Школьный этап всероссийской олимпиады по литературе. При оценке творческой работы учитывается. Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

2009-2010 уч.года

по литературе.

Ответы.

6 класс

Максимальное количество баллов - 50

1в, 2д, 3б, 4г,5а, 6е

2.Дайте определение загадки.

Загадка – краткое поэтическое иносказательное описание какого-либо предмета или явление, которое нужно узнать

Отгадайте загадки:

А)Дождь б) снег в) Дорога

3.Закончите пословицы:

А)Красна птица перьем, а человек -уменьем

Б)Где жить- там и слыть

В) Слово серебро, а молчанье-золото

Г) Сто человек- сто мнений

Максимальное количество баллов-4

4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: Назовите фамилии этих художников. – М. Васнецов, И.Билибин

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл, это старейший жанр литературы. Возник еще в Древней Греции. Басни в русской литературе мы находим у МЛомоносова, А.Сумарокова, В.Майкова, И.А.Крылова

хорей

А.СПушкин

М.Ю.Лермонтов

Л.Н.Толстой

10.

а) нет

б) да

В) да

Г) нет

Д) да

11.

При оценке творческой работы учитывается:

    глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);

    композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);

    оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);

    эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);

    соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).

Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывалась, но не оценивалась, объём работ не регламентировался.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

2009-2010 уч.года

по литературе

6 класс

Время выполнения заданий – 1,5 часа

Максимальное количество баллов - 50

    Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

Летопись

«Лошадиная фамилия»

«Повесть временных лет»

«Каша из топора»

«Мартышка и очки»

Стихотворение

«Белая береза»

Максимальное количество баллов-6

2.Дайте определение загадки.

Отгадайте загадки:

А)Шел долговяз, в сыру землю увяз

Б) Скатерть бела весь свет одела.

В)До неба достанет, а от земли не видать

Максимальное количество баллов-4

3.Закончите пословицы:

А)Красна птица перьем..

Б)Где жить.…

В) Слово серебро…

Г) Сто человек-

Максимальное количество баллов-4

4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: «Снегурочка», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Царевна», «Пёрышко Финиста – Ясного сокола», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка», «Белая уточка», «Сказка об Иване-царевиче,Жар-птице и сером волке». Назовите фамилии этих художников.

Максимальное количество баллов-2

5.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

Максимальное количество баллов- 4

7. Приведите из басен И.А.Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.

Максимальное количество баллов – по 0.5 балла, если указана пословица, по одному баллу, если указано название басни

8. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Максимальное количество баллов - 1

9. Определите писателя по биографическим фактам.

Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов – 3

10. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»

б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой

Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения

Д) Повесть и слово - жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов - 5

11. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера.

Максимальное количество баллов-10

1. Угадайте литературное произведение по началу или концу; укажите автора.

1) В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в которой ездят холостяки… (Начало.)
2) Потом он промолвил, несколько подумав:
-Да, жаль беднягу… Черт же его дернул ночью с пьяным разгова­ривать!.. Впрочем, видно, уж так у него народу было написано!..
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений, (Конец.)
3) Скучно на этом свете, господа! (Конец.)

2. Из какого стихотворения А.С. Пушкина эта пейзажная зари­совка?

1) Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты.,.
2) Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
3) Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро…Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко…

3. По приведенным ниже определениям установите, о каких литературоведческих понятиях идет речь.

А) … — жанровая форма лирики. Выявилась и определилась в Древней Греции в VI веке до н. э. как стихотворение, написанное независимо от содержания двустишиями. Первоначально темы многообразны, от высокообщественных — патриотизм, идеалы граж­данской и воинской доблести — до узкосубъективных: радость и горе любви.
В новой европейской литературе теряет четкость формы, но при­обретает определенность содержания, становясь выражением преиму­щественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби. В русской литературе в этой жанровой форме работали Н.М. Карам­зин, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. Б) … — обострение сюжета, чаще всего драматического, в ли­тературном произведении с помощью использования различных случайностей, совпадений, обманных ходов, запутывающих дейст­вие, делающих неясным дальнейшее развитие конфликта и неожи­данным его разрешение, служит целям раскрытия характеров персонажей через поступки.

4. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Повесть и слово - жанры древнерусской литературы.
б) Новелла и роман - жанры древнерусской литературы.
в) Бытие - один из жанров древнерусской литературы.
г) Высокий стиль, ораторский слог, описание событий общегосударственного масштаба - черты жанра, который называется ода.
д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
е) Лирическое отступление может быть только в лирическом произведении.
ж) Речь одного литературного героя можно назвать монологом, а разговор трех литературных персонажей - полилогом.
з) Сентиментализм - это направление, направление, к которому принадлежит повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина.
и) Сентиментализм - это жанр, в котором написана повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина.
к) Произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», М. Твена «Приключения Тома Сойера» можно назвать детективными.

5. Соотнесите имена русских писателей и названия мест, где существуют их музеи.

6. Интерпретация поэтического текста.

Осип Мандельштам (1891 – 1938)
* * *
Смутно-дышащими листьями
Чёрный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В тёмном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
И над лесом вечереющим
Встала медная луна;
Отчего так мало музыки
И такая тишина?
1911

ОТВЕТЫ.
1.ОТВЕТ:
1) «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
2) «Герой нашего вре­мени» М.Ю. Лермонтова.
3) «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя.

2.ОТВЕТ: 1) «Деревня». 2) «Бесы». 3) «Вновь я посетил…».

3.ОТВЕТ: .
А) Элегия. Б) Интрига.

а) да
б) нет
в) нет
г) да
д) да
е) нет
ж) да
з) да
и) нет
к) нет

5. ОТВЕТ:
Н.М. Карамзин Ульяновск (Симбирск)
А.С. Грибоедов Хмелита
А.С. Пушкин Захарово
Н.В. Гоголь Сорочинцы
М.Ю. Лермонтов Середниково

6. Критерии оценивания
При оценке работы выявляется:
— глубина и самостоятельность понимания темы и идеи произведения
— владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие)
— восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства
— композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

Вконтакте

Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе

9 класс

2013 – 2014 год

(время выполнения задания – 2 часа )

Максимальное количество баллов - 50


  1. Перед вами отрывки из посланий литературных героев. Постарайтесь определить, кто кому пишет. Укажите произведение и его автора. (6 баллов)

  1. «Государь мой премилостивый, я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю -- потому что я не шут, а старинный дворянин. -- За сим остаюсь покорным ко услугам ………………………..»

  1. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

  1. «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги»

  1. Постарайтесь определить жанр произведений (4 балла)

  1. Н.А. Некрасов «Дедушка»

  2. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

  3. В.А. Жуковский «Лесной царь»

  4. Д.И.Фонвизин «Недоросль»

  1. Вспомните, что такое аллитерация. Дайте определение этому понятию. Приведите пример. (2 балла)

  1. 1) Назовите и составьте схемы трёхсложных стихотворных размеров.
^ 2) Каким стихотворным размером написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»? (4 балла)
Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…


  1. ^ Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно). (5 баллов)
1) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.

2) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».

3) Рифма - обязательное условие стихотворной речи.

4) Прототип - это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.

5) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.

6. Попытайтесь определить, кому принадлежит это поэтическое завещание. Кому из русских поэтов, в свою очередь, передал пальму первенства Жуковский? Когда и в связи с чем это произошло? (3 балла)

Тебе в наследие, Жуковский,

Я ветху лиру отдаю;

А я над бездной гроба скользкой

Уж преклоня чело стою.


  1. ^ Кто из русских композиторов написал оперу по мотивам «Слова о полку Игореве»? (1 балл)

  1. Перед вами стихотворения А.А. Фета и Н.А. Некрасова. Постарайтесь как можно полнее ответить, чем похожи эти стихотворения (обратите внимание и на содержание, и на форму) и в чём основные различия между ними. (25 баллов)

А.Фет

Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.
С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.
Выйдешь – поневоле

Тяжело – хоть плачь!

Смотришь – через поле

Перекати-поле

Прыгает, как мяч.

Н. А. Некрасов

Перед дождём

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,

За листом летит листок,

И струёй сухой и острой

Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится,

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой

Спущен верх, перёд закрыт;

И «пошёл!» - привстав с нагайкой,

Ямщику жандарм кричит.
(1846 год)

180 минут.

Задание состоит из шести пунктов. Максимальная суммарная оценка 30 баллов. Из них 20 могут быть получены за задания 1–5 (3+3+4+4+6), 10 - за задание 6, предполагающее элементы анализа.

Для каждого задания указывается максимальное количество баллов и условия, при которых выставляется каждый промежуточный балл. Дробные баллы не выставляются. В заданиях 1–5 объяснение ответов, исправление неверных вариантов от участника не требуется.

Задание 6 оценивается в соответствии с критериями , распечатанными на отдельном листе.

__________________

Ответы и условия оценивания

Задание 1

Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. а) Назовите оба произведения; б) укажите, какой персонаж является «исключением»; в) назовите автора (авторов) обоих произведений.

Остап, Янкель, Андрий, Мазепа, Кукубенко, Бовдюг, Голокопытенко.

Количество баллов - 3.

Ответ :

а) «Тарас Бульба», «Полтава»

б) Мазепа

в) Н. Гоголь, А. Пушкин.

Ставится по 1 баллу за полный верный ответ на каждый из вопросов а, б, в.

Задание 2

Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.

Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).

В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля, Нине Александровне…

(По А. Гришунину)

Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).

Г. Державин

«Я памятник себе воздвиг…»

3а) ВАРИАНТ I : Г. Державин

ВАРИАНТ II : А. Фет

ВАРИАНТ III : М. Лермонтов

ВАРИАНТ IV : Н. Некрасов

2б) ВАРИАНТ I : «К Неве»

ВАРИАНТ II : «К гению»

ВАРИАНТ III : «Муза»

ВАРИАНТ IV : «Роза»

1в) ВАРИАНТ I : 1836

ВАРИАНТ II : 1837

ВАРИАНТ III : 1841

ВАРИАНТ IV : 1842

ВАРИАНТ I :

Так! Весь я не умру, но часть моя большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселена будет чтить.

ВАРИАНТ II :

Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

ВАРИАНТ III :

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит

ВАРИАНТ IV :

За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь – о них,
И, у далеких грез в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.

Количество баллов - 4.

Ответ: 3а – вариант III; 2б – вариант III; 1в – вариант II; 4г – вариант I.

Ставится 1 балл за каждый верный ответ.

Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ - всё это жанры эпоса.

б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.

в) Жанр «стихотворений в прозе» относится к лирике.

г) Эпилог - это заключительная часть большого повествовательного произведения.

д) Эпиграмма - это вступеление к большому литературному произведению.

е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.

ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.

з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.

и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Прочтитайте текст в рамке и ответьте на вопросы «к», «л», «м»:

к) Выделенные слова образуют анафору.

л) Выделенные слова являются эпитетами.

м) Выделенные слова имеют метафорическое значение.

Количество баллов - 6.

Ответы:

Два верных ответа оцениваются одним баллом:

11-12 - 6 баллов

9-10 - 5 баллов

7-8 - 4 балла

5-6 - 3 балла

3-4 - 2 балла

1-2 - 1 балл

0 - 0 баллов

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Задание 6

Проанализируйте символику стихотворения Ф. Тютчева «Лебедь».

Количество баллов - 10.

Модель ответа на задание № 6.

Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:

– Обнаружить понимание проблематики стихотворения , ее философского характера. Ф. Тютчев сопоставляет два символа - образы лебедя и орла,- и размышляет о законах человеческого существования и познания.

– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения . Орел - образ рационального, активного познания и покорения мира. Лебедь - образ интуитивного, эстетического восприятия мира. Зрение орла физическое, оно воспринимает только одну сторону мира. Зрение лебедя сверхъестественное («сон», глаз во время сна закрыты), оно воспринимает всю полноту мироздания. Орлу видны лишь самые яркие элементы мира, лебедю - весь мир в целости. Символичен белый («чистый») цвет лебедя. Символично его положение между небом и отражением неба в воде - между двух «бездн». Только на грани мировых стихий, на грани миров человеку доступно познание вселенной.

– Отметить поэтические средства, составляющие символику стихотворения. Кроме центральных символов – орла и лебедя – символическое значение имеют: способности орла и лебедя (летать и плавать), их цвет, их зрительные способности (приписываемые им поэзией, культурным сознанием, автором текста); символичны пространства неба и земли (воды); традиционно символическим значением наделяются в поэзии молния и гром.

Типичны для Ф. Тютчева приемы бинарного композиционного противпоставления (1-го четверостишия и остального текста), риторического обращения. Символическая обобщенность текста подчеркивается отбором лексических средств архаического (в том числе старослявянского) характера: «поле т», «зве здный» (с «е» вместо современного «ё»); «впивает», «бездна», «всезрящий», «твердь» и др.

На основании двоемирия, поэтизации стихий, сна, интуиции стихотворение может быть оценено как романтическое. Слово «твердь» в контексте стихотворения означает небо.

10 - 11 классы.

I . Историко-литературный блок.

1.1. Соотнесите фамилии русских писателей с литературными местами, связанными с их жизнью и творчеством:

Г.Р. Державин Старая Русса

А.С. Пушкин Карабиха;

М.Ю. Лермонтов Ясная Поляна;

Н.В. Гоголь Тамбов

А.Н. Островский Тарханы;

Л.Н. Толстой Михайловское;

Ф.И. Тютчев Орёл

А.А. Фет Овстуг

Н.А. Некрасов Щелыково.

Н.С. Лесков Мураново

Ф.М. Достоевский Рим

Ответ. Г.Р. Державин - Тамбов; А.С. Пушкин - Михайловское; М.Ю. Лермонтов -Тарханы;

Н.В. Гоголь - Рим, А.Н. Островский - Щелыково, Л.Н. Толстой - Ясная Поляна;

Ф.И. Тютчев - Овстуг, Мураново, А.А. Фет - Степановка, Воробьёвка;

Н.А. Некрасов - Карабиха, Н.С. Лесков - Орёл, Ф.М. Достоевский - Старая Русса

1.2. Кто из русских писателей XIX века совершил кругосветное путешествие? Назовите произведение, в котором отразились его впечатления.

Ответ. И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада»

1.3. Назовите произведения русских писателей, в заглавии которых есть слова, имеющие отношение к природе (времена года, пейзаж, время суток и т. д.)

1.4. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса.
б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.
в) Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике.
г) Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения.
д) Эпиграмма — это вступление к большому литературному произведению.
е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.
ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.
з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.
и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф.Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Ответ. да - в), г) ; нет - а), б), д), з), и), е), ж)

1.5.Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите.

А) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
С.А.Есенин

Ответ. анафора, синтаксический параллелизм

Б) Унылая пора! очей очарованье!
А.С.Пушкин

Ответ . эпитет, оксюморон

В) Печальная береза
у моего окна,
И прихотью мороза
разубрана она.
А.А.Фет

Ответ. Эпитет, метафора

Г) Мурава лугов
Ковром стелется…
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится.

И.С.Никитин

Ответ. Сравнение, метафора, сравнение

Д) Нева вздувалась и ревела...
и вдруг, как зверь остервенясь,
на город кинулась...
А.С.Пушкин

Ответ. Олицетворение, сравнение

1.6. Герои русской литературы часто смотрят на звезды. Укажите авторов и произведения, откуда взяты следующие фрагменты.

А)…звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие,что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли илиза какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады,зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать ихбитвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними,как огонек, зажженный на краю леса беспечным

странником!

Б) Я думал... не помню, что думал;

Я слушал таинственный хор,

И звезды тихонько дрожали,

И звезды люблю я с тех пор...

В) Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя:

Не потому, чтоб я её любил,

А потому, что мне темно с другими.

Г) Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне - дна.

Д) Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь

обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек

показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие.

Е) И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!

Ответ.

А) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;

Б) А.А.Фет Стихотворение

Г) М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о божием величестве...»

Д) Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»;

Е) В. Маяковский «Если звёзды зажигают…»

1.7. Не секрет, что поэты, люди чуткие к языку, умеют «обрабатывать» известные фразы, обороты: заменяют или добавляют в них какие-то слова, включают в необычный контекст. Определите, чьи строки переделаны авторами.

Люблю я земщину, но странною любовью (М. Салтыков-Щедрин)

Причёсываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно (В. Маяковский)

Не так страшен чёрт, как его малютки; на чужую кровать рот не разевать; пуганая корова на куст садится (В. Шишков)

Ответ.

Люблю отчизну я, но странною любовью (М.Ю. Лермонтов)

Любить? Но зачем же? На время не стоит труда, а вечно любить невозможно (М.Ю. Лермонтов)

Не так страшен чёрт, как его малюют; на чужой каравай рот не разевай; пуганая ворона куста боится (пословицы)

1.8. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали :

О своём Тулоне,

Изобрести перпетуум-мобиле,

- «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…»,

- «мне только бы досталось в генералы»,

- «в Европу прорубить окно».

Ответ.

О своём Тулоне - князь Андрей Болконский;

Изобрести перпетуум-мобиле - механик-самоучка Кулигин;,

- «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…» - Манилов,

- «мне только бы досталось в генералы» - полковник Скалозуб,

- «в Европу прорубить окно» Пётр I.

1.9. О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил».
А) о Сильвио, герое повести А. С. Пушкина «Выстрел»
Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
В) о Печорине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Ответ. о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1.10.Приведите примеры «говорящих фамилий» литературных героев и персонажей. Как характеризуют их фамилии?

II .Интерпретация лирического произведения.

М.Ю.Лермонтов

Казачья колыбельная песня

Спи, младенец мой прекрасный,
‎Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
‎В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
‎Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
‎Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползёт на берег,
‎Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
‎Закалён в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
‎Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
‎Бранное житьё;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмёшь ружьё.
Я седельце боевое
‎Шёлком разошью…
Спи, дитя моё родное,
‎Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
‎И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
‎Ты махнёшь рукой…
Сколько горьких слёз украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
‎Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
‎Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
‎По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
‎Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
‎Образок святой:
Ты его, моляся богу,
‎Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
‎Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
‎Баюшки-баю.

2.1. Сформулируйте поэтическую тему и идею произведения. Определите основное настроение.

Ответ. «Казачья колыбельная» написана от лица матери, баюкающей своего младенца, сына «старого воина»; мать предсказывает мальчику «бранное житьё», опасную, но славную жизнь казака. Всё в этом стихотворении исполнено гармонии, и даже печальные мысли о неизбежной разлуке, о тоскливом ожидании сына, о трудностях, которые его подстерегают, не нарушают общего покоя и размеренности. Сын повторит путь отца, а утешением и поддержкой в бою ему послужат «образок святой», молитва и воспоминание о матери. Идея связи поколений: жить должно полнокровно и праведно, любя Бога, отца, мать, Отчизну.

2.2.Проанализируйте композицию и образный строй стихотворения. Как из совокупности картин и образов рождается представление о нравственном идеале народного мира? Какие ценности составляют этот идеал?

2.3.Как жанр помогает выразить идею произведения?

2.4. Какие народно-поэтические выразительные средства использованы в стихотворении, какова их роль?

2.5.Какие мысли и чувства рождает у Вас это стихотворение?

Ответ.

«Казачья колыбельная песня» выдержана в духе монолога матери.

Первое восьмистишье подошло бы для любой колыбельной, так как в нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения - ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул.

Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки продолжает совсем в другом ключе и рассказывает о то, что ему довелось увидеть на этой страшной и кровавой войне.

«Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», — эти слова совершенно не подходят для колыбельной, однако, тем не менее, отражают действительность. Равно как и следующие строчки, в которых поэт повествует о том, что отец малыша готов дать врагу достойный отпор, так как он ушел воевать за родную землю.

Подобная судьба ожидает и этого младенца, который сейчас покоится на руках у казачки, но очень скоро так же, как и отец, будет защищать свою родину от чеченских набегов. «Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», — предрекает ему мать, понимая, что именно так сложится судьба ее ребенка.

Но даже ей не дано знать, сможет ли он выжить в кровавой и непрекращающейся войне. Все, что остается в этой ситуации безутешной женщине - так это молить Бога о том, чтобы ее сын все же вернулся домой. Поэтому поэт от ее имени обещает: «Дам тебе я на дорогу образок святой». Это все, что может сделать для своего ребенка любящая мать, которая дает сыну наказ не только искать спасение в молитве, но и вспоминать ту, которая дала ему жизнь, и теперь мечтает лишь о том, чтобы ее сохранить.

Есть ли надежда на успех и где залог благополучного исхода праведного служения? По смыслу колыбельной песни, а значит, и по убеждению автора, такой залог есть:

Дам тебе я на дорогу
Образок святой,
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой.

Иначе: не отклоняйся от долга и заветов Православной веры!

Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи младенец, мой прекрасный,
Баюшки-баю.

С трогательной простотой поэт раскрывает в гениально найденных образах-символах спасительную нить поколений, жизнь которых проходит в честном, хотя и суровом, служении Богу и Отчизне. Младенец еще в зыбке, но он охраняем любовью и лаской матери, мужеством отца, закаленного в «боях» за общее дело. Получит и он благословение родителей на такое дело:

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье...

Здесь не обязательно подразумевать лишь «ратное» деяние, хотя речь идет в первую очередь о нем. Однако важно учесть, как относится сама мать к исполнению сыном своего долга, во всех случаях нелегкого:

Я сидельце боевое
Шелком разошью...

Это не бравада, а сознание необходимости всем и вместе защищать благополучие родной земли:

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой (т. е. отважный и честный),
Провожать тебя я выйду,
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!

В русской литературе нет произведения, где бы столь же органично и художественно, без назидательности и дидактизма были сведены воедино три самые фундаментальные основы жизни русского человека: Бог, Отчизна, дом родной. В этом следует видеть также и высшую точку духовного подъема самого Лермонтова как поэта.

В. Г. Белинский писал о «Казачьей колыбельной песне»: «Это стихотворение есть художественная апофеоза матери: все, что есть святого, беззаветного в любви матери, ... вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, - все это воспроизведено поэтом во всей полноте» .