Последний проект Кисё Курокавы. Павильоны и выставки

Атомная бомбардировка Японии 6 августа 1945 года практически стерла с лица земли город Хиросиму. Он стал возрождаться из пепла лишь с конца 1940-х годов, получая новый план, жилую застройку, административные и культурные объекты. был одним из тех архитекторов, которые создавали новый облик Хиросимы. Музей современного искусства, открытый в 1988 году, стал не только единственным объектом искусства в этом городе в то время, но и первой художественной галереей, построенной в Японии после Второй мировой войны.

Хиросиму отличает особое отношение к истории, а понятие «современный» здесь до сих пор означает период «после атомной бомбы».

В месте, где искоренилась вся довоенная история, термин «современное» имеет определенную глубину смысла. Поэтому проектируя Музей современного искусства в Хиросиме, Курокава должен был создать символический объект, тонко и точно связывающий мир искусства с окружающим городским пространством.

Масштабные проекты, подобные этому, всегда ориентированы на создание образа будущего того или иного города. В случае с Хиросимой этот вопрос стоял особенно остро. Как известно, еще в 1949 году она была провозглашена «городом мира», поэтому неудивительно, что создающийся комплекс должен был стать символом этого мира и одновременно воплотить в себе память о случившейся страшной трагедии. В этом заключалась, возможно, самая главная причина, почему проект Музея современного искусства в Хиросиме был так важен для Курокавы.

Для музея отводилась вершина 50-метровой горы Хидзиямы. Согласно плану, на ней планировалось разместить большой культурный центр, главной частью которого и задумывался Музей современного искусства. Архитектор спроектировал четырехэтажное здание площадью около 10 000 квадратных метров - такие масштабы применительно к японским музеям встречаются достаточно редко.

Чтобы не подавлять окружение объемами постройки, два нижних этажа здания спрятали под землей. Музей утопает в зелени, так как всю наземную часть окружает густо засаженный деревьями парк, открытые площадки в котором специально создавались как выставочные зоны и предназначаются для скульптурных композиций.

Гора Хидзияма, по меткому замечанию Курокавы, господствует над Хиросимой, как Акрополь над Афинами. Подчеркнуть и усилить это символическое значение архитектор постарался расположением своей постройки и хорошо продуманными акцентами.

Здание выполняет также и мемориальную функцию. Центральная зона музея, вокруг которой сгруппированы все объемы комплекса, представляет собой внутренний двор в разомкнутом кольце. Главная смысловая нагрузка легла, по замыслу архитектора, именно на центральный объем, являющийся архитектурной и символической доминантой. Центр постройки пустой, а кольцо указывает на город, куда была сброшена атомная бомба. Напротив пустого разомкнутого пространства центральной части создана специальная площадка, на которой разместилась огромная, высотой 6,1 метра, бронзовая скульптура Генри Мура «Арка», обрамляющая панорамный вид на воскресший город.

Слепящий блеск и вспыхивающие солнечные отсветы на металлических поверхностях здания музея ассоциируются с атомным взрывом, и даже разомкнутую центральную часть, поднятую над площадкой входа, можно сравнить с атомным грибом, возвышающимся над городом.

Гигантский несомкнутый круг центральных выставочных залов поднят на колоннах, являя собой огромное серое пространство. Создание промежуточного серого пространства - один из излюбленных творческих приемов мастера. Впечатление усиливается благодаря серому цвету всего объема здания. Важнейшая центральная часть здания, на которой делается акцент, своей архитектурной формой «затягивает» посетителя внутрь, в серое (то есть затененное, завораживающее и привлекающее своей прохладой) музейное пространство.

Связь с исторической памятью передана архитектором через использование элементов традиционных построек Японии. Разработанные им высокие двускатные кровли, завершающие все наземные части музея, легко «прочитываются» как часть традиционных методов строительства периода Эдо (XVII–XIX), особо чтимого в Японии.

Зримое воплощение философии симбиоза, выдвинутой Кисё Курокавой, можно обнаружить и в плане здания, и в ритме его крыш. Остроконечные завершения музейного комплекса направлены к центру, собираясь вместе у центрального элемента и иллюстрируя таким образом соединение целого и его отдельных частей. Сам архитектор определял свою идею симбиоза как имеющую глубокие и прочные связи с национальной традицией: «Философия симбиоза возвращает архитектуру, которая была вытеснена функционализмом, к своему гармоничному развитию.

Кто знаком с японской культурой, сразу заметит, что философия симбиоза имеет глубокие корни… В начале 60-х я интересовался лишь симбиозом между человеком и техникой, симбиозом между человеком и природой, и только позже, в 70-е, я начал исследование симбиоза между человеком и историей».

Использованные при строительстве музея материалы - камень, плитка и алюминий, удачно сочетаются, эффективно создавая симбиоз современной архитектуры с традиционными элементами. Стены музея облицованы алюминиевыми панелями, что задумывалось архитектором, вероятно, как метафора традиционных японских сооружений - «кура», которые долгое время оставались единственным типом огнеупорных построек в японских замках и городах. Их главным конструктивным элементом были железные двери, которые перекрывали приток воздуха.

Еще в Средние века сложилась традиция, надолго определившая стиль жизни японцев: хранить неиспользуемую мебель, вещи и посуду в особом помещении. Только самое необходимое для повседневной жизни оставалось в комнатах, все остальное находилось в хранилище. Летом туда убирались зимние вещи и наоборот. На несколько веков огнеупорные склады и хранилища стали для японцев символом надежности и безопасности.

Благодаря тому что вокруг музея создана лесная зона, его территория оказалась почти полностью изолирована от городского шума. Приемы знаменитой режиссуры передвижений посетителей в пространстве, с которыми можно столкнуться, гуляя, например, по традиционным садам и монастырям Японии, в полной мере использованы архитектором и при устройстве музейного парка. Вокруг здания музея проложены извилистые пешеходные дорожки, позволяющие насладиться прогулкой на свежем воздухе и осмотреть достопримечательности парка. В нескольких местах находятся открытые площадки с прекрасными панорамными видами на разные части музейно-паркового комплекса.

В самом музее для облегчения циркуляции потоков посетителей предусмотрено множество лестниц, щедро, даже с некоторой избыточностью, расставленных по плану. Возможно, их главная задача заключается не в выполнении своей функции, а в том, чтобы создать более яркое художественное пространство. В выставочных залах слева от главного входа находится постоянная экспозиция, а помещения справа предназначены для временных выставок. Интерьеры музея выдержаны в приглушенных тонах, образуя знаменитое серое пространство Курокавы.

Сразу после завершения строительства Музей современного искусства в Хиросиме Кисё Курокавы приобрел мировую известность и получил множество наград, среди которых Гран-при и золотая медаль V Всемирной биеннале архитектуры 1989 года и премия Архитектурного института Японии 1990 года.

Хиросимский музей Современного Искусства построен на вершине горы Хидзияма, откуда открывается вид на город, разрушенный атомной бомбардировкой 6 августа 1945 года. Исповедуя философию симбиоза, архитектор объединил в своем дизайне азиатские и западные исторические, а также местные элементы.

Ротонда музея вызывает в памяти классические музейные заведения с куполом начала 1990-х, разве что здесь круглая форма «разорвана» отверстием, откуда можно увидеть панораму города. Интерес Курокава к музеям начался со времен работы над Национальным музеем этнологии (197) в Осаке.

Этот музей искусства из стали и армированного бетона занимает площадь 2282 кв.м. Его открытая центральная планировка служит местом пересечения отсеков галереи, протянувшихся продольно, а остроконечная крыша перекликается с крышами домиков соседней деревни. Камни на площади, окружающие несущие колонны сломанной ротонды, облицованной металлическими панелями, – это остатки разрушенного города у подножия горы.

Архитектура – это возвышенное заявление и выражение идей эпохи, когда она была создана.

Отец Кисё Курокава (1934-2007) стоял во главе японского движения Метаболизм в архитектуре 1960-х. Два V сооружения – Башня-капсула «Накагин» (1972) в Токио и Сони-Тауэр (1976) в Осаке -служат осязаемым напоминанием о важности распространения идей, благодаря которым города и здания с использованием архитектурных элементов массового производства могут органично развиваться Однако его карьера богата и другими творениями.

Курокава стал одним из интеллектуальных архитектурных «предводителей» Японии, окончив Университет Киото в 1957 году и получив ученую степень в Токийском Университете. Его стиль демонстрирует симбиоз современных западных и азиатских форм. В 1962 году он основал собственную компанию, а его удостоенные наград творения можно встретить по всей Японии и в странах Европы, Азии и Америки. Стоит отдельно выделить правительственные здания префектуры Осака (1988) и Спортивный клуб (1990) в Чикаго, международный аэропорт Куала-Лумпур (1998) и пристройку к Музею Ван Гога (1998) в Амстердаме. Музеи и объекты культуры принесли Курокаве наибольшую известность, всего их за его карьеру насчитывается 14.

Хиросимский музей символизирует признание трагедии прошлого, и надежду на будущее страны, которая отражена в предметах современного искусства. Дизайн музея перекликается со скелетообразным развалившимся куполом 1945 года в городском Мемориальном парке Мира.

Он имеет сходство с Кафедральным собором Ковентри Бейзила Спенса (1962) и Берлинской Мемориальной церковью кайзера Вильгельма по проекту Эгона Айерманна (1963). Эти сооружения отдают дань военному прошлому и служат надеждой на светлое послевоенное будущее.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Разомкнутое кольцо указывает на город, куда была сброшена атомная бомба;
  • Центральная часть музея представляет собой разомкнутый круг.
  • В центральной части создана круглая площадка, обрамленная колоннадой.
  • Музей расположен на вершине 50-метровой горы и окружен парком.
  • В здании два подземных и два наземных этажа.
  • Здание облицовано металлическими панелями.
  • Высокие двускатные крыши передают традиции архитектуры Японии эпохи Эдо.
  • В архитектуре активно использован натуральный камень.

Архитектура Кисё Курокава - это выразительные формы, которые запоминаются навсегда. Японский мастер считает, что современная архитектура его страны – это целая палитра ярких личностей. Отталкиваясь от культурной традиционности Японии, Кисе с помощью неповторимых живых форм и новейших материалов работает на будущее мировой архитектуры, при этом в своих постройках мастер сохраняет эмоциональность и присутствие лёгкой поэзии.

Известный сегодня всему миру архитектур Кисе Курокава родился в Нагое, в 1934 году. Его обучение архитектурным навыкам проходило в японских городах Киото и Токио до 1960 года. Затем архитектор был аспирантом в токийском архитектурном университете, где преподавал Кендзо Танге.

Своё первое архитектурное бюро Курокава создаёт уже в 1962 году. Именно в те времена мастер дебютирует с идей архитектурного метаболизма, призывает к развитию органических тенденций в архитектуре. Кисё рассматривает город в качестве живого организма, не так, как Ле Корбюзье, называя дома «машинами для жилья».

Несмотря на то, что Курокава в своих идеях теряет единомышленников, он неотступно продолжает претворять свою концепцию в жизнь. Отличный пример реализации подобной идеи - «капсульное» здание в Токио (1970-72гг.). 144 квартиры в форме капсул составляют 13-этажную башню. Все квартиры этого дома собирались на комбинате, а к каркасу были прикреплены на месте. При необходимости такую квартиру очень легко заменить.

"Капсульное" здание в Токио.

Аксонометрия "капсулы"

Интерьер "капсулы"

Суть такой постройки, как и самой концепции архитектурного метаболизма Кисё Курокавы, заключается в стремлении к возможности меняться, развиваться и даже увеличиваться в объёмах. Сегодня здание NakaginCapsule Tower включено в список мирового архитектурного наследия.

В 1968 архитектор выпускает свою первую книгу – «Городское проектирование». В 1975 году на острове Киосю он строит Центробанк Фукуока, а за ним и небоскрёб для компании «Sony» в городе Осака (1976).

Небоскреб для компании "Sony"

1977 год для Курокава был, можно сказать, самым насыщенным. Это период написания книги «Метаболизм в архитектуре», а так же строительство здания национального этнографического музея в Осаке и токийской штаб-квартиры Красного Креста Японии.

На родине зодчего Кисе Курокава воспринимают больше философом, нежели архитектором. Его вышедшие книги продолжают читаться, а новые издаваться: 1979 – «Концепция пространства», 1993 – «Философия симбиоза», за которую автор получает японскую литературную премию.

Кисе являлся президентом сообщества Консультантов в сфере проектирования городов и директором токийского института социальной инженерии. В 1987-88 годах в Нагое появляется его новое творение – городской музей Искусства. И в этом же году в Берлине строится немецко-японский центр, а в Хиросиме – музей современного искусства.

В 90-х годах Курокава становится одним из ведущих специалистов в японском хай-теке. Главные работы этого времени:

  • 1990-93 – Wheelock Place в Сингапуре;
  • 1991 – центр в городе Мельбурн;
  • 1992-98 - Международный аэропорт в Малайзии, Куала-Лумпур;
  • 1996-2001 - Стадион Оита в Японии, где проводился чемпионат мира по футболу в 2002 году.

Международный аэропорт Куала-Лумпура.

Стадион Оита в Японии.

Кисе Курокава разрабатывал также генеральные планы азиатских городов. В последнее время архитектор часто посещал Казахстан, где работал по приглашению Н. Назарбаева над планом застройки Астаны, который сегодня отложен из-за нехватки средств на его строительство. Помимо этого, в XXI веке вырастали такие сооружения Кисё, как.

04.01.12 15:52

Незадолго до смерти выдающийся японский метаболист Кисё Курокава (1934-2007) принял участие в программе Maggie"s - проектировании онкологических центров, архитектура которых, совершенно не похожая на традиционную больничную, призвана стать элементом психологической поддержки больных. Недавно постройка была реализована.

Двухуровневое здание, возведенное по проекту Курокавы, находится на юго-западе Уэльса, в городе Суонси, где расположен крупный госпиталь «Синглтон». На плане видно спиралевидное развитие внутреннего пространства дома, навеянное размышлениями о мироустройстве. Сам автор сравнивал эту форму с космическим вихрем или маленькой галактикой. Внутри главного цилиндрического объема запланированы кухня и каминная, а в «хвосте галактики» располагаются библиотека, врачебные кабинеты, комнаты отдыха, гостиные и спальни пациентов.
Постройка с нерегулярными прямоугольными окнами выполнена из монолитного бетона. В кровле цилиндрического объема прорезан световой люк в форме эллипса. Фасады декорированы блестящими титановыми пластинками, инсталлированными в тело стены. Кровля, оборудованная системой сбора дождевой воды, состоит из нескольких конструктивных деталей. Это покрытый нержавеющей сталью каркас, состоящий из металлических вертикальных опор и деревянных поперечных ребер, а также горизонтальная кольцевая балка светового люка. В качестве инженеров на проект были приглашены специалисты Arup. Ландшафтным дизайном занимались архитектор Ким Уилки (Kim Wilkie) и компания Terra Firma Consultancy Ltd. За реализацию архитектурного проекта отвечало бюро Garbers & James.

О центре Maggie"s, спроектированном Ремом Колхасом:

Официальный сайт архитектурного бюро: kisho.co.jp

Текст
Сергей Багулин

В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, дизайнерах, режиссерах, музыкантах и других творческих профессионалах, которым удалось создать узнаваемый стиль и повлиять на современную культуру. Наш герой на этой неделе - японский архитектор Кисё Курокава, теоретик архитектурного метаболизма и капсульной архитектуры и создатель знаменитой башни «Накагин».

Кисё Курокава

1934-2007, Япония

архитектор

Ранние годы и архитектурный метаболизм

Кисё Курокава родился в 1934 году в посёлке Каниэ в Японии. Его отец тоже был архитектором. Курокава не раз вспоминал, как отец оплакивал здания, погибшие в ходе американских бомбардировок Японии. Выбор будущей профессии, таким образом, был вопросом решённым. Курокава изучал архитектуру в университетах Киото и Токио. В молодости архитектор находился под большим влиянием советского конструктивизма: закончив обучение, Курокава даже посетил Москву в 1958 году. Молодой архитектор верил в большое будущее коммунизма и даже подумывал переехать в СССР.

В 1960 году Курокава с группой единомышленников, среди которых были Киёнори Кикутакэ и Фумихико Маки, основал новое архитектурное направление - метаболизм. Лидером группы архитекторов стал Кэндзо Танге, который руководил перестройкой Хиросимы после бомбардировок 1945 года - метаболизм ассоциировался с возрождением Японии после Второй мировой войны. В противовес господствовавшему тогда представлению о здании как о «машине для жилья», метаболисты воспринимали город как живой организм: их вдохновляли биологические процессы и марксистская теория. По их мнению, подобно биологическим структурам, архитектура не должна быть статичной, и, так как с течением времени многие её элементы изнашиваются, приходят в негодность, их необходимо заменять чем-то новым. Архитектурное сообщество сперва восприняло метаболизм как очередную футуристическую утопию столетия. Однако идеи, лёгшие в его основу, на поверку весьма традиционны. Метаболисты обратились к истокам японской архитектурной традиции, для которой всегда было характерно стремление к гармонии с животным и растительным миром.


World Design Conference в Токио (1960 год)

Манифест метаболизма, опубликованный к World Design Conference, проходившей в Токио в 1960 году, включал несколько глав, в которых описывались города будущего: по предположениям архитекторов, они должны были состоять из индивидуальных капсул и плавать по океанам или даже летать в космосе. Каждый член группы написал для манифеста отдельную главу. Курокава был автором раздела про космические города будущего. В книгу вошли не только его рассуждения, но и документация нескольких проектов молодого архитектора. В них впервые были сформулированы принципы, которые он затем применял при воплощении собственных проектов.

Конечно, утопические предсказания метаболистов не сбылись, но им удалось построить несколько зданий, которые соответствовали их представлениям об архитектуре. Например, почти все члены группы создали проекты для выставки Expo "70, проходившей в Осаке. Курокава тоже построил несколько павильонов. Самым известным из них является павильон Toshiba IHI, состоящий из помещений-капсул. Кроме того, известным памятником метаболизма является Shizuoka Press and Broadcasting Center, проект которой создал Кэндзо Тангэ.

Shizuoka Press and Broadcasting Center

Башня «Накагин»


Главный проект Курокавы, в котором воплощены идеи метаболизма, - башня «Накагин», строительство которой завершилось в 1972 году. Здание состоит из двух бетонных башен, состоящих из 140 стальных модулей-капсул, которые можно объединять в более крупные жилые пространства. Каждая капсула представляла собой компактную квартиру для одного человека - с кроватью, маленьким встроенным письменным столом, шкафом и небольшой душевой кабиной. При этом, размер такой маленькой капсулы соответствует размеру традиционной японской чайной комнаты.


Интерьер квартиры-капсулы в башне «Накагин»

Здание было спроектировано для сарариманов - этот термин стал применяться в послевоенной Японии для обозначения городских служащих, принадлежащих к среднему классу. Сейчас в доме тоже живут клерки, но многие из них используют «капсулы» как офисы или квартиры на время рабочей недели, так как здание расположено недалеко от делового центра Токио. Однако проживание в башне «Накагин» сегодня связано со множеством неудобств. Несмотря на то что, по идее пионеров метаболизма, их здания должны были быть очень долговечными, в 2007 году башня Курокавы оказалась под угрозой уничтожения. Жильцы здания, недовольные теснотой помещений и содержанием асбеста в конструкциях капсул, проголосовали за его снос. Желая спасти своё творение, Курокава предложил проект масштабной реконструкции башни, но оно было отложено из-за кризиса.

Генплан Астаны и завершение карьеры

Один из самых масштабных проектов Курокавы - разработка генерального плана Астаны, новой столицы Казахстана. Принципиальной идеей в проекте Курокавы была гармония городской и природной среды. Архитекторы, работавшие над генпланом до этого, хотели сделать русло реки архитектурной осью города. Курокава посчитал подобное решение большой ошибкой, ведь крупный город за несколько лет загрязнил бы жизненно важную артерию целого региона. Подход архитектора, настаивавшего на первостепенной важности природного контекста, понравился казахстанским властям. Кисё Курокава два года разрабатывал генеральный план Астаны, который был завершен в 2001 году.


Музей динозавров префектуры Фукуи

В начале 2000-х годов Кисё Курокава создал проекты, ставшие такими же известными, как башня «Накагин». Так, 2000 году завершилось строительство Музея динозавров в Фукуи. Здание обтекаемой формы было возведено на месте крупнейших в Японии раскопок доисторических останков. В подземном уровне разместились экспозиции окаменелостей, показанных в скальной породе, непосредственно на месте обнаружения. Стеклянный купол послужил огромным выставочным залом. Четыре уровня здания связаны между собой современной системой лестниц и эскалаторов.


«Зенит-Арена»

Ещё одной известной работой Курокавы является футбольный стадион в Тойоте, построенный в 2001 году. Силуэт стадиона напоминает одновременно морскую раковину и потерпевшее кораблекрушение судно с высокими мачтами. В 2006 году был возведён один из последних проектов Курокавы - Национальный центр искусств в Токио - крупнейший художественный музей с семью безопорными выставочными залами, библиотекой и лекторием. В том же году архитектор cпроектировал один из самых дорогих футбольных стадионов в мире - «Зенит-Арену» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Открытие стадиона намечено на 2016 год.

Таймлайн

Рождение в Каниэ (префектура Айти), Япония.

Курокава заканчивает архитектурный факультет Киотского университета.

Получает степень магистра в Токийском университете.

Выходит манифест архитектурного метаболизма.

Курокава основывает компанию Kisho Kurokawa Architect & Associates.

Проектирует павильоны для Osaka World Expo.

Завершение строительства капсульной башни «Накагин».

Курокава получает Золотую медаль французской Академии архитектуры.

Открытие Музея искусств в Нагойе. Публикует книгу Philosophy of Symbiosis.

Окончание строительства Музея современного искусства в Хиросиме.

Разрабатывает план нового крыла музея Ван Гога в Амстердаме.

Открытие Музея современного искусства в Вакаяме.

Завершение строительства Republic Plaza в Сингапуре.

Японского архитектора Кисё Курокаву многое связывало с Россией. Он был поклонником архитектуры русского авангарда, в юности влюбился в русскую девушку и хотел даже остаться в России навсегда. Спустя много лет, выиграв международный конкурс 2006 года на проект стадиона футбольного клуба «Зенит» в Санкт- Петербурге, мастер планировал надолго вернуться в Россию, чтобы лично следить за строительством. Однако судьба распорядилась иначе.

Курокава никогда не выглядел на свой возраст и даже в 70 лет оставался в прекрасной физической форме. Он работал без устали, получая заказы в разных странах мира, участвовал в профессиональных конкурсах и читал многочисленные лекции в Японии и за рубежом. Как ему это удавалось? Этот вопрос интересовал журналистов и коллег мастера ничуть не меньше, чем постулаты его знаменитой философии.

Сам архитектор рассказывал, что спит не больше трех часов в сутки, с раннего утра начинает работу в мастерской, заканчивая ближе к одиннадцати, потом до двух часов ночи пишет статьи - и так каждый день. Чтобы выдерживать такой график, он занимался спортом и всегда строил грандиозные планы на будущее.

Знаменитый архитектор родился в 1934 году в японской префектуре Аити. Он изучал зодчество в университетах Киото и Токио. Университет Киото окончил в 1957 году со степенью бакалавра, а в Токио учился под руководством великого Кэндзо Тангэ. Отец Кисё Курокавы тоже был архитектором, но возможность воспользоваться именем родителя молодой Курокава использовал только один раз в жизни, когда в 1962 году регистрировал свое архитектурное бюро.

“Метаболизм” Курокавы

Кисё Курокава вместе с единомышленниками, среди которых были К. Кикутакэ, Ф. Маки, М. Отака, образовал группу, положив начало новому архитектурному направлению - метаболизму. В 1960 году группа впервые выступила на Международном конгрессе дизайна в Токио с манифестом «Метаболизм 1960 - предложения нового урбанизма». Ее члены проводили аналогию между живым организмом и городом, который тоже способен расти и меняться. По их мнению, архитектура, подобно биологическим структурам, не должна быть статичной: так как с течением времени многие ее элементы изнашиваются и приходят в негодность, их необходимо заменять на новые. Метаболистов интересовало не обособленное, замкнутое в себе здание, а групповая форма, служащая структурным каркасом. Такой форме не может повредить уменьшение, увеличение или изменение заполняющих ее элементов. Закрытым и завершенным системам метаболисты противопоставляли открытые и готовые к дальнейшему росту.

Метаболический подход к архитектуре, с одной стороны, футуристичен, так как постулирует создание среды, которая может адаптироваться ко всем изменениям в жизни людей. С другой стороны, метаболизм - это обращение к истокам и традициям японской культуры, в которой сформировалась концепция дома как принципиально временного объекта. Как правило, быстро воздвигаемый, он мог столь же быстро разрушиться (или быть разобранным).

То же можно сказать и о повседневных вещах, ведь лишь немногие из них изготовлялись с расчетом на прочность и долговечность: изношенные соломенные сандалии заменялись новыми на каждом этапе путешествия; платья состояли из отдельных кусков материи, скрепленных так, чтобы их можно было без труда распороть для стирки; татами на полу заменялись каждую осень и т. д. Архитектурные сооружения, которые также возводились без расчета на длительное существование, строились из легко- и быстрозаменяемых стандартных элементов. Таким образом, постоянное обновление стало залогом устойчивости культуры Японии.

Первые проектные эксперименты метаболистов были посвящены городу будущего и отражали общемировую тенденцию футурологических поисков тех лет. Кисё Курокава, создав в начале 1960-х проекты городастены и города-спирали, исследовал в них возможности трехмерного развития городских инфраструктур.

Главный проект архитектора, в котором воплощены идеи метаболизма, - капсульная гостиница «Накагин», строительство которой завершилось в 1972 году. Здание состоит из двух бетонных башен с закрепленными на них 144 стальными модулями-капсулами. Каждая капсула представляет собой компактную квартиру для одного человека, где есть кровать, маленький встроенный письменный стол, шкаф и небольшая душевая кабина.

Развитие идей капсульной архитектуры можно увидеть на примере офисной башни компании «Сони» в Осаке. Десятиэтажное здание соединило в себе стабильную основу и капсульную структуру. Капсулы здесь такого же размера, как и у гостиницы «Накагин», но изготовлены из нержавеющей стали. На фасаде присутствуют стальные панели, стекло, мрамор и медные пластины. В башне «Сони» реализовался основной принцип метаболизма. Кстати, в начале 1990-х годов все капсулы в ней были заменены. Здание отмечено многими профессиональными наградами, став примером устойчивой архитектуры.

Приверженность идеям капсульной архитектуры Курокава показал, проектируя собственное жилище. Летний дом архитектора, построенный в японском поселке Каруидзава в 1974 году, назван автором «Капсульный дом К». Он представляет собой миниатюрную бетонную башню, к которой подвешены четыре стальные капсулы. В них размещены две спальни, кухня и чайная комната. Связывает эти комнаты гостиная в центре бетонной башни.

Капсульный дом отличает предельно лаконичный внешний вид и чрезвычайно уютный интерьер, выдержанный в традиционном стиле с использованием натурального дерева (что не помешало капсуле-кухне быть оснащенной по последнему слову техники). Постройка Курокавы, ставшая одним из символов японского метаболизма, в свое время также послужила экспериментальным подтверждением грамотной организации маленького пространства и органичной взаимосвязи всех его частей.

Серый цвет

Раскрывая представления о красоте в культуре Японии, мастер создал собственную философию архитектуры, основанную на включении в произведение «серых зон». Он умышленно апеллировал к серому цвету и «серым зонам» в здании, делая акцент именно на них. Под «серой зоной» Курокава понимал промежуточное пространство, которое нельзя отнести ни к внешнему, ни к внутреннему - оно является срединным элементом, той промежуточной зоной, которая помогает взаимопроникновению противоположностей, гармонизируя их.

Своим творчеством архитектор демонстрировал возможности серого цвета, отказываясь от ярких красок в пользу более сдержанных серых оттенков. Серый предъявляется в работах мастера как цвет, создающий в архитектурных произведениях качественные характеристики, наполняющий их содержательными образами, встраивающий произведения в ряд традиционно осмысляемых. Выбранный цвет подчеркивает естественную фактуру используемых материалов - бетона, металлических конструкций. Прежде всего именно цветовое решение раскрывает понимание архитектором традиций своей культуры и способствует более полному восприятию его творений.

В здании банка в Фукуоке (1975) промежуточное пространство образуется выносом крыши над одним из боковых фасадов. Архитектор рассматривает получившуюся «серую зону» как соответствующую тем же функциям, которые брала на себя энгава - открытая галерея традиционного японского дома. Как в прохладной тени энгавы можно пообщаться с гостями, так и в сером пространстве банка в Фукуоке создана атмосфера, удобная для общения людей. Это подтверждает преемственность функционального назначения «серой зоны» по отношению к галерее, опоясывающей традиционный дом. Не только функциональное соответствие, но и содержательные характеристики связывают энгаву традиционного дома и «серую зону» банка.

Так же как энгава помогает избежать воздействия внешнего мира на замкнутое жилое помещение, так и «серая зона», созданная Курокавой, позволяет посетителям уйти от беспорядка шумной улицы и сухости деловой атмосферы банка. Лаконичная форма постройки олицетворяет простоту и надежность, столь актуальные в банковском деле. Здание в виде куба имеет высоту 45 метров, его верхняя часть, опирающаяся на мощный угловой устой, нависает над открытой площадкой. Таким образом архитектор создал органичный переход между самим зданием, его интерьером и городским пространством.

Развитие идей серого пространства прослеживается в Национальном музее этнологии (1977). Он представляет собой группу крытых галерей с внутренним двором, организованных в архитектурное целое центральным объемом бóльших размеров. Каждый отдельный элемент ансамбля поднят над уровнем земли, продолжая таким образом традиции японского строительства и создавая внутри «серое пространство». Серый цвет здания сочетается с игрой теней в интерьере. «Мой интерес к цвету, - писал Курокава, - сконцентрирован на нечувствительном состоянии продолжительности, получающемся в результате сталкивания двух противоположных элементов и нейтрализации друг друга таким способом, что два цвета исключают друг друга в тени».

Тень, окутывающая интерьер, создает серое пространство. Различие теней архитектор подчеркивает разными материалами: алюминий, гранит и т. д. Это порождает игру воображения, насыщает художественное произведение образами и отсылает к наполняющим полутень смыслам, до сих пор понятным представителям японской культуры.

Павильоны и выставки

Кисё Курокаву неоднократно приглашали создавать архитектурные проекты, призванные формировать образ Японии перед мировым сообществом. Именно такая задача ставится перед архитектурой Всемирных выставок. Курокава разработал несколько тематических павильонов на Экспо-70, прошедшем в Осаке. Например, павильон фирмы «Такара» продемонстрировал основополагающие принципы японского метаболизма. Сооружение состояло из сборных «этажерок», наполняемых жилыми элементами, тем самым имея неограниченные возможности по увеличению или уменьшению частей конструкции.

Так как все единицы структуры изготавливали заранее, то сооружение полностью можно было собрать в кратчайшие сроки. Поэтому павильон «Такара» Кисё Курокавы установили на участке Экспо за одну неделю. Сборка представляла собой простые действия: подъем блока, его размещение и закрепление задвижками. Идея неограниченной модификации сооружения (при необходимости) - основополагающая для метаболизма, она вводит жизнь здания в жизнь города, позволяя сооружению не остаться достижением прошлого или мечтой будущего, а всегда быть современным.

Выставочная территория Экспо-85, прошедшего в Цукубе, была разбита на восемь блоков, концепцию каждого разрабатывали разные архитекторы. Кисё Курокава отвечал за организацию блока G. Так как блок G в плане узкий и длинный, то архитектор решил его в виде улицы, проходящей по его оси. Вдоль улицы и должны были расположиться павильоны. Одну сторону отвели для стран-участниц - их сооружения пестрели яркими красками и показывали разнообразие форм, восходящих к национальным традициям каждой страны. На противоположной стороне Курокава предполагал разместить японские павильоны. Чтобы обыграть эту ситуацию, достаточно непростую в художественном отношении, архитектор решил вообще отказаться от цвета в оформлении японских павильонов своего блока.

Идея сработала на все сто процентов благодаря созданию яркого и беспрецедентного контраста: на иностранные павильоны, боровшиеся между собой за наиболее эффектные цветовые решения, смотрели черно-белые павильоны Японии. Именно этот контраст Курокава сумел сделать выигрышным для своей страны. При отсутствии цвета сторона улицы с сооружениями Японии была безукоризненна с точки зрения эстетики. Своим обликом постройки демонстрировали каноны красоты, которых придерживаются при возведении жилых домов в Стране восходящего солнца.

Павильоны мастера в наибольшей степени (среди всех японских блоков на выставке) передавали национальный характер выставочной архитектуры в традиции стиля сукия. Согласно ему, интерьеры павильонов были выдержаны в духе изящной простоты и сдержанности. Они соединяли в себе пустое серое пространство, лишенное каких-либо украшений, с рамочной структурой стен, в которую были вставлены белые панели, напоминающие фусуму и сёдзи (внешние и внутренние перегородки традиционного японского дома). В сумерках эти павильоны снаружи воспринимались как серое пространство, однако внутри стены-панели подсвечивались - так благодаря эффекту обтягивающей сёдзи бумаги, пропускающей в традиционный дом приглушенный свет, создавался теплый интерьер.

После окончания работы любой Всемирной выставки ее площадка освобождается от национальных павильонов и получает вторую жизнь. На территории Экспо-70 в Осаке по проекту Кисё Курокавы в 1977 году был возведен Национальный музей этнологии. Главный акцент мастер сделал на смыслах и символах, раскрывающихся внимательному зрителю. В этом произведении отразилась философия Курокавы, соединившего элементы разных культур в единый художественный образ.

Проект аэропорта в Куала-Лумпуре

Лучшие идеи архитектурного метаболизма легли в основу проекта аэропорта Куала-Лумпура. Новое здание главных воздушных ворот Малайзии было призвано заменить устаревший к тому времени аэропорт Субэнги. К обновлению визитной карточки столицы Малайзии предъявлялись особые требования. Необходимо было создать крупнейший в мире аэропорт с пятью взлетно-посадочными полосами, который мог бы стать одним из трех воздушно-транспортных узлов Азии.

Аэропорт Куала-Лумпура. Фрагмент
с метеорологической башней

При разработке облика будущего аэропорта Кисё Курокава постарался учесть все самые разнообразные нюансы в удобстве и пользовании им персоналом и пассажирами, превратив сооружение в чудо инженерной техники. Между двумя терминалами заработало первое в мире полностью автоматизированное сообщение. Аэропоезд без машиниста сразу же стал настоящей сенсацией и главной достопримечательностью аэропорта. Кроме того, здесь также начали действовать мультирегистрация, бесплатный кинозал и массажные кабинеты. Скоростные лифты и движущиеся дорожки, обилие зелени и света, множество других важных и полезных технических новшеств дополнили облик аэропорта столицы Малайзии, сделав его одним из самых известных и популярных, уверенно входящих в десятку лучших в мире.

Основной терминал - четырехуровневая постройка, спроектированная таким образом, что в любое время готова к расширению. Многократно повторяющиеся оболочки напоминают традиционные исламские купола, стремясь передать симбиоз передовых технологий и мусульманской традиции. Эта идея раскрылась и в интерьере, где также встречаются исламские мотивы. Красивые трехмерные геометрические фигуры на потолке поддерживаются вытянутыми разноцветными колоннами, расширяющимися книзу.

Интересно устроено освещение, придающее аэропорту особенный характер. В зале аэропорта разбит настоящий тропический сад, становящийся центром притяжения для многих пассажиров. Масштабное озеленение послужило примером знаменитого симбиоза Курокавы - гармонии архитектуры и природы. Аэропорт Куала-Лумпура до сих пор считается самым лучшим экологически чистым аэропортом в мире.

В 2000 году завершилось строительство первого Музея динозавров в Японии, который является также и крупным научным центром. Неслучайно для его размещения был выбран город Кацуяма префектуры Фукуи - именно там осуществлялись крупнейшие в Японии раскопки доисторических останков. Основное здание имеет обтекаемую форму, с использованием простых геометрических фигур. Очень интересно организовано пространство здания. Войдя в музей, посетители на длинном эскалаторе спускаются на первый этаж, где выставлены окаменелости ранней известной жизни на Земле.

В подземном уровне размещены экспозиции окаменелостей в скальной породе непосредственно на месте обнаружения. Оттуда посетители могут подняться к главному выставочному залу, который включает экспозицию окаменелостей динозавра. Стеклянный купол послужил огромным выставочным залом. В музее есть различные диорамы с автоматизированными динозаврами, которые могут двигаться и издавать звуки. Четыре уровня здания связаны между собой современной системой лестниц и эскалаторов, напоминающей скелет крупного доисторического животного.

Генплан Астаны

Один из самых масштабных проектов Курокавы - разработка генерального плана Астаны, новой столицы Казахстана. Этот конкурс стал одной из главных профессиональных побед архитектора. Когда Нурсултан Назарбаев решил перенести столицу из Алма-Аты, он разослал приглашения многим знаменитым архитекторам. Принципиальной идеей в проекте Курокавы была гармония городской и природной среды. Архитекторы, работавшие над генпланом до этого, хотели сделать русло реки архитектурной осью города. Курокава же посчитал подобное решение большой ошибкой, ведь мегаполис за несколько лет загрязнил бы жизненно важную артерию целого региона. Подход архитектора, настаивавшего на первостепенной важности природного контекста, понравился казахстанским властям.

В конце 1990-х - начале 2000-х годов важной страницей творческой биографии Курокавы стало проектирование стадионов. В 1996 году мастер создал проект главного стадиона для японского города Оита, который должен был принять чемпионат мира по футболу в 2002 году. Масштабный комплекс представляет собой главное сооружение, фитнес-центр, бассейн, две многофункциональные спортивные площадки, 11 теннисных кортов и т. д. Главный стадион отличается выдвигающейся крышей, позволяющей его модифицировать и использовать круглый год. Благодаря пологим кривым линиям сферическая форма стадиона безукоризненно вписана в окружающий пейзаж. Архитектор предложил использовать в конструкции тефлоновые мембранные панели, что на 25 % сократило бы потребность в искусственном освещении днем.

В 1997 году Курокава разрабатывает проект стадиона для города Тойота. При создании проекта предполагалось, что Тойота станет одним из 15 претендентов на проведение полуфинальных игр Кубка мира. Поэтому стадион рассчитывался на 60 000 зрителей. Позже город выбыл из гонки, проект пришлось пересматривать и сокращать количество зрителей до 45 000. Даже несмотря на уменьшение габаритов сооружения, можно оценить талант мастера. Под строительство был предоставлен небольшой участок рядом с рекой. По оценкам специалистов, на такой территории было практически невозможно вместить стадион с нужными характеристиками, поэтому проект просчитывался до миллиметра.

Проект Крестовского стадиона в России

Стадион, спроектированный знаменитым японским архитектором, должен был появиться и в России после конкурса 2006 года. Творением Курокавы «Космический корабль» предполагалось заменить , который занимал тогда клуб «Зенит». Правда, некоторые элементы памятника сталинской архитектуры планировалось сохранить. Одним из условий участия в конкурсе являлось наличие у претендентов реализованных проектов стадионов. Как известно, в Японии Курокава уже строил стадионы «Оита» и «Тойота», да и среди участников конкурса он был, пожалуй, самым именитым архитектором.

Проект Кисё Курокавы отличала сдержанность и элегантность. Вид эффектной белой конструкции с моря напоминал многоярусный океанский лайнер, а при взгляде сверху стадион походил на летающую тарелку. Чашу трибун перекрывал купол с силуэтом восьмимачтового парусника. Проект предполагал использование высоких технологий. Раздвижная кровля стадиона была снабжена мембранной структурой, надуваемой горячим воздухом для таяния снега. За многими элементами, в том числе за кровлей, планировался дистанционный контроль из Токио. Выдвижное футбольное поле могло уезжать за пределы стадиона с целью обеспечения свежего покрытия круглый год.

Кисё Курокава у себя на родине стал настоящей легендой, а в других странах его профессиональный авторитет считался бесспорным. Притом что главный офис его архитектурной фирмы находится в Токио, она имела филиалы в Осаке, Нагое, Астане, Куала-Лумпуре, Пекине и Лос-Анджелесе. По проектам мастера построено более 50 объектов разного назначения, его концепции и планы легли в основу генпланов четырех новых городов. Курокава написал 20 книг и огромное количество статей. Он был награжден всеми возможными профессиональными премиями и наградами, за исключением разве только Притцкеровской.

Из 38 национальных и международных конкурсов, в которых принял участие Курокава, в 34 он занял первое место. Сам мастер всегда говорил, что не заботится о создании «стиля Курокавы». Несмотря на это, его постройки несложно узнать. Они яркие и неповторимые, но всегда подчеркнуто сдержанные. Они и современные, и сохраняющие главные традиции японской культуры.