Принцип не характерный для древнеегипетского искусства. Школьная энциклопедия. Великая пирамида Хеопса

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный – символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская - в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

Искусство

В древнем Египте развивались разнообразные направления искусства, обычно связанные с существующими культовыми практиками. Искусство не имело самостоятельного значения. Архитектура, музыка, живопись, литература и скульптура становились частью обрядового действа, служили способом или антуражем для общения с богами. Египетское искусство было большим шагом вперед по сравнению с первобытным искусством, наиболее передовым и наиболее совершенным среди искусств народов Древнего Востока. Главным его достижением было реалистичное изображение человека, интерес к человеческой индивидуальности, духовности. Создание произведений искусства считалась священнодействием. Архитекторы, скульпторы, живописцы и музыканты имели высокий социальный статус. Искусство стало мощным средством воздействия на сознание народных масс в целях укрепления и возвеличения власти.
На протяжении тысячелетий искусство Египта оставалось традиционным и каноническим. Общая медлительность развития египетской культуры была вызвана застойным характером древневосточных обществ. Длительное сохранение фантастических религиозных объяснений окружающего мира мешало человеческой мысли выходить за их пределы. В искусстве Египта долго сохранялись архаические приемы и способы изображения действительности. К таким пережиткам относится изображение предметов, фактически невидимых ни художником, ни зрителем, но присутствие которых в определенном месте данной сцены известно (например, рыб, гиппопотамов и крокодилов под водой), изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (передача листвы деревьев в виде множества условно расположенных листьев), сочетание в одной и той же сцене разных точек зрения при изображении разных частей этой сцены или разных частей фигуры (в профильных изображениях рогатого скота рога даются в фас; у фигуры человека - голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, ноги в профиль). Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов. Проявление индивидуальности и свободы творчества не допускалось. Краткий период отхода от канона, развития творческих начал в искусстве связан с правлением фараона Аменхотепа IV и получил в литературе название «искусство Телль эль Амарны».
Пережитком искусства и религиозных представлений явилось сохранение в искусстве Египта веры в магическую связь изображения с тем, кто изображен. Несмотря на это египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла.

Архитектура

История архитектуры начинается в Египте. Когда другие народы находились еще в стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высокими и развитыми . Точные археологические даты установить невозможно: поэтому памятники классифицируют в порядке следования современных им династий. Наибольшего блеска и выразительности египетская архитектура достигает при XIX династии, к ней относятся грандиозные архитектурные памятники Фив, которые датируются XIV в. до н. э. В VI в. до н. э. происходит покорение Египта персами, негативно сказавшееся на развитии архитектуры. В эллинистический период вновь наблюдается расцвет архитектуры, но в ней наблюдается уже много заимствований из греческого искусства.
Египет - страна, практически лишенная строительного леса. Обычным строительным материалом служила глинистая земля Нильской долины, использовавшаяся для изготовления сырцового кирпича. Из него возводили прочные своды. Для стен и столбов использовались различные породы камня (известняк, песчаник, гранит), добывавшиеся из каменоломен в скалах, окружавших нильскую долину и область Нильских порогов. Памятники египетской архитектуры можно разделить на два типа: памятники архитектуры, применявшей в качестве строительного материала глину; сюда относятся жилища и крепостные сооружения, и памятники из камня, к которым относятся культовые здания - храмы и гробницы.
С точки зрения строительных приемов египетское искусство чрезвычайно просто. Храм строится как дольмен. Горизонталь доминирует в композиции постройки и в окружающем пейзаже. Все вызывает чувство устойчивости и долговечности. Ни одно искусство не создавало столь простыми средствами такого впечатления подавляющей грандиозности. Мастаба была самой ранней формой усыпальницы египетских властителей, она послужила конструктивной основой для монументальных гробниц – ступенчатых пирамид. Таковы пирамида Джосера в Саккара, усыпальницы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе. Все культовые сооружения древнего Египта отличались декоративностью, пышностью, украшались скульптурами, барельефами, росписью. В качестве рабочей силы, кроме профессиональных строительных рабочих, автократический строй Египта мог располагать всем населением и массой рабов и военнопленных. При фараонах Среднего царства возник новый тип погребального ансамбля, в котором скальная гробница сочеталась с заупокойным храмом. Такие заупокойные храмы возводились в Дейр-эль-Бахри.

Скульптура

Скульптура Египта строго канонична. В Древнем царстве сложились определенные типы статуй: стоящая – фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, руки опущены и прижаты к телу, левая нога выставлена чуть вперед; сидящая – модель сидит прямо, голова в фас, смотрит перед собой, руки положены на колени или одна рука согнута в локте, ноги сведены вместе. Таким образом, выражался покой, уверенность, властность могущество и связь с космосом и светилами, прежде всего с солнцем. Эти типы статуй не утратили своей актуальности вплоть до эпохи Нового царства.
Связь с заупокойным культом определила ещё одну особенность египетской скульптуры – портретность. Несмотря на наличие канонических черт (передаются образы людей, достигших зрелости и пребывающих в расцвете жизненных сил, воплощающих власть, высокий дух, отрешенность от всего мирского), для скульптурных изображений характерна передача индивидуальных особенностей натуры. Скульптурные портреты изготовлялись из различных пород камня, дерева и глины.
Значительное место в украшении гробниц и храмов занимали инталии и барельефы. Поскольку врезанный рельеф менее подвержен разрушению, внешние стороны стен чаще всего покрывали именно инталиями. Барельефы преобладают в отделке внутри помещений. Ещё в Древнем царстве сложилась система их размещения. Фигура покойного помещалась у входа в гробницу по обе стороны. Стены и коридоры заполнялись «шествием носителей даров». В погребальной камере обычно изображались сцены из жизни умершего. Фигура фараона всегда была выше ростом. Размеры других фигур также зависели от их социального статуса. Торс и ноги изображались в профиль, плечи и голова в фас. Фигуры обводились контуром и раскрашивались однотонными (без оттенков) красками, почему, не имели объема и выглядели плоскими.
Бытовала скульптура в форме мелкой пластики. В гробницах размещались миниатюрные фигурки людей, предметов, животных. Скульптурными изображениями украшались и многие бытовые предметы.
Наибольшую известность из скульптурного наследия древнего Египта получили сфинксы – статуи фантастических существ с телом льва и головой человека (реже животного), обычно украшавшие аллеи, ведущие к храмам. Перед входом в храм устанавливались каменные обелиски «окаменевший луч Ра».

Музыка и танец

Как и в других видах искусства в музыке египтяне следовали законам гармонии. Их музыкальная гармония подчиняется числовым отношениям, отражающим пропорции золотого сечения, свойственного явлениям природы. В музыке египтяне достигли высокого мастерства, о чем свидетельствуют сохранившиеся музыкальные инструменты , художественные росписи, барельефы и памятники литературы. Слава о красоте народных песен египтян распространялась далеко за пределы страны.
Отдаленность времени и особенности музыкального творчества позволяют лишь косвенно характеризовать музыку Древнего Египта. О мелодике и звуковом строе судить сложно. Вероятно, звуки инструментов подражали звукам природы. Звуку предписывалась священная магическая сила. Особенно ярко это проявлялось в жанре массовых народных празднеств. Как свидетельствуют сохранившиеся источники, египтяне были страстными танцорами. Ни один праздник не обходился без групповых танцев под музыку, которые чередовались хоровым пением, драматическими сценами, воссоздававшими мифологические сюжеты и бытовые сцены. Музыка не только служила культовым целям, но и воспринималась как развлечение, что подтверждает её древнее название: «хи», что в переводе означает удовольствие. Любимы были и песни-плачи связанные с погребальным обрядом и культом Осириса.
Профессия музыканта передавалась из поколения в поколение. Известной династией музыкантов была семья Снефрунофер из которой происходили многие придворные музыканты и руководители царских музыкальных коллективов. В эпоху Среднего царства появляются песни разнообразного характера – песни-танцы, песни-гимны, песни-баллады.

Живопись

Несмотря на отсутствие в Древнем Египте такого явления как станковая живопись, живописное искусство египтян довольно разнообразно. Живопись тесно связана с архитектурой, поскольку в виде фресок и раскрашенных барельефов и инталий служила украшением дворцов, храмов и гробниц. Для фресок поверхность обычно штукатурили и затем, нанеся контуры рисунка раскрашивали кисточкой или палочкой.
До периода XVIII династии темой стенной росписи и рельефов являются в основном бытовые и исторические сцены. После появляются религиозные изображения и мифологические сюжеты. Потолки расписывались обычно в синих тонах и символизировали небо. На нижней части стен - стебли растений, словно поднимающихся из земли. Остальная часть стены занята живописной композицией и иероглифическими надписями. Последние покрывали все, вплоть до карнизов, стволов колонн и откосов дверных и оконных пролетов.
Растительный и животный мир, боги, люди, их тела, прически, одежда, головные уборы, украшения и прочие предметы, представленные на изображениях, были достаточно реалистичны и раскрашивались «под натуру». Набор красок у древних египтян был довольно разнообразен: черная, серая, зеленая, синяя, коричневая, красная, белая, оранжевая, желтая и др. Мелкотолченый краситель (сажу, охры, мел и др.) смешивали с клеистым веществом (камедью) и водой. Таким образом, египетский рисунок состоял из цветных силуэтов. В Египте, в условиях исключительно сухого климата, стенная живопись долговечна.
Живопись, так же как и рельеф, служила дополнением архитектурного целого. Раскрашивались не только рельефы, но и фасады зданий. На камень наносился тонкий слой штукатурки, по которому накладывались зеленая, ярко-желтая и синяя краски. Так расписывались карнизы, плафоны и капители.
В ходе археологических работ на архитектурных памятниках были обнаружены глиняные плитки с яркой цветной глазурованной поверхностью на одной из сторон. Их называют изразцами , хотя последние имеют лишь внешнее сходство с ними. Наиболее простой способ украшения стен изразцами отмечен в виде неширокой полосы-фриза из разноцветных геометрической формы пластинок, образующих ряды, гирлянды. Встречаются изразцы в виде дисков и плиток. Изразцы отличались очень тщательной моделировкой деталей.
Существовали и другие способы украшения помещений. Яркими красками раскрашивались вырезанные из дерева детали, украшавшие интерьер, рисунками украшали изделия из ткани , рукописи . Само иероглифическое письмо имело немало общего с рисунком, поскольку сохраняло элементы пиктографического письма.

Росписи


Литература

Создание литературных произведений немыслимо без письменности. Письменность в Египте считается, наряду с письменностью Месопотамии, древнейшей в мире. Древнейшее письмо было пиктографическим, затем в процессе письма рисунки, обозначавшие целые понятия и слова становились всё более схематичны, появились знаки, обозначавшие слоги и отдельные звуки. Возникла иероглифическая египетская письменность. Несмотря на широкую известность надписей на древнеегипетском языке возможность прочесть их появилась только в XIX в. благодаря открытию Ж-Ф. Шампольона, расшифровавшего египетские тексты.
Древнейшие надписи вырезали на каменных плитах и деревянных дощечках, чеканили на металлических предметах, наносили краской на штукатурку, кожу, керамику. Главным материалом для письма в Египте являлся папирус , который использовали в виде свитков. Источников на папирусе сохранилось немного.
Египетская литература была обширна и разнообразна. Важное место в ней занимали мифы. Многочисленные рукописи повествовали о деяниях фараонов, их походах, победах, законах. Бытовали и , прославляющее фараона как живое божество и других богов. Известна и лирическая поэзия древнего Египта, а также научные трактаты, поучения,

И другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине ок. 5000 лет до н. э. и просуществовали до 300 года н. э.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, - это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил , он ей остаётся и до сих пор.

    Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу . После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.

    Скульптура

    Живопись

    Все изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Каменная поверхность готовилась к покраске - грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк - и краска ложилась более ровно. Применяемые пигменты были, как правило, минеральными , дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным - яичная темпера , разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счёте настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, так называемая «фреска a secco» . Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются . Чаще всего подобные методы применялись при раскрашивании маленьких статуй, особенно деревянных.

    Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире . Сцены, изображённые на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.

    Искусство Среднего Царства (XXI в. - XVIII в. до н. э.)

    Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей - этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, монархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, - привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору . Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов . Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен .

    Для искусства Среднего царства характерно развитие ювелирного дела.

    Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются схему...

    Искусство Нового Царства (XVII в. - XI в. до н. э.)

    Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов . В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.

    Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями - они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона , определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.

    В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре , близ Фив . Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.

    Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона , в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахетатон , близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, - он обнимает жену, ласкает ребёнка.

    Религиозно-политические реформы Эхнатона были слишком смелыми, чтобы быть долговечными. Реакция началась уже при одном из его ближайших преемников - , а вскоре все старые культы были восстановлены, и имя Эхнатона предано проклятью. Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетия. Многие же новаторские идеи и приёмы, введённые при Эхнатоне, так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

    Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который теперь уже не был таким органичным, как когда-то в Древнем царстве. Пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей . Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.

    Будучи одной из самых ранних цивилизаций в истории человечества, Древний Египет, безусловно, был и одной из тех цивилизаций, в которых зародилось искусство в его современном понимании. Оно существенно шагнуло вперед по сравнению с первобытными временами, но при этом по-прежнему не было самостоятельным. Искусство Древнего Египта с самого зарождения и до заката этой цивилизации было посвящено обрядам и общению с богами, выполняя прикладные функции. Также оно отличалось стойким следованием однажды сложившимся канонам, благодаря чему практически не менялось в течение тысячелетий и до сих пор узнается даже непрофессионалами вне зависимости от того, к какой эпохе относится.

    Архитектура Древнего Египта

    Строительные навыки египтян были весьма прогрессивными по сравнению с соседними цивилизациями. Древнеегипетские постройки трудно точно датировать, поэтому традиционная наука классифицирует их согласно устоявшейся хронологии царств и династий.

    Одним из факторов, обеспечившим сохранность многих архитектурных сооружений Древнего Египта, стало отсутствие в нем дерева, пригодного для строительства. Это обусловило применение для строительства сначала кирпича-сырца, а затем известняка, песчаника и гранита. При этом до наших дней сохранились наиболее монументальные строения из камня, а кирпичные во множестве разрушались под воздействием разливов Нила, войн и смут, а также благодаря разборке существующих зданий для строительства новых. Также стоит отметить, что если кирпич использовался для жилищ и хозяйственных построек, то камень в основном шел на строительство культовых зданий, благодаря большей сохранности которых современные исследователи и могут судить о древнеегипетской архитектуре.

    Архитектура древнего Египта прошла долгий путь от простых зданий из сырца с тростниковой крышей до монументальных храмовых комплексов, увековечивавших фараонов и, согласно египетским верованиям, обеспечивавших им вечную жизнь. Наиболее известные подобные сооружения - пирамиды (рис. 1) - относятся к периоду Древнего царства, в который Египет достиг своего максимального могущества и развития.

    Рис. 1 - Пирамиды Древнего Египта

    Скульптура Древнего Египта

    Одним из наиболее характерных и самобытных представителей искусства Египта была скульптура. Этот вид искусства был чрезвычайно проработан, и установившиеся каноны скульптуры практически без изменений прошли через все периоды древнеегипетской истории.

    Скульптура в Древнем Египте выполняла связующую с загробной жизнью роль. Скульптуры умерших фараонов, сановников, жрецов и богов были призваны придать им физическую форму в этом мире. Поэтому в течение долгого времени их основной чертой была портретность, стремление максимально полно отобразить внешность умершего. Строгие каноны скульптуры (например, строго регламентировались позы сидящих и стоящих фигур, положение их рук и ног, цвет кожи и т. д.) также были призваны для достижения этой цели. Древнеегипетские статуи, как правило, выполнялись из глыбы камня или из дерева.

    Также большое распространение (особенно в период Среднего царства) имели малые скульптурные формы. Это различные статуэтки богов, людей и животных, которые помещались в гробницу умершего, чтобы сопровождать его в загробном мире. В основном такие статуэтки вырезались из дерева и зачастую складывались в композиции с определенным сюжетом.

    В период Позднего царства в древнеегипетской скульптуре наметились определенные, зачастую весьма существенные, отступления от канона. Тем не менее, его влияние было настолько велико, что проявлялось даже в эллинистический период, органично сочетаясь с характерными греческими чертами.

    Живопись Древнего Египта

    Живопись, как и другие виды искусства, в Древнем Египте также выполняла прикладную - загробную - функцию. Живописные сюжеты на стенах границ, на статуях и саркофагах были призваны улучшить жизнь умершего в загробном мире. На фресках гробниц изображались сюжеты из жизни покойного, а также его посмертное путешествие, включающее в себя суд и последующую жизнь.

    Живопись Древнего Египта характеризуется большой степенью реалистичности. Все изображаемые предметы, людей и животных египтяне стремились раскрашивать в соответствии с их реальными цветами. Для этого использовался довольно большой набор красок и пигментов.

    Также живопись использовалась и для украшения фасадов и внутренних помещений храмов и дворцов. В таких случаях это могли быть бытовые, исторические или мифологические сюжеты. Каждая живописная композиция, как правило, сопровождалась поясняющим текстом.

    Египтяне использовали особую технику живописи, обрабатывая каменные поверхности слоями грязи, гипса и известняка перед нанесением изображения. После завершения композиции для придания ей большей долговечности ее покрывали лаком или смолой. Благодаря сухому климату Египта по сей день сохранилось множество изображений, выполненных в подобной технике.

    Помимо этого распространены были рельефы, изображавшие различные сцены. Зачастую их также раскрашивали. В целом живопись Древнего Египта неотделима от архитектуры, так как украшала стены сооружений, подчеркивала их назначение.

    Литература Древнего Египта

    Литература в Египте зародилась вместе с рождением пиктографического, а затем иероглифического письма. Последнее окончательно сформировалось в период Раннего царства, развившись также и в скорописное, курсивное начертание - иератику (рис. 2). Египтяне обожествляли иероглифы, придавали им сакральный смысл и способность общаться с богами.

    Рис. 2 - Иератическая письменность

    Изначально литература в Древнем Египте сводилась к хозяйственным, религиозным, мифологическим и погребальным текстам, а также письмам, гимнам, стихам. Повествовательные тексты в египетской литературе появились только в период Среднего царства вместе с возвышением класса писцов. Это были поучения, сказания и рассказы. Также в Среднем царстве получили популярность пророческие тексты, сказки, беседы и диалоги. Уже в Новом царстве писать их практически перестали, вернувшись к этим жанром только в Эллинистический период.

    Носителями древнеегипетской литературы были в основном папирусные свитки и остраконы из известняка или керамики. Часто писали также на деревянных досках и стенах зданий и гробниц. Зачастую литературные тексты обнаруживаются на саркофагах. Папирусные тексты сохранились в основном в гробницах, располагавшихся в сухих условиях пустыни. Все остальные подобные источники бесследно пропадали при разливах Нила. Терялись и более долговечные письменные материалы: каменные плиты с текстами зачастую использовались как строительный материал, а остраконы выбрасывались как мусор, благодаря чему зачастую археологи обнаруживают их в больших количествах.

    Для нанесения текстов на каменные поверхности писцы использовали долото. Для письма по папирусу и остраконам использовались специальные ручки, сделанные из тростника, которые обмакивались в черный и красный пигменты - уголь и охру. Они использовались вплоть до периода римского владычества в Египте, когда их вытеснили традиционные грекоримские письменные инструменты и краски.

    Музыка и театр Древнего Египта

    Музыка была очень распространена в Египте наряду с танцами. Египтяне имели собственную музыкальную гармонию, основанную на золотом сечении и подражании звукам природы. Как и другие виды искусства, музыка была в Египте сакральной, использовалась в религиозных обрядах и празднествах, а звукам египтяне приписывали различные магические свойства. Профессия музыканта была очень почетной в Древнем Египте, зачастую они составляли целые династии.

    Родилось в Древнем Египте и подобие театра. Египетский театр был основан на мистериях в честь различных богов — Осириса, Исиды и других. В мистериях принимали участие жрецы и фараоны, они разыгрывались на сюжеты из мифов о богах, которым они были посвящены.

    Таким образом, искусство Египта было разноплановым, включало в себя множество направлений и жанров. При этом большую часть истории оно было направлено в основном на культовую сторону жизни и обеспечение загробной жизни умерших.

    Искусство в египетских землях начало формироваться тысячи лет назад. Уже в эпоху Древнего царства сложился свой оригинальный стиль в архитектуре, скульптуре и живописи Египта. Он стал образцом для подражания следующим поколениям египтян.

    Древний Египет: архитектура, скульптура и живопись

    Культовые здания строились из камня, и отличались строгими масштабными геометрическими формами. Вначале египтяне строили простую форму усыпальницы - мастабу. Позже появились ступенчатые пирамиды, из которых состояли огромные погребальные комплексы для фараонов и знати. Египетские зодчие сооружали храмы, оснащенные колоннами в виде цветка лотоса или папируса.
    Скульптура и живопись являлись неотъемлемой частью . Статуи и памятники органично вписывались в оформление гробниц и храмов. Массивные изваяния богов и царей показывали власть и мощь страны. Рельефы и росписи украшали усыпальницы и дворцы. На них красочно изображали человеческую деятельность, сцены повседневной жизни или богов и их деяния.

    Скульптура и живопись Древнего Египта

    Живопись, как и скульптура служила для декорирования стен усыпальниц и религиозных зданий. отличалась своей монументальностью, достигая колоссальных размеров. Древние художники создавали сцены, в которых участвовали люди, животные и божества. Живопись вместе со скульптурой прекрасно дополняли архитектурные шедевры древних египтян, превознося религию и культовое могущество державы.

    Каноны живописи в Древнем Египте

    В египетских росписях преобладали яркие насыщенные оттенки. Основные цвета - белый, красный, черный, синий, зеленый и желтый. Краски долго сохраняли яркость, вдобавок сверху рисунки покрывали слоем смолы.
    Древнеегипетская живопись подчинялась определенным канонам, которые никогда не нарушались. Так, лицо нарисованного человека принято было изображать в профиль, а другие части тела - в анфас. Фигуры людей обводились четким контуром. Он был красного