Исправление перспективы. Рисуем с применением перспективы

Перспектива бывает разная. Есть с одной точкой схода, есть с двумя, а есть и с тремя. Без правильно построенной перспективы невозможно создать пространство в манге. В очередном своём мастер-классе Lemon5ky поделится c Вами секретом, как быстро и удобно сделать перспективу с двумя точками схода в Adobe Photoshop.

Понадобилось мне, значит, в Фотошопе перспективу грамотную построить. А то я обычно всё от руки делаю, на глазок, и бывает так, что где-то да и лажаю. За всем ведь не уследишь. Интернетов не было, пришлось всё делать самому. Кисточка, правда, вышла немного драфтовая, но на первый раз покатит. К тому же, переделывал перспективу раз пять, всё время забывал что-то внести.

Казалось бы, что проще? Намутил линий и всё. Да вот нетушки. В точке схода получается какая-то непонятная чёрная каша, которая лишь отвлекает. А быстро найти эту самую точку схода в такой кисточке становится практически невозможно (не считая хоткейных изворотов для размещения кисти по центру экрана).

Кисть я решил сделать не круглую, как обычно, а квадратную. Ибо всё равно все рисуют на прямоугольных листах. К тому же, когда нужно построить 2х-точечную перспективу, трансформировать квадраты проще, чем круги. Поэтому на всякий случай я добавил круглую кисть, так как частенько её кропаю.

Мелкий тутор, как юзать кисть и построить перспективу за 5 секунд

Кликаем 2 раза по кисточке и она сама загрузится в Фотошоп. Если не повезло и чуда не произошло, тогда идём в кисти и там грузим её вручную. Там две кисточки, круглая (А) и квадратная (В).



2. Делаю новый слой (shift+alt+cmd+N) и рисую там перспективной кисточкой линии. Тоже самое и в другой точке схода. Всё делаю на разных слоях, так проще трансформировать. Потом трансформирую (cmd+T) слой с перспективой так, чтобы он покрывал всю поверхность листа, и подгоняю точку схода в размеченное мной место. Тоже самое проделываю и со второй точкой схода.

Советы, фокусы, и полная информация о том, как все это работает.

Это часть первая предполагаемой серии уроков из двух-трех частей, посвященной теории композиции, перспективе, и тому, как все это позволит вам создавать действительно обалденные рисунки.

В части первой мы обратимся ко всем трем типам линейной перспективы с пошаговыми примерами и МНОЖЕСТВОМ советов. Я очень надеюсь, что вы, ребята, почерпнете что-то новое из этого урока! Информация, данная здесь, аналогична той, что дается в любых колледжах/институтах искусства. Только здесь все бесплатно.

1: ОСНОВА

Перспектива и композиция, обычно, идут рука об руку. Хорошая перспектива на рисунке может разительно усилить эффект от композиции. И наоборот, плохая композиция может напрочь испортить эффект от перспективы.

Сегодня в первой части данной серии уроков мы заострим свое внимание на Линейной Перспективе, и поможем вашим рисункам обрести глубину и атмосферу.

ВВЕДЕНИЕ В КОМПОЗИЦИОННУЮ ТОЧКУ ОБЗОРА

Разговор о перспективе нельзя начать, не упомянув вначале о линии горизонта. Линия горизонта – самый базовый компонент любой перспективы. Она делит то, что находится сверху и снизу, что выше и ниже, куда идут линии/объекты и как далеко они идут. Линия горизонта представляет собой самую удаленную линию земли, которую только может видеть человеческий глаз. Это область, где все сводится в одну точку. Где встречаются небо и земля.

На рисунке, направление, угол и высота камеры – это то, что называется точкой обзора, или ТО. ТО – очень важный инструмент в создании настроения и чувств, которые вызывает рисунок. Если поднять взгляд выше, точка обзора поместит линию горизонта ниже на плоскости рисунка, в результате чего небо доминирует. Если обратить взгляд вниз, линия горизонта передвигается вверх по плоскости рисунка, и мы видим в основном землю. Мы должны осознанно понимать, что мы видим больше, нельзя просто поместить линию горизонта где попало только потому, что «нам так понравилось». Например, ТО, смотрящая вверх, открывает нам небо, и для этого должна быть причина.

Планируя точку обзора, задайтесь следующими вопросами:
«Почему я больше показываю землю или небо?»
«Насколько высоко вверх я смотрю? Видна ли линия горизонта?»
«Есть ли объекты или персонажи, заслоняющие небо? Стоящие на пути?»
«Есть ли потолок или ровная поверхность? Или же небо абсолютно чистое и открытое?»
«Какие чувства вызывает данная точка обзора совместно с этими элементами?»
«Этого ли чувства я добиваюсь на рисунке?»

Посмотрите на эти примеры:

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Здесь представлены три плоскости рисунка с разными положениями линии горизонта. Заметили, как расположение линии горизонта выше или ниже на плоскости, меняет нашу точку обзора? Например, какое положение линии горизонта лучше подошла бы для того, чтобы продемонстрировать гоночный трек или стадион? А как на счет демонстрационных полетов? Что скажете о примере, приведенном посередине? Почему он теряется на фоне двух остальных? На этом примере рисунок делится строго пополам. Нет никакого доминирования между небом и землей. Такой вариант может быть выбран неслучайно, если фокусной точкой не является задний фон.

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Так как линия горизонта – это место, где сходятся все детали, когда встречаются небо и земля, логически мы должны были бы проследить, куда идут объекты, построенные на точке обзора.

В линейной перспективе, все детали сходятся в одной точке схода на горизонте. Все объекты, которые смотрят на нас, имеют параллельные стороны. Таким образом, все вертикали абсолютно вертикальны, а все горизонтальные линии горизонтальны. Единственные линии, располагающиеся под углом, это те, что удаляются от краев объектов к точке схода на линии горизонта.

Эти удаляющиеся от объектов линии называются «ортогональными», и так мы будем называть их далее.

Обратите внимание на следующие примеры, чтобы лучше понять принцип линейной перспективы:

1) Здесь на плоскости рисунка нарисована линия горизонта. На линии горизонта находится точка схода. В этой точке будут сходиться все наши ортогональные линии, которые исходят от объектов рисунка.

2) Здесь мы нарисовали квадрат и маленький прямоугольник. Обратите внимание на то, что квадрат находится на пересечении с линией горизонта, тогда как маленький прямоугольник расположен ниже этой линии и по правую сторону.

3) От каждого угла обеих фигур мы проводим ортогональные линии к точке схода на горизонте. Все они сходятся в этой самой точке.

4) Теперь мы удаляем линии, которые находятся за объектом. (Также, вы можете вообще не рисовать эти невидимые ортогональные линии, если они не нужны, как в этом примере. Однако, рисование невидимых ортогональных линий может помочь вам лучше понять объект.)

5) Чтобы избежать эффекта, будто эти блоки удаляются в бесконечность, мы можем отрезать их заднюю часть пересечением ортогональных линий каждого объекта. Обратите внимание, передняя часть блоков имеет прямые линии, направленные вверх и вниз, влево и вправо. Заметили новые вертикальные и горизонтальные линии, которые мы добавили задний срез каждого блока?

6) Наконец, мы удаляем ортогональные линии, идущие вплоть до точки, где мы пересекли их вертикальной линией, формируя тем самым окончательные края этих блоков. Теперь видно, что они объемные и расположены на поверхности земли. Можно продолжить застраивать область рисунка другими формами, чтобы заслонить линию горизонта.

7) Посмотрите на эти новые блоки, которые мы добавили! Давайте дорисуем их ортогональные линии, чтобы лучше передать глубину.

8) Выглядит уже лучше! Можно опять же обрезать ортогональные линии пересекающей вертикальной линией, как мы делали ранее, чтобы придать этим блокам объем. Далее, удаляем излишки ортогональных линий и наложенных фигур.

9) Теперь у нас есть красиво выстроенные объекты в линейной перспективе. Подумайте, на что похожа эта сцена. Возможно, на городскую улицу? А может это большие контейнеры на складе товаров? Всего за 9 шагов мы подготовили хорошую базу для дальнейшего развития сцены.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Линейную перспективу лучше всего использовать, когда мы смотрим на что-то прямо. Типичные сцены с линейной перспективой представляют собой длинные участки, такие как коридор, туннель, салон поезда или автобуса, уличная сцена с дорогой, идущей вниз, городская улица, ведущая вверх или вниз. Когда вы думаете об этих сценах, легко можно сказать, почему их лучше всего передать в одной точке. Т.к. деталь в одной точке вероятнее всего ведет и сходится в точке на линии горизонта, именно туда будут направлен ваш взгляд. Это будет цент фокуса вашего рисунка. Конечно, вы можете использовать объем и контраст для отведения взгляда от точки, где сходятся ортогональные линии, и изменить центр фокуса, (который мы подробнее обсудим в Части 2) однако следует ожидать, что зрителю по-прежнему будет хотеться смотреть именно в точку схода ортогональных линий.

Точка схода на вашей сцене не всегда должна располагаться на плоскости рисунка. Вы когда-нибудь думали о том, чтобы нарисовать бОльшую сцену, вместо того, чтобы вырезать определенные области, отчего общая композиция становится уже? Вы когда-нибудь думали о том, чтобы наклонить линию горизонта так, чтобы все элементы на рисунке были под углом? Вы удивитесь, как такие мелочи могут изменить рисунок (эти эффекты будут также обсуждаться в Части 2). Создание небольших эскизов сцены может помочь вам выбрать подходящую перспективу. Уберегите себя от головной боли – планируйте свою перспективу и композицию заранее, даже если они настолько же простые, как на рисунках ниже:

1) Что, если мы вырежем небольшой участок с рисунка, который мы создали ранее? Посмотрим, как эта вырезанная область будет смотреться в полномасштабном размере…

2) А как вам этот вариант? Увеличив эту область, мы находим новые возможности для композиции. Выглядит лучше? Что, если добавить на переднем выступе человека?

3) А как вам повернутая композиция? Изображение все еще в линейной перспективе, просто все расположено под углом. Как ваши впечатления от этого варианта по сравнению с предыдущим? Когда видно много неба, должно ли там что-то быть?

Здесь представлено несколько примеров моих работ, которые были выполнены в линейной перспективе.

Использование множества деталей, чтобы разбить вертикальные и горизонтальные линии, может придать рисунку более или менее похожий на перспективу-в-одну-точку вид. Обратите внимание в первом примере на то, как использование множества фигур и коротких ортогональных линий может придать ощущение большей глубины в довольно небольшой сцене?

2: УГЛОВАЯ ПЕРСПКТИВА

Тогда как линейную перспективу можно очень часто встретить в рисунках, она имеет место быть только в том случае, если стоять лицом к объекту. В противном случае, если ваша ТО (напоминаем, это Точка Обзора) повернута на несколько градусов вправо или влево, она автоматически становится угловой (перспектива в две точки).

В линейно перспективе используется только одна точка схода и один набор ортогональных линий. Как вы, скорее всего, уже догадались, в угловой перспективе участвует две точки схода и два набора ортогональных линий . Это значит, что в угловой перспективе существует только два набора параллельных линий на вашем объекте, которые обычно (но не всегда) являются вертикалями. Если задуматься о том, как объекты вращаются вокруг вас, когда вы поворачиваетесь на месте, можно заметить, как быстро объекты могут перейти из одноточечной перспективы в угловую. Если смотреть вперед, мы видим большую часть видимого мира в угловой перспективе, и это должно быть одной из общих форм перспективы, часто используемой в рисовании. Посмотрите на примеры, приведенные ниже:

1) Здесь у нас изображена линия горизонта с двумя точками схода. Для начала скажу, мы не собираемся рисовать плоские фигуры как при линейной перспективе. Вместо этого, мы начнем рисовать исходящие от точек ортогональные линии, чтобы лучше «прочувствовать» объект, который собираемся рисовать.

2) Отходящие от каждой точки линии образуют сетку ортогональных линий. Я присвоил каждой точке свой цвет, чтобы не спутать их. Эта сетка послужит помощником при создании углов перспективы в нашей сцене.

3) Использую лишь ортогональные линии, исходящие из точек, мы нарисовали две стены, сходящиеся в одном углу. Обратите внимание, все вертикальные края стен параллельны друг другу. Эта заготовка могла бы стать основой для создания и интерьера и экстерьера. Здание ли это, или часть длинного коридора? Это может быть и то и другое.

4) В данном случае мы создаем интерьер! Используя ту же ортогональную сетку, я добавил еще несколько стен, дверей, и осветительных приборов на потолке. Все эти линии лишь повторяют уже заданные ортогональные линии, по которым они идут. Красная точка схода направляет все стены, смотрящие влево, тогда как зеленая точка отвечает за все стены, смотрящие вправо.

5) Итак, мы все доработали и добавили еще больше деталей, опять же опираясь только на ортогональную сетку. Обратите внимание, как мы приподняли потолок, продолжив линию стен и снова соединив их с точками схода. Вы можете использовать временные ортогональные линии, чтобы отмерить то, что вам необходимо, например высоту дверных проемов, чтобы они вписывались в окружение.

6) Уберите ортогональную сетку, сотрите временные ортогональные линии, и вы получите заготовку для привлекательной сцены!
Только подумайте о том, как легко мы могли бы превратить эту сцену в экстерьер, где нет потолка, а стены формируют другие здания.

Продолжение на следующей странице

Перед изучением линейной перспективы, предполагается, что вы уже знакомы с таким термином, как глазомер . Если еще не успели- то нужно это сделать. По другому можно сказать, что глазомер- есть наблюдательная перспектива. Но обладать хорошим глазомером не зная законов перспективы, так называемой- точной науки, которая является частью линейной геометрии- линейной перспективы- этого маловато.

Чтобы глаза смогли увидеть все, что перед нами предстает, они видят это в искаженном виде. Я никак не отношу это к тому, что изображается. Я отношу это к рисунку, изображения видимого в плоскости листа при помощи перспективного соотношения форм в пространстве.

Линейная перспектива- уже раздел начертательной геометрии. А мы просто создаем пространство на плоскости листа. Просто нужно знать, как все устроено, как все происходит.

Ваш глазомер без самого понимания линейной перспективы- слепое копирование видимых предметов. Успех в работе над рисунком во многом зависит и от знания правил линейной перспективы и умения применять их на практике.

Попытаюсь объяснить как можно проще, не вдаваясь в дебри подробностей начертательной геометрии- это никому не нужно. Вычленим основное. Моя главная задача на данном этапе- запустить ваше мышление в данной области- линейной перспективе, которая является важным практическим дополнением к вашему глазомеру. Пользоваться глазомером, подкрепляя это знаниями перспективы- вот наша задача и путь к успешному рисунку.

Итак... Посмотрите в сторону, вверх, вниз- абсолютно все, что удаляется от наших глаз, все подлежит кажущемуся изменению и сокращению. Но мы воспринимаем это как должное, как само собой разумеющееся. Так и должно быть, так видят наши глаза и этой особенности их мы порой даже не замечаем. Ну хорошо, но ведь нам нужно изобразить примерно такую- же действительность уже на плоскости листа. Наша задача заключается в умении убедительно изображать предметы в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве. Мы должны уметь работу нашего глазомера подкреплять знаниями линейной перспективы, использовать ее при необходимости.

1. Добавим в наше обучение немного геометрии, дабы вплотную приблизиться к освоению точной науки. Что поделать, ведь линейная перспектива является частью одной из ветвей геометрии. Совсем немного, что- бы понять смысл.

Давайте возьмем для начала самую простую и полюбившуюся нам форму- куб, а еще проще- его конструктивное начало- квадрат. Будем делать из плоского квадрата объемный куб используя линейную перспективу. Итак, рисуем квадрат.

Все его стороны равны, углы прямые. Можете использовать линейку. Рисуйте со мной.

2. Квадратик нарисовали, хорошо. Теперь будем рисовать линию горизонта. Вообще, считается, что где глаза- там и горизонт. Линия горизонта все время находится на уровне глаз. В реальной жизни, допустим, при рисовании натюрморта - как определить линию горизонта? Конечно, при помощи глазомера при наблюдении формы предметов. Еще легко определить при помощи воды, налитой в прозрачную емкость. Думаю понимаете как? Поводите емкость перед собой- на той высоте, где поверхность воды представляется нам одной линией- то и будет ваш горизонт. А вообще это воображаемая линия, но которая играет важную роль в перспективном построении изображения.

В геометрии возможно линия горизонта задается, так- что, пока задайте и себе расстояние между квадратом и линией горизонта сами. Рисуем.


3. Теперь знакомимся с точкой схода. Это точка, в которую сходятся все параллельные грани предмета. На самом деле они не сходятся, а максимально приближаются в перспективе, ведь параллельные линии не пересекаются, но нашему глазу ведь условий не продиктуешь, так он видит.

И еще сделаем так, что наша точка схода будет находиться практически перед квадратом. Как будто мы "влоб", в фас смотрим на квадрат. Для этого делаем пересечения на нем- из угла в угол (проводим диагонали), получаем точку пересечения диагоналей и по ней выводим перпендикулярную линии горизонта.

Все, точка схода найдена.

4. Следующий шаг: соединяем углы квадрата с точкой схода:

5. Следующий шаг- делаем из квадратика куб. Для этого нам надо найти отрезок a-b, который будет являться задней гранью куба.

Опять- же, в линейной перспективе его можно высчитать- мы не будем так заморачиваться. В рисунке он определяется глазомером, а мы пока определяем его по ощущению.

Когда определили, достраиваем кубик как показано у меня- выстраиваем остальные грани куба.

Вот такой у нас куб получился, который мы с вами выстроили по законам линейной перспективы абсолютно не прибегая к использованию глазомера- наблюдательной перспективы.

Но такой рисунок может получиться, если мы смотрим точно в фас на изображаемый предмет. Стоит отклониться вправо- влево и картинка получается уже совсем другая. А самое главное- точек схода на самом деле- две. Ведь и отклоняться от предмета мы можем в две стороны, верно? Как минимум. Обычно- же приходится учитывать правую и левую сторону предмета. Итак, работаем дальше.

Также как и в первом случае, рисуем квадрат, обозначаем линию горизонта и определяем обе точки схода, но теперь уже с учетом того, что кубик, который у нас получится, будет повернут в пространстве.

Одна точка схода будет располагаться ближе к квадрату, вторая дальше. В линейной перспективе, конечно, эти величины определяются или задаются размерами, мы- же делаем "на глазок", по ощущению.

Теперь как и в первом случае, соединяем углы квадрата с одной и второй точкой схода. Как вы можете увидеть, у нас нашелся отрезок b-c, который пригодится для построения куба в перспективе дальше:


А дальше мы будем как и в первом случае строить куб. Вот такой куб с учетом перспективных построений у нас получился. Вот жаль только, что в рисунке таких построений не придется делать. Да ведь и нельзя, мы же не черчением занимаемся, мы "творим" пространство в плоскости листа.

Да и совсем не обязательно делать чертежи на листе, определять точки схода, делать построения. При рисовании с натуры прежде всего следует пользоваться наблюдательной перспективой, то- есть, глазомером, а знания основных законов линейной перспективы применять при необходимости, подкрепляя глазомер. Одно должно помогать другому. Только в таком случае можно достичь хороших высот в рисунке, профессионализма.

Ну а как- же это все достигается в рисунке? Как можно правильно передать перспективу в пространстве листа? Как именно сочетаются глазомер- наблюдательная перспектива и линейная перспектива? Пожалуйста, посмотрите как:


Если проанализировать эти схемки, то можно понять, что глазомер и перспектива идут "нога в ногу", помогая друг другу. Сначала работает глазомер, определяя основные величины, расположение в листе, основные углы, поворот, находит начальные перспективные соотношения при помощи трех точек (которые образуют условные углы). А линейная перспектива работает для обоснования, проверки, подтверждения того, что найдено, и корректирует действия рисовальщика там, где ему это необходимо.

В рисунке мы не показываем с вами точки схода, не наводим линию горизонта, если только легонько, для себя, дабы подтвердить правильность своих действий и помочь глазомеру. Мы просто подразумеваем наличие перспективы и подчиняем ее законам изображаемое.

И наоборот: перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. А точность определения как раз зависит от степени развития вашего глазомера.

Поработайте еще, выстройте самостоятельно еще перспективу. Измените точку зрения (слева, справа), измените высоту точки зрения, то- есть- линию горизонта. Увидите, как меняется картинка перед вашими глазами, сам вид предмета. Потренируйтесь, это полезные навыки.

Например, как будет изображаться кубик, когда он будет повернут вот так:

Красным цветом выделены здесь те грани, или углы, которые определяет наш глазомер. Остальное достраиваем и проверяем себя с помощью линейной перспективы.

А как будет вести себя в перспективе, например- цилиндр?


Очень полезная геометрическая фигура, без навыков рисования которой плохо получится передавать предметы, в основе которых есть цилиндр.

Здесь нужно отметить один момент, что любой цилиндр можно вписать в прямоугольник. Допустим, прямоугольник будет поворачиваться в пространстве, мы его будем строить с учетом перспективы, то форма окружностей цилиндра будет зависить от формы прямоугольника. За основу проще сказать, можно брать основание и верхушку прямоугольника, и исходя из этого выстраивать окружность.

И опять- же, смотрите- в основе построения можно брать кривую, которую может вычислить глазомер. Эта кривая выделена красным цветом. Все остальное уже предопределено.

А теперь давайте порисуем объемные формы, как говорится, "от фонаря", по предстиавлению, по желанию. Это важно. Выполним упражнение для развития объемно- пространственных представлений и получим немного навыка перспективного изображения этих предметов на плоскости.

Рисуйте, у меня получается вот такая группа предметов, смотрите слева. В процессе работы можно заметить, что некоторые предметы я изображаю в ракурсе, или с сильным поворотом. Например: посмотрите на форму, которая выделена оранжевым- все в порядке, она имеет те точки схода, которые задавались.

А теперь посмотрите на форму, выделенную синим цветом: она имеет одну точку схода. Вернее расположена так, что для передачи ее формы достаточно использовать одну точку схода. А бывает так, что форма имеет такой ракурс, что точки схода ее перспективы изменяются. Смотрим ниже:


Фигура, выделенная фиолетовой штриховкой имеет сильный ракурс, точки схода сдвинуты- О3 и О4- которая выходит далеко за пределы нашего листа.

Но тем не менее, абсолютно все точки схода будут расположены на линии горизонта- на уровне наших глаз. Если сместить линию горизонта, то абсолютно все начнет меняться- от граней, до углов.

Конечно, здесь нужна практика, чертите, рисуйте, экспериментируйте с поворотами и ракурсом, практикуйтесь. Развивайте свое логическое мышление. Нужно постараться выйти в понимании линейной перспективы на такой уровень, что- бы вы прибегали к ее помощи в рисунке уже на подсознательном уровне, принимали ее как само собой разумеющееся. Вычерчивать в рисунке ничего не нужно.

И еще один момент, на будущее, для самых упорных: если вы дошли в своей практике до того, что отлично используете различные точки схода, работаете с объемами от маленького до огромного и чувствуете, что существует возможность использования двух линий горизонта, и вам это хочется сделать, значит вы отлично справились с этим уроком. Вам твердая, жирная пятерка. Вы- молодец! Объясняю почему: такие ощущения возникают при изображении, например, интерьера или экстерьера, где человек может чувствовать себя слишком маленьким или большие объемы некорректно строятся (по нашим ощущениям) и существует необходимость вводить некие коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием того, что изображается. В общем, в этом их сложность и заключается. Иногда приходится применять две линии горизонта, потом и использование множества точек схода. Но это уже совсем другая история, для которой нужно не менее внимания, а то и намного больше.

Кроме всей этой прелести, которую вы можете изобразить, попробуйте еще порисовать следующее:


1. кухонную утварь

2. мебель

Рисуя их постарайтесь учитывать перспективные сокращения. Можно делать поиски просто тренируя глаз, рисовать произвольно, как мыслите, а можно выстраивать их с использованием линейки, с линией горизонта, точками схода, заключая их в геометрическую фигуру, которая будет являться их конструктивной основой- потом попробуйте сравнить оба варианта. Всю комнуту, в которой находитесь сейчас, можете не рисовать. Вы находитесь В ней, а при рисовании внутреннего пространства помещения присутствуют некоторые моменты, которые не рассмотрены на этой странице. Если хотите, то можно просто фрагментировать комнату. Делать поиски отдельных участков.

3. можете просто потренироваться рисовать геометрические фигуры в перспективе.

4. Поделайте наброски на улице. Порисуйте отдельные строения, всю улицу, машины, дорогу и рядом стоящие здания. Конструктивно, броско, намечайте только основное. А основное- поиск перспективных искажений того, что изображаете в пространстве. Работает глазомер и подкрепляете его работу получеными знаниями.

19.04.2011 А. Ф. Афанасьев Обновлено 11.08.12

Построение перспективы

Под перспективой понимается изображение реального предметного мира на плоскости так, как это воспринимается глазом человека. Она разделяется на два вида: геометрическую и физическую, которую художники называют цветовой или воздушной.

Геометрическая перспектива раздел начертательной геометрии, где изучаются законы изображения на поверхности при помощи линий объемных предметов, размеры которых уменьшаются с увеличением расстояния до зрителя так, как это воспринимается глазом.

Цветовая перспектива изучает изменение тона (цвета) предмета в зависимости от расстояния и от влияния окружающей среды: освещения, погоды, соседних тонов и т. д.

Геометрическая перспектива делится на линейную перспективу, когда изображение строится на плоскости, панорамную, если оно делается на цилиндрической поверхности, и купольную, получаемую на внутренней поверхности купола, например сферы, эллипсоида.

Мы рассмотрим только линейную перспективу. Она имеет свои строгие геометрические правила, без знания которых построение картины «вглубь» невозможно.

Линейная перспектива . Проведем линию основания картины и линию горизонта (рис. 198), которая берется на уровне глаза художника (значит, в положении сидя линия горизонта будет ниже). Все параллельные линии, перпендикулярные основанию картины, изображаются сходящимися в точке Р, расположенной на линии горизонта. Если параллельные линии будут наклонены к линии основания картины, то точка их схода F будет смещена влево или вправо от точки Р, т. е. от середины горизонта (рис. 198, б). Точка Р называется главной точкой картины .

Если мы в плане начертим параллельные линии, перпендикулярные основанию картины, и параллельные линии, наклоненные к нему под углом 45°, то наклонные линии будут отсекать на основании картины и на линиях, к нему перпендикулярных, одинаковые отрезки (рис. 199, а). То же правило нам придется признать (рис. 199, б), если эти линии мы изобразим в перспективе (пример одинаковых по длине отрезков показан на обоих чертежах утолщенной линией).

Остается пояснить, как найти на перспективе точку D схода параллельных линий, наклоненных к основанию картины под углом 45°. Точка D называется точкой дальности или точкой отдаления , она откладывается от главной точки Р влево или вправо по линии горизонта на расстоянии, равном удалению точки зрения (S) от картины. Расстояние же этой точки выбирается художником произвольно в пределах от 1,5 до 2-2,5 диагоналей картины и при дальнейшем построении уже не изменяется. Таким образом, точки P и D являются особыми точками в перспективе. С их помощью делается ряд построений.

Так, например, если параллельные линии, сходящиеся в главной точке Р, делят основание картины на равные отрезки (отмечены цифрами 1, 2, 3...) (рис. 200), то параллельные линии, проведенные через эти точки основания и сходящиеся в точке дальности D, будут отсекать на первых прямых такие же равные им отрезки, но изображенные в перспективе. Проведя через концы этих отрезков прямые, параллельные основанию картины, получаем изображение в перспективе рассеченной на квадраты горизонтальной поверхности.

Разбив горизонтальную плоскость картины на пропорциональные, т. е. на перспективные, размеры, мы можем построить и ряд вертикальных отрезков, расположенных на равных расстояниях (в пространстве) друг от друга, взяв, например, за натуральную величину этого отрезка в плоскости картины величину АВ (см. рис. 200). Это построение можно сделать в любом месте плоскости картины. Понятно, что величина перспективы вертикального отрезка от перемещения его вдоль линии, параллельной основанию картины, не изменится.

Как мы можем заключить из чертежа, степень сокращения горизонтальных отрезков, перпендикулярных основанию картины, зависит от уровня линии горизонта и от расположения точки D, т. е. от расстояния глаза до картины. От этого же зависит и степень сокращения вертикальных отрезков. Поскольку точка дальности на поле картины не всегда умещается, приходится временно наращивать ширину картины дополнительными листами влево и вправо. Но можно обойтись и без этого, если учесть построение перспективы, показанное на рис. 201. С помощью прямых, проведенных через точки Р и D и точки 1, 2, 3..., рассечем горизонтальную плоскость на картине на 16 квадратов. Отложим от точки Р половину и четверть расстояния до точки дальности D. Соединив точки 1/2D и 1/4D с точкой 1, замечаем, что прямые проходят через точки В и Е. Таким образом мы можем получить перспективу квадрата OBF2. Проведем его диагонали и получим вершину перспективы исходного квадрата (один из 16), который мы приняли за эталон в начале построения.

В свою очередь, перспективу квадрата OBF2 можно получить с помощью диагоналей квадрата ОЕС4. Отсюда мы делаем вывод, что перспективу шашечного пола в виде квадратов или прямоугольников (сдвоенные квадраты) можно строить и с помощью половинного или четвертного расстояния от главной точки Р до точки дальности.

Рис. 202. Неправильный способ построении перспективы прямоугольников с помощью их параллельных диагоналей (например, несовпадение перспективы прямоугольников по обе стороны от ВС)
Рис. 203. Правильный способ построения перспективы с помощью диагоналей прямоугольников, сходящихся в точке на линии схода
Рис. 204. Построение перспективы точек и любой фигуры в горизонтальной плоскости с помощью плана и перспективной сетки

Обратим внимание на то, что диагонали квадратов на горизонтальном поле - это линии, наклоненные к основанию картины под углом 45°, в перспективе они сходятся в точке дальности D, т. е. в перспективе диагонали квадратов или прямоугольников (у которых стороны параллельны плоскости картины) не могут быть параллельны. Поэтому будет неверным прием построения перспективы с помощью параллельных между собой диагоналей прямоугольников, как это показано на рис. 202 (такое построение встречается иногда в практике самодеятельных художников). Остаются параллельными в перспективе только те параллельные прямые, которые расположены параллельно плоскости картины.

На рис. 203 показано правильное, упрощенное построение перспективы прямоугольников, если принять один из них за эталон, взятый на глаз. В этом случае находится точка схода одной из диагоналей прямоугольника, расположенная на линии схода плоскости фигуры (в рассматриваемом случае обе линии схода, как для вертикальной, так и для горизонтальной плоскости, проходят через точку F, она необязательно должна быть главной точкой Р). Все диагонали остальных прямоугольников данной плоскости будут пересекаться в этой точке.

Каждый из прямоугольников может быть разделен пополам линией, проходящей через точку пересечения его диагоналей (на рис. 203 намечена линия ЕО), диагонали новых прямоугольников будут иметь свою точку пересечения на той же линии схода.

Понятно, что перспективу прямоугольников произвольного размера можно получить путем деления большого прямоугольника пополам с помощью его диагоналей, а затем - дальнейшего деления получающихся половинок, но при этом число их будет: 2, 4, 8, 16, 32... Деление на любое число равных частей каждого из прямоугольников можно сделать делением стороны, параллельной плоскости картины. Полученные точки соединяются с точкой схода, и линии пересекаются диагональю данного прямоугольника. Образуется сетка из равных прямоугольников, подобных их общему прямоугольнику. Если диагонали прямоугольников имеют точку схода в точке дальности D, то они являются квадратами. Это значит, что при изменении точки зрения (расстояния до картины) в пределах принятых условий (от 1,5 до 2,5 диагоналей картины) каждый прямоугольник может стать квадратом для рассматриваемой плоскости.

Для того чтобы построить любую точку (а значит, и фигуру) в перспективе, можно воспользоваться перспективной сеткой. На рис. 204 показан план с изображением квадратной сетки и треугольника ABC, лежащего в ее плоскости. При заданных в перспективе точках Р и D построим перспективу квадратной сетки. Для этого из точки D достаточно провести одну общую диагональ квадратов и через точки ее пересечения с линиями, сходящимися в точке Р, провести прямые, параллельные основанию картины.

Точки А, В, С в перспективе строятся на пересечении соответствующих линий сетки или между ними. При необходимости в этих местах сетка делается мельче. Можно уточнить положение точек А, В и С (также и любой другой точки, если фигура сложная) как пересечение прямой, перпендикулярной основанию картины, и вспомогательной прямой, проведенной через эту точку под углом 45° (см. построение точек А и К). На перспективе вспомогательная прямая пройдет через точку D.

Рис. 205. Построение перспективы стены с использованием ее фасада любого масштаба
Рис. 206. Упрощенное построение эллипса по точкам касания сторон квадрата
Рис. 207. Построение эллипса во фронтальной перспективе с помощью вспомогательных точек, например 5 и 6
Рис. 208. Построение эллипса в угловой перспективе. Пример неудачного использования линейной перспективы для построения картины
Рис. 209. Построение эллипса в вертикальной плоскости
Рис. 210. Способ «обертывающей» поверхности для построения в перспективе сложных объемных фигур

Обратим внимание на то, что прямая АС пересекается с основанием картины в точке M - единой для плана и перспективы (также и другие прямые).

Построим перспективу фигуры, расположенной в вертикальной плоскости. На рис. 205 в качестве примера взята стена комнаты. Пусть перспектива стены определена на картине (высота задана, ширина определена построением пола). Начертим в любом масштабе фасад стены. Отложив на основании картины точки 1, 2, 3... , отражающие пропорциональные расстояния между элементами стены, соединим крайнюю точку 9 с крайней точкой стены (точка В) до пересечения с линией горизонта (точка F 1). Пользуясь точкой F 1, разделим основание стены на перспективные пропорции его элементов.

В высотном отношении сохраняется прямая пропорциональность деления стены на заданные отрезки (уровни окон, двери), поэтому здесь можно воспользоваться любой наклонной к ВС прямой. С этой целью использована прямая CF, на которой нанесены точки 9, 10, 11, 12. Прямые, параллельные 9В, определят на стене уровень окон и высоту двери.

На рис. 206 показано упрощенное построение эллипса, являющегося перспективой окружности, лежащей в горизонтальной плоскости. Для этого построим сначала перспективу квадрата, в который вписана окружность. Проведя диагональ квадрата, найдем точку К, которая определит среднюю линию квадрата 3-4 и точки 3 и 4 касания окружности его боковых сторон. Зная малую ось эллипса 1-2, направление большой оси (посередине малой оси) и хотя бы одну из точек эллипса (3 или 4), можно найти размер большой оси и построить весь эллипс (см. с. 221 этой главы) .

Построение эллипса с применением необходимого количества дополнительных точек показано на рис. 207. Здесь использован план половины изображаемой в перспективе окружности. Точка 5 получена как принадлежащая диагонали квадрата, для точки 6 построена вспомогательная прямая 1-7 (дальнейшее построение показано на рисунке). Аналогично можно получить и другие, необходимые для построения точки.

На рис. 208 показано построение эллипса в горизонтальной плоскости, смещенного относительно центральной оси картины, т. е. в угловой перспективе. В рисунке и в живописи эллипсы в таком ракурсе не делаются (пояснения следуют). Приведенный чертеж мы используем для практики построения дополнительных точек эллипса. Лучше избегать пересечения линий построения под острым углом, дающим неточность (пример с точкой 7). Поэтому для точки 8 проведена вспомогательная линия, проходящая через одну из уже найденных точек эллипса - точку 5. Построение ее показано на чертеже. Для точки 7 было бы удобнее воспользоваться прямой, проходящей через точку 4.

Построение эллипса в вертикальной плоскости (рис. 209) в принципе не отличается от описанного выше. Кроме основных точек, лежащих на серединах сторон квадрата (1, 2, 3, 4), и точек, принадлежащих его диагоналям (5, 6 и две парные им точки), дополнительная точка 7 найдена с помощью прямой, проведенной через точку 5. В построении использована полуокружность, расположенная во фронтальной плоскости.

Для построения в перспективе сложной объемной фигуры можно применять так называемую обертывающую поверхность (рис. 210), когда фигуру ограничивают вертикальными и горизонтальными плоскостями с перспективной сеткой так, чтобы получился параллелепипед, который затем строится в перспективе.

В заключение надо отметить, что применение правил перспективы надо соизмерять с восприятием глаза и избегать некоторых построений. На рис. 208 показано, как неестественно будет выглядеть эллипс, если взять слишком малое расстояние глаза до картины. Но и при принятом расстоянии в пределах от 1,5 до 2,5 диагоналей картины (или по другим данным: угол зрения должен быть в пределах 28-37°) иногда построение перспективы не увязывается со зрительным восприятием. По данным, которые приводит М. Ф. Федоров в перспективном анализе многих картин классиков, художники, прекрасно знавшие перспективу, прибегали к сознательному нарушению ее правил. Оно выражалось в основных чертах в следующем: в плавном искривлении прямых линий в сторону точки схода на горизонте, в применении нескольких точек схода для объективно параллельных прямых, в преувеличении размеров предметов дальнего плана. Это объясняется тем, что в натуре мы не воспринимаем реальность, как объектив фотоаппарата. В силу так называемой «относительной константности восприятия» глаза человека мы психологически выравниваем размеры удаленных предметов и близлежащих. Поэтому вытянутая вперед рука человека на переднем плане картины не изображается художником столь большой, какой бы она выглядела на фотографии, так же как голова лошади при виде ее сзади не будет такой маленькой.

Рассматривая предметы, мы поворачиваем ось глаза, т. е. каждый предмет глаз воспринимает как бы во фронтальной, а не в угловой перспективе. Этим объясняется некоторое выравнивание наклонных линий по краям картины в сторону горизонтальных. То же самое и с эллипсами, в которые превращаются в перспективе основания тел вращения: мы не замечаем отклонения большой оси эллипса от направления, перпендикулярного оси тела. Все эллипсы в горизонтальных плоскостях художники изображают прямо, т. е. с большой осью, параллельной основанию картины. Так же и шар в перспективе всегда остается шаром, а не проецируется в виде эллипса, что полагается делать по правилам или можно видеть на фотографии.

Угол зрения художник тоже не ограничивает пределами наиболее наглядной перспективы, а увеличивает его иногда до 70-90°, корректируя перспективу реальным восприятием.

Отсюда можно сделать вывод, что перспективу нужно знать и пользоваться ею для построения и сверки своего зрительного восприятия, а в конечном итоге «предмет должен быть изображен так, как он кажется глазу нашему и каков он в действительности».

В качестве примера использования на практике изложенных правил на рис. 211 дано построение перспективы пятиконечной звезды. Имея план звезды, зададимся точками P и D (или построим желаемый контур квадрата в перспективе и по нему определим точки P и D). Найдя точку О в перспективе, построим перспективу прямой 1-2 и на ней - точки А и В с помощью прямых, перпендикулярных основанию картины, и их перспектив. Точка В в перспективе определит положение прямой, параллельной основанию картины, что даст возможность найти точку С. Остается построить другие точки, симметричные А и С, и соединить их в очерк искомой перспективы звезды.

В этом уроке мы научимся строить различные виды перспектив, рассмотрев примеры перспективы в фотографиях и рисованных композициях, ознакомимся с основными принципами построения перспективы и попробуем применить это на практике.

1 Шаг

Перспектива используется для достижения трехмерного эффекта в изображениях на двумерной плоскости. Отсутствие перспективы на изображении будет видно даже невооруженным глазом. С применением базовых техник построения перспективы, вы сможете придать чувство реализма даже некоторым своим, совсем фантастическим рисункам. И так, я создал новый документ и поместил на него фигурку человека для порядка.

2 Шаг

Начнем с перспективы с одной точкой сходимости. Любой рисунок на планете Земля будет сделан с наличием «линии горизонта» вне зависимости от того, расположена она непосредственно на холсте, либо нет. На примере ниже мы имеем самую обыкновенную линию горизонта посередине изображения. В дополнение к линии горизонта нам также потребуется «точка схода». При работе с перспективой в одной точке схода мы имеем точку, в которой сходятся все линии по оси Z, обозначенной на нашем рисунке VP (Vanishing Point) и линию горизонта, обозначенную HL (Horizon Line). При этом все параллельные линии, идущие к горизонту, будут направлены под углом, ведущим к точке схода.

3 Шаг

Если нам потребуется нарисовать куб, или параллелепипед, линии по осям X и Y будут выглядеть, как при обычных построениях (черные квадраты на показанном примере), но линии, идущие по оси Z - пойдут по направлению к точке схода VP.

4 Шаг

Смещение линии горизонта может придать вашей композиции больше места для обзора местности и может быть полезно в тех случаях, в которых необходимо отобразить ландшафт, либо выполнить вид с более высокого угла. Точка схода при этом остается в том же положении по оси X, что и была, а по вертикали сдвигается выше, как показано на рисунке.

5 Шаг

Если линию горизонта наоборот опустить вниз - это даст нам возможность изображать детали в небе: птиц, небоскребы, авиацию - в общем, все, что придет в голову в этом направлении. Так мы меньше фокусируемся на земле и горизонтальной поверхности и получаем более привычную для человека точку обзора, при которой линия горизонта находится чуть внизу, а глаза беспрепятственно осматривают улицу, либо окружающее пространство.

6 Шаг

А теперь вы сможете догадаться, где находится линия горизонта и точка схода?

7 Шаг

Да уж, предыдущий шаг, наверное, был лишним. Даже без явного присутствия этих объектов мы всегда сможем понять, где сходятся, в конце концов, линии - в точке схода. Так становится понятно, что без наличествующей линии горизонта на рисунке можно получить прекрасный вид сверху.

8 Шаг

9 Шаг

Вот что выйдет в итоге, если увести точку схода бесконечно далеко - получим полноценный вид сверху. На практике вам вряд ли понадобится рисовать в такой проекции, но знание того, каким образом получаются виды под разными углами, позволит вам лучше обращаться с применением перспективы при проектировании собственных работ.

10 Шаг

Наверное, вам уже стало интересно, как я рисую все эти линии. Сейчас на примере перспективы с двумя точками схода рассмотрим технику рисования направляющих линий в Photoshop. До этого мы рассмотрели перспективу с одной точкой схода. Теперь же мы дорисуем еще одну точку схода и получим новый вид перспективы. Как и для первой точки, создаем для второй новый слой (Ctrl + Shift + N). Далее я взял обычную круглую кисть размером 4px и, удерживая Shift, провел вертикальную линию красного цвета.

11 Шаг

Здесь мне надо бы провести линии схода, но как правше, мне не очень удобно рисовать слева сверху вправо вниз, да и наоборот. Поэтому для ускорения процесса можно отобразить холст по горизонтали, выполнить все необходимые действия, а затем вернуть его обратно. Выполните Image > Rotate Canvas > Flip Canvas Horizontal. Наверное, вы заметили, что эта команда у меня привязана к горячей клавише F1 (что по умолчанию вызывает окно справки в Photoshop). Задавать горячие клавиши можно в меню Window > Workspace > Keyboard Shortcuts & Menus.

12 Шаг

Если от руки у вас получаются кривые линии, можно воспользоваться и другими инструментами для их проведения, кроме кисти. Это может быть использование пера с последующей наводкой (Path + Stroke Path), Line Tool и так далее.

13 Шаг

Вот результат рисования от руки.

14 Шаг

Для коррекции линий используйте инструмент Free Transform (Ctrl + T). Любую, созданную вами линию, можно повернуть с его помощью, потянув за соответствующий угол объекта в нужном направлении.

15 Шаг

Нанесите еще несколько линий, пока вам их не хватит для работы. Теперь отобразим холст по горизонтали в обратном направлении, выполнив Image > Rotate Canvas > Flip Canvas Horizontally. Я также понизил непрозрачность (Opacity) обеих точек схода для того, чтобы легче было поверх них с графикой.

16 Шаг

Здесь линии объекта стремятся к первой точке схода (обозначены красными стрелками) так, как если бы это было построение перспективы с одной точкой сходимости (шаг 3).

17 Шаг

Посмотрите на пунктирные красные линии в примере ниже: можно предположить, где окажутся конечные точки второй поверхности (обведены кружками). Вот где вступает в силу мощь проекции. Немного воображения поможет вам понять, где эта поверхность должна находиться.

18 Шаг

Если вы теперь проведете параллельные линии (красные стрелки), направляющиеся ко второй точке схода (VP2) - получится отличная вторая грань нашей коробки.

19 Шаг

Эта техника работает также и для сложных симметричных фигур. Если посмотреть на пример ниже, то точка, обведенная красным кружком будет находиться по пути линии перспективы из первой точки схода, проходящей через угол нашей будущей фигуры (указано пометкой “collide” - пересечение двух линий перспективы). Затем эта линия уходит из угловой точки уже в направлении второй точки схода (красные линии), останавливаясь в точке, полученной пересечением параллели к горизонту, проведенной через начальную заданную в красном кружке. В общем, это легче увидеть на рисунке, чем описать в словах, поэтому смотрим пример.

20 Шаг

Проделав аналогичные построения для каждой из точек, получим вполне конкретные результаты.

21 Шаг

Закончите процесс соединений и обратите внимание на то, что вертикальные линии (розовый цвет) продолжают оставаться строго вертикальными вне зависимости от их положения на холсте.

22 Шаг

Если мы добавим еще несколько линий по оси X, либо Z - все они также должны идти к своим точкам схода, как показано ниже на рисунке.

23 Шаг

Часто использование двух точек схода на одном холсте дает очень ощутимый результат.

24 Шаг

Чтобы усложнить задачу, можно вынести одну из точек схода сильно за границы холста, чтобы саму точку мы видеть не смогли. В этом случае правильное нанесение линий превращается в довольно сложную задачу. Самым верным решением будет - провести сначала набор параллельных горизонтальных линий, а затем трансформировать их при помощи Transform Tool. Для начала нанесите ряд параллельных линий на холст, не забывая пользоваться клавишей Shift.

25 Шаг

Теперь при помощи Free Transform (Ctrl + T) поверните линии в нужном вам направлении. Имейте в виду, что как минимум одна линия (красная) должна совпадать с линией горизонта (зеленая), в противном случае перспектива не удастся.

26 Шаг

Сейчас мы повторим ту же фигуру но уже без эффекта широкоугольных линз, который сводит точки схода ближе друг к другу. Раздвинув точки схода подальше, вы получите картину, более привычную для глаза, которая будет восприниматься намного реалистичнее. Помните, что линии по оси Z (красные) должны быть направлены в сторону одной точки схода, а линии по оси X (синие) - к другой, в данном случае воображаемой точке, находящейся за пределами холста.

27 Шаг

Неплохо. С такой заниженной линией горизонта получаем точку обзора с высоты, характерной для уровня человеческого глаза.

28 Шаг

Теперь попробуем поднять линию горизонта и посмотрим, как это отразится на всей композиции.

29 Шаг

Вертикали нашей фигуры остались практически неизменными по своей длине, но вот их положение немного сменилось в соответствии с теперешними линиями перспективы.

30 Шаг

И снова проведите горизонтальные грани фигуры по осям Z и X как того требует процедура построения перспективы.

31 Шаг

При таком положении линии горизонта мы получаем вид сверху на объект, будто осматриваем местность с балкона в каком-нибудь отеле.

32 Шаг

Теперь рассмотрим перспективу с тремя точками схода. Здесь будет все тоже самое, только с добавлением дополнительной точки схода, не лежащей на линии горизонта. Начнем с создания стандартной коробки в перспективе с двумя точками схода.

33 Шаг

Применяя техники из пункта 24, создайте линии для предполагаемой точки схода, расположенной довольно высоко за пределами холста, как показано ниже.

34 Шаг

Эта точка схода отвечает за направление вертикалей, присутствующих на нашем рисунке.

Если в вашей композиции кубики находятся в разных плоскостях - допускается создание нескольких комбинаций точек схода по X и Z осям для каждого куба. Но имейте в виду, что вертикали должны идти строго в одном направлении, поэтому точка схода по Y для каждого кубика должна быть одна и та же. Это актуально для чего угодно: при рисовании зданий, стен, чашек и т.д.

35 Шаг

Возвращаясь к нашему кубу, нам нужно удалить его вертикальные грани и перерисовать их в соответствии с новыми линиями перспективы, уходящими в небо к третьей точке схода. При работе с перспективой в трех точках схода появляется отличное чувство масштаба, своего рода макро-вид объекта, потому как в реальной жизни все воспринимается более прямолинейно.

36 Шаг

Как видите, задирание линии горизонта в комбинации с третьей точкой схода, находящейся внизу, работает просто великолепно. Представьте, что будет, если сместить третью точку схода еще выше - по направлению к линии горизонта, придавая еще более захватывающей дух вертикальной перспективе. Умеренно используя этот прием, можно получить очень качественный результат с тонким намеком на перспективу.

37 Шаг

А вот сейчас смотрим! Круто, да?? Попробуйте теперь сами сотворить нечто подобное.

38 Шаг

Теперь рассмотрим, как перспектива присутствует на фотографиях. К счастью, на этих фотографиях мы имеем явно клетчатый пол, что облегчает нам задачу определения линий перспективы по осям X и Z. Как и все нормальные фотографии, эта также имеет перспективу по вертикали с третьей точкой схода, но в данном случае ее определить практически нереально за отсутствием явных вертикальных объектов.

39 Шаг

На этом снимке можно наблюдать отличный пример перспективы по оси Z, а по линиям окон на здании слева (подсвечены зеленым) можно легко определить линии перспективы, уходящие вдаль по улице. Установить точку схода нам также помогает стенка справа с ее засечками.

40 Шаг

Поскольку наше здание очевидно прямоугольное, и мы предположим, что архитекторы проделали фантастическую работу, выстроив его с углом строго в 90 градусов, окна по левой его плоскости (подсвечена желтым) и вторая плоскость стены справа показывают нам направление линий по оси X. Также здесь можно наблюдать явную точку схода где-то в небе - вертикали на фото отлично демонстрируют такое ее положение. Здесь перспектива подобна той, о которой мы говорили на шаге 35.

41 Шаг

На этом фото самая очевидная точка схода находится прямо над верхней границей холста. Дорога и длинные здания (окрашены в зеленый) позволяют легко определить эту точку схода.

42 Шаг

Перспективу по оси X уловить уже немного сложнее, но в этом нам поможет трио параллельно стоящих зданий (подсвечено желтым) - можно определить, как все-таки далеко находится точка схода, уловив едва заметную тенденцию к схождению. Также на снимке присутствует намек и на третью точку схода (розовые линии) - если мы посмотрим на вертикали некоторых высоток.

43 Шаг

Здесь многие здания стоят не параллельно, как наши кубики на шаге 34, но плоскости улиц (зеленая и желтая подсветка) расположены под своими собственными углами, что позволяет определить их перспективы по Z оси.

44 Шаг

Однако, заметьте, что вертикальные линии, не смотря ни на что, все сходятся к одной точке схода. Ведь пусть здания и развернуты по-разному, все они направлены строго вертикально.

45 Шаг

Теперь давайте создадим что-нибудь свое на основе полученных в этом уроке знаний. Здесь линии перспективы по X имеют красный оттенок, а по Y - синий. Проводить в глубину ось Z пока не будем, так как сейчас у нас имеется только двумерное изображение. Каждый набор линий создавался на новом слое (Ctrl + Shift +N), чтобы обеспечить большую гибкость в работе.

46 Шаг

Ну а теперь добавим немного глубины, проведя линии перспективы по оси Z к третьей точке схода.

47 Шаг

Теперь дорисуем оставшиеся линии по X и Y, чтобы обеспечить глубину буквам и избавимся от лишней длины зеленых линий перспективы по Z.

48 Шаг

Потому как зеленые линии находятся на отдельном слое - им можно убрать яркость в ноль, чтобы окрасить их в черный цвет. Это можно сделать с помощью изменения соответствующего параметра Lightness в окне Hue/Saturation.

49 Шаг

Теперь закрасим наше творение каким-нибудь приятным цветом.

50 Шаг

Сейчас нам осталось поместить на фон некоторые полирующие штрихи и вуаля! Быстрое и эффективное построение с применением перспективы полностью интегрировано в соответствующую обстановку.

Заключение

Определять перспективу при наличии параллельных структур - довольно несложно. Также, изучив основы построения перспективы, вы теперь с легкостью сможете применять эти методы для рисования несложных композиций. Люди, которые смотрят на вашу работу, должны видеть в ней привычную для них перспективу, которую они видят всю свою жизнь везде вокруг. Если построение окажется неряшливым - это, порой, даже может ввести человека в секундное замешательство. Если ничего этого нет - глазу будет чего-то не хватать для полноты картины. Поэтому эти базовые принципы следует внимательно изучить, а затем попрактиковаться на рисовании строений. Просто выполняйте все так, чтобы все линии сходились в нужных точках схода. Начать можно даже с прямоугольных стульев или столов.

Что ж. Надеюсь, вы получили материал для размышления, поэтому я оставляю урок для вас на проработку, а все вопросы и замечания прошу выкладывать в комментариях ниже по существу.

Поделитесь уроком

Правовая информация

Переведено с сайта psd.tutsplus.com , автор перевода указан в начале урока.