Александр замалеев - лекции по истории русской философии

Александр Фазлаевич Замалеев (13 ноября 1943, Эшвейлер) — российский философ, доктор философских наук, заведующий кафедрой истории русской философии факультета философии и политологии СПбГУ.

В 1968 году окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета. Затем два года работал в Новгороде над архивами по истории древнерусского церковного зодчества. Кандидатская диссертация «Мировоззрение декабриста М. А. Фонвизина», докторская — «Философская мысль в Средневековой Руси(XI-XVI вв.)».С 1989 года профессор, а с 1991 — заведующий кафедрой истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета.

Редактор научного альманаха «Вече», посвящённого истории русской философии и культуры, а также нескольких академических издательских серий. Автор монографий и учебников по истории русской философии и социально-политической мысли. Награждён юбилейной медалью«1500-летиеКиева».

Книги (4)

Самосознание России

Исследования по русской философии, политологии и культуре.

В книге известного историка русской философии освещается процесс зарождения и развития отечественной мысли в ее диалоге с философскими и политическими учениями Запада, рассмотрены основные этапы и принципы культуротворчества в России.

Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.)

В книге на основе многочисленных письменных памятников XI— XVI вв. систематически анализируются учения крупнейших отечественных мыслителей-книжников прошлого (Иллариона, Климента Смолотила, Нила Сорского, Андрея Курбского и др.), а также идейно-теоретическое содержание наиболее значительных философских сборников и флорилегиев.

Особое внимание уделяется изучению национального своеобразия русской средневековой мысли, ее взаимодействия с византийской и болгарской интеллектуальной традицией. Дается разбор идеалистических концепций «соборности», «экклезнастичности» духовной культуры Древней Руси, имеющий актуальное значение для критики буржуазной и клерикально-националистической идеологий.

Фонвизин

Книга представляет собой одно из первых в советской историко-философской литературе монографических исследований теоретического наследия М.А. Фонвизина — известного декабриста-мыслителя.

Его взгляды, явившиеся последовательным развитием идей Пестеля, Н. Муравьева, Н. Бестужева, автор рассматривает как попытку создания революционно-демократической идеологии в России.

Комментарии читателей

Степан Степанович / 17.10.2014 Беседа Подолеца о Замалееве есть на "YouТube". Мне понравилась. В нашей философии сплошной бардак. Ни к чему не зовет, ни чему не учит.

Подолец В.В. Российская идея - / 22.07.2013 Очередной перл ЗамалеевА.Ф. – питерский профессор выдал на вопрос анонимного журналиста, прозвучавший с явной ехидцей: «Если россиеведение составляет главный предмет русской философии, то каковы ее достижения в этой области?

- «Достижения? – отвечает ЗамалеевА.Ф. на вопрос вопросом, и важно добавляет: «В философии достижений не бывает. Это прерогатива науки. Философия же, как известно, не наука. Все развитие философии заключается в смене метафизических ракурсов видения проблемы» -
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» - вот, что можно сказать по этому поводу… - Грамотному и умному человеку, даже не философу. ЭТОГО ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО.
Я же добавлю: Господин Замалеев, утверждая это, явно, как всегда по-хлестаковски заговаривается…
Ну, если Вы, многоуважаемый Алекса́ндр Фазла́евич, считаете что философия не связана с наукой, то почему Вы отказываете мне, к примеру, в священном праве свободного человека, связать философскую диалектику с научным знанием, опираться на него при развитии онтологии, гносеологии и всеобщих методов познания! Не смотря на смену исторических вех, общественных формаций, заслоны границ, религиозных концепций и т.д. диалектика 25, или даже более, реализует и реализует успешно это право, оставаясь живой и молодеющей. Она словно огромный, могучий слон, мерно покачивая телом, шествует среди субъективно-идеалистических мосек, которые в силу короткой своей жизни, чуть-чуть потявкают, иногда даже громко, и погибают.

профессор, д.филос.н., профессор.

Научная биография:

Родился 13 ноября 1943 г. в г. Эшвелер Рейнской области (Германия). В 1968 г. окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина по специальности «журналистика». В течение двух последующих лет работал научным сотрудником Новгородской научно-реставрационной производственной мастерской, занимаясь сбором и систематизацией архивного материала по истории древнерусского церковного зодчества.

С 1971 по 1973 гг. учился в аспирантуре философского факультета Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова. В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию «Мировоззрение декабриста М. А. Фонвизина», а в 1988 г. - докторскую диссертацию «Философская мысль в Средневековой Руси (XI-XVI вв.)». До 1991 г. занимался преподавательской деятельностью в вузах и академических учреждениях Ленинграда.

В 1989 г. присвоено ученое звание профессора. С 1991 по 2017 гг. работал заведующим кафедрой истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета. После реорганизации кафедры занимает должность профессора.

C 1994 г. издает журнал русской философии и культуры .

Разработал учебно-теоретические курсы по истории русской философии, политологии и истории русской культуры.

Награждён юбилейной медалью «1500-летие Киева» и другими правительственными наградами.

Контакты: [email protected]

Основные научные труды:

I . Монографии, исследования

  1. От просветительской утопии к теории революционного действия: Очерк социологии декабристов. - Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 1975. - 67 с. (Со
  2. Фонвизин А. А. - М.: Мысль, 1976 (Серия «Мыслители прошлого»). - 152 с.
  3. Богословы ищут Бога: Философско-атеистические очерки по истории христианской теологии. - Киев: Изд-во «Молодь», 1980. - 168 с. (Со
  4. Мыслители Киевской Руси. - Киев: «Вища школа», 1981. - 158 с. (Со
  5. Добролюбов. Жизнь и идеи революционера. - Минск: Вышэйшая школа, 1983. - 96 с.
  6. Мыслители Киевской Руси. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. - Киев: «Вища школа», 1987. - 184 с. (Со
  7. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.). - Л.: Наука, 1987. - 247 с.
  8. Отечественные мыслители позднего Средневековья: конец XIV - первая треть XVII в. - Киев: «Вища школа», 1990. - 176 с. (Со
  9. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. - Л.: Лениздат, 1991. - 207 с. (Со
  10. Лепты: Исследования по русской философии. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 320 с.
  11. Восточнославянские мыслители. Эпоха Средневековья. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - 270 с.
  12. О русской философии: Статьи. Оппонентские отзывы. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - 131 с.
  13. Denkers van het Kievse Rusland. - Maastrichts Centrumvoor de Russische Taal en Cultur, 2001. - 224 s. (V. A. Zots).
  14. Новые исследования по русской философии. СПб.: Изд-во «Летний сад», 2001. - 80 с.
  15. Идеи и направления отечественного любомудрия: Лекции, статьи, критика. - СПб.: Изд-во «Летний сад». 2003. - 212 с.
  16. . - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 208 с.
  17. : Исследования по русской философии, политологии и культуре. - СПб.: Наука, 2010. - 552 с.
  18. : Статьи. Выступления. Заметки. - СПб.: Изд-во «Университетская книга», 2011. - 216 с.

II . Учебно-методические издания

  1. Лекции по истории русской философии: XI - начало XX вв. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. - 174 с.
  2. Русская политология. Обзор основных направлений. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. - 208 с. (Соавтор И. Д. Осипов).
  3. Курс истории русской философии. - М.: Наука, 1995. - 191 с.
  4. Лекции по истории русской философии. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. - 338 с.
  5. Курс истории русской философии. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. - М.: Изд-во «Магистр», 1996. - 352 с.
  6. Лекции по истории русской философии. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 312 с.
  7. Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.). Изд. 3-е, дополненное и переработанное. - СПб.: Изд-во «Летний сад», 2001. - 398 с.
  8. Семестровый курс истории русской философии: Учебно-методическая разработка // Русская философия: Новые исследования и материалы. Проблемы методологии и методики. - СПб.: Изд-во «Летний сад», 2001. С. 105-156.

Участника энциклопедии "Известные Ученые"

Родился 13 ноября 1943 г. в г. Эшвелер Рейнской области (Германия). В 1968 г. окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина по специальности «журналистика». В течение двух последующих лет работал научным сотрудником Новгородской научно-реставрационной производственной мастерской, занимаясь сбором и систематизацией архивного материала по истории древнерусского церковного зодчества.

С 1971 по 1973 гг. учился в аспирантуре философского факультета Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова. В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию «Мировоззрение декабриста М. А. Фонвизина», а в 1988 г. – докторскую диссертацию «Философская мысль в Средневековой Руси (XI–XVI вв.)». До 1991 г. занимался преподавательской деятельностью в вузах и академических учреждениях Ленинграда – Санкт-Петербурга.

В 1989 г. присвоено ученое звание профессора. С 1991 г. работает заведующим кафедрой истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета. C 1994 г. издаёт журнал русской философии и культуры «Вече».

Разработал учебно-теоретические курсы по истории русской философии, политологии и истории русской культуры.

Награждён юбилейной медалью «1500-летие Киева».

Научные публикации:

I. Монографии, исследования

1. От просветительской утопии к теории революционного действия: Очерк социологии декабристов. Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 1975. – 67 с. (Со

2. Фонвизин А. А. М.: Мысль, 1976 (Серия «Мыслители прошлого»). - 152 с.

3. Богословы ищут Бога: философско-атеистические очерки по истории христианской теологии. Киев: Изд-во «Молодь», 1980. – 168 с. (Со

4. Мыслители Киевской Руси. Киев: «Вища школа», 1981. - 158 с. (Со

5. Добролюбов. Жизнь и идеи революционера. Минск: Вышэйшая школа,1983.-96 с.

6. Мыслители Киевской Руси. Изд-во 2-е, дополненное и переработанное. Киев: «Вища школа», 1987. – 184 с. (Со

7. Философская мысль в средневековой Руси (X1-XVI вв.). Л.: Наука, 1987. - 247 с.

8. Отечественные мыслители позднего Средневековья: конец XIV-первая треть XVII в. Киев: «Вища школа», 1990. – 176 с. (Со

9. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л.: Лениздат, 1991. -

10. Лекции по истории русской философии: XI-начало XX в. Учебное пособие. Ч.1. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.-174 с.

11. Курс истории русской философии. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. М.: Изд-во «Магистр», 1996. – 352 с.

12. Лепты. Исследования по русской философии.СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.-320 с.

13. Восточнославянские мыслители. Эпоха Средневековья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.-270 с.

14. О русской философии. Статьи. Оппонентские отзывы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.- 131 с.

15. Лекции по истории русской философии. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – 312 с.

16. Denkers van het Kievse Rusland. Maastrichts Centrumvoor de Russische Taal en Cultur, 2001.-224 s. (V. A. Zots).

17. Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.) Изд. 3-е, дополненное и переработанное, 2001. СПб.: «Летний сад», 2001. – 398 с.

18. Новые исследования no русской философии. СПб.: «Летний сад», 2001. - 80 с.

19. Семестровый курс истории русской философии (Учебно-методическая разработка)// Русская философия. Новые исследования и материалы. Проблемы методологии и методики. СПб.: «Летний сад», 2001. – с.105-156.

20. Идеи и направления отечественного любомудрия. Лекции, статьи, критика. СПб.: «Летний сад». 2003. - 212 с.

21. Русская религиозная философия (XI-XXвв.). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 208 с.

22. Самосознание России. Исследования по русской философии, политологии и культуре. СПб.: Наука, 2010. - 552 с.

23. Интуиции русского ума: Статьи. Выступления. Заметки. СПб.: «Университетская книга», 2011. – 216 с.

II. Учебные издания

24. Русская политология. Обзор основных направлений. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. - 208 с. (Соавтор И. Д. Осипов).

25. Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995. - 191 с.

26. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. - 338 с.

27. Учебник русской политологии. СПб.: «Летний сад», 2002. - 352 с.

28. Летопись русской философии. 862-2002. СПб.: «Летний сад», 2003. - 352 с.

29. История русской культуры. СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 262 с.

30. К методике преподавания истории русской философии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - 66 с. (Соавтор А. Е. Рыбас).

31. Курс лекций по истории русской философии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. - 240 с.

III. Статьи, брошюры.

32. Мыслитель, публицист (И.С.Пересветов) // «Омская правда». №36. 13.II. 1968. – с.2.

33. Что такое «дроздовщина». Заметки о новом издании романа В. Дудинцева «Не хлебом единым»// «Новгородская правда». №240. 24. XI. 1968. –с.3.

35. От грамматики до стилистики (на газетные темы)// «Омская правда». №58. 10 марта 1968 г.c.4

36. Христианство и языческие верования в Древней Руси // «Дружба». №84, 86, 87, 88, 15-25. VIII. 1968. – с.4.

37. Христианство и язычество в Киевской Руси// «Наука и религия». 1972. №5. – с.59-63.

38. Разум и вера в древнерусской философии// «Наука и религия». 1972. №6.-с. 59-62.

40. Iдеологiя давньорусьских ересей// «Людина i свiт». 1979. №12. – с. 34-39.

41. Ереси и свободомыслие в Древней Руси //Основы научного атеизма: Планы и методические рекомендации к семинарским занятиям. Л.: I ЛМИ им. акад. И.П.Павлова, 1979. с. 24-28.

42. Христианизация Руси: Духовная культура восточнославянского общества и византийское наследие // Социально-философские аспекты критики религии. Л.: Изд. ГМИР и А, 1981. – с.59-79.

43. Путь смелой правды (роль Н.А. Добролюбова в развитии революционно-демократической идеологии) // «Русский язык и литература в школах УССР». 1981. №3. – с.60-67.

44. Традицii чесноi, безкомпромicноi боротьбы: Деякi актуальнi питання атеiстичноi пропаганди у свiтлi рiшень XXVI з’iзди КПРС// «Радянська Житомирщина». №159. 18 сериня, 1981 р. – с.3-4.

45. К вопросу о становлении и развитии философской мысли Киевской Руси// Вопросы научного атеизма. М.: Мысль, 1982. Вып. 30. с.122-133.

46. Рецензия: С.А.Подокшин. Франциск Скорина//Вопросы философии. 1982. №5. – с.170-171.

47. Християнiзацiя Русi i самовладдя//Календар атеicта. Киiв: Политвидав Украiни, 1982. –с.423-424.

48. О языческой традиции в духовной культура Киевской Руси// Исторические традиции философской культуры народов CCCР и современность. Киев: «Наукова думка», 1984. – с.103-110.

49. Революционная мораль декабристов (к 160-летию восстания 14 декабря 1825 года). Л.: «Знание», 1985. – 31 с. (Со

50. В тупику суперечностей: На атеiстичi теми// «Радянська Житомирщина». №96. 18 травия 1986 р. – с.3.

51. Сущность мировоззрения и его исторические формы //XXVII съезд КПИ и актуальные задачи совершенствования работы философских (методологических) семинаров. Л., 1987. – с.47-49.

52. Ответ рецензенту// Вопросы философии. 1989. №7. –с.160-161.

53. Курсом перестройки – курсом революции// Социальная революция: Вопросы теории. Сб. статей. Л.: «Наука», 1989. – с.3-7 (Со

54. Лозунги и цели народных выступлений в Средневековую эпоху// Социальная революция: Вопросы теории. Сб. статей. Л.: Наука, 1989. С.80-93 (Со

55. Концепция общественного переустройства в идеологии русского Просвещения и декабризма// Социальная революция: Вопросы теории. Сб. статей. Л.: Наука, 1989. – с.100-109 (Со

56. Русское освободительное движение в оценке Маркса и Энгельса// Социальная революция: Вопросы теории. Сб. статей. Л.: Наука, 1989. – с.118-125.

58. Три лика России// Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб.: «Наука», 1991. – с.5-16.

60. Человек в мировоззрении русского Средневековья// Человек в зеркале наук. Труды методологического семинара «Человек». М.: Изд-во ЛГУ, 1991. – с.89-99.

61. Марксизм и русская философия//Вестник Ленинградского университета. Сер.6. 1991. Вып.2 (№13)- с.55-58.

62. Если наука вузовская, то это не наука// «Санкт-Петербургский университет». №2. 14 февраля 1992г. – с.3

63. Жить Россией: философы русской эмиграции// Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992. – с.3-32. (Соавторы: В.Ф.Бойков, А.А.Ермичев).

64. Marxism and Russian Philosophy// Soviet Studies in Philosophy. Spring 1992/ Vol.30. №4. – p.64-69.

65. «…Мой друг, не строго их суди» (Судьба и случай в жизни героев авантюрного романа)// Пригожая повариха, или похождение развратной жены. Л.: Лениздат, 1992. – с. 3-12. (Со

66. Marxismus und Russische Philosophie// Abschied vom Marxismus. Sovetishe Philosophie im Umbruch. Hamburg. 1992- S.270-275.

67. Что можно и чего нельзя ждать от русской философии// «Слово и дело». №001. 2 декабря 1992 г. – с.3.

68. К читателю// «Слова и отзвуки». СПб-Париж. 1993. №2. – с.4-5.

69. Христианство и социализм в русской мысли// Вестник СПбГУ. Сер.6. 1993. Вып.3 (№20). – с.3-8.

71. Слово о Николае Онуфриевиче Лоском// Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. – с.5-9. (Со

72. Традиции и идеалы русской политологии// Вестник СПбГУ. Сер.6.1994. Вып.1(№6). – с.13-66.

73. «Протопоп всея Руси»// Аввакум Петров. Послания и челобитные. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. –с.3-15.

74. Фазисы русской нравственности// Смысл жизни в русской философии. СПб.: «Наука», 1995. –с.5-16.

75. Философия культуры в России (середина XVII-вторая половина XIX в.) // Философия культуры. Становление и развитие: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. с.118-129.

76. О характере древнерусской духовности и ее отражении в философии русского духовного ренессанса// Средневековая и новая Россия. Сб. науч. Статей. К 60-летию профессора Игоря Яковлевича Фроянова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. –с.108-117.

77. Идея ценности в русской философии// Вестник СПбГУ. Сер.6. 1997. Вып.2 (№13). С.-31-34.

78. Церковь и власть: реалии и перспективы взаимоотношений//Православие и социальное служение. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. – с.53-57.

79. Что же мы делим? К вопросу сущности о российской духовности//Философская мысль в России: традиция и современности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. –с.6-7.

80. О русской философии// Основные доклады и обзоры. I российский философский конгресс. С.-Петербург, 1997. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. –с. 40-47.

81. Десять тезисов о философии реализма// Философия реализма: Из истории русской мысли. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. –с.3-5.

82. Разминулись! Размышления о Пушкинской речи Ф.М.Достоевского// Вестник СПбГУ. Сер.6. 1997. Вып.1 (№6). – с.3-7.

83. Формы развития и новые задачи русской философии//Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Материалы V российского симпозиума историков русской философии. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. – с.13-18.

84. Христоцентризм и православие// Русское православие: Вехи истории. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. – с.6-12.

85. Библейские основы историософии «Повести временных лет»// Отечественная общественная мысль эпохи Средневековья (Историко-философские очерки). Сб. науч. Трудов. Киев, 1998. – с.120-128.

86. Картезианство в русской мысли (историко-философские заметки)//Проблемы русской философии и культуры. Сб. научн. трудов. Калининград: Изд-во Калининградскогоун-та, 1999.-с.3-13.

87. От редактора//Философия и русская провинция. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2000. – с.4-5.

88. Мир русской философии// Антология русской философии. В 3 т.Т.1.СПб.: «Сенсор», 2000. – с.5-16. (Со

89. Русский марксизм// Антология русской философии. В 3 т. Т.I. СПб.: «Сенсор», 2000. –с.187-197.

90. Нет худа без добра, или о пользе критики. СПб.: «Вече», 2000. – 23 с.

91. Чужим умом не поживишься, или о плагиате. СПб.: «Вече», 2000. – 14 с.

92. О некоторых тенденциях развития русской философии в советский период// История философии, культура и мировоззрение. К 60-летию профессора А.С.Колесникова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – с.61-67.

93. А.Д.Грановский как государствовед// Градовский А.Д. Соч. СПб.: «Наука», 2001. – с.3-14.

94. Православие и научное религиоведение// Православие и культура. XI Рождественские православно-философские учения. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – с.64-66.

95. О гражданском обществе// Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып.13. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. – с.5-8.

96. Три века петербургской философии// Философия в Санкт-Петербурге. Справочно-энциклопедическое издание. СПб.: С.-Петербургское философское общество, 2003. – с.5-7.

97. Вопросы о власти в русской политологии// Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып.15. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.-с.9-12.

98. Русская философия предостерегает// Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып.15. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – с.5-8.

99. Новая формула русской политологии//Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып.14. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – с.5-6.

100. Российские философские традиции//Философия. Учебник. М.: «Юрайт», 2004. – с.125-140.

101. О советской философии// Вестник СПбГУ. Сер.6. 2004. Вып.2. – с.4-8.

102. Мы мыслим, мы думаем по-русски// «Санкт-Петербургский университет». 2005. №23(3713). – с.18-19.

103. Культура в историческом измерении// Культурологические учения. Научно-теоретический альманах. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. С.32-34.

104. Об одном уроке профессора А.И.Введенского// Александр Иванович Введенский и его философская эпоха. К 150-летию со дня рождения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – с.3-6.

105. Грек Михаил Триволис, ставший русским Максимом Греком// Максим Грек. Слова и поучения. СПб.: «Тропа Троянова», 2007. – с.4-34.

106. «Муж силы духовной (Нил Сорский)» //Нил Сорский. Наставление о дуще и страстях. СПб.: «Тропа Троянова», 2007. –с.4-12.

107. О книге А.А.Зиновьева «фактор понимания» // День философии в университете. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. – с.31-34.

108. «Его имя было синонимом философа (Петр Семнович Авсенев)» // Авсенев П.С. Из записок по психологии. СПб.: «Тропа Троянова», 2008. – с.3-14.

109. О гносеологизме в русской философии (историко-философский аспект)//Вестник СПбГУ. Сер.6. 2008. Вып.2. – с.5-11.

110. Русский как философ// Российская постсоветская философия: Опыт самоанализа. Мюнхен-Берлин, 2009. – с.67-72.

111. Интуиции соборного сознания// Человек в истории русской философии (к 60-летию Льва Евгеньевича Шапошникова). Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2009. –с.21-26.

112. Еще раз о русской философии// «Санкт-Петербургский университет». 2009. №16 (3803). – С.52-53.

113. Диалогизм в развитии русской мысли// Вестник СПбГУ. Сер.6. 2010. Вып.4- с.5-12.

III. Научное редактирование

114. Социальная революция. Вопросы теории. Сб. статей / Отв. ред. А. Ф. Замалеев и В. Д. Комаров. Л.: Наука, 1898. - 180 с.

115. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьёв / Отв. ред. и автор вступ. статьи А. Ф. Замалеев. СПб.: Наука, 1991. - 364 с.

116. Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов / Сост. и отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб.: Наука, 1992. - 363 с.

117. Русская философская поэзия: Четыре столетия / Сост. А. И. Новиков. Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб.: Наука, 1992. - 395 с.

118. Лосский Н. О. Воспоминания. Жизнь и философский путь / Подг. текста, вступ. статья и коммент. Е. П. Борзовой и А. Ф. Замалеева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.- 360 с.

119. Федотов Г. П. О святости, интеллигенции и большевизме. Избр. статьи / Сост., вступ. статья А. Ф. Замалеева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. - 150 с.

120. Нравственный идеал русской философии. Материалы III Санкт-Петербургского симпозиума историков русской философии (3-5 апреля 1995 г.). В 2 ч. / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб, 1995. - Общ. объём 294 с.

121. Смысл жизни в русской философии / Вступ. статья и отв. ред. А. Ф. Замалеева. СПб.: Наука, 1995.-382 с.

122. Русский позитивизм: Лесевич, Юшкевич, Богданов / Отв. ред. А. Ф. Замалеев, А. И. Новиков. СПб.: Наука, 1995. - 362 с.

123. Аввакум Петров. Послания и челобитные / Вступ. статья А. Ф. Замалеева, подг. текста и коммент. А. Ф. Замалеева и Е. А. Овчинниковой. СПБ.: Изд-во СПбГУ, 1995.- 168 с.

124. Философская мысль в России: традиция и современность // Человек-Философия-Гуманизм. Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.). В 11 т. Т. 2. / Под ред. проф. А. Ф. Замалеева и проф. А. А. Королькова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. -450 с.

125. Философия реализма. Из истории русской мысли./ Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. 148 с.

126. Мудрое слово русской философии. Труды аспирантского историко-философского семинара / Отв. ред. проф. А. Ф. Замалеев. СПб.: «Вече», 1999. -108 с.

127. Антология русской философии. В 3 т. / Отв. ред. А. Ф. Замалеев, Ю. Н. Соло-нин. СПб.: «Сенсор», 2000. - Т. 1 - 542 с; Т. 2 - 575 с; Т. 3 - 639 с.

128. Идейное наследие русской философии. Труды кафедрального историко-философского семинара / Отв. ред. проф. А. Ф. Замалеев, доц. И. Д. Осипов. СПб.: «Летний сад». 2000. - 183 с.

129. Корнилов С. В. Русские философы. Справочник / Под общ. ред. проф. А. Ф. За-малеева. СПб.: «Лань». 2001.-448 с.

130. Русская философия. Новые исследования и материалы. (Проблемы методологии и методики) / Отв. ред. проф. А. Ф. Замалеев. СПб.: «Летний сад», 2001. - 398 с.

131. Градовский А. Д. Соч. / Вступ. статья и отв. ред. А. Ф. Замалеева. СПб.: Наука, 2001.- 512 с.

132. Философия в Санкт-Петербурге (1703-2003).Справочно-энциклопедическое издание/ Отв. редакторы проф. А.Ф.Замалеев, Ю.Н.Солонин. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – 400 с.

133. Нил Сорский. Наставление о душе и страстях / Общ. ред., пред. и примеч. проф. А. Ф. Замалеева. СПб.: «Тропа Троянова», 2007. - 191 с.

134. Максим Грек. Слова и поучения / Пред., сост. и коммент. проф. А. Ф. Замалеева. СПб.: «Тропа Троянова», 2007. - 374 с.

135. Морозов Н.А. Новый взгляд на историю русского государства / Отв. ред. А.Ф. Замалеев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 572 с.

136. Авсенев П. С. Из записок по психологии / Пред. и общ. ред. проф. А. Ф. Замале-ева. СПб.: «Тропа Троянова», 2008. - 335 с.

137. Нил Сорский: наследие и традиции. К 500-летию со времени кончины древне-русского подвижника-мыслителя. СПб.: Филос. ф-т СПбГУ, 2009. - 126 с.

138. «Вече». Журнал русской философии и культуры / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. Вып. 1-22. СПб. Изд-во СПбГУ, 1994-2010

Настоящее учебное пособие, не претендуя на полноту охвата имеющегося материала, главную задачу видит в том, чтобы дать целостный концептуальный обзор русской философии за почти тысячелетний период ее существования. Подобная работа во многом предпринимается впервые, хотя, разумеется, автор учитывал опыт всей прежней историографии.

В ней изначально определились два противоборствующих направления: православно-консервативное и просветительско-западническое.

У истоков первого направления стоял архим. Гавриил (В.Н. Воскресенский). Вышедшая в 1840 г. в Казани его «Русская философия» стала своего рода барометром зарождающегося славянофильства. Ставя развитие философии в зависимость от «степени образованности отечественной», «духа времени» и «направления умственных сил» общества, автор признавал за ней роль индикатора психологии и миросозерцания народа. На основании своей философии германец представлялся Гавриилу идеалистом, неутомимым в изысканиях, но часто односторонним в «построении умственной теории». Напротив, англичанин «во всей деятельности ищет пользы, одинаково к тому употребляя и скептицизм… и материализм». Русский человек «богобоязлив, до бесконечности привержен вере, престолу и отечеству, послушен, нерешителен и даже недеятелен там, где подозревает какое-либо зло от поспешности, трудолюбив, хитр, непобедим в терпении, рассудителен, по отношению к любомудрию отличительный характер его мышления есть рационализм, соображаемый с опытом». Сущность русского ума - стремление сочетать рассудочность с набожностью, веру со знанием, что и придает особый колорит, настроение русскому характеру. Основными деятелями русской мысли, по мнению Гавриила, всегда выступали «духовные лица», занимавшие высшие места в церковной иерархии.

Влияние схемы Гавриила, захватив славянофильское «самобытничество» (И.В. Киреевский), перекинулось и на «веховскую» историографию. Особенно это заметно у Н.А. Бердяева, который утверждал, что русская философия не имеет никакого отношения ни к социализму, ни к политике и занята исключительно «нормировкой» мистики «в интересах русской культуры». Такова, на его взгляд, отличительная черта «нашего национального философского творчества». Эту же идею вслед за ним проводили Н.О. Лосский и В.В. Зеньковский. Согласно Лосскому, со времени славянофилов, давших «начало самостоятельной философской мысли в России», все наше любомудрие было ни чем иным, как «попыткой опровергнуть немецкий тип философствования на основании русского толкования христианства».«…Русская мысль, - заявлял также Зеньковский, - всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой…». Православно-консервативная историография изображала русскую философию преимущественно в виде некоей константы, alter ego православия. Данная тенденция полностью сохраняется и в новейших церковно-апологетических изданиях (митр. Иоанн, Л. Савельев и др.).

Противостоящее православно-консервативной историографии просветительско-западническое направление восходит к петровским временам (В.Н. Татищев); вершина этого направления - труды А.П. Щапова. В первую очередь это касается его классического исследования «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа» (1870). По мнению автора, интеллектуальная жизнь России не знала «подготовительного», средневекового периода. До европеизации у нас все пребывало в «умственном застое». И все потому, что русский народ в интересах самосохранения на протяжении целых веков был вынужден вести борьбу с дикой природой. Господство физического труда способствовало сложению особого идеального типа древнерусского человека; это не ученый, не мыслитель, а богатырь, трудник, вроде Ермака, Хабарова и проч. Щапов приходил к заключению, что «без возрождающего гения передовых наций наш народ своими собственными умственными силами не мог бы выйти из этого застоя». Потребовались реформы Петра I. В Россию проникает западное просвещение, давшее начало самобытной мысли. Русская философия, не имеющая корней в прошлом, зародилась «на широкой и самой плодотворной почве общечеловеческого мышления, разума и науки» и представляет собой «зачаток и развитие нового европейского интеллектуального типа». Суждения Щапова нашли самый живой отклик в просветительско-западнической историографии, представленной такими именами, как А.И. Введенский, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет.

Всего последовательнее позиции просветительского западничества выявились в методологии В.О. Ключевского. На его взгляд, история русской мысли - это вообще «история усвоения чужой мысли». Сперва она трудилась над освоением византийского материала, не давшего ей никаких позитивных результатов. Приблизительно с XVI или XVII в. намечается поворот к Западу. Как же «приручалась русская мысль к знанию научному, добиралась до него какими шагами?» - спрашивал Ключевский и отвечал:

«Первое внимание возбуждалось житейскими плодами знания: технические удобства, ремесла, мастерства. Утилитарность понимания пользы знания - первый шаг… Изумление перед размерами, количествами цивилизации. Первые путешественники: их сходство с паломниками. Патология. Гастрономия цивилизации, вкус личного комфорта. Ученики, посланные за границу отведать культуры. Знание, как средство гражданского воспитания для служения государству и обществу».

Русская мысль, приобщаясь к западноевропейской цивилизации, приняла ее «за свой исконный и вечный образец». Она ничего не прибавила к содержанию последней, «кроме разве ошибок и искажений». «Но одними вкладами в умственный капитал человеческой образованности, - утешался Ключевский, - не ограничивается история мысли: она есть вместе и история мышления, формального развития народной мысли в работе над готовым чужим материалом».

В контексте западнической методологии складывалась и советская историография отечественной мысли. Ее высшим достижением, вне всякого сомнения, должен быть признан труд А. А. Галактионова и П.Ф. Никандрова «Русская философия IX–XIX вв.» (1989). Авторы отчасти пытались снять остроту противостояния двух историографических традиций. Одной из особенностей русской философии они считали «более длительное, чем на Западе, господство в ней религиозных форм сознания». Это, по их мнению, обусловило то, что она «вплоть до XVII в. развивалась замкнуто, если не считать архаического влияния афонских монахов». Только с XVII в., благодаря усвоению «западноевропейских культурных ценностей», русская мысль «в кратчайшие сроки» принялась наверстывать «упущенное». Так возникают основные направления материализма и идеализма. На рубеже XIX и XX столетий начинается возрастающее воздействие марксизма, совершившего «коренную перестройку» всего русского философского миросозерцания. Отныне «старые доктрины обнаружили свою архаичность», и русская мысль устремилась «в направлении к диалектическому материализму, материалистическому объяснению истории и пролетарскому социализму…». Именно такой представлялась авторам внутренняя логика истории отечественного любомудрия.

Даже из беглого историографического обзора видно, что в отношении к русской философии превалирующей тенденцией всегда оставался идеологизм . Историко-философский процесс в России сводился либо к эволюции «по пути к марксизму», либо к идиллической «встрече философии и православия». В результате русская философия превращалась в подмостки для идеологических декораций, которые менялась в зависимости от политической конъюнктуры.

Объективное историческое исследование не может проигнорировать ни того, что русская философия глубоко укоренена в православно-христианской традиции, ни того, что ее связывают кровные узы с западноевропейской мыслительностью. Но сама по себе констатация этих фактов недостаточна; она не должна стать самоцелью. Главное состоит в том, чтобы понять, какие мотивы побуждали национальную мысль обращаться к работе над чужеродным материалом и какие идеалы выставлялись в процессе национального духовного творчества.