Мероприятие по декоративно прикладному искусству. Внеклассное мероприятие по изо "веселые художники". Внеклассное мероприятие "Веселые художники"

Народное декоративно-прикладное искусство- неотъемлемая часть русской культуры. Его эмоциональность, поэтическая образность близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности, а, самое главное, всегда понятно и всеми любимо. Оно образно, красочно, оригинально по своему замыслу и доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Поэтому в нашем детском саду народное искусство прочно вошло в быт, радуя детей, расширяя их понятия и представления, воспитывая художественный вкус.

Средняя группа №12 «Теремок», в течение недели, реализовала проект «Русская ложка». Цель проекта-уточнение, расширение и обогащение знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, связанных с производством ложек. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Коллекция ложек

Знакомство с хохломской посудой.

Лепка «Ложечка точёная, ручка золочённая»

«Хохломская ложка»

Лепка из глины «Плошка»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОЕКТУ.

Драматизация сказки «Жихарка»

Мастер-класс для родителей «Обучение игре на ложках в детском саду»

Дымковская сказка» тема недели искусства в средней группе №4 «Забувашка». Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Они просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Цель проекта: формирование и развитие личности ребёнка через русскую народную игрушку. Знакомство с народным промыслом «Дымковская игрушка». Дети изучали историю зарождения народного промысла на Руси, познакомились с историей дымковской игрушки, научились сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, выделять из многих элементов, только те, которые относятся к дымковской росписи.

В течение недели были проведены беседы: «Дымковская игрушка», «Дымковская игрушка, такая она разная.Дети заучивалистихи о дымковской игрушке. Играли в дидактическиеигры «Покажи дымковскую барыню», «Дымковская мозаика»,«Найди цвета дымковской росписи».Рисовали на тему «Украсим полоски дымковским узором», лепили из глины дымковского коня и расписывали его узорами. Украшали фартук и юбку«Барыни».

Детские работы из глины: «Дымковский конь»

«Дымковские узоры» Рисование (раскрашивание) «Барыня»

Дидактические игры

С помощью родителей была организована выставка «Дымковская сказка».

В течение тематической недели в старшейгруппе № 10 «Семицветик», прошли мероприятия на которых обобщали знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Развивали у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, творческую активность детей через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Внашей группе прошли беседы на темы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».

Организованы занятия по художественно-эстетическому развитию:

Рисование: «Матрешка», «Дымковкий узор», «Ваза гжель», «Городецкая роспись на доске», «Филимоновский петушок»

Тестопластика «Дымковская лошадка» с последующей росписью.

Аппликация «Золотая хохлома», «Русская матрёшка»

Оформлены мини-выставки:

- «Золотая хохлома»

- «Городецкая роспись»

- «Ваза гжель»

- «Дымковский узор»

- «Русская матрешка»

Родителям предлагалось:

Помочь собрать предметы народных промыслов;

Интересоваться деятельностью ребенка в детском саду;

Принести видеофильмы «Народные промыслы России»;

Золотая хохлома

Разудалый городец

Голубая гжель

Творческая мастерская.

"Игры детей с мозаикой "Придумай узор"

Подготовительная к школе группа №9 «Лесная сказка».

В течение недели искусства, был реализован творческий проект «Город мастеров».

Своё творчество ребята проявили в рисовании, аппликации и в лепке. Воспитатели организовали мини - выставку скульптур малой формы; познакомили с профессией скульптора. В итоге воспитанники вылепили фигуру дымковской игрушки и расписали ее акриловыми красками.

Так же ребята попробовали свои силы в росписи деревянных дощечек хохломской росписью, которые подарят мамам на 8 марта.

Итоговым мероприятие недели стало интегрированное развлечение с родителями воспитанников «Ярмарка», где родители показали свои знания по декоративно - прикладному искусству, приняли участие в русской народной игре «Сиди, сиди Яша», и вместе с детьми исполнили танец «Кадриль».

В конце мероприятия все «посетители» ярмарки получили сладкий подарок - карамель «Петушок на палочке»

Воспитатели подготовительной группы №13 «Звездочки» с помощью познавательно - творческого проекта «Русский самовар»познакомили детей с традициями народов России и историей самовара. Была проведена большая работа по подбору иллюстраций, картинок с изображением различных самоваров, дидактических игр, сказок, загадок на данную тему, был создан мини-музей «Такие разные самовары»и организована выставкас фотографиями различных видов самоваров.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

Анкетирование по теме.

Привлечение родителей к организации мини- музея «Самовар моей семьи».

Подготовка консультаций для родителей «О возникновении самовара», «Русский самовар и чаепитие на Руси».

Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность.

Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы и т.д.
.Итоговое мероприятие с родителями «Русский самовар».

Фотогалерея.

Итоговое мероприятие «Русский самовар».

Фотоотчет второй младшей группы №6 «Весёлые ребята».

Неделя искусства «Такая разная посуда».

Вторая младшая группа №17 «Радуга» в течение недели реализовала проект «В гостях у матрёшки». Цель проекта: знакомство детей с народным творчеством на примере народной игрушки матрёшки; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности. С ребятами были проведены беседы «Знакомство с матрёшкой»; «Весёлые матрёшки»; разучивали стихи, частушки и песни о матрёшках. И конечно же играли в подвижные игры: «Бегите к матрёшке», «Прячем матрёшку»; «Шли матрёшки по дорожке»…, дидактические: «Помоги матрёшке найти свои игрушки»; «Сложи матрёшку» и сюжетно - ролевые: «Матрёшки ходят в гости»; «Весёлые матрёшки».

В группе был организован мини - музей «Русская народная игрушка - Матрёшка»

Аппликация «Украсим сарафан для матрёшки»

Рисование «Разноцветные сарафаны

Итоговое интегрированное мероприятие с родителями

«В гости к нам пришла матрёшка»

Практикум для педагогов «Изучение приёмов Гжельской росписи.

Роспись платочков в стиле Гжель».

Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне - исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета.

Цель: формирование практических умений и навыков рисования гжельских узоров.

Сценарий «Народные промыслы России»

Цель:

Познакомить с многообразием декоративно-прикладного искусства на территории России.

Задачи:

Познакомить учащихся с миром профессий, показать их особенности.

Развивать творческий потенциал личности,

формировать уважительное отношение к своей родине, людям и результатам их труда.

В историческое путешествие по миру народных промыслов России мы отправимся под девизом: «Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано».

1-Й ВЕДУЩИЙ : Добрый день дорогие наши гости!

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Мы живём и учимся в России и нам, как никому, дорого все, что связано с нашим народом.

(в исполнении ансамбля « Берегиня» звучит песня «Гляжу в озёра синие»)

1-Й ВЕДУЩИЙ : Богата земля российская разнообразными народными промыслами. Искусство народных промыслов - это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

Русские народные промыслы и ремёсла, возникшие в давние времена, интересны и востребованы в современном обществе. Народные промыслы России - огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений. Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный. Ремесла сохранились и в наши дни. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Народные художественные промыслы - исторически сложившиеся, традиционные центры прикладного искусства, отличающиеся своими характерными приёмами изготовления вещей.

Это искусство характеризуется коллективной основой творчества, применением ручного труда, спецификой традиционной техники, преемственностью приёмов и форм, идущих из глубины столетий. В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

1-Й ВЕДУЩИЙ: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие, побываем в таких местах, где жили и живут русские умельцы. Мы рассмотрим некоторые виды народных промыслов, совершив экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

(видео и слайды «Гжель»)

Сейчас мы приглашаем вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом - гжельским фарфором.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название - Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

1-Й ВЕДУЩИЙ: Гжель - это один из крупнейших керамических центров русской культуры, известных с XIV века. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу. Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Секреты красоты таятся в самой природе. К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу - изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

2-Й ВЕДУЩИЙ: При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело - синее фарфоровое чудо. И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым. В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.

(показ коллекции театра мод «Гжель»)

(видео и слайды «Резьба по дереву»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Дерево всегда было и остается одним из самых привлекательных материалов в декоративном искусстве. Из дерева делали вещи бытового назначения, вырезывая на них прекрасные узоры, создавали и чисто декоративные художественные произведения, ценя этот материал не только за красоту, но и не в последнюю очередь за легкость обработки несложными инструментами. Резьба по дереву является национальным видом прикладного искусства для многих народов нашей страны.

В наши дни интерес к резьбе нисколько не угас, напротив, не только профессиональные художники, но вся увеличивающаяся армия любителей в своем увлечении обращается к резьбе по дереву. В старинное искусство приходят современные мотивы и приемы, расширяющие его выразительные возможности.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Поле деятельности для творчества самодеятельных художников здесь достаточно велико. Резьбой могут быть покрыты разнообразные предметы обихода, кухонная утварь: резные хлебницы, подносы, кружки для молока и кваса, разделочные доски, подсвечники, оригинальные вешалки и многое, многое другое.

Резьбой украшают и небольшие предметы сувенирного характера, и солидные, практические вещи, например, наборы мебели для кухни, для детской комнаты или, например, дачный гарнитур. Прикладное направление творчества поможет художнику-любителю сделать свое жилище особенным, придать ему неповторимый облик.

(видео и слайды «Матрёшка»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце!

2-Й ВЕДУЩИЙ: Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. Матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России и символом русского народного искусства. Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф.

1-Й ВЕДУЩИЙ: Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой пять вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девушек в русском стиле одежды. Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме, а сама игрушка состояла из восьми фигур. Имя «Матрена» тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - «матрешки».

2-Й ВЕДУЩИЙ: Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Самую маленькую куклу неразборную делают первой. Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Потом процесс повторяется и т. д. Количество кукол может быть различным. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется как гуашь, так и масляные краски.

(звучит песня «Красно солнышко»)

(слайды «Балалайка»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольными формами деревянного корпуса. Балалайка стала неотъемлемым музыкальным символом России. История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков и не имеет однозначности. Одни считают, что этот инструмент был придуман на Руси, а другие историки утверждают, что история балалайки ведёт своё начало от народного инструмента киргиз-кайсаков - домбры.

2-Й ВЕДУЩИЙ: До сих пор балалайка испытывала разные периоды своей истории. То этот народный инструмент забывался, то с новой силой становился популярным во всех деревнях и сёлах.

Кто знает, какие взлёты и падения ждёт этот уникальный русский народный инструмент, но сейчас с уверенностью можно сказать, что балалайка - это самый узнаваемый во всём мире русский народный инструмент.

(видео и слайды «Береста»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи - плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло. В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим.

А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента…

2-Й ВЕДУЩИЙ: Береста - прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды.

И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты.

(звучит песня «Ромашковое поле»)

(видео и слайды «Дымковская игрушка»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: А вот в гости пожаловала дымковская игрушка!

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.

В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья.

Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Каждая игрушка уникальна и единственна.

1-Й ВЕДУЩИЙ: Еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Дымковские игрушки очень разнообразны - здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.

Керамическая игрушка - традиционное искусство народных промыслов. До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

(показ коллекции театра мод «Дымка»)

(видео и слайды «Жостовские подносы»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: А сейчас мы отправимся в подмосковное село Жостово , где изготавливают расписные металлические подносы.

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых. И только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии: Жостово, Троицком, Новосельцеве и других.

Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле Свердловской области.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Подносы в Жостове уникальны. Роспись делается без эскизов, производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам, и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.

(слайды «Чугунное литьё»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: История каслинского художественного литья неразрывно связана с развитием русского и европейского искусства и скульптуры XIX в. На Каслинском заводе работали известные русские скульпторы. Они предоставляли для отливки свои собственные модели.

Уникальной продукцией завода является скульптура, мебель и предметы интерьера, изготовленные из чугуна. Все изделия завода отличает высокое качество исполнения, художественная ценность и историческая значимость. Традиции и мастерство каслинских литейщиков, передаваемые из поколения в поколение сохранились до сих пор. В изготовлении чугунных изделий используются уникальные приемы художественного литья, ручной чеканки и покраски.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Изделия из чугунного литья придают неповторимый и гармоничный облик как городским улицам, так и ландшафту загородных коттеджей. В любом архитектурном ансамбле литые ограды и ворота, фонари, скамейки, камины и мебель превращаются в наиболее яркий и эффектный элемент дизайна.

(видео и слайды «Тульский самовар»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Глухая тоска без причины

И дум неотвязных угар.

Давай-ка наколем лучины,

Раздуем себе самовар.

Словосочетания русский самовар и тульский самовар неразрывно связаны друг с другом. Уже непонятно, что более на слуху. Но факт остается фактом - первый массовый выпуск самоваров начался в Туле, благодаря чему мы можем выделить среди всего самоварного производства именно тульский самовар.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Первые самовары, произведенные в Туле, появились в конце восемнадцатого века. Первые мастера были братья Лисицыны, которые получили небольшое производство от отца, занимавшегося производством различных изделий из меди. Самовары Лисицыных отличаются разнообразием - крученые, толстые, яйцевидные, с краниками-дельфинами. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие. Только в Туле выпускали около 150 фасонов различных самоваров: «шары», «бочонки», «вазы» и «рюмки», «банки».

1-Й ВЕДУЩИЙ: В конце девятнадцатого века на смену ручному труду приходит машинный, но в производстве самоваров ценился именно ручной труд, так как выполнить с помощью машин все характерные самоварные черты было невозможно. Рост объемов производства способствовал тому, что цена на самовар стала снижаться, что сделало его популярным среди не самого обеспеченного народа.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Сопели и пыхтели в домах наших бабушек эти самовары. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Самовар - символ уюта, домашнего тепла, семейного очага.

(Звучит песня «Печки - лавочки»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: А продолжит нашу экскурсию народных промыслов изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы миниатюрной лаковой живописи.

Палехская, городецкая, хохломская роспись - лаковая миниатюра отражает жизнь народа, русские былины, природу. В своих работах мастера создают красоту своего края.

(видео и слайды «Палех»)

2-Й ВЕДУЩИЙ: Недалеко от Иваново, родины русского ситца, расположен город, который славится по всему миру своими лаковыми миниатюрами и иконописью. Это Палех, история основания которого строится на нескольких преданиях. Считается, что название «Палех» произошло от пожара, который случился в дремучем лесу от удара молнии. Тогда огонь спалил много деревьев. Люди, которые сюда пришли, спасаясь от набегов татар, назвали это место Палехом (паленый).

1-Й ВЕДУЩИЙ: Большинство этих поселенцев оказались иконописными мастерами. Некоторые из них были монахами. Благодаря этим умельцам, палехская иконопись приобрела свой неповторимый стиль, развивалась, совершенствовалась и передавалась по поколениям. Во времена своего расцвета, в XIX веке у местных художников было много заказов. Мастера иконописи расписывали стены Московских соборов. Палехские иконы отправлялись в православные храмы России и за ее пределы.

2-Й ВЕДУЩИЙ: События 1917 года многое изменили и в жизни жителей Палеха. История гласит, что во времена богоборчества мастерам-иконописцам пришлось нелегко. Ведь свое искусство они создавали веками. Но оно не кануло в лету, а чудесным образом воплотилось в новом промысле палехских художников - лаковой миниатюре. Одним из основателей Палехского искусства, а также известным художником считается Голиков И.И.

На черном фоне разных коробочек из папье-маше, сохраняя традиции древней иконописи, создавались сказочные, исторические сюжеты и даже портреты. Все эти изделия стали невероятно популярны в нашей стране. А участие в зарубежных выставках обеспечило им множество наград успех во всем мире.

(видео и слайды «Городецкая роспись»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись - сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит.

Городецкая роспись этот художественный промысел сложился к середине 19 века в старинном волжском городе Городце. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни, ворота резьбой, росписью и инкрустацией сложился очень давно. Позднее стали расписывать сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Особенности городецкой росписи - чистые яркие краски, четкий контур, белые штрихи, придающие условный объем и живописность. Городецкие мастера изображали не только растительный орнамент (цветы, листья, траву, древо жизни), но и сказочных персонажей, жанровые сценки: чаепития, катания на лодках и каруселях…

(видео и слайды «Хохлома»)

1-Й ВЕДУЩИЙ : Хохломские краски , алых ягод россыпь,

Рощи, перелески, солнечные всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

У красы точеной сарафан парчовый,

По волнам узора яхонты горят.

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный, праздничный наряд?!

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома!

2-Й ВЕДУЩИЙ: Зародилось это искусство в XVII веке в Нижегородской губернии. Название «хохломская роспись» происходит от села Хохлома. Этот народный промысел сохраняется и в наши дни. Сначала мастера изготавливают из липы, березы домашнюю утварь (посуду, прялки, шкатулки и др.), мебель. Затем художники выполняют по деревянным изделиям декоративную роспись, которая отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

1-Й ВЕДУЩИЙ : Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.Хохломские изделия всегда считались хорошим подарком. В больших количествах раньше изготавливали ложки, так как ложка у каждого была своя. Ложки еще использовались и как музыкальный инструмент.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Хохлома, как и любой другой вид искусства, словно старинная песня, а каждое новое поколение поет ее по-своему. В этих чашках, ковшах, ложках заключен поэтический образ России.

(показ коллекции театра мод «Хохлома»)

(видео и слайды «Вологодское кружево»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России это вышивка и кружево.

Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Вид русского кружева, плетенного на коклюшках (деревянных палочках); распространен в Вологодской области.

Промысел существует с 1-й четв. 19 века. Откуда пришёл на нашу землю этот дивный промысел - загадка. Разные исследователи дают различные, зачастую противоречивые, ответы на этот вопрос. Голландия, Германия и даже далёкая Испания могут претендовать на звание прародителей Вологодского кружева.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника).

Основные каноны вологодского кружева это симметрия узоров, строгое чередование поворотов, бесконечная непрерывная линия.

Вологодское кружево - особенное явление в народном искусстве Русского Севера, которое известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.

(видео и слайды «Павлопосадские платки»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Павловский Посад - старинный русский город, расположенный недалеко от Москвы. А знаменит этот город тем, что здесь делают удивительной красоты платки. Их так и называют павловские платки. Производство платков и шалей возникло в России в 19 веке, мода пришла из Франции. Основателями платочной мануфактуры Павловского Посада в начале 60-х годов были Лабзин и Грязнов.

Изначально на павлопосадских платках красовались турецкие огурцы и др. растительные мотивы восточного происхождения. К концу 19 века широкое распространение получили цветочные орнаменты. Компоновка узоров овалами, звездами, "медальонами", фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Примечательно, что русские художники позаимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос, и ромашка, и античные вазы, и букетики цветов, и птицы, и древние символы, и многие другие образы…

2-Й ВЕДУЩИЙ: Однако, главным лейтмотивом павлопосадских платков все равно остается жизнь российского народа: на ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом — радостные и веселые эпизоды из жизни людей.

И ведь даже не странно, что спустя столько лет этот платок живет и продолжает радовать нас своим прекрасным настроением, яркостью красок.

Смотря на этот русский павлопосадский платок, мы еще раз убеждаемся в том, что настоящие, качественные вещи всегда способны найти ценителей в любое время года и в любом месте.

(видео и слайды «Бисероплетение»)

1- ВЕДУЩИЙ: Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества.

Первые украшения из бисера появились более 4000 лет назад. Родиной стал Древний Египет, который был центром изобретения стекла. Существует даже древняя легенда о зарождении стекла. По этой легенде, моряки, которые везли соду, обложили ею костер, а наутро нашли в углях гладкий, твердый и прозрачный камень. Так и появилось стекло, а потом из стекла первый бисер. Кстати, само слово «бисер» произошло от арабского слова «бусра». И означает это не что иное, как бусинка с отверстием.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Первым в России изготавливать бисер научился М.В. Ломоносов. После долгих опытов со стеклом он получил разрешение на постройку Усть-Рудицкой фабрики. На фабрике находилась лаборатория с 9-ю печами. Таким образом на Руси началась история бисера. У нас стали изготавливать граненые камни и броши, стеклярус и бисер, заглушенные цветные стекла для мозаики.

Новый всплеск популярности бисера относиться к нашему времени. Современные дизайнеры создают настоящие шедевры из бисера, расшивая им одежду, создавая целые картинные полотна и незатейливые украшения для нежных девичьих рук.

1-Й ВЕДУЩИЙ: Мы живем на Дальнем Востоке, который славится своими мастерами. Умельцы шьют одежду, обувь, головные уборы, украшая их орнаментом, бисером, вышивкой. Изготавливают изделия из меха, шкур, создают сувениры. У нас в техникуме тоже есть свои мастера - умельцы, на занятиях кружков можно найти себе дело по душе: квиллинг, простыми словами говоря - зто техника бумагокручения, декупаш - салфеточное искусство, канзаши - поделки из атласных ленточек, бисероплетение, мягкая игрушка, вязание спицами и крючком.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Веками складывались и отшлифовывались формы прикладного искусства. Народы России славятся своими мастерами талантливыми и трудолюбивыми. Богат и разнообразен мир профессий, главное в жизни заниматься любимым делом.

Россия была, есть и будет, а следовательно, жив русский народ и его прекрасные творения.

(Звучит песня «Россию сохрани»)

(показ коллекции театра мод «Русь»)

1-Й ВЕУЩИЙ : Дорогие друзья! Сегодня мы прощаемся с вами! Досвиданья! До новых встреч!

Разработка внеклассного мероприятия по декоративно-прикладному искусству

в 5 классе
« Семёновская матрёшка»

Цель:

    Создать условия для восприятия учащимися блока новой учебной информации.

    Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов.

Задачи:

    Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.

    Развивать у детей способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов; развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности, фантазию и наблюдательность.

    Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус, прививать любовь и уважение к промыслам народного творчества.

Наглядный материал:

    “ Семёновская матрешка”.

    Иллюстрации с изображениями матрешке

    Матрёшки

Учитель: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии декоративно-прикладного творчества. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям. А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрёшка).

Алый шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может 3, а может 6. Кукла первая толста, а внутри она пуста, Разнимается она на две половинки. В ней живет еще одна кукла в серединке. Разрумянилась немножко. Наша русская (матрешка).

И сегодня мы с вами обратимся к уникальной деревянной кукле-матрешке. Узнаем о ее происхождении, особенностях изготовления

(Слайд № 1).

Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Ее создателями были токарь Василий Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник Сергей Малютин.

токарь Василий Звездочкин

художник Сергей Малютин

Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских” Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

Давайте познакомимся с матрешками разных районов России.

Выступления учащихся:

1. Матрёшки из Сергиева Посада
Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской “Детское воспитание”, а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской . Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Большая базарная площадь, расположенная напротив монастыря, почти всегда была заполнена пёстрой шумной толпой: купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель “Кустарь-художник” - куда вошли почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек, существующую и по сей день. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.

2. Матрёшка семёновская

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов Нижегородской области. Семёновские матрёшки легко узнаются по довольно большим не закрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. По сравнению с Сергиево-Посадской она казалась стройнее и наряднее, на ее переднике впервые расцвели букеты алых роз с ярко-зелеными листочками. Немного позже таких же ярких матрешек научились вытачивать Полоховском Майдане под Нижним Новгородом и в соседнем с ним Крутце. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

3. Матрёшки из Полховского Майдана

А я, подружка из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Учитель:



Время не стоит на месте. В настоящее время фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип матрёшки, держащей в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.

Интересно, а как же рождается матрешка? Сегодня мы с вами познакомимся с техногией изготовления семёновской матрёшки.

Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем

крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше...


Этапы росписи матрешки.


Технологический процесс изготовления матрешки довольно сложен. Он длится более 20 дней.

Выточенную на токарном станке куклу нужно загрунтовать. Для этого каждую фигурку вручную натирают раствором крахмала три-четыре раза и сушат поочередно при комнатной температуре. После этого расписывают анилиновыми красками или гуашью. Процесс росписи матрешки поделен на три операции. Одни художницы наносят контур – вырисовывают на деревянной заготовке лицо, фартук, руки, платочек, другие закрашивают платок и фартук одним цветом - кроют, а третьи художницы украшают фартук и платок цветами. Когда краски высохнут, фигурки покрывают лаком и сушат при комнатной температуре 20-30 градусов С.


Шлифовка заготовки


Обводка контура узора

Прорисовывание фона


Прорисовывание деталей


Окончательная обводка


Лакировка

- Сегодня вы, ребята, познакомились с происхождением матрёшки.А сейчас я предлагаю вам мастер – класс. Вам предстоит выполнить эскиз матрешки. Ваша матрешка может быть семеновской, а может быть и авторской. Помните, что в процессе работы вы должны придерживаться той техники росписи, которая соответствует выбранной вами матрешке. Итак, переходим к творческой работе нашей практической части.

Последовательность выполнения работы (на партах):

1.Нарисовать лицо вам поможет круг.

2. Нарисуй платок

3. Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.

4. Осторожно нанеси карандашом на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком).

5. Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки.

6. Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.

7. Раскрась матрешку. Декоративные цветы, украшающие матрешку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрешки.

Дети выполняют эскизы матрешки, используя иллюстрации, карточки с элементами росписей.

Подведение итогов
- Итак, ребята, вы сегодня познакомились с разными матрешками, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке. (Ответы и рассказы детей)

На доске вы видите иллюстрации с разными матрешками (приложение). Попробуйте определить к какому центру по изготовлению матрешек они относятся (прикрепить карточку с названием или подписать под каждым изображением).

Итогом работы является обсуждение эскизов своих матрешек. Каждый ребенок может дать имя своей будущей матрешке и рассказать, какие элементы он использовал в своей работе.

На этом наше мероприятие подошло к концу, я благодарю всех за работу и желаю вам быть:

М удрыми А ккуратными Т ворческими Р аботоспособными Е стественными Ш аловливыми К ультурными А ктивными в жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Исаев А.А. Промыслы Московской губернии Т.2-М., 1876.

    Народные художественные промыслы. общ. ред.

    О матрёшке. Культура. Искусство. СМИ. .

    Русская матрешка. М.: Мозаика 2003

    Русская матрешка. Редактор Н.А.Федорова «ИНТЕРБУК»1992.

    Русская народная роспись по дереву. М.,1970

Приложение

Учебная экскурсия на фабрику хохломская роспись в цех изготовления семёновской матрёшки

Фото 1-5 . В художественном цехе.

Фото 6: В токарном цехе

Фото8: В экспериментальной лаборатории.

Фото 10: Мастер класс.

Цель: создание условий для возникновения и развития интереса детей к творческой деятельности.

Задачи:

  • формирование и развитие творческого потенциала детей;
  • развитие коммуникативных качеств;
  • создание условий для осознания детьми принадлежности к творческому коллективу, сообществу;
  • создание праздничного настроения.

Адресность: для детей 7-9 лет, занимающихся в студиях декоративно-прикладного и изобразительного искусства первый год.

Техническое оснащение: звуковое оборудование, цветик-семицветик (на мольберте), палитра, кисточка, краски, костюмы Художника, Кисточки, Фиолетовой Краски, кроссворд (может быть изображен на листе ватмана формата А0 или проецироваться на экран – в этом случае необходимы проекционный экран, проектор, компьютер).

Действующие лица:

  • Художник
  • Кисточка
  • Фиолетовая Краска

Условия и особенности реализации:

Большое значение имеет художественное оформление праздника (пригласительные билеты, оформление зала, афиша), музыкальное сопровождение, оригинальный реквизит для творческих конкурсов, мастерство ведущих, их речь, умение общаться с аудиторией.
Праздник проводится в большом, празднично украшенном зале. Стулья стоят полукругом. В центре зала происходит всё действие. Зал украшен разноцветными воздушными шарами. На стендах – творческие работы ребят.
Во время праздника ребята получают от Художника творческие задания и успешно выполняют их.

ХОД ПРАЗДНИКА

(Выходит ведущий праздника – Художник)

Художник: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Позвольте представиться – художник, Модест Аполлонович Третьяков, действительный член Академии Изящных Искусств.
Ребята, в этом году вы начали заниматься в студиях отдела декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества. Сегодня я пригласил вас на праздник, который называется «Здравствуй, творчество!». А что такое творчество?

(Ребята отвечают)

Творчество – это процесс создания чего-то нового и прекрасного. Надеюсь, что сегодня вы сумеете выполнить творческие задания и показать, что вы умеете творить!
Но где же моя помощница, Кисточка? Она, наверное, рисует и поэтому опаздывает.

(Появляется Кисточка)

Кисточка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Модест Аполлонович!

Художник: Кисточка, но почему же ты задержалась?

Кисточка: Дорогой Художник, я не могла найти палитру и Вашу волшебную кисточку. Они куда-то исчезли. Ребята, вы не знаете, куда?

(Ребята отвечают)

Художник: Загадочное явление. Волшебная кисточка сегодня мне просто необходима. Без волшебной кисточки я не смогу помочь ребятам творить прекрасное. Что же делать?

Кисточка: Продолжать наш праздник. Я очень люблю праздники, а еще я очень люблю рисовать!

Художник: Кисточка, а что ты любишь рисовать?

Кисточка: Солнце, природу, цветы, животных, людей…

Художник: Кисточка, мы должны вспомнить с ребятами, как называются изображения природы, предметов, человека.
Ребята, сейчас я прочитаю вам замечательное стихотворение поэта Александра Кушнера «Что я узнал». Но последнее слово каждой части стихотворения предстоит сказать вам:

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картинка
Называется … (пейзаж )

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это … (натюрморт )

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина называется … (портрет )

Художник: Ребята, вы все назвали правильно! Кисточка, какая твоя любимая краска?

Кисточка: Оранжевая. Чтобы ее получить, нужно смешать красную и желтую краски.

(Появляется Фиолетовая Краска с палитрой и кисточкой в руках)

Фиолетовая Краска: Художник, Кисточка! Мне тоже так хотелось смешать краски, чтобы получить фиолетовый цвет! Для этого я и взяла палитру и кисточку. Но у меня ничего не получилось.

(Плачет)

Кисточка: Фиолетовая Краска, не расстраивайся. Посмотри, сколько ребят в зале! Они тебе помогут.

Фиолетовая Краска: Ребята, поможете мне?

(Ребята отвечают)

Художник: Чтобы знать, какие краски нужно смешать для получения различных цветов, необходимо учиться, а еще иметь друзей, которые всегда придут на помощь. Фиолетовая Краска, у тебя есть друг?

Фиолетовая Краска: Да! Кисточка!

Художник: Кисточка, давай спросим у ребят, какие краски нужно смешать, чтобы получить фиолетовую краску?

(Ребята отвечают)

Да, правильно. Нужно смешать красную и синюю краски. Ты поняла, Фиолетовая Краска?

Фиолетовая Краска: Давайте смешаем на палитре красную и синюю краски и посмотрим, что получится.

(Смешивает краски)

Ура, получилось! Мой любимый фиолетовый цвет!

Художник: Замечательно! Фиолетовая Краска, оставайся с нами на празднике – узнаешь много интересного! Давайте от каждого творческого коллектива пригласим по два участника. Пускай они тоже попробуют смешать краски и получить голубой, розовый, темно-синий, серый, бежевый, светло-зеленый цвета.

(Ребята смешивают краски и показывают, что у них получилось)

– Молодцы, ребята! Вы выполнили задание!

Фиолетовая Краска: Ребята, а вы знаете, что ни в одной песне не упоминается фиолетовый цвет?

Кисточка: Ни в одной?

Фиолетовая Краска: Ни в одной! Есть «Оранжевая песня», песня о зеленом кузнечике и про зеленый свет, о голубом вагоне, песня о розовом слоне, про белое яблоко луны и красное яблоко заката, про белый снег, а про фиолетовый цвет нет.

Художник: Я знаю, как тебе помочь. Давайте объявим песенный конкурс среди учащихся, педагогов и родителей Дома детского творчества. Участвовать могут все желающие! Непременное условие – в песне должен упоминаться фиолетовый цвет. Возможно, эту песню сочинит творческая группа. Конкурс начинается!

Фиолетовая Краска: Вы согласны, ребята? Ведь это здорово!

Художник: Кисточка, напиши сегодня же объявление о конкурсе. А наш праздник продолжается! Дорогие друзья, вам нужно отгадать слова в кроссворде. Вот эти слова:

  1. Выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо области (6 букв) (Талант)
  2. Без чего не выловишь и рыбку из пруда (4 буквы) (Труд)
  3. Основной инструмент художника (8 букв) (Карандаш)
  4. Цветные карандаши без оправы, а также рисунки, выполненные ими. Отличаются мягкой приглушённостью тонов, бархатистой поверхностью (7 букв) (Пастель)
  5. Основной инструмент художника (5 букв) (Кисть)

Ребята отгадывают кроссворд:

Самое трудное – нужно отгадать слово в центре кроссворда. Четыре буквы этого слова вам известны. Кисточка, помоги ребятам.

(Ребята отгадывают ключевое слово кроссворда – творчество)

Молодцы! Кроссворд вы отгадали правильно!

Художник: А сейчас следующее творческое задание. Вспомните, пожалуйста, замечательную сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Вспомнили? Вот волшебный цветок из этой сказки.

(Фиолетовая Краска выдвигает мольберт с цветиком-семицветиком)

Цвет каждого лепестка – один из цветов радуги. Сейчас вам предстоит написать на каждом лепестке те качества, которые помогут вам творить. Вызываю по три участника от каждого творческого коллектива.

(Ребята выходят в центр зала к приготовленным мольбертам)

Ну что ж, друзья, за работу! Желаем вам удачи! Кисточка, помоги ребятам!

(Ребята выполняют задание)

Творческим людям необходимы следующие качества: талант, терпение, воображение, художественный вкус, любовь к природе, знание народных традиций, мастерство.
Да, именно эти качества необходимы, чтобы стать настоящим творцом, мастером своего дела. И с этим заданием вы справились! Молодцы!

Кисточка: На нашем празднике творческие работы студии моделирования одежды «Модница» представят учащиеся студии. Коллекция называется «Экзотика». Экзотика и загадочность ярких красок тропической природы отражены в этих удивительных вещах, сшитых руками юных мастериц.

(Демонстрация моделей одежды)

Художник: Хочу представить творческие коллективы:Мастерская мягкой игрушки «Пчёлки». Девиз этого коллектива: «С игрушкой – по жизни!»
Девиз изостудии «Вдохновение»: «И мастерство, и вдохновенье, талант, терпенье и любовь!»
Студия керамики «Путь» выбрала девиз «Не боги горшки обжигают».
Любимое время ребят, которые занимаются в изостудии «Апрель», конечно же, весна.
Студия изобразительного искусства «Арт-студия». Девиз «Рисовать – мое призвание».
Студия флордизайна «Фантази». Девиз студии: «От умения – к мастерству, от цветка «Фантази» до полёта фантазии».
Студия моделирования одежды «Модница».
Творческая мастерская «Рост». Девиз «Мы растем, и вместе с нами растет наше мастерство».
Дизайн-студия.
Творческая мастерская «Академия волшебников».
Лаборатория техники «Юниор».
Поприветствуем их, друзья!

Художник: А сейчас я хочу представить педагогов отдела декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества.

(Представление педагогов)

Кисточка: Сейчас вашему вниманию предлагается коллекция студии «Модница» «Платочная фантазия». Платок – очень древний вид одежды. Немножко фантазии – и он превратится в вечерний туалет или пляжный костюм. Приветствуйте! Студия «Модница»!
В руках у наших юных манекенщиц цветы, выполненные в студии «Фантази». Эту композицию назвали «Вечно цветущий сад».

(Демонстрация моделей одежды и цветочных композиций)

Художник: Учащиеся отдела декоративно-прикладного искусства участвуют в международных, всероссийских, городских и районных выставках, где неоднократно становились победителями, лауреатами и дипломантами. За прошедший год учащиеся отдела участвовали в 27 выставках и конкурсах на выставочных площадках в ЛЕНЭКСПО, Манеже, в Выставочном центре Союза художников, в Этнографическом музее, в театре Юного зрителя, в Спортивно-концертном комплексе. Вот названия некоторых выставок: «Рождество в Петербурге», «Комната моей мечты», «Мозаика талантов», «Школа+».
Мне известно, что ваш Дом творчества существует уже 23 года. А в студиях есть ребята, которые занимаются творчеством 6, 7 и даже 8 лет.
И сегодня на нашем празднике мы хотим вручить свидетельства об окончании полного курса обучения выпускникам студии флордизайна «Фантази», изостудии «Вдохновение» и студии керамики «Путь». Давайте все вместе поздравим выпускников!

(Вручение свидетельств, грамот и подарков)

Кисточка: Следующая коллекция студии «Модница» называется «Времена года». Одно время года сменяет другое. Золотую осень – снежная зима, нежную весну – зелёное лето.

(Показ моделей одежды)

Художник: Вы прошли испытания и достойны творить в отделе декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества. Ребята, выходите в центр зала.

(Ребята выходят в центр зала)

Повторяйте за мной слова, которые будут для вас путеводными в творчестве.

(Ребята повторяют за Художником торжественное обещание)

Мы, учащиеся студий отдела декоративно-прикладного искусства, обещаем:

На занятиях – не лениться!
Стараться прилежно трудиться!
К вершинам творчества стремиться!
Результатов высоких добиться!
В выставках участие принимать!
Призовые места занимать!
Радость людям дарить!
Педагогов своих никогда не подводить!

А сейчас я взмахну своей волшебной кисточкой и скажу слово «Посвящаю!». И вы начнете творить и создавать замечательные творческие работы!

(Художник говорит «Посвящаю!» и взмахивает кисточкой)

Подарок от творческого коллектива бальных танцев! Прекрасный вальс!

(Вальс)

После нашего праздника приглашаю всех гостей на выставку летних творческих работ учащихся студий отдела в выставочный зал Дома детского творчества.
Дорогие друзья, желаю вам дерзать, творить и все вершины покорить! Успехов вам в творчестве! До новых встреч!

Кисточка и Фиолетовая Краска: До свидания, ребята!

Сценарий праздника для детей «Город мастеров».

Целью данного мероприятия является посвящение учащихся объединения художественного отдела в мир декоративно-прикладного искусства путем сюжетно-ролевой игры.

Действующие лица: ведущая –педагог-организатор
учащиеся объединения
Кабинет украшен различными работами декоративно-прикладного характера
Ведущая: Добрый день, девочки и мальчики! Сегодня мы совершим путешествие по одному очень интересному городу – городу мастеров. А для начала скажите, как вы думаете, для чего человеку нужны руки?
(Дети дают варианты ответов) – для того чтобы трудится.
Ваши папы и мамы трудятся, и вы тоже, когда вырастите, обязательно кем-то станете. А вы кем хотите стать?
(Дети по желанию говорят).
Мастера бывают разные – каждый человек, если любит свое дело становится мастером.

На Руси уж так ведется,
Что талантливый народ,
Сам себе и швец и жнец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.

Сегодня мы познакомимся с вами с гончаром, ткачом, стеклодувом, кузнецом, с мастером резьбы по дереву и другими
А вы знаете, что это за мастера?

Из ниток стали люди ткать
И научились шить.
Плести, вязать и вышивать
Им помогала нить.

Нитки придумали очень давно и делать их совсем не просто. Сначала надо заготовить волокна. Как мы уже знаем, волокна можно получить 2 способами – из пуха и шерсти домашних животных – овец, кроликов, коз, и пуха растений – льна, хлопка. Из волокон получается пряжа. Из пушистой и мягкой пряжи скручивают и вытягивают нити, которые потом наматывают на катушки, бобины, делают клубки. А уж потом вяжут, ткут и шьют одежду.

Конкурс. Пока мы с вами разговаривали, приходил маленький котенок и разбросал клубочки. Давайте разделимся на две команды – ткачи и портные. Каждой команде нужно будет набрать как можно больше клубочков и положить в свою корзину, для того чтобы победить. Просьба не толкаться, не отнимать.
(Звучит музыка. Подсчитать результаты конкурса – какая команда больше собрала, та и победила или победила дружба).

Молодцы, ребята. Победителям вручаем главные призы, а другой команде, которой чуть-чуть не хватило до победы – поощрительные.
Ну что продолжим наше путешествие в город мастеров. Скажите. А вы знаете кто такой стеклодув? Чем он занимается?
(Дети дают ответы)
- Стеклодув выдувает из стекла различные предметы, например елочные игрушки. Для того чтобы получилась игрушка, нужно сначала взять песок, раскалить его в печи сильно-сильно, чтобы он расплавился, достать из печи получившуюся массу, воткнуть в нее трубочку и подуть. Мастерство заключается в том, чтобы силой своего дыхания сделать предмет нужной формы, так как стекло очень быстро остывает и высыхает, то есть исправить уже будет нельзя. После этого игрушку раскрашивают, и она красивая и нарядная попадает к вам на новогоднюю елку.
Игра: Давайте побудем ненадолго стеклодувами – представьте, что в чаше расплавленное стекло, возьмите по трубочке, окуните в чашку и выдуйте как стеклодув шарик, постарайтесь, чтобы он получился как можно больше. Какие вы молодцы, я вижу, что все вы старались и у каждого, хоть один раз, получился большой шарик. На память об этих мастерах вам в подарок ластики, чтобы вы могли всегда исправлять свои ошибки.
- Наше путешествие в город мастеров подходит к концу и напоследок давайте познакомимся еще с одним матером, для этого мне понадобится помощник.
(Выносится столик с двумя стаканами, ребенку одевается плащ фокусника).
Фокус: На столике в стаканах налиты чай и молоко – если смешать чай с молоком как вы думаете, что получится? Чай с молоком – давайте смешаем и посмотрим, (Фокусник смешивает приготовленные жидкости) Вот видите получились чернила. Умение показывать фокусы – это тоже своего рода мастерство.(Поблагодарить ребенка и посадить на место).

На самом деле мастеров очень много – это и кузнецы, и пекари и мастера резьбы по дереву, росписи по ткани и многие другие. О всех мастерах своего дела невозможно рассказать, но вы можете увидеть их на страницах книг, посмотреть телепередачу, а лучше самим найти свое дело и стать его мастером.

А сейчас вы можете подойти и рассмотреть поближе сам Город Мастеров. До новых встреч.