Воспитательский час литературно – музыкальная композиция. Сценарий Музыкально – литературная композиция «Хлеб – это жизнь

"Хлеб – это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить. Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента, он настолько приспособлен для человека, что мы принимаем его всей душой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надоедает нам до самого нашего смертного часа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1слайд Хлеб – всему голова.

(литературно-музыкальная композиция)

(звучит песня «Хлеб всему голова»)

2слайд (каравай) Вед. 1: Если подумать о еде – то первая мысль будет о хлебе: об аппетитном аромате свежеиспечённого хлеба, о его хрустящей золотистой корочке и пышном мякише. Важность хлеба подметил ещё в 18 веке французский агроном Антуан Огюст Пармантье.

Вед. 2: «Хлеб – это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить. Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента, он настолько приспособлен для человека, что мы принимаем его всей душой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надоедает нам до самого нашего смертного часа».

3 слайд (хлебное поле) Вед. 1: Зрелый колос легко отдаёт своё богатство: чуть тронул его пальцами – и на ладонь легли зёрна. Как необходимы они нам! Необходимы, чтобы жить. И удивительны годами, сотнями, тысячами лет сложившиеся взаимоотношения зерна и человека. «Тот, кто сумел бы вырастить два колоса там, где рос один, заслужил бы благодарность всего человечества».

Вед. 2: Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной,

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

(Н. Тихонов «Зёрна наших дней светитесь…»)

(звучит песня «Русское поле». Ян Френкель)

4 слайд (хлебное поле) Вед. 1: Зерно на ладони – малая частица жизни. Из отдельных зёрен складываются миллионы тонн урожая. Из каких же глубин истории ты пришёл к нам, хлеб наш насущный? Как сумел стать не только пищей – святыней нашей, олицетворением жизни на земле? Какие гении трудились, стараясь постигнуть это великое чудо – хлеб.

Хлебушек.

Здесь говорят не хлеб, а хлебушек.

И как послушай, говорят!

Так парни нежат своих девушек,

А матери своих ребят.

Здесь хлеб на землю не уронят,

И как его нам подают!

Как первенцев в мужей ладони

Роженицы, боясь, кладут.

Хлеб – жизни главная примета,

Хлеб – их достоинство и честь.

Несчастье – если хлеба нету,

И счастье – ежели он есть.

Их цех – земля.

Им крышей – небо.

Они вершат державный труд,

И что другое кличут хлебом,

Они не могут – просто хлебом,

Они его не просто хлебом,

А так вот хлебушком зовут.

5 слайд (Звучит «Песня о хлебе» в исполнении Л. Зыкиной)

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – ХЛЕБ! (девушка выносит на полотенце каравай хлеба)

Вед. 2: Как это необыкновенно интересно – хлеб! Как много здесь ещё загадочного и как много ещё можно всего изобрести, открыть придумать, сделать. Говорить о хлебе так же трудно, как говорить о жизни. Хлеб и есть наша жизнь…

Вед. 1: Начнём с того, что хлебу человек обязан рождением цивилизации. В тот момент, когда человек испёк первую лепёшку из первого своего урожая, он обеспечил наше с вами существование, то есть обеспечил дальнейшее развитие человечества.

Вед.2: Примерно семнадцать тысяч лет назад несколько племён поселилось в долине Нила и здесь вовсю занялись собирательством диких злаков. Это они изобрели первые серпы с каменными пластинками-резаками, первые камнетёрки, на которых получали муку. Они первыми стали печь хлеб… Но это ещё не настоящий хлеб, а собиратель ещё не земледелец.

Вед.1: Человек постепенно научился печь хлеб из диких злаков. Чтобы настоящий хлеб получить, нужно иметь культурные сорта хлебных злаков, нужно научиться обрабатывать почву и, наконец, печь хлеб, а чтобы научиться этому – потребовались тысячелетия. Как это происходило, трудно угадать, но одно известно: первый хлеб появился 6 -8 тысяч лет назад и с тех пор это наша главная еда.

Вед.2: Хлеб на Руси издавна был основой жизни, к нему всегда относились с большим почтением. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. В народе о хлебе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка.

Вед: 1: Во многих русских селениях в прежние времена часто можно было услышать, как малыш, простирая к матери худенькие ручонки, канючил: «Мам, папы хочу, дай папы!» Когда, кому впервые пришла счастливейшая и справедливейшая мысль назвать хлеб именем отца – кормильца семьи?! Не потому ли считалось великим грехом, святотатством бросить на пол хотя бы чёрствую корку, хотя бы крошку хлебную.

Вед 2: Хлеб у русских людей всегда считался священным продуктом, Божьим даром. Он символизировал отношения между людьми и Богом, между человеком и его предками. Как только рождался ребёнок, ему в руки давали кусок хлеба, означавший его судьбу. Хлеб воплощал в себе счастье и благополучие дома.

Вед.1: Крестьяне считали, что хлеб, добытый с таким трудом, обладал магическими свойствами. На столе всегда должен лежать каравай, что делает стол особым местом в доме. Символизирует богатство, готовность к приёму гостей, а также являлся оберегом от враждебных сил. Любая трапеза начиналась и заканчивалась хлебом.

Вед.2: С хлебом связано много обрядов. Было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься. Хлебом-солью встречали дорогих гостей, новосёлов, молодожёнов, вынося на полотенце или подносе каравай чёрного хлеба с солью.

6 слайд (приметы и поверия) Вед.1: С хлебом было связано множество примет и поверий. Например:

* Хлеб должен всегда стоять на столе, чтобы в доме был достаток.

* Если кусок хлеба выпадал из рук – значит, гость в дом спешит.

* Хлеб выбрасывать нельзя. Если он заплесневел, то его надо отдать птицам.

* Раскололся хлеб в печи, треснул – скоро кто-то из родных покинет дом.

Вед.2: Из минувших веков, может быть из минувших тысячелетий, ведётся обычай призывать хлеб в свидетели чего-либо важного. Хлеб не простой свидетель, ещё и поручитель. «Клянусь хлебом!» - говорит кавказец. Туркмен не коснётся хлеба-чурека ножом. Разломит, чтобы не причинить ему обиды, руками. Уронив кусочек, тут же поднимет и коснётся губами – как бы прося у него прощения.

Вед. 1: По давнему узбекскому обычаю мать, провожая сына на битву, разламывала лепёшку надвое. Одну половину оставляла себе, другую отдавала сыну: «Ты идешь защищать свой дом, где тебя ждут!»

Вед.2: У прибалтийских народов в доме каждого моряка висел на стене хлебец, сделанный в виде кораблика. По его сохранности гадали о судьбе моряка. Пока он был цел, никакая беда не грозила ушедшим в плавание. Когда же моряк возвращался домой, первой его пищей были кусочки разломленного хлебца.

7 слайд Вед.1: В устном творчестве русского народа упоминания о хлебе встречаются часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

Поэтому в народе появились такие пословицы и поговорки:

  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
  • В дороге хлеб не помеха.
  • Хлеб да вода – мужицкая еда.
  • Хлебушко – калач дедушка.
  • Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
  • У пахаря рука черна, да хлеб бел.
  • Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
  • Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
  • Есть хлеб – будет и песня.
  • Хлеб дар божий, отец, кормилец.

Вед. 2: Так повелося на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками,

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдётся пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернёшься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем тёплый хлеб, на этом белом свете!»

Вед.1: Иногда можно услышать такие слова: «Не хлебом единым жив человек…», но без хлеба он мёртв! Это не просто еда, это пища… «Хлеб, насыщая тело, питает душу…», Хлеб, основа жизни, поэтому и люди, дающие жизнь хлебу, - люди особого сорта… Жестоко ошибается тот, кто решит про себя, что в нынешние времена, когда нива оснащена современной мощной техникой, хлеб легко даётся в руки. Он по-прежнему добывается в поте лица своего, и слово «страда» не утратило своего изначального смысла. Неизмерима цена хлеба!

8 слайд (поле с комбайнами)

Вед. 2: Не знаю лёгкого хлеба.

Как я пахал!

Не шёл – бежал

За плугом по родному полю.

Не борозду спрямляя – долю,

К чапыгам кровью прикипал.

Как сеял я!

Подняв пары,

Я нёс на клён в корзине горку

Зерна, что всё насквозь прогоркло

От глаз голодной детворы.

Высокий взмах моей руки,

И поле сразу золотилось,

Как будто солнышко садилось

Цыплёнком жёлтым на рядки.

А как я жал!

К исходу дня

Рубаха плавилась от пота.

Сверяла ночь мою работу,

Коротким сном даря меня.

Сухой и чёрный,

Пережив и боль, и страх, я поднял жито.

Моей рукою перелита

Ядреность солнца в зёрна нив.

Так вы припомнили меня?

Я не упал на пласт щекою.

Держу я твёрдою рукою

Штурвал железного коня.

Разлились паводком поля

За горизонт по всей округе.

Но разве легче стали плуги,

И мягче матушка-земля?

Но разве полднем стал рассвет?

Но разве сыплет манна с неба?

Не знаю лёгкого я хлеба –

Его и не было и нет!

Михайло Шевченко.

(звучит песня «Шумят хлеба»)

10 слайд (пшеничное поле ). У нас в гостях:

Бочило Евгений Николаевич Кавалер ордена Знак Почёта

Алексеев Николай Васильевич Кавалер ордена Трудовой Славы

(учащиеся задают вопросы).

Вед. На территории нашего с/совета находилось большое кол. хозяйство «Труженик», где работали ваши дедушки и бабушки. За большие достижения в труде, за высокие показатели в «битве» за хлеб многие из них были представлены к правительственным наградам. Здесь имена 15 орденоносцев.

11 слайд. Из одного металла льют

Медаль за бой, медаль за труд

Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.

(имена орденоносцев появляются на слайде)

Вед. 1: В природе ничего похожего на хлеб нет. Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово – «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В хлебе душа нашей родной земли, судьбы многих людей. Мама, хлеб, Родина – это одни из самых святых слов для человека. Хлеб связывает прошлое, настоящее и будущее. Он повседневен, обиходен, незаменим. Хлеб всегда рядом с человеком, верный его спутник. Товарищ надёжный.

Вед. 2: Мы привыкли, что хлеба на нашем столе вдоволь, а помимо и всевозможные сладости. Поэтому ценность его не замечается. Но были и другие дни !

Звучат первые аккорды «Священной войны»

В годы войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем в мирное время.

Слайд12 Вед. 1: В музее истории Ленинграда хранится чёрствый, потемневший не от времени, тёмный с самого своего появления на свет сухой кусочек хлеба, величиной с мизинец. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Вед. 2: О героизме ленинградцев, об ужасах блокады, о 125 граммах хлеба «с огнём и кровью пополам» писали и будут писать, это потрясало и будет потрясать. 125 граммов – это суточная блокадная норма на одного человека, и больше никаких продуктов. В хлебе этом мало муки. Много примесей. С начала декабря 1941 года хлеб выпекался из смеси: (пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, вытряски из мешков, кукурузной муки, ржаной муки.) Были и другие добавки, которые снижали питательность хлеба. Но всё равно он был желанен, как ничто и никогда прежде. (показать детям 125 грамм хлеба)

Слайд13 Вед. 1: На фронте солдатам хлеб выдавался утром – сразу на всё отделение. Солдат, у которого был хороший нож, резал буханки равными дольками и раскладывал на плащ-палатке. В то время солдаты не знали, что такое жадность или расчётливость. Жизнями жертвовали ради спасения товарищей. Хлеб же делили с таким тщанием, с такой справедливостью потому, что был он не только пищей, но и вестью из далёкого тыла о трудной жизни наших родных, об их тревожной любви к ним, солдатам, об их терпеливом ожидании нашей победы над врагом.

Хлеб войны.

Я помню хлеб. Он чёрен был и липок –

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расцветали лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годится постным,

Раскрошенный, он был неплох и с кваском,

Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.

Его мы отделяли языком.

Он кислым был, ведь он был с отрубями,

Не поручусь, что был без лебеды.

И всё ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Я неизменно с острым интересом

И с сердцем замирающим следил

За грозным, хладнокровным хлеборезом.

Он резал хлеб!

Он чёрный хлеб делил!

Я восторгался им, прямым и честным.

Он резал грубо, просто, без затей,

Горелой коркой, как в угле древесном,

Испачкавшись – почти что до локтей.

На нём рубаха взмокла холстяная.

Он был велик в восторге трудовом.

Он резал хлеб, усталости не зная,

Лица не вытирая рукавом.

Вед. 2: «При сытости помни голод» - это завет-предостережение наших предков, который мы не должны забывать. Очень важно быть к хлебу добрым и внимательным. Это нужно каждому из нас, потому что рядом с хлебом человек становится лучше. Отношением к хлебу проверяется многое. Хлеб – это испытание, которым можно определить уровень культуры и гражданскую позицию одного конкретного человека и общества в целом. Не случайно говорится: «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит!»

Вед.1: Хлеб надо беречь. Мы много производим! Но много и изводим – вот в чём беда. Как часто мы оскорбляем хлеб. Можем запросто выкинуть его, а дети играют им за столом. Идя по улице, видишь кусок хлеба в грязи – подними его! Не бойся показаться смешным или старомодным. Подними, положи повыше, чтобы птицы съели, чтобы не затоптались в грязь человеческий труд и человеческая жизнь.

На Невском замерло движенье…

Не ночью, нет – средь бела дня.

На мостовой, как изваянье,

Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла –

В её протянутых руках

Горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин

И всё забывшим равнодушьем…

А женщина держала хлеб

Кусочек этот бы тогда-

И сына я б не потеряла.

Кусочек этот бы тогда…

Кусочек этот бы тогда…

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискарёвку кто забыл?

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь – у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь…

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Слайд14. Вед.2: Русский хлеб – чёрный ржаной, белый пшеничный, хала, витушка, колобки, крендели, слойка, калачи и сотни других изделий, прославили наших пекарей во всем мире. Хлеб печь у нас всегда умели. У каждого хлебника были свои секреты выпечки, свои производственные тайны. Большой мастер, знаток своего дела хлеб не печёт, а поистине творит.

Вед.1: Хлеб, он – не волшебник, но всё может. Это такой вид энергии, без которого ни один винтик на заводе не повернётся. Исторически так сложилось, что Франция является не только законодательницей мод, но и хлебной культуры. В этой стране даже есть покровитель пекарей и булочников – святой Оноре. Здесь постоянно проводятся праздники, фестивали, соревнования, посвященные хлебному делу.

Вед.2: Наша страна далеко не последняя в этом списке. Чего только стоят калачи, ватрушки, знаменитый чёрный хлеб, булки с изюмом и т.д. 29 августа у всех православных христиан праздник – Спас Нерукотворный, который иногда называли Спасом Хлебным. Хлеб – святая пища, поэтому каждая страна стремится отдавать должное этому великому творению.

Слыша добрые вести,

Видя славу страны,

В записи звучит музыкальная тема из к/ф «Русское поле». На сцене появляется ансамбль народного танца. Исполняется хореографическая картинка «Колосья». Далее из большой книги, стоящей на заднем плане сцены, появляется автор, у него в руках колоски пшеницы и ржи. На титульном листе книги нарисован большой и румяный каравай хлеба на рушнике.

Вот невидаль какая! -

закричит мудрец иной. -

Я по вкусу покупаю

белый, серый и ржаной!

Мне его снимает с полки

тетя Зина - продавец!

Я ношу его в кошелке, -

скажет маленький мудрец. -

По дороге, между прочим,

хлеб горячий

вкусен очень.

Я, пока пройду свой путь,

не могу не отщипнуть.

А потом его не ем -

не люблю его совсем!

читатель мой ученый,

ты прочти хотя бы раз

про обычный хлеб печеный

немудреный мой рассказ.

В записи звучит русская народная мелодия. Идет танец в исполнении хореографического коллектива. У танцоров в руках караваи хлеба. На сцене после танца из книги появляются чтецы.

1-й чтец.

Ведь обед нам не обед,

если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

если хлеба нет ни крошки.

2-й чтец.

Даже каша с хлебом краше!

Гусь без хлеба - ерунда!

Чтецы (вместе).

«Хлеб-кормилец -

пища наша, молодецкая еда», -

говорил народ всегда.

3-й чтец.

На работе

и в походе

у народа хлеб в почете.

Чтецы (вместе).

С хлебом русский человек -

богатырь из века в век.

В записи звучит русская народная величальная музыка. На сцену выходят участники театрального коллектива, изображающие богатырей. Идет пластическая зарисовка. После этого на сцену выходят еще трое чтецов.

4-й чтец.

И недаром хлеб солдатский

наши воины по-братски

честно делят меж собой,

уходя на смертный бой.

5-й чтец.

А бывало в окруженье

и такое положенье:

весь в пыли, в крови солдат

даже корке хлеба рад.

6-й чтец.

Пусть черства она -

не найти ее дороже!

Чтецы (вместе).

Ведь когда стреляют пушки

И когда враги вокруг,

То последнею краюшкой

С другом делится лишь друг.

На экране демонстрируются кадры из к/ф или д/ф о войне. Далее в записи звучит инструментальная композиция величественного характера, на экране - кадры о хлебе. Чтецы на фоне музыки продолжают повествование о хлебе.

7-й чтец.

Хлеб душистый, пропеченный,

с хрупкой спинкой золоченой

нам привычен и знаком,

к нам заходит в каждый дом.

8-й чтец.

Не везде,

хлеб едят досыта дети.

9-й чтец.

Под чужим заморским небом

у простых людей нужда.

И с друзьями нашим хлебом

мы поделимся всегда.

10-й чтец.

Если мы хотим кого-то

встретить с честью и почетом,

встретить щедро, от души,

с уважением большим,

то гостей таких встречаем

круглым пышным караваем.

Выходят мальчик и девочка с большим караваем и низко кланяются всем до земли.

Чтецы (вместе).

Он на блюде расписном,

с белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

поклонясь, отведать просим.

Девочка и мальчик (дружно).

Дорогой наш гость и друг,

принимай хлеб-соль из рук!

Мой читатель,

мой дружище,

человек немногих лет,

хлеб не только пища,

без которой жизни нет.

Он - мерило дружбы верной,

службы воинской примерной.

У народа есть слова:

Девочка и мальчик (дружно). «Хлеб - всей жизни голова!»

Хлеб не только

«Докторский»,

Он еще, сказать к примеру,

Трудовой

И даровой.

Легкий - тяжкий,

Горький - сладкий,

Хлеб различен меж собой.

У него свои повадки,

У него характер свой.

В записи звучит народная музыка. Хореографический коллектив исполняет танец косцов и жнецов. Далее на фоне минорной инструментальной музыки чтецы продолжают рассказ о хлебе.

1-й чтец.

Горький хлеб тебе неведом -

подневольного труда.

Он знаком был нашим дедам

в те минувшие года,

той порой, когда босые

шли пешком и ночь и день

по своей земле - России -

люди нищих деревень.

2-й чтец.

Шли - искали место, где бы

заработать в мире хлеба.

Хлеб слепой судьбы бедняцкой

горек был и тяжек был...

3-й чтец.

И с полей в амбар кулацкий

он из рук батрацких плыл.

От зари и до зари

все трудились косари.

4-й чтец.

А кулак, картуз надвинув

до взлохмаченных бровей,

Оценил всего в полтину

всю работу косарей.

5-й чтец.

Удивительные вещи

были раньше, если б знал!

Не работая, помещик

сладко ел и мягко спал.

6-й чтец.

Жил за каменной оградой

в белом доме у пруда

и считал, что так и надо

жить на свете без труда.

7-й чтец.

Раньше был такой порядок:

у богатого хлеб сладок,

а зато у бедняка -

корка черствая горька.

8-й чтец.

Шел народ в огне сражений

за свободу

и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Чтецы (вместе). «Хлеб - всей жизни голова!»

9-й чтец.

Пышный, мягкий, пропеченный,

подрумяненный слегка,

хлеб с горбушкой золоченой

шел к тебе издалека.

10-й чтец.

И пора, мой друг, взглянуть

на нелегкий этот путь.

На экране демонстрируется видеоряд о хлебе. Звучит инструментальная мелодия. Чтецы в это время продолжают повествование в стихах о хлебе.

1-й чтец.

Выйди в поле, за станицу.

Дымка сизая клубится...

Слышит чуткая округа

гул моторов день-деньской.

И бурлит земля под плугом,

как высокий вал морской.

Не сама собой природа

хлеб на блюде поднесет.

2-й чтец.

Сколько требует ухода

мать-земля за целый год!

Чтоб сошлись, как в океане,

в закромах твоей страны

золотой поток с Кубани,

плодороднейшей земли.

3-й чтец.

Но зато в степи просторной

жарким летом хлеб высок.

И одет в литые зерна

плотно сбитый колосок.

4-й чтец.

Рыжий, с жесткими усами,

весь в чешуйчатой броне,

колосок под небесами,

словно витязь на коне.

5-й чтец.

Нет конца и края войску

удивительной красы,

и топорщатся геройски

молодецкие усы.

6-й чтец.

Лезет пыль в глаза и уши,

Дождик осенью сечет.

Но каким веселым душем

В закрома зерно течет!

Чтецы (вместе).

Видишь, друг,

у хлеба свойство

замечательное есть -

проверяют им геройство,

силу, мужество и честь!

В записи звучит народная казачья музыка разудалого, бравого характера. Исполняется сюжетно-танцевальная композиция о том, как растет хлеб, как его собирают. На авансцене вновь появляется автор.

До большого магазина,

где торгует тетя Зина

и откуда в этот раз

начинали мы рассказ,

добрый хлеб идет нескоро

со степных земных просторов.

Это в сказках да в стихах

все бывает в двух словах.

На муку размелют зерна.

Много сит мука пройдет.

Белый, серый, сдобный, черный хлеб нам пекарь испечет. Покупай себе любой - лишь бы только трудовой! И не надо нам другого ни на раз, ни про запас. Мы не любим дарового - не в почете он у нас. На работе силы пробуй, находи по сердцу путь. Но дороги хлебороба, мой читатель, не забудь!

Помни верные слова:

Все герои (вместе). «Хлеб - всей жизни голова!».

В записи звучит раздольная русская народная мелодия. Все участники кланяются в пояс и исчезают в книге. На экране демонстрируется пшеничное поле.

Дополнительный материал

В. Соколов

Зима. Бочком из переулка

Выходит, звякая, трамвай.

А то как пышный каравай.

Свежо и холодно под небом.

Круглы и мягки облака...

Да бог с ним, с этим белым хлебом,

Хватало б черного пока.

Я помню хлеб.

Уже не будет

Такого хлеба никогда.

Пусть даже затемно разбудят

Иные черные года

Тяжелым ходом эшелонов...

Я помню хлеб сладчайший тот,

Что до отмены всех талонов

Я получал за день вперед.

«Везут, везут!» Фургон тащился.

Снег под полозьями звенел.

Ах, этот хлеб... Как он крошился,

Как на морозе руки грел!

О эти годы! О отрада,

О позабывшаяся честь,

Что мне, как будто так и надо,

Как большинству, хотелось есть.

Мы родины не выбирали,

Но если б выбор был у нас,

Я б выбрал только эти дали,

Иных не мысля про запас.

Кочуют вьюги, едут люди.

Дрожат под скорыми мосты.

В ожогах неба, как в полуде,

Взывает спутник с высоты:

«Не уставай. С моей судьбою

Соотноси, поэт, свой путь,

Всю землю чуя под собою,

Но лишь искусственным не будь».

Зима. Бочком из переулка

Выходит, звякая, трамвай.

На тумбах снег. Он то как булка,

А то как пышный каравай.

А я слежу, как, выйдя в небо,

Превысив сказочный лубок.

Дитя родительского хлеба,

Витает этот колобок.

Пусть даже затемно разбудят

Еще безвестные года.

Я помню хлеб.

Уже не будет

Такого хлеба никогда.

Несут хозяйки булки, сайки.

Но песня за душу берет:

И я на той военной пайке

Опять живу за день вперед.

Цели: воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.

Оформление: большое панно “Хлебное поле”, снопы зерновых культур, на плакатах пословицы о хлебе:

  • Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
  • Много снега – много хлеба. Каравай хлеба не свалится с неба.
  • Пот на спине – так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье.

Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.

У учителя: презентация, выполненная в PowerPoint, музыкальное сопровождение.

Ход праздника

Учитель. С.27 Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. В музее истории Ленинграда хранится С.28 кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. С.29 Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям С.30 нужно было работать, С.31 нужно было жить, нужно было выжить – С.32 назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит побед.

Был хлеб всегда в почете на Руси – С.33
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

В дыму ленинградское небо, С.34
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей – сада № 5 города Отрадное Ленинградской области В.И.Богдановой.

Ведущий. С.35

“Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

Чтец.

Зерна наших дней, светитесь С.36 ,*
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Не мечтаем мы о чуде, –
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы люди,
Научитесь хлеб беречь!

Ведущий.

“Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори”. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Это вкусно.

Чтец.

Прошу тебя!
Не оброни сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба.
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного –
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.

В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. С.37 ,* Его ломали руками на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди.

На свете видела я хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала.
И клала на стол, осеняя крестом.
Он отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка,
Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

С.39 ,* Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!”
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!”

Запомните золотые слова: С.40 “Хлеб – всему голова”.

Дети исполняют песню “Хлебный колосок” (В. Орлов, С.Бодрянков)

Общешкольное мероприятие

литературно – музыкальная композиция

«ХЛЕБ – ВСЕЙ ЖИЗНИ ГОЛОВА»

Цель: Рассказать о хлебе – продукте номер один. Учить бережливому, разумному отношению к нашей святыне - хлебу. Рассказать об истории хлеба, о современных способах его возделывания.

Оборудование: Картины о хлебе, хлебобулочные изделия, книжная выставка, мультимедиапроектор, презентация «Что такое хлеб».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Актуализация темы.

Воспитатель: (демонстрация слайдов с загадками) Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем.

Что это? (хлеб)

Так о чем сегодня на занятии будем говорить?

Кто определит тему нашего занятия?

Что мы сегодня узнаем о хлебе?

Итак, мы определили тему “Хлеб – все жизни голова”

Определили цель

  • узнаем кто производит хлеб, и поговорим о том, как нужно относиться к хлебу.

"Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко."

(работа по слайдам).

А сейчас я хочу вам рассказать историю возникновения хлеба на Руси. Демонстрация слайдов.
Хлеб - один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в Неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запеченой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. Потомки такого раннего хлеба изготавливаются в настоящее время из различной крупы по всему миру, например, мексиканская тортилья, индийский чапати, китайский poa ping, шотландская овсяная лепешка, североамериканская кукурузная лепешка и эфиопская инжера. Такой хлеб в виде лепешки стал основой пищи многих древних цивилизаций: шумеры ели ячменные лепешки, а в XII веке до н. э. египтяне могли купить в палатках на улицах деревень лепешки, которые назывались та.
Считается, что хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте в связи с местными благоприятными условиями для роста пшеницы, а для приготовления такого хлеба потребовалось вывести сорт пшеницы, обладающий двумя новыми свойствами. Первое улучшение, сделанное к началу египетских Династий, состояло в том, чтобы найти и выращивать пшеницу, которую можно было бы молотить без предварительной сушки на огне. Находка сорта пшеницы, содержащего достаточно много клейковиновых протеинов, стало вторым открытием, которое помогло появлению дрожжевого хлеба. Считается, что первоначально дрожжевое тесто стало использоваться в XVII веке до н. э., но пшеница, из которой можно было делать такое тесто, встречалась очень редко. Вывод о недостатке такой пшеницы был сделан на основе данных о том, что такая пшеница практически не привозилась в Древнюю Грецию до IV века до н. э. несмотря на отлаженные торговые связи между Египтом и Грецией, существовавшие к тому времени уже 300 лет.
Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для это нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой. Плиний Старший писал, что галлы и иберийцы использовали снятую с пива пену, чтобы делать «более светлый хлеб, чем [делали] другие народы». В тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения. Даже в древнем мире существовало очень много разнообразных видов хлеба. В своем сочинении «Пир мудрецов» древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки, приготавливавшейся в античности. Среди сортов хлеба упоминаются лепешки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зернами, и особое военное блюдо - хлебные завитки, запеченые на вертеле. Тип и качество муки, использовавшейся для приготовления хлеба, также могло различаться. Как отмечал Дифил, «хлеб, сделанный из пшеницы, по сравнению с тем, что сделан из ячменя, более питательный, легче усваивается, и всегда лучшего качества. В порядке достоинства, хлеб, сделанный из очищенной [хорошо просеяной] муки является первым, после него - хлеб из обычной пшеницы, а затем хлеб, сделанный из непросеяной муки.»
В средневековой Европе хлеб служил не только как основа пищи, но и как часть сервировки стола. При стандартной сервировке на стол клались куски черствого хлеба размером примерно 15 см на 10 см, которые служили тарелками, и могли к тому же впитывать влагу. После еды эти куски хлеба, выполнявшие роль тарелок, съедали, отдавали бедноте или кормили ими собак. Лишь в XV веке такие посудины для еды стали делать из дерева и перестали использовать хлебные «тарелки».
Нарезанный хлеб стал популярен в магазинах многих странОтто Фредерик Роведдер считается изобретателем хлеба в нарезке. В 1912 Роведдер начал работать над машиной, которая бы умела нарезать хлеб, но пекарни очень неохотно использовали такие машины, поскольку считали, что хлеб в нарезке быстрее зачерствеет. Лишь после 1928, когда Роведдер изобрел машину, которая нарезала и сразу заворачивала хлеб в упаковку, хлеб в нарезке стал популярным. Пекарня в Чилликоте, Миссури была первой, использовавшей эту машину для изготовления хлеба в нарезке. На протяжении поколений белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как беднота ела серый и черный хлеб. Однако, в XX веке предпочтения стали обратными - серый и черный хлеб стали есть больше из-за более высокой питательной ценности, тогда как белый хлеб стал ассоциироваться с игнорированием питательности, что считалось присущим низшему классу.

Ученик: Человек!

Ты истину познай:

Хлеб, что на столе,- оберегай!

Не кроши его!

Священен он!

Если с хлебом-

Ты уже силен.

Хлеб – источник радости, добра;

Золота дороже, серебра.

Если в поле колос

В полный рост

Доберешься до Луны,

До звезд.

Хлебом кормиться весь белый свет.

Ничего дороже хлеба нет!

Воспитатель: А теперь ребята я хочу, чтоб вы вспомнили пословицы и поговорки о хлебе. (Показ слайда)

Ученица: Славиться он первый на земле,

Славиться он первый на столе.

Ветер его холит, холят степи.

Перед гостями он лежит парной.

Ситный, белый. Черный и ржаной –

Круто жизнь замешена на хлебе.

Воспитатель: Люди открыли электрическую энергию, открыли атомную и восторгаются этим, что в общем- то справедливо, но о главной энергии человечества – хлебе – стали забывать.

Слишком уж мы транжирим хлеб! Не доел булочку или пирожок – выбросил. Чуть зачерствел батон – в мусорник.

Хлебные кусочки можно видеть везде: на полу в столовой. На тротуаре. В подъездах домов. На территории школы. Эти потери происходят как бы мимоходом. Неуважительно относятся к хлебу не только некоторые дети, но даже и взрослые.

Ученик: Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

Воспитатель: Как быть с выброшенным хлебным ломтиком? Неужели мы не в силах навести тут порядок? Прежде всего, надо всем стараться избегать оставлять несъеденный хлеб. А если хлеб остался, то надо использовать его по – хозяйски – в дело. (демонстрация слайда с рецептами).

Ученик: Ребята! Каждый раз, беря кусочек хлеба в руки за обеденным столом. Проникнитесь глубоким уважением к труженикам полей. И где бы ты ни встретил их, поклонись низко!

Ученица: Есть пословица в народе

«Хлеб на стол, и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

Включается запись песни «Золотое зернышко» сл. П. Синявского муз. Ю. Чичкова.

Воспитатель: читает рассказ “Хлеб святой” И. Сенченко.

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…

А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.

Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.

Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…

Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.

Викторина . – А сейчас проведем небольшую викторину.

Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы).

Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы)

Как лесные насаждения помогают хлеборобам? (Они сохраняют влагу в почве).

Куда зерно ведут после уборки? (На элеватор – особое хранилище для зерна).

Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).

Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто).

Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто).

Внимание! Конкурс! (по 2 человека, 3 группы).

На столе лежат карточки с названиями продуктов: мука, вода, молоко, дрожжи, соль, сахар, яйца, масло, перец, лук.

Выберете из них те, которые используют при замешивании теста для хлеба и наклейте их на лист бумаги.

(Мука, вода или молоко, дрожжи, соль, сахар, яйцо, масло).

- Прочитайте правила. С ними вы уже знакомы.

  • Хлеба к обеду в меру бери,
    Хлеб – наша радость, им не сори!
  • Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе!
  • Жалеть надо хлебную крошку.

Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый, черный. В чем дело?

(Белый хлеб пекут из пшеничной муки, черный - из ржаной).

Какие предприятия в нашем поселке участвуют в производстве хлеба? (хлебозавод).

Что производит хлебозавод?, кондитерская фабрика? (ответы детей, показ продукции).

Мы видим малую долю того, что производят эти предприятия.

Когда за столом вы, ребята сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт.
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлург - народ.

Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.

Ученик: Перед этой пашнею

Шапку скинь, сынок:

Видишь, пробивается

Хлебный стебелек.

Сколько в этом зернышке вложено труда,

Знает только солнышко, ветер а вода.

Перед ним на цыпочках тракторист шагал.

В сеялки и бороны трактор запрягал,

Перед ним, малюсеньким.

Крошечным зерном, долго думу трудную

Думал агроном… (Г.Граубин)

Звучит мелодия песни «Поле, русское поле» (муз. Я Френкеля. С. И.Гофф)

Ученик: Каждое зерно омыто

Человечьей каплей пота.

Нет, не может быть забыта

Эта тяжелая работа!

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека? Давайте помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Ученик : Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай!
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!

Ученик : Если мы хотим кого- то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

(ученик подносит гостям вкусный каравай хлеба на рушнике).

Демонстрация слайдов.

Воспитатель: Вот и завершился наш с вами час. Сегодня мы с вами проделали большую работу. А кто мне скажет, что нового он узнал? Ребята «по цепочке» начинают делиться своими знаниями. Когда все выскажутся воспитатель подводит итог сказанному.

Литература.

  • Бакалдин ВВ. Стихи о хлебе. Для детей младшего школьного возраста. Краснодарское книжное издательство, 1975.
  • Георгиевский В.А. Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах. М. «Просвещение», 1983.
  • Извекова Л. Н. Что всего дороже? Для детей младшего школьного возраста. Изд.: Алтайское книжное, Барнаул, 1984.
  • Крупин В. Н. Нынешний хлеб. Для дошкольного возраста. Издательство “Малыш”, М. ;1988.
  • Кузьмин Заветное дело. Быль. Для младшего школьного возраста. Издательство “Малыш” Мм.;1986.
  • Сенченко И. “Хлеб святой”.
  • Ухъянкин С.П. Павлов И.В. Уроки хлеба. Чебоксары, Чувашское книжное изд-во, 1984.
Организация праздников и мероприятий в учреждениях профессионального образования

Для людей нашего поколения, воспитанных на ценностях советского времени, слово «хлеб» не просто продукт питания. Хлеб – это что-то особенное, близкое к слову «святость». Наверное, с молоком матери мы впитали в себя великое уважение к этому слову.

К сожалению, нынешние мальчишки и девчонки, нынешние подростки не испытывают этих чувств. Они уже далеки от того времени, когда хлеб на стол приходил к нам через кровь и пот тех, кто его растил. Они не знают лихих военных лет, когда каждая крошка хлеба была на вес золота, они уже не знакомы с теми ленинградцами, которые могли бы рассказать что такое «блокадный хлеб». Поэтому я считаю, что мы взрослые, мы педагоги должны взять на себя миссию рассказать подрастающему поколению об истинной ценности хлеба.

У нас в районе, в глубинке Новосибирской области, традиционно осенью проводится праздник сельскохозяйственного работника, на котором чествуют и героев жатвы, т.е. тех людей, которые, не смотря ни на какие невзгоды боролись за урожай. А мы педагоги училища, приурочиваем к этому событию свой праздник, целью которого является воспитание бережливого отношения к хлебу, воспитание уважения к нелегкому труду хлеборобов, воспитание патриотизма.

Сценарий литературно-музыкальной композиции:

« Праздник урожая »

Цели:

- воспитание бережного отношения к хлебу;

Научить видеть и уважать труд хлебороба;

Раскрыть ценность хлеба;

Расширить представления учащихся о Великой Отечественной

войне, о блокадном хлебе;

Воспитывать патриотизм, бережливость;

Расширить кругозор обучающихся.

Оформление зала: 1. Плакаты с пословицами о хлебе.

2. Стенд « Поэты о хлебе».

3. В центре сцены - Сноп из пшеницы.

4. Большой плакат с изображением каравая и со словами «Хлеб всему голова»

5. Экран, мультимедийное оборудование.

6. Выставка хлебобулочных изделий.

Участники: В качестве гостей ветераны труда, бывшие выпускники училища, мастера производственного обучения, учащиеся профессий: «Тракторист-машинист с/х производства», «Повар, кондитер», Маслянинский русский народный хор.

На сцене хор, исполняет песню: «С чистым сердцем мы встречаем дорогих гостей своих…», в это время входят ветераны труда, победители урожая 2012года, бывшие выпускники училища. Зал встречает гостей аплодисментами.

На экране высвечиваются слова: «Тот, кто сумеет вырастить два колоса на том месте, где рос один, навеки заслуживает благодарность человечества» (К. А. Тимирязев) или

«Есть в мире понятия, ценность которых непреходящая. Эти понятия – воздух, земля, вода, солнце. К таким понятиям можно отнести и хлеб, даже изобилие хлеба не должно порождать его расточительство»

Ведущий 1: (в руках маленькие пшеничные колоски).

Из маленького зёрнышка вырастают колоски. Один колосок легко помещается на ладони. В этом колоске сплав энергии солнца и человека, труд многих людей: металлургов и машиностроителей, химиков и нефтяников, учёных и механизаторов. Сотни лет назад люди научились печь хлеб. Мы встречаемся с ним каждый день. Без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости – добрый наш друг, имя которого на всех языках произносится с любовью. Хлеб – древний и вечно молодой продукт человеческого труда. Случается, что люди порой забывают о том, что в хлебе труд миллионов людей, отражена история народа и вы, дорогие друзья, имеете непосредственное отношение к хлебу, знаете ему цену. Сегодня о хлебе наш рассказ.

2 ведущий: Хлеб – один из самых удивительный продуктов человеческого труда. В тот момент, когда человек испёк первую лепёшку из своего урожая, он обеспечил своё существование. Примерно 17 тысяч лет назад несколько племён поселились в долине Нила, они изобрели первые серпы, первые камнетёрки, на которых получили муку, они первыми испекли хлеб. Прошло много времени, труд хлебороба стал другим, но не стал легче.

1 ведущий : Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на нашей планете. К. А. Тимирязев сказал: « Тот, кто сумеет вырастить два колоса на том месте, где рос один, навеки заслуживает благодарность человечества». Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно не дорогие булки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали труд ни одного, ни двух, ни трёх, а труд многих людей.

2 ведущий : День и ночь и в палящий зной, и в дождь – идёт битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай выстрадан ими, тысячи людей трудятся, чтобы вырастить зерно, собрать и смолоть его, выпечь хлеб. (В это время идёт видеокольцовка: «Вести с полей. Урожай 2012.» , «Вести Новосибирск» http: //www.nsktv.ru/, «ОТС. Вести » http:// otstv.ru/main. или фрагмент кинофильма «Русское поле».)

1 чтец : У крестьян торжественные лица,

Поле всё зарёй освещено.

В землю за сельскою станицей

Хлебное положено зерно.

Спит оно в кубанской колыбели

Как отец склонился над зерном

В куртке перешитой из шинели,

Бледный от волненья агроном.

Пусть же нива колосится,

Будут этой осенью полны

Нашей рожью, нашею пшеницей

Все зернохранилища страны. (Л. Смеляков)

Музыкальный номер. Песня «Отвечает любовью земля» в исполнении хора.

2 чтец: (Девушка, в форме повара, читает стих с показом слайдов: «Виды хлебобулочных изделий»

Вот он - хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой,

Вот он – тёплый золотистый,

Словно солнцем залитой.

В нём здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло,

В нём земли родимой соки,

Солнце свет весенний в нём!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

И не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле. (Л. Татьяничева)

1 ведущий : Когда берёшь в руки пахучий, прогретый жаром печи кусок хлеба, нередко испытываешь какое – то затаённое, до конца не осознанное чувство благодарности к хлебу. Он дёшев и доступен для всех, и заменить нам его никто не может, По подсчётам учёных медиков, взрослый человек обычно съедает в день около 500 грамм, а при тяжёлой физической работе – 800 грамм хлеба. Половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает из хлеба. В нём много минеральных солей и витаминов.

2 ведущий : Выросло не одно поколение людей,которые не знают, что такое хлебные карточки, бесконечные очереди за хлебом, которым неведома чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, корней травы, лебеды. Но никто не остаётся равнодушным, слушая рассказы ветеранов Великой Отечественной войны о фронтовом хлебе.

В годы войны в сёлах оставались лишь старики, женщины и дети. Их сомоотверженный труд помог солдатом одержать победу над врагом.

3 чтец: Трудно родится хлеб,

Трудно хлеб достаётся,

Тот, кто душою слеп,

Может быть усмехнётся,

Обескуражен тем,

Как я с достатком в доме,-

Хлеб суеверно ем

Крошки смахнув в ладони.

Это живёт во мне

Память о той войне

Горькие времена!

Худенький мальчик, где же ты?

В сутки лишь горсть зерна –

Триста граммов надежды

Бабушка нам пекла.

Хлеб из скупой мучицы,

Жизнь, что давно прошла

В сердце моё стучится…

Хлеб нас от смерти спас

Он и сейчас бессмертен

Всё настоящее в нас

Этою мерою мерьте! (А. Дементьев)

1 ведущий: Был хлеб всегда в почёте на Руси –

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? Спроси

Тебе ответить могут ленинградцы.

(При чтении текста используется видеосюжет хроники военных лет. «Блокадный Ленинград»)

Во время ВОВ жителям Ленинграда (Санкт-Петербурга) выпала страшная доля. Они 900 дней жили в условиях вражеской блокады. В это время рабочие и инженерно – технические работники получали по 250 граммов хлеба, а остальные жители по 150 грамм. Он состоял из муки низкого качества и всё-таки этот хлеб помог Ленинградцам не только выстоять, но и победить. История борьбы и сопротивления ленинградцев – образец стойкости человека. Более 640 тысяч ленинградцев умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище тысячи могил. Около одной всегда многолюдно, посетители стоят и молча плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба, а рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тогда!»

4 чтец: На Невском замерло движение…

Не ночью, нет – средь бела дня,

На мостовой как изваянье фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне седая женщина стояла –

В её протянутых руках горбушка чёрная лежала.

Нет не горбушка, а кусок, обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин и всё забывшим равнодушьем…

«Кусочек этот бы тогда…кусочек этот бы тогда

Кто осквернил? Кто позабыл блокады страшные года.

А Пискарёвку кто забыл? Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок лежащий здесь, у ваших ног,

Кусок, не подаривший жизнь,

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь! Кто предал жизнь?

(Р. Рождественский)

2 ведущий: За хлеб люди порой жизнь отдают не только на войне, но и в мирное время. Уже в после - военное время, вблизи мордовского села Ново-Пшеново, загорелось пшеничное поле: провисли электропровода и коснулись земли. В это время проезжали мимо два друга, уроженцы этих мест: Андрей Кузнецов и Владимир Щанкин и увидели пожар. Нужно было укоротить провод под напряжением 110 квт, чтобы он не касался земли. Андрей стал кусачками перекусывать провод, а Володя – гасить огонь. Потом кусачки взял Володя, и стал перекусывать провод. Никто из ребят не подумал, выдержит ли изоляция такое напряжение? И вдруг Андрей увидел, как Володю отбросило, и он упал на землю, а на проводах качались кусачки… Хлеб был спасён ценой жизни Владимира. Он посмертно был награжден Орденом Красной Звезды.

1 ведущий: И в настоящее время, ценою огромных усилий труженики сёл нашего района выращивают урожай. 2012 год стал настоящим испытанием для наших хлеборобов, но не смотря на неблагоприятные погодные условия им удалось вырастить хороший урожай. Такие хозяйства как ООО «Сибиряк», руководитель Сенников Алексей Геннадьевич, собрали 14,3ц/га зерновых, а ООО «Сибирская нива», руководитель Ляхов Сергей Александрович, получили 17,5ц\га. В целом по району урожайность зерновых и озимых составила 14ц/га и 21ц/га соответственно.

Среди награждённых механизаторов есть и наши выпускники. В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 13.08.2012 года №375-п «О мерах по своевременной подготовке и проведению уборочных работ в 2012 году» и распоряжением администрации Маслянинского района за большой личный вклад в развитие с/х производства и многолетний труд были награждены Почётной грамотой Законодательного Собрания Новосибирской области:

Черняйкин Александр Николаевич, механизатор ЗАО АПК «Маслянинский Лён»; (выпускник 1984года).

Реутов Андрей Николаевич, механизатор ООО «Сибирская Нива»; (выпускник 1987 года)

Чаузов Олег Викторович, механизатор ЗАО АПК «Маслянинский Лён»; (выпускник 2006года).

За многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм были награждены Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства Новосибирской области:

Ильясов Александр Александрович, комбайнер ООО «Сибирская Нива»;

(выпускник 1995 года)

Дударев Владимир Николаевич, комбайнер ООО «Сибирская Нива»;

(выпускник 1990 года)

Огнёв Роман Сергеевич, комбайнер ООО «Сибирская Нива»;

(выпускник 2000 года)

Хочется сказать о трудовыхдинастиях: это, например, братья Гредины – Валерий и Слава – будущий выпускник 2013 года, которые трудились в ЗАО АПК «Маслянинский Лён», управляющим компании является Н.П.Кулешов, директором А.С.Баев.

Слово предоставляется директору ЗАО АПК «Маслянинский Лён» Баеву Алексею Сергеевичу.

Слово предоставляется выпускнику нашего училища, механизатору ЗАО АПК «Маслянинский Лён» Гредину Валерию.

Музыкальный номер. Песня: «Хлеб всему голова». Автор В.Ф. Балачан.

За более полувековой срок существования наше училище подготовило и выпустило тысячи специалистов, которыми мы гордимся. Мы благодарны нашим мастерам, которые передают нам свой опыт и мастерство: это

Фогель А.А., Шкуропат В.А., Казанцева Л. И.- общий стаж их педагогической деятельности более 25 лет, Дубовской М.А., Ковязин Ф. Х.- их общий педагогический стаж более 15 лет.

2 ведущий: К хлебу у нас должно быть святое отношение. Не нужно забывать никогда сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются такие вкусные булки и пряники.

5 чтец: О хлеб, о мой товарищ, ты суров!

Веками люди лили пот и кровь –

И твоё имя, превращаясь в крик,

Срывалось с пересохших губ у них…

Веками тайной властью своей

Ты по неволе разделял людей…

Но миллионы именем своим соединял!

И был для них один!!!

Творец народов и людских судеб,

Да будет свято твоё имя, хлеб!

И пусть оно порой горчит,

Но рядом с правдой хорошо звучит!

О, хлеб, я знаю в каждом есть оно

Ржаное иль пшеничное зерно,

Которое – бывает, много лет –

Упрямо пробивается на свет…

И верно, для достойных день придёт,

Когда зерно достойное взойдёт…

И все колосья мы соединим

О, хлеб, высоким именем твоим!

(А. Руденко)

1 ведущий:

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной,

Говорим мы (вместе ведущие и чтецы)

Берегите хлеб родной.

Слово для награждения учащихся ГБОУ НПО НСО ПУ № 77 главному агроному, ветерану труда ООО «Сибирская нива» Батарцеву С.В.

Музыкальный номер. Песня « Шумят хлеба». Авторы: Н.Гребенников, Н.Добронравов

2 ведущий: Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

Музыкальный номер. Под звучание песни «Ты цвети, Россия наша» (Авторы: Н.Палькин, В.Левашов) вручается каравай мастерам и учащимся - участникам уборки урожая 2012г.