Русская антиутопия в творчестве одоевского. Владимир Одоевский: произведения по жанрам, их поэтика. И электронных ресурсов

Речевой аппарат - это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел - это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Переферический отдел - это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связоки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел - дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму - эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются - выдох;

2-й отдел - органы речи пассивные - это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказываеют наибольшее влияние на технику речи;

3-й отдел - органы речи активные - это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки - это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).

Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

Органы речи представлены на следующем рисунке:

1 - твердое небо; 2 - альвеолы; 3 - верхняя губа; 4 - верхние зубы; 5 - нижняя губа; 6 - нижние зубы; 7 - передняя часть языка; 8 - средняя часть языка; 9 - задняя часть языка; 10 - корень языка; 11 - голосовые связки; 12 - мягкое небо; 13 - язычок; 14 - гортань; 15 - трахея..

Речевой аппарат. У людей нет специальных органов речи, как, например, есть органы пищеварения или органы кровообращения. В результате длительной эволюции человека, становления его как социального существа определенные органы, имеющие основную биологическую функцию, стали выполнять еще и функцию речеобразования. Это органы, обеспечивающие такие физиологические процессы, как дыхание, пищеварение и др.

В широком смысле под речевым аппаратом понимают все органы, принимающие участие в процессе речевого дыхания, голосо– и звукообразования, а также обеспечивающие возникновение речи (центральная нервная система, органы слуха, зрения, органы речи).

В узком смысле речевым аппаратом называют органы, которые непосредственно участвуют в процессе речевого дыхания и голосообразования (дыхательные органы, гортань и надгортанные полости (надставная труба)).

Возникновение звучащей речи. Процесс возникновения звучащей речи выглядит следующим образом: струя воздуха, движущаяся при выдохе из легких, проходит через бронхи, трахеи, гортань и выходит наружу через глотку и полость рта или носа.

Дыхание (вентиляция легких) обеспечивается за счет сокращения определенных групп мышц. В первую очередь это диафрагма, нижнебрюшные, межреберные мышцы. Немаловажную роль в процессе речеобразования играют также мышцы шеи, лица, плечевого пояса. Подготовка к речевой деятельности должна предусматривать упражнения по развитию и активизации этих групп мышц. Важнейшим условием работы над техникой речи является умение снятия мышечного напряжения, «зажимов».

Образование звука происходит во время выдоха за счет работы органов речи. Выдох обеспечивают легкие, бронхи, трахея. На среднем уровне – гортани – образуется звук. Гортань представляет собой перстневидный и щитовидный хрящи, на которых натянута мускулистая пленка, центральные края которой называются голосовыми связками. Пространство между расходящимися пирамидальными хрящами называется голосовой щелью. Голосовая щель может изменять свои очертания, что влияет на характер образуемого звука во время прохождения через нее воздуха.

Верхний участок речевого аппарата – надставная труба – включает резонаторы и органы речи (надгортанник, нёбо, губы, зубы и т. д.). Поскольку голос, образующийся с помощью голосовых связок, слаб, невыразителен, неясен, особую роль в речеобразовании играют резонаторы, которые, вибрируя, обеспечивают нормальное звучание человеческого голоса, создают за счет обертонов определенный тембр, т. е. придают голосу каждого человека неповторимость.

Важнейшими из резонаторов являются ротовая и носовая полости, черепная коробка. Они образуют систему верхних резонаторов, обеспечивающих полетность голоса. Вторая группа резонаторов (нижняя резонаторная система) – грудная полость, обеспечивающая тембральную окраску голоса.

Вибрацию любого резонатора легко обнаружить при произнесении определенных звуков (например, при произнесении звука [м] резонирует черепная коробка). Таким образом, человек представляет собой своеобразный «музыкальный инструмент», звучащий во время речи.

Все многообразие звуков человеческой речи образуется за счет работы органов, входящих в надставную трубу. Различные конфигурации щели, которую преодолевает воздух, образуются благодаря изменениям положения языка, губ, нижней челюсти по отношению к неподвижным органам: твердому нёбу, альвеолам, зубам.

Исходя из особенностей строения и функционирования речевого аппарата, можно определить и главную цель подготовки органов речи к работе. Это должна быть своеобразная «настройка», активизация основных групп мышц, участвующих в речевом дыхании, резонаторов, обеспечивающих тембр и звучность голоса, наконец, подвижных (активных) органов речи, ответственных за отчетливое произношение звуков (дикцию).

Следует постоянно помнить о правильной осанке, благодаря которой лучше функционирует речевой аппарат: голову следует держать прямо, не сутулиться, спина ровная, плечи расправлены, лопатки немного сведены. Привычка к правильной осанке способствует улучшению внешнего вида.

Релаксация речевого аппарата. Для людей, чья профессиональная деятельность связана с длительным говорением, не меньшее значение, чем настройка речевого аппарата и его правильная работа, имеет умение расслабить органы речи, а также восстановить работоспособность речевого аппарата. Отдых и расслабление (релаксация) обеспечиваются специальными упражнениями, выполнять которые рекомендуется в конце занятий по технике речи, а также после продолжительного говорения, при наступлении усталости органов речи.

В специальной литературе принято говорить о позе и маске релаксации, т. е. расслабления, снятия мышечного напряжения. Поза релаксации принимается в положении сидя. Следует слегка наклониться вперед, согнув спину и склонив голову. Ноги опираются на всю стопу, расставлены под прямым углом друг к другу, руки лежат на бедрах, кисти свободно свисают. Глаза следует закрыть и максимально расслабить все мышцы.

В позе релаксации следует применять отдельные формулы аутотренинга, обеспечивающие более полное расслабление и отдых. Чрезвычайно важно для учителя овладение маской релаксации, т. е. приемами расслабления мышц лица.

С этой целью в позе релаксации следует попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц лица (как бы «надевать» маски гнева, удивления, радости и т. д.), а затем полностью расслабить все мышцы. Для этого следует при слабом выдохе произнести звук [т] и оставить нижнюю челюсть в опущенном положении.

Релаксация является одним из элементов гигиены речевой деятельности, общее требование которой – это предохранение от переохлаждения и, как следствие, от простудных заболеваний. Следует избегать также всего, что раздражает слизистую оболочку. Специальные гигиенические требования – следование определенной методике тренировки речевого аппарата, соблюдение основных правил при выполнении упражнений по технике речи, разумное чередование нагрузки и отдыха.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис. 1).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т. е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов.

Рис. 1. Строение речевого аппарата: 1 - головной мозг: 2 - носовая полость: 3 - твердое нёбо; 4 - ротовая полость; 5 - губы; 6 - резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - надгортанник: 11 - глотка; 12 -- гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое: 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг; 20 - мягкое нёбо

Каждый звук речи - это явление не только физическое, но и физиологическое, так как в образовании и восприятии звуков речи участвует центральная нервная система человека. С физиологической точки зрения речь предстает как одна из ее функций. Произнесение звука речи достаточно сложный физиологический процесс. Из центра речи головного мозга посылается определенный импульс, который поступает по нервам к органам речи, выполняющим команду речевого центра. Принято считать, что непосредственным источником образования звуков речи служит струя воздуха, выталкиваемая из легких через бронхи, трахею и полость рта наружу. Поэтому речевой аппарат рассматривают как в широком, так и в узком смысле этого слова.

 Конец страницы 47 

 Начало страницы 48 

В широком смысле в понятие речевого аппарата включают центральную нервную систему, органы слуха (и зрения - для письменной речи), необходимые для восприятия звуков, и органы речи, необходимые для производства звуков. Центральная нервная система является причиной возникновения звуков речи. Она также участвует в восприятии звуков речи извне и осознании их.

Органы речи, или речевой аппарат в узком смысле, состоят из дыхательных органов, гортани, надгортанных органов и полостей. Органы речи часто сравнивают с духовым инструментом: легкие - мехи, дыхательное горло - труба, а ротовая полость -клапаны. Фактически же органами речи управляет центральная нервная система, которая посылает команды в различные участки органов речи. В соответствии с этими командами органы речи производят движения и меняют свои положения.

Дыхательные органы - это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи являются источником и проводником воздушной струи, нагнетая выдыхаемый воздух напряжением мускулов диафрагмы (грудобрюшной преграды).

Рис. 1. Дыхательный аппарат:

1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - дыхательное горло (трахея); 4 - бронхи; 5 - конечные разветвления бронхиальных веточек; 6 - верхушки легких; 7 - основания легких

 Конец страницы 48 

 Начало страницы 49 

Гортань, или ларинкс (от греч.larynx- гортань) - это верхняя расширенная часть трахеи. В гортани расположен голосовой аппарат, состоящий из хрящей и мускулов. Остов гортани образуют два больших хряща: перстневидный (в виде перстня, печатка которого обращена назад) и щитовидный (в виде двух соединенных щитов, выступающих углом вперед; выступ щитовидного хряща называют адамовым яблоком, или кадыком). Перстневидный хрящ неподвижно соединен с трахеей и является как бы основанием гортани. На верхней части перстневидного хряща находятся два небольших черпаловидных, или пирамидальных, хряща, которые имеют вид треугольников и могут раздвигаться и сдвигаться к центру, поворачиваться внутрь или наружу.

Рис. 2. Гортань

А. Гортань спереди: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - подъязычная кость; 4 - средняя щито-подъязычная связкаI(соединяющая щитовидный хрящ с подъязычной костью); 5 - средняя перстнещитовидная связка; 6 - трахея

Б. Гортань сзади: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - верхние рога щитовидного хряща; 4 - нижние рога щитовидного хряща; 5 - черпаловидные хрящи; 6 - надгортанник; 7 - перепончатая (задняя) часть трахеи

 Конец страницы 49 

 Начало страницы 50 

Поперек гортани наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к середине, две упругие мускулистые складки - голосовые связки. Верхние края голосовых связок прикреплены к внутренним стенкам щитовидного хряща, нижние - к черпаловидным хрящам. Голосовые связки очень эластичны и могут укорачиваться и растягиваться, быть расслабленными и напряженными. С помощью черпаловидных хрящей они могут сходиться или расходиться под углом, образуя голосовую щель различной формы. Воздух, нагнетаемый дыхательными органами, проходит сквозь голосовую щель и заставляет дрожать голосовые связки. Под влиянием их колебания возникают звуки определенной частоты. Тем самым начинается процесс создания звуков речи.

Следует заметить, что, согласно нейромоторной теории голосообразования, голосовые связки активно сокращаются не под влиянием механического прорыва выдыхаемого воздуха, а под влиянием серии нервных импульсов. Причем частота колебаний голосовых связок при образовании звуков речи соответствует частоте нервных импульсов.

В любом случае, процесс создания звуков в гортани только начинается. Заканчивается он "на верхнем этаже" речевого аппарата - в надгортанных полостях с участием органов произношения. Здесь образуются резонаторные тоны и обертоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва сомкнутых органов.

Верхний этаж речевого аппарата - надставная труба - начинается полостью глотки, или фаринксом (от греч.phárynx-зев). Фаринкс может сужаться в своей нижней или средней области путем сокращения круговых мышц глотки или смещения назад корневой части языка. Таким способом образуются фарингальные звуки в семитских, кавказских и некоторых других языках. Далее надставная труба разделяется на две выходные трубы - ротовую полость и носовую полость. Их разделяет нёбо (лат.palatum), передняя часть которого твердая (твердое нёбо), а задняя - мягкая (мягкое нёбо, или нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком, или увулой (от лат.uvula- язычок). Твердое нёбо подразделяют на переднее и среднее.

 Конец страницы 50 

 Начало страницы 51 

В зависимости от того, какое положение занимает нёбная занавеска, воздушный поток, выходя из гортани, может попадать в полость рта или в полость носа. Когда нёбная занавеска приподнята и плотно прилегает к задней стенке глотки, то воздух не может попасть в полость носа и должен идти через рот. Тогда формируются ротовые звуки. Если же мягкое нёбо опущено, то проход в полость носа оказывается открытым. Звуки приобретают носовую окраску и получаются носовые звуки.

Рис. 3. Произносительный аппарат

Полость рта является основной "лабораторией", в которой образуются звуки речи, так как в ней имеются подвижные речевые органы, которые под воздействием нервных импульсов, идущих из коры головного мозга, производят различные движения.

 Конец страницы 51 

 Начало страницы 52 

Полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных произносительных органов: губ, языка, мягкого нёба, язычка, а в некоторых случаях и надгортанника. Полость носа, напротив, выступает неизменяемым по объему и форме резонаторомм. Язык играет наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков речи.

Разминают кончик языка, спинку (часть, обращенную к нёбу) и корень языка; спинка языка подразделяется на три части -переднюю, среднюю и заднюю. Анатомических границ, конечно, между ними нет. В ротовой полости находятся также зубы, являющиеся ее твердой границей неподвижной формы, и альвеолы (от лат. alveolus- желобок, выемка) - бугорки у корней верхних зубов, играющие важную роль в образовании звуков речи. Рот прикрывают губы - верхняя и нижняя, представляющие мягкую границу подвижной формы.

По роли в произнесении звуков органы речи подразделяются на активные и пассивные. Активные органы подвижны, они совершают те или иные движения, необходимые для создания преград и форм прохождения воздуха. Пассивные органы речи не производят самостоятельной работы при образовании звуков и являются 1 тем местом, где активный орган создает смычку или щель для ] прохождения воздушной струи. К активным органам речи относятся голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя часть глотки, а также нижняя челюсть. Пассивными органами являются зубы, альвеолы, твердое нёбо, а также верхняя челюсть. В произнесении некоторых звуков активные органы могут не г принимать непосредственного участия, переходя тем самым на положение пассивных органов речи.

Язык - наиболее активный орган речевого аппарата человека. Части языка обладают разной подвижностью. Наибольшей подвижностью обладает кончик языка, который может прижиматься к урубам и альвеолам, загибаться вверх к твердому нёбу, образовывать сужения в различных местах, дрожать у твердого нёба и т.д.. Спинка языка может смыкаться с твердым и мягким нёбом или подниматься к ним, образуя сужения.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой или образовывать с ней губное

 Конец страницы 52 

 Начало страницы 53 

сужение. Выпячиваясь вперед и округляясь, губы меняют форму резонаторной полости, что создает так называемые огубленные звуки.

Маленький язычок, или увула, может прерывисто дрожать, смыкаясь с задней частью языка.

В арабском языке в образовании некоторых согласных участвует надгортанник, или эпиглоттис (отсюда надгортанниковые , илиэпиглоттальные , звуки), который физиологически прикрывает гортань в момент прохода пищи в пищевод.

Речевой аппарат представлен системой взаимосвязанных органов, отвечающих за производство звуков и построение речи. Это система, благодаря которой люди могут общаться посредством речи. Состоит она из нескольких отделов и разных элементов человеческого организма, неразрывно связанных между собой.

Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга. Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох. В итоге издается звук.

Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.

Активные элементы производят звук и производят одну из основных функций речи. Они представлены: областью губ, всеми частями языка, голосовыми связки, нёбом (мягким), надгортанником. Голосовые связки представлены двумя мускулистыми пучками, которые производят звуки при сокращении и расслаблении.

Головной мозг человека подает сигналы остальным органам и контролирует всю их работу, направляя речь согласно воле говорящего.

Строение речевого аппарата человека:

  • Носоглотка
  • Твёрдое небо и мягкое небо.
  • Губы.
  • Язык.
  • Резцы.
  • Область глотки.
  • Гортань, надгортанник.
  • Трахея.
  • Бронх с правой стороны и легкое.
  • Диафрагма.
  • Позвоночник.
  • Пищевод.

Перечисленные органы относятся к двум отделам, образующим речевой аппарат. Это центральный отдел периферический.

Периферический отдел: его строение и функционирование

Периферический речевой аппарат образуется тремя отделами. К первому отделу относятся дыхательные органы, которые играют основную роль в произношении звуков при выдохе. Этот отдел подает струи воздуха, без которых невозможно создать звук. Потоки воздуха при выходе выполняют две важные функции:

  • Голосообразующую.
  • Артикуляционную.

При нарушениях речевого дыхания искажаются и звуки.

Второй отдел состоит из пассивных органов речи человека, оказывающих основное воздействие на техническую составляющую речи. Они придают речи определенную окраску и силу, создавая характерные звуки. Это голосовой отдел, отвечающий за характерные черты речи человека:

  • Силу;
  • Тембр;
  • Высоту.

При сокращении голосовых связок поток воздуха на выходе преобразуется в колебание воздушных частиц. Именно эти пульсации, переданные во внешнюю воздушную среду, слышимы, как голос. Сила голоса зависит от интенсивности сокращений голосовых связок, которая регулируется воздушным потоком. Тембр зависит от формы вибраций колебания, а высота от силы давления на голосовые связки.

К третьему отделу относятся активные органы речи, непосредственно производящие звук и выполняющие основную работу при его образовании. Этот отдел играет роль создателя звуков.

Артикуляционный аппарат и его роль

Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:

  • Область губ;
  • Составляющие языка;
  • Мягкое и твердое небо;
  • Челюстной отдел;
  • Гортанная область;
  • Голосовые складки;
  • Носоглотку;
  • Резонаторы.

Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

  • Главный элемент артикуляционного аппарата - язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.

В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

  • Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижность принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
  • Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
  • Твёрдое небо - это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
  • От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка - это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.

Центральный аппарат и его строение

Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:

  • Мозговая кора (в основном левая ее часть).
  • Узлы под корой.
  • Ядра нервов и ствола.
  • Пути, проводящие сигналы.

Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.

Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь. В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма. У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.

От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.

С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:

  • Путей центростремительных.
  • Путей центробежных.

Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.

Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.

Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.

Если спросить музыканта, играющего на гитаре, скрип­ке, пианино или на фаготе, флейте, трубе, как извлекают­ся звуки из инструмента, от чего зависит их сила, дли­тельность, то он расскажет об особенностях своего инст­румента и о том, что нужно сделать, чтобы звуки были различной тональности, силы, протяженности.

Но вот если этому же музыканту задать вопрос, как он, когда говорит, превращает воздушную струю в звуковую волну и где, при помощи чего эта волна превращается в звуки речи, то вряд ли можно ожидать вразумительного ответа. Да что музыканты! Не каждый профессионал-лек­тор, учитель, юрист, дипломат, политический деятель, для кого звучащая речь - профессиональная необходимость, даст правильный ответ. В то время, как для всех, кто по своей профессии «работает» голосом, речевой аппарат -своеобразный музыкальный инструмент, созданный при­родой и поэтому совершенный, который необходимо знать во всех тонкостях, чтобы успешно пользоваться им.

Где же и как образуются звуки речи? От чего зависит их сила, тембр, широта? Как с помощью голоса можно передавать мысли, чувства, состояние души человека, воз­действовать на других? Какие при этом происходят про­цессы и какие законы акустики, физиологии, психологии лежат в их основе?

Ученые определили, что звук голоса - одна из форм энергии. Энергия эта, порожденная голосовым аппаратом человека, распространяясь с большой скоростью, приво­дит в колебание молекулы воздуха с определенной часто­той и силой. От частоты колебания зависит высота звука, а от амплитуды колебания - его сила. Следовательно, чтобы понять природу звука, его акустические и физиологичес­кие особенности, необходимо прежде всего изучить рече­вой аппарат, знать его устройство и уметь на нем «иг­рать». Ведь во многом от голоса зависит успех выступле­ния.

У И. Андроникова, публициста, мемуариста, критика, есть рассказ «Горло Шаляпина». Автор пересказывает то, что слышал от известного артиста Малого театра Остуже­ва, которому однажды привелось заглянуть в горло Ша­ляпина:

Вы не знаете, что - я - увидел!!! Выставив руки, словно
предлагая наматывать на них шерстяные нитки, он округля­
ет ладони, соединил кончики пальцев - руки встретились;
оглядел образовавшееся внутри пространство, дал мне налю­
боваться, глядя в глаза мне, крикнул звонко, отрывисто:

КРАТЕР!!!

Полная и напряженная пауза - и снова яростный возглас:

Из ладоней образуется круглый свод:

КУПОЛ!!! Он уходит под самые глаза... И вот под этим
куполом рождается неповторимый тембр шаляпинского баса!..
Язык, как волна в знойный полдень, еле зыблется за ожере­
льем нижних зубов... И ВО ВСЕЙ ГОРТАНИ НИ ОДНОЙ
ЛИШНЕЙ ДЕТАЛИ!.. Она рассматривается как сооружение
великого мастера! И я не могу оторвать глаз от этого необык­
новенного зрелища!.. .



Рассказчик обращает внимание на размеры глотки, ее глубину (кратер!), на высоту нёба (купол!), на язык (как волна в знойный полдень). Это все - составляющие рече­вой аппарат и у каждого человека он имеет свои размеры, свою конфигурацию.

От чего же это зависит? От природы? Чем природа на­градила, то и имеешь? Один из приятелей Остужева, ког­да он рассказал ему об увиденном, заметил:

Я горло Шаляпина знаю. Согласен с тобой - это чудо! Но не природы! Это - чудо работы, систематической трениров­ки. У Шаляпина от природы - великолепный бас, - редчай­шие связки! И обыкновенная глотка. Но его первый учитель пения, Усатов, специальными упражнениями сумел поднять ему мягкое нёбо, расширил стенки гортани, он выучил Ша­ляпина - ну как бы тебе объяснить - полоскать горло звука­ми... .

Вот, оказывается, что! Каждый человек, выполняя не­обходимые упражнения, может довести свой речевой ап­парат до совершенства или значительно развить и улуч­шить его.

Посмотрите внимательно на схему:

дух втягивается в легкие и выталкивается наружу. От объе­ма легких, от того, сколько воздуха они могут вместить, а затем вытолкнуть, зависит сила звука и его продолжи­тельность.

Когда Таманьо выступал на сцене Большого театра, - рас­сказывал однажды артист Остужев Ираклию Андроникову, - московские студенты, которые всегда знали все лучше всех, никогда не приобретали билетов на галерею. Они слушали его задаром - с Петровки. У этого молодчаги был такой голо­сина, что ему приходилось перед спектаклем шнуровать на голом теле специальный корсет, чтобы не вздохнуть полной грудью. Как вы знаете, на улице никогда не слышно ни орке­стра, ни хора... но голос Таманьо проникал сквозь слуховые окна на чердаке. Если бы он не шнуровался, то, пожалуй, стены дали бы трещины, а какой-нибудь театр, поменьше нашего Большого, того и гляди загудел бы в тартарары .

Конечно, можно этому верить и не верить, но факт остается фактом: от глубины и силы вдоха и выдоха зави­сит сила звука.

Однако при вдохе и выдохе воздуха не всегда образуется звук. Чтобы жить, человек должен дышать, даже во сне. С прекращением дыхания наступает смерть.

Когда же и как воздух превращается в звук или способ­ствует образованию звука? И не просто звука, а звука речи.

Самый активный артикулятор - язык. Он во рту чув­ствует себя хозяином: то к зубам прижмется, то отступит от них, то к нёбу начнет подниматься, то в глубь ротовой полости уйдет. От его движений зависит характер боль­шинства звуков русского языка. Не случайно вербальный (словесный, звуковой) способ общения назвали языком.

О главенствующей роли языка при образовании звуков свидетельствуют выражения: «У тебя что, язык отнял­ся?», «У тебя что, язык прилип к гортани?», «Ты что, язык проглотил?» или «Ты что, без языка?», «Ты что, языка лишился?» Так говорят, когда тот, к кому обраща­ются, молчит, не отвечает.

А сколько устойчивых выражений, образность которых создается за счет прямого значения слова язык («орган речи»)! «Держи язык за зубами» (Молчи, не болтай лиш­него). «Какой у него длинный язык, совсем не умеет сдер­живаться в разговоре». Если о ком-то скажут, что у него язык без костей, то значит, что он любит поговорить, болтает много всякого вздора, глупостей. «Так и просится на язык, язык чешется», - говорят, когда очень хочется сказать, когда не могут удержаться, утерпеть, чтобы не заговорить, не сказать что-либо. А вот если человек не может членораздельно, ясно выразить свою мысль, то го­ворят: «У него язык заплетается».

Теперь вы представляете, каким сложным, каким со­вершенным и необходимым человеку аппаратом наградила его природа.

По характеру речевого звучания, по физическому стилю речи мы судим о темпераменте говорящего, о его характере, мироощущении, о его настроении, наконец, о его искреннос­ти. Бодрость и вялость, энергия и инертность, решительность и робость, заинтересованность и безразличие - все эти пси­хические моменты, сопровождающие устную речь, как бы аккомпанирующие ее содержанию, находят верное отражениев звуковом потоке. В разговорной речи это отражение являет­ся непосредственным, непроизвольным, не контролируется сознанием говорящего. В публичной речи оно должно стать осознанным и преднамеренным орудием воздействия.

Актер, декламатор, оратор, учитель, лектор - всякий, кто хочет воздействовать звучащей речью, - должен путем сис­тематических наблюдений осознать выразительное значение отдельных факторов речевого звучания и целостных фонети­ческих стилей, должен научиться преднамеренно вызывать звучанием своей речи определенную эмоциональную и воле­вую реакцию .

Конечно, у оптимиста и обрадованного человека голос будет радостный, счастливый, звонкий, а у пессимиста - " недовольный, мрачный, раздраженный, глухой; разгневан­ный человек чаще всего говорит повышенным голосом, а больной - слабым, болезненным, прерывающимся. Значит, в понятие «характер речевого звучания» входят тональ­ность речи, темп, длительность и частота пауз, дикция.

О зависимости голоса от характера и состояния челове­ка свидетельствуют многие определения к слову голос, на-пример: решительный, смелый, робкий, вялый, безразлич­ный, болезненный, заискивающий, увлеченный, бодрый, жизнерадостный, серьезный, смешливый, заинтересован­ный, инертный, нерешительный, уступчивый, грубый, нахальный, хамский, вежливый, интеллигентный, добро­желательный, повелительный, смиренный, властный, храб­рый, спокойный, взволнованный, тревожный, началь­нический, правдивый, лживый, предательский, искренний, раздраженный, веселый, удрученный, брюзжащий, скуч­ный, легкомысленный, энергичный.

Вот сколько различных оттенков может иметь голос, передавая состояние говорящего, его характер, отноше­ние к собеседнику, предмету речи, степень образованности и воспитанности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что представляет собой речевой аппарат?