Шедевры новая пинакотека обзор картин. Панорама Новая пинакотека. Виртуальный тур Новая пинакотека. Достопримечательности, карта, фото, видео. Наши шедевры старая пинакотека

Новая пинакотека (нем. Neue Pinakothek) - картинная галерея в Мюнхене. В ней представлены произведения живописи и скульптуры мастеров XIX - начала XX вв. Напротив Новой пинакотеки находится Старая пинакотека с работами мастеров от Средневековья до середины XVIII столетия. В третьей пинакотеке Мюнхена - Пинакотеке Современности - представлено искусство XX и XXI веков.

Галерея была основана в 1853 г. баварским королём Людвигом I, который хотел сделать свою частную коллекцию современного искусства доступной для общественности, разместив её в Старой и Новой пинакотеках. Новая пинакотека таким образом является первым «собранием современного искусства» в мире. Установленная на рубеже веков граница между старым и новым искусством стала определяющей для немецких картинных галерей. В соответствии с художественными предпочтениями Людвига I изначально большую часть экспозиции составляли работы мюнхенской школы живописи и немецких романтиков. Особое внимание уделялось южно-немецким художникам и художественным школам. Однако возводя музей, Людвиг удовлетворял и свои династические амбиции, выставив в главном зале Новой пинакотеки героизированные пейзажи Греции кисти Карла Ротмана, где правил сын Людвига Отто I Греческий. После смерти Людвига коллекция прирастала новыми известными картинами, но ситуация с отбором экспонатов менялась в Мюнхене очень медленно. Положение изменилось лишь в 1909 г., когда последовали так называемые «пожертвования Чуди», названные так по имени генерального директора мюнхенского Государственного собрания живописи Гуго фон Чуди (нем. Hugo von Tschudi), который уделял большое внимание не пользовавшимся в то время почётом современным французским художникам. Благодаря ему в Новой пинакотеке появилась впечатляющая коллекция импрессионистов. Однако в 1938 г. «Автопортрет» Ван Гога был отнесён к дегенеративному искусству, конфискован и годом позже продан. Коллекция Новой пинакотеки пополняется и в настоящее время благодаря добровольным пожертвованиям и приобретениям и является одной из наиболее крупных экспозиций искусства конца XVIII-XIX вв.

Забраковав несколько мест для возведения здания новой галереи, Людвиг I приказал построить Новую пинакотеку напротив Старой пинакотеки. Проект был создан Фридрихом фон Гертнером и Августом фон Фойтом. Во время Второй мировой войны здание Новой пинакотеки было полностью разрушено и вскорости снесено. Экспозиция Новой пинакотеки разместилась в Доме искусства. Лишь в 1981 году открылось постмодернистское здание по проекту архитектора барона Александра фон Бранки. Несмотря на то, что облицованное песчаником здание с эркерами, аварийными лестницами и полуциркульными арками окон было принято неоднозначно, его великолепные залы с верхним освещением получили всеобщее одобрение. В западном крыле здания Новой пинакотеки разместился Институт Дёрнера.

Германия имеет насыщенную историю, в стране большое количество музеев. Удивительная коллекция живописи разных периодов представлена в известных картинных галереях Мюнхена – трех пинакотеках. Новая пинакотека в Мюнхене – собрание более 3000 картин и 300 скульптур от эпохи Просвещения до начала модерна – является связывающим звеном между Старой пинакотекой (представлены полотна художников от Средневековья до XVIII столетия) и пинакотекой Современности (демонстрируются работы мастеров второй половины XX и XXI веков).

История создания Новой пинакотеки в Мюнхене

Баварский король Людвиг I из династии Виттельсбахов (1786-1868, правил с 13 октября 1825 до 20 марта 1848), коллекционер художественных произведений и покровитель искусства, захотел сделать свою частную коллекцию современной живописи доступной для общественности. И он реализовал свой замысел.

25 октября 1853 года напротив здания Старой пинакотеки (в переводе с греческого языка означает «хранилище картин») была открыта Новая пинакотека – картинная галерея с работами современных мастеров того времени. Это был первый музей современного искусства в Европе.

Основой коллекции Новой пинакотеки стали картины немецких художников, большинство из которых придерживались романтического направления в живописи.

Еще одну часть экспозиции составляли работы мюнхенской школы живописи. В главном зале галереи демонстрировались картины известного пейзажиста Карла Ротманна, посвященные Греции (так как Otto I, второй сын Людвига I, был греческим королем).

«Зал Ротманна» занимал центральное место в собрании художественных произведений баварского короля и сегодня такой зал вы можете увидеть в галерее. После смерти Людвига I в 1868 году коллекция Новой пинакотеки насчитывала 425 картин.

Архитектура здания Новой пинакотеки

Первоначальный проект был разработан немецкими архитекторами Friedrich von Gärtner и August von Voit, а заложена галерея 12 октября 1846 года. Это было огромное, прямоугольное здание почти без окон, с центральным нефом, который возвышался над двумя боковыми. Второй этаж здания был украшен фресками, которые демонстрировали благотворительную деятельность Людвига I.

В 1944 году здание Новой пинакотеки и фрески были разрушены, но картины, с которых они были нарисованы, сохранились до сегодняшнего дня и представлены в галерее. Так как разрушения здания во время военных бомбардировок были очень значительны, администрация города приняла решение снести здание и на его месте построить новое.

С 1947 года картины музея демонстрировались в Доме искусства (Haus der Kunst) и на временных выставках. В результате пожара в Glaspalast в 1931 году во время выставки работ немецких художников-романистов сгорел дворец и 110 картин. Это была значительная потеря коллекции ценных полотен.

Только через 30 лет было заложено новое здание известной галереи по проекту Александра фон Бранка.

28 марта 1981 года Новая пинакотека открылась для посетителей. Построенное в стиле неомодерн здание с эркерами (выступающие за плоскость фасада части помещения), полуциркульными арками и аварийными лестницами для кого-то, может, выглядит не очень гармонично, но его просторные внутренние залы с верхним освещением получили одобрение ценителей представленных там картин.

Коллекция произведений искусства Новой пинакотеки

До 1909 года коллекция галереи пополнялась работами только немецких художников согласно предпочтениям короля-основателя Людвига I. В этом же году, благодаря настойчивости Генерального директора Баварского государственного собрания картин Гуго фон Чуди (Hugo von Tschudi), было куплено много интересных работ художников-импрессионистов Франции. Таким образом, фонду музея стала принадлежать значительная коллекция полотен современности.

Уже к 1913 году в галерее насчитывалось 1100 картин, часть которых была в собственности государства, а вторая – королевского двора.

Однако в 1938 году из коллекции Новой пинакотеки были изъяты для выставки «позорного» искусства картины западноевропейских художников-импрессионистов, которых в то время не жаловали. Среди изъятой известной работы был знаменитый «Автопортрет» Ван Гога, который был продан и никогда больше не вернулся в стены Новой пинакотеки.

Для удобства посетителей экспозиция музея разделена на школы, периоды, страны. Здесь постоянно представлены более 550 произведений искусства.

В коллекцию живописи Новой пинакотеки второй половины XVIII-начала XIX века входят работы таких известных мастеров:

  • почти все значимые художники Англии: Уильям Хогарт, Джошуа Рейнольдс, Томас Лоуренс, Джордж Ромни, Дэйвид Уилки, Джон Констебл, Уильям Тёрнер («Ostende», 1844) и другие;
  • испанского художника и гравера Франсиско Гойя («Загородная прогулка», 1776, «Ощипанная индейка», ок. 1810), французского живописца и педагога Жака Луи Давида («Портрет Анны Марии Луизы Телюссон де Сорси», 1790), немецких художников швейцарского происхождения Ангелики Кауфманн («Автопортрет», 1784), Антона Графа («Генрих XIII», 1775), швейцарского живописца Иоганна Генриха Фюсли («Сатана и смерть, разделённые грехом», 1792-1802), немецкого художника и мастера портрета Иоганна Фридриха Августа Тишбейна («Николя Шатлен в саду», 1791);
  • немецких классиков Якоба Филиппа Гаккерта, Йозефа Антона Коха, Людвига Рихтера, Фридриха Овербека («Italia und Germania», 1828), Фридриха Вильгельма фон Шадова, Генриха Мария фон Гесса и Петера фон Корнелиуса;
  • немецких романтиков Каспара Давида Фридриха («Riesengebirgslandschaft mit aufsteigendem Nebel», 1819/20), Иоганна Христиана Даля, Карла Фридриха Шинкеля, Карла Блехена и др.;
  • художников в стиле бидермейер (ответвление романтизма, пришедшего на смену ампиру; характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей) – Доменико Квальо, Франца Ксавьера Винтерхальтера, Фердинанда Георга Вальдмюллера, Морица фон Швинда и Карла Шпицвега («Бедный поэт», 1839);
  • французских реалистов и романтиков Теодора Жерико, Эжен Делакруа, Жана-Франсуа Милле, Онорэ Домье («Мелодрама», 1856-1860), Гюстава Курбе и других;
  • немецких реалистов Вильгельма Лейбля, Франца фон Ленбаха, Августа Зейделя и Адольфа фон Менцеля («Wohnzimmer mit Menzels Schwester», 1847), импрессионистов Макса Либермана, Ловиса Коринта, Фрица фон Уде, Марии Слафона и Макса Слефогт;
  • ценным достоянием галереи являются работы французских художников-импрессионистов Клода Моне («Мост через Сену в Аржантёе», 1874), Эдуарда Мане («Завтрак в ателье», 1868), Пьера-Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Эдгара Дега («Die Büglerin», 1869), Альфреда Сислея и постимпрессионистов Поля Гогена («Пейзаж Мартиники», 1887), Поля Сезанна («Stillleben mit Kommode», 1883-1887), Винсента Ван Гога («Подсолнухи», 1888, картина приобретена в 1912 году от анонимного дарителя в рамках «пожертвований Гуго фон Чуди»), Жоржа Пьера Сера, Анри де Тулуз-Лотрека.

Фонд живописи XX века составляют работы таких известных мастеров, как основоположник австрийского модерна Густав Климт, бельгийский художник и график Джеймс Энсор, французы Морис Дени, Эдуар Вюйар, Пьер Боннар, швейцарский художник Фердинанд Ходлер, немецкий скульптор и живописец Франц фон Штука, норвежский живописец и график Эдвард Мунк.

В Новой пинакотеке помимо художественных полотен вы можете увидеть скульптурную экспозицию XIX и начала XX веков, которая представлена работами Бертеля Торвальдсена («Адонис», 1802-1832), Антонио Кановы («Статуя Париса», 1807-1816), Рудольфа Шадова, Огюста Родена, Макса Клингера, Аристида Майоля и Пабло Пикассо.

На сегодняшний день Новая пинакотека продолжает пополняться коллекциями, присутствуют даже пожертвования и помощь истинных ценителей искусства.

Старая пинакотека в Музейном квартале Мюнхена

Старая пинакотека считается одной из самых известных галерей мира. Здесь наиболее полно представлено развитие художественного искусства от Средневековья и эпохи Возрождения до барокко и конца периода рококо.

Постоянная экспозиция состоит из 700 картин знаменитых немецких, фламандских, голландских, французских, итальянских и испанских художников, среди которых Рафаэль, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Босх, Рембрант, Рубенс. Известный шедевр того времени – «Битва Александра Македонского с царём Дарием», выполненная немецким мастером живописных картин Альтдорфером в 1529 году.

Большая часть коллекции полотен Старой пинакотеки была собрана в основном представителями династии Виттельсбахов, которая правила Баварией на протяжении 700 лет (1180-1918).

Интересен факт, что один из ее потомков и сейчас живет во дворце Нимфенбург в Мюнхене. А внутренние помещения дворца являются настоящими произведениями искусств.

Новую Пинакотеку основал Людвиг Баварский. Свою частную коллекцию он решил открыть для народа. В 1848 году король инициировал строительство здания — его решено было строить напротив Старой Пинакотеки. Галерея Новая Пинакотека открылась в 1853 году в Мюнхине.

Новую Пинакотеку основал «лунный король» — правитель-романтик Людвиг Баварский . Свою частную коллекцию он решил открыть для народа. В 1848 году король инициировал строительство здания — его решено было строить напротив Старой Пинакотеки. Над проектом работали Август Фойт и Фридрих Гертнер.

Галерея открылась в 1853 году в Мюнхине .

На тот момент это было первое собрание современной живописи. В экспозиции были представлены произведения живописцев Мюнхена, немецких художников-романтиков. В отличие от собрания Старой Пинакотеки , здесь были выставлены ещё и скульптуры. Художественное искусство в галерее освещалось довольно однобоко. Даже после смерти короля коллекция продолжала расти, но направления не менялись.

С 1915 года музей стал принадлежать государству. Изменил ситуацию в галерее Гуго фон Чуди – директор Государственного собрания живописи Мюнхена. В начале XX века французская живопись не имела авторитета в художественном мире и слабо освещалась критикой. Чуди решил популяризировать французское искусство и приобрёл для музея большую коллекцию картин импрессионистов .

Баварская публика увидела полотна Мане и Моне, Тулуз-Лотрека, Ван Гога. К сожалению, «Автопортрет» Ван Гога впоследствии был утрачен для галереи — в 1938 году он был продан. Знаменитое полотно «Подсолнухи» сохранилось — его и сегодня можно видеть в Пинакотеке.

Новая Пинакотека сейчас занимает не то здание, что было предназначено ей королём Людвигом. В годы II Мировой войны галерею полностью разрушили. Здание пришлось снести, а экспозицию перенесли в Дом Искусства на Принцрегентенштрассе.

Только в марте 1981 года Новую Пинакотеку вновь открыли в отдельном музее. Строительством этого здания руководил архитектор Александр фон Бранки — он постарался, чтобы форма здания соответствовала содержанию. Постмодернистский облик галереи был принят публикой неоднозначно, однако новый музей быстро завоевал симпатии посетителей благодаря просторным залам и хорошо организованному освещению.

Экспозиция Новой Пинакотеки служит промежуточным звеном между коллекцией старинных полотен Старой Пинакотеки и собранием модерна из Пинакотеки Современности (ныне расположенной в Доме Искусства). Она освещает период конца XVIII – начала XX веков: от Жака Луи Давида и Гойи — до Поля Сезанна, Эдгара Дега и Клода Моне.

Всего в фондах музея находится около 4,5 тысяч картин и 300 скульптурных работ (здесь собраны скульптуры Торвальдсена, Кановы, Огюста Родена ). Вниманию публики в 33 залах представлены 400 произведений, разделённых по направлениям и хронологии.

Barer Straße 29 80799 München, Deutschland
pinakothek.de‎

Ехать трамваем 27, 28, №27 до остановки Pinakotheken

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Первая картина, перед которой я остановилась во время весеннего посещения Новой Пинакотеки в Мюнхене, была работа Габриэля фон Макса «Обезьяны как судьи искусства» 1889 года. Сначала эту вещь воспринимаешь просто как вариант посещения зоопарка, но название заставляет пристальнее всмотреться в картину. И тогда становиться ясно, на что так внимательно смотрит добрая половина обезьяньего сообщества. Они разглядывают холст в золоченой раме. Габриэль фон Макс держал у себя обезьян и любил изображать их в различных «человеческих» ситуациях. Но в данном случае, ситуация особая – явно намекающая на отношение художника к тем, кто вершит судьбы искусства, оценивает произведения мюнхенских художников.


Поскольку и сам ты относишься к этому племени критиков и экспертов, то невольно начинаешь искать ту обезьяну, с которой хочется, чтобы отождествляли тебя. Тешишь себя надежной, что ты так и остался испуганным детенышем, который смотрит круглыми глазами на пугающий и прекрасный мир.

Я ни в коей мере не считаю себя к знатоком немецкой живописи XIX века. Она была всегда где-то на периферии моих художественных интересов. И в Новую Пинакотеку в первый раз, в 2001 году, я попала почти случайно. Античные собрания в Мюнхене оказались на реставрации. Вместо того, чтобы с горя отправиться пить пиво, мы зашли в Новую Пинакотеку. И оказались в одном из самых комфортных и интересных художественных музеев мира. Он спланирован таким образом, что ноги сами несут тебя из зала в зал, от картины к картине. Вместо лестниц – система пандусов. И много пространств, где ты отдыхаешь от интенсивного знакомства с живописью.

Прекрасный свет, картинам просторно, и каждая из них воспринимается как шедевр. Современное здание было построено в 1981 году бароном Александром фон Бранки. Сама же Галерея современного искусства была основана в 1853 году Людвигом I. Ее здание, которое было создано в той же стилистике, что и Старая Пинакотека, было разрушено во время Второй мировой войны и снесено.

Скульптура в экспозиции Новой Пинакотеки словно аккомпанирует живописи. Большая ее часть располагается в зонах релаксации.

Если говорить о немецкой живописи XIX века, то главный зал для меня в Пинакотеке – зал Каспара Давида Фридриха. От его елей я не могла оторваться, как от елочки и сосенки на фреске из виллы Ливии Только там, в раю, было тепло и щебетали птицы, а картина Фридриха больше напоминает о кладбищенском холоде. Или точнее – о холоде вечности.
«Божественное начало, – говорил художник, – есть повсюду, даже в песчинке». По словам современного исследователя, пейзажи Фридриха «представляют собой скорее видЕние, а не то, что на самом деле было видимо. Их симметричный рисунок выдает присутствие взгляда, организующего природу».
/Цитата по кн: Д.Аррас. Деталь в живописи. СПб,2010, с.414/

Красота и бескрайность мира открывается Фридриху не только в созерцании горных панорам, но и на плоском болотистом взморье с чахлой растительностью, рыболовными лодками и сетями, наброшенными на коряги.

Сквозь свинцовые тучи прорвались закатные лучи, и вспыхнувшее серебристо-золотистое море поделилось своим сиянием с лужами, превратив скучный, неприглядный берег в преддверие мира мечты.

Выйдем в одну из галерей музея, передохнем, и из мира романтических сущностей перейдем в залы, где собраны изображения того реального мира, куда стремились попасть немецкие романтики. Сменим побережье Балтийского моря на берега моря Тирренского.
«Ты знаешь край, где мирт и лавр растёт,
Глубок и чист лазурный неба свод,
Цветёт лимон, и апельсин златой
Как жар горит под зеленью густой?..
‎ Ты был ли там? Туда, туда с тобой
‎ Хотела б я укрыться, милый мой».

В Новой Пинакотеке собрана целая галерея красавиц, расцветших под солнцем Италии. Больше всего мне понравилась Феличе Бернарди из Альбано, запечатленная Августом Риделем в 1842 году.
Как тут не вспомнить восторженные строки Н.В.Гоголя по поводу красавиц полу-немца К.П.Брюллова: «Женщина его блещет, но она не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами,- она женщина страстная, сверкающая, южная, итальянка во всей красе полудня, мощная, крепкая, пылающая всею роскошью страсти, всем могуществом красоты,- прекрасная, как женщина».
http://www.bibliotekar.ru/rusGogol/67.htm

Юная римлянка Фридриха Вильгельма фон Шадова (1818 г.) еще не пылает страстью, что, впрочем, можно объяснить возрастом модели. Но все еще впереди!

С красавицами Фридриха Овербека все сложнее. Своим взглядом на модели он словно «подмораживает» их, оскульптуривая формы. Глядя на Витторию Кальдони (1821 г.), мы вспоминаем о Богоматери или изображениях святых. Виттория была одной из самых прославленных итальянских красавиц своего времени. Сохранилось множество ее изображений, выполненных не только живописцами, но и скульпторами. Совсем юной ее запечатлел Александр Иванов. Замуж она вышла за Григория Лапченко и вместе с ним уехала в Россию.
http://www.mknews.de/article/2013/02/27/817842-devushka-iz-albano.html

Черты Виттории угадываются и в образе Италии в знаменитом живописном манифесте Овербека «Италия и Германия» (1828 г.).

О реальной жизни романтиков или о распространенном мифе о них, согласно которому истинный художник и поэт не могут получить признания при жизни, напоминает картина Карла Шпитцвега «Бедный поэт» (1839 г.). Как и наш Павел Федотов, Шпитцвег был самоучкой и мастером рассказа через детали. И еще их роднит соединение иронического и любовного отношения к своим персонажам.