Фрески потолка сикстинской капеллы. Сикстинская капелла: Микеланджело VS Рафаэль и Папы Римские. Из аэропорта Фьюмичино

July 19th, 2015

В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную композицию, воспринимаемую как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека, как гимн физической и духовной красоте. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно.
Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе Бога — величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Огромный вклад в художественную сокровищницу Рима внес Микеланджело Буонаротти — один из титанов итальянского Возрождения. Если бы за всю свою долгую жизнь он создал лишь фрески Сикстинской капеллы , то и тогда эту жизнь по праву можно было бы назвать подвигом. Но несравненный скульптор, живописец, архитектор и поэт оставил после себя созвездие изумительный творений! И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» — статуей на гробнице папы Юлия II.

Внешний вид капеллы

Вид на алтарную стену

Вид от алтарной стены

Подняв головы вверх, надолго застывают люди перед творениями Микеланджело, и не в силах порой сдержаться вполголоса обмениваются восторженными впечатлениями. Микеланджело было 33 года, когда папа Юлий II поручил ему расписать в 1508 году свод Сикстинской капеллы.

Фрески потолка, 1511-1512
Чтобы узнать, кто изображен на фресках, наведи курсор на фигуру (можно приблизить!!!)

Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Первая месса состоялась в ней 9 августа 1483 года.
Капелла служит часовней при Папском дворце и играет особую роль в деятельности папского престола. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Специально назначенные, 120 епископов и архиепископов запираются в часовне и не покидают её, пока не изберут нового папу. Когда кто-либо из присутствующих получает большинство в две трети плюс один голос, он провозглашается папой. Верующие, собравшиеся на площади, узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный же — о продолжении голосования.
В настоящее время, капелла открыта для посещения, как музей.

Капелла имеет прямоугольную форму (40,93 м в длину и 13,41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Высота капеллы — 20,7 метров, ее завершает цилиндрический свод.
В создании Сикстинской капеллы принимали участие многие великие творцы того времени. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. В росписи стен участвовали такие великие художники как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо ... На одной стене изображены сцены из жизни Христа , на другой — из жизни Моисея . Однако свод был покрыт живописью, изображающей звездное небо.


Чтобы увидеть фрески знаменитых художников, нажми здесь:

Всемирную славу Сикстинской капелле принесли фрески работы Микеланджело на своде потолка и над алтарем. Из-за многовековой копоти от свечей и слоя пыли эти фрески сильно пострадали; кроме того, в XVIII веке росписи неумело реставрировали на основе животного клея. С 1980 года началась гигантская работа по отделке и реставрации росписей. Глубокая чистка с растворением поверхностного слоя проявила сверх ожиданий очень яркие цвета живописи Микеланджело. В 1990 году реставрационные работы были закончены.
Как это ни парадоксально, но почетный заказ Микеланджело получил благодаря проискам своего недруга Донато Браманте , главного архитектора собора Святого Петра. Микеланджело был настроен критически ко всему, что его окружало. Он не питал симпатии ни к кому из великих мастеров того времени, а с Браманте у него сложились напряженные отношения. И тот задумался избавиться от соперника.
Зная силу Микеланджело-скульптора, Браманте решил отстранить его от скульптур и заставить заниматься живописью. Расчет был прост. Художник, не имевший дел с фресками, потерпит неудачу и впадет в отчаяние. И Браманте настоятельно рекомендует папе: не доверять никому роспись капеллы, кроме Микеланджело.
Скульптор, конечно же, понимал этот замысел Браманте и был страшно зол. Кисти он предпочитал резец скульптора, мечтая воздвигнуть грандиозное сооружение со множеством статуй, в которое задумал превратить давно заказанную ему Юлием II гробницу, а его заставляли переключаться на живопись. Напрасно он отказывался, говорил, что «живопись — не его дело», что с техникой фрески он не знаком. Папа был неумолим и Микеланджело пришлось все же согласиться выполнить ответственнейший заказ, как бы бросив тем самым вызов врагам и завистникам, и в первую очередь самому себе. Заметка самого Микеланджело 10 мая 1508 года «сегодня я начал работать» указывает дату начала этого грандиозного труда.
Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей.
Для Микеланджело строят в капелле леса высотой 20 метров, обтягивают их тканью, чтобы скрыть от посторонних глаз секрет рождения шедевра, и художник начинает свой титанический труд, длившийся 4 года . Лежа, запрокинув голову и изогнув дугой поясницу, он расписывает свод площадью в 600 квадратных метров (343 гигантские фигуры) . Каторжная работа на лесах очень быстро превратила молодого человека в сгорбленного старика.
В это время он написал стихотворный автопортрет — трагикомический сонет «К Джованни, что из Пистойи». Вот отрывок из этого сонета:

Я нажил зоб усердьем и трудом
(Такою хворью от воды стоячей
В Ломбардии страдает род кошачий);
Мой подбородок сросся с животом.
Лежу я на лесах под потолком.
От краски брызжущей почти незрячий;
Как гарпия, на жердочке висячей —
Макушка вниз, а борода торчком.

Бока сдавили брюхо с потрохами.
Пошевелить ногами не могу —
Противовесом зад на шатком ложе,
И не сподручно мне водить кистями.
Я согнут, как сирийский лук, в дугу:
С натуги вздулись волдыри на коже.

Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом — борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;

Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

Юлию II не терпелось поскорее увидеть фрески на своде капеллы, и его очень раздражало нежелание художника показать свою работу. Однажды, как вспоминали ученики Микеланджело, папа спросил мастера, когда же он закончит роспись. И в ответ услышал: «Когда смогу». Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку».
31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен, и капелла открыта. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Эти две работы — свод Сикстинской капеллы и фрески Рафаэля — стали величайшими достижениями искусства эпохи Возрождения.
Микеланджело предпочитал изображать человеческое тело обнаженным. Блестяще владея знаниями анатомии и достигнув в скульптуре необычайной выразительности в изображении нагого тела, мастер продолжал оставаться верным себе и в живописи. Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Эти слова убедительно подтверждаются работой великого художника над росписью свода Сикстинской капеллы.
В своей росписи Микеланджело учел архитектурные особенности капеллы. По своим размерам над всем доминируют трехметровые фигуры семи библейских пророков и пяти античных сивилл, сидящих на мраморных тронах.
Несколько меньше них — группы фигур в распалубках* нал окнами и люнетах** . В них художник изобразил многочисленных предков Христа.


*распалубка — треугольный свод, образованный двумя криволинейными ребрами;
**люнет — арочный проем в стене, ограниченный снизу горизонталью;
в люнетах помещаются окна; глухие люнеты украшают росписью.

При помощи иллюзорно переданных живописью архитектурных деталей Микеланджело разделил центральную часть свода на девять прямоугольных композиций, изображающих основные библейские события . Композиции расположены так, что зритель может последовательно рассматривать их, идя от алтарной стены к выходу.
Вот некоторые из этих фресок:


Сотворение солнца и луны и
сотворение животных и растений, 1511

Грехопадение и изгнание
Адама и Евы из рая, 1510

Сотворение Адама, 1510

Всемирный потоп, 1509

Чтобы увидеть все фрески на библейские сюжеты, нажми здесь:

В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей , сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant"Angelo в 1797 году.
Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Выделяясь очертаниями на фоне нарисованной Микеланджело архитектуры, эти фигуры дополняют и оживляют ее. Как и во всей росписи Сикстинской капеллы, мастер стремился при помощи человеческого тела показать сложную внутреннюю жизнь человека, охватившие его страсти. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности; прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни.
Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Большинство же из них дано в сильном движении, их фигуры и лица выражают напряженное внимание и беспокойство. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте.

Чтобы увидеть все фрески, изображающие юношей, нажми здесь:

В изображении семи библейских пророков и пяти античных сивилл , сидящих на одинаковых мраморных тронах, художнику удалось избежать монотонности благодаря приданию персонажам ярких индивидуальных черт. Здесь, как и всюду, основной темой является человек, человек в действии, в напряжении, которое чувствуется в каждом движении тела. Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир.
Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. Мастер стремился подчеркнуть в их образах сверхчеловеческую мощь и нравственное совершенство. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год.


Пророк Иезекиил

Ливийская сивилла

Дельфийская сивилла

Пророк Захария

Чтобы увидеть все фрески, изображающие пророков, нажми здесь:

Группы фигур в распалубках и люнетах изображают многочисленных предков Христа .
Перед вами несколько фресок в распалубках (небольшие треугольные своды, образованные двумя криволинейными ребрами):

А вот фрески, расположенные в люнетах (арочные проемы в своде или стене над окнами, ограниченныу снизу горизонталью):

Чтобы увидеть все фрески, изображающие предков, нажми здесь:

Четыре угловых распалубки вдвое больше остальных и заполнены изображением четырех драматических эпизодов из жизни древних евреев :

Юдифь и Олоферн, 1509, распалубка свода

Давид и Голиаф, 1509, распалубка свода

Медный змий, 1511, распалубка свода

Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв.м) совсем один, без помощников. Пять лет, день за днем, Микеланджело выходит на заре из дома на одной из грязных улочек Рима, доезжает верхом до Ватикана и поздней ночью возвращается обратно. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование.
Четыреста фигур (высотой до 2,5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески.

«Страшный суд» вызвал у многих восхищение и … яростную критику некоторых. Мастера обвинили в кощунстве: в святом месте он изобразил обнаженные тела! В начале 1564 года (через 20 лет) одному из учеников Микеланджело было поручено «одеть» 25 фигур фрески! Так появились на них стыдливые драпировки. Но великому художнику увидеть это уже не довелось: он умер, немного не дожив до 96 лет.

Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе.
Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими.
«Если есть мозг, то должны быть и другие органы», — решил он. Всю ночь, просматривая книги и картины, Баррето обнаружил еще шесть анатомических изображений. На следующий день он рассказал об этом своему другу Марчело де Оливейра, и оба они на протяжении еще трех месяцев вместе проводили исследования. Итогом этих исследований стала книга «Тайное искусство Микеланджело», опубликованная в прошлом году в Бразилии.

В ходе своей работы бразильские врачи выяснили, что еще один американский врач, некто Гарабед Экноян, нашел изображение почки в «Отделении земли от воды». В конце концов, Баррето и Оливейра пришли к выводу, что в каждом фреске Микеланджело оставил подсказки, чтобы помочь найти скрытую часть тела.
Некоторые их них тематические. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца.

Теория Баррето и Оливейры имеет право на существование, хотя некоторые моменты требуют наличия воображения. Некоторые считают, что слишком много воображения. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что, и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». (Я согласна с этим высказыванием, а вы?)
В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле? Баррето и Оливейра не могут дать точного ответа на этот вопрос, однако указывают на то, что доподлинно известно, что Микеланджело и другие деятели искусства эпохи Возрождения были буквально помешаны на человеческой анатомии и человеческом теле.

Давайте проанализируем все эти странности.

Итак, что же скрывал Микеланджело, когда расписывал потолок Сикстинской капеллы?

Одной из лучших фресок плафона капеллы является «Сотворение Адама».

Микеланджело. “Сотворение Адама” (1511).
Фреска плафона Сикстинской капеллы

Облокотившись на правую руку, на земле полулежит молодое и красивое, но ещё не одухотворённое тело первого человека. Летящий в окружении сонма бескрылых ангелов Творец Саваоф протягивает свою десницу к левой руке Адама. Ещё мгновение – их пальцы соприкоснутся, и тело Адама оживёт, обретя душу. Описывая эту фреску, искусствоведы обычно отмечают, что Саваоф и ангелы, объединённые в единое целое, очень удачно вписываются в картину, уравновешивая левую часть фрески. И всё.

Однако, вглядевшись внимательнее в то, что создал художник, вдруг понимаешь, что Адама оживляет Господь, изображённый не только в виде бородатого старца, окружённого ангелами, но и в образе огромного мозга, повторяющего в деталях строение головного мозга человека.


Сравнение фрагмента фрески
“Сотворение Адама”
с изображением головного мозга человека

Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Но проходил век за веком, и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Мастер зашифровал в этой фреске мысль о том, что одухотворение было совершено Высшим разумом. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул своим современникам, что он на самом деле изобразил? Объяснение напрашивается само собой. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. И если бы семнадцатилетнего Буонарроти поймали, когда он изучал анатомию, тайно вскрывая трупы в покойницкой монастыря Санто Спирито во Флоренции, то уже на следующий день его собственный труп висел бы в проёме окна на третьем этаже дворца Синьории, и мир никогда не увидел бы будущих шедевров Микеланджело. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Но, несмотря на такой большой срок, поражает правильность, с которой Микеланджело изобразил извилины и борозды головного мозга человека.

Впервые сходство фрески «Сотворение Адама» с головным мозгом человека заметил американский врач Мешбергер (Meshberger) в 1990 году. Но он пришел к выводу, что великий мастер изобразил внутреннее строение мозга. Мне впервые удалось обнаружить, что Микеланджело показал на фреске наружную поверхность мозга и с большой точностью отобразил извилины и борозды.


Наружная поверхнсть человеческого мозга

Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Профиль одного из ангелов повторяет центральную, или роландову, борозду, являющуюся границей между лобной и теменной долями мозга. И наконец, головы двух ангелов за спиной создателя – это не что иное, как надкраевая и угловая извилины. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Поэтому, когда при вскрытии Микеланджело вынимал мозг из черепной коробки, он разрушал мозжечок. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов.

Слишком много совпадений в деталях фрески с извилинами и бороздами мозга не могут быть объяснены простыми случайностями.

Но и это ещё не всё. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Американский писатель Ирвинг Стоун, написавший замечательный биографический роман о Микеланджело, вкладывает в его уста такие слова: «Я считаю, что вся красота, вся телесная мощь заключена в мужчине. Погляди на него, когда он в движении, когда он прыгает, борется, кидает копьё, пашет, вздымает ношу: вся мускулатура, все сочленения, принимающие на себя натугу и тяжесть, распределены у него с необыкновенной соразмерностью. А что касается женщины, то, на мой взгляд, она может быть прекрасной и волнующей только в состоянии абсолютного покоя». Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.


Микеланджело. “Кумская Сивилла” (1510).
Фреска на плафоне Сикстинской капеллы

Микеланджело создает обнажёнными Вакха, Давида, группу воинов на картоне «Битва при Кашине», рабов для гробницы Юлия II, скульптуры в капелле Медичи, многие фигуры на фресках Сикстинской капеллы. Он изображает голым даже Христа!


Микеланджело. «Давид» (1501–1504). Флоренция


Микеланджело. “Битва при Кашине” (1542)

Например, скульптуры «Распятие» (1494) в церкви Санто Спирито во Флоренции и «Воскресший Христос» (1519–1520) в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме представляют Бога Сына полностью обнажённым .


Микеланджело. “Распятие” (1494) в церкви
Санто Спирито во Флоренции

Микеланджело. “Воскресший Христос” (1519–1520)
в церкви Санта Мария сопра Миневра в Риме.
Репродукция из книги 1977 года издания

Не только Христос, но и Богоматерь, а также все святые на фреске «Страшный суд» были изображены Микеланджело без одежды. Позже, когда выдающегося художника Паоло Веронезе (1528–1588) привлекли к суду инквизиции за вольность его произведения «Пир у Симона-фарисея», подсудимый, защищаясь, сослался на «Страшный суд». Ромен Роллан в своей книге о жизни Микеланджело приводит слова Веронезе на суде: «Я признаю, что это дурно, но повторяю то, что уже говорил: мой долг следовать примеру моих учителей. Микеланджело в папской капелле в Риме изобразил Спасителя, его пречистую мать, святого Иоанна, святого Петра и других угодников, причём представил их всех нагими, даже пресвятую деву Марию, и в позах отнюдь не канонических…»

Бернард Беренсон (1865–1959), действительный член Американской академии искусств и литературы, который большую часть жизни прожил в Италии, так писал о творчестве Микеланджело: «Его страстью была обнажённая натура, его идеалом – сила. Смирение и терпение были так же незнакомы Микеланджело, как и Данте, как гениальным творческим натурам всех эпох. Даже испытывая эти чувства, он не сумел бы их выразить, ибо его обнажённые фигуры полны мощи, но не слабости, ужаса, но не боязни, отчаяния, но не покорности».

Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Благодаря этому юный художник был с детства окружён произведениями античного искусства, присутствовал при философских диспутах флорентийской Платоновской академии. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии.


Портреты неоплатоников Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Кристофоро Ландино и Деметриоса Халкондилеса.
Фрагмент фрески Доменико Гирландайо из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (1486–1490).

Фичино переработал платонизм и мистические учения поздней античности и толковал их в духе приспособления к основным догматам христианства. Его апология земной красоты и достоинства человека способствовала преодолению средневекового аскетизма и оказала влияние на развитие изобразительного искусства и литературы. Пико утверждал, что каждый человек соединяет в себе земное, животное и Божественное начала. В рассуждениях Фичино, Пико и других проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма – тенденция к обожествлению человека. Фичино, отвергая христианский аскетизм, истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957; Лосев, 1960; Горфункель, 1970; Лавриненко, Ратникова, 1999).

Преклонение перед античностью тем не менее не вытеснило христианскую веру Микеланджело. И всю жизнь два враждебных мира, мир языческий и мир христианский, боролись за его душу.

Ромен Роллан пишет: «Великий творец дивно прекрасных форм, человек глубоко верующий, Микеланджело воспринимал телесную красоту как нечто божественное; красивое тело – это сам Бог, явившийся в телесной оболочке. И, как Моисей перед неопалимой купиной, Микеланджело приближался к этой красоте с благоговейным трепетом».

И поэтому в изображении детородных органов Микеланджело не видел ничего предосудительного. Он восхищался ими так же, как и другими частями тела человека – самого совершенного, с его точки зрения, существа, созданного по образу и подобию самого Господа. Но эту позицию было слишком трудно отстаивать в XVI веке! Церемониймейстер папы Павла III, Бьяджо да Чезена, так отозвался о «Страшном суде»:

«Полное бесстыдство – изображать в месте столь священном столько голых людей, которые, не стыдясь, показывают свои срамные части; такое произведение годится для бань и кабаков, а не для папской капеллы».

Микеланджело тут же поместил Чезену в преисподнюю в виде обнаженного Миноса с ослиными ушами. Тело Миноса обвито огромной змеёй, которая откусывает ему половой орган. А когда церемониймейстер попросил, чтобы папа приказал художнику убрать это изображение с фрески, Павел III ответил Чезене: «Если бы он поместил тебя хотя бы в чистилище, я бы ещё постарался вызволить, но он запрятал тебя в ад, а на ад моя власть не распространяется».


Микеланджело. Фрагмент фреси “Страшный Суд”

Но когда понтификом стал Павел IV, над «Страшным судом» сгустились тучи. Был момент, когда фреску собирались полностью уничтожить. К счастью, дело завершилось только «одеванием» некоторых обнаженных тел.

Другой известный факт: когда в 1504 году Микеланджело закончил во Флоренции работу над скульптурой обнажённого Давида, её пришлось охранять, так как Давида забрасывали камнями горожане. Целомудренная нагота Давида возмущала стыдливость флорентинцев. Был период, когда «нескромные части» скульптуры прикрывали золотыми листьями.

Шли века, а психология ханжества не менялась. Недавно была «одета» даже скульптура Воскресшего Христа.

Микеланджело. «Воскресший Христос» (1519–1520)
в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме.
Фото автора. Сентябрь 2005

Ни разу Микеланджело не позволил себе нарисовать обнажённым Бога Отца. Такое богохульство могло бы стоить ему жизни. А теперь внимательно всмотримся во фреску «Сотворение светил и растений». Так почему же Саваоф изображён со спины, и почему ткань так плотно облегает некоторые части тела? Давайте, ничего не дорисовывая, обведем линии Микеланджело.



Перевернём изображение –


Микеланджело. Фрагмент фрески
“Сотворение светил и растений”

Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Очевидно, что художник нарисовал огромный мужской детородный орган в состоянии возбуждения. Длина изображения почти полтора метра! Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Медикам известно, что у мужчин левое яичко часто опущено несколько ниже, чем правое, – что хорошо видно при осмотре мошонки: именно так яички подвешены на семенных канатиках. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Микеланджело, досконально знавший анатомию, именно так изображает мошонку у скульптур “Давид” и “Воскресший Христос” . Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой . Совпадение даже таких мелких деталей не оставляет сомнений по поводу того, что изобразил художник.

В. Д. Дажина (1986), автор серии публикаций о Микеланджело, даже не подозревая о том, что в действительности изображено на фреске «Сотворение светил и растений», очень точно заметила, что эта живописная композиция «поражает силой выраженного в ней напряжения, возникшего как результат преодоления косной инертности материи». Пожалуй, лучше не скажешь.

Кроме того, на той же фреске мы видим изображение и женских гениталий, которые расположены как раз напротив мужского полового органа. Четко прорисованы клитор, малые и большие половые губы, половая щель.


Микеланджело. Фреска
“Сотворение светил и растений”


Микеланджело. Фрагмент фрески
“Сотворение светил и растений”

То, что Микеланджело зашифровал гигантские изображения половых органов, cовершенно ясно. Слишком много он дал нам подсказок для этого не только всем своим творчеством, но и конкретными символами Сикстинской капеллы. Это и изображения огромного количества обнажённых фигур на плафоне и алтарной стене капеллы, и голова змеи, недвусмысленно указывающая на половой орган Миноса, о чём уже было написано выше .

Почему же именно мозг и половые органы? Дело в том, что информация, передаваемая разумными существами последующим поколениям, может быть двух основных типов:

1. Генетическая, или наследственная, – переход которой от родителей к детям обеспечивается половыми органами. Половой член – это не что иное как «шприц», делающий инъекцию ДНК в организм будущей матери.

2. Ненаследственная, – переход которой от поколения к поколению обеспечивается головным мозгом, создающим новую информацию в виде произведений искусства, устных, рукописных и печатных текстов, а теперь еще и фильмов, компьютерных баз данных и т.д.

Поэтому ничего нет удивительного в том, что Микеланджело акцентировал внимание именно на половых органах и головном мозге.
Мысль великого мастера понятна: вначале творило оплодотворяющее начало (гениталии), и только потом включилось одухотворяющее начало (мозг, оживляющий тело человека).

Теперь становится ясным, почему Микеланджело так спокойно реагировал, когда Даниэле да Вольтерра по приказу папы уродовал драпировками «Страшный суд». Он просто смеялся в душе над мышиной возней слепцов, не увидевших главных символов на его фресках.
Микеланджело так и не смог при жизни открыть свою тайну. Над его головой навис меч инквизиции. Давайте вспомним, что в 1540 году в Риме был утвержден орден иезуитов, а в 1542 году основана конгрегация «святой инквизиции». Недруг Микеланджело, Пьетро Аретино, составил донос, в котором обвинил великого мастера в ереси. А еретикам – прямой путь на костер. Ромен Роллан так описывал это страшное для художника время: «Нашлось немало людей, которые громко возмущались “Страшным судом”. И, разумеется, всех больше кричал Аретино. Он написал наглейшее письмо, достойное Тартюфа. Аретино, по существу, грозил донести на художника входившей в силу инквизиции, “ибо меньшее преступление самому не верить, нежели столь дерзко посягать на веру других”. Это подлое письмо шантажиста, где всё самое святое для Микеланджело – вера, дружба, честь – подвергалось поруганию и втаптывалось в грязь, это письмо, которое он не в силах был читать без презрительного смеха и слёз унижения, Микеланджело оставил без ответа. Не случайно говорил он с уничтожающей иронией о некоторых своих врагах: “Стоит ли с ними бороться, не велика честь от такой победы!” И даже когда к суждению Аретино и Бьяджо о “Страшном суде” стали прислушиваться, художник ничего не предпринял, чтобы пресечь клевету».

Что мог Микеланджело? Только ответить своим искусством. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Об этом искусствовед А. А. Губер рассказывает следующее: «…На коже, которую держит в левой руке Варфоломей, нашли автопортрет самого Микеланджело, а в Варфоломее – сходство с Пьетро Аретино. Если это так, то можно только подивиться смелости Микеланджело: на одном из самых видных мест алтарной стены он изобразил под видом святого мученика своего главного врага с ножом в руке, содравшего кожу с него самого».


Микеланджело. Фрагмент фрески “Страшный Суд”
на алтарной стене Сикстинской капеллы

Великий мастер постоянно балансировал на лезвии бритвы. Но его всё-таки не тронули. От костра, яда, петли и ножа Микеланджело спасла только гениальность. Ведь папам нужно было возводить соборы и собственные гробницы, украшать великими фресками стены и потолки дворцов и капелл. Но если бы они узнали смысл главного зашифрованного послания, то Микеланджело ничего бы не помогло. Поэтому он вынужден был унести тайну с собой, надеясь только на нас – потомков.
Таким образом, в творчестве великого мастера мы обнаружили два приёма, которые в настоящее время хорошо известны и часто используются художниками-сюрреалистами. Первый получил название «двойное изображение» (по-английски известен как «double vision»), или «двусмысленное изображение», – когда, всмотревшись в картину, наблюдатель вдруг различает второй, часто скрытый смысл. У Микеланджело это скрытое изображение человеческого мозга. Другой приём более сложный: чтобы увидеть второй план, картину нужно повернуть на 180°, реже на 90° или другой угол. Эти картины получили название «изображения-перевёртыши». Мне удалось впервые обнаружить именно такое изображение на фреске Сикстинской капеллы «Сотворение светил и растений». Как уже было сказано, фреска датируется 1511 годом. Я не знаю более раннего использования перевёрнутых двойных изображений. По всей видимости, Микеланджело является создателем этого нового метода в мировом искусстве.
Творчество великого флорентинца внимательно изучал классик сюрреализма Сальвадор Дали (1904–1989). Об этом говорит хотя бы серия картин Дали, навеянных творчеством Микеланджело. Две из них по мотивам «Пьеты» и «Сотворения Адама» в качестве примера приведены ниже:


Сальвадор Дали. “Пьета” (1982)


Сальвадор Дали. «Персонаж, навеянный фигурой Адама с плафона Сикстинской капеллы в Риме (1982)

Приём двойных изображений широко используется в работах Дали. Это и «Незримый человек», и «Большой параноик», и «Исчезающие образы», и знаменитый «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера». А картина «Лебеди, отражённые в слонах» – не что иное как изображение-перевёртыш.


Сальвадор Дали. «Незримый человек» (1929)


Сальвадор Дали. «Большой параноик» (1936)


Сальвадор Дали. «Исчезающие образы» (1938)


Сальвадор Дали. «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1940)


Сальвадор Дали. «Лебеди, отражённые в слонах» (1937)

В качестве примеров двойных изображений и перевёртышей можно привести несколько образцов (ими сейчас наводнён Интернет), размещённых на сайте http://gluk.blin.com.ua . Некоторые из них снабжены весьма оригинальными подписями.


Рисунок американских психологов Э. Дж. Боринга
и Р. В. Липера. «Неоднозначная тёща» (1930).
Что Вы видите: молодую очаровательную женщину или старуху с огромным носом?


Ворона или рыбак с рыбой?


Изображение-перевёртыш с поворотом на 180˚.
Этот рисунок известен под названием «Красота и алкоголь», или «До и после шести кружек пива»


Лошадь-лягушка. Изображение-перевёртыш.
Чтобы увидеть лягушку, нужно перевернуть рисунок, но только на 90˚


Лицо девушки или цветы и бабочка?


Лицо девушки или две лошади?


Пейзаж или ребёнок в утробе матери?


Голова американского индейца или эскимос у входа в жилище?


Георгий Победоносец.
Лицо или битва со змеем?


“Любовь клоуна”


“ОБщество. Портрет.”


Солдат или лошадь?
Изображение-перевёртыш с поворотом на 180˚


Старик или кто-то другой?

Говоря о двойных изображениях, нельзя не вспомнить творчество ещё одного художника XVI века – Джузеппе Арчимбольдо (1527–1593). Он родился в Милане, но большую часть своей жизни провёл в Праге, на службе у императоров династии Габсбургов. Начиная с 1563 года, Джузеппе создаёт серию необычных картин, представляющих собой двойные изображения. Это портреты, составленные из фруктов, цветов, овощей, рыб, птиц, млекопитающих, книг, предметов быта и т. д.


Джузеппе Арчимбольдо. «Лето» (1563)


Джузеппе Арчимбольдо. «Земля» (1570)

Арчимбольдо использовал и приём изображений-перевёртышей, но это было более чем через 50 лет после аналогичного новаторства в творчестве Микеланджело.


Джузеппе Арчимбольдо. «Повар-Натюрморт» (1567)


Джузеппе Арчимбольдо. «Повар-Натюрморт» (в перевернутом виде)


Джузеппе Арчимбольдо. «Ортолано», или «Садовник-Натюрморт», (1590). Кремона. Изображение-перевёртыш. Чтобы увидеть садовника, нужно перевернуть картину на 180˚.


Джузеппе Арчимбольдо. «Ортолано», или «Садовник-Натюрморт», (1590). Кремона. Изображение-перевёртыш. (в перевернутом виде)

Сальвадор Дали назвал Джузеппе Арчимбольдо предтечей сюрреализма. Я готов утверждать, что предтечей сюрреализма на самом деле был великий Микеланджело. Он раньше Арчимбольдо стал использовать двойные изображения и изображения-первёртыши. Только в отличие от Арчимбольдо он вкладывал в двойственность своих шедевров глубокий философский смысл.

Прочитав вышеизложенное, читатель может спросить: “А можно ли найти закодированную информацию в других произведениях Микеланджело?” Ведь трудно предположить, что только в Сикстинской капелле мастер поместил тайные символы. Анализируя творчество гениального флорентинца, понимаешь, что почти в каждом из его произведений есть свой секрет. Причем многое уже хорошо известно искусствоведам. Рассмотрим скульптуру «Пьета»


Микеланджело. “Пьета” (1499)

Богоматерь держит на коленях тело тридцатитрёхлетнего Иисуса. Но давайте взглянем на лицо Мадонны. Мы увидим, что Микеланджело изобразил мать, которая моложе своего сына! Когда скульптора спросили: “Как это может быть?” Микеланджело ответил“Девственность дарует свежесть и вечную молодость” . Молодость Богоматери – это символ победы над временем и смертью.

Скульптура Давид идеально пропорциональна; однако, взгляд наблюдателя приковывает кисть правой руки, сжимающая камень, который через мгновение сразит Голиафа. Дело в том, что Микеланджело специально изобразил правую кисть в большем масштабе по сравнению с другими частями тела. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена! Кроме того, имеется ещё одна манипуляция с возрастом. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Он настолько мал, что ему приходится сражаться с врагом без одежды, так как для него оказались велики доспехи царя Саула. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Достаточно взглянуть хотя бы на скульптуру Донателло, герой которого – юнец с довольно слабым телосложением, причём своей шляпой, длинными волосами и детской фигуркой он больше напоминает девочку. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Он больше похож на Геракла или Аполлона. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4,54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики.


Донателло. «Давид»

Еще один секрет есть в скульптуре, изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Мастер данным приёмом продемонстрировал своё полное безразличие к реальному облику изображаемого человека, выразив таким образом равнодушие к нему как персонажу истории. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять» .


Микеланджело. «Джулиано Медичи герцог Немурский» (ок. 1533) в капелле Медичи. Флоренция

О символах фрески «Страшный суд» мы уже писали выше: здесь и Бьяджо да Чезена в образе обнажённого Миноса, теряющего на глазах зрителя своё мужское достоинство, и подлец Аретино, содравший кожу с самого художника.
И, наконец, возьмём первую скульптурную работу Микеланджело – рельеф «Мадонна у лестницы». На переднем плане сидит Богоматерь с младенцем Иисусом. Позади неё видна лестница, на которой стоит, опершись о перила мальчик Иоанн (которому в будущем предстоит стать Иоанном Крестителем). Композиция построена так, что брус перил, напоминающий основание креста, на котором будет распят Иисус, упирается в ладонь Марии. Правая рука Иоанна, расположенная перпендикулярно перилам, усиливает сходство всей конструкции с крестом. Идея символа такова: Мария приняла на себя всю тяжесть креста, который будет (и она это знает) орудием убийства её единственного Сына. Эта работа была создана в 1490 году. Начинающему скульптору было всего пятнадцать лет!

Лишь малая толика сокровищ католической церкви доступна сегодня для публичного осмотра в музеях Ватикана. Но каждый экспонат из этой коллекции бесценен. Не имеет себе равных и внутреннее убранство дворцов, галерей и двориков, где выставлены шедевры искусства нескольких тысячелетий. А Сикстинская капелла – это, без ложного пафоса, апофеоз творения рук человеческих на пути служения высокому искусству.

Билеты в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу

Единственная проблема, которая может возникнуть у туриста, решившего увидеть бесценные экспонаты из папской сокровищницы и всемирно известную роспись Сикстинской капеллы – длиннющие очереди из желающих купить билеты в музеи Ватикана .

С учетом того, что доступ открывается в 9 утра, а посетителей на территорию впускают, в зависимости от дня недели, до 13:00-16:00 (за 1-2 часа до закрытия), удовольствие потерять драгоценные 3-4 часа, продвигаясь к кассе, представляется весьма сомнительным. К тому же сил на осмотр музеев, после стояния в очередях уже может не хватить. Про то, как очередь выглядит в живую и как ее обойти, BlogoItaliano снял в Ватикане отдельное видео:

В последнее воскресенье каждого месяца вход в музеи бесплатный. Но расслабляться не стоит. Во-первых, чтобы настолько удачно спланировать поездку в Рим, нужно очень постараться. Во-вторых, очередь из жаждущих пройти внутрь даром раза в три длиннее обычной. В-третьих, музеи в этот день работают по сокращенному графику, и посетителей перестают запускать внутрь уже в 12:30.

Если «воскресник» совпадет с большим церковным праздником, бесплатный поход по ватиканским музеям можно смело отменять.

Сегодня билеты в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу можно купить онлайн

Но если уж сам Папа Римский активно пользуется твиттером, было бы удивительно, если бы билеты в музеи Ватикана не распространялись онлайн. Уточнить актуальную стоимость и забронировать их на любой удобный день.

Кстати, через интернет можно купить билеты не только в Сикстинскую капеллу и музеи Ватикана, но и на другие популярные достопримечательности Рима. Больше об этом – в нашей статье .

Photos by: detroitstylz, arnabg, vgm8383, xiquinhosilva

« Творение это принесло искусству живописи столько помощи
и света, что смогло осветить весь мир, на протяжении
стольких столетий пребывавший во тьме».
Джорджо Вазари

Сикстинская капелла - символ и центр христианского мира, главная капелла Апостольского дворца и жемчужина музеев Ватикана. На протяжении веков здесь проводились официальные церемонии, собрания папского двора, рождественские и пасхальные мессы. Сикстинская капелла сегодня - это не только музей. Именно здесь коллегия кардиналов собирается на конклав, в ходе которого избирается очередной Папа.

Сикстинская капелла - одно из самых значительных произведений искусства эпохи Возрождения. Здесь и грандиозный потолок, и стена, расписанные Микеланджело, и фрески Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, и гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля…

Сооружение Сикстинской капеллы

Итак, 1471 год. В Риме новый папа, Сикст IV делла Ровере, гуманист, эрудит и меценат. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Сикст IV начинает не со строительства и отделки апартаментов, как многие его предшественники, а с благих дел: он передает в дар городу античные произведения искусства, в числе которых знаменитая Капитолийская волчица, открывает знаменитую Апостольскую библиотеку, госпиталь Санто-Спирито, по его приказу возводят мост Понте Систо, прокладывают знаменитые римские улицы: виа Лунгара и виа Джулия.

В числе прочего, Сикст IV распорядился построить новую часовню на месте старой домовой церкви. Работы были доверены архитектору Джованнино де’ Дольчи и продолжались с 1477 по 1481 год.

Капелла получила название Magna (великая, большая), а Сикстинской ее начали называть позже, после смерти основателя, Сикста IV.

Снаружи капелла представляет собой типичное здание для римской архитектуры XV века: тяжеловесное, суровое, аскетичное. Главная часовня Ватикана, сердце христианского мира, была неприступна и надежна как крепость. В городе, терзаемом междоусобицами, папа должен быть под надежной защитой.

Внутри же часовня была лишь прямоугольным помещением, длина его составляла 3 ширины, а высота - половину длины. Позже Микеланджело, ненавидевший Сикстинскую капеллу, назовет её амбаром, отказываясь расписывать свод.

Итак, после возведения самым важным вопросом стала роспись капеллы. Папа хотел видеть ее великой, настоящим чудом света. Нужны были художники. Причем, самые лучшие. А самые лучшие, как известно, работали во Флоренции.

Флоренция XV века - центр искусств, кузница Возрождения. Здесь, под покровительством блестящего мецената, Лоренцо де’ Медичи, живут и работают самые выдающиеся творцы своего времени. Лоренцо, при жизни прозванный Великолепным, был душой города, законодателем мод, первым гражданином и фактическим правителем Флоренции. Его дружба и покровительство - лучшее, что могло случиться с художником, скульптором, архитектором или литератором. Он, не жалея денег, наслаждался коллекционированием произведений искусства, делом своей жизни считал прославление Флоренции и династии Медичи, жил блестяще и ярко в окружении друзей и единомышленников.

Именно к Лоренцо Великолепному обращается Сикст IV с просьбой предоставить лучших художников для росписи главной капеллы Ватикана. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Искусство в его руках - не только красота, призванная услаждать глаз и душу, но и дипломатический инструмент. В 1480 году отношения между Римом и Флоренции можно было назвать сложными, только-только был заключен шаткий мир после междоусобиц, но до сих пор Лоренцо не мог забыть и простить то, что в результате заговора Пацци был жестоко убит его возлюбленный брат Джулиано. А к заговору был причастен и сам Папа, в тайне, желающий избавиться от молодых Медичи, ведь слава, богатство и могущество семьи Медичи росли день ото дня.

Итак, желая укрепить мирные отношения с Римом, Лоренцо Великолепный отправляет своих лучших художников в Сикстинскую капеллу. Он становится посредником: Папе он гарантирует, что работа будет выполнена наилучшим образом и точно в срок, а художникам - то, что заказ будет щедро оплачен. Художники, разумеется были свободны в своих решениях, но без участия Лоренцо ни один из них не двинулся бы с места.

В 1481 году в Рим прибывают флорентийские и умбрийские художники, лучшие из лучших. Среди них: Доменико Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Сандро Боттичелли (только что создавший свою знаменитую «Весну»), Пьетро Перуджино (будущий учитель Рафаэля), Пьеро ди Козимо, Лука Синьорелли, Бартоломео делла Гатта. С ними приезжает целая армия учеников, подмастерьев и помощников. В Рим они привозят свое искусство живописи - лучшее во всей Италии на тот момент.

Художников ждет непростой заказ. Сиксту IV не терпится увидеть капеллу законченной, время поджимает, да и работать для самого Римского Папы - величайшая честь для любого художника.

В архивах Ватикана сохранился контракт 1481 года, заключенный архитектором Джованнино де’ Дольче с четырьмя художниками: Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, Козимо Роселли - на создание 10 фресок. Художники должны были уложиться в 5 месяцев - в противном случае они должны были заплатить серьезный штраф.

Художники успели в срок, было создано 16 фресок (12 из которых сохранились), и капелла была освящена Папой 15 августа 1483 года.

Результатом стали фрески необыкновенной красоты, написанные самым виртуозным образом. Выполненные в трех регистрах, они были традиционными для своего времени. Первый уровень - ложные портьеры, второй - сами фрески, верхний уровень - галерея пап-предшественников Сикста IV.

Иконографическая программа (схема того, что должно быть изображено) была разработана при участии самого Папы. На двух противоположных стенах разворачивались две сюжетные линии из Ветхого (на левой) и Нового (на правой) заветов. Левую стену заполнили фрески с историями из жизни Моисея, правую - из жизни Иисуса Христа. Папа избрал главной тему спасения в лоне христианской церкви: «Христос, подобно Моисею, ведет к спасению».

Роспись стен Сикстинской капеллы - случай уникальный. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Это обеспечило единую линию горизонта, стилистическую общность и соразмерность фигур на фресках разных художников. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино, имеющий опыт работы над масштабными проектами. К тому же все фрески объединяет необыкновенно прекрасный пейзаж, и за него на всех фресках, возможно, отвечал молодой художник и будущая звезда - Пинтуриккьо.

Пьетро Перуджино «Крещение Христа»

Живопись Перуджино - ярчайший пример идеалов и манеры, распространенной в Умбрии и Тоскане. Гармония и аристократичность, симметрия, поэтичность, театральность, спокойствие и уравновешенность - так представлена сама идея спасения в христианской церкви.

Типичным приемом, характерным для тосканской и умбрийской школ, стало изображение нарядных и знатных современников наряду с библейскими героями. Кроме того, в сцене крещения Христа, как известно, произошедшем в водах Иордана, присутствуют и римские достопримечательности: Колизей, арка Константина и романская колокольня.

Сандро Боттичелли «Призвание Моисея»

Работает в Сикстинской капелле и Сандро Боттичелли. Эмоциональный, трепетный и пылкий художник, влюбленный во Флоренцию, очарованный и преданный её идеалам. Он только что написал свою знаменитую «Весну». В Риме ему скучно, он мечтает поскорее закончить работу и вернуться к своему другу и покровителю Лоренцо Великолепному. Вскоре после приезда он напишет для него «Рождение Венеры». А пока на стенах папской часовни Боттичелли остается верен себе.

Его живопись символична и аллегорична. В центре, переплетаясь ветвями, изображены два дерева, дуб и апельсин. И это неслучайно. Дуб и всё, что с ним связано (листья, ветки, желуди), - геральдические знаки фамилии делла Ровере, а апельсин - символ Лоренцо де’ Медичи. Так, тонко и изысканно, Боттичелли изображает мир, установившийся между Римом и Флоренцией.

Ну и конечно, мало от кого ускользнет то обстоятельство, что в чертах каждой изображенной женщины угадываются черты музы художника, знаменитой Симонетты Веспуччи, ставшей его путеводной звездой.

Потолок Сикстинской капеллы

Как известно, роспись потолка Сикстинской капеллы была выполнена Микеланджело. Но каким был этот потолок до него?

Сохранились рисунки, согласно которым можно утверждать, что потолок представлял собой лазурное небо с золотыми звездами и символизировал небесный свод. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео д’Амелия. Потолок при кажущейся простоте был баснословно дорогим, потому как драгоценной лазури на него ушло безмерное количество. И таким бы, возможно, и сохранился бы потолок до наших дней, если бы не два обстоятельства: трещина на этом самом потолке и очередной Папа, Юлий II, также из рода делла Ровере, племянник Сикста IV.

Юлий II желает быть Папой, во время правления которого были бы созданы самые выдающиеся произведения искусства. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее ), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы».

Микеланджело в ярости, он, не помня себя, ругается с Папой, отказывается от работы и уезжает во Флоренцию. Микеланджело, известный тем, что обращается с Папой как с каменотёсом, а с каменотёсом - как с Папой, оскорблен и унижен. Но власти Флоренции, не желая обострять и без того сложные отношения с Папой, уговаривают скульптора вернуться в Рим и подчиниться.

Микеланджело соглашается, уверенный, что эта работа принесет ему лишь страдание и позор. «10 мая 1508 года - начинаю работать!» - так он напишет в одном из писем. Четыре года он будет фактически жить, есть и спать на высоте 20 метров, ненавидя каждую минуту, проведенную здесь. Его здоровье будет подорвано, а сам он так и не проникнется любовью к этому проекту.

Свод Cикстинской капеллы - самый большой из всех существовавших на тот момент - был передан Микеланджело. Также ему была дана полная свобода изобразить на потолке всё, что он только пожелает. Изначально Микеланджело решил изобразить лишь 12 апостолов, на что дал свое согласие и Юлий II. Но Микеланджело не был бы собой, если бы в его воображении не возник другой замысел. Итогом работы стала грандиозная роспись, поразившая и поражающая всех без исключения.

История сотворения мира, грехопадение, всемирный потоп, ожидание Спасителя - лишь неполное описание той грандиозной философской и художественной работы, что проделал Микеланджело, и на что был способен лишь он один.

Роспись Сикстинской капеллы необычайным образом соединяет в себе живопись, скульптуру и архитектуру.

Итак, Микеланджело изображает:

  • в центре - эпизоды сотворения мира, грехопадение и истории жизни Ноя;
  • на треугольных конструкциях, соединяющих свод со стенами, и на арках, что они образуют на стенах, - полную родословную Иисуса Христа;
  • на четырех угловых треугольниках - истории чудесного спасения израильского народа (Давид и Голиаф, Юдифь и Олоферн и т. д.);
  • на потолке - 5 языческих прорицательниц-сивилл и 7 ветхозаветных пророков, предсказавших пришествие Христа;
  • свободные пространства заполнены 10 парами фигур обнаженных юношей с медальонами на манер античности;
  • кроме того, расписаны были и бронзовые медальоны.

История будет неполной, если не упомянуть, что Микеланджело не работал до этого в технике фрески. То есть перед ним стояла грандиозная задача, которую к тому же было тяжело решить технически.

Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Микеланджело позвал их в Сикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке, и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Художники старались, работали усердно и вдохновенно, но когда Микеланджело увидел результат их работы, он понял, насколько они далеки от его замысла, и, как свидетельствует Вазари, выгнал их вон и перестал принимать у себя дома.

Микеланджело начинает со стороны входа и работает лишь над половиной потолка, скрыв её полотнищем. На этой стадии еще можно было не только находиться в помещении капеллы, но и проводить собрания, для которых капелла была предназначена. Папа Юлий II неоднократно и сам, не без помощи Микеланджело, забирался по строительным лесам посмотреть, как продвигается работа.

Позже Микеланджело закроет двери капеллы для всех, включая Папу. Тот гневался на Микеланджело за то, что ему, Папе, нельзя посмотреть работу. Он пытался подкупить подмастерьев, приходил переодетым, прятался, а Микеланджело ругался, кидался досками, долго злился и грозил прекратить работу. Однако эти двое, хоть и ругались постоянно, но все же любили друг друга.

И когда Юлий II узнает, что на свежих фресках проступает плесень (что доводит Микеланджело до отчаяния), он тайно отправит ему на помощь архитектора Джулиано да Сангалло, а тот учит его устранять это досадное, но обычное для Рима явление. А когда Браманте упрашивал Папу, передать вторую половину потолка Рафаэлю, Папа отказал тому наотрез.

Первые фрески принесли Микеланджело самые большие мучения. К примеру, всемирный потом переписывался неоднократно, работа шла медленно и тяжело.

Но по мере продвижения к алтарной стене, замысел Микеланджело представлялся ему все яснее и становился все более наполненным.

Сотворение Адама

Сотворение Адама - один из самых ярких образов в истории изобразительного искусства. Первый человек пробуждается к жизни, безвольно протягивая руку, в которую могучая рука творца вливает жизненную энергию. Эта сила чувствуется настолько ясно, что заставляет понимать: именно в этом минимальном расстоянии от руки Бога до руки Адама скрыта самая суть искусства Микеланджело. Необыкновенная сила творения, искра, которую он умеет вложить в свои творения.

В «Сотворении Адама» Микеланджело подчеркивает, что человек создан Богом по своему образу и подобию. Именно это изображено в том, как и с какой любовью Бог смотрит на Адама, словно всматриваясь в свое же, но более молодое отражение. Изобразительное решение, немыслимое для своего времени!

Сам он говорил: «Хорошая живопись - это как бы сближение, слияние с Богом… Она лишь копия Его совершенств, тень Его кисти, Его музыка, Его мелодия… Поэтому художнику недостаточно быть великим и умелым мастером. Мне кажется, что и жизнь его должна быть возможно более чистой и благочестивой, и тогда Святой Дух будет направлять все его помыслы…»

Микеланджело - величайший гений из всех существовавших когда-либо, он признавался, что работал резцом или кистью быстро, словно им владела какая-то неведомая сила. Но вот кристаллизация замысла, эскизы, раздумья занимали почти всё его время. Для каждого проекта Микеланджело создавал бесчисленное множество рисунков с натуры, занимался вскрытием трупов, изучая, исследуя человеческое тело.

Есть два слова, которые характеризуют Микеланджело точно и полно: тело и движение. Изучению молодого мужского обнаженного атлетичного тела (именно мужское тело он считал венцом творения) в самых разных его положениях Микеланджело посвятил всю свою жизнь.

Грехопадение и изгнание из рая

Для Микеланджело человек - самое главное. В его живописи нет деталей, пейзажей, ничто не отвлекает от главного. Изображая только тело человека, он умеет передать идеи, мысли, чувства.

В сцене грехопадения телá первых людей прекрасны и полны молодости: Ева молода и красива, Адам в расцвете жизненных сил. Но как обезобразил и состарил их грех! Как пристыжён Адам и как унижена Ева в сцене изгнания из рая.

Обнаженные

Также на потолке, заполняя свободное пространство, изображены 20 обнаженных мужских фигур, держащих медальоны в духе античности. На современников они произвели небывалый эффект своей натуралистичностью и многообразием поз, движений, пластики. Кажется, все чувства, мысли, сомнения вкладывал Микеланджело в эту работу, выражал идеи, искал ответы на свои вопросы, стремился к обретению красоты и ускользающего совершенства.

Пророки и сивиллы

7 ветхозаветных пророков, каждый из которых написан так живо и виртуозно, что производит не живописный, а скорее скульптурный эффект. И для каждого Микеланджело ищет свое, особенное выражение. К примеру, Исайя задумчив и созерцателен, в фигуре Изекеля заключен энергичный порыв и буря эмоций, пророк Иона - гигант, нависающий над стеной с изображением Страшного суда, - поражает своей грандиозностью.

Исключительны также и языческие сивиллы, замершие в ожидании Спасителя. Папа Юлий II отличался широтой взглядов, допуская что спасение возможно для всех народов, даже для не-христиан.

Пророчиц отличает сила, мощь, красота и спокойная уверенность - вполне возможно, что для эскизов Микеланджело использовал натурщиков-мужчин.

Работа подходила к концу, Микеланджело годами не лежал (вопреки устоявшемуся мнению), а стоял на лесах, запрокинув голову назад. В плохо освещенном помещении у него испортилось зрение, он страдал артритом, сколиозом, инфекцией ушей, возникший от контакта с краской.

Сохранилось письмо другу с сатирическим сонетом и карикатурой, изображавшей его самого под потолком. А вот и перевод:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу <…>
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот;
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

31 октября 1512 года Микеланджело откроет двери Сикстинской капеллы. Первыми роспись увидят Юлий II, Браманте, Рафаэль, а потом и весь Рим. Люди приходили и стояли, остолбенев, пораженные и красотой, и совершенством, и величием таланта Микеланджело.

Позже, во время своего путешествия по Италии, Гете напишет: «Не увидев Сикстинской капеллы, невозможно до конца осмыслить то, чего способен достичь человек».

Микеланджело вернется в Сикстинскую капеллу спустя 25 лет, чтобы вновь превзойти самого себя…

Продолжение следует!

Сикстинская капелла - бывшая церковь в Ватикане, которая была построена в 1473 - 1481 годах архитектором Джордже де Дольчи и названа в честь папы римского Сикста IV. Ныне здесь проходят конклавы для избрания нового понтифика. Также капелла является музеем произведений эпохи Возрождения и известна росписями художника Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы как произведение искусства

В 1508 году римский папа Юлий II поставил перед молодым скульптором Микеланджело непростую задачу - расписать свод Сикстинской капеллы в кратчайшие сроки. На тот момент художнику было 33 года и до этого он никогда не занимался настенной живописью.

Приступая к работе, Микеланджело Буонарроти построил подмостки у потолка - и то лежа, то стоя, запрокинув шею, наносил фрески. Картины под сводом Сикстинской капеллы изображают девять сюжетов из Книги Бытия, которые разделяются на три группы:

  • I - сотворение Мира;
  • II - создание Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из Рая;
  • III - испытания, которые выпали на долю всего человечества.

Фрески Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле

Первая композиция, которую выполнил Микеланджело, называется «Потоп» - всемирная катастрофа, которая обрушилась на людей. В центре плафона Сикстинской капеллы расположена фреска «Сотворение Адама», где Бог прикасается к руке первого человека, давая ему жизнь. Эта картина является одной из наиболее знаменитых в истории мировой живописи. Другая тема центрального произведения - «Сотворение Евы», а заключительная - «Грехопадение и изгнание из Рая».

Спустя четверть века, с тех пор как Микеланджело Буонарроти подарил Риму свои произведения под сводом церкви, новый понтифик Павел III назначил ему новую задачу. Художнику предстояло расписать стены Сикстинской капеллы. Так появилась величайшая фреска «Страшный суд», выполненная в 1537 - 1541 годах.

Техника росписи такой масштабной картины заключалась в том, что вся фреска была разделена на фрагменты в Сикстинской капелле - всего 450 квадратов. В верхней части Микеланджело изобразил ангелов, в центре - Иисуса и деву Марию в окружении блаженных. Особое внимание привлекает нижний ярус, где изображен Конец времен и Страшный суд - грешников спускают в Ад, а праведники восходят в Рай.

1. Снаружи Сикстинская капелла - не примечательная церковь 15 века, схожа с типичным крепостным сооружением.

2. До Микеланджело Сикстинскую капеллу расписывали такие мастера как Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли. Спустя 27 лет молодому художнику предстояло отреставрировать некоторые картины предшественников или нанести сверху свои фрески.

3. В медицине появился термин «Синдром Сикстинской капеллы» - потеря сознания при резком запрокидывании головы. Чтобы посмотреть шедевр под потолком, нужно запрокидывать голову, при этом пережимаются позвоночные артерии и нарушается кровообращение головного мозга. Человек с таким нарушением теряет сознание.

4. В 1940 году на юго-западе Франции была обнаружена пещера Ласко с древними наскальными рисунками, вскоре она названа «Сикстинской капеллой первобытной живописи». На камнях нарисованы сюжеты эпохи позднего палеолита, возраст изображений примерно 20 тысяч лет.

5. Известно, что молодой художник Микеланджело нехотя взялся за работу расписывать Сикстинскую капеллу, об этом свидетельствуют строки из стиха, который он написал: «Я получил за труд лишь зоб, хворобу… Да подбородком вклинился в утробу. Грудь - как у гарпий; череп, мне на злобу полез к горбу, и дыбом борода, и с кисти на лицо течет бурда…».

6. В книге «Тайны Сикстинской капеллы» Бенджамин Блех и Рой Долинер дают свое толкование фресок Микеланджело Буонарроти и раскрывают истинное значение изображений.

Информация для туристов: часы работы, билеты в Сикстинскую капеллу

Режим работы : понедельник - суббота - с 9:00 до 18:00 (касса работает до 16:00).
Цена билета : 16 евро (полный); 8 евро (льготный).
Правила посещения : фото и видеосъемка запрещены.

В 100 метрах от Сикстинской капеллы находится и другая известная достопримечательность Ватикана - Собор Святого Петра .

Сикстинская капелла на карте Рима

Сикстинская капелла - бывшая церковь в Ватикане, которая была построена в 1473 - 1481 годах архитектором Джордже де Дольчи и названа в честь папы римского Сикста IV. Ныне здесь проходят конклавы для избрания нового понтифика. Также капелла является музеем произведений эпохи Возрождения и известна росписями художника Микеланджело Буонарроти.