В чем смысл главы фаталист. Анализ главы Фаталист (Герой нашего времени)
«Фаталист» - последняя глава «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, которая, однако, воспринимается как самостоятельное произведение. Его сюжет не только поражает необычными событиями, но подталкивает читателя к выводам о человеческой судьбе. В школе с этой главой романа знакомятся в 9 классе. Облегчить подготовку к уроку можно воспользовавшись анализом произведения, поданным в публикации.
Краткий анализ
Год написания - 1838.
История создания - Исследователи полагают, что произведение было написано под впечатлением от реального события. Существует несколько версий происхождения сюжета. Большинство биографов и литературоведов считают, что писатель был очевидцем или участником происшествия с пистолетом.
Тема - В произведении можно выделить широкую и узкую тему: широкая - жизнь и смерть, узкая - фатум в жизни человека.
Композиция - Композиция произведения простая: последовательность сюжетных элементов в ней не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. Важную роль для развития основных мотивов играют диалоги.
Жанр - Новелла.
Направление - Реализм.
История создания
Последняя часть романа М. Ю. Лермонтова была написана в 1838 г. Мнения исследователей об источнике сюжета расходятся. Наиболее распространенная версия следующая: М. Ю. Лермонтов вместе со своим приятелем А. А. Столыпиным был участником происшествия с пистолетом. Биограф П. А. Висковатов утверждал, что основой для эпизода, воспроизводящего «приключения» Печорина в доме пьяного казака, стал случай из жизни дяди Михаила Юрьевича П. А. Висковатова.
Некоторые ученые считают, что сюжет новеллы был заимствован из мемуаров Байрона. Британский писатель вспоминал, как его школьный друг решил испытать судьбу, подставив к виску пистолет.
Тема
В главе «Фаталист» анализ стоит начать с разбора мотивов и идейного звучания.
Истоки мотива фатума (рока) находим еще в античной литературе. Позже его развивали многие труженики пера, интерпретируя согласно духу своей эпохи. Не остался в стороне и М. Ю. Лермонтов. В анализированном произведении тема рока в человеческой жизни развивается в контексте вечного вопроса жизни и смерти. Эти проблемы можно заметить и в других главах романа, однако именно в последней главе они наиболее выразительны.
Система образов «Фаталиста» неразветвленная: Печорин, поручик-серб Вулич, пьяный казак. Второстепенную роль играют образы трех офицеров и Максима Максимыча. В центре сюжета пари между Печориным и Вуличем. Оба героя служили тогда в казацкой станице. У офицеров сложилась традиция играть по вечерам в карты.
Один из таких вечеров стал последним для Вулича. Странный мужчина - именно таким его считали окружающие - решил проверить, может ли он властвовать над своей судьбой. Поспорить с ним решился только Печорин, считавший, что лишь человек управляет своей жизнью. Поручик взял пистолет, приставил ко лбу. Картежники замерли и с облегчением вздохнули только, когда случилась осечка. Вулич довел, что жизнь человека определена заранее.
Печорин заметил на лице поручика печать смерти и открыто сказал об этом. В этом вся суть Печорина, он прямолинеен и жесток, его правда всегда страшна своей неприкрытостью. Ночью поручика убил пьяный казак. Трагедия стала еще одним доказательством существования рока. После этого Печорин решил испытать свою судьбу. Он забрался к казаку-убийце в дом и смог захватить его. Казалось бы, вот и третье доказательство. Но даже после этого герой не захотел верить, что не он хозяин собственной жизни.
Прочитав произведение, нетрудно догадаться, что смысл названия главы связан с событиями, воспроизведенными в ней. Фаталист - не только Вулич. Можно предположить, что так, не без иронии, автор называет Печорина.
Основная мысль произведения : каждый человек сам вправе решать, верить ему в фатум или нет, но все же с судьбой лучше не играть.
Композиция
План разбора литературного произведения обязательно включает характеристику композиции. Формальная и смысловая организация произведения простая: последовательность сюжетных элементов в ней не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. «Фаталиста» условно можно разделить на три части: спор Печорина и Вулича, размышления Печорина о фатуме, смерть Вулича и эпизод, воспроизводящий захват казака.
Жанр
Жанр произведения - новелла, доказательством чего являются такие особенности: небольшой объем, два главных героя, необычное событие, трагический финал, внимание сконцентрировано на одном событии, сюжет все время держит читателя в напряжении. Направление произведения М. Ю. Лермонтова «Фаталист» – реализм, так как рассказ основан на реальных событиях.
Две недели своей жизни Печорин провел в казачьей станице. Вечерами офицеры любят собираться за карточными играми.
В один из таких скучных вечеров в доме майора С. начался разговор о мусульманском поверье в то, что судьбы людей написана небесами и тогда каждый из присутствующих старался рассказать свою жизненно правдивую историю, которую ему доводилось встретить или услышать.
Один из игроков, поручик Вулич, имевший колоритную внешность и особый интерес к азартным играм, предлагает провести жизненный эксперимент. Суть которого состояла в том, чтобы испытать себя и распознать на сколько человек может управлять своей судьбой или жизненно предначертанная роком минута существует независимо от него. Печорин предложил спор.
Все присутствующие расположились за круглым столом в ожидании. Печорин смело заявил о скорой смерти поручика. Вулич с хладнокровной улыбкой попросил у майора заряженный пистолет. Офицеры оживленно спорили, отговаривали или заключали новы пари. Приказав всем замереть, поручик, приставив пистолет ко лбу, выстрелил. Пистолет дал осечку. Следующий его выстрел был в неподалеку висевшую фуражку - пороховой дым заполнил всю комнату. Вулич, выиграв спор, сложил в кошелек червонцы.
Идя домой Печорин размышлял о происшедшем. Споткнувшись обо что мягкое, он с ужасом разглядел в темноте разрубленную свинью. Казаки, бежавшие ему на встречу, рассказали о пьяном казаке, который гнался с шашкой за свиньей.
Утром Печорин узнал о смерти Вулича, который был зарублен тем самым пьяным казаком. Последними предсмертными словами поручика была фраза: " Он прав!". Офицер был единственным кто, понял мистическое значение этих слов.
Убийца поручика находился на окраине поселения и заперся в хате. Поднялась страшная суматоха. Женщины с плачем, военные - все спешили в ту сторону. Среди толпы, что образовалась вокруг хаты, взгляд Печорина привлекла старая женщина, ее лицо было преисполнено отчаянья и скорби. Это была мать убийцы.
Никто не решался зайти в избу к убийце первым. Печорин, посмотрев в щель ставни, увидел лежащего на полу казака, который до сих пор не мог прийти в себя. Есаул всячески пытался поговорить и образумить пьяного, но тот отказывался покориться и выкрикивал ругательства. Поступило предложение пристрелить казака прямо в хате для того чтобы он вдруг не покалечил окружающих его людей. Печорин решается испытать и собственную судьбу: захватить казака собственноручно. Пока есаул отвлекал убийцу, офицер с другой стороны хаты. В один момент раздался неожиданный выстрел над самым ухом Печорина и дым от пороха помог ему незаметно подобраться и схватить противника за руки. В течении трех минут подоспевшие казаки связали и вывели убийцу.
"После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?"- так думал Печорин, вернулся в крепость. Поделившись своим рассказом с Максимом Максимовичем, он пожелал узнать его мнение. Штабс-капитан лишь заметил, что азиатские курки часто дают осечки, а вот шашки - никогда.
Поступок Печорина дает возможность увидеть человека, который верит в судьбу, но сам при этом не должен уклоняться от ее испытаний. Он смело идет на встречу с любыми жизненными коллизиями при этом самостоятельно умеет предусмотреть все сложности что возникают на его пути.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Лермонтов. Все произведения
- Ашик-Кериб
- Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
- Фаталист
Фаталист. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Твен Приключения Тома Сойера кратко и по главам
Книга американского писателя Марка Твена «Приключения Тома Сойера» увидела свет в 1876 году. Писатель часто говорил, что «Приключения Тома Сойера» - это книга для взрослых. Просто главный герой в ней мальчик
- Краткое содержание Шукшин Забуксовал
В рассказе «Забуксовал», написанном Василием Макаровичем Шукшиным, описываются события, происходившие в Советском Союзе. Главный герой произведения – ничем не примечательный Роман Звягин
- Краткое содержание оперы Богема Пуччини
События, описанные в опере Пуччини «Богема», происходят в Париже в первой половине девятнадцатого века. Главные герои – молодые творческие люди, которые живут в нищете, но при этом они веселы и беспечны.
- Краткое содержание Носов Замазка
Как-то раз стекольщик готовил рамы к зиме и замазывал щели на стекле. После его ухода, мальчики Шура и Костя соскребли замазку и начали вылеплять фигурки зверей. У мальчиков ничего не получалось.
- Краткое содержание Домострой Сильвестра
Домострой является сводом правил, на которых строятся взаимоотношения в любой православной семье. Эта книга содержит наставления о том, как следует поступать каждому члену семьи в том или ином случае
Замечательны размышления Печорина после окончания событий вечера: он осознает свою вину, видя ее как бы глазами своих знакомых, но последующие мысли куда как более интересны. Предки верили, что звезды на небе - это лампадки душ умерших, и эта вера "придавала им уверенность, что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!..", а "мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою..." (Лермонтов. С.584-585).
Болезнь героя, таким образом, указана. Она состоит в разъедающем душу недоверии, но сам Печорин дивится силе людей, отдающихся бесконечным звездам. Значит, надо верить и надеяться когда-нибудь найти настоящую правду.
Фаталистические убеждения были свойственны значительной части передовой молодежи вследствие неумения объяснить события эпохи "наполеоновских" войн и разгрома декабристов; когда на пути вставали многие препятствия, и прежде всего - социально-общественные, которые в сознании людей 30-40-х годов воспринимались нередко как воздействие рока, фатума. В свете таких представлений общественная активность человека оказывалась бесполезной. Лермонтов в романе "Герой нашего времени" пытается преодолеть фаталистическую философию, изобразив Печорина человеком не только "судьбы", но и "воли", то есть способным решать свои задачи вопреки неблагоприятным общественным условиям. Художественно эта мысль воплощена в главе "Фаталист", где Печорин предсказывает поручику Вуличу смерть, угадав на его лице знаки "рока". Действительно, возвращаясь в ночную пору домой, Вулич был изрублен пьяным казаком, вооруженным шашкой. Вмешательство рока, хотя и нелепое, в судьбу человека здесь как будто бы вполне подтверждается, тем более что случай этот никак не зависел от "воли" пострадавшего. Но на следующий день Печорину пришлось усомниться в истинности бытующих представлений о всемогуществе фатума, предопределения. Несмотря ни на какие доказательства власти рока, перед которыми бессильна человеческая воля, Печорин решает испытать судьбу и отважно бросается навстречу смертельной опасности, надеясь выиграть ставку на жизнь вопреки всей очевидности. Подвергая себя риску, бросая вызов "судьбе", Печорин обезоруживает опасного преступника благодаря личному мужеству. "Рок" оказался бессильным против храбреца. Вместо верной гибели Печорин остается жив. Художественная коллизия "Фаталиста" убеждала в том, что борьба за счастье, человеческое достоинство и свободу не только возможна, но и необходима. Сам Печорин не вышел на рубеж такой борьбы.
Печорин, намереваясь путешествовать, говорит: "Авось где-нибудь умру на дороге!" Нам понятно: за этими словами стоит сознание совершенной безысходности, абсолютной неизлечимости душевного недуга, но в то же время Печорин телесно здоров - никаких намеков на болезнь. Это придает оброненной им фразе некий символический оттенок - предположение уподобляется предначертанию. Далее рассказчик сообщает: "...Печорин, возвращаясь из Персии, умер." Отчего? Каким образом? Не сказано. Предположение сбылось: значит, умер, потому что хотел умереть? Загадка смерти венчает тут загадки жизни. Он умирает, что вполне соответствует внутренней логике его характера.
Обобщим все вышесказанное в данной главе нашей
работы:
1. В ХХ веке остаются две противоположные точки
зрения, касающиеся понимания личности Печорина:
Печорин - антиобщественная натура и Печорин как
подлинный герой произведения и эпохи; Печорин -
демон, несущий зло людям, сеющий вокруг себя
зло, или одаренная личность, не находящая своего
места в жизни, страдающая и мучающаяся.
2. Советская критика полагала, что Печорин -
жертва общественности, социальной среды.
3. Некоторые современные исследователи
доказывают общую бесчеловечность персонажа, не
зависящую от социальных условий, связанную с
неправильной направленностью своих душевных сил,
ума и знаний, что подтверждается нижеследующими
положениями.
4. Печорин не способен к дружбе, ему присущ
эгоизм, он ни к кому не имеет настоящей
привязанности; каждую влекущую к себе жизненную
ситуацию он стремится довести до конфликта.
5. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее
естественной среды и своим эгоизмом приводит ее
к смерти.
6. Его душа не способна сочувствовать другой
душе, настраиваться в унисон с настроением
других. Свободный от дружбы, которая стесняет
своими нравственными следами и связями, Печорин
отталкивает простодушную доброту Максима
Максимыча. Автор вновь порицает Печорина за его
эгоистическое отношение к окружающим; в данной
ситуации правым оказывается Максим Максимыч.
7. Из чистого любопытства герой вмешивается в
жизнь контрабандистов и чуть не оказывается
погубленным, так как не был готов к такой
ситуации.
8. Печорин разрушает любовь Мери, безжалостно
убивает Грушницкого, сопровождая все это
расчетливостью и хладнокровностью.
9. Жизнь Печорина убеждает нас в том, что
свободная воля человека оборачивается
индивидуализмом. Там, где отдельная личность по
своему собственному произволу вершит судьбы
других людей, там нет и не может быть равенства
и подлинного счастья.
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова - это история поколения 30-х годов (XIX века), поколения, которому присуща тяжелая судьба эпохи “безвременья”. Тогда все лучшее в людях терялось, потому что они не могли найти применения своим “силам необъятным”, поэтому их и называли «потерянным поколением». Но можем ли мы утверждать, что это трагедия только современников Михаила Юрьевича? Почему же до сих пор произведения великого поэта актуальны и многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения снова и снова? Я считаю, что Лермонтов указал на многие черты, присущие как русскому обществу, так и человеку в целом, независимо от периода времени.
Помимо этого, разве сильно отличается наша эпоха от той, которую отразил поэт? Многие темы, которых коснулся автор, важны были во времена Лермонтова. Эти же темы остались актуальными и в наши дни.
И тема фатальности актуальна была во времена автора, актуальной она остается и в современном мире. Ведь не зря Лермонтов обращается к этой теме в главе «Фаталист» своего романа.
Несколько слов о романе «Герой Нашего Времени». Итак, М.Ю.Лермoнтов нaчaл рaбoтaть нaд рoмaнoм в 1838 году, основываясь на впечатлениях, полученных на Кавказе. В 1840 году роман увидел свет и сразу же привлек внимание как читателей, так и литераторов. Они с восхищением и недоумением останавливались перед этим чудом русского слова. Больше всего поражает в романе бесконечное богатство поэтической формы, столь совершенной и столь многообразной в своем стиле и жанрах. «Герой нашего времени» - это не просто социально-психологический роман, это лирический дневник (в главе «Княжна Мери»), и философская повесть («Фаталист»), и изумительный по естественной непринужденности рисунка «приключенческий рассказ» («Тамань»), и путевой очерк (начало «Бэлы» и «Максим Максимыч»), и, конечно, романтическая поэма («Бэла»). Сама же формулировка названия романа - «Герой нашего времени» - содержит уже иронический оттенок, падающий, не на слово «герой», а на слово «нашего», ставя акцент не на герое, а на всей эпохе.
Композиция романа строится на последовательности событий. Сначала повествуется о том, как главный герой –Печорин – останавливается по пути на Кавказ в Тамани (глава «Тамань»), затем переезжает на воды («Княжна Мери») и на дуэли убивает Грушинского. После этого Печорина отправляют в крепость, где он знакомится с Максимом Максимычем («Бэла»), позже, продолжая свой путь знакомиться с Вуличем («Фаталист»). Выйдя в отставку, герой едет в Персию и по пути встречает старого знакомого - Максима Максимыча («Максим Максимыч»). Вернувшись из Персии, Печорин умирает. На этом и заканчивается история главного героя.
В центре романа находится, безусловно, образ Григория Александровича Печорина. По сути, всё произведение посвящено раскрытию его натуры, его мировоззрения и черт характера. Особенно ярко, по моему мнению, его характер проявляется в главе «Княжна Мери», где отражен кульминационный момент всей повести – дуэль с Грушницким. С самого начала знакомства герой активно взаимодействует с ним и распознает его зависимость от общества и другие черты офицера, позволяющие манипулировать им. Однако и сам Грушницкий не отличается от Печорина, он проявляет зависть и ненависть из-за того, что Княжна выбирает не его, а главного героя романа. Это приводит к самой дуэли, на которой Грушницкий вновь показан как трусливый и подлый человек, ибо он старается все устроить так, чтобы не произошла никакая угроза для него самого: секундант Грушницкого заряжает только один пистолет. По замыслу юнкера, Печорин на этой дуэли должен был либо опозориться, либо погибнуть. Григорий Александрович так же желает офицеру либо позора, либо смерти. Но несмотря на это, до последнего момента дает своему сопернику шанс одуматься: позволяет Грушницкому стрелять первому, позволяет раскаяться и признаться в обмане.
Главный герой романа – жертва социальной среды, он не удовлетворен современной моралью, не верит в любовь и дружбу. При этом он стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение, поэтому понятие чести у него сугубо субъективное. Оно подчинено у Печорина его желаниям и страстям. Грушницкий же - человек – пустышка, у него нет никаких нравственных принципов и представлений, он лишь играет в них. Но его мелкая и злобная натура берет верх, за это Грушницкий и платит своей жизнью.
«Фаталист» - одна из глав романа, которая весьма похожа на отдельное состоявшееся произведение. Ведь в основу этой главы легли вопросы о «судьбе», «случае», «предопределении», которые входят в круг философских проблем, интересовавших Лермонтова в тот период времени.
Итак, действия главы происходили возле казачьей станицы, где на протяжении двух недель находился Печорин. Офицеры, составляющие компанию главному герою, все время проводили за игрой в карты. И вот, в один из таких дней между ними разгорелся спор о судьбе человека и вообще роли человека в самой судьбе. Один из офицеров рассказал мусульманскую притчу, в которой говорилось, что судьба абсолютно любого человека предопределена небесами и что сам человек вовсе не хозяин своей судьбы. Здесь мнение присутствующих людей разделилось. Среди них был поручик Вулич, благодаря своей вспыльчивости и смелости, он не смог удержаться и предложил пари, суть которого заключалась в том, что если судьба действительно предопределена, то выстрел из пистолета не убьет его. На это пари согласился лишь Печорин. Вскоре Вулич схватил первый попавшийся пистолет и приставил дуло к виску. Пистолет дал осечку, но Печорин заметил на лице поручика смерть и осмелился предположить, что Вулич сегодня же погибнет. Это оказалось правдой, хотя герой бывало и сомневался в своих словах.
После случая с поручиком Печорин начинает всерьез задумываться о том, что невозможно избежать того, чему суждено случиться. Но при каждом удобном случае пытается испытать судьбу. Вновь и вновь выходя из ситуации победителем благодаря своему уму и бесстрашию, герой задается вопросом: может судьбы нет и ничего не предопределено? Конечно же, это отражает его внутренний скептицизм, «неверие», в котором он признается самому себе. Ему свойственно сомневаться во всем, это же и мешает герою сделать окончательный вывод на тему судьбы. Несмотря на все это, Печорин уверен лишь в одном – во всех случаях нужно проявлять свою силу воли, безусловно, смелость и решительность. Это единственное, в чем он твердо уверен.
Всё произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать фатальным. В каждой главе описана своя история, своя судьба героев, непохожая на предыдущую.
Так как же фатальность проявляется в современном мире?
В настоящее время большинство людей относятся к фатальности так же, как и сам герой романа. Они так же сомневаются в неизбежности событий и, конечно же, до сих пор спорят на тему судьбы. Хотя эта тема весьма актуальна не только для обычного общества, но и для деятелей литературы. Тема судьбы как жизненного пути личности так или иначе звучит в произведениях подавляющего большинства писателей.
На протяжении всего романа просматривается история судеб героев. Но особенно ярко идет спор о человеческой судьбе именно в одной главе. «Фаталист» до сих пор остается самой загадочной и интереснейшей главой философско-психологического романа. Здесь ведутся рассуждения о жизни и смерти, как же сам человек влияет на свою жизненную историю, да и влияет ли он на нее вообще. Здесь же видны разные точки зрения героев о предопределенности. Я уверена, что это произведение остается по сей день актуально для людей благодаря главе «Фаталист» только потому, что в ней отражаются вопросы, затрагивающие существование человека и, естественно, которые не подвластны времени. Ведь вопросы о судьбе сами по себе влекут общество к раздумьям и рассуждениям буквально постоянно. Сами того не осознавая люди задумываются обо всём этом и хотят узнавать все больше и больше, чтобы хоть как-то сделать свои собственные выводы.
Сложно сказать, как лучше всего поступить: знать свою судьбу и смириться с ней или же знать, что она предопределена, но всеми силами стараться прожить жизнь достойно, попытаться что-то изменить. Бесспорно, каждого человека гложет этот вопрос. Кто-то смирился и ждёт своей участи, кто-то хочет и старается изменить свою историю, думая, что все в его руках. А кто-то просто не в силах остаться при одном мнении и вовсе воздерживается от прямолинейных суждений. Все же, я считаю, что каждый волен иметь свою точку зрения на этот счет. Это личная духовная часть человека, которая касается лишь его самого.
В заключении я бы хотела сказать, что все произведения великого русского писателя, Михаила Юрьевича Лермонтова, так или иначе касаются жизни каждого человека. Они трогают душу читателя, заставляют задуматься, даже оказывают некое влияние на мировоззрение общества. Конечно же, поэтому его произведения актуальны и в современном мире, их перечитывают вновь и вновь.
Философско- психологический роман «Герой нашего времени» не является исключением. В нем отражены все волнующие людей темы и вопросы. А так же в образе Печорина можно заметить портрет общества того поколения, той эпохи, что запечатлена в романе, названным самим Белинским «грустной думой нашего поколения». Согласитесь, мало различий между «тем поколением» и нашим. Лермонтов старался в пороках героев выразить все пороки общества, дабы достучаться до каждого.
Высокую оценку читателей заслуживали многие произведения автора и не оставались без внимания других русских писателей. Например, Гоголь признавался, что до Лермонтова «никто еще не писал у нас такой правильною и благоуханною прозою». Не только художественное мастерство поэта привлекает наше внимание к роману «герой нашего времени», но и глубокое проникновение в действительность и его дерзновенный порыв в будущее. Я считаю, что поэтому значение данного романа для русской истории трудно переоценить.
Таким образом, делая вывод по проделанной работе, можно сказать, тема фатальности была актуальной во времена Лермонтова и остается актуальной и в современном мире. Ведь тема судьбы, жизненного пути звучит в произведениях подавляющего большинства писателей как века 19, так и 20 века. И, безусловно, эта тема интересует так же и обычных людей нашей современности.
Автор дает представление о фатальности, как о определении, понимаемом обществом как вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой, роком. И говорит о главном герое, как о фаталисте - человеке, склонном к фатализму.
А также он раскрывает особенности поведения героев, живущих по принципам этого понятия.
В современной литературе это понятие так же актуально. Многие авторы обращаются к этой теме. Повторюсь, в настоящее время большинство людей относятся к фатальности так же, как и сам Печорин. Они так же сомневаются в неизбежности событий и, конечно же, до сих пор спорят на тему судьбы. Нет единого мнения общества о фатуме. Каждый придерживается своего мнения и живет, не думая о какой-либо предопределенности событий.
Этот вопрос, пожалуй, останется самым интересным и довольно таки острым ещё многие года. Ещё долгое время он будет будоражить разум каждого человека и способствовать глубочайшим раздумьям, ибо на него невозможно найти конкретного ответа. Ответ, возможно, и будет, хоть у каждого свой. Он будет являться личным и, возможно, у каждого совершенно разный, но единственное, что будет объединять этих людей, - то, что каждый не останется равнодушным к этому вопросу и каждый будет пытаться ответить на него по-своему.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2017-10-05
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.