Культура как система ее характеристики. Системные характеристики культуры. Культура как целостная система

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Содержание. 1. Введение 2. Мировая культ ура как целое. 3. Структура кул ьтуры 4. материальная культура 5. Духовная куль тура 6. Художественная к ультура Введ ение. Куль тура – (лат) возделывание, воспитание, образ ования, развитие. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, предс тавлений в продуктах материального и духов ного труда в, с истеме социальных но рм и учреждений, в системе духовных цен ностях, в совокупности отношение людей прир оде между собой и к самим себе. В широком смысле слова культура – совокупность проявлений жизни, достижений творчества народа или групп народов. В узком с мысле слова культур а – облагораживания телесных, душевных скл онностей и способностей человека. К ультура – обработка, оформление, одухотворение, облагораживания людьми других и самих себя. Это оформление, имеющее ценностный смысл. Культура начинает ся там, где содержание обретает совершенную форму. / Большаков. / Куль тура представляет собой объект особой слож ности. Она не является природным объектам хотя и связана с природой тысячами нитей. Культура целиком зависи т от человека имеет субъективный то есть исх одящей от субъекта источник происхождения наполненный в тоже время и объективным содержанием. Любой объект культуры имеет смысл только в деятельности человека об ретает свое подлинное бытие в том случ аи когда он и меет смысл и значения для субъекта который его испол ьзуют потребляет распредмечивает в процессе всей своей жизнедеятельности. Человек – существо постоянно меняющее ся «становящиеся» развивающиеся. Он деятельно присваивает себе мир воспринимает культуру как живой организм постоянно меняющ ийся вместе с ним. Человек и культура – объект коэволюционно развивающийся вза имно влияющие обогащающие и творящие друг друга. В этом смысле можно говорить о культуре не только как о результа те деятельности человека но и ка к о процессе как о том что на ходится в постоянном становление. Связующим звеном коэволюции выступает именно деятельно сть субъекта. В противоречивой сущности чел овеческой деятельности заключены определения и противоречия культуры ее бытия как ос обой созданн о й человеком системы. Чтобы рассмотреть культуру в качестве с истемы следует ответь на вопросы является ли мировая культура некоторой целостность ю, и, если да то какова ее структур а? Мировая культура как целое. Мировая культура во времени и прос транстве п естра неисчерпаема в своих единичных проявлениях поражающе богата много образна имеет массу модификаций представлена развитыми развивающимися всевозможными переходны ми формами. Тем не менее для нее х арактерны такие общие черты как внебиологичность выступающ ие в качестве субстанциональной основой культуры; технологич ность то есть наличие механизмов приспособ ительно – преобразовательного отношения субъе кта – творца к среде; продуктивность т о есть творчески порождающий характер быти я в мире; стереотипичность – с пособность воспроизведению. При таком рассматри вание мировая культура как целое является способом деятельности, технологий родового субъекта (человечества), порожденной социумом, характеризуем в своем бытии единством прис пособительно– преобразовательного и стереот ипно – продуктивного моментов. Как бы ни были многообразны формы культуры в них наглядно обнаруживается черты единства совпадения в предметах культуры в спосо бах деятельности людей независимо от хроно логической и географической отдаленности. Неде л имость мира единства мировой культуры общность культурного богатства челове чества признавалась всеми прогрессивными мысли телями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры. Тенд енция рассмотрения мировой культуры как це лого на основе признан ия единства истории где субъект творит мировой процесс деятельности по производству материальных и духовных ценностей где есть общие механизмы производства сохранения распространени я обмена созданными человечеством культурными богатствами все более пробив а ет себе дорогу. Представление о мировой культуре взятой как целое в ее деля щем бытии (всемирной истории) не исключает а предполагает ее синхронное единство в каждый данный исторический период. Рас смотрение этого вопроса накапливается на н еобходимость опре д еления конкретно – исторического типа связей образующих культурное целое. Известно что связность – это определяющий признак целого. Временное единства культуры обретает подлинную нагл ядность с исторического периода нового вре мени а переход к информационно г о общества делает этот процесс нео споримым. Всепланетарный обмен деятельностью ин формацией позволяет передавать от одного с убъекта к другому свои «сущностные силы» и является фундаментальной связью своего социокультурного континуума. Социокультурный контин уум как нечт о целое не является аморфным. Он облада ет внутренней структурой выступает в качес тве сложной системы принцип системности – важной аспект философской методологии изучении такого развивающего объекта как культура. С связан ряд нормативных требов а ний предписывающих вести исследования так чтобы понять исследованный объект как систему как взаимную связь элементов как структурную целостность. Структура культуры. Деление на материальную и духовную культуру фиксирует принципиальные различия м ежду двум я типами деятельности. Оно осуществляется исходя не только из разл ичий производственных «продуктов» но и по внутренним характеристикам самой деятельности по совокупности условий и связей обра зующих эту деятельность. Видимо тот внутрен ний стержень деятельн о сти который связан с принадлежностью ее основ к материальному и духовному производству по зволяет отличать материальную культуру от духовной. С учетом их диалектического единс тва и подвижности граней отделяющей матери ального от духовного различение матери а льной и духовной культуры находит свое место во внутреннем структурировании целостного феномена культуры. Культура будучи сложным объектом не может быть одномерной. При изучении этого многомерного образования выде ляют две грани – технико – технологи ческую и предметно – продуктивную. О ни характеризуют особенности развертывания мат ериальной деятельности субъекта что позволяет выделить в первую очередь слои матери альной культуры. Наряду с материальной прин ято выделять еще два специфических слоя это духовная и художественная ку льтура каждый слой культуры обладает своим и внутренним строением. Материальная культура. В рамках материальной деятельности следует выделить четыре обла сти материальной культуры: 1. Плоды материального производств а предназначен ы для человеческого потр ебления а также технические сооружения осн ащающие материального производства. Это так называемая «материальная культура» - все от прошлых эпох – орудие труда оружие постройки одежда плоды сельскохозяйственного ремесленного промышле н ного производс тва. 2. Культура восп роизводства человеческого рода способа поведен ия человека в сфере интимных отношений сфера естественно – родового отношения мужчины и женщины в чувственной мере х арактеризует ступени общей культуре человека. 3. В культуре физического развития телесная сторона человека выступает как объект приложения его деятельности культивирование физических возможностей человека гармонизация его телесны х проявлений физических качеств двигательных навыков и умения – все это объедин яется в понятие физическая культура. 4. Под культурой социально – политической как областью материальной культуры следует понимать все многообразие учреждений и практических де йствий которое составляет реальное «тело» общественного бытия то что обычно называет ся «социальной материей» Таковы четыре подразделения предметно – продукт ивного слоя материальной культуры охватающие возможные и необходимые направления практиче ского преобразования человеком материального б ытия природного и социального компонентов. На каждом из этих направлениях челов еческой деятельности вырастают своеобразные фо рмы материального общения людей поскольку вне общения никакая человеческая деятельность несмыслема. Материальная коллективная деятельн ость требует не только духовного но и не посредс т венно материального общения ее участников в процессе произв одства в социально – политической практик и в семейной жизни и т. п. Духовная культура. Духовн ая культура вырастает как идеальная сто рона материальной деятельности производна от нее его определяе тся. Однако при определенных условиях будучи объективированной закрепленной механизмов социальной памяти, духовная культура как устойчивая матрица духовной жизни, менталитет общества может играть на различных этапов общества и ведущую роль. Если встават ь на точку зрения что деятельность имеет с ложную структуру и включает в себя так ие виды как преобразовательные, ценностно – ориентационная и коммуникативная, то дух овной культуре можно выделить четыре разде ла: 1. Первый порождается социальной активностью ч ело веческого воображения это проективный вид деятельности имеющий величайшую культурную цен ность. Он предшествует материальной практики, предлагая ей идеальные модели будущих к онструкций. В истории культуры проективная деятельность, зародившись и развивая с ь постепенно превратилось в специализи рованную отрасль духовного производства. Резуль татами этого вида деятельности становятся идеальные модели, проекты и чертежи техниче ских сооружений, конструкций, машин. 2. Близкую к этому внутреннюю структуру имеет вто рая область духовной культуры охватыва ющиеся познавательной деятельности человека. Он а выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутрен нем мире. Знание является элементом в э той области духовной культуры. 3. Строение трет ьег о раздела духовной культуры, связанн ого с ценностно – ориентационной деятельн остью, еще более своеобразно. В целом о но определяется все тем же различием п редметов на которое обращена данная деятел ьность. Знание оценка выступает связующим з веном с выше наз в аным структур ным элементом культуры. Знание выступают ка к бы оценочно фильтром, они не отделимы от оценочной деятельности. Диалектический характер отражения выражается в том, что оно выступает как познание мира и к ак отражение значимости последнего для це л ей общественной практики. Осмыслен ный характер познаний пониманием мира пред полагает не просто знания, о нем, а понимание ценности самого человека, как субъекта деятельности, ценностей его знаний, творений, ценностей самого мира культуры в котором живет ч е ловек. Мир человека – это всегда мир ценностей он наполнен для него смыслом и зн ачениями. Четвер тей духовной культуры является духовная об щение людей во всех конкретных формах его проявления. В формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Не посредственным партнера человека в общении может быть другой человек. Душевный ко нтакт партнеров, в ходе которого происходит обмен информацией – высокое культурная ценность. Принятие той или иной цели, понимание какого либо вопроса проблемы углубляется и м енно потому что человек видит в синхронных переживаниях па ртнерах по общению сходное со своими п ереживаниями. Духовное общения может происходит ь на меж личностном уровне. Есть ещё одна специфическая форма общения. Наиболее ценные моменты духовной жизни о б щества объективируясь входят в фонд культуры своеобразную ""память "" общества. Объе ктивированные в речи, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности пос тоянно ""потребляются "" распредмечиваются, становятся достоянием сознания людей. В э том случае осуществляется как бы опосредов анное общение между людьми разных поколени й, эпох, культур через объектированные резул ьтаты духовной деятельности. Художественная культура. Художественная культура – есть особая область культуры образова вшаяся б лагодаря вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (худ ожественного восприятия мышления творчества, пе реживания и т.п.). художественная культура им еет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет как прави ло изобразит е льный характер. Это особая целостная структура в которой ма териальное и духовное органически соединяются. Эта органичность, неизвестная другим форма м духовной деятельности и позволяет выдели ть, художественную, культурную как особый са мостоятельный и центр а льный слой культуры, который вплотную подходит с од ной стороны к сдою материальной культуры (близость архитектуре к технике), а с другой стороны к слою культуры духовной (близость к литературы к науке) Внутренние строение х удожественной культуры исследо вано пока не достаточно. Чаще всего в художественн ую культуру сводят к коммуникативной схеме художник – искусство - публика. Это ни какая самоуправляемая система где элементами является «художественная производства – худ ожественные ценности – художествен н ое потребление» . В художественной культ уре человеческая деятельность представлена все ми своими видами которые не только сли ваются, отождествляются в самом искусстве, н о и специфические преломленные, входят в художественную культуру, окружающую искусство с в оими институтами. Преобразовательная деятельность внедряется в художественную культуру в форме худож ественного производства. Коммуникативная деятельнос ть в виде произведений искусства, поскольку восприятие произведения искусства есть св оего рода общения публики с автором или его произведением. Ценостно – ори ентационная деятельность входя в состав ху дожественной культуры, специализируется на оцен ках произведения искусства. Познавательная деят ельность со своей стороны проявляется в виде специфического инте р еса к искусству, изучаемого в рамках искусствове дческих наук. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупно сть деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Худо жественная культура представляет с обо й относительно автономную и само управляем ую систему циркулирования специфической не перекодируемой эстетической информации, все звенья скреплены сетью прямых и обратных связей. Таким образом, подводя итоги сказанном у, не обходимо подчеркнуть что фено мен культуры обязан в своем происхождении, бытии и функционирования деятельности суб ъекта (человечества, народов социальных групп, индивидов). При всем многообразии форм пр оявления культура выступает как не кое целое, система. Лите ратура: 1. «Культоро л огия» . – М: общество «Знание» Рос сийской Федерации, 1993 2. Каган М.С. «Человеческая деятельность» . М., 1974. 3. «Проблемы фил ософии культуры» . Под ред. Келле В. Ж. М.,1984 4. Тойнби А.Дж. «Постижение истории».М.,1991 5. «Философия и культура» . Отв. Мшвени радзе В. В М.,1997

Аксиологические основания культуры

Культура - система ценностей и норм, опосредующих взаимодействие людей, способ и результат символического и ценностно-нормативного конструирования реальности и ее возделывания по законам прекрасного и безобразного, нравственного и аморального, истинного и ложного, рационального и сверхъестественного.

Немецкий философ Генрих Риккерт (1863 - 1936) из уникальной значимости культуры определяет специфику ее познания, которая состоит в соотнесении явлений культуры с определенного рода ценностями - моральными, эстетическими, религиозными, политическими. Цель культурной деятельности сохранение главной ценности: человека (способного творить культуру) и окружающего его мира (способного принимать человека и обеспечивать его существование).

Системный характер культуры

Понятие "культура" нельзя рассматривать изолированно от других категорий социальной философии (таких как, общественное сознание, общественное бытие, базис и надстройка), - в их системе оно играет важнейшую системообразующую роль. Понятие культуры содержит в себе не только прогрессивно-оценочный критерий бытийствования (степень развития) человека. Культура - чрезвычайно многоплановое явление, охватывающее все сферы жизни личности и общества. Она имеет сложное строение, элементы которого выделяются по разным основаниям.

Внутреннее строение всякой культуры обусловлено особенностями ее функционирования. Ее бытие обеспечивается специфической деятельностью субъекта, создающего особую культурную предметность, в которой воплощен опыт человечества. Соответственно, в культуре можно выделить в качестве важнейших следующие компоненты: субъект культуры (личность, социальная группа или общество в целом), культурная, сознательно и ценностно ориентированная деятельность, культурная предметность (все то, в чем воплощаются знания, умения, нормы, ценности общества), коммуникация между людьми, связанная с реализацией основной функции культуры - хранением, передачей и усвоением опыта поколений.

Поскольку субъектом культуры является отдельный индивид или социальная группа, различаются многообразные формы групповой и индивидуальной культуры.

Массы - "массовое сознание" - "человек массы" - "массовая культура" (характеризуется массовым производством культурных образцов, массовым их потреблением; выступает в диалектическом единстве приобщенности и отчуждения, потребительства и творчества, творческой напряженности и лени массового сознания).

Образование относится к феномену массовой культуры.

Элитарная культура выступает как поиск и утверждение личностного начала. Она - возможность для избранных натур, осознавших единство друг с другом, противостоять аморфной толпе, массе и "омассовляющим" тенденциям в культуре. Элитарная культура сложна, утонченна, рафинирована, узко специализированная, уникальна, неповторима, индивидуальна.

Массовая и элитарная культура не исключают, а дополняют друг друга. В противовес обеим выступает народная культура. Народная культура вовсе не означает ее соответствие культурному уровню народных масс: народность выражение духа народа.

В границах системного подхода можно выделить искусственное деление целостного культурного процесса на материальный и духовный уровни. Материальный уровень культуры - всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека. Духовный уровень культуры существует в осуществленной опредмеченной форме - в предмете, знаке, образе, символе. Их разграничение носит функциональный характер. Материальная уровень культуры связан с практически-преобразовательной деятельностью людей (средствами воспроизводства, орудиями труда, жилищем, техническими сооружениями, средой обитания, производственными технологиями и специфическими формами общения людей в процессе производства, техническими знаниями); с производством и воспроизводством общественной культуры: он растворяется, ассимилируется сакральной сферой, кристаллизируется в учености и в поэзии, в правосознании, в формах политической жизни. Культура как "кладовая" знаний и технологий, выработанных людьми для решения общезначимых проблем.

Семиотические основания культуры

Знаковая природа культуры. Культура - процесс последовательного освобождения человека, организация социального поведения людей. Язык, искусство, религия, наука - различные стадии и инструментарии этого процесса, в которых опредмечивается общекультурный смысл человеческого сообщества. С этой точки зрения культура предстает как семиотическая (знаковая) система. Знаковые системы, опосредующие самые различные виды человеческой активности, не только являются средствами организации соответствующей деятельности, но часто и сами становятся предметом, на который эта деятельность направлена.

Зависимость всех видов человеческой жизнедеятельности от эффективности знаковых систем, регулирующих различные ферменты общества. Усиление роли символических средств в процессах функционирования культуры - свидетельство того, что на данном этапе исторического развития в общественной жизни социальное начало преобладает над индивидуально-личностным отношением человека к окружающему миру. Семиотическое пространство культуры - поле межкультурного общения, место соединения разных культурных традиций, основание динамичного коммуникативного процесса. Проблема символа в культуре и проблема культуры как символа. Язык символов как универсальный язык культуры, позволяющий людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, творчески ориентироваться в пространстве культуры.

Культура как ойкумена освоенного и осмысленного бытия.

Диалогический характер культуры

Реализация богатства культуры предполагает их освоение, т.е. превращение в духовное и практическое достояние личности и общества. Поэтому важнейшим компонентом культуры является деятельность по трансляции, восприятию, осмыслению ее предметности. Взаимообмен знаниями, опытом, оценками - необходимое условие бытия культуры. Поэтому бытие культуры возможно лишь в диалоге тех, кто создал, и тех, кто воспринимает явление культуры. Смысловое значение предмета культуры мертво, если оно изолировано от общества, а народ отчужден от культуры. По словам Карла Ясперса, культура не просто формирует и реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Диалог - реальное бытие культуры, ее имманентная сущность, способ реализации ее функций.

Диалог и полилог как формы межкультурного общения, в процессе которых происходит взаимопроникновение национального и общечеловеческого в культуре. Культура всегда существует в конкретных национальных формах. Всякая национальность есть богатство единого и братски объединенного человечества, а не препятствие на его пути. В культуре каждого народа, помимо национально-этнических особенностей, присутствуют и общие, интернациональные, общечеловеческие ценности и черты. В этом находит свое подтверждение известное положение о том, что история всех народов подчинена действию ряда общих социологических закономерностей. Процесс взаимообогащения культур разных народов усиливается на основе их экономических и политических связей, способствующих все более широкому их общению.

Культура, по словам советского философа Михаила Библера, представляет собой живую целостность, не замкнутую, но открытую, всю в неосознанных нераскрытых и нереализованных смыслах, ждущих благоприятных условий. Каждая культура требует общения с чужой культурой, чтобы в ее глазах лучше разглядеть себя. Только во время такой встречи, при уважении к чужеродности обеих культур можно познать "чужую" культуру. Встречаясь друг с другом и познавая себя, единичные культуры создают цепь формирующейся всеобщей человеческой культуры. Диалог, по словам русского философа, есть реальное бытие культуры, ее имманентная сущность, способ реализации ее функций. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных прошлых, настоящих и будущих - культур.

Концепции ненасилия

Ненасилие - важнейший и безошибочный показатель уровня нравственного развития человека и общества. Вместе с тем оно является прагматическим императивом нашего времени. Ненасилие - важнейшее условие дальнейшего прогресса и процветания человечества, гуманистический принцип абсолютной ценности жизни.

Идея ненасилия родилась в древневосточных религиозных культах. Она представляла собой неотъемлемую часть общемировоззренческих систем индуизма, буддизма, конфуцианства. Концепция ненасилия получила свое отражение и развитие в раннем христианстве, которое вырабатывает свой подход к ненасилию, заключающийся в концепции самопожертвования и любви к ближнему. В дохристианских культах ненасилие понималось преимущественно как безропотное подчинение божественной, природной и общественной необходимости, терпимость ко всему живому, непричинение вреда окружающему миру, стремление к добру.

Переход христианства в ранг государственной религии ознаменовался отступлением от принципа ненасилия как абсолютного пацифизма. По мнению Августина, из любви к ближнему христианин может нарушить обет непротивления и прийти ему на помощь, применив даже оружие. Такая трактовка ненасилия, по существу, оправдывала насилие. Очищение и возрождение идеи ненасилия стало одной из целей западной Реформации. Протестантизм переносит раннехристианские заповеди в плоскость нравственности, в принципы практического поведения.

В новейшее время принципы ненасилия нашли наиболее полное выражение в учении Льва Николаевича Толстого о непротивлении злу насилием и в принципах Мохатмы Ганди (1869 - 1948) ненасильственных действий в политической сфере (отказе от сотрудничества с колониальной администрацией, гражданском неповиновении - бойкоте правительственных учреждений и учебных заведений, отказе от титулов и званий, пожалованных английскими властями, организации мирных шествий и демонстраций, неуплате налогов).

Центральным принципом социально-политических взглядов Л. Н. Толстого являлся принцип ненасилия. Для Толстого не было политики вне морали. Он отвергал идеалы классовой борьбы: они разделяли и озлобляли людей, а не объединяли их. Этим идеалам он противопоставляет ненасилие, толерантность, гуманизм. Толстой считал ненасилие не разновидностью покорности и смирения (квиетизма), а средством преодоления и сопротивления насилию.

Для современной концепции ненасилия характерны два важных момента. Оба они предстают как отражение глубинных процессов в человеческой культуре, ориентированных на разработку новой матрицы ценностей, идущих на смену прежним жизненным ориентациям, свойственным техногенной цивилизации. Во-первых, ненасилие органически увязано с борьбой за справедливость, оно рассматривается как действенное и адекватное средство в этой борьбе. Ненасильственная борьба вносит изменения в мир, является завязью нового справедливого - типа отношений между людьми. Для Ганди ее конечной целью является усовершенствование мира, преобразование его посредством любви и глубочайшего уважения к человеку.

Во-вторых, ненасилие способно преобразовать не только отдельного человека и межличностные отношения, но и общественные институты (классы, государство). Ненасилие исцеляет, объединяет и содействует сближению судеб угнетенного и угнетателя. Ненасилие в политике традиционно служит специфическим средством воздействия на власть "снизу". Концепция ненасилия рассчитана на действие более высоких мотивов человеческого поведения, чем страх перед физическим наказанием или экономическими санкциями. Философия ненасилия утверждает верховенство личности, ее духовно-нравственного мира по отношению к власти, выстраивает перспективу солидарности человеческих воль, "горизонталь дружеского общения".

Философия ненасилия существенно отличается от пацифизма, пассивного созерцания зла, непротивления насилию. Ненасилие - это принцип деятельности. Ненасильственная стратегия поведения предполагает, что человек берет на себя ответственность за царящее в мире зло, против которого он борется, и приобщает "врагов" к тому добру, во имя которого ведет свою борьбу. Этика ненасилия открывает перспективу, обеспечивая взаимоусиливающее соединение этики и политики, целей и средств, на основе отказа от монополии на истину, готовности к изменениям, диалогу и компромиссу, полной открытости поведения.

Культура как условие выживания

Зигмунд Фрейд понимает под культурой систему запретов, способ защиты от "звериных" инстинктов и сублимации антисоциальных влечений - Эроса и Танатоса (влечения к смерти). Пусковыми механизмами культуры он считает тотем (тотемизм как форма первобытной религии) и табу (как первые нормы человеческого общежития).

Культура - то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных. Она охватывает все приобретенное людьми знание и умение, дающее человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей. С другой стороны, в культуру входят все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений между людьми, для распределения достижимых материальных благ.

Культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека. Сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода). Культура физического развития. Культура поддержания и восстановления здоровья. Культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система питания). Культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека.

Введение

В повседневном употреблении термин «культура» понимается как совокупный образ, включающий в себя искусство, религию, науку и т.д.

Исследование культуры как системы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросом научного познания. Существует ряд культурологических концепций, рассматривающих культуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философия культуры Шпенглера, представление культуры в виде совокупности знаковых систем и многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своих трудах или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли в обществе. И до сих пор в науке нет единого определения феномена культуры.

Несмотря на многообразие научных взглядов на культуру как систему, существуют и общие (традиционные) положения, поддерживаемые большинством исследователей. Многие ученые рассматривают культуру как сложное многокомпонентное явление, связанное с многообразием жизни и деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с человеком и существует неотрывно от постоянных поисков человеком смысла бытия и своей деятельности.

Таким образом, в культурологии культура - это основополагающее понятие, характеризующее сущность человеческого бытия как реализацию свободы и творчества, другими словами, это универсальное отношение человека к миру, посредством которого человек творит мир и себя самого. Кроме того, культура - это то, что отличает человека от других живых существ, особый вид деятельности, итогом которой являются ценности, существующие в виде знаков.

Культурные процессы - сложное и многоплановое явление, объясняемое множеством существующих концепций культуры. Для того, чтобы иметь представление о культуре и культурных процессах, необходимое каждому современному образованному человеку, нужно не только определить понятие культуры, но и разобраться в структуре этого понятия, увидеть функции культуры. Это позволит определить роль культуры в обществе и объяснить важность культурологии как самостоятельной науки.

Именно этому и посвящена данная работа.

Культура как система

Материальная и духовная культура

Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека. Эти материальные и духовные реальности называются артефактами, то есть искусственно созданными - они задуманы и созданы человеком как творцом.

Человек и сам является артефактом, так как, с одной стороны он имеет естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, носитель и потребитель духовных ценностей. Значит, человек - не только дитя природы, но культуры. Поэтому и культуру человека можно разделить на материальную и духовную.

Человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него. При этом его роль -- это роль творца, а место человека в культуре -- это место центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.

Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты - это техника, сооружения, орудия и средства труда, производство, пути и средства сообщения, предметы быта - всё, что создается человеком в процессе эволюции и имеет материальное воплощение и, как правило, практическое применение.

Материальная культура, в другом понимании, -- «это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества» Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. -- М.: Центр, 2001, с.51.

В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства: энергетические и сырьевые ресурсы, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это и орудия труда -- от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов; и разнообразные средства потребления; и продукты материального производства; и различные виды материально-предметной, практической деятельности человека.

Само материальное производство в культурологии изучается, в первую очередь, с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства (в отличие, например, от экономики, где производство интересует исследователей с точки зрения его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т. п.).

Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой -- и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно-исторических условиях. Также это нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.

Структурная целостность культуры

Структурная целостность культуры проявляется в том, что ее ценности соотносятся в виде иерархии, то есть, существуют субординация и ранжирование их: одни из них занимают центральное и фундаментальное место, а другие -- второстепенное и производное, одни из них имеют общее и тотальное значение, другие -- локальное и конкретное.

Важно отметить, что целостность культуры опирается, как на фундамент, на целостность природы.

Целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни -- это целостность материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется в своей жизни ежедневно, т. е. это целостность материальной и духовной культур.

Культура действует как живая система ценностей, пока активно действует сам человек - как творческое, созидающее начало.

Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

Культура представляет собой объект особой сложности для любого исследователя. Она не является природным образованием, хотя и связана с природой тысячами нитей. Культура целиком зависит от человека, имеет субъективный, то есть исходящий от субъекта, источник происхождения, наполненный в то же время и объективным содержанием. Она предстает в первую очередь в качестве некоторого результата человеческой деятельности, в виде совокупности материальных объектов (орудия труда, производственные и жилые корпуса, предметы обихода и быта), в совокупности навыков трудовой деятельности, сохраняемых человечеством старых и разрабатываемых новых технологий, а также в виде разнообразных объектов духовной культуры. Однако рассмотрение культуры как результата деятельности человека, как чего-то статичного, "вставшего" наталкивается на определенные трудности. Любой объект культуры имеет смысл только в деятельности человека, обретает свое подлинное бытие в том случае, когда он имеет смысл и значение для субъекта, который его использу­ет, потребляет, распредмечивает в процессе всей своей жизнедеятельности.

Человек - существо постоянно меняющееся, "становящееся", развивающееся. Он деятельно присваивает себе мир, воспринимает культуру как живой организм, постоянно меняющийся вместе с ним. Человек и культура - объекты коэволюционно развивающиеся, взаимно влияющие, обогащающие и творящие друг друга. В этом смысле можно говорить о культуре не только как о результате деятельности человека, но и как о процессе, как о том, что находится в постоянном становлении. Связующим звеном коэволюции выступает именно деятельность субъекта. В противоречивой сущности человеческой деятельности заключены определения и противоречия культуры, ее бытия как особой, созданной человеком системы. Чтобы рассмотреть культуру в качестве системы, следует ответить на вопросы: является ли мировая культура некоторой целостностью, и, если да, то какова ее структура?

Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата, многообразна, имеет массу модификаций, представлена развитыми, развивающимися, всевозможными переходными формами. Тем не менее, для нее характерны такие общие черты, как внебиологичность, выступающая в качестве субстанциальной основы культуры; технологичность, то есть наличие механизмов приспособительно-преобразовательного отношения субъекта-творца к среде; продуктивность - творчески порождающий характер бытия в мире; стереотипичность - способность к воспроизведению наличного.

При таком рассмотрении мировая культура как целое является способом деятельности, технологией родового субъекта (человечества), порожденной социумом, характеризуемой в своем бытии единством приспособительно-преобразовательного и стереотипно-продуктивного моментов. Как бы ни были многообразны формы культур, в них наглядно обнаруживаются черты единства, совпадения в предметах культуры, способах деятельности людей, независимо от хронологической и гео­графической отдаленности. Неделимость мира, единство мировой культуры, общность культурного богатства человечества признавались всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры. Идея эта прослеживается в замечательных работах Э. Тайлора "Первобытная культура", Дж. Фрэзера "Золотая ветвь" и других произведениях, поражающих воображение читателя огромным этнографическим материалом, где за экзотичностью проявлений множества культур обнаруживаются сходные черты и принципы их функционирования. Многообразные формы культуры, как бы разительно ни были они не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности, как способы единой человеческой деятельности. Э. Тайлор, подходя к сравнительному изучению отличающихся друг от друга культурных форм, подчеркивал, что любой этнологический музей наглядно показывает черты единства, совпадения и предметах материальной культуры и спосо­бах деятельности - независимо от временной и географической отдаленности. Представители так называемого "культурного релятивизма", напротив, исходили из признания несовместимости и отсутствия точек совпадения культур различных стран, народов, эпох. Сторонниками концепций локальных цивилизаций и типов культур яв­ляются всемирно известные исследователи Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.



На сегодняшний день сложились различные подходы к исследованию исторического пути человечества: культурно-исторический, цивилизационный, формационный, каждый из которых стремится выявить некоторые критерии, позволяющие говорить об определенной целостности исследуемого объекта, о единстве человеческой истории. Среди критериев называются экономические, технико-технологические факторы, факторы "духа", "ментальности", мировоззрений, религиозности, факторы этноса, "географического культурного ареала" и др. Что же делает единым целым мировой исторический процесс, мировую культуру? На каких действительно всеобщих основаниях вырисовывается облик того целого, которое мы называем мировой культурой?

Фундаментально общим, сущностно связующим всю человеческую историю, делающим мировую культуру подлинно целым генетически, исторически (диахронно) и системно-структурно (синхронно) является деятельность человека, его труд, лежащий в основе коэволюционного изменения и развития и самого человека, и культуры, и общества, и природы. Диахронная самотождественностъ сущностных оснований культуры выявляется в единстве процесса всемирной истории.

Тенденция рассмотрения мировой культуры как целого на основе признания единства истории, где субъект творит мировой процесс в деятельности по производству материальных и духовных ценностей, где есть общие механизмы производства, сохранения, распространения, обмена созданными человечеством культурными богатствами, все более пробивает себе дорогу. Представление о мировой культуре, взятой как целое в ее длящемся бытии (всемирной истории), не исключает, а предполагает ее синхронное единство в каждый данный исторический период. Рассмотрение этого вопроса наталкивается на необходимость определения конкретно-исторического типа связей, образующих культурное целое. Известно, что связность - это определяющий при­знак целого. Временное единство культуры обретает подлинную наглядность с исторического периода нового времени, а переход к информационному обществу делает этот процесс неоспоримым. Всепланетарный обмен деятельностью, информацией позволяет передавать от одного субъекта к другому свои "сущностные силы" и является фундаментальной связью всего социокультурного континуума. Социокультурный континуум как нечто целое не являемся аморфным. Он обладает развитой внутренней структурой, выступает в качестве сложной системы.

Принцип системности представляет собой важный аспект философской методологии в изучении такого развивающегося объекта как культура. С ним связан ряд нормативных требований, предписывающих вести исследование так, чтобы понять исследуемый объект как систему, как взаимную связь элементов, как структуриро­ванную целостность. Таким образом, важно подчеркнуть, с одной стороны, целостность объекта, его структурность, с другой - взаимодействие и динамику преобразования структурных элементов. Результатом такого исследования выступает синтетическое знание, многомерная картина бытия - культуры. Однако многое зависит от исходных методологических установок, от того, что выбирается в качестве связующего звена структуры. Структуралисты (К. Леви-Стросс, М.Фуко), например, подчеркивают базисное значение языково-знаковых структур в культуре. Теоретики структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон) в качестве определяющей структуры фиксировали совокупность общепринятых норм и ценностей, которые принуждают человека выполнять функциональные требования социальной системы. Марксистский метод исходит из признания базисного значения материальной (экономической) структуры, определяющей роли материальной культуры по отношению к духовной жизни общества. При всем различии отмеченных подходов все они в первую очередь предпо­лагают рассмотрение объекта как системы с собственной внутренней организацией, указывают на необходимость определения степени сложности системы и выявления закономерностей функционирования и взаимосвязи элементов. Следует подчеркнуть, что понятие культуры многозначно.

Ученые гарвардского университета А. Кребер и К. Клакхон насчитали почти сто семьдесят определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, По-видимому, в каждой дефиниции концентрированно выражено нечто существенное, структурно и функционально важное для феномена культуры, кроме того, в дефинициях отражается противоречивое единство развивающегося системного образования, каковым является культура. Можно констатировать существование довольно пестрого набора структурно-системных моделей, в каждой из которых есть свои несомненные находки и заслуживающие внимания моменты.

Культура синкретична (нерасчленена), полимодальна, многомерна. В силу этого выделение структурных элементов затруднено, определенность их в известной мере условна. Проблемы эти в той или иной степени обсуждались в трудах отечественных исследователей: Ц. Арзаканьяна, А. Арнольдова, В. Давидовича, Ю. Жданова, В. Келле, М. Кагана, В. Межуева, Э. Маркаряна, В. Толстых и др. Глубокое проникновение в строение целостного мира культуры еще впереди, однако попытаемся выделить наиболее часто встречаемые в трудах ученых компоненты системы.

При рассмотрении всеобщего обращения культуры как свойства действующего субъекта, можно выделить ее субъективное бытие, выраженное в двойственном сохраняюще-порождающем характере актуально функционирующего и развивающегося субъекта, и объектное (объективированное) бытие, опредмеченное, несущее в себе результирующий момент деятельности. Можно говорить о двух сторонах культуры: ее внешней предметности, технической стороне и внутренней предметности, выступающей как человеческая сторона, его живая деятельность, целостность функционирования способностей субъекта, единство его внутреннего мира. С этих позиций вся человеческая культура прежде всего предстанет перед нами как развитие этой внутренней предметности, постоянно переводимой деятельностью субъекта в объективированную предметность. Формы объективации явлений культуры весьма различны: от объективации в нейродинамических системах мозга индивида, его сознания, взглядов на мир, убеждений, творческих интенций, целей деятельности до навыков и умения производить что-либо, от стереотипных форм поведения до выходящих за рамки устойчивости инновационных изменений традиций, от объективированных, вошедших в фонд культуры, своеобразную память общества, моментов духовной деятельности до объективации в виде материализованных объектов (предметов) культуры, сохраняемых в музеях и используемых в повседневной жизни. Эти соображения заслуживают внимания, так как в них содержится теоретическая посылка для первого расчленения континуума мировой культуры на обладающую бытием в субъективной форме (как субъективная реальность, присущая субъекту деятельности, как внутренняя предметность, цель деятельности в ее единстве со средствами) и внешнюю предметность как мир реализованной деятельности, как результирующая форма.

Субъект, деятельно присваивая окружающий его мир, общечеловеческую культуру и "свой" социум (во всем многообразии форм объективации), воспринимает культуру как нечто данное, существующее объективно независимо от того, какова форма объективации, будь то материальные объекты, или выработанные и закрепленные в социальной памяти способы материальной и духовной деятельности, традиции и эталоны поведения, господствующие в обществе стереотипы мышления, парадигмы, мифы, типы рациональности и ментальности. Образ будущего формируется субъектом по своей человеческой мерке и требует определения мира культуры не только таким, каков он есть, но и каким он должен быть с точки зрения желаемого видения мира человеком (должного), побуждающего к его достижению. Принятие наличной культуры, осозна­ние и осмысление своего взаимодействия и связи с ней, понимание культуры как "мира человека" ("я в мире", "мир во мне", "мир для меня", "я для мира") формирует вектор активности субъекта не только в процессе отражения мира, но и в деятельности по изменению, развитию налично существующей культуры, в принятии или ниспровержении традиций, авторитетов и т.п. Таким образом, и наличное сущее, и его образ, и модель будущего, и сам субъект находятся в постоянном разви­тии, не являются статичными объектами. Культура, аккумулируя общественно-исторический опыт, программирует человеческую деятельность, исходя из общественных потребностей, и задает движение вперед. Культура выступает как механизм, созданный обществом для наследования и передачи социальных сил от одного поколения к другому. Она - единство унаследованной и порождающей деятельности. Бытие культуры в этом смысле выступает как единый процесс, развертывающийся в сфере материального и духовного производства.

Деление на материальную и духовную культуру фиксирует принципиальные различия между двумя типами деятельности. Деление осуществляется исходя не только из различий произведенных "продуктов", но и по внутренним характеристикам самой деятельности, по совокупности условий и связей, образующих эту деятельность.

Определяя культуру как способ, технологию деятельности, можно выделить культурную сторону разнообразных явлений общественной жизни: культуру труда, быта, мышления, производства, политическую, правовую, культуру социальных отношений. Она есть способ человеческого бытия и каждого проявления социальности.

Культура, будучи реализованным, воплощенным в деятельности сознанием, включает в себя "культурную предметность". Понятие "культурная" предметность охватывает все то, в чем воплощаются знания, умение, нормы, ценности общества. Она включает в себя материальную культуру, охватывающую средства, продукты и инфраструктуру материального производства, предмет быта и духовную культуру, воплощенную в языке, речи, в нравственном поведении и произведениях искусства, в правовом и политическом поведении, научных трудах и религиозной обрядности. В целом содержанием культуры является духовный мир человека, воплощенный в трудовой и иной деятельности.

Как общественное явление культура выполняет многочисленные функции. Она включает в себя познавательную деятельность человека, выполняет информативную функцию, являясь средством передачи социального опыта и освоения культуры других народов. Развитие культуры с необходимостью обусловлено ее коммуникацией с другими культурами. Культура выполняет также нормативную функцию, она реализует нормы, сформировавшиеся в конкретной цивилизации, а также создает собственные нормы и ценности, распространяя их влияние на все сферы жизни и деятельности человека.

Важнейшей функцией культуры является человеке творческая. Индивид становится личностью в процессе овладения культурой. Культура обслуживает систему социальных отношений, опосредует и подготавливает происходящие здесь изменения и сдвиги, создавая специфические, механизмы, обеспечивающие регуляцию поведения человека. Это может быть прямое, непосредственное регулирование через право, мораль, систему запретов и косвенное регулирование, осуществляемое посредством предписания к осуществлению некоторых действий, символизирующих те или иные ценности и требования общества.

Важнейшими функциями культуры являются также адаптационная и неготропийная. Культура как область творческого поиска находит новые возможности ответа на "вызов" истории и природы, для решения назревших проблем в обществе. Она обеспечивает адаптацию общества к переменам и взаимодействию с другими цивилизациями. Неготропийная функция состоит в сохранении общества как качественно своеобразного феномена. Культура противостоит разрушительным тенденциям, поскольку содержит механизмы отбора ценностей, в результате чего одни феномены цивилизации, имеющие ограниченное историческое значение, устраняются совсем, другие включаются в сокровищницу общечеловеческого, достояния.

В качестве функций культуры выделяются также социализирующая функция, функция целеполагания, компенсаторная функция, игровая функция.

Структура и функции культуры. культура как система (концепция М.С.Кагана)

культура как система (концепция М.С.Кагана)

система - взаимосвязанное множество.

Множество означает, что система состоит из более или менее широкого числа элементов

Взаимосвязанное - эти элементы не есть просто представленная сумма, конгломерат самостоятельно существующих объектов, но они взаимосвязаны, и в результате этой связи возникает новый объект, отличающийся от составных частей своими свойствами и функциями.

Суть целого определяется не только составом частей, но и тем, как они связаны, т.е. структурой (как в детском конструкторе из одних деталей можно собрать разные вещи).

Человек, общество, культура являются системными объектами, более сложными, чем природные системы.

Культура начинается с физкультуры - совершенствования тела: человек встал на ноги, освободив руки для работы, появилась человеческая деятельность.

Культура - это система, состоящая из человеческих способов деятельности и ее опредмеченных плодов: материальных, духовных, духовно-материальных, художественных (искусство - особый вид человеческой деятельности, в которой важен и смысл, вложенный художником, и сама форма).

Культура состоит из трех модальностей: 1- человек, 2- его деятельность, 3-опредмеченные плоды этой деятельности.

Особенности чел. деятельности:

Она управляется поведенческими программами, которые передаются из поколения в поколение

Определяется не инстинктом, а свободой выбора

Огромное разнообразие чел. деятельности связано со своеобразием человеческих качеств, индивидуальностей.

Человеку свойственен особый вид деятельности - работа мозга или духовная деятельность

Исходя их человеческой деятельности культура как система состоит из трех подсистем - материальной, духовной, художественной.

*материальная культура (вещественная, предметная): физическая культура, техническая культура (творимый людьми мир технических средств, их воздействие на природу и на самих себя), социально-организационая культура (политическая культура, предметное бытие всех учреждений, организаций, общественных институтов - государство, вуз, школа)

*духовная культура (невещественная): познание - мир знаний, ценностное осмысление - мир ценностей, социальное преобразование реальности - мир проектов

*художественная культура охватывает все виды, разновидности, роды и жанры искусства) пространственные искусства (архитектура, живопись), временные искусства (музыка), пространственно-временные - танец, театр)

Каждая подсистема обладает своим местом и своими функциями в целостном пространстве культуры.

Культура = это целостность, при которой изменение параметров, ее составляющих, неизбежно ведет к тому или иному изменению параметров самой системы, изменению типа культуры.

Культура - это все то, что создано человечеством в отличие от явлений природы (cultura¹natura), это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Функции культуры.

Функции культуры

Основная (человекотворческая) - человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человеку.

Информационная - обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная

Познавательная функция - потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется

Коммуникативная функция - коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

Знаковая - знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

Ценностная (Аксиологическая) - культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.

Потребительская (релаксационная) - функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

Структура культуры:

Культура делится на субкультуры. Субкультура - это культура какого-либо сообщества, общественной группы, каждая из которых формирует свои идеи, убеждения, ценности, нормы, образцы поведения.

Существует понятие социальная культура – культура социума (общества, общности) – это система представлений о мире, ценности, нормы и правила поведения, общие для людей, связанных определенным образом жизни и служащих упорядочению опыта, социальному регулированию в рамках всего общества и социальной группы. Социум – это социально-культурная целостность, характеризующаяся взаимосвязью и взаимозависимостью входящих в него индивидов.

Субкультуры могут быть выделены на основе различных критериев:

По особенностям, специфике деятельности культура может быть разделена на материальную и духовную. Материальная культура (вещественная) - совокупность материальных благ, создаваемых людьми: культура труда и материального производства (орудия труда, станки, технологические процессы); культура быта - уклад повседневной жизни, непосредственно связанной с удовлетворением материальных и духовных потребностей; культура места жительства; культура отношения к собственному телу.



Духовная культура: духовная жизнь человека и общества, духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных "продуктов" (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.п.); сами продукты духовной деятельности - книги, полотна, законы.

Но, как сказал Бердяев - "всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными условиями".

По пространственно-временному критерию можно выделить античную, средневековую европейскую, древнерусскую культуры;

По половому критерию выделяются мужская и женская культуры

По возрастному критерию выделяются культура детства, молодежная культура

По профессиональному критерию – культуры учителей, врачей и т.д.

По конфессиональному критерию – христианская, мусульманская культуры, культура буддизма и т.д.

Может быть национальный критерий (русская, американская культуры)

национальные, профессиональные субкультуры, субкультуры организаций, возрастных групп, сословий, конфессий. Каждая субкультура