроту реакции

    Выявить лучших знатоков сказок братьев Гримм

Викторина составлена по сказкам братьев Гримм:

    «Король-лягушонок»

    «Соломинка, уголёк и боб»

    «Храбрый потняжка»

    «О рыбаке и его жене»

    «Волшебный горшочек»

    «Бременские музыканты»

    «Спящая красавица»

    «Стоптанные туфельки»

СЛАЙД№1

1) Рассказ воспитателя о братьях Гримм

Ребята, сейчас я расскажу вам о некоторых событиях из жизни сказочников. А вы внимательно слушайте и запоминайте. После рассказа я задам вопросы. Кто быстрее поднимет руку и даст правильный ответ, получит жетон. В конце викторины по количеству жетонов мы определим победителя.

СЛАЙД №2

Братья Гримм родились в Германии в городе Ганау (Ханау) в 18 веке.
Старший, Гримм Якоб (04.01.1785 - 20.09.1863), родился 4 января 1785 года, Гримм Вильгельм (24.02.1786 - 16.12.1859) - 24 февраля 1786 года.

СЛАЙД№3

Дед и прадед братьев были священниками, а вот отец Филипп Вильгельм стал адвокатом. Мама будущих сказочников ДоротеяЦиммер происходила из семьи юристов. Семья их была очень дружной. У Якоба и Вильгельма было ещё трое братьев и сестра. Родители очень часто устраивали детям семейные праздники.

Неподалёку от них жила сестра отца - тётушка Шлеммер. Своих детей у неё не было, и она с удовольствием занималась со старшими братьями Гримм. Дети отличались поразительными способностями, очень быстро научились считать и писать. Может быть, из-за того, что разница в возрасте у Якоба и Вильгельма была всего один год, братья почти никогда не расставались, вместе играли, посещали уроки французского языка. Крепкая дружба сопровождала их на протяжении всей жизни. Кроме старших братьев, известным стал и самый младший, Людвиг. Став художником и гравёром, он иллюстрировал сборники сказок, подготовленные Якобом и Вильгельмом.

В 1796 году умер их отец, и старшим детям пришлось вместе с мамой заботиться о младших. Времена эти были не самыми лёгкими в жизни семьи Гримм.

Через два года (в 1798 году) братья переехали в г. Кассель к сестре матери - тётушке Генриетте. Именно здесь осенью Якоба приняли в начальный класс кассельского лицея. А вот Вильгельму пришлось брать частные уроки, ведь он был младше на год. Но уже к Пасхе (весной 1799 года) младший из братьев был зачислен в тот же самый класс, в котором обучался Якоб. Братья имели очень хорошие способности, кроме этого, учиться им очень нравилось. Благодаря этому вместо 7- 8 лет, которые проводили в лицее остальные дети, братья закончили обучение всего за 4 года.

СЛАЙД №4

Во время учёбы в лицее Якоб с большим удовольствием изучал языки и историю. И даже после того, как братья возвращались из лицея, они подолгу занимались дома - постигали французский и латинский языки, с увлечением рисовали. Одним из любимых занятий стало коллекционирование выписок из самых различных книг.

В 1802 году Якоб поступил в Марбургский университет на факультет юриспруденции. Вильгельм в это время сильно болел, поэтому Якоб смог привезти его в Марбург только весной 1803 года. Здесь братья вместе продолжили своё обучение, решив стать юристами. Но чем дальше продвигалась их учеба, тем они больше понимали, что им гораздо интереснее заниматься филологией - изучением родного языка, его истории и особенностей. Во время обучения в университете Якоб очень сдружился со своим учителем - профессором Савиньи. Вскоре Вильгельм вернулся в г. Кассель, а Якоб отправился вместе с Савиньи в Париж, где занялся поиском и исследованием старинных рукописей.

Именно в Париже Якоб увлёкся собиранием народных сказок, которые и открыли ему дверь в мир фольклора. Вскоре к этому занятию присоединился и Вильгельм.

СЛАЙД№5

Вот как сам Якоб говорил о своём занятии: "Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как огонь в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней"

Путешествуя по родному краю, братья записывали сказки со слов сельских и городских жителей.

В 1808 году Якоб Гримм становится личным библиотекарем брата Бонапарта Наполеона, Жерома Наполеона, тогдашнего короля Вестфалии.

СЛАЙД №6

А в 1812 году на свет появился первый том сказок братьев Гримм, который стал очень популярным и принёс авторам настоящую известность. Называлась книга "Детские и семейные сказки". Уже через три года братья издали и второй том сказок. Всего в два тома вошло 200 сказок. Немного позднее была опубликована книга, которая называлась "Немецкие предания".

Братья продолжили свои исследования филологии, немецкого фольклора. В 1830 году Якоб переехал в Гёттинген и стал профессором и библиотекарем местного университета. Через некоторое время и Вильгельм стал профессором гёттингенского университета. Но кроме сказок, братья прославились и как выдающиеся учёные - лингвисты.

Любимые сказки многих поколений ребятишек переведены на множество языков мира. Они переиздаются каждый год огромными тиражами.

СЛАЙД №7

1 тур викторины «Что вы запомнили из рассказа о жизни сказочников?»

1) В каком веке родились братья? (В 18 веке)

2) В какой стране жили братья? (В Германии)

3) Как звали братьв? (Вильгельм и Якоб)

4) Кто был старше? (Якоб)

5) Сколько детей было в семье братьев? (6: Якоб, Вильгельм, 3 брата и сестра)

10) Сколько всего сказок вошло в 2 тома? (200 сказок)

2 тур. Разминка «Доскажи словечко» Как называется сказка?

Требуются хоровые ответы

Король - …, (лягушонок)

Бременские …, (музыканты)

СЛАЙД №8

3тур. Узнай сказку по опорным словам.

Хозяин, животные, разбойники

«Бременские музыканты»

Море, желания, королева

«О рыбаке и его жене»

Девочка, старушка, мама

«Волшебный горшочек»

Мухи, великаны, единорог

«Храбрый потняжка»

Король, королевны, солдат

«Стоптанные туфельки»

Печь, ручей, портной

«Соломинка, уголёк и боб»

СЛАЙД №9

4 тур. Вспоминай и отвечай

В какой сказке говорится о следующих предметах?

1.Золотой мяч -«Король-лягушонок»

2.Барабан - «Бременские музыканты»

3.Топор – «Золотой гусь»

СЛАЙД№10

А сейчас мне бы хотелось узнать как вы знаете сказку «Бременские музыканты». Я буду задавать вам вопросы. А вы должны будете на них ответить.

Бременские уличные музыканты

Почему хозяева хотели избавиться от животных?

Животные стали старыми и не могли служить хозяевам, как прежде

Кто решил стать бременскими музыкантами?

Осёл, собака, кот, петух

Что подумали разбойники, увидев и услышав Осла, собаку, кота и петуха?

Что это привидение

Что сказал разбойник, ходивший на разведку, своим товарищам?

В доме ведьма, у двери человек с ножом, у двери чудище, на крыше судья кричит: «Держи вора!»

Молодцы, эту сказку вы знаете. А сможете ли вы ответить на вопросы к сказке «Стоптанные туфельки»

СЛАЙД №11

4 тур. Вспоминай и отвечай

Стоптанные туфельки

Сколько было дочерей у короля?

Что хотел узнать король?

Узнать, где танцуют его дочери по ночам и стаптывают туфельки.

Кто помог солдату узнать тайну дочерей короля?

Старушка

Что старушка посоветовала солдату?

Не пить вина вечером и притвориться спящим

Что дала старушка солдату?

Плащ-невидимку

Куда уходили королевны ночью?

В подземелье под кроватью

Какие листья были на деревьях в подземелье?

Серебряные, золотые, алмазные

Как переправлялись через реку королевны в подземелье?

Их перевозили на лодках принцы.

Подведение итогов

СЛАЙД №12

Спасибо всем за внимание