Сообщение о цивилизации майя. Интересные факты о цивилизации майя. Цивилизация майя - достижения

Самый большой интерес у ученых, историков и археологов всего мира вызывает древнейшая цивилизация Майя. Уже много лет люди пытаются разгадать тайны, которые оставил после себя народ Майя. вызывает и у простых жителей планеты, из-за тайн и предположений, которые выдвигаются учеными относительно конца света. Народ Майя составил календарь, согласно которому и делаются выводы о предстоящем конце жизни на Земле.

Но никто, так до конца не узнал все о племени Майя. Впервые об этом народе упоминается в 1 тысячелетии Ученые выяснили, где жило Они населяли Центральную Америку. Сегодня это южные штаты Мексики. Также следы этой были найдены на территории Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Белиза. Расселение племени началось с плато Петен. Там царил климат относительно влажный и теплый. Затем народ Майя освоил новые территории вдоль рек и на берегах озер.

Цивилизация Майя считается одной из самых развитых. Они намного опередили свое время. Осваивая новые земли, они сразу начинали их обрабатывать. В местах поселений народ Майя возводил города из камня. У них хорошо было развито земледелие. Эти племена выращивали хлопок, какао, маис, бобы, фрукты, тыкву. Некоторые племена добывали соль.

О развитие цивилизации Майя свидетельствуют данные о письменности, которая была хорошо освоена племенами. Она представлена в виде иероглифов. Календарь Майя, который до сих пор удивляет высокой точностью составления, является свидетельством глубоких познаний в области астрономии.
Несмотря на высокий уровень цивилизации, народ Майя никогда не был единым. Они делились на отдельные государства. Численность жителей таких государств было примерно около десяти тысяч человек. Ко второй половине первого тысячелетия нашей эры таких маленьких государств было очень много. Но по тем временам такая численность населения была значительной. Все эти маленькие отдельные объединения составляли цивилизацию Майя.

Основные положения государственного устройства, во всех частях цивилизации были одинаковыми. В каждом отдельном государстве правила династия царей. Затем по иерархической лестнице шли знатные жители и жрецы. Под ними располагались воины и купцы. На последней ступени социального разграничения были крестьяне, простолюдины и ремесленники.

Главным архитектурным сооружением каждого города была пирамида. Ее высота достигала 15-20 метров. Это было место захоронением знати. Вблизи пирамиды располагались другие жилые строения. Народ Майя строил здания из известняка. Они имели маленькие комнаты и узкие коридоры.

Племена Майя большое внимание уделяли религии. Жрицы приравнивались к самым знатным людям государства. Поклонение богам и жертвоприношения были традиционными. Целью этих ритуалов было увеличение срока жизни богов, которые в понятии этих народов были смертными. Покровительство богов было для них главным, и ради этого проливалась кровь животных и невинных людей.
В конце первого тысячелетия нашей эры племена стали внезапно покидать насиженные места. Этому факту до сих пор не найдено точное определение. По различным гипотезам народ искал новые плодородные земли или их настигла эпидемия.

В 1517 году полуостров посетили испанские конкистадоры. Они захватили племена и их земли. Народ Майя не прекратил свое существование. Их потомки и по сей день живут в

Испанские завоеватели уничтожили цивилизацию Майя. Те бесценные рукописи и календари, которые дошли до наших дней, это всего лишь малая толика артефактов цивилизации. Очень много ценного материала погибло в огне или было просто уничтожено вместе с городами Майя.

Цивилизация индейцев майя - одна из древних цивилизаций Мезоамерики, которой удалось достичь значительного развития в разных сферах. Особенно выделяется майянская письменность, искусство, архитектура, математика и астрономия. Кроме того, эта цивилизация существовала достаточно долгое время - история цивилизации племени майя кратко не описывается, хотя бы потому, что зародилась она в начале второго тысячелетия до нашей эры. Становление цивилизации, во время которого древние племенные поселения майя выросли до состояния городов, и у всех проживавших в Юкатане народов, объединенных общей культурой, языком и традициями, сформировалась общая политическая система.

Начиная с 250 года до н.э. цивилизация майя стала одной из главенствующих в регионе. Цивилизация индейцев майя отошла от родоплеменного устройства. Майя возводили большие города из камня, в некоторых, по предварительным оценкам, проживало до двух сотен тысяч человек. Созданный майя календарь нашел применение и у иных народов Мезоамерики. У них было свое иероглифическое письмо и развитая земледельческая система, однако уже к приходу испанцев в 16 веке цивилизация практически погибла.
Историки сделали вывод, что история цивилизации племени майя кратко может быть разделена на шесть основных периодов. Первый период их развития - с начала 2 тысячелетия до 900 года до н.э. Именно тогда образовались первые поселки майя. Они занимались охотой и земледелием. Самые старые поселения были обнаружены на нынешней территории Белиза, отсюда племена майя распространились в северном направлении вплоть до Мексиканского залива. На рубеже 2 и 1 тысячелетий появился Кахаль Печ, город, который существовал до 7 века н.э.

Все про древнюю цивилизацию Майа

С 9 по 5 века до н.э. древние майя прошли через средний доклассический период. В это время поселения расширились до уровня городов, между ними активизировалась торговля, а майя занимали новые территории. На берегах Мексиканского залива в 5 веке до н.э. были созданы первые храмы, в том числе и пирамидальной формы, крупнейший из них (72 метра) находился в Эль-Мирадоре.В 7 веке до н.э. майя создали свою письменность. Тогда влияние на майянское искусство оказала цивилизация ольмеков, которая развивалась на берегах Мексиканского залива, и контактировала со всеми другими местными народами. Вполне возможно, что общество майя сделалось иерархическим именно под влиянием ольмеков.

С начала 4 века до н.э. и до 250 года н.э. древняя цивилизация майя создала первый солнечный календарь в виде изображения на камне. Этот период выделяют как поздний доклассический. В их городах появились первые монархи, во время их правления был основан великий город Теотиуакан, который долгое время являлся центром всей Месоамерики, и имел большое значение для ацтеков и после того, как майя покинули город по неизвестным причинам.

Начиная с 250 года и до начала 7 века н.э. согласно принятой у историков доктрине выделяется ранний классический период. В это время цивилизация индейцев майя создала своего рода сверхгосударство - его центром стал город Тикаль. В него переселились многие жители Теотиуакана, попутно перенимая новые обычаи и обряды, заодно приобщившись к жертвоприношениям. В 562 году Калакмуль с Тикалем начали кровопролитную войну, в ходе которой властитель Тикаля был пленен и принесен в жертву. Окончательно свое значение Тикаль потерял к концу 6 века.

С этого момента начался поздний классический период, который продлился до 900 года. В это время майя являли собой целую сеть городов-государств, все они мнили себя независимыми, и имели собственного правителя. Культура майя распространилась на весь Юкатан, и в этот период она достигла наибольшего расцвета. В те времена появились такие города как Чичен-Ица, Цшмаль и Коба. Города были соединены между собой посредством дорог, в каждом из них проживало до 10 тыс. жителей, это больше, чем было в этот период в европейских городах.

Однако после этого периода древние майя пришли к упадку. В 9 веке их население резко сократилось, многие города опустели, а ирригационные сооружения были запущены. В 10 веке прекратилось возведение каменных сооружений. Ученые до сих пор бьются над вопросом, что именно стало причиной гибели их цивилизации. Существует две основные гипотезы. Одна группа ученых считает, что причина их гибели стала в нарушении баланса взаимоотношения между людьми и природой в этом регионе. Население постоянно росло, в то время как земли, пригодные для земледелия, заканчивались. В 1921 году данную теорию сформировал О.Ф. Кук.
По мнению другой группы ученых, майя погибли вследствие климатических изменений, природных катаклизмов или завоевания другими народами. В пользу последней версии говорят различные предметы, созданные в этот период, но не принадлежащие к культуре майя. Тем не менее, эта версия остается непопулярной.

При всём могуществе современного человека и его устремлённости вперёд не может не возникать потребности в знакомстве с предшествующими моментами развития цивилизации. Если уже сравнительно хорошо известные античные времена вызывают немалый интерес, что уж говорить о слабо изученном племени майя.

Племя майя – таинственная цивилизация

Поспешим разочаровать любителей сенсаций. Таинственность майя обусловлена либо недостаточностью знаний конкретных людей о ней, либо слабой изученностью какого-то момента. На самом же деле известного археологам и другим исследователям сегодня о майя достаточно, чтобы сказать: это была одна из большого ряда древних цивилизаций. Отыскание мистических компонентов в ней и её участи неуместно.


Майя строили шикарные дворцы и крупные города с большими площадями. Их цивилизационные достижения позволили доминировать около тысячи пятисот лет.

Исчезновение племени майя

Начнём с конца. Девятый век нашей эры, территория современной Гватемалы. Индейцы переживают дефицит воды и продуктов, эпидемии буквально выкашивают людей. Города опустели стремительно и цивилизация рухнула. Археологи смогли выяснить: образ «мудрых мирных майя» чуть менее чем никак соответствует действительности. Их города-государства (аналог греческих полисов) воевали между собой.

Возникновение цивилизации майя относится ко второму тысячелетию до нашей эры. По прошествии полутора тысяч лет они стали настолько многочисленны, что стали контролировать почти всю Центральную Америку. Примерно в 250 году нашей эры возникли города-государства. Между этими образованиями и их властителями непрерывна шла борьба, подчас вооружённая. Разумеется, властители и жречество представляли эти войны исключительно волей богов. Человеческие жертвоприношения были повседневным явлением. Явного лидерства ни один из городов не имел.

Племя майя – невероятные факты

Вопреки распространяемым небылицам, майя являлись цивилизацией каменного века. Орудия, при помощи которых возводились их постройки, были соответствующими. При этом отсутствовали металлические инструменты и тягловые животные. Колесо и металл были известны в принципе, но величественные «пирамиды» возводились без них – видимо, такая культурная особенность, чем сложнее труд, тем ценнее результат.

Математические достижения этой цивилизации были едва ли не выше, чем у любых её современников. Именно здесь впервые появляется символ ноль. Предполагают, что майя знали также и квадратный корень. Инженеры майя создали отличную дренажную систему и акведуки, нисколько не уступавшие римским.

Как же всё это благополучие рухнуло? Есть несколько версий. Одна – исчерпание резервов и экологическая катастрофа – представляется наиболее адекватной. Люди бежали из городов, где стало невозможно жить. По другой же, главным фактором стали набеги кочевых племён.

Магический камень племени майя

В музее Вильяэромаса расположен камень, на котором начертана «зловещая» дата – 21 декабря 2012 года. Сегодня мы знаем уже точно, на 100%: ничего серьёзного за этим пророчеством нет. Но тем интереснее действительно постичь те культурные смыслы, которые сокрыты в данных надписях.

Одежда племени майя за минувшие века практически не изменилась, по крайней мере у стариков она такая же, как и в древности. Понятие у красоте у них подчёркнуто не европейское – так, распространено было мнение, что красивым является косоглазие и сплющенный лоб, а также орлиный нос. Одежду делали из белого и коричневого хлопка, а также из древесных волокон. В дальнейшем начали использовать шёлк и шерсть. Использовались органические и минеральные красители.

Версия сотворения мира племени майя , как и другие пласты их культуры, выдаёт системное единство народов доколумбовой Америки. Основой мифологии майя является цикличность вселенной с периодами по 5000 лет. Каждый период подразделяется на тринадцать частей и согласно представлениям неизменно завершается катастрофой. Цель людей –выполнение дел, угодных богам, таких как ремесло и земледелие. Каждый полис имел свои собственные легенды.

Народы майя населяли территории:

  • на западе - от мексиканского штата Табаско,
  • на востоке -до западных окраин Гондураса и Сальвадора.

Этот ареал делится на три четко различимые по климатическим и культурно-историческим особенностям области.

  1. Северная - полуостров Юкатан, сформированный известняковой платформой, - отличается засушливым климатом, бедной почвой и отсутствием рек. Единственные источники пресной воды -карстовые колодцы (сеноты).
  2. Центральная область охватывает мексиканские штаты Табаско, часть Чьяпаса, Кампече, Кинтана-Роо, а также Белиз и гватемальский департамент Петен. Эту область составляют низменности, изобилующие естественными водоемами и пересекаемые крупными реками Усумасинта, Мотагуа и др. Территория покрыта влажными тропическими лесами с разнообразной фауной, богатым выбором съедобных плодов и растений. Здесь, как и на севере, практически нет полезных ископаемых.
  3. К Южной области относятся горные цепи высотой до 4000 м. штата Чьяпас и гватемальского нагорья. Территория покрыта хвойными лесами и отличается умеренным климатом. Здесь встречаются различные минералы -жадеит, нефрит, обсидиан, пирит, киноварь, ценившиеся майя и служившие предметами торговли.

Климат всех областей характеризуется сменой сухого и дождливого сезона, требующей точности определения времени посева, что невозможно без развития астрономических знаний и календаря. Фауна представлена копытными (пекари, тапиры, олени), хищниками семейства кошачьих, разновидностями енотов, зайцев и рептилиями.

История цивилизации майя

Периодизация истории майя

  • …-1500 г. до н.э. - Архаический период
  • 1500-800 гг. до н.э. - Ранний формативный
  • 800-300 гг. до н.э. - Средний формативный
  • 300 г. до н.э. - 150 г. н.э. - Поздний формативный
  • 150-300 гг. - Протоклассический
  • 300-600 гг. - Раннеклассический
  • 600-900 гг. - Позднеклассический
  • 900-1200 гг. - Ранний постклассический
  • 1200-1530 гг. - Поздний постклассический

Проблема заселения региона майя пока далека от окончательного решения. Некоторые данные позволяют предполагать, что прото-майя пришли с севера, продвигаясь вдоль побережья Мексиканского залива, вытесняя местное население или смешиваясь с ним. Между 2000-1500 гг. до н.э. стали расселяться по всей зоне, распадаясь на различные языковые группы.

В VI-IV вв. до н.э. в Центральной области появляются первые городские центры (Накбе, Эль-Мирадор, Тикаль, Вашактун), отличающиеся монументальностью построек. В этот период городская планировка приобретает характерный для городов майя вид - приспособленное к рельефу сочленение самостоятельных, астрономически ориентированных акрополей, представляющих прямоугольную площадь, окруженную храмовыми и дворцовыми постройками на платформах. Ранние города майя формально продолжали сохранять родо-фратриальную структуру.

Классический период - I (III) -X вв. н. э.- время окончательного оформления и расцвета культуры майя. На всей территории майя возникают городские центры с подчиненными территориями города-государства. Как правило, города на этих территориях отстояли от центра не далее 30 км, что, видимо, обусловлено проблемами коммуникации из-за отсутствия в регионе тягловых животных. Население наиболее крупных городов-государств (Тикаль, Калакмуль, Караколь) достигало 50-70 тыс. человек. Правители больших царств носили титул ахав, а подчиненные им центры управлялись местными правителями - сахалями. Последние не были назначаемыми чиновниками, а происходили из местных правящих родов. Существовала и сложная дворцовая иерархия: писцы, чиновники, церемонимейстеры и др.

Несмотря на меняющуюся структуру социальных отношений, власть в городах-государствах передавалась по племенной схеме, что находило свое выражение в пышном культе обожествленных царских предков, кроме того, власть могла принадлежать и женщинам. Поскольку акрополи и города майя носили «генетический» характер и ассоциировались только с конкретными представителями того или иного рода, это явилось причиной периодического запустения отдельных акрополей и окончательного «оставления» городов майя в X в., когда вторгшиеся захватчики уничтожили представителей элиты, связанных кровным родством с захороненными в пределах акрополей (пирамидах) предками. Без такой связи акрополь утрачивал значение символа власти.

Социальная структура

Свидетельство тенденции к централизации власти в III-X вв. - узурпация правителями столичных центров ритуальной игры в мяч, возникновение которой восходит к временам внутриплеменной ротации власти и коллективного принятия решений. Аристократия концентрирует в своих руках торговлю ценными предметами, бобами какао и минералами, используемыми для изготовления украшений и ремесленных изделий,- обсидианом, жадеитом и др. Торговые пути пролегали как по суше, так по рекам и морям, далеко уходя на чужие территории.

В иероглифических текстах упоминаются жрецы, разделявшиеся на

  • жрецов-идеологов,
  • жрецов-астрономов,
  • «видящих» и
  • прорицателей.

Для прорицаний использовались психоделические практики.

Деталь священной фрески из Сан-Бартоло (Гватемала). Ок. 150 г. до н.э. Картина, изображает рождение космоса и доказывает божественное право правителя.

Основу общества составляли свободные общинники, селившиеся семейными домовладениями иногда вблизи городов, а иногда и на значительном удалении от них, что связано с характером землепользования и необходимостью менять (из-за снижения урожайности) каждые 4 года обрабатываемые семьей посевные участки.

В свободное от сева и сбора урожая время, общинники участвовали в общественных работах и военных компаниях. Только в постклассическом периоде стала выделяться особая прослойка полупрофессиональных воинов-хольканов, которые требовали от общины «услуг и подношений».

В текстах майя часто упоминаются военачальники. Войны носили характер кратковременных набегов для разорения противника и иногда захвата пленников. Войны в регионе велись постоянно и способствовали реструктуризации политической власти, усиливая одни города при ослаблении и подчинении других. Данных о рабовладении у классических майя нет. Если рабов и использовали, то в качестве домашних слуг.

Сведения о правовой системе майя отсутствуют.

Кризис X века — политическая и культурная перестройка

К X в. в Центральном районе начинаются активные миграции, при этом резко, в 3-6 раз сокращается население. Городские центры приходят в запустение, политическая жизнь замирает. Строительство почти не ведется. Меняются ориентиры в идеологии и искусстве - культ царских предков утрачивает первоочередное значение, тогда как обоснованием власти правителя становится происхождение от легендарных «тольтекских завоевателей».

На Юкатане кризис конца классического периода не привел к сокращению населения и падению городов. В ряде случаев гегемония от старых, классических центров переходит к новым. Процессы социальных и политических изменений после разрушения тольтеками традиционной для майя системы городской власти наблюдаются в постклассическом периоде на примере таких городов, как

  • Чичен-Ица тольтеков в X-XIII вв.;
  • Майяпан в период правления Кокомов в XIII-XV вв.;
  • постклассический Мани, в подчинении которого в XVI в. находилось 17 городков и селений.

К моменту появления испанцев на юго-востоке Юкатана сформировалось государство Акалан (майя-чонталь), где уже выделился столичный город Ицамканак с подчиненными 76 городами и селениями. В нем администрация, храмы, 100 домов из камня, 4 квартала со своими покровителями и их храмы, совет глав кварталов.

Конфедерации городов со своей столицей стали новым типом политико-территориальных образований, контролировавшим политическую, административную, религиозную и научную сферы жизни. В сфере духовной концепция реинкарнации уходит в область религиозной абстракции, что позволяет городам (возникающим столицам) сохранять свои функции и после смены власти. Междоусобные войны становятся нормой, город приобретает оборонительные характеристики. Одновременно происходит рост территории, усложнение системы контроля и защиты.

У юкатанских майя существовало рабовладение, была развита торговля рабами. Рабов использовали для переноски тяжестей и домашней работы, но чаще приобретали для принесения в жертву.

В горной Гватемале с наступлением постклассического периода распространяется «майя-тольтекский стиль». Очевидно, проникшие науакультурные группы были, как и на Юкатане, ассимилированы местным населением. В результате образовалась конфедерация 4 племен майя - какчикелей, киче, цутихиль и рабиналь, подчинившая в XIII-XIV вв. различные майя- и науаязычные племена горной Гватемалы. В результате междоусобиц конфедерация вскоре распалась, почти одновременно с вторжением ацтеков и появлением в начале XVI в. испанцев.

Хозяйственная деятельность

Майя практиковали экстенсивное подсечно-огневое земледелие с регулярной сменой участков. Главной культурой были маис и фасоль, составлявшие основу рациона. Особую ценность представляли бобы какао, использовавшиеся и в качестве обменной единицы. Выращивали хлопок. Домашних животных у майя не было, за исключением особой породы собачек, иногда употреблявшихся в пищу, из птицы - индюков. Функцию кошки выполняла носуха - разновидность енота.

В классический период майя активно применяли ирригацию и другие способы интенсивного земледелия, в частности «приподнятые поля» схожие со знаменитыми ацтекскими чинампами: в долинах рек создавались искусственные насыпи, которые при разливах возвышались над водой и задерживали ил, что значительно повышало плодородие. Для повышения урожайности участок одновременно засевали маисом и бобовыми, что создавало эффект удобрения почвы. Вблизи жилища высаживались фруктовые деревья, перец-чиле, являющийся важным компонентом пищевого рациона индейцев.

Землевладение продолжало оставаться общинным. Институт зависимого населения был развит мало. Главной сферой его применения могли быть плантации многолетних культур - какао, фруктовых деревьев, находившихся в частной собственности.

Культура цивилизации майя

Научные знания и письмо

Майя разработали сложную картину мира, в основе которой лежали представления о реинкарнации и бесконечном чередовании циклов мироздания. Для своих построений они использовали точные математические и астрономические знания, сочетающие циклы Луны, Солнца, планет и время прецессионного оборота Земли.

Усложнение научной картины мира потребовало разработки письменной системы на основе ольмекской. Письмо майя было фонетическим, морфемно-силлабическим, предполагавшим одновременное использование около 400 знаков. Одна из наиболее ранних надписей - 292 г. н. э.- обнаружена на стеле из Тикаля (№ 29). Основное количество текстов было нанесено на монументальные памятники или предметы мелкой пластики. Особый источник представляют тексты на керамических сосудах.

Книги майя

Сохранились лишь 4 рукописи майя -«кодексы», представляющие сложенные гармошкой (страницами) длинные полосы бумаги из коры фикуса («индейская бумага»), относящиеся к постклассическому периоду, очевидно, переписанные с более древних образцов. Регулярное переписывание книг, вероятно, издревле практиковалось в регионе и было связано со сложностями хранения рукописей в условиях влажного жаркого климата.

Дрезденская рукопись представляет собой полосу «индейской бумаги» длиной 3,5 м, высотой 20,5 см, сложенной в 39 страниц. Она была создана ранее XIII в. на Юкатане, откуда ее вывезли в Испанию в дар императору Карлу V, от которого она попала в Вену, где в 1739 г. у неизвестного частного лица ее приобрел библиотекарь Иоганн Кристиан Гетце для Дрезденской Королевской библиотеки.

Парижская рукопись - полоса бумаги общей длиной 1,45 м и 12 см высотой, сложенной в 11 страниц, из которых начальные полностью стерты. Рукопись относится к периоду правления династии Кокомов на Юкатане (XIII-XV вв.). В 1832 г. она была приобретена Парижской Национальной библиотекой (хранится здесь и ныне).

Мадридская рукопись была написана не ранее XV в. Она состоит из двух фрагментов без начала и конца «индейской бумаги» высотой 13 см, общей длиной 7,15 м, сложенных в 56 страниц. Первая часть была приобретена в Эстремадуре Хосе Игнасио Миро в 1875 г. Поскольку было высказано предположение, что она некогда принадлежала завоевателю Мексики Кортесу, то отсюда ее название - «кодекс Кортеса», или кортезианская. Второй фрагмент в 1869 г. был приобретен Брассер-де-Бурбуром у дона Хуана Тро-и-Ортолано и был назван ортоланским. Соединенные вместе куски стали называться Мадридской рукописью, она хранится с тех пор в Мадриде в Музее Америк.

Рукопись Гролье находилась в частном собрании в Нью-Йорке. Это скорее фрагменты 11 страниц без начала и конца, датируемые XIII в. Очевидно, эта майяская рукопись, происхождение которой неизвестно, была составлена под сильным миштекским влиянием. Об этом свидетельствует специфическая запись цифр и особенности изображений.

Тексты на керамических сосудах майя называют «глиняными книгами». В текстах отражены практически все стороны жизни древнего общества-от быта до сложных религиозных представлений.

Дешифровка письма майя была осуществлена в 50-е годы XX в. Ю.В. Кнорозовым на основании разработанного им же метода позиционной статистики.

Архитектура

Наивысшего расцвета архитектура майя достигает в классический период: активно воздвигаются церемониальные комплексы, условно называемые акрополями, с пирамидами, дворцовыми сооружениями и стадионами для игры в мяч. Строения группировались вокруг центральной прямоугольной площади. Здания возводились на массивных платформах. При строительстве использовался «ложный свод» - пространство между кладкой крыши постепенно сужалось кверху, пока стены свода не смыкались. Крышу часто венчали массивные гребни, украшенные лепниной. Техника строительства могла быть разной - от каменной кладки до бетонообразной массы и даже кирпичей. Здания раскрашивались, чаще красным цветом.

Выделяются два основных типа построек - дворцы и храмы на пирамидах. Дворцы представляли собой длинные, как правило одноэтажные здания, стоявшие на платформах, иногда многоярусных. При этом переход по анфиладам комнат напоминал лабиринт. Окон не было и свет проникал лишь сквозь дверные проемы и специальные вентиляционные отверстия. Возможно, дворцовые постройки отождествлялись с длинными ходами пещер. Почти единственным примером построек в несколько этажей является дворцовый комплекс в Паленке, где еще и возведена башня.

Храмы ставились на пирамидах, высота которых иногда достигала 50-60 м. К храму вели многоступенчатые лестницы. Пирамида воплощала гору, в которой находилась легендарная пещера прапредков. Поэтому здесь же могло помешаться элитное захоронение - иногда под пирамидой, иногда в ее толще, а чаще сразу под полом храма. В некоторых случаях пирамида возводилась непосредственно над естественной пещерой. Сооружение поверх пирамиды, условно называемое храмом, не обладало эстетикой внутреннего весьма ограниченного пространства. Функциональное значение имели дверной проем и помещавшаяся у стены напротив этого проема скамья. Храм служил лишь обозначением выхода из пещеры прапредков, о чем свидетельствует его внешнее убранство и иногда связь с внутрипирамидальными погребальными камерами.

В постклассику появляется новый тип площади и сооружений. Ансамбль формируется вокруг пирамиды. По сторонам площади возводятся крытые галереи с колоннами. В центре располагается небольшая церемониальная платформа. Появляются платформы для стояков с жердями, унизанными черепами. Сами сооружения значительно сокращаются в размерах, иногда не соответствующие человеческому росту.

Скульптура

Фризы зданий и массивные кровельные гребни покрывались лепниной из известкового раствора -штука. Притолоки храмов и воздвигавшиеся у подножий пирамид стелы и алтари покрывались резьбой и надписями. В большинстве областей ограничивались техникой рельефа, только в Копане получила распространение круглая скульптура. Изображались дворцовые и батальные сцены, ритуалы, личины божеств и т. д. Как и здания, надписи и монументы обычно раскрашивались.

К монументальной скульптуре относятся и стелы майя - плоские, высотой около 2 м монолиты, покрывавшиеся резьбой или росписями. Наиболее высокие стелы достигают 10 м. Стелы как правило ассоциированы с алтарями - круглыми или прямоугольными камнями, устанавливавшимися перед стелами. Стелы с алтарями являлись усовершенствованием ольмекских монументов и служили для передачи трехуровневого пространства мироздания: алтарь символизировал нижний уровень - переход между мирами, средний уровень занимало изображение событий, происходящих с конкретным персонажем, а верхний уровень символизировал возрождение новой жизни. В случае отсутствия алтаря изображаемый на нем сюжет компенсировался появлением на стеле нижнего, «пещерного», уровня, или рельефной ниши, внутри которой и помещалось основное изображение. В некоторых городах большое распространение получили грубо закругленные плоские алтари, клавшиеся на землю перед стелой, или же каменные фигурные изображения рептилий, как например, в Копане.

Тексты на стелах могли посвящаться историческим событиям, но чаще всего носили календарный характер, отмечая периоды правления того или иного правителя.

Живопись

Произведения монументальной живописи создавались на внутренних стенах зданий, погребальных камер. Краска накладывалась либо по сырой штукатурке (фреска), либо по сухому грунту. Основная тема росписей - массовые сцены сражений, празднеств и т. д. Наиболее известны росписи Бонампака - здания из трех помещений, стены и потолки которых целиком покрыты росписью, посвященной победе в военных действиях. К изобразительному искусству майя следует отнести полихромную роспись на керамике, отличающуюся большим сюжетным разнообразием, а также рисунки в «кодексах».

Драматическое искусство

Драматическое искусство майя вышло непосредственно из религиозных церемоний. Единственное дошедшее до нас произведение - это драма Рабиналь-Ачи, записанная в XIX в. В основе сюжета -пленение воина киче воинами общины рабиналь. Действие развивается в форме своеобразного диалога пленника с другими главными героями. Основной поэтический прием -традиционное для устного индейского фольклора ритмическое повторение: участник диалога повторяет фразу, сказанную его противником, и затем произносит свою. Исторические события - войны рабиналя с киче - накладываются на мифологическую основу - сказание о похищении богини вод-супруги старого бога дождя. Драма кончалась реальным жертвоприношением главного героя. Дошли сведения о существовании других драматических произведений, а также комедий.

В доколумбовой Америке существовала цивилизация майя, по праву признанная одной из самых ярких. Группа разнообразных индейских народов численностью около 2.7 миллиона обитала в Мексике. Существует гипотеза, что люди заселили Америку еще тридцать тысяч лет назад, придя туда из Азии.

Невзирая на то, что майя вплоть до X века н. э. не знали, как обрабатывать землю плугом и не использовали в своей деятельности парнокопытных животных, не имели колесных повозок и представления о металлах, они постоянно совершенствовались.

В частности, освоили иероглифическую письменность. С помощью иероглифов майя писали кодексы – книги на своеобразной бумаге. Именно они в настоящее время помогают ученым в исследовании этой цивилизации. Впервые кодексы перевел немецкий ученый Э.Ферстеманн в конце XIX века.

Разбирались майя в движении луны и солнца – предсказывали затмения. Их вычисления относительно перемещений Венеры также были близки к правильным, разница составляла всего 14 секунд в год. Также они раньше, чем представители арабских стран и индусы, начали пользоваться понятием нуля.

Умелое объединение астрономических знаний и письменности помогали племенам фиксировать время. Их системы счета, называемые «цолкин» и «тоналаматль», имели в своем основании числа 20 и 13. Корни первой из них уходят гораздо в более раннее время, чем то, в котором жили майя, однако, именно они усовершенствовали систему.

В этой цивилизации процветало искусство: они создавали прекрасные скульптуры, изделия из керамики, возводили величественные здания и занимались живописью.

Наивысшей степени развития в древности искусство мексиканских индейцев достигло во временной промежуток с 250 по 900 г. н. э., так называемый классический период. Прекраснейшие фрески были найдены исследователями городов Паленке, Копане и Бонампаке. Сейчас их приравнивают к культурным памятникам античности, ведь древние изображения майя действительно не уступают последним по красоте. К сожалению, многие из ценностей не сохранились до наших лет, уничтоженные или временем, или инквизицией.


Архитектура

Основные мотивы в архитектуре майя – это божества, змеи и маски. Религиозная и мифологическая тематика нашла отражение как в мелкой керамике, так в скульптурах и барельефах. Создавали свои произведения искусства майя из камня, в основном используя известняк.


Архитектура этого народа величественная, для нее характерны массивные, устремляющиеся вверх фасады у дворцов и храмов, гребни на крышах.

Исследования народа майя

Индейцы создавали города, используя для этого только мускульную силу, под руководством царей и жрецов возводили храмы и дворцы, совершали военные походы. К сожалению, сейчас большинство городов майя превратились в развалины. Были у них и свои боги, которым они поклонялись, имели место ритуальные жертвоприношения и обряды.

Долгое время ученые полагали, что постоянно в церемониальных центрах никто не жил, а здания использовались только для совершения обрядов. Но позднее было доказано, что в большинстве своем дворцы знати и жрецов возводились достаточно близко к ним.

Благодаря исследованиям церемониальных центров было добыто достаточно много сведений относительно жизнедеятельности высших слоев общества майя. В противовес этому, о низших классах было известно мало. Например, недостаточно изучен вопрос жизни земледельцев, а ведь именно они с помощью своего труда содержали господствующие слои. Именно эта сторона жизни майя и изучается в настоящий момент археологами.

Новые исследования позволили ученым создать совершенно иную хронологию этой цивилизации. Они выяснили, что майя как минимум на 1000 лет старше, чем предполагалось ранее. Сделано это было благодаря радиоуглеродному исследованию найденных археологами деревянных изделий. Доказано, что они были изготовлены в период 2750 – 2450 г.г. до н. э. Соответственно, культура майя оказалась старше ольмекской, считавшейся до этого момента прародительницей майя и еще ряда других цивилизаций. Так исключили фактор влияния ольмекской культуры и выдвинули гипотезу о возможном обратном влиянии. Таким образом, потребуются дальнейшие исследования истории континента. Ведь всего один сезон раскопок смог прибавить тысячу лет к существованию майя и более полутора к предыстории всей Месоамерики.

Открытия археологов позволили создать более точную периодизацию благодаря ряду причин, основными из которых являются две:

  1. На территории в большом количестве найдены керамические изделия, позволяющие при использовании самых современных методов точнее датировать древнюю культуру.
  2. Благодаря иероглифической письменности древних индейцев удалось перевести большую часть их записей, сопоставляя с их с летоисчислением, а потом и с современным календарем. Это помогло определить вплоть до месяца даты особых для цивилизации майя событий, царствования правителей и просто важных для истории личностей, их имена, годы жизни.

Территория и климат

На внушительной территории (площадью 325 тысяч квадратных километров), которую занимают сейчас различные штаты Мексики и где ранее жили майя, фактически выделяют некоторые природные зоны. На каждой из них свой климат, свои природные условия, растительность, рельеф и т. д. То есть каждая природная зона представляет собой некую экологическую систему. Первая из систем – выдвинувшиеся своеобразным полукругом на юг, захватывая юго-запад и юго-восток, плоскогорья и горные цепи Центральноамериканской Кордильеры. Ко второй экологической системе условно относят долины и холмы вокруг Петенского бассейна в Гватемале, а также сам внутренний бассейн и южная часть полуострова Юкатан. Последняя зона дислокации майя – равнина на севере Юкатана. Просторная, покрытая травой и кустарниками, она тоже была заселена индейцами древности.

Лингвистические особенности майя

До настоящих времен сохранилось 24 языка майя, наиболее важные из которых объединяют в языковые семьи, а их в свою очередь – в общую лингвистическую ветвь.

Уастекский язык по сей день можно услышать в одном из северных районов штата Веракрус, и пока остается загадкой, почему там оказались носители языка. Эмигрировали в это место они около 1200 г. до н. э. - еще до того, как возникла цивилизация майя. Помимо уастеков, расположившихся далеко за пределами ареала майя, существовали и другие эмигранты, но они в основном оставались на той же территории, о чем говорят исследования современных специалистов по лингвистике. По их мнению, за 2500 лет до н. э. в тех местах существовала община, члены которой разговаривали на языке протомайя. Он постепенно разделялся на диалекты, и их носители были вынуждены эмигрировать. Так и была определена область жизни народов майя. А непосредственно их историю стало возможным разделить на конкретные периоды благодаря данным археологических раскопок.

Майя в наши дни

Сегодня численность потомков древнейшей цивилизации на полуострове Юкатан составляет приблизительно 6.1 млн, при этом в Гватемале проживает примерно 40% майя, а в Белизе – в районе 10%. Религиозные предпочтения майя видоизменились со временем и теперь представляют собой совокупность древних традиций и христианских. У каждой современной общины майя есть свой покровитель. Форма пожертвований тоже изменилась, теперь это свечи, специи или домашняя птица. У ряда групп майя, желающих выделяться среди других, имеются особые мотивы в традиционной одежде.


В качестве наиболее сохранившей традиции группы известны лекандонские майя. Христианство практически не оказало влияния на эту общину, их одежда отличается хлопковым составом и украшена традиционными мотивами. Но тем не менее все больше представителей майя подвергается действию прогресса: они смотрят телевизоры, ездят на автомобилях, переодеваются в современные вещи. Более того, майя зарабатывают деньги на туризме, рассказывая о традициях своей цивилизации.

Особо стоит отметить мексиканский штат Чиапас. Там ряд деревень, контролируемых сапатистами, добились в недалеком прошлом автономии на управление.