Споры о чацком и его уме. Cочинение «Критика и современники о комедии «Горе от ума. Мировоззрение главного героя

Многие слышали об этом месте, но мало кто его видел, и, тем более, был там.

Рассказ Рустема Агадамова о поездке на остров Бастой, где находится самая знаменитая норвежская тюрьма.

В начале XX века этим островом пугали норвежских мальчишек. «Будешь хулиганить, отправишься на Бастой», - говорили учителя и родители. Попал на Бастой - значит совсем пропащий.

В 1898 году норвежское правительство купило за 95 000 крон небольшой остров Бастой в 75 километрах к югу от Осло. В соответствии с законом 1896 года о безнадзорных детях на острове был организована школа-интернат для «трудных» подростков. Предполагалось исправлять малолетних преступников с помощью физического труда, усердной учебы и церкви. Для этого по проекту норвежского архитектора Кристиана Фюрста на острове была построена большая церковь, здание школы, пять общежитий для школьников, множество хозяйственных построек и производственных помещений. Первые ученики школы-интерната прибыли на остров 11 октября 1900 года.

Задача у тех, кто взялся за исправление подростков, была непростой. В школу собрали мальчишек со всей страны, из разных слоев населения. Кто-то пoпaл сюда за пустячную провинность, другие - за кражу в магазине, были и отпетые негодяи, пoпaвшие на Бастой на насильственные преступления. Для всех воспитанников школы был установлен жесткий (даже жестокий) режим содержания, который предусматривал и телесные наказания, и карцер. Отношения между воспитанниками и сотрудниками были построены на системе тотального контроля и наказаний за малейшие провинности.

Berg & Hoeg, Horten. Bildesamlingen til Norsk Folkemuseum

Помимо занятий в обычной школе, воспитанники занимались сельским хозяйством - работали в поле и на ферме, учились профессиям строителя, сапожника, жестянщика, маляра, кузнеца. Кроме этого, школярам преподавали основы теории и практики судовождения. Штат школы был укомплектован опытными преподавателями.

Narve Skarpmoen/Nasjonalbiblioteket

Narve Skarpmoen/Nasjonalbiblioteket

Narve Skarpmoen/Nasjonalbiblioteket

Время было простое и жестокое: считалось, что только наказанием и суровыми условиями содержания можно перевоспитать «трудного» подростка. И на эти наказания сотрудники не скупились. За школой Бастой на долгие годы закрепилась слава одного из самых суровых заведений пенитенциарной системы Норвегии.

Настолько суровых, что 20 мая 1915 года в школе вспыхнул бунт такой силы, что правительству пришлось вызывать для его усмирения гидросамолеты, две подводные лодки и броненосец «Норвегия», который высадил на захваченный школярами остров десант из более чем сотни военных моряков. В 2010 году об этом событии норвежцы сняли художественный фильм «Король острова Дьявола».

Кадр из художественного фильма Kongen av Bastoy о бунте в школе-интернате (2010)

После бунта режим содержания в школе-интернате был несколько смягчен, однако вплоть до своего закрытия в 1970 г. она продолжала пользоваться дурной славой за свою жестокость в отношении воспитанников. Часто учителю хватало простой угрозы «отправить на Бастой», чтобы справиться с хулиганом и нерадивым учеником.

Время течет, менялись люди, изменялась Норвегия. Отношения в обществе стали мягче, толерантнее. Исчезла былая жестокость довоенных лет, норвежцы стали гуманнее относиться к людям, которые оступились. Появились программы более эффективного возвращения в социум граждан, преступивших закон. Жестокость перестала быть основой системы наказаний, ее заменил гуманизм и сдержанность. На этой волне остров Бастой стал местом интереснейшего эксперимента, который начался в 1982 году, когда здесь, на месте интерната с жестоким режимом, появилась тюрьма, в которой нет заборов, стен, колючей проволоки и смотровых вышек. Появилась знаменитая тюрьма Бастой, которую я вам покажу сейчас.

Попасть сюда было непросто, пришлось просить о содействии моего норвежского друга, адвоката Брюна Риснеса, и несколько месяцев ждать приглашения от управления норвежских тюрем. Но оно того стоило - вы увидите самый подробный фото и видеорепортаж (в конце рассказа) о том, что из себя представляет известная на весь мир тюрьма на острове Бастой.

Остров Бастой на карте

Карточка посетителя тюрьмы Бастой

Дорога на Бастой начинается здесь, у паромной переправы в г. Хортен. Отсюда ходят большие автомобильные паромы, а сбоку, у небольшого причала, швартуется маленький, рассчитанный на пару легковушек или один грузовик, паром на Бастой. Он принадлежит тюрьме и все, кто работает на нем (кроме шкипера), заключенные (или как говорят в России - осужденные). Так что с сидельцами Бастоя сталкиваешься сразу, только ступив на борт парома. Всего паром обслуживает команда из 15 человек, которые сменяют друг друга каждые несколько рейсов.

Это Йон. Срок - двенадцать лет (судя по тяжести наказания, за убийство). Отсидел уже семь. Работает на пароме. Разрешил себя сфотографировать. По статистике около 90% получивших срок в Норвегии за убийство были знакомы со своими жертвами, т. е. это, в основном, преступления на бытовой почве.

Рустем Адагамов/Другие новости

Работающие на пароме получают профессию портового рабочего, с ней легко устроиться на работу, оказавшись на свободе. В Норвегии за тяжелые преступления первую треть срока проводят на тюремном режиме, потом идут на общий, где условия помягче, а после двух третей при отсутствии серьезных замечаний выходят на волю. Йону, получается, остался год.

Рустем Адагамов/Другие новости

Паром идет минут двадцать. Вот и пристань. Мы на Бастое - острове-тюрьме. Здесь нет просто жителей, здесь только сотрудники тюрьмы и заключенные.

Рустем Адагамов/Другие новости

Микроавтобус везет нас по проселочной дороге к зданию администрации тюрьмы.

Рустем Адагамов/Другие новости

Справа мой друг Брюн, слева - директор тюрьмы Бастой Том Эберхардт - увлеченный своей работой человек, энтузиаст гуманных методов работы с преступниками. Может о своей тюрьме говорить часами. Том был нашим гидом в течение всего дня.

ТК/Другие новости

На этом видео небольшой отрывок нашего разговора с Томом.

Мы сидим в том самом здании школы Бастой, где в 1915 году начался бунт воспитанников. За окном церковь, построенная по проекту Кристиана Фюрста.

ТК/Другие новости

Школьные коридоры. Теперь здесь администрация тюрьмы и столовая для сотрудников, в которую нас пригласил Том.

Рустем Адагамов/Другие новости

В тюремной столовой обедают сотрудники тюрьмы и некоторые из заключенных. А вообще сидельцы готовят себе сами, в домашних кухнях.

Рустем Адагамов/Другие новости

Еда здесь простая, по-норвежски скромная - суп, овощи, бутерброды, фруктовая вода. Столовую обслуживает персонал из числа заключенных, они получают за это зарплату. Обычный дневной заработок заключенного на Бастое 65-70 норвежских крон (около 8 долларов США).

Рустем Адагамов/Другие новости

Рустем Адагамов/Другие новости

На плакате в коридоре электронный браслет в качестве контроля - это все более распространенная форма отбытия наказания в Норвегии. Написано: «На пути из тюрьмы к свободе». Содержать человека в тюрьме дорого, поэтому применяют такие браслеты для контроля за передвижением. Попасть в тюрьму в Норвегии не так-то просто - многие дожидаются «посадки», ожидая своей очереди дома. Ожидание засчитывается в срок заключения и иногда человек все свое наказание отбывает в таком ожидании.

Рустем Адагамов/Другие новости

Вид на остров сверху. Большую часть о.Бастой занимает лес - любимое место прогулок заключенных. Здесь нет никаких стен или заборов.

Вот так выглядит территория тюрьмы. В центре - столярная мастерская, я ее еще покажу. Сейчас на Бастое содержатся 115 заключенных. Большая их часть - это убийцы, насильники, торговцы наркотиками. То есть люди с большими сроками заключения. Их обслуживают 72 сотрудника. В расчете на одного заключенного сотрудников на Бастое значительно меньше, чем в других тюрьмах. Сотрудники ничем не вооружены. На ночь почти все уезжают с острова по домам, с преступниками остаются всего четыре сотрудника тюрьмы.

Рустем Адагамов/Другие новости

Вид на церковь из окна директора тюрьмы. Место вечерних посиделок и общих собраний заключенных. За все годы существования этой тюрьмы не было ни одного случая серьезного конфликта между отбывающими наказание.

Рустем Адагамов/Другие новости

Телефонные будки около церкви. Отсюда любой заключенный может звонить ежедневно и разговаривать сколько угодно, без ограничений. В крайней слева будке кто-то, как видите, пользуется этой возможностью.

Рустем Адагамов/Другие новости

В будках висят правила пользования телефоном. «Старайтесь не занимать телефон долго, помните, что есть и другие желающие позвонить. Не курите в будке, а если уж очень хочется курить, то откройте дверь - помните, что тот, кто зайдет после вас, может быть некурящим. Соблюдайте чистоту, берегите оборудование, оно денег стоит». Объявление на двух языках - норвежском и английском.

Рустем Адагамов/Другие новости

Церковь в Норвегии протестантская и является частью государства. Священники государственные служащие и местный священник входит в штат сотрудников. На службу по воскресеньям приходят охотно. У мусульман есть свое помещение для молитвы.

Рустем Адагамов/Другие новости

Рустем Адагамов/Другие новости

Идиллический норвежский пейзаж из окна церкви.

Рустем Адагамов/Другие новости

На выходе лежат брошюры, которые выпускает управление норвежских тюрем. Здесь лежит Новый завет на английском и книжки для детей с отличными иллюстрациями: «Лиза приехала к папе в тюрьму», «Твои мама или папа сидят в тюрьме?» - советы и ответы на вопросы. Норвежская тюремная система всячески приветствует общение людей, отбывающих наказание, со своими семьями и детьми. На Бастое для этого созданы прекрасные условия, я покажу в конце репортажа.

Рустем Адагамов/Другие новости

Важная часть жизни заключенных - тюремный магазин. Он такой же, как и обычные норвежские магазины, только работает по вечерам, когда у сидельцев заканчивается учеба и работа.

Рустем Адагамов/Другие новости

Том с удовольствием показывает тюремный «супермаркет». Здесь всё привычно для норвежца, есть даже машинка для нарезки хлеба, как везде.

Рустем Адагамов/Другие новости

Рустем Адагамов/Другие новости

Рустем Адагамов/Другие новости

Рустем Адагамов/Другие новости

Рустем Адагамов/Другие новости

Для овощей, фруктов, яиц - отдельное помещение с охлаждением.

Рустем Адагамов/Другие новости

Рустем Адагамов/Другие новости

Рустем Адагамов/Другие новости

Кроме еды, хозяйственных товаров, бытовой химии здесь можно купить одежду, обувь, всякое-разное для спорта и досуга. Пришел после работы, купил новые кроссовки Adidas, ветровку, спиннинг, сиденье для рыбалки и пошел на берег ловить рыбку. Кстати, заключенные занимаются рыбной ловлей и организованно, выходят в море, снабжают тюрьму свежей рыбой, крабами и креветками.

Рустем Адагамов/Другие новости

У заключенных на Бастое нет униформы, здесь каждый одевается как хочет, как ему удобно. Товары для занятий спортом - всегда в тюремном магазине.

Рустем Адагамов/Другие новости

У заключенных нет наличных денег, весь их заработок переводится на банковскую карту, ей они и рассчитываются в магазине. 65-70 крон в день, которые зарабатывают здесь, это немного, конечно, но раз в неделю купить что-то вкусное к столу, а особенно вскладчину с соседями - вполне по карману. Да и родные помогают. Магазин - это прибавка к обычному рациону отбывающего наказание.

Рустем Адагамов/Другие новости

Это местный «клуб» -библиотека и читальный зал. Одно из исторических зданий, построенных на острове во время создания здесь школы-интерната. Справа на лавочке сидит один из заключенных, с ним проводит беседу кто-то из сотрудников. Раз в неделю остров посещает психолог, здесь работает медпункт с двумя медицинскими работниками, регулярно приезжает врач-терапевт и стоматолог.

Рустем Адагамов/Другие новости

Тюремная библиотека - книги, кофе, шахматы.

Рустем Адагамов/Другие новости

Полки с фильмами на DVD. Отбывающим наказание на острове можно пользоваться и интернетом, для этого есть особое помещение с компьютерами (в здании церкви). Доступ туда только под контролем сотрудника, пользоваться Сетью можно только с одним ограничением - никакой связи с внешним миром, т. е. ни к соцсетям, ни к мессенджерам, ни к электронной почте доступа нет.

Рустем Адагамов/Другие новости

Рустем Адагамов/Другие новости

Свежие журналы, газеты, музыкальные CD, аудиокниги.

Рустем Адагамов/Другие новости

Есть центральные газеты, местные и даже коммунистическая Klassekampen, которую не так-то просто купить на воле.

Рустем Адагамов/Другие новости

Тюремный пейзаж. Здесь посажены молодые яблоньки.

Рустем Адагамов/Другие новости

Коника зовут Эгил. Мужики куда-то повезли на нем всякую всячину. Здесь легко отличать сидельцев от тюремщиков - последние всегда в форме, а сидельцы в домашнем.

Рустем Адагамов/Другие новости

Как живут заключенные в тюрьме Бастой? Вот так.

Рустем Адагамов/Другие новости

В этой секции жилого дома живут двое русскоязычных ребят из Литвы. Сроки у них большие, предположительно наркокурьеры или дилеры.

Рустем Адагамов/Другие новости

Кухня в доме со всем необходимым, включая посудомоечную машину.

Рустем Адагамов/Другие новости

За чистотой и порядком следят сами сидельцы, уборщиц здесь нет. Как нет и наказаний за нарушения в виде изоляции, например. Наказывают деньгами - штрафуют. На Бастой непросто пoпaсть - отбирают кандидатов сотрудники тюрьмы и многие ждут места здесь по три-четыре месяца.

Рустем Адагамов/Другие новости

Общая комната в доме. Часто заключенные тратят свои деньги на подписку на развлекательные кабельные каналы. В доме, помимо электрических батарей, стоит печка, которую топят дровами (всё как в обычном норвежском доме).

Рустем Адагамов/Другие новости

Личная комната одного из заключенных. Сидельцы должны находиться в доме с 22:30 до 7:00. Все должны работать или учиться ежедневно с 8:00 до 14:30. Остальное время заключенные предоставлены сами себе. Можно гулять по лесу, гонять на велике (основной транспорт здесь), заниматься спортом, рыбалкой. На острове неплохой песчаный пляж и летом там можно загорать и купаться. Есть своя футбольная команда «Бастой», она принимает участие в разных турнирах (на выезды не ездит - на это не хватает средств).

Рустем Адагамов/Другие новости

Жилые кварталы острова Бастой.

Рустем Адагамов/Другие новости

Здесь тоже живут отбывающие наказание на острове.

Рустем Адагамов/Другие новости

Рустем Адагамов/Другие новости

И это тоже «тюремный барак». Обратите внимание, что гриль входит в обязательное оборудование дома для заключенных на Бастое.

Рустем Адагамов/Другие новости

В тюремных теплицах выращивают овощи - помидоры, огурцы, перец. Примерно четверть от собранного урожая идет на продажу в обычные магазины. Здесь не применяют химические удобрения, только органику, которую готовят сами, из отходов собственного производства.

Рустем Адагамов/Другие новости

Идем смотреть на курочек, по пути встречаем одного из сидельцев. Какой-то иностранец восточного типа.

Рустем Адагамов/Другие новости

У кого на Бастое есть закрытая территория, так это у петушиного семейства. Курочки исправно выдают по 250 яиц в день.

Рустем Адагамов/Другие новости

Часть дневного «улова».

Рустем Адагамов/Другие новости

На опушке леса пасутся коровы острова Бастой. Это они оказывают положительное влияние на особо опасных преступников. Ну и молоком их снабжают заодно.

Рустем Адагамов/Другие новости

На острове заготавливают дрова на продажу. Всё копейка в тюремную кассу.

Рустем Адагамов/Другие новости

Рустем Адагамов/Другие новости

Тюремная конюшня. Пока старина Эгил возит телегу с мужиками, кобылы отдыхают в стойлах. Всего на острове шесть лошадей - один мерин, жеребец и четыре кобылки. Слева Бурка - старшая в лошадином семействе на Бастое.

Рустем Адагамов/Другие новости

Овес для лошадок выращивают здесь же, рядом с конюшней.

Рустем Адагамов/Другие новости

В мастерской стоит древняя сеялка в отличном состоянии.

Рустем Адагамов/Другие новости

В столярной мастерской.

Рустем Адагамов/Другие новости

Столярная фреза с компьютерным управлением…

Рустем Адагамов/Другие новости

Рустем Адагамов/Другие новости

Дерево - основной строительный материал в Норвегии. Вот и на Бастое из него чего только не делают.

Рустем Адагамов/Другие новости

Здесь и лесопилка, и сбор садовой мебели.

Рустем Адагамов/Другие новости

А здесь собирают садовые домики на продажу.

Рустем Адагамов/Другие новости

Справа одно из старых зданий, оставшихся от школы-интерната. Там учебные классы и медпункт. На Бастое можно получить практически любое образование, включая высшее. Том вспоминал одного пожилого зэка, который умудрился получить семь дипломов за время пребывания на острове.

Рустем Адагамов/Другие новости

Заправка на Бастое.

Рустем Адагамов/Другие новости

Возвращаемся на причал, скоро придет наш паром. Табличка слева говорит о том, что заключенным дальше ходить нельзя. На самом деле можно, но с разрешения администрации - там находится дом для свиданий с родными, он прямо рядом с пристанью.

Рустем Адагамов/Другие новости

Вот он. Свидания с родственниками отбывающим наказание разрешены раз в неделю по три часа. На ночь пока родственников не оставляют, но, как сказал Том, «мы работаем в этом направлении».

Рустем Адагамов/Другие новости

Внутри дома для свиданий всё, как обычно - чисто, светло, уютно. Есть кухня, большая комната, детская. Во дворе качели и горка. Здесь же рядом тот пляж, о котором я говорил. Летом туда можно ходить всей семьей.

Рустем Адагамов/Другие новости

Детская комната с игрушками и телевизором.

Рустем Адагамов/Другие новости

Кухня. Здесь нет посудомоечной машины и микроволновка какая-то старенькая - это безобразие, я считаю. Ну вот как так? Руками что ли посуду мыть?

Рустем Адагамов/Другие новости

Ну всё, вы дождались, я заканчиваю свой рассказ о тюрьме Бастой. Паром отходит от причала.

Рустем Адагамов/Другие новости

Рецидив после отсидки на Бастое - около 16%. В среднем же по стране - 20%. Бастой охотно делится своим опытом работы, такие тюрьмы собираются открывать в Румынии и Чехии. Румыны заинтересовались тем, что такая тюрьма стоит для бюджета гораздо дешевле. Том Эберхардт уверен, что после строгого режима общество получает опасного для себя человека. После Бастоя он возвращается домой нормальным, не изуродованным морально и физически.

Когда они выходят на свободу, - говорит Том, - то становятся вашими соседями. - Спросите у себя, кого бы вы хотели видеть на месте вашего соседа - человека, вышедшего из страшной тюремной камеры, или отбывшего свое наказание на Бастое? Мне кажется, что ответ на этот вопрос очевиден.

Видеорепортаж с острова Бастой:

Перепечатка этого материала разрешена только с указанием авторства и активной ссылкой на эту страницу.

Для большинства, французская Гвиана 19-го и 20-го веков, была заброшенным и несчастным местом. Сбежать оттуда было практически невозможно, и из десятков тысяч осужденных, которые были увезены, только очень немногие выжили, чтобы рассказать про ужасы которые они пережили.

(10 фотографий)

Расположенная на побережье французской Гвианы, на севере Атлантического побережья Южной Америки, Кайен был одним из самых печально известных колоний в истории. Для большинства 19-м и 20-м веке это была французская тюрьма для самых гнусных преступников.

Худшая из тюрем была известна как Остров Дьявола (Devil’s Island) .

Франция пытались колонизировать Гвиану в 1763 году, но не тут то было. Из 12,000 колонистов, отправленных туда, на 75% умерли в течение первого года.

В 1852, Наполеон III основал на островах у берегов французской Гвианы, исправительную колонию общего права преступников Франции. Основная часть колонии была как трудовой лагерь, который граничил с голландской Гвианой.

Позже остров дьявола стал известным за грубость и жестокость.
Тропические болезни свирепствовали, в среде заключенных процветало насилие. Исправительную колонии прозвали «сухой гильотиной» из-за голода, тропических болезней, и беспощадных условиях работы. Санитарные нормы были в зачаточном состоянии и в лучшем случае ограничены, что также вызывало болезни. Единственный выход был сбежать на лодке, немногим это удавалось.

Большинство из 80 000 заключенных, которые были отправлены на остров дьявола не выбрался оттуда живым — 50,000 осужденных погибли в тропическом тюремном аду.

Практически всех преступников принудительно заставляли измельчить древесину или строить дороги. Если осужденные отказывались, они были лишены еды.

Многих заключенных, которые умерли, просто бросали в море, вместо того, чтобы культурно похоронить.

Один из самых известных заключенных, который был на острове дьявола, Альфред Дрейфус (Alfred Dreyfus), офицер французской армии, который был ошибочно признан виновным в измене.
Он прибыл в апреле 1895 года и был освобожден в июне 1899. Больше четырех лет Дрейфус был заперт одиночной камере. Он вел дневник и написал более 1000 писем. Дрейфус был одним из немногих счастливчиков, кто выжил, чтобы рассказать ужасную повесть остров дьявола .

Во время Первой Мировой Войны, в основном шпионы и дезертиры отправлялись на остров дьявола, многие из которых были не французского происхождения.

Когда бывший заключенный Rene Belbenoit написал мемуары «сухой гильотины» и был опубликован в 1938 году, французская общественность была возмущена что творилось в колонии строгого режима.
17 июня, 1938, постановлением были отменены перевозки заключенных в исправительную колонию. Но Великая Отечественная Война помешала вывести всех осужденных. Последние не так и не покинули остров дьявола , окончательно тюрьма закрылась только в 1952 году.

В 1965, Франция преобразовала острова, в части Гвианского космического центра. На этих островах и сейчас полно космических ракет вместо страданий заключенных.
Многие старые тюрьмы и казармы были восстановлены и классифицируются как исторические памятники. Около 50 000 туристов со всего мира посещают острова ежегодно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В Мексиканском заливе, неподалеку от побережья, есть крохотный необитаемый островок, носящий мрачное название - остров Дьявола. В 1611 году проходившее мимо пиратское судно высадило здесь перед очередным абордажем раненых и больных, всего тринадцать человек, Капитан обещал вернуться за ними через неделю, но пиратские дела непредсказуемы, и неделя растянулась почти на месяц. К изумлению вернувшихся за товарищами флибустьеров, остров был пуст, пустыми оказались и хижины, построенные на скорую руку. Не было тронуто ни их оружие, ни снаряжение, так что связать исчезновение моряков с нападением индейцев не представлялось возможным. Но поставленный временными островитянами большой крест оказался поваленным, что, учитывая количество пропавших, капитан воспринял как дурной знак - наверняка не обошлось без проделок врага рода человеческого. Тогда островок и получил свое название, которое он оправдывает по сей день.

Спустя несколько лет другой пират из конкурирующей команды, не зная о развернувшихся здесь трагических событиях, решил использовать островок как временное хранилище для награбленных ценностей. Не оповещая команду, глубокой ночью помощник капитана с пятью матросами осторожно спустили в лодку тяжелые сундуки и направились к берегу. К утру они еще не вернулись, но надвигался шторм, и судно ушло подальше от острова в залив. Шторм бушевал двое суток, на третьи, когда он стих, пираты вернулись к острову, но не нашли даже следов своих товарищей. Разумеется, сокровищ тоже. Разъяренный капитан объявил команде, что злоумышленники ночью похитили их совместную добычу и, по-видимому спрятались на острове.

Спустя несколько поколений, в пятидесятых годах XX века, потомок капитана отыскал среди домашнего хлама его дневник. Он знал о дурной славе острова, но не поверил в предательство помощника капитана: тот был преданным человеком и не пошел бы на обман хозяина. Собрав группу искателей приключений и сокровищ, потомок капитана зафрахтовал яхту и направился на остров Дьявола за сокровищами. Экспедиция, естественно, проводилась в глубокой тайне, и лишь спустя два месяца, когда яхту штормом выбросило на мексиканский берег, на остров, куда, согласно обнаруженному на борту судовому журналу, высадились восемь человек, направилась спасательная команда. Были найдены лишь пустые палатки и брошенное снаряжение, люди же бесследно исчезли.

Последний официально зафиксированный случай исчезновения людей произошел сравнительно недавно - в 1986 году. К острову подошла роскошная моторная яхта миллионера Суареса. В поисках приключений, а возможно, и ничего не зная о дурном прошлом острова, на него высадились трое мужчин и три женщины. Спустя неделю береговая охрана заглянула на островок и обнаружила безмятежно стоявшую неподалеку от берега на якоре яхту. Людей на ней не было, как не было их и на острове. Пропала и надувная моторка, на которой они высаживались. Сейф на яхте, отнюдь не пустой, оказался в целости и сохранности. И впервые был найден живой свидетель загадочных событий - женщина, провалившаяся в глубокую яму и разбившая голову. К сожалению, сказать она ничего не смогла, поскольку скончалась по дороге в больницу.

Столь же дурной славой пользуется и остров на африканском озере Рудольф. Официально он называется Южным, но местные племена именуют его Энваитенет, что значит Безвозвратный, В 1935 году на озере работала экспедиция сэра Вивиана Фуша, Для исследований острова он направил двоих сотрудников - Мартина Шефлиса и Билла Дайсона. Опытные геологи, отлично знавшие Африку, они благополучно высадились на острове, Через два дня Мартин и Билл передали сообщение, что у них все благополучно. Затем сигналы прекратились. Когда через две недели Фуш послал на остров плот с тремя спасателями, те никого не нашли. Фуш вызвал из Марсобита, ближайшего городка, самолет, который в течение двух дней совершал облеты крохотного острова, затем мобилизовал на поиски все имевшиеся на побережье плоты и лодки и направил на Безвозвратный почти двести туземцев, соблазнив их большим вознаграждением. "Но все эти люди, буквально обшарившие каждый камень на острове, не обнаружили даже следов, - записал в своем дневнике Фуш. - И никто больше никогда не видел двух моих соратников. Это загадка, которую уже вряд ли кто-нибудь решит”.

Через несколько лет на Безвозвратном поселились несколько семей из племени эльмоло, спасавшихся от набегов воинственных соседей, Они успешно освоились на острове, возили на материк рыбу, которую меняли на шкуры и молоко, их посещали родственники. Но однажды сообщение с островом прекратилось. Посланные туда люди увидели совершенно пустую деревню, нетронутые вещи, потухшие костры. И никаких следов живших там тридцати человек!

В начале 70-х годов на озере Рудольф побывал советский журналист С. Кулик. На пальмовом плоту вместе с местными жителями он отправился к острову однако на сам остров аборигены высадиться категорически отказались, Пришлось Кулику с плота фотографировать остров Безвозвратный, брошенные хижины и одичавших коз.

Кулик спросил у одного из перевозчиков о происхождении столь мрачного названия острова.

Люди племени туркана рассказывают, что очень давно, когда из Судана в эти места наведывались работорговцы, на острове от них укрылась одна семья, - ответил тот. - Сколько их ни искали, они не вернулись, а затем те, которые искали, исчезли тоже.

Беседуя с геологами экспедиции Королевского географического общества, работавшими на озере, Кулик услышал от них любопытное предположение: поскольку озеро Рудольф вулканического происхождения, то из него периодически могут выделяться ядовитые газы, влияющие на человеческую психику, в результате чего люди бросаются в озеро и погибают...

Как бы то ни было, заброшенные хижины вот уже несколько десятилетий стоят на пустом берегу и больше никто не хочет селиться на этом острове мрачных тайн. Лишь одичавшие козы бродят по безлюдному берегу. Был и в нашей стране остров, с которого не возвращаются, расположенный в цивилизованном районе - Аральском море. Это остров Барсакельмес (по-казахски - "Пойдешь - не вернешься”), Остров сравнительно большой (27х12 километров) и расположен в северо-западной его части. Правда, в этом случае название дано с большой натяжкой - есть люди, побывавшие на нем и вернувшиеся, но они говорят странные вещи. Местные жители рассказывают, что в прошлые времена беглые каторжники, отсидевшие на острове, по их мнению, год-два, возвращались домой через десятилетия. Здесь исчезали целые семьи. Кое-кто пропал уже в наше время. Были случаи, когда высадившиеся на берег люди отсутствовали, как им казалось, несколько часов, а возвращались к ожидавшему их судну через несколько суток!

В конце 80-х годов в "Комсомолке” промелькнуло сообщение, что раньше на этом острове был полигон по испытанию бактериологического оружия. Но это никак не объясняет ни исчезновения людей в первой половине XX века, ни временные аномалии, ни дурную славу острова на протяжении последних двух веков.

Один из известных российских "аномальщиков” инженер Вадим Чернобров планирует в этом году провести на острове собственное расследование. И если экспедиция состоится, а главное - вернется в запланированные сроки, наши читатели узнают подробности.

В общем шла передача, где рассказывалась история про женщину (Надежда), которая сфотографировалась на острове Дьявола возле статуи Дьявола, а потом отрезала фото с Дьяволом от себя, но задела щеку. В итоге заболела и позже ездила по святым местам, прожила чуть больше, чем ей медицина предсказывала и т.д.

Вот выдержка и фото той женщины:

И вот однажды (это уже я потом узнала) они с мужем отправились в круиз по Карибскому морю. Флорида, Мексика, Ямайка. По пути высадились на остров Гранкаумен, который считается там «чудом света». Особенность его в том, что эта земля совершенно неживая: не растет трава, нет даже птиц, одни камни, среди которых застыла тухлая вода. Местные называют остров «местом дьявола». Там же стоит и статуя самого рогатого. Как рассказывала Надя, «две тысячи человек туристов было, и только я одна обняла его, прижалась левой щекой, муж сфотографировал».

Спустя год, как они вернулись с этого острова, ночью был ей голос: «Встань и отрежь!» Настолько четкий голос, что Надя пробудилась. Стало так страшно, что она разбудила детей, чтобы не оставаться одной. А голос ей: «И негатив, и негатив...» Самое странное, что в куче негативов она сразу нашла нужный. Голос же продолжал: «И не порежь себя, и не порежь себя...» Она взяла ножницы, отрезала себя от статуи дьявола. Но аккуратно не получилось – в том месте, где на снимке прижималась к статуе, отсекла ножницами часть щеки. Хотите верьте, хотите нет, но именно этой части щеки у нее потом и в самом деле не стало. Сначала за левой щекой заболел зуб, потом появилась саркома, была серия операций. Половину челюсти хирурги удалили, обезобразив лицо.

После поездки
– Вскоре после тех событий обнаружилось, что Надя смертельно больна, жить ей осталось недолго. Она заинтересовалась религией и попросила подругу Таню, которая собиралась съездить в Грецию, привезти ей оттуда икону. Та исполнила поручение. Прошло несколько дней, и Надежда звонит подруге: «Таня, что за икону ты мне подсунула? Она вся мокрая, испортила мне подзеркальник. Осталось пятно маслянистое, совсем не смывается...» У нее икона на полке стояла, на белом подзеркальнике. Таня приезжает к ней – действительно, из иконки маслянистая влага истекает. Икону убрали с полки, и пятно исчезло.

До поездки
Таня сразу позвонила женщине в Петербург, чтобы проконсультироваться. та ей: «У вас мироточит икона». – «А что это значит?» она уже слышала, что иконы мироточат к скорбям, но не могла этого сказать. Во-первых, это не совсем точно, а во-вторых, не набралась смелости огорчить человека... Спросила, что это за женщина, у которой мироточение. «Она очень больна», – был ответ.


26 апреля 1913 года в подвале карандашной фабрики был обнаружен труп 13 - летней девочки Мэри Фэган, работавшей на этом предприятии. Как установило следствие, она была избита, изнасилована и задушена петлей. По горячим следам следствие сразу же установило виновника преступления - управляющего фабрикой Лео Франка, выходца из богатой еврейской семьи.
29-летний Франк был богатейшим человеком в Атланте, выпускник Корнельского университета, любитель оперы и игры в бридж, председатель местной отделения организации «Бнай Брит», женатый на Люсиль Зелиг, представительнице одного из самых могущественных семейств в Америке, чьи предки основали первую на юге США синагогу. В Атланте Франк управлял карандашной фабрикой, на которой трудились по 13 часов при шестидневной рабочей неделе преимущественно несовершеннолетние девочки, среди которой и была Мэри Фэган.
Впрочем, Франк среди женского персонала своей фабрики был известен как сексуальный извращенец, предпочитавший совсем молоденьких девочек. Мэри Фэган, вероятно, не понимавшая своего счастья, и, честно выполняя производственные задания, отказывала Франку во всем остальном. Результат подобного заблуждения был понятен.
То, что в преступлении был замешан самый богатый в Атланте человек, вызвало страх у слуг закона. Мэр Атланты публично приказал шефу городской полиции: «Найдите преступника или будете уволены». Речь шла, разумеется, не о настоящем преступнике, а о том, кого можно сделать козлом отпущения.

Первоначальный подозреваемый, ночной сторож негр Ньют Ли, который обнаружил тело ребенка, был брошен в камеру, жестоко избит и многократно допрошен полицейскими. Однако, несмотря на пытки и избиения, он давал показания против Франка. Главный свидетель обвинения, также чернокожий, рабочий Джим Конли упорствовал на своем: только Лео Франк был последним, кто видел Мэри Фэган.
Разумеется, деньги семейства Франка сыграли свою роль, и главный свидетель Конли быстро превратился в главного обвиняемого. Одновременно несколько других свидетелей были запуганы или подкуплены, после чего отказались давать показания.

Казалось, исход дела ясен, тем более негров в одном из оплотов Южной Конфедерации - Джорджии - после Гражданской войны не слишком любили, а к евреям относились нормально, не говоря уже о том, что Франки принадлежали к верхушке штата, а Конли и Ли находились на самом низу общества.
Однако жители американского Юга не допустили осуждения невинного человека. Более 100 тысяч человек провожали Мэри Фэган в последний путь. Никогда ранее в Джорджии не происходило более массовых акций. Вообще-то в США в целом и на Юге в частности убийства были достаточно распространенным явлением, но все же даже у самых отмороженных преступников были сдерживающие моменты. На могиле бедной девочки примерно 150 человек поклялись свершить правосудие, создав общество «Рыцари Мэри Фэган».
Процесс Лео Франка начался 28 июля 1913 года. Адвокаты пели соловьями, рассказывая о том, как гениальный юноша управляет карандашной фабрикой, выплачивая своим работницам за какие-то 13 часов работы в 6-дневную трудовую неделю целых 50 долларов в месяц. Впрочем, видя враждебное отношение к Франку публики, защитники потребовали отпустить своего подзащитного под залог в огромную по тем временам сумму в 50 тысяч долларов.

Во время процесса многотысячная толпа стояла на площади возле здания суда, громко требуя покарать убийц. И в этих условиях, выбирая между хрустов зеленых бумажек и справедливостью, судьи вынесли Франку смертный приговор. Но тут вмешался в дело губернатор Джорджии Джон Слейтон, заменивший казнь пожизненным заключением.

То, что за решением Слейтона стояли деньги семейства Франков, надеявшегося со временем вообще оправдать преступника, было настолько очевидно, что даже сторонники Слейтона из правившей на Юге Демократической партии не решились поддержать губернатора. Более того, американский Юг охватила волна того, что в наше время называют «антисемитизмом». В Атланте и в других городах Джорджии возникли комитеты, призывавшие к бойкоту торговцев-евреев, а кое-где дошло даже до их изгнания.

Для Джона Слейтона смягчение приговора Франку обернулось крахом карьеры. Едва пережив покушение на свою жизнь, он в страхе покинул штат, а его дом был разгромлен. Слейтон прожил еще 40 лет, но в качестве скромного преподавателя в воскресной школе. К политической деятельности пособник убийцы вернуться так и не смог.

Тем временем, власти Джорджии отправили Лео Франка в тюрьму, находившуюся за 200 километров от Атланты, справедливо опасаясь за его жизнь, поскольку собравшаяся у здания суда Джорджии толпа не скрывала своего желания линчевать его. Но и заключенные тюрьмы встретили педофила враждебно. Один из них напал на Франка, ранив его в горло самодельным ножом.
Фабрикант-педофил уцелел и был помещен в тюремную больницу. Впрочем, вряд ли он чувствовал себя хорошо, поскольку каждый раз заключенные, отправляясь на прогулку и возвращаясь с нее, проходя мимо тюремного госпиталя, где лежал Франк, начинали громко стучать ногами по железному полу и скандировать: «Сдохни, Франк!».

Однако деньги семейства убийцы делали свое, и в Вашингтоне начали готовить его освобождение под предлогом амнистии. Возникла так называемая «Антидиффамационная Лига», начавшая кампанию по освобождению Франка под предлогом борьбы с антисемитизмом. «Свободные» и «независимые» газеты Джорджии вдруг в один голос начали воспевать Франка, скромного гения, благодетеля штата и страны.
Одновременно пресса начала взахлеб писать о том, что нью-йоркские миллионеры происхождения только и мечтают о том, как бы инвестировать в Джорджию миллионы долларов, да только дело Франка мешает.

Известие о том, что преступник будет освобожден, вызвало соответствующую реакцию у «Рыцарей Мэри Фэган». Группа в 25 человек на восьми автомобилях подъехала к зданию тюрьмы 16 августа 1915 года. Они предварительно перерезали телефонные провода, связывающие здание тюрьмы с внешним миром, так что тюремное начальство было захвачено врасплох. Нападавшие без единого выстрела захватили тюрьму, обезоружили охрану и увезли находившегося в госпитале Лео Франка.

Эти 25 человек отнюдь не были «люмпенами» или «представителями социальных низов». Среди «рыцарей» были бывший шериф штата, два члена Верховного суда Джорджии, один священник, несколько военных в отставке, и другие достаточно влиятельные члены местного общества.

Первоначально Лео Франка собирались повестить на могиле Мэри Фэган, но, поскольку выяснилось, что на кладбище Атланты нет подходящих деревьев, преступника линчевали на окраине родного города Мэри - Мариэтта. Приговор гражданского общества был приведен в исполнение. Куски веревки, на которой был повешен Франк, разобрали на сувениры.
На могиле Лео Франка, было написано по латыни: «Semper idem» («Ничего не изменилось»). Подразумевалось, что ни деньги, ни влияние преступников не предотвратят возмездия, как это было всегда.

Так свершилось Правосудие. Поскольку губернатор Слейтон бежал со своего поста, состоялись выборы нового губернатора, которые с триумфом выиграл обвинявший Франка на суде прокурор Хью Дорси. Общественный обвинитель Томас Уотсон был выбран в Сенат США.

В 1986 году Лео Франк был посмертно оправдан властями Джорджии на основании заявления одной из прежних свидетельниц, жертвы сексуальных домогательств Франка, которая через 73 (!) года после преступления вдруг отказалась от прежних показаний. Тем не менее, дело Лео Франка до сих пор является свидетельством того, как гражданское общество способно преодолеть коррумпированность судебной системы, неэффективность политической организации общества, продемонстрировать невосприимчивость к продажным СМИ и преодолеть сопротивление влиятельной диаспоры Левиафана.

Комедия А. Грибоедова "Горе от ума" в русской критике


1.Первые суждения

2.Появление отрицательных отзывов

3.Появление положительных отзывов

4.Бессмертное произведение Грибоедова


1.Первые суждения

грибоедов критика отзыв комедия

Первые суждения о «Горе от ума» прозвучали ещё до того, как отдельные фрагменты комедии появились в печати и на сцене. Доставив новую пьесу в июне 1824 года в Петербург, Грибоедов сразу же начинает читать её в литературных салонах. Среди слушателей присутствовали известные критики и драматурги, актёры, и успех чтения был очевиден. Приятелю Грибоедова Ф. В. Булгарину удалось напечатать в театральном альманахе «Русская Талия» на 1825 год несколько сцен из первого акта и все третье действие комедии. За публикацией почти сразу же последовали печатные высказывания о новой пьесе. В журнале «Сын Отечества» было помещено объявление о выходе альманаха, причем анонсу сопутствовал краткий, но восторженный отзыв, посвящённый по сути одному-единственному сочинению- «Горю от ума».Чуть позже в одном из февральских номеров газеты «Северная пчела» было напечатано обозрение литературных новостей, и опять как наиболее значимая из них была представлена публикация из «Горя от ума».

В первых печатных отзывах о «Горе от ума» варьировались несколько основных мотивов. Главными достоинствами пьесы считали обилие новых и острых мыслей, силу благородных чувств, одушевляющих и автора и героя, сочетание истинности и об отдельных художественных особенностях «Горя от ума» - о мастерски выписанных характерах, необычайной беглости и живости стихотворной речи. А. А. Бестужев, высказавший все эти мысли наиболее эмоционально, дополнил их восторженной характеристикой воздействия комедии на читателей: «Все это завлекает, поражает, приковывает внимание. Человек с сердцем не прочтёт её, не проникнувшись до слёз».


2.Появление отрицательных отзывов

Углублению понимания и оценки новой комедии неожиданно способствовало появление резко отрицательных и явно несправедливых отзывов о ней. Нападки привели к тому, что единогласие восторженных похвал сменилось полемикой, а полемика обернулась серьёзным критическим разбором, охватившим разные аспекты содержания и формы «Горя от ума».

Наиболее яростным нападкам со стороны критика «Вестника Европы» подвергся образ Чацкого. И это не случайно. Ведь именно Чацкий явился в комедии глашатаем идей декабризма.

Против Грибоедова и его сторонников выступил не слишком даровитый, но довольно известный в те годы драматург и критик М. А. Дмитриев. В мартовском журнале «Вестник Европы» за 1825 год он опубликовал «Замечания на суждения «Телеграфа»«, придав критике пьесы Грибоедова форму возражения против отзыва Н. А. Полевого. Оспаривая восторженные оценки поклонников «Горя от ума», Дмитриев в первую очередь обрушился на героя комедии. В Чацком он увидел человека, «который злословит и говорит всё, что ни придёт в голову», который «не находит другого разговора, кроме ругательств и насмешек». Критик видит в герое и стоящем за ним авторе комедии олицетворения враждебной ему социальной силы. Свои нападки на «Горе от ума» он попытался обосновать. Дмитриев по собственному разумению реконструировал авторский замысел и, отправляясь от этого построения, подверг уничтожающей критике то, что, по его мнению, у Грибоедова получилось. «Г. Грибоедов, - утверждал Дмитриев,- хотел представить умного и образованного человека, который не нравится обществу людей необразованных.Если бы комик (то есть автор комедии) исполнил сию мысль, то характер Чацкого был бы занимателен, окружающие его люди смешны, а вся картина забавна и поучительна! Однако замысел не осуществился: Чацкий не что иное, как сумасброд, который находился в обществе людей совсем не глупых и при этом умничает перед ними. Отсюда следует два вывода: 1) Чацкий, который «Должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным»,

2) смешны не окружающие Чацкого люди, смешон, вопреки намерениям Грибоедова, сам главный герой».

Примерно в то же время в письмах к Бестужеву и Вяземскому Пушкин сделал несколько критических замечаний о комедии Грибоедова «Горе от ума», причем некоторые оказались созвучными тезисам Дмитриева. Общая оценка комедии в письмах Пушкина была высокой: поэт находил в пьесе «черты истинно комического гения», верность действительности, зрелое мастерство. Но при всем этом он считал нелепым поведение Чацкого, который мечет бисер «перед Репетиловыми». Кроме того, Пушкин (пусть и не прямо) отрицал наличие в комедии «плана», то есть единства и развития действия.

В 1840 году Белинский попытался по-новому обосновать уничтожающую оценку «Горя от ума». Но и эта попытка была обставлена существенными отговорками, а позднее, на протяжении 1840-х годов, скорректирована более объективными суждениями о Грибоедове и его пьесе. Белинский заявлял: «Глубоко верно оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья».

В помощь Дмитриеву против Сомова выступил Писарев. Наполняя развязными, плоскими остротами, статья критика в основном повторяет суждения Дмитриева, не делая их хоть в чем-нибудь более убедительными. Вслед за Дмитриевым Писарев обвиняет Грибоедова в том, что тот отступает от «правил», что «во всей пьесе нет необходимости, стало, нет и завязки, в потому не может быть и действия». По его мнению, Сомов хвалит «Горе от ума» только потому, что он «одного прихода с автором».


3.Появление положительных отзывов

Первым печатным высказыванием о «Горе от ума» явился отзыв Н. А. Полевого в его рецензии на альманах «Русская Талия», в котором были впервые напечатаны отрывки из комедии. Отзыв Полевого появился в только что основанном им журнале «Московский Телеграф», занимающем прогрессивные позиции в журналистике тех лет. «Ещё ни в одной русской комедии не находим мы таких острых новых мыслей и таких живых картин общества, какие находим в «Горе от ума», - писал Полевой. –Наталья, Дмитриевна, князь Тугоуховский, Хлестова, Скалозуб списаны мастерскою кистью. Смеем надеяться, что читавшие отрывки позволяют нам от лица всех просить Грибоедова издать всю комедию». Высоко оценив комедию, Полевой указал на злободневность, верность действительности, типичность её образов.

Статья Дмитриева вызвала бурю негодования в среде передовых русских литераторов – писателей-декабристов и их единомышленников. На нападки «марателя Дмитриева» ответил, в частности, выдающийся деятель декабристской литературы, один из предшественников Белинского в истории русской критике, А. А. Бестужев-Марлинский, -ответил в обзоре «Взгляд на русскую словесность». Тонко высмеяв в своем обзоре Дмитриева как драматурга, Бестужев непосредственно после оценки дмитриевского «творения» переходит к комедии Грибоедова. Он решительно заявляет, что в «Горе от ума» воспроизведена сама жизнь, что это «живая картина московских нравов» и именно поэтому те, кто как в зеркале узнает себя в ней, с такой злобой ополчаются на комедию. Противников «Горя от ума» Бестужев обвиняет в отсутствии вкуса. «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит её в число первых творений народных», -пророчественно заключает Бестужев свой отзыв.

Вскоре после Бестужева в защиту «Горе от ума» выступил с большой статьей О. М. Сомов. Веско, доказательственно отметает Сомов в своей статье нападки Дмитриева. Интересно и убедительно анализирует Сомов образ Чацкого, подвергшийся особенно яростной атаке. Сомов отмечает, что в лице Чацкого Грибоедов показал «умного, пылкого и доброго молодого человека с чувствами благородными и душою возвышенной. Чацкий- живой человек, а не « существо заоблачное», он пылок, страстен, нетерпелив и действует в комедии в полном соответствии со своим характером.» Чацкий сам понимает, сочувственно говорит Сомов, что «только напрасно теряет речи», но «он не в силах владеть своим молчанием». Его негодование вырывается наружу «потоком слов колких, но справедливых». Так объясняет критик поведение героя «Горя от ума» в среде людей, которых Дмитриев назвал «неглупыми, но необразованными». Утверждение Дмитриева, что автор не дал Чацкому «надлежащий противоположности» с обществом Фамусовых, Сомов отвергает, заявляя, что «противоположность между Чацким и окружающими его весьма ощутительна».

Вслед за Сомовым выступил критик Одоевский. Он так же указал на высокие достоинства языка «Горе от ума» и подтверждение этой своей точки зрения видит в том, что «почти все стили комедии Грибоедова сделались пословицами».

Последовал отзыв от В. К. Кюхельбекера. Он вполне разделял точку зрения Одоевского на «Горе от ума». В 1825 году Кюхельбекер напечатал в «Московском Телеграфе» стихотворение «Грибоедову». «Горе от ума» стихотворении прямо не упоминается, но поэтический дар Грибоедова оценивается необычайно высоко и оценка эта, конечно, не могла быть связанной в первую очередь с «Горем от ума». Высказывания Кюхельбекера о комедии вливаются в общее русло оценок комедии декабристской критикой. Он отмечает, что «Горе от ума» «чуть ли не останется лучшим цветком нашей поэзии от Ломоносова». «Дан Чацкий, даны прочие характеры – пишет Кюхельбекер,- они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, - и только. Это очень просто, но в сей-то именно простоте – новость, смелость, величие».

Важнейшим этапом в освоении наследия Грибоедова русской критикой являются высказывания о «Горе от ума» В. Г. Белинского. Высказывания эти весьма многочисленны и относятся к различным периодам деятельности великого критика. Белинский впервые поставил Грибоедова в ряд крупнейших русских писателей 18 – начала 19 века, охарактеризовав его как «творца русской комедии, русского театра». «Горе от ума» критик оценил как «первую русскую комедию», особо отметив в ней значительность темы, обличительную силу юмора, клеймящего все ничтожное и «вырывающегося из души художника в пылу негодования», достоверность характеров – не построенных по схеме, в «снятых с натуры во весь рост, почерпнутых со дна действительной жизни».

Н. Г. Чернышевский со студенческих лет считал «Горе от ума» выдающимся драматическим произведением и подчеркивал « что герои его «очень верно сняты с натуры», что они – живые люди и действуют в соответствии со своим характером. Он называл «Горе от ума» «превосходной комедией», говорил о своей искренней любви к её «благородному автору», отмечал, что Грибоедов «должен разделить с Пушкиным славу преобразователя литературы».

Значительным событием в грибоедовской литературе 50 -60 х годов явилась статья Григорьева. Он убедительно показывает, что только такое изображение «высшего света», какое свойственно «Горе от ума», является глубоко реалистическим и от какого бы то ни было преклонения перед этим «темным грязным миром». Анализ образа Чацкого Григорьевым представляет особый интерес. Критик называет Чацкого «единственным истинно героическим лицом нашей литературы»

Некоторые из положений статьи Григорьева получили развитие в известной статье Гончарова «Мильон терзаний». Выдающийся художник-реалист создал единственную в своем роде критическую работу о «Горе от ума», непревзойдённую по мастерству и тонкости анализа. «Горе от ума, -говорит Гончаров,-это картина эпохи. В ней, как луч света в капле воды, отражается вся прежняя Москва и с такою художественною, объективною законченностью и определённостью, какая даласьу нас только Пушкину и Гоголю». Но комедия Грибоедова, подчеркивает Гончаров, не только «картина нравов» и не только «живая сатира» , но и «картина нравов,и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и, скажем сами за себя – больше всего комедия». Роль Чацкого, по мысли Гончарова – главная роль, «без которой не было бы комедии». Его ум «сверкает, как луч света, в целой пьесе».Столкновение Чацкого с окружающим его обществом определяет «громадный настоящий смысл», «главный разум» произведения, дает ему то живое, непрерывное движение, которое пронизывает его от начала до конца.

«Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались нам в память так же твердо, как короли, дамы и валеты на картах, и у всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах, кроме одного – Чацкого. Так все они начертаны верно и строго, и так примелькались всем. Только о Чацком многие недоумевают: что он такое? Если было мало разногласия в понимании других лиц, то о Чацком,напротив, разноречия не кончились до сих пор и, может быть, не кончатся ещё долго.

«В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека», - писал Грибоедов. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была завершена в 1824 году. Она создавалась в период смены одного мировоззрения другим, и вольнодумство в те времена уже имело место. Ярким завершением этого процесса стало восстание декабристов в 1825 году. Передовая для своего времени комедия вызвала особый интерес в обществе. Опальный Пушкин, находившийся в ссылке в Михайловском, прочтя комедию, был в восторге от нее. Основной проблемой произведения является так характерная для того времени проблема противостояния двух эпох, проблема двух мировоззрений: «века минувшего», защищающего старые устои, и «века нынешнего», выступающего за решительные перемены.


4.Бессмертное произведение Грибоедова

«Уже более 150 лет привлекает читателей бессмертная комедия Грибоедова «Горе от ума» каждое новое поколение перечитывает её заново, находя в ней созвучие с тем, что его сегодня волнует».

Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал о «Горе от ума», - что оно «все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы, по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

Автор единственного вполне зрелого и завершённого произведения, к тому же не опубликованного целиком при его жизни, Грибоедов приобрел необычайную популярность среди современников и оказал огромное влияние на последующее развитие русской культуры. Вот уже почти полтора столетия живет комедия «Горе от ума», не старея, волнуя и вдохновляя многие поколения,для которых она стала частью их собственной духовной жизни, вошла в их сознание и речь.

После нескольких лет, когда критика не упоминала комедию Грибоедова, Ушаков написал статью. Он правильно определяет историческое значение комедии «Горе от ума». Называет произведение Грибоедова «бессмертным творением» и видит лучшее доказательство «высокого достоинства» комедии в её необычайной популярности, в том, что её знает чуть ли не наизусть каждый «грамотный россиянин».

Так же Белинский объяснял тот факт, что, вопреки стараниям цензуры, она «ещё до печати и представления разлилась по России бурным потоком» и приобрела бессмертие.

Имя Грибоедова неизменно стоит рядом с именами Крылова, Пушкина и Гоголя.

Гончаров, сравнивая Чацкого с Онегиным и Печориным, подчеркивает, что Чацкий, в отличие от них, - «искренний и горячий деятель»: «ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век, и в этом все его значение и весь ум», и поэтому-то «Чацкий остается и останется всегда в живых». Он «неизбежен при каждой смене одного века другим».

«Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё ещё живет своею нетленной жизнью, переживет и ещё много эпох и все не утратит своей жизненности.

Эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом. Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное, затем, кажется, чтобы было легче их удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка.

Великая комедия и сейчас остается молодой и свежей. Она сохранила свое общественное звучание, свою сатирическую соль, свое художественное очарование. Она продолжает триумфальное шествие по сценам российских театров. Ее изучают в школе.

Российский народ, построивший новую жизнь, показавший всему человечеству прямую и широкую дорогу в лучшее будущее, помнит, ценит и любит великого писателя и его бессмертную комедию. Сейчас, более чем когда-либо, громко и убедительно звучат слова, написанные на могильном памятнике Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской...»


1.Сборник статей «А. С. Грибоедов в русской критике» А. М. Гордин

2.«Комментарии к комедии Грибоедова» С. А. Фомичев

3.«Творчество Грибоедова» Т. П. Шаскольской