Сколько зарабатывают рок-музыканты. Сколько человек входит в музыкальный ансамбль

Если хорошо владеешь инструментом и любишь путешествовать, то гастроли по улицам разных городов мира - отличная идея. Поговорим о реализации.

На чем играть

Больше денег получают музыканты с академическим образованием, которые играют на скрипках или духовых, особенно на саксофоне. День прошел удачно, если удается заработать 2000–2500 ₽ за час. Максимум аккордеониста - 2000 ₽.

Дальше идет шоу: пила, диджериду или восемь барабанщиков. Главное, поразить публику, показать то, чем зрители делятся в соцсетях. Удастся - заработаешь 1500 ₽ за час. Хорошее исполнение принесет гитаристу такую же сумму (только если ты не будешь горланить не по нотам русский рок).

Когда играть

Воскресенье и понедельник - худшие дни для заработка: впереди рабочая неделя, прохожим не до музыки. Выбирайте утренние (07:00–10:00) и вечерние (17:00–19:00) часы пик. Отлично подойдет вечер пятницы и весь субботний день. Учитывайте, что большинство прохожих получают зарплату примерно в одно и то же время. Самый «голяк» - середина и конец месяца.

Где играть

В каждом городе, особенно в туристический сезон, есть главные проходные или исторически важные места, которые приносят максимальный гонорар. Далее - конкретный план.

Германия

  • На главной площади Мюнхена (Marienplatz), в пешеходной зоне. Здесь разрешено играть, только если получите одобрение горсовета - ярко-оранжевая бумажка, которая должна лежать рядом с футляром, чтобы полицейский ее видел. Это единственный город Германии, где уличные музыканты обязаны проходить отбор перед выступлением. Каждый день здесь выдают максимум десять лицензий. Пять музыкантов могут работать до обеда, остальные пять - после. Стоимость одного разрешения 10 € (примерно 730 ₽).
  • В Берлине самое хлебное место - Мауэрпарк (Mauerpark).

Австрия

  • «Стритовать» в Вене идите на Карлсплатц (Karlsplatz), Штадтпарк (Stadtpark) и Марьяфилэ штрассе (Mariahilfer strasse). После обеда в музейном квартале (Museums Quartier) много туристов вываливается из автобуса - можно неплохо заработать. На Карлсплатц есть подземный переход в метро, где вы будете играть, не опасаясь полиции. В самом метро работать музыкантом запрещено.
  • Хорошая акустика у станции Флорисдорф (линия U6). Там почти всегда занято, но может повезти. Место многолюдное: горожане идут с работы или направляются в центр.
  • В Инсбруке работать можно на всех центральных площадях. Главное, не играть около «Золотой крыши» (Goldenes Dachl), основной достопримечательности, иначе полиция оштрафует на 15 € .

США

В Америке нельзя играть поблизости с больницами и жилыми кварталами, а музыканты не должны преграждать входы в здания и общественный транспорт.

Лучшие точки:

  • Новый Орлеан, Площадь Джексона.
  • Нью-Йорк, Таймс-сквер, центральные станции метро.
  • Нэшвилл, Нижний Бродвей.

Ещё

  • Лучшие места в Стокгольме: Старый город (Gamla Stan), оживленные улицы типа Дроттнинггатан, Гетгатан или Хамгатан.
  • В Тель-Авиве полиция не гоняет, а прекрасная площадка - набережная в городе Яффе.
  • В столице Британии тоже нужна лицензия, но большинство уличных артистов играют без нее. Вся информация о получении разрешения есть на специальном сайте . Отправьте письмо на электронную почту, и вас пригласят на прослушивание. Также необходимо предоставить справку из полиции о том, что у вас нет проблем с законом.
  • Главный совет для тех, кто собрался играть в Европе: менять место каждые 3 часа и не использовать усилитель, иначе полиция прогонит или оштрафует.

Цифры и опыт в одной таблице

Город/страна

Максимальный заработок в день (руб.)

Мюнхен, Берлин

4300–7300

Вена, Инсбрук

3600–8800

Стокгольм, Швеция

4100–8500

Лондон, Англия

8000–17400

Нью-Йорк, США

9200–22 500

Осло, Норвегия

7300-11 500

Будапешт, Венгрия

2200–3600

Брюссель, Бельгия

3700–5800

Марибор, Словения

5800–7300

Тель-Авив, Израиль

3200–5300

Марракеш, Марокко

3500–4600

Сеул, Южная Корея

2000–3100

Ереван, Армения

1900–6500

Чили/Перу

6300–8700

Все цифры актуальны для туристических или проходных мест, в ясную погоду.

В итоге

  • Чтобы не бегать от полиции, получите разрешение, если того требует законодательство. Для рисковых трубадуров совет простой - отрабатывайте на одной точке трехчасовой сет и перемещайтесь.
  • Когда у вас несколько инструментов, концертный вариант лучше оставить дома: непогода и пьяная молодежь могут попортить его.
  • Играть на одном и том же месте не всегда выгодно: ощущение праздника и новизны пропадет - денег станет меньше. Одевайтесь чисто и опрятно, нет необходимости вызывать жалость.
  • Иногда в чехол кладут пачку сигарет, алкоголь или пакет с едой. Держите всегда при себе визитку: иногда уличных музыкантов приглашают работать на семейные праздники и городские мероприятия.

Музыкальный ансамбль – коллектив людей, занятых общим творчеством. Чаще всего ансамбль объединяет музыкантов. Однако в коллектив также могут войти люди других творческих специальностей: звукорежиссёры, продюсеры, поэты-песенники, иные специалисты.

Сколько человек входит в музыкальный ансамбль?

От двух до десяти человек. В зависимости от количества участников ансамбль может называться:

  • Дуэт. Артистический коллектив представлен двумя участниками. К числу наиболее известных дуэтов можно отнести: Modern Talking, OutKast, Roxette, Pet Shop Boys;
  • Трио. Подразумевает трёх исполнителей-инструменталистов либо певцов. Различают вокальные, инструментальные и инструментально-вокальные ансамбли. Инструментальное трио может быть однородным (к примеру, исполнители используют исключительно смычковые инструменты) или смешанные. Состав инструментов определяется спецификой исполняемой музыки. Так, джазовое трио чаще всего включает фортепиано либо гитару, контрабас и барабаны . Известные ансамбли-трио: 30 Seconds to Mars, Depeche Mode, Nirvana. Российские коллективы: Фабрика, ВИА Гра, Лицей;
  • Квартет. Состоит из четырёх музыкантов, вокалистов, инструменталистов. Квартеты широко распространены во всех музыкальных жанрах: академической музыке, джазе, роке. Произведения для квартетов писали Бетховен, Гайдн, Моцарт, многие другие знаменитые композиторы. Широкую известность получили такие четвёрки, как The Beatles, ABBA, Queen, Led Zeppelin;
  • Квинтет. Временем зарождения струнных и духовых квинтетов считается вторая половина XVIII века. С тех времён академические произведения для пяти музыкантов создаются в виде сонатных циклов. Вокальные квинтеты успешно вписываются в программу оперы, кантаты. Мировую известность приобрели следующие коллективы: AC/DC, Spice Girls, Oasis, Scorpions, Deep Purple, Sex Pistols;
  • Секстет. Подразумевает шестерых исполнителей;
  • Септет: семеро музыкантов, вокалистов, инструменталистов;
  • Октет. К числу известных коллективов, в которых входило восемь участников, можно отнести: Guns N’ Roses, Chicago, The Doobie Brothers. Многие джаз-группы представляют собой октеты;
  • Нонет. Коллектив из девятерых музыкантов, каждый из которых исполняет самостоятельную партию. Известным исполнительским ансамблем является Чешский нонет. В джазе получили известность нонеты Майлза Дэвиса, Джо Ловано;
  • Децимет. Редко встречающийся вид музыкальной группы, в котором каждый из десяти частников исполняет самостоятельную партию. Такие камерные ансамбли являются переходной ступенью к камерным оркестрам.

Музыка - величайшее из искусств, которое сопровождает нас на протяжении всей жизни и может вдохновить на свершения или помочь в трудную минуту. Существует невообразимое количество разнообразных жанров, в каждом из которых слушатель может найти что-то свое. Есть фанаты как отдельных жанров, так и меломаны - люди, которым нравится любое направление, главное, чтобы музыка была хорошей. Самые изощренные любители красивых созвучий нот исключительно из любопытства задаются вопросом о том, сколько существует песен в мире, сколько еще новой музыки они для себя не открыли. Этому интересному вопросу и посвящена данная небольшая статья.

Трудности определения

Разумеется, ответить на этот вопрос со стопроцентной точностью не представляется возможным, сравнить подсчет всех музыкальных произведений в мире можно с попыткой перебрать каждую песчинку на солнечном пляже. Однако стоит попытаться конкретизировать запрос, чтобы получить примерное число.

Для начала стоит определиться, что вообще считать песней. То, что было записано на студии или в любых других условиях на какой-нибудь носитель или вообще все существующие музыкальные опусы всех стран и народов? Понятно, что во втором случае ответить на вопрос "сколько песен в мире" действительно невозможно, но, если взять за точку отсчета начало звукозаписи, то есть примерно конец XIX - начало XX века, и проанализировать всю информацию, что лежит в открытом доступе, можно сделать вывод, что песен с тех пор было записано приблизительно 500 000 000 штук. Правда, не о всякой записи на носитель может быть известно, поэтому это внушительное число можно смело округлять до миллиарда. Впечатляет, не правда ли? А ведь это только те, что так или иначе были записаны: представьте, насколько больше их в народном творчестве!

Официальная статистика

Научно-познавательный канал Vsauce также задался вопросом о том, сколько песен в мире. Пользуясь данными компании Gracenote, которая поддерживает через сеть Интернет базу данных с содержанием аудио компакт-дисков и виниловых пластинок (примеры тех самых носителей информации), канал пришел к выводу, что всего записано около 130 000 000 песен. Примечательно, что на прослушивание их всех ушло бы более 2 000 лет.

Другие источники утверждают, что профессионально за все время было записано 240 000 000 песен. В любом случае это только небольшая часть от миллиарда...

Вкусы молодежи и подростков в последние несколько лет существенно качнулись в сторону рэпа. Новые поп-кумиры и герои юношества возникают именно в этом жанре, а дистанция от полной безвестности до концертов с полностью проданными залами порой преодолевается ими за какие-нибудь полгода (см. «Грибы», MiyaGi & Эндшпиль). Пока рэперы коллекционируют солдауты и скоро, видимо, как их западные коллеги, увешаются золотыми цепями и начнут передвигаться исключительно на черных бронированных машинах, «Афиша Daily» решает выяснить, как организована экономика у музыкантов, старорежимно играющих на гитарах и барабанах.

Среднемесячный заработок - от 0 до 4 тысяч рублей

Антон Образина

вокалист и гитарист Jars

У нас никогда не было внятной бизнес-модели. Мы скорее тратили на группу зарплату с дневных работ. Иногда требовать гонорар элементарно стыдно. Допустим, когда речь идет о привозе западной группы, которую мы и сами знаем и любим и понятно, что концерт сам по себе едва окупится. Та же история с благотворительными концертами и DIY-фестивалями. Ну какие тут деньги?

В последнее время, конечно, чаще просили хотя бы минимальные суммы - не по 17 лет уже, в конце концов. Этого хватает на оплату репетиционной базы - у нас собственная точка, которую мы делим с еще несколькими дружественными группами. Речь о сумме меньше 10 тысяч рублей.

Хорошо выстреливают концерты, которые мы сами же себе организуем. С презентаций наших релизов получается отбить затраты на запись и сведение. Хотя мы не особенно на них тратимся. Почти все альбомы Jars были записаны максимум за 2 дня. Честно говоря, вообще не вижу смысла неделями сидеть в студии и вливать огромные деньги в создание «фирменного, как на Западе», звучания. Посмотрите на группы «новой русской волны» - сейчас залы можно собирать и с диктофонными записями. Такая тенденция мне нравится гораздо больше, чем вылизанные альбомы у групп, которые собирают 50 человек.

В другие города мы всегда ездили за оплату дороги, питания и проживания. О гонораре говорить не приходится - в регионах билет на концерт стоит не дороже 300 рублей. Возможность увидеть другие города и поиграть для новых ребят ценна сама по себе. Если речь идет о туре - рассчитываем расходы на бензин и услуги водителя, а затем делим эту сумму на количество городов. Туровые концерты обходятся совсем недорого, так что есть возможность заехать в неочевидные места. На деньги с продажи мерча живем в дороге. Большинство туров у нас прошло с Денисом Алексеевым.

Для меня длительные выезды - это в первую очередь приключение, а уже потом коммерческое предприятие. Правда, последний тур в Европу обернулся серьезным минусом. Покрываю до сих пор - пришлось продать гитару. Но новую гитару можно купить, а ощущения от жизни в дороге я не променял бы ни на что.

Может сложиться ощущение, что музыка для меня - это хобби. Ненавижу это слово. Речь о деле, в котором деньги не важны и которое я буду делать даже голодным и бездомным. Не помешало бы, впрочем, наладить какой-то более внятный менеджмент. У меня гораздо лучше выходит играть, чем договариваться о гонорарах.

Среднемесячный заработок - от 15 до 30 тысяч рублей

Владимир Котляров

вокалист группы «Порнофильмы»

Среднемесячный заработок - от 25 до 100 тысяч рублей

Кирилл Гуцков

басист Dans Ramblers

Группа Dans Ramblers («Господа бродяги»), в которой я играю на басу, существует с 1991 года. От первоначального состава остался я один. Играли в разное время разную музыку: рокабилли, блюз-рок, чикагский блюз, трибьют The Rolling Stones, с 2002-го перешли на каверы The Beatles. Регулярно стали выступать, когда в Москве появились первые музыкальные клубы - Armadillo, B.B.King, Arbat Blues Club. Сейчас клубные концерты в среднем 1–2 раза в неделю.

Директора у нас нет. Но благодаря знакомствам среди арт-директоров клубов предложений много. Доход делим поровну (нас четверо). Если сумма неровная, часть отправляем в кубышку, которую тратим на оплату репетиций и подарки друг другу на дни рождения.

В Москве обычно играем за билеты (80% нам, 20% клубу) или за заранее обговоренную «гарантию» (нижняя планка - 12 тысяч рублей). В Подмосковье клубы пощедрее, платят 16–20 тысяч за двухчасовое выступление. Зовут в ближайшие областные центры (Тверь, Тула, Калуга, Рязань), там еще приятнее - и по деньгам, и по бытовому райдеру, и вообще по отношению. На корпоративы зовут. Вилка - от 50 до 120 тысяч.

Играем, как я уже говорил, 1–2 раза в неделю. Сотрудничаем с 6–7 клубами со средней периодичностью раз в полтора месяца. По доходам получается от 25 тысяч в неудачный месяц до ста с чем-то в удачный (особенно перед Новым годом).

Среднемесячный заработок - от 60 до 150 тысяч рублей

Дмитрий Спирин

вокалист «Тараканов!»

Когда у нас нет туров, но есть разовые концерты по уик-эндам и мы не тратим деньги на запись альбома или съемку клипа, музыканты группы могут зарабатывать от 60 до 150 тысяч рублей в месяц на человека. Это зависит от количества концертов (в среднем от 4 до 8), их географии (наш московский гонорар примерно в 10 раз больше регионального, а питерский - примерно в пять раз больше) и «судовой роли» конкретного участника в группе.

В туровую (не путать с выездами на уик-энд) команду «Тараканов!» входят 11 человек: пятеро музыкантов, тур-менеджер/световик, два техника, звукорежиссер, два водителя - в затяжные туры мы выезжаем на двух арендованных автобусах.

В туре по регионам 30 процентов гонорарного вала идет на такие статьи расходов, как аренда автобусов, амортизация оборудования, затраты на производство мерча, выходные в туре, оплачиваемые из кармана группы, питание в дороге, зарплаты технического персонала, агентские проценты, налоги. При верстке такого тура концерты продаются по схеме «все включено». Мы возим с собой абсолютно весь бэклайн, включая барабаны и микшерский пульт, организатору остается лишь предоставить зал, оснащенный светом и звукоусилением.

У группы есть директор, он занимается версткой туров, планированием и организацией концертов в столицах, контрактами на выпуск альбомов. Иметь отдельного человека, который будет заниматься только шоу-бизнесом, всегда финансово эффективнее и политически правильнее, чем когда всем руководит кто-то из музыкантов. Хотя все-таки многие моменты я контролирую лично.

Все менеджеры, которые когда-либо работали с нами, работали за процент. Это наиболее эффективная схема. Менеджеры у нас всегда зарабатывали разный процент, от 10 до 20. Это зависело от того, вкладывается человек в группу только временем и силами или же время от времени тратит на ее потребности собственные средства.

У «Тараканов!» есть еще двое сотрудников на зарплате: это пресс-атташе и СММ-специалист. Кроме них фиксированную ставку (поконцертно или раз в месяц) получают также все остальные члены и сотрудники группы, кроме трех дольщиков - музыкантов и менеджера.

В жизни группы существует период записи альбома. В это время группа не выступает и живет на средства, отложенные в общегрупповую кассу с концертных гонораров, плюс доходы от краудфандинга. В нашем случае статьи расходов выглядели так: визы, страховки, авиабилеты в Германию, размещение, суточные, стоимость студии, услуги звукоинженера и продюсера записи, гонорары авторов английских версий текстов песен. К расходам на запись мы также причисляем расходы на новую фотосессию, дизайн альбома, сайта и мерчендайза, съемку клипов, производство или закупка так называемых акций для участников краудфандинговой кампании (майки, CD, винил, прочее).

Концертные гонорары (минус проценты на общак) - это то, на что мы живем. Все остальные приходы - это средства, на которые мы осуществляем творческую и хозяйственную деятельность группы.

Мы не выступаем за процент от сбора: мы уже не такие маленькие, чтобы соглашаться на этот тип оплаты концертов, но и не такие большие, чтобы быть уверенными в том, что процентная схема принесет нам больше, чем «гарантия».

Наша вилка довольно широкая, так как существует тип концерта, как «понедельник в маленьком городе в дальнем регионе в туре», и, например, такой тип концерта, как «25 лет группе» в клубе «Арена» в Москве с ожидающимися 3,5 тысячами зрителей. Переговоры ведутся примерно так же, как и у всех. Мы получаем входящее предложение, после обсуждения условий берем предоплату (от 20 до 50%), ставим дату на сайт и анонсируем ее в соцсетях.

Возьмем конкретные цифры. Запись нового альбома, включая накладные расходы по транспортировке и проживанию группы в Германии, сведение, мастеринг, затраты на продвижение, включая производство нескольких видеоклипов, обошлась в 1 720 000 рублей. Производство многосерийного документального сериала (а оно было заявлено как одна из целей краудкампании) - 500 тысяч рублей. Итого 2 220 000 рублей.

Наша крайне успешная кампания принесла около 1,6 млн рублей. После того как свой процент забрала платформа, осталось около 1,45 миллиона рублей. Еще примерно в 300 000 рублей нам обошлось производство тех самых ништяков, или акций, для участников кампании. Так сумма сбора усохла примерно до 1,1 миллиона. То есть за счет этих средств мы покрываем примерно половину затрат, что уже хорошо.

Доходы от рекорд-контрактов, неважно, от зарубежных лейблов или российских, существенно уступают концертным. В случае с группой такого масштаба, как наша, аванс от лейбла в лучшем случае может покрыть треть затрат. Роялти, которые впоследствии выплачивают рекорд-компании по итогам цифровых и физических продаж, мы даже не рассматриваем как серьезные доходы. Они автоматом уходят в общак.

Помимо группы я занимаюсь также виниловым магазином Maximum Vinyl и варю пиво. Это исключительно моя личная бизнес-активность, никто из музыкантов группы в нее не вовлечен. Тур-менеджер Артем является совладельцем нашего винилового магазина. Признаюсь честно, и тот и другой бизнес пока что чувствуют себя более или менее нормально только потому, что у «Тараканов!» неплохо идут дела и я постоянно подпитываю оба бизнеса средствами, которые я зарабатываю в качестве участника рок-группы.