Мильштейн, натан миронович - биография. Мильштейн, натан миронович - биография Натан мильштейн биография
Великие евреи Мудрова Ирина Анатольевна
Мильштейн Натан Миронович
советский и американский скрипач
Натан Мильштейн родился 13 января 1904 года в Одессе в далёкой от музыки многодетной семье. Его отец, Мирон Мильштейн, работал в торговавшей шерстяными тканями фирме; мать, Мария Блюштейн, была домохозяйкой; в семье было семеро детей.
Обучался игре на скрипке в школе Петра Столярского до 1914 года, затем учился в Петроградской консерватории у Леопольда Ауэра.
В 1920 году Мильштейн впервые выступил с концертом в Одессе, и в том же году исполнил Скрипичный концерт Глазунова под управлением автора. В течение последующих пяти лет скрипач совершенствовал мастерство и выступал в СССР часто в одних концертах с Владимиром Горовицем. В 1925 году Мильштейн и Горовиц выехали на гастроли за границу и приняли решение не возвращаться на родину. В эти годы музыканты часто выступали в трио с виолончелистом Григорием Пятигорским, также незадолго до этого эмигрировавшим из СССР.
Вскоре Мильштейн обосновался в Брюсселе, где его тепло принял Эжен Изаи – бельгийский скрипач, дирижер и композитор. В 1937 и 1938 годах в Брюсселе проводился конкурс академических музыкантов в честь Изаи. Конкурс был организован в память о нём под патронатом королевы Бельгии Елизаветы.
Три года спустя Мильштейн впервые выступил в Нью-Йорке вместе с филармоническим оркестром этого города, его концерты имели большой успех, и вскоре он перебрался в США, где и выступал в течение ближайших лет.
После Второй мировой войны, уже приняв гражданство США в 1942 году, Мильштейн возобновил концерты в Европе.
Мильштейн считается одним из крупнейших представителей классической русской скрипичной школы XX века, и в то же время наименее «русским» среди них. Такое мнение сложилось из-за чисто интеллектуальной манеры игры скрипача. Мильштейн обладал совершенной техникой исполнения, безупречным вкусом и хорошим чувством формы и стиля. Используя тщательно отработанную технику вибрато и частую смену направления движения смычка, он достигал особого, тёплого и искреннего звучания. Исполнял главным образом классический репертуар.
Совместно с С. Волковым написал книгу воспоминаний «Из России на Запад», которая опубликована в 1990 году в Нью-Йорке.
Наибольшую известность ему принесли исполнения музыки для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха, за которые он в 1975 году получил премию «Грэмми» за лучшее классическое исполнение. Среди других наград Мильштейна – звание Офицера Ордена Почётного легиона (1968 год).
Мильштейн продолжал концертировать и давать мастер-классы до 1988 года, когда сломал руку.
Из книги Не только Бродский автора Довлатов СергейНатан МИЛЬШТЕЙН Мильштейн и Горовиц прославились еще в двадцатые годы. Луначарский написал о юных музыкантах статью: «Дети советской революции».Правда, Мильштейн на этот счет говорил:- Мы были детьми несколько иного происхождения…Однако статья произвела впечатление.
Из книги Коммунисты автора Кунецкая Людмила ИвановнаСергей Миронович Киров Родился 15(27) марта 1886 года в городе Уржуме Вятской губернии в бедной семье (настоящая фамилия - Костриков). Учился в Уржумском городском училище, потом окончил Казанское промышленное училище с дипломом механика. В Казани вступил в подпольный
Из книги 50 знаменитых убийств автора Фомин Александр ВладимировичКИРОВ СЕРГЕЙ МИРОНОВИЧ (1886-1934) Настоящая фамилия Костриков. Советский политический деятель. Член Политбюро ЦК с 1930 г. С1934 года секретарь ЦК ВКП(б). Убит террористом. Эх, огурчики мои - помидорчики. Сталин Кирова убил в коридорчике. Народный фольклор«1 декабря 1934 года в
Из книги Знаменитые личности украинского футбола автора Желдак Тимур А. Из книги 22 смерти, 63 версии автора Лурье Лев Яковлевич Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.Сергей Миронович Киров Можно сказать, что самое известное и обсуждаемое историками убийство в СССР – убийство Кирова. Оно произошло 75 лет назад. Расследованием обстоятельств убийства в разное время занимались шесть партийных комиссий. Последние десять лет проводятся
Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел ЕвгеньевичКИРОВ (КОСТРИКОВ) Сергей Миронович (28.03.1886 - 01.12.1934). Член Политбюро ЦК ВКП(б) с 13.07.1930 г. по 01.12.1934 г. Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) с 23.07.1926 г. по 13.07.1930 г. Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 10.02.1934 г. по 01.12.1934 г. Секретарь ЦК ВКП(б) с 10.02.1934 г. по 01.12.1934 г. Член ЦК РКП(б) - ВКП(б) в 1923 - 1924 гг.
Из книги автораМАШЕРОВ Петр Миронович (26.02.1918 - 04.10.1980). Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС с 08.04.1966 г. по 04.10.1980 г. Член ЦК КПСС в 1964 - 1980 гг. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1961 - 1964 гг. Член КПСС с 1943 г.Родился в деревне Ширки (ныне Сенненского района Витебской области) в крестьянской семье. Белорус.
Из книги автораЦейтлин Лев Моисеевич 1881–1952 советский скрипач Родился 15 марта 1881 года в Тбилиси. В 1901 году окончил Петербургскую консерваторию по классу скрипки у Л.С. Ауэра, российского скрипача венгерского происхождения. Ауэр является основателем так называемой русской скрипичной
Из книги автораОйстрах Давид Фёдорович 1908–1974 советский скрипач, альтист, дирижер Давид Фёдорович (Фишелевич) Ойстрах родился 30 сентября 1908 года в Одессе в семье купца второй гильдии Фишеля Давидовича Ойстраха и его жены Бейлы.С пяти лет обучался игре на скрипке и альте у Петра
Из книги автораКоган Леонид Борисович 1924–1982 советский скрипач Леонид Борисович Коган родился 14 ноября 1924 года в Екатеринославе, (ныне – Днепропетровск, Украина), в семье фотографа Бориса Семёновича и Софьи Львовны Коган.Учился с 1933 года в Москве, с 1936 года – в Центральной музыкальной
Из книги автораЭльман Михаил Саулович 1891–1967 российский и американский скрипач Миша Эльман родился в музыкальной еврейской семье. Его дед – Йосэлэ Эльман – был известным скрипачом-клезмером (истоки клезмера находятся как в древнем еврейском фольклоре, так и в музыке соседних народов,
Из книги автораЧепурной Николай Миронович Родился в 1908 году в селе Михайловке Одесской области. Окончил Одесское пехотное училище. С 1932 года член КПСС. В начале Великой Отечественной войны командовал стрелковым батальоном. Звание Героя Советского Союза присвоено 31 августа 1941 года.
Из книги автораЛЕОНИДОВ Леонид Миронович наст. фам. Вольфензон;22.5(3.6).1873 – 6.8.1941Драматический актер, режиссер, педагог. На сцене с 1896. В 1896–1901 – в театре Соловцова (Киев, Одесса). С 1903 – актер МХТ. Роли: Васька Пепел («На дне» М. Горького, 1903), Лопахин («Вишневый сад» Чехова, 1904), Боркин
Натан Миронович Мильштейн
|
|
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). | |
Основная информация | |
---|---|
Имя при рождении |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Полное имя |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Дата рождения | |
Дата смерти | |
Годы активности |
с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Страна |
США 22x20px США |
Профессии |
Исполнитель |
Певческий голос |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Инструменты | |
Жанры |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Псевдонимы |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Коллективы |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Сотрудничество |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Лейблы |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Награды |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Автограф | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
|
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). | |
[] в Викитеке |
Ната́н Миро́нович Мильште́йн (31 декабря 1903 , Одесса - 21 декабря , Лондон) - родившийся в Российской империи американский скрипач еврейского происхождения.
Биография
Натан Мильштейн родился в далёкой от музыки многодетной семье (его отец, Мирон Мильштейн, работал в торговавшей шерстяными тканями фирме «Гурлянд и К»; мать, Мария Блюштейн, была домохозяйкой; в семье было семеро детей). Обучался игре на скрипке в школе Петра Столярского до 1914 года , затем учился в Петроградской консерватории у Леопольда Ауэра . В 1920 году Мильштейн впервые выступил с концертом в Одессе, и в том же году исполнил Скрипичный концерт Глазунова под управлением автора. В течение последующих пяти лет скрипач совершенствовал мастерство и выступал в СССР, часто в одних концертах с Владимиром Горовицем , при этом аккомпанировала Мильштейну сестра Горовица, Регина . В 1925 году Мильштейн и Горовиц выехали на гастроли за границу и приняли решение не возвращаться на родину. В эти годы музыканты подружились с виолончелистом Григорием Пятигорским , также незадолго до этого эмигрировавшим из СССР, и иногда выступали в трио.
Вскоре Мильштейн обосновался в Брюсселе , где его тепло принял Эжен Изаи . Три года спустя музыкант впервые выступил в Нью-Йорке вместе с филармоническим оркестром этого города, его концерты имели большой успех, и вскоре он перебрался в США, где и выступал в течение ближайших лет. После Второй мировой войны, уже приняв гражданство США (1942), Мильштейн возобновил концерты в Европе. В 1945 году женился на Терезе Кауфман. Мильштейн продолжал концертировать и давать мастер-классы вплоть до 1988 года, когда сломал руку при падении.
Творчество
Мильштейн считается одним из крупнейших представителей классической русской скрипичной школы XX века, и в то же время наименее «русским» среди них. Такое мнение сложилось из-за чисто интеллектуальной манеры игры скрипача. Мильштейн обладал совершенной техникой исполнения и хорошим чувством формы и стиля. Используя тщательно отработанную технику вибрато и частую смену направления движения смычка, он достигал особого, тёплого и искреннего звучания.
Мильштейн - автор ряда оригинальных сочинений для скрипки, в том числе «Паганинианы», написанной в 1954 году , каденций к концертам Бетховена и других композиторов. Совместно с С. Волковым написал книгу воспоминаний «Из России на Запад» (опубликована в 1990 году в Нью-Йорке).
Выступая с ведущими оркестрами и дирижёрами, Мильштейн давал многочисленные концерты по всему миру и сделал ряд записей сочинений Мендельсона , Бруха , Чайковского и других композиторов. Многие записи скрипача выпущены на компакт-дисках. Наибольшую известность ему принесли исполнения музыки для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха , за которые он в 1975 году получил премию «Грэмми » за лучшее классическое исполнение . Среди других наград Мильштейна - звание Офицера Ордена Почётного легиона ().
Двоюродный брат Н. М. Мильштейна - американский кинорежиссёр Льюис Майлстоун .
Напишите отзыв о статье "Мильштейн, Натан Миронович"
Ссылки
- (англ.) на сайте Allmusic
- (англ.)
Примечания
[[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Мильштейн, Натан Миронович Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Мильштейн, Натан Миронович Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Мильштейн, Натан Миронович Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Мильштейн, Натан Миронович Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Мильштейн, Натан Миронович Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Мильштейн, Натан Миронович
Отрывок, характеризующий Мильштейн, Натан Миронович
– Как – издалека? – не поняла малышка. – Дальше ведь нельзя? Мы ведь дальше не ходим?..И тут Стеллины глаза начали понемножко округляться, и в них медленно, но уверенно стало появляться понимание...
– Ма-а-мочки, она что ли к нам прилете-е-ла?!.. А как же она прилетела?!.. И как же она одна совсем? Ой, она же одна!.. А как же теперь её найти?!
В Стеллином ошарашенном мозгу мысли путались и кипели, заслоняя друг друга... А я, совершенно ошалев, не могла поверить, что вот наконец-то произошло то, чего я так долго и с такой надеждой тайком ждала!.. А теперь вот, наконец-то найдя, я не смогла это дивное чудо удержать...
– Да не убивайся так, – спокойно обратился ко мне Фабий. – Они были здесь всегда... И всегда есть. Только увидеть надо...
– Как?!.. – будто два ошалевших филина, вытаращив на него глаза, дружно выдохнули мы. – Как – всегда есть?!..
– Ну, да, – спокойно ответил отшельник. – А её зовут Вэя. Только она не придёт второй раз – она никогда не появляется дважды... Так жаль! С ней было так интересно говорить...
– Ой, значит, вы общались?! – окончательно этим убитая, расстроено спросила я.
– Если ты когда-нибудь увидишь её, попроси вернуться ко мне, маленькая...
Я только кивнула, не в состоянии что-либо ответить. Мне хотелось рыдать навзрыд!.. Что вот, получила – и потеряла такую невероятную, неповторимую возможность!.. А теперь уже ничего не поделать и ничего не вернуть... И тут меня вдруг осенило!
– Подождите, а как же кристалл?.. Ведь она дала свой кристалл! Разве она не вернётся?..
– Не знаю, девонька... Я не могу тебе сказать.
– Вот видишь!.. – тут же радостно воскликнула Стелла. – А говоришь – всё знаешь! Зачем же тогда грустить? Я же говорила – здесь очень много непонятного! Вот и думай теперь!..
Она радостно подпрыгивала, но я чувствовала, что у неё в головке назойливо крутиться та же самая, как и у меня, единственная мысль...
– А ты, правда, не знаешь, как нам её найти? А может, ты знаешь, кто это знает?..
Фабий отрицательно покачал головой. Стелла поникла.
– Ну, что – пойдём? – я тихонько её подтолкнула, пытаясь показать, что уже пора.
Мне было одновременно радостно и очень грустно – на коротенькое мгновение я увидела настоящее звёздное существо – и не удержала... и не сумела даже поговорить. А у меня в груди ласково трепетал и покалывал её удивительный фиолетовый кристалл, с которым я совершенно не знала, что делать... и не представляла, как его открыть. Маленькая, удивительная девочка со странными фиолетовыми глазами, подарила нам чудесную мечту и, улыбаясь, ушла, оставив нам частичку своего мира, и веру в то, что там, далеко, за миллионами световых лет, всё-таки есть жизнь, и что может быть когда-то увижу её и я...
– А как ты думаешь, где она? – тихо спросила Стелла.
Видимо, удивительная «звёздная» малышка так же накрепко засела и у неё в сердечке, как и у меня, поселившись там навсегда... И я была почти что уверенна, что Стелла не теряла надежду когда-нибудь её найти.
– А хочешь, покажу что-то? – видя моё расстроенное лицо, тут же поменяла тему моя верная подружка.
И «вынесла» нас за пределы последнего «этажа»!.. Это очень ярко напомнило мне ту ночь, когда мои звёздные друзья приходили в последний раз – приходили прощаться... И вынесли меня за пределы земли, показывая что-то, что я бережно хранила в памяти, но пока ещё никак не могла понять...
Вот и теперь – мы парили в «нигде», в какой-то странной настоящей, ужасающей пустоте, которая не имела ничего общего с той тёплой и защищённой, нами так называемой, пустотой «этажей»... Огромный и бескрайний, дышащий вечностью и чуточку пугающий Космос простирал к нам свои объятия, как бы приглашая окунуться в ещё незнакомый, но так сильно всегда меня притягивавший, звёздный мир... Стелла поёжилась и побледнела. Видимо ей пока что было тяжеловато такую большую нагрузку переносить.
– Как же ты придумала такое? – в полном восторге от увиденного, удивлённо спросила я.
– О, это нечаянно, – вымученно улыбаясь, ответила девчушка. – Один раз я была очень взволнована, и скорее всего, мои слишком сильно бушевавшие эмоции вынесли меня прямо туда... Но бабушка сказала, что мне ещё туда нельзя, что пока рано ещё... А вот тебе, думаю, можно. Ты мне расскажешь, что там найдёшь? Обещаешь?
Биография
Натан Мильштейн родился в далёкой от музыки многодетной семье (его отец, Мирон Мильштейн, работал в торговавшей шерстяными тканями фирме «Гурлянд и К»; мать, Мария Блюштейн, была домохозяйкой; в семье было семеро детей). Обучался игре на скрипке в школе Петра Столярского до 1914 года, затем учился в Петроградской консерватории у Леопольда Ауэра. В 1920 году Мильштейн впервые выступил с концертом в Одессе, и в том же году исполнил Скрипичный концерт Глазунова под управлением автора. В течение последующих пяти лет скрипач совершенствовал мастерство и выступал в СССР, часто в одних концертах с Владимиром Горовицем, при этом аккомпанировала Мильштейну сестра Горовица, Регина. В 1925 году Мильштейн и Горовиц выехали на гастроли за границу и приняли решение не возвращаться на родину. В эти годы музыканты подружились с виолончелистом Григорием Пятигорским, также незадолго до этого эмигрировавшим из СССР, и иногда выступали в трио.
Вскоре Мильштейн обосновался в Брюсселе, где его тепло принял Эжен Изаи. Три года спустя музыкант впервые выступил в Нью-Йорке вместе с филармоническим оркестром этого города, его концерты имели большой успех, и вскоре он перебрался в США, где и выступал в течение ближайших лет. После Второй мировой войны, уже приняв гражданство США (1942), Мильштейн возобновил концерты в Европе. В 1945 году женился на Терезе Кауфман. Мильштейн продолжал концертировать и давать мастер-классы вплоть до 1988 года, когда сломал руку при падении.
Творчество
Мильштейн считается одним из крупнейших представителей классической русской скрипичной школы XX века, и в то же время наименее «русским» среди них. Такое мнение сложилось из-за чисто интеллектуальной манеры игры скрипача. Мильштейн обладал совершенной техникой исполнения и хорошим чувством формы и стиля. Используя тщательно отработанную технику вибрато и частую смену направления движения смычка, он достигал особого, тёплого и искреннего звучания.
Мильштейн - автор ряда оригинальных сочинений для скрипки, в том числе «Паганинианы», написанной в 1954 году, каденций к концертам Бетховена и других композиторов. Совместно с С. Волковым написал книгу воспоминаний «Из России на Запад» (опубликована в 1990 году в Нью-Йорке).
Выступая с ведущими оркестрами и дирижёрами, Мильштейн давал многочисленные концерты по всему миру и сделал ряд записей сочинений Мендельсона, Бруха, Чайковского и других композиторов. Многие записи скрипача выпущены на компакт-дисках. Наибольшую известность ему принесли исполнения музыки для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха, за которые он в 1975 году получил премию «Грэмми» за лучшее классическое исполнение. Среди других наград Мильштейна - звание Офицера Ордена Почётного легиона (1968).
Ната́н Миро́нович Мильште́йн (31 декабря 1903 , Одесса - 21 декабря , Лондон) - родившийся в Российской империи американский скрипач еврейского происхождения.
Биография
Натан Мильштейн родился в далёкой от музыки многодетной семье (его отец, Мирон Мильштейн, работал в торговавшей шерстяными тканями фирме «Гурлянд и К»; мать, Мария Блюштейн, была домохозяйкой; в семье было семеро детей). Обучался игре на скрипке в школе Петра Столярского до 1914 года , затем учился в Петроградской консерватории у Леопольда Ауэра . В 1920 году Мильштейн впервые выступил с концертом в Одессе, и в том же году исполнил Скрипичный концерт Глазунова под управлением автора. В течение последующих пяти лет скрипач совершенствовал мастерство и выступал в СССР, часто в одних концертах с Владимиром Горовицем , при этом аккомпанировала Мильштейну сестра Горовица, Регина . В 1925 году Мильштейн и Горовиц выехали на гастроли за границу и приняли решение не возвращаться на родину. В эти годы музыканты подружились с виолончелистом Григорием Пятигорским , также незадолго до этого эмигрировавшим из СССР, и иногда выступали в трио.
Вскоре Мильштейн обосновался в Брюсселе , где его тепло принял Эжен Изаи . Три года спустя музыкант впервые выступил в Нью-Йорке вместе с филармоническим оркестром этого города, его концерты имели большой успех, и вскоре он перебрался в США, где и выступал в течение ближайших лет. После Второй мировой войны, уже приняв гражданство США (1942), Мильштейн возобновил концерты в Европе. В 1945 году женился на Терезе Кауфман. Мильштейн продолжал концертировать и давать мастер-классы вплоть до 1988 года, когда сломал руку при падении.
Творчество
Мильштейн считается одним из крупнейших представителей классической русской скрипичной школы XX века, и в то же время наименее «русским» среди них. Такое мнение сложилось из-за чисто интеллектуальной манеры игры скрипача. Мильштейн обладал совершенной техникой исполнения и хорошим чувством формы и стиля. Используя тщательно отработанную технику вибрато и частую смену направления движения смычка, он достигал особого, тёплого и искреннего звучания.
Мильштейн - автор ряда оригинальных сочинений для скрипки, в том числе «Паганинианы», написанной в 1954 году , каденций к концертам Бетховена и других композиторов. Совместно с С. Волковым написал книгу воспоминаний «Из России на Запад» (опубликована в 1990 году в Нью-Йорке).
Выступая с ведущими оркестрами и дирижёрами, Мильштейн давал многочисленные концерты по всему миру и сделал ряд записей сочинений Мендельсона , Бруха , Чайковского и других композиторов. Многие записи скрипача выпущены на компакт-дисках. Наибольшую известность ему принесли исполнения музыки для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха , за которые он в 1975 году получил премию «Грэмми » за лучшее классическое исполнение . Среди других наград Мильштейна - звание Офицера Ордена Почётного легиона ().
Двоюродный брат Н. М. Мильштейна - американский кинорежиссёр Льюис Майлстоун .
Напишите отзыв о статье "Мильштейн, Натан Миронович"
Ссылки
- (англ.) на сайте Allmusic
- (англ.)
Примечания
Отрывок, характеризующий Мильштейн, Натан Миронович
Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидал первого гусара в расстегнутом мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементьева, увидал коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!» и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его, и офицеры сошлись к приезжему, – Ростов испытывал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить. Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский.
Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом. Не было этой всей безурядицы вольного света, в котором он не находил себе места и ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда; не было этих 24 часов суток, которые столькими различными способами можно было употребить; не было этого бесчисленного множества людей, из которых никто не был ближе, никто не был дальше; не было этих неясных и неопределенных денежных отношений с отцом, не было напоминания об ужасном проигрыше Долохову! Тут в полку всё было ясно и просто. Весь мир был разделен на два неровные отдела. Один – наш Павлоградский полк, и другой – всё остальное. И до этого остального не было никакого дела. В полку всё было известно: кто был поручик, кто ротмистр, кто хороший, кто дурной человек, и главное, – товарищ. Маркитант верит в долг, жалованье получается в треть; выдумывать и выбирать нечего, только не делай ничего такого, что считается дурным в Павлоградском полку; а пошлют, делай то, что ясно и отчетливо, определено и приказано: и всё будет хорошо.
Вступив снова в эти определенные условия полковой жизни, Ростов испытал радость и успокоение, подобные тем, которые чувствует усталый человек, ложась на отдых. Тем отраднее была в эту кампанию эта полковая жизнь Ростову, что он, после проигрыша Долохову (поступка, которого он, несмотря на все утешения родных, не мог простить себе), решился служить не как прежде, а чтобы загладить свою вину, служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным.
Ростов, со времени своего проигрыша, решил, что он в пять лет заплатит этот долг родителям. Ему посылалось по 10 ти тысяч в год, теперь же он решился брать только две, а остальные предоставлять родителям для уплаты долга.
Армия наша после неоднократных отступлений, наступлений и сражений при Пултуске, при Прейсиш Эйлау, сосредоточивалась около Бартенштейна. Ожидали приезда государя к армии и начала новой кампании.
Павлоградский полк, находившийся в той части армии, которая была в походе 1805 года, укомплектовываясь в России, опоздал к первым действиям кампании. Он не был ни под Пултуском, ни под Прейсиш Эйлау и во второй половине кампании, присоединившись к действующей армии, был причислен к отряду Платова.
Отряд Платова действовал независимо от армии. Несколько раз павлоградцы были частями в перестрелках с неприятелем, захватили пленных и однажды отбили даже экипажи маршала Удино. В апреле месяце павлоградцы несколько недель простояли около разоренной до тла немецкой пустой деревни, не трогаясь с места.
Была ростепель, грязь, холод, реки взломало, дороги сделались непроездны; по нескольку дней не выдавали ни лошадям ни людям провианта. Так как подвоз сделался невозможен, то люди рассыпались по заброшенным пустынным деревням отыскивать картофель, но уже и того находили мало. Всё было съедено, и все жители разбежались; те, которые оставались, были хуже нищих, и отнимать у них уж было нечего, и даже мало – жалостливые солдаты часто вместо того, чтобы пользоваться от них, отдавали им свое последнее.