Взаимоотношения народов сибири и россии. Чем мы круче: правда и мифы о жителях Сибири. Холодно, но душевно

Почти 10 лет – с декабря 1979 и по февраль 1989 года на территории Республики Афганистан проходили военные действия, получившие название Афганской войны, а по сути — это был один из периодов гражданской войны, которая сотрясает это государство уже не одно десятилетие. С одной стороны воевали проправительственные силы (афганская армия), поддерживаемые ограниченным контингентом советских войск, а противостояли им довольно многочисленные формирования вооруженных афганских мусульман (моджахедов), которым оказывали существенную материальную поддержку силы НАТО и большинство стран мусульманского мира. Получилось, что на территории Афганистана в очередной раз столкнулись интересы двух противоборствующих политических систем: одни стремился поддержать в этой стране прокоммунистический режим, а другие предпочитали, чтобы афганское общество шло по исламистскому пути развития. Проще говоря, велась борьба за установление абсолютного контроля над территорией этого азиатского государства.

На протяжении всех 10 лет постоянный советский воинский контингент в Афганистане насчитывал около 100 тысяч солдат и офицеров, а всего через Афганскую войну прошло более полумиллиона советских военнослужащих. И обошлась эта война Советскому Союзу примерно в 75 млрд. долларов. В свою очередь Запад оказал моджахедам финансовую помощь на 8,5 млрд. долларов.

Причины Афганской войны

Центральная Азия, где находится Республика Афганистан, всегда являлась одним из ключевых регионов, где уже несколько столетий пересекаются интересы многих сильнейших мировых держав. Так и в 80-е годы прошлого века там столкнулись интересы СССР и США.

Когда в далеком 1919 году Афганистан обрел независимость и освободился от британской колонизации, то первой страной, которая признала эту независимость, стала молодая советская страна. Все последующие годы СССР оказывал своему южному соседу ощутимую материальную помощь и поддержку, а Афганистан в свою очередь оставался преданным в важнейших политических вопросах.

И когда в результате Апрельской революции 1978 года к власти в этой азиатской стране пришли сторонники идей социализма и провозгласили Афганистан демократической республикой, то оппозиция (радикальные исламисты) объявили вновь созданному правительству священную войну. Под предлогом оказания братскому афганскому народу интернациональной помощи и для защиты своих южных рубежей руководство СССР приняло решение ввести на территорию сопредельной страны свой воинский контингент, тем более что правительство Афганистана неоднократно обращалось к СССР с просьбами об оказании военной помощи. На самом деле все обстояло немного иначе: руководство Советского Союза не могло допустить выхода этой страны из сферы своего влияния, поскольку приход к власти афганской оппозиции мог привести к усилению позиций США в этом регионе, расположенном очень близко к советской территории. То есть, именно в это время Афганистан стал тем местом, где столкнулись интересы двух «сверхдержав», а их вмешательство во внутреннюю политику страны и стало причиной 10-летней афганской войны.

Ход войны

Членами Политбюро ЦК КПСС без согласования с Верховным Советом 12 декабря 1979 года было окончательно принято решение об оказании интернациональной помощи братскому народу Афганистана. И уже 25 декабря части 40-й армии начали переправляться через речку Амударья на территорию сопредельного государства.

В ходе афганской войны можно условно выделить 4 периода:

  • I период – с декабря 1979 по февраль 1980. В Афганистан был введен ограниченный контингент, который разместили по гарнизонам. Их задачей был контроль положения в крупных городах, охрана и оборона мест дислокации воинских подразделений. В этот период не проводились боевые действия, но в результате обстрелов и нападений моджахедов советские части несли потери. Так за 1980 год погибло 1500 человек.
  • II период – с марта 1980 по апрель 1985. Проведение активных боевых действий и крупных военных операций совместно с силами афганской армии на всей территории государства. Именно в этот период советский воинский контингент понес значительные потери: в 1982 году погибло около 2000 человек, в 1985 – более 2300. В это время афганская оппозиция переместила свои основные вооруженные силы в горные районы, где использовать современную моторизованную технику было сложно. Мятежники перешли к маневренным действиям небольшими отрядами, что не давало возможность использовать для их уничтожения авиацию и артиллерию. Для разгрома противника необходимо было ликвидировать базовые районы сосредоточения моджахедов. В 1980 году в Панджшере была проведена крупная операция, в декабре 1981 в провинции Джаузджан был разгромлен базовый пункт мятежников, в июне 1982 в результате военных действий с массовой высадкой десанта был взят Панджшер. В ущелье Ниджраб в апреле 1983 года были разгромлены отряды оппозиции.
  • III период – с мая 1985 по декабрь 1986. Активные боевые действия советского контингента снижаются, воинские операции чаще стали проводится силами афганской армии, которой оказывалась существенная поддержка авиацией и артиллерией. Пресекалась доставка из-за рубежа оружия и боеприпасов для вооружения моджахедов. Были возвращены в СССР 6 танковых, мотострелковых и зенитных полков.
  • IV период – с января 1987 по февраль 1989.

Руководство Афганистана и Пакистана при поддержке ООН начали подготовку к мирному урегулированию ситуации в стране. Некоторые советские подразделения совместно с афганской армией проводят операции по разгрому баз боевиков в провинциях Логар, Нангархар, Кабул и Кандагар. Этот период завершился 15 февраля 1988 года выводом всех советских воинских частей из Афганистана.

Итоги Афганской войны

За 10 лет этой войны в Афганистане погибло почти 15 тысяч советских военных, более 6 тысяч остались инвалидами, а около 200 человек до сих считаются пропавшими без вести.

Через три года после ухода советского воинского контингента к власти в стране пришли радикальные исламисты, и в 1992 году Афганистан был провозглашен исламским государством. Но мир и покой в стране так и не наступил.

Военный конфликт в Афганистане, начавшийся более тридцати лет назад, и сегодня остается краеугольным камнем мировой безопасности. Державы-гегемоны в погоне за своими амбициями не только разрушили ранее стабильное государство, но и искалечили тысячи судеб.

Афганистан до войны

Многие обозреватели, описывая войну в Афганистане, говорят о том, что до конфликта это было крайне отсталое государство, но некоторые факты умалчивают. До противостояния Афганистан на большинстве территории оставался феодальной страной, но в крупных городах, таких как Кабул, Герат, Кандагар и многих других, была достаточно развитая инфраструктура, это были полноценные культурные и социально-экономические центры.

Государство развивалось и прогрессировало. Существовала бесплатная медицина и образование. Страна производила хороший трикотаж. Радио и телевидение транслировали иностранные передачи. Люди встречались в кино и библиотеках. Женщина могла найти себя в общественной жизни или управлять бизнесом.

Модные бутики, супермаркеты, магазины, рестораны, масса культурных развлечений существовали в городах. Начало войны в Афганистане, дата которой в источниках трактуется по-разному, положило конец достатку и стабильности. Страна в один миг превратилась в центр хаоса и разрухи. Сегодня власть в стране захватили радикальные исламистские группировки, которым выгодно поддержание беспорядков на всей территории.

Причины начала войны в Афганистане

Чтобы понять истинные поводы афганского кризиса, стоит вспомнить историю. В июле 1973 года произошло свержение монархии. Переворот осуществил двоюродный брат короля Муххамед Дауд. Генерал объявил о свержении монархии и назначил себя президентом Республики Афганистан. Революция проходила при содействии Народно-демократической партии. Был объявлен курс реформ в экономической и социальной сфере.

В реальности президент Дауд не проводил реформы, а только уничтожал своих врагов, в том числе и лидеров НДПА. Естественно, недовольство в кругах коммунистов и НДПА росло, они постоянно подвергались репрессиям и физической расправе.

Социальная, экономическая, политическая нестабильность в стране стали а внешнее вмешательство СССР и США послужило толчком к еще более массовому кровопролитию.

Саурская революция

Обстановка постоянно накалялась, и уже 27 апреля 1987 года произошла Апрельская (Саурская) революция, организованная военными отрядами страны, НДПА и коммунистами. К власти пришли новые лидеры - Н. М. Тараки, Х. Амин, Б. Кармаль. Они сразу же объявили о проведении антифеодальных и демократических реформ. Начала существовать Демократическая Республика Афганистан. Сразу же после первых ликований и побед объединённой коалиции стало ясно, что между лидерами существует разлад. Амин не ладил с Кармалем, а Тараки закрывал на это глаза.

Для СССР победа демократической революции стала настоящей неожиданностью. Кремль выжидал, что же будет дальше, но многие благоразумные военачальники и аппаратчики Советов понимали, что не за горами начало войны в Афганистане.

Участники военного конфликта

Уже через месяц после кровавого свержения правительства Дауда новые политические силы погрязли в конфликтах. Группировки «Хальк» и «Парчам», как и их идеологи, не находили точек соприкосновения между собой. В августе 1978 года происходит полное отстранение «Парчам» от власти. Кармаль вместе со своими единомышленниками выезжает за границу.

Еще одна неудача постигла новое правительство — проведение реформ тормозилось оппозицией. Исламистские силы объединяются в партии и движения. В июне в провинциях Бадахшан, Бамиан, Кунар, Пактия и Нангархар начинаются вооруженные выступления против революционной власти. Несмотря на то что официальной датой вооруженного столкновения историки называют 1979 год, военные действия начались гораздо раньше. Год начала войны в Афганистане - 1978. Гражданская война стала тем катализатором, который подтолкнул иностранные страны к вмешательству. Каждая из мегадержав преследовала свои геополитические интересы.

Исламисты и их цели

Еще в начале 70-х годов на территории Афганистана сформировалась организация "Мусульманская молодежь». Членам этой общины были близки исламские фундаменталистские идеи арабских «Братьев-мусульман», их методы борьбы за власть, вплоть до политического террора. Главенство исламских традиций, джихад и пресечение всяческих реформ, противоречащих Корану — это основные положения подобных организаций.

В 1975 году «Мусульманская молодежь» прекратила свое существования. Она была поглощена другими фундаменталистами — Исламской партией Афганистана (ИПА) и Исламским обществом Афганистана (ИОА). Руководили этими ячейками Г. Хекматьяра и Б. Раббани. Члены организации обучались ведению военных действий в соседнем Пакистане и спонсировались властями иностранных государств. После Апрельской революции оппозиционные общества объединились. Переворот в стране стал своего рода сигналом для вооруженных действий.

Иностранная поддержка радикалам

Нельзя упускать из виду тот факт, что начало войны в Афганистане, дата которой в современных источниках - 1979-1989 гг., было максимально спланировано иностранными державами-участниками блока НАТО и некоторыми Если раньше американская политическая элита отрицала причастность к формированию и финансированию экстремистов, то новый век привнес в эту историю весьма занятные факты. Бывшие сотрудники ЦРУ оставили массу мемуаров, в которых разоблачали политику собственного правительства.

Еще до вторжения советских войск в Афганистан ЦРУ финансировали моджахедов, обустраивали для них тренировочные базы в соседнем Пакистане и снабжали исламистов оружием. В 1985 году президент Рейган лично принимал делегацию моджахедов в Белом доме. Важнейшим вкладом США в афганский конфликт стала вербовка мужчин во всем арабском мире.

Сегодня существует информация, что война в Афганистане была спланирована ЦРУ как ловушка для СССР. Попавшись в нее, Союз должен был увидеть всю несостоятельность своей политики, истощить ресурсы и «развалиться». Как видим, так и получилось. В 1979 начало войны в Афганистане, вернее, ввод ограниченного контингента стал неизбежен.

СССР и поддержка НДПА

Существуют мнения, что Апрельскую революцию СССР готовил несколько лет. Курировал эту операцию лично Андропов. Тараки был агентом Кремля. Сразу же после переворота началась дружеская помощь Советов братскому Афганистану. Другие источники утвержадют, что Саурская революция была полной неожиданностью для Советов, хоть и приятной.

После успешной революции в Афганистане правительство СССР начало более пристально следить за событиями в стране. Новое руководство в лице Тараки проявляло лояльность к друзьям из СССР. Разведка КГБ постоянно сообщала "вождю" о нестабильности в соседнем регионе, но было принято решение выжидать. Начало войны в Афганистане СССР восприняло спокойно, Кремлю было известно о спонсировали оппозиции Штатами, отдавать территорию не хотелось, но и очередной советско-американский кризис был Кремлю ни к чему. И тем не менее стоять в стороне не собирался, все-таки Афганистан — это страна-сосед.

В сентябре 1979 года Амин убил Тараки и провозгласил президентом себя. Некоторые источники свидетельствуют, что окончательный разлад в отношении бывших соратников произошел из-за намерения президента Тараки обратиться с просьбой к СССР о вводе военного контингента. Амин и его соратники были против.

Советские источники утверждают, что от правительства Афганистана им было выслано около 20 обращений с просьбой ввести войска. Факты утверждают обратное - президент Амин был противником ввода русского контингента. Резидент в Кабуле слал данные о попытках США втянуть СССР в Уже тогда руководство СССР знало, что Тараки и НДПА - резиденты Штатов. Амин был единственным националистом в этой компании, и все же с Тараки они не поделили 40 млн $, заплаченных ЦРУ за апрельский переворот, это и стало основной причиной его смерти.

Андропов и Громыко и слушать ничего не хотели. В первых числах декабря в Кабул вылетел генерал КГБ Папутин с заданием уговорить Амина призвать войска СССР. Новый президент был неумолим. Тогда 22 декабря в Кабуле случился инцидент. Вооруженные «националисты» ворвались в дом, где проживали граждане СССР, и отрезали головы нескольким десяткам человек. Насадив их на копья, вооруженные "исламисты" пронесли их по центральным улицам Кабула. Милиция, прибывшая на место происшествия, открыла огонь, но преступники скрылись. 23 декабря правительство СССР выслало правительству Афганистана сообщение, в котором поставило в известность президента, что советские войска скоро будут в Афганистане с целью защитить граждан своей страны. Пока Амин обдумывал, как отговорить войска «друзей» от вторжения, они уже высадились на одном из аэродромов страны 24 декабря. Дата начала войны в Афганистане - 1979-1989 гг. - откроет одну из самых трагических страниц в истории СССР.

Операция "Шторм"

Части 105-й воздушно-десантной Гвардейской дивизии высадились в 50 км от Кабула, а спецподразделение КГБ «Дельта» окружило дворец президента 27 декабря. В результате захвата Амин и его телохранители были убиты. Мировая общественность «ахнула», а все кукловоды этой затеи потерли руки. СССР попался на крючок. Советские десантники захватили все основные объекты инфраструктуры, расположенные в крупных городах. За 10 лет в Афганистане воевало более 600 тыс. советских солдат. Год начала войны в Афганистане стал началом распада СССР.

Ночью 27 декабря из Москвы прибыл Б. Кармаль и по радио объявил о втором этапе революции. Таким образом, начало войны в Афганистане - 1979 год.

События 1979-1985 гг.

После успешной операции «Шторм" советские войска захватили все крупные индустриальные центры. Целью Кремля было укрепить коммунистический режим в соседнем Афганистане и оттеснить душманов, которые контролировали сельскую местность.

Постоянные столкновения между исламистами и отрядами СА привели к многочисленным жертвам среди мирного населения, но горная местность абсолютно дезориентировала бойцов. В апреле 1980 года состоялась первая крупномасштабная операция в Панджшере. В июне этого же года Кремль распорядился вывести некоторые танковые и ракетные части из Афганистана. В августе этого же года состоялся бой в Машхадском ущелье. Войска СА попали в засаду, было убито 48 бойцов и 49 - ранено. В 1982 году с пятой попытки советским войскам удалось занять Панджшер.

В течение первых пяти лет войны ситуация развивалась волнообразно. СА занимала высоты, затем попадала в засады. Полномасштабных операций исламисты не проводили, они нападали на колонны продовольствия и отдельные части войск. СА пыталась оттеснить их от крупных городов.

В этот период произошло несколько встреч Андропова с президентом Пакистана и членами ООН. Представитель СССР заявлял, что Кремль готов к политическому урегулированию конфликта взамен на гарантии США и Пакистана о прекращении финансирования оппозиции.

1985-1989 гг.

В 1985 году первым секретарем СССР стал Михаил Горбачев. Он был настроен конструктивно, хотел реформировать систему, наметил курс "перестройки". Затяжной конфликт в Афганистане тормозил процесс урегулирования отношений с США и странами Европы. Активные военные действия не проводились, но все же на афганской территории с завидным постоянством гибли советские солдаты. В 1986 году Горбачев объявил курс на поэтапный вывод войск из Афганистана. В этом же году Б. Кармаля сменил М. Наджибулла. В 1986 году руководство СА пришло к заключению, что битва за афганский народ проиграна, так как взять под контроль всю территорию Афганистана СА не могла. 23-26 января Ограниченный контингент советских войск провел свою последнюю операцию «Тайфун» в Афганистане в провинции Кундуз. 15 февраля 1989 года выведены все войска Советской армии.

Реакция мировых держав

Все после объявления СМИ о захвате президентского дворца в Афганистане и убийства Амина пребывало в состоянии шока. СССР сразу же начали рассматривать как тотальное зло и страну-агрессора. Начало войны в Афганистане (1979-1989 гг.) для европейских держав стало сигналом о начале изоляции Кремля. Президент Франции и канцлер Германии лично встречались с Брежневым и пытались уговорить его вывести войска, Леонид Ильич был непреклонен.

В апреле 1980 года правительство США санкционировало помощь оппозиционным силам Афганистана в размере 15 млн $.

США и европейские страны призвали мировое сообщество игнорировать Олимпиаду-80, проходящую в Москве, но из-за присутствия азиатских и африканских стран это спортивное событие все же состоялось.

«Доктрина Картера» была составлена именно в этот период обострения отношений. Страны третьего мира большинством голосов осудили действия СССР. 15 февраля 1989 года советское государство, согласно соглашениям со странами ООН, вывело свои войска из Афганистана.

Итог конфликта

Начало и конец войны в Афганистане носят условный характер, ведь Афганистан — это вечный улей, так говорил о своей стране ее последний король. В 1989 году Ограниченный контингент советских войск «организованно» пересек границу Афганистана - так было доложено высшему руководству. На самом деле в Афганистане остались тысячи военнопленных солдат СА, забытые роты и пограничные отряды, прикрывавшие отход той самой 40-й армии.

Афганистан после десятилетней войны был повергнут в абсолютный хаос. Тысячи беженцев покинули пределы своей страны, спасаясь от войны.

Еще сегодня остается неизвестным точное число погибших афганцев. Исследователи озвучивают цифру в 2,5 млн погибших и раненых, в основном это - мирное население.

СА за десять лет войны потеряла около 26 тысяч солдат. Войну в Афганистане СССР проиграл, хотя некоторые историки утверждают обратное.

Экономические расходы СССР в связи с афганской войной были катастрофическими. На поддержку Кабульского правительства ежегодно выделялось 800 млн $, на вооружение армии - 3 млрд $.

Начало войны в Афганистане стало концом СССР, одной из самых крупных мировых держав.

Прошло уже двадцать лет после вывода советских войск из Афганистана. Благодаря стараниям некоторых либеральных деятелей в общественном сознании утвердилось множество мифов, связанных с той войной и особенно с причинами нашего поражения. Попробую пересказать некоторые из них.
СССР навязал афганскому народу чуждый им коммунистический режим. Весь демократический мир осудил советскую агрессию. Афганская война похожа на войну во Вьетнаме - мы, как в своё время американцы, воевали с народом; такую войну невозможно выиграть.
Попробуем разобраться. Коммунистическая идеология не была навязана афганскому народу извне, она возникла внутри самого народа. Советские руководители, принимая решение о вводе войск, не предполагали участие этих войск в крупных боестолкновениях. Войска вводились лишь для укрепления дружественного СССР политического режима. Войдя в Афганистан, войска расположились гарнизонами и совсем не собирались принимать участие в каких-либо операциях. Любой желающий может посмотреть хронику событий в Афганистане в 1979 – 1982 годах. Крупных боёв почти не было. Но положение резко изменилось после направления финансовой помощи и начала поставок душманам из США и других стран НАТО, а так же Китая крупных партий современного оружия. Но кому это поставлялось? Кто воевал с нами? Вот тут я предлагаю рассмотреть структуру современного афганского общества.
В первую очередь бросается в глаза раздробленность страны. На севере живут таджики и узбеки. На востоке пуштуны, на юге белуджи. И у каждой народности свой военный руководитель. У узбеков – Рашид Дустум, у пуштунов – Гульбеддин Хекматиар, на юге сильны талибы с муллой Омаром. К этому можно добавить разделение мусульманской общины Афганистана на суннитов и шиитов. Это прямо указывает на сохранение феодальных порядков в Афганистане. Каждый командир управляет своей «вотчиной», не допуская туда других. У него имеется собственная гвардия – отряды вооружённых людей, по образцу средневековых княжеских дружин. Эти люди не признают никакого ремесла, кроме военного, и готовы за деньги вести войну с кем угодно и где угодно, кроме территории «своей» вотчины. Если кто хочет это оспорить, пусть прочитает историю средних веков, там очень много сказано о порядках и структуре феодального общества.
Местные князьки с восторгом приняли заокеанские деньги и оружие. Сидящая «без дела» «дружина» всегда опасна. Начинаются внутренние склоки и раздоры, внутри дружины выделяются лидеры, стремящиеся занять «ханское» место… Война с внешним противником сразу решает подобные «недоразумения»! А если эту войну оплачивают извне…
В начале девяностых, благодаря стараниям наших «демократов» «душманы» превратились в борцов за веру, в «моджахедов». Были проведены совершенно необоснованные параллели с войной США во Вьетнаме.
Война во Вьетнаме велась войсками США и Южного Вьетнама против войск Северного Вьетнама и коммунистического движения в самом Южном Вьетнаме (Вьетконг). При этом коммунисты выступали единым фронтом, любое проявление сепаратизма в их рядах пресекалось. После победы Севера страна объединилась и встала на рельсы индустриального развития. Совсем другая картина в Афганистане. Сразу после свержения режима Наджибуллы в стране разгорелась жестокая гражданская война между недавними союзниками по борьбе с «шурави». Гражданская война продолжается до сих пор…
Теперь я хочу спросить всех, считающих афганских душманов «борцами за веру»: а что они знают о лидерах «сопротивления»?
Серьёзные исследователи (Хохлов, Зеличенко) убедительно доказали связь лидеров афганских группировок с наркотрафиком. Ниже я привожу отрывок статьи, посвящённый этой проблеме.
//////С производством наркотиков были напрямую связаны и лидер Исламской партии Афганистана (ИПА) Гульбетдин Хекматиар, и лидер Исламского общества Афганистана (ИОА) Бурханутдин Раббани, ставший в 1993-м году президентом страны, и многие другие лидеры оппозиции, а также полевые командиры. Хекматиар, например, в 1992 году владел, по крайней мере, 11 лабораториями по переработке опийной смолы в героин, 4 из них располагались в Пакистане. Сырье поступало с опийных плантаций афганских провинций Нангархар, Кандагар, Забуль и Пактия, частично Гильненд, которые контролировали полевые командиры из партии ИПА. Бурханутдин Раббани
распространял свое влияние на северо-восточный регион Афганистана и долину
Пандшир, заселенные, в основном, таджиками. Именно здесь расположены
обширные поля опийного мака и индийской конопли, особенно в Бадахшане.
Всего же под контролем полевых командиров Раббани находились семь
крупных зон производства опия и конопли. Моджахедам нужны были деньги на
закупку оружия для ведения гражданской войны и подкуп различных влиятельных
вождей кланов, религиозных, политических группировок, чтобы привлечь их под
знамена джихада, для создания инфраструктуры повстанческого движения,
включая представительство за рубежом и содержание пропагандистского
аппарата. Наикратчайший путь к удовлетворению огромных потребностей
моджахедов лежал через поля опийного мака, через вытеснение этой
неприхотливой, но трудоемкой культурой посевов зерновых, хлопчатника,
масличных. Продовольствие наркодельцам стало выгоднее приобретать в
Пакистане, Иране за наркодоллары и затем перепродавать в Афганистане,
увеличивая и без того высокую доходность производства наркотиков. В
Пакистане же располагались лагеря афганских беженцев, многочисленные
лаборатории по переработке опия в героин. " Специальный мешочек опия весом
2,4 килограмма стоит здесь от 60 до 90 тысяч афгани, а один джериб (0,2 га)
дает до 20 килограммов опия. Для сравнения: ман (7 кг) пшеницы продается за
650 афгани, джериб дает 140 килограммов этой культуры. Разница в доходе
разительная. По мере переработки в героин опийная смола дорожает неизмеримо,
принося огромные доходы моджахедам... В 1991 году через Пакистан прошла
тысяча тонн опия. Четыре пятых этого количества предназначались для
переброски в Западную Европу, Юго-Восточную Азию и за океан. Остальное
проглотил огромный пакистанский рынок. В этой стране число потребителей
возросло до 2,53 миллиона человек, средства, вовлеченные в наркобизнес,
составляют не менее 200 миллиардов долларов". "85% героина, потребляемого в
Западной Европе, и 70% потребленного в США, поступают туда из Афганистана и
Пакистана".
Производимый в Афганистане и Пакистане наркотик уходил по давно
проторенным авиамаршрутам, контрабандным автодорогам и караванным тропам
через пустыни Ирана в Турцию, оттуда в западную Европу, а через порт Карачи
- в США. Правительство США отказывалось рассматривать сообщения о
контрабанде наркотиков, т.к. тесно сотрудничало с моджахедами в войне против
кабульского просоветского режима. Нередко грузовики, доставлявшие вооружение
из Карачи афганским моджахедам, загружались на обратный путь опием и
героином и беспрепятственно проходили через таможенные посты. ЦРУ США,
осуществлявшее поставки оружия моджахедам и помогавшее им в войне с
советским воинским контингентом (1979-1989годы) и режимом Наджибуллы
(1987-1992годы), выиграло противостояние с Управлением по борьбе с
распространением наркотиков США, протестовавшим против нереагирования
американских властей на увеличение наркопоставок из зоны т.н. "Золотого
полумесяца".
Моджахеды настойчиво осваивали и другой маршрут - через
советско-афганскую границу протяженностью 1500 километров. Однако надежная
пограничная охрана, отсутствие отлаженного наркорынка на территории СССР
сдерживали их стремления, хотя тайные проходы там имелись и через них на
приграничную территорию Узбекской, Таджикской ССР проникали наркокурьеры,
которые закладывали в схроны оружие, опий, гашиш, происламскую
пропагандистскую литературу, попадавшие затем в руки преступных элементов./////

Итак. Могут ли наркоторговцы быть «борцами за веру»? Если да, то за какую веру?
Кроме торговли наркотиками лидеры «афганских повстанцев» напрямую связаны с террористами из Аль-Каиды. Вот отрывок из интервью Хекматиара:
/////- Знакомы ли вы лично с Усамой бен Ладеном? Почему он вообще оказался в Афганистане?
- Я очень давно знаю Усаму. Он друг Афганистана, он боролся против советской армии. У него нет политических намерений. Он разошелся во взглядах с правительством Саудовской Аравии, когда американские военные вступили на святую для мусульман землю. Усама много раз просил представителей власти не допустить вступления американцев на Святую Землю, но его не послушали. Тогда он вынужден был уехать в Судан, а позже - в Афганистан.
- Правда ли, что мусульманский мир, я имею в виду прежде всего арабские страны, которые сотрудничают с США сейчас, раскололся именно потому, что одни считают бен Ладена террористом номер 1, другие - героем?
- Администрация Буша очень ошиблась в своем определении Усамы. Его любят и обожают люди во всем мире, особенно на Ближнем Востоке, все арабы любят его, они единодушны, и его сторонников становится все больше. /////
Почему некоторые СМИ клеймят любого, кто как-то положительно отзовётся о русском национализме, но в то же время друга бин-Ладена называют «борцом за веру»? Исламисты периодически устраивают всевозможные джихады, торгуют наркотиками, взрывают дома… Они «борцы за веру»???
Афганская война была проиграна не из-за силы душманов, а из-за внутренней слабости советского общества. Кроме того, экономическое положение СССР не позволяло ему вести войну против экономики США, стран НАТО и Китая. И что же мы получили в итоге? Я предлагаю уважаемому читателю ознакомиться с материалами одного общественного форума.

///// Сегодня, 12 февраля, спикер Государственной Думы РФ Борис Грызлов встречается с ветеранами войны в Афганистане. А, как известно, тема Афганистана стала особенно актуальной некоторое время назад, в связи активизацией деятельности НАТО в данном направлении и заявлениями Дмитрия Рогозина. В связи с этим РЖ в очередной раз обращается к материалам круглого стола "Надо ли России поддерживать НАТО в Афганистане?", организованного совместно Институтом демографии, миграции и регионального развития, Фондом эффективной политики и редакцией "Русского журнала".
* * *
Нынешняя ситуация в Афганистане представляет серьезную опасность для России.
Прикрываясь необходимостью борьбы с так называемым терроризмом, США и их союзники наращивают свое влияние в Средней Азии. На сегодняшний день США имеют в регионе крупную базу в Киргизии, французы имеют неплохую военную базу ВВС в Таджикистане – это истребительная группировка и военно-транспортная группировка.
Сейчас командующий региональными силами США Дэвид Петреус побывал в этих странах и договорился о создании перевалочных баз. Чем отличается перевалочная база от военной базы? Поставьте два самолета, нарастите немножко военнослужащих – будет военная база, вот и всё. То есть идет окружение России. Даже Китай уже этим обеспокоен.
Таким образом, США и НАТО эффективно используют эту ситуацию. Это первое.
Второе, что немаловажно в этой ситуации, Россия сама своей политикой создает серьезную проблему. Она заключается в наличии безвизового режима с рядом государств СНГ, в первую очередь с Таджикистаном, с Узбекистаном и с Киргизией. Самая большая по протяженности граница с Афганистаном – у наших таджикских товарищей, если, конечно, их можно назвать товарищами. А граница не охраняема – что такое таджикские пограничники?
Я представляю, что это такое. Это, по сути, "дырявая граница". Дальше идет дыра с Киргизией. Я часто ездил по маршруту Хорог – Ош и знаю, о чем говорю. Если это граница, то я – великий китайский богдыхан. Никакой границы там нет!
Поскольку у нас нет визового режима, то на территорию России идут наркотики, и не только. На сегодняшний день в России присутствуют все террористические организации, которые есть в Средней Азии. Это и «Хизб ут-Тахрир аль-Исламия», и Исламская партия Узбекистана (сейчас она называется Исламская партия Туркестана), и относительно новое движение «Салафия» в Таджикистане, – всё это присутствует. Естественно, при желании в РФ могут оказаться и любые террористические организации, которые присутствуют на территории Афганистана и Пакистана. Перебросить террористическую группу из пакистанской Северо-Западной провинции на юг Таджикистана – не проблема. Всё это результат нашей своеобразной политики.
Третье: зачастую государства Средней Азии проводят недружественную политику по отношению к России. Тот же Таджикистан: у нас большие проблемы с авиационной группой, которая недавно была вынуждена перелететь в киргизский город Кант. Почему? Потому что таджикское руководство не разрешало им полеты в районе душанбинского аэропорта и запрашивало за оплату по мировым ценам. При этом братья-французы летали, как хотели. Такие вот у нас союзники.
Теперь, если говорить об Афганистане, я бы не сказал, что американцы так уж комфортно там себя чувствуют. Потери относительно небольшие, но это связано, во-первых, с тем, что и количество войск там не такое, как было, когда там находились наши войска. Во-вторых, движение «Талибан» не поддерживает ни одно государство в мире, и, соответственно, у него нет той поддержки, какая была у афганских моджахедов, когда мы были в Афганистане.
В то же время очевидно, что «Талибан» пользуется значительной поддержкой местного населения, потому что политика, проводимая США и НАТО, в общем-то такая: мы вас загоним в демократическое общество, а не хотите – будем бомбить территории предполагаемого нахождения «Талибана». Даже по данным ООН на прошлый год было, если я не ошибаюсь, 1200 погибших среди мирного населения – женщин, детей, стариков. /////

И установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными общественно-политическими и националистическими силами страны.

В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА). Радикализм нового афганского руководства, поспешная ломка многовековых традиций народа и устоев ислама, усилили сопротивление населения центральному правительству. Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. СССР и некоторые другие страны оказывали помощь афганскому правительству, а страны НАТО, мусульманские государства и Китай — силам оппозиции.

К концу 1979 года обстановка в стране резко осложнилась , нависла угроза свержения правящего режима. В связи с этим правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) неоднократно обращалось к СССР с просьбой направить в страну воинские части. Советская сторона сначала отклоняла такую форму вмешательства, но, в условиях обострения афганского кризиса, 12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск для оказания военной помощи правительству Афганистана. Решение было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС в соответствии со статьей 4 советско-афганского "Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве", заключенного 5 декабря 1978 года, и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ Советского Союза.

Основная задача ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) состояла в том, чтобы создать "санитарный кордон" у границ СССР в условиях надвигавшейся угрозы распространения исламского фундаментализма на территории советских мусульманских республик.

16 декабря 1979 года было отдано распоряжение о выделении из управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) полевого управления 40-й армии и полной его мобилизации. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Юрий Тухаринов. Соединения и части 40-й армии были полностью мобилизованы за 10-12 дней до ввода.

Ввод и размещение ОКСВ в ДРА проводились с 25 декабря 1979 года. К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен. На территорию Афганистана были введены три дивизии (две мотострелковые и одна воздушно-десантная), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части.

В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно уточнялся в целях его усиления. Наибольшая численность ОКСВ (1985) составляла 108,7 тысячи человек, в том числе в боевых частях — 73,6 тысячи человек. Состав ОКСВ в основном включал: управление 40-й армии, три мотострелковые и одну воздушно-десантную дивизии, девять отдельных бригад и семь отдельных полков, четыре полка фронтовой и два полка армейской авиации, а также тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части и подразделения.

Общее руководство ОКСВ осуществляла оперативная группа министерства обороны СССР, которую возглавлял маршал СССР Сергей Соколов, с 1985 года — генерал армии Валентин Варенников. Непосредственное управление боевой и повседневной деятельностью ОКСВ осуществлял командующий 40-й армией, подчинявшийся командованию войсками ТуркВО.

Советские войска в Афганистане охраняли и обороняли народно-хозяйственные объекты, аэродромы, жизненно важные для страны автодороги, осуществляли проводку транспортных колонн с грузами по территории, находившейся под контролем вооруженной оппозиции.

Для снижения военной активности оппозиции ОКСВ вели активные боевые действия различного масштаба с применением всего арсенала обычных средств поражения, наносили авиационные удары по базам оппозиции. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооруженных групп противника. Таким образом, введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства страны против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 года — февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 года — апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 года — декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод на родину шести советских полков.

4-й этап: январь 1987 года — февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.

СССР и после ввода войск в Афганистан продолжал искать возможности политического разрешения внутриафганского конфликта. С августа 1981 года он пытался обеспечить переговорный процесс ДРА с Пакистаном и Ираном, с апреля 1986 года — содействовать системной политике национального примирения.

14 апреля 1988 года в Женеве (Швейцария) представителями Афганистана, Пакистана, СССР и США были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии невмешательства во внутренние дела республики, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. Были установлены крайние сроки вывода советских войск: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года, остальные подразделения — ещё через шесть месяцев.

С 15 мая 1988 года начался вывод ОКСВ, который завершился 15 февраля 1989 года. Выводом войск руководил последний командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов.

Военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч военнослужащих, в том числе в составе ОКСВ — 525,2 тысячи человек.

Потери военнослужащих 40-й армии составили: убитыми и умершими — 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров и генералов, ранеными — 49 985 человек. В ходе боевых действий на территории Афганистана, кроме того, погибли 572 военнослужащих органов государственной безопасности, 28 сотрудников министерства внутренних дел СССР, а также 190 военных советников, в том числе 145 офицеров. Из-за ранений прекратили свою службу в Вооруженных силах 172 офицера. Инвалидами стали 6669 "афганцев", в том числе инвалидами первой группы — 1479 человек.

За военные и другие заслуги свыше 200 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 86 удостоены звания Героя Советского Союза, из них 28 — посмертно.

(Дополнительный

В начале ХХI в. Россия столкнулась как с геополитическими угрозами разрушения ее целостности, так и с вызовами глобализации. В связи с этим особую актуальность приобрели вопросы региональной политики и региональной идентичности. Согласно свидетельствам переписчиков, участвовавших во Всероссийской переписи населения 2010 г., среди вариантов национального самоопределения были зафиксированы «сибиряки». Неоднозначная реакция на эту ситуацию политиков, чиновников, ученых, широких кругов общественности является сегодня одной из самых обсуждаемых в сибирском Интернете. На специальном сайте была организована акция «Запишись сибиряком», которая призывала: «Друзья! Сибиряки! Согласно Конституции России, национальность гражданина определяется не по паспорту, не по указанию правительства, а по самоидентификации человека. В переписи населения 2010 года предусмотрена национальность «Сибиряк». В то же время московские чиновники и депутаты пытаются всячески воспрепятствовать нашей сибирской самоидентификации. Сибиряк — это не место жительства, не штамп в паспорте. Сибиряк — это состояние души. Скажи громко, что ты — СИБИРЯК! Впиши свою фамилию в списки сибиряков и скажи, что ты думаешь. Сибирь — не колония! Пока мы едины — мы непобедимы!»1.

Отношение в современном российском обществе к этому факту неоднозначно: от чувства гордости за сформировавшееся и официально зафиксированное региональное самосознание жителей сибирского региона до обвинения их в национализме и сепаратизме: «Собственно, эта акция была бы сродни смешным и идиотским выходкам типа «запиши себя эльфом», если бы устроители не прицепили к ней политику. Но они прицепили. Прицепили и национальный вопрос. В итоге акция приобрела черты такого не очень красивого явления, как сепаратизм, и такого совсем мерзкого, как НАЦИЗМ… оказывается, что для возникновения нации нужно только одно, сознавать себя членом этой самой нации. Ура! Нация «эльфов» существует, ибо соответствует всем критериям данного «обоснования»2.

Давайте попробуем разобраться, основываясь не только на имеющихся мнениях и публикациях, но и на материалах историко-этнографических экспедиций и этносоциологических опросов. Эти исследования проводились Омским государственным университетом имени Ф. М. Достоевского, Омским филиалом Института археологии и этнографии СО РАН, Сибирским культурным центром и Омской областной общественной организацией «Центр славянских традиций» под руководством автора в 1986-2011 гг. в различных регионах Сибири и Северного Казахстана.

Вопрос о самобытности сибиряков относится к дискуссионным и активно обсуждается учеными различных специальностей, как в нашей стране, так и за рубежом. Актуальность исследований этой тематики особенно возросла в последние годы, о чем свидетельствует целый ряд проведенных научных конференций и новых монографических работ3. Появился и электронный журнал «Сибирская ЗАИМКА». При поддержке Администрации губернатора Красноярского края с 2008 г. начинает издаваться ежегодный альманах «Национальность — сибиряк», который «призван помочь в решении целого ряда важных задач: сохранения атмосферы межнационального согласия как залога социальной стабильности, этнокультурного просветительства, воспитания толерантности и гражданского патриотизма»4. Правда, в 2011 г., по предложению общественной палаты национальностей Гражданской ассамблеи Красноярского края, было принято решение о смене названия этого альманаха на «Этно-Мир. О народах Красноярского края».

Заметим, что этимологическое толкование слова «Сибирь» отличается неопределенностью фонетического облика и языковой принадлежности5, есть сторонники монгольского, тюркского, славянского вариантов этимологии. Наибольшее распространение получила версия, связывающая происхождение этого термина с самоназванием одной из этнических групп – «сипыр», обитавших в конце первого тысячелетия в районе лесостепного Прииртышья6. «Сибирь – это не только энергетический, природно-ресурсный, важный геополитический регион России, но и своеобразная натуральная ее модель, в которой представлены все основные социокультурные составляющие российского общества – цивилизационные, этнические, конфессиональные. Это территория многовекового взаимодействия славянских, тюркско-монгольских, угро-финских, палеоазиатских народов, пространство диалога христианства, мусульманства, буддизма, шаманизма, взаимодействия земледельческого и кочевнического хозяйственного укладов, доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ»7.

Довольно часто можно встретить точку зрения, согласно которой Сибирь – это «иная, другая Россия»8. На протяжении нескольких веков она не только пугала своей отдаленностью, неизвестностью, каторгой и ссылкой, но и манила своими природными богатствами, романтикой свободы и обширными пространствами. Сибирь была тем местом, где открывались более широкие возможности для самореализации9. Для декабристов, а затем — и ссыльных народников, Сибирь с ее населением, не знавшим крепостного права, считалась поначалу обетованной землей, где они могли обрести свободного русского крестьянина, обладавшего в полной мере «землей» и «волей». И не важно, что сибирская действительность заставила их во многом разочароваться, и сибиряк оказался далек от рисуемого образа. Главное в том, что в этом можно усмотреть начало формирования колонизационного проекта «обрусения» Сибири, в котором реальность причудливо сочеталось с романтической эстетикой, народническими социальными идеалами и даже консервативными национальными проектами «единой и неделимой» России10.

Впервые в отечественной политике попытка обосновать региональную специфику была предпринята сибирскими областниками, развивавшими концепцию Сибири как особой области с присущими ей географическими, этнокультурными, политическими особенностями, а также специфическим региональным самосознанием11. Уже к середине XIX в. местные идеологи озаботились поиском сибирской идентичности. Афанасий П. Щапов выдвинул тезис о существующей здесь общности «европейско-сибирского, или великорусско-инородческого типа», а Николай М. Ядринцев – о новой «сибирско-русской народности»12. Становлению «сибирства» по мере роста населения способствовали замкнутость Сибири от европейской части России в связи с отдаленностью, природно-климатические условия, определенная свобода в жизнедеятельности пришлого населения и аборигенов, демократизм, относительно мирное сосуществование коренных народов и выходцев из Европейской России, а также — «наличие доминирующего этноса, как особого культурного ядра, скрепленного определенной религией, традициями, нравственностью, открытостью по отношению к коренным народам Сибири, при отсутствии идеологии расовой предубежденности; обилие земель и угодий»13.
В этнографической литературе можно встретить определение сибиряков в качестве одной из групп русского старожильческого населения Сибири (наряду с чалдонами, казаками, староверами (кержаками, раскольниками) и пр.). Среди современных исследователей нет общепринятой временной границы, отделяющей сибирских старожилов от переселенцев. Если в ранних работах старожилами считали «первых поселенщиков» конца XVI – XVIII вв., то позднее верхняя хронологическая рамка начала смещаться до второй половины XIХ в. (времени массовых переселений в Сибирь). Это обусловлено тем, что по мере проживания в Сибири бывшие переселенцы постепенно начинали осознавать себя сибиряками-старожилами. Переселенцами соответственно считали тех, кто переехал в Сибирь позднее, чем они или относительно недавно.

В настоящее время в народной среде «старожилами» называют тех, чьи предки прожили в Сибири 3-4 поколения, а также тех, кто родились и прожили в Сибири около 30 лет. Переселенцы (новоселы, российские/расейские/расея, самоходы, кацапы, хохлы, лапотоны/лапотники, поселенщики и пр.), как правило, помнили места своего исхода в Сибирь и соответственно называли себя витебскими, воронежскими, вятскими, курскими, смоленскими и др. Зачастую старожилы и переселенцы проживали в одном населенном пункте, образуя соответственно «сибирский /чалдонский» и «россейский» края. Встречались и случаи соседнего расположения деревень с различным составом населения. Так, например, в Большереченском районе Омской области до настоящего времени сохраняются Могильно-Старожильческое и Могильно-Посельское.

Современное население Сибири характеризуется неоднородностью, пестрым этническим, конфессиональным и социальным составом. Подавляющее большинство жителей сибирского региона, около 80%, приходится на русских. Анализ этносоциологических материалов свидетельствует о положительной динамике в формировании региональной сибирской идентичности в конце XX – начале XXI в. Так, в 1986-1988 гг. сибиряками назвали себя 15% опрошенных, в 1994 г. – 19% , в 2000 г. – 32%, в 2005 г. – 52%, в 2010 г. – 75%. Кроме того, значительная часть респондентов использовали топоним «сибиряк» при ответах на вопрос: «Как бы Вы себя назвали?»: «сибирячка, россиянка», «сибирский старожил», «коренная сибирячка», «сибиряк-чалдон», «сибирский казак», «православный сибиряк», «чисто русская сибирячка», «сибиряк-метис» и даже – «комнатный сибиряк». Первые варианты самоидентификации национальности «сибиряк» стали встречаться при опросах еще в начале 1990-х гг., что позволило нам сделать предположение о возможности перерастания этого топонима в этноним.

Тем не менее на сегодняшний день не существует единого мнения по поводу самого термина «сибиряки», несущего различную смысловую нагрузку. Учитывая данные исторических, этнографических и лингвистических источников, мы выделяем 5 основных подходов к определению этой дефиниции:

1) топонимический: «Сибиряки – это все люди, живущие на территории Сибири» (без этнической окраски);

2) историко-хронологический: «Сибиряки – это коренные, местные жители Сибири (аборигены), живущие здесь издавна», «Сибиряки – это люди, родившиеся и долго живущие в Сибири, но не те, которых насильственно заставляли в Сибирь ехать»;

3) психологический: «Сибиряки – это особый тип людей, обладающих сибирским характером: крепкие, сильные, здоровые, крупного телосложения, трудолюбивые, гостеприимные, демократичные, добрые, с хорошими адаптационными способностями и др.»;

4) антропологический: «Сибиряки – это «винегрет народов», особая смешанная общность, сложившаяся на основе русских, с вкраплениями казахских, татарских, украинских и многих других черт»;

5) этнокультурный: «Сибиряки – это субэтническая группа русского народа». Кроме того, термин «сибирский» часто используется для обозначения других групп. Так, например, среди казачества выделяются сибирские казаки, среди русских старообрядцев – сибирские кержаки, среди татар – сибирские татары и т.д.

Выявленные нами эти 5 подходов четко прослеживаются как в ответах жителей сибирского региона, так и при опросах представителей других регионов страны. В настоящее время идентифицируют себя с сибиряками около 80% опрошенных (самых разных национальностей), т.к. родились и живут в Сибири, считают, что обладают сибирским характером, любят свою малую родину. Остальные респонденты не назвали себя сибиряками в силу 3-х основных причин: т.к. «родились в другом регионе/переехали и живут здесь относительно недавно»; «не любят холод/испытывают от него неудобства»; «не соответствуют всем чертам сибирского характера». Интересно, что третью причину чаще всего называли люди, которые сами родились и проживают в Сибири, как и их предки.

Незначительная часть опрошенных определяют себя как чалдоны (челдоны) – «вечные, исконные, коренные сибиряки», «здешние уроженцы», «испокон веку тут живущие». Народная интерпретация этого термина сводится к нескольким вариантам, из которых наиболее часто встречается мнение, что «это люди, пришедшие/сосланные с Чала и Дона». Также считается, что чалдоны – это «первые русские, приплывшие в Сибирь на челнах», «потомки донских казаков». Подобная интерпретация этого термина фиксируется исследователями на всей территории Сибири. Если раньше, согласно Е.А. Аникину, прозвище «чалдон» являлось «ругательным словом для коренного сибиряка», то сейчас нам практически не встретилось его отрицательных характеристик. Некоторый пренебрежительный оттенок встречается среди населения, называющего чалдонов «желтопупыми», «желторотыми» и др. Но, наряду с этим, – «чалдоны – крылечки скоблены». В некоторых ответах указывалось, что «чалдоны – это особая сибирская национальность», отдельные респонденты называли ее в графе «Ваша этническая/национальная принадлежность»: «чалдон», «русско-украинская чалдонка», «русская чалдонка», а также – при определении национальности своих родителей, бабушек и дедушек. По антропологическому типу большинство этих людей можно условно отнести к метисным группам европеоидов и монголоидов. В большинстве своем – это люди коренастые, со смуглой кожей, черными волосами и темными глазами.
Сибирский регион относится к зонам активных межэтнических контактов. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г., здесь проживают представители около 200 различных народов. У многих респондентов, начиная с 1990-х гг., возникают определенные трудности при определении своей этнической идентичности: «не знаю, кто я, родители разной национальности», «никакой», «мультинациональная» и др. Среди вариантов ответов часто встречается смешанная или гибридная идентичность: «метис», «сибиряк-метис», «полурусок», «полукровка», «смешанная русско-украинско-белорусско-финская», «русская с немецкой помесью», «русский, но по крови – белорус», «русский татарин», «русская хохлушка», «русский немец», «русский татарин», «православный потомок Чингиз-хана» и даже — «русский француз». В результате наших исследований выявилось, что в семьях 70% опрошенных русских имеются близкие родственники других национальностей.

Согласно данным архивов загсов, в 1950-1970-е гг. в отдельных районах Западной Сибири межэтнические браки составляли от 38 до 73%, в 2000 г. – около 20%. На вопрос: «За человека какой национальности Вы предпочли бы выдать замуж свою дочь?» более половины опрошенных жителей Сибири ответили: «Не имеет значения, лишь бы человек был хороший, да любили б друг друга». Таким образом, мы приходим к выводу о том, что для сибиряков определяющую роль играют личностно-психологические характеристики человека, а не его этническая принадлежность.

Какие же черты характера присущи сибирякам? Проанализировав ответы респондентов на этот вопрос, мы получили следующие результаты: доброта, доброжелательность; сила характера (духа), выносливость, мужественность, стойкость; трудолюбие; гостеприимство, радушие; отзывчивость и щедрость; честность, справедливость; толерантность (снисходительность), терпимость, патриотизм. Также среди характерных для сибиряков черт часто назывались: общительность и открытость, веселый нрав и хорошее чувство юмора, крепкое (сибирское) здоровье, богатырское телосложение, красота, спокойствие, уравновешенность, независимость, любвеобильность, доверчивость, неприхотливость, изобретательность, угрюмость. Хотя и бытует поговорка «Сибиряк – не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается», во многих ответах подчеркивалось, что сибиряки любят русскую зиму, не боятся мороза и холода.

Нужно отметить, что существенное влияние на формирование образа русского и сибиряка оказало казачество, появившиеся в Сибири с походами атамана Ермака еще в конце XVI в. Общая восточнославянская основа, совместное проживание, занятия земледелием и скотоводством, охотой и рыболовством способствовали сближению казачьей и крестьянской культур. Но специфическая «особость» ощущалась казаками всегда, они четко отделяли себя от окружающего крестьянского населения («мужиков») и очень неохотно отдавали своих дочерей замуж за выходцев из крестьянских семей. По сравнению с сибирским крестьянством, казачество было более зажиточным, образованным и тяготело к городской, а не сельской культуре. Важными для казаков являлись представления о личной свободе и независимости, понятия чести и преданности воинскому долгу. Если сравнить современные представления о казаках, то выявится, что авто- и гетеростереотипы существенно отличаются. Так, согласно мнению самих казаков, характерными чертами для них являются смелость, воля, патриотизм, демократизм, сила, храбрость, мужественность, удаль, смекалка, любвеобильность. По мнению окружающего населения, казаки чаще всего – своевольные, гордые, непокорные, упрямые, драчливые, задиристые, бесшабашные, «гулящие».
Среди гетеростереотипов лидировали следующие черты характера сибиряков: здоровые, крепкие, сильные, стойкие, закаленные, морозов не боятся, деловитые, красивые, добрые, дружелюбные, гостеприимные, приветливые, патриотичные, самобытные. Наряду с этими встречались и негативные: суровые, молчаливые, угрюмые, ленивые, живут для себя, неотзывчивые, жадные, скупые, скрытные, недоверчивые, скучные. Мы проанализировали анкеты, где упор делался на отрицательные характеристики сибиряков. Оказалось, что чаще всего они принадлежат переселенцам русской национальности, прибывшим в Сибирь из других республик бывшего Советского Союза. Прожив длительный период времени на территории Казахстана, Киргизии или Узбекистана, они впитали в себя ментальность окружающего населения и в Сибири чувствуют себя чужаками. Зачастую недоумевают по поводу нескладывающихся с сибиряками дружественных отношений. «Почему они [сибиряки] лучше дружат с местными народами, а к нам относятся хуже, за своих не считают, ведь мы тоже – русские». Приведенные примеры свидетельствуют о том, что региональная идентичность для жителей Сибири зачастую является более значимой, чем этническая.

На вопрос «Есть ли разница между русскими Европейской России и русскими Сибири?» 83% респондентов ответили утвердительно. При уточняющих ответах выяснилось, что различия фиксируются прежде всего в самосознании, менталитете, чертах характера и образе жизни. По мнению опрошенных, люди в Сибири добрее, доверчивее, демократичнее, более искренние и неприхотливые. Считается, что в Европейской России люди избалованы благами цивилизации, более мягкие и капризные, подвержены влиянию западных стран, часто – самодовольные, бессердечные, подлые, продажные и жадные. Отдельные респонденты обращали внимание на то, что у жителей европейской части страны встречается пренебрежительное отношение к Сибири (как краю отдаленному, дикому, месту ссылки и каторги) и к сибирякам (как людям грубым, необразованным/некультурным). Наиболее часто из бытующих о Сибири представлений, встречаются следующие: «В Сибири всегда холодно», «Там медведи по улицам ходят», «Нет транспорта, дорог, все ходят пешком или ездят на оленях».

Респондентам было предложено назвать несколько ассоциаций, возникающих у них при слове «Сибирь». По частоте упоминаний лидировали следующие: холод (47,7% ответивших), снег (30,6%), Ермак (22,4%), обширная территория (20%), тайга (20%), лес (20%), медведи (20%), ссылка (18,8%), зима (17,6%), Родина (15,3%). Объединив все ассоциации по условно-тематическому признаку, мы получили 5 основных блоков.

1) Природно-климатические (49,9% от всех ответов): суровый климат, холод, зима, мороз, снег, сугробы, снеговик, метель, вьюга, гололед, красивая природа, тайга, лес, сосна, кедр, ель, поле, степь, болото, тундра, крутая местность, реки, нефть, газ, соболь, медведь, ежик, снегири, комары, морошка, ледяные горки, хоккей, коньки, лыжи, санки и др.

2) Личностно-психологические (19%): Родина, родной край, дом, моя жизнь, спокойствие, романтика, таинственность, вечность, свобода, выносливость, здоровье, веселая жизнь, доброта, тишина, сила, выносливость, крепость духа, твердый и стойкий характер, энергия, бодрость, друзья, любовь, хорошие люди, высокие, здоровые бородатые мужчины, красные носы, румяные щеки, «что-то страшное, холодное, необъятное», пьянка, компьютерная игра, А.В. Колчак, Ф.М. Достоевский, «Здесь без базара и всерьез! А имя этим землям – Сибирь!», «Как здесь оказались мои предки? На Украине теплее, и в горах не так холодно» и др.

3) Географические (13,8%): обширная территория, часть Азии, часть России, регион Российской Федерации, «Сибирь – кусок страны. Кусок мира», глубинка, окраина, отдалена от центра России, Западно-Сибирская низменность/равнина, Транссиб, Обь, Енисей, Иртыш, Омск, Томск, Новосибирск и др.

5) Этнокультурные (8,4%). Здесь представлены различные народы, населяющие территорию Сибири, и особенности их культуры (аборигены, русские, татары, казахи, чукчи, ханты, манси, селькупы, ненцы, крепкие традиции, язычество, шаман, чум, баня, меховая одежда, валенки, унты, варежки, ушанка, малахай, пельмени, водка, строганина, кедровые орехи, песни и др.).

Таким образом, Сибирь воспринимается большинством ее жителей как особая территория с характерными природно-климатическими условиями, психологическими, историческими и этнокультурными особенностями. В формировании современных образов Сибири и сибиряков наибольшее влияние оказывает природно-климатический фактор (так, например, в Алтайском крае реже всего называют себя сибиряками, объясняя, что сибиряки – это те, кто живут на Севере). В некоторых случаях не относят себя к сибирякам люди, родившиеся или прожившие долгое время на Крайнем Севере и Дальнем Востоке («северяне» и «дальневосточники»). Встречаются респонденты, родившиеся и выросшие в Сибири, но не считающие себя настоящими сибиряками, т.к. «не любят морозов», «хотят жить на юге» или не обладают сибирским характером. Интересно, что подавляющее большинство образов, возникающих со словом «Сибирь», являются позитивными. Некоторые респонденты отдельно отмечали, что «Сибирь не такая, как о ней думают на Западе, она гораздо лучше».

Идеологи новых религиозных движений и культов, имеющих отношение к сибирскому региону, «нередко воскрешают не только легенды и Беловодье, но и миф о «золотом веке» (одну из первых в истории попыток осмысления принципов, лежащих в основе взаимоотношений природы и общества), в результате чего складывается устойчивый образ Сибири и России в целом как территории, с которой начнется духовное возрождение всего человечества»14.

Учитывая специфику России, где единство обеспечивается многообразием, можно сделать предположение о том, что устойчивая региональная идентичность послужит своеобразным «мостом» на пути формирования общероссийской гражданской идентичности. Не зря гениальный русский ученый М. В. Ломоносов считал, что «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».

Марина Жигунова,

кандидат исторических наук

1 Примечания http://babr.ru/sibir/. Дата обращения 25.03.2011 г.

3 Аблажей Н. Н. Сибирское областничество в эмиграции. Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2003. — 304 с.; Андюсев Б. Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX — начала XX вв.: Учебное пособие для учащихся и студентов. — Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – 336 с.; Вахтин Н. Б., Головко Е. В., Швайтцер П. Русские старожилы Сибири: Социальные и символические аспекты самосознания. – М.: Новое издательство, 2004. – 292 с.; Пальцев А. И. Менталитет и ценностные организации этнических общностей (на примере субэтноса сибиряков). – Новосибирск: Сибирское таможенное управление, 2001; Сверкунова Н. В. Региональная сибирская идентичность: опыт социологического исследования. — СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2002. — 192 с.; Сибирь. Проблемы сибирской идентичности /Под редакцией проф., акад. РАЕН А.О. Бороноева. – СПб.: Астерион, 2003. – 274 с. и др.

4 Национальность – сибиряк. — 2008. — № 1. – С. 4.

5 Аникин А. Е. Этимологический словарь русских диалектов Сибири: Заимствования из уральских, алтайских и палеоазиатских языков.- М., Новосибирск: Наука, 2000. — С. 493-494.

6 Сибирь в составе российской империи. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. – С. 11; Шиловский М. В. Сибирь // Историческая энциклопедия Сибири. В 3-х т. – Новосибирск: Издательский Дом «Историческое наследие Сибири», 2009. – Т. III. С-Я. – С. 100.

7 Россия как цивилизация: сибирский ракурс. — Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2008. — С. 6.

8 Родигина Н. Н. «Другая Россия»: образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XVIII-начала XX в. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. — 343 с.

9 W. Masiarz. Powstanie i rozwoj pierwszych parafii rzymskokatolickich na Syberii Wschodniej (1805-1937) // Kosciol katoliki na Siberii: z prac osrodka badan wschodnich Universytetu Wroclawskiego. — Wroclaw, 2002. — S. 139.

10 Ремнев А. В., Суворова Н. Г. Управляемая колонизация и стихийные миграционные процессы на азиатских окраинах Российской империи // Полития. 2010. № 3-4 (58-59). — С. 150-191.

11 Аблажей Н. Н. Сибирское областничество в эмиграции. Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2003. — С. 4-5; Шиловский М. В. Сибирское областничество в общественно-политической жизни региона. Новосибирск, 2008. — С. 67; Ядринцев Н. М. Сибирь как колония . — Тюмень, 2000. — С. 52.

12 Сверкунова Н. В. Феномен сибиряка // Социологические исследования. — 1996. — № 8. — С. 91.

13 Бороноев А. О. «Сибирство» как форма территориальной идентичности // Сибирь. Проблемы сибирской идентичности. – СПб.: Асттерион, 2003. – С. 11; Сверкунова Н. В. Региональная сибирская идентичность: опыт социологического исследования. — СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2002. – С. 45-46.

14 Любимова Г. В. Образ Сибири в российских и зарубежных неорелигиозных учениях // Образ Сибири в общественном сознании россиян XVIII – начала XXI в. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006. — С. 67.