Наступил кризис межнациональный отношений. Кризис межнациональных отношений в ссср. парад суверенитетов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

межнациональный кризис противоречие перестройка

С началом перестройки в национальном самосознании народов России происходит серьезные изменения. Сепаратистские настроения в балтийских республиках, Грузии, Молдове, принятии в них дискриминационных законов о языке, желание возложить на россиян вину за все ошибки и просчеты союзного центра содействовали формированию у части населения республики национал-патриотических настроений. Процесс национального самоутверждения российских народов носил в своей основе защитный характер. На этой волне порождаются самые различные общественные организации - от крайне правых до крайне левых.

Серьезные изменения в общественном сознании российских народов, быстрая его деидеологизация, возникновение национальных и религиозных чувств заставили политические силы в Российской Федерации воспользоваться наиболее популярными идеями национально-патриотического движения.

Компартия РСФСР, взяла на вооружение концепцию российского суверенитета.

Демократические силы России, включая МДГ и Демплатформу в КПСС до начала 1990 г. окончательно не разделяли идеи суверенизации РСФСР, справедливо считая, что они опасны для России, с ее «матрешечной» внутренней структурой. Но при резком всплеске национальных чувств российских народов демократы широко использовали в предвыборной борьбе идею российского суверенитета, провозглашая духовные и культурные традиции.

Цель данной работы рассказать об условиях и причинах развития межнациональных отношений в СССР в годы Перестройки, а также показать какие меры государством принимались для решения данной проблемы.

1. Межнациональные отношения во 2 - о й половине 80 - х гг .

1.1 Обострение межнациональных отношений в период перестройки

Перестройка, возглавляемая М.С. Горбачевым и стоящей за ним группой реформаторов, обнажила ряд противоречий. Среди них межэтнические противоречия были далеко не последними.

Говорить о том, был ли Советский Союз империей, продолжает оставаться открытым, тогда как экономической помощи со стороны центра национальным окраинам, поддерживалась интернационализмом и понятием «дружбы народов». В следствии чего в советский период межнациональная вражда была очевидна, более того, эта вражда постоянно перерастала в открытые конфликты.

Ситуация удерживалась под контролем по ряду следующих причин, а именно великая народная революция 1917 года выдвигала лозунги как социального, так и национального освобождения, которые не могли не найти поддержки в многонациональной стране. Во-вторых, центр помогал «национальным окраинам» постоянную экономическую помощь, что приводило к экономическому росту и подъему материального благосостояния. В-третьих, многие народы получили символы национальной государственности, что помогло образовать национальную политическую элиты. В-четвертых, при помощи Центра вырос общеобразовательный и культурный уровень населения, что привело к увеличению в стране интеллигенции. В-пятых, введенный в стране режим тоталитаризма пресекал какую либо деятельность.

При попытке перехода из данного режима на другую ветвь власти изъяны системы тут же обнажаются. Так было и в межнациональных отношениях. Сделав шаг на переход к демократизации и гласности, этнополитические конфликты стали реальностью.

Мнение о том, что советское руководство не видело всей глубины и масштабности межнациональных проблем, заблуждение. Первоначально отношение к межнациональным проблемам все же было и выражалось в том, что этнонационализм не только отвлекает от решения социальных проблем, но и противостоит им. Наращивая темпы перестройки советский лидер стремился к единому рыночному пространству, управляемому из единого центра. Он хотел увеличить гражданские права, а не передать гражданские отношений из под контроля союзного центра на уровень региональной бюрократии.

М.С. Горбачев думал, что национальный вопрос создается искусственно, на уровне регионов. В данном вопросе он частично был прав, так как представители региональной бюрократии видели в «перестроечных» реформах угрозу их положению.

Правильно оценив ситуацию, Горбачев не просчитал действие других обстоятельств, «работавших» на разжигание межнациональной напряженности. Это показало решение сентябрьского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС, посвященного межнациональным отношениям. Руководству КПСС было очевидно, что традиционное массированное использование военной силы, даже подавив массовые национальные движения на окраинах, разбудят диктатуру в центре и приведут к краху реформ. Проблема была не в том, чтобы пресекать массовые национальные движения, а чтобы направлять их в нужное русло, чего руководству КПСС достичь не удалось.

До 1989 г. еще было время решить возникшие проблемы территориального разногласия путем проведение серии референдумов на местах, на что М.С. Горбачев, не пошел. Он хотел в борьбе с республиканской бюрократией опираться на автономии, увеличив их полномочия. Но полностью изменить их полномочия он не решился, чем и вызвал недоверие уже и с их стороны.

1. 2 Кризис межнациональных отношений

Период с мая 1989 г. по декабрь 1991 г. был временем распада советской системы. За шесть лет перестройки поставленные перед ней цели не были достигнуты. Власть запаздывала с решением возникавших вопросов. Тяжелыми последствиями для советской системы и советской государственности были ее бездействие и нерешительность в национальном вопросе.

С середины 1987 г. с повестки дня Политбюро не уходил вопрос о межнациональных отношениях, в свою очередь на заседаниях было видно открытое стремление «оставить проблему на усмотрение жизни и истории», как это было с возвращением крымских татар на историческую родину. События в Нагорном Карабахе в конце 1988 г., когда Армения и Азербайджан оказались на грани войны друг с другом из-за спора об административной принадлежности этой территории, показав отсутствие идей, неспособность партии защитить интересы Союза.

Тлевшие десятилетиями межнациональные конфликты стали разгораться. Чем больше центр делал уступок, тем решительнее становились требования республик по расширению их прав и изменению форм советской федерации. Не целесообразным оказалось решение проблемы силовыми методами, на использовании которых первоначально настаивала консервативная часть Политбюро. Применение войск в ночь на 9 апреля 1989 г. для «вытеснения» демонстрантов с площади перед Домом правительства в Тбилиси привело к гибели 16 человек, несколько сотен было ранено.

Вооруженное противодействие федеральной власти уже не могло остановить начавшийся процесс межнациональный конфликт.

1.3 Причины обострения национальных противоречий во 2 - й половине 80 - х гг .

Во 2-й половине 80-х гг. в стране накаляются национальные противоречия, увеличиваются сепаратистские настроения. Местные лидеры и элиты стремятся к самостоятельности, чтобы самим распоряжаться экономическими ресурсами и финансовыми потоками. В связи с быстро ухудшающейся экономической ситуацией в стране возникает протест в форме национальных движений. Постепенно это выражается в боре против федеральной власти, которая сравнивалась с Россией. В ряде республик (Эстония, Латвия, Армения, Грузия) родились Народные фронты. В течении 1989-1990 гг. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, приняли декларации о национальной независимости. национальный вопрос стал инструментом борьбы за власть.

Конституция не действовала на большей части территории страны. Президент СССР все больше терял власть и уже не являлся единственным президентом в стране, так как было еще 15 президентов и глав республик. КПСС потеряла свою руководящую роль. В сложившемся шатком положении и нарастании центробежных сил одной из главных задач стало реформирование СССР и заключение нового союзного договора между республиками.

С нарушением политических и экономических связей между республиками, имевшие долгие исторические и культурные традиции, ухудшились межнациональные отношения, что привело к обострению конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, (позднее и Абхазией), Ингушетией и Северной Осетией и т.д.) Возникла проблема беженцев. Положение русского язычного населения в национальных республиках ухудшилось.

2. Пути решения межнациональных отношений

2.1 Кризис вооруженных сил СССР

Острой стала проблема этнического состава Вооруженных Сил. Республики, ставшие независимыми и взявшие курс на создание своих армий, одна за другой приняли решение, что их призывники должны служить в своей стране. Становление Вооруженных Сил в более или менее моноэтническая становление не происходит в течение недели или месяца. Много русских, узбеков, казахов служило на Украине, украинцев в России. Это были и солдаты и офицеры. Для кадровых военных это ситуацию создала проблемы с жильем, в новой независимой стране, в которой они служили, но которая для них стала чужой. В результате им стало не до выполнения приказов новых гражданских руководителей. События в Чечне в ноябре 1991 года в живую показали отсутствие на территории СССР боеспособных частей.

Парламент Чеченской республики, во главе с президентом республики Д. Дудаевым издал указ о государственной независимости республики и о создании национальной гвардии. Части российского ОМОНа заняли здание Телевидения в Грозном, но 5 ноября 1991 года национальная гвардия заставила омоновцев оставить здание. 8 ноября 1991 года Б. Ельцын издал Указ «О введении в Чечено-Ингушетии чрезвычайного положения. Его идея провалилась. Прилетевшие на аэродром в Ханкале самолеты со спецназом были блокированы сторонниками чеченского суверенитета. 10 ноября 1991 года исполком ОКЧН прекратил отношение с Россией превратив Москву в «зону бедствия». 11 ноября сессия Верховного Совета РСФСР проголосовала против Указа «О введении в Чечено-Ингушетии чрезвычайного положения». Круг замкнулся.

За не имением в стране армии и органов правопорядка дело не остановилось. У страны не стало охраняемых границ и таможни. Украинские власти после провала августовского путча взяла под свой контроль пограничные войска, расположенные на ее территории. Также поступили Литва, Эстония, Латвия при этом солдаты и офицеры, которые уже не являлись гражданами данных республик, не могли покинуть страну, так как являлись еще военнослужащими. Решение межнационального конфликта федеральными властями, только еще больше накалило межнациональные отношения внутри уже провозгласивших себя суверенными республиках.

2.2 Становление межнациональных отношений в Российской федерации

Новая Конституция России установила основные признаки федеративного устройства страны: ее государственную целостность, разделение полномочий между органами власти в центре и на местах, равноправнее субъектов Федерации, а также признаки равенства и самоопределения народов Российской Федерации.

Законодательные органы республик, краев и областей сильно различались по своему правовому статусу, компетенции и даже по названия. В следствие чего, образование национально-государственного устройства России во многом происходило спонтанно, под воздействием непрерывного «торга» центра и регионов по вопросам полномочий и распределения доходов.

Слабость государственной власти, вынуждена была идти на подписание особых двухсторонних договоров с субъектами Федерации, которые были наиболее богатыми по своим ресурсам этническими республиками. Так Татарстану перешли основные федеральные функции, как защита прав и свобод человека и гражданина, предоставление или лишение гражданства республики и т.д., что позволило гражданам являющимся не коренными жителями данных республик (т.е. рожденными в них), после изучения национального языка принять гражданство республики и тем самым решить межнациональный вопрос в данной республике. В дальнейшем такие договора были подписаны и с другими республиками, которые вышли из состава СССР.

Основной и самый большой межнациональный вопрос который остался не решенным это был «замкнутый круг» Чечено-Ингушетии, где притеснение граждан не одной с ними религии шло в полной силе.

В конце1994 года российское руководство попыталось разрубить «чеченский узел». За три года с момента прихода к правлению Д. Дудаева Чечня превратилась в опасный источник сепаратизма на Северном Кавказе. Призывы Д. Дудаева к созданию «общего кавказского дома народов» вне России грозило повторным переделом пространства. Чеченский сепаратизм грозил подорвать едва наметившееся согласие между центром и регионами.

Раздувание межнациональных распрей на территории «ичкерии» Д. Дудаевым заключалось в изгнании «неверных». Закрывались русскоязычные школы. Под давлением угроз, а иногда и насильственных мер (таких как убийство) власть заставляла граждан бросать свои дома и переселяться в другие регионы страны. На почве чего межнациональный конфликт рос, а не затихал, как это было в других республиках, которые смогли утвердить свое положение и выйти из состава государства.

Эта тактика принесла свои плоды. «Независимая республика Ичкерия» находилась на грани социального взрыва, когда «брат» шел на «брата», «сын» на «отца».

Попытка власти в лице президента Б. Ельцина провести 10 декабря 1994 года операцию по восстановления суверенитета на территории Чеченской республики понесло поражение. Неожиданностью для политиков и военных оказалось наличие у Дудаева хорошо подготовленной армии. Но главное, правильно играя на национальных чувствах и выставляя Россию врагом чеченского народа, Дудаеву удалось переманить на свою сторону население Чечни, которое ранее сохраняло нейтралитет. Большая часть населения Чечни восприняла появление федеральных войск в 1994 году как вторжение вражеской армии, стремящейся отнять у них свободу и независимость.

В итоге операция проводимая федеральными властями по восстановлению законности и сохранения единства России, обернулось для страны кровопролитным конфликтом в нутрии страны на долгие годы.

Заключение

История страны периода «перестройки», перехода от социализма к демократии закончилась «распадом» СССР. Что в очередной раз показало, что в такой мононациональной стране как Россия, власть в первую очередь должна думать о народе, который населяет земли.

Годами люди жили «одной семьей», переезжали на новые места жительства, осваивали новые участки «необъятной» страны.

С переходом на новую ветвь власти, федеральные органы не были подготовлены к тому, что в свете проводимых реформ, республики входившие в состав СССР заходят стать самостоятельными.

Долгие годы навязывания одной системы правления, не позволение общаться на своем родном языке, изучать свой родной язык, притеснение и изгнание (как это было с чеченским народом) привело к межнациональному кризису в пределах одной страны.

Экономический кризис, лишь укрепил в народе веру неспособность государства поддержать свой народ.

Стране понадобились долгие годы, чтобы урегулировать данный межнациональный вопрос в рамках своей страны, позволив ее регионам общаться на своем родном языке, тогда как ранее в стране был единый язык общения. Соблюдать обычаи и почитать свою религию.

При этом сказать, что данный вопрос полностью закрыть нельзя, так как стране еще есть «недовольные» властью, которые проводят пропаганды по разжиганию межнациональных распрей, чего в полной мене не возможно избежать в столь много национальном государстве как бывший СССР и настоявшая Россия.

Список литературы

1. Гайдар Е.Т. Власть и собственность: Смуты и институты. Государство и эволюция. - СПб.: Норма, 2009. - 336 с.

2. Крючков В.Н. Отечественная история. Краткий курс: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 - 304 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учеб./ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проект, 2012. - 768 с.

4. Шарафулин М.М. Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения // Проблемы образования, науки и культуры. М., 2006, Политика и международные отношения. Выпуск 20

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины глубокого кризиса культуры в 90-е годы ХХ века. Новые тенденции культурной жизни в период перестройки. Школьная реформа 1980-90 гг. Проявления кризиса фундаментальной и прикладной науки. Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы.

    реферат , добавлен 28.04.2010

    Основные причины и цели перестройки. Основные события в период перестройки и движения. Реформы, проведённые в ходе перестройки Горбачевым: антиалкогольная, экономическая, в политической системе СССР. Кризис власти, распад СССР и образование СНГ.

    реферат , добавлен 01.03.2009

    Необходимость и причины перестройки. Курс на ускорение, реформирование существующей системы. Смягчение цензуры над средствами массовой информации. Результаты экономической реформы. Распад СССР и коммунистической системы. Последствия перестройки.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2012

    Анализ социально-экономического и политического развития СССР и России в 80-90-е годы ХХ века. Причины, которые побудили М.С. Горбачева начать процесс по внедрению "перестройки". "Период бурь и натиска" - новое видение современного мира. Распад СССР.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Состояние военно-промышленного комплекса СССР в 80-е годы ХХ в., его влияние на экономику страны. Предпосылки осуществления, цели и результаты перестройки. Анализ последствий распада СССР, его место в формировании новой российской государственности.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Суть перестройки и ее основные идеи. Создание института профессионального парламентаризма, как важный реформаторский шаг. Внутренняя политика СССР в годы перестройки и смены власти. Экономический кризис как последствие "перестройки" и всеобщий дефицит.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2014

    Предпосылки проведения реформ М.С. Горбачёва. Причины неудач и стихийности социально-экономических и политических реформ в СССР, основные направления внешнеполитического курса. Оценка последствий "перестройки" в контексте современного развития России.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2010

    Основные причины, цели, замыслы и результаты перестройки, необходимость перемен в СССР. Реформы политической и экономической системы СССР: гласность и многопартийность. Повседневная жизнь в период "перестройки". Кризис власти и распад Советского Союза.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2014

    Причины и цели перестройки, курс на социально-экономическое и политическое обновление страны. Основные лозунги реформ М.С. Горбачева: "гласность", "ускорение", "перестройка". Итоги и последствия распада Советского союза. Причины неудачи модернизации.

    реферат , добавлен 10.02.2015

    Перестройка как название совокупности политических и экономических реформ, проводившихся в СССР в 1986-1991 годах. Основные события перестройки. Реформы в экономике, формирование многопартийной системы и тенденции перестройки. Причины неудач перестройки.

По программе национального развития России через несколько лет 65% ее граждан должны быть удовлетворены межнациональными отношениями, а 85% - стать толерантными. На съезде «ЕР» премьер Медведев заявил, что мигрантам нужны адаптационные центры, и в те же дни увеличен срок работы в России до трех лет таджикам, хотя они только официально вывозят из России 15-16 млрд. долларов ежегодно, а ввозят - основную часть наркотиков.

Прошло несколько дней, и в Бирюлеве (юг Москвы) был убит ночью 10.10.2013 25-летний Егор Щербаков. Судя по видеозаписи, убийца был кавказцем, наверное, поэтому полиция не торопилась задерживать его. Тогда местные жители собрались на сход, потребовав от властей выселения инородцев, которых на бирюлевской овощебазе было несколько тысяч и от которых русским людям не было житья. Но местные власти бирюлевцам толком ничего не ответили, и участники схода - несколько тысяч человек пошли к овощебазе, по дороге разбив стекла торгового центра и перевернув несколько машин и ларьков. Инородцев от народного гнева защитил ОМОН, с которым у местных жителей были мелкие столкновения. Полиция задержала около четырехсот человек. Потом была проверена и овощебаза, принадлежавшая дагестанцам - ее «почетным президентом» оказался известный летчик, Герой России Толбоев, «решавший наиболее трудные вопросы». На базе было много мигрантов, нашлось там и оружие, включая огнестрельное. В итоге базу закрыли на 3 месяца, задержав кое-кого из ее руководства.

Власти настолько были испуганы событиями в Берюлеве, что едва не пустили в дело внутренние войска и даже объявили план «Вулкан» - впервые с 1993 г. Но жители юга Москвы не испугались, и 15 октября у станции метро «Пражская» на митинге под лозунгом «Наш ответ Курбан-байраму» собралась русская молодежь, похоже не забывшая, что 15 октября 1552 г. русские войска взяли Казань. А днем ранее у православных был великий праздник - день Покрова Богородицы, о котором фактически молчало большинство СМИ, заливавшихся о Курбан-байраме с утра до ночи. У «Пражской» полиция задержала 300 человек, вдобавок четырем участникам бирюлевского шествия было предъявлено обвинение в хулиганстве (т.е. до 7 лет заключения). Так власти, называющие межнациональные конфликты «бытовыми», использовали уголовную статью против политических противников. После событий на юге Москвы за бирюлевское убийство был задержан азербайджанец Орхан Зейналов, успевший сбежать за 100 км. от Москвы - в Коломну. А жил он рядом с местом преступления и мог быть пойман за несколько часов. Зейналов успел побывать в России и легалом, и нелегалом, подтвердив, что легальные и нелегальные мигранты одинаково опасны для русских людей, но власти дали указание проверить Москву только по части нелегалов. А о запрете въезда из Средней Азии в Россию и замене азиатов на работников из Белоруссии и Украины негромко заговорили только сейчас. Такую меру можно только приветствовать, ведь она способствует единению русского народа. Добавлю, что протестные митинги состоялись и в Краснодаре, и в Санкт-Петербурге, где у Апраксина Двора задержали 60 человек, некоторым из которых грозит тюрьма.

Не секрет, что инородцы завлекают русских людей в кавказское рабство (рабов сейчас тысяч 15) и открыто вербуют сторонников создания т.н. «халифата» по мечетям даже в Москве. В этой среде популярны теракты: недавно в Кировской области двух молодых кавказцев поймали при подготовке взрыва на предприятии, хранившем и уничтожившем химоружие, что угрожало гибелью сотен людей. Но смертницу из Дагестана Наиду Асиялову вовремя задержать не удалось, и она 21 октября 2013 года взорвала автобус в Волгограде. Вместе с ней погибло несколько человек и многие ранены. Теперь ищут ее сожителя Дмитрия Соколова, принявшего ислам и ставшего Абуджабаром, наверное, под влиянием Асияловой, которая старше его на 11 лет. Соколова даже назвали террористом номер 1, хотя на это звание он явно не тянет, уступая кавказским и азиатским персонажам. Замечу, что вербовку для террора ведут и кавказцы, и азиаты, оставаясь практически безнаказанными, другие же преступления инородцев расследуются неохотно и порой до суда не доходят, а по дошедшим выносятся несправедливые приговоры. Так, в Сыктывкаре с 2005 года тянулось дело о поджоге торгового центра, где погибло 25 человек. В середине сентября 2013 г. суд приговорил двух русских поджигателей к пожизненному заключению, а заказчики поджога Махмудовы и Гаджиев оправданы, хотя за убийство главы Ассоциации женщин-предпринимателей исполнитель Евгений Четвертной и заказчица Людмила Качалова получили по 13 лет.

Вскоре после бирюлевских событий судили охранника бирюлевской овощебазы Ибрагимхалилова. Он 24 марта с.г. 8 раз ранил ножом сотрудника Генпрокуратуры Иванова и угрожал его жене - сотруднице Моспрокуратуры. Обвинение просило для разбойника 10 лет за покушение на убийство, но суд поменял обвинение на «причинение легкого вреда здоровью (?), и преступник получил 1 год исправработ (!). Похоже, что тут не обошлось без вмешательства Толбоева и его связей по части решения главных вопросов. Прокуратура подала протест, но Ибрагимхалилов освобожден, и теперь его ищи-свищи.

Межнациональные отношения ныне подошли к невиданному доселе обострению - по всей России русские люди отвечают на вооруженное засилие инородцев протестными акциями, пока без применения оружия. Ясно, что ответственность за развивающийся межнациональный кризис лежит не только на местных или региональных властях, как заявляет Путин и его сторонники, т.к. серьезные меры борьбы с этнопреступностью на государственном уровне не принимаются.

Да, после бирюлевских событий без промедления поймали трех киргизов, изнасиловавших женщину в Москве, и Мособлсуд отменил приговор Бахтияру Алиеву, получившему всего год за удар, от которого погиб летом 2012 г. Леонид Фролов из Сергиева Посада. Но такие точечные меры, похоже, приняты для отвода глаз. Русские люди понимают это, и авторитет властей России убывает.

Возможность развития кризиса межнациональных отношений показала и передача «Поединок» («Россия», 24 октября 2013 г.), где Жириновский говорил о необходимых мерах по борьбе с этнопреступностью, а ему противостоял журналист Шевченко с позиций, близких нынешним властям.

Передача эта напоминала диалог народа и властей и собрала невиданное количество голосов, выражающих настроения населения. В итоге Жириновский получил поддержку 141 тыс. человек из 220 тысяч - почти 2/3, а Шевченко - 79 тысяч. По данным ВЦИОМ, серьезные меры борьбы с этнокриминалом поддерживают 73% москвичей и 57% жителей остальной России, значит, по всей России тоже около двух третей. В целом же, данные ВЦИОМ, итоги голосования в передаче «Поединок» и, конечно, события на юге Москвы, в центре Петербурга и в Краснодаре говорят о том, что самосознание русского народа вряд ли примирится с засилием инородцев и поддержкой их властями. А развитие кризиса межнациональных отношений может привести русский народ к решению взять будущее России в собственные руки и создать свою программу национального развития.

А.В. ЩЕРБАКОВ,
политобозреватель

Руслан Садыков - Казань

Татарстан как ключевой национальный регион продолжает сохранять высокий уровень межнационального и межконфессионального согласия. Почти 80% жителей республики уверены, что живут в спокойной, стабильной национальной обстановке.

Впрочем, тревога, которую у людей вызывает кризис, сказалась даже на этой сфере отношений: 18% жителей говорят, что напряженность начинает расти и лишь 3% указывают, что ситуация в республике напряженная. Это результаты опроса, проведенного институтом социологии РАН, которые на днях представил экспертный совет при Казанском федеральном университете.

Мусульман, живущих в официальном браке, в два раза меньше, чем православных. Однако пар, которые зарегистрировали брак и по религиозным канонам, и в ЗАГСе, больше в два раза среди мусульман.

Ориентация на выполнение религиозных практик у мусульман и православных стала больше в сравнении с прошлым годом. Тем не менее, стабильным остается тот показатель, где респондент идентифицирует себя как мусульманин без более детализированной самоиндификации.

Источником знаний для мусульман и православных остается семья и старшие родственники, которые передают свои традиции младшему поколению. Этот источник является более важным. Семья у мусульман и православных опережает все остальные знания и каналы знаний о религии.

Показательный вопрос: насколько комфортно живется мусульманам и православным в Татарстане. Здесь обе конфессии одинаково довольны - по 88%.

Вероятность межконфессионального конфликта в РТ, по оценкам респондентов, невелика. Доля тех, кто считает, что возможность конфликта между православными и мусульманами очень высока, - чуть более 4%.

Это показывает, что все-таки в Татарстане отношение между религиями более лояльное, говорил Козлов.

Большинство респондентов обеих религиозных групп выражают высокую степень интегрированности в правовое пространство РФ и в сложной ситуации предпочтут руководствоваться законодательством России.

«Общий итог представленных оценок ситуации в религиозной сфере республики отражает, на наш взгляд, весьма высокую эффективность реализации Концепции национальной политики Республики Татарстан», - заявил Козлов.


Фото: voinskayachast.ru

Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР. С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии, и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989) и Молдавской ССР (1990) Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания призедентов бывших союзных республик.12 июня 1990 г. 1 съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н.Ельцин, вице-призедентом-А.В.Руцкой.Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. 4 съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обновлённого Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведён всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновлённого Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

Августовские события 1991 и их последствия.

Август 1991 года и его последствия. Часть высших руководителей Советского Союза восприняла подготовку подписания нового союзного договора как угрозу существованию единого государства и попыталась его предотвратить.В отсутствие Горбачева в Москве, в ночь на 19 августа, был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в состав которого вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны Д. Т. Язов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр внутренних дел Б. К. Пуго и др. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий; запретил проведение митингов и демонстраций; установил контроль над средствами массовой информации; ввел в Москву войска. Утром 20 августа Верховный Совет России выступил с обращением к гражданам республики, в котором расценил действия ГКЧП как государственный переворот, и объявил их незаконными. По призыву президента Ельцина десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг здания Верховного Совета, чтобы предотвратить его штурм войсками. 21 августа начала работу сессия Верховного Совета РСФСР, поддержавшая руководство республики. В тот же день президент СССР Горбачев возвратился из Крыма в Москву, а члены ГКЧП были арестованы.

От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994 Боффа Джузеппе

Кризис в межнациональных отношениях

Возник еще один заколдованный круг, появилась взаимосвязь между продолжающимся ухудшением дел в экономике и напряженностью в межнациональных, межэтнических отношениях. Если бы положение в экономике улучшилось, возможно, и националистические тенденции не нашли бы столь благодатной почвы, но, поскольку экономическая ситуация ухудшалась, те же местные партийные руководители были склонны переключать недовольство народа на переживавшее кризис центральное правительство. Они направляли это недовольство и на другие народы, откапывая в далекой истории поводы для споров, скрытые или исчезнувшие было разногласия. Неприязнь между правительствами отдельных республик Союза способствовала ухудшению ситуации в экономике, строившейся десятилетиями как одно целое. Ухудшение экономического положения и межнациональная напряженность взаимно питали друг друга.

В 1989-1990 годах на окраинах Союза возникли два очага кризиса, когда понятное стремление к утверждению собственного национального достоинства трансформировалось в сепаратистские движения. Первый очаг возник в трех Прибалтийских республиках - Литве, Латвии и Эстонии. Второй - в Грузии - добавился к непрекращающемуся на Кавказе конфликту между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.

В балтийских республиках народные фронты, заявившие о себе в начале как организации в поддержку перестройки, превратились в самые настоящие движения за независимость. Даже местные коммунистические партии, бывшие частью КПСС, решили отделиться и стать национальными партиями. Из трех этих стран ведущую роль с самого начала взяла на себя Литва. С этнической точки зрения ее население выглядело компактнее, чем в других двух республиках, - там было только 20% нелитовского населения. В республике была создана национальная партия «Саюдис», ее лидер Ландсбергис требовал, чтобы страна вышла из Союза. Руководитель коммунистов Бразаускас также требовал суверенитета для Литвы. Очень скоро народные фронты получили массовую поддержку. Их выступления становились все более внушительными, а печать - все радикальнее. /220/ Изменения были особенно заметны среди коренного населения: в меньшей степени среди русскоязычных или других этнических меньшинств, составлявших треть жителей в Латвии и почти 40% в Эстонии.

Общим требованием прибалтов было осуждение соглашения 1939 года между Советским Союзом Сталина и нацистской Германией, сделавшего возможным присоединение Прибалтийских стран к СССР.

Сложнее складывалась обстановка в Грузии. Здесь движение отличалось резко шовинистическими настроениями, всегда, пусть скрытно, присутствовавшими в этой маленькой кавказской республике, враждебными не только к русским, но ко всем негрузинам. Самым крупным представителем движения оказался Гамсахурдия, человек, склонный к экстремизму и не гнушавшийся любыми средствами для достижения своих целей. Среди соплеменников Гамсахурдии не было недостатка в противниках. Наиболее знаменитым среди них был, возможно, философ Мамардашвили - воплощение благородного грузинского космополитизма. Мамардашвили умер, когда конфликт с Москвой только начинался.

Сепаратистские тенденции получили довольно серьезное развитие, так же как и напряженность в отношениях между различными нациями. Однако действовали два фактора, позволяющие оспорить утверждение, что лишь роспуск Союза давал выход из создавшегося положения.

Первый фактор - это периферийный характер движений, наиболее бескомпромиссно требовавших выхода из СССР. Как Прибалтийские страны, так и Грузия, расположенные на западной и южной окраинах Союза, оставались в конце концов маленькими республиками. То же самое относится и к Молдавии, где с небольшим запозданием проявилась аналогичная тенденция. В последнем случае события развивались под влиянием изменений в соседней Румынии: в 1990 году молдавский сепаратизм проявлялся как требование не только выхода из Союза, но и вхождения в состав соседнего румынского государства, с которым существовала общность языка и исторических традиций.

Это не означало, что националистические тенденции не проявлялись на остальной территории Союза. Но в других республиках они носили более умеренный характер и поддерживались меньшинством населения. На практике эти республики, требуя для себя большей автономии и суверенитета, были отнюдь не уверены, надо ли настраиваться на отделение. Было две группы таких республик. Первая - славянские республики. Если в Белоруссии национализм совсем или почти не проявлялся, то он, наоборот, получил широкое распространение на Украине, где глубже укоренились его традиции. Однако наиболее радикальные националистические настроения ограничивались /221/ западными областями и несколькими политическими группами националистов (впрочем, довольно малочисленными) в Киеве. Сепаратистские тенденции практически никак не проявляли себя во второй группе республик - центральноазиатских - Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении. Эту особенность следует отметить специально, так как во всех ранее проведенных аналитических исследованиях и прогнозах, особенно зарубежных, относительно возможного кризиса Союза народы этих республик назывались вероятными инициаторами развала СССР, особенно с учетом их религии и мусульманской культуры, а также значительного прироста населения. Ничего подобного в начале 90-х годов не происходило.

Второй фактор заключался в том, что именно в республиках, где сепаратистские движения были сильнее, этнические меньшинства, зачастую многочисленные, выступали против доминирующей сепаратистской тенденции и являли собой первую и серьезную линию сопротивления любому предложению об отделении от Союза. Требования об отделении каждой из республик выдвигались всякий раз от имени национального большинства и сопровождались отказом в элементарных правах человека проживавшим там этническим меньшинствам. Приходившие или пытавшиеся прийти к власти группы националистов действовали в отношении собственных меньшинств более репрессивными методами, чем центральное правительство, решительнее прибегали к насилию и шовинистической пропаганде. Здесь возможно возражение, что именно в праве собственноручно определять положение меньшинств они видели первое свидетельство своей столь желанной суверенности. Однако в ответ на это меньшинства видели единственную эффективную защиту своих прав в Союзе, в Советской Конституции и в «ленинских принципах» или, когда такой защиты не стало, в требованиях выхода, в свою очередь, из состава республик, в которые они входили.

Крайний национализм, возобладавший в Грузии с приходом к власти Гамсахурдия, вызвал немедленную и резкую реакцию. Начались вооруженные выступления абхазов и осетин, народов не только многочисленных, но и наделенных по Советской Конституции собственной государственностью (автономные республики в составе Республики Грузия). Новые руководители Тбилиси хотели подмять их под себя. В ответ абхазы и осетины провозгласили свое отделение от Грузии и настаивали на создании соответствующих суверенных республик или же на вхождении в Российскую Федерацию. Происшедшее в Грузии не составило исключения. Затянувшийся конфликт между армянами и азербайджанцами из-за Нагорного Карабаха был, по существу, крайним проявлением того же явления. Нечто аналогичное происходило в Молдавии в отношении русского и турецкого /222/ (гагаузы) меньшинств. И наконец, это же явление отмечалось в Прибалтийских странах, особенно там, где русские меньшинства были более многочисленными. В первый период они пытались доказать свою лояльность в отношении доминирующей нации, поддерживая даже ее требования суверенитета. Они были вынуждены изменить свою позицию, как только сами стали подвергаться дискриминации.

Два других обстоятельства еще больше затягивали гордиев узел национализма. Во-первых, за некоторым исключением (Грузия и особенно Литва), выразителями националистических тенденций были не только и не столько новые политические организации, сколько местные коммунистические руководители или, по крайней мере, часть из них. В критические моменты национализм всегда и для всех оказывался удобной идеологией. Ныне, когда Союз и КПСС переживали кризис, национализм использовался на местах в качестве инструмента для сохранения своих властных позиций, которым угрожала горбачевская перестройка. Во-вторых, в республиках, где национализм набрал наибольшие обороты, под прицелом прежде всего оказались советские войска, против которых разворачивались демонстрации протеста. К ним относились как к оккупационной силе, их оскорбляли и поносили, совершали акты вандализма над памятниками погибшим воинам. После вынужденного ухода из Восточной Европы это второе и еще более горькое испытание на родине сделало практически невыносимым кризис в армии, вызвало подавленность и недоверие военных к политическому руководству страны, породило у многих из них своего рода чувство оскорбленного патриотизма.

Подобные обстоятельства послужили фоном к целому ряду трагических событий. 9 апреля 1989 г. в Тбилиси армия открыла огонь по толпе демонстрантов, которые пытались ворваться в правительственные здания. Местные гражданские и военные власти сами настояли на использовании оружия. Довольно неясной до сих пор остается ответственность центральных властей. Горбачев узнал о тяжелой ситуации в грузинской столице только по возвращении из поездки в Великобританию, у него не было времени, чтобы дать более четкие указания. Шеварднадзе, которому он поручил немедленно направиться на место событий, не поехал туда, так как решил на основании поступивших к тому времени сообщений из Тбилиси, что там все нормализовалось. Лигачев, которого обвиняли в случившемся в Тбилиси, безусловно, дал в отсутствие Горбачева указания о передислокации войск. Однако нет доказательств, что он пошел дальше этой предупредительной меры. Работа многочисленных комиссий по расследованию так и не прояснила случившегося. В Тбилиси были убитые и раненые. Стычка произошла накануне сессии вновь избранного советского парламента. Она породила яростные дебаты, безрезультатно длившиеся в течение месяцев. /223/

Летом того же года в плодородной Ферганской долине в Узбекистане несколько дней продолжались ожесточенные стычки между узбекским населением и подвергшимся безжалостному нападению национальным меньшинством - турками-месхетинцами. Это был еще один конфликт среди нерусского населения. Наученная горьким опытом Тбилиси, армия на этот раз осталась в стороне, а когда попыталась что-то сделать, было уже поздно. Кровавые события в Фергане положили начало новому явлению в жизни советских этнических групп: внутренней миграции меньшинств, которые, оказавшись незащищенными, покидали области, где они уже давно проживали. В рамках СССР возникли потоки беженцев, хотя все они были советскими гражданами. Еще более тяжелыми были аналогичные инциденты в январе 1990 года в Баку, в которых отразился конфликт между азербайджанцами и армянами из-за Нагорного Карабаха. Здесь была задействована армия, обвиненная затем с обеих сторон в содействии противнику.

Кульминацией трагической цепочки столкновений было событие 12 января 1991 г. В литовской столице Вильнюсе армия открыла огонь по демонстрантам, взявшим под свою защиту местное телевидение, перешедшее на националистические позиции. Ответственность за случившееся пала на Горбачева. Отметим для ясности, что еще никем не доказано, что приказ о применении силы в Вильнюсе, как и в Тбилиси, исходил от Горбачева. Его основной обвинитель, Ельцин, возложил в дальнейшем ответственность на главу КГБ Крючкова. Но это важно лишь до определенной степени. Президент всегда несет ответственность за все, и, даже если, как это представляется вероятным, приказ исходил не от него, случившееся лишь свидетельствовало о потере им контроля над ситуацией. Армия открыла огонь еще и по той причине, что была доведена до крайности обстановкой ненависти, которая ее окружала. Но случай был использован противниками Горбачева в демократическом и радикальном лагере для неслыханно яростной кампании. Его обвинили в том, что он диктатор хуже Гитлера и Сталина, что его линия преступна, он вел себя как убийца, что он изменил своему же делу, оказался пленником консерваторов. Последние, в свою очередь, считали Горбачева предателем и, наоборот, обвиняли его в слабости. Отовсюду стали раздаваться требования его отставки.

Как мы теперь знаем, в ходе всего кризисного периода в межнациональных отношениях линия Горбачева сохраняла свою последовательность, хотя и была обречена на поражение. Конечно, были сомнения, раскаяния, противоречия. Но она до последнего отвечала некоторым его твердым убеждениям. Первое и самое глубокое заключалось в том, что Союз, понимаемый как необходимая форма сосуществования между различными народами СССР, должен быть в /224/ любом случае спасен. Его второе убеждение состояло в том, что для этой цели Союз предстояло радикально реформировать, для чего нужно было дать каждой республике гарантированный суверенитет и демократический контроль над своими внутренними делами, оставив за Центром функции, обеспечивающие совместную жизнь в Союзе. Горбачев неоднократно высказывался в том плане, что в отдельных случаях могут быть приняты и другие решения, учитывающие различие исторических и культурных условий народов Союза. Он допускал, хотя и осуждал подобные намерения, отделение одних народов от других. Однако он требовал, чтобы все это происходило в рамках закона, и одобрил целую юридическую процедуру, позволявшую каждой нации реализовать свое конституционное право на отделение по согласию сторон. Он хотел избежать поспешных решений, способных вызывать цепные реакции. Но и эти его убеждения вызывали многочисленные нападки. Одни обвиняли его в том, что он разваливает Союз после того, как «потерял» Восточную Европу, другие вменяли ему великодержавные имперские устремления. Здесь, как и в других случаях, единственным его оружием оставалось слово, сила убеждения. Он использовал его до конца с непреклонной настойчивостью и в уверенности или в надежде, что призыв к разуму даст результаты. К сожалению для него, особенно в вопросах этнических конфликтов, время рациональных дискуссий безвозвратно прошло.

И все же в этих условиях ему удалось записать в свой актив два очка. В марте 1991 года, когда кризис достиг критической отметки, он почти по всей стране организовал референдум (не участвовали наиболее сепаратистски настроенные прибалты, грузины и молдаване). Три четверти участников проголосовали за сохранение Союза, реформированного на демократической основе. Пользуясь этим успехом, в следующем месяце он запустил переговорный процесс между республиками в целях заключения договора, определяющего основы обновленного государства. Союзником в этих его усилиях выступил президент Казахстана Назарбаев (во всех республиках проявилась тенденция, согласно которой местные секретари КПСС стали президентами). По имени резиденции вблизи Москвы, где этот документ был составлен, его назвали Ново-Огаревским договором. Согласно документу признавались суверенитет и независимость каждой отдельной республики, которые соглашались делегировать центральному правительству целый ряд полномочий в области обороны, внешней политики, координации в экономической сфере. В тот момент казалось, что Горбачеву удалось увести страну от края пропасти, на который она вышла.

За Россию договор подписал Ельцин. Это могло стать решающим достижением. Однако не стало. Различные факторы, как мы увидим, определили провал этого последнего усилия. Смертельный удар, однако, /225/ был нанесен не каким-либо народом среди многих, населявших страну, а наиболее важной из всех республик - Россией. Союз мог выжить без любой из других республик, которая рано или поздно пришла бы к пониманию, как вредно оставаться в изоляции. Но без России Союза быть не могло.

Из книги История тела в средние века автора Ле Гофф Жак

Принижение тела в сексуальных отношениях Как напоминает Жак Россио, источники, которыми располагают историки, естественно, отражают мнение только тех, кто умел писать и описывать. Писать и при этом хулить умели монахи, клирики, давшие обет целомудрия и очень часто

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Завершение переворота в поземельных отношениях К концу VIII и началу IX в. переворот в поземельных отношениях во Франкском государстве приводит к полному господству феодальной земельной собственности - основы феодального строя. Захват крестьянских земель светскими и

Из книги Адмирал Ушаков на Средиземном море (1798-1800) автора Тарле Евгений Викторович

Из книги Российский флот в Средиземноморье автора Тарле Евгений Викторович

10. Осложнения в отношениях Ушакова с Али-пашой Это письмо вполне ясно по основному мотиву. Ушаков вовсе не имел в виду отдавать под разбойничью власть Али-паши освобождаемые острова. Он решил оставить их в своем распоряжении. Поэтому он усвоил себе по отношению к

Из книги История отравлений автора Коллар Франк

Яд в отношениях между нациями Дело отравления Виктора Ющенко выходило за рамки внутренней политики и ставило на карту отношения между государством и его бывшим сателлитом. В международных отношениях яд играет одновременно и традиционную, и новую роль. Традиционной она

Из книги В сибирских лагерях. Воспоминания немецкого пленного. 1945-1946 автора Герлах Хорст

Напряженность в отношениях Плохое питание и вынужденно долгая дорога, тянувшаяся уже три недели, делала наше общение напряженнее день ото дня. Небольшие стычки и споры происходили все чаще. Однажды я стоял у двери и смотрел на улицу, когда старший по нашему вагону захотел

Из книги История Советского государства. 1900–1991 автора Верт Николя

III. СССР В ПОСЛЕВОЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Международное положение СССР после войны, в которой он победил ценой больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в

автора Тэтчер Маргарет

Об отношениях с Соединенными Штатами «Наша партия – проамериканская». – «Таймс», 13 октября 1984 года.«Трудно пожелать Западу лучшего или более могущественного лидера, чем Рональд Рейган». – Из выступления на конференции консервативной партии, 1 октября 1985 года.«Я от всей

Из книги Англосаксонская мировая империя автора Тэтчер Маргарет

Об отношениях с советским союзом «Русские стремятся к мировому господству». – «Таймс», 20 января 1976 года.«Угроза миру исходит от коммунизма, который обладает мощными силами, готовыми напасть на кого угодно. Коммунизм выжидает проявлений слабости. Сильных он не трогает.

Из книги История Швеции автора Андерсоон Игвар

Глава XXXV КРИЗИС УНИИ, КРИЗИС ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И КРИЗИС ОБОРОНЫ (1905–1914 гг.) Весной 1905 г., после того как переговоры об унии окончились неудачей, премьер-министр Бустрём во второй раз подал в отставку. Его сменил Юхан Рамстедт, способный чиновник, но не обладавший

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

22.4. Обострение межнациональных отношений Перестроечные реформы не дали быстрого позитивного результата. Экономическая ситуация ухудшилась.В условиях развития гласности и демократии начались открытые национальные конфликты:– митинги и демонстрации в Алма-Ате

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

РАВЕНСТВО В ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Евроманию нельзя рассматривать как просто слепое подражание, потому что она составляла часть стратегии Ито. Он хотел произвести впечатление на внешний мир, модернизируя Японию, и таким образом устранить клеймо унижения,

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Политика в отношениях с национальноконфессиональными меньшинствами Население Новороссийского края, как и Бессарабии, по выражению современника М.С. Воронцова А.А. Скальковского, было «разноплеменно и разноязычно». В национальном составе его можно выделить следующие

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Тюрьма, приятная во всех отношениях Камера № 902, пишут авторы книги, была в те времена «местом приятным во многих отношениях: она напоминала номер в уютной провинциальной гостинице. Висел прейскурант товаров, которые заключенные могли купить на свои деньги. Судя по

Из книги От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994 автора Боффа Джузеппе

Кризис в межнациональных отношениях Возник еще один заколдованный круг, появилась взаимосвязь между продолжающимся ухудшением дел в экономике и напряженностью в межнациональных, межэтнических отношениях. Если бы положение в экономике улучшилось, возможно, и

Из книги Глобальный треугольник. Россия – США – Китай. От разрушения СССР до Евромайдана. Хроники будущего автора Винников Владимир Юрьевич

Владимир Винников. «Кризис идеологии или кризис идеологов?» Выступление на круглом столе к 100-летию сборника статей «Вехи» 24 марта 2009 годаПредпринятая издательством «Европа» и его партнерами попытка налить новое вино в старые, столетней давности, «Вехи» может быть