Аслан чехоев: современное искусство. Аслан Чехоев: "В моей коллекции есть работы стоимостью сотни тысяч долларов" Умер аслан чехоев

Новый музей (музей Аслана Чехоева) - один из прекрасных петербургских музеев современного искусства, который открылся в 21 веке. Свое наименование музей получил не только из-за даты зарождения (4 июня 2010 года), но и в соответствии с новым подходом к планированию и формированию музейных экспозиций, заполнению территории, которые очень отличаются от других петербургских выставочных комплексов.

Все произведения известных художников, скульпторов и других мастеров, представленные здесь, являются частной собственностью А. Чехоева. Этим также Новый музей отличается от других, ведь все привыкли, что большинство подобных учреждений и их экспозиции являются государственными.

А. Чехоев начал собирать свою коллекцию еще в период молодости, сотрудничая с московскими, местными петербургскими и даже зарубежными художниками. Впоследствии количество экспонатов стало настолько велико, что возникла необходимость продемонстрировать их общественности и ценителям искусства.

Экспозиция музея

Экспозиция Нового музея состоит из уникальных работ художников с 1950 года до современности. Так как большинство музеев Санкт-Петербурга просто пренебрегают произведениями современных творцов, данный выставочный комплекс занял более свободную позицию - здесь представлен нонконформизм СССР, а заодно и современность. Картины и скульптуры, находящиеся в музее, покупались А. Чехоевым не только непосредственно у самих авторов, но и на легендарных аукционах.

Современная жизнь

Новый музей (Аслана Чехоева) - это три этажа в старинном петербургском здания 19 века. Все отведенные этажи отремонтированы и оснащены по последнему слову техники, сделан модный дизайн: размещено правильное освещение, отрегулирован правильный температурный режим и влажность, построены уникальные секции, которые двигаются, чтобы изменять положение самих экспонатов.

Сегодня Новый музей (Аслана Чехоева) открыт не только для гостей, но и приветствует любые интересные предложения, идеи, оригинальные проекты. В ближайшем будущем администрация музея планирует проводить здесь новые уникальные выставки, даже внедрить научную, педагогическую практику, проводить лекции и встречи с талантливыми людьми.

comments powered by HyperComments
Известный петербургский коллекционер скончался в Москве в возрасте 50 лет после продолжительной болезни

Об этом стало известно вчера. После себя Аслан Чехоев оставил петербургский «Новый музей» , открытый в 2010 году на Васильевском острове, выдающееся публичное собрание, изданные каталоги и книги о художниках.

Аслан Чехоев (1966–2016) - осетин по происхождению, учился в Ленинграде, закончил Первый медицинский институт, гораздо позже - Санкт-Петербургскую академию управления и экономики. Богатый человек, он не был олигархом в прямом смысле этого слова. Работал в бизнесе, на высоких должностях, преимущественно в энергетике. В 2009 году он стал заместителем генерального директора питерской «Межрегиональной распределительной сетевой компании Северо-Запада» плюс имел частные проекты (ресторанный бизнес и пр.).

Свою коллекцию он начал собирать в начале 2000-х, когда ему еще не было сорока лет. Покупал на международных аукционах и в галереях. В частности, он был важным покупателем для московского галерейного рынка. В отличие от многих коллекционеров новой волны Аслан Чехоев хорошо разбирался в предмете сам, не полагался исключительно на консультантов, хотя и прислушивался к мнению разбирающихся людей. В результате к моменту открытия «Нового музея» его коллекцию отличали сбалансированность и ретроспективная целостность. По работам Чехоева можно было получить комплексное представление о послевоенном неофициальном искусстве и актуальном искусстве Москвы и Санкт-Петербурга. В нем хорошо представлены питерские «газаневцы» и «новые академики», московские «лианозовцы», «сретенцы» и другие условные группы художников. В экспозиции «Нового музея» есть работы шестидесятников Оскара Рабина, Владимира Немухина, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Янкилевского, Олега Целкова, Владимира Яковлева, Анатолия Зверева, а также современных художников AEC+Ф, Олега Кулика, Анатолия Осмоловского, Дмитрия Гутова, Виталия Пушницкого и др.

Заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский отозвался о смерти Аслана Чехоева следующими словами: «Он просто любил то, что пришлось ему по душе. И надо сказать, искусство платило ему тем же: в нашей среде редко кто пользовался такой симпатией и уважением. Аслан был очень мужественным человеком: он долго и тяжело болел, как врач по первой профессии, он знал всё о своем положении. Но никогда не жаловался, справедливо ощущая себя по-настоящему состоявшимся человеком. И правда: он занимался любимым делом, был окружен любящей семьёй, разделявшей его интересы, бывшей с ним рядом и в радостях, и в горести. Иногда думаю: сколько в России талантливых людей, добившихся вершин в материальном плане и растративших свою энергию в гламуре и в офшорах. Очень горько, что Аслан ушел таким молодым. Но он останется в памяти как человек благородного, рыцарского поступка: он основал музей. А значит, в трудные времена дал приют художникам, а зрителям - повод для размышлений и общения. Детям Аслана будет чем гордиться».

Коллекционер, основатель питерского Нового музея – о собирательстве современного искусства, положении музеев и выставке группы АЕS+F

Как случилось, что вы стали собирать сначала советское нонконформистское искусство, а затем и современные работы?

По образованию я врач, закончил Первый медицинский институт в Ленинграде, работал четыре года хирургом. Ушел из медицины в бизнес в 92-м: у меня появились семья, ребенок, которых надо обеспечивать. Первые картины, которые я купил – Михнова-Войтенко, великого советского абстрактного экспрессиониста. Затем появились работы советских нонконформистов 50-х, 60-х, 70-х, дальше возможности и охват еще расширились. В какой-то момент я стал знать об этом искусстве довольно много. Много читал, смотрел, общался с художниками, искусствоведами. Регулярно ездил и езжу на крупные аукционы типа Sotheby"s или MacDougall’s, на которых продается отечественный арт. В собирательстве с годами стало все меньше грубых ошибок – в том, например, что касается значимости того или иного имени или направления. Собственно, в итоге собирание немаленькой коллекции и привели к основанию в этом году Нового музея.


Михнов-Войтенко. Тюбик, 1959. Фрагмент

Когда музей открылся, многие говорили, что «музей», подразумевающий некую общественную институцию, это неправильное обозначение для вашего учреждения.

Но понятно, что это не галерея, не коммерческая площадка – мы не продаем произведения. Можно определить его и как центр современного искусства. Но ведь, по сути, мы осуществляем много музейных функций – классификационную, искусствоведческую, просветительскую (лекции, чтения), выпуск тех же каталогов, и т.д.

Просто вообще ведь есть точка зрения, что настоящий музей современного искусства должен существовать преимущественно за счет поддержки государства, общественных фондов, а не полностью за счет частного капитала.

В России сегодня просто невозможно такое положение вещей. Если взять американскую модель: там тоже частные музеи, поддерживаемые общественными институциями (музей Гуггенхайма – самый очевидный пример). Но там в первую очередь совершенно другая система налогообложения. Вот может подтвердить, например, живущий в США классик соц-арта Виталий Комар: чтобы не платить огромный налог, ты можешь отдать свою картину музею. В Европе система государственных музеев более развита, чем за океаном. Но опять же – во Франции существует колоссальный налог на наследство. Конечно, разумнее передать доставшееся тебе по наследству произведение искусства в общенародное достояние, нежели выплачивать этот фантастический процент. Все-таки музеи везде – это дело смешанного и частного капитала, только в цивилизованных формах, понятно.

А если вернуться к России, и к Петербургу в частности?

У нас поддержку получают только респектабельные государственные музеи. Частные, конечно, нет – в смысле тех же налоговых льгот, допустим. И, в общем, я лично не жду этой поддержки, мы справимся сами. Но есть проекты в области современного искусства, где частному лицу не справиться, они требуют совместного с городскими властями осуществления. Биеннале, крупные конкурсы – с размахом, хорошим призовым фондом, разнообразными помещениями, высококлассными кураторами, прочим… То же касается и образовательных учреждений, где бы обучали современному искусству. Академия художеств, например, другие академические заведения – это очень хорошо, пусть они будут, но почему бы в городе не возникнуть и еще чему-то?

Недавно открытый музей современного искусства «Эрарта» - у вас с ними какие отношения на общем петербургском поле?

Ну, я доволен появлением «Эрарты». Разумеется, никакие мы не конкуренты: у нас объективно разная специфика, наши коллекции почти не пересекаются. Да и вообще – нелепо думать, что некоммерческие арт-пространства могут как-то соперничать друг с другом. Чего ради? Это все равно что, скажем, закрыть все театры, и оставить один – нелепость же. Чем больше разного, тем лучше.

Отечественный бизнес, на ваш взгляд, по-прежнему в финансовом смысле слабо интересуется современным искусством?

Очень просто: в стране страшное количество нерешенных социальных проблем. Ситуация с детьми, пенсионерами, бедняками… Пусть как-то сначала наступит просвет во всем этом. В более благополучные времена интерес к актуальному искусству со стороны меценатов возрастет. Помимо сегодняшнего социального престижа, это же и забота о будущем: если бы наши предки, меценаты, не собирали коллекции, у нас бы не было ни Третьяковки, ни Эрмитажа, ни Русского музея с их фондами. А великий XX век, от кубистов и сюрреалистов до поп-арта и так далее, мы в России практически пропустили, не приобретя в свои музеи практически ничего. И в постсоветские времена ничего сильно не изменилось.

Но все-таки частные коллекционеры, помимо вас, были в те же 90-е?

Еще вот Маркин делал свой музей, например… Вообще, коллекционеры современного искусства у нас – они не самые богатые люди, конечно. Многие люди с большими деньгами потихоньку собирают, но не афишируют это. Выходить на уровень музея, да с нашим законодательством и прочим – ну, таких сумасшедших, как я, мало, видимо…(смеется) .

Вы, постоянно посещая аукционы, каким современным художникам могли бы предсказать рост цен на их произведения?

Ну, цены уже высоки у работ многих наших современников. Георгий Гурьянов – один из самых дорогих. Кто еще? Виноградов-Дубосарский, Гутов, Пепперштейн. Олег Кулик ценится, это всем известно. АЕS+F, Майофис, многие… Но нет никакой «русской волны», моды именно на русских художников. В отличие от недавнего бума, скажем, на китайское искусство – тут, если честно, во взвинчивании цен на арт-рынке сыграла роль богатая китайская диаспора, скупавшая работы земляков.

Для меня это очень динамичная группа экспериментаторов. Современное искусство, бывает, топчется на месте, а они постоянно ищут новые образы и пути развития. Их новое произведение, «Пир Трималхиона» – как все знают, на сюжет главы «Сатирикона» Гая Петрония Арбитра. Тут интереснее, как античный сюжет воплощен: мощное многоканальное видео, огромные печатные картины – в общем, очень яркие впечатления от этой работы. Кроме того, мне нравится в «Пире…» то, что это не чистый философский концепт, а пластически и композиционно изумительная вещь, практически в соответствии с законами классической живописи. Благодаря нашему тесному сотрудничеству с московской галереей «Триумф», этот сильный проект, наконец, можно увидеть в Петербурге, после Венеции и Москвы.


AES+F. Пир Трималхиона.


Как вам кажется, что сейчас происходит с арт-процессом в глобальном смысле?


Современное искусство находится в определенном кризисе. Очень мало понимания того, куда нужно и можно двигаться. Еще недавние опоры ослабли: постмодернистские течения иссякли, в минимализме, в концептуальном искусстве вообще – все меньше интересного. Наверное, будущему искусству никак не обойтись без прогресса технологий, без их влияния на то, что делает художник. И все-таки я надеюсь, что удастся сохранить что-то и от классических понятий красоты. Когда концепт, философия, политика вытесняют из искусства эту эстетическую задачу, мы приходим к выхолащиванию искусства, к чему-то совсем другому, к выставленным на холстах простых текстах – которые, впрочем, и так давно уже выставляются. Но никто не отнимал у искусства права нести в мир красоту и никто не снимал с него этой задачи.

Основатель «Нового музея» и бывший заместитель гендиректора «МРСК Северо-Запада» Аслан Чехоев скончался в Москве после продолжительной болезни.
Коллекционер, бизнесмен и основатель «Нового музея» в Петербурге Аслан Чехоев умер в ночь на 6 июня.
Последние годы он тяжело болел.Чехоев скончался в одной из московских клиник, где проходил лечение. Тело умершего доставят в Петербург 8 июня. После чего состоятся похороны.
Аслан Чехоев был почетным академиком Российской академии художеств. Он открыл Новый музей на 6-й линии Васильевского острова в июне 2010 года. Основу экспозиции музея составили произведения из личной коллекции Чехоева. Всего в экспозицию вошло около 500 произведений, в том числе работы классиков советского неофициального искусства (Л. Кропивницкий, О. Рабин, В. Комар и А. Меламид, Л. Мастеркова, В. Немухин и др.) и современных российских художников (АЕС+Ф, В. Пушницкий, А. Гарунов, В. Мамышев-Монро, Г. Майофис и др.).

«Новый музей» был первым крупным музеем современного искусства в Петербурге. Он открылся всего на несколько месяцев раньше «Эрарты».
Чехоев также известен как бизнесмен. В разные годы он работал заместителем генерального директора по реализации инвестиций и капитальному строительству ОАО «ОГК-6», занимал должность первого вице-президента Центральной компании ФПГ «РусИнкор», был первым заместителем генерального директора угольной компании «Киселевуголь». В феврале 2009 года занял пост заместителя гендиректора ОАО «МРСК Северо-Запада» по инвестициям. Там курировал департамент инвестиций, в задачи которого входит выработка стратегии технического развития и инвестиционной деятельности компании, а также определение приоритетных направлений инвестирования.

Аслан Чехоев. Источник: novymuseum.ru

Утром 6 июня скончался Аслан Чехоев — известный меценат, коллекционер неофицициального советского и современного российского искусства, основатель Нового Музея в Санкт-Петербурге. Скорбную новость подтвердили в пресс-службе Нового Музея.

Аслан Иналович Чехоев родился в 1965 году в Цхинвали. Окончил 1-й Ленинградский медицинский институт им. академика И.П. Павлова, до начала 1990-х работал врачом, затем занялся бизнесом. Тогда же начал коллекционировать советское нонконформистское искусство; первыми приобретениями в его коллекцию были работы «русского Поллока» Евгения Михнова-Войтенко. В собрании Чехоева представлены как произведения классиков нонконформистского искусства советского периода (Лев Кропивницкий, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Оскар Рабин, Дмитрий Краснопевцев, Владимир Янкилевский, Виктор Пивоваров, Михаил Шварцман, Эдуард Штейнберг, Михаил Кулаков, Олег Целков, Владимир Яковлев, Анатолий Зверев и др.), так и современное российское искусство (АЕС+Ф, Олег Кулик, Анатолий Осмоловский, Леонид Ротарь, Дмитрий Гутов, Алексей Беляев-Гинтовт, Виталий Пушницкий, Григорий Майофис и др.).

В 2010 году в здании на Васильевском острове Чехоев открыл Новый Музей — первый в Петербурге частный музей современного искусства. Помимо постоянной экспозиции, в основу которой легло собрание Чехоева, в музее проходят временные выставки крупнейших современных российских художников: Владислава Мамышева-Монро, AES+F, Григория Майофиса и других, лекции художников и искусствоведов.

В 2015 году Аслан Чехоев удостоен звания Почетного академика Российской академии художеств за значительный вклад в развитие российской культуры.

«Артгид» выражает соболезнования близким Аслана Чехоева, его коллегам и всем, кто знал и ценил его деятельность.