Рисование по клеткам. Идеи украшения тетрадей в клеточку. Рисуем по клеточкам еду

Рады приветствовать тебя, ценитель чтения. Детский рассказ "Есть, есть такое лекарство!" Абрамов Федор не оставит тебя равнодушным, и не один раз вернет тебя к повторному прочтению. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Несмотря на то, что все сказки - это фантазия, однако же зачастую в них сохраняются логичность и череда происходящих событий. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. С виртуозностью гения изображены портреты героев, их внешность, богатый внутренний мир, они "вдыхают жизнь" в творение и происходящие в нем события. "Есть, есть такое лекарство!" Абрамов Федор читать бесплатно онлайн будет интересно деткам, для них здесь много нового, и взрослым - они вспомнят свою молодость и детство.

И збушечка у бабы Мани – бывшая банька, единственная в деревне постройка, которая уцелела от войны, при ней огородик величиной с волейбольную площадку, а деревьев всего одна береза, да и та инвалид Отечественной войны – будто культяпки, подняла к небу сухую развилку, обрубленную снарядом. Но любит, обожает птичий народ бабы Манину усадебку. Горластые воробьи-забияки разживаются на ней с утра до ночи, белобокие сороки запросто, как на качелях, качаются на березе, вороны, голуби справляют свои свадьбы. А у кого весной первую песню поет красавец скворец? У бабы Мани. На березе-инвалиде, к которой она еще в тот день, когда вместе с земляками вышла из партизанских лесов, приладила немудреную, наспех сколоченную скворечню.

Соседям это было в диво. У них-то скворчиные дома – терема резные на шестах. И со всеми удобствами: тут тебе и леток с хитроумными дверками, тут тебе и полочка, и ветка березовая – садись куда хочешь да пой свои песни.

А вот не рвутся скворцы в эти терема. Весной целыми днями за бабы Манину развалюху воюют, и только после окончательного дележа какой-нибудь неудачник поселялся в теремах.

– Баба Маня, – допытывались соседи, – скажи нам свое птичье слово, которым скворчишек к себе приманиваешь.

– Да какое у меня птичье слово? Никакого птичьего слова я не знаю. Разве иной раз от скуки выйдешь да поговоришь с ними. Вот и все мое птичье слово.

В ту весну баба Маня решила немножко подновить свою скворечню, а то, чего доброго, рассердятся скворушки – к соседям улетят. Всякая божья тварь любит заботу о себе.

В теплый солнечный день она вышла из дома, протоптала в снегу тропку к березе-инвалиду, затем принесла лесенку, приставила ее к стволу дерева.

Старенькая, дряхлая была баба Маня. На первые три поперечины кое-как поднялась, а дальше – голова закружилась – свалилась в снег.

Какое-то время она лежала в снегу без сознания, а потом слетелись на березу воробьи и давай кричать всем скопом:

– Вставай, вставай, баба Маня! А то простудишься.

Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких.

Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых.

Есть, есть такое лекарство!

Его бабе Мане принесли скворцы.

Однажды ранним утром пришла в себя баба Маня – и что такое? Кто стуком стучит во все окошечки ее убогой лачужки?

Она подняла от подушки старую голову – и, боже ты мой: скворушки! Ее любимыши. Стучат, колотятся желтыми клювиками в рамы, бьют воронеными крылышками в стекло:

– Вставай, вставай, баба Маня! Мы тебе здоровье принесли.

Баба Маня от бессилия уронила голову на подушку, заплакала:

– Нет, нет, не могу, ребята. Мне уж не подняться, не встретить вас больше.

– Да как не встретить! Кто сказал, что у тебя сил нет?

Баба Маня сделала над собой немыслимое усилие и поднялась. Не могла она умереть, не посмотрев последний раз на свою любимую птицу.

Хватаясь руками за стены, за косяки дверей, она выползла на улицу, на теплое солнышко, оперлась на легкий, побелевший от старости, как она сама, батожок и долго так стояла с закрытыми глазами, с наслаждением вслушиваясь в весеннюю песню скворцов.

С этого дня баба Маня пошла на поправку.

Цель урока : познакомить детей с идейным смыслом сказки К. Драгунской “Лекарство от послушности”; произвести анализ данного произведения.

Задачи урока :

1. Образовательные: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством К.Драгунской; познакомить детей со сказкой “Лекарство от послушности”, её идейно- смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать “вдумчивое чтение”.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, описывать главных действующих героев.

3. Воспитательные: воспитывать нравственность через анализ содержания произведения; воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, взаимовыручку.

Оборудование: О.В. Кубасова. Любимые страницы. Учебник для 4 класса, портрет писательницы, таблица- алфавит для каждого ученика, компьютер (программа Paint), экран, проектор

Ход урока

Организационный момент

Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

Вот дан долгожданный звонок -
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

Сегодня мы познакомимся со сказкой “Лекарство от послушности”, которую написала К. Драгунская. (Cлайд № 1)

Что бы вы конкретно хотели узнать из этой сказки? (Где и по какому рецепту можно получить такое лекарство).

Чему вам хочется научиться сегодня на уроке? (Научиться выразительно читать новую сказку, выявить самые интересные события и т.д.).

Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно читать самим и чтобы нас было приятно слушать другим).

Так давайте начнём урок с разминки речевого аппарата.

II. Разминка речевого аппарата (Слайд №2)

1. Чистоговорки.

  • Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
  • Ре-ре-ре - стоит домик на горе.
  • Ри-ри-ри - на ветках снегири. (Слайд № 3)

2. Скороговорки.

  • Проворонила ворона воронёнка.
  • Летели три вороны, пестры черноголовы. (Слайд №4)

3. Работа по таблице. (Слайд № 5)

III. Работа над чтением и содержанием сказки (Слайд № 6)

1.Знакомство с биографией К.Драгунской. (Заранее подготовленные дети рассказывают о К. Драгунской). (Слайд № 7)

2. Чтение сказки “Лекарство от послушности” учителем и сильными учениками. (C.152-157).

3. Вопросы по содержанию сказки.

Что же в этой сказке правдиво, а что вымышлено?

О каком лекарстве говорится в этой сказке? (О гномике).

По какому рецепту можно было получить такого гномика?

Прочитайте. (Выборочное чтение).

Почему Андрею Владимировичу не удалось завести гномика у себя дома?

(В домашних условиях не всегда и не все лекарства можно приготовить).

У Кати Чигровой мама работает в аптеке, и она приготовила для нас сообщение. А Катя расскажет нам об этом.

4. – Вернёмся к сказке! Расскажите, что происходило в санатории до появления волшебного гномика ? (с.153)

Знал ли доктор Пяткин как вылечить этих детей?

О каком чуде, волшебстве он мечтал?

Найдите отрывок, в котором говорится, что стало происходить в санатории после появления гномика? Как лучше нам прочитать этот отрывок? (с.154-155 по ролям) (Слайд №11)

  • автор –
  • девочка с бантиком –
  • другая девочка –
  • рыжий мальчик –
  • мальчик в очках –
  • девочка с хвостиком –
  • гном –
  • воспитательница –

Чем были заняты дети, когда наконец-то произошло волшебство?

5. Работа над алгоритмом (Слайд № 12, 13)

Гномик ____ Котёнок____ Мяч ____ Художник _____Невидимка __

Гномик ____ Дождь ____ Еловые шишки.

С какой целью гномик превратился в котёнка? (Прививать любовь к животным и заботу о них).

Почему он превратился в мяч? (Чтобы быть здоровыми, дети должны играть в подвижные игры, но помнить о ПДД).

Что хотел привить детям гномик, превращаясь в художника? (Любовь к искусству).

Получилось ли это у гномика? (Пока нет).

6. Чтение по решётке (Слайд № 14)

(с. 155 “А гномик...

Получше разглядела”.)

Почему гномик превратил детей в лягушат?

7. Физминутка (Слайд № 15)

На болоте 2 лягушки.
2 зелёные подружки.
Утром рано просыпались,
Полотенцем растирались.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям физкульт - привет!

Как Алла Потаповна догадалась, что это не настоящие лягушки?

Почему она позвонила доктору? (с. 156)

8. Чтение с секретом (Слайд №16-19)

Что предпринял доктор Пяткин, мы узнаем, если верно прочитаем этот отрывок на экране. (С.156)

Пр-ехал д-кт-р Пяткин.

Здр-вств-йте! – -ором з-кри-ча-ли л-г-ш-та.

Д-ктор н-дел очк-, накл-н-лся п-ближе к л-г-ш-там, снял о-ки и упал в обм-рок. Но тут же вск-ч-л на -оги и ск-з-л:

Случай оч-нь сл-жный! Необходимо п-с-ветоваться с заграничными докторами и зн-токами -яг-шек. Я нем-дл-нно увожу л-г-ш-к в Ам-рику. Алла Потаповна, вызыв-йте в-рт-лёт!

Не х-тим в -мерику! - з-хнык-ли ляг-ш-т-. А один, самый б-льшой и толстый, стал пл-кать и зв-ть -а-у.

Чтобы успокоить лягушат- ребят, давайте поиграем в игры!

9. Игры “ Найди ошибки” и “Прятки” с.157-158. (Слайд № 20)

10. Хоровое чтение С.158.

Какими стали дети в конце всех событий?

Почему они так изменились?

Куда уехал гномик на своём автомобильчике?

11. Вывод (Слайд № 21)

Понравилась вам эта сказка?

Какой вывод вы сделали?

Кто помог детям измениться в своём поведении? (гномик)

Запомнили вы, как выглядел гномик?

Кто может описать этого гномика, опираясь на следующую схему? Выберите верный ответ. (Слайд № 22-24)

Ну, а теперь займите место у компьютера.

12. Физминутка

Все детки закрыли глазки. Они крепко спят и видят во сне этого волшебного гномика. Он маленького роста, с бородой и в красной шапочке. Вот он садится в автомобиль и. ... Но вдруг первый лучик солнца пробежался по глазкам ребят. Детки проснулись, сладко потянулись, посмотрели в окно, а там... капли дождя несмело постукивают по крышам домов. Они стали стучать всё чаще и чаще. Вот грянул гром... Блеснула молния,... И стало тихо...

И в такой тишине давайте нарисуем волшебного гномика.

IV. Работа с компьютером (слайд №25).

Дети работают на компьютерах с программой Paint.

V. Итог урока

Понравился вам урок?

С какой писательницей мы познакомились?

Какие моменты её жизни вам запомнились?

Что вы можете сказать о герое этой сказки?

О чём бы вам хотелось спросить гномика? Придумайте для него интересный вопрос.

Рефлексия. (Слайд № 26)

Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите фишку второму человечку.

Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, положите свою фишку грустному человечку.

Спасибо всем за работу! (Слайд № 27)

VI. Оценки

VII. Домашнее задание: с. 158, отвечать на вопросы.

Результаты знакомства с учебниками и разговоров со студентами и школьниками лучше всего могу передать знаменитой фразой Александра Радищева из его "Путешествия:": "Душа моя страданиями человечества изъязвлена стала:".

Ну как же не сострадать учащемуся человечеству, если ему, помимо собственно учебников по русскому языку, с пятого по девятый класс предлагают ещё и "учебник по развитию речи" профессора Е.И.Никитиной, объёмом больше ста пятидесяти страниц в каждом классе.

А в этом учебнике, к примеру, в 5-7 классах бедному школьнику год за годом, только всё более подробно, разжёвывается, к примеру, что такое "текст".

В учебнике для 6 класса, в параграфе 1, озаглавленном "Признаки текста", после того, как вниманию ученика предложена миниатюра Фёдора Абрамова "Верное лекарство", ему даётся задание:

"1. Вспомните признаки целого текста: заглавие; тема, идея; делимость: I - начало, II - основная часть, III - конец; связность; композиционная завершённость".

2. Укажите эти признаки в рассказе "Верное лекарство". Сформулируйте и запишите его тему; идею; составьте план.

3. Расскажите, как вы понимаете композиционную завершённость этого рассказа.

4. Определите стиль рассказа. Укажите в нём примеры просторечных и диалектных слов. Для чего, по вашему мнению, использует их писатель?".

Непосредственно вслед за этим следует значок, под которым в учебнике даются "теоретические сведения", и напечатано:

"Единство стиля - тоже один из признаков текста".

Остановлюсь на первом пункте задания. Ясно, что предполагается: в пятом классе, то есть год назад, ученик уже читал или слышал от учителя о признаках текста и сейчас должен вспомнить их. А потом к известным ему признакам запомнить ещё один. И, как предлагает учебник, в дальнейшем, работая над своими сочинениями, контролировать себя: "всеми ли признаками текста обладает ваше сочинение".

Найдите мне такого шестиклассника! Да ещё чтобы он уже знал, с 5 класса, разницу между просторечными и диалектными словами:

В учебнике для 7 класса параграф 1 озаглавлен уже глобальнее: "Что такое текст". Семикласснику, только что пришедшему с летних каникул, опять предлагается вспомнить, что такое целый текст и каковы его признаки. Затем, после миниатюрки Юрия Коваля, на две страницы размахнута таблица в две колонки. В левой трактуются признаки текста, начиная с того, что это "единица речи" и до "единства стиля". А в правой препарируется текст Коваля, причём таким "соцреалистическим" стилем, что ясно: семиклассник, прочитавший эту таблицу, рассказов и повестей Юрия Коваля читать никогда не будет, даже под угрозой смертной казни. Вообще-то он немного потеряет: это неплохой русский писатель- бытовик и педагог, в лучшем случае третьестепенный, то есть не выше уровня А.И.Куприна. Нет, пожалуй, всё-таки пониже. И его рассказы и повести, при всей их современности по внешним признакам, даже не вторичны. А третичны или даже четвертичны: перефразируя Игоря Губермана, сказавшего об одном поэте, что его стихи "лет сто назад украл некий Фет", большую часть произведений Юрия Коваля давным-давно "украли" некие Лев Толстой и Иван Тургенев, Аркадий Гайдар и Константин Паустовский с Рувимом Фраерманом.

Вот как профессор Е.И. Никитина пишет о признаке "конец текста":

"Конец рассказа - последнее предложение: Так мы и сидели до самого заката. В нём слово так вбирает в себя все предыдущие части и таким образом структурно оформляет их идейно-тематическую связность (ведь все части раскрывают одну общую тему и идею). Местоимение мы в данном случае значит рассказчик и бабочка и возвращает нас к заглавию текста - "Бабочка", благодаря чему он получает композиционную завершённость".

Прочитали? Восхитились?

Но этого мало! Через две страницы семикласснику предлагается усвоить, что "один из признаков текста - заглавие или возможность его", ещё через две страницы - понятие "нулевого заглавия" (это когда над текстом стоят три звёздочки).

А чуть погодя семиклассник узнаёт, что у текста есть ещё и значение, в котором оно используется в учебниках: "любой дидактический материал (отдельные предложения, отрывок из текста, целый текст), который даётся для выполнения заданий".

Если к седьмому классу семиклассник этого не понял без специального пояснения, значит, он безнадёжен. А нормальному семикласснику это понятие вовсе ни к чему.

Не буду утомлять читателя другими перлами из не к ночи будь помянутого учебника. Кстати, удостоенного Премии Правительства Российской Федерации в области образования за 1998 год:

Я провёл эксперимент. С двумя очень способными студентами мы попытались выполнить полностью хотя бы задания одного параграфа из учебников для шестого, седьмого и восьмого классов. У меня на это ушло от сорока минут до полутора часов, у ребят - от тридцати пяти - сорока минут до часа с четвертью - полутора. Правда, работали добросовестно, выполняя последовательно все задания, даже обозначенные значком "дополнительные". Параграфов в учебниках - от десяти до пятнадцати. Не считая приложений.

А ведь ученику надо год за годом проходить ещё и материалы учебников "Русский язык. Практика", для каждого класса особого. И "Русский язык. Теория" - этот, слава богу, один на все пять классов основной средней школы.

Помнится, у нас был в каждом классе всего один учебник по русскому языку. И, вроде, многие из моего поколения вполне грамотны.

Профессор Е.И.Никитина в предисловии, которое, как я уже сказал, почти стереотипно повторяется от класса к классу, а в учебниках для 5-7 классов повторено буквально, даёт ребятне советы больше читать, не торопясь, запоминая, обдумывая; слушать и смотреть радио- и телепередачи, особенно те, "в которых даётся обзор событий, а также рассказывается о культуре речи, о правильности употребления и произношения слов"; заводить записные книжки, записывать "звуки, движения, краски, запахи, слова, выражения".

Интересно, в каком мире живёт уважаемый профессор? Где она видела такие телепередачи? И к кому она обращается, к фантомам?

Если человек с детства много читает и склонен к сочинительству, ему эти учебники ни к чему, он и так уже годам к двенадцати выработает соответствующие навыки, не засоряя свою память терминологией. Если человек с ранних лет стал присоской к телевизору, он не станет сочинителем (журналистом, писателем), даже если на отлично заучит все понятия и таблицы этих учебников.

Допускаю, что эти учебники могут быть полезны издательским, журнальным, телевизионным и киношным редакторам. Но: взрослый человек, выпускник школы, если он выберет такую профессию, материал всех пяти учебников шутя освоит на двух- трёхнедельных курсах. Не стоит ради этого терять бесценные школьные месяцы и годы.

У меня сложилось впечатление, что все учебники русского языка, входящие в нынешний школьный комплект, сочиняли специалисты, коих в молодости привлекали к разработкам программ машинного перевода и компьютерного редактирования текстов. Лет сорок назад моя кузина Татьяна Грязнухина, входившая в одну из первых научных групп по этой проблеме, подарила мне свою монографию, где как раз предлагались программы аналитического расчленения, разъятия текстов, лексики, морфологии языка для ради составления всеобъемлющих программ для компьютеров. Нынешние учебники очень похожи на книги, где излагаются результаты исследований лингвистов-литературоведов, работавших на информатиков-кибернетиков. Помнится, их особенно много публиковалось в журнале "Вопросы языкознания" и тематических сборниках в первой половине 90-х, когда фирма "Майкрософт", озаботившись созданием русскоязычной версии "Windows", охотно финансировала безденежных российских языковедов. Их, безусловно необходимые тогда, исследования, теперь уже прочно вбиты в программные продукты "Майкрософт" и практически используются пользователями персональных компьютеров.

А упрощённые до школьной дидактики результаты этих аналитик навязывают неполной средней школе: Это всё равно что вместо настоящего кофе пить ополоски из кофейника.

Не лучше ли вместо стопроцентно бесплодных упражнений почитать ребятам на уроках русскую классику? Не Юрия Коваля и ему подобных подражателей классикам, а классиков настоящих. Если даже взять время от Жуковского и Крылова до Ахматовой, Мандельштама, Пришвина и Леонова, то есть всего век с небольшим, можно все уроки заполнить первостепенными русскими художественными текстами. А ведь были ещё и 50-60-е годы. Если же учесть высочайший уровень российской школы перевода, то объём первостепенных текстов на русском языке, по меньшей мере, можно удвоить. Ей-же-ей, для усвоения законов русского языка, его грамматики простое чтение таких текстов полезнее, чем зубрёжка канцелярски сформулированных правил.

Как говаривал Пушкин, шлюсь на собственный опыт.

Когда мой отец, по своему диплому учитель русского языка, литературы и истории, узнал, что я уже бегло читаю (научился у старшей сестры, а практику чтения освоил на газете "Правда", ползая животом по каждому свежему номеру), он повёл меня в районную детскую библиотеку, записал в читатели и попросил сотрудниц библиотеки давать его сыну из русской классики всё, даже если по программе это относится к старшим классам средней школы. "Лишнего пока не поймёт, зато в него войдёт настоящий русский язык", добавил отец. Дело было в селе Анненский Мост, тогда это был райцентр Ковжинского района Вологодской области. Отец был там первым секретарём райкома ВКП(б), библиотекарши, естественно, прислушались к его пожеланию.

До сих пор благодарен и отцу, и тем библиотекаршам! А потом был благодарен сотрудницам детской и взрослой Вельских библиотек, допускавших меня ко всем книжным полкам. И директору Вельской начальной (базовой) школы Глафире Александровне Лавровой, которая тоже прислушалась к пожеланиям отца. Глафира Александровна не посадила меня сразу в 4-й класс, как намеревалась ("Не лишайте ребёнка детства", попросил отец), а сделала первоклассника помощником учительницы, заведовавшей школьной библиотекой. Учительнице же Анне Степановне порекомендовала разрешать мне, если нет письменной работы или я не должен отвечать у доски, удаляться за доску, где на широком подиуме типа сцены располагались богатства пионерской дружины. И я оформлял там плакаты о великой дружбе Ленина и Сталина, сочинял заметки для школьной стенгазеты, да и саму газету часто рисовал от корки до корки. И - читал, читал книги, вовсе не относящиеся к программе начальной школы. Одновременно слыша всё, что творилось в классе, так что и программу проходил, хотя бы пунктиром. Позже, в 3-4 классах, естественно, чаще сидел за партой и за доску уходил всё реже и реже.

Зато потом, начиная с 5-6 классов, почти не зная писаных правил русской грамматики (и до сих пор большей части их не знаю), писал и изложения, и сочинения практически без ошибок. За это мне и в старших классах ставили четвёрки по устному русскому...

Продолжение следует

Технологическая карта (план-конспект)

урока литературного чтения,

проведенного в 3 «Б» классе

МБОУ СОШ №14

учителем начальных классов

Власовой Анастасией Александровной

Дата 17.02.2017 ФИО учителя Власова А.А.

Класс 3 «Б»

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Целевой блок

Тема урока:

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Цель урока:

Ознакомление детей с рассказами В.А.Осеевой «Печенье» и «Лекарство»

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- ознакомление с произведением В.А. Осеевой «Печенье»

Ознакомление с произведением В.А. Осеевой «Лекарство»

Формирование навыков работы с текстом

Формирование системы читательских и речевых умений

Личностные УУД:

Формирование чувства эстетического удовольствия

Развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение характеризовать анализировать

2. Умение сравнивать

3.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
4.Учиться высказывать своё мнение

5.Саморегуляция своего поведения

Коммуникативные:

1.Готовность получать информацию

2.Умение участвовать в коллективном обсуждении произведения

3.Использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа
4.Выразительно читать произведение

*Познавательные:

1. Устанавливать причинно- следственные связи

2. Умение пользоваться знаниями, полученными ранее
3.Делать выводы в результате совместной работы всего класса

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок изучения литературного произведения

Формы, приёмы и методы

Форма: урок взаимообучения

Методы обучения:

Словесные, наглядные, практические;

Беседа;

Средства обучения:

Печатные;

Демонстрационные;

Аудиовизуальные;

Образовательные ресурсы:

Учебник

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел

Иллюстрации

План урока.

1. Организация начала урока.

3. Постановка проблемы.

4. Физминутка

6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организация начала урока.

1 слайд

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте их, обернитесь и подарите свою самую искреннюю улыбку.

Тихо сели за парты. Проверили свою посадку: спина прямая, обе ноги стоят на полу, вам ничего не мешает. Вы готовы плодотворно работать.

2 слайд

Добрый день! - тебе сказали.

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты

Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Скажите, название каких слов спрятано в этом стихотворении? (Вежливых)

А зачем нужно говорить людям вежливые слова? (Ответы учащихся)

Конечно же, вежливые слова нужны для того, чтобы поздороваться, пожелать удачного дня, счастливой дороги и просто показать свою доброту и воспитанность.

3 слайд

Сегодня, ребята, по всему миру отмечается День Проявления Доброты . В этот день люди творят добро, бескорыстно помогают друг другу и животным. Помните, что если человек ожидает что-то взамен от своего доброго поступка, то это уже не является искренней добротой.

Скажите, а только ли в этот день люди должны быть добрыми? (ответы учащихся)

Правильно, каждый день нужно стараться сделать доброе дело, сказать приятные слова или просто искренне улыбнуться.

2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.

Скажите, какое доброе дело совершил главный герой произведения, которое мы изучали на предыдущих уроках? (он спас девочку из горевшего дома)

Вспомните название этого произведения. (Рассказ о неизвестном герое)

4 слайд

Можно ли назвать поступок главного героя мужественным и смелым? (Да)

Почему? (Парень рисковал своей жизнью)

Ожидал ли он награды за свой подвиг? (Нет)

Что же произошло с главным героем, когда он спас девочку? (Он уехал на трамвае)

Найдите этот фрагмент в тексте.

Почему никто не мог его найти? Найдите описание этого человека.

А что означает знак ГТО? (Готов к труду и обороне)

Как вы считаете, парень оправдал своим поступком свой значок? (Да, оправдал)

3. Постановка проблемы.

Скажите, к кому должны дети относиться с добротой и уважением? (К старшим, к родителям, к животным, друг к другу)

5 слайд

У вас на партах лежат конверты пословицами. Вам необходимо в паре собрать пословицу.

Какая пословица у вас получилась? (Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет)

Думаю, что все собрали пословицу правильно.

6 слайд

Посмотрите на доску. (Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.)

Подумайте, что означает эта пословица? (ответы учащихся)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Ответы учащихся)

7 слайд

Мы переходим к изучению нового раздела под названием «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

8 слайд

Поможет нам погрузиться в эту тему творчество Валентины Александровны Осеевой. (Демонстрация портрета)

Встречались ли вы раньше с творчеством этой детской писательницы? (Ответы учащихся)

С каким её произведением вы ознакомились раннее? («Почему?»)

Рассказы Валентины Осеевой о плохих и хороших поступках детей. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать и делать правильные выводы. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.

4. Физминутка

Давайте немного отдохнем. Встаньте пожалуйста, выйдите из-за парт. Сейчас мы проведем речевую физминутку, сопровождающуюся движениями. Повторяйте за мной.

Шёл король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

Давай с тобой похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давайте еще раз, только быстрее попробуем делать движения и четко произносить слова.

5. «Открытие» детьми новых знаний.

Откройте учебники. Прочитайте название произведения «Печенье». Скажите, разве название связано каким-то образом с темой нашего урока? (ответы учащихся)

А сейчас вы узнаете, какой глубокий смысл содержится в этом произведении.

Сейчас вы послушаете аудиозапись, готовьтесь ответить на вопрос «Это произведение - сказка или рассказ?»

"Печенье" В.А. Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

9 слайд

Ребята, это сказка или рассказ? (ответы учащихся)

Докажите, что это рассказ.

Могли ли такие события произойти в реальной жизни? (Да, могли)

В этом произведении есть волшебство? (Нет)

Есть ли в этом произведении борьба добра и зла? (Нет)

Есть ли в этом произведении троекратный повтор? (нет)

Молодцы! Вы доказали, что данное произведение - рассказ.

Чтобы подготовиться к чтению скажите, как вы понимаете выражение «смерил глазами»? (сравнил)

- Как вы считаете, действие рассказа происходит во время завтрака, обеда или ужина?
- Как начинался ужин? Прочитайте.
- Почему рассказ так называется? (ответы учащихся)

Кто действует в рассказе? (Вова, Миша, мама и бабушка)

Что о ребятах говорят другие персонажи: мама и бабушка? (Они молчали)

- Почему молчали мама и бабушка? Что было на душе у них? (ответы учащихся)

- Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье?
- Какими растут мальчики? (Эгоистами)

10 слайд
- Кто такой эгоист? (Эгоист - себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)

Какие качества вы бы выбрали для характеристики этих мальчиков?

доброта бесчувственность лживость жадность совесть эгоизм любовь бездушие

черствость уважение

Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными? (ответы учащихся)

Я верю, что вы бы никогда так не поступили и обязательно поделились бы со своими родными.

Скажите, только ли мальчишки могут так поступать со старшими людьми? (ответы учащихся)

Сейчас вы узнаете об этом, прочитав следующий рассказ Валентины Осеевой. Говорит ли нам название этого произведения что-то о его содержании? (ответы учащихся)

Приготовьтесь после моего чтения ответить на вопрос о том, кто является главными героями в этом рассказе?

11 слайд

Кто главные герои этого рассказа? (Мама, дочка и доктор)

- В каком предложении заключается главная, на ваш взгляд, мысль? (Пока дочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет)

- Почему Осеева так назвала рассказ? (ответы учащихся)
- Подумайте, в шутку или всерьёз нужно воспринимать слова доктора? (ответы учащихся)

Как вы думаете, чем мог закончиться этот рассказ?

Прочтем этот рассказ еще раз в полголоса. (Жужжащее чтение)

Лекарство

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

- Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

- А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

- Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

6. Итог урока. Рефлексия.

Скажите, чем похожи эти два произведения? Какими бы советами могли вы помочь ребятам? (ответы учащихся)

- Вернемся к нашей пословице «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

Вы сегодня прекрасно работали, все активно отвечали и старались выразительно читать. Спасибо вам за урок!

Для того чтобы выяснить основные моменты произведения, его необходимо тщательно проанализировать. К сожалению, не все знают, с чего следует начать эту работу. План анализа рассказа поможет структурировать мысли читателя и качественно раскрыть все аспекты произведения.

С чего начать?

Любой школьник сталкивался с задачей проанализировать текст. Как правило, на уроке литературы это произведение, включенное в школьную программу. Но что делать, когда подробный рассказа нужно выполнить самостоятельно? Стоит начать с постановки цели.

Если основной задачей является анализ эпизода в рассказе, тогда следует определить его роль в нем. Как правило, к изучению предлагается одна из важнейших сцен в произведении. Например, как проявил себя герой в том или ином случае, какие его черты раскрылись при этом.

Но зачастую учитель требует проанализировать рассказ целиком, а для этого нужно более подробно изучить произведение.

Основные аспекты

Вы внимательно прочитали текст, теперь необходимо составить план анализа рассказа.

Начните с определения его темы. Обычно их в тексте несколько: темы дружбы, преданности, долга, любви. Необходимо выявить самые основные.

Теперь стоит перейти к описанию главных героев. Это не только внешний вид, который тоже немаловажен, но и основные черты характера персонажей. После переходим к роли героев в раскрытии проблематики рассказа. Их взаимоотношения также являются важным аспектом плана.

Второстепенные герои нередко играют важную роль в произведении. Литературный анализ рассказа должен включить и их описание и характеристику.

Композиция и ее составляющие

Далее переходим к структуре самого рассказа. Каждое произведение имеет индивидуальные особенности построения. Для начала определим пролог, то есть момент предварения основного действия. После перейдем к завязке и опишем момент начала конфликта или проблемы произведения.

Теперь необходимо выявить развитие действия в рассказе. Эта часть композиции обычно самая продолжительная. В ней мы увидим главных героев, их описание, основные события. А вот самый острый момент в рассказе называют кульминацией. Это событие, в котором раскрываются все тайны произведения, происходят самые напряженные действия. Теперь осталось лишь закончить анализ композиции развязкой. Это такой элемент, который снимает так называемое напряжение после кульминации, описывает, что стало с героями после произошедших событий.

План анализа рассказа

Заканчивая исследование произведения, осталось определить его художественное своеобразие. Следует указать творческую манеру любого писателя, которая отличает его от других авторов. Средства использованной художественной выразительности, найденные вами в тексте, сделают анализ более полным и глубоким. Не забудьте об эпитетах, олицетворениях, метафорах и других тропах.

После этого приступите к выводу, который будет включать в себя авторское отношение к проблеме, а также ваше собственное мнение и впечатление.

Перечислим основные пункты, которые содержит план анализа рассказа по литературе:

  1. Тема рассказа.
  2. Идея.
  3. Анализ главных героев.
  4. Второстепенные персонажи.
  5. Особенности композиции.
  6. Средства выразительности, использованные в тексте.
  7. Впечатление читателя.

Теперь вы легко проанализируете любой рассказ, используя нашу статью. Основные аспекты плана, представленные нами, помогут вам выполнить глубокую и качественную работу.