Что отличает модернизм от реализма: сравнение двух направлений. От модерна к конструктивизму. Живопись модерна, появление неоклассицизма и конструктивизма Сочетание двух стилей конструктивизм и модернизм

В этой статье мы рассмотрим, что отличает модернизм от реализма. Чтобы отметить различия, ознакомимся с двумя направлениями отдельно.

Модернизм. Его характеристика

Модернизм - это направление, появившееся в искусстве в конце XIX - начале XX века. Оно характеризуется новыми, нетрадиционными началами, изменением художественных форм, схематичностью и отвлеченностью стиля. Это направление лидировало в первой половине XX века.

В разных сферах проявил себя по-разному. В изобразительном он был похож на раннюю ступень авангардизма. Художники-модернисты создавали оригинальные произведения, которые отражали особый взгляд, внутреннюю свободу авторов, вносили в работы новые средства и даже эпатировали публику.

В русской литературе это направление заменило классический роман. Основными течениями были символизм, акмеизм, футуризм. Они имели свои особенности и отличались друг от друга. Все это можно заметить при ознакомлении с поэзией первой половины XX века.

Реализм. Его характеристика

Что отличает модернизм от реализма, так это объективность второго. В нем отображаются правдивая действительность, типичные, важные стороны жизни, конкретизируются приметы и особенности. Затрагиваются темы личности и общества. В литературе для этого могут использоваться различные мифы, символы, притчи.

Направление появилось в эпоху Просвещения, в XVIII веке. Оно имеет несколько разновидностей. Бывает просветительским, критическим и социалистическим.

В изобразительном искусстве картины, созданные в этом направлении, изображают повседневную жизнь людей. Среди русских художников-реалистов можно выделить И. Репина, В. Сурикова и В. Серова.

Что отличает модернизм от реализма?

Каждое направление имеет свои особенности, порой некоторые имеют общие черты и свойства. Однако это не касается рассматриваемых нами течений: они абсолютно противоположны.

Что отличает модернизм от реализма? В первую очередь, затрагивание разных тем. В модернизме авторы передают свои чувства, личный взгляд на жизнь. В реализме художники затрагивают важные жизненные темы. На первом месте у них не собственные чувства, а передача типичных ситуаций. Личность неразрывно связана с обществом. В модернизме же художник способен менять мир так, как ему вздумается. Независимо от того, какие общественные явления происходят вокруг.

Если рассматривать изобразительное искусство, то сравнение реализма и модернизма показывает, насколько они отличаются друг от друга. В более раннем направлении художники показывают жизнь, как она есть. В модернизме же не описывается виденное, а выражается взгляд автора. Действительность не копируется, словно фотография. Художники используют новые методы для рисования картин: различные фигуры, символы и прочее.

Арт-деко

Арт деко, вошедший в моду в первой трети двадцатого века, отчасти продолжил традиции Ар нуво. Вместе с тем, влияние на него оказали кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения. Этот стиль характеризуется скругленными углами, строгими вертикальными линиями, и "отступающими" формами. От всех мебельных стилей его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, узоров с восточными и африканскими мотивами.

Стиль Арт-Деко возник на основе различных течений в искусстве и дизайне 1900-х годов, таких как модерн, венский Сецессион, немецкий союз дизайнеров Веркбунд, русский конструктивизм и голландское движение "Де Стейл", а также модернистские достижения в живописи, такие как абстракционизм и кубизм. Термин "Арт Деко" происходит от названия Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes - Международная выставка современных и декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно-прикладных искусств того времени. Сам термин возник еще позднее - в 1966 году, во время возрождения выставки в парижском Musee des Arts Decoratifs (Музее декоративных искусств).

Арт Деко принято считать последней стадией развития модерна. По характеру Арт Деко – обтекаемый, лаконичный, геометрический стиль. Как самостоятельный стиль, Арт Деко оформился в период между первой и второй мировыми войнами, и достиг своего расцвета в 1920-30х годах. В это время мебель Арт Деко являлась основой большинства частных интерьеров, благодаря своей доступности для массового производства. Позже, дизайнеры изменили саму идеологию стиля, и Арт Деко возродился уже как знаменитый «звездный стиль» Голливуда 30-40х годов. Помимо элегантной простоты и лаконичности, в мебели Арт Деко стали ценить качество отделки, материалы из которых она была сделана и соответствие дизайна последним техническим достижениям. С этого момента стиль Арт Деко стал синонимом роскоши, богатства. Именно с появлением «звездного стиля» потребители научились понимать и ценить эклектику. Ведь по сути, Арт Деко – коктейль, в котором смешаны мотивы модерна, геометрия кубизма, этнические мотивы, автомобильный и авиационный дизайн.

Арт деко сочетал в себе одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность. Представители этого стиля игнорировали массовое промышленное производство товаров, они стояли за эксклюзивное изготовление предметов. В производстве изделий использовались ценные и дорогие материалы - змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы, экзотическая древесина. Характерны подчеркнуто геометрические, закругленные, "струящиеся" фасады, деревянная мебель с хромированными ручками и другими деталями, стеклянные столешницы. Арт деко использует кленовый массив, ясень, розовое дерево, древесину мадроньи. У стиля арт деко масса источников: рисунки кубистов, искусство американских индейцев, современный автомобильный и авиационный дизайн. Колоритный район Деко в Майами Бич один из лучших современных примеров этого стиля.



Основные цвета: красный, синий, коричневый, бежевый, золотой, белый – все цвета очень насыщенные и глубокие. Так же очень популярно было сочетание темного и светлого покрытия (ткань, лак).

Используемые материалы: ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах. Также уместны экзотические породы дерева, разнообразные виды кожи, мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования. Чрезвычайно широко используется металл в сочетании со стеклом.

Кризис модерна наступил довольно быстро и уже в конце первого десятилетия века начинает вытесняться новым стилем: конструктивизмом. В основе нового движения в европейской архитектуре и художественной промышленности лежала эстетика целесообразности, предполагавшая рациональные, строго утилитарные формы, очищенные от декоративной романтики модерна. Официальной датой рождения конструктивизма считается начало ХХ века. Его развитие называют естественной реакцией на изощренные флореальные, то есть растительные мотивы, присущие модерну, которые довольно быстро утомили воображение современников и вызвали желание поисков нового.

В архитектуре были сформулированы новые принципы градостроительства: социальная направленность жилища, его функциональное соответствие самым необходимым потребностям обитателей, в связи с чем, проектируются малогабаритные "минимальные квартиры". Это сопровождалось внедрением в жилищное строительство новых конструкций и материалов: монолитного бетона, металлического каркаса, сборных бетонных конструкций. Были установлены своего рода нормы "минимализированного благополучия", которые считались наиболее подходящими для жилища рабочего и насаждались как некий социально-архитектурный идеал. Время рационализма и утилитаризма принесло и в искусство внутреннего убранства дома простоту, гармонию и цельность.

"Простота - не проста", "меньше - значит больше" - эти афоризмы Миса ван дер Роэ, талантливого архитектора XX века, стали сутью интерьера не только 20-30 годов, но и всего столетия. Ничто лишнее не "цепляет" взгляд, все функционально, продумано, взвешено. Выверенные пропорции роднят авангардную архитектуру того времени с классическим зодчеством античности. Простые и четкие формы, окна от пола до потолка, металл и бетон, дома, похожие на корабли, плывущие в будущее.

Внутреннее пространство домов освобождалось от перегородок, отрицались старые представления о взаимоотношении внутренних помещений дома. Деление на зоны осуществлялось абстрактным образом чаще всего за счет легких передвижных перегородок, отдельные замкнутые комнаты, коридоры - все это считалось безнадежно устаревшим. В отличие от интерьеров предыдущей эпохи модерна, напоминающих уютную раковину, дома конструктивистов звали в будущее высоких технологий, машинного производства и футуристических мегаполисов. Школы дизайна, создаваемые в то время учили создавать не отдельные, пусть и гениальные вещи, а конструировать обстановку в целом, создавая весь мир окружающих человека предметов. При этом главным был не внешний вид, а функциональность предметов. Мебель рассматривалась как "аппарат для сидения", в ее облике преобладали прямоугольные плоскости и четкие конструкции.

Для конструктивизма стиля характерно преобладание функционально-конструктивной идеи над художественной и общественного над личным. Конструктивизм предполагает максимально функциональный подход к проектированию интерьера, упраздняет декор и предлагает оперировать простыми геометрическими формами по принципу "необходимо и достаточно". Именно этому стилю мы обязаны идеей малогабаритного жилья. Основные черты стиля: рационализм, функциональность, открытый каркас, чистые цвета в контрастном сочетании с черным и белым, простые геометрические формы. В дизайне интерьера характерны продуманные функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность форм.

Конструктивизму свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм, очищенных от романтического декоративизма модерна. Все вещи, спроектированные конструктивистами - мебель и интерьеры в целом - отличались максимальной функциональностью и минимальным декором. Орнамент в них отсутствовал полностью, допускались цветовые акценты - блеск металла, благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета - красный, желтый, синий. Эти цвета считались отражением философских и духовных ценностей эпохи.

После окончания Первой мировой войны конструктивизм в мебели завоёвывает важные позиции, опираясь на авторитет архитекторов, чьи новаторские сооружения служили подчас своими интерьерами для демонстрации мебельных экспериментов. По сравнению с предшествующими стилями, например Барокко и Ампиром, конструктивизм выделяется отсутствием лепного декора. Стиль конструктивизм в интерьере вполне лаконичный и ясный, но не лишенный непредсказуемости и ярких художественных решений. Художники-конструктивисты создают новаторские ткани, одежду, посуду, в которых ясные и простые по форме цветовые пятна в сочетании с четкими колючими линиями и броским шрифтом создавали характерные для эпохи вещи-плакаты.

Модернизм. Главные принципы модернизма - конструкция и функция. "Дом - это машина для жилья" - знаменитое высказывание архитектора Ле Корбюзье очень точно характеризует этот стиль. Основатели модернизма работали в разных направлениях: создавали небоскребы или, например, развивали бионическую архитектуру, максимально приближенную к природе. В современном дизайне чаще обращаются к стилю конкретного архитектора того периода, чем к, собственно, модернизму.

Постмодернизм. Стиль возник, как реакция на модернизм в конце 60х годов XX века. Развивается в архитектуре и искусстве в противовес модернистскому радикализму. Постмодернисты используют сплав различных стилей прошлого, например, Классицизм и Барокко, часто применяя их с ироническим эффектом. Специфика стиля - гипербола как инструмент создания яркого театрального образа среды.

Характерные черты: сложные криволинейные формы и объемы, имитирующие динамичную живую конструкцию. Стиль допускает хаотичное и нелогичное нагромождение элементов, внезапные разрывы, иллюзорную неустойчивость, скошенные стены, мебель, изготовленную из неожиданных материалов. Сейчас этот стиль нередко используется. Единственное условие его восприятия - человек, который пользуется зданием, решенном в этом стиле, должен легко привыкать к оптическим нонсенсам.

Деконструктивизм. Как и следует из названия, этот стиль в противоположность конструктивизму провозглашает полную свободу от рациональной конструкции. Обратная перспектива, "неустойчивые" или "текучие" объемы, наклонные стены, оконные проемы скошенные или расположенные в причудливом беспорядке. Стиль перекликается с постмодернизмом. Хорош для кратковременного эффектного воздействия, но малопригоден для применения в местах длительного пребывания. По мнению психологов неожиданные и порой абсурдные приемы, характерные для этого стиля, вызывают чувство подсознательного беспокойства.

Модернизм в архитектуре и искусстве порой путают с модерном. Подобное заблуждение понятно, так как оно исходит из обычной логики: однокоренные слова указывают примерно на одно и то же, однако на практике ситуация складывается иначе. Модерн - это термин, который определяет исторический период в контексте искусства, тогда как модернизм - вполне определенное направление, которое характеризуется не столько особенными деталями, сколько отказом от опыта и акцентов прошлых лет.

Его можно и нужно рассматривать не только как архитектурное, но и историческое явление. По большому счету, это была лакмусовая бумажка, которая реагировала на все, что происходило не только в мире и социуме в целом, но и в умах отдельных людей. Модернизм - стиль восприятия жизни, символ надежд того времени.

Откуда?

Сам термин берет свое начало из итальянского, где слово modernismo переводится как "современное течение". Вообще, языки в этом смысле на удивление едины - аналогичный смысл имеет и французское слово moderne, и английское - modern.

Появление модернизма было спровоцировано желанием перейти на качественно новый уровень жизни во всех ее проявлениях. Новый век и новые технологии породили культ науки в ее гипертрофированной форме, который можно проследить в том же "Гиперболоиде инженера Гарина". Население Европы в 20-х годах XX века отреклось от наследия прошлых лет и кардинально обновило стили в архитектуре.

По мнению историков, развитие модернизма получило толчок вследствие революций, причем как на политической арене, так и в умах людей. Кроме того, новое направление стало реакцией на избыток пафоса, старомодности и наигранности, которые были присущи тому же Катализатором развития стали технические достижения, которые позволили применять в процессе создания материалы, ранее недоступные в силу примитивности процесса производства.

Начало

Идейное начало модернизму было положено в середине позапрошлого века. Процесс оказался очень непростым: он зависел от мелочей, на первый взгляд далеких от архитектуры. Этот период в истории ознаменовался всплеском развития промышленности. Масса людей направилась на заработки в крупные города: из-за притока новых граждан жилья стало катастрофически не хватать, в спешном порядке строились новые здания, в которых квартиры сдавались новоприбывшим. Украшать здания напускной эстетикой, выраженной в вензелях, не спешили, отдавая предпочтение выдержанному аскетизму. Иными словами, архитектура второй половины 19 века преследовала исключительно практическую выгоду.

Основные постулаты модернизма

Мелочи можно искать бесконечно долго, поэтому акцентируем внимание на ключевых моментах.

  • Архитектурный модернизм создается при помощи самых модных, самых современных расходных материалов, а конструкции отличаются причудливой, нестандартной формой. Да здравствует революция индустриализации! Здания возводятся из стекла, металла и бетона. Из-за того что большинство предприятий, выпускающих классический кирпич, обладали слишком скудными знаниями о том же железе, многие из них разорились, не сумев влиться в новую волну.
  • Организация внутреннего пространства ориентируется в первую очередь на функциональность. Рациональность ставится во главу угла в противовес первой половине XIX века. Здания для людей, а не люди для зданий - все подчинено удобству человека, стремящемуся в Новое время.
  • Полное отречение от декоративных элементов, перекликающихся с опытом прошлых лет. Вообще понятие "украшательство" низведено как недостойное новой эры, восхваляется строгая чистота.
  • Отсутствие национального уклона, выраженного в специфике возведения здания или его оформлении, будущее одно для всех.

Истоки

Модернизм в архитектуре воспринимают как синоним современности, однако это неверно хотя бы в силу того, что времена его остались позади, замерев в восьмидесятых годах прошлого столетия. При этом данное направление не является цельным - в силу своей субъективности и многоликости оно породило ряд ответвлений, разнящихся между собой.


Материалы и примеры

Стиль стал развиваться под воздействием усовершенствования технологий изготовления новых материалов. Так, например, это направление обязано своим рождением садовнику Жозефу Монье, который создал армированный бетон. Занятно то, что получилось это случайно: изначально он планировал просто изготовить для растений емкости, которые удовлетворяли бы все его потребности.

Конструкции, которые возводились из этого бетона, отличались небывалой легкостью, можно даже сказать, воздушностью на фоне привычных громоздких сооружений.

Сначала он нашел применение в промышленном строительстве (неплохо для материала, который изначально должен был стать кадкой, не так ли?), после чего перешел в сферу возведения жилых зданий. Благодаря этому появились на свет удивительные для того времени произведения архитектуры, поражающие зрителей своим размахом.

Легкость и прочность армированного бетона усовершенствовали модернизм. Стиль архитектуры с этого момента превратился в мировоззрение: он позволил возводить перекрытия перронов на вокзалах, помещения с ошеломляющими по величине пролетами и многое другое. Стоит привести в качестве примера Хрустальный дворец в Лондоне, и, конечно же, Танцующий дом в Праге. Вот о нем нужно поговорить отдельно.

Потанцуем?

Состоит данная композиция из двух частей в форме цилиндров - одна из них выполнена в а вторая - в деструктивном. Танцующим дом называют потому, что он своими очертаниями напоминает танцующую женщину - фигура с тонкой талией и развевающейся юбкой создает иллюзию движения. Стоит ли говорить о том, что строение резко контрастирует с классическими домами, стоящими рядом.

Модернизм в архитектуре не миновал и наше государство. Наиболее ярко он себя продемонстрировал в двадцатых годах прошлого века, выразившись в направлениях рационализма и конструктивизма. Рассмотрим каждое из них.

Рационализм

Термин в переводе с латыни означает "разумный", и этим все сказано. Его появление было обусловлено все тем же техническим прогрессом. Эстетические запросы людей поменялись и в России - вензеля уступили место лаконичным формам, каждая из которых несла определенную функцию. Обилие пространства, простота, практичность, стремящаяся к абсолюту, никакой "красоты ради красоты". Модернизм 20 века использовал другие методы воздействия на восприятие человека. Нужно отметить, что это направление более "живое", нежели сменивший его конструктивизм: рационализм старался придать строениям плавные, приятные для восприятия линии и формы.

Любое явление, как правило, завязано на личностях, не миновала чаша сия и этот стиль. Идейным вдохновителем и лидером направления стал архитектор и педагог Николай Ладовский. Даже его определение архитектуры было пронизано работой всей жизни: он писал, что архитектура оперирует с пространством, а пространство есть средоточие всего, что хотели сказать приверженцы рационализма. При этом наработки прошлых лет не отрицались, а принимались и перерабатывались в соответствии с задумкой. Данное направление является важной ступенью в формировании нового облика советской архитектуры, несмотря на то что оно оказалось менее популярным, чем конструктивизм, который наступал ему на пятки.

Конструктивизм

Это дизайнерская наработка, которую выделил модернизм 20 века из общего ряда. Это направление можно считать апофеозом практичности и последнего слова техники.

Приверженцы конструктивизма, в отличие от рационалистов, во главу угла ставили функциональность здания, пренебрегая при этом удобством людей. Все было посвящено великой цели воплощения прогрессивных идей. Наработки прошлого яро отрицаются, создается нечто новое, кардинально иное.

На практике это выразилось в печально известных домах-комуннах (в простонародье "коммуналках"), которые сводили на нет возможность уединения: крохотные комнатки, общие ванны с душевыми, общие кухни. Все подчинено строгой логике и закономерности. Все было прекрасно на бумаге, но нефункционально в повседневной жизни.

Если брать в общем, то стили русской архитектуры того времени преследовали одну цель - как можно скорее шагнуть в будущее, сбросить путы прошлых застойных лет и сопроводить каждый свой шаг современной практичностью, выдержанной чистотой линий.

Современность

На сегодняшний день нет единого модного стиля, который бы использовался при возведении зданий. Масштабная вседозволенность позволила пуститься во все тяжкие - сейчас каждый строит так, как видит. Однако из всего многообразия все же можно выделить следующие современные стили архитектуры:

  • Хай-тек - ода техническому прогрессу, активное противопоставление натуральности.
  • Био-тек - ода природе, полная противоположность первому пункту: плавные естественные линии, имитация живого организма.
  • Постмодернизм - ода исторической эклектике и причудливости форм, вызов модернизму во всей красе.
  • Китч - ода безумию и безвкусице. Гротеск, преувеличение деталей. Эстетика второстепенна, главное - бросить вызов обществу и выделиться из общей массы.

Итог

Модернизм в архитектуре исчерпал себя к 80-м годам ХХ века. Конечно, здания, построенные в соответствии с его канонами, до сих пор успешно функционируют, однако ничего нового возведено не было. Несмотря на то что годы популярности позади, недооценивать модернизм нельзя - он является важной ступенью на пути формирования архитектуры в целом.

Конструктивизм как направление в художественной культуре с особенной отчетливостью заявил о себе в 20 -30-е гг. XX в. Он выдвинул на передний план конструктивно-техническую сторону творчества, сделав одной из главных задач конструирование материальной среды, окружающей человека. Преобразование действительности осуществлялось путем использования новой техники для создания простых, логичных, функционально оправданных форм и целесообразных конструкций. Согласно конструктивистским идеям, были воздвигнуты инженером Э. Фрейсине складчатые железобетонные своды ангара в Орли под Парижем.

Рационализм стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным потребностям общества, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Он выдвигает требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Принципы рационализма осуществлялись Ле Корбюзье во Франции и школой «Баухауз» в Германии.

Ле Корбюзье (1887- 1965) считается одним из наиболее влиятельных архитекторов XX в. Этот французский зодчий был не только практиком, но и теоретиком архитектуры. Ле Корбюзье был в числе создателей таких современных течений в архитектуре, как рационализм и функционализм. Он видел в современной технике и серийности индустриального строительства основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. На современное зодчество, безусловно, оказали влияние пять его принципов: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально протяженные окна и свободная компоновка фасада. По проектам Ле Корбюзье было построено множество зданий в Европе и Азии, в том числе здание Центросоюза в Москве на Мясницкой улице (1955 г). Он также создавал и большие городские ансамбли, например Чандигарх в Индии (1951 - 1956).

Функционализм требовал строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Это архитектурное направление складывается практически одновременно в Германии и Нидерландах. В. Гропиус возводит в Германии здание завода Фагуса. Его фасад представляет собой сплошную стеклянную стену, обеспечивающую освещенность интерьеров. Для функционализма характерны новые принципы архитектурной практики, такие, как типизация и индустриализация строительства, создание малометражных («минимальных») квартир. Появляются новые приемы и нормы планировки не только зданий, но и целых жилых комплексов: стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице и др. В городах стали «зонировать» территории, выделяя особые пространства для каждой функции: деловой центр, «спальный район» и т. п. Примером функционально-рационалистического подхода к архитектуре могут служить небоскребы.

В противовес этой во многом обездушенной индустриальной архитектуре возникают утопические направления, в частности дезурбанизм. Англичанином Э. Хоуардом была разработана концепция города-сада, пропагандирующего здоровый образ жизни , но практическое приложение этой концепции дало ничтожные результаты, несмотря на все усилия Ассоциации городов-садов, охватывающей Англию, Францию, Россию.

Оппозицию авангардизму в изобразительном искусстве и в архитектуре представляли национальная романтика и неоклассицизм. В то же время ряд черт и неоклассицизма, и национальной романтики отвечали канонам модерна (например, преобладание вымысла автора над впечатлениями от натуры или присущие национальной романтике узорно-орнаментальная композиция и плоскостно-графическая манера, не предполагавшие передачу световоздушной среды).


МОДЕРНИЗМ (лат. modernus - «современный») - направление в культуре XX века, характеризующееся разрывом с прошлым историческим опытом, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Термин «модернизм» распространен только в отечественной культуре, в западных источниках - это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы

В архитектуре выражение «модернизм» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин все же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей с начала 1920-х годов и по 70-е-80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

В результате общественного развития, роста потребностей людей, обостренных большими разрушениями второй мировой войны, возник острый дефицит архитектурных застроек. Следствием этого стало масштабное строительство, ориентированное на сверхприбыль заказчиков.

Под эти проекты разрабатывались соответствующие технологии градостроительства, унифицированные сборные элементы, предполагающие монотонную застройку окружающей среды. Конструкция и форма здания стремятся быть красивыми сами по себе и не нуждаются в дополнительной декорации – просто, дешево, демократично.

Принципы модернизма - использование самых современных материалов (железобетонные конструкции, стекло), рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер.

Модернизм в архитектуре ассоциируется с такими понятиями (движениями), как авангардизм, пуризм, функционализм, конструктивизм, «новое движение», интернациональный стиль, техницизм, минимализм.

Основные представители модернизма в архитектуре, которым принадлежит роль первопроходцев, это - Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и некоторые другие.

В искусстве модернизм проявляет себя как бунт против традиционности и канонов. Стремление найти связь с жизнью, решить большие социальные проблемы порождало в их творчестве художников мучительные противоречия. Элементы реализма то в скрытом, то в более явном виде пробивались в их искусстве сквозь деформированные приемы передачи действительности

Модернистская модель была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Надо заметить, что Советский Союз на начало XX века был абсолютно наравне с Европой в области дизайна. В 1932 году у нас закрываются все художественные мастерские, объявляется сталинский классицизм.


Абстракционизм (от латинского abstractus – удаленный, отвлеченный) весьма широкое направление в искусстве XX столетия, возникшее в начале 1910-х в нескольких странах Европы. Для абстракционизма характерно использование исключительно формальных элементов для отображения реальности, где имитация или точное отображение действительности не было самоцелью.

Основоположники абстракционизма - русские художники Василий Кандинский иКазимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне и чех Франтишек Купка. В основе их метода рисования лежало стремление к «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

В абстракционизме можно выделить два четких направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Также в абстракционизме есть еще несколько крупных самостоятельных течений.

Кубизм – авангардистское направление в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто условных форм геометричной формы, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Районизм (Лучизм) - направление в абстрактном искусстве 1910-х г.г., основанное на cмещении световых спектров и светопередачи. Характерна идея возникновения форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета».

Неопластицизм – обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917-1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.

Орфизм – направление во французской живописи 1910-х годов. Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.

Супрематизм – направление в авангардистском искусстве, основанное в 1910-х гг. Малевичем. Выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Сочетание разноцветных геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Ташизм – течение в западноевропейском абстракционизме 1950-60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.

Абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.

Конструктиви́зм - советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - первой половине 1930 годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Сторонники К., выдвинув задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми.
В архитектуре принципы К. были сформулированы в теоретических выступлениях А.А. Веснина и М.Я. Гинзбурга; практически они впервые воплотились в созданном братьями А.А., В.А. и Л.А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его четким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). Конструктивисты разработали т.н. функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов.
Эстетика К. во многом способствовала становлению художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А.М. Родченко, А.М. Гана и др.) создавались рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели. Художники разрабатывали рисунки для тканей (В.Ф. Степанова, Л.С. Попова) и модели одежды (В.Ф. Степанова, В.Е. Татлин).
К. сыграл значительную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г.Г. Клуциса, А.М. Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта и др. наборных элементов в работах А.М. Гана, Л.М. Лисицкого и др.). В театре конструктивисты заменяли подчиненными задачам сценического действия «станками» для работы актеров (работы Л.С. Поповой, А.А. Веснина и др. над постановками В.Э. Мейерхольда, А.Я Таирова).

Функционализм - направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауc») и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).

Ле Корбюзье вывел пять конституирующих признаков функционализма, от которых, однако, некоторые ответвления могли отступать:

ü Использование чистых геометрических форм, обычно прямоугольных.

ü Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного железобетона, стекла, реже - кирпича.

ü Отсюда и преобладающая цветовая гамма - серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый.

ü Отсутствие орнаментации и выступающих деталей, лишённых функционального назначения.

ü Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли. От этой идеи Ле Корбюзье нередко отказывались «северные» функционалисты, строившие здания, способные противостоять сложным погодным условиям (см., например, Центральная больница Северной Карелии).

ü Для промышленных и частично жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос (так называемое «ленточное остекление»).

ü Широкое использование образа «дома на ножках», заключающегося в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций.

Сжатая философия стиля - «форма определяется функцией» (Адольф Лус). В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом - машина для жилья».

Ар-деко́ , также арт-деко (фр. art déco, досл. «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 года фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, рус. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) - влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930-1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи, и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны.

Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. Стиль ар-деко также имеет значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм.

Отличительные черты - строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Сюрреали́зм (фр. surréalisme - сверхреализм) - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием иллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто,Ян Шванкмайер, Алехандро Ходоровски и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.

Сюрреализм (Surrealism), модернистское (модернизм) направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для Сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом. В определённый мере предшественниками сюрреалистов были дадаисты (дадаизм).

Теоретик и основоположник С. Андре Бретон утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность. Несмотря на все попытки Бретона сплотить сюрреалистов, им недоставало единодушия: они постоянно спорили, выступали с взаимными обвинениями и исключали из своих рядов несогласных.

В основе Сюрреализма лежат теория Фрейда о подсознании и его метод "свободных ассоциаций" для перехода из сознания в подсознание. Однако формы выражения этих идей были у сюрреалистов весьма различны. Например, Дали со скрупулёзной точностью, "правдоподобием", выписывал каждую деталь на своих алогичных, похожих на кошмарные сны картинах, усугубляя впечатление галлюцинации или бреда, тогда как Макс Эрнст работал над полотнами как бы автоматически, "отключив" разум, предпочитая произвольные образы, нередко переходящие в абстракцию. Жан Миро тем не менее отличался от остальных художников сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен.

В период между двумя мировыми войнами Сюрреализм стал самым распространённым, хотя и самым противоречивым направлением. Его последователи появились не только в Европе, но и в США, куда многие писатели и художниками эмигрировали в военную пору. Отличаясь широтой подхода и богатством форм, Сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран мира.