Мусоргского. История создания "Картинок с выставки" М. Мусоргского Живые, звучные картины

Модест Петрович Мусоргский – вдохновенный музыкант, композитор, офицер армии императорской России, выдающийся и чувственный творец. Вдохновенный музыкант Модест Петрович Мусоргский

Он яркой звездой скользнул по небосклону российской музыки девятнадцатого века и ушел до срока, оставив потомкам множество наполненных звучанием жизни произведений, ставших частью «нашей» классики.

Сын воина, офицер, пианист, композитор, Модест Петрович задавался теми же вопросами, что большинство творческих людей, сделавших XIX век России золотым временем искусства. Как член «Могучей кучки» Мусоргский отошел от канонов классического музыкального звучания, общепринятых норм и тем исполнения, ступив на шаткий путь реалиста. Офицер Преображенского полка Модест Мусоргский

Произведения, создаваемые этим гениальным музыкантом, будь то инструментальные композиции или оперы, дышали жизнью. От повседневности до панорамного взгляда на суть вещей, Мусоргский находил вдохновение в том, что окружало его, он стремился отобразить быт и философию своей эпохи, показать уникальные особенности русского духа и окружающей его действительности, будь она красивой или печальной, при помощи данных ему многообразных инструментов звучания.

По мере возможности отходя от абстракций, Мусоргский старался показать красоту того, что видел вокруг, важность и удивительную гармонию простых вещей, окружающих каждого человека. Его произведения были злободневными, но в то же время вечными, они вобрали в себя все то, о чем задумывается, чем живет каждый человек, превратившись в звуки флейты, скрипки, фортепьяно, звуки мира.

Как детский композитор Модест Петрович Мусоргский известен мало, можно сказать, что, создавая свои работы, он не делал различий между детьми и взрослыми, музыкально «обыгрывая» реалии жизни в форме, понятной любому возрасту. Однако среди произведений Мусоргского есть такие, что стали основой для мультипликационных фильмов и детских спектаклей, вошли в программу обучения юных пианистов и композиторов, стали образцом уникального стиля Модеста Петровича. Речь идет о «Картинках с выставки».

Произведение « » долгое время оставалось недоступным для публики, оно вышло уже после смерти Мусоргского и было издано в первой своей версии под редакцией другого гениального русского композитора – Н. А. Римского-Корсакова. Последний считал, что «Картинки с выставки» – произведение великолепное, но Мусоргский допустил в нем немало ошибок, которые Римский-Корсаков постарался «исправить». Позже, произведение, сумевшее снискать огромную популярность, вышло и в оригинальном авторском варианте, а лучшее воплощение «Картинок» сумел, как признают критики, создать французский композитор , правда, его версия была оркестровой, в отличие от оригинала.

«Картинки с выставки» Мусоргский посвятил своему другу – рано умершему художнику и архитектору, создателю самобытного «русского стиля» в архитектуре Виктору Гартману. Гартман, путешествуя по Европе, создал немало картин, будто выхватывающих яркие и в то же время обыденные моменты из повседневной жизни городов и стран. Мусоргский же сумел переложить краски на музыку, воплотив художественные изображения Гартмана в звук и ритм.

Живые, звучные картины

Выполненные в виде фортепьянной сюиты «Картинки с выставки» представляют собой в определенном смысле уникальную программную музыку, разбитую на десять тем, «сшитых» воедино интермедией «Прогулка». В своем произведении Мусоргский, как автор, будто прогуливается по картинной галерее Гартмана и видит каждый раз новые, вдохновляющие сюжеты, в музыке воплощается, с одной стороны, «сюжет» картины, с другой – восприятие автором этого сюжета и его впечатления.

Создавая свои «Картинки», Мусоргский объединяет образы реальной жизни, поучительные, будто у Баха, с элементами воспоминаний о прошлом и сказочными мотивами, которые вдохновляли Чайковского, встречались у Штрауса. Обыденная жизнь и мифология «Картинок с выставки», переплетенные в живом инструментальном звучании, именно потому и стали считаться вкладом Мусоргского как детского композитора, что они одновременно интересны и поучительны. Каждая из «Картин» содержит определенную сцену или пьесу, предстающую автору на полотнах своего друга.

  • Promenade, или «Прогулка» – как уже было сказано, повторяется несколько раз в течение произведения, эта мелодия отличается существенным заимствованием из русских народных напевов, очень сильно отличается от канонов классической европейской музыки. Герой гуляет по картинной галерее, огромному залу, воплотившему целый мир, а на душе у него светло и радостно. Именно такой эмоциональный настрой призвана воплощать мелодия «Прогулки».
  • Gnomus – гном или щелкунчик крадется по темной комнате с камином, он напряжен, будто ждет опасности. Пьеса полна динамики и быстрого ритма, она воплощает тревоги и мысли сказочного гнома, то задумчивого, то торопливого, будто раскрывает навстречу слушателю этого необычного, смятенного персонажа.
  • «Старый замок» – мелодия, чем-то напоминающая пение одинокого трубадура, аккомпанирующего себе на лютне, расположившись в тени старинного замка. Тут звучат печаль и ностальгия, чувствуется скорбь о прошедших днях, мелькает яркая надежда, сменяясь тенью мрачных воспоминаний. Ностальгическая и меланхолическая, данная мелодия будто призвана напомнить о чем-то ушедшем, как слава замка, чьи штурмы и рыцари остались в далеком прошлом.
  • «Тюильрийский сад». Ссора детей после игры – пьеса исполнена в ритме и мелодике детских дразнилок и считалок. Как будто куча сорванцов играет и ругается на дорожках французского парка, а строгие няни пытаются их образумить. Суть этой мелодии светлая, солнечная, полная юной жизни и надежд, резко контрастирует со звучанием предшествующей пьесы.
  • «Быдло» – одна из самых популярных мелодий для различных мрачных творческих обработок. Она звучит в различных фильмах и художественных произведениях, подразумевающих демонстрацию несчастливой стороны жизни. Музыка, основанная на мрачном, тяжелом ритме, звучании, будто передающем шаг тяжелых воловьих копыт, исполненная в манере минорных, скорбных крестьянских напевов, содержит образ крестьянина, сидящего на телеге и погоняющего усталых волов. Телега с течением мелодии все приближается к смотрящему, следует кульминация, а затем повозка с возничим, вынужденным смиренно влачить свое унылое существование, скрывается за горизонтом. Пьеса касается мрачных раздумий, мыслей о крестьянской жизни, непростой и полной лишений.

Сегодня мы рассмотрим произведение, которое создал М. П. Мусоргский - «Старый замок». Изначально оно было написано для фортепиано, однако неоднократно аранжировалось композиторами для оркестрового исполнения и обрабатывалось в различных музыкальных стилях.

История

Начнем с того, как создал свое произведение Мусоргский. «Старый замок» - это пьеса, которая является частью сюиты «Картинки с выставки». Серия музыкальных «изображений» посвящена памяти друга композитора - художника и архитектора В. А. Гартмана.

Мусоргский, «Старый Замок»: особенности композиции

Произведение было создано в 1874 г. Основой для пьесы послужила акварель Гартмана с архитектурой Италии. Эскиз картины не сохранился. Выставленные работы активно продавались, местонахождение полотна-вдохновителя неизвестно. Произведение Мусоргского «Старый замок» описывает соответствующее средневековое строение. Перед ним поет трубадур. Композитору удается оживить этого персонажа. Для этого он использует задумчивую, плавную мелодию, звучащую на фоне однообразного размеренного аккомпанемента. Такая музыка вызывает лирическое созерцательное настроение. Песня трубадура наполнена рыцарским средневековьем. Музыка передает идею, которую художник изобразил посредством красок.

Автор

Мусоргский, согласно отзывам современников, - прекрасный пианист. Он завораживал слушателей, когда садился за инструмент. Посредством звука он умел воссоздать любую картину. При этом инструментальной музыки этот композитор сочинял относительно мало. Его более всего привлекала опера. Именно ей посвящал большую часть творческих сил Мусоргский. «Старый замок», однако, относится к числу его наиболее знаменитых произведений. Он ставил перед собой художественную задачу по созданию психологического портрета и проникал в души своих персонажей.

4

4 класс. II четверть
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». «В концертном зале». «День, полный событий».
Урок № 2. «Старый замок». М.П.Мусоргский.
Цели:
Развитие способности видеть материализованную в произведении позицию автора и вступать в «диалог с ним».
Задачи:


  1. Показать, какими приёмами пользуется композитор, чтобы отразить дух ушедших времён и передать жизненность сюжета.

  2. Умение почувствовать выразительность музыки через приёмы изобразительности.

  3. Подтверждение того, что музыка – явление высокой духовности человека.

  4. Стремление возвысить ребёнка до содержательного уровня музыки как «хранилища всего самого лучшего, что придумало и пережило человечество». /В.Медушевский/

  5. Развитие ассоциативного мышления.

  6. Формирование единой вокальной позиции при пении, выразительности исполнения.
Тип урока:
Урок-состояние.
Ведущий метод:
Размышление о музыке.
Оборудование, музыкальный материал:
М.Мусоргский – «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки».
Термин «сюита»
Ю.Антонов, М.Пляцковский – «Родные места».
Ход урока.
Учитель и ученики поют приветствие:
Прозвенел звонок,
Начался урок,
Здравствуйте, ребята.
Здравствуйте, учитель.
Учитель читает фрагмент стихотворения:
В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне...
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск средневековья.
Теофиль Готье.
Учитель:

  1. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Ответы учеников.
Учитель:
Сегодня на уроке у нас будет царить музыка М.П.Мусоргского. Мы познакомимся с его произведением «Старый замок». На прошлом уроке я просила вас найти небольшую информацию о композиторе.

  1. Поделитесь, пожалуйста, друг с другом, что вы узнали об этом человеке, выдающемся русском композиторе.
Дети рассказывают о Мусоргском.
«Старый замок» - одна из 10 пьес фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского. Композитор создал её под впечатлением рисунков своего друга В.Гартмана. Что же такое сюита? Обратимся к словарю. (Это последовательность различных музыкальных пьес).

  1. Послушайте, пожалуйста, это произведение. Расскажите, что вы представляете, слушая его? Какая эта музыка? (Средства выразительности).
Слушание.
Ответы детей.

  1. Давайте напоём начало произведения как вокализ.
Предварительное разучивание и исполнение со звучащей музыкой.

    1. Как вы думаете, замок, о котором рассказывается в музыке, населён множеством людей, или он одинок?
Ответы детей.

    1. Помогает ли аккомпанемент нам это почувствовать? Какой он?
Учитель: (пояснение с музыкальными примерами)
Однообразен музыкальный ритм, гармоническое сопровождение, основанное на выдержанной ноте. Благодаря этому у нас создаётся ощущение вечности. И на этом фоне звучит мелодия, в которой заложены те ноты подлинного страдания и щемящей тоски по ушедшему. Нам всё-таки жаль, что время могучих рыцарей и прекрасных дам уже прошло.
Композитор обращается к образу средневековья – давно ушедшей эпохе, оставившей в память о себе немногие уцелевшие памятники: древние замки, песни трубадуров, ещё хранящие отблеск былых чувств и стремлений…
Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда-то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощается в пьесе «Старый замок». Этот замок – пришелец из глубины далёких веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он – воплощение вечности.
Д/З: В тетрадях нарисуйте иллюстрацию к пьесе «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки».
От жанра сюиты мы плавно перейдём к самому популярному жанру. Как вы думаете, какому? Ученики:
Песне.
Учитель:
Совершенно верно. «Родные места» - песня, которой мы завершим наш урок.
Вокально -хоровая работа. Исполнение.
Учитель:

  1. Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?

  2. Какие ощущения вы испытывали в течение урока?
Ответы учеников.