Фаб 9000 м54 радиус поражения. Фугасные авиабомбы

Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты Морозов В. П.

Фугасные авиабомбы

Фугасные авиабомбы

Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67 в начале 1930-х гг. В 1931-1932 гг. были спроектированы фугасные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС разработанная в НИО-67 фугасная авиабомба ФАБ-2000.

Фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-70 представляли собой 152-мм и 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.

Перед войной в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н.И. Гальперина в руководимом им КБ N° 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона (ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС. В первь е годы войны также железобетонные корпуса изготовляли на Павшинском заводе под Москвой.

В ходе войны было развернуто массовое производство фугасных бомб упрощенной конструкции, созданных в 1942-1943 гг. в ГСКБ-47.

В основу новых конструкций была положена отливка корпусов из сталистого чугуна На станках нарезали резьбу только под взрыватель, а в остальных резьбовых соединениях применяли резьбу Эдиссона, получаемую в процессе отливки корпусов. Стабилизаторы делали разъем- нь ми.

Одновременно с целью сокращения объемов механической обработки пересмотрели также и чертежи сварных вариантов корпусов фугасных авиабомб

Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции и технологии изготовления присвоили индекс М-43. В течение года было создано 9 новых конструкций ФАБ-50 М-43, ФАБ-100 М-43, ФАБ- 250 М-43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-100сч, ФАБ-250сч и ФАБ-1000сл (стального литья).

К концу войны были приняты на вооружение мощные осколочно-фугасные авиабомбы ОФАБ-100 Эту бомбу снаряжали 26 кг амматола 50/50 и тротиловой пробкой весом 4,7 кг.

При бомбометании с высоты 2000 м и взрыве бомбы ОФАБ-100 в обыкновенном грунте образовывалась воронка диаметром 4,8 м, глубиной 1,7 м и объемом 10 м 3 . Осколки при разрыве ОФАБ-100 обеспечивали сплошное поражение открытой живой силы в радиусе 50 м, пробивали броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, 30 мм – на расстоянии 10ми15мм – в15мот места взрыва.

В годы войны фугасные бомбы снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ чистого тротила, французской смеси (80% пикриновой кислоты + 20% динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50% тротила + 38% аммонийной селитры + 10% алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50% тротила + 40% гексогена + 10% алюминиевои пудры) Большое количество фугасных авиабомб снаряжали ам- матолом 80/20 путем шнекования на горизонтальных шнек-аппаратах.

В 1941 г на вооружение ВВС была принята (для военного времени) фугасная авиабомба ФАБ-100 КД, разработанная С.Г. Добрышем (НИИ-6) Эта бомба снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60: 40: 30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100 снаряженной тротилом.

Фугасная бомба: 1 – взрыватель; 2 – переходная втулка; 3 -детонаторная шашка; 4 – корпус; 5 – бугель; 6 – врывчатое вещество; 7 – дно; в – стабилизатор

Осколочная бомба: 1 – взрыватель; 2 – головка; 3 -дополнительный детонатор;

4 – гильза; 5 – заряд; 6 -корпус; 7 – стабилизатор

Фугасные авиабомбы

1 – ФАБ-100 2, 3 – ФАБ-250 4 – ОФАБ-250 5, 6, 7 – ФАБ-500 8 – ФАБ-5000

Девятитонная фугасная авиабомба

Технология снаряжения ФАБ-100 КД была предельно проста (поочередная заливка компонентов в корпус авиабомбы), поэтому для организации производства требовалось не более одного-двух месяцев.

С начала 1942 г ВВС начали применять ФАБ-100 КД В то время это было очень важно, так как снаряжательные заводы были эвакуированы, а тротила и других взрывчатых веществ для снаряжения авиабомб не хватало. Производство ФАБ-100 КД прекратили в 1944 г. в связи с тем, что был полностью израсходован мобилизационный запас цельнокованных корпусов. Попытки применить сварные корпуса оказались безуспешными: заполненные смесью КД, они протекали по сварным швам.

В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные бомбы, разработанные в НИИ-6 Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100 НГ и ФАБ-250 НГ Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью Жидким кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3-4 ч для ФАБ-100 и ФАБ-250.

Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом калибра 100 кг. Их прекратили применять, когда немецкие войска были отброшены от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной.

Суммарная доля фугасных авиабомб ФАБ-500, ФАБ-100 и ФАБ-250 в годы войны составляла от 97 до 99,6%. Номенклатура фугасных авиабомб изменялась в сторону преобладания более крупных калибров Удельный вес ФАБ-250 с каждым годом увеличивался, к концу войны их доля по сравнению с 1941 г. увеличилась в шесть раз и достигла 17 2%. Доля ФАБ-500 значительно уменьшилась, а производство ФАБ-100 все годы войны держалось на уровне 50- 70% общего количества выпускаемых фугасных авиабомб.

В послевоенное время было принято на вооружение несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг.

Фугасные бомбы больших калибров, принятые на вооружение в конце 1940-х – начале 1950-х гг., в основном предназначались для действия по крупным морским кораблям. Лишь ФАБ-1500 считались приемлемыми для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям.

Девятитонная фугасная (слева) и бронебойная авиабомбы

Обычная бомба ФАБ-1500 имела стенки толщиной 18 мм и содержала 675 кг взрывчатого вещества. Кроме того, на вооружении состояла толстостенная бомба ФАБ-1500- 2600ТС. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм.

ФАБ-3000М-46 и ФАБ- 3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила, а ФАБ- 9000М-54 – 4297 кг тротила.

Тяжелые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Так, только за три месяца 1988 г. бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Тем не менее реальный эффект применения тяжелых фугасных авиабомб был невелик.

Таблица 13 Данные фугасных бомб свободного падения 1940-1950-х гг.

Таблица 14 Радиусы зон повреждений

Девятитонная фугасная (справа) и бронебойная авиабомбы

Радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м, а для ФАБ-9000 соответственно 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе до 158 и 225 м. Более успешно показали себя при действии в горах толстостенные ФАБ-1500-2600ТС.

Примечание Под зоной сильных повреждений следует понимать повреждения кирпичной кладки, под зоной средних повреждений – повреждения деревянных стен и частей зданий, под зоной легких повреждений – разбитие стекол, смещение черепиц и т д

Бетонобойные бомбы

ГНПП «Базальт» с начала 2000-х годов идет полномасштабная разработка специального унифицированного набора модулей планирования и коррекции (МПК) для дооснащения ими свободнопадающих авиационных бомбардировочных средств поражения - фугасных авиабомб и разовых бомбовых кассет. Подобный подход к модернизации авиабомб уже применяют в США, где по программе JDAM на базе серийных свободнопадающих бомб Mk-82, Mk-83, Mk-84 и некоторых других калибра 500, 1000 и 2000 фунтов создаются управляемые бомбы серии GBU-31, GBU-32,. GBU-38 и т.д. с совершенно новыми боевыми возможностями, придавая бомбам XX века, свойства высокоточного оружия XXI века. Отечественный разработчик - ГНПП «Базальт» - обещает значительно меньшую стоимость модернизации авиационных боеприпасов чем американских. В зависимости от решаемой задачи доработка будет заключаться в «навешивании» на корпус обычной свободнопадающей бомбы одного или нескольких специальных функциональных модулей, включающих систему раскладывающихся крыльев, блоки системы управления, инерциальной навигации и спутниковой коррекции. Такими комплектами можно будет оснащать как имеющиеся на вооружении ВВС свободнопадающие авиабомбы, так и все новые и модернизированные. Программа позволит повысить точность и функциональность свободнопадающих бомб и, в зависимости от полноты комплектации, получить высокоточное оружие, применяемое с малых высот вне зоны действия объектовой ПВО ...

Преимущества авиабомб с МПК в том, что масса боевой нагрузки в бомбе достигает примерно 70% от стартовой массы, в то время как в аналогичной ракете - всего 15-20%. Что же касается стоимости, то она по данным ГНПП «Базальт» составит не более 5-10 стоимостей самой бомбы, что значительно ниже стоимости новых корректируемых бомб и управляемых ракет. Впервые ГНПП «Базальт» продемонстрировало свою новую разработку модуль планирования и коррекции (МПК) на авиационно-космическом салоне «Аэро Индия 2003», который проходил в Бангалоре. В России на МАКС-2009 в Жуковском ГНПП «Базальт» представило модель и информацию по фугасной авиационной бомбе ФАБ-500М62 с модулем планирования и коррекции (МПК). Авиабомба ФАБ-500М62 является одной из самых массовых отечественных авиабомб, которая до сих пор находится на вооружении ВВС многих стран мира. Модуль планирования и коррекции (МПК) это сугубо аэромеханическая система, в которой нет никаких двигателей и даже электрических систем. Идея состоит в том, чтобы сделать очень дешевое устройство, которое можно было бы в зависимости от тактической ситуации присоединить к бомбе свободного падения непосредственно в аэродромных условиях. Модуль включает в себя специальные крылья, раскладывающиеся в полете и систему коррекции от ветрового сноса. Для применения авиационных бомб оснащенных модулем планирования и коррекции используется штатный прицельный комплекс. ОАО «558 Авиационный завод» на том же международном салоне МАКС-2009 представил аналогичный по назначению носитель автономных средств поражения «Модуль-А» для свободнопадающей бомбы OFAB-250. На ГНПП «Базальт» подготовлено четыре различных по уровню комплектации базовых варианта модернизации авиабомб по оснащению их МПК:

. Первый вариант предусматривает оснащение бомбы так называемым «простым» МПК - для этого предусматривается установка только простого модуля планирования и коррекции, который прикрепляется к корпусу бомбы, а введение электронных модулей управления не производится. В такой комплектации можно применять авиационные бомбы на тех же дальностях до 6-8 км, но с предельно малых высот 50-100 м, а не с привычных для использования обычных ФАБ 3-4 км, где самолет весьма уязвим для поражения средствами ПВО.

. Второй вариант предусматривает кроме установки МПК из стандартного набора еще и оснащение навесным малоразмерным управляющим блоком с инерциальной системой наведения (блок ИНС), позволяющим стабилизировать бомбу в полете и выводить в заданный район применения. Такой вариант при сохранении заданной точности обеспечит дальность сброса 12-15 км.

. Третий вариант предусматривает значительное повышение точности поражения цели. По нему МПК с блоками ИНС дополнительно оборудуются приводами и приемником спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС. Этот вариант оснащения повысит эффективную дальность пуска до 40-60 км в зависимости от режима и скорости носителя. Точность АБСП с МПК в такой комплектации составит не хуже 10 м.

. В четвертом варианте предусмотрено увеличение дальности применения боеприпаса. На бомбе кроме МПК и полноценного модуля управления планируется размещение блока двигательной установки с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, что повысит эффективную дальность применения до 80-100 км.


Оснащение авиабомб МПК значительно расширяет зону поражения этих средств, придает им новые боевые возможности и в сочетании бомбы с МПК - носитель повышает боевую эффективность последнего. Авиационный боеприпас ФАБ-500М62 с модулем планирования и коррекции (МПК) предназначен для поражения военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов, лекгобронированной и легкоуязвимой техники, живой силы, военно-полевых сооружений. Наличие на типовой свободно падающей бомбе модуля планирования и коррекции (МПК) позволяет применять боеприпас вне зоны действия огневых средств объектовой ПВО потенциального противника. Модернизированные АБСП в комплектации «МПК+ИНС/GPS» и «МПК+ИНС/GPS+двигатель» приобретают совершенно новые качества, фактически перемещающие их в категорию полноценного высокоточного оружия, применяемого вне зоны действия ПВО противника, но обладающего большей эффективностью при значительно меньшей цене. В дальнейшем эти модули могут наращиваться различными системами, превращая обычную авиабомбу свободного падения в полноценную планирующую и корректируемую бомбу. Модуль МПК предлагается применять и на модернизированной фугасно-зажигательной авиабомбе калибра 500кг ФЗАБ-500М, которая имеет удобообтекаемую форму и по массо-габаритным характеристикам близка ФАБ-500 М-62. Толщина пробиваемой железобетонной плиты бомбой ФЗАБ-500М - 200мм, при взрыве создаёт до 100 очагов горения, горящие куски огнесмеси разбрасываются в радиусе до 70-80 м Взрыватель - АВТ-Э. Применение модуля планирования и коррекции (МПК) позволяет обеспечить решение тех же задач, которые стоят перед бомбами свободного падения, только с существенно меньших высот, чем обычно применяются эти бомбы. Например, вместо 3-5 км авиабомбы, оснащенные модулем, можно будет применять с высот 100-200 метров, не теряя при этом ни в дальности, ни в точности поражения целей. После завершения испытаний новый модуль планирования и коррекции будет предложен для принятия на вооружение Российской армии.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Эффективная дальность пуска, км:
- по точечным целям 6…16
- по площадным целям до 40
Высота применения, м 200 - 10000
Скорость носителя, км/ч 900 - 1100
Масса, кг: - бомбы с крыльями не более 540
ВВ в тротиловом эквиваленте 300
Тип взрывателя - универсальный, термостойкий, инерционно-реакционного действия, с электрическим и механическим запуском
Максимальный радиус поражения, м:
- для лекгоуязвимой техники 110 - 190
- для легкобронированной техники 55
Приведенный радиус «сплошной» зоны поражения, м:
- для лекгоуязвимой техники 31-54
- для легкобронированной техники 5
Длина, мм 2470
Диаметр, мм 400
Размах крыльев, мм 2000

Источник -

Авиабомба АО-2,5-2, переделанная с артиллерийского снаряда калибра 45 мм

В ходе войны СССР использовала осколочные авиационные бомбы весом 2,5 , 5, 10, 15, 20 и 25 кг. При этом бомбы подразделялись на специально изготовленные (с корпусами из сталистого чугуна и сталистого литья) и на переделанные из артиллерийских боеприпасов (в связи с недостатком авиабом). К специально изготовленным бомбам относились:

ТТХ бомбы/обозначенине АО-2,5 АО-2,5сч АО-8М АО-10 АОХ-10 АОХ-15 АО-20М
Длина бомбы, мм 370 378 480 612 480 610 1030
Диаметр корпуса, мм 45 52 76 90 90 107 106
Масса бомбы, кг 2,5 2,5 5 10 10 15 20
Размах стабилизатора, мм 61 60 100 125 110 125 130
Радиус поражения, м 7-11 12 15 18 18 20 25

К бомбам, переделанным с артиллерийских боерипасов относились:

Переделка артиллерийских снарядов в авиабомбы производилась с 1941 г. и заключалась в оснащении их штампованным железным стабилизатором (перьевыми или коробчатыми) и авиационными взрывателями. Бомбы сбрасыались с высоты 150 — 350 м. Многие бомбы оснащались вертушкой АВ-4, благодаря которой взрыватель бомбы срабатывал над землей, тем самым увеличиая зону поражения осколками. Бомбы весом 2,5 кг, как правило, использовались в качестве суббоеприпасов – ими оснащались контейнеры (кассетные бомбы).

Авиабомбы ФАБ-50 выпускались в большой номенклатуре: ФАБ-50св (сварная, выпускалась в 1932-1939 гг.); ФАБ-50св (корпус из серого чугуна); ФАБ-50сл (выпускались с 1940 г., стальные литые); ФАБ-50цк (цельнокованная); ФАБ-50шг (выпускалась с 1943 г. со штампованной головкой); ФАБ-50-М43 (выпускалась с 1943 г. упрощенной конструкции и технологии изготовления). Кроме того, с 1936 г. 260 тысяч 152-мм фугасных снарядов от устаревших орудий переделали в бомбы ФАБ-50м путем оснащения их четырьма стабилизаторами и авиационным взрывателем. Несмотря на то, что официально бомба обозначалась как фугасная, фактически являлась осколочно-фугасной. Все бомбы оснащались взрывателями мгновенного действия, некоторые с задержкой 0,3 с. Бомбы использовались, как бомбардировщиками, так и истебителями. ТТХ бомбы: длина – 936 мм; диаметр – 219 мм; масса – 50 — 60 кг; масса ВВ – 25 кг; толщина стенок – 8-9 мм; размах оперения – 210 — 264 мм; бронепробиваемость – до 30 мм палубной брони, 900 мм кирпичной кладки или 220 мм железобетона.

В 1929-1932 гг. выпускались бомбы ФАБ-70м1 и ФАБ-70м2, которые представляли собой переделку трофейных боеприпасов от французских 240-мм минометов. Первый вариант бомбы выпускали без перенаряжения, второй – с переснаряжением. Переделка мин заключалась в установке бугеля для их подвески на горизонтальных бомбодержателях и онащении авиационным взрывателем. С 1936 г. выпускались бомбы под обозначением ФАБ-70, которые представляли собой 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с четырьмя приваренными стабилизаторами. ТТХ ФАБ-70м2: длина – 1305 мм; длина корпуса – 855 мм; диаметр – 240 мм; размах стабилизатора – 310 мм; масса – 70 кг; масса ВВ – 34 кг.

В годы войны авиабомбы ФАБ-100 выпускались в такой номенклатуре: ФАБ-100 (выпускалась с 1932 г.), ФАБ-100цк (выпускались с 1938 г., цельнокованные), ФАБ-100М (выпускалась с 1942 г.), ФАБ-100св (сварная), ФАБ-100 КД (выпускалась в 1941-1944 гг., ознащалась взывчатой жидкой смесью); ФАБ-100НГ (выпускалась с 1941 г., корпус из тонкостенного железобетона), ФАБ-100 М-43 (выпускалась с 1943 г., упрощенной конструкции и технологии изготовления), ФАБ-100сч (выпускались с 1944 г., корпус из серого чугуна), ФАБ-100сл (выпускалась с 1944 г., стальной литой корпус). Все бомбы оснащались взрывателями мгновенного действия, некоторые с задержкой 0,3 с. ТТХ бомбы: длина – 964 мм; диаметр – 267 мм; масса – 100 кг; масса ВВ – 70 кг; толщина стенок – 14 мм; радиус поражения – 18 м.

250-килограммовые бомбы выпускались в таких варинантах: ФАБ-250 (выпускалась с 1932 г.), ФАБ-250св (выпускалась с 1932 г, сварная), ФАБ-250цк (цельнокованный корпус), ФАБ-250сч (выпускалась с 1943 г, серого чугуна), ФАБ-250НГ (выпускалась с 1941 г., корпус из тонкостенного железобетона), ФАБ-250М-43 (выпускалась с 1943 г., упрощенной конструкции и технологии изготовления), ФАБ-250М44 (выпускалась с 1944 г.,с укороченным стабилизатором). Бомба имела четырехперистый стабилизатор с распорными планками. Боеприпас использовался для разрушения гражданских объектов, подземных коммуникаций и полевых оборонительных сооружений с железобетонными перекрытиями толщиной до 0,4 м. ТТХ бомбы: длина – 1589 мм; диаметр – 285 мм; масса – 250 кг; масса ВВ – 99 кг; радиус повреждений — 56 м.

К номенклатуре 500-килограммовых бомб относились: ФАБ-500, ФАБ-500св (выпускалась в 1932-1940 гг., сварная), ФАБ-500М (выпускалась 1942-1943 гг., с упрощенным изготовлением), ФАБ-500НГ (выпускалась с 1941 г., корпус из тонкостенного железобетона), ФАБ-250М43 (выпускалась с 1943 г, упрощенной конструкции и технологии изготовления), ФАБ-500М44 (выпускалась с 1945 г., с укороченным стабилизатором). Бомба могла применяться со взрывателями большого замедления (часы, сутки) для минирования местности. При этом они снабжались вибрационными и противосъёмными устройствами, вызывающими взрыв при сотрясении грунта движущимся поездом, танком и т.п. или при попытке обезвредить бомбу. При взрыве на глубине 3 — 3,5 м. образовывалась воронка диаметром 8,5 — 16 м. ТТХ бомбы: длина – 2,1 — 2,3 м; диаметр – 392 — 447 мм; масса – 500 кг; масса ВВ – 213 — 226 кг; размах стабилизатора – 570 — 600 мм; бронепробиваемость – 1,2 м бетонного перекрытия или 0,8 м железобетонного; радиус повреждений – 80 м.

В период войны выпускались такие 1000-килограмовые бомбы: ФАБ-1000св (выпускалась в 1932-1943 гг., сварная), ФАБ-1000М (выпускалась с 1942 г., с упрощенным изготовлением, коромбачым стабилизатором и меньшей длиной), ФАБ-1000М43 (выпускалась с 1943 г, упрощенной конструкции и технологии изготовления), ФАБ-1000М44 (выпускалась с 1945 г., с укороченным стабилизатором), ФАБ-1000НГ (выпускалась с 1941 г., корпус из тонкостенного железобетона), ФАБ-1000сл (выпусклась с 1943 г., стального литья). При взрыве на глубине 4 м образовывалась воронка диаметром 17 м. ТТХ бомбы: длина – 2765 мм; диаметр – 630 мм; масса – 1000 кг; масса ВВ – 674 кг; бронепробиваемость – 1,8 м. бетонного перекрытия или 1 м железобетонного.

1500-килограмовые бомбы выпускались в таких вариантах ФАБ-1500, ФАБ-1500Т и ФАБ-1500-2500ТС. Толстостенная бомба ФАБ-1500-2500ТС имела литую боевую часть с толщиной стенок около 100 мм. Масса — 2,5 т. ТТХ бомбы: длина – 3 м; диаметр – 642 мм; масса – 1400 кг; масса боевой части – 1200 кг; масса ВВ –675 кг; толщина стенок – 18 мм; радиус повреждений – 160 м.

Бомба ФАБ-2000св была принята на вооружение в 1934 г. Она имела корпус сварной конструкции, головные и донные взрыватели с замедлением 0,3 с. В 1943 г. в связи с упрощением конструкции бомбы и технологии ее изготовление стали выпускать ФАБ-2000М-43. В 1945 г. на вооружение приняли ФАБ-2000М44. При взрыве бомбы на глубине 4 м. образовывалась воронка диаметром 20 м. ТТХ бомбы: длина – 4,5 м; толщина стенок – 12 мм; бронепробиваемость – 1,8 м. бетонного перекрытия или 1,2 м железобетонного.

Бомба относилась к авиабомбам сварной конструкции и была принята на вооружение в 1943 г. Ее стальную головную часть, достигавшую у головного среза толщины 90 мм, отливали. Цилиндрическую и коническую части корпуса вальцевали из листового проката, проваривая двухсторонним швом все стыки. Конус стабилизатора коробчатого типа на конической части корпуса авиабомбы прижимало специальное кольцо хвостовой втулки. Бомба имела 6 взрывателей — по одному в головном и донном очке и четыре боковых взрывателя с установкой на мгновенное действие. Наличие боковых взрывателей и сильно развитой системы дополнительных детонаторов обеспечивало настильность взрывной волны, что было чрезвычайно важно при бомбометании по крупным населенным пунктам. Носителем бомбы являлся ПЕ-8. При этом створки бомболюка закрывались лишь на одну треть. ТТХ бомбы: длина – 3107 мм; диаметр – 642 мм; масса – 4900 кг; масса ВВ – 2207 кг.

фугасная авиабомба была принята на вооружение в 1945 г. Она комплектовалась контактными взрывателями мгновенного действия или неконтактными, срабатывающими на высоте 5–15 м. При взрыве бомбы образовывалась воронка диаметром 5 м. и глубиной 1,7 м. ТТХ бомбы: длина – 1065 мм; диаметр – 273 мм; масса – 100 кг; масса ВВ – 30,7 кг; радиус поражения – 50 м; бронипробиваемость – 40 мм.

В период войны выпускалась бетонобойная бомба БетАБ-150 ДС (с дополнительной скоростью) с ракетным ускоритетелем для поражения объектов, имеющих прочную бетонную или железобетонную защиту. Боевая часть бомбы представляла собой 203-мм артиллерийский снаряд. Ракетный укоритель придавал бомбе дополнительную скорость в 210 м/с. Бомба проникала в скальный массив из мрамора на глубину 1,7 м. При взрыве бомбы в грунте образовывалась воронка диаметром 1,8 м и глубиной 2,5 м. ТТХ бомбы: длина — 2097 мм; длина – 210 мм; масса — 165 кг; масса боевой части — 102 кг; масса ВВ — 14,5 кг; масса ракетного заряда – 17,2 кг.

В период войны выпускались следующие бронебойные бомбы: БРАБ-200 ДС, БрАБ-220, БрАБ-250, БрАБ-500, БрАБ-1000. Бомба БРАБ-200 ДС имела ракетный ускоритель, который сообщал бомбе дополнительную скорость 180 м/с. Бомба изготавливалась на базе «морских» 203 мм полубронебойных артснарядов без задней части, к которым сзади крепился обтекаемый конус с донным взрывателем и большим четырёхпёрым стабилизатором. ТТХ бомбы БрАБ-200: длина – 2054 мм; длина – 278 мм; масса – 213 кг; масса боевой части – 150 кг; масса ВВ – 12,3 кг; масса ракетного заряда – 19,2 кг; бронепробиваемость – 182-260 мм. Бомбы БРАБ-500 и 2БРАБ-1000 были оснащены биконическими противорикошетными наконечниками. Корпуса бронебойных авиабомб новой изготавливались путем штамповки из легированной стали с последующей механической и термической обработкой к имели конусную форму, суживающуюся к хвостовой части. Головные части авиабомб, отливали из высоколегированной стали. Крылья стабилизаторов крепили к коническим обтекателям на клепке посредством стальных угольников. Для размещения на внешних горизонтальных бомбодержателях самолетов авиабомбы оснащали основными и дополнительными бугелями с подвесными ушками соответствующих весовых групп. ТТХ бомб изложено в таблице.

К началу войны в СССР выпускались зажигательные авиабомбы лишь малых и средних калибров – ЗАБ-1э, ЗАБ-2,5т, ЗАБ-10тг и ЗАБ-50тг. В 1941-1944 гг. было выпущено незначительное количество зажигательных бомб крупного калибра ЗАБ-100 и ЗАБ-500. Все они относились к боеприпасам интенсивного и сосредоточенного действия. Их общим недостатком оказалось то, что они были эффективны лишь при прямом попадании в цель, и их легко можно было потушить. Бомбы ЗАБ-1э, ЗАБ-2,5т относились к разряду суббоеприпасов — ими снаряжали ротативно-рассеивающие авиабомбы РРАБ, а также сбрасывали группами из кассет-ведер. Зажигательные авиабомбы калибра 1,5–2,5 кг снаряжаются термитными составами. Бомбы калибром более 10 кг считались боеприпасами индивидуального применения — на самолете их размещали на замках бомбодержателей и сбрасывали в ходе одиночного, серийного или залпового бомбометания. Всего было выпущено 5,8 млн. зажигательных бомб всех видов.

Бомба предназначалась для поражения целей посредством загущённой зажигательной смеси, имеющей высокую температуру горения (бензин, керосин, толуол). Загущенная огнесмесь дробилась взрывом на крупные куски, которые разбрасывались на большое расстояния и горели с температурой 1000–1200°С в течение нескольких минут. Огнесмесь прилипала к различным поверхностям и трудно удалялась с них. Горение происходило за счет кислорода воздуха, поэтому в радиусе действия бомбы образовывалось значительное количество отравляющей двуокиси углерода. Для повышения температуры горения огнесмеси до 2000–2500°С в нее добавляли порошки горючих металлов. Благодаря прочному корпусу бомба была способна пробивать стены и крыши зданий, поражая внутренние помещения. Основными целями для ЗАБ-500 являлась авиационная техника на стоянках, автомобили, установки РЛС, небольшие здания и живая сила противника. Минимально допустимая высота применения 750 м. Всего было выпущено 3,5 тыс. единиц. ТТХ бомбы: масса – 500 кг; масса боевой части – 480 кг; длина – 2142 мм; диаметр – 321 мм.

Авиационные жидкостные жестяные ампулы АЖ-2 калибра 125 мм, снаряженные самовоспламеняющимся сгущенным керосином марки КС пришли на смену стеклянным ампулам АК-1 и выпускалсись с 1936 г. Их изготавливали путем штамповки двух полусфер из тонкой латуни толщиной 0,35 мм, а с 1937 г. с белой жести толщиной 0,2-0,3 мм. Конфигурация деталей для производства жестяных ампул сильно варьировалась. В 1937 г. в производстве состояли АЖ-2 из полусферы с заливочной горловиной и второй полусферой из четырех сферических сегментов. В начале 1941 г. были опробованы технологии производства АЖ-2 из черной жести (тонкого проката 0,5-мм декапированного железа). Детали корпусов АЖ-2 стали соединять при помощи закатки краев и утапливания шва заподлицо с контуром сферы. В 1943 г. ампулы дополнили взрывателями из термореактивной пластмассы. При встрече с прочной преградой корпус ампулы АЖ-2КС разрывался, как правило, по спаечным швам, зажигательная смесь выплескивалась и воспламенялась на воздухе с образованием густого белого дыма. Температура горения смеси достигала 800°С. Наряду с АЖ-2 использовалась модификация увеличенной емкости – двухлитровые ампулы «АЖ-4» в шарах диаметром 260 мм. Ампулы загружали в специальные контейнеры (кассеты) мелких бомб. Всего было выпущено около 6 млн. ампул различных модификаций. ТТХ АЖ-2: полная масса — без взрывателя – 1,5 кг., со взрывателем – 1,9 кг., полная емкость – 0,9 л.

Бомба с кумулятивным зарядом предназначалась для поражения бронетехники. Впервые бомбы были применены в 1943 г. в битве на Курской дуге. Корпуса бомб и клепаные стабилизаторы перисто-цилиндрической формы изготавливали из листовой стали толщиной 0,6 мм. Для увеличения осколочного действия на цилиндрическую часть авиабомб дополнительно надевали стальную 1,5-мм рубашку. Взрыватель – донный. Бомбы снаряжались в кассеты от 22 до 86 штук в зависимости от типа контейнера. Максимальное количество бомб помещалось в универсальный бомбоотсек штурмовика Ил-2 (280 шт.). Минимальная высота бомбометания – 70 м. Всего за время войны было изготовлено 14,6 млн. бомб. ТТХ бомбы: масса – 2,5 кг; масса ВВ – 1,5 кг; длина – 355-361 мм; бронепробиваемость – 60 мм при угле встречи 30° и 100 мм при 90°.

Противолодочная бомба ПЛАБ-100 была принята на вооружение в 1941 г. Она предназначалась для поражения подводных лодок с высот 300-800 м. Бомба состояла из корпуса, парашютной коробки с парашютом и расцепляющего механизма. При сбрасывании бомбы с самолета вытяжная стропа, срывая крышку, извлекала тормозной парашют из коробки и запускала замедлители петарды расцепляющего механизма. Спустя 4-5 секунды она срабатывала, освобождая боеприпас от тормозного парашюта и его транспортировочной коробки. Подвеска – вертикальная. ТТХ бомбы: длина – 1046 — 1062 мм; диаметр — 290 мм; размах стабилизатора — 310 мм; масса — 100 кг; масса ВВ — 70 кг; толщина стенок – 3 мм.

Вспомогательная аэронавигационная морская бомба, выпускавшаяся с 1936 г. и служила для визуального фиксирования отправной точки на водной поверхности при измерении углов сноса и путевой скорости. Кроме того, их применяли для постановки «вспомогательной точки прицеливания» на местности и маркирования заданной точки на водной поверхности. АНАБ транспортировали в кабине штурмана и сбрасывали вручную. Головная часть бомбы выполнена из 0,25-мм белой жести, хвостовая часть — из 0,75-мм декапированного железа, состояла из двух разделенных диафрагмой камер – поплавковой и камеры под снаряжение. Поплавковую камеру оживальной формы с приваренным стабилизатором оснащали газоотводящими трубками. Головные части заполняли раствором флуоресцина в ацетоне и фосфористого кальция (снаряжение дневного действия), а заливное отверстие закрывали крышкой и запаивали. При ударе о водную поверхность головная часть разбивалась, освобожденный груз тонул, а жидкость, растекаясь по поверхности воды, образовывала яркое зеленовато-желтое пятно протяженностью 9-10 м. Хвостовая часть через 2-3 секунды всплывала и, приняв через трубку и донное отверстие воду, «запускала» реакцию разложения фосфористого кальция. При этом образовывался жидкий фосфористый водород, воспламенявшийся на воздухе и зажигавший смесь фосфина. Горения сопровождалось выделением белого дыма. Кроме того, пламя бело-желтого цвета имело вид факела высотой 20 — 25 см с продолжительностью горения 1 — 1,5 минуты, после чего еще 10 — 15 минут можно было наблюдасть вспышки с интервалом 5 — 15 с.

Гидростатические (плавающие) боеприпасы предназначались для постановки на море маскирующих дымовых завес с целью прикрытия ими атаки и маневров своих кораблей. В 1939 г. на вооружение была принята плавающая авиабомба ПАБ-100. В 1944 г. боеприпас получил наименование ГАБ-100Д. Корпус авиабомбы состоял из двух поперечных половин, соединенных между собой на резьбе. В передней части содержалась дымовая смесь, а задняя выполняла роль поплавковой камеры. Бомба сбрасывалась со специальным парашютом. Взрыватель – мговенного действия. ТТХ бомбы: масса заряда – 40 кг; время образования дыма – 7 — 10 минут.

В годы войны на вооружении стояли две дымовые авиабомбы: ДАБ-25 и ДАБ-100. С 1944 г. они получили обоначение ДАБ-25-30Ф и ДАБ-100-80Ф. Боеприпасы предназначались для постановки на местности маскирующих дымовых завес с целью прикрытия атак и маневра своих войск, а также ослепления огневой системы обороны противника (авианаводчиков и корректировщиков артогня). Боеприпасы изготавливали в сварных корпусах, штампованных и свальцованных из листовой стали. Оперение – четырехперистое, взрыватель – мгновенного действия. ТТХ ДАБ-25-30Ф: масса – 15 кг; масса заряда – 17 кг белого фосфора; диаметр – 203 мм; толщина стенки – 4 мм; время образования дыма – 3 — 5 минут. ТТХ ДАБ-100-80Ф: масса – 100 кг; толщина стенки – 3 мм; время образования дыма – 5 — 10 минут; протяженность дымовой завесы – 100 — 1500 м; высота завесы – 50 — 80 м.

Осветительные (светящие) авиабомбы, относящиеся к боеприпасам вспомогательного назначения, применяли в ночных операциях разведывательной и бомбардировочной авиации в ходе визуальной разведки и освещения местности при прицельном бомбометании, в совместных действиях авиации с кораблями ВМФ и авиации с артиллерией. Последнее заключалось в корректировке артиллерийского огня с самолетов, наведении кораблей и подводных лодок ночью на флот противника, бомбардировщиков — на цели, а также в освещении местности при посадках самолетов вне аэродромов. В период войны СССР выпускал четыре типа осветительных бомб: САБ-3 и САБ-3М, САБ-50-15, САБ-100-55. Бомба состояла из трех основных узлов: корпуса из тонкой листовой стали, осветительного пиротехнического факела в бумажной гильзе и парашюта. При сбрасывании бомбы на заданной дистанции пиротехнический факел воспламеняется и давлением пороховых газов вместе с парашютом выталкивается из корпуса авиабомбы. Выброшенный из корпуса горящий факел медленно снижается на парашюте, освещая местность. Наиболее распространненая бомба САБ-50-15(2.000.000 — 2.200.000 свечей) использовавшаяся на высоте 2000 м создавала световое пятно в радиусе 3000 м. Время горения – около 4,5 минут. Масса – 55 кг; толщина корпуса – 04 мм. Всего в период войны было выпущено 602 тысячи осветительных бомб всех типов.

Авиабомба являлась источником света при ночном воздушком фотографировании. Она представляла собой заряд пиротехнического состава, заключенный в оболочку авиационной бомбы и дающей мощную вспышку. Этого освещения было достаточно, чтобы в ночных условиях получать качественные аэрофотоснимки с высоты до 7500 м. Иногда бомба использовалась среди ночи для подавления наводчиков зенитных орудий посредством мощной вспышки. ТТХ бомбы: максимальная сила света – 500 млн. свечей; продолжительность вспышки – 0,1 — 0,2 с; время падения – 27 с; длина – 890 мм; масса – 35 кг; диаметр – 203 мм.

Агитационные бомбы предназначались для разбрасывания листовок и других агитматериалов на территории противника. Бомба состояла: из пустотелого разборного корпуса, который заполнялся листовками перед использованием; вышибного заряда для выталкивания агитационных материалов; дистанционного взрывателя, обеспечивающего срабатывание вышибного заряда на определенном расстоянии или высоте. Бомба была создана в габаритах ФАБ-100. Ее корпус был выполнен из фанеры и весил не более 20 кг. Вдоль корпуса была установлена труба с пороховой петардой, позволяющая взрывом разкрыть корпус на заданной высоте. Снаряжали бомбу листовками в виде рулонов массой 2,7 — 3,2 кг каждый. Листовка имела формат 206х146 мм. Сбрасывали бомбу, как с наружных, так и с внутренних бомбодержателей. В зависимости от погоды высота сброса составляла от 50 до 500 м.

Для применения малых фугасных, осколочных, зажигательных и других авиационных бомб массой 1-2,5 кг в СССР были разработаны разные носители – стационарные кассеты, контейнеры и РРАБ (ротативно-рассеивающие авиационные бомбы). Боеприпасы устанавливались хвостовым оперением под 45º к основной продольной оси. При сбрасывании боеприпас набирал вращательное движение с увеличивающейся частотой. При достижении заданной скорости вращательного движения, троса, имеющие ослабленные сечения, стягивающие корпус, из-за действия центробежных сил начинали разрываться, и малые боевые боеприпасы начинали рассеиваться, при падении поражая большую площадь. Изготавливали РРАБ в трех вариантах: до одной тысячи килограммов (РРАБ-1); до полутонны (РРАБ-2); до 250 килограммов (РРАБ-3). Конструктивно РРАБ представляют собой оболочку с тонкими стенами, в которую укладывали малые авиационные бомбы, техники, прямо на аэродроме, перед самым применением. Все РРАБ были аналогичной конструкции: В РРАБ-1 помещалось: 84-130 бомб типа АО-8, 100 – типа АО-10, 50 – АО, 260 – АО-2,5. В РРАБ-2 помещалось: 50-78 бомб типа АО-8, 66 – ЗАБ-10, 25 – АО-20, 260- АО-2,5. В РРАБ-3 помещалось 34 бомбы АО-8, 25 – ЗАБ-10 или АО-10, 18 – АО-20, 116-АО 2,5, 126 – ПТАБ-2,5.

Реактивный снаряд РС-82 (класса воздух-воздух) впервые был применен в 1939 г. истребителями И-16 при разгроме японских войск на реке Халхин-Гол. К 1942 г. были созданы промышленные пусковые установки для самолетов И-153, СБ и ИЛ-2. В ходе советско-финляндской войны (1939-1940 гг.) 6 двухмоторных бомбардировщиков СБ были оснащены пусковыми установками для ракет PC-132 (класса воздух-земля). Эффективность применения реактивных снарядов в воздушном бою, а также при стрельбе по одиночным наземным целям (танкам, автомобилям и т. п.) была крайне низкой, поэтому их применяли для залповой стрельбы по площадям. Снаряд состоял из головной боевой и реактивной части (порохового реактивного двигателя). Боевая часть была снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого использовался контактный или неконтактный взрыватели. Реактивный двигатель имел камеру сгорания, в которой был помещен метательный заряд в виде цилиндрических шашек из бездымного пороха с осевым каналом. Стабилизация снаряда в полете обеспечивалась с помощью хвостового стабилизатора из четырёх стальных штампованных перьев. Головка снаряда тупая, с надрезами на оживальной части. В 1935-1936 гг. ракеты PC-82 запускали с авиационных пусковых устройств бугельного типа, которые имели большое лобовое сопротивление и заметно снижали скорость самолета. В 1937 г. была разработана направляющая желобкового типа с одной планкой, имеющей Т-образный паз для направляющих штифтов снаряда. Позднее и в пусковых устройствах для PC-132 от опорной балки-трубы отказались и заменили ее П-образным профилем. Применение пусковых установок желобкового типа значительно улучшило аэродинамические и эксплуатационные характеристики снарядов, упростило их изготовление, обеспечило высокую надежность схода снарядов. В 1942 г. авиационные снаряды PC-82 и PC-132 были модернизированы и получили индексы М-8 и М-13. ТТХ РС-82: калибр – 82 мм; длина снаряда – 600 мм; масса ВВ – 360 г; вес ракетного топлива – 1,1 кг; полная масса снаряда – 6,8 кг; скорость – 340 м/с; дальность – 6,2 км; радиус сплошного осколочного поражения – 6-7 м. ТТХ РС-132: калибр – 132 мм; длина снаряда – 845 мм; масса ВВ – 900 г; вес ракетного топлива – 3,8 кг; полная масса снаряда – 23 кг; скорость – 350 м/с; дальность – 7,1 км; радиус сплошного осколочного поражения – 9-10 м. Известны следующие модификации РС-82: РБС-82 (бронебойный вариант, бронепробиваемость до 50 мм); РОС-82 (реактивный осколочный снаряд); РОФС-82 (вариант с осколочно-фугасной боевой частью); ЗС-82 (зажигательный РС); ТРС-82 (турбореактивный снаряд). РС-132 имел такие модификации: БРС-132 (бронебойный вариант, бронепробиваемость до 75 мм); РОФС-132 (вариант с осколочно-фугасной боевой частью); РОС-132 (осколочный снаряд); ЗС-132 (зажигательный снаряд); ТРС-132 (турбореактивный снаряд).

Фугасная авиационная бомба (ФАБ) - универсальный тип авиационных бомб, широко применяется для поражения различных целей (военно-промышленные объекты, железнодорожные узлы, энергетические сооружения, фортификационные укрепления, живая сила и военная техника противника и др.). Поражает цели действием продуктов взрыва, осколками корпуса и воздушной ударной волной. Калибр 50–10 000 кг, наиболее распространены ФАБ среднего калибра. В ФАБ используются контактные взрыватели мгновенного (по целям, расположенным на поверхности земли) и замедленного (по объектам, поражаемым взрывом изнутри, и заглублённым целям) действия. В последнем случае эффективность ФАБ усиливается сейсмическим действием взрыва. При взрыве ФАБ в грунте образуется воронка, размеры которой зависят от свойств грунта, калибра авиационной бомбы и глубины взрыва. Например, при взрыве ФАБ калибра 500 кг в суглинке (на глуб. 3 м) образуется воронка диаметром 8,5 м. ФАБ с взрывателями большого замедления (часы, сутки) применяются для минирования местности; при этом они снабжаются вибрационными и противосъёмными устройствами, вызывающими взрыв при сотрясении грунта движущимся поездом, танком и т.п. или при попытке обезвредить бомбу.
Фугасно-зажигательная авиационная бомба (ФЗАБ) обладает комбинированным действием - фугасным и зажигательным. Снаряжается пиротехническими или другими зажигательными составами (в т.ч. термитными патронами) и ВВ. При срабатывании взрывателя происходит взрыв ВВ и воспламенение термитных патронов, которые разбрасываются на значительное расстояние (до 150 м), создавая дополнительные очаги пожара.

Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67 в начале 1930-х гг. В 1931–1932 гг. были спроектированы фугасные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС разработанная в НИО-67 фугасная авиабомба ФАБ-2000.

Фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-70 представляли собой 152-мм и 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.

Перед войной в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона (ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС. В первые годы войны также железобетонные корпуса изготовляли на Павшинском заводе под Москвой.

В ходе войны было развернуто массовое производство фугасных бомб упрощенной конструкции, созданных в 1942–1943 гг. в ГСКБ-47.

В основу новых конструкций была положена отливка корпусов из сталистого чугуна. На станках нарезали резьбу только под взрыватель, а в остальных резьбовых соединениях применяли резьбу Эдиссона, получаемую в процессе отливки корпусов. Стабилизаторы делали разъемными.

Одновременно с целью сокращения объемов механической обработки пересмотрели также и чертежи сварных вариантов корпусов фугасных авиабомб.

Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции и технологии изготовления присвоили индекс М-43. В течение года было создано 9 новых конструкций: ФАБ-50 М43, ФАБ-100 М-43, ФАБ-250 М43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-100сч, ФАБ-250сч и ФАБ-1000сл (стального литья).

К концу войны были приняты на вооружение мощные осколочно-фугасные авиабомбы ОФАБ-100. Эту бомбу снаряжали 26 кг амматола 50/50 и тротиловой пробкой весом 4,7 кг.

При бомбометании с высоты 2000 м и взрыве бомбы ОФАБ-100 в обыкновенном грунте образовывалась воронка диаметром 4,8 м, глубиной 1,7 м и объемом 10 м3. Осколки при разрыве ОФАБ-100 обеспечивали сплошное поражение открытой живой силы в радиусе 50 м, пробивали броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, 30 мм - на расстоянии 10 м и 15 мм - в 15 м от места взрыва.

В годы войны фугасные бомбы снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ: чистого тротила, французской смеси (80 % пикриновой кислоты + 20 % динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50 % тротила + 38 % аммонийной селитры + 10 % алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50 % тротила + 40 % гексогена + 10 % алюминиевой пудры). Большое количество фугасных авиабомб снаряжали амматолом 80/20 путем шнекования на горизонтальных шнек-аппаратах.

В 1941 г. на вооружение ВВС была принята (для военного времени) фугасная авиабомба ФАБ-100 КД, разработанная С. Г. Добрышем (НИИ-6). Эта бомба снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60: 40: 30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.

Технология снаряжения ФАБ-100 КД была предельно проста (поочередная заливка компонентов в корпус авиабомбы), поэтому для организации производства требовалось не более одного-двух месяцев.

С начала 1942 г. ВВС начали применять ФАБ-100 КД. В то время это было очень важно, так как снаряжательные заводы были эвакуированы, а тротила и других взрывчатых веществ для снаряжения авиабомб не хватало. Производство ФАБ-100 КД было прекращено в 1944 г. в связи с тем, что был полностью израсходован мобилизационный запас цельнокованных корпусов. Попытки применить сварные корпуса оказались безуспешными: заполненные смесью КД, они протекали по сварным швам.

В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные бомбы, разработанные в НИИ-6. Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100 НГ и ФАБ-250 НГ. Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью. Жидкий кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах. Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3–4 ч для ФАБ-100 и ФАБ-250.

Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом калибра 100 кг. Работы по их применению были прекращены, когда немецкие войска были отброшены от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной.

Суммарная доля фугасных авиабомб ФАБ-500, ФАБ-100 и ФАБ-250 в годы войны составляла от 97 до 99,6 %. Номенклатура фугасных авиабомб изменялась в сторону преобладания более крупных калибров. Удельный вес ФАБ-250 с каждым годом увеличивался, к концу войны их доля по сравнению с 1941 г. увеличилась в шесть раз и достигла 17,2 %. Доля ФАБ-500 значительно уменьшилась, а производство ФАБ-100 все годы войны держалось на уровне 50–70 % общего количества выпускаемых фугасных авиабомб.

В послевоенное время было принято на вооружение несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг.

Фугасные бомбы больших калибров, принятые на вооружение в конце 1940-х - начале 50-х гг., в основном предназначались для действия по крупным морским кораблям. Лишь ФАБ-1500 считались приемлемыми для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям.

Обычная бомба ФАБ-1500 имела стенки толщиной 18 мм и содержала 675 кг взрывчатого вещества. Кроме того, на вооружении состояла толстостенная бомба ФАБ-1500–2600ТС. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм.

ФАБ-3000М-46 и ФАБ-3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила, а ФАБ-9000М-54–4297 кг тротила.

Тяжелые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Так, только за три месяца 1988 г. бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Тем не менее, реальный эффект применения тяжелых фугасных авиабомб был невелик. Радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м, а для ФАБ-9000 соответственно 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе до 158 и 225 м. Более успешно показали себя при действии в горах толстостенные ФАБ-1500–2600ТС.

Разновидности и модификации
Модель Описание
ФАБ-50 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг. Представляла собой 152-мм фугасный снаряд от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
ФАБ-50-М43
ФАБ-70 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг. Представляла собой 203-мм фугасный снаряд от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
ФАБ-100
ФАБ-100НГ
ФАБ-100КД Принята на вооружение ВВС (для военного времени) в 1941 г. Разработана С. Г. Добрышем (НИИ-6). Снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60:40:30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.
ФАБ-100сч
ФАБ-100-М43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-250 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-250сч Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. "Сч" означает "серого чугуна"
ФАБ-250НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-250М-43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-250М-46 Модификация 1946 г.
ФАБ-250М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-250М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-500 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-500НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-500М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-500М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-500М-62Т Модификация 1962 г.
ФАБ-500Ш Штурмовая
ФАБ-500ШМ Штурмовая модернизированная
ФАБ-1000 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-1000НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-1000сл Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. "Сч" означает "стального литья"
ФАБ-1500 Предназначалась для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям. Принята на вооружение в послевоенное время.
ФАБ-1500Ш Штурмовая
ФАБ-1500М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-1500М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-1500-2600ТС Толстостенная бомба. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм. Применялась в афганской войне.
ФАБ-2000 Разработана в НИО-67. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС
ФАБ-2000М-43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-3000
ФАБ-3000М-46 Принята на вооружение в 1946 г. Содержала 1400 кг тротила.
ФАБ-3000М-54 Принята на вооружение в 1954 г. Содержала 1387 кг тротила. Применялась в афганской войне.
ФАБ-5000 Принята на вооружение после 1945 г.
ФАБ-9000М-50 Предназначена для поражения крупных фортификационных сооружений. Принята на вооужение в 1950 году.
ФАБ-9000М-54 Модернизация 1954 г. Содержала 4297 кг тротила. Применялась в афганской войне.

Бетонобойные авиационные бомбы (БетАБ) предназначены для эффективного уничтожения железобетонных покрытий и взлетно-посадочных полос аэродромов. Конструктивно представлены двумя основными видами бомб: свободного падения и с реактивными ускорителями. Бетонобойные авиабомбы свободного падения предназначены для бомбометания с больших высот и конструктивно очень близки к стандартным толстостенным фугасным авиабомбам. Бетонобойные бомбы с парашютом и реактивным ускорителем используются для бомбометания с любых высот (в том числе и малых). За счет парашюта угол падения бомбы увеличивается до 60 градусов, после чего парашют отстреливается и запускается реактивный ускоритель.

Чаще всего масса бетонобойных бомб составляет 500-1000 кг., при этом могут встречаться авиабомбы и большего калибра. Такого вида предназначено для поражения объектов с прочной бетонной или железобетонной защитой или сильно бронированных объектов. К примеру, фортификационных сооружений (таких как ДОТ), бункеров, береговых батарей, ВПП или крупных боевых кораблей.


Американская бетонобойная бомба GBU-28 (BLU-113)

В настоящее время наиболее массовой американской бетонобойной бомбой, которая известна в мире, является GBU-28 (BLU-113), которая была создана перед операцией «Буря в пустыне» и была предназначена для уничтожения бункеров Саддама Хусейна. Задание на разработку подобных бомб в октябре 1990 года было выдано конструкторскому подразделению ASD Development Planning group, находящемуся на базе ВВС США Эглин во Флориде. К работе над данным проектом были также подключены специалисты компаний Space Company и Lockheed Missile.

Для того чтобы успешно пробивать грунт, бетонные перекрытия и броню, бомба должна быть достаточно тяжелой, а также обладать малым сечением (для того чтобы не «размазывать» свою кинетическую энергию по большой площади), помимо этого она должна состоять из твердого сплава. Это необходимо для того, чтобы при соприкосновении с препятствием боевая часть не срабатывала на твердой поверхности, а пронизывала ее. В свое время в США поломали голову над тем, чтобы найти и создать подходящий корпус для бетонобойной бомбы. Выход из ситуации подсказал бывший армейский офицер, работавший в компании Lockheed. Он вспомнил, что на артиллерийских складах хранится большое число стволов от 203-мм гаубиц M201 SP.

Данные стволы были выполнены из подходящего сплава и нашлись в достаточных количествах на артиллерийских арсеналах, в частности на арсенале Watervliet, расположенном в штате Нью-Йорк. Именно в мастерских данного арсенала артиллерийские стволы были доведены до необходимых размеров. Для изготовления бомб их обрезали под заданные размеры, после чего удалили все выступающие элементы, находящиеся с внешней стороны. Изнутри стволы были специально рассверлены, их диаметр был доведен до 10 дюймов (245 мм). Это было сделано для того, чтобы к новому «телу» бомбы можно было применить наконечник от старой БетАБ BLU-109.

С территории арсенала Watervliet собранные корпуса для бомб были доставлены на базу Эглин, где их предстояло начинить взрывчатым веществом. При этом, специального оборудования для бомбы таких размеров на авиабазе просто не было, и работать военным приходилось практически кустарными методами. Так в частности, изолирующий слой, который наносился на внутреннюю поверхность бомб, должен был пройти процедуру термообработки в специальной печи, но вместо этого инженеры на военной базе вынуждены были применить самодельный внешний электронагреватель. Вкопав корпус бомбы в землю, вручную ведрами в нее заливался горячий расплавленный тритонал. Для системы наведения бомбы было использовано лазерное прицельное устройство от GBU-24. Итогом всех работ стала боевая часть, получившая название BLU-113, а вся бомба целиком получила обозначение GBU-28.

Поскольку время поджимало создателей, они не стали проводить серию из 30 положенных испытательных пусков, ограничившись лишь двумя. 24 февраля 1991 года первая бомба GBU-28 была сброшена с самолета F-111 на пустынном полигоне в США. Бетонобойная бомба ушла в грунт на глубину в 30 метров – с этой глубины ее даже решили не выкапывать. Еще 2 дня спустя бомбу разогнали на реактивной рельсовой тележке и выстрелили по вертикально стоящей стопке из железобетонных плит. В итоге бомба пробила все плиты и пролетела еще 400 метров.

Еще 2 корпуса, которые были подготовлены на авиабазе Эглин, были заряжены взрывчатым веществом, оборудованы и отправлены для боевых испытаний в Ирак. Пользуясь полным превосходством в воздухе, 23 февраля 1991 года 2 тактических истребителя F-111 без каких-либо трудностей добрались до своей цели – одного из подземных бункеров, принадлежащего иракской армии. Пока один из F-111 подсвечивал цель, другой заходил на бомбометание. В итоге одна из бомб прошла мимо, а другая попала точно в цель, не оставив на поверхности никаких видимых следов повреждения. Лишь через 7 секунд из вентиляционной шахты бункера пошел густой черный дым, что могло означать только одно – бункер был поражен и уничтожен. От постановки задачи до боевых испытаний новой авиабомбы GBU-28 прошло всего 4 месяца.

Сброс GBU-28 с F-15


Иностранные разработки в этой области

Еще в начале 90-х годов министерствами обороны ряда стран НАТО: США, Германии, Великобритании, Франции были сформированы требования к боеприпасам с повышенной проникающей способностью. Такого рода бомбы планировалось применять против хорошо защищенных подземных объектов противника (толщина перекрытий до 6 метров). В настоящее время в достаточном количестве производятся лишь авиабомбы одного типа, которые в состоянии разрушить такие объекты. Это американская авиабомба BLU-113, которая входит в состав управляемых авиационных бомб (УАБ) GBU-28 и GBU-37 (общая масса 2300 кг). Такие бетонобойные бомбы могут размещаться в отсеке вооружения стратегического бомбардировщика В-2А или на подфюзеляжной точке подвески тактического истребителя F-15E. Исходя из этого, военные задумываются о создании более легких боеприпасов данного типа, что позволило бы использовать их с других самолетов-носителей, которые имеют ограничения на размеры и массу бомб, размещаемых на пилонах.

Американские и европейские специалисты выдвинули 2 концепции по созданию новых бетонобойных боеприпасов массой не более 1 000 кг. Согласно созданной в Европе концепции предлагается создание тандемных бетонобойных боевых частей нового типа (ТББЧ). В настоящее время на вооружении ВВС Великобритании уже состоят бетонобойные суббоеприпасы с тандемным расположением кумулятивного и фугасного зарядов – SG-357, которые входят в состав снаряжения несбрасываемой авиационной кассеты JP-233 и предназначается для уничтожения ВПП аэродромов.

Но в связи с небольшими размерами и малой мощностью заряды SG-357 не в состоянии уничтожать объекты, расположенные глубоко под землей. Предлагаемая новая ТББЧ состоит из оптического неконтактного взрывательного устройства (ОНВУ), а также одного или нескольких кумулятивных зарядов, которые находятся непосредственно перед основной боевой частью бомбы (ОБЧ). При этом корпус основной боевой части авиабомбы выполняется из высокопрочных материалов на основе вольфрамовой стали с применением других тяжелых металлов, обладающих сходными свойствами. Внутри находится заряд взрывчатого вещества, а в донной части бомбы программируемое взрывательное устройство.

По словам разработчиков, потеря ОБЧ кинетической энергии в результате взаимодействия с продуктами детонации не будет превышать 10% от начального значения. Подрыв кумулятивного заряда происходит на оптимальном расстоянии от цели по информации поступающей от ОНВУ. В появившееся в результате взаимодействия кумулятивной струи бомбы с преградой свободное пространство направляется ОБЧ, которая после поражения оставшейся части преграды взрывается уже внутри объекта. Проведенные лабораторные исследования продемонстрировали, что глубина проникновения бетонобойных бомб в преграду зависит в основном от скорости соударения, а также физических параметров взаимодействующих тел (таких как твердость, плотность, предел прочности и т.д.), а также соотношения массы БЧ и площади поперечного сечения, а для бомб с ТББЧ еще и от диаметра кумулятивного заряда.

Поражение бомбой бетонного укрытия для самолетов

В ходе испытаний бомб с ТББЧ массой до 500 кг (скорость соударения с объектом 260-335 м/с) было выявлено, что они могут проникать в грунт средней плотности на глубины в 6-9 метров, после чего пробивать бетонную плиту общей толщиной в 3-6 метров. Помимо этого, такие боеприпасы могут успешно поражать цели при меньших, чем у обычных бетонобойных бомб, значениях кинетической энергии, а также при менее острых углах атаки и более острых углах подхода к цели.

В свою очередь американские специалисты пошли по пути улучшения существующих унитарных бетонобойных боевых частей (УББЧ). Особенностью применения таких бомб является то, что им необходимо придать перед столкновением с целью большую кинетическую энергию, в результате чего существенно возрастают требования к их корпусу. При создании новых боеприпасов американцы провели серию научных исследований по разработке особо прочных сплавов для производства корпуса, а также нахождению оптимальных геометрических размеров (к примеру, носовой части бомбы).

Для увеличения соотношения массы БЧ и площади поперечного сечения, что обеспечивает большую проникающую способность, было предложено при сохранении прежних габаритных размеров существующих боеприпасов, нарастить толщину их оболочки за счет сокращения количества взрывчатого вещества в боевой части бомб. К достоинствам новых УББЧ можно с уверенностью отнести простоту их конструкции и более низкую цену, особенно в сравнении с тандемными боеприпасами. В результате серии испытаний было установлено, что УББЧ нового типа (массой до 1 000 кг. и скоростью равной 300 м/с) могут проникать в грунт средней плотности на глубину от 18 до 36 метров и пробивать при этом железобетонные перекрытия толщиной 1,8-3,6 метра. Работы по улучшению данных показателей все еще продолжаются.

Российские бетонобойные бомбы

В настоящее время на вооружении российской армии находится 2 типа бетонобойных бомбы массой в 500 кг. Бетонобойная свободнопадающая авиационная бомба БЕТАБ-500У предназначена для уничтожения подземных складов боеприпасов, ГСМ, ядерного оружия, узлов связи, командных пунктов управления, железобетонных укрытий (в том числе для самолетов), автострад, рулежных дорожек и т.д. Данная бомба способна пробить 1,2 метра железобетона или до 3 метров грунта. Может использоваться с высот от 150 метров до 20 000 метров при скоростях от 500 до 2 300 км/ч. Для обеспечения угла падения 90 градусов бомба снабжена парашютом.

Российская бетонобойная бомба БетАБ 500ШП в разрезе


БетАБ 500У

Диаметр: 450 мм.
Длина: 2480 мм.
Масса бомбы: 510 кг.
Масса ВВ: 45 кг. в тротиловом эквиваленте

Второй бетонобойной авиабомбой является БЕТАБ-500ШП – штурмовая с реактивным ускорителем. Данная бомба предназначена для уничтожения ВПП аэродромов и рулежных дорожек, железобетонных укрытий самолетов, автострад. Данный боеприпас способен пробить броню толщиной до 550 мм. В грунте средней плотности бомба способна образовать воронку диаметром в 4,5 метра. При попадании бомбы в ВПП бетонное покрытие повреждается на площади до 50 кв. метров. Данная бомба применяется с самолетов на скорости 700 – 1150 км/ч и на высотах от 170 до 1 000 метров (при горизонтальном полете). При бомбометании с пикирования под углом не более 30 градусов и при высоте не менее 500 метров.

БетАБ 500ШП

Диаметр: 325 мм.
Длина: 2509 мм.
Масса бомбы: 424 кг.
Масса ВВ: 77 кг.

Источники информации:
-http://commi.narod.ru/txt/2001/0209.htm
-http://www.popmech.ru/article/10759-s-nebes-v-preispodnyuyu/
-http://www.airwar.ru/weapon/ab/betab-500u.html
-http://www.airwar.ru/weapon/ab/betab-500shp.html