Замена ремня ГРМ своими руками — шаг к самостоятельному обслуживанию авто

Казалось бы, что сложного в процессе установки ремня ГРМ – газораспределительного механизма? Но, несмотря на кажущуюся простоту, как выставить ремень ГРМ правильно, знают далеко не все автовладельцы. Дело в том, что делать это необходимо согласно специальным меткам, которые зачастую сбиваются во время осуществления замены данного элемента. Если ремень ГРМ выставить неправильно – скорее всего, вы не сможете завести свой автомобиль, или же подобная халатность может вызвать ряд других поломок. Чтобы не допустить этого, мы хотим вас подробно ознакомить с процессом установки этого ремня и с тем, как правильно выставлять метки.

1. Когда возникает необходимость и что нужно для выставления ремня ГРМ?

Для того чтобы у вас не возникло сомнений в важности правильного выставления , в первую очередь разберемся в том, какие функции данный элемент выполняет в процессе работы автомобиля. Нужен он для того, чтобы передавать от коленчатого вала автомобильного двигателя крутящий момент на распределительный вал. Благодаря этому в цилиндрах осуществляется газораспределение топлива и воздуха. Как и любая другая деталь, ремень ГРМ со временем может изнашиваться, начать проскальзывать или даже может оборваться. Как результат, система газораспределения начинает работать некорректно, что также вызывает неправильную работу распределительного вала.

Самое страшное, что может произойти при разрыве ремня ГРМ, – это деформация клапанов и поршней автомобильного двигателя. В случае, если подобная ситуация возникнет прямо во время движения, автомобиль может даже попасть в аварию. Исправить поломку можно будет только на СТО.

В связи с этим эксплуатация ремня ГРМ не должна превышать отведенный ему срок. Однако с точностью определить, сколько сможет прослужить этот элемент, сказать практически невозможно. На это может влиять множество самых разных факторов:

1. Оригинальность ремня ГРМ. Если на автомобиль был установлен «родной» ремень, вероятнее всего, он прослужит намного дольше, чем китайская копия. Также значение имеет и то, подбирался ремень под конкретную модель авто, или же использовался универсальный – он тоже прослужит меньше, поскольку их параметры и качество зачастую не внушают доверия. В таком случае отведенный производителем срок эксплуатации ремня лучше уменьшить и осуществить замену раньше. В среднем же это рекомендуется делать после каждых 65 тыс. км пробега.

2. Стиль вождения. Если двигатель и все его элементы эксплуатируются в очень сложных условиях, замену расходных деталей необходимо осуществлять чаще. При этом очень важно постоянно визуально следить за состоянием ремня.

3. Возраст автомобиля. Чем старше авто, тем чаще ему требуется замена деталей. Также, если вы приобрели не новое авто, такие элементы как ремень ГРМ в любом случае рекомендуется заменить. Ведь продавец для накручивания цены может скрывать от вас реальный пробег автомобиля и приукрашивать его реальное состояние.

Так что после достаточно большого пробега или же в результате заметного износа ремня ГРМ, необходимо заняться его заменой и правильным выставлением нового. Для этого вам не понадобится много инструментов, но все же самый необходимый набор необходимо подготовить заранее:

- домкрат;

Накидные и гаечные ключи;

Отвертку;

Винты небольших размеров (можно заменить сверлами);

Вороток с накидной головкой;

Торцевой ключ.

Полностью весь набор вам может и не понадобиться, но лучше постоянно иметь под рукой нужный инструмент, чем прерывать работу в самом ответственном месте и бежать за ним в гараж.

2. Как выставить ремень ГРМ без плачевных последствий для автомобиля?

Итак, если у вас возникла загвоздка с тем, как правильно выставить метки для ремня ГРМ, внимательно читаем нашу статью и сразу же приступаем к работе. В первую очередь необходимо позаботиться о том, чтобы не сбились метки, выставленные на старом ремне. Поэтому, если вы осуществляете замену старого ремня самостоятельно, не снимая его с автомобиля, выставьте двигатель в положение ВМТ-1. Благодаря этому можно будет избежать длительного процесса настройки после установки нового ремня ГРМ.

К сожалению, получается это далеко не у всех водителей. Чтобы проверить, не сбились ли метки, после установки нового ремня ГРМ необходимо при помощи торцевой головки с трещоткой два раза прокрутить коленвал и понаблюдать, как на это реагируют все элементы двигателя. Если все работает хорошо, значит, метки не сбились и ремень ГРМ был установлен правильно.

Но вот как найти положение ВМТ-1? Сделать это можно благодаря трем способам, которые не отличаются сложностью:

1. Найдите насечку на ручье шкива и стрелку, которая находится на нижнем кожухе ремня (он расположен непосредственно над шкивом). Насечку и стрелку необходимо совместить между собой таким образом, чтобы первая «смотрела» почти вертикально вверх, а вторая была направлена вниз.

2. Найдите на маховике метку «0» и совместите ее с зубом, которые расположен в окне на верхней части колокола коробки переключения передач автомобиля.

3. Выверните первую свечу в двигателе автомобиля и вставьте в оставленное после нее отверстие металлический стержень или отвертку (чем длиннее будут эти элементы, тем удачнее вы сможете осуществить данную операцию). После этого постарайтесь упереть стержень в поршень и, поворачивая двигатель, отыскать верхнюю точку подъема поршня, и в таком положении его и оставить для выставления ремня ГРМ. Однако данный способ рекомендуется использовать только в самом крайнем случае, поскольку он является наиболее опасным.

Чтобы убедиться в том, что любой из этих способов был выполнен правильно, можно после него попробовать реализовать второй. То есть они являются «взаимопроверяемыми». Но в любом из них в первую очередь придется проверить, совпадают ли метки звездочки распределительного вала. Если совпадения нет, то в каждом случае необходимо будет исправлять ситуацию разным путем:

Если метка находится сзади звездочки распределительного вала, ее необходимо будет совместить с прокладкой клапанной крышки, а вернее, с ее левым верхним краем.

Если метка находится спереди и на ней стоит маркировка «ОТ», то ее необходимо совместить со стрелкой в форме полумесяца, которая находится за звездочкой распределительного вала.

Если метка распределительного вала сместилась на примерно на 180°, коленчатый вал необходимо прокрутить на один оборот. Благодаря этому все необходимые метки должны стать в нужное положение и совпадать с перечисленными отметками.

После выставления двигателя в положение ВМТ не лишним будет также снять крышку трамблера, чтобы убедиться, что насечка на корпусе этого устройства совпадает с центром бегунка. Чтобы увидеть саму насечку, необходимо немного приподнять тарелку-кожух (она изготовлена из пластика), которая закрывает собой . Если и эти метки совпали, значит, двигатель и все его метки находятся в правильном положении, и во время установки нового ремня ГРМ не должно произойти никаких сбоев. После этого стоит приступить к замене ремня ГРМ и установке на его место нового. Заключается этот процесс в следующем:

1. Ослабляем 4 крепежных болта, которые находятся на шкиве коленчатого вала автомобильного двигателя, что позволит нам снять сам шкив. Вместе с ним снимаем нижний кожух ремня, но чтобы это сделать, придется параллельно застопорить двигатель, максимально затянуть ремень генератора и сдернуть шкив помпы. При ослаблении трех крепежных болтов шкива помпы, одновременно ослабится и ремень генератора. Благодаря этому его можно будет полностью снять.

2. Ролик натяжителя необходимо отпустить и снять со шпильки, так как его необходимо будет заменить вместе с ремнем ГРМ. После этого можно будет снять и сам ремень.

3. Осуществляем замену ролика натяжителя и устанавливаем на место старого новый ремень ГРМ. Его необходимо немного подтянуть. Сделать это необходимо таким образом, чтобы между звездочкой распределительного вала двигателя при помощи большого и указательного пальцев ремень можно было перекрутить примерно на 90° (но не больше).

4. Не меняя положения коленчатого вала (а мы его выставили в положение ВМТ-1), необходимо проверить, совпадает ли метка распределительного вала. Если расхождение незначительное, необходимо ослабить ролик и немного переставить ремень ГРМ. При этом он не должен провисать между звездочкой распределительного вала, коленчатым валом и промежуточным валом.

5. Обратно натягиваем ролик, возвращая его в исходное положение, и прокручиваем болт коленчатого вала на два оборота. Проверяем правильность выставленных меток.

6. Если все метки на коленчатом и распределительном валах совпадают, но не совпадают метки на трамблере, необходимо ослабить крепежный болт, который зажимает трамблер, и провернуть устройство до того момента, пока вы не добьетесь совпадения центра бегунка и его метки. После этого выставление ремня ГРМ можно считать завершенным.

3. К чему может привести неправильное выставление ремня ГРМ?

Поскольку основное назначение описываемой нами детали – это обеспечение слаженного функционирования всего газораспределительного механизма автомобильного двигателя, то неправильное выставление ремня ГРМ может стать причиной серьезных проблем с автомобилем. То есть без нормального функционирования ремня невозможно нормальное функционирование автомобиля. Даже если в процессе износа и растягивания ремня в длину произойдет проскальзывание хотя бы на одно деление, то это уже может стать причиной поломки автомобильного двигателя или одной из его деталей.

Как мы уже упоминали выше, самая частая и неприятная поломка, которую может вызвать разрыв ремня ГРМ (а к этому также может привести неправильная его установка) – это серьезные повреждения клапанов, после чего их обязательно придется менять. Если двигатель работает на дизельном топливе, то из-за обрыва ремня ГРМ может полностью выйти из строя распределительный вал. Это также вызовет необходимость в замене данной детали, а также прокладки блока цилиндров двигателя. Как известно, выполнить подобные работы в домашних условиях практически невозможно. В любом случае, покупка новых деталей влетит вам в копеечку.

Но как же узнать о том, что ремень ГРМ был выставлен неправильно? В первую очередь, вам об этом сообщит сигнал «чек», который загорится сразу же после включения . Однако даже включить зажигание можно будет не во всех случаях, особенно если произошел очень сильный сбой в метках. Если же завести авто все же удалось, то работать двигатель все равно будет не стабильно, педаль газа практически не будет влиять на его обороты. Дополнительные признаки неправильного выставления ремня ГРМ:

- наличие ощутимых вибраций при работе двигателя;

Стук под капотом;

Резко возросший расход топлива;

Быстрый износ деталей, в том числе и ремня ГРМ.

Таким образом, при установке ремня ГРМ необходимо очень внимательно его выставлять. Если вы сами не рискуете приступать к такому серьезному заданию, лучше будет обратиться за помощью к специалистам, хотя за это и придется заплатить. Ведь если выставление ремня будет осуществлено неправильно, это приведет к еще большим расходам на ремонт автомобильного двигателя.

Подписывайтесь на наши ленты в

Ременной привод газораспределительного механизма (ГРМ), впервые заменивший цепь на автомобиле в далёком 1956 году, связывает коленчатый и распределительный вал, обеспечивая их синхронное вращение. Учитывая, что ремень привода ГРМ выполняет столь важную функцию, нужно постоянно отслеживать его техническое состояние и вовремя менять. Операцию по замене рекомендуется поручать работникам автосервиса, хотя при желании её можно выполнить самостоятельно, предварительно изучив устройство механизма и алгоритм ведения работ.

Киковы причины и последствия обрыва ремня ГРМ

Теоретический ресурс этого резинотехнического изделия довольно велик, но не вечен. Он лежит в пределах от 50 до 150 тыс. км пробега в зависимости от марки и модели авто. В реальности указанный срок службы может значительно сократиться, а ремень - преждевременно оборваться в силу таких причин:

Примечание. В некоторых моделях автомобилей помпа не входит в состав механизма ГРМ, а приводится в действие отдельным ремнём, вращающим вал генератора.

Обратите внимание: водяной насос заклинивает далеко не сразу. Изношенный подшипник даёт о себе знать, издавая разные звуки, - от писка на первой стадии до треска при полном разрушении сепаратора. При этом вал помпы может перекоситься, появляется течь антифриза, а ремень совершает перескок на несколько зубьев.

Так выглядят загнутые клапаны, не прилегающие к сёдлам

Обрыв ременного привода на ходу во многих случаях ведёт к ремонту двигателя, а именно - замене клапанов. Это настоящая лотерея, где шансы удачного и плачевного исхода примерно равны - 50/50. Все зависит от положения клапанов в момент разрыва, ведь распределительный вал останавливается, а поршни продолжают двигаться вверх-вниз.

Если какая-то пара клапанов замерла в положении «полностью открыты», то удар поршнями по их тарелкам практически неизбежен. От ударной нагрузки штоки клапанов изгибаются и детали приходят в негодность. Тогда замена ремня превращается в ремонт двигателя со снятием головки блока цилиндров (ГБЦ). Худшее из зол - повреждение самого поршня, что можно понять уже после разборки.


Поршни после встречи с клапанами

В некоторых 8-клапанных моторах встреча с поршнями не происходит, поскольку конструкторы, предвидя такую возможность, предусматривают зазор между этими деталями. В 16-клапанных силовых агрегатах это сделать сложно из-за недостатка места, поэтому вероятность поломки довольно высока.

Признаком обрыва ремня является полная остановка двигателя прямо на ходу. При попытке запуска мотор не подаёт признаков «жизни», а стартер вращается легче и быстрее обычного. Иногда разрыв сопровождается металлическим стуком, свидетельствующим, что встреча клапанов с поршнями состоялась. Если вы услышали такой звук, то не пытайтесь заводить двигатель, пока не проверите состояние привода газораспределительного механизма, чтобы не нанести дополнительный вред.

Если он порвался: печальные последствия на видео

О сроках и периодичности замены по регламенту

Точно периодичность замены ременного привода ГРМ указана в инструкции по эксплуатации, прилагающейся к каждому автомобилю. Там же указано, нужно ли одновременно с ремнём менять натяжной ролик. Как правило, он тоже меняется на новый.

Как уже говорилось, срок службы изделий зависит от марки авто и лежит в диапазоне 50-150 тыс. км. Но состояние привода ГРМ следует периодически контролировать и производить досрочную замену в таких случаях:

  • на задней стороне ремня появились продольные трещины;
  • края резинотехнического изделия «разлохмачены», из него торчат нитки от корда;
  • при наличии поперечных трещин на внутренней стороне между зубцами;
  • зубья начали отслаиваться либо заметно истёрлись, а детали механизма и стенки кожуха покрылись чёрной резиновой пылью.


Поперечные трещины - первый звоночек

Чтобы провести визуальный осмотр ременного привода и оценить его состояние, достаточно открутить и снять верхний защитный кожух (обычно сделан из пластмассы). Попутно стоит осмотреть все шестерни и стенки блока цилиндров в поисках потёков моторного масла или антифриза из помпы.

Совет. Если двигатель вдруг начал неустойчиво работать на холостом ходу и в движении, появились выстрелы в ресивере инжектора и выхлопной трубе, то сделайте внеочередной осмотр привода ГРМ. Эти неполадки возникают из-за сдвинутых фаз газораспределения, чему причиной - ослабленный ремень, перескочивший на 1-2 зуба.

Современные ремни для газораспределительных механизмов автомобильных двигателей - изделия высокотехнологичные, а потому недешевые. Изготавливаются они на основе искусственного каучука (неопрена, полихлорпрена) с различными добавками, усиленного кордом из прочных нитей. Последние делаются из стекловолокна, нейлона и хлопка.

Чтобы правильно подобрать новый ремень, предлагается следовать таким рекомендациям:

  1. Лучший способ не ошибиться с размером и формой зубьев - взять с собой в магазин старый ремень и сравнить его с предлагаемыми образцами. Совпадать должно все - длина, ширина, профиль зубцов.
  2. Не пытайтесь сэкономить, выбирая более дешёвые изделия. А если ваша машина эксплуатируется в экстремальных условиях, то стоит выбрать лучший вариант - оригинал, по итогу он себя окупит.
  3. Проверяйте жёсткость резинотехнического изделия. Чем оно эластичнее, тем дольше прослужит на автомобиле. Заметьте: чем дешевле ремень ГРМ, тем он жёстче (специалисты говорят – «дубовый»).
  4. Внешне новое изделие не должно иметь на зубцах наплывов (маленькие заусенцы допускаются), раковин или пор. На ощупь поверхность должна быть гладкой, не шершавой.
  5. По возможности сверяйте каталожный номер либо артикул, если он нанесён на тыльной стороне ремня.

Поскольку рынок автозапчастей насыщен всякого рода подделками, то всегда есть вероятность нарваться на некачественное изделие. Чтобы обезопасить себя, старайтесь покупать ремень и ролик для ГРМ в торговых точках от официальных дилеров. Оригинальные запчасти продаются комплектами, запечатанными в одной упаковке.


Комплект оригинальных деталей - ремень и два ролика

Наиболее популярные производители ременных приводов - бренды Gates и Bosch. Их и подделывают чаще всего, да так, что отличить довольно сложно. Практикуется такой способ проверки: попросите показать вам несколько одинаковых изделий и сверьте номера, нанесённые на тыльной стороне. У «правильных» ремней комбинации цифр не должны повторяться. Если номера одинаковые, то перед вами наверняка поддельная продукция из Поднебесной.


Разные цифры - признак подлинности изделия

Как снять и заменить ременной привод

Главное правило, которое важно соблюдать во время замены ремня - не нарушить фазы газораспределения, что достигается совмещением меток на шестернях, маховике коленвала и корпусе двигателя. В процессе ведения работ нужно контролировать, чтобы метки не сдвинулись. Процедура делится выполняется по такой схеме:

  1. Разборка узла и снятие старого ремня.
  2. Визуальный осмотр деталей механизма и очистка внутренней полости от грязи.
  3. Установка нового ремня с роликом, его натяжение.
  4. Сборка и проверка работоспособности.

В большинстве случаев ставить новый привод можно без каких-то специальныех инструментов. Исключение - 16-клапанные моторы, где для фиксации распределительных валов рекомендуется использовать кондукторы, но в крайнем случае можно обойтись и без них. Стандартный набор инструмента такой:

  • домкрат и колёсный ключ;
  • ключи рожковые, накидные, головки с удлинителем;
  • отвёртка, пассатижи с заострёнными концами;
  • фонарик для подсветки.


Приспособление для фиксации распредвала

С некоторыми моделями машин проще работать из смотровой канавы, но обычно для замены ремня ГРМ она не требуется. Порядок ведения работ отличается для 8 и 16-клапанных двигателей, поэтому их стоит рассмотреть по отдельности. Примером послужит семейство переднеприводных автомобилей ВАЗ.

Порядок работ на двигателе с 8 клапанами: пошаговая инструкция с фото

Вначале необходимо поставить машину на ровной площадке или смотровой яме и зафиксировать ручным тормозом. Затем открутить и снять переднее колесо со стороны узла ГРМ, подняв авто на домкрате. Дальнейшие действия выполнять в таком порядке:

  1. Снять пластиковую крышку, закрывающую привод сверху.
  2. Демонтировать элементы, закрывающие доступ к нижней крышке газораспределительного механизма, - брызговики, пыльники, защиту картера. Ослабить и убрать ремень привода генератора, снять крышку.
  3. Мощной отвёрткой или монтажной лопаткой заклинить коленчатый вал, вставив её между зубьев маховика. Рожковым ключом ослабить болт, удерживающий шкив на торце коленвала. Снять шкив, а болт вкрутить обратно в отверстие.
  4. Освободить коленчатый вал и вращать его ключом за болт до совмещения меток. Должны совпасть риски, нанесённые на корпусе, шестерёнках и маховике. Для верности снова заклинить коленвал.
  5. Отпустить гайку натяжного ролика и снять ослабленный старый ремень. Следом демонтируйте ролик.
  6. Обследовать помпу и сальники на предмет протечек и тщательно протереть от грязи полость механизма.


Совмещение меток

Совет. Как правило, болт шкива сильно затянут и ослабить его проблематично. Привлеките помощника, который включит первую передачу и нажмёт на педаль тормоза, пока вы откручиваете болт.

Прежде чем установить новый ременной привод, поставьте натяжной ролик и наживите гайку, не затягивая её. Затем наденьте ремень на шестерни таким образом, чтобы вся слабина оказалась на стороне натяжного ролика. Будьте внимательны и не нарушайте положение меток.


Натяжка проверяется поворотом ремешка вокруг собственной оси

Следующий шаг - натяжка ремня, выполняемая с помощью ролика. В его отверстия нужно вставить пассатижи и провернуть на эксцентрической оси, после чего затянуть гайку. Ремень ГРМ считается нормально натянутым, если его невозможно вручную повернуть вокруг своей оси больше, чем на 90°. После натяжения производится обратная сборка и пробный запуск мотора.

Как меняется ремень: видео

Замена на 16-клапанном моторе

В двигателе 16V стоят 2 распредвала, открывающие кулачками свои пары клапанов. Отсюда возникает ряд отличий в процессе замены ременного привода:


Метки на моторе 16V

Натяжка тоже производится поворотом эксцентрического ролика и фиксацией с помощью гайки. В автомобилях ВАЗ на корпусе ролика выбита метка, совмещаемая при натяжении ремня с приливом на корпусе. Добившись нужного натяжения, следует обязательно сделать 2-3 полных оборота коленчатого вала вручную, а потом повторно проверить положение меток. В целом порядок действий сохраняется таким же, как и при работе с мотором 8V.

Ролик о работе с двигателем 16V

Что ещё нужно знать о замене ремня ГРМ?

Меняя ременной привод газораспределительного механизма, надо обращать внимание на состояние всех его деталей. Если обнаружена течь масла из сальника коленчатого либо распределительного вала, то желательно воспользоваться моментом и сменить уплотнение. Проблема в том, что подобные работы не каждый может выполнить самостоятельно, поэтому течь лучше обнаружить ещё до разборки узла.

Смысл такой: сотрудники автосервиса, куда вы пригоните машину для замены сальника, всё равно снимут ремень ГРМ, иначе к нему не добраться. А раз так, то операцию по снятию и натяжению ременного привода они включат в стоимость ремонта. Вам нет смысла менять ремень своими руками, если на станции техобслуживания сделают то же самое и возьмут за это деньги.


Стенка блока в масле - пропускает сальник

То же касается водяного насоса, который явно пропускает наружу антифриз из-за разбитого подшипника. Верный признак неисправности - все пространство узла ГРМ и его детали покрыты влагой, разбрасываемой ремнём. Если вы сами не в состоянии поменять помпу, то и разбирать машину ни к чему, лучше сразу отправиться на автосервис.

Совет. Протекающую помпу надо менять незамедлительно вне зависимости от состояния ремня и других элементов ГРМ.

Нередко случается, что обрыв ремня произошёл в пути, а у владельца авто в багажнике есть запасной. Поскольку двигаться дальше своим ходом не выйдет, то поставить новую запчасть можно и в поле при таких условиях:

  • обрыв не привёл к изгибанию клапанов;
  • имеется необходимый инструмент;
  • есть способ убрать автомобиль с дороги и поставить его на ровной площадке.

Процесс замены аналогичен описанному выше, только в 16-клапанном моторе придётся обойтись без фиксации распределительных валов. Важно внимательно выставить метки и не допускать их смещения, а после установки и натяжения ремня дважды проверить их положение перед запуском двигателя.

Совет. Не стоит при замене обрабатывать новое резинотехническое изделие какой-либо химией. Оно предназначено для установки и работы в первозданном виде, а от воздействия химических средств может начать проскальзывать.

Признаки неправильной установки привода

После установки нового ремня производится пробный запуск двигателя, чтобы определить, всё ли сделано правильно. О некорректной замене свидетельствуют следующие симптомы:

  • появилась вибрация двигателя на холостых оборотах;
  • при попытке нажать на газ в воздушном или выпускном тракте раздаются хлопки;
  • появляется свист ремня, после которого машина может заглохнуть.

Первые 2 признака говорят о нарушении фаз газораспределения, то есть подача топлива в цилиндры и отведение отработанных газов происходит не синхронно с движением поршней. Это результат неверного совмещения меток либо установки привода со сдвигом на 1 зуб. При отклонении на 2 зуба мотор просто не заведётся. Устранять неполадку придётся тем же путём - разбирать узел ГРМ и переставлять ремень в нужное положение.


Натяжной ролик лучше менять вместе с ремнем

Свист с последующим отказом двигателя говорят о перескакивании зубцов изделия в момент запуска. Этому есть несколько причин:

  1. Новый ремень не был натянут должным образом.
  2. Вам попалось изделие низкого качества, неспособное нормально функционировать.
  3. Вы обработали поверхности ремешка химическим средством, отчего он начал проскальзывать.

Свист, тарахтение и скрип может возникать, когда хозяин авто не поменял старый ролик, который издаёт шум и периодически заклинивает. Способы устранения данных неполадок очевидны: нужно снова разбирать механизм и все делать правильно. Поддельные запчасти, отзывами о которых пестрят автомобильные форумы, следует вернуть продавцу с требованием возврата средств или замены товара на качественный.

По причине недостатка денежных средств многие автомобилисты стараются меньше платить за обслуживание своих «железных коней». Разумная экономия - это замена ремня ГРМ своими руками без привлечения специалистов автосервиса. Экономить же на покупке новых деталей - нецелесообразно, поскольку, нарвавшись на подделку, можно заплатить дважды и потерять драгоценное время.

Прежде всего, пока мотор не разобран и сохраняет работоспособность, необходимо убедиться в том, что вы сможете безболезненно собрать его. То есть необходимо проверить присутствуют ли и не повреждены ли установочные метки. К сожалению, очень часто наблюдаются случаи установки на мотор деталей от других версий. А также случаи применения при ремонте грубого инструмента или нецелевого использования установочных отверстий, либо вообще куча всяческих самодельных меток, вследствие чего на тот момент, когда вы решите ремонтировать свой мотор, меток на нем не окажется или они будут недостоверны. Поэтому, прежде всего необходимо сверить фазировку мотора.

Метки для фазировки. Главная и единственная метка в полном смысле этого слова это метка ВМТ на маховике. Она представляет собой строго выполненную риску (станочным образом) и рядом с ней цифру “0”. К сожалению и риска и ноль из-за грязи и коррозии частенько бывают плохо видны, и вы будете вынуждены ломать себе пальцы и терпеливо зачищать обод маховика шкуркой, чтобы уверенно сказать себе ЭТО ОНА!!!

ВНИМАНИЕ! на некоторых моделях (особенно старых и чаще всего на микроавтобусах) метка ВМТ расположена не на маховике, а на ободе корзины сцепления. В таком случае метка ВМТ представляет собой не риску, а отчетливую глубокую лунку, которая расположена на расстоянии примерно 5 и 7 сантиметров между двумя сигнальными штырями, расположенными на том же ободе корзины, что и сама лунка. К сожалению, очень часто один из этих штырей принимают за метку ВМТ, а прокрутить еще немного вперед и заглянуть дальше не догадываются.

ОТВЕТНЫМ РЕПЕРОМ для метки ВМТ является еле заметный бугорок размером с булавочную головку на изнаночной стороне колокола сцепления. Наблюдать его можно на краю контрольного отверстия, на колоколе. Делать это крайне неудобно, в работе помогут фонарь с фокусирующимся в точку лучом и зеркало на рукоятке. Кстати через это самое отверстие Вам придется зачищать маховик в случае нужды.

Следующий агрегат топливный насос высокого давления (ТНВД). В подавляющем большинстве случаев шкив ТНВД стопорится несложным резьбовым пальцем, который вставляется в специальное отверстие на шкиве и вворачивается в блок двигателя. Тут могут быть следующие подводные камни:

  • во-первых, на вашей машине может оказаться шкив от старой модели без отверстия под палец, но зато с риской на ободе, для которой на блоке не окажется ответной метки. Но зато на блоке будет резьбовое отверстие.
  • во-вторых отверстие под установочный палец может оказаться с испорченной резьбой или занято болтом от какого то Кулибина. Все это необходимо обнаружить и исправить до разборки.

Распределительный вал соединен со своим шкивом конусным сопряжением без шпонки!

И пусть никого не смущает, что и на валу и на шкиве может оказаться шпоночный паз.
ШПОНКИ ТАМ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО!!!
Это конструктивная особенность мотора. И если у Вас все же окажется шкив со шпоночным пазом, то это значит только то, что когда-то вам установили шкив от бензинового мотора. Шпоночный паз на распредвале это норма! Дело в том, что заготовка вала для бензинки и дизеля одинакова и все валы без разбора проходят некоторые общие операции. Отсутствие шпонок и меток на распредвале фольксвагеновских дизелей обусловлено тем, что эти моторы являются некоторым образом самоделкой. То есть дизельный мотор создавался не целенаправленно сам по себе, а возник как переработка бензинового мотора. Посему такой немаловажный агрегат как ТНВД установлен на жестяном (условно назовем) кронштейне. Такая конструкция не может выполняться с абсолютно жесткими допусками (да это в общем и не требуется), но в таком случае должен быть компенсаторный элемент, который будет нивелировать погрешности конструкции. Таким компенсаторным элементом, в данном случае, выбрано не фиксируемое соединение распредвала со шкивом. Попутно замечу, что на пяти и шестицилиндровых двигателях VW, где мы имеем дело с приводом ТНВД от противоположного конца распредвала, компенсаторных элементов уже два (по обоим концам распредвала).

Итак, ни распедвал, ни его шкив меток как таковых не имеют.

Контроль положения распредвала осуществляется вкладыванием контрольной пластины в специальный паз на заднем торце распредвала. Паз выполнен со смещением на валу таким образом, что если вал находится в правильном положении то, пластина, помещенная в паз будет одновременно опираться своими концами на головку блока. Если же между концами пластины и головкой блока есть расстояние, то это значит, что коленвал надо повернуть по ходу еще на один оборот. В этом и только в этом положении должны совпадать все метки:

  • метка ВМТ (она совпадает один раз на каждом обороте коленчатого вала), но, так уж устроен четырехтактный двигатель, она одновременно является меткой ВМТ и для первого и для четвертого цилиндров;
  • паз на заднем конце распредвала. Он занимает правильное положение один раз за два оборота коленчатого вала и определяет взаиморасположение коленчатого и распределительного валов в ВМТ на такте сжатия первого цилиндра;
  • наконец, отверстие в шкиве и резьбовое отверстие в блоке совпадают (должен свободно вворачиваться контрольный палец) также один раз за два оборота коленчатого вала, синхронно с совмещением паза на распредвале. На старых моторах встречалась метка в виде зарубки на ободе шкива и ответный репер на кожухе ремня ГРМ. В любом случае это положение соответствует правильному положению ТНВД вообще, но отнюдь не началу впрыска (на самом деле впрыск к этому моменту уже закончился). Начало впрыска (опережение) настраивается не по меткам, а по специальной технологии, но об этом позже.

Приспособления для фиксации ТНВД и распределительного вала весьма просты и могут быть изготовлены самостоятельно по месту. Фиксатор шкива ТНВД представляет собой палец с резьбой на конце. Размер резьбы М8, диаметр пальца таков, чтобы он плотно вставлялся в отверстие шкива ТНВД. В качестве фиксатора распредвала VW изобрел стальную пластину весьма замысловатой формы, что не вполне оправдано. Реально для этих целей вполне может быть использована ровная стальная пластина с размерами примерно 150 мм на 30 мм и толщиной около 5 мм. Главное требование, чтобы эта пластина плотно входила в паз и, в правильном положении распредвала, ей ничто не мешало обоими концами опираться на плоскость головки. Иногда для этого приходится отвинчивать некоторые кронштейны.

Только после того как вы убедились, что все метки обнаружены, и все они совпадают можно приступить к снятию ремня ГРМ, а затем и насоса. Прежде всего, надо ослабить затяжку переднего болта коленвала (болта крепления демпфера крутильных колебаний). Болт этот затянут исключительно сильно, часто с применением фиксирующих клеев. Так что отвернуть его будет весьма непросто. Болт имеет двенадцатигранную головку на 19. Самый простой способ отвернуть его следующий - необходим жесткий не шарнирный (или шарнирный, но с надежной фиксацией) вороток с плечом около 40 см и торцевая головка с двенадцатью гранями на 19. Головка с воротком одевается на болт коленвала в такое положение, чтобы коленвал вместе с воротком мог провернуться примерно на четверть оборота, не встретив препятствия. Далее принимаются меры для предотвращения повреждения радиатора или других агрегатов вращающимся воротком. Возможно, что-то придется демонтировать или закрыть фанерой.

Далее обустраивается упор для воротка - в этом качестве может быть использован лонжерон, рычаг подвески или любая подставка на земле. Важно, чтобы на упор был также подложен деревянный брусок. Далее все просто - вручную проворачивается коленвал с воротком и отслеживается его траектория на предмет, не зацепим ли мы что-нибудь. Вороток устанавливаем в положение, чтобы он мог провернуться вместе с коленчатым валом примерно на четверть оборота по ходу, и коротко включаем стартер. Стартер разгонит коленвал и ударом ослабит затяжку болта. Иногда требуется две-три попытки.

Безусловно, можно стопорить коленчатый вал за венец маховика и отворачивать болт коленвала обычным способом, но в гаражных условиях очень велик риск повреждения зубчатого венца, из-за чего впоследствии придется снимать КПП и маховик. Вполне возможно ослаблять болт демпфера, стопоря коленвал через трансмиссию (на четвертой или пятой передаче) тормозами. Но упругость опор двигателя и податливость трансмиссии, а также слабое сцепление могут сделать эту процедуру невозможной.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Ни в коем случае не надо отворачивать полностью центральный болт - вы всегда успеете это сделать. Болт надо только ослабить максимально на один оборот, а то и меньше.

После ослабления болта необходимо вернуться в положение совмещения всех меток и больше коленчатый вал не поворачивать. Для предотвращения случайного проворота коленвала стартером рекомендуется отключить аккумулятор. А для страховки от проворачивания коленвала через трансмиссию во время перемещений машины рекомендуется, поставив КПП в нейтральное положение, надеть на кулису полиэтиленовый пакет в качестве напоминания.

Теперь можно снимать демпфер крутильных колебаний, нижний кожух ремня ГРМ и ролик - натяжитель. Ролик-натяжитель крепится гайкой под ключ на 15 (если присутствует иная гайка, то это означает, что в вашем моторе ковырялись, а более крупная гайка будет мешать вам потом натягивать ремень). При снятии демпфера зубчатый шкив коленчатого вала может остаться на месте (и тогда его трогать не надо), но возможно, что шкив снимется вместе с демпфером. Тогда их надо разделить, все промыть и шкив водворить обратно на вал.

Теперь можно скинуть ремень ГРМ и отвернуть гайку крепления шкива ТНВД. Для стопорения шкива ТНВД при отворачивании гайки в мастерских используют специальный захват. В гаражных условиях это может быть выполнено с помощью воротка с головкой на 13 продетого через отверстие в шкиве и надетого на гайку крепления насоса. После снятия гайки необходимо спрессовать шкив с насоса. Сидит он там, как правило, весьма крепко. Ни стучать по шкиву или насосу недопустимо, ни подсовывать монтировки - гарантировано повреждение насоса. Допустима только распрессовка с помощью съемника, но использование универсальных съемников, цепляющихся за внешний обод шкива опасно возможностью повреждения самого шкива т.к. он весьма непрочен. Спокойно и уверенно процедура может быть выполнена с помощью специального очень жесткого съемника, цепляющегося за шкив через отверстия в нем. Один из вариантов такого съемника представлен на фото 1 и 2.



фото 2

При снятии ТНВД необходимо выполнять следующие правила:

  • форсунки, особенно в месте присоединения трубки высокого давления должны быть хорошо вымыты;
  • ТНВД особенно в месте присоединения трубок высокого давления, подвода топлива к насосу и выхода обратки также должен быть тщательно вымыт;
  • если до вас никто этим не согрешил, ни в коем случае не разъединять стяжки пакета трубок высокого давления и снимать все трубки блоком и сразу убрать их в НОВЫЙ полиэтиленовый пакет. Если стяжки отсутствуют — ДО РАЗБОРКИ необходимо пометить маркером какая трубка шла от какого цилиндра, а также в любом случае нарисовать в блокноте для памяти к какому штуцеру насоса подсоединялась трубка первого цилиндра. Это избавит вас от многих проблем при сборке, ибо маркерные метки (и даже засечки) могут исчезнуть (или переместиться) в результате ремонта;
  • немедленно, после отсоединения трубки высокого давления от форсунки, закрыть штуцер форсунки чистым, плотно одевающимся колпачком;
  • всегда (даже в случае если насос направляется в переборку) немедленно защитить штуцеры высокого давления колпачками (так же как на форсунках) и ввернуть на место болты-штуцеры подвода топлива и обратки. ВНИМАНИЕ! Штуцер обратки особенный и помечен буквами “OUT”;
  • для снятия самого ТНВД понадобятся обычные накидные ключи 13 и 17, но гайка крепления фланца насоса расположенная между насосом и блоком очень труднодоступна, для нее потребуется головка на 13 под воротки четверть дюйма с удлинителем около 250 мм;
  • ну и последняя мелочь — на ТНВД снизу в районе трубок высокого давления расположена еще одна точка крепления насоса. Для удобства рекомендуется, по первому разу, отсоединить этот кронштейн и от насоса и от блока. При наличии опыта — достаточно только от насоса.

Пока ваш ТНВД снят, у вас есть прекрасная возможность изготовить ключ для натяжения зубчатого ремня. В ролике-натяжителе есть два отверстия диаметром 4 мм. Ключ представляет собой полосу 4 мм толщиной с двумя штырями диаметром 4 мм под отверстия в ролике и выборкой под гайку крепления. В новых конструкциях моторов VW ролик-натяжитель имеет встроенную пружину, и натяжение ремня осуществляется совмещением меток на стрелке и основании ролика.