Кто такой иван айвазовский. Айвазовский – чистокровный армянин, или Буря в стакане воды по-турецки. Турецкие страсти по Айвазовскому

Ованес Айвазовский (Հովհաննես Այվազյան) родисля в 1817 году в семье купца Геворка Айвазовского в Феодосии. К моменту рождения будущего художника дела в семье шли не очень: Геворк разорился во время эпидемии чумы 1812 года. Так что карандаши, бумагу и краски юному дарованию дарил феодосийский архитектор Яков Кох, одним из первых заметивший талант Айвазовского. Уже в юности он чаще всего изображал именно море. В 1833 году Айвазовский за казенный счет был принят в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

В сентябре 1837 года он получил Большую золотую медаль за картину «Штиль», а вместе с медалью еще и право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. В Крыму Айвазовский провел два плодотворных лета, после чего в 1840 году уехал в Италию, а затем еще несколько путешествовал по Европе. В Венеции он познакомился с Гоголем, а также проведал своего брата Габриэла на острове Сан-Ладзаро (одна из самых известных картин Айвазовского - «Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции»). Папа римский Григорий XVI купил картину «Хаос» и наградил художника золотой медалью, другую, тоже золотую, он получил и от Парижской академии художеств. Интересно, что не раз писавший картины с тонущими кораблями Айвазовский во время своего европейского путешествия сам чуть не погиб в кораблекрушении. В парижских газетах даже появились новости о его гибели, но все, к счастью, обошлось.


С 1845 года Айвазовский вернулся в родную Феодосию, где на собственные деньги открыл школу искусств и картинную галерею, построил новое здание для Феодосийского музея древностей, выступал инициатором строительства железной дороги Феодосия - Джанкой, и вообще был активно вовлечен в дела города.


Айвазовский, написавший в общей сложности более 6 тысяч картин, всю жизнь активно контактировал с армянскими общинами, в особенности с константинопольскими армянами. По их приглашениям он несколько раз бывал в турецкой столице и встречался с султанами. В 1856 благодаря протекции придворного архитектора Саркиса Баляна художник был принят султаном Абдул-Меджидом I, который наградил его орденом, а султан Абдул-Гамид II в 1890 году наградил его алмазной медалью, от которой, однако художник отказался несколько лет спустя, когда в Турции начались массовые погромы армянского населения. В числе работ мариниста есть и немало полотен, посвященных истории Армении. Самые известные - «Крещение армянского народа. Григорий Просветитель», «Клятва перед Аварайской битвой (Полководец Вартан Мамиконян)» и «Сошествие Ноя с Арарата».


В последние годы работы Айвазовского можно все чаще увидеть на различных аукционах. В 2012 году, например, на аукционе Sothebys картина «Вид Константинополя и Босфора», написанная в 1856 году, была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов.

От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося коммерсанта, армянина по национальности. Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении. Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. С террасы, увитой виноградной лозой, открывалась широкая панорама на плавную дугу феодосийского залива и северо-крымские степи с древними курганами. Детство проходило в обстановке, будившей его Ѳоображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы — боевые корабли Черноморского флота.

Среди них был, конечно, и бриг «Меркурий», слава о недавнем, совершенно невероятном подвиге которого облетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ. Романтика подвигов сражающихся на море героев, правдивая молва о них, граничащая с фантастикой, пробудила у Айвазовского стремление к творчеству и определила формирование многих своеобразных черт его таланта, ярко проявившихся в процессе развития его дарования.
Феодосийский архитектор Я. Х. Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски.
Счастливая случайность привела Айвазовского из глухой Феодосии в Петербург, где в 1833 году по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств, в пейзажный класс профессора М. Н. Воробьева. Но собственные интересы определились не сразу. Решающую роль сыграл приезд в Петербург француза Ф. Таннера, художника, владевшего приемами изображения воды. В начале 1836 г. Таннер взял юношу себе в помощники и обучил этим приемам. Уже осенью того же года Айвазовский представил на академическую выставку 5 морских пейзажей. Картины были высоко оценены, появились отклики в газетах.

В 1837 г. за две новые работы («Штиль на Финском заливе» и «Большой рейд в Кронштадте») он получил большую золотую медаль и звание художника. Весной 1838 г. Айвазовский вернулся в Феодосию, где устроил себе мастерскую и начал работать. Набираясь опыта, писал тогда главным образом с натуры, а в мастерской лишь заканчивал начатое.
1840-44 гг. Айвазовский в качестве заграничного пенсионера Академии Художеств провел в Италии, а также посетил Германию, Францию, Испанию, Голландию; плодотворно трудился, экспонировал свои работы и повсюду имел успех. После возвращения получил звание академика Академии Художеств и был причислен к Главному морскому штабу. Это позволило ему уже в следующем году вместе с экспедицией русского мореплавателя и географа Ф. П. Литке побывать в Турции, Греции, Малой Азии и набраться новых впечатлений. Не раз путешествовал он и впоследствии: ездил на Кавказ, в Египет, Ниццу, Флоренцию, даже в Америку.

В 1846 г. Айвазовский построил себе в Феодосии новую просторную мастерскую, где в основном и работал. С натуры он больше не писал, полагаясь на редкостную зрительную память и на приемы, которые усвоил когда-то и с тех пор усовершенствовал, доведя до известного автоматизма. Художник мог исполнить большую картину за несколько часов, что и делал не раз, щеголяя своим умением перед изумленными зрителями.
Наследие Айвазовского - целая изобразительная энциклопедия моря, запечатленного в разнообразнейших состояниях. 6000 картин, оставленных им, неравноценны.

Среди них есть и шаблонные, и среднего качества, но есть и отличные, вроде знаменитого «Девятого вала» (1850), который волнует своей эффектной романтичностью, или «Черного моря» (1881), решенного, напротив, с удивительной сдержанностью. Кроме того, Айвазовский написал немало исторических батальных картин, повествующих о победных сражениях русского флота. Изображение моря было единственным, что он умел и любил делать. Пытаясь писать обычные пейзажи, он получал более скромные результаты, а изображая человека, обнаруживал беспомощность.

Романтически настроенный живописец, влюбленный в морскую стихию, Айвазовский был вместе с тем художником нового на российской почве типа - умеющим разумно распорядиться талантом и полновесно пользоваться плодами неустанного труда. Он первым, еще до организации ТПХВ, начал устраивать свои выставки в крупных губернских городах. Благосостояние его росло, и значительную часть денег он тратил на общественные нужды, заботясь о родном городе: в 1865 г. открыл в Феодосии первую художественную школу, а в 1880-м - картинную галерею.

В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году.

Свою вторую жену, Анну Никитичну Саркисову, Айвазовский увидел на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.

При жизни Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в России, но и во многих странах. В 1847 г. художник был удостоен звания профессора Академии Художеств, с 1887 г. стал почетным членом Петербургской Академии Художеств. Он был также членом Штутгартской, Флорентийской, Римской и Амстердамской академий. Огромный успех, сопутствовавший ему чуть ли не с самого начала деятельности, надолго пережил его - Айвазовский и по сей день остается популярнейшим и любимейшим
многими художником.

Великий художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.
В последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского:
Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу. Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.

Искусство И. К. Айвазовского никого не оставляет равнодушным. Высокую оценку его творчеству давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..."

Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память»

Вся жизнь Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900) была неразрывно связана с Феодосией. Там он родился в бедной армянской семье разорившегося купца, вынужденного работать базарным старостой. Собственно, и рождён великий наш маринист был как Ованес Геворгович Айвазян и только в 1840 году он начал подписывать свои работы русифицированной фамилией «Айвазовский». Художник чтил традиции своего народа - кстати, его старший брат Габриэл, ушедший в монахи, стал архиепископом Армянской апостольской церкви и видным историком.

Вернувшись в 1848 году в свой родной город на постоянное проживание, Иван Константинович, будучи очень успешным и богатым мастером искусства, многое сделал для благоустройства и процветания любимой Феодосии: провёл водопровод, содействовал сооружению порта и железнодорожной ветки до города, открыл музей, ныне известный как картинная галерея его имени. Интересная сторона его жизни: проведение им археологических раскопок в земле древнего Крыма - найденные им возле Феодосии золотые изделия IV в. до н.э. хранятся ныне в запасниках Эрмитажа.

Умер и похоронен Иван Константинович тоже на его малой родине - могила его расположена близ старого армянского храма; на надгробии высечен афоризм на древнеармянском языке: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».

Обучаясь в Петербургской Академии художеств у выдающегося пейзажиста, мастера архитектурного пейзажа М. Н. Воробьёва, юный армянин испытал самое благотворное влияние передовой русской культуры. Ему посчастливилось лично общаться с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, К. П. Брюлловым, М. И. Глинкой. Позже, на стажировке в Италии, он сдружился с Н. В. Гоголем.

Загадки, однако, связаны с происхождением живописца. Известно, что его предки в XVIII веке уехали из турецкой Западной Армении на Западную Украину (Галичину), находившуюся тогда под властью Речи Посполитой. На польский манер Айвазяны звались «Гайвазовские». В литературе имеются сведения, что они владели земельной собственностью где-то в районе Львова. Однако точной и достоверной информации о жизни предков Айвазовского в Галичине, увы, крайне мало.

Зато в этой связи будет нелишним напомнить о том, что Львов - равно как и Феодосия - в старину являлся одним из крупнейших центров армянской диаспоры. Львов ведь исстари был многонациональным и разноязыким городом, в котором проживали не только - и даже не столько - русины (украинцы), но и поляки, немцы, евреи, татары и др., оставившие свой след в истории и архитектуре Города Льва.

Массовая миграция армян развернулась после сельджукских завоеваний в Закавказье во второй половине XI столетия. Уже в 1047 году существовала община армян в той самой Кафе (Феодосии), в начале XII века - в Киеве. Позже армяне обосновались в Каменце-Подольском, Галиче, Луцке. Есть мнение, что армянских ремесленников пригласил к себе уже основатель Львова князь Данило Романович.

Львовские армяне были тесно связаны с Крымом, в частности - с Кафой. Из Таврики они в основном и переселялись, особенно после того как Кафа в 1475 году была захвачена турками. Говорили на армяно-половецком языке. Армянская община росла так быстро, что уже в 1364 году во Львове была основана епархия армян Руси и Валахии. Армяне компактно поселялись в районе улицы, и названной Армянской (по-украински - Вірменська). Её колоритный архитектурный ансамбль во главе с Армянским собором по праву считается одной из жемчужин зодчества во Львове.

В первой половине XVII столетия во Львове, включая Краковское предместье, проживало свыше двух тысяч армян. Армянские купцы вели из Львова оживлённую торговлю, достигая со своими караванами Стамбула, Каира и Багдада. Не случайно, определённый круг восточных товаров - ковры, шёлк, сукно, восточное оружие, перец - на львовском рынке фигурировал именно как «армянские товары». В городе славились армянские ремесленники, в т.ч. ювелиры и оружейники. Действовала типография Тер-Говганеса Карматенянца (Ивана Муратóвича). Из общины армян вышли приметные историки, писатели, художники, мастера книжной миниатюры.

Долгое время армянская диаспора Львова сопротивлялась насильственному навязыванию ей унии с католической церковью (т.н. армяно-католическая церковь). А после того, как уния таки была принята, армянская колония быстро потеряла свою самобытность и пришла в упадок. Непоправимый удар ей нанесло разграбление города шведами в 1704 году (во время Северной войны 1700-21 годов).

Происходила, кроме того, полонизация армянской верхушки. В 1772 году Львов был присоединён к Австрийской империи, после чего в армянском квартале всё более поселяются люди иных национальностей. В общем, когда в Галичине жили предки Ивана Айвазовского, времена расцвета армянской диаспоры во Львове остались уже в далёком прошлом, община армян утратила своё былое влияние.

Как бы то ни было, отец художника в силу каких-то семейных обстоятельств покинул Западную Украину, переселившись сначала в Валахию (современную Румынию), а затем в солнечный Крым. Известно, кстати, что он владел многими языками: польским, русским, немецким, еврейским, венгерским, цыганским.

Ко всему вышеизложенному остаётся добавить ещё, что творчество Ивана Айвазовского представлено во Львовской картинной галерее (картина «Крымский берег»), где есть (или, по крайней мере, был раньше) отдельный зал маринистов.

Отнюдь не только маринист

И. К. Айвазовский был необычайно плодовитым художником, написавшим порядка 6000 картин. Ему принадлежит абсолютный рекорд - 120 персональных выставок в течение жизни! Хотя надо признать, что его специфический творческий метод, позволявший писать быстро и много, поставив «производство» полотен «на поток», несколько ограничивал творчество Айвазовского, порою загоняя его в рамки многократно повторявшихся сюжетов и шаблонов. За это Ивана Константиновича справедливо, наверное всё-таки, критиковали.

Зато в изображении воды, волн, игры света и цвета в них ему, возможно, нет равных во всей мировой живописи. Жанр марины зародился у голландцев XVII века, а одной из своих вершин он достиг, несомненно, в живописи Ивана Айвазовского.

Когда говорят о творчестве И. К. Айвазовского, прежде всего вспоминают его «Девятый вал» (1850, Государственный Русский музей, С.-Петербург). Это - очень эффектная картина, исполненная пафоса героической борьбы человека со слепой стихией. Однако, на мой взгляд, наиболее интересные полотна встречаются как раз у позднего Айвазовского. В 1870-е - 80-е годы он под влиянием передвижников эволюционирует от романтизма к реализму, порой создавая пусть и не такие яркие, не столь эффектные, но зато более глубокие, воистину философские картины.

Например, шедевр «Чёрное море» (1881) с противостоянием двух стихий - бушующего моря и затянутого свинцовыми тучами неба. И. Н. Крамской назвал эту вещь «феноменальной». «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю» , - написал он. В «Чёрном море» в художественной образной форме передана диалектика единства и противоборства двух грозных природных начал.

Море - оно ведь, вообще, словно гигантский организм, пребывающий в непрестанном движении и порождающий из себя и твердь земную, и саму жизнь. Не случайно ранние греческие философы, будучи «наивными» диалектиками, перво-наперво выделили воду , как наиболее подвижную стихию, в качестве первоначала мира (Фалес), а затем и пришли к выводу о происхождении всего живого из воды (Анаксимандр). Художник-маринист, пожалуй, как никто другой из пейзажистов, способен, если только он любит и чувствует море, стать художником-философом - до чего и удавалось подняться в лучших своих творениях Ивану Айвазовскому.

Однако творчество его не ограничивается только маринами, одними только «бурями» и «кораблекрушениями». Писал он и «сухопутные» пейзажи, и портреты. Внимания заслуживает, к примеру, «Аул Гуниб в Дагестане» 1869 года. Надо заметить, что художник вовсе не жил безвылазно в Феодосии, а довольно часто и много путешествовал по России и миру, набираясь впечатлений для своей работы.

Достойное место в наследии Айвазовского занимают его украинские пейзажи. Он очень любил украинскую степь - ещё со времени своего переезда в Санкт-Петербург на учёбу в Академии художеств в 1833 году. Может, его украинские пейзажи («Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца», 1862, Русский музей, и др.) и уступают пейзажам морским, но в них присутствует всё та же романтическая взволнованность и изысканность палитры. Или вот «Свадьба на Украине» (1891), где жанровая сценка развёртывается на фоне приближающейся грозы, контрастирующей с весёлой и светлой атмосферой народного гуляния.

Айвазовский-баталист

Большой любовью для художника стал российский военно-морской флот. И. К. Айвазовский - первоклассный маринист-баталист, досконально знавший все тонкости морского дела, устройства кораблей, тактики ведения морского боя. Эти знания он приобретал, непосредственно общаясь с матросами и офицерами, изучая чертежи кораблей, наблюдая за стрельбами и манёврами.

В 1838 году начинающий живописец принял участие в экспедиции эскадры Черноморского флота к берегам Кавказа в ходе Кавказской войны. Впоследствии он напишет по впечатлениям от того приключения «Десант в Субаши» (ныне это место - посёлок Головинка на севере Большого Сочи, между Лоо и Лазаревским).

Айвазовский состоял в дружбе с людьми, составившими цвет русского флота, - с первооткрывателем Антарктиды и героем Наваринского сражения 1827 года адмиралом Михаилом Лазаревым, с великими флотоводцами Павлом Нахимовым и Владимиром Корниловым (ещё задолго до того, как они стали адмиралами).

Своё восхищение славной историей отечественного флота художник выразил в ряде великолепных картин, таких как «Чесменский бой» (1848). 7 июля 1770 года эскадра графа Алексея Орлова (но фактически ею командовал адмирал Григорий Спиридов) в щепы разнесла турецкий флот в бухте Чешме на побережье Эгейского моря. Соотношение потерь в людях просто невероятное: 10000 у турок, 11 человек у русских! А. Орлов написал тогда в победной реляции Екатерине: «Неприятельский флот мы атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге господствующими» .

Сразу несколько картин Айвазовский посвятил подвигу брига «Меркурий», который 26 мая 1829 года принял под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского бой с двумя линейными кораблями турок, имевшими десятикратное превосходство в числе пушек, - и вышел из него победителем! За это в Севастополе поставлен памятник с надписью: «Казарскому. Потомству в пример».

Айвазовский, кстати, побывал в осаждённом Севастополе в 1854-м, однако его друг адмирал Корнилов отговорил художника оставаться в столь опасном месте.

Международное признание и гражданская позиция

Европейской славы Айвазовский достиг ещё в самом молодом возрасте, когда в 1840-1844 годах находился в Европе на творческой стажировке. Уже тогда и там его итальянские пейзажи пользовались высоким спросом у ценителей искусства.

Он был награждён орденами многих государств, в т.ч. и орденом Почётного легиона. Высшей награды Франции русский живописец был удостоен одним из первых среди иностранных художников. Показательно, что это произошло в 1857 году (в 1856-м согласно другому источнику), т.е. сразу по окончании Крымской войны, в которой Франция и Россия сражались-то друг против друга! Более того, награждению предшествовала с блеском прошедшая в Париже выставка живописца.

Айвазовским восхищался корифей романтического пейзажа англичанин Уильям Тёрнер: «Искусство твоё высоко...» , - написал он в возвышенных стихах.

На самом закате жизни (в 1892 году) Айвазовский совершил триумфальную поездку в Соединённые Штаты.

Сложными выдались у армянина Айвазовского отношения с Турцией. Эту страну он посещал неоднократно. Написал множество стамбульских пейзажей, в т.ч. по заказу турецких султанов, - эти произведения и сейчас украшают музеи Турции. Он был награждён несколькими орденами Османской Империи. Айвазовский оказал огромное влияние на армянских - да и не только - художников Блистательной Порты.

Стамбул Иван Константинович считал самым красивым городом в мире - хотя повидал он Венецию, Флоренцию, Рим, Париж. Очень удались ему ночные виды (ноктюрны) турецкой столицы, восхитившие султана. «Вид Константинополя при лунном освещении» (1846) - физически воспринимаешь тихий шелест искрящихся от лунного света лёгких волн, который и услышать-то можно разве только ночью, когда бурлящий торговлей восточный город немножко замирает до рассвета и лишь редкие люди на набережной любуются в наступившей тишине пленяющей красотой!

Но в конце жизни, узнав о произошедшей резне армян, ставшей прелюдией к геноциду 1915-16 годов, Айвазовский вышвырнул в море свой орден Османие...

Расскажу пару слов о моем любимейшем, с детства, надо признать художнике - Иване Константиновиче Айвазовском.
Много интересного в его судьбе, как и в творчестве.

Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Его отец Константин (Геворг) после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию, знал несколько языков.

Ованес (Иван Константинович) Айвазовский родился в семье разорившегося, как известно, купца Константина (Геворга) и Рипсиме Гайвазовских. 17 июля 1817 года. Священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна».

Портрет И.К.Айвaзовского, работы Тыранова А.В. 1841 г. Маэстро моря всего 24 года.

Об Айвазовском много писали современники. Они пространно изображали счастливую жизнь, шумную славу художника, его огромное трудолюбие и исключительную плодотворность. Сам же художник показывался ведущим уединенный образ жизни, ушедшим целиком в созерцание морской стихии. Все так, но и он не избежал первого и второго браков... так же как и многих интересностей Судьбы.

Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы - боевые корабли Черноморского флота. Среди них был, конечно, и бриг "Меркурий", слава о недавнем, совершенно невероятном подвиге которого облетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ.
С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. На склоне лет он писал: "Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин… Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море".

В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году.

Вторая жена — Анна Никитична Саркизова.
Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.

Он вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии. Большего романтиа, надо признать, у нас больше не было! В сердцах же земляком он остался как человек, видящий и чувствующий проблемы простого народа, простого мужика.

Дом Айвазовских в Феодосии. 1902 г.

До сих пор в Феодосии живут легенды о мальчике, рисовавшем самоварным углем на белёных стенах домов армянской слободки.

Дом-музей И.Айвазовского в Феодосии сегодня.

При содействии губернатора Тавриды А. И. Казначеева (до 1830 года он был градоначальником Феодосии и всячески поощрял первые шаги рисования мальчика) талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 - зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу. Уже в академический период творчество молодого художника было замечено его великими современниками А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, М. И. Глинкой, К. П. Брюлловым, личное знакомство с которыми не могло не сказаться на развитии и характере его искусства.

Вид Одессы с моря. 1865 г.

В 1840 году Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств едет в Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи. В Италию он отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие традиции русского искусства. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой. Он знакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию, Португалию.

Штиль на море. 1876 г.

В короткое время Айвазовский становится самым знаменитым художником в Европе. Его картины вызывают у зрителей небывалый интерес. Его приветствуют жившие в то время в Италии писатель Н. В. Гоголь, художник А. А. Иванов, профессор Петербургской Академии художеств Ф. И. Иордан, знаменитый английский маринист Дж. Тёрнер. К этому времени сложился и творческий метод живописца, которому он был верен на протяжении всей своей жизни. Он пишет по памяти и воображению, объясняя это следующим образом: "... движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры...".

Известного английского мариниста Дж. Тернера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:

Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твое высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений.
(дословный перевод)

Буря. 1857 г.

В 1844 году после четырех лет пребывания за границей Айвазовский вернулся на родину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской академий художеств. По возвращении в Россию он был возведён в звание академика Петербургской Академии художеств и вслед за этим был причислен царским указом к Главному морскому штабу со званием живописца и правом ношения мундира морского министерства. В это время художнику едва исполнилось 27 лет, но за плечами уже была блестящая школа живописи, огромный творческий успех, мировая слава пейзажиста.

Итальянское побережье, весер. 1858 г.

В 1845 году Айвазовский начинает строительство своего дома в Феодосии. Его всегда влекло на родину, к Черному морю. Дом строится по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, украшается слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он впоследствии создаст большую часть из шести тысяч написанных им картин. Среди них этапные произведения "Девятый вал", "Черное море", "Среди волн". Из стен его мастерской выйдут талантливые художники А. Фесслер, Л. Лагорио, А. Ганзен, М. Латри, К. Богаевский.

Девытый вал. 1850 г.

Его дом и мастерскую посещают художники И. Е. Репин, И. И. Шишкин, Г. И. Семирадский, известный коллекционер. М. Третьяков, польский скрипач-виртуоз Генрих Венявский, писатель А.П. Чехов и другие.

Черное море. 1881 г.

В Феодосии Айвазовский прожил долгую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь. У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: "Феодосия - Айвазовскому".

Фонтан И. К. Айвазовского - своеобразная визитная карточка Феодосии.
«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году.
Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в Феодосию. В городе построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно.
В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях».Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. У фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи».

Фонтан И.К. Айвазовского сегодня. Феодосия

Городская дума собиралась назвать фонтан именем Александра III, были подготовлены и отправлены по инстанциям соответствующие документы. Не дожидаясь принятия решения городские власти приготовили закладную плиту на которой были выбиты слова "Императора Александра". Однако, учитывая заслуги И. К. Айвазовского, Высочайшим Указом, последовавшем в сентябре 1888 года, было велено дать фонтану имя великого художника. В связи с этим на закладной плите фонтана вместо слов "Императора Александра" выбили "И. К. Айвазовского", денег на новую плиту, по видимому, уже не было, поэтому было принято решение вырезать ее центр с надписью и вставить блок с новым текстом. Если присмотреться к закладной плите, то перед первой буквой в имени И. К. Айвазовского четко видны детали буквы "И" большего размера, от слова "Императора", а после окончания имени детали буквы "А" от слова "Александра". За пользование феодосийско-субашским водопроводом взималась плата, но воду из фонтана пили бесплатно.

Айвазовский пережил два поколения художников, а его искусство охватывает огромный отрезок времени - шестьдесят лет творчества. Начав с произведений, насыщенных яркими романтическими образами, Айвазовский пришел к проникновенному, глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии, создав картину "Среди волн".

Среди волн. 1898 г.

До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.

Спокойное море. 1863

Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран

Айвазовский И.К. Портрет работы Лорис-Меликова. 1888 г.

Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.

Взрыв турецкого корабля. 1900... Последняя, неоконченная картина И.К.Айвазовского.

Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского.

Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.
Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.

Морской залив. 1900 г.

Могила И.К.Айвазовского. Феодосия

Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци:

«Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память»...

Вот это - живопись! Вот это - Жизнь певца моря! Вот это - пример для поколений! а не...современное искусство, извините!
Хотелось бы иметь хорошего художника на борту, когда поедем нашу

. «17 июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился „Ованес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Гайвазов­ский»

  • Шаэн Хачатрян (директор Национальной галереи Армении и Музея Мартироса Сарьяна). Поэт моря . «Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский.»
  • Вагнер Л. А., Григорович Н. С. Айвазовский. - «Искусство», 1970. - Стр. 90. «Их дальние предки тоже жили когда-то в Армении, но, подобно другим беженцам, вынуждены были переселиться в Польшу. Фамилия их предков была Айвазян, но среди поляков постепенно обрела польское звучание»
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4
  • Семевский, Михаил Иванович / Иван Константинович Айвазовский: Полувековая годовщина его художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887. художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887 / Санкт-Петербург, тип. В. С. Балашева, ценз. 1887. Стр. 18
  • Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский. 1962. «Искусство». стр. 92. «О происхождении отца Айвазовского имеются и такие сведения: „… в половине прошлого столетия фамилия Айвазовских явилась в Галиции, где ближайшие родственники нашего знаменитого художника живут и до сих пор, владея там земельной собственностью. Отец Ивана Константиновича, Константин Георгиевич, исповедовал армяно-григорианскую религию. По своему времени он был человек весьма развитой, знал основательно несколько языков и отличался живым умом, энергичным характером и жаждою деятельности…“. Литературные сведения о предках Айвазовского очень скудны, да к тому же противоречивы. Никаких документов, которые могли бы внести ясность в родословную Айвазовских, не сохранилось. »
  • Габриэл Айвазян (брат Ивана Айвазовского). ЦГИА Арм. ССР, ф.57, оп.1, д.320, л.42. (Цитируется по Айвазовский: документы и материалы / сост. М.Саргсян). «Детство Кайтана Айваза прошло в Молдавии, затем в России. Но так как Кайтан переехал в Россию, присвоил себе имя Константин Григориан (сын Григора), то и свою фамилию Айваз или Гайваз счел нужным переделать на Айвазовского»
  • Украинская Советская Энциклопедия. 1978. Стр. 94. «Иван Константинович - русский живописец. Армянин по происхождению.»
  • «Айвазовский-отец, вследствие семейных несогласий со своими братьями, в молодости переселился из Галиции и жил в Валахии и Молдавии, занимаясь торговлею. Он знал в совершенстве языки: турецкий, армянский, венгерский, немецкий, еврейский, цыганский и почти все наречия нынешних дунайских княжеств…. »Цит. по: Барсамов. Иван Константинович Айвазовский. 1962. Искусство. стр. 8.
  • А. Д. Блудова. Воспоминания . М., 1888. С. 23-25. «обычай привозить с собою, после походов, спасенного от гибели турчонка или взятых в плен турчанок и дарить их своим родственникам на воспитание или в прислугу занес много примеси южной крови между нами, и в пользу нам, а не в ущерб, судя по Жуковскому, Аксаковым, Айвазовскому, которые по женской линии турецкого происхождения, и по Пушкину, который, как известно, был по матери потомок Негра »
  • Воспоминания об И. К. Айвазовском / Н. Н. Кузьмин. Санкт-Петербург: типо-лит. В. В. Комарова, 1901

    О своем происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведенный здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника. "Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца. была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война - этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Черного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздраженные упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста. «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Пораженный смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесен над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребенок был пощажен. Ребенок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь. Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями».