Дионисий ареопагит, священномученик. Житие дионисия ареопагита

Святые покровители носящих имя Денис

Священномученик Дионисий Агреопагит
День памяти святого Дионисия Ареопагита празднуется дважды – 3/16 октября и 4/17 января – день 70 апостолов, которые были призваны на служение вслед за первыми двенадцатью.
Священномученик Дионисий Ареопагит крестился от апостола Павла, следовал за ним три года, а после возвратился в Афины для трудов в сане афинского епископа. Мученическую гибель принял в Галлии, куда отправился с проповедью. Причислен к лику апостолов в числе 70. Кроме подвига мученика, святой Дионисий Ареопагит прославлен тем, что составил самое раннее творение о Божественном откровении – «Ареопагитики». Дионисию Ареопагиту молятся о спасении души, о радости духовного озарения.
Дионисий Александрийский, епископ, исповедник

Дионисий Валаамский, преподобномученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 20 февраля/5 марта.

В 19 веке на Валааме в красивом месте под названием Пустыня отца игумена Назария одному иноку было видение. Он шел по полю, направляясь к обители. Был теплый солнечный день, кругом царила тишина. Вдруг покой нарушило чье-то пение. Из леса вышли люди, они двигались в два ряда и пели погребальную песню. У каждого руки были сложены на груди, неподвижный взгляд был печален и светел. Инок увидел, что одежда их испачкана кровью. Он замер и не мог пошевелиться, пока видение не растворилось в воздухе. Тогда понял инок, что видел 34 мучеников, убитых на Валааме, во время нападения шведов.

Среди них был святой Дионисий Валаамский. 20 февраля 1578 года шведы вторглись на остров и, преследуя православных христиан, напали на монастырь. Дионисий Валаамский был послушником. Молодой человек еще только готовился стать монахом. Вместе с остальными 15 послушниками и 18 старцами, он принял мученическую смерть от врагов. С тех пор каждый год в Валаамской обители ежегодно совершается Божественная Литургия о их «вечном покое».

Дионисий Ватопедский, преподобномученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 31 июля/13 августа.

Имя. прмч. Дионисия внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года. Прославление совершено Константинопольским Патриархатом. Святой жил в XIX веке.

Дионисий Византийский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 3/16 июня.

Отрок Дионисий пострадал за отказ от языческой веры и принятие Святого Крещения при императоре Аврелиане в III веке. Был предан жесточайшим мучениям и казнен.

Дионисий Глушицкий, игумен
Святой Дионисий известен нам, прежде всего, как иконописец. Одну из его работ можно увидеть в Третьяковской галерее - это икона-портрет Кирилла Белозерского.

При крещении его назвали Дмитрием, родился он в 1362 году в районе Вологды. Через двадцать пять лет он принял монашеский постриг с именем Дионисий. Он трудился в разных монастырях, восстанавливая запустение обители и строя новые. Дионисий основал Покровский монастырь на реке Глушице, храм которого был украшен иконами его письма, и Сосновецкую пустынь.

В монастырях при священнике Дионисии соблюдался строгий устав, запрещающий монахам иметь собственность. Дни проходили в трудах, святой писал иконы, занимался резьбой по дереву и ковкой. Он всегда проявлял щедрость к нищим, которые приходили к монастырю. Шли к Дионисию люди и за простым советом и наставлением. Хотя монастырь был мужской, к нему приходили женщины. Для них Дионисий построил храм и основал иноческую женскую обитель.
Всего Дионисием были устроены четыре иноческие обители и две церкви. Умер дионисий в 74 года. По завещанию преподобного, его похоронили рядом с храмом в Сосновке.

Дионисий Ефесский Святой Дионисий Ефесский родился в III веке. Его родители были знатными людьми. Когда сын вырос, он поступил на военную службу к императору Декию. Там он нашел верных друзей: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Ексакустодиана (Константина) и Антонина. Дружбу поддерживало то, что все семеро были христианами. Завистники доложили об их воззрениях императору. Декий допросил молодых людей, и те подтвердили, что верят во Христа. Император лишил их воинских званий, но отпустил, уверенный, что юноши испугаются и одумаются. Но Святой Дионисий с друзьями спрятался в пещере, и стал готовиться к мученической смерти. Там по приказу Дионисия их замуровали. Среди камней кто-то оставил табличку, на которой были написаны имена семерых юношей. Но они не умерли, а уснули. Сон их продолжался 200 лет, пока не был разобран вход в пещеру. Святой Дионисий и его друзья проснулись. Они удивились, что гонения на христиан прекратились. Люди из Ефеса выслушали их рассказ и убедились в его достоверности, когда прочли оставленную когда-то табличку. Поговорив с местными жителями, семь Ефесских отроков снова уснули и были оставлены в пещере.

Дионисий Кесарийский (Палестинский), мученик


Заказать икону


Имя двух мучеников, одновременно пострадавших в Кесарии Палестинской при императоре Диоклетиане примерно в 303 году. За веру во Христа и отказ принести жертву языческим идолам были преданы мучениям и казни.

Дионисий Кесарийский (Палестинский), мученик (другой)


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 15/28 марта.

Дионисий Коринфский, мученик


Заказать икону

Имя двух мучеников, одновременно пострадавших в III веке. Оба святых были учениками святого мученика Кодрата.

Наставления в христианском учении святой Дионисий и другие Коринфские мученики получили от своего учителя - мученика Кодрата. Немного известно о его жизни, а о жизни его учеников и того меньше. Предание рассказывает нам о том, что все детство и юношество мученик Кодрат провел в пустыне. Обучили его грамоте, врачебному искусству и истинам веры христиане, которых он встретил уже взрослым человеком. Кодрат очень любил свое пустынное жительство и большую часть времени проводил в горах, предаваясь молитвам и безмолвию. Только изредка он спускался в ближайший город - Коринф для помощи больным людям, так как достиг больших успехов во врачебном искусстве.

Постепенно о святом мученике узнали многие жители Коринфа и стали приходить к нему в горы послушать проповеди о Спасителе, получить наставления в христианской жизни, многие стали его последователями. В пятидесятые годы III века - годы гонения на христиан, святой мученик Кодрат был предан истязаниям, но страдания не сломили его веру, он твердо проповедовал христианство вплоть до своей смерти.

Пыткам были преданы и его ученики. Кто-то раньше, кто-то позже, но все они пострадали за Христа. Ни один из учеников святого Кодрата не отрекся от христианской веры перед ожидаемыми истязаниями и смертью.

Дионисий Коринфский, мученик (другой)


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 10/23 марта.

Дионисий Лампсакский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 18/31 мая.

Известно, что святой пострадал за Христа в III веке во время гонений на христиан при императоре Декии. Вместе со святыми мучениками Павлом, Андреем и Петром отказался принести жертву языческим идолам. Все они были преданы пыткам и отданы на растерзание толпе язычников.

Дионисий Пергийский (Памфилийский), мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 21 апреля/4 мая.

Святой мученик Дионисий жил во II веке, был воином и исповедовал язычество. Жил в Пергии Памфилийской. Однажды, когда он нес службу на городской стене вместе с другим воином - Сократом, они стали свидетелями чуда и тут же уверовали в Христа. Они видели как дикие лошади, к которым был привязан святой мученик Феодор, замертво упали у городской стены, а юноша Феодор остался жить и к нему с небес спустилась огненная колесница. Воины в голос воскликнули: "Велик Бог христианский!". Их тут же схватили и на следующий день предали мучениям вместе с Феодором, но Господь защитил всех троих от мучений, они остались невредимыми и были преданы казни.

Дионисий Печерский, Щепа, иеромонах, затворник

Дионисий Радонежский, архимандрит


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 12/25 мая.

Святой Дионисий Радонежский родился в 1570 году. Он прожил 63 года, служил архимандритом. Он честно трудился, пережил тюремное заточение, куда попал по оговору. Полностью оправданный, он продолжил богоугодные дела.

Преподобный Дионисий Радонежский прошел путь от постриженика к настоятелю Старицкого Успенского монастыря и до архимандрита Троице-Сергиевой Лавры. Первые годы его службы выпали на трудные годы: шло Смутное время и война с польско-литовскими захватчиками. Заботами Святого Дионисия строились больницы и дома, где оказывали помощь всем раненым и обездоленным.

В 1616 году Святой Дионисий приступил к важнейшему делу своей жизни. Он начал работу по исправлению печатного требника. Он обнаружил в нем грубые ошибки, но те люди, которые их допустили, обвинили Преподобного в еретичестве. Так Святой Дионисий Радонежский попал в заточение, где его хотели погубить, лишив пищи. К счастью, из польского плена вернулся патриарх Филарет, который освободил узника и вернул ему сан.

Святой Дионисий Радонежский до последнего своего дня продолжал работу по исправлению богослужебных книг. Похоронен преподобный в Троице-Сергиевой Лавре.

Дионисий Суздальский, архиепископ
Дионисий Требийский, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 6/19 мая.

Святой мученик Дионисий Фракийский жил в IV веке и служил в войске императора Юлиана Отступника и поклонялся языческим богам. Во время пыток святого Варвара стал свидетелем чуда исцеления смертельных ран на теле мученика. Вместе со своим военачальником Вакхом и сослуживцем Каллимахом открыто исповедовал истинного Бога. Все трое были казнены на месте.

[греч. Διονύσιος ὁ ᾿Αρεοπαγίτης; лат. Dionysius Areopagita], сщмч. (пам. 3 окт., 4 янв. - в Соборе 70 апостолов, пам. зап. 9 окт.), афинский аристократ, обращенный ап. Павлом в христианство во время проповеди в ареопаге . Согласно церковной традиции, сформировавшейся не позже IX в., Д. А. стал 1-м епископом Афин, впосл. епископом г. Паризии (совр. Париж) и скончался мученической смертью. Д. А. вплоть до XVI в. приписывалось авторство корпуса богословских сочинений «Ареопагитики» .

На протяжении веков традиция почитания Дионисия, современника апостолов, осуществлявшего служение в Афинах, Паризиях, Риме, не была единой: считалось, что это одно лицо или несколько. Основными источниками сведений о жизни и почитании Д. А., а также о тождестве или различии Д. А. и св. Дионисия Парижского являются 3 Жития. В соч. «Мученичество святых Дионисия, Рустика и Елевферия» (т. н. Первое Житие; нач. VII в.), приписываемом свт. Венанцию Фортунату , св. Дионисий представлен как современник апостолов, однако он не отождествляется с Д. А.

Во 2-й пол. VIII в. в Риме (возможно, в мон-ре святых Стефана, Сильвестра и Дионисия) были созданы агиографические памятники, посвященные Д. А. Среди них - т. н. Третье Житие, в к-ром история Д. А. сливается с историей мученичества св. Дионисия в Паризиях. Житие вскоре было переведено на греч. язык (BHG, N 554) и распространилось в Византии раньше, чем на Западе. Составитель Третьего Жития использовал «Мученичество...», приписываемое свт. Венанцию Фортунату.

В XII в. каноники собора Пресв. Богородицы (Парижской Богоматери) объявили, что у них находится часть главы Д. А. Ригорд и его продолжатель Вильгельм Бретонец опровергали это утверждение, объясняя, что, согласно Житию, глава Д. А. при казни не была рассечена надвое. Однако в XII в. в зап. иконографии появились изображения мученичества Д. А., на к-рых святому разрубают голову пополам мечом или секирой. Вероятно, эта иконография побудила парижских каноников объявить о владении частью главы святого (Ibid. P. 949-950). Спор продолжался до 2-й пол. XIV в., когда кор. Карл V (1364-1384) пригласил в Сен-Дени декана и старших каноников капитула собора Парижской Богоматери и показал им главу Д. А., хранившуюся в аббатстве. Король потребовал от каноников не смущать народ, выдавая останки неизвестного человека за мощи святого. Однако при кор. Карле VI (1384-1422) парижские каноники подарили частицу от хранившейся у них главы Д. А. герц. Берри, который до этого безуспешно пытался получить частицу мощей святого у монахов Сен-Дени. По распоряжению короля монахи Сен-Дени устроили процессии с подлинной главой Д. А. по всему Парижскому еп-ству, чтобы показать всем, что подлинная святыня хранится в Сен-Дени. Парижский парламент начал разбирать тяжбу между монахами Сен-Дени и канониками собора Парижской Богоматери. 19 апр. 1410 г. было вынесено окончательное решение о том, что глава Д. А., еп. Афинского, находится в Сен-Дени, а в соборе Парижской Богоматери хранится глава сщмч. Дионисия, еп. Коринфского. Это решение не имело ничего общего с действительностью, однако еще в XVIII в. оно зачитывалось во всех церквах Парижского еп-ства в октаву после дня памяти Д. А.

По свидетельству иезуита Аллуа, в XVII в. часть главы Д. А. хранилась также в сел. Эгель в герц-стве Люксембург. Происхождение реликвии неизвестно. Местные жители освящали у части главы Д. А. воду и вино, к-рые считались целебными, избавляя от головной боли. На макушке главы был изображен белый крест, по преданию начертанный ап. Павлом при рукоположении Д. А. во епископа.

Часть мощей Д. А. якобы имелась также в сел. Ридрефельд (совр. Ротерфилд, графство Вост. Суссекс, Великобритания). Однако сведения о ней основаны на подложном дипломе герц. Оффы Бертуальда (подделка, возможно, XIII в.). В нем рассказывается о том, как Бертуальд долго не мог излечиться от тяжелой болезни и, узнав, что в Паризиях есть целительные мощи Д. А., отправился туда на поклонение. Получив исцеление, Бертуальд выпросил у настоятеля Фульрада частицы мощей, к-рые поместил в ц. св. Дионисия, построенную им в имении Ридрефельд. С именем Бертуальда действительно связано начало почитания Д. А. в Англии. Основой подложной грамоты Бертуальда стал подлинный диплом кор. Мерсии Оффы (790), в к-ром также сообщается о болезни и исцелении Бертуальда, однако сведения о храме и мощах Д. А. в Ридрефельде отсутствуют (ActaSS. Oct. T. 4. Col. 939, 945-946). В 1059 г. англ. кор. Эдуард Исповедник упоминал о «славной у нас» (т. е. в Англии) памяти Д. А.

Частицы мощей Д. А. были перенесены из Парижа в Прагу в 1378 г. герм. имп. Карлом IV вместе с частицами мощей др. святых. Они были помещены в кафедральном соборе св. Вита. Римский папа Иннокентий VI по просьбе императора утвердил соборное празднование 2 янв. в честь всех святых, чьи мощи находятся в храме св. Вита.

Из 4-го крестового похода (1202-1204) кард. Петр Капуанский привез из Греции в Рим мощи сщмч. Дионисия Коринфского. После смерти кард. Петра (1209) Римский папа Иннокентий III передал мощи Эмериху, приору мон-ря Сен-Дени, прибывшему на Латеранский VI Собор (1215). В особой булле папа Иннокентий объяснил, что мощи могут принадлежать Д. А., «ибо некоторые считают, что Дионисий Ареопагит умер и погребен в Греции и что существовал другой Дионисий, который проповедовал веру Христову народу франков; другие же утверждают, что первый (Ареопагит) после смерти блаженного Павла прибыл в Рим и был направлен святым папой Климентом в Галлию, а второй умер и был погребен в Греции. Впрочем, оба велики деяниями и славны словом». По мнению папы Иннокентия, во избежание путаницы мощи обоих святых Дионисиев должны почивать в одном месте.

Существует легенда, что после 4-го крестового похода на Западе появилась еще одна глава Д. А., вывезенная из К-поля участником похода Суасонским еп. Нивеллоном. Позднее Нивеллон передал ее цистерцианскому мон-рю Лонпон. Однако эта легенда не подтверждается документами. История перенесения главы Д. А. в Лонпон основана на литургических чтениях из Суасонского бревиария кон. XV в. Празднество в честь этого события совершалось в Суасонском еп-стве в 1-е воскресенье после дня памяти Д. А. В 1690 г. приор мон-ря Лонпон Ш. Ж. Котте вскрыл реликварий и подробно описал хранившиеся в нем мощи. В раке был найден небольшой серебряный ларец с лат. надписью, заверявшей подлинность реликвии. В ларце находились фрагменты костей и передняя часть черепа, на которой была греч. надпись: κεφαλη του αγιου Διονυσιου Αρεοπαγιτ (глава св. Дионисия Ареопагита). Однако в визант. источниках нет сведений о главе Д. А., якобы хранившейся в К-поле. Вероятно, греческая надпись на черепе была сделана по распоряжению еп. Нивеллона.

В 1793 г. аббатство Сен-Дени было закрыто, королевские гробницы в храме разорены, однако мощи Д. А. уцелели. В 1802 г. в церкви вновь начали совершаться богослужения. В наст. время мощи Д. А., Рустика и Елевферия хранятся в реликвариях за главным алтарем базилики Сен-Дени. С 1997 г. у святыни совершаются правосл. молебны. Во время археологических раскопок (1953-1973) под алтарем базилики была обнаружена предполагаемая первоначальная могила Д. А. Еще в 1947 г. был найден резной столбик, к-рый в меровингскую эпоху составлял часть гробницы Д. А. В приходской церкви сел. Сен-Дени (близ г. Монс, пров. Эно, Бельгия) хранятся части мощей святых, подаренные в 1665 г. парижским аббатством прп. Геновефы местному мон-рю св. Дионисия (Сен-Дени-ан-Брокруа). Они считались утраченными во время Французской революции, однако были вновь обретены в 1998 г. В крипте приходской церкви сел. Ла-Сель-Конде (деп. Шер, Франция) почитается место, где, по преданию, некогда хранились мощи Д. А.

Части мощей Д. А. находились также в ряде вост. церквей и монастырей. На Афоне в мон-ре Дохиар почитается часть главы Д. А.; в мон-ре Симонопетра - часть руки; в мон-ре Дионисиат - кусочек кожи святого (Meinardus O . A . Study of Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 170).

Ист.: ActaSS. Oct. T. 4. Col. 865-887; Maximus Conf . Schol. in DN: Prologus // PG. 4. Col. 16-21; Venantius Fortunatus . Passio S. Dionysii, Rustici et Eleutherii // PL. 88. Col. 577-583; idem . Carmina. II 10 // Ibid. Col. 98-99; Hilduinus . Vita S. Dionysii // PL. 104. Col. 1326-1330; 106. Col. 13-30; Epistula Aristarchi Honisiforo // ActaSS. Oct. T. 4. Col. 701-705; Anastasius Bibliothecarius . Passio S. Dionysii // PL. 129. Col. 737-739; Methodius (Metrodorus) . Martyrium beati Dionysii Areopagitae // PG. 4. Col. 669-684; Michael Syncellus . Encomium beati Dionysii Areopagitae // Ibid. Col. 617-668; Symeon Metaphrastes . Vita et conversatio S. Dionysii Areopagitae // Ibid. Col. 589-608; 115. Col. 1032-1049; Petrus Abaelardus . Epistula de Dionysio Areopagita // PL. 178. Col. 311-344; SynCP. P. 102.8-14; Kugener M . A . Une autobiographie syriaque de Denys l"Aréopagite // Oriens Chr. 1907. Bd. 7. S. 292-348; Suda. 1938, 1984r. Vol. 2. P. 106-109; Peeters P . La vision de Denys l"Aréopagite à Héliopolis // AnBoll. 1910. Vol. 29. P. 302-322; idem . La version ibéro-arménienne de l"autobiographie de Denys l"Aréopagite // Ibid. 1921. Vol. 39. P. 277-313.

Лит.: BHL, N 2171-2203; BHG, N 554-558; BHO, N 255-256; CPG, N 6633; Aubert R . Denys // DHGE. Vol. 14. Col. 263-265; Spadafora F . Dionigi l"Areopagita // BiblSS. Vol. 4. Col. 634-636; Clerq C ., de, Burchi P ., Celletti M . C . Dionigi, Rustico ed Eleuterio // Ibid. Col. 650-661; Hipler F . Dionysius, der Areopagite: Untersuch. über Aechtheit und Glaubwürdigkeit der unter diesem Namen vorhandenen Schriften. Regensburg, 1861; Delehaye . Origines. P. 358 sq.; Eine dem Dionysius Areopagita zugeschriebene Schrift in koptischer Sprache // Bull. de l"Académie Impériale des Sciences de St.-Pétersbourg. St.-Pb., 1900. 5 ser. T. 12. P. 268-306; Марр Н . Я . Агиографические мат-лы по груз. рукописям Ивера // ЗВОРАО. 1901. T. 13. № 2/3. C. 1-144; Duchesne . Fastes. Vol. 2; Akinian N . Materialien zum Studium des armenischen Martyrologiums. W., 1914. S. 35-42; Levillain L . S. Trophime et la mission des Sept en Gaule // Revue de l"histoire de l"Église de France. P., 1927. Vol. 13. P. 145-189; Chevallier Ph . Dionysiaca: Recueil donnant l"ensemble des traductions latines des ouvrages attribués à Denys de l"Aréopage. P., 1937, 19502. 2 vol.; Crosby S . McK . The Abbey of St. Denis: 475-1122. New Haven, 1942. Vol. 1. P. 24-52; Moretus-Plantin H . Les Passions de S. Denys // Mélanges Cavallera. P., 1948. P. 215-230; Loenertz L . I . Le panégyrique de St. Denys l"Aréopagite par St. Michel le Syncelle // AnBoll. 1950. Vol. 68. P. 94-107; idem . La légende parisienne de S. Denys l"Aréopagite: Sa genèse et son premier témoin // Ibid. 1951. Vol. 69. P. 217-237; Dondaine H . Le Corpus dionysien de l"Univ. de Paris au XIIIe siècle. R., 1953; Bossuat R . Traditions populaires relatives au martyre et à la sépulture de S. Denys // Le Moyen Âge. 1956. Vol. 62. P. 479-509; Faes de Mottoni B . Il «Corpus Dionysiacum» nel medioevo: Rassegna di studi: 1900-1972. R., 1977; Louth A . Denys the Areopagite. L., 1989; Contamine Ph . Des pouvoirs en France: 1300-1500. P., 1992. P. 49-60; Denys l"Aréopagite et sa postérité en Orient et en Occident / Ed. Y. de Andia. P., 1997.

Д. В. Зайцев

Славянская агиографическая традиция

Греч. версия Жития Д. А., приписанная Митродору, была переведена на слав. язык не позднее XII в. (нач.: «По блаженнем и славнем воскресении Господа нашего Иисуса Христа»), она известна в южнослав. и рус. списках. Старшие южнослав. списки относятся к сер. XIV в. Житие помещено в минейных Торжественниках архаического состава: София. НБКМ. № 1039; монастырь Дечаны. № 94; Загреб. Архив ХАЗУ. III.с.24; Цетинский мон-рь. № 20 и др. (Hannick . Maximos Holobolos; Иванова . 2002). Список из Цетинского мон-ря особенно важен в отношении лексических разночтений (Там же). Старшие рус. списки содержатся в домакариевских Минеях-Четьих XV в., напр. в РГБ. Волок. № 591 (Л. 33-41, 80-е гг. XV в.) и др. (см.: Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 1. С. 499). Критическое издание Жития Д. А. по южнослав. спискам, сопровождающееся исследованием, подготовлено К. Ивановой и В. Пилевой (см.: Иванова . 2002. С. 353-354. Примеч.).

Житие Д. А., написанное Симеоном Метафрастом, было переведено на слав. язык между 1518 и 1525 гг. в Москве прп. Максимом Греком (о списках см.: Иванов . 1969, где ошибочно указано, что текст не изд.), включено в состав ВМЧ и в т. н. агиографический свод кн. A. M. Курбского - сборник переводных житий (ГИМ. Син. № 219, ок. 1579 г.- Калугин . 1998. С. 49, 52). Перевод Максима Грека наряду с лат. изданием Л. Сурия (по изд.: De Probatis Sanctorum Historiis. Colonia, 16184) положен в основу редакции «Книги житий святых» св. Димитрия, митр. Ростовского (К., 1689).

Все существовавшие к XVI в. тексты о Д. А. были собраны в ВМЧ митр. Макария. Здесь находятся слав. переводы Житий Митродора (без имени переводчика), Симеона Метафраста, а также сказания из стишного и нестишного Прологов (ВМЧ. Окт. Дни 1-3. Стб. 238-263, 787-790).

В украинско-белорусских списках XVII в. известно Житие Д. А. в переводе на «просту мову» (нач.: «Сей святый Дионисий з места славнаго Афина») - см. Минеи-Четьи. Вильнюс. БАН Литвы. ф. 19. № 81, XVII в.; № 82, 1669 г. (Добрянский Ф . Н . Описание рукописей Виленской публичной б-ки, церковнославянских и русских. Вильна, 1882. С. 124, 133).

Лит.: Иванов А . И . Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969. С. 54-55, № 12; Hannick . Maximos Holobolos. S. 112, N 44; Калугин В . В . Андрей Курбский и Иван Грозный: Теоретич. взгляды и лит. техника древнерус. писателя. М., 1998 (по указ.); Иванова К . «Западни светци» в състава на староизводните Чети-минеи: (Предварителни бележки) // Средневековна християнска Европа: Изток и Запад: Цености, традиции, общуване. София, 2002. С. 353-354.

А. А. Турилов

Иконография

Д. А. в соответствии с чином епископа представлен в архиерейском облачении: фелони (иногда в полиставрии), с омофором, в руках держит Евангелие. Согласно его иконографии, сложившейся к концу иконоборческого периода, он обычно изображается с темными волосами с проседью и заостренной бородой средней длины. Одно из ранних единоличных изображений Д. А. было представлено на несохранившейся мозаике в тимпане наоса собора Св. Софии К-польской (ок. 878; известно по рис. Г. Фоссати). Изображение Д. А. сохранилось в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.); в сев. апсиде каппадокийской ц. Ала-килисе в Белисырме (XI в.); в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06); в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия (1148); в Палатинской капелле в Палермо, Сицилия (50-60-е гг. XII в.); в трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (ок. 1200); в ц. св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (1384-1385). Икон с единоличным образом Д. А. немного, наиболее значимая из них по художественным качествам - икона XVI в. из мон-ря Пантократор на Афоне (ГЭ).

На Руси образ Д. А. включен в декорацию жертвенника ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199); алтаря собора Спасо-Евфросиниева мон-ря в Полоцке (3-я четв. XII в.; в руках держит свою голову); ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.).

Д. А. изображается в композиции «Успение Пресв. Богородицы» среди святителей - очевидцев события Иакова Иерусалимского, Тимофея Эфесского, Иерофея Афинского. Вероятно, к ранним примерам изображения можно отнести миниатюру в Минологии из Великой Лавры св. Афанасия на Афоне (Laur. D 54. Fol. 134v, кон. X-XI в.). Святители, среди к-рых, очевидно, представлен и Д. А., изображены в сцене «Успение Пресв. Богородицы» в росписи ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.), в ц. Асину и др.; на иконах из Десятинного мон-ря (нач. XIII в., ГТГ), из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1479, ГММК), из Троицкого собора Павлова Обнорского мон-ря (Дионисий (?), ок. 1500, ВГИАХМЗ), из Успенского собора Иосифова Волоколамского монастыря (1591-1599, ЦмиАР) и на мн. др. Образ Д. А. устойчиво включается как в краткую редакцию «Успения Пресв. Богородицы» (фреска в ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде, 1378, мастер Феофан Грек; оборот Донской иконы Божией Матери, кон. XIV в.), так и в расширенную (храмовая икона Успенского собора Московского Кремля, ок. 1479).

Изображение Д. А. часто входит в минейные циклы под 3 окт. на миниатюрах визант. рукописей (Минологий Василия II, 976-1025 гг.- Vat. gr. 1613. P. 255v - в рост, P. 82 - в мучении; Евангелие с минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 255v, 3-я четв. XI в.) и Минологий (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост; Минологий посл. четв. XI в. из мон-ря Кутлумуш на Афоне (ГИМ. Греч. 175. Fol. 19v - в рост, Fol. 28r - в мучении; Минологий (Bodl. Охоn. F. 1. Fol. 11v, 1327-1340 гг.) - в мучении) и в настенных минологиях ряда балканских храмов (вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), и Успения Богородицы в мон-ре Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- полуфигура, Христа Пантократора в мон-ре Дечаны (1335-1350) - в мучении и др.).

В «Догматическом паноплии» Евфимия Зигабена Д. А. изображен среди святителей, представляющих свои творения императору (Vat. gr. 666. Fol. 1v; ГИМ. Греч. 387. Fol. 5v - 6 - обе рукописи 2-й пол. XII в.).

В нек-рых греч. синаксарях и стишных слав. Прологах после сказания имеется подробное описание облика Д. А., заимствованное из иконописных подлинников или же, наоборот, послужившее основой для них (подобные описания редки в синаксарных сказаниях). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота Д. А. описан как «старец кудрявый с раздвоенною бородою и с длинными волосами» (Ч. 3. § 8. № 10), «был усечен мечом… держит голову свою в руках» (Ч. 3. § 22. 3 окт.). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) описаны как облик Д. А., так и сцены с его участием («Успение Пресв. Богородицы» и «Чудо по усекновении головы»): «Подобием весьма стар, сед аки Климент, власы кудреваты, риза святительская, санкирь с белил; сей на облаце к погребению Божия Матерее со апостолы предста. Сей же святый чудо удивлению достойно показа: егда ему мучитель главу отсекоша, тогда святый своими руками прием, ходив до двою поприщ, дойде некия жены именем Катулы, и на тоя длани яко некое сокровище положи» (С. 165).

Легенда, соединившая в образе одного человека личности Д. А., Дионисия, автора «Ареопагитик», и мч. Дионисия, 1-го Парижского еп., отразилась на иконографии святого как на греч. Востоке, так и на лат. Западе (Д. А. среди скорбящих апостолов в мозаичной композиции «Успение Пресв. Богородицы» собора Марторана в Палермо и кафедрального собора в Чефалу (Сицилия), обе XII в.); Д. А. представлен не как обычно в одеждах епископа, а в хитоне и гиматии, подобно апостолу, на алтарной картине школы Чимабуэ (собр. лорда Актона, Флоренция) и на мозаиках флорентийского баптистерия, нач. XIV в.

В западноевроп. искусстве единоличные фронтальные изображения Д. А.- епископа (скульптура хора кафедрального собора в Бамберге, 1235; витраж ц. св. Дионисия в Эслингене, ок. 1300; дверца реликвария нач. XIV в., Лёгумклостер) столь же распространены, как и изображения Д. А. в молитвенном предстоянии, ставшие популярными с XVI-XVII вв.: алтарная картина (№ 28а) ок. 1500 г. (Гос. музей, Амстердам); алебастровая статуя (1658) работы Г. и Б. Марси для капеллы св. Дионисия на Монмартре (ныне в ц. Сен-Жан-Сен-Франсуа в Париже).

«Мученичество» Д. А. представлено 2 типами изображений: усекновением главы (алтарная картина нач. XV в. Ж. Малуэля, Лувр) и разбиванием черепа мечом или секирой (2-й тип редок, напр. на фреске капеллы св. Гереона в Кёльне (XII в.), на барельефе сев. портала кафедрального собора Шартра и на витраже ц. св. Дионисия в Сен-Дени-де-Жуэ (XIII в.)). Д. А.- кефалофор нередко изображался или буквально - фигура показана без головы, усекновенная голова (как правило, увенчана митрой) в руках святого (напр., миниатюра из Часослова Карла VIII (Paris. BNF. 1370. Fol. 212v, кон. XV в.)), или в соответствии с вост. традицией изображения кефалофоров, напр. св. Иоанна Предтечи - его облик невредим, усеченная глава как знак мученичества в руках (витраж кафедрального собора в Бурже (XII в.); фреска в ц. св. Куниберта в Кёльне (ок. 1230); реликварий св. Эммерама в Регенсбурге (ок. 1440) и др.). Уникальное изображение представлено на фреске XV в. в капелле св. Грата в Люсераме: Д. А. указывает на рану на шее от усекновения.

В многофигурных композициях Д. А. часто изображался вместе с пресв. Рустиком и диак. Елевферием (миниатюра из Часослова Карла VIII (Paris. lat. 1370. Fol. 212v, кон. XV в.) - Рустик и Елевферий обезглавлены), в сопровождении ангелов (миниатюра из Большой хроники Франции - Paris. fr. 6465. Fol. 57, 1-я пол. XV в.); скульптура зап. портала Реймсского собора (1-я пол. XIII в.), среди святых (витраж № 102 собора Нотр-Дам в Шартре работы Ж. Клемана (ок. 1220) - с орифламмой; каролингский флабеллум из Турню (Нац. музей, Флоренция) - рядом со св. Мартином Турским; рельеф портала ц. св. Эммерама, ок. 1052,- со св. Эммерамом; картина неизв. художника XV в., Лувр - с имп. Карлом Великим, к-рому Д. А. явился во сне). Д. А. изображался в сценах Богородичного цикла: как свидетель Успения Богородицы (в тимпане портала собора в Энгере, кон. XII в.), преклоненный перед ковчегом, символизирующим гроб Пресв. Богородицы (статуя работы Н. Кордиера, XVII в., капелла Паолина в ц. Санта-Мария Маджоре в Риме).

На тексте Жития основаны многочисленные изображения Д. А. до обращения в христианство: у алтаря Неведомому Богу (витраж кафедрального собора Буржа, XV в.), во время наблюдения затмения солнца в момент Крестной смерти Христа, обращение Д. А. в христианство ап. Павлом, проповедь в Паризиях (алтарь XVI в., Музей Виктории и Альберта, Лондон).

Связанные с текстом Гилдуина изобразительные циклы Д. А., иногда чрезвычайно обширные и обстоятельные, повествуют о жизни святого до отъезда в Галлию, о миссионерстве и творимых им чудесах, о претерпеваемых мучениях, о причащении в тюрьме, о шествии к месту погребения в сопровождении ангелов и о погребении. Так, в тимпане зап. портала Сен-Дени (ок. 1135) представлена сцена последнего причастия; в тимпане сев. портала - сцены «Взятие под стражу», «Бичевание», «Причащение» и «Мученичество»; на консолях (XIII в.) - сцена мученичества и сцена сопровождения Д. А. ангелами. Интенсивная разработка повествовательного цикла приходится на 1-ю пол. XIII в. и связана с изображениями на витражах соборов в Бурже, в Туре и в Сен-Дени-де-Жуэ. 30 миниатюр рукописи Paris. lat. 1098 (ок. 1230) содержат сцены из жизни Дагоберта и Миракулы, видение Дагоберта, ночное посещение Д. А. Христом, апостолами и ангелами, очищение Д. А. прокаженных. Рукопись мон. Ивона из Сен-Дени (Paris. lat. 2090-2, 1317 г.) с текстом Жития Д. А. украшена 77 полностраничными миниатюрами, ставшими образцами, в частности, для росписи XIII в. капеллы св. Гереона в Кёльне, фресок XV в. в Борго-Велино и др.

Эпизоды со сценами из Жития Д. А. встречаются и вне связи с циклами, вразбивку: напр., сцены проповеди Д. А. в Паризиях (миниатюра из собр. Шатору - Ms. 2. Fol. 367v), крещения Лисбия (алтарная картина мастера Сен-Жиля, кон. XV в., Национальная галерея искусства, Вашингтон), последнего причастия Д. А. (миниатюра миссала из Сен-Дени, сер. XI в.,- Paris. lat. 9436. Fol. 106v; миниатюра из Бревиария XIV в.- Paris. lat. 1052. Fol. 529). Они, как и сцена чудесного явления Д. А. (фреска 1777 г. в кафедральном соборе Толедо работы Ф. Байё), связаны с легендарными событиями его Жития. Скульптурное изображение Д. А. работы К. ван дер Верка (ок. 1700; ц. Д. А. в Льеже) представляет святого размышляющим над птолемеевской системой планет.

Лит.: Ерминия ДФ. 1868. С. 159, 201; Kaftal G . Iconography of the Saints in Tuscan Painting. Firenze, 1952; Djuric V . J . Icones de Yogoslavie. Belgrade, 1961; Hamann-MacLean, Hallensleben . Bd. 1; Celetti M . C. Dionigi l"Areopagita; Dionigi, Rustico e Eleuterio (iconogr.) // BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 636-637, 650-651; LCI. 1972, 1994. Bd. 6. Sp. 59-67; Levavasseur Сh . F . La Basilique de Saint-Denys. , 19736; Миjовић . Менолог. 1973. С. 194, 198, 199, 263, 291, 320, 346, 350, 363, 378; Банк А . В . Искусство Византии в собр. СССР: Кат. выст. / Авт.-сост.: А. В. Бессонова. М.; Л., 1977. [Ч.] 3. Кат. № 948; Демус О . Мозаики визант. храмов: Пер. с англ. М., 2001.

Э. П. И., Т. Ю. Облицова, Д. В. Зайцев

Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский - один из самых выдающихся христианских богословов.

Он жил в городе Афины, где получил эллинское философское образование. Следуя примеру великих мыслителей древности Пифагора и Платона, посетил Египет с целью углубления своих духовных воззрений, где в Ге¬лиополисе вместе со своим другом философом Аполлофаном был свидетелем тьмы, распростертой по земле во время день распятия Иисуса Христа (Мф. 27, 45). Так как эта тьма не могла быть объ¬яснена астрономическими причина¬ми, философы Дионисий и Аполлофан пришли к убеждению, что или «нарушился порядок природы», или «страдает Бог». Это переживание в значительной мере подготовило последующее обращение Дионисия.

Известный своей мудростью, он был введен в состав Ареопага - высшего суда Афин. Свое название Ареопаг получил от места, где проходили его заседания: «холма Арея». Ареопаг наблюдал за исполне¬нием древних законов, воспитанием юношества и чистотой религиозной жизни. Звание члена Ареопага было пожизненным.

Во время своего второго миссионер¬ского путешествия, проходившего с осени 49 года по осень 52 года, свя¬той апостол Павел посетил Афины, благовествуя о Христе Воскресшем. Его проповедь в городе, известном своей высокой духовной культурой и философскими традициями, вызвала большой интерес. С целью подроб¬ного разъяснения нового учения, апостол был приглашен в Ареопаг (Деян. 17, 19), где его слова, несмотря на скептическое отношение со стороны многих представителей стоической и эпикурейской философии, произ¬вели огромное впечатление на ряд образованных афинян, в том числе и на Дионисия Ареопагита (Деян. 17, 34).

После принятия Крещения Дио¬нисий Ареопагит находился в непосредственной близости с апостолом Павлом, введшим его в глубины христианской мудрости, которую он проповедовал «между совершенными... премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 6-7). Основы этого учения были впоследствии изложены Диони¬сием Ареопагитом в ряде творений, из которых до нас дошли: «О Небес¬ной Иерархии», «О Церковной Иерар¬хии», «Об Именах Божественных», «О мистическом Богословии» и де¬сять писем. Сохранилось упоминание еще о семи утраченных произведени¬ях: «О душе», «О свойствах и чинах Ангельских», «Богословские очерки», «Символическое Богословие», «О ду¬ховном и чувственном», «Божественные гимны», «О праведном суде Божием».

Согласно Церковному преданию, Дионисий Ареопагит, рукоположенный святым апостолом Павлом во епископа Афин, присутствовал при погребении Богоматери, о чем он упоминает в третьей главе своей книги «Об Именах Божественных».

На православных иконах «Успения Пресвятой Богородицы» святитель Дионисий изображается стоящим у изголовья Пресвятой Девы.

В конце 60-х годов I века великий богослов посещает Рим для свида¬ния с первоверховными апостолами Петром и Павлом, схваченными, а затем и казненными императором Нероном. Сам святитель Дионисий претерпел мученическую смерть за свои христианские убеждения при императоре Домициане в 96 году.

Его творения получили широкое распространение с 30-х годов VI века. Особую известность они приобрели благодаря схолиям Иоанна Скифопольского и преподобного Максима Исповедника. Сочинения священномученика Дионисия Ареопагита яви¬лись священным авторитетом для византийских богословов, что под¬тверждено многочисленными свиде¬тельствами Леонтия Византийского, преподобных Анастасия Синаита, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, Симеона Нового Богослова и Григория Паламы. Огромно влияние святого Дионисия Ареопагита и на развитие православного искусства, благодаря раскрытой им сущности христианской символики.

Древнейшее описание жития и мученической кончины святого Дио¬нисия Ареопагита составлено, по сви¬детельству Церковного предания, равноапостольным Мефодием Кон¬стантинопольским в IX веке. Самый ранний из дошедших до нас визан¬тийских иконописных подлинников (в отрывке «Из древностей церков¬ной истории Ульпия Римлянина о наружном виде Богоносных отцов»), датируемый 993 годом, передает описание внешности святителя Дионисия, в течение столетий хранимое в благо¬говейной памяти Церкви Христовой.

Священномученик Дионисий Ареопагит происходил от благородных родителей – язычников, и получил воспитание в знаменитом городе Афинах . В молодости он был отдан для обучения еллинской премудрости , в которой оказал такие успехи, что, будучи двадцати пяти лет от роду, превзошел в философских познаниях всех своих сверстников. Желая еще более усовершенствоваться в философских науках, он удалился в египетский город Илиополь , где издавна проживали знаменитые учители. У них, вместе с другом своим Аполофаном, Дионисий обучался астрономии . В тот самый день, когда был распят на кресте, ради нашего спасения, Христос Господь и, когда в полдень солнце померкло и в продолжение трех часов была тьма, Дионисий в изумлении воскликнул:

– Или Бог, Создатель всего мира страждет, или сей видимый мир кончается!

Он сказал сие о Христовом страдании по наитию Духа Божия, а не по учению премудрости века сего. Вернувшись из Египта в Афины, Дионисий вступил в брак и, будучи первым среди сограждан по благородству, разуму и честности, сделали членом Ареопага.. Когда святой Апостол Павел, придя в Афины, проповедовал там в Ареопаге пред старейшинами Распятого и Воскресшего Христа , тогда Дионисий, внимательно выслушивая слова святого Апостола, запечатлевал их в своем сердце. Другие старейшины города недоверчиво отнеслись к проповеди Апостола и сказали ему, что они в другое время выслушают от него проповедь о Христе. Но Дионисий, будучи разумнее других, стал наедине рассуждать с Павлом . – Апостол Павел спросил его:

– Кого вы почитаете за Бога?

Дионисий показал ему в городе Кроноса, Афродиту, Зевса, Гефеста, Гермеса, Диониса, Артемиду и многих других . Рассматривая вместе с Дионисием этих богов, Апостол Павел увидел одно капище, на котором была надпись: "Неведомому Богу". – Он спросил Дионисия:

– Кто сей "Неведомый Бог"?

– Тот, – отвечал Дионисий, – Который еще не явился среди богов, но Который придет в свое время. Это Тот Бог, Который будет царствовать над небом и землею, и царству Его не будет конца.

Услышав сие, Апостол начал плодотворно сеять на благую почву семя слова Божия; на основании тех же самых слов Дионисия Апостол сообщил ему, что Сей Бог уже пришел, что Он родился от Пресвятой Приснодевы Марии и, пригвожденный ко Кресту, пострадал для спасения людей. Будучи не в силах видеть Его страдание, солнце изменилось в мрак, и в течение трех часов не испускало света своего для вселенной. Сей-то Бог воскрес из мертвых и вознесся на небо. – "Итак, Дионисий, – заключил свои слова святой Апостол Павел, – веруй в Него, познай Его и послужи праведно истинному Богу, Иисусу Христу".

Дионисий вспомнил о бывшей по всей земле темноте, о которой упомянул и святой Павел, и тотчас уверовал, что в то время в человеческом теле страдал Бог. После сего он открыл сердце свое к познанию Неведомого дотоле Бога, Господа Иисуса Христа. Просвещенный светом Божественной благодати, Дионисий начал упрашивать Апостола помолиться о нем Богу, дабы Он был к нему милосерд и сопричислил бы его к рабам Своим.

Когда Апостол Павел уходил из города Афин, один слепец, о котором все знали, что он не видит с самого своего рождения, умолял Апостола даровать ему прозрение. Святой Апостол, осенив крестным знамением глаза слепого, сказал:

– Господь мой Иисус Христос, Который "плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому" (Иоан.9:6), и даровал ему зрение, Тот да просветит и тебя Своею славою!

И тотчас после сего слепой прозрел. Апостол Павел повелел ему идти к Дионисию и сказать:

– Меня послал к тебе Павел, раб Иисуса Христа, дабы ты, согласно своему обещанию, пришел к нему и, крестившись, получил оставление грехов.

Слепец отправился и сказал то, что повелел Апостол Павел; вместе с тем, он проповедовал о Божием благодеянии, оказанном ему чрез Апостола. Увидав известного ему слепца прозревшим, Дионисий еще более утвердился в своей вере во Христа. Вместе с своею женою Дамарою , с сыновьями и со всем своим домом, он немедленно пришел к Апостолу Павлу и крестился от него. После сего Дионисий оставил дом, жену и детей, присоединился к Апостолу Павлу и в течение трех лет следовал за ним по тем местам, где пребывал Апостол. Чему Дионисий научился от Апостола Павла, о тем свидетельствуют его сочинения: "О Божественных Таинствах" . Впоследствии Дионисий был поставлен Апостолом Павлом во епископа, и из Солуни отправлен был в Афины, дабы там послужить спасению людей. Сей Дионисий слышал проповедь не одного только Апостола Павла, но и всех Апостолов. Он находился в их сонме в то время, когда они все были собраны к погребению Пречистой Владычицы Богородицы. Он сам о себе пишет в своих книгах, что он был в Иерусалиме у Гроба Господня, где видел и слышал Иакова брата Божия и первоверховного Петра. Там же Дионисий видел И Иоанна Богослова с учениками Апостола Павла святыми Тимофеем и Иерофеем и с иными многочисленными братьями, когда он проповедовал там о Таинствах веры.

После своего обращения ко Христу святой Дионисий прожил в Афинах довольно продолжительное время и значительно распространил основанную там святым Апостолом Павлом церковь Божию. Затем Дионисий, подобно святым Апостолам, пожелал и в других странах проповедовать Евангелие и пострадать за имя Христово, как и учитель его – блаженный Павел, пострадавший за Христа от Нерона в Риме. Поставив афинянам вместо себя епископа, Дионисий удалился в Рим, где его с радостью принял святой Климент, епископ римский . Прожив с ним недолгое время, святой Дионисий был послан Климентом – вместе с епископом Лукианом, священником Рустиком, диаконом Елевферием и прочей братией – в Галлию для проповеди здесь слова Божия язычникам. Придя с ними в Галлию, святой Дионисий стал проповедовать слово Божие обитателям той страны, и в городе Париже многих обратил от идолослужения к вере в Господа. Там он построил церковь на собранные новообращенными христианами средства. В сей церкви Дионисий совершал бескровные жертвы, моля Бога, чтобы Он даровал ему силу привлечь к Церкви многих словесных овец. Когда таким образом распространялось здесь слово Божие, началось вторичное после Нерона гонение, воздвигнутое Домицианом . Сей император послал в Галлию военачальника Сисиния, дабы предать мучениям тамошних христиан. Придя в город Парих, Сисиний приказал прежде всего схватить для мучения Дионисия, прославившегося чудесами и мудростью Божией; вместе с ним были взяты Рустик и Елевферий, прочие же из братии удалились на проповедь в другие страны. Святой Дионисий в сие время был уже очень стар и утомлен трудами Евангельской проповеди. Когда он, крепко связанный, вместе с Рустиком и Елевферием, приведен был к полководцу Сисинию, последний, взглянув на него, с гневом произнес:

– Ты ли тот злочестивый старец Дионисий, который, хуля наших богов, ниспровергает всё служение им и противится царским повелениям?

Святой отвечал:

– Хотя я, как ты и сам видишь, уже состарился телом, но вера моя цветет юностью и исповедание мое всегда рождает новых чад для Христа.

На вопрос Сисиния: "Кого он почитает за Бога", – святой Дионисий возвестил ему слово истины и исповедал великое имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа.

Но воевода, уподобившись глухому аспиду и не желая слушать спасительной проповеди, спрашивал всех троих, – Дионисия, Рустика и Елевферия, желают ли они повиноваться царю и принести языческим богам жертвы. Они же, как бы едиными устами, отвечали:

– Мы – христиане, почитаем Единого Бога, Который на небе, и Ему мы покланяемся; приказанию же царскому повиноваться не будем.

Тогда Сисиний приказал обнажить Дионисия и без милосердия бить веревками. Святой всё сие терпел, благодаря Бога за то, что Он сподобил его носить раны Его на теле своем. Также точно мучили Рустика и Елевферия, но и они, укрепляемые примером Дионисия и наипаче Самим Богом, в терпении прославляли Христа. Сисиний, сознавая, что скорее ослабнут руки палачей, чем изнеможет терпение святых, в тот же день велел бросить мучеников в темницу. На утро слуги вывели святого Дионисия из темницы и, по приказанию мучителя, положили его на раскаленном железе. Между тем святой воспевал псалом: "Слово Твое весьма чисто [разжжено], и раб Твой возлюбил его" (Пс.118:140). После сего, снявши святого с железа, бросили его на съедение зверям. Но святой оставался невредимым и от зверей, потому что Бог заграждал уста их. Затем святого бросили в сильный огонь, но и там он остался невредимым, ибо огонь не касался святого и не причинил ему никакого вреда; после сего он снова был брошен в темницу к Рустику и Елевферию. В темницу к Дионисию приходили многие из верующих и святой совершал там для них Божественную литургию и причащал их св. Таин Тела и Крови Христовых. Когда он совершал Божественную литургию, верующие видели над блаженным Дионисием несказанный свет: с воинством ангелов являлся Царь Славы и, поскольку возможно было сие для телесных очей верующих, они взирали на Него. По прошествии некоторого времени, Дионисий, Рустик и Елевферий были выведены из темницы и представлены к военачальнику, который снова увещевал их принести жертвы идолам. Святые не повиновались, но исповедали Христа Бога Истинного. Тогда мучитель в гнев приказал беспощадно быть святых, а потом осудил их на усечение мечом.

Когда святых вели из города к горе, прозывавшейся Ареевой , то Дионисий молился, взывая:

– Боже, Боже мой, создавший меня и научивший вечной Твоей премудрости, открывший мне Твои таинства, и всюду, где бы я ни находился, сопребывавший со мною. Благодарю Тебя за всё, что Ты устроил чрез меня для славы пресвятого Твоего имени и за то, что Ты посетил мою удрученную трудами и стремящуюся созерцать Тебя старость, призывая меня к Себе с друзьями моими. Итак, молюсь Тебе: приими меня и друзей моих, будь милостив ля тех, которых Ты стяжал Своею Кровию и сопричислил нас к числу Своих слуг за наше служение Тебе, ибо Твоя есть сила и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков.

Затем, произнесши слово "аминь", святой преклонил святую главу свою за пресвятое имя Иисуса Христа, и был усечен тупою секирою Вместе с ним сложили за Христа свои главы и святые Елевферий и Рустик.

По смерти Своего угодника Дионисия, Бог показал преславное чудо. Тело святого, будучи обезглавлено, по действию силы Божией, встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею два поприща до того места, где христианами устроена была церковь. Отдавши затем свою главу одной благочестивой женщине, по имени Катулле, оно пало на землю. Многие неверующие, видя сие чудо, уверовали во Христа. Принявши главу святого, Катулла пожелала взять и тело, но язычники не дозволили ей сего. Тогда Катулла, пригласив в свой дом сторожей, радушно угостила их и оделила подарками, приказав в то же время христианам взять святое тело Дионисия. Христиане, взяв тело Дионисия, похоронили его на том самом месте, где была отдана Катулле голова.

Святой Дионисий пострадал на девяностом году своей жизни, в девяносто шестом году по Рождестве Христовом. При гробнице его творились многие чудеса во славу Христа и Бога нашего, прославляемого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь .

Тропарь, глас 4:

Благости научився, и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпал еси от сосуда избранного неизреченная, и веру соблюд, равное течение совершил еси: священномучениче Дионисие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Небесная врата прошед духом, яко ученик до третияго небесе достигшаго Апостола , Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом, и озарил еси во тьме неведения седящия. Темже зовем: радуйся отче всемирный.

1. Ареопагит – член верховного Афинского государственного совета и судилища – Ареопага.
2. Афины – столица древнегреческого государства; славилась своими постройками, статуями, развитием торговли и промышленности, и особенно школами. Здесь до позднейших времен (VI в. до Р.Х.) находились знаменитые философские училища, в которых получали образование жители древних стран.
3. Еллинский – греческий; иногда это слово значит языческий; ко времени Рождества Христова греки были самым образованным народом древности.
4. Илиополь – город в Африке; находится на правом берегу реки Нила, на одном из его восточных рукавов, – на юге нижнего Египта.
5. Астрономия – наука, изучающая законы движения светил небесных. Египетские ученые, именно жрецы, в особенности славились изучением этой науки.
6. Во время второго великого путешествия Апостола Павла с проповедью Евангелия, – около 54 г. по Р.Х.
7. Подробно о сем повествуется в книге Деяний Апостольских: 17:15-34.
8. Кронос или Хронос – бог времени, сын Урана (Небо). Греки думали, что он произвел на земле золотой век, существовавший в первый период жизни рода человеческого. – Афродита или Венера – богиня женской красоты и любви. – Зевс (или Юпитер – у римлян) почитался у греков главным божеством, отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей. – Гефест – бог огнедышащих гор и покровитель кузнечного искусства. – Гермес – бог, покровитель торговли и всякого рода сношений между людьми и богами, – вестник воли богов. – Дионисий или Вакх – бог вина и веселья. – Артемида или Диана, известная языческая богиня у греков, олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты.
9. О Дамаре упоминает и книга Деяний Апостольских: 17:34.
10. "Таинственное богословие", – как иначе называется это сочинение, – рассуждает о том, что все человеческие представления и определения Бога не выражают Его сущности и что Боговедение должно состоять в таинственном созерцании непостижимого Божественного Существа.
11. Святой Апостол Иаков (Младший) был сын Алфея (Клеопы) и Марии, сестры Богоматери (Иоан.19:25; Мрк.15:40, 47; 16:1; Лк.24:10; Мф.13:55; Мрк.6:3). Он особенно заботился об устройстве церкви во Иерусалиме и претерпел мученическую кончину в 62 г. по Р.Х. После него остался составленный им древнейший чин литургии.
12. Память Апостола Тимофея 22 января. – О святом Иерофее Афинском см. 4 октября.
13. Нерон – римский император (54-68 гг. по Р.Х.) – был первым жестоким гонителем на христиан. В 66 или 67 г., во время сего гонения, претерпел мученическую кончину св. Апостол Павел, осужденный на смерть чрез усечение мечом.
14. 22. Ареева, т.е. Марсова. Арей или Марс – языческий бог войны.
23. Поприще – мера расстояний; оно равнялось нашим 690 саженям. Два поприща, таким образом, составляют 1380 саженей или 2,75 версты.
24. Дионисию Ареопагиту, кроме вышеозначенного, принадлежат еще следующие сочинения: а) "О небесной иерархии", в котором излагается учение о девяти чинах ангельских, с объяснением свойств и обязанностей каждого; б) "О церковной иерархии", –– где излагается учение о степенях церковной иерархии с таким же объяснением; в) "Об именах Божиих"; здесь Дионисий разъясняет значение имен Божиих, употребляемых в Священном Писании и г) "Десять писем к разным лицам".
25. Под "сосудом избранным" здесь разумеется св. Апостол Павел, просветивший светом христианства святого Дионисия.
26. Т.е. Апостола Павла (2Кор.12:2).

Свя-тые му-че-ни-ки Фе-о-дор, мать его Филип-пия, Ди-о-скор, Со-крат и Ди-о-ни-сий по-стра-да-ли в цар-ство-ва-ние им-пе-ра-то-ра Ан-то-ни-на Пия (138-161) в Пер-гии Пам-фи-лий-ской. Ко-гда для во-ен-ной служ-бы на-би-ра-ли кра-си-вых и здо-ро-вых юно-шей, то вме-сте с дру-ги-ми к во-е-на-чаль-ни-ку Фе-о-до-ту был при-ве-ден и юно-ша Фе-о-дор.

Во-е-на-чаль-ник стал при-нуж-дать юно-шу при-не-сти жерт-ву идо-лам. Му-че-ник не под-чи-нил-ся ни уго-во-рам, ни угро-зам, и во-е-на-чаль-ник при-ка-зал по-ло-жить его на рас-ка-лен-ную ско-во-ро-ду и по-ли-вать рас-плав-лен-ной смо-лой. Тот-час со-вер-ши-лось чу-до: на-ча-лось зем-ле-тря-се-ние, из тре-щи-ны в зем-ле хлы-нул по-ток во-ды и по-га-сил огонь.

Остав-ший-ся невре-ди-мым му-че-ник Фе-о-дор воз-дал хва-лу Бо-гу и пред-ло-жил во-е-на-чаль-ни-ку по-пы-тать-ся с по-мо-щью идо-лов по-вто-рить та-кое чу-до.

Во-е-на-чаль-ник пред-ло-жил язы-че-ско-му жре-цу Ди-о-ско-ру лечь на рас-ка-лен-ную ско-во-ро-ду, при-звав на по-мощь Зев-са. Но свя-той Ди-о-скор от-ве-тил, что он уве-ро-вал во Хри-ста и го-тов бро-сить идо-ла Зев-са в огонь. То-гда во-е-на-чаль-ник при-ка-зал ему взой-ти на ско-во-ро-ду. Му-че-ник Ди-о-скор при-пал к но-гам свя-то-го Фе-о-до-ра и про-сил по-мо-лить-ся о нем. За-тем он взо-шел на ско-во-ро-ду, гром-ко взы-вая ко Гос-по-ду: "Бла-го-да-рю Те-бя, Гос-по-ди Иису-се Хри-сте, что Ты со-при-чис-лил ме-ня к чис-лу ра-бов Тво-их. При-и-ми с ми-ром мою ду-шу", - и скон-чал-ся, из-ба-вив-шись от тя-же-лых мук.

Свя-то-го Фе-о-до-ра про-дол-жа-ли му-чить. Его при-вя-за-ли к ди-ким ло-ша-дям, ко-то-рых ста-ли гнать. Но у го-род-ской сте-ны ло-ша-ди упа-ли и раз-би-лись, а му-че-ник Фе-о-дор остал-ся невре-ди-мым. Два во-и-на, Со-крат и Ди-о-ни-сий, уви-де-ли, как к свя-то-му Фе-о-до-ру со-шла с небес ог-нен-ная ко-лес-ни-ца, на ко-то-рую был под-нят вла-чи-мый му-че-ник. Во-и-ны с изум-ле-ни-ем вос-клик-ну-ли "Ве-лик Бог хри-сти-ан-ский!" За это их тут же схва-ти-ли и на дру-гой день вме-сте с му-че-ни-ком Фе-о-до-ром бро-си-ли в рас-ка-лен-ную печь. Но небес-ная ро-са охла-ди-ла печь, и свя-тые оста-лись жи-вы. На-ут-ро во-е-на-чаль-ник при-ка-зал во-и-нам пой-ти по-смот-реть ко-сти сго-рев-ших му-че-ни-ков. Во-и-ны вер-ну-лись и с удив-ле-ни-ем рас-ска-за-ли, что три юно-ши невре-ди-мы, а к му-че-ни-ку Фе-о-до-ру при-шла его мать, Филип-пия, ко-то-рая те-перь укреп-ля-ет му-че-ни-ков в их по-дви-ге.

Во-е-на-чаль-ник пред-ло-жил свя-той Филип-пии спа-сти сы-на, уго-во-рив его при-не-сти жерт-ву идо-лам. Но свя-тая Филип-пия от-ве-ти-ла, что еще до рож-де-ния сы-на ей бы-ло от-кры-то, что ее сын бу-дет рас-пят за Хри-ста. Услы-шав это, во-е-на-чаль-ник при-ка-зал рас-пять свя-то-го Фе-о-до-ра на кре-сте, а осталь-ным му-че-ни-кам от-сечь го-ло-вы. В те-че-ние 3-х дней свя-той му-че-ник Фе-о-дор ви-сел на кре-сте, воз-но-ся мо-лит-вы Бо-гу до сво-е-го пре-став-ле-ния.