Картины, на которые нужны взглянуть дважды: оптические иллюзии


Современные художники очень любят использовать в своем творчестве прием оптической иллюзии. Удивительно наблюдать, как за одним сюжетом раскрывается другой. Если оглянуться в прошлое, то у именитых художников также можно отыскать полотна, заставляющие людей глядеть на них дважды.

Камера дельи Спози



Занимаясь росписью замка Палаццо Дукале, итальянский художник Андреа Мантеньи особое внимание уделил потолку (плафону) помещения под названием Камера дельи Спози . Мастер нарисовал отверстие, сквозь который виден небосвод. Притом, что от пола до потолка не более 7 метров, умелая и продуманная перспектива создает иллюзию невероятной высоты плафона.

Корзина с фруктами

Творчество Джузеппе Арчимбольдо можно назвать революционным для XVI века. Композиции из цветов, фруктов и овощей художник «складывал» в потрясающие портреты. Отдельного внимания заслуживает его серия «Перевертыши», а именно картина «Корзина с фруктами ». На первый взгляд кажется, что на полотне изображена обычная корзина с фруктами, но стоит перевернуть картину на 180 градусов, и перед зрителями возникает мужская голова.

Все суета



Художник Чарльз Аллан Гилберт удивил общественность своей картиной «All is Vanity ». На полотне изображена женщина, любующаяся своим отражением в зеркале. Достаточно тривиальный сюжет, если бы не одно «но». Если смотреть на картину на расстоянии, то туалетный столик и отражение дамы складываются в пугающий череп. Название картины представляет собой игру слов. Vanity с английского означает «суета», «тщеславие», «туалетный столик», поэтому название картины можно растолковать и как «Все безделушки с туалетного столика» и «Все тщетно». Последним автор намекает на недолговечность женской красоты.

Рисующие руки



На сегодняшний день гиперреалистичными картинами уже никого не удивишь, а вот в 1948 году литография «Рисующие рук и» голландского художника Маурица Эшера вызвала бурный восторг у публики. Мастер прославился созданием оптических иллюзий, образующих головоломки. Его видение пространства в корне не совпадало с общепринятыми канонами, а от этого вызывало неоднозначную реакцию у зрителей.

Галатея со сферами



Говоря об иллюзиях и экстраординарном творчестве, нельзя не упомянуть Сальвадора Дали . В период увлечения ядерной физикой, художник создал полотно «Галатея со сферами ». Образ Галатеи (Галы – супруги Дали) складывается из множества планет, уходящих вдаль. Симметричность сфер придает картине 3D-эффект, кажется, что картина выпуклая.
Современные художники используют прием оптической иллюзии не менее мастерски, нежели признанные гении. Канадский иллюстратор Robert Gonsalves пишет Глядя на его творения, не сразу понимаешь, где заканчивается один сюжет и начинается другой.
По материалам сайта: trendymen.ru

Двадцатипятилетний юноша Сальвадор Дали августовским днем 1929 года ожидал гостей в своем доме, расположенном неподалеку от испанской деревушки Кадакес. Должен был явиться поэт Поль Элюар, не один - с дочкой и дамой. Дам следует удивлять. «Внешним видом», - вероятно заключил художник, готовый к променаду в располосованной шелковой рубахе, с подмышками, выкрашенными синькой и красной геранью за ухом. Образ завершал чувственный аромат, раскрывавшийся нежным аккордом рыбьего клея, козьего помета и почти неуловимой ноткой лаванды. Нарядный Дали уже было направился встречать гостей, но тут за окошком промелькнуло лицо Елены Дьяконовой или, как ее звали, Гала, жены Элюара. Сраженный наповал, гений поспешил мыться, менять костюм и явился к друзьям почти нормальным человеком, настолько нормальным, насколько способен Сальвадор Дали.

Вот что пишет сам художник: «Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением. Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться» . Так и получилось.

Елена Дьяконова родилась в Казани в 1894 году. После ранней смерти отца ее мать повторно вышла замуж, и когда девочке исполнилось 17 лет, семья переехала в Москву. Через год Елену отправили лечиться от туберкулеза в швейцарский санаторий «Клавадель», где она и повстречала писателя Эжена-Эмиля-Поля Гранделя, то есть своего будущего мужа Поля Элюара. Они поженились в феврале 1917 года в Париже .

В общем-то за потерю жены Элюар получил своеобразную компенсацию. В виде собственного портрета кисти Сальвадора Дали: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».


(«Портрет Поля Элюара», 1929 год. Картон, масло)

Сама Гала постепенно уводила Дали из-под эстетического контроля Андре Бретона с его честной сюрреалистической компанией и взяла в свои руки все заботы художника, не связанные с творчеством: «Никогда мы не сдавались перед неудачами, — отмечал Дали. — Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник».

Дела Дали пошли в гору, а деньги посыпались с ее вершины. В 1934 году после поездки четы в Америку успех вышел на принципиально новый уровень. Расчеты Гала оказались верными: США охватила «сюрреалистическая лихорадка». С 1939 года и до конца 1940-х супруги живут в Америке. Блее доступный публике и не менее скандальный чем прежде, Дали устраивает выставки, выступает с лекциями, пишет портреты богатых американцев, иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, либретто, разрабатывает костюмы для балетных и оперных постановок, оформляет витрины роскошных магазинов на Пятой авеню и павильонов международных ярмарок, сотрудничает с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, пробует свои силы в фотографии, устраивает сюрреалистические балы.


(«Галарина», 1945. Холст, масло.)

«Во всем мире, — пишет Дали, — и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом» <…> В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям. Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала — а она одна — единственная на всем свете...» .

Пара с триумфом возвращается домой в конце 40-х. В 1964 году Дали издает мемуары «Дневник одного гения», охватывающие события с 1952 по 1963 год. Что-то вроде памятника себе при жизни. Или не совсем себе: «Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ» .

Справедливости ради заметим, что на голове у безмятежной Гала Галатеи вполне себе мог оказаться вареный омар, а на плече - ребрышки ягненка. Мара Альбаретто, близкий друг Дали, вспоминает: "Когда его спрашивали, почему он изобразил любимую жену Гала с двумя отбивными на спине, ответил просто: "Я люблю мою жену и люблю отбивные; не понимаю, почему не могу нарисовать их вместе"…». В самом деле, почему нет?


(«Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече», 1933 год. Дерево, масло.)

Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм, – С. Дали.

Формирование художественного мастерства Дали проходило в эпоху раннего модерна, когда его современники в значительной степени представляли такие новые художественные течения, как экспрессионизм и кубизм.

В 1929 году молодой художник примкнул к сюрреалистам. Этот год отмечен важным поворотом в его жизни, поскольку Сальвадор Дали встретил Галу. Она стала его любовницей, женой, музой, моделью и главным вдохновением.

Так как он был блестящим чертёжником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптических иллюзий, сновидческих пейзажей и глубокого символизма.

На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки и скульптуры, фильмы и фотографии. Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства. В качестве сценариста Дали сотрудничал с известным режиссёром Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пёс». В них отобразились нереальные сцены, напоминающие ожившие картины сюрреалиста.

Плодовитый и чрезвычайно одарённый мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» запустил онлайн-проект Catalogue Raisonné of Salvador Dalí для полной научной каталогизации картин, созданных Сальвадором Дали в период с 1910 по 1983 год. Каталог состоит из пяти разделов, разбитых по временной шкале. Его задумали не только для предоставления исчерпывающей информации о творчестве художника, но и для определения авторства произведений, поскольку Сальвадор Дали – один из самых подделываемых живописцев.

О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 17 примеров его сюрреалистических картин.

1. «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

Эта небольшая картина с довольно длинным оригинальным названием воплощает восхищение Дали великим фламандским мастером 17-го века, Яном Вермеером. Автопортрет Вермеера исполнен с учётом сюрреалистического видения Дали.

2. «Великий мастурбатор», 1929 год

На картине изображена внутренняя борьба чувств, вызванных отношением к половому акту. Это восприятие художника возникло как пробудившееся детское воспоминание, когда он увидел оставленную отцом книгу, открытую на странице с изображёнными гениталиями, поражёнными венерическими заболеваниями.

3. «Жираф в огне», 1937 год

Это произведение художник завершил до переезда в США в 1940 году. Хотя мастер утверждал, что картина аполитична, она, как и многие другие, отображает глубокие и тревожные ощущения беспокойства и ужаса, которые, должно быть, переживал Дали в бурный период между двумя мировыми войнами. Определённая часть отражает его внутреннюю борьбу в отношении гражданской войны в Испании, а также ссылается на метод психологического анализа Фрейда.

4. «Лицо войны», 1940 год

Агония войны также отразилась в творчестве Дали. Он считал, что его живопись должна содержать предзнаменования войны, что мы и видим в смертоносной голове, начинённой черепами.

5. «Сон», 1937 год

Здесь изображено одно из сюрреалистических явлений – сон. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.

6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

Эта фантастическая живопись особенно интересна, так как в ней автор использует двойные образы, наделяющие само изображение многоуровневым смыслом. Метаморфозы, удивительные сопоставления объектов и скрытые элементы характеризуют сюрреалистические картины Дали.

7. «Постоянство памяти», 1931 год

Это, пожалуй, самая узнаваемая сюрреалистическая картина Сальвадора Дали, которая воплощает в себе мягкость и твёрдость, символизирует относительность пространства и времени. В значительной степени она опирается на теорию относительности Эйнштейна, хотя Дали говорил, что идея картины родилась при виде расплавленного на солнце сыра Камамбер.

8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

В этом сюрреалистическом изображении атолла Бикини воскрешается память о войне. Три символических сфинкса занимают разные планы: человеческая голова, расколотое дерево и гриб ядерного взрыва, говорящий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя субъектами.

9. «Галатея со сферами», 1952 год

Портрет жены Дали представлен через массив шарообразных форм. Гала похожа на портрет Мадонны. Художник, вдохновлённый наукой, возвысил Галатею над осязаемым миром в верхние эфирные слои.

10. «Расплавленные часы», 1954 год

Ещё одно изображение предмета, отмеряющего время, получило эфирную мягкость, что не характерно для жёстких карманных часов.

11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год

Гала со спины. Это замечательное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, где объединились классика и сюрреализм, спокойствие и странность.

12. «Мягкая конструкция с вареными бобами» , 1936 год

Второе название картины – «Предчувствие гражданской войны». Здесь изображены предполагаемые ужасы гражданской войны в Испании, так как художник написал её за шесть месяцев до начала конфликта. Это было одно из предчувствий Сальвадора Дали.

13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг

Мы видим один из примеров параноидально-критического подхода к искусству. Изображения отца и, возможно, матери смешаны с гротескным, нереальным образом гермафродита в середине. Картина наполнена символизмом.

14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год

Это произведение, созданное на фрейдистских принципах, стало примером отношения Дали с его матерью, чьё искажённое тело появляется в далинианской пустыне.

15. Без названия - Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 год

Изображения создано для внутренней отделки помещения по заказу Элены Рубинштейн. Это откровенно сюрреалистическая картина из мира фантазии и снов. Художник вдохновился классической мифологией.

16. «Содомское самоудовлетворение невинной девы», 1954 год

В картине изображена женская фигура и абстрактный фон. Художник изучает вопрос о подавленной сексуальности, что следует из названия произведения и фаллических форм, которые часто появляются в творчестве Дали.

17. «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943 год

Художник выразил свои скептические взгляды, написав эту картину во время пребывания в Соединённых Штатах. Форма шара, кажется, символическим инкубатором «нового» человека, человека «нового мира».

Все картины Дали отличаться своей необычной притягательность. Хочется внимательно рассмотреть каждый уголок, чтобы не упустить не одной детали. Так и в его известной и великой Галатее сфер. Глядя на нее, удивляешься: каким образом художнику так мастерски удалось изобразить лицо через совокупность сфер? Совершенству и гармоничности их сливания можно только удивляться. Такой шедевр под силу только настоящему мастеру.

Свою картину Сальвадор Дали написал еще в 1952 году в период ядерно-мистического творчества. В то время художник изучал разнообразные науки и наткнулся на теорию атомов. Эта теория настолько сильно впечатлила Дали, что он начал писать новую картину. Лицо своей жены он изображает из множества маленьких-сфер атомов, сливающихся в единый целый коридор. Симметричность этих кругов образует могущественную перспективу и придает картине трехмерный вид.

Губы Галатеи являются тенью ряда шаров. Глаза будто бы две отдельные маленькие планеты. Очертания носа, овала лица, ушей, волос словно бы разбивают эти сферы на отдельные атомы. Цветовые сочетания и контрасты заставляют их казаться объемными выпуклыми и рельефными. Будто бы Галатея – это прозрачная оболочка, состоящая из цветовых контрастов множества маленьких идеальных сфер.

Галатея, словно маленькая вселенная, состоящая из атомов, окруженная атомами, распадающаяся на сотни маленьких кусков. Работа выполнена преимущественно в сине-голубых тоннах – оттенках космоса, неба, невесомости.

Только отдельные ее элементы, отражающие лицо Галы, ее волосы, губы, тело окрашены в естественные цвета. Вся композиция в целом завораживает, заколдовывает зрителя. Она создает впечатление движения кругов. Словно бы Галатея крутится с помощью каждого отдельного живого атома.

"Галатея сфер" хранится в коллекции Театра-музея Дали, Фигерас (Испания).