«Разбойники», анализ драмы Шиллера. Характеристика героев по произведению шиллера «разбойники» Как постепенно усиливается разочарование карла какие слова

Карл Моор — типичный штюрмерский герой, «бурный гений», одиночка, решившийся на бунт против всего общества. С гневом клеймит он свой постыдный век: «Пропади он пропадом, этот хилый век кастратов, спо­собный только пережевывать подвиги былых времен». Карл Моор оклеветан с помощью подложных писем своим собственным братом Францем. Доведен­ный до отчаяния, Карл становится атаманом разбойников и начинает борьбу против ненавистного ему порядка, пытается в одиночку восстановить справедливость. Его идеал — республиканские Греция и Рим, исполненные гражданской доблести герои Плутарха.

Однако натура Карла Моора полна контрастов, внутренних противоречий. Эмоциональное берет в нем верх над рациональным: на открытый протест его толкает про­клятие отца. С крахом семейной гармонии для него рушится гармония всего мира, он готов обратить свою ненависть против всего рода человеческого: «О, я хо­тел бы отравить океан, чтобы из всех источников лю­ди выпивали смерть!» Шиллер показывает, как посте­пенно нарастает конфликт Карла с самим собой и с ос­тальными разбойниками. Карл не грабит, он мстит. Но постепенно герой с ужасом осознает, что жертвами его мести (пусть лишь от рук его подопечных) невольно становятся и невиновные: «Но детоубийство? Убийст­во женщин? Убийство больных? О, как тяжко гнетут меня эти злодеяния!» Став невольной причиной смер­ти отца, в отчаянии убив возлюбленную Амалию фон Эдельрейх, Карл в финале решает добровольно сдаться властям. Герой отрекается не от самой идеи справедливости, а от избранного им пути. Шиллер развенчивает индивидуалистический бунт, показывает его бесперспективность.

Нет иллюзий - нет и разочарований.

Японская пословица

Разочарованность как качество личности – склонность переживать по поводу несбывшихся ожиданий, надежд, мечтаний и крушения веры в кого-нибудь или во что-нибудь.

Разочарование – это горький вкус от растаявших идеализаций. Жизнь глупца – коллекция разочарований. Казалось бы, на жизненном карнавале неисчислимое количество лиц и красок, но алгоритм разочарованности в жизни банально прост. Человек ставит перед собой неверную главную цель или что-то сильно идеализирует. Жертвуя и пренебрегая многим, он идет к не своей цели или жгуче, страстно желает обладать объектом идеализации, надеется на него, ожидает от него чего-то доброго и светлого, верит в него. В первом случае мы наблюдаем бессмысленную трату времени, энергии и душевных сил на движение к тому, что не составит его счастья. Во втором то, что крайне не любят законы мироздания – нарушение равновесного состояния. Всякие отклонения, перегибы и перекосы возбуждают равновесные силы, и они наказывают человека за сидящие в его уме идеализации.

Разочарование – это изыски фантазийного, идеализированного ума. Простота не разочаровывает. Если человек придает избыточную значимость еде, сексу, деньгам, материальным благам, равновесные силы стремятся вернуть его к равновесному состоянию. Идеализировал дружбу – получите предательство друзей, идеализировал секс – поживите импотентом, идеализировал машину, квартиру, деньги – нет проблем, обладайте, но только без здоровья и в одиночестве. Человеком овладевает разочарованность. В молодые годы неразумный человек следует по цепочке разочарований. Набил шишек, залечил душевную травму и пошел искать те же грабли. Игорь Губерман точно подметил: «За радости любовных ощущений однажды острой болью заплатив, мы так боимся новых увлечений, что носим на душе презерватив». В зрелые годы, когда изменить ситуацию не представляется возможным, разочарованность становится проявленным качеством личности.

Поход не к своей цели чреват жестоким разочарованием. Нет бы, поставить перед собой духовную цель – воспитать в себе и в детях доброту и заботливость мужчина главной целью жизни считает, к примеру, строительство и обустройство дома. Вкалывает многие годы, как раб на галерах, и, наконец, достраивает дом. Дальше живет, чтобы его обустроить, потом обставить мебелью. Строя дом, он стремился доказать себе и окружающим свою важность и значимость. Чужая цель приходит извне — под воздействием стереотипов, ложных убеждений, верований и влияния окружающих. Дом есть, а ощущения счастья не было и не будет. Люди строят грандиозные планы, мечтают, формируют в своем уме идеализации, а потом, достигнув «желанной» цели понимают, что получили подделку, суррогат того, о чем грезили. Они начинают прозревать, что затраченные усилия не стоили потраченного времени и энергии. Угробив жизнь на этот постоянно требующий ремонта и забот дом, человек в конце жизни будет испытывать разочарование. Старый, немощный, никому ненужный он будет доживать свой век в этом доме, если дети, не испытывающие к нему добрых чувств, не отправят его еще ранее в дом престарелых. Счастье духовно, в подвалах материального дома его не отыщешь.

Наибольшую глубину разочарований человек получает от того, к чему он чрезмерно привязан. Молодая семья знакомит меня со своим пятилетним сыном, и мама говорит: «Как только сынуля родился, наша жизнь кончилась. Теперь мы живем только ради него». Ребенок слышит это, и у него в сознании занозой застревает мысль: «Я главный в семье. Моя жизнь – самая большая ценность». По мере взросления он утверждается во мнении, что он Центр Вселенной, что и солнце бы утром не вставало, когда бы, не было меня. Растет махровый эгоист, не привыкший думать и заботиться о ком-то. Наступает время, когда он создает свою семью. Мать, посвятившая ему жизнь, считает, что раз она жила ради сына, то будет справедливым, если он будет жить ради нее или, хотя бы, будет заботиться о ней. Но у сына нет даже намека на такие вздорные мысли. В лучшем случае поздравит с днем рождения и с праздником 8 марта. Мама испытывает страшное разочарование, впадает в депрессию. Теперь разочарованность становится визитной карточкой ее личности. Таких разочаровавшихся женщин в возрасте после сорока лет – миллионы.

Зачастую они понимают причину своей разочарованности жизнью, но исправить уже ничего нельзя. Жизнь пишется набело, годы ушли, старую б голову да на молодые плечи. А в чем была причина разочарования? Что ж, получается, ребенка не нужно любить? Нужно, еще как нужно. Но в контексте воспитания детей нужно главной целью ставить не материальные, а духовные цели. Счастье духовно. Найти духовное в материальном, все равно, что есть землю в надежде получить для организма железо. Материальная цель относительно ребенка – здоровье, образование, материальное благополучие и хороший супруг. Женщина согласно своей природе склонна жить для детей, заботиться о них. Но воспитание – это не просто накормить, напоить и спать уложить. Воспитание – это развитие в ребенке достоинств, то есть положительных качеств личности, это искусство дать как можно больше духовного вкуса счастья. Сын должен понять вкус счастья от признательной улыбки близкого человека за проявленную к нему заботливость.

Вместо заявлений о том, что он пуп Земли, нужно научить мальчика ответственности и заботливости о других. К примеру, мама говорит пятилетнему малышу: «Я всегда забываю после прогулки мыть руки. Сможешь мне напоминать, когда мы будем возвращаться домой, что нам нужно помыть ручки?» Для ребенка это игра и, в то же время, воспитание ответственности и заботливости – двух несомненных достоинств личности. Постепенно воспитывая у сына уважение к ее интересам, заботам и тревогам, мама выпустит в жизнь не закоренелого, корыстного эгоиста, а ответственного, уверенного в себе, заботливого мужчину, который никогда не бросит своей матери.

За несколько часов до смерти с олигархом В. Березовским встретился журналист. Перед ним сидел глубоко несчастный, разочарованный человек, которому миллиарды долларов так и не принесли счастья. Вот выдержки интервью: – Вы скучаете по России? – Вернуться в Россию… Ничего я больше так не хочу, как вернуться Россию. Когда даже завели уголовное дело, я хотел вернуться в Россию. Даже кода завели уголовное дело! Только по совету Елены Боннер остался. Главное, что я недооценил, – что мне настолько дорога Россия, что я не могу быть эмигрантом. Я изменил многие свои оценки. В том числе самого себя. Что касается того, что есть такое Россия и что есть Запад. Я абсолютно идеалистически представлял возможность построение демократической России. И идеалистически представлял, что такое демократия в центре Европы. Недооценил инертность России и сильно переоценил Запад. И это происходило постепенно. Поменял свое представление о пути России… Я не должен был уезжать из России… – Если бы вы остались в России вы бы сейчас сидели в тюрьме. Вы этого хотите? – Сейчас, оглядываясь на то, как я прожил эти годы в Лондоне… Березовский медленно посмотрел перед собой, потом прижал руку к груди – она у него тряслась. Он повернулся ко мне и долго смотрел в глаза. Наконец сказал : «У мне нет сейчас ответа на этот вопрос… Ходорковский… сохранил себя». Тут Березовский посмотрел под ноги, потом быстро кинул взгляд на меня и стал говорить быстро, как будто оправдываясь : «Это не значит, что я потерял себя. Но я пережил гораздо больше переоценок, разочарований. Ходорковский все же меньше. Я… потерял смысл». – Жизни? – Смысл жизни. Я не хочу сейчас заниматься политикой. – А что же делать? – Я не знаю, что мне делать. Мне 67 лет. И я не знаю, что мне дальше делать».

Петр Ковалев 2013 год

«Разбойники» закончена в 1781 г. Шиллер только окончил курс Военной академии в Штудгарте, а драму написал, ещё обучаясь в ней. Молодому писателю пришлось издавать драму за свой счёт, потому что ни один издатель в Штудгарте не захотел её печатать.

Зато её взялся поставить директор Майнгемского театра барон фон Дальберг. Премьера состоялась в Майнгейме в 1882 г. Шиллер сразу стал знаменит.

Жанр и направление

Молодой Шиллер - идейный последователь «Бури и натиска», объединения, близкого к сентиментализму. Участники «Бури и натиска» несли просветительскую идеологию на немецкой почве. Очень важны для Шиллера работы Руссо, особенно его литературное творчество. В «Разбойниках» отражены идея «естественного человека», отвержение современной цивилизации и сомнения в прогрессе. Шиллер разделял религиозную концепцию Руссо (одно из качеств отрицательного героя Франца Моора – безбожие). Идеи Руссо Шиллер влагает в уста своих героев.

Жанр произведения «Разбойники» - драма. В финале умирают все близкие Карла, а сам он идёт сдаваться властям. Противоречия в его жизни неразрешимы. Он сломлен морально и ожидает физического возмездия. Некоторые исследователи конкретизируют жанр, называя произведение разбойничьей драмой.

Тематика и проблематика

Тематика драмы – вражда и ненависть между близкими людьми, способная убивать; ответственность человека за свой выбор и свои поступки, за моральные обязательства.

Основную мысль произносит священник: нет большего греха, чем отцеубийство и братоубийство. Ему вторит Карл в финале: «О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззакониями!»

В предисловии Шиллер признаётся, что его цель как драматурга – «подсмотреть самые сокровенные движения души». Проблемы, поднимаемые в драме - человеческие страсти: месть и предательство, клевета старшего сына, горе обманутого отца, выбор Амалии, верность разбойников и Карла слову.

Социальные проблемы связаны с всевластием феодалов (история Косинского, чья возлюбленная стала любовницей князя, а тот отнял земли Косинского и отдал их министру). Один из эпиграфов драмы – «На тиранов».

Женщины в драме делают выбор между честью и любовью. Амалия (невеста Косинского) выбирает любовь (при этом теряя своего возлюбленного). А свою Амалию Карл избавляет от такого выбора, вернувшись вовремя домой.

Сюжет и композиция

Сюжет заимствован Шиллером из рассказа Шубарта «К истории человеческого сердца». На сюжет повлияли истории о благородных разбойниках, борющихся против феодалов. Разбойничество было нередким социальным явлением времён Шиллера.

Младший сын Франц оклеветал старшего Карла в глазах отца, а потом объявил его умершим. Он желал унаследовать богатство отца и жениться на невесте брата. Заболевшего отца он объявил мёртвым и запер в фамильном склепе.

Карл, благородный разбойник, но и убийца, чувствуя беспокойство за невесту, решает тайно пробраться в родовой замок. Он находит едва живого отца, проведшего 3 месяца в склепе, всё ещё любящую его Амалию. Карл хочет отомстить брату за страдания отца, но тот сам душит себя шнурком. Отец умирает, узнав, что Карл разбойник, а Амалия просит заколоть её, только бы не расставаться с ним снова. Карл выполняет просьбу Амалии и отдаётся в руки правосудия, попутно сделав благодеяние для отца 11 детей.

Герои и образы

Старик Моор хочет только одного: чтобы его дети любили друг друга. Он слишком мягок, чем пользуется Франц и вырывает из его уст проклятие, обращённое на Карла. Именно отказ отца принять сына в своём замке побудил Карла стать разбойником. Отец то проклинает сына, то называет его жемчужиной в венце Всевышнего и ангелом. Старик не готов принять своего сына Карла разбойником и убийцей, умирает от этого известия.

Франц Моор , младший сын, коварен и лжив. Его цель – завладеть имением отца. По его собственным словам, он погряз во всех смертных грехах. Франц подозревает, что все люди таковы, как он. Человека Франц считает грязью, а сам совершенно лишён совести.

Священник называет Франца тираном. Франц безбожник, но в глубине души он боится встречи с Богом. Его мучит грех отцеубийства, что отражается в сне о Страшном суде. Смерть его соотносима с грехами: он удавился, как Иуда.

Старший брат Карл Моор – благородный разбойник. Сам он не считает себя ни преступником, ни вором, называя своим ремеслом возмездие, а промыслом – месть.

Карл набожен, но с презрением относится к церковникам, называя их фарисеями, толкователями правды, обезьянами божества.

Карла, по словам патера, снедает гордыня. Действительно, Карл с презрением относится к разбойникам, называя их безбожными негодяями и орудием своих великих планов.

Карл – естественный человек, действующий согласно здравому смыслу. Узнав о коварстве брата, Карл готов бежать, чтобы не убить его в гневе. Он великодушен и щедр, дарит Даниэлю кошель. В конце трагедии Карл решает не просто сдаться властям, но и помочь бедняку, отдав ему деньги за свою поимку.

При этом Карл – разбойник и убийца. Он хотел бы забыть крики своих жертв, пытается найти оправдание своих поступков в своей родословной и своём воспитании.

У Карла обострённое чувство справедливости. Сам он восстаёт против человеческих законов, считая их несправедливыми, но возмущён тем, что Франц нарушает Божьи законы, когда убивает и мучит отца: «Законы вселенной превращены в игральные кости! Связь природы распалась... Сын убил своего отца».

С точки зрения Карла, месть оправдывает его разбой и убийство брата. И всё-таки он не считает себя вправе быть счастливым и любить, если он стольких убил.

Даниэль , семидесятилетний слуга, исключительно честен. Он не утешает Франца, рассказавшего страшный сон о Страшном суде, а только обещает за него помолиться. Франц называет эту искренность мудростью и трусостью черни. Даниэль отказывается заколоть Франца, когда приближается час возмездия, не желая совершить грех.

Образы разбойников

Они верны своему атаману и не соглашаются сдать его властям даже за подписанное помилование. Карл называет разбойников карающими ангелами. Обязательства перед ними заставляют Карла убить Амалию.

Амалия

Девушка верна своему возлюбленному, идеализирует его. Амалия готова уйти в монастырь, узнав о мнимой смерти Карла и его отца, но не согласна стать женой Франца, хочет заколоть себя, когда младший брат домогается её силой.

Амалия не мыслит своей жизни без возлюбленного. Когда девушка узнаёт, что её жених разбойник, она называет его сразу и демоном, и ангелом. Сама она становится жертвой долга возлюбленного.

Конфликт

Конфликт в драме внешний и внутренний. Внешний конфликт социальный: бунт против феодального произвола. Он побуждает Карла стать разбойником, а Франца - строить козни против отца и брата. В конце романа конфликт разрешается признанием Карлом ошибочности своего пути.

Внутренний конфликт Карла – противоречие между правом на протест и преступными путями его реализации, основанными на насилии. Этот конфликт неразрешим.

Внутренний конфликт присущ каждому герою. Амалия разрешает конфликт между любовью к Карлу и симпатией к переодетому Карлу. Внутренний конфликт Франца состоит в вопросе существования Бога. Отец не может решить, прощать или проклинать каждого из сыновей.

Художественное своеобразие

Для молодого Шиллера главное в драме – донести до читателя и зрителя свои идеи. Сюжет основан не на жизненных фактах, а исходит из идей. Характер героя у Шиллера условен. Он строит его рационально, основываясь на своих скудных знаниях об обществе и мире, подчиняет идее.

Шиллер создал драму нового типа. В ней есть политическая составляющая, патетика, эмоциональность и лиричность.

Большое значение в драме имеют песни. Поют Карл и Амалия, восстанавливая игрой на лютне свои силы и изливая тоску. Песни раскрывают истинные чувства героев, например, Карл поёт о Цезаре и предателе Бруте, узнав о предательстве брата.

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

НЕНАВИСТЬ К ДЕСПОТИЗМУ И СТРАСТНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ИЗМЕНИТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК В ДРАМЕ Ф. ШИЛЛЕРА «РАЗБОЙНИКИ»

План

1. Сюжет и проблемы драмы.

2. Карл Моор. Конфликт с моральным и государственным устройством феодальной Германии.

3. Образы Франца и Амалии.

4. Характеристика разбойников.

5. Республиканский мировой идеал в драме.

Задания для подготовительного периода

1. Подумайте, до какого морального упадка приходит Карл Моор.

2. Можно ли оправдать «благородное разбой» или «высокую месть».

Литература

1. Тураев С. В. От Просвещения к романтизму. - М., 1983.

2. Хаге Ф. Мыслитель, поэт, драматург - борец за свободу // Зарубежная литература. - 2005. - № 39 (439). - С. 15 - 17.

3. Шайкевич Бы. О. Чтобы не «ползать моллюском». Материалы к изучению драмы Фридриха Шиллера «Разбойники» // Всемирная литература и культура в учебных заведениях Украины. - 2004. - № 7. - С. 39 - 40.

4. Шиллер Ф. Статьи и материалы. - М., 1966.

Инструктивно-методические материалы

Прочитав новеллу Д. Шуберта «К истории человеческого сердца», размещенную в январском номере журнала «Швабіше магазин» за XVII 75 г., Шиллер решил написать драму. Вдохновил его не столько сюжет о вражде двух братьев, сколько пролог, в котором писатель с болью в душе обвинял современную немецкую литературу в пассивности, бездеятельности, искаженном изображении жизни в Германии. «Для того, чтобы брать персонажей из среды своего народа, - читал там Шиллер, - нужно гораздо больше свободы, чем у нас, бедных немцев, когда каждое меткое слово, выскользнувшее из-под пера человека с открытыми глазами, может проложить ему путь в общество тюремных жителей». И Шуберт разрешил «любому гению сделать из этой повести комедию или роман, если только он по слабости не перенесет места действия в Испанию или Грецию вместо родной немецкой земли».

Предупреждение о возможном тюремное заключение не испугало Ф. Шиллера. Наоборот, он прямо сказал близкому другу в академии, что напишет книгу, «которая обязательно будет сожжена рукой палача».

Замысел трагедии связан не только с новеллой Шуберта, где речи нет о разбойниках. В нем прослеживалось влияние других источников. На впечатлительного Ф. Шиллера влияли образ благородного разбойника Роке из романа Сервантеса «Дон Кихот», рассказ его наставника Абеля о известного швабского разбойника Зуневінте Шване, бунтарские драмы «бурных гениев».

Как отмечал В. Г. Белинский, эта драма- «пламенный, дикий дифирамб, подобно лаве исторгнувшейся из глубины юной энергической души».

На Самом Деле Ф. Шиллер около пяти лет долго и упорно работал над трагедией. Творить ему приходилось в тяжелых условиях академической казармы, где запрещалась любая свободное творчество, где даже письма тщательно пересматривались. Писал их во время скучных занятий или в лазарете, притворившись больным, иногда по ночам во время обязательного дежурства, а написанные сцены прятал в различных медицинских книгах.

Давая читать рукопись друзьям, драматург требовал беспристрастного выражения мнений. Судя по воспоминаниям друзей, он вносил к написанному много поправок. Поскольку первый рукопись утрачена, как и первое книжное издание драмы, то нам неизвестно, в чем заключались эти изменения.

Лишь в XVIII 81 году за свой счет анонимно Ф. Шиллер печатает «Разбойников» - 800 экземпляров. Самое дешевое из всех возможных изданий привело к сиюминутных волнений среди читателей. Писатель обратил внимание на себя со стороны одного из лучших немецких театров - Мангеймського. Шиллер счастлив: драматическая сцена - единственная трибуна «в океане бесправия», с которой можно действенно проповедовать, учить, вдохновлять. На премьеру своей пьесы «другого государства» полковой врач пробирался тайно. Лучшие актеры, в том числе несравненный Август Вильгельм Іфланд, были заняты в спектакле.

Второе издание «Разбойников» вышло уже с именем автора и виньеткой на титульном листе, изображавшая разгневанного льва, с надписью на латыни: «На тиранов!»

Это был лозунг глубоко воспринятой революционности, вызывающе исповедовалась. Это был голос и требование передовой мысли того времени, что осмыслила необходимость борьбы с феодальными князьями, с тиранией, под гнетом которой изнывал немецкий народ.

В драме параллельно развивались две сюжетные линии: Франца Моора в кругу его родных и жителей замка (старый граф Моор, Амалия, слуги) и Карла Моора в окружении разбойников.

Первая сюжетная линия - это линия интриги Франца. Читатели стали свидетелями, как постепенно, шаг за шагом, он приближался к своей цели - стать полновластным хозяином замка. Сначала путем клеветы и обмана убрал со своего пути Карла (ибо тот, как старший брат, имел все права наследника), пытался опорочить его перед невестой Амалией; затем угрозой принуждал ее к браку; лживой вестью о смерти Карла привел старого отца к тяжелой болезни; наконец, заключил немощного графа к башне, где того ждала голодная смерть. Когда же он узнал в загадочном посетителю замка брата Карла, то дал слуге тайный приказ убить его. Эта линия закончила смертью самого интригана.

Вторая сюжетная линия - это линия Карла Моора и разбойников. Через коварство Франца Карл оставался без средств к существованию. Его преследовали жандармы. В отчаянии он соглашается на предложение друзей и стал атаманом шайки разбойников. Далее эта линия развивалась своеобраВНО: зритель не видел на сцене актов разбоя или расплаты, а узнал о них из рассказов действующих лиц. Так, в сцене с патером Карл Моор рассказал о каждом из четырех колец на его руке: они некогда принадлежали жестоким и бесчестным людям, которых настигло возмездие. Это и рассказ Шпігельберга о свои циничные выходки и бесчинства, и рассказ Роллера о том, как разбойники подожгли со всех сторон город, чтобы помочь ему бежать из-под виселицы. Сюда же относилась трагическая рассказ Косинского о его бесчестье. Выслушав этот рассказ, Карл Моор немедленно погрузился мстить, но самой мести в произведении не показано. Эпизод штурма замка Моорів также не показан развернуто. Дело здесь не только в том, что на сцене трудно показать массовые эпизоды. Авторский замысел глубже: Ф. Шиллер пытался прежде всего заглянуть в душу персонажей, показать их отношение к событиям и к собственным поступкам. Вот почему в произведении много монологов, прежде всего главных антагонистов - Карла и Франца. Характеризовали герои также через песни, которые пели. Это песня Амалии о прощании Гектора с Андромахой, песня Карла о Брута и Цезаря, песня разбойников. Раскрытие характеров, внутреннего мира персонажей позволило автору вынести на рассмотрение зрителя определенные моральные проблемы.

«Разбойники» задуманные как социально-психологическая драма. Социальные начала раскрывались в стремлении персонажей занять определенное место в обществе. В этой драме пытались утвердиться вопреки морали (Франц), другие - пытаются вернуть себе это право справедливой силой (Карл), третьи стремились отстоять это право как свое законное (Амалия), еще другие теряли его вследствие слабости и пассивности (граф Моор). Разбойники объявили войну обществу, а себя ставили вне его.

Психологическое начало раскрывалось очень широко - через показ переживаний, мыслей, жизненных позиций персонажей. Особенно это касалось трех главных персонажей - Карла Франца и Амалии.

Отметим, что в основу композиции произведения лежит принцип контраста. Это не только контрастное чередование сцен, но и противопоставление образов - персонажей. Противопоставлялись два брата - Карл и Франц, один из которых честный и порядочный человек, другой - подлец. Разбойники противопоставлялись их предводителю - Карлу Моору, который очень отличался от собратьев характером и мотивами поступков: он хотел справедливости, в то время, как они с целью ограбления искали опасных приключений. Среди разбойников одни вызвали сразу, как циничный Шпігельберг, другие - симпатию, как Косинский. В замке Моорів безволен, легко подвержен чужим влияниям старый граф резко отличался от волевой и здравомыслящего Амалии.

В начале пьесы Карл предстал перед читателями как студент Лейпцигского университета. Это человек неустанной энергии и светлого ума. Его любимый писатель - Плутарх, известный автор героических биографий людей античности. Однако в современной жизни Карл не видит ни таких героев, ни возможностей совершать героические поступки. Поэтому энергия юноши нашел проявление в студенческих легкомысленных шалостях. При этом он никогда не унижал человеческого достоинства, не обманывал простодушных, не обижал бедняков. Ему неприятно выслушивать циничное повествование Шпігельберг о его подлые поступки.

За полученный долг герою пришлось отсидеть в тюрьме. С тех пор жандармы следят за ним и его друзьями.

Карл решил покончить с прошлым. Он прислал отцу письмо, где искренне каялся в своих ошибках. Ответ, написанная рукой брата, вроде как от имени отца, поразила его. За мгновение он оказался выброшенным из общества и оторванным от родных. Ему не оставалось ничего другого, как согласиться на предложение своих товарищей и стать атаманом шайки разбойников. Карл объявил войну обществу, где отныне для него не было места.

Карл. «Мой дух стремится подвигов, душа свободы. Убийцы, разбойники - этими словами закон брошено мне под ноги... Люди заступили мне человечество, когда я взывал о человечности. То же прочь от меня сочувствие и человеческое милосердие! Нет у меня больше отца, нет больше любви - пусть кровь и смерть научит меня забыть все, что было когда-то мне дорого!»

Итак, Карл хотел забыть все, что связывало его с прошлой жизнью. Для него отныне не существовала и церкви: как могла она утешить человека, когда испорчена сама?

Карл. «Они проповедуют любовь к ближнему и с проклятием отгоняют от своих дверей восьмидесятилетнего слепца. Выступают против жадности, а сами истребляют население Перу ради золотых слитков... Ломают себе головы, как это могло случиться, что природа породила Иуду Искариота, а даже не худший из них продал бы святую троицу за десять сребреников... о, Хоть на вас гибель, фарисеи, фальшувальники истины, обезьяны божества!»

Но так же Карл далек и от разбойников, о чем свидетельствовали его слова и слова одного из его товарищей.

Рацман. «Он не убивает, как мы, ради по грабежу. О деньгах он, видно, не заботится... И даже ту треть добычи, которая по праву ему принадлежит, раздает сиротам, или платит за обучение бедных, но талантливых юношей. А когда надо пустить кровь помещику, который дерет шкуру со своих крестьян, или проучить негодяя в золотых галунах, который извращает законы и серебром замыливает глаза правосудию, или какого-то другого панка той же масти - тут, парень, он в своей стихии и неистовствует, как черт, словно каждая жилка у него фурией становится.»

Таким образом, Карл Моор остался совсем одиноким в мире. Разбойничья жизнь не успокоил и не залечил его душевных ран. Он страдал от внутреннего разлада, ибо осознавал, что пролитая кровь не возвышает человека в собственных глазах, а тем более не делает его героем в глазах ближнего. Наблюдая за величественным заходом солнца, говорил:

«Так умирает герой. Хочется склониться перед ним... когда я был еще мальчиком, моей любимой мечтой было так жить и так умереть (с затаенной болью). Детские мечты.»

Так насколько он далек от своих кумиров - героев Плутарха! Какими ничтожными перед масштабом истории показались его обиды и поступки! Вместо забвения, о котором он мечтал, - новые тревоги и страхи. Новому члену отряда Косинском он сказал: «Хочешь иметь громкое имя и почести? Хочешь поджогами и убийствами купить бессмертие? Запомни, юноша, не для убийц и поджигателей зеленеют лавры! Не триумфы победителей ждут бандитов, а проклятия, опасность, смерть и позор».

И самое страшное - это муки совести за невинно пролитую кровь: «А откуда тебе известно, что я не вижу ужасных снов? Или что я не зблідну на смертном ложе?»

А разорвав все связи с обществом, Карл Моор потерял опору в жизни, смысл существования: «Кто будет мне порукой? Все вокруг такое мрачное... Запутанные лабиринты.. никакого выхода... нет звезды ведущей».

В монологе пятого акта, который по своей значимости приближался к знаменитого монолога шекспировского Гамлета, герой размышлял о смерти как о единственном выходе из сложившейся ситуации, но что ждал на него после смерти.

Карл. «А что как ты закинеш меня самого в какой-то испепелен мир, что от него ты отвернул свои глаза и где теперь впереди мной не было ничего, кроме ночи в одиночестве вечной пустыни.»

Не будет ли проявлением малодушия его добровольный уход из жизни?! Нет, он готов нести ответственность за свои поступки уже здесь, на земле.

Только узнав в замке правду про отца и брата, нашел, наконец, достойную цель: месть за бесчестье отца.

Однако, человеческая кровь - всегда кровь и даже справедливое убийство - страшное убийство, и вот Карл с ужасом начал понимать, что и это убийство - такое же преступное, как все предыдущие. Он не мог очистить его. Ведь, отдавая приказ убить Франца, он не считал с родительскими чувствами старого графа, лишая отца сына. Даже преступник оставался сыном для отца. Так невольно добавил Карл еще одно преступление к предыдущим.

Когда герой узнал, что месть совершена, но не разбойниками, а рукой самой судьбы (Франс убил сам себя), он воспринял это как знак неба. Бесконечная цепь убийств и преступлений наконец прервано. Отныне царствует милосердие. Карл оставил свое страшное ремесло. Но неумолимая судьба приготовила ему последний, самый жестокий удар. Настало время расплаты за совершенные преступления и для благородного разбойника.

Разбойники ввели Амалию, которую они считали военной добычей. Узнав, кто перед ним, любящая Амалия простила Карлу его преступное ремесло. Он воскрес сердцем. Но в тот миг, когда жизнь наполнилась для него новым высоким содержанием чувство счастья, разбойники стали требовать от него наивысшей жертвы - жизнь Амалии.

Карл чувствовал себя обреченным. Нарушить присягу он не мог. Прошлое цепко держала его в своих руках. Видимо, он большой грешник, и уже никогда ему не будет спасения. С горечью отвернутся от Амалии. Девушка, только найдя любимого, снова потеряла его, на этот раз уже навсегда. Жизнь для нее не имело смысл. Она попросила Карла, чтобы он ее убил. Кто-то из разбойников уже поднимал ружье, но Карл собственноручно убил возлюбленную. Так он доказал верность присяге, что дал когда-то разбойникам, но остаться с ними после содеянного уже не мог. Теперь он думал о том, что заставит сам себя наказать за все - и за все преступления в богемских лесах, и за смерть отца, и за гибель Амалии.

Весь этот заключительный эпизод - блестящий образец Шіллерового трагизма. Карл Моор подобный героев древнегреческих трагедий, сам определил свою судьбу и сам выбрал смерть. Но и здесь он думал о человеческом, земном: хочет, чтобы за его голову получил награду бедняк - отец одиннадцати детей.

Шиллер в своей драме не только одобрил благородный протест Карла (об этом напоминает эпиграф к произведению - «На тиранов»), а одновременно показал ошибочность индивидуального протеста. Подняв руку мести, пусть даже из благородных побуждений, человек рано или поздно разрушит свою собственную жизнь и жизнь своих близких.

Раскрывая тему протеста и свободолюбия, драматург нарушил в драме и другой не менее важный вопрос: если против насилия бороться опять же насильственными методами, то не превратится ли и сам благородный мститель на преступника.

Так возникла тема моральной ответственности каждого человека за свои поступки. Согласно задумке автора, расплата неизбежна для каждого, кто нарушил нравственный закон.

В драме воспроизведено противостояние двух братьев - Карла и Франца, сыновей графа Моора, носителей двух противоположных мировоззрений. Карл ненавидит убожество окружающей жизни, относился с презрением к тем, кто подобострастно повиновался обладателям, притеснял бедняков. Он не хотел жить по таким законам, благодаря которым так хорошо жилось лицемерам, проходимцам, ростовщикам. «Или же втиснуть мне свое тело в корсет, зашнуровать законом волю?» закон заставляет ползать моллюском то, что должно летать орлом». Герой в глубине души чистый, добрый юноша. Узнав о решении отца лишить его наследства, он впал в отчаяние, личную обиду воспринял как проявление несправедливости, что уже стало нормой в человеческих отношениях. Он с товарищами прятался в богемском лесу, стал главарем разбойников. Карл начал грабить богатых, знатных, тех, кто имел власть и помогал обездоленным и гонимым.

Совсем противоположных идей и принципов придерживался его брат Франц. В этом образе Шиллер показал человека циничную, без чести, совести, жестокого эгоиста. Лицемерно выставляя в черных красках студенческая жизнь брата Карла, он позорил его перед отцом, добивался, чтобы все родительское наследство перешел к нему. Более того, он претендовал на руку невесты Карла - Амалии. Цель жизни Франца - удовлетворение собственных страстей. Он оправдывал любое свое преступление, считал, что честь, совесть нужны лишь простонародья. Франц хотел власти и денег и считал, что не существовало такой преграды, которая помешала ему добиться своего.

Родного отца он прятал в башне и обрекает на голодную смерть. Тем временем Франца начали преследовать ужасные видения, которые можно назвать муками попранной совести, - расплата за жестокость и преступления. Своей бездушностью он украшал даже собственный герб: «Бледность нищеты и рабского страха - вот цвета моего герба». Франц не в состоянии преодолеть угрызений совести, ужаса перед неминуемой карой. В конце концов, наложил на себя руки, однако, не победил и Карл. В финале драмы его охватило сомнение: верный ли путь он выбрал и понял, что не тем путем он пошел. За свои преступления расплатился смертью отца и невесты Амалии, пришел к выводу, что в природе не существовало благородного убийства или высокой мести. Он увидел корыстолюбие, жестокость разбойников, которые делали его дело несправедливым и решил сдаться властям, «по дороге сюда мне пришлось разговаривать с одним бедняком. У него одиннадцать детей. Тысячу луїдорів обещано тому, кто приведет его живым великого разбойника. Бедняге можно помочь».

Без чести и славы загнул разбойник Шпігельберг. Разбой пробуждал в нем только низменные чувства. Он любил цинично хвастаться своими подлыми и жестокими поступками. В глубине души ненавидел Карла за его гуманность и благородство и ждал лишь случая, чтобы убить его. Однако его самого разоблачили и казнили разбойники.

Красноречивым показалась гибель разбойника Швейцера. Он в душе терзался и мучился за грабеж и убийства и желал совершить по-настоящему героический, благородный поступок. Карл Моор поручил именно ему убить негодяя Франца, совершив акт справедливой мести. Этим поступком Швейцер надеялся очистить душу от скверны греха. Однако, как известно, Франц сам себя наказал. Швейцер понял, что судьба отбирает у него возможность очиститься душой и оставляет его нерозкаяним грешником. В отчаянии он закололся кинжалом.

Самое трагическое в пьесе судьба Амалии. Со стороны морали это безупречная личность. Она сразу же разгадала преступную натуру Франца, все время гуманно относилась к старого графа, хранила верность Карлу и простила ему, когда узнала, что он разбойник. Ее смерть от руки жениха - трагическая, потому что несправедлива: ведь никакой вины ни перед Карлом, ни перед людьми за ней не было, ее гибель воспринималась не как искупление, а как желанное освобождение от бремени трагической судьбы.

В «Разбойниках» Ф. Шиллер показал противоречие между правом человека на протест, с одной стороны, и преступностью любого насильственного протеста - с другой. Это противоречие отражено в драме как трагическое, ибо оно, по мнению Шиллера, в реальной жизни неразрешима.

Различные варианты сюжета о «благородного мстителя» находим в творчестве Дж. Г. Байрона («Корсар»), В. Скотта («Роб Рой», «Айвенго»), А. Пушкина («Дубровский»), Г. Старицкого («Разбойник Кармелюк»), Нравственная проблематика «Разбойников» оказала большое влияние на творчество Ф. Достоевского и Л. Толстого.

Тема разбою подсказана Ф. Шиллеру не только литературой, но и конкретными обстоятельствами в Германии в середине XVIII столетия, когда «общее недовольство приобретало часто формы анархических, бунтарских выступлений». Разбойничьи шайки появлялись то в одном месте, то в другом, некоторые из них преследовали социальную цель. Банда разбойников, представленная Ф. Шиллером, служила наглядной иллюстрацией трагичности передовых слоев немецкого общества того времени. Она формировалась из всех чем-нибудь недовольных. Естественно, что лишь незначительная часть ее прониклась идеями Моора, а большая - увлеклась прямым разбоем. И масса, на которую хотел опереться Карл Моор, оказалась - и не могла оказаться другой - неспособной к восприятию его идеалов, и опора эта должна была рухнуть.