Рождение мхт. Московский художественный академический театр. История строительства здания МХТ им. А.П. Чехова

Арендовал его у Г.М. Лианозова на 12 лет. До этого у дома было много владельцев; его строили, сносили и перестраивали. Каким мы видим его сейчас, он стал в 1902 году после реконструкции, проведенной . Это было первое театральное здание в России, которое архитектор создавал в творческом союзе с художественными руководителями театра.

Существует легенда, что в середине XIV века участок земли, где стоит дом, принадлежал Иакинфу Шубе, полководцу Дмитрия Донского. В 1767 году владение перешло к князю П.И. Одоевскому и его наследникам. В 1851 году «мхатовский» дом стал принадлежать Сергею Римскому-Корсакову; в народе здание прозвали «домом Фамусова». По мнению литераторов, Римский-Корсаков был женат на двоюродной сестре Грибоедова, с которой был написан образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Театральная история здания началась в 1882 году, когда по заказу Георгия Лианозова архитектор М.Н. Чичагов перестроил дом. Зрительный зал занял центральную часть задних комнат, а большая часть двора между зданиями превратилась в сцену. Лианозов сдавал помещение театру Ф.А. Корша и труппе госпожи Е.Н. Горевой; здесь пели знаменитые итальянцы Анжело Мазини и Франческо Таманьо. Впоследствии театр арендовали для кафешантанов разные владельцы подобных заведений, в основном Ш. Омон.

В 1902 году по заказу Саввы Морозова реконструкцию здания для Московского Художественного театра осуществил архитектор (при участии И.А. Фомина). Дом перепланировали, фасад был перестроен. По рисункам знаменитого архитектора отделали интерьеры и все убранство театра вплоть до занавеса и надписей. По выражению Станиславского, здание превратили в «изящный храм искусства». Савва Морозов потратил на перестройку дома 300 тысяч рублей, при этом Шехтель выполнил свою работу безвозмездно.

После реконструкции вместимость театра увеличилась до 1300 человек. Большая сценическая коробка заняла весь бывший двор. Для проектирования сцены был привлечен опытный антрепренер-режиссер, знаток сценических фокусов М.В. Лентовский; за техническое оснащение сцены отвечали братья Жуйкины. В результате получилась одна из самых совершенных сцен того времени.

К сожалению, проект Шехтеля по переделке фасада полностью осуществить не удалось. Существующая отделка сочетает в себе как элементы модерна, так и следы эклектичной обработки. Во время той отделки на первом этаже вставили оконные рамы с мелкой «клетчатой» расстекловкой (стекло разделено на маленькие квадраты). Между окнами первого и второго этажа повесили фонари-светильники кубической формы на изысканных кронштейнах. Для боковых порталов был разработан дизайн входных дверей с пластичными медными ручками. Было предложено интересное решение для правого входа: с обеих сторон он был облицован голубоватой керамической плиткой. Над его входом разместили скульптуру Голубкиной «Море житейское» – выполненную именно в духе нового искусства, стилистику и формальный язык которого воплощал Художественный общедоступный театр.

Оформление интерьеров восхитительное – это редкий сохранившийся пример русского модерна в театральной архитектуре. Приглушенная зеленоватая окраска стен, темное дерево, орнамент в стиле модерн, надписи, выполненные специально разработанным шрифтом – всё это создает уникальную атмосферу театра.

Федор Шехтель придумал занавес сцены со знаменитыми орнаментом в виде завитков и изображением чайки, которая стала символом МХТ. Это дань великому , чья пьеса «Чайка» была поставлена на сцене театра. 25 октября 1902 года спектаклем «Мещане» открылся сезон в новом здании театра в Камергерском переулке.

В конце 1970–1980-х была проведена капитальная реконструкция помещений театра. Были отреставрированы интерьеры фойе и зрительного зала; смонтировано новое техническое оборудование сцены, пристроены подсобные помещения. После многочисленных изменений и реконструкций подлинно шехтелевских вещей осталось немного. Но фирменный стиль великого архитектора всё же сохраняется в интерьерах театра, его история продолжается в МХТ.

- (Московский Художественный театр имени А.П. Чехова) Один из самых известных и популярных московских драматических театров. Создан в 1898 г. К.С. Станиславским* и Вл.И. Немировичем Данченко под названием Московский Художественно Общедоступный… … Лингвострановедческий словарь

МХАТ - им. А. П. Чехова Московский Художественный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический театр имени А. Чехова; Московский художественный академический театр с 1920 по 2004 с 1932 г. им. М. Горького (позже разделился на МХАТ им … Словарь сокращений и аббревиатур

См. Московский Художественный академический театр. * * * МХАТ МХАТ, см. Московский Художественный академический театр (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР) … Энциклопедический словарь

Имени М. Горького, образован при разделении труппы Московского Художественного академического театра в 1987 (сохранил его название; сцена на Тверском бульваре). Художественный руководитель Т.В. Доронина. Спектакли: Вишневый сад А.П. Чехова (1988) … Современная энциклопедия

См. Московский Художественный академический театр … Большой Энциклопедический словарь

Эта статья о 1 й Студии МХТ, в 1924 году превратившейся в самостоятельный театр. О МXT имени А. П. Чехова («ефремовском») см. Московский Художественный театр имени А. П. Чехова; о «доронинском» МХАТе см. Московский… … Википедия

МХАТ - сущ. Пост. пр.: собст.; неодуш.; конкр.; м. р.; 2 скл. ЛЗ Известный на весь мир Московский Художественный академический театр, основанный К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем Данченко. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для… … Морфемно-словообразовательный словарь

М. Московский Художественный академический театр имени М. Горького … Малый академический словарь

МХАТ - (2 м), Р. МХА/Та (сокр.: Московский Художественный академический театр) … Орфографический словарь русского языка

МХАТ - Московский художественный академический театр … Словарь сокращений русского языка

Книги

  • Первая студия. Второй мхат. Из практики театральных идей XX века , Соловьева Инна Натановна , Книга выдающегося историка театра И. Н. Соловьевой прослеживает судьбу Первой студии МХТ - Московского Художественного театра Второго. МХАТ Второй, направлявшийся гением Михаила Чехова, был… Категория: Театр Серия: Театральная Издатель: Новое литературное обозрение ,
  • ПЕРВАЯ студия. ВТОРОЙ мхат. Из практики театральных идей XX века , Инна Соловьева , Книга выдающегося историка театра И. Соловьевой прослеживает сложную и драматичную судьбу Московского Художественного театра Второго. В отличие от канонизированного в советское время… Категория: Биографии и Мемуары Серия: Театральная серия Издатель: НЛО , электронная книга

МХТ им. Чехова был создан великими людьми - Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. При нём открыта школа-студия, а также музей.

История театра

МХТ им. Чехова или существует с 1889 года. В 1919 название его поменялось. Он превратился во МХАТ имени А.П.Чехова. Появившаяся в аббревиатуре буква «А» означала Академический. Первый - «Царь Фёдор Иоаннович». Он был поставлен по пьесе А.К.Толстого. Создать свой театр К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко решили ещё в 1897 году. Первое время он назывался «Художественный-Общедоступный». Но в 1901 году стал именоваться МХТ. В первой труппе работали: В.Мейерхольд, В.Качалов, О.Книппер, М. Савицкая и другие. Театр МХТ Чехова первый в стране, где была проведена реформа репертуара. Именно здесь сформировался новый тип актёра, который передаёт все особенности психологии персонажа, сложились новые принципы в работе режиссёра. Шестидесятые годы 20 века были для театра кризисными. Многие новые пьесы не пользовались успехом, сменилось поколение актёров. Выход из кризиса произошёл благодаря тому, что в 70-е годы театр возглавил О.Н.Ефремов. Труппа пополнилась выдающимися артистами: О.Табаков, И.Смоктуновский, А.Мягков, А.Калягин, Е.Евстигнеев, Т.Доронина, Е.Васильева. В 80-е годы в театре начался разлад, который привёл к конфликту. В результате разделилась на два коллектива. Один из которых остался с О.Ефремовым во МХАТе имени А.П.Чехова. Другой возглавила Т.Доронина. Он получил название В 2000 году после смерти О.Ефремова руководителем театра стал О.Табаков. Он внёс изменения в репертуар. Для осуществления постановок были приглашены лучшие режиссёры. Была открыта новая сцена, которая предназначена для творческих экспериментов. В 2004 году театру было возвращено первоначальное имя - МХТ. В 1923 году при нём был открыт музей. А в 1943 - школа-студия МХАТ. Это один из лучших ВУЗов. Многие знаменитые актёры и режиссёры учились именно здесь.

Репертуар

Спектакли МХТ Чехова публике предлагает следующие:

  • «Конёк-Горбунок».
  • «Дыхание жизни».
  • «Новый американец».
  • «№ 13D».
  • «Лунное чудовище».
  • «Женитьба».
  • «Пролетный гусь».
  • «Иллюзии».
  • «Белоснежка и семь гномов».
  • «Событие».
  • «Savannah Bay».
  • «Семь жизней В.И.Немировича-Данченко».
  • «Идеальный муж».
  • «Мушкетёры. Сага. Часть первая».
  • «Santander».
  • «Крейцерова соната».
  • «Белый кролик».
  • «Он в Аргентине».
  • «Мастер и Маргарита».
  • «Человек-подушка».
  • «Мефисто».
  • «Контрабас».
  • «Cloture de l"amour».
  • «19.14».
  • «Ретро».
  • «Примадонны».
  • «Деревня дураков».
  • «Лес».
  • «Трамвай "Желание"».
  • «Пьяные».
  • «Бунтари».
  • «Моя дорогая Матильда».
  • «Юбилей ювелира».
  • «Немного нежности».
  • «Дом».

Труппа

В МХТ им. Чехова служат театральному искусству замечательные артисты. Труппа:

  • Е.Добровольская.
  • Д.Дюжев.
  • И.Мирошниченко.
  • А.Кравченко.
  • О.Табаков.
  • Д.Брусникин.
  • А.Мягков.
  • А.Семчев.
  • И.Пегова.
  • М.Матвеев.
  • А.Краснёнков.
  • А.Леонтьев.
  • Е.Киндинов.
  • М.Пореченков.
  • Н.Чиндяйкин.
  • К.Хабенский.
  • И.Верник.
  • Д.Мороз.
  • К.Бабушкина.
  • И.Хрипунов.
  • М.Зори
  • А.Покровская.
  • О.Барнет.
  • К.Лаврова-Глинка.
  • О.Мазуров.
  • М.Трухин.
  • И.Миркурбанов.
  • Р.Коростелева.
  • С.Иванова-Сергеева.
  • Д.Назаров.
  • А.Скорик.
  • Р.Лаврентьев.
  • Б.Коростелев.
  • В.Панчик.
  • Ф.Лавров.
  • О.Литвинова.
  • А.Хованская.
  • Р.Максимова.

И другие.

Стажёры МХТ:

  • Н.Гусева.
  • Ю.Ковалёва.
  • М.Карпова.
  • Д.Власкин.
  • М.Пестунова.
  • А.Кирсанов.
  • А.Арушанян.
  • М.Стоянов.
  • С.Райзман.
  • Н.Сальников.
  • Г.Трапезников.
  • Л.Кокоева.
  • М.Блинов.
  • Г.Ковалев.
  • М.Рахлин.
  • В.Тимофеева.
  • Д.Стеклов.
  • Р.Братов.

Приглашенные актёры, заняты:

  • Г.Сиятвинда.
  • Ю.Стоянов.
  • Е.Миронов.
  • Ф.Янковский.
  • Е.Германова.
  • Л.Рулла.
  • Ю.Снигирь.
  • Р.Литвинова.
  • Е.Дятлов.
  • В.Вержбицкий.
  • М.Зудина.
  • С.Чонишвили.

И другие.

Олег Табаков

В 2000 году МХТ им. Чехова возглавил замечательный российский актёр и режиссёр Олег Павлович Табаков. Он имеет звание Народного артиста СССР, является лауреатом различных государственных премий. О.Табаков окончил Школы-студии МХАТ. Его первая роль в театре - студент по имени Миша в спектакле «Вечно живые». Дебют Олега Павловича в кино состоялся в 1956 году. Он сыграл главную роль в картине «Саша вступает в жизнь». Всего О.Табаков сыграл около двухсот ролей. С 1986 по 2000 годы занимал пост ректора школы-студии МХАТ. Дебют О.Табакова как режиссёра состоялся в 1968 году, это был спектакль «Женитьба» по Н.В.Гоголю. Олег Павлович является членом президентского совета по культуре.

«Примадонны»

Спектакль «Примадонны» МХТ Чехова А.П. впервые представил зрителям в октябре 2006 года. С тех пор он идёт на сцене театра с неизменным успехом. В центре сюжета два молодых актера. У них нет работы, и они ищут, как бы заработать на своём таланте. В один прекрасный день они узнают, что одна очень состоятельная дама преклонных лет (миллионерша) разыскивает своих племянниц. Она желает оставить им в наследство свои деньги. Актёры решают сыграть комедию с переодеваниями и выдать себя за племянниц миллионерши, чтобы разбогатеть. Постановка наполнена юмором, весёлыми перипетиями и сюрпризами. Главные роли в спектакле «Примадонны» МХТ Чехова исполняют: Дмитрий Дюжев, Игорь Верник, Вячеслав Невинный-младший, Ксения Лаврова-Глинка и другие.

Московский Художественный театр открылся в 1898 г. Его основателями были Вл. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский. Оба они ощущали кризисное состояние русского театра, связанное с общественными процессами, характерными для России на рубеже XIX-XX вв. Утрата театром передовых общественных позиций, ориентированность на обеспеченного буржуазного зрителя, утверждение на сцене посредственной развлекательной драматургии, снижение художественного уровня спектаклей - все это требовало коренных перемен.

Встреча Станиславского и Немировича-Данченко в московском ресторане «Славянский базар» стала поистине исторической. В состоявшейся между ними 18-часовой беседе речь шла в первую очередь о театре общедоступном, поднимающем важнейшие проблемы современности, интересном для самых широких демократических слоев общества. В связи с этим возникла необходимость тщательного отбора высокохудожественного репертуара - классического и современного. Не менее важной оказалась и проблема воспитания нового актера, интеллигентного, умного, психологически достоверного, лишенного ходульности, штампов, резонерства. В этой же беседе они выработали и этическую программу, предполагавшую «любить искусство в себе, а не себя в искусстве».

Реформа всех компонентов театрального искусства: драматургии, актерского исполнения, сценографии, музыки - должна была привести к высоким идейным и художественным результатам. Станиславский и Немирович-Данченко стремились создать такой театр, в котором зритель был бы вовлечен в действие единым духовным, эмоциональным порывом. На сцене должна была воссоздаваться жизнь во всем ее многообразии. Новый театр - театр истинных страстей, глубоких и значительных переживаний, высокого общественного служения обновлял и организационную структуру. Его глава - режиссер, определяющий единую общественно-эстетическую программу и последовательно ее осуществляющий. Такое значение профессии режиссера появилось в русском театре лишь с возникновением Московского Художественного театра. Именно МХТ был тем коллективом, с которого начинается история режиссерского театра в России.

Труппа нового театра состояла из учеников Немировича-Данченко, выпускников Московского филармонического училища и группы любителей, работавших со Станиславским. В нее вошли И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд, О. Л. Книппер, М. Г. Савицкая, М. Л. Роксанова, Н. Н. Литовцева, М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, А. Л. Вишневский; В. И. Качалов, Л. М. Леонидов.

Театр открылся пьесой А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Спектакль поразил зрителя исторической точностью оформления, достоверностью характеров: Федор - Москвин, Ирина - Книппер.

Драматургом, который сыграл громадную роль в истории МХТ, стал А. П. Чехов. Не случайно на занавесе театра изображена чайка. Цикл чеховских спектаклей - «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904) - определил и основную идейную направленность коллектива: протест против бездуховности и скуки, стремление к лучшей жизни. Новаторская драматургия Чехова позволила театру наиболее полно реализовать свои эстетические принципы. Именно здесь отчетливо проявились черты обновления классического театрального реализма, который, по словам советского театроведа П. А. Маркова, театр «насыщал конкретным жизненным материалом, достигая свежести и"неожиданности, захвативших публику». Умение проникнуть в глубинный смысл произведения, увидеть и передать зрителю множество внутренних значений его, то, что Немирович-Данченко называл «подводным течением», становится отличительной чертой искусства коллектива театра.

Пьеса «Доктор Штокман» (1900) Г. Ибсена стала значительнейшим событием в истории МХТ. Она приобрела на его сцене острейшее социальное звучание. Штокман в исполнении Станиславского стал «героем безгеройного времени».

В 1900-е гг. впервые появляется на русской сцене драматургия М. Горького. В 1902 г. МХТ ставит «Мещан» и «На дне». С этих пор Горький - постоянный автор театра. Его пьесы углубили социальные мотивы в сценическом искусстве.

В период реакции после поражения первой русской революции 1905-1907 гг. МХТ уходит от больших современных социальных проблем к вопросам общефилософского характера, обращаясь к драматургии символистского направления (см. Символизм). В его репертуаре «Драма жизни» К. Гамсуна, «Жизнь человека», «Анатэма» Л. Н. Андреева, «Росмерсхольм» Ибсена, «Синяя птица» М. Метерлинка. В это время Немирович-Данченко ищет материал для создания трагического спектакля широкого социального звучания. Он обращается к произведениям Ф. М. Достоевского - «Братья Карамазовы», «Николай Ставрогин» («Бесы»), «Село Степанчиково и его обитатели».

Стремление к обогащению выразительных средств, углублению мастерства актеров, поискам новых сценических приемов реализуется на материале русской и зарубежной классики: «Месяц в деревне» И. С. Тургенева, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, «Нахлебник», «Провинциалка» и «Где тонко, там и рвется» И. С. Тургенева, «Мнимый больной» Ж. Б. Мольера, «Хозяйка гостиницы» К. Гольд они.

Для практической работы по новой методике, которая позже будет названа системой Станиславского (см. Станиславского система), в 1913 г. открывается 1-я, а в 1916 г. - 2-я Студия МХТ (см. Студии театральные) .

В середине 1910-х гг. Художественный театр находился в состоянии творческого кризиса, выход из которого принесла Октябрьская революция. Театр активно ищет свой путь в искусстве.

В 1919 г. Московскому Художественному театру было присвоено звание академического.

Пьеса М. А. Булгакова «Дни Турбиных» (1926) - первое обращение театра к теме революции, стремление осмыслить ее с высоких идейных позиций. В спектакле были заняты молодые актеры из влившейся во МХАТ 2-й Студии - Н. П. Хмелев, М. М. Яншин, В. А. Соколова и другие.

В поисках репертуара Художественный театр в 20-е гг. привлекает к работе молодых писателей - В. П. Катаева, Ю. К. Олешу, Л. М. Леонова, Вс. В. Иванова. В 1927 г., к 10-й годовщине Октября, мхатовцы осуществляют инсценировку повести Иванова «Бронепоезд 14-69», в которой удачное решение получает современная тема; в 1928 г. выходит «Унтиловск» Леонова. Однако эти спектакли не сняли репертуарной проблемы, и Немирович-Данченко вновь обращается к инсценировке русской классической прозы: «Воскресение» Л. Н. Толстого (1930), «Мертвые души» Н. В. Гоголя (1932), «Анна Каренина» Толстого (1937). Высокая культура театра, глубокое постижение характеров, точное понимание особенностей стиля автора, высочайшее актерское мастерство сделали эти спектакли крупными достижениями сценического искусства. В числе замечательных актеров Художественного театра - О. Н. Андровская, А. Н. Грибов, К. Н. Еланская, В. И. Качалов, О. Н. Книппер-Чехова, А. П. Кторов, Б. Н. Ливанов, П. В. Массальский, И. М. Москвин, М. И. Прудкин, Б. А. Смирнов, В. Я. Станицын, А. О. Степанова, А. К. Тарасова, М. М. Тарханов, В. О. Топорков, Н. П." Хмелев, М. М. Яншин и другие.

С 1932 г. театр называется МХАТ СССР, ему присваивается имя М. Горького. В 30-е гг. пьесы Горького продолжают идти на его сцене: «Егор Булычов и другие», «Враги».

В 1939 г. М. Н. Кедров завершает начатую Станиславским работу над «Тартюфом» Мольера. В этом спектакле Станиславский практически применил метод физических действий, который вошел составной частью в его систему, явившуюся результатом многолетних исканий выдающегося реформатора сцены.

В 1940 г. Немирович-Данченко вновь вернулся к драматургии Чехова. «Три сестры» были проникнуты большим оптимизмом, светлым, мажорным настроением. Такое решение объясняется тем, что спектакли разделяло не просто 40 лет - они ставились в разные эпохи. То, что на рубеже веков Чехов мог только предчувствовать, свершилось. Мечта о лучшей жизни стала реальностью.

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 г., Художественный театр обратился к ленинской теме, показав «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина. Роль В. И. Ленина сыграл А. Н. Грибов. Лучшие советские пьесы военного периода ставятся на сцене МХАТа: в 1942 г. - «Фронт» А. Е. Корнейчука, в 1943 г. - «Русские люди» К. М. Симонова.

Послевоенные годы были сложными для Художественного театра. Тенденция равнения всех театров на МХАТ, канонизация его художественного метода оказалась малоплодотворной, отрицательно повлияла на сам коллектив театра. Его спектакли становятся художественно бескрылыми, монотонными. Глубина проникновения в характеры, сложность освоения проблем современности сменяются формальной актуальностью.

Обновление началось в театре в начале 1970-х гг., когда коллектив возглавил Олег Николаевич Ефремов (р. 1927) - коренной мхатовец, хорошо знающий, чувствующий великие традиции Художественного театра. В эти годы в труппу приходят яркие, интересные актеры разных поколений: И. М. Смоктуновский, Е. А. Евстигнеев, А. А. Калягин, А. А. Вертинская, Е. С. Васильева, И. С. Саввина, О. И. Борисов, О. П. Табаков и другие.

Театр продолжает работать над углублением художественного метода, ищет новые, современные сценические формы, обогащает выразительные средства. Наряду с произведениями советских драматургов, таких, как «Валентин и Валентина» и «Старый Новый год» М. М. Рощина, «Утиная охота» А. В. Вампилова, на его сцене вновь ярко звучит русская и мировая классика: «Живой труп» Толстого и «Тартюф» Мольера в постановке А. В. Эфроса, «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина и «Кроткая» Достоевского в постановке ленинградского режиссера Л. А. Додина. Ефремов ставит чеховский триптих - «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», разрабатывает производственную тему - «Сталевары» Г. К. Бокарева, «Заседание парткома», «Мы, нижеподписавшиеся...», «Обратная связь», «Наедине со всеми», «Чокнутая» («Зинуля») А. И. Гельмана. Ленинская тема нашла отражение в спектакле «Так победим!» М. Ф. Шатрова. Интересные, нередко экспериментального характера спектакли идут на малой сцене театра.

В середине 80-х гг. стало очевидно, что коллектив МХАТа неоправданно разросся, часть труппы использовалась не в полную меру. В 1987 г. было принято решение о разделении его на два самостоятельных театральных организма, вошедших в объединение «Московский Художественный театр». Во главе труппы, выступающей в проезде Художественного театра, встал О. Н. Ефремов, являющийся также художественным руководителем объединения в целом; труппу, работающую в здании на Тверском бульваре, возглавила Т. В. Доронина. Разделение театра имело творческий характер, обусловленный единством художественных устремлений.

Творческая деятельность МХАТа имени М. Горького отмечена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции.

МХАТ имени Горького М. был основан легендарными личностями. У его истоков стояли К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Это один из самых знаменитых и лучших театров России.

История театра

МХАТ имени Горького, фото здания которого представлено в данной статье, был основан в 1898 году. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко решили создать свой театр, программа которого была бы основана на новаторских принципах. Они радели за новую манеру актёрской игры, за отсутствие ложного пафоса, наигрыша и декламации, за новый строй в спектаклях, за расширение и обогащение репертуара, за достоверность воссоздания антуража. Возглавили новый театр В.И. Немирович-Данченко (который занял пост директора-распорядителя) и К.С. Станиславский, который стал главным режиссёром. Труппа была собрана из студентов Владимира Ивановича и актёров-любителей, участвовавших в постановках Константина Сергеевича.

Первый спектакль театра состоялся в октябре 1898 года. Это была трагедия «Царь Фёдор Иоаннович» по А.Толстому. В этом же году состоялась премьера «Чайки» А.П.Чехова. Театр К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко был свеж, оригинален, и многие его хвалили, но немало было и тех, кто его ругал. Первые 4 года своего существования труппа не имела собственного здания. Спектакли игрались в арендованном помещении театра «Эрмитаж». Зал его вмещал в себя 815 зрителей. МХАТ в то время не был государственным театром и дотаций от государства не получал, завися от того, сколько зарабатывал своими постановками, и плюс от средств меценатов, главным из которых был знаменитый Савва Морозов, который впоследствии взял на себя все финансовые дела.

В 20-е годы 20 века театр получил название МХАТ и был возведён в ранг государственного академического. Этот период был непростым, так как во время работы над одним из спектаклей К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко из-за разногласий приняли решение отказаться от совместной работы над постановками, как было это раньше. В результате Константин Сергеевич сам отстранил себя от работы над новыми постановками и занялся только руководством деятельностью молодых режиссёров. Конфликт завершился тем, что в 1934 году Константин Сергеевич покинул МХАТ. Знаменитый актёр и режиссёр Олег Ефремов возглавлял МХАТ в конце 20 века. При нём труппа стала очень большой, и многим артистам не хватало ролей. Это привело к конфликту. Театр раскололся на две труппы. Часть артистов ушла с О. Ефремовым и получила название МХТ имени А.П. Чехова. А другие артисты вошли в труппу Татьяны Дорониной и остались в МХАТ имени М. Горького. И по сей день существуют отдельно эти два театра.

Сегодня в своём репертуаре имеет постановки как для взрослых, так и для детей МХАТ имени Горького. Актеры здесь служат только самые яркие и талантливые. Среди них большое количество обладателей почётных званий заслуженного и народного артиста России».

Приобрести билеты на спектакли можно в режиме онлайн на официальном сайте МХАТ имени Горького. поможет выбрать удобное по расположению и по финансам место в зрительном зале.

Спектакли для взрослых

МХАТ имени Горького М. предлагает своим зрителям следующие постановки:

  • «Банкрот».
  • «Рождество в доме Купьелло».
  • «Три сестры».
  • «Зойкина квартира».
  • «Заложники любви, или Халам-бунду».
  • «Школа злословия».
  • «Высотка».
  • «Годы странствий».
  • «Ромео и Джульетта».
  • «Медведь».
  • «На дне».
  • «Униженные и оскорблённые».
  • «Васса Железнова».
  • «Жорж Данден, или Сон одураченного мужа».
  • «Отчаянные влюблённые».
  • «Как боги».
  • «Шоколадный солдатик».
  • «Грибной царь».
  • «Монах и бесёнок».
  • «Старая актриса на роль жены Достоевского».
  • «Красавец-мужчина».
  • «Паутина».
  • «Прощание в июне».
  • «Без вины виноватые».
  • «Босоногий в Афинах».
  • «Так и будет».
  • «Любовь взаймы».
  • «Женитьба Белугина».
  • «Уличный охотник».
  • «Не всё коту Масленица».
  • «Вишнёвый сад».
  • «Не хочу, чтобы ты выходила замуж за принца».
  • «Деньги для Марии».
  • «Такая любовь».
  • «Дама-невидимка»
  • «Пространство для любви».
  • «Русский водевиль».
  • «Комедианты господина».
  • «Мастер и Маргарита».
  • «Полоумный Журден».
  • «Дикарка».
  • «Незримый друг».
  • «Тёркин - жив и будет».
  • «Западня для королевы».
  • «Дорогая Памела».
  • «Лес».
  • «Контрольный выстрел».
  • «Тайна двери отеля "Ригал"».
  • «Костюмер».

Спектакли для детей

МХАТ имени Горького М. предлагает маленьким зрителям несколько спектаклей. В нынешнем театральном сезоне это:

  • «Синяя птица».
  • «В поисках радости».
  • «Сокровища Петера».
  • «Её друзья».

Все постановки созданы по замечательным произведениям, которые интересны как детям, так и их родителям.

Премьеры

В этом театральном сезоне МХАТ имени Горького М. представит публике сразу девять премьерных спектаклей. Это постановки:

  • «Люти».
  • «Отелло уездного города».
  • «Провинциалка».
  • «Кроткая».
  • «Пигмалион».
  • «Гамлет».
  • «Мой бедный Марат».
  • «Укрощение строптивой».
  • «Домик на окраине».

Труппа

Актеры театра МХАТ имени Горького М.:

  • М.А. Дахненко.
  • А.В. Самойлов.
  • И.С. Криворучко.
  • К.С. Зайцев.
  • Л.Н. Мартынова.
  • А.И. Титоренко.
  • А.С. Чайкина.
  • М.В. Кабанов.
  • Р.А. Титов.
  • В.Л. Ровинский.
  • Д.В. Корепин.
  • Т.Г. Поппе.
  • Т.В. Дружков.
  • А.С. Рубеко.
  • Н.Ю. Пирогова.
  • С.Ю. Курач.
  • А.Е. Ливанов.
  • А.С. Погодин.
  • Н.Ю. Моргунова.
  • А.А. Кравчук.
  • Г.В. Ромодина.
  • В.Р. Халтурин.
  • К.А. Ананьев.
  • Ю.Е. Болохов.
  • В.А. Лаптева.
  • А.В. Шульгин.
  • Г.Н. Кочкожаров.
  • Е.А. Хромова.
  • Н.Ю. Померанцев.
  • А.С. Удалов.
  • Л.А. Жуковская.
  • В.И. Конашенков.
  • А.Ю. Оя.
  • А.Ю. Карпенко.
  • Ю.А. Ракович.
  • С.Э. Габриэлян.
  • Д.В. Таранов.
  • Л.Д. Голубина.
  • И.Е. Фадина.
  • Л.В. Кузнецова.
  • И.Ф. Скициан.
  • А.А. Чубенко.
  • А.Г. Беседина.
  • С.В. Галкин.
  • Л.Л. Матасова.
  • Т.В. Доронина.
  • А.А. Алексеева.
  • О.А. Цветанович.
  • Ю.А. Зыкова.
  • Е.Ю. Кондратьева.
  • Т.Н. Миронова.
  • М.В. Юрьева.
  • Ю.Ю. Коновалов.
  • Е.В. Катышева.
  • Н.Н. Медведева.
  • А.И. Дмитриев.
  • Т.В. Ивашин.
  • Д.В. Зенухин.
  • А.А. Хатников.

Художественный руководитель

Театр МХАТ имени Горького М. существует под руководством знаменитой актрисы Татьяны Васильевны Дорониной. Она также является и режиссёром-постановщиком. Актёрское образование получила в Школе-студии МХАТ в 1956 году. После окончания обучения три года служила в Театре имени Ленинского Комсомола в Ленинграде. С 1959 по 1966 г. была ведущей актрисой в ленинградском БДТ имени М. Горького. Здесь она сыграла большое количество ролей.

С 1966 по 1972 год Татьяна Васильевна была актрисой МХАТ имени М.Горького. После этого в течение 11 лет служила в Московском академическом театре им. В. Маяковского. Здесь она сыграла Дульсинею, Липочку, Елизавету Тюдор, Марию Стюарт, Аркадину и так далее. В 1983 году Татьяна Васильевна вернулась в МХАТ имени М.Горького. Через 4 года она стала его художественным руководителем и занимает эту должность до сих пор. Также Т. Доронина является режиссёром и за эти годы поставила большое количество спектаклей.

Татьяна Васильевна извесна зрителю по своим многочисленным ролям в кино. Она сыграла в фильмах: «Шли солдаты…», «Мачеха», «Ещё раз про любовь», «Первый эшелон», «Три тополя на Плющихе», «Старшая сестра», «На ясный огонь», «Валентин и Валентина» и многих других. Т. Доронина награждена орденами «Дружбы народов», Святой Ольги, «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней. Она является лауреатом премий Константина Симонова, «Хрустальная роза Виктора Розова», академика В.И. Вернадского, Евгения Васильевна - член Союза писателей России.

«Синяя птица»

Театр МХАТ имени Горького М. вернул в свой репертуар детский спектакль «Синяя птица». Он был поставлен ещё в 1908 году самим К.С. Станиславским. Сказка возобновлена именно в режиссуре Константина Сергеевича. В спектакле заняты актёры: Т.Н. Миронова, Г.В. Ромодина, А.С. Чайкина, Н.Н. Медведева, Г.С. Карташов, М.В. Юрьева, Н.Ю. Моргунова, Е.В. Ливанова, О.Н. Дубовицкая, В.И. Масенко. Это феерическая история, которая наполнена музыкой. Этот спектакль всегда вызывает отклик в детских душах. На нём выросло уже не одно поколение. Любимая сцена всех зрителей - это та, в которой происходят чудеса: оживают огонь, хлеб, молоко. Спектакль идёт на сцене МХАТ уже 104 года. Это своего рода мировой рекорд. Ни в каком другом театре нет таких постановок, которые идут с неизменным успехом больше сотни лет.

«Отелло уездного города»

Это спектакль по пьесе Этот спектакль - премьера нынешнего театрального сезона. Роли в постановке исполняют: Б.А. Бачурин, Ю.А. Ракович, М.В. Бойцов, И.С. Криворучко, Л.Н. Мартынова, В.Р. Халтурин, А.А. Хатников, Д.В. Корепин, И.С. Рудоминская, Н.Н. Медведева, О.Н. Дубовицкая, В.Л. Ровинский. Эта история о молодом повесе, который прибыл по делам в небольшой уездный городок. Его приезд неожиданно для всех меняет привычное течение жизни местного населения. Оказывается, что некоторые семьи благополучны лишь на вид. Любовь превратится во всепоглощающую страсть и превратит скромного добряка в мстительного Отелло. Многие годы эта пьеса была незаслуженно забыта и «жила» в тени «Грозы» и «Бесприданницы». Но МХАТ имени М.Горького решил подарить ей новую жизнь на сцене и познакомить зрителя с этим незаслуженно забытым шедевром, в котором кипят шекспировские страсти.

Адрес и как добраться

В городе Москве находится МХАТ имени Горького. Адрес театра: дом №22. Рядом находятся Гнездниковский и Леонтьевский переулки. Возникает вопрос у тех, кто впервые собирается посетить МХАТ имени Горького: как добраться до театра? Самый удобный способ - это метро. Театр располагается совсем рядом со станциями: Чеховская, Тверская и Пушкинская. Последняя располагается к зданию театра ближе всех. От любой из трёх этих станций до театра можно очень быстро дойти пешком.