Русский Туркестан. История, люди, нравы. Дунгане, происхождение этого народа Известные дунгане

Современный ареал расселения и численность

Всего: 110000
Киргизия : 58409 () , 59994 ()

Казахстан : 51577 ()

Россия : 1651 ()

Язык Религия Родственные народы
Дунгане
Китай
традиционный китайский : 東干族
упрощённый китайский : 东干族
Dunganese name
Dungan: Хуэйзў
Xiao"erjing: حُوِ ذَو
Romanization: Huejzw
Hanzi: 回族

Дунгане - народ, проживающий в Киргизии , южном Казахстане и Узбекистане . Также в КНР проживает более 9,8 млн китаеязычных мусульман хуэйцзу , которых часто относят к той же национальности. Дунгане являются потомками хуэйцзу , часть которых, как и более многочисленные уйгуры , переселились на территорию Российской империи в 1880-х годах после поражения антицинского восстания дунган в северо-западном Китае. Самоназвание дунган в записи современной дунганской кириллической письменностью - хуэйхуэй (ср. кит. 回回 ), хуэймин (кит. 回民 ) «народ хуэй», лохуэйхуэй (кит. 老回回 ) «почтенные хуэйхуэй » или җун-ян жын (кит. 中原人 , «люди Центральной равнины»). Свой язык (см. дунганский язык) они именуют соответственно «языком народности хуэй » (дунг. хуэйзў йүян ; ср. кит. 回族语言 ) или «языком Центральной равнины» (җун-ян хуа , ср. кит. 中原话 ). В СССР в процессе национально-государственного размежевания в Средней Азии, инициированного в 1924 г., в качестве официального наименования для китаеязычных мусульман был выбран использовавшийся и ранее в русской литературе этноним «дунгане». Во внутреннем Китае это слово не было известно. В Синьцзяне оно стало употребляться окружающими народами в качестве названия (но не самоназвания) тех хуэйцзу , которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев - главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже. По одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой, недавно предложенной профессором Синьцзянского университета Хай Фэн, слово дунгань восходит к китайскому слову тунькэнь (屯垦) - «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем. В китайской литературе слова дунганьжэнь (东干人)"дунгане", дунганьцзу 东干族 «национальность дуньгань » употребляется только по отношению к дунганам СССР/стран СНГ.

Один из многих ресторанов на Дордойском рынке в Бишкеке, рекламирующих «дунганскую кухню»

В настоящее время дунгане наиболее широко представлены в населении Джамбульской области Казахстана (около 40 тыс. человек; 36,9 тыс. во всем Казахстане по переписи 1999 г. ), а также в северной Киргизии , где этот народ насчитывает приблизительно 55 тыс. или 1,2 % населения республики (51 766 по переписи 1999 г. ) В России , согласно переписи 2002 года , проживает 800 дунган.

В селе Милянфан

Дунгане в Киргизии

Известные дунгане

  • Масанчи, Магазы - участник революционного движения, Гражданской войны, борьбы за установление Советской власти в Средней Азии и Казахстане.
  • Ванахун, Манзус - участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза
  • Манеза, Майя
  • Шиваза, Ясыр Джумазович - дунганский советский писатель
  • Чиншанло, Зульфия - казахстанская тяжелоатлетка, чемпионка мира и Олимпийских игр

Дунгане, дунган (тюркское), лохуэй, лохуэйхуэй, хуэй (самоназвание), народ в Казахстане (30,2 тыс. человек), Киргизии (36,9 тысяч), небольшая часть в Узбекистане (1106 человек). В России 635 человек. Общая численность свыше 69,3 тыс. человек. Говорят на дунганском языке сино-тибетской семьи. Распространены также русский, киргизский, казахский и другие языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - мусульмане-сунниты.

Дунгане - потомки хуэй, переселившихся в Казахстан и Среднюю Азию в конце 70-х - начале 80-х гг. XIX века из китайских провинций Шэньси, Ганьсу и Синьцзян, спасаясь от преследований маньчжуро-китайских властей после подавления освободительного восстания 1862-77. На новых землях дунгане поселились компактными группами по земляческому принципу: в Казахстане в сёлах Каракануз и Шортюбе - шэньсийцы (выходцы из провинции Шэньси), в Киргизии в селе Ырдык - ганьсуйцы (провинция Ганьсу), в селе Александровка на реке Сокулук - синьцзянцы. Первоначально общения между ними почти не было, долго сохранялись региональные различия в культуре и эндогамия. К 30-м гг. XX века сформировался литературный язык.

Основные занятия - земледелие (поливное рисоводство, овощи), животноводство (преимущественно крупный рогатый скот), птицеводство, часть дунган занята в торговле и промышленности. Дунгане оказали благотворное влияние на развитие земледелия у соседних тюркских народов.

Семья малая, однако сильны традиции большой семьи, родственных и земляческих связей. В прошлом существовало многожёнство.

Поселения регулярной планировки. Традиционное жилище каркасно-столбовой конструкции (стены из сырцового кирпича или камня) или глинобитное, многокамерное, с выходом из комнат на крытую наружную галерею. Характерной особенностью была отапливаемая лежанка (кан) в спальной комнате. На ней спали, ели, сидя за низким столом.

Традиционная мужская и женская одежда близка по покрою: распашная куртка, застёгивающаяся на правом боку, и широкие штаны. Женская одежда украшена вышивкой. Обувь матерчатая.

Пища - преимущественно мучная (длинная мучная и крахмальная лапша, рисовая каша и др.) и овощная с приправами из мяса (говядина, баранина, куриное). Для поджаривания употребляют чаще всего растительные масла. Многочисленны закуски и сладкие блюда. Многие виды пищи готовят на пару, отдают предпочтение варёному. Приём пищи начинают с чая, обед заканчивают супом. Едят палочками. Употребляют много перца, чеснока, лука, уксуса и т. д.

Сохранились народная медицина, богатый фольклор (предания, сказки).

В XX веке значительно выросли связи с другими народами. Получили значительное распространение формы современной культуры, что нашло отражение в трансформации жилища, одежды, пищи, семейной организации. Сформировались национальная литература, интеллигенция.

А. М. Решетов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 165-166.

Дунгане, происхождение этого народа. Дунгане - народ сложного этногенеза. Единого мнения о его происхождении у ученых пока не сложилось. Бесспорно, на наш взгляд, то, что первоначально он формировался на территории современного северо-западного Китая в Танскую (618-907 гг. н.э.), Сунскую (960-1279 гг.н.э.) и Юанскую (1271-1368 гг. н.э.) эпохи; то есть в VII-XIV вв. и под воздействием распространявшегося ислама. Среди самих дунган бытуют различные легенды об их происхождении, которые записывались дореволюционными исследователями В.П.Васильевым, В.Ф.Поярковым, а также советскими дунгановедами Г.Г.Стратановичем, Н.Н.Чебоксаровым, Х.Ю.Юсуровым и др. вот что рассказывает одна из наиболее распространенных легенд. В начале IX в. к китайскому императору Танской династии явился во сне человек с длинной белой бородой, в зеленом халате и чалме. Человек этот спас императора от напавшего на него чудовища и исчез. На утро, когда император вызвал придворного мага (суангуади) и рассказал ему о странном сновидении, тот, подсчитав на гадальных счетах, объявил, что императора выручил из беды великий пророк Ма (пророк Мухаммед), живущий далеко на западе, в Аравии. Выслушав суангуади, китайский император решил пригасить пророка к себе в Китай и с этой целью отправил в Аравию 300 своих людей. Пророк Мухаммед оставил их у себя, а взамен отправил 300 арабов (** согласно записанному указателю у сказителя Хия Ваахунова полному варианту было 3000 арабов) во главе с тремя своими учениками – Гэйсом, Вэйсом и Вангасом. Через них Мухаммед передал китайскому императору свое изображение, чтобы он посмотрел, но не вывешивал, иначе оно исчезнет. До столицы китайской империи посланцы Мухаммеда добрались во главе с Вангасом, а Гэйс и Вэйс погибли в пути из-за того, что сотворили чудо для спасения своих людей, которые должны были погибнуть без воды и топлива в пустыне. Китайский император с почестями принял посланцев пророка. Ему понравились их религия и обряды, и он разрешил распространять ислам в серединной империи. Через три года, когда пришельцы захотели вернуться домой, ссылаясь на то, что скучают по семьям, император устроил в столичном парке праздник, на который собрал самых красивых девушек со всех концов страны и велел арабам выбрать себе жен. Супружеский союз заключали по магометанской вере, а свадебные церемонии проводились по китайскому обычаю. Император велел своим сановникам в течении трех дней не принимать жалоб от родителей девушек, уведенных арабами. На четвертый же день, когда те пришли во дворец с жалобами, император объяснил им, что их дочери уже три дня являются женами арабов, и посоветовал родителям пойти проведать их. Родители девушек так и поступили. Видимо, оттуда пошел у дунган обычай сыдомян, по которому на четвертый день после свадьбы родители невесты идут в дом жениха и несут четыре пучка длинной нарезанной лапши, мяса, различные закуски. От этих браков, по легенде, и берут начало дунгане. Китаянки передали детям своим обычаи и язык, которые постепенно, в течении веков смешиваясь с традициями мусульман-арабов, сформировали дунганский национальный характер. Согласно другой легенде, распространенной среди тюркских народов, Чингисхан после возвращения из похода в Китай оставил там часть войска как опору своего владычества, поэтому их назвали «тургане» (оставшиеся), откуда и выводится этноним дунгане. По второму варианту той же легенды, которую сообщил русский исследователь А.К.Гейнс, Тамерлан после похода в Китай оставил часть своих войск охранять важный пункт по пути на Восток. Оставшиеся воины (монголы) обзавелись семьями, расселились по долинам рек Джунгарии и стали предками западных дунган. Южных и восточных дунган Гейнс считал более древними потомками уйгуров. Еще одно предание о происхождении дунган. Много лет тому назад в пределы Китая пришел отряд в две тысячи человек. Воины пришли с Запада. Одеты они были не так, как китайцы, были белы лицом и хотя знали по-китайски, но между собой говорили на никому не известном языке. Придя в город, они потребовали себе сначала земли, а потом китайских девушек в жены. Сильные воинственные пришельцы внушали китайцам страх, и они не посмели им отказать. Землю дали, но с девицами было труднее, так как ни одна из них добровольно не хотела выходить за них за- муж. Тогда начальник пришельцев отправился к китайскому губернатору и решительно заявил, что если им не дадут жен, они их сами добудут. Перепуганный губернатор подумал и сказал: «Скоро в городе будет большой праздник. На площади соберутся все женщины, которые займут три ряда стульев. В первом ряду будут девицы, их вы не берите, во втором будут сидеть замужние женщины, этих тоже не трогайте; наконец, в заднем - будут старухи и вдовы. Среди них вы найдете еще довольно много молодых и красивых. Вы их и хватайте, а потом будет уже ваше дело, как сохранить их за собой». Начальник воинов обещал так сделать. Настал день праздника. Весь город собрался на торжество. Женщины так и сидели, как сказал губернатор, Пришли и воины. У каждого под одеждой было спрятано оружие. Прогуливаясь перед зрительницами, они намечали себе невест. Самая красивая была в первом ряду, но некоторым нравились китаянки и из второго ряда. Когда выбор был намечен, начальник дал знак, и пришельцы бросились в ряды зрительниц. Китайцы пробовали их защитить, но отступили, увидев оружие. Тогда белые воины уже беспрепятственно схватили своих будущих жен и унесли их к себе. Пленницы скоро примирились со своей участью, примирились с похищением и их родственники. Потомки этих воинов почти совсем слились с китайцами, но все же их можно отличить даже и теперь - это дунгане. Они красивее и здоровее настоящих китайцев, и это происходит оттого, что белые пришельцы взяли только красивых и молодых. Китаеязычные мусульмане имеют разное происхождение. Ислам впервые проник в Китай при династии Тан (618-907 гг.) по двум не связанным друг с другом направлениям - северо-западному сухопутному, вдоль Великого шелкового пути, и юго-восточному морскому. В 742 г. императором Сюаньцзуном была основана мечеть в находившейся на Великом шелковом пути столице танской империи Чанъане - современном административном центре северо-западной пров. Шэньси городе Сиань (сейчас мечеть называется - Сиань цинчжэнь дасы, или «Большая сианьская мечеть»). Одновременно в портовых городах юго-восточного Китая, которые относятся к ареалу далеко отстоящих от современного пекинского диалекта южных диалектов китайского языка, начали селиться арабские и персидские торговцы. Позже, при монгольской династии Юань (1271-1368 гг.), выходцы из мусульманских стран (в числе т. н. «цветноглазые») занимали второе место в общественной иерархии после монголов и использовались на высоких государственных должностях. К середине или концу Минской эпохи китайский язык стал родным для мусульман почти повсеместно в империи (за исключением таких групп, как дунсяне или салары), и лишь ахуны (муллы) могли говорить и писать по-арабски и по-персидски. Чтобы передавать знания Корана и этих языков из поколения в поколение в китайскоязычной среде, была развита система исламских школ, с более или менее стандартной программой, получившие название цзинтан цзяоюй, то есть «образование в Доме Корана», формализацию которой обычно связывают с именем Ху Дэнчжоу, ахуна середины16 в. из Шеньси. Для облегчения обучения в исламских школах, появились две интересные системы письменности. С одной стороны, некоторые школы системы цзинтан цзяоюй (главным образом в Шэньси) стали использовать китайские иероглифы для объяснение произношения арабских слов ученикам, для которых китайская письменность была ближе, чем арабская. Это, однако, было сравнительной редкостью, так как большинство мусульман на северо-западе Китая были мало знакомы с китайской иероглификой, но обучались арабскому письму в медресе. В их среде получила распространение противоположная система, получившая название сяоэрцзин: использование арабского алфавита для фонетической транскрипции китайского языка. Начиная с середины XVII в., в первые десятилетия Цинского правления в Китае, суфизм начинает проникать в империю, под влиянием экспедиций кашгарского мюршида Аппак Ходжи в тогдашнюю провинцию Ганьсу (включавшую, в Цинские времена, и нынешний Цинхай). В XVIII в.духовные наследики Аппак Ходжи, ганьсуйские ахуны Ма Лайчи и Ма Минсинь провели годы в Аравии, и вернувшись на родину, создали суфийские братства, получившие названия «Куфия» и «Джахрия». Их названия происходят от арабских слов, отражающих наиболее заметное внешнее отличие их обрядности: повторение зикра про себя или вслух. Приверженцы Куфии и Джахрии играли большую роль в истории хуэйского (дунганского), дунсянского и саларского народа в течение последующих двух веков. Во время династии Цин хуэйцзу, как и другие мусульмане Китая, неоднократно участвовали в народных восстаниях, самым крупным из которых было Дунганско-уйгурское 1862-1877 гг. В результате разгрома восстания цинскими войсками во главе с Цзю Цзунтаном, карта расселения хуэйского населения претерпела значительные изменения. Хуэйцы некоторых районов понесло значительные потери (к примеру, более тысячи защитников Цзиньцзипу на севере Нинся, во главе со своим вождём, джахрийским мюридом Ма Хуалуном были убиты, после того как их крепость пала в 1871 г; подобная же резня около 7000 хуэйцев имела место и после падения Сучжоу) в 1873 г. Другие были переселены на новые места по соображениям государственной безопасности: например, повстанцы, отступившие из долины реки Вэй в южном Шэньси, были водворены на засушливые неплодородные возвышенности южного Нинся и прилегающих районов Ганьсу; мусульмане стратегически важного «Коридора Ганьсу», оставшиеся в живых после резни в Сучжоу, были перемещены в южное Ганьсу. Некоторые группы смогли найти приют в пределах Российской империи (дунгане). С другой стороны, руководители восстания в Хэчжоу - Ма Чжаньао и Ма Цяньлин - перешли на стороны цинских властей; впоследствии их дети и внуки играли немалую роль в управлении хуэйскими землями северо-западного Китая. В общем в любом случае происхождение дунган связано с проникновением ислама на территорию Северо-Западного Китая. Но если на территории Казахстана и Киргизии их называют дунганами, то на территории Китая их называют хуэйцзу (народ хуэй).

Продолжение следует.

Дунгане — выходцы из северо-западных провинций Внутреннего Китая, преимущественно Гань-су и Шень-си. По преданию, в крае они появились впервые с армиями императора Цянь-Луня в качестве торговцев и поставщиков при них, т. е. 150 лет тому назад. Живут они почти исключительно в гг. Кульдже и Суйдине — всего в крае их насчитывают до 3½ тысяч мужчин.

Город Кульджа. Начало 1890-х.

Вопрос о происхождении дунган спорный и темный, несмотря на интерес, возбужденный этим народом своим знаменитым восстанием. Вопрос этот, как слишком специальный, не может, конечно, здесь разбираться, — для полноты же изложения приводятся, однако, мнения некоторых авторов, занимавшихся исследованиями по этому поводу: Г. Гейнс. (О восстании мусульманского населения, или дунгеней, в Зап. Китае / Воен. сбор. 1866 г., VIII) считает дунган потомками уйгуров. Самое слово «хой-хой» он считает измененным «уй-гур», что отчасти подтверждается тем, что для изображения на китайском письме названия «хой-хой» нет особого знака, могущего объяснить происхождение этого слова, чем доказывается, что слово «хой-хой» есть позаимствованное из другого языка [по Реклю, под общим именем хой-хой обыкновенно смешивают всех китайских магеметан; прежде это наименование применялось к уйгурам. (Стр. 316, т. VII)].

А. Н. Куропаткин (Кашгария, стр. 128) упоминает о преданиях, относящих происхождение дунган то к эпохе Александра Македонского, то Чингиз-хана, то Тамерлана. Наиболее внимания, по его мнению, заслуживает предание о том, что дунгане суть мусульмане Восточного Туркестана, оставшиеся в Китае после покорения Чингиз-ханом Пекина и входившие в состав его войск. [Реклю указывает, что название «дунгане» имеет магометанское происхождение, и что смысл его обыкновенно переводят словом «отставшие» или «исключенные» (воины); впрочем, название это употребляется только для обозначения мусульман Северного и Северо-Западного Китая. Реклю с уверенностью говорит, что мусульмане Китая не составляют однородной этнографической группы. Уйгуры, татары и разные другие северные народцы, исповедовавшие западную религию, перешли в магометанство, вероятно, в эпоху Тамерлана, и это именно потомки несториан, под названием дунган, наводили страх на китайцев и подвергали опасности целость империи. (Стр. 324, т. VII)].

Н. Н. Пантусов (Война мусульман против китайцев, приложения, стр. 41) приводит предание, что дунгане произошли от браков с китаянками воинов Александра Македонского, предпринимавшего поход в Пекин из Самарканда, в результате которого сам Александр Македонский женился на дочери богдыхана и прожил в Китае три года.

Ф. В. Поярков, посвятивший себя исследованию дунган (Семир. обл. вед., 1901 г. № 55), ссылаясь на мнения известных синологов проф. Васильева и архимандрита Палладия, считает дунган теми же китайцами, изменившимися духовно и физически, благодаря принятию мусульманской религии.

Уместно также будет упомянуть о мнении покойного чугучакского консула г. Борнемана, объяснявшего слово «дунган» названием места их поселения Дун-Ган, т. е. Восточный Ган, или восточная часть провинции Ганьсу. [Мне пришлось слышать, однако, от миссионеров, живших долго в провинциях Ганьсу и Шеньси, что в восточной части первой из них почти нет дунган. Наиболее густые поселения дунган находятся близь г. Хе-чжоу и местности Салар в западной части Ганьсу и г. Си-ан-фу в южной части Шеньси].

Г. Е. Грум-Гржимайло (Описаше путешествия в Западный Китай, II т., стр. 65. 1897 г.) видит в дунганах потомков мастеровых и художников, насильно переселенных в Китай и Монголию, преимущественно при Чингиз-хане, из Самарканда, Бухары и других городов покоренного турано-иранского Запада.

В заключение позволю себе прибавить, что, наблюдая лично дунган в Илийском крае и беседуя с миссионерами, жившими подолгу в пров. Гань-су, вынес впечатление, что в дунганах, судя по наружности, есть примесь посторонней китайцам крови — трудно сказать, конечно, какой именно, так как история указывает многочисленные случаи, когда китайцы могли смешиваться с различными народами, исповедовавшими ислам.

По преданию местных дунган, слышанному лично, они происходят от смешения тюркских племен с китайцами путем женитьбы на китаянках. Часть дунган, будто бы, произошла от воинов Тамерлана, совершавшего, как известно, в 1404 г. поход в Китай, оставшихся в нем на жительстве. Отсюда и объяснение слова «дунган» как испорченного китайцами тюркского слова «турган» — «оставшийся»; это предание довольно хорошо согласуется с известием Н. М. Пржевальского , выводящего дунган из Самарканда под предводительством имама Раббан в начале XV столетия и считающего новой родиной их г. Синин. Вообще, в преданиях дунган Самарканд играет значительную роль. Другая часть дунган (саларские [Салар — местность на правом берегу Желтой реки ниже Гуй-дуя /пров. Ганьсу/. — Грум-Гржимайло, стр. 131]) и хе-чжоуские), будто бы, произошли от отцов тюрков (вероятно, уйгуров). Название дунган употребляется собственно тюркскими народами Средней Азии и не известно ни дунганам, ни китайцам — те и другие для обозначения рассматриваемой народности употребляют слово «хой-хой», т. е. мусульманин.

По вероисповеданию дунгане принадлежат к строго набожным мусульманам суннитского толка. Они не фанатики, если религия их не преследуется. Их ахуны и муллы в мечетях читают Коран на арабском языке, хотя большинство молящихся не понимает смысла читаемого, ученые муллы излагают толкование Корана на китайском языке. Дунгане говорят на китайском языке и сохраняют китайские нравы и обычаи. Кроме мусульманских имен носят также китайские.

Дунганская семья. Кульджа, конец XIX в.

По наружному виду их можно отличить от китайцев: они крепче, мускулистее, скулы у них не выдаются, лоб выпуклый, зубы здоровые, глаза часто слегка выпученные. Лицо более круглое, чем продолговатое. Окружность груди на 6 мм более половины роста, вес и мышечная сила значительно больше, чем у китайцев. Волосы на голове они бреют, усы и бороду носят. Одежда их, за исключением шапочки, такая же, как у китайцев, но гораздо опрятнее. Вообще, это народ видный, с мужественной осанкой. Женская одежда также похожа на китайскую, обычая уродовать ноги у дунганок нет.

Дунганки. Кульджа, конец XIX в.

Пища дунган похожа на китайскую, но способ приготовления несколько другой; для бедного класса овощи составляют главнейший вид пищи; как мусульмане они не едят свинины, зато имеют несколько национальных блюд. Любимое кушание лапша. Чай пьют так же часто, как и китайцы. Опиума и табаку не курят, водки не пьют. Они чистоплотны, бывают в бане, дома содержат опрятно.

По характеру дунгане очень храбры, решительны, вспыльчивы и мстительны, чрезвычайно склонны к ссорам, как с окружающими, так и между собою; китайцы называют их злыми. По малейшему поводу они хватаются за ножи, которые носят с детства. Дунгане отличаются замечательною способностью переносить боль; они выдерживали страшные пытки китайцев, не произнося ни одного слова.

Браки у дунган заключаются по выбору родителей и в возрасте мужчины лет 18, женщины 15. Браки не допускаются между родственниками до 3 степени. Дочерей своих за немусульман в замужество не отдают, сами же на китаянках охотно женятся, но детей своих воспитывают в исламе. Свадебный обряд, как у всех мусульман, совершается муллами. За невесту уплачивается калым: в Илийском крае от 400— 1000 руб. Вообще, свадьба обходится от 500 до 3000 руб. Многоженство допускается; разводы довольно редки и имеют основательную причину. Положение женщины, в общем, довольно свободное и почетное, ходят дунганки с открытыми лицами. Дунгане отличаются строгостью семейных нравов и за преступления против них мстят смертью.

Обрезание совершается по мусульманским обычаям на 5 году.

Среди дунган грамотность очень развита, учатся не только мальчики, но и девочки. Школьные занятия схожи с китайскими, изучают также и мусульманские духовные книги и арабский алфавит. Главное основание воспитания — подчинение и повиновение родительской воле. Дунгане не любят выделять детей и живут большими семьями. Старший в семье главное лицо.

Похороны совершаются по мусульманскому обряду. Траур носят 40 дней. Траурный цвет белый, как у китайцев. Дунгане строго соблюдают правила своей веры, и мулла пользуется большим почетом и влиянием.

Дунгане занимаются, большею частью, хлебопашеством: почти исключительно они возделывают рис; славятся также как отличные садоводы, мясники и повара. Немало дунган занимается торговлей и извозом.

В сравнении с прочими народностями края дунгане менее болеют и более долговечны, чему способствует сравнительно гигиеническая обстановка, лучшая пища, здоровые занятия и простой образ жизни. Наиболее часто встречающаяся между ними болезнь — болотная лихорадка от возделывания риса.

В Средней Азии, инициированного в 1924 г., в качестве официального наименования для китаеязычных мусульман был выбран использовавшийся и ранее в русской литературе этноним «дунгане». Во внутреннем Китае это слово не было известно. В Синьцзяне оно стало употребляться окружающими народами в качестве названия (но не самоназвания) тех хуэйцзу , которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев - главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже. По одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой, недавно предложенной профессором Синьцзянского университета Хай Фэн, слово дунгань восходит к китайскому слову тунькэнь (屯垦) - «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем. В китайской литературе слова дунганьжэнь (东干人)"дунгане", дунганьцзу 东干族 «национальность дуньгань » употребляется только по отношению к дунганам СССР/стран СНГ.

В настоящее время дунгане наиболее широко представлены в населении Джамбульской области Казахстана (около 40 тыс. человек; 36,9 тыс. во всем Казахстане по переписи 1999 г. ), а также в северной Киргизии , где этот народ насчитывает приблизительно 55 тыс. или 1,2 % населения республики (51 766 по переписи 1999 г. ) В России , согласно переписи 2010 года , проживает 1651 дунганин, что более чем вдвое выше показателя предыдущей переписи (за 2002 год) - 800.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 2017淮工中亚留学生. Студенты Центральной Азии в г.Ляньюнган. Students from central Asia in Lianyungang.

    ✪ Lanzhou Jiatong University

    ✪ Как Казахстан с нуля создал национальный торговый флот - история Казмортрансфлот

    Субтитры

Известные дунгане

Примечания

Америка