Ренуар картины. Художник Пьер Огюст Ренуар: произведения, картины, биография и интересные факты. —1902 «Перламутровый период»

Выдающийся французский живописец, скульптор, график Пьер Огюст Ренуар прожил длинную и плодотворную жизнь. За свою жизнь он создал более тысячи живописных произведений, цена которых на аукционах сегодня составляет от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов долларов.

Семья и детские годы

Родился Пьер Огюст Ренуар 1841 года в небогатой многодетной семье портного. Он был шестым ребенком. Когда он был совсем маленьким, семейство перебралось в Париж, где и вырос Ренуар. С раннего возраста он был вынужден начать зарабатывать на жизнь, но родители нашли ему дело по душе. Как рассказывал брат Огюста, родители увидели, как мальчик рисует углем на стенах, и решили отдать его в подмастерья в цех по росписи фарфоровых изделий. Руководитель церковного хора, в котором пел мальчик, всерьез настаивал, чтобы его отдали учиться музыке, так как у него были отличные задатки. Но Огюсту повезло, в мастерской он научился основам декоративного искусства росписи и почувствовал влечение к изобразительному искусству. По вечерам он смог посещать бесплатную школу живописи.

Обретение призвания

В 1861 году Ренуар поступает в Школу изящных искусств, усердно работая в мастерской по а позже по росписи вееров, он смог накопить денег на учебу. Также Огюст посещает мастерскую Ш. Глейера, в которой он учился рядом с А. Сислеем, К. Моне и Ф. Базилем. Он часто ходил в Лувр, где его больше всего вдохновляли работы А. Ватто, О. Фрагонара, В. Буше.

В начале 60-х годов Ренуар сближается с художниками, которые позже станут основой сообщества импрессионистов. С 1864 года, окончив обучение, Ренуар начинает самостоятельно работать. В это время он пробует себя в разных жанрах и останавливает свой выбор на наборе, которому останется верным всю жизнь, бытовые сценки, обнаженная натура и пейзажи. Огюст Ренуар, произведения которого в этот период еще находятся под влиянием барбизонцев, Курбе, Коро, Прюдона, постепенно вырабатывает собственную манеру письма.

Поиски пути в искусстве

После окончания учебы художник Пьер Огюст Ренуар отправляется в трудное плавание по завоеванию славы и обеспечению дохода. Наступают времена нищеты, поисков и бурной парижской жизни. Ренуар много общается со своими друзьями по студии: Сислеем, Базилем, Моне, они горячо дискутировали о путях нового искусства и об авторитетах. Для молодых художников большой величиной был Э. Мане, который в середине 60-х годов стал близким к группе будущих импрессионистов. Огюст Ренуар, произведения которого пока не имеют спроса, очень много пишет с натуры, группа товарищей часто выезжает на пленэры. Денег у художника было очень мало, и он делил квартиру то с К. Моне, то с А. Сислеем.

Импрессионизм и Ренуар

Начало 60-х годов - это время становления импрессионизма. Молодые художники, вдохновленные работами стремятся найти новые выразительные формы, стараясь преодолеть академизм живописи предыдущих эпох. 70-е годы стали временем созревания импрессионизма. В 1874 году состоялась первая выставка художников новой школы, которую назвали по работе К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце». На ней Ренуар показывает шесть полотен, в том числе «Ложа» и «Танцовщица», но успеха он, как и вся выставка, не имел. Импрессионизм провозглашал новую философию и технику, важной становится особая колористика, художники стремятся передать на полотне сиюминутное впечатление от явления. В это время Огюст Ренуар, произведения которого также созданы в стиле импрессионизма, очень много работает, он создает целую плеяду шедевров: «Бал в Мулен де ла Галетт», «Качели», «Обнаженная в солнечном свете». Постепенно пути импрессионистов и Ренуара расходятся, он перестает участвовать в выставках сообщества, предпочтя идти собственным путем. В конце 70-х - начале 80-х годов Ренуар приобретает определенную известность, а вместе с ней заказы. Он пишет картины, которые выставляет в Салоне, в частности, работу «Чашка горячего шоколада», «Портрет госпожи Шарпантье с детьми». Такая выставка давала возможность получить заказы, которые необходимы бедному Ренуару. Также в это время он пишет знаменитые работы: «Бульвар Клиши», «Завтрак гребцов», «На террасе».

Годы славы

Продажа картин позволила Ренуару путешествовать, он посещает Алжир и Италию, пишет немало пейзажей. Также он получает возможность жить за городом, где у него постоянно была натура. Галерея картин Ренуара Пьера Огюста пополняется такими работами, как «Зонтики», серия «Танцев», «Большие купальщицы». Годы с 1883 по 1890 год называют «энгровским» периодом, так как художник находится под некоторым влиянием этого живописца. В это время становится наиболее популярным Пьер Огюст Ренуар. Жизнь и творчество художника обретают стабильность. Он смог достичь приличного дохода, среди его заказчиков немало представителей новой буржуазии, его картины выставляются в Брюсселе, Лондоне, Париже. В это время он очень много путешествует, наслаждается жизнью и много работает. Ренуара всегда отличала высокая работоспособность, он испытывал настоящее удовольствие от живописи и отдавался делу сполна.

«Перламутровый» период

Последнее десятилетие 19 века называют «перламутровым» периодом художника. Огюст Ренуар, произведения которого сохраняли свою индивидуальность, начинает экспериментировать с цветовыми переходами, что придает картинам особое обаяние. В этот период художник создает такие шедевры, как «Сын Жан», «Весна», «Фигуры в саду», «Натюрморт с анемонами». Эти работы наполнены особым светом и мастерством большого художника.

Последние годы жизни художник страдал от болезни, это мешало ему писать, хотя он и создает целый ряд значительных работ. Но он отдавал в это время предпочтение скульптуре.

Частная жизнь

Биография Огюста которого находятся в лучших музеях мира, небогата событиями. Хотя в его жизни было немало женщин, он много писал с женской натуры, но он был счастлив в браке. Он женился в 1890 году на Алине Шариго, девушке крестьянского происхождения, которая спокойно относилась к увлечениям мужа. Она родила Ренуару троих сыновей, один из которых, Жан, стал знаменитым кинорежиссером 20 века.

Счастливую жизнь Ренуара омрачали болезни, он никогда не отличался крепким здоровьем, но после травмы руки в 1897 году, у него развился артрит, который привел к почти полной обездвиженности в конце жизни. Но, превозмогая боль, Ренуар продолжал работать до самого последнего дня жизни. Умер художник 2 декабря 1919 года.

Неизвестные и интересные факты биографии

Огюст Ренуар является кавалером и офицером Почетного легиона, награды он получил за свои достижения в живописи в 1900 и 1911 годах.

Ренуара стала работа «Бал в Мулен де ла Галетт», которая была продана с аукциона за 78 миллионов долларов.

Самая большая коллекция работ Ренуара была собрана Альбертом Барнсом, который был буквально одержим художником. Он покупал даже слабые ученические работы, кроме того, в его собрании немало работ «перламутрового» и «красного» периодов и редкие картины последних лет жизни.

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в городе Лимож, Франция. Мальчик вырос в большой семье портного Лео Ренуара и его жены Маргерит, урожденной Мерле. В 1844 году семейство Ренуаров перебралось в Париж. В школе Огюст заслужил репутацию жизнерадостного, но серьезного ребенка. Уже тогда обнаружил художественные способности и много рисует.

Преподаватель музыки Шарль Гуно, впоследствии ставший знаменитым композитором, считал, что Огюст должен обучаться пению, и привлек его к воскресным выступлениям в хоре церкви святого Евстафия. Но пение не привлекало юношу.

В тринадцать лет Ренуар начал путь живописца на Севрской мануфактуре работа заключалась в том, что должен расписывать белый фон маленькими букетиками цветов, за которые получал по пять су за дюжину. Вся посуда предназначалась для Востока. Мастер строго следил за тем, чтобы каждое изделие имело клеймо Севрского завода.

Когда Пьер стал чувствовать себя немного увереннее, то отказался от изображения букетов и начал писать фигуры, за ту же нищенскую плату. Свидетельством того, что его росписи нравились, стало прозвище «Рубенс», которым его наградили подмастерья. В этой мастерской Ренуар проработал четыре года, зарабатывая небольшие деньги.

В семнадцать лет юноша лишился заработка. Печатный декор оказался быстрее и дешевле ручной работы. Тогда Ренуар начал расписывать веера. Затем нашел новое место у фабриканта, промышлявшего изготовлением штор. В 1857 году, не взяв еще ни одного урока, написал маслом портрет своей бабушки. С 1862 года Огюст обучался в ателье Глейра. Единственным положительным моментом краткого пребывания в мастерской оказалось знакомство с Моне, Сислеем, Базилем, Писсарро и Сезанном.

В лесу Фонтенбло Огюст пишет пейзажи шпателем, техникой, заимствованной у Курбе. Влияние Курбе чувствуется и в картине «Диана». Зимой 1863 года Ренуар работал в парижской мастерской Базиля и написал его портрет, «Базиль перед мольбертом». Палитра у художника светлеет, мазок становится подвижным и легким, начинает работать в импрессионистской манере.

В Шайи Огюст встретил Лиз Трео, которая стала его любимой моделью. Там пишет «Лиз с зонтиком». Тогда же исполнен парный «Портрет четы Сислей». «Лиз с зонтиком» обратила на себя внимание критиков на Салоне 1868 года. Один недостаток, картина плохо размещена.

В конце шестидесятых годов Ренуар начинает работать вместе с Эдуардом Мане. Желание писать модель на пленэре не покидало обоих художников. Оно привело их в купальню «Гренуйер», «Лягушатник», где собрано все необходимое для создания яркой, жизнерадостной, насыщенной светом живописи: гребцы и купальщики, единство поэзии жизни и поэтичности самой натуры.

В отличие от картин Мане, в пейзажах Ренуара всегда присутствуют человеческие фигуры. Его краски становятся все более легкими и светлыми, манера свободнее. В целом же его полотна представляют собой разноцветные пятна с расплывчатыми силуэтами. На Салоне 1870 года художник выставляет «Купальщицу» и «Алжирскую женщину», неплохо принятые критикой.

С началом войны с Германией Ренуар, получив повестку, уехал в Бордо, где приписался к десятому полку легкой кавалерии. Но при первой же возможности художник возвратился в Париж. Благодаря дружбе с Дюран-Рюэлем, который приобрел многие его работы, Ренуар смог купить большую мастерскую в Париже и с успехом выступил в Салоне Отвергнутых в 1873 году.

В следующем году становится одним из организаторов и участников первой выставки импрессионистов. На этой выставке в ателье Надара показано пять его картин: «Танцовщица», «Ложа», «Парижанка», «Жнецы», «Голова женщина». Ренуара ругали меньше других. Ему даже удалось продать «Ложу» за 425 франков.

В большой картине «Завтрак гребцов» впервые появилась молодая девушка Алиса Шарига, ставшая вскоре женой Ренуара. Эта картина принадлежит к той же категории, что и «Бал в Мулен де ла Галетт» и «Прогулка на лодках в Шату». Сделана еще одна попытка запечатлеть оживленную людскую толпу в радостной атмосфере, насыщенной солнцем. В 1879 году на Салоне выставлен «Портрет мадам Шарпантье с детьми». Ренуар добился успеха.

Особое влияние на творчество Ренуара оказывают путешествия. В 1879 году посещает Северную Африку, в 1880 году выезжает в Гернси, в 1881 году в Италию. Ренуар утверждал, что живописи нужно обучаться в музеях. Побывав в музеях Лондона, Голландии, Испании, художник совершенствует свою технику, сохраняя живописность с плавными переходами тонов при доминанте зеленоватых и серо-голубых цветов. Вместе с тем линия на его картинах становится более жесткой и отточенной. Постепенно возвращается к конкретным предметным образам.

Отдав дань праздничным сценам городской жизни, пейзажам и изображению цветов, Ренуар переходит к обнаженной натуре, где доминирующими цветами становятся розовый и персиковый. Женские образы Ренуара привлекают своей красочностью, колоритностью, необычайно живым выражением лиц. Программной работой великого художника может с полной уверенностью считаться картина «Нагая женщина, сидящая на кушетке».

В 1898 году Ренуар покупает сельский дом в Эссуа близ Труа, на родине жены. Через год первый тяжелый приступ ревматизма заставляет художника провести зиму на юге. В 1900 году художник переселяется на юг Франции, в Кань, и живет в своем домике на склоне горы Колетт. Несмотря на мучающий его артрит, продолжает рисовать, вновь возвращается к пейзажам, рисует цветы, пробует заниматься скульптурой.

Манера его становится более классической, и вместе с тем в его картинах сохраняются легкость, воздушность и неповторимый колорит красок. В 1907 году «Портрет мадам Шарпантье с детьми» оказался продан за девяносто одну тысячу франков. В шестьдесят шесть лет художник, наконец, обрел достаток и мог спокойно отдаться любимому творчеству.

Французский художник Пьер Огюст Ренуар вошел в историю мировой живописи не только как основатель импрессионизма, но и певец гармонии мира, наполненного солнечным светом, буйством природы, улыбками женщин, ощущением ценности жизни. Его картины проникнуты радостью бытия, ощущением счастья. Как говорил сам художник: «Для меня картина... должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да – красивой! В жизни достаточно скучных вещей, не будем фабриковать еще новых». 25 февраля, к 173 годовщине со дня рождения живописца, предлагаю рассмотреть 10 его шедевров.

Первым настоящим шедевром Ренуара стала «Лиза с зонтиком» (1867).

Молодому живописцу всего 26 лет. На этой картине изображена подруга Огюста, с которой был знаком с 24-летнего возраста. Лиза Трео была моложе Ренуара на шесть лет. Девушка очаровала художника своей непосредственностью, свежестью и загадочным выражением глаз: то ли нимфа, то ли русалка. Привлекательный образ девушки в белом платье контрастирует с меняющимся фоном картины. Игра света и тени позволяет глубже понять и эмоции художника, и настроение его натурщицы. Лиза задумчиво склонила голову под ажурным зонтиком, защитившись от солнечного света, а может быть, девушка не хочет открыто показывать свои чувства живописцу. Из истории известно, что Лизу Трео и Пьера Огюста Ренуара связывали романтические отношения, но художник отказался на ней жениться. Для Ренуара была одна страсть – искусство. Критики отмечали нововведения в технике портрета: до этого француза никто не писал в полный рост некоролевских особ и не придавал особое значение фону картины.
«Лиза с зонтиком» имела успех на выставке 1968-го. До 1972-го Пьер Огюст еще дважды использовал девушку в качестве натурщицы для своих картин. Так родились «Одалиска» (1870), «Женщина с попугаем» (1871).

Следующим шедевром стала «Ложа» (1874).

На картине изображена пара в ожидании представления. Лицо женщины обращено к зрителю, в то время как ее спутник смотрит в бинокль, возможно, на других дам. Немного взволнованное лицо женщины передано поджатыми губами и блеском слегка погрустневших глаз. Она задумалась на миг, какой спектакль их ожидает, или ей неприятно такое поведение своего кавалера. А возможно, и она пришла в оперу показать себя, и ее чувства при этом естественны – ни тени кокетства на свежем лице, спокойный взгляд. Эта картина стала одним из символов импрессионизма.

Серия портретов известных французских актрис конца XVIII века в творчестве художника заслуживает отдельного внимания. Неоднократно изображал Ренуар Жанну Самари – актрису французского театра «Комеди франсэз». Мастер восхищался красотой ее кожи, блеском глаз, лучезарной улыбкой и с удовольствием переносил эти жизнеутверждающие краски на полотно Ренуар. Сама же Жанна не раз подчеркивала, что Пьер связан с женщинами только посредством кисти, передающей все ощущения. Самари посвящено 4 портрета художника. Из них хотелось бы остановиться на двух полотнах: «Портрет Жанны Самари» (1877), хранящийся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, и «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878), хранящийся в Государственном Эрмитаже.

Глядя на первый портрет, зритель видит улыбающееся лицо молодой женщины, задорный взгляд и чувствует азарт жизненной силы и энергии. Кажется, еще минута-другая, и наша героиня или рассмеется, или заставит улыбнуться зрителя.

«Портрет актрисы Жанны Самари» написан годом позже и показывает нам ее во весь рост. Она изображена на фоне японской ширмы, ковра и пальмы, в светлом бальном платье, оттеняющем перламутровость кожи, выделяющем красивое лицо в обрамлении пушистой золотистой прически. Актриса смотрит на зрителя, а ее фигура слегка наклонена, создавая впечатление приближения, и, хотя ее руки сложены вместе, но не сжаты, кажется, что в любой момент могут раскрыться для объятий. Отсутствие камерности и статичности в портрете – одно из новаторств Ренуара.

Впечатляют и пейзажи великого художника. Ренуар предпочитал изображать не просто мирную природу, а жанровые сценки из быта сельских тружеников, рыбаков, естественно отдыхающих людей. Таковы знаменитые «Большие купальщицы» (1884–1887).


Чтобы написать каждую из ундин, художник сделал множество эскизов и варьировал позы девушек. Внимание его сосредоточено на трех главных фигурах, размещенных на первом плане: юная девушка, стоящая в воде, которая доходит ей до бедер, схвачена в момент, когда она собирается обрызгать водой двух своих обнаженных подруг, оставшихся на берегу. Любитель пышных форм, Ренуар показывает естественную красоту женского тела, как сам любил повторять художник: «Я продолжаю работать над обнаженной натурой до тех пор, пока мне не захочется ущипнуть холст».


Картина Ренуара «Обнаженная» (1876) – это настоящий гимн красоте женского тела в понимании художника. Его цель – показать прекрасное в облике современной женщины, ничего не меняя и не исправляя в нем. Ее красота не в идеализации пропорций и форм, а в свежести, здоровье и молодости, которыми буквально дышит картина. Обаятельность «Обнаженной» проистекает из упругих форм теплого тела, мягких черт округлого лица, красоты кожи.

На полотнах Ренуара много красивых женщин со здоровыми, розовощекими младенцами. Настоящий гимн материнству выражен в одноименной картине начала 1886-го. На ней изображена интимная сцена в саду: на скамейке, удобно расположившись, молодая женщина кормит своего малыша. Сколько спокойного, благородного достоинства в ее лице!


В конце 80 – начале 90-х гг. XVIII века к Ренуару пришло общественное признание, в том числе и от государственных чинов. Его картина «Девушки за фортепиано» (1892) была приобретена для Люксембургского музея. Несмотря на то что полотно было заказным и художник несколько раз принимался за работу, сюжет получился легким и непринужденным, а трогательная сценка занятий музыкой в богатых апартаментах не вызывала раздражения ни у публики, ни у критики.

Говоря о творчестве Ренуара, стоит упомянуть полотна, посвященные его детям. Таковы, кроме вышеупомянутой картины «Материнство», на которой изображена жена Ренуара с первым сыном Пьером, еще и «Пьер Ренуар» (1890) и «Играющий Клод Ренуар» (1905).

На картине «Играющий Клод Ренуар» (1905) изображен самый младший сын художника, которого все домашние называли Коко, за игрой в солдатиков. Тот же безбрежный мир детства, игра фантазии, мимолетность движений и дум.

3 декабря 1919 года ушел из жизни французский живописец, один из основных представителей импрессионизма Огюст Ренуар. Его картины имели большой успех у парижан. Мы решили вспомнить самые известные картины Ренуара.

«Лягушатник»

Эту картину Огюст Ренуар написал в 1869 году. Она хранится в национальном музее Швеции , в Стокгольме . «Лягушатник» - это кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок Здесь собирались девицы лёгкого поведения, так называемые «лягушки», приезжавшие сюда в сопровождении мелких хулиганов и проходимцев из предместья. Это живописное полотно можно назвать в полном смысле слова импрессионистским. В нем есть все характерные черты движения: исследование воды и бликов, цветные тени, прозрачность, мерцание цвета, деление мазка, использование светлой палитры, ограничивающейся тремя основными и тремя дополнительными цветами. Подобная картина есть у Клода Моне. Она тоже называется «Лягушатник». В тот период Ренуар и Моне работали бок о бок, используя идентичные сюжеты, причем в очень близких друг другу стилях.

«Качели»

Эту картину Огюст Ренуар писал для третьей выставки импрессионистов в 1877 году. Художник изобразил уголок одного из парижских садов. Девушка в бело-синем платье, украшенном множеством бантиков, кокетничая с двумя молодыми людьми в соломенных канотье, встала на доску качелей, подвешенных под деревом. Этот мотив балансирующего равновесия, подвижной неподвижности может рассматриваться как метафора импрессионистической картины вообще. Ведь в ней главное - изменчивость, движение, и в то же время художник-импрессионист всегда схватывает момент определенной статичности, уравновешенности форм. Женщину, качающуюся на качелях он писал, по-видимому, с Маргариты Легран - натурщицы, с которой он познакомился в 1875 году, и которая также позировала для картины «Бал в Мулен де ла Галетт». С 1877 года картина «Качели» находилась в коллекции французского маршана и художника Гюстава Кайботта. В 1986 году картина была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор.


«Бал в Мулен де ла Галетт»

Эту картину Огюст Ренуар написал в 1876 году. Она считается не только основной работой в творчестве художника, но и к тому же самой дорогой. На аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке в 1990 году она была продана за сумму в 78 миллионов долларов и до сих пор входит в число самых дорогих картин, когда-либо проданных на аукционе. Пьер Огюст Ренуар - это «единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины», - утверждал в 1913 году писатель Октав Мирбо. «Бал в Мулен де ла Галетт» - самый яркий пример «солнечного» искусства живописца. Огюст Ренуар жил в парижском районе на Монмартре . И сюжет свой картины он нашел там же в одноименном ресторане «Мулен де ла Галетт». На кратине изображены знакомые и друзья художника. Картина находится в парижском Музее Орсе.


«Портрет актрисы Жанны Самари»

На этом холсте Ренуар изобразил портрет молодой актрисы театра «Комеди Франсез». Картина 1877 года. Хранится в Москве , в Пушкинском музее. Ренуар написал четыре портрета Жанны Самари, каждый из которых и размерами, и композицией, и колоритом существенно отличается от других. Жанна Самари до своего замужества жила недалеко от мастерской Ренуара на улице Фрошо и часто приходила к нему позировать. Этот портрет называют одним из наиболее импрессионистических портретов во всем творчестве Ренуара. В последней картине Жанна Самари представлена в полный рост в прекрасном вечернем платье с огромным шлейфом, глубоким декольте и обнаженными руками, обтянутыми почти до локтя белыми перчатками. Ренуар написал Жанну Самари поразительной красавицей. Ренуару удалось передать в выражении ее лица ту привлекательную шаловливость, озорство и непосредственность выражения мыслей и чувств, которые были свойственны ее душевному облику и ее сценическому дарованию.


«Завтрак гребцов»

Эта картина оказалась этапной в творчестве Ренуара. В это время, в 1880 - 1881 годах, художник совершает первые далекие путешествия в Алжир и в Италию , подводит итоги своей творческой деятельности и уже в Италии в чем-то разочаровывается, а что-то хочет активно поменять в своем искусстве. Наступает период новых поисков, новых сомнений, новой живописной манеры. «Завтрак гребцов» оказался как бы в центре его творческого и жизненного пути. Картина была написала в ресторане Фурнез в Париже . Фактически это групповой портрет встречи друзей. Опять же Ренуар рисовал портреты своих реальных друзей. В феврале 1881 года картина была куплена у Ренуара известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем за 15 000 франков, что было достаточно высокой ценой для того времени. После его смерти сыновья Дюран-Рюэля продали картину за 125 000 долларов известному американскому коллекционеру Дункану Филлипсу. С 1930 года эта коллекция переехала в здание в районе Dupont Circle в Вашингтоне , которое с тех пор используется как художественный музей - Собрание Филлипса.


«Зонтики»

Это картина была начата в 1880 - 1881 годах, а закончена в 1885-1886 годах. Ренуар начал писать картину будучи «чистым» импрессионистом, но вскоре стал испытывать разочарование в этом стиле. На живописца оказало сильное влияние впечатление от путешествия в Италию, в результате чего он обратился к более старым художественным методам. В картине появился отчетливый контур фигур. Шумная многолюдная парижская улица. Дождь. Множество зонтиков. Оригинальная мысль: передать суету и в тоже время чисто парижские очарование и шарм через скопление и толкотню... зонтиков. Картина воплощает идеал устремлений двух искусств - живописи и фотографии: от первой - одухотворенность восприятия, от последней - «моментальность» (художник даже отсекает фигуры по краям, как бывает на фотоснимках).Такой приём был популярен у импрессионистов того времени. Картина «Зонтики» хранится в национальной галерее в Лондоне .

Пьер Огю́ст Ренуа́р (фр. Pierre-Auguste Renoir ; 25 февраля 1841, Лимож - 3 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) - французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма . Известен, в первую очередь, как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности. Ренуар первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. он фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма , к «энгризму». Отец знаменитого режиссёра Жана Ренуара.

Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе - городе на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребёнком из 7 детей небогатого портного Леонара Ренуара (1799-1874) и его жены Маргариты (1807-1896).

В 1844 году Ренуары переезжают в Париж. Здесь Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Но кроме этого у Огюста проявился дар художника. Когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.

В 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней Лизой Трео. Она вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. В 1870 году у них родилась дочь Жанна Маргерит - хотя Ренуар и отказался признать своё отцовство официально. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.

Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.

В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году. После свадьбы у них появились ещё два сына - Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона.

Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году он сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого художник страдал до конца жизни. Из-за этого Ренуару стало трудно жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер.

После приступа паралича, случившегося в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре. В августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.

2 декабря 1919 года, на 79-м году жизни, Пьер Огюст Ренуар скончался в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких. Похоронен в Эссуа.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →