Тест необычное животное. Тест несуществующее животное. Проективная методика Нарисуй животное. Рассмотрение манеры рисования

Описание методики

Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич. Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

История создания

Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально - «Всякая мысль заканчивается движением»). Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Процедура проведения.

«Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем».

Обработка и интерпретация

1) Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый.

Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

2) Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно).

Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств-уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы-также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья-тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Шея – наличие своего мнение. Длинная шея – показатель высокого контроля над собой.

3) Несущая, опорная часть фигуры

К ней относятся (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Наличие хорошо прорисованных рук, говорит об отсутствии проблем в общении, если руки широко расставлены, будто бы для объятий - это может значит о жажде общения, его не хватает человеку. Если руки не прорисованы, он не особо любит общаться, ему лучше наедине с собой.

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Если ноги пропорциональны телу и устойчивые на вид - значит человек хорошо занял свою позицию в обществе и чувствует себя комфортно. Если же ноги слишком малы или наоборот чересчур длинные и неустойчивые - это может значить о хрупкости занимаемого положении, об ощущении неуместности.

Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

4) Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Символическое значение хвоста в рисунке несуществующего животного в стандартных ключах рассматривается с двух позиций: оценка своих действий, отношение к своему прошлому.

1. В первом случае оценка человеком внутренних (мысли) и внешних (действия человека, поступки) форм своей деятельности выражается направленностью хвоста несуществующего животного. Если хвост несуществующего животного направлен вправо – человек в настоящее время размышляет о своих действиях и поступках, оценивает результаты внешних проявлений. Если хвост несуществующего животного направлен влево – человек размышляет об упущенном моменте из-за собственной нерешительности, оценивает результаты внутренних проявлений. В том случае, когда хвост несуществующего животного направлен вверх (трубой или морковкой) – человек уверен в своих действиях и их результатах. У него оптимистичный, дружелюбный и легкий характер. Человек имеет положительную самооценку, стремится к изменению и совершенствованию. Если хвост несуществующего животного направлен вниз (поджат, падает вниз) – человека не интересует саморазвитие. Он недоволен собой, подавлен, сомневается в своих силах, сожалеет о содеянном (сказанном или сделанном), раскаивается, испытывает страх. Это пессимист, отрицательно оценивающий свои действия и поступки. Если хвост несуществующего животного направлен прямо – человека все в жизни устраивает.

2. Во втором случае (отношение к прошлому) интерпретация дается по величине хвоста. Если хвост большой – прошлое человека тяготит, не дает ему покоя. Если хвост маленький – прошлое человека не сильно беспокоит.

3. Количество хвостов. Если у несуществующего животного несколько хвостов – дается такая же интерпретация, как и в случае с разветвленным хвостом, то есть свидетельствует о противоречивости самооценки или зависимости человека. Если 2 хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши – самооценка человека сильно зависит от мнения окружающих.

4. Способ изображения хвоста несуществующего животного. Разветвленный хвост – указывает на зависимость человека или противоречивость его самооценки. Если у несуществующего животного хвост длинный и пышный (их может быть несколько) – человек доволен собой. Если хвост короткий и тоненький – человек не очень уверен в себе. Если хвост толстый – в этом усматривается высокая значимость сексуальной сферы.

6) Контуры фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

7) Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

9) Типы животных

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

10) Агрессивность

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

11) Творческие возможности

Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

12) Название

Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).

Испытуемый №1. Интерпретация.

Испытуемый – студент.

Возраст – 19 лет.

Пол – женский.

Дата – 23.02.2016.

1) Рисунок расположен внизу листа (горизонтально) и свидетельствует о низкой самооценке, неуверенности, подавленности, незаинтересованности в своем положении в социуме, также говорит об отсутствии тенденции к самоутверждению.

2) Голова животного повернута слегка вправо, смотрит на рисующего. Говорит о тенденции к рефлексии и размышлениям, а также об эгоцентризме испытуемого.

Большие уши могут означать заинтересованность испытуемого в поступающей информации, а также о высокой значимости мнения окружающих.

Зачерченный рот у животного говорит о боязливости и тревожности испытуемого по какому-то поводу.

Наличие ресниц выявляет истероидно-демонстративные модели поведения, заинтересованность в восхищении окружающих во внешнем виде и манерой красиво одеваться.

Длинный нос может сообщать о неком защитном барьере, либо, наоборот, агрессивности к окружающим людям.

3) Детали туловища. У животного имеются необычные детали в виде неких перьев или меха вдоль туловища. Наличие таковых говорит об энергии охвата разнообразных областей человеческой деятельности, об уверенности в себе испытуемого, любознательности, желании соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, а также о стремлении занять себе место «под солнцем». Может свидетельствовать о демонстративной модели поведения, манерности, склонности обращать на себя внимание. Следует, однако, обратить внимание на то, что эти детали окружают тело животного, что может также говорить о том, что испытуемый ставит некий барьер, защищающий его от окружающих, недифференциальной опасности извне. Или же о готовности испытуемого к самозащите, например, в конфликте, деятельности и в отстаивании своего мнения.

Наблюдается сильный нажим карандашом в области ушей, что говорит о тревожности испытуемого по поводу мнения окружающих о нем самом, как уже говорилось ранее.

Усы у животных также подтверждают тенденцию к общей тревожности.

Уподобие животного человеку (прямохождение) говорит об инфантильности и эмоциональной незрелости.

Тенденция круга рисунка, о чем говорит направление рук животного, сообщает о скрытности респондента, закрытости своего внутреннего мира от окружающих.

Испытуемый №2. Интерпретация.

Испытуемый – студент.

Возраст – 20 лет.

Пол – женский.

Дата – 23.02.2016.

1) Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (направление тела и головы животного к верху) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

2) Положение головы на смотрящего трактуется как эгоцентризм.

Непрорисованные радужки глаз или их отсутствие в данном случае на рисунке свидетельствует о том, что признаков общей тревожности у испытуемого не наблюдается.

Имеются дополнительные детали на голове животного – пышная двуцветная грива. Она может интерпретироваться неоднозначно. С одной стороны, грива, шерсть, подобие прически свидетельствует о чувственности, подчеркивании своего пола и иногда ориентировки на свою сексуальную роль. Однако на данном рисунке она острая, растрепанная и мрачная относительно других цветов животного, что может говорить и о тенденции к защите или агрессивности от окружающих.

Наличие шерсти как таковой у животного имеет также иную трактовку, выявляя у испытуемого добродушие и мягкость характера.

3) Скрытые части ног и рук или их отсутствие сообщает о поверхностности суждений испытуемого, легкомыслия в выводах и неосновательности суждений, иногда импульсивности при принятии решений.

Однонаправленность ног говорит об конформности суждений и установок в принятии решений, их стандартности, банальности.

Украшающие детали (в данном случае на теле животного) являются показателем демонстративности, склонности обращать на себя внимание окружающих, манерности.

4) Хвост у животного повернут вправо, что говорит об отношении испытуемого к своим действиям и поведению. Может свидетельствовать о том, что в настоящее время он размышляет о своих действиях и поступках, оценивает результаты внешних проявлений.

Длинный и пышный хвост животного говорит о том, что испытуемый собою доволен.

Вытянутая шея животного говорит о хорошем контроле испытуемого над собой.

5) Название у животного не замудренное и сложенное из разных названий существующих слов, что говорит о рациональности, конкретной установке при ориентировке и адаптации.

Испытуемый №3. Интерпретация.

Испытуемый – студент.

Возраст – 20 лет.

Пол – мужской.

Дата – 25.02.2016.

1) Положение рисунка находится посередине, что позволяет сделать вывод о том, что самооценка у человека в средних пределах.

2) Положение головы «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм человека. Резкой прорисовки радужки нет, что указывает на то, что человеку не свойственна тревожность по какому-либо поводу.

Туловище слишком большое по сравнению с головой значит, что испытуемый слишком ценит физические качества, не придавая особого значения интеллектуальным.

Непрорисованный рот может говорить о том, что человек не любит много говорить или общаться.

3) О поверхностности суждений, легкомыслии в выводах и неосновательности суждений, иногда импульсивности принятия говорят отсутствующие или почти отсутствующие ноги, которые, к тому же, и слабо соединены с корпусом - это характер контроля над рассуждениями, выводами, решениями. Также интерпретируются они как показатель хрупкости занимаемого положения, ощущения своей неуместности.

4) Некое подобие крыльев или рук, которые можно увидеть на рисунке у данного животного, говорит о высокой энергии охвата разных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, «самораспространении» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательности, желании соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевании себе места под солнцем, увлеченности своей деятельностью.

5) Признаков резкой тревожности у испытуемого не наблюдается, т.к. четких и сильных закрашиваний на рисунке не имеется.

6) Фигура круга символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию.

Среди множества психологических методик исследования личности особое место занимает проективная методика «Несуществующее животное». Это объясняется тем, что ее интерпретация дает обширную информацию о личности при затрате минимального количества времени на выполнение задания. Тест не только простой, но и очень интересный, доступен как взрослым, так и детям.

Автор Arne Olav

Тест создан отечественным психологом М. З. Дукаревич, исходя из особенностей психомоторной связи. Когда человек рисует, то лист бумаги в это время является особой моделью пространства, в котором с помощью движений доминантной (у большинства людей правой) руки фиксируется отношение к этому пространству, следуя словам И. М. Сеченова о том, что любая мысль заканчивается движением.

Главной целью методики является общее исследование личности, на основе которого психолог выдвигает гипотезу о некоторых ее особенностях, ни в коем случае не делая однозначных выводов о человеке без комплексной диагностики .

Тест «Несуществующее животное» начинается простой инструкцией: «Возьмите лист бумаги, простой карандаш и нарисуйте несуществующие животное, такое, которого на самом деле нет, и никогда не было на планете. Назовите его несуществующим именем».

Время на выполнение рисунка не ограничивается. Иногда люди отказываются выполнять тест, объясняя свой отказ неумением рисовать. В таком случае важно объяснить, что психолог не оценивает художественные способности, что тест несет более глубокий психологический смысл, чем просто умение красиво рисовать.

Методика «Несуществующее животное» проста в исполнении, ведь нарисовать необычное несуществующее животное не только просто, но и увлекательно. Но ее интерпретация требует глубоких знаний психологии человека. Если вы желаете получить качественный достоверный результат после того, как выполните тест, воспользуйтесь основными правилами его интерпретации:

Расположение рисунка на бумаге.

В норме рисунок расположен в средней части листа, который находится в вертикальном положении. Если рисунок расположен в верхней части листа, это говорит о высокой самооценке и недовольством своей роли в обществе, где человек чувствует недостаток признания. Чем ниже расположен рисунок на бумаге, тем ниже его . Такой человек неуверен в себе, его не волнует признание социальный статус.

Основная часть рисунка.

  • Голова смотрит вправо – человек деятельный и решительный, доводит дела до конца, реализует свои планы.
  • Голова смотрит влево – человек склонен к самоанализу и рефлексии. Он больше думает, чем делает, вместо конкретных действий предпочитает глубокие размышления о них.
  • Голова «смотрит» вперед, на рисующего – свидетельство эгоцентризма. Если на голове присутствуют органы чувств – глаза, уши, рот, то это говорит о важности информации, о зависимости от чужого мнения.
  • Открытый рот и язык, но без губ могут означать высокую вербальную активность, и даже болтливость. Наличие губ говорит о чувственности. Открытый рот без губ и языка говорит о склонности к тревогам и страхам, о недоверии. У детей и подростков можно увидеть зачеркнутый рот круглой формы, что свидетельствует о боязни и тревоге.
  • Наличие зубов говорит о вербальной агрессии, которая используется как защита в виде грубого ответа на порицание или осуждение.
  • Важную роль имеют глаза. Они являются символом страха, если человек четко прорисовывает радужку. Наличие ресниц говорит о демонстративности личности, о желании обратить на себя чужое внимание своей красотой и манерами, а у мужчин является показателем женственных черт характера.
  • Следует обратить внимание на размер головы: если она нарисована непропорционально телу, то человек ценит интеллект и рациональность.
  • Рога, когти, иглы на коже животного говорят об агрессии, защитной либо спонтанной. Перья на теле животного являются показателем демонстративности и самолюбования. Шерсть или грива говорят о сексуальности и желании подчеркнуть свой пол.

Нижняя часть рисунка.

  • Ноги (лапы) животного оцениваются по размерам относительно туловища животного. Если ноги большие и крупные, то это свидетельствует о рациональности, обдуманности в , о формировании планов и четких структур перед совершением действия. Маленькие короткие ноги говорят об импульсивности и легкомыслии в принятии решений. Особенно эти качества можно подчеркнуть, если ноги совсем отсутствуют на рисунке.
  • Стоит обратить внимание на характер соединения ног с туловищем. Если соединение нечеткое и недостаточное, то человек сам по себе довольно небрежный, невнимательный, недостаточно контролирует свои суждения.
  • Направление ног в одну сторону и их однотипность говорят о конформности, стереотипности и банальности суждений. Разнообразность формы говорит об обратном: человек склонен к оригинальности и самобытности.

Дополнительные детали рисунка.

Это крылья, перья, бантики, еще одни ноги или лапы, кудри, цветы и различные другие украшающие детали. Все эти особенности говорят о уверенности в себе, о высоком уровне энергии, которую человек умеет распределять в разные сферы деятельности. Иногда это выливается в притеснении других людей, о делании концентрировать внимание только на своей личности. Это может быть человек, увлеченный своей профессией, стремящийся к самореализации.

Наличие хвоста говорит об отношении к собственным решениям и действием, к продуктам своей деятельности. Хвост, направленный вправо – отношение к действиям, поведению. Хвост, направленный влево – отношение к мыслям и возможностям. Направленность хвоста вверх или вниз говорит о восприятии человеком этого отношения: вверх – позитивное, вниз – негативное.

Контур рисунка.


Автор Arne Olav

Анализируется наличие панцирей, выступов, затемнений, прорисовки четких линий. Эти детали свидетельствуют о стремлении защититься от других людей. Если присутствуют острые углы – это агрессивная защита, если есть затемнения – есть тревога и страх, если линия двойная – есть подозрительность и ощущение опасности.

Тип животного.

Можно условно разделить животных на:

  • угрожающих,
  • угрожаемых
  • и нейтральных (соответственно, похожих на льва, зайца или собаку).

Выбор типа животного говорит об отношении к собственной личности, к своему «Я». Человек выбирает тот типа животного, с которым себя идентифицирует. Если животное «очеловеченное», в одежде, с двумя лапами, прямостоящее, с руками вместо лап, то это говорит об инфантильности и незрелости эмоциональной сферы автора.

Название рисунка.

Существует шесть основных типов названий для несуществующего животного:

  • соединяющие смысловые части («котосмех», «зайцежер») – говорят о рациональности и адаптированности;
  • близкие к научному («тридерикус», «глинолиус») – говорято демонстративности;
  • поверхностные и неосмысленные («лаласа», «мрама») — о легкомысленности и неосторожности;
  • юмористические («пузырька», «чурунда») – о снисходительном отношении к другим;
  • простые («ля-ля», «сим-сим») – об инфантильности;
  • удлиненные («пратомина-кароза») – о склонности к фантазированию.

Анализ результатов диагностики с помощью методики «Несуществующее животное»

«Несуществующее животное» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Проводилась она с целью выявления или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка, уточнения результатов наблюдения. Поскольку методика проективная, то:

Первая ее особенность -- умение ребенка фантазировать и отражать созданный образ в виде графического изображения или рисунка.

Вторая особенность методики в том, что изображенный ребенком графический материал не только тесно связан с эмоциями, играющими роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка.

Третья особенность методики -- метафоричность изображения, которая в процессе интерпретации рисунка переносится на личность ребенка и описывается уже в психологических категориях исходя из того, что, хотя процесс проекции и протекает без достаточного контроля сознания, он все же отражает сознательные установки ребенка.

Для оценки агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения можно использовать таблицу.

Таб. Симптомокомплексы теста «Несуществующее животное»

Симптомо-комплексы

Особенности рисунка

Тревожность

1. Сильный нажим

2. Прерывистая, «нащупываемая» линия

3. Исправления, стирания (многочисленные)

4. Ограничение пространства

5. Прорисовка радужки глаза

6. Маленький рисунок

7. Более одной головы

8. Защитные приспособления (шипы, иглы, панцирь, рога)

9. «Защитные» названия

10. «Оригинальное питание»

11. Оригинальный способ защиты или бегство при нападении

12. Одинаковое животное

13. «Избыточная» информация в рисунке животных, фон

14. Ночное животное

15. Другие признаки

Истощение

1. Слабый нажим, ослабление нажима к концу линии

2. Слабое соединение линий между собой

3. Незавершенность рисунка

4. Бедность деталей

5. Голова животного опущена

6. Хвост животного тонкий, опущенный

7. Банальность изображения

8. Глаза животного закрыты, животное плачет

9. Маленький рисунок

10. Рисунок в самом низу листа

11. Животное подчиненное

12. При нападении животное прячется

13. Открытый беззубый рот

14. Отсутствие названия

15. Другие признаки

Агрессия

1. Сильная уверенная линия рисунка

2. Неаккуратность рисунка

3. Большое количество острых углов

4. Верхнее размещение углов

5. Крупное изображение

6. Голова обращена вправо или анфас

7. Хвост поднят вверх, пышный

8. Угрожающее выражение

9. Угрожающая поза

10. Наличие орудия нападения (зубы, когти, рога)

11. Хищник

12. Вожак или одинокий

13. При нападении дерется насмерть или всех убивает, дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т. д.)

14. Ночное животное

15. Другие признаки

Индивидуальные результаты диагностического исследования представлены в приложении данной работы. (См. приложение)

Анализ проявления признаков агрессивности у детей позволил сделать выводы о том, что 5 детей набрали - 18- 26 баллов, соответствует высокому уровню агрессии;

5 детей набрали - 11 - 15 баллов, соответствует низкому уровню агрессии;

Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присуще: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т. д.), изображение двоих животных - один нападает, другой убегает (См. Приложение). Например: у Максимчук Нелли - крупное животное, с когтями, зубами, хвостом; все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию ребенка.

На рисунках детей с низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. (См. Приложение). Например: у Дикопольцевой Карины - маленькое животное, без когтей, без клыков и других признаков агрессии; эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии. Сравнив полученные результаты наблюдения и методики «Рисунок несуществующего животного» можно сказать, что результаты во многом совпали, но есть и расхождения. Это можно объяснить тем, что наблюдение дает общую картину поведения детей в группе, а методика «Рисунок несуществующего животного» позволяет увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к окружающему его миру. Но результаты методики несут в себе большую ценность для исследования. Также в результате исследования у некоторых детей были выявлены признаки скрытой агрессии.

Интерпретация рисунка для психолога «Несуществующее животное»

Часто взрослые не замечают истинного психического состояния ребенка. И чтобы понять, какие скрытые эмоции он испытывает, опытный психолог может предложить пройти очень простой, но достаточно показательный тест «Несуществующее животное». Согласно этому тесту ребенок должен нарисовать существо, которого нет, и никогда не было в природе. Результаты психолог тщательно обрабатывает и выясняет, нет ли у тестируемого каких-либо психических расстройств. В домашних условиях данный тест также можно провести. Но для этого необходимо знать, как правильно интерпретировать рисунок. Итак, рассмотрим суть теста «Несуществующее животное - рисунок для психолога и родителей», и попробуем объяснить особенности его расшифровки.

В чем заключается главная мысль методики?

Тест «Несуществующее животное» был разработан психологом Майей Захаровной Дукаревич. Данная диагностика является проективной, то есть не предполагает использования стимульного или наглядного материала. Ребенку дается задание нарисовать необычное существо, и в дальнейшем он работает лишь с карандашами, бумагой и собственной фантазией. Интерпретировать рисунок должен специалист, который выяснит:

  • на каком уровне находится самооценка ребенка, его умственное развитие;
  • какова степень тревожности тестируемого;
  • склонен ли он к агрессии, депрессивности;
  • насколько он открыт к общению с другими людьми;
  • насколько развит его творческий потенциал.

Главная суть теста – понять внутренний мир ребенка. Сама методика весьма проста в произведении, поскольку специального оборудования или материалов для нее не требуется: понадобятся лишь карандаши и бумага.

Стоит понимать, что однозначные выводы, исходя из результатов лишь одного теста, делать не стоит. Эта методика позволяет сделать лишь предположения о состоянии тестируемого. А заключение о психическом состоянии ребенка может делать психолог после проведения дополнительных тестов.

Как правильно провести тест «Несуществующее животное»?

Методика рекомендована для диагностики детей дошкольного возраста (примерно 5-6 лет). Ребенку предлагают нарисовать фантастическое существо, используя разноцветные или простые карандаши. Фломастеры, ручки и краски для этого теста не подходят, поскольку расшифровка линий, сделанных ими, слишком затрудняется. Использовать ластик в процессе рисования разрешается. На выполнение задания специалист выделяет всего 3 минуты. При этом тестируемого ничего не должно отвлекать: в комнате он должен находится один в абсолютной тишине – такая обстановка поможет ему сосредоточиться на задании.

Перед началом работы дошкольнику следует дать четкие инструкции, что он должен сделать:

  1. Придумать и нарисовать животное, которого в реальности не существует.
  2. Фантастическое животное должно иметь все части тела, а не только что-то одно (например, только голову).
  3. Дать существу имя.

Когда рисунок будет готов, нужно попросить ребенка рассказать о своем животном. Для этого можно задать ему наводящие вопросы:

  1. Где обитает животное?
  2. Что кушает?
  3. Что обычно делает?
  4. Чем любит заниматься больше всего?
  5. Что не любит делать?
  6. Есть ли у него друзья? Если есть, то кто они?
  7. С кем живет существо?
  8. Есть ли у него враги? Если да, то кто они?
  9. Чего боится существо больше всего?
  10. Какое оно? (Доброе или злое, большое или маленькое и т.д.)

Ответы на эти вопросы помогут точно описать эмоциональное состояние ребенка, так как, даже не подозревая об этом, дошкольник, описывая своего персонажа, подробно рассказывает о самом себе, о своих проблемах и переживаниях.

Интерпретация рисунка «Несуществующее животное»

Изначально следует рассмотреть манеру, с которой выполнен рисунок. По силе нажима карандаша судят о состоянии тестируемого:

  • слабый нажим – пассивность, астения, склонность к депрессивности;
  • сильный – может свидетельствовать о ригидности испытываемого, эмоциональной напряженности и импульсивности, тревожности;
  • твердость нажима, при которой рвется бумага, - знак агрессии, конфликтности и гиперактивности.

Линии с острыми углами говорят о подозрительном отношении к окружающим, множественные штриховые затемнения в нижней части фигуры повествуют о том, что ребенок хочет защититься от насмешек сверстников, что его авторитет подорван. Если существо изображено с темными контурами справа, это говорит об умении ребенка отстаивать свою точку зрения, если речь идет о реальных действиях. Двойные линии слева говорят о желании защитить свои вкусы и убеждения.

По качеству линий также можно кое-что сказать о состоянии ребенка:

  • штриховые линии означают тревожность тестируемого;
  • множественные – импульсивность, тревожность из-за теста, стресс;
  • эскизные штрихи говорят о стремлении ребенка к контролю над собой и своей тревогой;
  • искаженные и не попадающие в нужное место линии – импульсивность, психическая нестабильность, органическое поражение мозга;
  • линии, не доведенные ребенком до конца, свидетельствуют об астении и импульсивности.

По расположению и размеру рисунка судят о:

  • наличии тревожности и стресса (если рисунок увеличен);
  • депрессивности, низкой самооценке (если рисунок уменьшен);
  • завышенной самооценке или стремлении к высоким достижениям (если изображение расположено в верхней части листа по центру);
  • сниженной самооценке (если он смещен вниз);
  • желании контролировать себя, свои поступки и мысли (при смещении изображения вправо);
  • застенчивости, бездеятельности, слабой социальной активности (при смещении рисунка влево);
  • острой тревожности и импульсивности (когда изображение не помещается на листе и выходит за его пределы);
  • депрессии (если рисунок расположен в углу).

Расшифровка самого несуществующего животного - достаточно объемное задание, поскольку нужно учесть много аспектов, уделить внимание каждой детали рисунка. В таблице указаны всевозможные интерпретации изображения, которое сможет выдумать дошкольник.

Элементы для анализа Характеристика расположения
Голова Отсутствие головы говорит об импульсивности и даже психической болезни. Если она обращена вправо – значит, ребенок руководствуется действиями, а не словами; влево – дошкольник больше размышляет и склонен к частым переживаниям, он не уверен в себе; прямо – дошкольник склонен к эгоцентризму (восприятию лишь собственной точки зрения). Если голова животного больше его тела, значит, испытуемый ценит в людях эрудицию и сам достаточно развит интеллектуально. Искаженная голова – возможно, у ребенка проблемы с мозгом, риск развития психоболезни. Если у существа 2 и более голов, это говорит о внутриличностном конфликте, противоречивости.
Глаза Отсутствие глаз может говорить о наличии астении, а неправильная их форма о неврозе. Если радужка глаза черная – ребенка мучают страхи, отсутствуют зрачки и они вовсе пустые – признак астении, тщательно прорисованные кровеносные сосуды говорят об ипохондрии и неврозе, а ресницы указывают на манерность поведения и высокое самомнение.
Уши Отсутствие ушей указывает на замкнутость ребенка, нежелание слушать и контактировать с окружающими. Если уши большие и их много, значит, ребенок заинтересован в получении информации, либо же он слишком мнителен, подозрителен, зависим от чужого мнения.
Рот Непропорционально большой рот свидетельствует о рационализме испытуемого, высоком интеллекте, эрудированности. Круглый рот означает тревожность или боязнь чего-то. Если он приоткрыт, а из него виднеется язык, то это явный признак болтливости ребенка; с губами – признак чувственности; без губ и языка – страха и недоверия; с зубами – агрессивности. Зачерненный открытый рот – тревожность, недоверие, опасения и страхи.
Дополнительные детали на голове Перья – склонность к приукрашиванию действительности; рога свидетельствуют об агрессивности, защитной реакции; грива (прическа) говорит о чувственности тестируемого, иногда таким способом подчеркивают половую принадлежность.
Особенности фигуры Много составных частей – энергетика тестируемого очень мощная; мало составных частей – у ребенка астения. Если существо состоит из острых углов, это говорит об агрессивности ребенка. Кругообразность форм свидетельствует о скрытности, замкнутости и закрытости внутреннего мира тестируемого.
Дополнительные части фигуры Панцирь или чешуя – дошкольник нуждается в защите. Иглы и шипы – агрессия ребенка носит защитный характер. Тело существа покрыто густой шерстью (прорисованы половые органы, грудь, вымя) – ребенок придает большую значимость сексуальной сфере. Узор на шкуре животного означает демонстративность. Раны и шрамы, а также внутренние органы и кровеносные сосуды говорят о невротическом состоянии. Наличие механических частей тела свидетельствует о трудностях в общении с окружающими, интровертированности (когда ребенок больше увлечен собой, нежели окружающим). Наличие оружия – агрессивность. Крылья говорят о романтичности и мечтательности испытуемого.
Хвост Повернут влево – любое действие ребенка вызывает нерешительность и недовольство собой; вправо – ребенок может анализировать свои поступки; вверх – активность тестируемого им оценивается положительно; вниз – дошкольник часто сожалеет о своих высказываниях и поступках. Пышность хвоста говорит о степени самолюбования.
Ноги Отсутствие ног – чрезмерная пассивность ребенка, неопытность в социальных отношениях. Множественное количество ног говорит о потребности в поддержке, опоре. Толстые и большие ноги – чувство неопытности в социальных отношениях, нужда в опоре. Маленькие ноги говорят о легкомысленности и импульсивности. От ширины ног зависит уравновешенность ребенка и умение принимать ответственные решения. Если лапы у животного одинаковые, то ребенок не отличается творческими способностями и инакомыслием. Если лапы аккуратно соединены с телом и аккуратно прорисованы, значит, тестируемый может отвечать за свои поступки, следит за собственными рассуждениями и ответственно принимает решения. Если места соединений изображены небрежно или вовсе отсутствуют – ребенок плохо себя контролирует.

Интерпретация типа животного

Согласно типологии, психолог М.З. Дукаревич рекомендует расшифровывать рисунки следующим образом.

  1. Реальное животное с реальным названием и образом жизни для дошкольника является нормой. В других случаях свидетельствует о плохом воображении.
  2. Животное, существовавшее ранее, но вымершее – рисунок говорит о плохой фантазии ребенка, невысоком уровне культуры.
  3. Сказочное животное (русалка, леший, дракон и т.д.) – для детей в возрасте до 9 лет считается нормой. Так ребенок отождествляет себя со сказочным героем, фантазирует, примеряя на себя его способности, привычки, поведение. В другом случае изображение говорит о низком уровне культуры и недостатке фантазии.
  4. Существо с человеческими чертами говорит о потребности в общении.
  5. Животное, тело которого состоит из разных частей тела разнообразных животных, свидетельствует о невысоком творческом потенциале и рациональном мышлении.
  6. Механизированное существо – рисунок говорит о креативности дошкольника, необычном подходе к жизни, нерациональности мышления.
  7. Животное, в котором трудно выделить детали, сходные с какими-либо реальными существами или предметами, при этом оно выглядит целостно и гармонично. Такие рисунки выполняют одаренные личности с богатым воображением и фантазией.

Обязательно следует учитывать название несуществующего животного, которого нарисовал ребенок.

  1. «Летающий кенгуру», «Ползающий слон» и другие аналогичные названия свидетельствуют о четком понимании целей, к которым стремится тестируемый.
  2. Названия с латинским окончанием, к примеру, «куралесиус», «турокипис» - говорят о неплохом интеллектуальном развитии ребенка и желании продемонстрировать свою эрудицию.
  3. Звукоподражательные имена, типа «бибизяка», «някер», свидетельствуют о легкомыслии, беспечности.
  4. Если имена юмористические («шаропузик», «кулебяка»), то это знак снисходительного отношения к окружающим, оптимистического настроения.
  5. Слишком длинные и сложные имена говорят о том, что ребенок – настоящий фантазер.
  6. Имена с повторяющимися слогами («кум-кум», «изи-изи») свидетельствуют о незрелости в развитии ребенка.

Работа над ответами ребенка

Заключительный этап расшифровки детского рисунка «Несуществующее животное» - это интерпретация ответов на вопросы о способе существования животного. Если способ жизни и место обитания существа совпадает с изображением на бумаге, то это нормально и логически оправданно. В других случаях прослеживается нарушение логического мышления. Что именно могут скрывать дети, узнаем из таблицы.

Среда обитания и способ жизни животного Характеристика рисунка
Место проживания Остров, субтропики, заграница – означают демонстративность; изолированная площадь (коробка, колодец, другая планета, лес) – ребенок чувствует себя одиноким, причем трудно переживает это; труднодостижимые места (непроходимый лес, тайга, чаща) – потребность в защите, боязнь, иногда агрессия; неприятные места (помойка, болото, грязь) – невротические состояния.
Питание Если по словам ребенка его существо питается ничем (или воздухом, энергией, эмоциями), то это говорит о его интровертности (погруженности в себя). Если животное ест все – признак импульсивности дошкольника; ест несъедобные вещи и предметы – ребенок страдает от недостатка общения или не может находить общий язык с окружающими; питается неприятной пищей (жуками, слизью) – у ребенка невротическое состояние; существо поглощает кровь и внутренние органы – у дошкольника явная невротическая агрессия; ест людей – негативизм, отрицание, острая агрессивность.
Игры и занятия Любит спать – знак астении, хронической усталости; ломать и крушить – признак агрессивного, негативного отношения к окружающим; гулять, развлекаться – ответ говорит о желаниях тестируемого; искать пропитание – признак жизненных трудностей; не любит сидеть без дела – знак импульсивности. Если существо любит ходить вверх ногами – знак нарушения общепринятого порядка или желания выйти за рамки стандартов.
Другие возможные описания Если ребенок указывает на отсутствие друзей, значит, он чувствует одиночество. Если у животного много друзей, то тестируемый испытывает высокую ценность общения. Если речь заходит о врагах (даже если просто упоминается, что их нет или существо защищено от них), значит, ребенок боится агрессии со стороны. Обеспокоенность обеспечением питания связано с ощущением бытового неблагополучия.

Как видим, каждая мелочь в рисунке для теста «Несуществующее животное» важна. Правильная интерпретация существа поможет понять, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок, какие проблемы его отягощают, каким характером и внутренним миром он обладает. Благодаря такому простому тесту появляется возможность вовремя выявить и устранить проблемы без вреда для ребенка. А если возникли трудности с расшифровкой рисунка, следует обратиться к психологу – он точно поможет разобраться в проблемах и ответит на все волнующие вопросы.

Начало. Продолжение — в .

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ : у проективных тестов есть большие проблемы с валидность и надёжностью (честно говоря, эти проблемы есть у большинства тестовых методик, которыми пользуются наши психологи). Обязательно прочтите , прежде, чем заказывать интерпретацию. НАСТОЯТЕЛЬНО НЕ РЕКОМЕНДУЮ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ ТЕСТ ДЛЯ СКОЛЬКО-НИБУДЬ СЕРЬЁЗНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, скорее всего, получите откровенную ерунду на уровне гадания на кофейной гуще.

Среди , есть интерпретация проективных рисуночных тестов. И, пожалуй, самым популярным в этой категории является набор тестов «Несуществующие животные».

Такая популярность весьма заслужена — этот набор довольно прост в прохождении и даёт очень много информации.

В этом посте я покажу, как может выглядеть интерпретация теста «Несуществующее животное» (а также «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное») на конкретном примере.

Я благодарю свою клиентку, предоставившую мне разрешение на использование своих материалов для написания этого поста.

О тесте «Несуществующие животные»

Вообще, правильнее говорить о четырёх отдельных тестах — «Несуществующее животное», «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».

Первый из них является основным и может применяться отдельно, последующие же рассматриваются как дополнительные по отношению к нему.

Впервые тест «Несуществующее животное» был предложен М.З. Дукаревич, затем он много лет дорабатывался и апробировался. Лично я при проведении и интерпретации этого теста пользуюсь методическими указаниями А. Л. Венгера.

Теория, лежащая в основе этого (и других рассматриваемых тестов) может быть изложена довольно просто: эти тесты являются проективными, т.е. в процессе их выполнения испытуемый определённым образом проецирует (т.е. выводит вовне) некоторые черты собственного внутреннего мира.

Эти черты и свойства проявляются в зашифрованном виде, в форме образов и символов, и задача интерпретатора состоит в том, чтобы их расшифровать.

Меня часто спрашивают о надёжности этих тестов и проективных методик вообще. Я позволю себе привести здесь несколько цитат из Венгера:

«Разумеется, рисуночные методы не лишены недостатков. Главный из них — относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.

<…>

Предложенный способ анализа рисуночных тестов можно охарактеризовать как последовательное выдвижение гипотез и их проверку. Общее впечатление от рисунка и его наиболее харатерные особенности служат основой для выдвижения первой серии гипотез. Привлечение каждого нового показателя, содержащегося в рисунке, приводит к подтверждению или отклонению той или иной гипотезы. В этой процедуре на тех же правах, что и тестовые показатели, выступают многие другие данные: результаты наблюдений за обследуемым, его высказывания, имеющиеся у психолога сведения об обстоятельствах его жизни, особенностях поведения, взаимоотношениях с другими людьми и т. п.

Такая процедура интерпретации не типична для тестовых методов. Она в большей мере соответствует традиционному подходу к анализу клинического материала. В этом проявляется двойственность рисуночных методик: они занимают промежуточное положение между тестовыми и клиническими методами. »

Следует сказать о том, что все применяемые мной методики прошли валидацию и апробацию.

Как это происходит? Очень просто: берётся группа людей с известными психическими заболеваниями и жизненными обстоятельствами. Для примера представим, что у нас в этой группе будут шизофреники, истероиды, нарциссы, психопаты и депрессивные больные.

После того, как выборка сделана, испытуемым дают задание нарисовать что-то. Например, несуществующее животное. Затем берут рисунки, делают формализованное описание и проводят статистическую обработку. Если удаётся найти закономерности (например, «психопаты рисуют клыки и когти»), то выдвигается гипотеза о том, что эта закономерность имеет диагностическую значимость. Если да (т.е. абсолютное большинство психопатов нарисовало клыкасто-когтистых зверей, при этом никто, кроме них такого не рисовал), то гипотезу принимают и переходят ко второму этапу.

На втором этапе собирают другую группу людей, про которых заранее ничего не известно. Этим людям дают то же самое задание, после чего проверяют обнаруженные на первом этапе гипотезы. Если развивать наш пример, то тех, кто нарисовал животное с клыками и когтями проверяют (с помощью других методов) на наличие психопатичности. И если снова совпадает, т.е. большинство из тех, кто нарисовал эти элементы, действительно оказываются психопатами, то гипотезу считают апробированной и валидной. И, соответственно, применяют и дальше.

Как видите, никакого шаманства, эзотерики и прочей антинаучной мути, всё вполне себе в рамках научного подхода.

Другое дело, что сами критерии оценки элементов рисунка бывают довольно субъективными (например, «небрежность» или «общее неблагоприятное впечатление»), что допускает возникновение ошибок интерпретатора.

И для того, чтобы мои читатели и заказчики могли оценить, насколько хорошо лично я справляюсь с интерпретацией таких тестов, я выкладываю пример в рамках этой статьи (разумеется, с разрешения испытуемой).

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ : если Вы хотите пройти тесты из группы «Несуществующие животные», НЕ ЧИТАЙТЕ ТЕКСТ ПОД СПОЙЛЕРАМИ ДО ТОГО, КАК ЗАКОНЧИТЕ РИСОВАТЬ! Дело в том, что в этом скрытом тексте содержатся указания на конкретные диагностические признаки, и если вы будете их знать, то ваше бессознательное может сильно исказить результаты.


ЕСЛИ ВЫ СНАЧАЛА ПРОЧИТАЛИ ТЕКСТ ПОД СПОЙЛЕРАМИ, А ПОТОМ НАРИСОВАЛИ ЖИВОТНЫХ, ТО ВАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ НЕКОРРЕКТНЫ И НЕ ПОДЛЕЖАТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.
==============================

И ещё раз, для тех, у кого успела развиться баннерная слепота : пожалуйста, не читайте текст под спойлерами до того, как закончите рисовать. Если вы сначала прочитаете, а потом начнёте рисовать, то тест покажет фигню, имеющую малое отношение к реальности. Спасибо.

Что можно узнать с помощью этого теста

Вполне логично, что будущий заказчик хочет знать, какие именно сведения он сможет получить, пройдя этот тест. Что ж, попробуем ответить ему на этот вопрос.

Первое, о чём здесь нужно сказать, это то, что заранее мы не можем предсказать, насколько информативен будет его рисунок. Это зависит от огромного количества факторов, влияние которых на момент обследования остаётся неизвестным.

Так, например, у некоторых испытуемых выявляются проблемы в сексуальной сфере (вплоть до указания на конкретные перверсии), в то время, как у других в рисунках не содержится информации об этой области их личности.

Но в целом можно выделить некоторый набор информационных кластеров, появления которых вполне оправдано ожидать в результатах тестирования:

1. Уровень общего умственного развития;
2. Преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;
3. Уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;
4. Недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;
5. Повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность;
6. Тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);
7. Страхи;
8. Депрессивные тенденции;
9. Особенности реакции на стресс;
10. Агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия);
11. Экстравертность или, напротив, интровертность;
12. Демонстративность;
13. Неудовлетворенность потребности в общении;
14. Аутизация, избегание общения;
15. Степень социализированности и конформности;
16. Антисоциальные тенденции;
17. Отношение к сексуальной сфере;
18. Отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи (проявляется довольно редко).

А теперь — перейдём к рассмотрению конкретного примера.

Сведения об испытуемой

Пол: женский;
. Возраст: 26 лет;
. Семейное положение: замужем;

Процедура тестирования

Тестирование проводилось заочно. Испытуемой были даны стандартные инструкции по выполнению заданий: «Несуществующее животное», «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».

Значимые факты, проявившиеся во время выполнения задания:
1. Большое количество уточняющих вопросов;
2. Попытки выполнить задание не по инструкции (вопросы об использовании цветных карандашей);
3. Длительное время выполнения заданий;
4. Нарушение порядка выполнения заданий.
Несуществующее животное — Дрэбъеръйи

Данное задание является эмоционально нейтральным и показывает те личностные особенности испытуемой, которые проявляются у неё в отсутствие внешней и внутренней нагрузки, т.е. оно показывает характеристики испытуемой в спокойном состоянии, когда ничто не вызывает в ней каких-то определённых сильных эмоций.

Сведения о Дрэбъеръйи со слов испытуемой (орфография и пунктуация сохранена)

"Любое животное. Дрэбъеръйи.

Оно эстет и гурман. С минимальной потребностью в общении, что можно объяснить естественным начилием 3 голов, 3 разных характеров и личностей, неплохо уживающихся в одном организме.
Головы, чье описание весьма поверхностно:

1)спокойный нрав, логическое мышление, оценивание событий относительно собственной системы ценностей

2)шумный, болтливый, экспрессивный, дерзкий, вызывает симпатию своей личностью и харизмой

3)любитель побеждать, но ценит близкие связи; готов уступить если это важно для остальных

Организм как таковой весьма хаотичен, органы в нем блуждают и форма тела - перетекающая. Нижние и верхние конечности отсутствуют. Рот иногда служит замещением функции рук.
При охоте обволакивают жертву. Так как сам организм черного цвета и с запахом, не принимаемым животными за исходящий от живого опасного организма, успешно подобраться к жертвам можно в 99,8% случаев. Размер тела также поддается трансформации в длину и ширину, но головы не меняют устойчивой формы.

Охота для него не только способ пропитания, но и одно из любимых развлечений. Он пожирает невиданных Земле животных, желательно пока они еще бьются в агонии и держится теплота тела.
Он живет один в большом утонченном дворце с садом, где есть пруд с жабами. Которых он красит в разные яркие цвета, потому что их настоящий окрас силишком скучен. Жабы - его лучшие друзья, но они не разделяют этого мнения. В его дворце также есть слуги, но за людей он их не считает, относится как к теням или декорациям. Мрачный вид дворца и его обитателей послужили поводом для сочинения небывалых мифов и росказней, неудивительно что местные жители его сторонятся.

Не смотря на то, что оно окружен другими людьми, действо происходит не на Земле, на иной далекой планете. Там они обитают совместно с другими неизвестными нам существами.
Оно занимается абсолютно всем, что придет в голову. Само собой, порой возникают споры по поводу первенства в осуществлении желаемого. В этом случае головы загадывают числа и побеждает тот, кто первым угадает загаданное любой из 2 других голов.

Их любимые совместные занятия: просмотр кровавых фильмов, вызывающий приятный всплеск эмоций внутри; наслаждение от прослушивания музыки - все они избирательные меломаны; рисование совместных картин и разукрашивание жаб, разумеется. Кисть держится во рту; чтение книг, написанных другими существами, не людьми; и рассуждения об опытах.

Диапазон их эмоций сильно напоминает человеческий. Но пока ни одно из событий не вызывало в них выброса эмоций, способствующих порождению соответсвующих травм: весь их обрах жизни наполнен событиями, вызывающими в них возбуждение, восторг и побуждение копнуть глубже и дальше по теме. Его способно восхитить очень многое: неповторимая красота зверей и лесов; архитектура замка; глубина пруда; мельчайшие еле уловимые звуки; даже выражения лиц и внешность людей; утопание во взгляде, который, порой, прекраснее окружающего мира; цвет крови, ее брызги, окропляющие землю; страх перед последним вздохом цепляющегося за жизнь животного; возможность создавать, искать, находить, выбирать, строить пути; ночной мрак и уханье крылатых созданий; вокал, способный выразить еще больше чем взгляд; и бесконечность воображаемого мира..

Хотя оно является эстетом - само практически не способно что-либо создавать, и в глубине это его очень огорчает. Настолько глубоко, что это не вызывает осознаваемых переживаний. Выпало так, что оно родилось ценителем, без наличия особых талантов.

У этого существа есть один секрет - каждая из голов может отделиться от общего организма вместе с частью составляющей его материи и стать отдельным полноценным организмом, но об этом известно только одной из них, и она предпочитает скрывать данную возможность от остальных.

Оно никогда не стремилось к тому чтобы стать раздельными организмами. Принимает свое существование как данное, всего лишь окружая себя тем что вызывает эмоциональный трепет внутри и представляет ценность, но только не материальную. В любой день оно готово отказаться от замка и пойти в неизвестное путушествие без цели, смысл которого сам проявил бы себя в последствии. "

Интерпретация


1. Наличие разнонаправленных тенденций (три головы). В данном случае можно говорить о том, что испытуемая имеет некий внутренний конфликт (который, собственно, является источником этого противоречия), однако он вытеснен глубоко в бессознательное и подавляется мощными компенсаторными механизмами (головы не противоречат, а дополняют друг друга).

Кроме того, наличие нескольких голов в данном случае указывает на некоторую театрализованность поведения , склонность постоянно исполнять какую-либо роль, т.е. определённую демонстративность . Поскольку демонстративность в таком виде довольно редко осознаётся, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне осознанности и хороших способностях испытуемой к самопознанию.

Такая демонстративность в совокупности с остальными характеристиками рисунка свидетельствует об инфантильности испытуемой (что подтверждается данными методики СМИЛ).

2. Интровертированность (у животного отсутствуют руки или их аналог), при этом испытуемая поддерживает ограниченное количество контактов с избранными партнёрами (можно предположить, что их 5-6 человек по количеству выростов оболочки животного, причём связь с одним из них находится под вопросом для самой испытуемой);

3. Шизоидная акцентуация (схематичность изображения животного, формальность составленного названия, малое количество изобразительных деталей в противоположность достаточно объемному описанию). В данном случае эта акцентуация не выходит за рамки психологической нормы , она является источником довольно высоких творческих способностей испытуемой и её явного своеобразия, но не принимает патологических форм (по данным этой методики)

Гипотеза о шизоидной акцентуации подтверждается также указанием на то, что данное животное — эстет и на его любовь к кровавым зрелищам, а также способом питания, сопряженным с мучением жертвы.

Следует отметить, что в данном случае это не свидетельствует о садистских влечениях испытуемой, поскольку для шизоидов такие особенности не являются чем-то, выходящим за рамки нормы.

Здесь можно сделать предположение о недостаточной эмпатичности испытуемой , но для его окончательного принятия необходимо провести дополнительные исследования с помощью других методик;

4. Астения , склонность к аутизации (отсутствие зрачков у одной из голов). Характерным признаком является то, что астению и аутизацию испытуемая связывает с первой головой, которая, фактически олицетворяет разумный подход к миру.

Это говорит о важности таких механизмов психологической защиты как интеллектуализация и рационализация в функционировании психики испытуемой. С помощью этих механизмов она умеет справляться с негативными переживаниями, переводя их с некомфортного для испытуемой эмоционального на рациональный уровень, где развитый интеллект сможет их переработать. Эти защиты являются зрелыми и их активное использование свидетельствует о высоком (не менее, чем невротическом) уровне личностной организации испытуемой, что исключает наличие серьёзной психической патологии на момент обследования.

Однако в этих же механизмах проявляется и слабость испытуемой, отсутствие контакта со своим эмоциональным состоянием , отгороженность от этой сферы своего внутреннего мира лишает испытуемую сил и снижает её производительность. Не зря же астения наиболее чётко ассоциирована с той головой, которая эффективнее всех подавляет эмоции. Испытуемая не умеет использовать собственную эмоциональность в качестве источника творческих преобразовательных сил;

5. Наличие у испытуемой страхов (зачернённые зрачки в глазах двух голов). И опять же, страхи ассоциированы с тем головами, которые более эмоциональны, что указывает, с одной стороны, на отчуждённость испытуемой от собственной эмоциональной сферы , а, с другой, на то, что причина этой отчуждённости в том, что на глубинном уровне испытуемая сама боится своих эмоций.

Возможно, это связано со страхом потери контроля, но более вероятно, что это простое следствие шизоидной акцентуации, для которой вообще характерна некоторая отчуждённость эмоциональной сферы;

6. Инфантилизм и негативизм (высунутый язык у головы #2). Можно сделать предположение о том, что в процессе своего развития испытуемая научилась использовать свой инфантилизм в качестве механизма социальной адаптации и защиты (по типу «я маленькая, не трогайте меня»), и сейчас этот инфантилизм является необходимым для функционирования личности элементом, с помощью которого испытуемая упрощает субъективно сложную задачу взаимодействия с другими.

Следует отметить, что этот механизм может быть довольно эффективным, а люди, которые его используют, могут производить весьма благоприятное впечатление и казаться довольно «милыми»;

7. Аутичность (указание на то, что у животного три головы, указание на то, что головам никто не нужен, что их потребности вполне удовлетворяются в рамках самого существа). При этом, как типичный шизоид, испытуемая имеет внутренний конфликт на тему близости-дистанции (особенно выраженный в других рисунках): она стремится к другим, но бессознательно боится поглощения ими, и пытается решить его в пользу дистанции.

Сильная сторона этой позиции заключается в том, что с помощью этого решения испытуемая обретает бОльшую самостоятельность и независимость от других. Слабость же проявляется в том, что, отказываясь от сближения с другими, испытуемая лишает себя возможности реализовать некоторые потребности , которые можно удовлетворить только в социальном взаимодействии (в т.ч. такую базовую потребность, как потребность в принятии и принадлежности).

8. Общая незрелость и слабая структурированность внутреннего мира (указание на хаотичность строения организма и подвижность внутренних органов). С одной стороны, это даёт испытуемой определённую гибкость (и, вероятно, именно это является основанием для поддержания такой организации), с другой же, свидетельствует о её незрелости.

9. Отсутствие эмоциональных контактов или их сильная ограниченность (указание на незаметность животного при охоте, отсутствие у него запаха). Эта гипотеза подтверждается и строением тела животного (см. п. 2), но здесь она обретает существенное дополнение: даже с этими немногими партнёрами нет настоящей эмоциональной близости. Опять же, с одной стороны, такая стратегия поведения оберегает испытуемую от эмоциональных потрясений, а, с другой, ограничивает её потенциал развития.

Поверхностность и формальность контактов подтверждается и местом жительства животного, и его отношением с жабами. Вероятно, у испытуемой в жизни нет действительно близких людей, что, возможно, связано с ранней детской психотравмой, вызванной отторжением и непринятием со стороны родителей (или лиц, их замещающих);

10. Склонность к фантазированию (в т.ч. к защитному фантазированию), поддерживаемая высоким уровнем интеллектуально-творческих способностей (раскрашивание жаб в яркие цвета, наличие мифов, связанных с местом жительства животного);

11. Недостаток общения , чувство одиночества (место жительства существа — другая планета). С учётом информации, изложенной в п. 7, можно сказать, что это чувство — логичное следствие поведения испытуемой, однако оно ощущается болезненно и не принимается как необходимое следствие принятого решения в конфликте близости-дистанции.

В целом, такая ситуация характерна для шизоидов. Противоположностью ей мог бы стать страх поглощения и растворения в окружающих, но испытуемая предпочла именно такой вариант.

Это чувство можно было бы преодолеть, реализовав глубокий, эмоционально-значимый контакт с другим человеком, но страх вступить в такой контакт у испытуемой слишком велик.

12. Склонность к рассуждательству , резонёрству (описание принятия решений головами), характерная для шизоидов, дополняется застреванием на мелких деталях , характерном для тревожных личностей.

13. Отчуждённость от эмоциональной составляющей внутреннего мира частично компенсируется возникновением экзальтированных состояний или даже гипомании (описание того, что может привести животное в восторг). Это является благоприятным прогностическим признаком: при адекватном психотерапевтическом воздействии настроение испытуемой (для которого, вероятно, характерны резкие перепады) можно стабилизировать без серьёзных фармакологических вмешательств.

14. Сомнение в собственных творческих способностях (животное не способно ничего создать). Испытуемая настолько боится эмоциональной сферы, настолько сильно отчуждает её, что ей проще понизить собственную самооценку, признав «собственную неспособность и бесталанность», чем обратиться к своим эмоциям, принять их и получить из них мощную подпитку своих творческих способностей. Здесь речь идёт об интеллектуальном выхолащивании , а не об истинной ограниченности мышления.

15. Внутренний конфликт , несмотря на то, что он вытеснен довольно глубоко, является довольно сильным . Скорее всего, именно он — тот источник страха, который испытуемая боится, она не может позволить себе взглянуть на этот конфликт и предпочитает испытывать все неудобства и ограничения, связанные с отторжением эмоциональной сферы, чем увидеть его. Он имеет огромную силу, которая в будущем может стать основой для развития неблагоприятных психических процессов и даже привести к заболеванию (головы могут выходить и отделяться).

16. Низкая значимость сферы материального благополучия (у животного нет «ног» или заменяющих их элементов, прямое указание на этот факт в описании). Большинство актуальных потребностей испытуемой имеют «экзистенциальный», эстетический и социальный характер.

17. Высокий уровень творческих способностей (животное построено по оригинальной схеме и сопровождается обстоятельным высокохудожественным рассказом).

Счастливое животное — Пикки

Данное задание является эмоционально нагруженным, оно показывает те аспекты личности испытуемой, которые тем или иным образом ассоциируются у неё с состоянием счастья — благоприятствуют обретению этого состояния или препятствуют ему.

Сведения о Пикки со слов испытуемой (орфография и пунктуация сохранена)

"Самое счастливое животное. Пикки.

Это мохнатый зверь ростом примерно по человеческую коленную чашечку. Ареал обитания - наш мир, вот только встретить его редко кому удается. Пикки - травоядное. Больше всего любит обгладывать листочки с деревьев. Передвигается с помощью прыжков. Хвост похож на жгутик эвглены зеленой, но он необходим для баланса. На его щеках румянец, а в центре живота - символ счастья(он и есть генератор счастья).

Стоит отметить, что Пикки не умеет грустить, но счастье производит в переизбытке и ему самому так много не требуется. Счастье невозможно без понимания обратной стороны - боли. Он осознает эту неизбежную часть существования, но сам подобного не испытывает - унего иммунитет от страданий, с чем также связано отсутствие врагов и страхов. Его жизнью руководят неслучайные события и встречи, поэтому ему всегда есть чем заняться, он всего лишь выполняет свое истинное предназначение. Другие ему всегда рады. При первом знакомстве - удивены.

Он приходит по ночам в дома несчастных людей, обязательно рисует знак, подобный тому что на животе у них на стене и дожидается пока люди проснутся, а они всегда просыпаются ночью. Он одаривает из счастьем, а знак на стене навсегда остается напоминанием о его скромном визите. Возможно, однажды он заглянет и к Вам..

*Звезды на фоне означают неболезненную зкзальтацию "

Интерпретация


1. Приподнятое настроение или гипоманиакальный эпизод на момент начала обследования (это животное, вопреки инструкции, было нарисовано первым). Вероятная причина выбора именно этого задания в качестве первого состоит в том, что испытуемая хотела снизить уровень страха от столкновения с собственной эмоциональностью, и бессознательно выбрала наиболее благоприятную и безопасную версию задания;

2. Интровертированность , отсутствие фрустрации потребности в общении, её просто нет в сильно выраженном виде (счастливое животное не имеет рук или их аналогов, оно труднодоступно). Испытуемая не осознаёт и не испытывает на сознательном уровне потребности в увеличении количества контактов.

Это несколько противоречит наличию у неё потребностей, удовлетворить которые можно только в рамках социальных взаимодействий (см. описания других животных). Объяснение этому противоречию можно найти в том, что, вероятно, некоторые из имеющихся контактов тяжелы для испытуемой, и она хотела бы от них избавиться.

С другой стороны, возможно, она склонна к интеллектуализации и рационализации потребности в контактах (на это явно указывает наличие свидетельств такой потребности в тексте — см. п. 10 — и отсутствие её в изображении);

3. Неосознаваемые страхи (зачернённые глаза животного). Они сильнее проявляются в «обычном» животном, но остаются и у счастливого. Это свидетельствует о том, что одним из необходимых критериев счастья для испытуемой является снижение силы страхов.

Такая ситуация характерна для тревожных личностей . В совокупности с данными, полученными из анализа других животных, можно сделать предположение о том, что изначально испытуемая была очень чувствительным (сензитивным) ребёнком, и шизоидная акцентуация образовалась позже, как компенсаторный механзм.

4. О том, что для достижения чувства психологического комфорта необходимо помещение в более дружественную среду говорят и уши счастливого животного (уши — символ настороженности, но здесь они свёрнуты, тут не нужно бояться). Опять же, типичная ситуация для тревожных личностей — желание попасть в безопасную и предсказуемую среду;

5. Счастливое животное — первое (второе — несчастное), у которого присутствуют выраженные сексуальные символы (хвост и подчеркнутый, нарисованный с нажимом рот), однако в данном случае речь идёт не об активной сексуальности (хвост тонкий и опущен вниз), а, скорее, о принятии своей полоролевой идентичности. Иными словами, испытуемая хотела бы лучше интегрироваться со своим полом , разобщённость между биологическим полом и его психологической селф-репрезентацией является источником неприятных ощущений для испытуемой.

6. Зачастую состояния счастья и душевного подъема / экзальтации являются для испытуемой не истинным отражением её внутреннего мира, а компенсаторным механизмом , призванным справиться с тревогой (звёзды на рисунке, заполняющие весь лист);

7. Потребность в безопасности (шерсть прижата к телу именно у счастливого животного);

8. Высокая, но неудовлетворённая потребность в принятии собственной телесности (счастливое животное имеет на своём животе «символ счастья»). Возможно, испытуемая пытается (или планирует) удовлетворить её посредством боди-модификаций (татуировки, пирсинг, вызывающие и необычные причёски, одежда).

Более глубоким объяснением может служить отсылка к тому факту, что шизоиды склонны противоставлять разум эмоциям, относя последние, скорее, к телесному уровню. Таким образом, возможно в этом узоре на животе символически проявилась потребность интеграции эмоциональной сферы.

9. Сильная неудовлетворённая потребность в принятии и принадлежности (счастливое животное построено по стандартной схеме). Здесь интересно то, что несчастное животное тоже построено по стандартной схеме, в то время, как «обычное» — по оригинальной.

Вероятно, здесь имеет место следующая ситуация: испытуемая ощущает определённый дискомфорт от своей инаковости (и это вылилось в построение неачастного животного по стандартной схеме), желая при этом стать более «нормальной», похожей на остальных (что привело к созданию счастливого животного по стандартной схеме);

10. Потребность в принятии и контакте с другими (животное живёт в нашем мире и активно взаимодействует с другими);

11. Возможно наличие гипоманиакальных эпизодов (указание на то, что животное производит избыток счастья, что ему столько не требуется). Это предположение подтверждается данными, полученными с помощью методики СМИЛ;

12. Возможно указание на наличие аффективного расстройства по типу БАР или циклотимии (счастье невозможно без понимания обратной стороны). Периоды экзальтации, несомненно бывающие у испытуемой, по-видимому, чередуются с периодами тоски и упадка;

13. Экзистенциальная потребность в смысле жизни (животным руководят «неслучайные события и встречи», оно «выполняет свое предназначение»), что является показателем инфантилизма и незрелости испытуемой (такая потребность больше характерна для подросткового возраста);

14. Потребность в принятии (другие всегда рады этому животному). Одним из основных направлений работы с испытуемой должно стать объяснение того, что часть потребностей можно реализовать только в социальных взаимодействиях. Например, если не контактировать с другими, то они не смогут хорошо к тебе относиться.

Продолжение — в