Усадьба шереметьевых в высоком - денис максимов. Вечная классика. Усадьба Шереметьевых Высокое, Новодугинский район
Усадьба Шереметевых в Высоком December 17th, 2012
Один из интереснейших, сохранивший множество построек, усадебных комплексов Смоленской области это усадьба Шереметевых в селе Высокое. На крутом берегу реки расположился великолепный архитектурно-парковый ансамбль выполненный по проектам известного архитектора Н.Л. Бенуа. Архитектурный ансамбль, включающий в себя 19 усадебных строений, строился с 1867 по 1873 года под руководством, друга и помощника Бенуа, К.Ф. Мюллера.До наших дней сохранились практически все строения усадьбы: главный дом, дом управляющего, дом для детей, дом графини, птичник, огромный конный завод, здание школы, молочная ферма и прочие. Над всеми этими разнообразными зданиями возвышается величественный двухэтажный храм в русском стиле, так же построенный по проекту Бенуа.
Усадьба встречает нас самым старым строением - "домом графини", построенный ещё в середине XIX века. До 1860-х в сельце Высоком находились небольшой деревянный усадебный дом и несколько служебных строений, принадлежавших М.П. Мельниковой, представительнице старинного дворянского рода. В 1858 г. её дочь Александра стала женой графа Д.Н. Шереметева — правнука петровского фельдмаршала и первого российского графа Б.П. Шереметева, сына известного театрала, основателя усадьбы "Останкино" графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. "Старый дом" — пример сравнительно скромной усадебной постройки в традициях позднего классицизма. Одноэтажный прямоугольный объем дополнен двумя закрытыми крыльцами по уличному фасаду в виде небольших ризалитов с актовыми портиками входов.
Следующим на нашем пути был дом для детей, 1869 г. постройки.
В архитектуре здания ощутимы мотивы французского классицизма XVII века.
Вся поверхность стен и угловые лопатки покрыты рустом. Торцовый фасад низкого объема, обращенный к дороге, завершен щипцом и имеет во втором этаже деревянный балкон с резными кронштейнами, балясинами и столбиками, несущими скатную кровлю.
Над большей частью второй этаж сделан мансардным, меньшая часть получает вид башенного объема с отдельной высокой крышей.
Напротив, через дорогу, находится дом управляющего.
Другое интересное по архитектуре строение — это здание птичника (1872 г.). К сожалению, находится в руинах.
Птичник расположился на берегу небольшого пруда. Кирпичная постройка в духе романской архитектуры.
У южного угла находится высокая восьмигранная башня, подражающая средневековой крепостной архитектуре.
Стены башни завершены машикулями. Винтовая лестница внутри нее приводит на верхнюю площадку, где возведена подобная маленькая башенка.
Мраморные львы на фоне школы. Прежде львы находились на пилонах при въезде в усадьбу.
Каждый лев держит фамильный герб Шереметевых.
На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех".
Посетили мы усадьбу поздней осенью, когда опала листва, что дало хоть какую-то возможность сделать общие кадры. Однако, избежать в кадре огромного количества веток деревьев, не удалось. Главный дом, строительство которого окончено в 1871 г., построен по заказу графини А.Г. Шереметевой. Дворец — крупное здание с кирпичными стенами, побеленными по обмазке, и окрашенными в светлый тон декоративными деталями.
1901-1902 г.г. по проекту М.Ф. Мейшера в северной части дворец из-за понижения местности становится трехэтажным.
В фасадном декоре мотивы позднего классицизма соединены с подражанием западноевропейской средневековой архитектуре.
Его мансардная кровля, рустованные углы и наличники навеяны французским классицизмом XVII века.
На южном торцовом фасаде еще два входа: один — в угловом деревянном ризалите, перед другим — сильно вынесенное крыльцо с металлическим навесом на столбиках.
Два глухих окна в первом этаже южной части дома имеют цементные наличники, подражающие обрамлениям Ренессанса.
Огромное состояние, доставшееся Шереметевым благодаря таланту и удачливости их предков, позволяло последующим поколениям не заботиться о хлебе насущном, а заниматься тем, что приносило удовольствие. Вот и последний из владельцев усадьбы в селе Высокое граф Александр Дмитриевич Шереметев. Вписал в историю своего рода довольно любопытную страницу. Граф увлекался пожарным делом. В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу "наподобие городских". Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Ездил граф по окрестным деревням, высматривал там полуразвалившиеся деревянные постройки, скупал их, а затем давал приказ поджечь новоприобретенную "собственность" и пожарная команда, обученная и обеспеченная необходимым инвентарем, выезжала на тушение "пожара". Сам граф принимал непосредственное участие в этом действе. А для придания таковому еще большей солидности был приобретен пожарный автомобиль, чем не мог похвастаться даже губернский город.
Перейдём к другой грандиозной постройки имения - конному заводу (1873 г.)
Основные объемы этого незаурядного сооружения в русском стиле одноэтажные, посредине северной и южной сторон возведены двухэтажные корпуса.
Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и кремлевских теремов 17 века в Москве. В разорванные треугольные фронтоны верхних окон вставлены рельефные изображения лошадиных голов.
По завещанию А.Г. Шереметевой в последующем он был приспособлен под больницу, под странноприимный дом и, лишь частично, под конюшни.
Высокими щипцами по оси западного и восточного фасадов отмечены арочные проезды в большой внутренний двор.
Молочная ферма. Кирпичная хозяйственная постройка в романтических формах в "швейцарском вкусе". Сейчас уже сложно угадать какой-либо "вкус".
Амбар находится в юго-восточной части скотного двора. Первоначально несколько амбаров составляли замкнутое каре с внутренним двором. Сейчас сохранился лишь западный корпус.
В его центре находится въезд во двор, выделенный щипцом на фасаде. Небольшие боковые ризалиты также завершены
щипцами под скатами высокой кровли. Щелевидные проемы для сквозного проветривания на одной стороне сделаны одинарными,
а на другой - двойными. В поле щипцов сделаны проемы для засыпки зерна, к которым с земли подводили открытые лестницы.
Сохранились ещё кое-какие постройки (коровник, прачечная), но они уже не столь интересны. А выдающийся Тихвинский храм, что расположен на возвышенности и является доминантой усадьбы, заслуживает отдельного рассказа.
В марте 1917 г. А.Д. Шереметев уехал в Париж, взяв с собой только семейную реликвию - икону Тихвинской Божьей Матери.
Использован материал с сайта
Один из интереснейших, сохранивший множество построек, усадебных комплексов Смоленской области
- это усадьба Шереметевых в селе Высокое.
На крутом берегу реки Вазузы
расположился великолепный архитектурно-парковый ансамбль выполненный
по проектам известного архитектора Н.Л. Бенуа. Архитектурный ансамбль, включающий в себя 19 усадебных строений,
строился с 1867 по 1873 года под руководством, друга и помощника Бенуа, К.К. Мюллера.
До наших дней сохранились практически все строения усадьбы: главный дом, дом управляющего, дом для детей, "старый дом" - дом графини, птичник, огромный конный завод, здание школы, молочная ферма и прочие. Над всеми этими разнообразными зданиями возвышается величественный двухэтажный храм в русском стиле, так же построенный по проекту Бенуа.
Когда-то в усадьбу попадали через "львиные ворота". Свое имя они получили от въездных пилонов с фигурами львов, держащих фамильный герб Шереметевых. На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех". Эти львы тоже сохранились.
Усадьба встречает нас самым старым строением - "домом графини", построенный ещё в середине XIX века.
До 1860-х гг. в сельце Высоком находились небольшой деревянный усадебный дом и несколько служебных строений,
принадлежавших М.П. Мельниковой, представительнице старинного дворянского рода.
В 1858 году её дочь Александра стала женой графа Д.Н. Шереметева...
Дмитрий Николаевич Шереметев -
правнук петровского фельдмаршала и первого российского графа Б.П. Шереметева, сына известного театрала, основателя усадьбы "Останкино" графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.
"Старый дом" - пример сравнительно скромной усадебной постройки в традициях позднего классицизма.
Одноэтажный прямоугольный объем дополнен двумя закрытыми крыльцами по уличному фасаду
в виде небольших ризалитов с актовыми портиками входов.
Следующим на нашем пути был дом для детей, 1869 года постройки.
В архитектуре здания ощутимы мотивы французского классицизма XVII века.
Вся поверхность стен и угловые лопатки покрыты рустом. Торцовый фасад низкого объема, обращенный к дороге, завершен щипцом
и имеет во втором этаже деревянный балкон с резными кронштейнами, балясинами и столбиками, несущими скатную кровлю.
Над большей частью второй этаж сделан мансардным, меньшая часть получает вид башенного объема с отдельной высокой крышей.
Напротив, через дорогу, находится дом управляющего.
Ризалиты образуют единый двухэтажный поперечный объем, на южном фасаде первый этаж имеет вид открытой аркады.
Одноэтажные крылья перекрыты высокими двускатными кровлями, в которых устроены мансарды.
Другое интересное по архитектуре строение - это здание птичника. К сожалению, находится в руинах.
Птичник (1872 г.) расположился на берегу небольшого пруда.
Кирпичная постройка в духе романской архитектуры напоминает короткую однонефную базилику
.
У южного угла находится высокая восьмигранная башня, подражающая средневековой крепостной архитектуре.
Стены башни завершены машикулями. Винтовая лестница внутри нее приводит на верхнюю площадку,
где возведена подобная маленькая башенка.
Мраморные львы на фоне школы. Прежде львы находились на пилонах при въезде в усадьбу.
Каждый лев держит фамильный герб Шереметевых.
На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех".
Правда, он отличается от всем известного герба Шереметевых.
Посетли мы усадьбу поздней осенью, когда опала листва, что дало хоть какую-то возможность сделать общие кадры.
Однако, избежать в кадре огромного количетсва веток деревьев, не удалось.
Главный дом, сторительсво которого окончено в 1871 году, построен по заказу графини А.Г. Шереметевой.
Дворец - крупное здание с кирпичными стенами, побеленными по обмазке, и окрашенными в светлый тон декоративными деталями.
В
1901-1902 г.г. по проекту М.Ф. Мейшера
в северной части дворец из-за понижения местности становится трехэтажным.
В фасадном декоре мотивы позднего классицизма соединены с подражанием западноевропейской средневековой архитектуре.
Его мансардная кровля, рустованные углы и наличники навеяны французским классицизмом XVII века.
Общую декоративность всего дворца усиливают эркеры и открытые балконы.
Северный фасад имеет вид башни под колпаком кровли.
На южном торцовом фасаде еще два входа: один - в угловом деревянном ризалите, перед другим -
сильно вынесенное крыльцо с металлическим навесом на столбиках.
Два глухих окна в первом этаже южной части дома имеют цементные наличники,
подражающие обрамлениям Ренессанса.
Огромное состояние, доставшееся Шереметевым благодаря таланту и удачливости их предков,
позволяло последующим поколениям не заботиться о хлебе насущном, а заниматься тем,
что приносило удовольствие. Вот и последний из владельцев усадьбы в селе Высокое
граф Александр Дмитриевич Шереметев...
...вписал в историю своего рода довольно любопытную страницу. Граф увлекался пожарным делом.
В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу "наподобие городских".
Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Ездил граф по окрестным деревням, высматривал там полуразвалившиеся деревянные постройки, скупал их, а затем давал приказ поджечь новоприобретенную "собственность" и пожарная команда, обученная и обеспеченная необходимым инвентарем, выезжала на тушение "пожара". Сам граф принимал непосредственное участие в этом действе. А для придания таковому еще большей солидности был приобретен пожарный автомобиль, чем не мог похвастаться даже губернский город.
Перейдём к другой грандиозной постройки имения - конному заводу (1873 г.)
Конный завод - обширный прямоугольный в плане
и занимает огромную площадь.
Основные объемы этого незаурядного сооружения в русском стиле одноэтажные,
посредине северной и южной сторон возведены двухэтажные корпуса.
Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и
кремлевских теремов 17 века в Москве. В разорванные треугольные фронтоны верхних окон вставлены
рельефные изображения лошадиных голов.
По завещанию А.Г. Шереметевой в последующем
он был приспособлен под больницу, под странноприимный дом и, лишь частично, под конюшни.
Высокими щипцами по оси западного и восточного фасадов отмечены арочные проезды в большой внутренний двор.
Молочная ферма. Кирпичная хозяйственная постройка в романтических формах в "швейцарском вкусе".
Сейчас уже сложно угадать какой-либо "вкус".
Амбар находится в юго-восточной части скотного двора. Первоначально несколько амбаров составляли замкнутое каре с внутренним двором. Сейчас сохранился лишь западный корпус.
В его центре находится въезд во двор, выделенный щипцом на фасаде. Небольшие боковые ризалиты также завершены
щипцами под скатами высокой кровли.
Щелевидные проемы для сквозного проветривания на одной стороне сделаны одинарными,
а на другой - двойными. В поле щипцов сделаны проемы для засыпки зерна, к которым с земли подводили открытые лестницы.
Сохранились ещё кое-какие постройки (коровник, прачечная), но они уже не столь интересны.
А выдающийся Тихвинский храм, что расположен на возвышенности и является доминантой усадьбы,
заслуживает отдельного рассказа.
В марте 1917 года А.Д. Шереметев уехал в Париж, взяв с собой только семейную реликвию - икону Тихвинской Божьей Матери.
Использован материал с сайта
Сегодня побывал в усадьбе Шереметьевых (или Шереметевых, как указано в ряде источников) в Высоком Новодугинского района. Экскурсию в это замечательное место мне организовал мой вяземский читатель, за что ему большое спасибо;) Не скажу, что я большой ценитель архитектуры, но на мой дилетантский взгляд усадьба в Высоком по своему масштабу не уступает . По-видимому, это одно из крупнейших дворянских гнезд, расположенных на Смоленщине. Особенно хочется отметить, что автором этого памятника зодчества являлся Николай Леонтьевич Бенуа. Тот самый мастер, который создал Петергоф. Т.е. разрушенная и разграбленная усадьба в смоленской глубинке и прославленные дворцы Петергофа - дело рук одного всемирно известного мастера. Печально, что не сберегли. Такой бы мог получиться центр притяжения туристов…
Итак, чтобы попасть в Высокое нужно доехать до Вязьмы, затем повернуть на Сычевку и ехать до Торбеево. Там будет поворот налево и указатель на Высокое. Следующие 10 км пройдут в борьбе за сохранность колес и подвески автомобиля. Местами дорога грунтовая, местами - древний асфальт, который не приводили в порядок уже много лет. Мимо Высокого не проедете, вы упретесь в этот населенный пункт. В целом, возникло ощущение, что это вполне себе живое местечко. А жизнь в нем поддерживает Высоковский сельскохозяйственный техникум. Здесь имеются учебный корпус и общежитие.
На въезде в Высокое вас встретит постройка XIX века и раскуроченный реактивный самолет. (все фотки кликабельны!)
Когда-то здесь находился птичник.
Похоже, здание бывшей школы.
Дом для детей Шереметьевых, как утверждают источники.
Единственный объект архитектурного ансамбля, который пытаются привести в порядок - Тихвинская церковь.
В храме проводятся богослужения, зарегистрирован православный приход. Храм строился в 1867-1871 годах.
Тихвинская церковь создана по подобию Троицкой церкви в подмосковном имении Шереметьевых в Останкине.
Рядом с церковью расположен дворец Шереметьвых.
Кстати, усадьба в Высоком имела все шансы возродиться. Об этом подробно рассказывалось пару лет назад: в 2014 году миллиардер Алексей Семин выразил готовность возродить четыре усадьбы на Смоленщине. В их число вошла и усадьба Шереметьевых в Высоком. Для этого государство должно было сдать усадьбы предпринимателю в аренду на 49 лет за символические деньги. Но, увы, эта история, похоже, так и окончилась ничем. В марте 2015 года в Казани произошел крупный пожар в ТЦ «Адмирал» , который принадлежал Семину. Погибли люди, Семин уехал во Францию, скрывшись от следственных органов. Вместе с Семиным уехала и надежда на возрождение усадеб.
Бурьян, бытовой мусор и настенная живопись - вот и все, что встречает здесь путника.
Внутри здания также все плачевно. Протекающие своды оголили кафельную плитку.
Назначение сей ямы мы так и не уловили. Явно не для хранения старых телевизоров.
А вот и Вазуза. Место красивое, тихое, романтичное.
К сожалению, на территории усадьбы попадалось множество построек, назначение которых нам не известно. Даже в Сети при беглом анализе никакой информации на сей счет нет. Вот, к примеру, здание на берегу Вазузы. Что здесь было?
На мельницу или электростанцию не похоже.
Исток Вазузы находится примерно в 15 км от этого места, в деревне Марьино Вяземского района.
Ну а мы возвращаемся в усадьбу. Проходим заросший пруд, на берегу которого 150 лет назад, по-видимому, Шереметьевы коротали время.
Это здание бывшего конного завода. Сейчас здесь расположен ДК и общежитие сельскохозяйственного техникума.
Усадьба Михайловское - замечательное место, где можно и прекрасно отдохнуть, и прикоснуться к русской истории.
Проезд общественным транспортом от метро «Теплый стан»:
Автобусом № 512 (ходит с интервалом 30 мин., время в пути приблизительно 1 час) на Секирино или Плесково до ост. "Курорт Михайловское".
На маршрутном такси № 512 (ходит с интервалом 20 мин., время в пути приблизительно 40 минут).
На автомобиле.
Выехать на Калужское шоссе (является продолжением улицы Профсоюзная, если ехать из Москвы), проехать 28 км до первого кольца (бетонки), в этом месте ранее был пост ГАИ, повернуть направо в сторону Киевского шоссе до поселка Шишкин лес, за нимналево через мост - и вот вы в Михайловском, у проходной санатория.
Что посмотреть.
Малоизвестное место, но очень интересное. Обратите внимание: это не пушкинское Михайловское, а совсем другое! Это Михайловское Шереметьевых!
В настоящее время там расположен небогатый профсоюзный санаторий. Зато свободный доступ на территорию: можно осмотреть липовый парк, пруд и походить по главному дому старинной усадьбы.
Место, конечно, прекрасное для отдыха. Недаром санаторий тут для сердечников. Как написано на сайте санатория, «Парковая и лесо-парковая зоны "Михайловского", благодаря уникальному набору микроклиматических особенностей, оказывают исключительно благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему». Тишина и покой, чудесная русская природа, красота кругом… Здесь можно замечательно провести выходные, подышать свежим воздухом, настоянным на аромате старинных лип и лиственниц. Кругом лес, много грибов и ягод. Постепенно переходит в лес и старинный парк усадьбы. Здесь благоприятная роза ветров. Далеко вокруг нет вредных производств, крупных механизированных баз, высоковольтных линий электропередач и пр. Зато близко, на территории парка, есть источники минеральной и лечебной воды.
Вот река Пахра, в которой водятся щуки, окуни, плотва, голавль, подлещики, язъ. Для любителей рыбалки в 4-х км есть на небольшом озере рыболовная база, где в спокойном удовольствии можно ловить и отдыхать. Кто хочет отдыхать активно, можно покататься на лошадях, неподалеку есть небольшая конно-спортивная база.
Не надо откладывать поездку надолго. Прямо напротив санатория появился очень солидный забор и КПП:на территории усадебного парка, между старинными аллеями из лип и лиственниц, вдоль берега озера быстрыми темпами возводится элитный закрытый коттеджный поселок «Графская усадьба». Часть прилегающего к поселку леса тоже будет огорожена.
Полуразрушенное старинное здание усадьбы сейчас упрятано за корпусами дома отдыха ОАО «Курорт Михайловское». Корпуса санатория были пристроены уже в советское время. Дворец генерала Кречетникова оказался оттеснен на второй план, хотя изначально он был центром жизни Михайловского.
В конце 18 века тульский и калужский наместник генерал Кречетников М.Н. создал усадьбу на берегу Пахры. Главный дом, по мнению специалистов,строился кем-то из известных архитекторов, предположительно П.Р. Никитиным или И.Е. Старовым. Он был построен между 1776 и 1784 гг. и стоит до сих пор, хотя и сильно разрушен. Дом построен в стиле раннего классицизма и, хотя лишен обычного для этого стиля портика с колоннами, зато обладает воистину генеральскими размерами. Красивейшая полукруглая центральная часть фасада усадьбы украшена мезонином и «кружевными» балконами с вензелями «М.К» (Михаил Кречетников). В традициях XVIII века выполнена и планировка здания: двусветный круглый зал с колоннами и овальные комнаты.
По сторонам дома два миниатюрных, квадратных в плане павильона, с фигурными кровлями и шпилями, фланкирующих полуциркульный партер, с фонтаном и лестницей-спуском на главной оси. От этих изысков сохранилась опрокинутая и вдребезги разбитая чаша, остатки лестничных ограждений с точёными балясинами и широким поручнем...
От главного дома по-прежнему берут начало вековые аллеи, образуя перед домом круглую площадку, в центр которой стекаются восемь лучей. Слева от регулярной части уцелели посадки яблонь, высаженные видимо ещё при Шереметевых. Здесь же располагались многочисленные хозяйственные постройки, т.к. Михайловское одно время представляло собой развитую экономию. Другим протяжённым фасадом усадебный дом обращён к реке Пахре и её притоку Язовке, на котором устроены каскадные пруды, разделённые белокаменной плотиной-мостом. За Пахрой - заросший пейзажный парк.Вообще парк Михайловского считался одним из лучших в Подмосковье, занимал 30 га и переходил в лесной массив. Здесь до наших дней сохранилась первоначальная ландшафтная планировка, выполненная в стиле "Английского парка" начала 19 века с тихими, удобными для продолжительных прогулок аллеями и старинным прудом.
От плотины к дому проложена прямая как стрела подъездная дорога. По её сторонам столетние липы, исполинские хвойники и совсем юный орешник.
Рядом с имением сохранились церковь Архангела Михаила (1794), освященная этим именем в память о Михаиле Кречетникове, а уже по церкви с той поры и село, и имение стало называться Михайловским.
Сейчас усадьба выглядит заброшенной, ее реставрацию начинали еще в 2007 году, но так и не закончили. Странно выглядят стеклопакеты на верхних этажах. В остальном же здесь царит запустение. Хотя усадьба числится памятником архитектуры и охраняется государством.
История места.
Усадьба была отстроена в 1776-1884 годах государственным наместником в Калуге, генералом М.Н. Кречетниковым. В дальнейшем Кречетников владел Михайловским (в то время - Крашенниковым) вплоть до последних своих дней. Наследников у генерала не было, и усадьбу выставили на продажу. В начале XIX века усадьбой владела М. С. Бахметьева , а в 1826 году имение перешло к ее племяннику С. В. Шереметьеву.
Кстати, во времена Отечественной войны 1812 года в имении стояла французская армия.
Сменив несколько владельцев и придя в запустение, усадьба, наконец-то попала в хозяйственные руки. В 1870 году ее выкупил граф Сергей Дмитриевич Шереметьев.
Он был хорошим хозяином, владел примерно 353,8 тыс. гектар земли в 11 губерниях! Доход со всех принадлежавших ему имений граф получал за счет сельского и лесного хозяйства, которое и развивал на «подшефных» территориях.
Граф славился научным подходом к сельскому хозяйству, а потому поначалу слыл чудаком. В Михайловском ему удалось создать одну из самых лучший хозяйственных экономий во всей России
С этого времени Шереметьевы стали считать Михайловское своим родовым гнездом, и, когда после смерти Сергея Васильевича в 1834 году его вдова Варвара Петровна была вынуждена продать усадьбу А. С. Мусину-Пушкину, это воспринималось как семейная трагедия. Неоднократно Шереметьевыми предпринимались попытки выкупить имение, но это удалось сделать лишь в 1870 году Сергею Дмитриевичу Шереметьеву . Но и ему для выполнения заветной мечты матери, ее братьев и сестер пришлось занять крупную сумму денег.
47 лет подряд (до революции) Михайловское принадлежало графу С.Д.Шереметьеву (1844-1918). Общественный и государственный деятель (член Государственного Совета), историк, коллекционер, библиофил, почетный член Петербургской Академии Наук, он известен как один из создателей и руководителей Общества любителей древней письменности, Общества ревнителей русского исторического просвещения и председатель Археографической комиссии (1900-1917). Его бесспорной заслугой является создание музея в подмосковной усадьбе Остафьево (1899).
Но именно Михайловское было центром притяжения. Именно здесь семья Шереметьевых хранила свои архивы и архивы Вяземских из усадьбы Остафьево (С.Д.Шереметьев был женат на Е.П.Вяземской). Здесь же расположилась и лучшая библиотека графа, собирать которую начинал еще его прадед. Помимо этого Сергей Дмитриевич перевез в Михайловское большое собрание картин и создал в Михайловском музей местной природы и общество любителей древней письменности.
Сам граф любил Михайловское, кажется, больше всех своих имений и даже написал 2 тома «Архива села Михайловского».
Интересно, что другим дедом последнего хозяина усадьбы был владелец Останкина, создатель знаменитого крепостного театра, граф Николай Петрович Шереметьев. Сергей Дмитриевич тоже любил музыку и одно время был начальником Придворной певческой капеллы.В Михайловском часто устраивались концерты, звучали орган, гитара, виолончель. В таких концертах принимали участие все домашние, в том числе дети и гости.
В своем имении Шереметьевы регулярно проводили лето (с мая по октябрь). По большей части жизнь протекала в сельских трудах и разборах архивов, к чему привлекались даже дети, для которых это принимало форму игры в "тайную канцелярию". А по вечерам все собирались в верхнем кабинете (круглой зале) и устраивали "громкие чтения", причем вслух читали не только художественные произведения, но и находки из своего архива, например, письма Н.М.Карамзина, М.П.Погодина, А.С.Пушкина. В усадьбе устраивались традиционные праздники, куда пригдашались все друзья и близкие: день ангела Сергея Дмитриевича (5 июля), храмовый праздник - день Михаила Архангела (6 сентября) и день рождения Екатерины Павловны (20 сентября). В программе празднования, составленной заранее, всегда имелся какой-нибудь неожиданный сюрприз: выступление фокусников, концерт балалаечников или "световые эффекты". Все, побывавшие здесь, отмечали особенную теплую атмосферу взаимопонимания и добра, царившую в усадьбе. В Михайловском семья пережила нелегкие 1905-1906 годы, сюда перебрались и с началом Первой мировой войны.
Жена графа, Екатерина Павловна Шереметева , любимая внучка поэта князя П. А. Вяземского, выросла в семье с давними культурными традициями, она с юных лет прониклась интересом к истории, памятникам старины. Она всецело разделяла интересы мужа. По инициативе и непосредственном участии Екатерины Павловны в усадьбе Михайловское был создан естественно-исторический музей. В музее были представлены флора, фауна, образцы почв, минералогическая, палеонтологическая и другие коллекции. Делу создания музея Е. П. Шереметева посвятила 22 года своей жизни. К формированию и изучению коллекции она привлекла отечественных и зарубежных ученых.
Музей располагался в специально построенном помещении. При нем имелись: кабинет для научных занятий, библиотека и небольшой ботанический сад. В музее велись биологические наблюдения, проводились экскурсии. Выпускались два периодических издания, в которых освещались результаты исследований музейных коллекций и публиковались работы по флоре мхов и низших растений Средней России. К числу последних относился подготовленный Екатериной Павловной и высоко оцененный русскими ботаниками «Иллюстрированный определитель грибов Средней России».
Это был уникальный музей. Подобного не было ни в одной усадьбе России. Это было научное учреждение, в котором работа осуществлялась на высоком профессиональном уровне. Музей поддерживал связи с научными центрами России в Москве, Петербурге, др. городах, с крупными отечественными и зарубежными учеными. Музей получил широкую известность. Молодые специалисты, работавшие с коллекциями музей, впоследствии стали крупными учеными, докторами наук и профессорами: Ф. В. Бухгольц, Б. Б. Гриневецкий, С. С. Четвериков и др.
В декабре 1916 года Русское Ботаническое Общество при Императорской Академии наук избрало ее своим почетным членом. Екатерина Павловна предполагала передать музей Московскому университету и основать в Михайловском биологическую станцию. Однако этому не суждено было осуществиться. После событий 1917 года усадьба Михайловское была национализирована.
Немалый интерес представляла картинная галерея усадьбы Михайловское. В ее состав входили, в частности, полотна известных русских художников Айвазовского, Максимова, Богданова-Бельского и др. Известно, что в собрание усадьбы Михайловское входили и памятники археологии — случайные находки, которые время от времени находились в окрестностях имения.
После революции.
После революции местные крестьяне помогали Шереметьевым вывозить из Михайловского семейные архивы, ценности и иностранную литературу XVII-XIX веков.
В ноябре 1918 года были арестованы сыновья Сергея Дмитриевича: Павел и Борис, арестованы, а впоследствии расстреляны его зятья - А.П.Сабуров и А.В.Гудович. Сам С. Д. Шереметьев скончался в декабре 1918 года.
В Михайловском недолгое время был музей дворянского быта, организованный Наркомпрсом. Однако уже в 1921 году советская власть прикрыла этот «рассадник капитализма», изъяла «в пользу общества» все оставшиеся ценности, а вместо музея на территории усадьбы был открыт дом отдыха для бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.
Во время Великой Отечественной войны в усадьбе размещался военно-полевой госпиталь, а после войны - санаторий для шахтеров Министерства угольной промышленности.
В начале 60-х годов в Михайловское было переведено Министерство сельского хозяйства СССР, а после его передислокации обратно в Москву - вновь создан санаторий, уже профсоюзной подчиненности.
В 1994 г. санаторий преобразован в ОАО «Курорт «Михайловское», учредителями которого выступили: Федерация Независимых Профсоюзов России, Московский областной совет профессиональных союзов, РАО «ЕЭС России» и Администрация Подольского района Московской области.
В 2004г. на территории бывшей усадьбы начато строительство коттеджного комплекса "Графская усадьба".
Дополнительно