Заочная экскурсия по музею этнографии сценарий. Сценарий экскурсии по мини музею "русская изба". потом музыка стихает

Цель мероприятия: формирование духовной культуры обучающихся 10-14 лет через организацию экскурсионной деятельности.

  • познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;
  • воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам,
  • воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,
  • развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;
  • развивать память, логическое мышление, воображение.

Оборудование:цифровой фотоаппарат, магнитофон, записи народных песен.

Реквизит:русский народный костюм, куклы-обереги, картофель, дидактический материал.

  • репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов;
  • игровой: направлен на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ "РУССКАЯ ИЗБА"

1. Приветствие (гостей встречает педагог, одетый в русский народный костюм)

Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон) Я рада видеть вас в своей горнице. Меня зовут Оксана Викторовна. А вы чьи будете? Откуда вы? Замерзли с мороза? Да, не больно уж тепло. Да и чего ждать - зима на дворе. А какое сегодня число? (17 декабря). По народным приметам, в этот день Варвара мостит мосты ледяные. Есть даже такая поговорка: "Трещит Варюха: "Береги нос и ухо".

Веками в народе отмечались приметы предстоящих изменений в природе, в погоде. Наблюдения запоминались, проверялись и передавались из поколения в поколение. И сегодня народные приметы погоды по-прежнему верны и надежны.

2. Постановка целей и задач

Сегодня я вас познакомлю с бытом русских людей, покажу, как они жили, словом, мы с вами побываем в настоящей русской избе, которая представлена в "Музее народной культуры" Центра детского творчества! Ребята, будьте внимательны, потому что я вам буду давать задания, которые вы должны будете выполнить. Вам понадобится ваша смекалка.

3. Пословицы

Ребята, а вы пословицы русские знаете?Я сейчас буду говорить вам начало русской пословицы, а вы должны будете ее продолжить.

1. Любишь кататься:(люби и саночки возить).

2. Поспешишь:(людей насмешишь).

3. Как аукнется:(так и откликнется).

4. Семь раз отмерь:(один раз отрежь).

5. Делу - время:(потехе - час).

6. Без труда:(не вытащишь рыбку из пруда)

4. Как строили избу

Русские люди много трудились. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.

А вы знаете, из чего строили дома? Правильно, избы в старой России обычно рубились из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. А вы знаете, что не всякое дерево годилось на постройку: для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Запрет распространялся и на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, т.е. дерево, выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло.

А как вы думаете, какие были полы в доме? Полы настилали из половиц - половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.

5. Игра "Строим дом" (ребята повторяют за педагогом движения и слова)

А давайте-ка мы с вами сейчас построим дом! С чего начнем?

  • Рубим деревья (тук-тук-тук).
  • Обрабатываем их (вжик-вжик-вжик).
  • Укладываем бревна в сруб (раз-два).
  • Возводим крышу (раз-два).
  • Прорубаем окна (раз-два).
  • Моем в доме полы (шух-шух-шух).
  • Пускаем в дом петуха (ку-ка-ре-ку).
  • Кричим "С новосельем!"

6. Русская печь

А как вы думаете, что же самое главное в избе?

Центральное место в доме занимала печь. Принято считать, что и само слово "изба" произошло от глагола "истопить". Истопкой называлось теплое помещение дома, отсюда и слово "истьба" (изба).

Как вы думаете, для чего была нужна печь в доме? Правильно, в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Вот пять основных функций печи. А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний.

С печкой связано немало примет и поверий. Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. А еще, ребята, когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу.

А еще печь является сказочным персонажем. Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в которых бы упоминалась печь? В каких-то сказках она играет чуть ли не главную роль! (По щучьему веленью, Гуси-лебеди:)

Молодцы, много сказок знаете!

7. Русская кухня

А что же готовили в печи? Какова же была основная пища русских людей? Молодцы! Из блюд у русских главной едой после щей и хлеба была каша пшенная, овсяная, пшеничная, сытная, наваристая. Она была вкусна как горячая, так и холодная. Есть даже такая русская пословица: "Щи да каша - еда наша". Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем обычно. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как следует отругав нерадивого кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Со временем лепешки стали выпекать из муки. Так, согласно народной присказке, из каши появился на свет хлеб.

8. Игра "Картошка"

Кто-нибудь из вас знает, как называется вот этот предмет? (Ухват)

А для чего он был нужен? (вытаскивать из печи чугунок ). Давайте попробуем это сделать. Кто желает попробовать? Посмотрим, что же лежит в нашем чугунке? Вот это да! Картошка! А давайте-ка с вами немножко поиграем, так как играли раньше: встанем в круг, будем передавать картошку по кругу друг другу из рук в руки, пока будет играть музыка. У кого в руках окажется картошка, когда перестанет играть музыка, тот выполняет задание (рассказать пословицу, считалочку, небольшое стихотворение и т.д.) . Договорились? (Играем 3-4 раза)

9. Красный угол избы

Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: "Плясать от печи". По диагонали от нее находился красный, или святой, угол. Здесь располагалась икона, висела лампадка. Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. Под образами стоял обеденный стол с лавками. На середине стола стоял самовар. В красный угол сажали самых почетных гостей. Вы у меня самые почетные гости, поэтому я приглашаю вас сесть на эти лавки.

Напротив красного угла располагался печной, или бабий, угол [кут]. Здесь женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили и т. д. Вот, обратите внимание, какие были русские костюмы, праздничные и будничные (на каждый день). Так одевались русские люди. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Посмотрите, какие головные уборы носили женщины (показать коллекцию головных уборов). Все это делалось своими руками (шитье, вышивка).

А вот это ткацкий станок! Девочки с детства должны были уже уметь на нем ткать.

Тут же стоял шкаф для хранения кухонной посуды - посудник. Кстати, посуду тоже люди делали сами. В основном, она имела округлую форму, потому что, когда ее ставили в печь, она обогревалась с боков. Горлышко было узким, чтобы дольше хранилось тепло.

От остального пространства кут отгораживали занавеской. Мужчины не должны были заходить сюда. Угол за печью называли закутом, или запечьем.

Обстановка в избе была скудной. Главным предметом мебели являлись лавки- они были широкими, на них не только сидели, но и спали. У богатых людей над окном на стене были сделаны широкие полки. На них стояла дорогая посуда, шкатулки и другие вещи, которые украшали избу.

В домах часто были сундуки, обитые железом. Там хранились наряды девушки-невесты. Вы, наверное, слышали такое выражение: "Сундук с приданым"? Посмотрите! (Показать)

А в нашем сундуке не приданое, а старинные вещи. В нашей избе много старинных вещей.

10. Загадки

Что-то вы немножко притомились, да?
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей - погляжу!

Хочу дать вам подсказку: все ответы находятся в этой избе.

Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (Стол)

Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар )

Ходит, ходит,
А в избу не заходит. (Дверь)

Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна)

В избе - изба, на избе - труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)

Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно все в дырках. (Сито)

Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки со штанов слизнул. (Утюг)

Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель) Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской - рубелем. Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг) Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя утюгами: пока один нагревался на плите, другим гладили. Когда утюг остывал, их меняли местами. Когда появилось электричество, появились и электрические утюги. Чтобы такой утюг ожил и заработал, его шнур нужно подключить в розетку. Но порой шнур закручивается и мешает хозяйкам гладить, поэтому изобретатели думали-думали, и на свет появился утюг без шнура. На специальной подставке, он очень быстро разогревается.

Все загадки отгадали!

Ай да молодцы!

12. Люлька

Ребята, а назовите мне еще один необычный предмет в нашем музее! Он необычен тем, что подвешен под потолком и качается. Молодцы! А кто знает, как он называется? (Люлька, от песни "ой, люли") В таких люльках, которые тоже были сделаны своими руками, спали младенцы. Давайте подойдем и посмотрим на нашего младенца. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку. А вам ваши мамы пели колыбельные песни? Какие?

13. Кукла-оберег

Посмотрите, что же это за кукла лежит в ногах у младенца? Это кукла-оберег. Их дарили младенцу при рождении, затем человек хранил эту куклу в течение всей жизни. А когда умирал, куклу клали ему в гроб, чтобы она охраняла его в загробной жизни. Кукла не имела глаз, чтобы не сглазить своего хозяина, и у нее не было ног, чтобы она не могла убежать от него. Видите, какой мудрый был наш народ!

14. Игра "Ручеек"

Я вам уже говорила, что все предметы обихода и одежда изготавливались руками хозяев. Работы было много у всех членов семьи, но свой труд люди уважали, трудились с душой. Очень часто девушки и женщины собирались в одном доме, шили, ткали, вышивали с песнями и шутками. Такие вечера назывались Деревенские посиделки . А еще, ребята, деревенские мальчишки и девчонки тоже тянулись на эти посиделки, любили послушать взрослых, да и просто поиграть. Давайте и мы с вами сейчас тоже поиграем. Я вспомнила одну русскую игру "Ручеек", может быть кто-то знаком с ней? Расскажите остальным, как в нее нужно играть.

Дети становятся парами друг за другом, поднимают руки, образуя "воротца". Водящий проходит под "воротцами", берет одного ребенка за руку и уводит к концу "ручейка". Оставшийся игрок идет к началу, проходит под "воротцами", выбирая себе пару. Игра проводится под веселую русскую народную мелодию.

15. Заключение

Умаялись, гости мои дорогие? Я очень рада, что вы ко мне пришли. Все задания мои выполнили, загадки отгадали, пословицы рассказали, в игру поиграли! Молодцы! Я надеюсь, что вы еще ко мне в гости придете, и на память об этой встрече я хочу подарить вам куклы-обережки, чтобы они вас охраняли, оберегали. А чтобы и в нашей избе осталось что-то от вашего посещения, давайте сделаем с вами цветок и повесим его на стену (делаем цветок настроения) .

Я хотела показать вам то, что есть в нашей русской избе. А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины?

Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все это сделать? А вы готовы сами трудиться?

Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!





(номинация «Лучшие экскурсии»)

Работу выполнила:

ученица 11 класса Токарь Елена

E -mail bezimeno @yandex .ru

Тел.(8-261) 4-77-93

309381 Белгородская область

Грайворонский район

с. Безымено, ул. Октябрьская 77-а

Руководитель: Березовская О.Ю.

2012 г

Сценарий музейной экскурсии

К нам гости пришли, дорогие пришли;

Мы не зря квас варили, каравай пекли;

Отведайте наши хлеб, соль.

Русская изба.

Слово «изба» у большинства людей естественно соединяется со словом «деревня». Эта ассоциация верная. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом».

Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьёв, озёр, вдоль почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города, в центре пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга, тяготения к одному центру- селу, имевшему церковь, приходскую школу, лавки, административные здания. Крестьянские избы строились в один или два ряда- «порядка»- вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. Деревни не имели чёткой планировки: усадьбы в них располагались заборами, въездные ворота которых на ночь всегда закрывались.

Избы в старой России обычно строились, или, по народной этимологии, рубились из дерева. Кирпичные дома в сельской местности встречались очень редко, в основном в южных безлесных районах европейской части страны, а также в сёлах, располагавшихся около крупных городов.

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу- обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. При этом исходили, естественно, из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым – и вместе с тем учитывали его ритуальную ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде хоронили людей, и где проходила дорога или стояла баня.

Русская печь

А сейчас я хочу загадать вам загадку: «Чего из избы не вытащишь?» Конечно, речь идет о печи.

Жизнь в избе кипела вокруг печи. Она служила источником тепла и света. Русская печь относится к типу духовых печей, в которых огонь разводится внутри печи. Дым выходит устье-отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход.

В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища. По народным поверьям за печью или под ней живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный или даже опасный в других.

Красный угол (УГОЛ БОЛЬШОЙ, УГОЛ ПЕРЕДНИЙ, УГОЛ СВЯТОЙ)

Парадная часть крестьянской избы. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.

Наш красный угол располагается не по правилам просто потому, что в нашем музее нет того места, где он должен быть.

Красный угол- пространство, заключённое между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. Красный угол хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё «святым».

Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей,- две полки полавочника; отсюда название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища) Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству.

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. Повсеместно у русских был распространён обычай, при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол клали более крупную монету. Зачастую под красным углом закладывали ладан, в жерновом углу, что напротив печного устья,- деньги, в заднем углу у входа- шерсть (символ богатства и плодородия), а там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол, по народным представлениям, предназначался для домового.

Во многих местах на территории России красный угол называли ещё «большим» или «передним».

Женские и мужские углы (или «кут») - напротив печного чела.

Особое место в избе занимает женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находится ткацкий станок (у нас в музее представлены отдельные части ткацкого станка), прялки, и долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики. В основном одежда шилась из домотканого полотна, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками. У нас несколько рушников начала века. В музее представлены праздничные женские рубахи, расшитые пояса и понева.

В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.

Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено - это приспособление для прядения.

Моталки. На них сматывали пряжу, делали полумотки, которые потом мыли и красили.

Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.

Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.

Был в избе и мужской угол, где хранились различные инструменты, пилы, рубанки, здесь же хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки. Мужской угол, или «коник» - у входа. Закут - за печью.

Посуда. В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках. А при помощи вот этого приспособления делали крахмал.

А сейчас, дорогие гости, я загадаю Вам загадку:

Стоит толстячок

Подбочинивши бочек,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит”.

Правильно! Это русский красавец - самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.

Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.

Особое место в избе занимали жернова, при их помощи мололи муку. А это ступка с пестом.

Все вещи хранились в сундуках. Большие сундуки ставили у печи и использовали вместо кровати.

Далее попрошу обратить ваше внимание на детский уголок. Он в первую очередь представлен зыбкой. Зыбка - крестьянская детская колыбель. Делалась из луба, привязывалась к оцепу и “зыбилась” (отсюда и название).

По народным представлениям, ребенку будут сниться плохие сны, он перестанет расти или его может подменить нечистая сила, если он посмотрится в зеркало.

Здесь же представлена кукла-обережка. Кукла издавна была любимой игрушкой детей русской деревни. Как можно заметить лицо у этой куклы не изображалось, это значило, что кукла - вещь неживая и в неё не могут вселиться злые духи.

А теперь я прошу пройти в класс где мы с вами сделаем такую куклу –обережку.

«Школа наших бабушек»

Цель:

расширение общего кругозора;

воспитание культуры музейного зрителя;

развитие внимания, наблюдательности, мышления.

Ход мероприятия:

Дорогие ребята, скоро вы пойдёте в школу. Научитесь не только читать и писать, начнёте познавать наш большой и увлекательный мир. У вас будет много разных уроков: математика, окружающий мир, история и многие другие.

А мы с вами сейчас находимся в музее.

Кто из вас знает, что такое музей?

Музей - это место, где собраны и хранятся старинные вещи. А наш музей не простой. Это музей истории народного образования Царицына - Сталинграда - Волгограда. И рассказывает нам о том, когда появились первые школы в нашем городе, кто и чему в них учился.

Вот и мы с вами перенесёмся на много лет назад и побываем в школе, в которой учились ваши бабушки и дедушки, а, может быть, даже прабабушки и прадедушки. Мы узнаем, что они носили с собой в школу, какие учебники, тетради и ручки у них были.

Но наше путешествие сегодня будет не совсем обычным, прежде чем увидеть экспонат нашего музея, вам необходимо отгадать загадку.

Итак, отправляемся....

Вот вам первая загадка:

Стоит чудесная скамья,

на ней уселись ты да я,

скамья ведёт обеих нас

из года в год, из класса в класс.

Что это такое?

Верно, это парта.

Когда вы придёте в школу, вас там будут ждать удобные столы и удобные стульчики. А ведь когда-то давно в классах стояли не столы и стулья, а вот такие парты.

Рассматривание экспоната 1

Фото 1

Школьный стол прочно соединён со скамейкой. Наклонная крышка парты откидывалась, под столом - подставка для ног, а скамейка поддерживала спину ученика, заставляя держать её прямо. Со временем у парт появились отверстия для чернильниц, углубление для ручек и крючки для портфелей.

Попробуйте посидеть за партой, удобно?

Ну что ж, вот вам ещё одна загадка:

По чёрному белым

пишут то и дело.

Потрут тряпицей

чиста страница.

Школьная доска, верно.

Рассматривание экспоната 2 (фото 1)

Придя сегодня в школу, вы вряд ли где увидите такие доски, сейчас они зелёные или интерактивные, т.е. управляются с помощью компьютера.

А ваши бабушки писали именно на таких досках.

Перед уроком дежурный по классу тщательно мыл тряпку, а потом вытирал с доски. А учитель следил за тем, чтобы перед началом урока в классе всегда была чистая доска и мокрая тряпка.

А кто из вас сможет отгадать следующую загадку?

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

только слышно: стук да стук

Рассматривание экспоната 3 (фото 1)

Счёты - это устройство для произведения простых математических действий, оно было одним из первых вычислительных устройств. Я называю их первым калькулятором. Счёты представляют собой раму с нанизанными костяшками. Передвигая эти костяшки, очень легко складывать и отнимать числа. Счёты были разных размеров: от очень больших, которые стояли у доски, до очень маленьких, которые школьники носили в своих портфелях.

У нас представлены счёты разных размеров. Мы тоже с вами можем попробовать посчитать на них.

Ну что ж, дорогие друзья, мы с вами находимся в классе наших бабушек. Мы посмотрели, какая в классе была обстановка, за какими партами они сидели, на каких досках писали, а теперь давайте заглянем к ним в портфель, какие книги и тетради они носили в школу, какими ручками писали.

И вот вам следующая загадка:

Новый дом несу в руке,

дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

все ужасно важные..

Ваши родители, конечно же, вам скоро купят красивые удобные рюкзаки, с которыми вы пойдёте в школу. А раньше почти все портфели были одинаковой формы, почти все они были тёмные, на них не было никаких рисунков, но зато очень удобно было кататься с горки. Такой портфель представлен в нашем музее.

Рассматривание экспоната 4

А что же клали в свой портфель школьники прошлого века?

И вот вам ещё одна загадка:

В этой узенькой коробке

ты найдёшь карандаши,

ручки, перья, скрепки, кнопки

что угодно для души.

Рассматривание экспоната 5

Пенал...Каких только пеналов нет в наших магазинах: и больших и маленьких, с полным набором канцелярских товаров и без... В нашем музее вы видите пенал. 80-х годов прошлого века, с такими пеналами ходили скорее не бабушки, а ваши мамы. Посмотрите здесь есть и счёты, и алфавит, и часы. В своё время он считался очень модным.

И в пенале обязательно лежали... :

Отгадай, что за вещица,-

острый клювик, а не птица,

этим клювиком она

сеет - сеет семена.

Не на поле, не на грядке -

В пенале, который вы видите в витрине лежат обычные шариковые ручки. Такими писали ваши мамы, а вот бабушки писали совсем другими ручками - перьевыми. Писать ими было очень сложно, поэтому когда дети приходили в первый класс, они учились писать сначала простым карандашом. В школе был специальный предмет, который назывался чистописание. Только после того, как ученик научился писать аккуратно и красиво карандашом, ему разрешалось писать чернилами, и только тогда он мог взять в руки перьевую ручку.

Рассматривание экспоната 6

Фото 4

Чем же они отличались от обычных, шариковых, которыми мы с вами привыкли пользоваться?

Ручка была деревянная со стальным наконечником, куда вставлялось специальное пёрышко.

Перья были разные по размеру и форме и носили интересные названия, например, «казачок» или «лягушка».

А мы сегодня с вами попробуем убедиться, что писать такими ручками было нелегко.

Но для того, чтобы писать этими ручками, необходимо было специальное приспособление.

Рассматривание экспоната 7 (фото 4)

И называется это приспособление - чернильница -непроливайка. Эта чернильница внутри устроена так, что если её наполнить чернилами и случайно опрокинуть, чернила из неё не выльются. Такая чернильница стояла у каждого школьника на парте, и дежурный по классу перед уроком должен был наливать в неё чернила. А чтобы её удобно было носить мамы шили для неё специальный мешочек и ребята привязывали его за ручку портфеля и так носили, чтобы баночка случайно не разбилась и не запачкала тетради и учебники.

Но всё равно не обходилось без клякс.

Замарашка, озорница

вдруг уселась на страницу.

Из-за этой баловницы получил я единицу.

Ну что ж, ребята, давайте попробуем пописать перьевыми ручками, не поставив кляксу, и убедимся, как это трудно с непривычки.

Ребята пробуют написать буквы, слова перьевыми ручками.

У нас осталось совсем немного предметов из бабушкиного портфеля. И вот вам следующая загадка:

То я в клетку, то в линейку,

написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

кто такая я?

Правильно «тетрадь».

Рассматривание экспоната 8

У нас в музее представлены не просто тетради, а прописи. Это сейчас прописи яркие красивые, а раньше на уроках чистописания писали именно в таких прописях, которые представлены в нашем музее. В них практически нет рисунков, но зато очень красивыми получались буквы.

Как вы думаете, что ещё должно обязательно лежать в портфеле первоклассника?

Я всё знаю, всех учу,

хотя сам всегда молчу,

чтоб со мною подружиться,

надо грамоте учиться?

Что же это? Верно, букварь.

Букварь - первый учебник школьника во все времена. Посмотрите, как выглядели буквари, по которым учились ваши бабушки и мамы.

Рассматривание экспоната 9,10,11

Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами ненадолго отправились в прошлое, чтобы посмотреть, как учились наши бабушки и дедушки, папы и мамы. Думаю, что это путешествие было для вас познавательным, и вы для себя открыли много нового.

До новых встреч!

Тематическая экскурсия "Русская изба"

Цель мероприятия: формирование духовной культуры обучающихся 10-14 лет через организацию экскурсионной деятельности.

Задачи:

познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;

воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам,

воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,

развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;

развивать память, логическое мышление, воображение.

Оборудование : цифровой фотоаппарат, магнитофон, записи народных песен.

Реквизит: русский народный костюм, куклы-обереги, картофель, дидактический материал.

Методы:

репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов;

игровой: направлен на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

Ход мероприятия:

ЧАХАЛЯН ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА Музыкальный руководитель высшей категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»
СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ МУЗЕЙ

«РУССКАЯ ИЗБА"
Экскурсоводы дети от 6-7 лет (экскурсию проводит один ребенок или текст можно разделить на несколько детей) Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Это комната русской избы, она еще называется –
изба.
Такая раньше была у наших прабабушек в деревне. Центральное место в доме занимала
печь
, её топили дровами и чтоб они хорошо горели их помешивали вот такой
кочергой
.
Печь обогревала дом и в ней готовили еду в
чугунных горшках
. Горшок ставили в печь, а из неё доставали
ухватом
, чтоб хозяйка не обожгла свои руки. Главной едой была каша. Есть русская пословица; "Щи да каша - еда наша. Еду ели деревянными ложками. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.

Стол
– одна из основных частей избы. Его делали большим, чтобы за ним сразу могла разместиться вся семья на деревянных лавках. На столе стоял большой
самовар
и вся крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Рядом с лавками стояли сундуки и в них хранили не только вещи, но и все ценности. «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой - пряжу отдает?» (
прялка
Зимними долгими вечерами хозяйки на ней пряли нитки, а из ниток вязали половики, ткали полотно, шили одежду, а из лоскутков собирали покрывала на кровать. Гладили белье деревянным утюгом, который называется -рубель. Возле прялки всегда стояла детская колыбель - маленькая кроватка для грудных детей. Первой колыбелью ребенка была люлька или ещё её называли зыбка. Люльку подвешивали к потолку. Положит мама ребенка в люльку, качнет, а сама в это время прядет пряжу и напевает колыбельные песенки. Воды в доме не было и женщины с коромыслом ходили по воду к колодцу. Стирали белье в деревянном корыте, на такой вот стиральной доске. Живы традиции на Руси, какого б не было пути, От старины нельзя нам отступать, традиции России, нам надо соблюдать! Все эти предметы собраны родителями воспитанников и сотрудниками детского сада.
Прощайте, гости дорогие! (поклон)