Протестантская церковь: что это такое, как она возникла? Основные отличия от католической церкви. Список стран, где распространено протестантство. Что такое протестантизм? Кто такие протестанты и гугеноты

Одним из основных современных направлений в христианстве является Протестантизм, учение, фактически выступающее против официальной Католической Церкви, и мы намерены сегодня поговорить об этом подробнее, рассмотрев его основные идеи, суть, принципы, и философию протестантизма, как одного из самых массовых на сегодня религиозных учений мира.

Возникнув как самостоятельное течение, Протестантство вместе с католицизмом и православием, стало одним из трех главных направлений в христианстве.

Что такое Реформаторство в христианстве?

Иногда протестантизм называют реформаторами, течением реформации или даже революционерами христианства, за их идеи о том, что сам человек должен отвечать за себя, а не Церковь.

Как считают протестанты-реформаторы что, после раскола христианства на католиков и православие, Христианская Церковь превратилась в чиновников, отошедших от первоначального учения Апостолов, а стала скорее зарабатывать деньги на прихожанах и увеличивать свое влияние в обществе и на политиков .

История появления Протестантизма

Считается, что протестантизм появился в Европе в XVI веке в виде оппозиции Римско-католической церкви . Учение протестантов называют еще иногда Реформацией, так как протестанты решили, что католики отошли от принципов истинного христианства, основанного на учении апостолов.

Возникновение протестантизма связывают с Мартином Лютером , родившемся в Саксонии. И именно его считают инициатором Реформации, выступавшим против продажи индульгенций Римско-католической церковью. Кстати уже сейчас она отменена, возможно именно благодаря ему.

Индульгенция у католиков

В современной католической церкви принято положение, что от грехов можно освободиться, если совершить покаяние во время таинства исповеди. Но во время эпохи Возрождения или Ренессанса, иногда индульгенцию просто на просто раздавали за деньги.

Увидев, до чего дошли католики, Мартин Лютер и стал выступать открыто против этого, а также утверждал, что христианство нужно срочно и существенно реформировать.

Принципы Протестантизма и протестантской веры

Религиозные принципы в протестантизме выражаются в виде богословия или изложении веры Реформации, то есть преобразовании католического христианства. Данные принципы включаю в себя следующее:

  • Слово Бога изложено только в Библии и поэтому именно Библия - это единственный источник и документ для верующего человека;
  • Неважно какие поступки совершает человек - прощение можно заслужить лишь верой, но никак не деньгами ;
  • Спасение в протестантизме вообще рассматривается как Божья благодать и это не заслуга человека, а это дар от Бога ради Иисуса Христа и для людей, живущих на земле. А спасение согласно Библии - это избавление человека от его грехов и соответственно от тяжких последствий, а именно от смерти и ада. И говорится о том, что спасение возможно по причине проявления любви Бога к человеку ;
  • Церковь не может быть даже посредником между Богом и человеком . И единственным посредником является Христос. И потому спасение возможно не через веру в церковь, а через веру в Иисуса и в Бога непосредственно;
  • Поклонятся можно лишь Богу, так как спасение приходит только через него. Потому, как верит человек в искупление грехов через Иисуса, так и вера в Бога также является спасением;
  • Любой верующий может и имеет право излагать и истолковывать слово Божье.

Основные идеи Протестантизма

Все основные идеи протестантизма начались с Мартина Лютера, когда он стал выступать против индульгенции Римской католической церкви, когда отпущение грехов продавалось за деньги и для каждого преступления существовала своя такса или цена.

Сам же Мартин Лютер утверждал, что отпущение грехов совершает не Римский Папа, а Бог . Так же в протестантизме серьезно утверждается идея, что Библия - это единственный источник учения христианства.

В результате Мартин Лютер был отлучен от Католической Церкви, что повлекло раскол Церкви на католиков и протестантов (лютеранцев ) и способствовало возникновению многих войн на религиозной почве.

Сторонников или последователей Мартина Лютера, стали звать протестантами , после того как они выступили в его защиту. Это случилось после того, как Шпейрский рейхстаг (высшая законодательная власть Римской церкви) объявил Мартина Лютера еретиком.

Суть Протестантизма

В своей сути учение протестантизма опирается, как православие и католики на веру в Единого Бога, а также на Библию, как на единственный источник учения христианства.

У протестантов признается непорочное зачатие Иисуса Христа и его смерть за грехи человеческие. Так же у них существует вера в воскресение Иисуса после свое смерти.

И они ждут мессию или возвращение Христа во плоти в будущем. Лютеранцам в 20 веке даже удалось добиться запрета на преподавание теории Чарльза Дарвина в некоторых штатах США , как «антибожественной».

Философия Протестантизма

Философия протестантизма основана на реформации Римского католичества, которое как считается, отошло от истинного учения Библии.

К тому же, католическая церковь на Западе владела до 1/3 обрабатываемой земли, где использовался труд крепостных, то есть практически рабов . А протестантизм делает упор на личную ответственность перед Богом и обществом, а также не одобряет рабство.

В Англии лютеранцы требовали даже уничтожения Папской системы власти. Так известный лютеранец Джон Виклиф утверждал, что Римская церковь после раскола отошла от истинного учения. И он говорил о том, что Иисус Христос, а не папа римский является главой церкви и авторитетом для верующего является Библия, а не Церковь.

Сторонники протестантизма

Лютеранскую Реформацию поддерживали крестьяне, которых практически разоряла церковная десятина, а также ремесленники, обложенные непосильным налогом.

Протестантизм отвергает все постановления Римского Папы и все его декреты, утверждая, что достаточно одного Священого Учения или Библии. В свое время Мартин Лютер даже прилюдно сжег один из папских указов.

Естественно вскоре после недовольства в сторону крупного церковного бизнеса с оборотом в десятки, если не сотни миллиардов долларов год, начались преследования протестантов, и хотя сам Мартин Лютер не пострадал, все же двое монахов протестантов были сожжены . Философию лютеранцев уже по-своему использовали народные массы в своих рыцарских и крестьянских войнах.

Позднее Мартином Лютером для сторонников протестантизма были написаны две книги: одна для пасторов, где говорится как правильно проповедовать, и другая для обычных верующих, где были изложены Десять Заповедей, Символ Веры и молитва Отче Наш.

Направления в Протестантизме

Одним из известных направлений в лютеранстве является Евангеликализм - сюда входят меннониты и баптисты . Так в России известны евангельские баптисты , пятидесятники и прохановцы .

К основным принципам Евангеликализма можно отнести утверждение Библии как единственного утверждения Бога, а также активную миссионерскую деятельность.

Так же к направлениям в протестантизме можно отнести фундаментализм , Либерализм и Диалектичесую теологию . Все они основываются на Библии - как на единственном учении от Бога.

Особенности учения Протестантизма

У протестантов существуют общие идеи с другими традициями христианства, такие как о Едином Боге, о Триединстве, о Рае и Аде, а также признаются таинства Крещения и Причащения.

Но с другой стороны не существует традиции молитв за умерших и молитв святым, как это происходит у католиков или православных.

В богослужениях протестантов может использоваться любое помещение , и оно основано на проповеди, молитве и пении псалмов.

Численность Протестантов

Протестантизм считается вторым по количеству верующих в христианстве и насчитывает до 800 миллионов человек. Протестантизм распространен в 92 странах мира .

Вывод

Что и говорить, Мартину Лютеру удалось распространить свое учение, о чем он всегда мечтал. И возможно протестанты пошли глубже, в сторону личной свободы каждого человека в отличии от более традиционного церковного и коммерческого христианства.

И все же, Бог все еще выступает в роли чего-то внешнего по отношению к человеку. И почему-то все проходят мимо главного – мимо Бога, а «Бог есть Любовь», как говорил Иисус Христос.

Ведь если Бог - это Любовь, то она невидима, ее можно лишь почувствовать, она просто есть. Я Есмь, то что Я Есмь. Любовь - это само бытие, это любовь к каждому это действительно г , и о чем не стоит забывать даже протестантам со своим желанием реформировать лишь внешнюю часть этого учения, собственно также, как и любовь к природе и ко всему остальному.

Надеюсь на дальнейшие встречи на нашем портале Обучения И Саморазвития, где мы уже писали не только о философии, сути, идеях протестантской церкви и протестантов, но и про другие виды христианства, например, можете или и о .

О чем речь? Протестантизм - одно из трех основных направлений в христианстве, возникшее в XVI в. в ходе Реформации.

Сколько протестантов? Протестантизм занимает второе место среди мировых течений христианства по численности последователей после католиков (свыше 600 млн чел.; по некоторым данным – около 800 млн чел.). В 92 странах протестантизм – крупнейшая христианская конфессия, в 49 из них протестанты составляют большинство населения. В России протестанты – около 1% населения (1,5 млн чел).

Откуда взялся термин? Термин «протестанты» возник в Германии на Шпейерском рейхстаге 1529 г., на котором было предложено отменить решение предыдущего рейхстага о том, что князья и т.н. имперские города имеют право выбирать вероисповедание до созыва общегерманского собора. Сторонники Реформации не согласились с этим и, составив протестный документ, покинули заседание. Подписавшие протест стали называться протестантами. Впоследствии этот термин стал применяться ко всем последователям Реформации.

Во что верят протестанты? В основе протестантизма лежат пять«только»:

человек спасается только верой («только верой», sola fide)

верить следует только в одного Посредника между Богом и человеком – Христа («только Христос», solus Christus);

человек обретает веру в Него только через милость Божию («только благодать», sola gratia);

добрые дела человек делает только по милости Божьей и только для Бога, поэтому вся слава должна принадлежать Ему («только Богу слава», soli Deo gloria);

Кого относят к протестантам? Протестантизм, возникнув как совокупность различных течений, никогда не был единым. К его крупнейшим направлениям относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство, которые принято называть «классическим» протестантизмом или первой волной Реформации. С ними связаны другие самостоятельные деноминации, возникшие в XVII-XIX вв. (вторая волна Реформации), которые отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты, квакеры, меннониты, методисты, адвентисты и др. Пятидесятничество, которое появилось в ХХ в., относят к третьей волне Реформации.

А кого не относят? Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны), Общество христианской науки, Церковь Христа (Бостонское движение), которые генетически связаны с протестантизмом, но в своём идейном развитии далеко вышли за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.

Как разобраться с конфессиями, когда кто возник и во что верит? Последовательно рассмотрим историю протестантизма. Выступив в 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, Лютер положил начало процессу Реформации и новой конфессии - лютеранству. В дальнейшем учение Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем протестантизма в целом, вызвало широкий резонанс в обществе и осуждение со стороны папства; в 1521 г. папской буллой Лютер был отлучён от церкви. Особое отношение Лютера к Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на немецкий язык), особенно к новозаветным текстам как к главному авторитету послужило причиной именования его последователей евангелическими христианами (впоследствии этот термин стал синонимом слова «лютеране»).

Второй крупный центр Реформации возник в Швейцарии среди последователей цюрихского священника Ульриха Цвингли. Доктрина Цвингли имела общие черты с лютеранством – опора на Писание, резкая критика схоластического богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства» (отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека, священство всех верующих). Главное отличие состояло в более рационалистичной трактовке Евхаристии и более последовательной критике церковных обрядов. С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Жана Кальвина и его деятельностью в Женеве. Последователи Кальвина и Цвингли стали называться кальвинистами. Главные положения учения Кальвина – учение о предопределении ко спасению и неразрывной связи государства и церкви.

Третье крупное направление протестантизма, англиканство, появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Парламент в 1529–1536 гг. принял ряд документов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю. Главным идеологом английской Реформации был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер. Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований (сочетание положений католической церкви и Кальвина), сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений позволяют считать англиканство самым умеренным протестантским течением. Англиканство в идейном плане делится на т.н. высокую церковь (она выступает за сохранение дореформационного богослужения), низкую церковь (близкую к кальвинистам) и широкую церковь (выступает за христианское единство и дистанцируется от доктринальных споров). Англиканская церковь называется епископальной, как правило, за пределами Великобритании.

Со второй половины XVI в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования различных течений в реформационном движении. В кальвинизме произошло разделение по принципу устройства общин на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины континентально-европейского происхождения, преимущественно французские, нидерландские и швейцарские, стали называться реформатскими. Реформатские церкви обычно признают централизованное управление, и у некоторых из них, в отличие от пресвитериан и конгрегационалистов, есть епископы. В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение англиканской церкви от католического наследия в духе идей Кальвина. Полемизировавший с Кальвином испанский богослов теолог Мигель Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в XVII в. – в Англии, в XIX в. – в США.

Реформация нашла широкую поддержку всех слоёв европейского общества, представители низов получили возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям. В Германии и швейцарском Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты, вероучительными особенностями которых было требование крестить только взрослых и не брать в руки оружие. Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Северную Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви (последователей Яна Гуса, проповедника, жившего в XV в.) и в XVIII в. образовали общину гернгутеров. Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство (1530), названная по имени её основателя голландского священника Менно Симонса, последователи которого эмигрировали в знак социального протеста. От меннонитов во второй половине XVII в. отделились амиши. Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в середине XVII в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для XVII в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).

Для протестантского богословия XVII–XVIII вв. характерна идея, что церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние. В «классическом» протестантизме выразителями этой идеи стали пиетисты (от слова pietas – «благочестие») в лютеранстве и арминиане (провозгласившие свободу воли) в кальвинизме. В конце XVII в. в Германии из пиетистов в отдельную деноминацию выделилась закрытая община данкеров.

В 1609 г. в Голландии из группы английских пуритан образовалась община последователей Джона Смита – баптисты, заимствовавшие анабаптистское учение о крещении взрослых. Впоследствии баптисты разделились на «общих» и «частных». В 1639 г. баптизм появился в Северной Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США. Последователями баптизма являются известные проповедники и писатели: Чарльз Сперджен (1834–1892), Мартин Лютер Кинг, Билли Грэм (род. в 1918 г.).

Главной особенностью методизма, возникшего из англиканства в Великобритании в нач. XVIII в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей. В 1865 г. в Великобритании на базе методизма появилась Армия Спасения, которая является международной благотворительной организацией. Из методизма также выделились Церковь Назарянина (1895 г.) и Уэслианская церковь (1968 г.), упрекавшие методизм в излишнем доктринальном либерализме.

Реформационные процессы затронули и православную Россию. В XVII–XVIII вв. среди русских появилось т.н. духовное христианство – христоверы (хлысты), духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.).

Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании в 1820-е гг. из англиканства, придерживается доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога (диспенсационализм). В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.

Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 г. создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души и вечных мук (грешники будут просто уничтожены во время Страшного Суда), почитанием субботы как «седьмого дня» служения Богу, признанием восстановления дара пророчества и видений через основательницу церкви Элен Уайт, а также рядом пищевых запретов и предписанием здорового образа жизни («санитарная реформа»).

Отличительной особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во второй половине XIX в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан (общины, отколовшейся от пресвитериан), является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово – такой же вероучительный авторитет, как Библия.

В XIX в. наметилась тенденция к объединению протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал т.н. ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление Учеников Христа (Церкви Христа), т.н. евангеликов (Evangelicals) и объединённых церквей. Ученики Христа (Церковь Христа) появились в начале 1830-х гг. в США из пресвитерианства. В эту деноминацию вошли протестанты, которые провозгласили полный отказ от любых догматов, символов и установлений, не указанных в Новом Завете. Ученики Христа допускают разномыслие даже по таким важным вопросам, как Троица, считая, что этот и многие другие догматы не разъяснены точно в Писании. Евангелики, появившиеся в США в XIX в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство. Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царству Божьему). На базе евангеликализма возник фундаментализм (название по серии брошюр «Фундаменталии», изданных в 1910–1915 гг.). Фундаменталисты настаивали на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии. Т.н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг., объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а фундаментализм – за закрытость, и выступал за активную проповедь современными средствами. Неоевангеликализм породил в США т.н. мегацеркви – церковные организации, в которых существует «центр» (главная церковь во главе с руководителем, которая вырабатывает стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т.д.) и «филиалы» (многочисленные церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).

В середине XIX–нач. XX вв. появились т.н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось государством. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность Реформации и вероучительная близость. В конце XIX в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от государственных протестантских церквей.

Развитие богословия протестантизма в XX в. характеризуется идеями, что в церковь должны вернуться мистические дары древней церкви и что христианство нужно адаптировать к неевропейским культурам. Так, в начале XX в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое характеризуется исключительную ролью в церкви Святого Духа, даром глоссолалии (произнесения специфических звуков, напоминающих неизвестные языки во время молитвы) и т.п. В 1960–70-х гг. пятидесятничество получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнические практики. Под влиянием т.н. пятидесятничества в XX в. возникли самобытные азиатские и африканские церкви, отличающиеся сочетанием христианских и языческих практик.

И православием, объединяет ряд самостоятельных церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты), отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Название «протестанты» (латинское protestans) первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 года так называемую Протестацию - протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть последователей церковных направлений, отколовшихся в ходе Реформации 16 века от католицизма, а также появившихся позднее в результате отделения от главных протестантских церквей. В 19-20 веках для некоторых направлений протестантизма было характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога», то есть только как нравственного учения. Протестантские церкви играют ведущую роль в экуменическом движении. Протестантизм распространен в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах, Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.

Догмы протестантизма

Догмы протестантизма были изложены теологами 16 века М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли. Одним из главных догматических положений, отличающих протестантизм от католицизма и православия, является учение о непосредственной «связи» человека с богом. «Божественная благодать» дарована человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру (принцип «оправдания верой») в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в протестантизме (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий имеет право толковать и излагать «слово божие» - принцип «священства» всех верующих. Этим обосновывался отказ протестантов от характерной для католицизма церковной иерархии и непризнание римского папы римского как ее главы, открывался путь требованиям демократических свобод и развитию индивидуализма, к созданию национальных, независимых от папства церквей. В соответствии с протестантскими взглядами на отношение человека к богу и церкви религиозный культ был упрощен и удешевлен. В нем сохранен минимум религиозных праздников, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств сведено к двум (крещению и причащению), богослужение состоит преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа Богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католической церкви. Протестантское духовенство избирается мирянами, но на практике происходит назначение духовенства сверху. В протестантстве нет монашества, безбрачия духовенства (целибата).
В реформе католицизма протестантизм апеллировал к первоначальному христианству и источником вероучения признает Священное писание (Библию), переведенное на живые национальные языки, отвергнув католическое Священное предание как людское измышление. Первоначальными, возникшими уже в 16 веке формами протестантизма были: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство, анабаптизм, меннонитство. К протестантам примыкали унитарии, в том числе польские социниане, чешские братья.
В 16-17 веках протестантизм стал знаменем социальных революций в Нидерландах и Англии. С 17 века протестантство стало распространяться в североамериканских колониях. В Англии и ее колониях кальвинизм принял форму пресвитерианства, существенно не отличавшегося от кальвинизма на континенте, поглотившего цвинглианство и обычно называемого реформатством. Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты установили автономность религиозных общин. В 17 веке сложились баптизм и квакерство.

Протестантская этика

Корпус нравственных принципов, содержащих суть реформированного христианства, получил название протестантской этики, центральными понятиями которой являются концепции благодати, предопределения, призвания. Протестантизм представляет судьбу человека и его спасение заранее определенными решением Бога , что отрицало самостоятельность человека и значение для спасения «добрых дел», среди которых главным была поддержка католической церкви. Основными признаками избранности человека Богом служат сила веры, продуктивность труда и деловой успех, что, в свою очередь, дало стимул предпринимательству, оправдав сметливость, богатство, процветание как богоугодные, освятив труд, осудив праздность. Трактовка профессии как ответа на призыв Бога сделало обретение специальности и постоянное ее совершенствование моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как добродетель, протестантизм осуждал, вместо милостыни полагалось дать нуждающемуся возможность обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бережливость. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: ее требования относились к трудовой и социальной дисциплине, она осуждала пьянство и разврат, требовала создания семьи, приобщения детей к Библии, ее ежедневному чтению. Главными добродетелями протестанта стали бережливость, прилежание к труду, честность.
Со временем протестантские церкви в ряде стран получили статус государственной церкви, а в других странах - равные права с иными церквами. В них проявилась тенденция к формализму и внешней благочестивости. Возникавшие с конца 17 века новые направления протестантизма отличались изощренными формами религиозного воздействия, в них усилились мистические и иррациональные элементы. К таким направлениям относятся пиетизм , который возник в лютеранстве в конце 17 века; методизм, отколовшийся в 18 веке от англиканства; адвентисты (с 1930-х годов); пятидесятники, выделившиеся начале 20 века из баптистов. Для протестантизма характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой протестантские течения распространились в бывших колониальных странах. Со второй половины 19 века протестантизм занимал видное место в движении христианского социализма, в создании так называемых внутренних миссий в среде пролетариата.
Со второй половины 19 века в рамках протестантизма развивалась либеральная теология, которая стремилась к рационалистическому толкованию библейских текстов. Это направление вплоть до начала 20 века пользовалось в протестантском богословии преобладающим влиянием, его крупнейшими представителями А. Ричль, А. Харнак, Э. Трельч. В крайних проявлениях либеральной теологии выявилась тенденция рассматривать христианство как этическую доктрину. В этом случае христианство утрачивало черты «религии откровения» и трактовалось как сторона человеческого духа, смыкаясь с идеалистическими направлениями философии . Для протестантского богословия первой половины 20 века характерны кризис религиозного либерализма, усиление влияния реакционного фидеистического направления - фундаментализма, а с 1920-1930-х годов - выдвижение в качестве ведущего направления - диалектической теологии или теологии кризиса (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур, Э. Бруннер). Это направление, провозгласившее возврат к учению Лютера и Кальвина, отказалось от свойственной либеральной теологии веры в нравственный прогресс, подчеркивая идею неразрешимости трагических противоречий человеческого существования, невозможности преодоления «кризиса» внутри человека. С 1960-х годов влияние неоортодоксии стало уменьшаться, наметилось возрождение либеральных течений в протестантизме, поиски путей обновления религии, приспособления к современности. В зависимости от богословских взглядов последователей, теологию протестантизма разделяют на классическую, либеральную, фундаменталистскую, постмодернистскую. В 20 веке развернулось экуменическое движение, ставящее целью объединение христианских, прежде всего, протестантских церквей. С 1948 года руководящим органом экуменистического движения является Всемирный совет церквей. Протестантизм является вторым по количеству верующих направлением христианства, насчитывает около 800 млн. приверженцев.

Протестантизм представляет собой одно из ведущих направлений христианской веры, сформировавшееся позднее всего, но сумевшее подняться на второе место по числу последователей по всему миру. Согласно статистическим данным протестантизм (википедия рассматривает историю становления и развития религии достаточно подробно) сегодня исповедуют примерно 800 млн. человек. Верующих, исповедующих именно протестантизм, можно найти во всех странах мира. Даже в Исламских государствах существуют незаконно действующие протестантские церкви. Православие и протестантизм имеют ряд кардинальных отличий. Православие берет за основу Священное Писание и Священное Придание, тогда как протестантами отвергаются любые святыни, кроме Священного Придания. Протестантизм (отличие от православия наблюдается во многом) разрешает раздавать посты священнослужителей и женщинам, и мужчинам. Священнослужителями у православных христиан разрешается быть только мужчинам. Католицизм и протестантизм также имеют множество существенных различий. В частности, это касается внутренней организации церкви. На сегодняшний день существует много направлений, но основными (существовавшими изначально) считаются лютеранство, англиканская церковь и кальвинизм. Именно последняя разновидность протестантизма является наиболее строгой веткой.

История протестантизма

История протестантизма, как принято считать, датируется шестнадцатым веком. Возникновение протестантизма пришлось на период активизации движения Реформации, отвергнувшего ряд важнейших католицистических установок. Все это способствовало появлений отдельных религиозных течений, позднее объединенных в единое понятие «протестантизм».

Условно говоря, история протестантизма, начинается с отмены указа Вторым Шпейерским сеймом 1529 года, принятого в 1526 году. Бумага позволяла немецким правителям самостоятельно выбирать государственную религию для своих подданных, ориентируясь на личную веру. Аннулирование решения ограничило права лютеранцев, если сравнивать их с правами католиков. Результатом отмены стало выступление с протестом пяти немецких князей и четырнадцати вольных городов. И сторонники Реформации стали называться протестантами.
Протестантское учение, несмотря на то что история протестантизма насчитывает несколько веков, так и не стало единым целым: вероисповедание до сих пор представляет собой отличные друг от друга течения.
Направление протестантизма – основные ветви

Религия протестантизм, как вероисповедание, включает различные направления. Появившаяся в шестнадцатом веке религия, продолжает свое становление до настоящего времени, т.е. новые ветви протестантизма продолжают появляться и по сей день.

Лютеранство

Самое старинное направление протестантизма, исторически появившееся первым, стало лютеранство. Основателем лютеранской – она же Евангелическая – церкви стал Мартин Лютер. Иногда лютеранство называют еще Лютер протестантизм.

Суть протестантизма согласно его лютеранской ветке изложена в Книге Согласия. Люди, придерживающиеся этого течения протестантизма, исповедуют пять главных принципов:
Лютер протестантизм говорит, что милость божья делами человека заслужена быть не может. Это дар;
прощение за совершенные греховные поступки может быть получено лишь через веру в Евангелие. При этом у человека есть выбор – принять либо отказаться от этой веры;
Библия является Святым Писанием, содержащим выражение божественной воли. Тексты, появившиеся позднее, признаются лишь в тех частях, которые отвечают Писанию. Касается правило и сочинений Лютера Кинга – личности почитаемой, но не возведенной в культ;
спасение в этой жизни возможно только после уверования в Христа, объединившего в себе божественное и человеческое начало. Именно так преподносит отпущение грехов Лютер протестантизм;
символом поклонения этого течения протестантизма является исключительно Иисус Христос. При этом почитается Богородица и другие святые.

Вера протестантизм признает только два вида церковных таинств:
принятие крещения, необходимого для принятия веры обряда;
причастия, укрепляющего веру человека.

Лютер протестантизм не возвышает священнослужителя нам мирянами. В глазах веры он обычный человек. Для этой ветки протестантизма типично четкое разграничение между областями влияния Евангелия и мирских законов. Если Евангелие – это милость Божья, то существующие законы – его гнев.

Кальвинизм

Следующее направление протестантизма – кальвинизм, объединяющий в себе пресвитерианскую и реформаторскую церкви. Основатель протестантизма в этой ветви – Жан Ковен (Кальвин), выдвинувший собственную религиозную концепцию в первой половине шестнадцатого века.

Кальвинизм – одно из самых рационалистических направлений веры. Для этой ветки протестантизма типично верование в Библию, как в единственный и непререкаемый стандарт жизни и верований человека.

Суть протестантизма кальвинистической ветки достаточно агрессивна. В целом протестанты всех направлений свято верят, что спасение человека после совершенного им грехопадения возможно только через веру в Иисуса. Все совершаемые человеком в период своей жизни поступки – греховны по определению. Последователи кальвинизма в этой уверенности еще более жестоки – спасение либо адские муки после смерти предопределены человеку еще до его появления в этом мире и что-либо изменить невозможно. Для этого течения протестантизма характерно верование в то, что если человек ведет добродетельный образ жизни, то Богом ему предопределено спасение после смерти.

Для этого направления протестантизма характерна невероятно простая культовая практика.
Полное отсутствие реликвий и почитаемых святых.
Храмы аскетичны – вера исключает наличие икон, статуй и художественных изображений.
Алтарь и крест не являются непременными атрибутами церкви.
Службы проходят в скромной обстановке.

Кальвинизм ставит окружающую нас природу в один ряд с самой почитаемой верующими книгой – Библией.

Согласно статистике общее количество людей, исповедовавших кальвинизм, достигает 60 млн. человек. В основном последователи веры проживают на территории европейских стран. Последователи есть и в Америке, а также Азии и Африке.

Англиканская церковь

Это направление протестантизма появилось как итог принятия религиозного течения подданными английского королевства, где оно получило статус государственного. Также как лютеранство и кальвинизм, англиканская церковь рассматривает Священное Писание как первоисточник учения. Во главе церкви стоят правящая монаршая семья.

В отличие от кальвинизма и лютеранского направления англиканская ветвь не исключает спасительной роли церкви. Кроме этого, для этого направления протестантизма типично сохранение иерархии священнослужителей. При этом именно служителям культа отводится роль посредников в общении между богом и человеком.

Именно в англиканской ветви протестантства прослеживается максимальное влияние католических традиций, речь идет о построении иерархической лестницы и служение Мессы.

Англиканский протестантизм (страны, практикующие вероисповедание, многочисленны: Англия, Шотландия, Америка, Канада и другие) насчитывает примерно 58 млн. последователей по всему миру.

Сектантство

Практически каждая церковь имеет сектантские ответвления, и протестантизм исключением не стал. Наиболее известными являются баптисты, адвентисты 7-го дня и пятидесятники.

Как и многие побочные ветви протестантизма, баптизм появился в семнадцатом веке на территории Англии. Основу вероисповедания составляет библейское учение. Именно поэтому баптизм, как представитель одной из ветвей протестантизма, утверждает, что верования в искупительную жертву Христа, как и в него самого, вполне достаточно, чтобы заслужить спасение. Объясняется это тем, что уверовать способен только тот человек, который был избран богом.

Существующее учение о «духовном возрождении» в практике баптизма получает особый статус. Последователи учения верят, входящий в человека «Святой Дух» указывает на единение верующего человека с Христом.

Крещение и причастие в этой ветви протестантизма рассматриваются как символичное единение человека и Христа. Крещение принимается в сознательном возрасте, поскольку человек обязан отдавать отчет своим поступкам. Для баптизма характерен обряд катехимента: прежде чем принять крещение, человек целый год проходит «испытательный» срок.

Баптизм как протестантизм (страны, практикующие религию многочисленны) исповедуют 72 млн. человек по всему миру.

Адвентисты 7-го дня

Свое начало секта берет в девятнадцатом веке в США. Цель направления – ожидание второго пришествия Христа.

Пятидесятники

Родиной движения также является территория США. Появились пятидесятники в середине прошлого века. Последователи веры стремятся к возрождению даров Святого Духа, переданных апостолам в день празднования Пятидесятницы.

В чем отличие протестантизма от католицизма

Если проводить сравнительный анализ, то отличие протестантизма от католицизма проявляется достаточно ярко. И, прежде всего, это внутренняя организация церкви.
Католиками церковь рассматривается как единое целое. И безусловным авторитетом обладает только Папа Римский. Для протестантов типична централизация (и для лютеранской, и для англиканской церквей). При этом общины никак не взаимодействуют между собой – действует принцип автономности. Безусловный лидер направления – Иисус Христос.
Следующее отличие протестантизма от католицизма – вступление в брак. У католиков это невозможно. Тогда как представителям духовенства протестантов это разрешено.
Для католиков типична организация монашеских орденов. Протестанты никогда не отрекаются от мирской жизни. И это еще одно важнейшее отличие протестантизма от католицизма.
На пост католических священнослужителей могут поступать исключительно мужчины. У протестантов должность епископов и священников могут занимать и женщины.
Не менее важное отличие протестантизма от католицизма – возраст принятия крещения. Католики могут принимать веру в любом возрасте, но протестанты при принятии веры должны полностью осознавать свой выбор.
Католики признают семь таинств – крещение, покаяние, вступление в брак, священство, елеосвященство, миропомазание и Евхаристия. В протестантизме есть только причастие и крещение.
Католики живут с верой в день Страшного Суда и молятся о своих умерших. У протестантов молиться об умерших не принято.

Религия протестантизм более терпима к совершению обряда причастия. Так, у католиков для причастия используется только пресный бездрожжевой хлеб. Протестанты могут давать к причастию любо сорт хлеба.

Кроме этого, религия протестантизм не признает посредничества во время общения человека и Бога, но у католиков исповедоваться принято в присутствии священника. Католическая Месса признается главным церковным богослужением. Протестанты единого формата службы не признают.

Религия протестантизм от католицизма отличается еще и тем, что протестантской вере отсутствует признание креста и икон, а также не ведется почитания никаких святых. Для католиков символами поклонения становятся иконы, крест, мощи и скульптурные/живописные изображения святых.

Протестантизм в России

Протестантизм в России появился еще во времена правления царя Василия III. И потом монархи, правившие страной, предпочитали, чтобы Россию посещали именно протестанты, а католики. При этом им разрешалось придерживаться своей веры, но попытки приобщения православных христиан жестоко наказывались: миссионеров сжигали на кострах.

Протестантизм в России начал активно развиваться после присоединения Польши и Прибалтики, а затем и Финляндии. К концу семнадцатого века на территории Москвы функционировали три лютеранские церкви.

Протестантизм в России «расцвел» во времена правления Петра I: царем были разрешены браки между протестантами и православными, но рожденные дети должны были принимать православную веру. Екатерина II дала «добро» на заселение немцами (именно они и исповедовали протестантизм) территории Самарской и Саратовской губернии.

Протестантизм в России при Николае I подчинялся особому уставу, регулирующему деятельность протестантских церквей. Пастор приравнивался к дворянину, а потому часть жалования ему выплачивалась из казенных средств.

С началом войны 1914 года многие немцы-протестанты покинули Россию, отправившись на историческую родину. В советское время протестантизм, наравне с католичеством и православием, был под запретом.

Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, protestantis - публично доказывающий) - одно из трёх, наряду с и , главных направлений , представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI века в Европе. В настоящее время существуют как консервативная форма протестантизма, так и его либеральная форма. Присутствуют и иные различия во взглядах и практиках от церкви к церкви и от деноминации к деноминации.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.

Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

  • Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия)
  • Книга Согласия 1580 года (Германия)
  • Каноны Дордрехтского Синода 1618-1619 гг (Дордрехт, Нидерланды)
  • Вестминстерское исповедание веры 1643-1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Цвингли, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII-XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным - вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, некоторые доктрины которого могут выходить за пределы классического богословского наследия. Пятидесятники, в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии) (считая это признаком «Крещения Святым Духом»), также другим дарам Святого Духа, таким как дар исцеления и дар пророчества. Убеждения в проявлении дара пророчества в современном христианстве характерны и для Адвентистов седьмого дня, они связывают его с видениями и откровениями Елены Уайт.

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два - крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным - как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора).

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.