«Краски акварельные. Их состав и изготовление. Из чего сделаны художественные краски Из чего сделана масляная краска

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево... Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. Ведь природные красители с такими красивыми названиями получают из растений и животных, а это, как вы понимаете, дорого и сложно. Зато натуральные красящие вещества очень ярки, прочны, светостойки.

Любопытно было бы проверить. Но каким образом? Кампешевое дерево растет в Южной Америке, сандал - в Южной Азии, сепию добывают из каракатиц, кармин - из кошенили (крошечных насекомых)...

И все же получить природные красители даже в домашних условиях, даже в средней полосе нашей страны вполне возможно. И в привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть не такие яркие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались. Попробуем и мы извлечь красители из растений, а потом на их основе приготовим водорастворимые краски, известные всем как акварельные. Естественно, что красители, которые мы будем добивать, должны хорошо растворяться в воде.

Все красители будем готовить одним и тем же способом: измельчим растения или какие-либо их части и будем долго кипятить в воде, чтобы получился концентрированный отвар. Он должен быть достаточно густым. Извлекать сухой краситель нам не потребуется - все равно ведь нам предстоит готовить водорастворимую краску.

Очень важное замечание: берите только те растения, которые разрешено собирать там, где вы живете; ни в коем случае не рвите растения, взятые под охрану в вашей области или республике. И в любом случае, чтобы не наносить вреда природе, ограничьте число собранных растений до минимума.

Начнем с красного красителя. Его можно получить из стебля зверобоя (отвар надо подкислить) или из корня подмаренника, Возможно, вы не знаете, как выглядят названные растения. В таком случае посоветуйтесь с учителем биологии либо возьмите в библиотеке какой-либо справочник или определитель растений; в них, как правило, даются и описания растений, и их рисунки.

Ольховую кору положите в воду на несколько дней, а потом приготовьте отвар. Вновь у вас получится красный краситель. Его можно извлечь также из корней конского щавеля, но в этом случае не забудьте прибавить к готовому отвару немного алюминиевых квасцов - иначе цвет будет тусклым.

Из корней известного растения девясила (он, как и зверобой, относится к лекарственным травам) можно получить синий красителе. Для этого корни надо сначала подержать в нашатырном спирте - водном растворе аммиака. Синий краситель можно добыть также из цветов живокости и корней птичьей гречишки.

Краситель зеленого цвета извлекают из листьев трилистника (тоже, кстати, лекарственная трава). Не такой яркий, но тем не менее красивый серо-зеленый краситель вы добудете из листьев и стеблей манжетки; перед приготовлением отвара их необходимо тщательно измельчить.

Желтый краситель дают многие растения: дрок красильный, орешник (кора), ольховидная крушина (кора, листья, ягоды), подмаренник (цветы). Из плодов барбариса получается желтый краситель с лимонным оттенком.

Если отварить в воде сухую кожуру репчатого лука, то получается коричневый краситель разных оттенков - от почти желтого до темно-коричневого. Другой источник такого красителя - сухая кора жостера.

Ягоды черники и ежевики, как нетрудно догадаться, содержат фиолетовый краситель. Он не очень стоек, но вполне может пригодиться для акварельных красок. А из стеблей и листьев чистотела удается извлечь краситель оранжевого цвета.

А как получить черный пигмент? Во-первых, для этого можно приготовить отвар из ягод и корней воронца. Но есть и другой способ, более простой: добавить железный купорос к одному из полученных ранее отваров. Почти все наши отвары содержат дубильные вещества типа танина (вспомните опыты с чаем), и в присутствии солей двухвалентного железа они становятся черными.

Вы запаслись достаточным количеством густых разноцветных отваров? Тогда приступим к главному - изготовлению акварельной краски. Главные ее составные части - краситель и вода, но есть и другие обязательные компоненты. Прежде всего, такие вещества, которые скрепляют краску с бумагой, например гуммиарабик или древесные клеи - вещества с повышенной липкостью. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин. И последняя добавка - антисептик и дезинфицирующее вещество. Ведь мы имеем дело с веществами растительного происхождения, а их надо защищать от действия микроорганизмов (плесневых грибков, которые непременно захотят питаться нашими красками).

Если у вас нет гуммиарабика, то в качестве клеящего вещества лучше всего взять вишневый или сливовый клей, натеки на стволах, которые можно собрать прямо с деревьев - им это не во вред. Правда, такой клей (говоря точнее,-камедь) в воде растворяется с трудом, но если добавить немного кислоты, то растворение пойдет значительно быстрее.

Для краски каждого цвета приготовьте 5-7 мл клеевого раствора примерно 50%-ной концентрации. Смешайте его с равным количеством глицерина или же примерно втрое меньшим количеством меда. Антисептиком будет служить фенол, его 5 %-ный раствор под названием «карболовая кислота» есть в аптеках. Этого вещества нужно очень мало, буквально несколько капель.

Все компоненты будущей краски смешайте. Основа краски готова, нет только самого важного - красителя. Добавляйте его в последнюю очередь в виде густого отвара, взяв его примерно столько же, сколько у вас получилось основы для краски.

Вот, собственно, и вся процедура. Возможно, вы удивлены, отчего краска получилась не твердая - в магазинах ее продают в плитках. Однако художники пользуются и полужидкими акварельными красками, в тюбиках. По консистенции они как раз напоминают те разноцветные краски, которые вы только что приготовили.

Если вы собираетесь хранить свои краски, обязательно перелейте их в какие-нибудь склянки, плотно закрывающиеся полиэтиленовыми пробками, в противном случае краски скоро высохнут. А работать ими надо так же, как и всякими другими акварельными красками: мягкая кисть, плотная бумага... Впрочем, среди юных химиков наверняка есть и юные художники.

Прежде чем перейти к новой теме, дадим еще один совет: попробуйте окрасить ткань. Ведь в старину большую часть растительных красителей использовали именно для этой цели. Договоримся только вот о чем: не кладите в красильную ванну (а ею может служить миска или таз) хорошие вещи. Поэкспериментируйте сначала с кусочками чистой белой ткани или пряжи. И только в том случае, если вы убедитесь, что опыт проходит успешно, берите какую-либо вещь - обязательно из тех же волокон, на которых вы ставили эксперимент.

Перед окраской ткань, как правило, требуется протравить - подержать в горячем растворе какой-либо соли; для этой цели часто берут раствор алюмокалиевых квасцов. Подержав ткань или пряжу в протраве несколько минут, опустите ее в отвар красителя, предварительно процеженный через марлю, и кипятите в нем. Точного совета, насколько крепким должен быть отвар, дать, к сожалению, нельзя, потому что два внешне одинаковых растения могут содержать разные количества красящего вещества. Так ч то концентрацию и время обработки придется подбирать опытным путем.

Назовем несколько растении, из которых можно получить неплохие красящие отвары для ткани. Начнем с упоминавшейся уже луковой шелухи. В ее отваре ткань станет желто-красной, если протравить ее квасцами, и зеленой, если протравить железным купоросом. Луковую шелуху использовали с давних времен для крашения шерсти и льна.

Из листьев и стеблей картофеля тоже можно приготовить краситель. Их отвар окрасит ткань в лимонный цвет, если ткань заранее обработана раствором какой-либо соли олова. А отвар корня ревеня придаст ткани, протравленной раствором железного купороса, болотный цвет.

Для окрашивания шерсти можно использовать и отвары из коры деревьев. Так, кора ольхи окрасит шерсть в темно-красный цвет, кора ясеня - в синий. Древесина дикой груши содержит коричневый краситель (шерсть перед крашением надо протравить в водном растворе какой-либо соли висмута). В листьях березы есть серо-зеленый краситель, правда, он не очень эффектен.

В былые времена редко, но все же красили шерсть раствором кофе, только сырого, чтобы получить зеленый цвет. Опробуйте и этот краситель, благо сырых кофейных зерен нужно совсем немного. Их надо размолоть и отварить с добавкой стиральной соды, а шерсть перед тем, как погружать ее в отвар, протравите в горячем растворе квасцов.

Если это занятие придется вам по вкусу, проверьте сами красящее действие других растений в сочетании с разными протравами. Не исключено, что вы обнаружите какое-либо неизвестное или совершенно забытое сочетание, и окраска окажется на редкость красивой.

О. Ольгин. "Опыты без взрывов"
М., "Химия", 1986

aslan wrote in November 17th, 2016

Я постараюсь написать пост, боюсь, (да что там «боюсь», уверен!), что в один все не влезет, типа «Как это сделано» или «Как это работает» по аналогии c How It’s Made на канале Discovery. Рассказать я хочу о том, как делают цвет, а если быть точным, тО, что делает краску цветной.

Не про весь спектр конечно, но его основные цвета - красный и желтый со всевозможными оттенками.



Дисклеймер. Я задумал этот пост уже достаточно давно и фотографии сделаны чуть более года назад. Какое-то время заняло написание самого текста и его оформление, потом дела-заботы отвлекли меня и вот только сейчас я готов его выложить в сеть.
Некоторые фото, возможно, оставляют желать лучшего, но я там был не на экскурсии, я там работаю, и спасибо супервайзеру, который позволил это все снять. Хотя рабочие очень подозрительно смотрели, что же я делаю, поэтому мне не удалось сфтографировать их одухотворенные лица. :)

Вообще-то понятие «цвет» - это что-то эфемерное, то, что видит наш глаз, и характеризует предметы как и их форма и размер. Но цвет мы не можем пощупать, попробовать на вкус или ощутить его запах. Поэтому результатом производственного процесса, о котором я хочу рассказать, является порошковый пигмент, который будучи добавлен в белую краску или прозрачный пластик, сделает их цветными. Вот, например, образцы продукции, где используются наши пигменты

Знакомые нам с детства брусочки акварельных красок - это фактически тот же спресованный и упакованный пигмент и он мог бы быть продукцией нашего предприятия, если бы мы поставляли ее в розничную продажу.

Еще на нашем предприятии изготавливают dye - краситель для одежды от синего до фиолетового цвета. Это тот краситель, который, например, делает рабочие комбинезоны темно-синими или фиолетовыми. А когда-то мы еще делали «кровь», ту краску, что используется в кино и театральных постановках.

Готовя этот пост, я понял, что у меня небольшая проблема с терминологией. По-английски это все звучит естественно, а вот по-русски - не совсем. Слово «пигмент», которое наиболее точно характеризует то, что получается на последней этапе производства, мне немножко коробит слух, а тем более слово «кОлер», знакомое многим, рожденным в СССР. Поэтому кроме «пигмента» я буду использовать слово «краска», ведь совершенно не важно чем вы испачкались, чернилами, водоэмульсионной или масляной краской, или, наоборот, прихорошились, используя помаду, лак для ногтей, тени для век и румяна. В конце концов, это цветная краска, которая оставила на вас свою отметину.

Честно говоря, как из разных порошков и жидкостей получается цветная краска, я не знаю, это чистой воды магия химия. Но составляющие используются довольно разнообразные: жидкие и твердые, в бочках и мешках, токсичные и смертельно ядовитые, из ближнего и дальнего зарубежья: каустическая сода, соляная и уксусная 92% кислота (напомню, что концентрация уксусной эссенции, что использовали наши мамы и бабушки для маринования огурцов, была всего 70%) и много еще всякого:

Канифоль, которая, как я понял, придает пигменту яркость и блеск

Исходные ингредиенты засыпаются в определенной пропорции в небольшие резервуары (танки), ...

Куда предварительно уже налита вода, и перемешиваются.

При необходимости, чтобы прошла химическая реакция, смесь нагревается с помощью пара или охлаждается с помощью льда. Лед мы делаем сами в так называем ice-house, что стоит на крыше, и он ссыпается на этаж, где делают краску, ...

А потом по конвейеру со шнеками (как в мясорубке) и системой заслонок лед попадает в нужный резервуар.
Лед представлет собой хлопья, а не коктельные кубики, как кто-то мог подумать, и его нельзя использовать в напитки, хотя иногда и хочется, особенно, в жаркую погоду.

После этого составляющие попадают в основные танки, которые занимают два этажа

Для желтой краски используютя четыре танка, для красной - два, для красителя одежды - один и еще один для treatment (исправления, обработки) воды, что осталась от производственного процесса, до допустимого показателя кислотности рН, чтобы ее можно было вернуть городу на очистные сооружения.

Это вид сверху на один из танков

А это снизу

Диаметр танков - 3 м, высота 4,5 м. Заглянем внутрь одного из них

Операторы управляют всем процессом с помощью touch-screen (полез в словарь, чтобы узнать, что по-русски это называется «сенсорный экран»).

Готовый жидкий пигмент...

Насосами...

Перекачивается в прессы, для каждого цвета краски свой соответсвенно

Основное назначение пресса отделить мух от котлет, отфильтровать собственно сам пигмент и сделать из жидкости что-то более-менее твердое, так называемый press-cake.

Сам пресс состоит из полых внутри пластин с отверстиями для закачки краски между ними.

На каждую пластину одеваются специальные фильтры...

Которые позволяют отфильтровать разведенный в жидкости пигмент.

Как можно было видеть на фотографиях выше, прессы закрыты, т.е. весь набор пластин сжат между собой под давлением. Когда краска закачана внутрь пресса, она находится в полостях между пластинами и, чтобы ее «отжать», внутрь каждой пластины отдельным насосом закачивается вода, раздувая пластины так, что жидкость уходит через фильтры, оставляя между пластинами жмых пигмента, т.е. press-cake.

Затем пресс открывается и наступает черед работы ручками, когда пластины раздвигаются с помощью специального устройства и оператор длинной пластиковой лопаткой очищает фильтры от полученных «оладушек» пигмента

«Оладушки» падают на конвейер...,

А оттуда в газовую сушилку

Перед тем как попасть в собственно сушилку, влажный еще пигмент подается в бункер, на дне которого установлена дырчатая решетка, ...

И резиновыми валиками он продавливается через дырочки...

И дальше по конвейеру в сушку. Надо сказать, что мне хорошо повезло, что в момент фотографирования бункер был пуст и вымыт и вы можете все это видеть. Смешно сказать, но это сушилка когда-то давно использовалась для изготовления макорон

А это бункер в процессе работы и краска в нем уже другого оттенка

Одна из газовых горелок

Пламя горелок регулируется в соответсвии с требуемым параметром влажности готового продукта, как правило, не более 2%, и проверяется автоматически на выходе из сушилки.

Это гранулы краски после сушилки

При поступлении заказов краски других оттенков, чуть отличных от основных, все оборудование моется: резервуары - практически кипятком раствора каустической соды, прессы и сушилки - просто водой из шлангов под большим давлением.

Для небольших объемов пигмента, чтобы избежать довольно продолжительной и затратной процедуры мыться основного оборудования, используются небольшие сушилки, где сырой пигмент высушивается горячим паром, как в сауне.

Для этого влажный пигмент, вышедший из-под пресса, обычной лопатой, (да-да, 21-й век и все ручками) ...

Укладывается на противни, которые пачками перевозятся внутрь сушилок.

Продолжение следует

Взят у
Жми на иконку и подписывайся!

Точно сказать, когда человек впервые воспользовался краской, сейчас уже невозможно. Изначально выбор красок был совсем невелик, ведь нашим далеким предкам приходилось пользоваться лишь тем, что удавалось найти в окружающей природе. Уголь и мел, желтая и красная глина - вот, пожалуй, и вся цветовая палитра древних художников. Нам же в этом плане повезло значительно больше. Огромное количество красок всевозможных цветов и оттенков, сделанных на различной основе, можно найти на прилавках современных магазинов. Поговорим более подробно о том, какие вещества лежат в основе производства всех красок.

Из чего и как получают краски

Несмотря на их большое разнообразие, все краски изготавливаются по одному и тому же принципу. Основу их производства составляет смешивание в определенных пропорциях трех главных компонентов - пигмента, растворителя и связующего вещества.

Основу каждой готовой краски составляет пигмент. Это то вещество, от которого зависит цвет покрытия, получаемого после нанесения краски на окрашиваемую поверхность. Связующими веществами в красках обычно являются клеи растительного или животного происхождения, либо полимерные смолы. Они находятся в красках в эмульгированном или растворенном виде и при высыхании растворителя отвердевают и образуют твердую пленку, прочно удерживающую красящий пигмент.

Растворитель необходим для придания краске жидкой формы, так как в таком виде ее гораздо легче наносить на окрашиваемую поверхность. В качестве такого растворителя используют масло, спирт, ацетон, воду или сложные углеводороды. Каких только красок не делают в наше время: акварель и гуашь, масляные, акриловые, эмалевые краски, краски для волос и краски для ткани - перечислять их виды можно еще очень долго. Расскажем вкратце о том, как делают самые распространенные из них.

Акварельные краски

Акварельные краски производятся главным образом на основе минеральных пигментов с применением в качестве связующего вещества какого-либо растительного клея - декстрина, гуммиарабика, вишневого клея. Иногда их заменяют клеем животного происхождения - рыбьим клеем или желатином. В акварельные краски высшего качества добавляется натуральный мед.

В качестве консерванта всех этих органических веществ в акварельные краски добавляют фенол. Пигмент измельчают до состояния пудры, смешивают его с остальными компонентами, добавляют немного воды и из полученного « теста» формуют брикетики краски, которые после высыхания раскладывают по коробкам.

Масляные краски

Масляные краски получают путем смешивания молотых неорганических пигментов с синтетической или комбинированной олифой. Такие краски подходят для окрашивания металла и дерева. Масляные краски для художников замешивают на очищенном льняном масле, их наносят на загрунтованный холст.

Производство пигментов

Поговорим о том, как получают пигменты, на основе которых и производят все краски. Все пигменты в зависимости от их происхождения можно подразделить на две основные группы - минеральные и биологические, получаемые из живых организмов.

Минеральные пигменты

К минеральным пигментам в первую очередь относятся: титановые и цинковые белила, свинцовый и железный сурик, охра, сажа, умбра, ультрамарин и берлинская лазурь.

  • Титановые белила по своей химической формуле являются диоксидом титана, производятся они из ильменита - природного минерала, содержащего титан.
  • Сажу получают путем неполного сжигания обычного природного газа в специальных горелочных камерах.
  • Железный сурик, он же оксид железа, получают в результате прокаливания солей железа в кислороде.
  • Умбру производят из глины, окрашенной в коричневый цвет солями марганца и железа.
  • Охра - это природный красящий пигмент, в основном состоящий из смеси гидрата окиси железа и глины.

Биологические пигменты

К группе биологических красителей относятся кармин, шафран, индиго и ализарин.

  • Ализарин имеет очень яркий оранжево - красный цвет. Получают его из корней марены красильной.
  • Шафран - краситель оранжевого цвета, производимый из пыльцы цветов шафрана. Из-за его дороговизны шафран используют исключительно в пищевой промышленности, для окрашивания кондитерских изделий.
  • Индиго, пожалуй, самый известный краситель природного происхождения. Сейчас его научились синтезировать искусственным способом, ранее же индиго добывали из листьев индигоферы - растения, произрастающего в Индии. Краска, полученная из индигоферы, использовалась для окраски джинсовой ткани в насыщенный синий цвет.
  • Кармин - это экстракт, получаемый из порошка, приготовленного из высушенных самок кошенили - мелких насекомых, живущих на кактусах. Ранее кармин использовали для окраски шерстяных тканей в красный цвет, теперь его чаще всего применяют в пищевой промышленности.

Человечество рисует уже не одну сотню лет. Об этом вполне убедительно свидетельствуют и экспозиции музеев изобразительного искусства и наскальные рисунки, которые можно увидеть в некоторых пещерах.

В общем, рисунки есть, а вот откуда взялись краски, особенно у наших далёких предков, оставивших изображения сцен охоты и много других не всегда понятных изображений - вопрос. Причём ответ на него, по крайней мере, первая его часть, достаточно прост.

Вы наверняка замечали, что некоторые растения (ягоды или свёкла) могут окрашивать как кожу рук, так и другие поверхности. Заметили это и наши предки. Кроме растительных красок у них в арсенале были сажа, различные глины и некоторые минеральные пигменты, в частности, охра.

Времени на эксперименты также было в достатке и самые первые в истории человечества художники смешивали имеющиеся материалы с другими веществами и стремились сделать свои краски как можно более долговечными и стойкими.

Чтобы краски держались долго, потребовалось подобрать подходящий связующий элемент. Это могла быть глина, животный клей или яйца. Яичный желток и сегодня используется для изготовления красок в качестве одного из связующих элементов основы.

В качестве красящих пигментов использовались главным образом охра и умбра. Позднее, с развитием металлургии, палитра расширилась, в ней появились не только красные и коричневые оттенки, но и оттенки зелёного и синего.

Состав красок

В любой краске можно выделить 4 компонента:

  • красящий пигмент
  • связующие вещества
  • растворитель
  • наполнитель

Каждый из этих компонентов влияет на свойства краски. С пигментом всё понятно, поэтому перейдём к связующим веществам.

В качестве связующих элементов используются клеи животного или растительного происхождения, смолы, углеводороды, которые можно растворить в воде или в маслах, твердеющие масла, различные полимеры.

В красках эти вещества играют роль пленкообразователей. То есть при высыхании краски, именно благодаря связующим, образуют на поверхности прочную пленку, удерживающую в своем составе пигменты и наполнители.

Растворители нужны для того, чтобы краски были менее вязкими, их было проще набирать на кисточку и наносить на окрашиваемую поверхность. Выбор растворителя зависит от того, какое связующее использовано в краске, как правило, в этой роли выступают вода, масла, спирты, кетоны, эфиры и другие углеводороды.

Наполнители вводятся в состав красок с целью модификации их текстуры и матовости. Также не обойтись без наполнителей при изготовлении термостойких красок, в том числе и тех, что применяются в гончарном деле для росписи изделий.

Технология изготовления

Подробно описать все этапы приготовления красок в рамках статьи просто невозможно, но мы постараемся кратко описать процесс создания различных красок. Начнём с темперы . Эти краски изначально делались на водорастворимой основе, в число компонентов которой входил как раз яичный желток. Сегодня для изготовления темперных красок в промышленных масштабах используют казеин или ПВА (синтетическая поливинилацетатная смола).


Акварельные краски замешивают на основе природного гуммиарабика - это такие смолы растительного происхождения, а в качестве пластификаторов используют мёд, глицерин или сахар. Потому и пишут на упаковках "Акварель медовая". Несмотря на всю безобидность состава, пробовать акварель не стоит: в состав входят и некоторые антисептики, в частности, фенол. При попадании в организм он может стать причиной нешуточного отравления. Акварельные краски родом из Китая , так же как бумага.

Гуашь по своему составу близка к акварельным краскам. Однако при высыхании гуашевые краски значительно светлеют и их поверхность становится бархатистой. Связано это с тем, что в гуашь добавлены белила, дающие такой эффект.

Масляные краски чаще всего изготавливают на основе льняного масла, реже используют алкидные смолы. Впервые эти краски начали делать в Европе в 15 веке, но кто именно их изобрёл - неизвестно. При высыхании масляные краски не меняют свой цвет, позволяя добиваться поразительно глубоких тонов и оттенков.

Природные пигменты

Любая палитра - это, в первую очередь, основные цвета. Их получают благодаря вот каким пигментам:


  • Красный: киноварь, гематит, охры красные.
  • Оранжевый: реальгар, ванадинит.
  • Жёлтый: аурипигмент, ярозит, вульфенит, гётит, охры светлые, светлый лимонит.
  • Зелёный: глауконит, волконскоит, хлориты, эгирин, авгит, малахит, керченит.
  • Голубой: азурит (в тонком помоле).
  • Синий: лазурит, азурит (в крупном помоле), вивианит (индиго минеральный), рибекит.
  • Фиолетовый: лазурит (ультрамарин природный, после умеренного прокаливания).
  • Красно-коричневый: гематит, охры тёмные, темный лимонит.
  • Коричнево-чёрный: окислы марганца (псиломелан, вад).
  • Чёрный: каменный уголь, антрацит, магнетит.

Акварель – это художественные краски на основе растительного клея, растворимые водой. Она ложиться тонким полупрозрачным слоем, что является ее особенностью. Впервые акварель была создана в Китае во II веке н.э. Акварелью рисуют на специальной акварельной бумаге, которая отличается от обычной толщиной, плотностью и фактурой, кисти обычно используются мягкие – белка или колонок. Акварель перед нанесением на бумагу разводится водой, после высыхание может храниться достаточно долгое время.

О ЧЁМ СТАТЬЯ?

Состав разных цветов

А вы знаете из чего делают акварельные краски? Для их изготовления используются анилиновые, минеральные и растительные компоненты. Однако анилиновое вещество применяется реже всего, так как оно дает устойчивый насыщенный цвет, пропитывая бумагу насквозь, не размываясь водой, что исключает самую важную особенность акварельных красок – полупрозрачное нанесение.

Одни из самых распространенных компонентов – минеральный. Его преимущество в прочности и дешевизне. Так для изготовления акварели измельченные и замешанные с водой цветовые пигменты соединяются с связующим веществом и полученную массу расфасовывают в тубу, кюветы или прессуют в форму лепешки.

В качестве вещества связующего все компоненты применяют рыбий или вишневый клей, гумми-арабик, леденцовый сахар, желатин и другие. Самую качественную акварель изготовляют с добавлением гумми-арабики, иногда с примесью леденцового сахара (от 20 до 40%), а также столярным клеем или декстрином в различных пропорциях.

Разные виды минеральных веществ соответствуют конкретному оттенку акварели.

Свинцовые белила с большим количеством примеси тяжелого шпата дают белый цвет. Белоснежный оттенок получается из свинцовых белил высшего сорта – Кремзервейс.

Желтый цвет изготавливают из крона желтого — хромовосвинцовой соли, а также применяется желтый кармин, охра, сернистый кадмий и др. Эти краски различаются по оттенкам от светло-желтого и лимонного до насыщенного оранжевого и охристого. Особенность желтых красок – изменение оттенка на солнечном свете. Если акварель сделана на основе крона следует учесть, что ее нельзя соединять с красками, в составе которых есть сера, т.е. с синими оттенками.

Красные оттенки изготавливаются из Сурика свинцового – минеральной краски, которая имеет ярко-красный цвет, высший сорт — Миньоранж. Готовый оттенок акварели зависит от степени измельчения частиц: чем тоньше, тем ярче получается цвет.

Красный цвет также получают из кармина. Однако его происхождение не минеральное, а животное, что придает такой краски специфическое свойство – нерастворимость в воде.

Оттенки синего изготавливаются из искусственного ультрамарина. Его оттенки колеблется от небесно-голубого до темно-синего. Более светлый цвет получается из минеральных компонентов тонкого разлома.

Также лазурь берлинская голубая является основой синих акварельных красок, ее цвет – темно-синий.

Индиго — темно-синий цвет с медно-красным отливом, может быть, минерального или растительного происхождения.

Зеленые оттенки получают за счет смешивания синих и желтых красок или их изготавливают из крона зеленого, ярь-медянки, киноварь зеленой, хромовой зелени, ультрамарин зеленый и др.

Процесс изготовления

Как делают акварель? Процесс изготовления акварели начинается с подбора нужного оттенка минеральной краски. Выбрать его можно из уже готового сырья или путем смешивания нескольких цветов. Если оттенок слишком насыщенный его ослабевают путем добавления белил.

Наиболее важный момент в производстве – тщательное измельчение минерального сырья. Так как минеральные краски часто не растворяются в воде, а окрашивание происходит за счет прикрепления частиц краски к бумажной поверхности.

  • Первичное минеральное сырье выпускается в кусках или порошке крупного помола.
  • Далее минеральные краски измельчаются в краскотерке, бегунах, шаровых мельницах или каменной ступке, если она изготавливается вручную. Чем мельче полученные частицы, тем выше сорт акварельной краски.
  • Затем полученную массу соединяют со связующим веществом, например, с гумми-арабиком. Так для красного цвета, изготавливающегося из кармина, подходит только раствор леденца, а раствор декстрина применяется для изумрудной зелени и хромового цвета.
  • Количество связующего вещества зависит от минерального сырья, так меньше всего его требуют белый и черный цвет, а больше всего оттенки охры.
  • После соединения минеральной краски с водным раствором связующего вещества получается глинообразное тесто и раскатывается толщиной 5-8 мм, после чего его оставляют сушиться на 12 – 20 часов.
  • Если акварель в дальнейшим будет расфасована в тубу, то помимо связующего вещества добавляется некристаллизующийся жидкий мед или глицерин.
  • В зависимости от формы выпуска жидкая фасуется в банку, полужидкая акварель — в тубу, твердая – в кювет или плитку.
  • Когда акварель достаточно затвердела ее формируют в выбранную форму. Готовая масса нарезается на соответствующие кусочки и приклеивается на плитку столярным или рыбьим клеем.

Второй способ приготовления

Глицерин заливается в реактор с дополнительными связующими элементами. Далее в дежу (специальная чаща) добавляется красящий пигмент, и вся полученная масса определенное время замешивается. Затем тонкой струей заготовка акварели поступает в краскотеручную машину, предназначенную для конкретного цвета, и перетирается. Далее масса поступает в чаны, из которых по специальным шлангам, переливается в фасовочную машину, где цвета фасуют в готовую тару для выпуска на продажу, а затем уже акварель высушивается в течение двух суток.

Пример изготовления синей краски

Минеральную краску берлинской лазури тонко измельчают, соединяют с водой и соляной кислотой, а затем доводят до кипения. После чего краска оседает, лишняя жидкость сливается. В полученную массу добавляют гумми-арабик, клей, который предварительно растворен в воде, и при измеренной температуре нагревают до получения пасты густой консистенции.