"Образ Катерины. Ее душевная трагедия" (по пьесе А. Островского "Гроза"). Образ Катерины, ее душевная трагедия. По драме А.Н. Островского «Гроза Урок по пьесе островского гроза образ катерины

Конспект урока

Урок одного героя. Образ Катерины в пьесе «Гроза»

МАОУ «Гимназия №4» города Саратова

Техническое обеспечение: проектор, ноутбук,

портрет, художественный текст пьесы, доска

Цели и задачи урока: понять, из каких составляющих создаётся образ в драматическом произведении, проанализировать текст с точки зрения темы, увидеть индивидуальное и типическое в образе Катерины, постараться самостоятельно интерпретировать текст,провести параллели между жизнью и литературой, привлечь слайд-материалы из истории театральных постановок «Грозы»

Ход урока

1.Организационный момент: проверка готовности к уроку, наличие рабочей тетради по литературе, текста драмы «Гроза».

Запись темы урока в рабочих тетрадях.

Целеполагание урока(см.выше).

Запись эпиграфа урока с доски:

Решительный, цельный русский характер...является

у Островского в женском типе.

Н.Добролюбов

К пониманию смысла эпиграфа мы придём в течение урока. И помогать нам будет текст великого драматурга 19 века, писателя-слуховика (обращение к портрету писателя на доске).

2.Разминка в виде теста по прочитанному тексту «Грозы».

А)В каком городе на берегу Волги происходит действие пьесы Островского «Гроза»:

1)Бряхимов, 2)Калинов, 3)город, 4)Глупов

б)О ком в пьесе жители города говорят: «ругатель», «пронзительный мужик»?

1)Кулигин, 2)Борис, 3)Дикой, 4)Кудряш

в)Кто из героев пьесы хорошо знаком с творчеством Ломоносова, Державина и цитирует их стихи вслух?

1)Катерина, 2)Кулигин, 3)Борис, 4)Кабаниха

г)В «Грозе» Островского Глаша

1)дочь Кабанихи, 2)странница, живущая в доме Кабановых,

3)сестра Бориса, 4)девка в доме Кабановых

д) О каком городе говорит странница: «Иду я рано поутру...вижу на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то лицом чёрен... И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыплется...»:

1)Калинов, 2)Петербург, 3)Москва, 4)город

е)Чьи это слова? «Не знаешь ты моего характеру! Коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.»

1)1)Катерина, 2)Варвара, 3)Тихон, 4)Кулигин

Проверка его выполнения: один ученик комментирует свои ответы вслух, двое других подают тетради на проверку учителю. Учитель объявляет 3 оценки.

3.Не случайно этот вопрос (е) поставлен в тесте последним.

ВОПР.:Какая черта характера Катерины видна в этих словах?(решительность, твёрдость характера, гордость...). С такой позиции и начнём размышление над образом героини.

Работа с текстом

ВОПР.:Из чего складывается обычно наше представление о драматическом герое?

По ответам учащихся делаем запись в тетрадях:

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗА ДРАМАТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ:

Монологи,

Диалоги героев,

Поступки,

Взаимоотношения с другими персонажами,

Речь героя,

Внешний вид

ВОПР.: Обрисуйте обстановку в доме Кабановых. Какое место занимает здесь Марфа Кабанова? А какое Катерина?(ответы учащихся по тексту)

Вопр.:Расскажите о предыстории Катерины. Её мы узнаём из разговоров Катерины и Вари.

(Анализ монолога Катерины- действие 1 явление 7- о свободной жизни девушки в родительском доме:

Жила, как птичка на воле,

Одевалась, как кукла,

Вокруг цветы, красота(в речи Кати- ключик,водица...)

Утренняя и вечерняя молитвы в церкви и в саду,

Работа в радость(вышивка...),

Странницы, богомолки в доме.)

ПИСЬМЕННО в тетради выводы о характере Катерины:

Набожность,

Стремление к свободе,

Доброта,

Открытость,

Искренность,

Близость к народу, его культуре,

Поэтичная душа

ВОПР.:Как характеризует героиню её монолог в действии 1 явл.7 о её снах в отчем доме, о её ощущениях во время молитвы?

ПОСЛУШАЕМ ЭТОТ МОНОЛОГ В ИСПОЛНЕНИИ ученицы №1, которая получила к уроку ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

ВОПРОС к ученице№1.

Как ученица понимает чувства героини в этом монологе? Что важно для понимания внутренней сути Катерины?

Выводы о «золотом» характере Катерины, её неподдельной вере в Господа, честности, своеобразии характера.

ВОПР. к классу:

Какие слова Катерины свидетельствуют не столько о мягкости, сколько о силе её характера(о детстве Кати)?(«Обидели меня... выбежала, села в лодку...На другое утро уж нашли вёрст за 10!

Или «Не знаешь ты моего характеру!..В Волгу кинусь...Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь...»

ДОПОЛНЯЕМ ЗАПИСЬ в тетради:

Решительность Катерины.

О положении Катерины в доме Кабанихи свидетельствуют многие детали. Впервые я дала задание просдедить по тексту драмы, как обращается Катерина к окружающим и как они обращаются к ней.

С выводами по этой проблеме выступит учащаяся 2(ученица говорит о том, что Катерина мягка со всеми, человечна: даже с ненавидящей её свекровью общается мило- называет ту маменькой, Бориса называет своей любовью, радостью. Варю- девонькой и т.п. А о ней ласково никто не отзывается, как будто не хотят видеть в ней лучезарной человечности, любви,честности, нежности. Всё Катя да Катя...)

ВОПР. Что толкает Катерину в объятья Бориса? Что дала Катерине любовь к Борису? Любит ли она мужа Тихона? Жалуется ли на неполное женское счастье,обделённость чем-либо?(Катерина жалуется на обделённость настоящей любовью, детьми- действие 2 явление 8)

ДОПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ:

Потребность в любви,

Мечта о женском счастье,

Страстность.

ВОПР. О чем говорит нам последний, предсмертный монолог Катерины(действие 5 явление 4)?

Учитель выразительно читает этот монолог. Идёт обсуждение его содержания(слышим поток сознания одинокой, униженной Катерины, не видящей выхода из тупика; это раздумья перед лицом смерти, в состоянии отрешённости и смятения; обилие! и... знаков)

4.Выводы по работе с текстом драмы

ВОПР. Можно ли назвать образ Катерины не вполне законченным? Схематичным?(нет, это цельный характер, живой, сочный, многоцветный. В отличие от драматических женских характеров, созданных ранее Фонвизиным, Грибоедовым, Пушкиным, Гоголем. Это заслуга автора- А.Островского.)

Возвращение к эпиграфу урока на доске. Продолжаем цитировать критика Добролюбова: «Характер Катерины составляет шаг вперёд не только во всей драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе».Этот « решительный, цельный русский характер...является у Островского в женском типе».

Характер Катерины-характер, гармонично сочетающий в себе индивидуальные черты, и в то же время это типический характер!(звучит доказательство учениками этого утверждения).

5. Мы говорили о многих составляющих образа Катерины, а вопрос внешнего облика персонажа обсудили походя, когда дали отзывы о костюме, который подобрала наша актриса для исполнения монолога.

СЛОВО ученикам, готовившим СЛАЙДЫ из истории постановки «Грозы». Они расскажут нам об артистках ведущих театров России, которым довелось в 19 и 20 веках играть Катерину на сцене.

Учащийся 1 и учащийся 2 рассказывают во время показа слайдов о М.Ермоловой, Г.Федотовой,П.Стрепетовой, Пашенной, Рощиной-Инсаровой, Еланской, которые создали глубоко индивидуальные образы Катерины.

ДОПОЛНЕНИЕ учителя: впервые Катерину 2 декабря 1859 года в Александринском театре Петербурга сыграла Снеткова. Критики отозвались о ней так: хорошо выражала моральную чистоту, поэтическую восторженность героини, но лишила образ бытовых красок и по внешнему облику более походила на петербургскую барышню!

ВОПР. Кто, по-вашему, внешне действительно выражает характер Катерины? (обычно ребята соглашаются с образом, данным Стрепетовой (Александринский театр, 1881). Учащиеся не соглашаются с костюмом Снетковой (фата, много купеческого в образе), Федотовой (крупные бусы, кокошник, широчайшая юбка на артистке).

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. На этом разговор о великом женском типе в русской драматургии мы не будем считать законченным, т.к. на дом даётся задание сделать конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» по вопросам, запсанным на первых уроках по творчеству драматурга. Индивидуальное задание получают 2 ученика - прочитать «Бесприданницу» и ответить на вопросы (история Л.Огудаловой, её трагедия, отличие этого женского типа от Катерины из драмы «Гроза»).

7.РЕФЛЕКСИЯ: что понравилось в уроке? Интересна ли форма «Урок одного героя»?

8. Учитель ставит оценки, объясняя их.

План урока: 1.Положение женщин в России. 2. Эпоха перемен. 3.Мечта Катерины. 4.Искренность и честность. 5.Образное восприятиедействительности.
6. «Горячее сердце».
7.Внутренний и внешний конфликт.
8. Герои произведения: Катерина, Кабаниха,
Варвара, Борис, Кулигин.
9.Проблема христианской этики.
10.Катерина в оценке русской критики.
11.Значение образа в творчестве А.Н.Островского.

Проверка домашнего задания. «Город Калинов глазами героев пьесы».

Действие - Действую
явление
щее лицо
Реплики о городе
Калинове, нравах и
образе жизни его
обитателей

Положение женщин в России в I половине 19 века. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях

зависимым. До замужества она жила под
непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её
хозяином становился муж. Основной сферой деятельности
женщины, особенно у низших сословий, была семья.
Согласно принятым в обществе и закрепленным в
«Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на
домашнюю роль – роль дочери, жены и матери. Духовные
потребности большинства женщин, как и в допетровской
Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные
службы.

Словарная работа.

«Домострой» - памятник русской
письменности 16 века,
представляющий собой свод правил
семейного быта.

Эпоха перемен.

Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы.
Это был эпоха политических, экономических и
культурных перемен. Преобразования затронули все
слои общества, в том числе среду купечества и
мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в
прошлое патриархальные отношения - люди должны
были приспосабливаться к новым условиям
существования.
В литературе середины 19 века также происходят
изменения. Особую популярность в это время
приобрели произведения, главными героями которых
были представители низших классов. Они интересовали
писателей прежде всего как социальные типы. Между
тем назревала потребность в герое, в соотносимом с
привычным положительным героем предшествующей
литературы,- дворянским интеллигентом. Существовали
сомнения: может ли простонародный быт дать почву для
героического характера?
Ответом на этот вопрос стала пьеса «Гроза» А.Н.Островского.

Искренность и честность. Катерина – по – гречески «всегда чистая».

По мнению Варвары, настоящая жизнь Катерины
не отличается от прошлой. Однако Катерина
не согласна: прежней она осталась только внешне.
Жизнь в доме Кабановых лишена живого, искреннего
чувства: «Да здесь все как будто из-под неволи»
И Варвара и Тихон только делают вид, что верят в
незыблемость правил Домостроя. Очень многое в их
поведении основано на притворстве и обмане.
Варвара прямо говорит об этом: «У нас весь дом на
том держится. И я не обманщица была, да
выучилась, когда нужно стало».
Катерина, наоборот, не умеет обманывать:
« Обманывать –то я не умею, скрыть – то ничего
не могу».Не любит она, и когда это делают другие:
«Напраслину – то терпеть кому же приятно!»

«Напраслину-то терпеть кому же приятно!»

Мечта Катерины. « Отчего люди не летают! …Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я

птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет
лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и
полетела…»

«Да здесь все как будто из-под неволи»

Образное восприятие действительности. «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой – то: кто – то ласково говорит со

мной, точно голубит меня, точно воркует.
Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно
меня кто – то обнимает так горячо – горячо и ведет куда – то, и я иду
за ним, иду..(Мечта о большой и чистой любви).

«Горячее сердце».

Катерина обладает не только
развитым воображением, но и
«горячим сердцем».
Варвара: Молоду тебя замуж – то
отдали, погулять – то тебе в девках не
пришлось: вот у тебя сердце – то и не
уходилось еще.
Катерина: И никогда не уходится.
Варвара: Отчего же?
Катерина: Такая уже я зародилась
горячая.

Черты характера Катерины- принципы жизни в доме Кабанихи

Черты характера Катериныпринципы жизни в доме
Кабанихи
Свободолюбие-…
Независимость-…
Чувство собственного достоинства-…
Решительность-…
Доброта, бескорыстие-…
Честность-…
Религиозность-…
Мечтательность-…

«Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех,… что я другого люблю?»

«Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?»

«Бросить ключ! Нет, ни за что на свете!»

Внутренний конфликт

Слова Катерины о Волге оказываются
пророческими. Она отказывается притворяться
перед собой – отсюда знаменитый монолог с
ключом (Действие 4, явл.6)
« Ах! Ах! Все сердце прорвалось! Не могу я
больше терпеть, Матушка!
Тихон! Гриша! Я перед вами и перед богом виновата!
« Я умру скоро. Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить!»
Вывод.
. Причина – в неясном для самой Катерины
ощущении кризисности бытия:
прежние моральные принципы устарели,
а новые она не может воспринимать
иначе, как грех.

Внешний конфликт

Катерина и Кабаниха
Катерина и Варвара
Катерина и Борис
Катерина и Кулигин

Вывод. - С Кабановой Катерину сближает бескомпромиссность, нравственный и религиозный максимализм. Однако Кабанова – блюститель

окостеневших форм
старого уклада; ее поведение в семье
и обществе лицемерно. Катерина,
напротив, действует вопреки
установленным в обществе правилам,
ложь для нее неприемлема.
- Неумение и нежелание обманывать
отличает Катерину и от Варвары. Дочь
Кабановой не хочет жить так, как ее
мать, но, в отличие от Катерины, не
считает нужным открыто посягать на
устои «темного царства» и
приспосабливается к ним.

-

Борис, как и Катерина, способен на
глубокое, сильное чувство. Однако
он не может защитить свою любовь, пойти
против воли Дикого, от которого зависит его
материальное благополучие. Борису не хватает
смелости и решительности,- качеств, которые,
безусловно, есть у его возлюбленной.
- Похож на Катерину и механик – самоучка
Кулигин. Как и Катерина, это натура поэтическая,
творческая. Он чувствует и понимает красоту
природы, знает старинную поэзию. В то же время
Кулигин – мечтатель, проекты которого
обречены на неудачу. В его сознании, как и в
сознании других жителей города, большую
роль играют старые «домостроевские»
представления о жизни.

«Грешна я перед Богом и перед вами!»

«Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Проблема христианской этики

Катерина искренно верит в Бога, но
дважды нарушает его заповеди:
когда изменяет мужу и когда
совершает самоубийство. Чувство
личной свободы оказывается для
героини важнее религиозных
законов: « Куда теперь? Домой
идти? Нет, мне что домой, что
в могилу – все равно…В могиле
лучше…Под деревцем могилушка…
как хорошо!
Солнышко греет,
дождичком ее мочит.. Все равно,
что смерть придет, что сама…а жить
нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто
любит, тот будет молиться..»

Значение образа в творчестве А.Н.Островского.

Катерина Кабанова заметно
выделяется на фоне героинь
Островского, описанных в
предыдущих пьесах. С одной
стороны, она продолжает
линию «москвитянинского»
периода, поскольку выражает
веру в творческие начала
национального характера; с
другой стороны –
противостоит, поскольку
отрицает застойные явления
патриархального быта

Вывод:

Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины
из купеческой семьи в переходную эпоху. В образе
Катерины Островский воплотил народный
героический характер. Поэтическое, образное
восприятие действительности, «горячее сердце»,
честность – таковы основные черты ее нравственно
– психологического облика. Катерина искренно верит
в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому
что чувство личной свободы оказывается для нее
важнее религиозных законов.
По поводу главной героини «Грозы» современники
А.Н.Островского высказывали противоречивые
мнения. Полемика свидетельствовала об
актуальности и новизне образа, появление которого
было результатом художественного анализа
действительности и творческой эволюции
драматурга.

Сделаем выводы

В системе образов Катерина
занимает…
Она не может жить по законам «темного
царства», потому что…
Героиня избрала выход самоубийство, чтобы…

Первая исполнительница роли Катерины Любовь Павловна Никулина - Косицкая

Первая
исполнительница
роли Катерины
Любовь Павловна
Никулина Косицкая

Гликерия Николаевна Федотова

Мария Николаевна Ермолова

Задание на дом

Обобщить материал по образу
Катерины
Составить и записать сложный план
«Образ героини драмы Островского»

    Технология

    Форма урока: урок-размышление.

    Оборудование:

    «Сама жизнь - не что иное, как … сотворение

    Альбер Камо

    ХОД УРОКА

    I. Организационно - целевой этап:

    1.Организационный момент

    2. Постановка задач

    Сегодня мы с вами будем работать над изучением пьесы А. Н. Островского «Гроза». Тема урока - «Образ Катерины. Её душевная трагедия». Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.

    Показ 4 презентаций. Оценивать данные презентации предоставляется гостям.

    демонстрация очередного слайда презентации).

    А что теперь видите вы?

    Учитель.

    Учител ь.

    Проблемный вопрос:

    Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке исформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

    (

    II. Операционно - познавательный этап:

    5. Информационный поток?

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Образ Катерины ее душевная трагедия» по пьесе А.Н.Островского «Гроза» »

Тема «Образ Катерины. Ее душевная трагедия».

По пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Разработала: Жандосова Г.З.

Сабақ/Урок: 8 (15-16)

Тақырып/Тема: Образ Катерины. Её душевная трагедия.

Урок русской литературы по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Тема. Цель: проанализировать образ Катерины; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Задачи:

    Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы

    Создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия; развивать информационно-коммуникативные умения учащихся;

    Формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам; осознанное свое предназначение в обществе и максимальная самореализация.

Технология информационно -коммуникативная

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: компьютер, презентация по теме урока (прилагается), запись шума дождя и грозы, дидактический материал.

«Сама жизнь – не что иное, как … сотворение

души, которым человек обязан себе…»

Альбер Камо

ХОД УРОКА

I. Организационно – целевой этап:

1.Организационный момент

Дорогие ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Я думаю, что наш урок пройдёт в тёплой и дружественной атмосфере. Хочу пожелать вам успехов, уверенности в себе, хорошего настроения.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Улыбнитесь им и этим пожелайте всем всего хорошего.

2. Постановка задач

Сегодня мы с вами будем работать над изучением пьесы А. Н. Островского «Гроза». Тема урока – «Образ Катерины. Её душевная трагедия». Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.

3. Проверка домашнего задания : Презентации учащихся на тему «Биография и творчество А.Н.Островского.». Работы оцениваются по критериям, учащиеся защищают свою работу.

Показ 4 презентаций.Оценивать данные презентации предоставляется гостям.

4. Мотивация учащихся к уроку

Я предлагаю вам посмотреть на облака (демонстрация очередного слайда презентации). Каждый из вас делал это многократно, смотрел и фантазировал, что представляет собой каждое облако.

А что теперь видите вы?

Ученики делятся своим мнением (воздушные замки, животное, храм и т.д.)

Учитель. Почему вы не увидели одно и то же? (Каждый ученик индивидуален, имеет своё мнение и свою точку зрения).

Учитель. Правильно, ребята. Каждый из вас воспринимает образ главной героини по-своему, потому что вы оцениваете её действия и поступки, исходя из своих взглядов и жизненного опыта.

Проблемный вопрос: Ребята, как вы думаете о чем произведение «Гроза»?

Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке и сформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

(Дать характеристику образу Катерины, рассмотреть причины её смерти, раскрыть значение понятий «грех», «свобода», «неизбежность», «красота», ответить на вопросы «Был ли иной путь у Катерины? В чём сила характера Катерины?)

Понятия и вопросы выводятся на слайдах презентации.

II. Операционно – познавательный этап:

5. Информационный поток

    Работа в группах.

Задание первой группе:

    Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь.

(Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за цветами, слушала рассказы странниц, ходила в церковь. Ей часто виделись странные вещи: ангелы в золотом столбе, храмы золотые; ей снилось, что она летает.

Катерина - крайне религиозный человек. А религиозный человек должен жить по Закону Божьему.

Но есть ещё один факт, который говорит нам о характере главной героини. В шесть лет, когда её дома обидели, она села в лодку и поплыла по Волге. Нашли её через сутки вёрст за десять от дома. Это говорит нам о том, что Катерина – своевольный, своенравный человек, способный на необдуманные поступки, чтобы сохранить свою свободу и независимость).

Задание второй группе:

(Катерина очень рано вышла замуж за Тихона. Она попала в семью, где мать заправляла всем. Тихон иногда пытался возразить матери, заступиться за жену, но попытки пресекались в самом их начале. Тихон искал свободу вдали от дома. Ему нужно было выпить и погулять, а жена была для этого обузой. Поэтому он на просьбу Катерины взять её с собой отвечает: «С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!»

Тихон любит Катерину. Это мы видим, когда он узнаёт о гибели жены. Но его слабость, бесхарактерность не дали ему возможность показать эту любовь Катерине.

От безысходности своего положения главная героиня ищет любви. Эту любовь она находит в Борисе Григорьевиче. Они практически не общались, виделись мельком, чаще в церкви. Но Борис Григорьевич говорит о своей любви, и Катерина считает свои чувства любовью. В ней заключается для героини вся жизнь; вся сила её натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К нему влечёт её потребность любви, не нашедшая себе отзыва мужа, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы . Но эта любовь и есть для неё грех. (Работа с понятием.)

Можно ли любовь Катерины и Бориса назвать настоящей? Борис, как и Тихон, отталкивает её, не желает взять с собой. Он зависит от дяди. После последнего свидания с Катериной он говорит: «Только одного надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго». Он понимает её душевное состояние. Может, но не хочет её спасти. Но Катерина, несмотря ни на что, умирает со словами: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»)

Задание третьей группе:

(После своего безоблачного детства Катерина попадает в дом Кабановых, в «тёмное царство». Свекровь вечно её унижает, оскорбляет, не даёт спокойно жить с мужем. Ей не с кем поговорить. Варвара хоть и пытается понять невестку, но она не такая, как Катерина: «Главное, чтобы всё было шито-крыто». С каждым днём это «тёмное царство» охватывает Катерину, давит на неё. Нет спасения и в любви. Жизнь становится невыносимой. И Катерина чаще задумывается о самоубийстве).

Задание четвёртой группе:

(Н.А. Добролюбов и Д. И. Писарев дали Катерине совершенно разную характеристику. Н. А. Добролюбов назвал героиню «лучом света в тёмном царстве». Он считает Катерину сильной женщиной. Д. И.Писарев считает, что все действия и поступки Катерины лишены всякого здравого смысла. Он относит её к «вечным детям и карликам».

Их мнения расходятся потому, что каждый рассматривал характер, исходя из своих жизненных позиций, взглядов и опыта.)

Учитель. А теперь немного отдохнём и посмотрим, какой образ Катерины создала наша ученица (ученица читает наизусть монолог Катерины из пятого акта драмы.) Виткова К сения

Инсценировка фрагмента из пьесы «Отъезд Тихона в Москву»

III . Рефлексивно – оценочный этап:

    Ответ на вопросы:

    1. Каковы были предпосылки гибели Катерины?

      Был ли иной путь у Катерины? (Работа с понятием неизбежность)

      Почему А.Н.Островский назвал пьесу «Гроза»?

    Приём «Помощь психолога»

- Как вы думаете, ребята, остались ли Катерины в современном обществе? (Конечно,есть)

Каким образом современная Катерина может выйти из сложившейся ситуации?(На сегодняшний день любой человек может обратиться за помощью к квалифицированным специалистам. Это и помощь психолога, и познавательные книги, консультации,а также различные рекомендации в области психологии)

-Какие позитивные стороны должны быть у современного человека?

(Это здоровый образ жизни, желание жить, творить, наслаждаться каждым мгновением, ощущать чувство и состояние полного удовлетворения, стремиться реализовать цели и мечты, беречь и любить близких и окружающих, иметь любимое увлечение, хобби)

Найти себя – дороги нет короче,

Найти себя – дороги нет длинней;

Найти себя – открыть в душе источник,

Найти себя – и сделаться сильней!

Юрий Энтин

4. Обобщение изученного.

Учитель. Я предлагаю составить пятистишье, в которой вы можете дать обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).

    Тема (существительное).

    Два определения (прилагательные).

    Действия (три глагола).

    Ассоциации (четыре существительные).

5. Действия (три глагола).

6.Тема (существительное).

Катерина.

Непосредственная, честная.

Любит, стремится, бунтует.

Свобода, страсть, замкнутость, грех.

Разочаровывается, страдает, гибнет.

Бедная Катерина

5. Домашнее задание.

1 Написать сочинение-эссе на тему «Гроза как явление природы и образ-символ в драме «Гроза»

2 Душевная драма Катерины (по пьесе А..Н.Островского «Гроза»

3 Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?(по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

    Итог урока

-Оценивание работы учащихся в группах

-Оценивание презентаций групп

-Позитивное завершение занятия

На доске крепятся изображения островов с названиями «Остров познания», «Остров счастья», «Остров безразличия», «Остров сомнения», «Остров интереса». Ученики крепят клеящийся листочек на тот остров, где они побывали на уроке.

Задание первой группе:

Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь

Задание второй группе:

    Охарактеризовать отношения Катерины и Тихона, Катерины и Бориса. Можно ли считать чувство Катерины к Борису любовью?

Задание четвёртой группе:

    Как характеризуют образ Катерины Д. И. Писарев и А. Н. Добролюбов? В чём заключается противоречие в прочтении драмы критиками? Составить таблицу по критическим статьям

Задание третьей группе:

    Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины? Сопоставить жизнь Катерины до замужества и после

Тема урока : «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти... » (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Цель урока: -проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.

Выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.

Выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».

Учить проводить исследовательскую работу по тексту.

Учить высказывать свое мнение.

Форма урока : диспут.

Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций.

Оборудование : пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, к/ф «Гроза», музыкальное сопровождение, стихи А.Дементьева и П.Вегина.

Ход урока:

    Организационный момент.

Организация группы к работе, отметить отсутствующих.

    Сообщение темы и целей урока.

Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.

(И.С.Тургенев)

Звучит музыка: романс « Под лаской плюшевого пледа» - 2мин 35 сек.

О какой любви поется в романсе? (любовь – самопожертвование, которая приводит к погибели).

Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели.

Тема нашего урока: «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».

Как вы понимаете эти слова?

Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей.

Мы должны разобраться, почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством, смерть Катерины – победа или поражение, выявить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства», в чем истоки характера Катерины. Урок мы проводим в форме диспута, на котором вы должны высказать свое мнение - любовь Катерины- слабость это или сила? Самоубийство Катерины - Победа это или поражение? Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»? В течение урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное мнение по этому поводу, которое вы выскажете в ходе диспута.

    Реализация домашнего задания.

Чтобы лучше понять образ Катерины и его несовместимость с нормой и моралью «темного царства» , вспомним быт и нравы города Калинова, и героев пьесы, которые живут в этом городе.

Сообщения учащихся о Варваре, Тихоне, Борисе, Кулигине, Кудряше

Всех героев пьесы можно поделить на «хозяев» города Калинова и на «жертвы». Кто хозяева»? «Жертвы»? Кто из героев пьесы не относится ни к «жертвам», ни к «хозяевам» города Калинова? (Катерина Кабанова). Почему? (Она никого себе не подчиняет и не умеет подчиняться сама)

    Новый материал .

1) Черты характера Катерины.

- Чем Катерина отличается от жителей города Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.)

Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души? (Мнения учащихся)

Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам» жизни (Кабанихе и Дикому) , ей чужды законы темного царства, она живет так, как ей велит ее совесть.

Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве, в родном доме)

Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.

В доме родителей:

-« точно птичка на воле»

-«маменька в ней души не чаяла»

-«работать не принуждали»

-«Вышивала, ходила в церковь, гуляла»

В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни.

В доме Кабанихи:

-«завяла, как цветок»

-«от любви вас и бранят»

-«все по принуждению»

-«меня не станет бояться, тебя и подавно»

В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.

Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

А) Осознание своей обреченности

Б) Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.

В) Страстное стремление к свободе, любви, счастью.

Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?

Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи

Свободолюбие - подчинение

Независимость - отказ от своей воли

Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями

Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал

Религиозность - религиозное лицемерие

Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)

Доброта, бескорыстие - грубость и брань

Честность, непосредственность – обман

Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.

Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2 )

Кого полюбила Катерина?

Почему Варвара догадывается о любви Катерины?

Что можно сказать о принципах дома Кабановых? Как приспособилась Варвара?

Катерина полюбила Бориса, но совесть Катерины, ее религиозность не позволяет ей переступить нравственный закон – изменить мужу. Мучения Катерины заметила Варвара, которая приспособилась к законам «темного царства», научилась обманывать и тайно от матери встречается с возлюбленным Кудряшом. Именно Варвара устраивает встречу Катерины и Бориса, когда Тихон уезжает по делам.

Анализ сцены «Проводы Тихона» Д2, явл.3,4,5.

(Чтение по ролям

Итак: муж Катерины Тихон уезжает в Москву по требованию матери. Катерина бросается перед ним на колени. О чем она просит?

О том, чтобы он не уезжал.

Давайте перечитаем изложение этой сцены (действие 2, явление 4).

Можно ли эти действия Катерины назвать поступком? Могла ли так поступить Варвара?

Нет! Она бы обрадовалась отъезду мужа.

Вот видите, а Катерина так поступить не может. Она очень волнуется: она чувствует, что когда уедет муж, она может не выдержать и встретится с чужим человеком, которого полюбила. Но в душе у нее звучит голос совести. Совесть - это как бы внутренние весы; на них человек словно взвешивает действия, которые он совершил или собирается совершить: правильно - неправильно, хорошо - плохо, нравственно - безнравственно. У Катерины очень глубокая совесть, очень сильное чувство ответственности за свои поступки. Ее все толкает к Борису, но она пытается сделать последнюю попытку - уговорить мужа помочь ей: взять ее с собой, не уезжать или взять с нее страшную клятву. Но Тихон на такой поступок не способен. Порыв Катерины - ее попытка сделать Тихона своим другом и союзником; найти в нем опору, которая держала бы ее в семье.

- Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить. Но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представлять его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободится от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину)

Анализ монолога с ключом. Д 2, явл.10 .

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Чтение монолога.(читает учащийся)

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение – бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его…»

Любовный выбор обрекает Катерину на мучения. Она встречается с Борисом.

2)Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?

Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь? Определение по словарю Ожегова (Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство)

1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина.

2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей

и о любви как высоком духовном чувстве.)

3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине.

4) В 4.Д, где описана сцена покаяния Катерины - вообще нет реплик со словом «любить»

Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести?

Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен»

Любовь не только возвышает.

Любовь порой нас разрушает.

Ломает судьбы и сердца…

В своих желаниях прекрасна,

Она бывает так опасна,

Как взрыв, как девять грамм свинца.

Она врывается внезапно.

И ты уже не можешь завтра

Не видеть милого лица.

Любовь не только возвышает.

Любовь вершит и все решает.

И мы уходим в этот плен.

И не мечтаем о свободе.

Пока заря в душе восходит,

Душа не хочет перемен.

Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее, которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к гибели.

Отрывок из к/ф «Гроза» (сцена «Свидание»)

В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

(Катерина идет на обман и встает в один ряд с Варварой, это не свойственно натуре Катерины. Автор показывает эволюцию душевного состояния героини – от растерянности к утверждению права на любовь. Катерина «тихо сходит по тропинке,.. потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею».)

Как показана в этих монологах борьба Катерины с собой? (ее монологи напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.)

В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом, действовала по велению сердца, а не закона)

Итак. любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся)

Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу, да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.

Звучи романс «Под лаской плюшевого пледа»

О какой любви поется в романсе? (любовь-самопожертвоване, которая приводит к погибели)

Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели

    Покаяние Катерины (Д.4, явл 6)

Тихон вернулся из Москвы. Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»

Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу, она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной героини.

В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

(Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.

Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

Гроза в природе – освежает

Гроза в душе –очищает

Гроза в обществе –просвещает.

Как жители Калинова воспринимали грозу (как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям

(Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)

В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах, умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

Кабановы вышли погулять всей семьей на берег Волги. Разразилась гроза. Гуляющие зашли в узкую галерею. На стенах – старые потемневшие картины с изображением страшных мук, ожидающих грешников после смерти на том свете, в аду. Здесь горят огромные костры, куда слуги дьяволовы бросают грешников. Поэтому ад называли геенна огненная (древнее церковное слово означает “ад” в переводе с греческого языка).

Катерина - верующий, религиозный человек. Для нее эти картины “темной старины заветные преданья” (Лермонтов “Родина”). Но главное- голос ее совести, так как она считает себя грешницей. Варя старается е удержать.

Как же поступит Катерина? Ведь она знает, что если во всем признаться при людях и Кабанихе, ее “сживут со свету”.

Так что же, значит, лучше помолчать? Но тут Катерина встречается глазами с Борисом, слышится крик полусумасшедшей барыни, снова гремит гром... . А страшнее всего голос собственной совести. И Катерина совершает поступок, небывалый для людей, привыкших к нравам “темного царства” - признание Катерины (действие 4, явление 6).

Чем объясняется раскаяние Катерины?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

Не смогла удержать Катерина - чистая, искренняя женщина своего признания. Кабаниха обрадовалась: ведь у нее давно идет спор с невесткой давать ли человеку волю или крепко держать на цепи, в неволе. Это спор и с сыном, который по-своему любит жену. Свекровь считает, что именно “воля” привела Катерину к ее “греху”. Катерина сама принародно раскаялась, сама себя прокляла и отдала себя на суд людей за собственное своеволие...

Но нет, Кабаниха, оказывается, не победила. Через несколько дней. Катерина совершает новый неожиданный поступок - побег из дома Кабановых, последняя встреча с Борисом, (действие 5, явление 3).

Какие слова выражают замысел Катерины, принятый ею перед встречей с Борисом? На что она надеялась, когда ушла из дома? Какое она тогда приняла решение? Изменила ли она его, когда узнала, что он едет в Сибирь? (Итак, Катерина приняла решение уйти с любимым человеком на край света)

Почему Борис не мог спасти Катерину (Он был «жертвой» «темного царства», жил под влиянием Дикого, и не мог его ослушаться, подчинялся ему и не мог, как Катерина выступить против неволи из-за страха «жертвы»)

Звучит романс «А напоследок я скажу»

Попробуем сами подумать за героиню: что ей оставалось делать, куда пойти, какой путь выбрать?

1) Догнать Бориса и попробовать уговорить его. Как вы считаете, можно надеяться на это?

2) Побежать в родной дом, к своим родителям, искать у них защиты. Но они тоже купеческая семья, там тоже царят законы “домостроя”. Младшие члены семьи должны были подчиняться старшим. Муж имел полную власть над женой и детьми.

3) Катерина вернется к Кабанихе, повинится снова в своих грехах и будет во всем покоряться свекрови и мужу. Варя - да. Катерина - нет. Дом Кабановых - для нее тюрьма, а она - вольнолюбивая и непокорная.

Мечтает быть свободной, летать, как птица “а уж коли очень мне опостылеет, так в окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так и не буду...”.

Катерина принимает решение умереть... Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой.

В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Обычно самоубийство говорит о слабости человека, но свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: “Кто любит, тот будет молиться”. Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов.

Итак, последний решающий поступок Катерины - самоубийство. (действие 5, явление 4)

(Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)

Вывод: Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по велению сердца, она призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из-за чувства любви, ни и из-за того, что он пострадал из-за нее, бросилась в Волгу по требованию свободной души.

Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны – это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза» (доклад учащегося)

«По заданию Его императорского высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.»

« В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!

Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.

В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее В Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над волгой. Показывали и дом, где она жила, - рядом с церковью Успения. А кода «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.

Можно сделать вывод, что такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.

Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

(Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома)

Кто будет молится за героинь, погибших за любовь?

Стихотворение П.Вегина «Хранительница очага»

Ты разрушаешь очаг.

Синий огонь кипит

В отчаянных очах.

Воительница в любви,

Что драма тебе, что срам?

И ты разрушаешь дом,

Чтобы построить храм.

Героиня пьесы, разрушая семью, шла к любви, испытала минуты счастья, построила храм любви, наверное богиня любви будет молится за ее душу.

Сможет ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому? (мнения учащихся)

6.Критики о пьесе.

«Что тут должен делать критик?»

Сообщение учащегося

Добролюбов «Луч света в темном царстве»

- «Гроза»- это зреющие в глубине России революционные силы

Критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины

В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности.

Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.

Д.Писарев «Мотивы русской драмы»

Катерина – это «полоумная мечтательница

Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий

Она постоянно кидается из одной крайности в другую

Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других

Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.

Аполлон Григорьев

Увидел в Катерине поэзию народной жизни

Отметил красоту природы, волги, на фоне которой разворачивается действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!»

7.Закрепление.

Т естовое задание.

    Итог урока .

Итак, мы рассмотрели на уроке образ главной героини пьесы Островского «Гроза», какой вывод можно о ней сделать? (сильная, решительная, способная любить, отстаивать свои чувства, но не умеющая лгать, обманывать, боящаяся бога - все это привело героиню к гибели)

Схему разобрать. (Мет Золотаревой стр.196) – сделать вывод урока

Выставить оценки.

Вывод урока: Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.

Звучит романс «Любовь - волшебная страна»

9. Д/з

Составить характеристику литературного героя –Катерины по плану (см. стенд)