Ремень профиль а 800 где применяется. Ременные передачи

Известен факт, что существует великое множество типов приводов и передач. В каждой из них могут применяться самые разнообразные исполнительные органы: зубчатые колеса, звездочки, цепи и прочее. Мы же, в свою очередь, поговорим о таких распространённых передачах, как ременные, характеризующиеся бесшумностью своей работы. Особого внимания заслуживает ремень клиновый, нашедший применение в автомобильной промышленности и других отраслях машиностроения. Начало его широкомасштабного производства открыло человечеству новые технические возможности работы привода, которые до этого не использовались совсем или же только частично.

Общая характеристика

Ремень клиновый - это экономически выгодная промышленная разработка, являющаяся по своей сути бесконечным резинотканевым (или кордтканевым, кордшнуровым) эллипсовидным или круглым изделием.

Такие ремни работают на вращающихся шкивах, имеющих проточку соответствующего профиля. Глубина профиля выполняется такой, чтобы между его дном и внутренней поверхностью ремня всегда был зазор. Ремень клиновый характеризуется достаточно высокой силой сцепления с сопрягаемыми шкивами, обладают высочайшей тяговой способностью. Данные ремни зачастую применяют в передаче в количестве нескольких штук одновременно. Такое использование позволяет в широком диапазоне варьировать нагрузочную способность.

Достоинства

Ремень клиновый наделяет передачу такими преимуществами:

  • Возможностью передачи движения на внушительные расстояния.
  • Плавностью и тишиной работы.
  • Способностью работать с большими частотами вращения барабана.
  • Оптимальным коэффициентом полезного действия (в пределах 98%).
  • Относительно малой стоимостью.

Дополнительные свойства

Практически любой клиновый ремень изготавливается с такими особенностями, как:

  • Стойкость к воздействию гидравлического масла.
  • Озоностойкость.
  • Абсолютная нечувствительность к любым погодным воздействиям и осадкам.
  • Возможность работы в широком температурном диапазоне (от -30 до +80 градусов Цельсия) без каких-либо отклонений от заданных технических характеристик.

Отрицательные качества

Клиновые ремни, размеры которых могут быть различны, наделяют передачу определенными недостатками, в числе которых значатся:

  • Несколько большие габариты в сравнении с зубчатыми передачами.
  • Неизбежное упругое скольжение ремня, которое в принципе не является критичным.
  • Повышенное воздействие на валы и подшипниковые опоры. Это связано с тем, что передача сил трения сопровождается значительным усилием прижатия.
  • Потребность в наличии натяжного устройства.
  • Низкий ресурс работы в быстроходных передачах.


Особенности применения

Ременные передачи, в том числе и шкивы для клиновых ремней, используют между валами, расположенными параллельно относительно друг друга и вращающимися в одну и ту же сторону. Несколько реже можно встретить полуперекрестные и перекрестные передачи, которые позволяют получить реверсивное вращение валам с осями, находящимися не в параллельных плоскостях. Клиновые ремни в момент своего выхода из строя (разрыва) не несут такой опасности, как, например, стальная цепь, которая при разрыве может не просто покалечить, но даже убить человека, находящегося рядом.

Изобретатель

Приводные клиновые ремни были разработаны в далеком 1917 году Джоном Гейтсом. С того времени и по сей день они востребованы и актуальны. Наиболее часто такие тяговые элементы применяют в машиностроении и конструировании абсолютно различной техники.

Размеры

Габариты нормальнопрофильных ремней
Обозначение Ремень Обозначение DIN Z A B - C - D E
Ориентировочная верхняя ширина Lo 10 13 17 20 22 25 32 38
Делительная ширина L 8,5 11 14 17 19 21 27 32
Высота ремня h0 6 8 11 12,5 14 16 20 23
Размер над делительной линей b 2,5 3,3 4,2 4,8 5,7 6,3 8,1 9,6
Мин. делительный диаметр ремня dp min 50 71 112 160 180 250 355 500
Вес ремня кг/м я 0,07 0,12 0,2 0,27 0,37 0,44 0,69 1,03
Допустимая скорость ремня [м/с] 30 30 30 30 30 30 30 30

Типы изделия

В условиях современности клиновые ремни (размеры их стандартизированы) имеют четыре разновидности:

  • Классическое сечение.
  • Узкое сечение.
  • Узкое сечение с зубчатой кромкой без обертывания боковых граней.
  • Ремни на единой основе.

Сам по себе ремень производится из таких основных элементов:

Корда (он же основной слой, который располагается по центру тяжести сечения ремня);

Резиновых слоёв, которые являются так называемым «фундаментом»;

Обёртки (несколько слоев прорезиненной ткани).

Отдельно остановим своё внимание на корде. Его производят из таких химических волокон, как полиэстер, вискоза, лавсан, капрон. В некоторых случаях отдают предпочтение кевлару или арамиду, которые значительно повышают способность ремня выдерживать нагрузки.

Узкие ремни стали производиться благодаря повышению прочности корда. Если взять равные габариты передачи, то на те, в которых применяют подобные ремни, можно передавать в 2 раза больше мощности, чем с обычным ремнем. Кроме того, узкие модели более высокоскоростные и могут без проблем переносить кратковременные перегибы.

Ремни, в которых имеется зубчатая кромка без обертки, равномерно сцепляются с канавками шкива за счет того, что изделия проходят высокоточную шлифовку на станках во время изготовления. Зубцы ремней способны снизить и оптимально распределить изгибающие и тепловые напряжения. Глубина каждого зубца находится в пропорции с размером поперечного сечения.

Особенности монтажа

Приводные клиновые ремни зачастую требуют использования натяжного устройства в составе передачи. Конечно же, натяжной ролик - это источник дополнительного изгибающего воздействия непосредственно на ремень. Но все же его применение настоятельно рекомендуется, поскольку натяжной механизм однозначно гарантирует требуемое натяжение, что в итоге обеспечивает безаварийную эксплуатацию ремня и значительное продление срока его службы.

Расположение натяжного ролика может быть различным. Его устанавливают как сверху, так и непосредственно внутри ременной передачи. Какую компоновку механизма выбрать, решать конструктору, но следует знать, что внешние ролики всегда производятся плоскими, а их диаметр вполовину меньше минимально рекомендуемого для этого сечения ремня.

Любой клиновый ремень, размеры которого должны быть полностью адаптированы для шкива, может быть реверсивным. Поэтому крайне важно помнить о таком нюансе: натяжные ролики применяются исключительно в нереверсивных передачах, то есть в тех, в которых ведомая ветвь никогда не может стать ведущей.

Правильная работа передачи с использование клиновых ремней может быть лишь в том случае, когда шкивы ее выставлены четко друг напротив друга, то есть параллельно, а оси канавок идеально выровнены. Любое их смещение не допускается и должно быть сразу же устранено при монтаже. Контроль над тем, как монтируется каждый клиновый ремень (размеры его указываются в миллиметрах), происходит с применением специального лазерного указателя, генерирующего лучи. Они, в свою очередь, проецируются на выставленных шкивах и дают возможность монтажникам оценить качество своей работы.

УДК 621.852.13:006.354 Группа Л63

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

РЕМНИ ПРИВОДНЫЕ КЛИНОВЫЕ НОРМАЛЬНЫХ СЕЧЕНИЙ

(ИСО 1081-95)

Технические условия

V-bclls of standard cross-scctiom. Specifications

МКС 21.220.10 83.140 ОКП 25 6300

Дата введения 01.01.91

Настоящий стандарт распространяется на бесконечные резинотканевые (кордшнуровые и кордтканевые) приводные клиновые ремни нормальных сечений с размерами и температурным интервалом работоспособности по ГОСТ 1284.1 , предназначенные для приводов станков, промышленных установок и сельскохозяйственных машин в условиях умеренного, тропического, а также холодного и очень холодного климата.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Ремни должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.2. Характеристики

1.2.1. В зависимости от применяемых материалов и технологии изготовления ремни выпускают пяти классов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.2.2. Ремни должны состоять из несущего слоя на основе материалов из химических волокон (кордишур или кордная ткань), резины и оберточной ткани, свулкапизованных водно изделие.

Ремни всех сечений с расчетной длиной до 8.0 м должны иметь в несущем слое кордишур. Ремнн свыше 1,6 м допускается изготовлять с кордткапью в несущем слое.

1.2.3. Ремни должны изготошшться с плотно и гладко заделанным швом оберточной ткани.

1.2.4. Боковые (рабочие) поверхности ремней должны быть без складок, трещин, выпуклостей, торчащих нитей и тканевых заусенцев.

При диафрагменном способе вулканизации с применением складных пресс-форм допускаются на ремнях всех сечений от стыка сегментов барабанных форм:

на боковых поверхностях выступы высотой не более 0.2 мм;

на нижнем основании выступы высотой не более 0,5 мм;

для ремней сечений Z(0), А на боковых поверхностях и нижнем основании выпрессовкн шириной не более 0,3 мм и высотой не более 0,7 мм, для ремней сечений В(Ь). С(В), /X/) - шириной не более 0.5 мм и высотой не более 1,0 мм.

Не допускается применять ремни с выступами на рабочих поверхностях и нижнем основании ремней, применяемых в металлорежущих станках классов точности В. А и С.

1.2.5. Большее основание сечения ремня должно быть прямолинейным и выпуклым, меньшее - прямолинейным или вогнутым.

Выпуклость или вогнутость для ремней сечений "/(О), А. В(Ь), С(В) должна быть не более 1,0 мм, для ремней сечений IX/), £"(Д>, £"0(£). 40 х 20 - не более 2,0 мм.

Перепечатка воспрещена

И мание официальное ★

© Издательство стандартов, 1990 £) ИПК Издательство стандартов. 2004

1.2.6. Допускаемые отклонения по внешнему пилу ремней, не влияющие на их эксплуатационные свойства, приведены в приложении I.

1.2.7. Ремни, предназначенные для работы в районах с тропическим климатом, должны соответствовать требованиям ГОСТ 15152 .

Допускается изготовлять ремни, предназначенные для районов с умеренным климатом, в тропическом исполнении.

1.2.8. Температурный предел хрупкости резин для ремней, предназначенных для районов с холодным и очень холодным климатом, должен быть не выше минус 60 "С.

1.2.9. Наработка N u и удлинение ремней всех сечений, проверяемых на стендах с передачей мощности, должны соответствовать указанным в табл. I.

(Измененная редакция. Изм. № 1, 2, 3).

1.2.10. (Исключен, Изм. № 3).

1.2.11. Наработку ремней Л"., в часах вычисляют по формуле

Д" = ДГ..... Дг -

"* 11 60 п d p ■ п "

где jV 4 - наработка ремня, циклы;

L p - расчетная длина ремня, мм;

Расчетный диаметр шкива, мм; п - частота врашения ведущего шкива, мин -1 .

Наработки ремней различных сечений и длин приведены в приложении 2.

Примечание. Наработка ремней класса 0 составляет 4? % от наработки ремней класса I. (Измененная редакция. Изм. № 3).

1.2.12. После достижения нормативной наработки при стендовых испытаниях на ремнях не должно быть признаков предельного состояния - обрывов, продольного расслоения более чем на "/ 3 д-тины, поперечных трещин глубиной до несущего слоя со сколами резины слоя сжатия.

1.2.13. Средний ресурс ремней приведен в приложении 3.

1.3. Комплектность

1.3.1. Ремни комплектуют по требованию потребителя. Комплектом считают два или более ремней, предназначенных для одновременной работы в групповом приводе. В комплект входят ремни одного класса, одного сечения, одной группы и одного сорта в соответствии с приложением 4.

1.4. Маркировка

1.4.1. На каждом ремне на одном или обоих основаниях должны быть четко указаны рельефно или несмываемой краской:

товарный знак и (или) условное наименование предприятия-изготовителя;

обозначение сечения, номинальной расчетной или внутренней длины:

дата изготовления (квартал, год);

обозначение класса ремня;

назначение ремня.

Примеры маркировки ремня:

где Ж - товарный знак предприятия-изготовителя;

ЛРТИ - обозначение предприятия-изготовителя;

С\В) - 2500 - сечение и номинальная расчетная длина ремня;

I 89 - квартал и год изготовления;

IV кл. - класс ремня;

СХ - для движущихся сельскохозяйственных машин (при комплектации по ГОСТ 1284.1). По согласованию изготовителя с потребителем для ремней длиной до 2000 мм допускается класс и назначение ремня указывать на ярлыке.

Последовательность и расположение маркировки определяет изготовитель.

На ремнях допускаются следы старой маркировки.

1.4.2. Изделия для районов Крайнего Севера должны иметь дополнительную маркировку в виде точки или линии несмываемой зеленой краской.

1.4.3. Все обозначения должны сохраняться до достижения гарантийной наработки ремней. 1.5. Упаковка

1.5.1. Ремни одного сечения, длины, группы и класса упаковывают в связки, перевязывая каждую связку в одном - трех местах материалами, обеспечивающими целостность упаковки при транспортировании. Масса связки ремней должна быть не более 50 кг.

По требованию потребителя ремни одной группы должны комплектоваться и упаковываться в связки с определенным числом кратности (по количеству).

К каждой связке ремней прикрепляют тканевый, фанерный или картонный ярлык с указанием:

товарного знака и (или) наименования предприятия-изготовителя;

количества ремней в связке (или количества комплектов);

обозначения сечения, номинальной расчетной или внутренней длины ремня;

обозначения группы ремня в соответствии с приложением 4 (при комплектации ремней);

даты изготовления (квартал, год);

обозначения настоящего стандарта;

класса ремня;

штампа отдела технического контроля.

1.5.2. Ремни, изготовляемые для районов с холодным и очень холодным климатом, должны упаковываться в соответствии с ГОСТ 15846 .

1.5.3. Транспортная маркировка - по ГОСТ 14192 на ярлыках с указанием манипуляционного знака «Крюками не брать®.

(Измененная редакция, Изм. JV? 3).

2. ПРИЕМКА

2.1. Ремни принимают партиями. Партией считают не более 10000 шт. ремней одного сечения и одного класса, изготовленных из одних и тех же материалов и свулканизованных на однотипном оборудовании, сопровождаемых документом о качестве, содержащим:

товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;

количество ремней в связке или количество комплектов;

обозначение сечения, номинальной расчетной или внутренней длины ремня;

обозначение группы (при комплектации ремней);

дату изготовления (квартал, год);

обозначение настоящего стандарта;

класс ремня;

назначение ремня;

штамп отдела технического контроля.

(Измененная редакция, Изм. № I).

2.2. Приемосдаточные испытания проводят по показателям и в объеме, указанным в табл. 3.

Таблица 4

Объем пыборки и периодичность испытании

2.3. Периодические испытания проводит изготовитель по показателям и в объеме, указанным в табл. 4.

Наименование показатели

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.4. При получении неудовлетворительных результатов приемосдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенном объеме выборки, взятой от той же партии.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

При неудовлетворительных результатах испытаний у изготовителя допускается проводить сплошной контроль ремней.

2.5. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний по температурному пределу хрупкости резины проводят повторные испытания на удвоенном объеме выборки, взятой от той же закладки резиновой смеси.

При получении неудовлетворительных результатов повторных испытаний проводят испытания по этому показателю до получения положительных результатов не менее чем па пяти закладках подряд.

2.6. При получении неудоатетворительных результатов периодических испытаний по наработке и удлинению ремней на стенде проводят повторные испытания на трех ремнях того же сечения и длины от той же партии. При неудовлетворительных результатах повторных испытаний их переводят в приемосдаточные до получения положительных результатов испытаний не менее чем на трех партиях подряд, испытывая по три ремня от каждой партии.

з. методы испытаний

3.1. Контроль ремней проводят при температуре (23 ± 5) "С и влажности не более 85 % не ранее чем через 8 ч с момента их изготовления.

3.2. Внешний вид боковых поверхностей и большого основания ремней проверяют визуально или сравнением с контрольными образцами. Отклонения по внешнему виду (кроме показателей пп. 2-4 приложения 1) проверяют любым измерительным инструментом с погрешностью измерения не более 0,1 мм.

Радиусы закругления углов при основаниях ремня проверяют радиусными шаблонами по ТУ 2-034-228 или другими измерительными инструментами с погрешностью измерения не более 0,1 мм.

Табл. 2. (Исключена. Изм. Ла 3).

3.3. Температурный предел хрупкости резины определяют по ГОСТ 7912 .

3.4. Наработку и удлинение ремней определяют на стенде с передачей мощности, состоящем из двух одноручьевых шкивов одного диаметра. Ведущий шкив закрепляют жестко, а ведомый перемешают под действием груза, соответствующего заданному натяжению ремня.

Условия испытания приведены в табл. 7.

Т а б л и и а 7*

Размеры, мм

Натяжение Н (кге)

Мошиосп, персааваемдя ремнем. Р, кВ г

Частота вращения иеаушего шкива, мин -

Преи. о1кл.

Прел. откл.

± 19.6 <± 2.0)

±29,4 <± 3,0)

± 19,6 <± 2.0)

Примечание. Для других длин ремней при установлении нагяжении F (2F n). мощности Рнеобходимо учитывать коэффициент длины ремня C L по ГОСТ 1284.3 до 01.01.2007.

3.3. 3.4. (Измененная редакция, Изм. № 3).

3.4.1. Форма и размеры шкивов для стендовых испытаний должны соответствовать черт. 1, табл. 8 и требованиям ГОСТ 20889 .

На шкивы наносят маркировку сечения ремня.


* Табл. 5. 6. (Исключены. Him. № 3).

Таблица 8

Размеры, мм

//. ие мен ее

Примечания:

1. Неуказанные предельные отклонения размеров обрабатываемых поверхностей: отверстий - по HI4,

валов - по п14, остальных - по ± ---.

2. Предельные отклонения на размер К распространяются и на расчетный диаметр d p .

3. Шероховатость рабочих поверхностей канавок шкивов и паза Ra но ГОСТ 2789 не должна превышать 2,5 мкм.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

3.4.2. Натяжение создают набором грузов, массу которых проверяют взвешиванием на весах для статического взвешивания по ГОСТ 29329 .

3.4.3. Дчя определения удлинения ремней па стендах измеряют длину ремня по большему основанию металлической рулеткой ГОСТ 7502 с ценой деления I мм. Удлинение ремней е в процентах вычисляют по формуле

£ - ^j 1 "" 100,

где L K - длина ремня после испытаний, мм;

L u - длина ремня до пуска стенда, измеренная под натяжением, мм.

3.4.2, 3.4.3. (Измененная редакция, Изм. № 3).

3.5, 3.5.1. (Исключены, Изм. № 3).

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Ремни перевозят всеми видами гранспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на каждом виде транспорта.

4.2. При железнодорожном сообщении ремни транспортируют в контейнерах или повагон-ными отправками в одном направлении с однородными грузами (резиновыми техническими изделиями).

Водным сообщением ремни транспортируют в контейнерах.

4.3. Ремни следует хранить в закрытых помещениях на полках, стеллажах, поддонах или вешалках при темперагуре от 0 до 30 ‘С и относительной влажности не более 85 % на расстоянии не менее 1 м от нагревательных приборов. У потребителя ремни должны храниться в расправленном виде.

При хранении ремни не должны подвергаться воздействию масел, бензина и других веществ, разрушающих резину и ткань.

Допускается хранить и транспортировать ремни при минусовой температуре, при этом ремни не должны подвергаться ударным нагрузкам и деформации.

(Измененная редакция. № 3).

5. ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ

5.1. Передачу осуществляют одним или несколькими клиновыми ремнями, работающими на шкивах с канавками. Профили ремней и канавок шкивов имеют контакт только между боковыми (рабочими) поверхностями ремней и боковыми гранями канавок шкивов.

5.2. После транспортирования и хранения ремней при минусовой температуре монтаж проводят после выдержки их не менее 2 ч при температуре от 15 до 25 ‘С.

5.3. Ремни устанавливают на шкивы с соответствующим профилем канавок в ненапряженном состоянии, без применения каких-либо инструментов.

Требования к шкивам приведены в приложении 5.

5.4. Натяжение ремней в эксплуатации необходимо периодически контролировать и регулировать, особенно в первые 48 ч работы.

5.4.1. 5.4.2. (Исключены, Изм. № 1).

5.5. При работе ремней комплектами в случае отказа одного из ремней снимают весь комплект.

Комплектация новых ремней с ремнями, бывшими в употреблении, не допускается. Ремни,

бывшие в употреблении, подбирают отдельными комплектами.

Критериями отказа и предельного состояния ремней следует считать обрыв, трешины глубиной до несущего слоя, расслоение более чем на "/ э длины и невозможность компенсации удлинения в приводе машины.

При длительном хранении станков, машин и другого оборудования в зимний период при минусовых температурах ремни следует снимать со шкивов и хранить в соответствии с п. 4.3.

6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

6.1. Изготовитель гарантирует соответствие ремней требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий хранения, транспортировании и эксплуатации.

6.2. Гарантийная наработка ремней соответствует табл. 11.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

6.3. Гарантийный срок хранения ремней - три года со дня их изготовления.

Табл. 9, 10. (Исключены, Изм. № 1).

ДОПУСКАЕМЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ НА ОСНОВАНИЯХ РЕМНЕЙ, НЕ ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА


Таблица 12


Значение для ремней


Наименование допускаемых отклонений


I -го сорта


2-го сорта


1. Складки


Допускаются длиной не более 30 мм в количестве не более двух на 1 м ремня и не более четырех на нею длину ремня


Допускаются длиной не более 50 мм в количестве не более двух на 1 м ремня и не более шести на всю длину ремня


2. Углубления


Допускаются не более 1 мм: углубления более I мм допускаются на участках не более 3 % поверхности без повреждения оберточного тканевого слоя

Допускаются высотой и глубиной не более 1 мм; возвышения и отпечатки более I мм лопускаюгся на участках не более 6 % поверхности

Допускаются высотой или глубиной не более 1 мм

Допускаются толщиной не более I мм: на участке не более 6 % от длины ремня допускаются толщиной от 1 до 2 мм


3. Возвышения, отпечатки от включений


4. Отпечатки от концов плит

5. Тканевые выирессовки или неровности от их обрезки (не более одного слоя оберточной ткани)

6. Сдир фрикнии на поверхности ремня

7. Следы ремонта слоя оберточной ткани ремня


Допускается не более чем на 10 % поверхности ремня


Допускаются не более чем на 10 % поверхности ремня в количестве не более одной починки на ремне

Допускается на участках не более 5 % от расчетной длины ремня по ширине не более 3 мм

Допускается по ширине не более 5 мм, на длине не более 40 мм в количестве не более двух на ремень длиной до 8000 мм и не более трех - длиной свыше 8000 мм


Не допускаются


8. Расхождение продольного стыка слоя оберточной ткани ремней сечении Z(О). А. ЩБ). QB): сечений IXГ)~ ОД). ЕО(Е), 40x20


Не допускается


9. Радиусы закругления углов при основании ремня сечения:


не более 1.0 мм

не более 1,6 мм у большого основания и не более 1.0 мм у меньшего основания

не более 2,5 мм у большого основания и не более 2.0 мм у меньшею основания

не более 4.0 мм у большого основания и не более 2.5 мм у меньшего основания


ПРИЛОЖЕНИЕ I. (Измененная редакция, Изм. N? 1).


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Оояштсшюе

НАРАБОТКА ПРИ ИСПЫТАНИЯХ РЕМНЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СЕЧЕНИЙ И ДЛИН НА СТЕНДАХ С ПЕРЕДАЧЕЙ М01ЦНСК ТИ

Продолжение табл. 13

1 l.ip.iooiK.i (,V 4 >, 4,

ДЛЯ ССЧСНИИ

Класс рем ня

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. (Измененная редакция. Him. № 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Справочное

РЕСУРС РЕМНЕЙ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

При легких, тяжелых и очень тяжелых режимах работы на промышленном оборудовании и стационарных сельхозмашинах средний ресурс ремней Т р вычисляют по формуле

где А"| - коэффициент режима работы, равный:

2,5 - для легкого режима работы:

0,5 - для тяжелого режима рабогы и стационарных сельскохозяйственных машин со шкивами (см. приложение 5. и. 4);

0,25 - для очень тяжелого режима рабо гы. перекрестных и полуперскрес гных передач и двух шкивных передач с натяжным роликом вне контура;

К 2 - коэффициент, учитывающий климатические условия эксплуатации, равный:

I - для центральных и других тон, кроме районов с холодным и очень хо.тодным климатом;

0,75 - для районов с холодным и очень холодным климатом.

Режим рабогы для конкретных машин и число ремней в передаче усганаативают по ГОСТ 1284.3 . Ресурс ремней класса 0 установлен по результатам эксплуатационных испытаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3).

Табл. 14. (Исключена, Изм. № 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Обязательное

ГРУППЫ КОМПЛЕКТУЕМЫХ РЕМПЕЙ ПО ДЛИНАМ Группы комплекту емых ремней для передач повышенной точности

Таблица 16

От-10 да -Я

От -2* да-18

Св.-39 ДО-30

Св.-» да -6

Св.-30 до -21

Св.-6 до “4

Свк+6 да+11

С».-12 ДО -3

СВ.+8 до +12

С».+16 да+21

Св.+12 да+18

СВ.+16 до+20

Св.+21 до+26

СЙ.+18 да+24

СВ.+15 ДО+24

Св.+20 да+24

Св.+26 до+31

Св.+30 да +36

Св.+24 да+30

Св.+32 да +40

Св.+24 да+33

Св.+30 да +36

Св.+40 да +48

Св.+36 да+42

Св.+48 да +56

С».+42 да +51

СВ.+10 да+12

Св.+42 да +48

Св.+56 да +64

Св.+51 до+60

Св.+12 да+14

Са.+12 да +14

Св.+60 до +69

СВ.+14 да +16

С».+1й да +1В

Св.+7Я да+87

Св.+87 до+96

Св.+22 да+24

Св.+10 да +12

Св.+а да+10

Продолжение табл. !6

Св. +12 до +14

Св. +10 до +12

Св. +12 до +14

Группы комплектуемых ремней дня передач общею применения

Таблица 17

От -48 да -30

Св.-30 до-12

С».+12 да+20

Св.+16 да+26

Св. 18 да+зо

Св.+12 да+24

Св.+16 да+32

Са.+20 да+28

Св.+26 ДО+36

Св.+30 ДО+42

С».+24 да+36

Св.+32 до+48

Св.+24 до+42

СВ.+ЗЙ да+48

С».+48 да -+64

Св. 442 ДО +60

С*.+12 да +16

Са.+12 да+16

Св.+60 да +78

Св.+16 да +20

СВ.+78 до+96

Св.+20 да «4

Св.+Ю до+12

Си.+8 до +10

Са.+Ю да+12

да* ршвеЯ дннхущвка седдшшдин [сечзннк А, 8(5), С (Я), D

Примечание. При контрольной проверке длин ремней после хранения или транспортирования допускается несоответствие ремней группе, указанной в маркировке, при условии соблюдения разницы между длинами комплектуемых ремней по табл. 3 ГОСТ 1284.1 .

ПРИЛОЖЕНИЕ S Обязательное

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКИВАМ

Е Размеры профиля канавок шкивов при эксплуатации ремней норм&тьных сечений в приводах era икон, промышленных установок и сельскохозяйственных машин должны соответствовать чертежу 3 и табл. 18.



Таблица 18

Размеры, мм

d v ДЛЯ угла каианки. а

± 1.0 *2.0 -1.0

П р и м с ч а н и е. Для ремней, находящихся в эксплуатации на действующем оборудовании, допускается применение шкивов по ГОСТ 20889 .

2. Размеры профиля канавок шкивов и их предельные отклонения дли перекрестных и полунерскрестных передач должны соответствовать табл. 19.

Черт. 2. (Исключен. И эм. № 1).

Таблица 19

Размеры профили канавок шкивов для перекрестных и полуперекресшых передач

3. Минимальные расчетные диаметры шкивов в передачах должны соответствовать требованиям ГОСТ 20889 .

4. Для сельхозмашин, находящихся в эксплуатации, допускается применять шкивы с минимальными расчетными диаметрами и разностью (8 Л D) расчетных диаметров многоканавочного шкива в соответствии с табл. 20.

Т а б л и ц а 20

Сечение ремня

Минимальный расчетный диаметр шкива

ремни корд1кансвой комсгр) кции

ре мин корд ши)рои ой конструкции

5. Диаметры натяжных шкивов, расположенных внутри контура клинорсменной передачи, должны быть не менее минимально допустимых диаметров шкивов. Диаметры натяжных роликов, расположенных вне контура, должны превышать минимально допустимые диамегры шкивов не менее чем в 1,5 раза.

6. Ширина канавки плоскою натяжного ролика должна быть не менее чем ширина шкива с канавками.

7. Шкивы не должны иметь пористости, пузырей, царапин и вмятин на боковых поверхностях канавок.

8. Ваты шкивов передачи должны быть расположены параллельно, а канавки шкивов -друг против друга. Допуск параллельности осей шкивов должен составлять I мм на 100 мм длины. Допуск соосности канавок шкивов должен составлять 2 мм на 1 м мсжосевого расстояния и увеличиваться не более чем на 0,2 мм на каждые 100 мм мсжосевого расстояния свыше 1 м.

9. Рабочие поверхности канавок шкивов перед началом эксплуатации должны быть очишены от краски и других загрязнений. Должна быть исключена возможность попадания смазок, растворителей и других веществ в канавки шкивов.

10. Остальные требования к шкивам должны соответствовать ГОСТ 20889 .

ПРИЛОЖЕНИЯ 4, 5. (Измененная редакция. Изм. № 3)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 25.12.89 № 4114

Изменение № 2 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол.Nfe 15 от 28 мая 1999 г.)

Изменение № 3 принято Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол № 8 от 3 декабря 2002 г.)

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 5859-87

4. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 1081-95

Вкодная часть. 1.4.1, приложение 4

3.4. 5.4.1, приложение 3

3.4.1. приложение 5

ТУ 2-034-228-88

7. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 20.12.91 № 2030

8. ИЗДАНИЕ (август 2004 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1991 г., сентябре 1999 г., июле 2003 г. (ИУС 4-92, 12-99, 10- 2003)

Редактор Л.В. Корет накоса Технический редактор В.Н. Ирусакооа Корректор Т.Н. Кб/Щмспко Компьютерная Верстка НА. Налсйкипои

Изд. лиц. Si 02354 от 14.07.2000. Слано и набор 02.07.2004. Подписано в печать 04.0К.2004. Уел. печ-з. 2,32. Уч."Нзд.л. 1 .S0.

Тираж 224 ЭКЭ. С 3069. Зак. 681.

ИПК Издательство стандартом. 107076 Москва. Колодезный пер.. 14. http://www.xtandardfc.ru e-mail: info©.*itandardx.ru

Набрано в Издательстве на ПЭВМ Отпечатано и филиале ИПК Издательство стандартов - тип. «Московский печатник», 105062 Москва. Лялин пер.. 6.


РЕМНИ КЛИНОВЫЕ
(ГОСТ 1284.1-89)

Описание распространяется на бесконечные резинотканевые (кордтканевые и кордшнуровые) приводные клиновые ремни нормальных сечений, предназначенные для приводов станков, промышленных установок и сельскохозяйственных машин, работающих при температуре окружающего воздуха:
от -30 до +60 o С - для умеренного и тропического климата;
от -60 до +40 o С - для холодного и очень холодного климата и устанавливает их размеры и методы контроля.

РАЗМЕРЫ СЕЧЕНИЙ РЕМНЕЙ

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

Обозначение сечения W p W справочный T α
Номин. предельное отклонение Номин. предельное отклонение Номин. предельное отклонение
Z (0) 8,5 + 0,4
- 0,3
10 6.00 + 0,3
- 0,3
40° ± 1°
A 11,0 + 0,6
- 0,4
13 8,00 + 0,4
- 0,4
В (Б) 14,0 + 0,7
- 0,5
17 11 (10,5) + 0,5
- 0,5
С (В) 19,0 + 0,8
- 0,8
22 14 (13,5) + 0,5
- 0,5
D (Г) 27,0 + 0,9
- 0,6
32 20 (19,0) + 0,6
- 0,6
E (Д) 32,0 + 1,0
- 0,7
38 (40) 25 (23,5) + 0,7
- 0,7
Е0 (Е) 42,0 + 1,0
- 0,8
50 30,0 + 0,8
- 0,8
40х20 35,0 + 1,0
- 0,7
40 20,0 + 0,7
- 0,7
1. Для вновь проектируемых приводов ремни ЕО(Е) и 40х20 не применять!
2. Ремни с размерами в скобках изготавливались до 01.01.1995 г.
3. Предельные отклонения размеров сечений ремней приведены только для проектирования технологической оснастки и измерительных шкивов.

За расчетную ширину W p принимают ширину поперечного сечения ремня, находящегося под натяжением, на уровне нейтральной линии.

УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ

Ремень сечения С(В) с расчетной длиной 2500, IV класса, эксплуатируемый в районах с умеренным климатом:
Ремень С(В) - 2500 ГОСТ 1284.1-89
То же, для передач повышенной точности движущихся сельскохозяйственных машин:
Ремень С(В) - 2500 IV ПСх ГОСТ 1284-89
То же, в районах с холодным и очень холодным климатом:
Ремень С(В) - 2500 IV ПСх ХЛ ГОСТ 1284-89

РАСЧЕТНЫЕ ДЛИНЫ РЕМНЕЙ
ИЗМЕРЕННЫЕ ПОД НАТЯЖЕНИЕМ

Расчетная длина ремня
L p
Сечение ремня ГОСТ 1284.1-89
Z (0) A В (Б) С (В) D (Г) Е (Д) Е0 (Е)
400, (425), 450, (475), 500
(530), 560, (600)
630, (670), 710, (750), 800, (850), 900, (950), 1000, (1060), 1120, (1180), 1250, (1320), 1400, (1500), 1600, (1700)
1800, (1900), 2000, (2120)
2240, (2360), 2500, (2650), 2800, (3000), 3150
(3350), 3550, (3750)
4000, (4250), 4500
(4750), 5000, (5300), 5600, (6000)
6300, (6700)
7100, (7500), 8000, (8500), 9000, (9500), 10000, (10600)
11200, (11800), (13200), 14000
(15000)
16000, (17000), 18000
Разница между расчетной и внутренней длинами ремня 25 33 40 59 76 95 120

Примечание: Расчётные длины ремней, указанные в скобках, применяют в технически обоснованных случаях. По согласованию изготовителя с потребителем для импортного оборудования допускается применять ремни других длин.

Полное описание данных ремней можно найти в ГОСТ 1284.1-89 "Ремни приводные клиновые нормальных сечений. Основные размеры и методы контроля" .

ШКИВЫ ДЛЯ ПРИВОДНЫХ КЛИНОВЫХ РЕМНЕЙ
(ГОСТ 20889-88)

ПРОФИЛЬ КАНАВОК ШКИВОВ


ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ


НОМИНАЛЬНАЯ ПЕРЕДАВАЕМАЯ МОЩНОСТЬ


Примечание: Данная таблица соответствует одному из способов определения передаваемой мощности! (Анурьев В.И. 1978 г). В Анурьеве В.И. за 1999 г приведены таблицы учитывающие частоту вращения меньшего шкива и длину ремня.

Каждый шкив, работающий со скоростью свыше 5 м/с должен быть сбалансирован. Нормы точности статической балансировки приведены в ГОСТ 20889-88.

На сегодняшней день в нашей стране используется очень много типов клиновых ремней различных производителей. В основном используются клиновые ремни по Российскому стандарту ГОСТ и по Европейскому DIN. Например: классического сечения (Z, A, B, C, D, E), узкие усиленные (SPZ, SPA, SPB, SPC), узкие усиленные с формованным зубом (XPZ, XPA, XPB, XPC), двухсторонние клиновые ремни (AA, BB, CC, DD), поликлиновые (PJ, PK, PL, PM), полиуретановые клиновые ремни (3M, 5M, 7M, 11M), многоручьевые клиновые ремни (SPB, SPC, 9J, 15J, 3VX, 5VX), вариаторные, полиуретановые клиновые ремни со стальным кордом (Ferropan). Многие производители ремней выпускают ремни как по стандарту ГОСТ, так и по стандарту DIN. Большинство типов клиновых ремней по этим стандартам взаимозаменяемы.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ КЛИНОВЫХ РЕМНЕЙ
ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Тип
марка ремня
ContiTech Optibelt Gates Megadyne Fenner Goodyear Bando

Классического профиля с оберткой
(Z, А, В, С, D, Е)

Conti-V®
Standard MultiFlex

Hi-Power®
VulcoPower™

Fenner® Classic PBV-Belts

Classical
V-belt

Узкого профиля с оберткой
(SPZ, SPA, SPB, SPC)

Conti-V®
Standard UltraFlex

Optibelt SK
Red Power II

Super НС®
VulcoPlus™

Fenner® PowerPlus® wedgebelt

Narrow SP
Power Ace®


(SPZ, SPA, SPB, SPC)

Conti-V®
Advance FO-Z
Advance FO®
-Power

Optibelt
Super X-Power

Jnea X
Power-Wedge®

Fenner® CRE PLUS® wedge belt Fenner®
Quattro PLUS® belt

Torque Flex®
Wedge Hy-T®
Wedge

Power Ace® Cog
Narrow SPX

Узкого профиля с формованным зубом
(XPZ/3VX, ХРА, XPB/5VX, ХРС)

Advance FO®
-Power

Optibelt
Super X-Power

Quad-Power® III

Linea X
Power-Wedge®

Fenner® Quattro PLUS® belt

Многоручьевые ремни классического
профиля с оберткой
(А, В, С, D)

Conti-V®
Multibelt

Hi-Power®
PowerBand®

Hy-T® Torque
Team® Plus

Power King®
Combo Power
Scrum


с оберткой
(SPB, SPC, 9J, 15J, 25J/8V)

Conti-V®
Multibelt

Optibelt KB
Red Power II

Super HC®
PowerBand®

Fenner® Concord Plus®

Hy-T® Torque
Team® Wedge

Power Ace®
Combo

Многоручьевые ремни узкого профиля
с формованным зубом (3VX, 5VX, XPZ, ХРА, ХРВ)

Quad-Power®
II PowerBand®

Hy-T® Torque
Team®V

Power Ace®
Cog Combo

Классического профиля с оберткой.
Премиум класс. (АР, BP, CP - арамидный корд)

Узкого профиля с оберткой.
Премиум класс. (SPBP, SPCP, 8VP - арамидный корд)

CONTI®-V
DIN 7753
POWER

Optibelt
Blue Power

Многоручьевые ремни узкого профиля с оберткой. Премиум класс. (SPBP, SPCP, 9JP, 15JP, 8VP - арамидный корд)

CONTI®-V
DIN 7753
POWER

Optibelt
Rad Power II

Predator®
PowerBand®

Двусторонние клиновые ремни
(АА, ВВ, СС, DD)

Hi-Power®
Dubl-V

Ремни премиум класса для приводов
дозирования мощности (3L, 4L, 5L)

CONTI®-V
Garden

Полиуретановые клиновые ремни (60°)
(ЗМ, 5М, 7М, 11М)

Многоручьевые полиуретан-овые клиновые ремни (60°) (3M-JB, 5 М-J В, 7M-JB, 11M-JB)

Banflex®
Combo

Поликлиновые
(РН, PJ, РК, PL, РМ)

Multirib®
+E4 Power

Fenner® Poly Drive Ribbed belts

Вариаторные

Varispeed®
(Varidur, Agridur)

Optibelt
SuperVX

Похожие документы:

ремни поликлиновые
пример выполнения чертежа детали шкива клиноременной передачи
ГОСТ 1284.2-89 - "Ремни приводные клиновые нормальных сечений. Технические условия"
ГОСТ 1284.3-80 - "Ремни приводные клиновые нормальных сечений. Передаваемые мощности"
ГОСТ 1284.3-96 - "Ремни приводные клиновые нормальных сечений. Передаваемые мощности"
ГОСТ 23831-79 - "Ремни плоские приводные резинотканевые. Технические условия"
ГОСТ 24848.1-81 - "Ремни клиновые вариаторные для промышленного оборудования. Основные размеры и методы их контроля"

Как перевести импортную маркировку ремня в российскую по ГОСТу? Как подобрать российский аналог импортному ремню? Для правильного подбора нужного по длине ремня необходимо учитывать, что условное обозначение и маркировка клиновых ремней по ГОСТу и по европейским стандартам отличаются.

По российским стандартам длина ремня, указанная на ремне в обозначении, не зависимо от профиля – это всегда расчетная длина! На импортных ремнях может указываться длина по внутреннему или длина по наружному диаметру.

Для импортных ремней клиновых приняты следующие сокращения:
Li = длина клинового ремня по внутреннему диаметру
La = длина клинового ремня по наружному диаметру
Lp (или Lw)= расчетная длина ремня (длина находящегося под натяжением ремня по нейтральной линии).

Разность между расчетной и внутренней длинами, обозначение импортных ремней и их российские аналоги, минимальный диаметр шкива и вес ремней, приведены в таблице:

Обозначение типа ремня по европейскому стандарту Обозначение типа ремня по ГОСТ Мин. диаметр шкива, мм. Разница между расчётной и внутренней длиной (Lp – Li) , мм. Вес ремня кг/м.
Z Z(0) 50 25 0.06
A A 71 33 0.115
B B (Б) 71 40 0.19
20 Нет аналога 112 - 0.27
C C (В) 160 59 0.31
25 Нет аналога 180 - 0.40
D D (Г) 250 76 0.65
38 Нет аналога 355 - 1.06
E E (Д) 500 95 1.07
Пример импортной маркировки ремня клинового и подбор российского аналога:
В-2460 Li

Согласно вышеприведенной таблице, по профилю B разница между расчётной длиной (Lp) и длиной по внутреннему диаметру (Li) равна 40 мм. В данном примере длина по внутреннему диаметру равна 2460 мм. Соответственно расчетная длина будет равна 2460+40=2500 мм.

Таким образом получаем российский аналог этого ремня: B-2500

Также возможна другая маркировка ремня по европейскому стандарту: вместо буквы, обозначающей профиль ремня, могут быть указаны размеры (в мм.) ширины большого основания ремня (W) , высоты ремня (T) и длины ремня по внутреннему диаметру (Li).

Например, для B-2460 Li возможно следующее обозначение: 17x11-2460 Li.

Таблица предельно допустимых отклонений в размерах расчетной длины ремней по ГОСТ.
Расчётная длина ремня Lp, мм предельное отклонение, мм
для с/х машин для станков
до 850 +8/ -4 +14/ -8
900-1180 +10/ -6 +14/ -10
1250-1400 +12/ -8 +16/-12
1500-1900 +16/-12 +24/ -12
1950-3150 +20/ -12 +28/ -12
3200-4250 +26/-14 +36/-14
4350-5000 +30/ -18 +42/ -18
5300-6700 +24/-24 +48/ -24
7100-10000 +32/-32 +64/ -32
10600-18000 +48/-48 +96/ -48

В зависимости от применяемых материалов и технологии изготовления ремни выпускаются 4-х классов.

№ п/п

Класс

Наработка с передач. мощности (млн. циклов)

Удлин. с передачей мощности (%)

Прфиль

Наработка без передачи мощности (млн. циклов)

Удлинение без передачи мощности (%)

Z(О),А,В(Б),

С(В), D(Г) Е(Д)

1,8 - для станков и оборудования 2,5 - для движущихся с/х машин

В(Б), С(В), D(Г)

Все профили

Все профили

Все профили

ГОСТ 1284.1 – 89

Энергия в механизмах и машинах может транслироваться при помощи механических, пневматических, гидравлических и некоторых других устройств.

В технике механические передачи – это такие механизмы, посредством которых осуществляется кинематическая передача энергии от машины, называемой двигателем, к машине, называемой орудием, таким образом, что в ходе этого процесса происходит преобразование моментов, скоростей, а в целом ряде случаев видов движения (к примеру, вращательного в возвратно-поступательное) и даже его законов.

В механике с помощью передачи производится соединение вала, который имеет источник энергии (двигателя) с валами, которыми оснащены ее потребители. В качестве последних чаще всего выступают рабочие органы различных машин (например, ведущие колеса автомобильного или железнодорожного транспорта).

Wp – расчетная ширина ремня, мм
(ширина поперечного сечения ремня,
находящегося под натяжением, на уровне нейтральной линии);

W – ширина большего основания ремня, (мм );

T – высота ремня, (мм );

α – угол клина ремня, равный (40±1

Размеры и предельные отклонения клиновых ремней
Обозначение сечения клинового ремня W p отклонение W (справ.) T (номин.) Предельное отклонение
номинальное предельное
Z ( O ) 8.5 +0.4; -0,3 10 6.0 ±0.3
A 11.0 +0.6; -0.4 13 8.0 ±0.4
В (Б ) 14.0 +0.7; -0.5 17 11 (10.5) ±0.5
С (В ) 19.0 +0.8; -0.5 22 14(13.5) ±0.5
D (Г ) 27.0 +0.9; -0.6 32 19.0 (20) ±0.6
E (Д ) 32.0 +1.0; -0.7 38 23.5(25) ±0.7

Ремень клиновой А 1800 , где:

А – сечение ремня;

1800 – номинальная расчетная длина ремня (мм ).

Размеры сечений и длины клиновых ремней
Z (O ) A В (Б ) С (В ) D (Г ) E (Д )
500 500 630 1180 1900 4000
530 530 710 1400 2000 4500
560 560 750 1500 2120 4750
600 600 800 1600 2240 5000
630 630 850 1700 2360 5300
670 670 900 1800 2500 5600
710 710 950 1900 2650 6000
750 750 1000 2000 2800 6300
800 800 1060 2120 3000 6700
850 850 1080 2240 3150 7100
900 900 1120 2360 3350 7500
950 950 1150 2500 3475 8000
1000 1000 1180 2650 3550 8500
1060 1060 1200 2800 3750 9000
1120 1120 1250 3000 4000 9500
1150 1180 1320 3150 4250 10 000
1180 1213 1400 3350 4500 10 600
1213 1250 1450 3550 4750 11 200
1250 1280 1500 3585 5000 11 800
1320 1320 1600 3750 5300 12 500
1400 1350 1650 4000 5600 13 200
1500 1400 1700 4250 6000 14 000
1600 1450 1800 4350 6300
1700 1500 1900 4500 6500
1800 1550 2000 4750 6700
1900 1600 2120 5000 7100
2000 1650 2240 5300 7500
2120 1700 2360 5600 8000
2240 1750 2500 6000 8500
2360 1800 2650 6300 9000
2500 1900 2800 7100 9500
2000 3000 7500 10 000
2120 3150 8000 10 600
2240 3350 8500 11 200
2360 3550 9000 11 800
2500 3750 9500 12 500
2650 4000
2800 4250
3000 4500
3150 4750
3350 5000
3550 5300
3750 5600
4000 6000
4500 6300

История механических передач уходит своими корнями в глубь веков. Они стали известны людям еще тогда, когда техника только зарождалась, и сейчас, пройдя долгий и тернистый путь развития, распространены чрезвычайно широко. Для того чтобы грамотно эксплуатировать механические передачи, необходимо знать те методы, на основе которых они рассчитываются и проектируются.

Как показывает практика, самым распространенным из передач является такой способ трансляции механической энергии, при котором она передается посредством силы трения, возникающей между соприкасающимися поверхностями шкива и ремня. Подобная механическая передача называется ременной .

Она состоит из основных частей, как шкивы (ведущий и ведомый), которые располагаются на некотором удалении друг от друга, а также приводного ремня, который их огибает причем достаточно плотно прилегая к поверхностям обоих.

Ременные передачи имеют целый ряд несомненных достоинств, главными из которых являются следующие:

Невысокая стоимость и простота конструкции;

Безударность работы и плавность хода;

Простота в эксплуатации и обслуживании;

Возможность трансляции крутящего момента на значительные расстояния.

В то же самое время ременные передачи не лишены и некоторых недостатков. Они не могут использоваться в быстроходных механизмах, поскольку при больших оборотах ведущего шкива происходит проскальзывание приводного ремня. К тому же, ременные передачи довольно сильно нагружают подшипники опор и сами валы. Еще одним из весьма существенным минусом является возможность обрыва ремня или его соскакивания, и чтобы этого не случалось, за такими передачами необходим периодический контроль.

Клиноременная передача относится к категории тех, которые характеризуются гибкой связью между ведущим и ведомым валами. Они чаще всего применяются общем машиностроении и являются для него одними из наиболее типичных методов трансляции механической энергии.

Например, клиноременные передачи используются практически во всех металло- и деревообрабатывающих станках, в приводах водяных насосов, генераторов, вентиляторов, компрессоров, строительной техники и т.п.

Те клиновидные ремни , которые имеют стандартное сечение, способны эксплуатироваться при температурах от -30 °С до +60 °С .

Стандартное сечение клиновидного приводного ремня означает, что его профиль имеет форму трапеции с углом 40° . По сравнению с плоским такой ремень имеет большее тяговое усилие, но существенно более низкий КПД .

Абсолютно любой приводной ремень – это тяговый орган, и поэтому он должен обладать достаточными показателями прочности, износостойкости, долговечности. Кроме того, важно, чтобы он был недорог и имел хорошее сцепление с поверхностью шкива. Что касается клиновидных ремней , то их наиболее рационально применять тогда, когда передаточные отношения довольно велики.