3 изображений мартышки а второй. Три обезьяны — не вижу, не слышу, не скажу — что означает символ? Когда появились три обезьяны

Ничего не вижу, ничего не слышу,
Ничего не знаю, ничего никому не скажу...
«Ничего не вижу», слова Л. Ошанина , музыка О. Фельцмана , популярные исполнители: Эдита Пьеха и Тамара Миансарова

Многим известен древний восточный символ - три обезьянки , одна из которых старательно закрывает лапами глаза, вторая - уши, а третья - рот. Но откуда они происходят, с чем связаны и что означают известно меньше.

Место происхождения трех обезьян

Есть много предположений относительно места появления трех обезьян: называют и Китай , и Индию , и даже Африку , но родина трех обезьян - все-таки Япония . Подтверждением может являться прочтение по-японски действий, выражаемых композицией: «не вижу, не слышу, не говорю» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 - мидзару , кикадзару , ивадзару). Суффикс, придающий отрицание «-дзару » созвучен слову «обезьяна», по сути является озвонченным вариантом слова «сару » (猿). Получается, что изображение трех обезьян - своего рода каламбур или ребус , игра слов, понятная только японцу.

Религиозные корни

Несомненно первоначальное религиозное значение обезьяньей группы. Часто ее прямо называют буддистским символом, но не все так просто. Да, буддизм принял трех обезьян, но не он, вернее, не он один был колыбелью трех обезьян.

Религия в Японии обладает особыми свойствами: она необычайно податлива и при этом упруга: на протяжении истории японцы встречали многие религиозно-философские учения, принимали и перерабатывали их, соединяя, порой несоединяемое в сложные системы и синкретические культы.

Культ Косин

Три обезьяны первоначально связаны с одним из японских народных верований - Косин . Имея в своей основе китайский даосизм , вера Косин относительно проста: один из главных постулатов состоит в том, что в каждом человеке «живут» три некие сущности-наблюдателя («червя») , собирающие на своего хозяина компромат и регулярно во время его сна отправляющиеся с докладом к Небесному Владыке . Последователю культа во избежание больших неприятностей требуется всячески воздерживаться от зла, а не преуспевшим в этом, чтобы эти внутренние информаторы не смогли вовремя передать «в центр» нечто неблаговидное, в расчетное время «сеансов» (обычно раз в два месяца) нужно воздерживаться от сна, проводить бдения.

Когда появились три обезьяны

Вопрос о точном времени появления трех обезьян, видимо, не разрешим, отчасти из-за народного характера веры, не имеющей централизации и каких бы то ни было архивов. Приверженцы культа Косин устанавливали каменные монументы (косин-то ). Вот на них и сто́ит искать древнейшие материально зафиксированные образы трех обезьян. Проблема в том, что датировать такие памятники вряд ли возможно.

Некоторую определенность дают самые знаменитые из трех обезьян. Для японцев такая композиция известна под именем «три обезьяны из Никко ».

Три обезьяны из Никко

Биологический вид трех обезьян

Существует множество вариантов композиции с изображением разных обезьян (и не только обезьян), часты, к примеру, шимпанзе, закрывающие глаза, уши и рот. Очевидно, что в Японии должен был быть иной исходный источник образа. Вероятнее всего, в качестве трех обезьян должны были изображаться японские макаки (лат. macaca fuscata ), ставшие знаменитыми в последнее время «снежные обезьяны », греющиеся зимой в геотермальных источниках в Адской долине в префектуре Нагано .

Изображение трех обезьян

Три обезьяны ныне разошлись практически по всему миру, они изображаются в сувенирной продукции и на бытовых предметах, используются в виде украшения интерьеров и в садовой скульптуре, во многих населенных пунктах мира есть памятники трем обезьянам, их используют уличные художники в граффити и карикатуристы в политической сатире, из можно встретить на монетах Сомали и авторских русских матрешках. Невозможно описать все варианты, поэтому попытаемся ограничиться лишь некоторыми классическими решениями.

Варианты композиции

Разрозненные фигуры

Начиная с классических обезьян из Никко художники могут изображать обезьян отдельно, не ограничивая общей позой или расположением. Такое решение оставляет много свободы, позволяет разместить фигуры живее и непринужденнее.

Тесная группа

Три обособленных фигуры слишком разобщены, поэтому художникам зачастую хочется показать более тесную связь, общность трех принципов-отрицаний. Один из возможных способов взаимодеиствия - при котором обезьянки друг другу закрывают уши, рот и глаза. Один из факторов, толкнувших композицию к центростремительному объединению - использование трех обезьян в виде нэцкэ . Нэцкэ (нэцукэ ) - деталь одежды, брелок, позволяющий к поясу кимоно на шнуре подвешивать носимые вещи, например, кошелек или письменные принадлежностей (карманов-то у кимоно нет). Функциональное назначение определяет габариты и требования к форме нэцкэ: брелок должен быть округлым и умещаться в кулаке. Три отдельные фигуры укладываются в такие требования плохо. Обезьян и сажают друг на друга, и прижимают друг к другу спинами, и заставляют скататься в единый комок.

Один за всех

В любом случае композиция иэ трех обезьян оказывается визуально перегруженной для формата нэцкэ, но резчики выработали «облегченный» вариант: всего одна обезьянка использует все свои четыре лапы, чтобы прикрыть глаза, уши и рот (глаза и рот передними, а уши задними конечностями).

Для единственной обезьяны, замещающей сразу трех, известно имя автора-изобретателя композиции. С достаточной долей уверенности можно назвать мастера Масацугу Кайгёкусая (懐玉斎正次) из Осаки, творившего в XIX в. Любопытно, что такая композиция, вроде бы, повторялась и в России в мастерских Карла Фаберже.

Четвертый лишний

Довольно часто можно встретить группы обезьян, расширенные за счет четвертой, а то и пятой фигурки. «Лишняя» обезьянка или прикрывает промежность и называетя либо «не делать» (зла), либо «не получать удовольствия». Или обезьяна сидит спокойно, не от чего не загораживаясь (встречается название «не думать»). Сложно сказать, когда и где произошла добавка, но, вряд ли давно и вряд ли в Японии.

Собезьянничать

В Японии появились композиции, повторяющие трех обезьян, но без обезьян, например, картинки с гейшами «не вижу, не слышу, не произношу». И в настоящее время принято «обезьянничать»: достаточно в крупных интернет-сервисах хранения фотографий (вроде Flickr) задать запрос «three wise monkeys» или «see no evil», чтобы увидеть лица сотен и сотен людей. А сувенирная промышленность в позы обезьян сажает кого угодно, можно найти «обезьяньи» группы чуть ли ни всех представителей фауны или персонажей массовой культуры.

Порядок следования

Не существует какого-то одного принятого порядка следования обезьян в композиции. Достаточно посмотреть на обезьян из Никко и сравнить их со стелой косин-то или приведенными фотографиями современных работ.

Культурное влияние трех обезьян

Прежде всего, несомненно вхождение символа трех обезьян в мировую массовую культуру. Композиция если не популярна, то узнаваема практически во всех уголках Земли.

Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди), борец за независимость Индии, учитель индийского народа и идеолог ненасилия не расставался с любимыми тремя обезьянками, пожалуй, единственной роскошью, которой он мог себе позволить. Сейчас обезьянки Ганди остаются одной из главных реликвий в бывшей резиденции Бапу Кути в ашраме, находящемся в образцовой деревне Севаграм сельской местности Махараштры .

Свои личные впечатления об обезьянах на конюшне в Тосёгу оставил Редьярд Киплинг Сомали 2006 г.

Три обезьяны изображались на почтовых марках Таджикистана и Новой Каледонии .

В популярном анимационном сериале «Гриффины» (Family Guy ) существует второстепенный персонаж Evil Monkey (англ. «обезьяна зла» или «злая (порочная) обезьяна»). Воплощая детские страхи одного из героев мультфильма, Evil Monkey живет в шкафу, пугает и мучает своего хозяина. В имени обезьяны явна аллюзия-противопоставление английскому названию трех обезьян «no evil monkeys»: если есть «обезьяны без зла», то должна быть и «обезьяна со злом».

Фильм турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана (Nuri Bilge Ceylan ), получивший премию Каннского фестиваля 2008 г. за лучшую режиссуру, называется «Üç Maymun» (тур. «три обезьяны»). По сюжету герои пытаются уйти от своих семейных проблем, пытаясь не замечать и замалчивать их. То есть «три обезьяны» рассматриваются авторами, как синоним «позиции страуса».

Целый ряд англоязычных книг и фильмов используют в названии игру с фразой «не вижу - не слышу...», например, американский фильм ужасов 2006 г. «See No Evil» (в русском прокате «Не вижу зла»), кинокомедия 1989 г. «See No Evil, Hear No Evil» («Ничего не вижу, ничего не слышу»), автобиографическая книга бывшего агента ЦРУ Роберта Бэра «See No Evil» («Не видя зла») и т. д.

В детективе Эрла Стенли Гарднера «Дело мифических обезьян» (Erle Stanley Gardner, «The Case Of The Mythical Monkeys», 1959) шелковый шарф с изображением трех обезьян служит центральной уликой. Три обезьяны часто изображаются на обложках разных изданий этой книги.

В репертуаре американской группы Sparks существует песня «Hear No Evil, See No Evil, Speak No Evil».

[...]
Hear no evil (Monkey 1 says you shouldn"t hear it)
See no evil (Monkey 2 says you shouldn"t see it)
Speak no evil (Monkey 3 says you shouldn"t speak it)
[...]

Скелетоподобный персонаж, талисман-маскот, украшающий обложки дисков и афиши американской трэш-метал группы Megadeth , с собственным именем Вик Рэттлхэд (Vic Rattlehead ) изображается с глазами, закрытыми стальной пластиной, заткнутыми некими металлическими предметами ушами и ртом, стянутым стальными крючьями.

Гражданам экс-СССР один из вариантов названия композиции с тремя обезьянами известен по песне Оскара Фельцмана и Льва Ошанина «Ничего не вижу», вынесенной в эпиграф этой статьи. Песня популярна в исполнениях Тамары Миансаровой (Madeleine Albright ), известная тем, что носит броши, содержащие символические послания для собеседников или аудитории, надевала на встречу с Владимиром Путиным в 2000 г. брошь с изображением трех обезьян, как знак отношения к ситуации в Чечне.

В виде трех обезьян весьма часто изображаются политики разных стран на карикатурах: власти глухи и слепы к чаяниям народа и склонны к замалчиванию проблем.

Литература

  • О трех обезьянах на японском языке:
    中牧弘允 『世界の三猿―見ざる、聞かざる、言わざる』 東方出版 、1997.12、 ISBN 4885915449
  • О параллелях с тремя обезьянами в мировых религиозно-философских учениях:
    virgo_splendens Лекции о трех обезьянах . Кон. октября - нач. ноября 2012 г.
  • О трех обезьянах в нэцкэ:
    Все о нэцкэ. Мифологические сюжеты/Сост. С. Ю. Афонькин . Спб: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006.-160 с., ил. ISBN 5-9603-0057-5
  • О трех обезьянах в оформлении традиционного японского холодного оружия:
    Скраливецкий Е. Б . Цуба - легенды на металле. -Спб.: ООО «Издательство Атлант», 2005.-328 с.: ил. ISBN 5-98655-015-3
  • О даосском влиянии на японские веровния и искусство, в т. ч. о происхождении культа Косин и связи с ним трех обезьян
    Успенский М. В. К вопросу о роли даосизма в японских народных верованиях (по материалам миниатюрной японской скульптуры XVII-XIX вв.) . Сб. Искусство и религия. Научные труды ГЭ. – Л.: Искусство, 1981, с. 59-75
  • Об учении Конфуция: любое издание Лунь Юй (существует во множестве переводов), например:
    Конфуций . Афоризмы и изречения.-М. ООО «Дом Славянской книги», 2010.-320 с. ISBN 978-5-91503-117-2

Есть много предположений относительно места появления трех обезьян: называют и Китай, и Индию, и даже Африку, но родина трех обезьян - все-таки Япония. Подтверждением может являться прочтение по-японски действий, выражаемых композицией: «не вижу, не слышу, не говорю» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 - мидзару, кикадзару, ивадзару). Суффикс, придающий отрицание «-дзару» созвучен слову «обезьяна», по сути является озвонченным вариантом слова «сару» (猿). Получается, что изображение трех обезьян - своего рода каламбур или ребус, игра слов, понятная только японцу. Итак....

Несомненно первоначальное религиозное значение обезьяньей группы. Часто ее прямо называют буддистскимсимволом, но не все так просто. Да, буддизм принял трех обезьян, но не он, вернее, не он один был колыбелью трех обезьян.

Религия в Японии обладает особыми свойствами: она необычайно податлива и при этом упруга: на протяжении истории японцы встречали многие религиозно-философские учения, принимали и перерабатывали их, соединяя, порой несоединяемое в сложные системы и синкретические культы.

Культ Косин

Три обезьяны первоначально связаны с одним из японских народных верований - Косин. Имея в своей основе китайский даосизм, вера Косин относительно проста: один из главных постулатов состоит в том, что в каждом человеке «живут» три некие сущности-наблюдателя («червя»), собирающие на своего хозяина компромат и регулярно во время его сна отправляющиеся с докладом к Небесному Владыке. Последователю культа во избежание больших неприятностей требуется всячески воздерживаться от зла, а не преуспевшим в этом, чтобы эти внутренние информаторы не смогли вовремя передать «в центр» нечто неблаговидное, в расчетное время «сеансов» (обычно раз в два месяца) нужно воздерживаться от сна, проводить бдения.

Когда появились три обезьяны

Вопрос о точном времени появления трех обезьян, видимо, не разрешим, отчасти из-за народного характера веры, не имеющей централизации и каких бы то ни было архивов. Приверженцы культа Косин устанавливали каменные монументы (косин-то). Вот на них и сто́ит искать древнейшие материально зафиксированные образы трех обезьян. Проблема в том, что датировать такие памятники сложно.

Некоторую определенность дают самые знаменитые из трех обезьян. Для японцев такая композиция известна под именем «три обезьяны из Никко».

Три обезьяны из Никко

Никко - один из древнейших и известнейших религиозных центров Японии. Он расположен в 140 км к северу от Токио. Отношение японцев к Никко можно оценить по поговорке «не говори кэкко (яп. замечательно), пока не увидел Никко». А са́мой известной достопримечательностью замечательного Никко служит синтоистское святилище Тосёгу, включенное в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО и в Национальные сокровища Японии. Тосёгу - комплекс сооружений, украшенных богатой выразительной деревянной резьбой. Второстепенное хозяйственное здание комплекса - конюшня - стала всемирно известной, благодаря вырезанным на ней трем обезьянам.

Помимо всеобщей известности обезьяны из Никко могут дать нам точную верхнюю границу появления символа. Постройку конюшни с ее украшениями уверенно относят к 1636 г., таким образом, к этому времени три обезьяны уже существовали, как единая композиция. Можно осторожно отодвинуть время появления трех обезьян на 1-2 столетия до изображения их в Никко, вряд ли обезьяны в культе Косин заимствованы с конюшни святилища, логичнее предположить обратное направление заимствования, причем символизм должен быть достаточно сформирован и широко известен.

Значение трех обезьян

Смысл композиции часто истолковывается не совсем верно: западному человеку проще увидеть в трех обезьянах эдакого коллективного страуса, засунувшего голову в песок перед лицом проблем.

Так что же символизируют обезьяны? Если вспомнить японское чтение-каламбур (не вижу - не слышу - не произношу) композиции, можно понять, что она служит визуальным выражением соответствующих отрицаний.

Основа, объединяющая разные религиозный и философские течения (в том числе и культ Косин) - цель развития личности - достижение просветления, противостояние всему неистинному (по-английски просто «evil» - то есть злу) внутри и снаружи. Например, у буддистов есть механизмы, которые можно иллюстрировать обезьянками, это выработка своеобразных «фильтров», не позволяющих неистинному достигать сознания, буддист должен «не слышать» «зла». Один из англоязычных вариантов названия композиции из трех обезьян «no evil monkeys» - «обезьяны без зла». Если человек будет соблюдать принципы, изображаемые обезьянами, он неуязвим. А по сути же три обезьяны - плакат-напоминание, вроде советского «Не болтай!», призыв к сохранению чистоты (равно этической и эстетической).

Иногда добавляется четвёртая обезьяна - Сидзару, символизирующая принцип «не совершать зла». Она может изображаться прикрывающей свой живот или промежность.

Ну то есть, еще не распускай то, что у тебя ниже пояса...

Лишний комплекс

Комплекс, за небольшими исключениями, УГ. Бестолковый. Если бы три расположенных в радиусе полукиллометра комплекса специализировались каждый на своем, было бы куда лучше. То, что есть сейчас - полная бестолковщина. Дешевые тряпки за непомерные цены, полтора брендовых магазина. Нет так называемых "якорей", которые держали бы центр на плаву. Был тут отзыв о том, что рынок на этом месте был плохим. Правда. Рынок тоже был убогий, но у него хоть фишка была - это был рынок. Он собирал людей с небольим и средним достатком со всего района. Сейчас это самая активная часть покупателей. А на них в новом комплексе практически ничего не ориентировано. Кроме того и в районе тоже. Чайка - выше среднего. Радуга - средний, но в сторону увеличения. По этому, у находящихся вблизи магазинов Магнит, Хлебопродукт-2, Аптека Низкие цены, Дешовый табак всегда масса покупателей. Следовательно, масса машин, которые постоянно перегораживают подъездные пути к "Трем мартышкам". На парковке, у комплекса куча таксистов и не всегда есть место для покупателей, хотя место для расширения парковки есть. Вообще заезжать к комплексу крайне неудобно, осбенно в час пик, а именно в это время едет основная масса покупателей. У той же Чайки хозяева как то пытаются с этим работать. Так же в трех мартышках нет нормального кафе, которое при качественной (цены, комфорт, обслуживание, именно в этой последовательности) работе привлекает к себе массу молодежи. Продуктовый Сельпо - можно поставить 3+ только за более или менее приличный ассортимент. Акции проводятся редко. С ценами явно никто не работает. "Хотите берите, нет - соседдушка и магнит рядом" - основной принцип работы. В отношении ассортимента - рассчитан на вкус администрации. Просрочки мало и это плюс.

Чудо-Юдо - магазин игрушек и немного одежды. Цены средние и выше среднего. В городе есть масса магазинов, пусть и с меньшим ассортимнтом, но с ощутимо меньшими ценами.

Центро - один из якорей. Расчитан как раз на местный "контингент". Но раз там карманники во всю шарят тоже под вопросом. Золото как золото. Одним меньше, одним больше. Наличие офисов ХоуКредит, Совкомбанк, Диван-тв - несомненный плюс в квадрате. Вся страна в кредитах. А вот касса системы город с рабочим временем с 10:00 до 21:00 явно не хватает. Только наличие мксимума платежных систем и банкоматов спсобно вывести комплекс на качественно новый уровень. При том, что сделать это не сложно.

В общем оценка для комплекса - не оправдывается. Есть мнение, что комплекс построили, набрали арендаторов и забыли. Теперь просто собирают бабки.

Я отлично помню то время, когда на месте сегодняшнего ТЦ находился мини-рынок "Радуга" . Потом был период долгого строительства. Почему-то думалось, что будет новый крытый рынок. Ан нет, появился очередной торговый центр с эпатажным названием. Помню ту шумиху в среде местных жителей 23-го мкр-на из-за этого нелепого названия))) даже в местных новостях эту тему обсуждали)) шумок прошел, а центр остался. Была там пару раз и оба раза мимоходом и по большей части из-за любопытства. Хотя делала покупки в "Чудо-Юдо" и в отделе мыловаренной продукции. Что сказать?! Огромное здание с иррационального использованной площадью. Такой бестолковщины я нигде не видела. Впервые в городе именно тут увидела эскалатор - тоже прогресс своего рода, сейчас этим уже никого не удивишь. Отделов много: всяко-разно. Была в нескольких из них. Дороговато, конечно. Аналогичная продукция стоит намного дешевле в других торговых центрах и магазинах. Из персонала общалась только с продавцами "Чудо-Юдо" и сувенирного отдела - к ним претензий нет, нормальные. Судить остальных не берусь, но то, что они не участливы и безразличны к клиенту -факт. Думаю, что и у "З мартышек" есть свои поклонники, даже знаю таких. А в целом, торговый центр как центр только с претензией на оригинальное название.

Название комплекса оригинальное. Магазинов раз два и обчелся. Цены просто запредельные. Обслуживание на 2 с плюсом.А какой там салон красоты - просто ужас. Нет, на вид все красиво. Заикающаяся админ!!! А как-то стала свидетельницей разборок, как оказалось директор - грубиян, общался со своими подчиненными.Я тут же отказалась от процедуры и бежала без оглядки. И ни капельки не жалею. Жесть!!!

Согласна с тем, что дороговат. Отделов одежды не так много и в основном они рассчитаны на категорию людей средних лет, ничего молодежного я здесь не нашла. Единственное, что меня очень порадовало - это отдел "Империя сумок", выбор большой и, по-моему, цены здесь немного ниже. Ну еще "народный" магазин "ЦентрОбувь".

Хороший комплекс с плохой охраной и администрацией

Сам комплекс очень хороший: кроме разных магазинов с бижутерией и сувенирами есть продуктовый супермаркет и цокольный рынок что очень удобно! Но отношение администрации к людям мне дико не понравилось!!!
Вот пример - мне на голову наплевала ребят когда я находился на -1 этаже на что администраторша сказала что в Оренбурге такой менталитет людей и это мы виноваты в воспитании детей проигнорировав все мои замечания!!! И на моих глазах выругала Маму которая посадила в тележку с продуктами ребенка на приспособленное для этого место (Тележки дорогие а вы их ломаете!) Мне такое хамство как гражданину другой страны и гостю Оренбурга это очень не понравилось!!! Поняв что меня здесь никто серьезно воспринимать не будет я ушел с плохим настроением. Надеюсь кто то прочитает этот комментарий и сможет что то с этим сделать потому что люди у вас хорошие и город восхитительный!

Название комплекса - с претензией на оригинальность, но далеко не всем по вкусу. Хотя дело конечно не в названии... Поскольку живу в двух остановках от него, заходить приходится частенько. Сначала о минусах: совершенно бестолковые отделы одежды и обуви, за исключением наверное только Kari. Раньше частенько заглядывала в Centro, но после того, как у меня там вынули кошелек (с деньгами, карточкой и правами), я туда ни ногой. Охрана в комплексе - одно название. В тот день, когда я стала жертвой карманников, продавцы Centro сказали, что в самом магазине охраны нет, а камеры не пишут, и направили меня к охраннику, который сидит при входе в комплекс. Не знаю конечно, может он именно в этот момент отошел справить нужду, но на месте его не оказалось, а когда пришел, сказал, что ничем помочь не может... Данный магазин просто рай для карманников: про отсутствие охраны и пишущих камер я уже говорила, кроме того жертву можно держать под прицелом прямо от банкомата Форштадт, который очень удачно располагается на входе в магазин. Так что народ, будьте осторожны, заходя в магазин с кошельком, Вы рискуете выйти без него. К несомненным плюсам Трех мартышек можно отнести бесплатную парковку, наличие эскалатора, большой ассортимент продуктов в Сельпо, на рынке (нулевой этаж) часто покупаю неплохой фарш, магазин детской одежды Alisa очень порадовал ассортиментом и ценами, режим работы комплекса удобен для тех, кто работает до 18:00.

2 дурацких этаже всякой ерунды. Само название отталкивает, знаю кем оно придумывалось и как, описывать не буду, но смысл соответствует названию и это не очень приятно. Как на подбор какой-то сухой и не очень приветливый персонал, единственно нравиться отдел посвященный кошкам, классный, с декоративными сувенирными образцами, много очень разные, мне нравиться. Еще нравиться, что здесь адекватный киви терминал, хотя это не заслуга комплекса конечно, купюры принимает сразу, меня поймут люди которые уже плачут в пятидесятый раз засовывая купюру в автомат, а здесь все отлично. Площадь на мой взгляд используется нерационально, много свободного места, бестолково все как-то.

так себе

в целом неплохо, но купить здесь нечего. ходим только из-за обувных отделов. я бы вообще с первого этажа убрала бы сувениры по бешеным ценам и духи, и еще бы обувной отдел бы добавила. чтобы был уклон на обувь. еще в магазин распродаж заходим. на втором этаже цены на вещи запредельные. проще купить или на базаре, или даже в соседней радуге. не хватает уютного кафе.

Основной недостаток, отсутствие хорошего освещения

Такая плохая освещенность, на втором этаже вообще в середине ничего не видно, над эскалаторами вообще нет освещения, ужасно. главная красота ТЦ это свет, видимо там об этом никто не знает.

Уютного кафе и вправду не хватает, на месте продуктового если бы был супер-магнит было бы + 3 балла.

Отделы неплохие, мне нравятся)

Неплохой торговый центр. 2 этажа, на каждом, как и полагается, торговые залы: "Чудо-юдо", ювелирный, с сувенирами, продуктовый и много других. На первом этаже стоят банкоматы "Сбербанк" , "Золотая корона" газпром-овский и еще парочка. Также там есть несколько кафешек на любой вкус и цвет. Удобная парковка под землей, солнце не достает, так что уезжаешь оттуда всегда в прохладной машине.
Несмотря на все преимущества, от меня только 9.. дороговат.

живу рядом, несколько раз в неделю бываю там. рынок на 0 этаже не заменим! большой выбор мясной продукции и точка Винни-пуха, табак +, рыба+, овощи+. на 1 этаже система "город"-касса, которая работает до 9 вечера, очень удобно, 2 больших обувных по низким ценам, Карри и Центр-обувь, Сельпо хороший, цены приемлемы, ассортимент большой, неудобство с кассами, очень узкий подход к ним, и мало кассиров в часы-пик. Суши-бар отличный, очень вкусно и недорого, скептически отнеслась к их точке, думала закроются, но они уже долго работают, молодцы ребятки! еще нравится большой выбор автоматов. а вот 2 этаж, кроме, как распродажного ничем не привлекает! из одежды ниже 1500-2000 с учетом скидок ничего не найти, мало магазинов, для молодежи нет вариантов,в основном на молодых и взрослых женщин. я бы хотела точку недорогой молодежной одежды, рив гош или л"этуаль, насчет кафе не уверена, что будет спрос, если только быстрого питания, как в Гулливере

нам очень нравится

а нам очень нравится замечательнай магазин. продукты покупаем только там. игрушки подарки золото все от туда красивые и интересные декорации. большой выбор магазинов. удобно что на нулевом этаже тоже есть крытый рынок. там великолепный магазин цветов. обходительный продавцы и десциплина и я совершенно не согласна с еленой, если для вас это бестолковый магазин тогда съездейте в армаду в магазин кастрома

Дороговатый - это мягко сказано. Конечно, есть пара бюджетных магазинов типа "ЧудоЮдо" или "Сentro"... всё остальное для состоявшихся людей в возрастной категории 25+. мне здесь просто нравится гулять. Так называемый не шоппинг, а "зыринг". А так...здесь много различных магазинов: одежда, обувь, сумки, игрушки, техника, драгоценности. Есть очень хороший магазинчик Дилор: заказывала там очки... зрение проверили, оправу подобрали, сделали быстро и качественно)

Знаете, что я вам скажу! Торговый Центр очень хороший. Кстати рядом ещё один центр, а неподолёку ещё и чайка. Центр называется радуга. Кто не доволен милости просят! Живу через дорогу, каждый день туда хожу. Кто то говорил Отделов с продуктами Всего ОДИН! Да один, а что в армаде или скажем в гуливере больше?Во все торговых точках 1 продуктовый большой отдел. Чего вы ожидали? Площадь маленькая, и построить там такое очень даже похвально, это не огромные масштабы армады и севера. Самая классная парковка в городе, заметим, что по сравнению с Армадой просто шикарна.Что касается магазинов обуви и одежды. Да магазинов одежды там не так много, как хотелось, но выбор там есть, кстати сказать для молодёжи большой магазин- Гараж. Очень классные магазины Симпатия, Pompa. И кстати сказать персонал там неплохой, очень дажи любезный. А своих постоянных покупателей они знают в лицо. Что касается магазинов обуви. Kari? ЦентрОбувь, Baden? если я не ошибаюсь там ещё один магазин есть. И кстати выбора там очень много. Детские товары: Чудо-Юдо Великан- очень большой магазин с любезным персоналом и большим выбором игрушек, детской одежды, и различных товаров. Рядом с Чудо-Юдо находится магазин товаров для детского творчества "Ораньжевый слон". Там конечно дорого, но во всех магазинов товаров для детского творчества сумма платы за товар велика. Магазин Сельпо- достаточно не плох, единственное очередь всегда, но это стерпимо, насколько я знаю- это единствиный магазин продуктов питания где продают Милкис (но это так к слову, ребята нашего района просто обожают этот напиток, кстати ходишь по "Трём мартышкам" и видишь подростков с Милкисом). Теперь, что касается рынка, единственный торговый комплекс с рынком, всегда свежие овощи, фрукты, рыба и мясо. кстати все мясники очень почтительны с клиентами. Недавно там появился третий этаж с какимито Академиками. Насколько я поняла- это какойто центр детского развиция, кстати там можно устраивать детские праздники. Рядом находится арбалетно лучный тир. И диванчик, сидя на котором удобно смотреть за происходящим на первом и втором этаже. Что касается кафе райский сад, сейчас он находится по всему торговому центру. Удобно! Недавно "Три мартышки" отметили день рождения и причём было очень весело, но во всех торговых комплексах дни рождения весёлые, но знаете в прошлом году было веселее. Давали бесплатно различные тортики и чай. Ну да ладно, а теперь, что касается названия- Три мартышки, помоему очень весёлое название, у нас дети говорят "пошли в мартышки" (кстати теперь вместо бани, они посылают друго друга в мартышки). Несогласна с теми кто говорит, что данное название должно и отпугивает посетителей. Значит вы просто тупо человек без чувства юмора. Как по вашему название Гуливер не должно отпугивать? Мне сразу представляется большой дядька с головой эмблемы торгового комплекса гуливера и с большим размером ног. Армада вообще испанского происхождения. ну а про север молчу, название удачное. Вообщем если говрить о том, какую оценку получает торговый комплекс три мартышки. Это 10 из 10. ещё раз повторяю на токой маленькой площадке выросло совсем не маленькое здание. И кстати по трём мартышкам просто не возможно заблудится там всё понятно, а вот каждый раз, когда я приезжаю в армаду, путаюсь с этими их галереями! И кстати как я посмотрела в коментариях многие сказали не очень, а оценку поставили среднюю. Люди в нашей стране не умеют выражать свои мысли!

Символическая группа из трех обезьян , закрывающих лапами глаза, уши и рот появилась на Востоке , с этим согласно большинство источников. Конкретнее «местом рождения» трех обезьян с большой долей уверенности называется Япония . Это подтверждается и историческими артефактами, и лингвистически.

Запреты, выражаемые композицией «не видеть, не слышать, не говорить» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 - мидзару , кикадзару , ивадзару) состоят из глагола-действия и архаичного суффикса, придающего отрицание «-дзару ». Так вот суффикс этот созвучен слову «обезьяна» , по сути, является озвонченным вариантом слова «сару » (猿). Получается, что изображение трех обезьян - своего рода каламбур или ребус , игра слов, понятная только японцу.

Наиболее древние из известных изображений трех обезьян также находятся в Японии. Вероятнее всего, впервые композиция из трех обезьян появилась в местном японском культе Ко-син . В Китае это учение (по-китайски Гэн-шэнь, 庚申) хорошо известно и проработано в даосском каноне, практики гэн-шень описаны со старых времен и их можно считать частью живой даосской традиции. В Японии же ритуальные практики Ко-син сперва проводились среди образованной знати при императорском дворе и лишь после получили некоторое распространение в более широких слоях населения, обретя поддержку отдельных буддийских школ. В настоящее время культ Ко-син в Японии практически полностью сошел на нет, а если где и сохранился, либо выродился в банальные регулярные вечеринки со спиртным, либо превратился в культурные реконструкции.

Краткая предыстория: на Востоке всегда чтилась магия чисел и обезьяна рассматривается не только как животное: это еще и число или, если хотите, одна из фаз универсального цикла. Если вспомнить особо популярный в настоящее время восточный «звериный» календарь, в котором чередующиеся годы обозначаются одним из 12 животных-символов , в их числе можно увидеть и обезьяну. Обезьяна занимает девятую позицию в цикле из 12 фаз. Когда к 12 животным добавляются 10 т. н. «небесных стволов », связываемых с 5 первоэлементами, образуется еще более крупный цикл из 60 фаз. Цикличны любые события, развитие всех ситуаций можно разложить на 60 фаз до следующего витка. Выделяют большие, шестидесятилетние и малые, шестидесятидневные циклы. Особенно отмечают 57-й день или год, считающийся крайне несчастливым. И эта 57-я фаза называется «ко-син », где «ко-» (庚) - один из первоэлементов, называемый обычно металлом, а «-син» (申) - обезьяна.

От китайских даосов японцам перешло учение о трех сущностях («червях »), обитающих в теле человека. Они искушают своего носителя в совершении различных необдуманных поступков, а после регулярно, в ночь того самого «обезьяньего» дня ко-син, когда носитель заснет, отправляются с доносом на его проступки к высшим силам . Последователи народного культа (в Японии Ко-син, в Китае Гэн-шэнь) через каждые 60 дней устраивают коллективные бдения , чтоб не дать возможности трем червям связаться с верховным божеством.

Японские последователи культа на свитках и каменных резных стелах часто изображают шестирукое синелицее карающее божество Сёмэн-Конго (靑面金剛). Иногда его спутниками-атрибутами становились одна, две или три обезьяны (видимо, повлияла важность обезьяньего дня). Постепенно именно три обезьяны (наверное, из-за трех внутренних червей в человеке) стали преобладать, а позы получили однозначность (вспомним омофонию чтения действий, выражаемых обезьянами). Скорее всего, именно таким путем сложилась устойчивая композиция с тремя обезьянами, но самостоятельности очень долго не получала, оставаясь атрибутом где-то под ногами синелицего божества.

Славу и известность три обезьяны получили в Никко (日光), одном из исторических религиозно-культурных центров Японии. Самая известная достопримечательность Никко - синтоистское святилище Тосёгу (東照宮), знаменитое прихотливой резьбой, украшающей сооружения. Некоторые композиции, составляющие убранство построек, признаны шедеврами, например, спящий кот или три обезьяны. Обезьяны украшают отнюдь не центральное здание комплекса святилища, а всего лишь конюшню. Причем резное панно с композицией «не вижу, не слышу, не говорю» не единственное, но в ряду различных обезьяньих поз японцы выделили именно эти три фигуры. С тех пор это самые знаменитые три обезьяны в мире, эталон композиции, даже любая символическая группа из трех обезьян может называться «Три обезьяны из Никко».

Обезьяны из Никко интересны нам в историческом плане тем, что дают вполне определенную, материально зафиксированную верхнюю границу появления символа. Постройку конюшни с ее украшениями уверенно относят к 1636 г., то есть к этому времени три обезьяны явно существовали как единая композиция.

Намного более ранний пример дает нам буддийская литература. Монах Мудзю в своей наиболее известной книге «Собрание песка и камней» где-то между 1279 и 1283 гг. записал стихотворение, в котором поименно упоминаются три обезьяньих отрицания, а в притче-комментарий к этому стихотворению эти отрицания прямо названы обезьянами. То есть в XIII в. как минимум один буддийский монах знал и оценил игру слов, на которой основана символика трех обезьян.

Легенды называют имя первого японца изобразившего трех обезьян, это основатель ветви буддизма тэндай , великий учитель Дэнгё-дайси (Сайтё, 最澄 ). Он жил в VIII-IX в. и ему приписывается множество «открытий», вошедших в японскую культуру. Дэнгё якобы мог привезти символ трех обезьян из Китая вместе с учением Лотосовой сутры, чаем и т. д. Но, тем не менее, легенды остаются легендами. Нам три обезьяны видятся скорее японским эндемиком, чем символом, пришедшим с материка. Вообще на школе тэндай и ее культовом центре - горе Хиэй рядом с Киото сходится чрезвычайно много совпадений, связанных с тремя обезьянами, так что весьма вероятна культурная и географическая локализация символики именно там.

А вот с биологическим прототипом трёх обезьян проще: если символ появился в Японии, то изображались, скорее всего, единственные, живущие в стране обезьяны - японские макаки (лат. Macaca fuscata ).

О принципах и названиях

Обращаясь к теме истории трех обезьян, нельзя не рассмотреть отдельно вопрос о символизируемых ими принципах, причем независимо о запрете видеть, слышать и говорить и о запрете видеть, слышать и говорить именно зло.

Три «нет»

Аналогии устойчивой связки отрицаний или запретов видеть-слышать-говорить можно встретить во многих религиозно-философских учениях как Востока, так и Запада. В этом смысле принцип, выражаемый тремя обезьянами, много старше самих обезьян.

Чаще всего вспоминают цитату из Конфуция

Кроме конфуцианства показателен и даосизм , в котором центральное понятие - дао - апофатически описывают через три отрицания:

Если с большой долей вероятности можно считать, что визуальная композиция с обезьянами появилась в среде культа Косин , имеющего бесспорные корни в китайском даосизме, было бы весьма соблазнительно предположить, что она иллюстрирует именно даосский принцип. Однако никаких подтверждений тому нет, а материальные свидетельства, скорее, опровергают это предположение.

Против зла

В англоязычной и вообще западной культуре обезьяны часто именуются «See no evil, hear no evil, speak no evil» (не смотри на зло, не слушай зла, не произноси зла), что значительно смещает смысл символики (см. раздел Философия трех обезьян). Достаточно вспомнить даосское понимание двуединства противоположностей или стремление не строить границ в определениях и суждениях, чтобы зародить стойкие сомнения в присутствии зла в изначальных пониманиях символики. И действительно, в японском это 三匹の猿 (три обезьяны) или 見猿, 聞か猿, 言わ猿 (не видеть, не слышать, не говорить). Видимо зло приходит с Запада.

Если не со стопроцентной уверенностью, то с очень большой долей вероятности можно утверждать, что запрет видеть, слышать и говорить зло существовал в западной культуре до знакомства с символикой трех обезьян.

В истории США есть выдающаяся фигура, заложившая многие основы американской нации - Томас Пейн (Thomas Paine ) - англичанин, но один из «отцов-основателей» Америки.

В его письме мы видим знакомые отрицания:

В момент написания этих строчек Япония уже давно проводила политику самоизоляции и какие-либо отношения ее с внешним миром были минимальны, поэтому возможность влияния японских обезьян на творчество Пейна можно исключить.

А чтобы не ограничиваться Новым Светом, приведем пример из Европы

В старинном храме св. Павла в Роквардине (Wrockwardine , графство Шропшир (Shropshire ), Англия) в XIX в. была проведена реконструкция, в ходе которой были вставлены новые витражи. В одной из композиций три ангела держат свитки с императивами, которые позже будут писаться на фигурках трех обезьян: «See no evil, hear no evil, speak no evil» (не смотри на зло, не слушай зла, не произноси зла)

Можно сделать вывод, что пришедший из Японии экзотический символ встретился с уже знакомым Западу принципом неприятия зла, что привело к переосмыслению и добавило популярности трем обезьянам.

Альтернативные теории происхождения

Тему происхождения трех обезьян нельзя считать исчерпанной без раскрытия теории внеяпонского возникновения символики. Как уже упоминалось выше, в Японии нередко считают композицию из трех обезьян заимствованной из Китая. Такой точки зрения придерживается, в частности многолетний исследователь темы Митио Иида (飯田 道夫). Судя по статье в китаеязычном разделе Википедии (кит. яз.) , в Китае тоже согласны с данной теорией. Но Китай здесь - только промежуточное звено. Символика трех обезьян, будто бы, пришла по Великому шелковому пути не откуда-нибудь, а прямиком из Древнего Египта. Среди изображений египетских священных павианов и на просторах всей Азии вплоть до Японских островов исследователи пытаются найти неопровержимые доказательства существования композиции из трех обезьян до ее появления в Японии. Пока, насколько нам известно, таких свидетельств не найдено, хотя подобрано значительное число небезынтересных артефактов с неясными или спорными трактовками.

Уважая мнение приверженцев внеяпонской теории, мы, однако, возьмем на себя смелость назвать ее лишь альтернативной до появления действительно решающих аргументов.

Происхождение популярной и узнаваемой во всех странах композиции из трех обезьян, прикрывающих глаза, уши и рот связывают со странами Востока. С большей вероятностью родиной символа является Япония. Он связан с главной обителью японцев, мавзолеем правителя Иэясу Токугавы, в городе Никко. Стены храма Священной конюшни украшают резные полуметровые фигуры обезьян, которые своими позами демонстрируют непризнание зла.

Три обезьяны не вижу, не слышу, не скажу - символ чего, что означает в разных странах трактуется не одинаково, так:

  • по одной теории, человек не может достигнуть Нирваны пока не откажется от разного рода желаний, именно это символизируют обезьяны, прикрывающие рот, уши и глаза;
  • согласно легенде, то три обезьяны-лазутчика посланы богами с миссией извещать о грехах людей;
  • в коренной религии Японии Самбики-сару, так еще называют этот символ, занимают почетное место – охраняют коней, принадлежащих богам;
  • можно проследить сходство с тремя принципами Буддизма: чистотой действия, слова и мысли.

Три обезьяны не вижу, не слышу, не скажу - значение, которое толкуется довольно часто неправильно. Буддийская религия рассказывает нам о недеянии зла, но это совсем не означает отторжение действительности и равнодушие ко всему, что происходит вокруг. Поэтому популярная в западных странах интерпретация «не видеть, не слышать, не говорить», когда обезьяны не дают проникнуть злу, закрывая рот, глаза и уши, не отвечает действительному смыслу, возложенному на эту символическую группу обезьян.

Более правильно употреблять символ в качестве сознательного отказа от плохих поступков и проявление мудрой осторожности: «Не вижу зла. Не слышу дурного. Не говорю о зле». Логично упоминание четвертой обезьяны, закрывающей лапой живот или пах, которая демонстрирует принцип «не совершаю зла», к сожалению, она встречается нечасто, у японцев число четыре приносит несчастья, зато Сэдзару, так зовут эту обезьянку, можно встретить в Индии.

Вообще в восточных странах к обезьянам как к таковым относятся с уважением, они обозначают удачу, находчивость, тонкий ум и талант. В популярном восточном календаре им отдана девятая позиция в цикле из 12 периодов. Наступающий 2016 год, как раз является .

В Индии, куда изображение обезьян пришло от китайских миссионеров, священные обезьяны воплощают идею отрешённости от зла и недеяния его же. В индийской религии обезьяна Хануман, бог обезьян, является благородным защитником, воином наделенным острым умом и невероятной силой.

Маленькие фигуры Самбики-сару обозначают моральную и этическую честность и порядочность.

Обезьяны, у которых закрыты рот, глаза и уши по своей природе очень положительный и доброжелательный символ. Фигурки-сувениры этих обезьянок являются оберегом, ставят защиту от злых слов и оговора, а обезьянки-игрушки охраняют малышей.

Такой подарок понравится людям, желающим сохранить некую чистоту и доброту в нашем двойственном и неидеальном мире. Если не видеть, не слышать и не говорить о зле, то я защищен от зла.

Три мудрые обезьяны, представленные в буддийской концепции, множество раз встречаются в кино, мультипликации, книгах, сувенирах. Они заняли прочное место в современном искусстве.