Лауреаты патриаршей премии по литературе. Митрополит Климент: о чтении, полезном для души. Выступления и интервью

22 мая в Москве, в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, состоялось вручение ежегодной Патриаршей литературной премии. На этом замечательном событии побывала делегация из Ярославской митрополии, в составе которой были и рыбинские журналисты.

Патриаршая литературная премия носит имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И этот факт имеет глубокий смысл: именно труды солунских братьев дали значительный импульс интеллектуальному, духовному, культурному развитию славянских народов и способствовали их приобщению к богатейшему наследию Византии и Рима.

В ДЕНЬ ТОРЖЕСТВА РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

За три года, минувших с момента учреждения Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, она стала значительным событием в общественной жизни страны. Именно так – не только церковной жизни, или только литературной, но в целом – общественной. Потому что, во-первых, она обращает внимание общества на состояние современной литературы, что очень важно для такой «литературоцентричной» страны, какой всегда была Россия. Во-вторых, эта премия объединяет не только под сводами зала церковных соборов, но и в целом — в этом направлении общественного внимания – людей, живущих в церкви и церковью, вместе со всеми остальными, — читающими, пишущими, болеющими за судьбы страны и мира. В-третьих, выдвигая на первый план тех или иных авторов, Патриаршая литературная премия позволяет и читателю осознать главные темы сегодняшнего дня, отраженные в современной литературе.

При избрании лауреатов этой премии учитывают не только литературные достижения авторов, но и их общественную позицию, творческий вклад в дело укрепления нравственного начала в человеке, утверждения христианских идеалов и ценностей. Лауреатами премии прошлых лет были Владимир Крупин, Олеся Николаева, Виктор Николаев. Среди номинантов Патриаршей премии — Юрий Ганичев, Борис Екимов, Алексей Солоницын, протоиерей Артемий Владимиров, Александр Яковлев, протоиерей Владимир Чугунов и другие авторы.

На соискание Патриаршей литературной премии 2013 года были выдвинуты 22 кандидата. В конце марта состоялось заседание Совета экспертов, сформировавшее короткий список номинантов премии. И вот 22 мая 2013 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

ЗАЛ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ

Патриаршая литературная премия. ЗАЛ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ

Само устройство Зала церковных соборов удивительно. В нём, кроме небольшой сцены – подиума, те же партер и амфитеатры, что есть и в каждом общественно-культурном комплексе такого рода. Но в зале нет дверей, как нет и стен! Его пространство как бы открыто настежь, зал соборов связан несколькими стеклянными галереями с холлами и коридорами, откуда зритель или участник также может наблюдать за событием. Как ни странно, никакой строгой дисциплины для зрителя не существует. Перемещения по залу вполне приемлемы. Тем более что среди присутствующих множество детей, которым, как известно, не всегда удается усидеть на месте. Но при этом они почему-то не мешают всем остальным наблюдать за происходящим. Звуки как бы поглощает окружающая среда. Зато всё, что совершается на сцене, зритель видит и слышит во всей полноте происходящего.

И вот Патриарший хор приветствует собравшихся пасхальным «Христос воскресе из мертвых…» сначала на греческом, а затем на церковнославянском, и от чистоты этого стройного звука замирает сердце. С тем же праздничным возгласом обращается к собравшимся и Святейший Патриарх Кирилл, открывающий церемонию вручения Патриаршей литературной премии…

«ГЕНИЙ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К НЕБУ»

Номинантов премии Святейший Патриарх назвал «настоящими подвижниками духа, вопреки запросам моды стремящимися сохранять верность Богу, верность своему народу, верность тем традициям, в которых они были воспитаны как граждане и как писатели ». Он отметил также, что эти люди чаще всего не гонятся ни за какими рейтингами или баснословными гонорарами. «Но именно на таких писателях – подвижниках, на таком «малом стаде», выражаясь языком Священного Писания, в современном литературном движении держится и сегодня веками создававшаяся отечественная культура слова, — сказал он. — Семена, когда-то брошенные на славянскую почву святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, дали обильные всходы в самых различных областях народной жизни. Одним из таких всходов и стала классическая русская литература, глубоко укоренённая в кирилло-мефодиевской традиции. Национальная литература – это отражение того исторического пути, который прошел создавший ее народ. Всем нам хорошо известно, что на протяжении столетий культурный путь русского народа определялся православной верой. Классическая русская литература неизменно основывалась на идеалах и ценностях, данных человеку в божественном откровении. А.С. Пушкин говорил о том, что «гений должен стремиться к Небу». Именно эта устремленность к Небу, напряженные размышления о Боге, о Его творении, о человеке, о поисках Бога, и взаимоотношениях человека с Богом, непрестанные поиски истины стали чертами, определившими своеобразие русской литературы, и поставили ее в ряд важнейших явлений мировой культуры ».

Сегодняшним итогом русской истории конца ХХ столетия Святейший Патриарх Кирилл назвал оторванность русского народа от той ценностной парадигмы, которая веками определяла его национальную идентичность. Литература перестала быть источником нравственных идей, одним из важных средств познания человеком самого себя и окружающего мира. Процитировав Вяч. Иванова, утверждавшего, что литература отвечает на требования времени постепенной переоценкой ценностей, Святейший Патриарх отметил, что современная литература ответила сегодняшнему миру утратой ценностей, как этических, так и эстетических. И существующая сегодня постмодернистская культура есть культура относительности, культура анти-ценностей. «Эта культура не принимает сакрального измерения человеческой жизни , — сказал он. — В этой культуре и литературе границы добра и зла размываются настолько, что от нее веет духом апокалипсиса. Постмодернистская культура неспособна вывести современного человека из того глубокого нравственного и духовного кризиса, в котором он оказался. Почему? Потому что культура, построенная на отрицании опыта предшествующих поколений, на отрицании традиций, разрушении вечных нравственных истин, на постулировании относительности моральных норм априори деструктивна, и ввергает людей в страшный духовный хаос. Потому она не жизнеспособна. Жизнеспособно лишь то, что несет в себе добро, что оплодотворяет личность и общество. Доказательством тому – богатое культурное наследие, оставленное нам великими славянскими первоучителями ».

Рассуждая далее о том, как можно соединить духовный опыт прошлого с категориями восприятия современного человека, Святейший Патриарх Кирилл сказал, что ему кажется наиболее удачным ответ на этот вопрос священника Георгия Флоровского, считавшего необходимым включение патристических ценностей в современную культуру. «Творчески усвоив опыт святых подвижников, устремиться в будущее, — такая модель, я убежден, приложима к современной литературе и ко всей культуре в целом», — сказал Святейший Патриарх, и, отмечая усилия современных российских писателей, отстаивающих нравственные ценности, заключил: «Мы надеемся, что наши совместные труды послужат воспитанию читателей».

«ДАРОВАНИЕ ЕСТЬ ПОРУЧЕНИЕ»

Церемония вручения премии построена, прямо скажем, гениально и просто. Зритель едва успевает перевести дух. Как только члены жюри приступают к голосованию, а счетная комиссия, состоящая из трех человек – протоиерея Николая Агафонова, редактора «Литературки» Юрия Полякова, президента Российской Государственной библиотеки Виктора Федорова — к подсчету голосов, на экранах в зале появляются подробные видеоролики о номинантах. Все вместе они – как дальнейшая программа действий для вдумчивого читателя. Однако вначале назовем победителей. Лауреатами Патриаршей литературной премии 2013 года стали: доктор филологических наук, преподаватель МГУ и Литинститута, автор ряда книг из серии «Жизнь замечательных людей» Алексей Варламов , поэт и писатель, автор двадцати книг, редактор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Наш современник» Станислав Куняев , а также писатель и общественный деятель, историк, автор ряда книг серии «ЖЗЛ», в том числе биографии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, редактор журнала «Тобольск и вся Сибирь» Юрий Лощиц.

Кроме них, в коротком списке премии присутствовали и получили дипломы номинантов доктор исторических наук, писатель–фантаст Дмитрий Володихин, поэт и литературный критик, преподаватель Литинститута и редактор широко известного альманаха «Поэзия» Геннадий Красников, профессор кафедры филологии Сегедского университета (Венгрия), автор семи книг о взаимосвязи русской иконы и российской словесности Валерий Лепахин, журналист и писатель, автор популярных книг Наталья Сухинина , протоиерей Александр Торик , автор неоднократно переизданных книг «Флавиан», «Димон» и других, пользующихся высоким читательским доверием.

Среди номинантов премии была писатель и журналист из Сербии, председатель Фонда имени великой княгини Ольги Александровны Ольга Куликовская – Романова , за которую «болела» наша ярославская делегация. Ольга Николаевна не раз бывала в ярославском крае. Все свои усилия она много лет направляла на установление правды о царской династии Романовых и прославление святых царственных страстотерпцев, а также объединение Заграничной и Русской Православной церкви. Приведем здесь слова из ее краткого выступления. «В моих книгах нет вымысла, — сказала Ольга Николаевна. — Они прожиты и написаны как перед Богом, — для русского читателя. «Пусть глас народный будет гласом Божиим», как сказал поэт. Я верю, что настанет пора, когда русская словесность вернется к высокому глаголу, и, как колокол, призовет народ к единству во время беды. И тогда обязательно наступит день русского торжества».

Приведем в заключение и слова другого номинанта, Геннадия Красникова, как бы подытожившего размышления о судьбе писателя в России. «В русской литературе судьба художника зависит от его миссии, — сказал он. — Когда-то Евгений Баратынский заметил: «Дарование есть поручение, и не исполнить его — грех». Получается, что как ты распорядишься своим дарованием, так и сложится твоя судьба»…

…Когда завершилась церемония вручения премии, немногие прохожие на Волхонке в тот момент стали свидетелями удивительного зрелища – после прошедшего ливня кафедральный Храм Христа Спасителя оказался вписанным в самый центр большой радуги.

Анна Романова, редактор журнала

«Рыбная слобода»

Наша справка:

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была учреждена решением Священного Синода от 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и в практике других Поместных Православных Церквей.

Премия призвана содействовать развитию взаимодействия Русской Православной Церкви и литературного сообщества, прежде всего тех писателей, кто своим творчеством утверждает основы христианской веры. Правом выдвижения кандидатов на соискание премии обладают Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, синодальные учреждения Русской Православной Церкви, а также редакции литературных журналов.

Определением Священного Синода от 26 июля 2010 года (журнал № 78) был утвержден состав Палаты попечителей премии.

Ответственность за все мероприятия, связанные с отбором номинантов Премии, а также подготовка заседаний Палаты попечителей, Совета экспертов и организация торжественной церемонии избрания и награждения лауреата Патриаршей литературной премии возложены на Издательский Совет Русской Православной Церкви.

Анна Романова

Лауреатами премии стали Борис Тарасов, Борис Екимов и иерей Николай Блохин

Текст: Татьяна Владыкина/РГ
Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

18 мая в храме Христа Спасителя наградили лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Победителями стали Борис Тарасов, Борис Екимов и иерей Николай Блохин.

Надеюсь, что премия позволит выявить новых авторов, отметить писателей, продолжающих в своем творчестве лучшие традиции русской словесности, — сказал Патриарх, подводя итоги конкурса. Перед награждением Святейший раскритиковал некоторых .

Сегодня иногда литература становится просто средством добывать деньги, и на свет появляются тексты, которые никак нельзя назвать литературой, а иногда это просто чистейшая халтура: литературная, стилистическая, смысловая, — сказал Предстоятель РПЦ. Он признался, что за такие тексты ему становится стыдно.

В этом чувстве его поддерживает большинство предыдущих лауреатов, встречи с которыми прошли накануне церемонии. Один из них, писатель Алексей Варламов, рассказал «РГ» о том, за что дается премия и в чем ее особенность.

Премия дается не за отдельное произведение, а за совокупный вклад писателя в , — говорит писатель. — На мой взгляд, эта премия важна своим стремлением воссоединить форму и содержание, воссоединить смысл и стиль. Своим ценностным подходом к литературе, к утверждению человеческого достоинства, к утверждению добра, милосердия, в общем, всего того, на чем мы держимся, благодаря чему мы существуем, что всегда отстаивала русская литература. В то же время, нужно, чтобы это было сказано не декларативно, не многословно, хорошим русским языком, со вкусом, с той степенью интонационной проникновенности, когда писательская профессия и ремесло не противоречат благим намерениям, чтобы эти благие намерения были подкреплены литературным мастерством. Ситуация замечательна тем, что сегодня церковными издательствами издается очень много книг. У церкви существует то, что, к сожалению, утрачено в светской системе бытования книги — достаточно хорошо налаженная система книгораспространения. В церковных лавках наряду с литературой религиозного содержания, со священным писанием, молитвословами, литературой по истории церкви, продается и , классическая и современная. И, конечно, эта литература определенного рода, сорта. Я думаю, что попадание в короткий список Патриаршей литературной премии, может служить допуском к воцерковленному читателю.

СПРАВКА «РГ»
Патриаршая литературная премия была учреждена Священным синодом в 2009 году. Впервые она вручалась в 2011 году, первым лауреатом стал писатель Владимир Крупин. В разные годы победителями были Олеся Николаева, Виктор Николаев, Алексей Варламов, Юрий Лощиц, Станислав Куняев, отец Николай Агафонов. В прошлом году лауреатами стали Юрий Бондарев, Александр Сегень и Юрий Кублановский.

Главная новость

Выступления и интервью

Надеюсь, что наши совместные труды послужат воспитанию читателей, читателей, которые были бы чужды эстетической непритязательности и потребительского отношения к литературе. Уверен, что именно такое творчество, о котором я только что сказал, поможет пробудить в обществе интерес к книгам, которые духовно возвышают человека, свидетельствуют о необходимости руководствоваться в жизни богозаповеданными идеалами любви и добра.

Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент дал интервью «Российской газете».
Церковь имеет два способа передачи людям христианских истин. Первый - это Евангелие и труды святых отцов, а второй - жития святых и художественная литература, несущая идеи добра и любви...

Новости

Лауреаты и номинанты

9 9 9 9 9 9 9 9 9

Положение о Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

1. Общие положения.

1.1. «Патриаршая литературная Премия Имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учреждена для поощрения писателей, внёсших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу.

1.2. Премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учреждена Священным Синодом по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. (Журнал №115 заседания Священного Синода от 25 декабря 2009 года.)

1.3. Премия присуждается ежегодно.Объявление о начале очередного премиального сезона осуществляется через средства массовой информации.

1.4. Премия вручается в номинации «За значительный вклад в развитие русской литературы».

1.5. Ежегодно вручается одна премия.

1.6. Делопроизводство и организация, касающиеся Патриаршей литературной Премии, возлагаются на аппарат Издательского Совета.

1.7. Положение о Премии и все вносимые в него изменения утверждаются Патриархом Московским и всея Руси.

1.8. Органом, несущим ответственность за присуждение Премии, является Палата попечителей Премии.

2. Палата попечителей.

2.1. Палата попечителей Премии формируется Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. В неё входят представители Русской Православной Церкви и литературного сообщества, общественные деятели, деятели науки и культуры.

2.2. Палата попечителей:

Принимает решение о предоставлении Премии;

Формирует Совет экспертов и определяет порядок его работы;

Устанавливает размер материальной составляющей Премии;

Утверждает эскиз (макет) памятного наградного знака и форму диплома Премии.

2.3. Палату попечителей в качестве Председателя возглавляет Патриарх Московский и всея Руси.

2.4. Секретарём Палаты попечителей является Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви.

2.5. Секретарь Палаты попечителей отвечает за организацию работы Палаты и делопроизводство.

3. Совет экспертов.

3.1. Совет экспертов формируется Палатой попечителей.

3.2. Совет экспертов возглавляет председатель, назначенный Патриархом Московским и всея Руси.

3.3. Секретарь Совета экспертов избирается на первом заседании Совета.

3.4. Секретарь Совета экспертов ведёт протоколы заседаний и отвечает за делопроизводство Совета.

3.5. Совет экспертов:

Осуществляет отбор кандидатур и предлагает их на рассмотрение Палате попечителей в качестве номинантов.

4. Порядок выдвижения кандидатов на соискание Премии.

4.1. Правом выдвижения кандидатов на соискание Премии обладают главы Поместных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, Синодальные учреждения Русской Православной Церкви, редакции литературных журналов стран СНГ и Балтии.

4.2. Кандидат может быть выдвинут на соискание Премии повторно.

4.3. При выдвижении кандидатов на соискание Премии предоставляются следующие материалы:

4.3.1. Письмо о выдвижении в свободной форме на бланке организации;

4.3.2. Анкета, форма и образец заполнения которой будут представлены на сайте Издательского Совета. В анкете должны содержаться следующие сведения:

─ сведения об организации, осуществляющей выдвижение кандидата на соискание Премии, необходимые контактные телефоны и адреса,

─ биография кандидата с указанием фамилии, имени, отчества, перечня наиболее значительных произведений,

Мотивация выдвижения кандидата на соискание Премии.

4.3.3. Литературное произведение (произведения), которые предлагаются для принятия решения о награждении их авторов.

4.3.4. Письменное согласие кандидата на его выдвижение в кандидаты на соискание Премии.

4.4. Все кандидатуры, выдвинутые на соискание Премии, регистрируются Издательским Советом. К рассмотрению Советом экспертов принимаются кандидатуры, полный пакет материалов по которым был отправлен по почте или доставлен в адрес Издательского Совета не позднее даты окончания приема материалов.

4.5. Кандидат, выдвинутый на соискание Премии, имеет право снять свою кандидатуру с рассмотрения, направив в Издательский Совет личное заявление на имя Секретаря Палаты попечителей Премии.

5. Определение лауреатов и процедура их награждения.

5.1. Лауреаты Премии определяются простым большинством в результате голосования членов Палаты попечителей. Голосование может быть открытым или закрытым. Вопрос о способе голосования принимает Палата попечителей Премии по представлению Председателя.

5.2. Решение Палаты попечителей оглашается на церемонии награждения в присутствии представителей средств массовой информации и публикуется на сайте.

5.3. Лауреатам Премии вручаются наградные комплекты, состоящие из памятного наградного знака, диплома и свидетельства о денежной части Премии.

5.4. Торжественная церемония вручения Премии приурочивается ко Дням славянской письменности и культуры.

6. Сроки премиального процесса.

6.1. Прием кандидатов на соискание Премии начинается в день объявления лауреатов Премии.

6.2. Информация о сроках приёма публикуется на сайте Издательского Совета Русской Православной Церкви.

7. Налоги и сборы.

7.1. Палата попечителей Премии предоставляет информацию о лауреатах Премии в Федеральную налоговую службу России в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Лауреаты несут обязательства по выплате из суммы Премии всех налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

События

28 марта 2017 года в Красном зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

О книгах лауреатов Патриаршей литературной премии рассказывает статья митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в «Литературной газете».

6 марта 2017 года в Издательском совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Продолжается прием документов на соискание звания лауреата седьмого премиального сезона Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

27 июня 2016 года в Издательском совете под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента прошел круглый стол на тему: «Перспективы развития Патриаршей литературной премии».

25 мая 2016 года в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы» прошел круглый стол, посвященный Патриаршей литературной премии.

20 мая 2016 года в Саратовском государственном техническом университете имени Ю.А. Гагарина прошла встреча со студентами поэта, публициста, эссеиста, литературного критика, искусствоведа, автора 19 книг стихов и многочисленных публикаций в журналах «Новый мир», «Знамя», «Континент», «Октябрь», «Дружба народов» - Юрия Кублановского.

20 мая 2016 года в рамках культурно-деловой программы книжной выставки-форума «Радость Слова» в Саратовском социально-экономическом институте РЭУ имени Г.В. Плеханова прошла встреча с поэтом, прозаиком, публицистом, лауреатом Патриаршей литературной премии Олесей Николаевой.

18 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании представления номинантов Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

18 мая 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил шестую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В сентябре Издательский Совет Русской Православной Церкви открывает седьмой сезон Патриаршей литературной премии. Заявки от соискателей на эту награду будут приниматься до февраля 2017 года. О том, как в современной литературе отражается духовное состояние человека, о связи разных эпох размышляет митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. Его статья посвящена творчеству лауреатов Патриаршей литературной премии этого года - иерею Николаю Блохину, прозаику Борису Екимову, литературоведу Борису Тарасову.

В истории выделяют разные периоды. Один называют золотым, другой, к примеру, серебряным или бронзовым. Светская культура России знает две особые эпохи своего расцвета, именуемых золотым и серебряным веком. Очевидно, оба периода связаны со стремлением общества осмыслить окружающую реальность и ее трагический опыт (будь то война с Наполеоном или русские революции начала ХХ века), обращаясь к духовному потенциалу русского народа, к тем важнейшим ценностям, которые некогда были положены в основу и до сих пор определяют своеобразие цивилизационного развития России. Это нашло отражение и в развитии философской мысли, и в различных видах искусства, особенно в отечественной литературе.

В переживаемое ныне постсоветское время также остро ощущается необходимость самоидентификации, что, в частности, отражается в поисках национальной идеи, объединяющего начала для современного российского общества. Русская Православная Церковь, веками сохраняющая важнейшие ценности русской цивилизации, поддерживает ту современную русскую литературу, которая помогает найти ответы на эти злободневные вопросы . В этой связи попробуем поразмышлять, чем отличается современный период истории русской литературы, рассматривая творчество последних номинантов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Новыми ее лауреатами в этом году стали писатели прозаики Борис Николаевич Тарасов, Борис Петрович Екимов и иерей Николай Блохин . Это люди разной судьбы, но в их творчестве ощутимо присутствует общая составляющая. При разнообразии тематики и жанров произведений все три автора транслируют современному читателю извечные нормы христианской этики, как деятельной, практической части того мировоззрения, которое воспринял наш народ со времен Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. И еще одним объединяющим началом является то обстоятельство, что все они пережили советскую эпоху, когда прямое и откровенное изложение религиозных взглядов и даже доброе слово в адрес Церкви преследовалось атеистическим государством.

Иерей Николай Блохин в советские годы, тогда еще не будучи священником, был арестован и провел в тюрьмах и лагерях несколько лет за нелегальное издание и распространение православной литературы. Именно тогда, в тюрьме, он написал свою первую повесть «Бабушкины стекла». Он даже шутит — тюрьма сделала из него писателя. Сегодня он — автор многих книг, хорошо известных православным читателям: «Глубь-трясина», «Отдайте братика», «Избранница», «Павел», «Рубеж», «Святочная повесть», «Владимирская».

Восприятие любых скорбей как источника перерождения человека, как побуждающего начала к его внутреннему изменению проходит через все творчество автора. Данный лейтмотив внутренне выстрадан, понят священником Николаем Блохиным на личном жизненном опыте. Неслучайно именно об этом он сказал и в своем ответном слове на церемонии награждения лауреатов Патриаршей литературной премии.

Тема христианской веры, обретение ее, Крещения как величайшего таинства и основного события в жизни человека, выбора между верой и ее отрицанием, между уступкой греху и борьбой с ним занимает центральное место в творчестве священника Николая Блохина. Именно она — тот основной стержень, вокруг которого расположены другие темы, идеи, персонажи. Именно ей в повествовании подчинено все. Например, в повестях «Бабушкины стекла», «Избранница» автор изображает, насколько глубоко изменились люди, в том числе самые юные, совсем дети, когда уверовали и приняли Крещение, насколько иначе они стали смотреть на мир, на себя самих, на окружающих. У читателя создается впечатление, что взрослые персонажи делятся в первую очередь по признаку веры или безверия, что именно это является определяющей их чертой. Вот почему приход к вере кардинально изменяет и взрослых героев.

Мне приходилось слышать, что героям Блохина не хватает психологизма, отчего они несколько схематичны и даже недостоверны. Но, на мой взгляд, большинство из них не лишены главного — внутреннего изменения, как результата духовного выбора. Отсутствие в повествовании тонкостей душевных переживаний можно объяснить тем, что писатель, создавая своих героев, стремился сосредоточить внимание читателя на главном — показать ответственность самого человека за его собственный выбор.

Этот выбор всегда альтернативен: или принятие Спасителя, желание следовать за Христом, читать Евангелие, жития святых, пытаться следовать их примеру, или же безверие, а то и готовность общаться с темными силами… По замыслу автора, именно этот выбор, как средоточие духовной жизни каждого человека в любом возрасте стоит в центре повествования. Он — основное, о чем автор хочет рассказать читателю, а все остальное вторично, менее важно. Вот почему здесь и возможны и некоторый «схематизм», и отсутствие «психологизма» в отдельных образах.

В книгах священника Николая Блохина есть элемент фантастики. Она переплетена с реальностью, и в живой ткани его произведений их невозможно разделить.

Нередко лишь дети с их непосредственностью лучше всех остальных улавливают суть происходящего и могут ее выразить. На мой взгляд, самый яркий тому пример — Алеша из рассказа «Отдайте братика». Ребенок, не понимая того, что намереваются сделать взрослые, вообще не зная, что задуманное взрослыми (прерывание беременности) возможно, интуитивно чувствует беду. Испытывая страх, что его будущему братику что-то угрожает, он обращается к взрослым (родителям и врачам больницы) с самой важной для него просьбой: «Отдайте братика!» И эти слова ребенка «будят» пожилого врача, который думал, что за годы работы в такой больнице привык ко всему. Потом он признается, что «с войны так не бегал», когда нашел и догонял Алешу, чтобы сообщить, что его братик жив, что его не убили…

Тема страданий за веру и готовности к этим страданиям, решимости перенести их с Божией помощью, но не отступить, занимает значительное место в творчестве иерея Николая Блохина. Здесь можно вспомнить учительницу Юлию, Зою и Севу-Севастьяна из повести «Избранница».

Из произведений священника Николая Блохина наиболее сильной в художественном отношении, на мой взгляд, является повесть «Глубь-трясина», рассказывающая о событиях времен Гражданской войны. Реальность в ней переплетается с элементами фантастики, каждый персонаж имеет свою историю, и читателю не сразу и не всегда бывает понятно, почему вдруг именно этот герой видит загадочный монастырь, место спасения для многих, когда другие люди его не видят. Одна из важнейших мыслей в этой повести — это надежда на возможность покаяния, которая остается у человека даже тогда, когда очевидно, что он совершил страшные злодеяния, и по земным меркам это невозможно простить. В связи с этим в первую очередь вспоминается командир красноармейцев Взвоев, который тоже вдруг увидел тот монастырь и даже оказался в нем.

Писатель доносит до читателя мысль о важности сохранения православия каждым живущим поколением, несмотря на присущие его времени препятствия. Это очень важно не только для нас, ныне живущих, но и для наших потомков. Духовное преемство — это сущность истории нашего народа в целом и составляющих его отдельных семей, которые, как эстафету передают православную веру и добродетельную жизнь от одного поколения другому.

Ставший в этом году лауреатом Патриаршей премии писатель Борис Петрович Екимов — один из лучших прозаиков не только современности, но и, как мне представляется, всей русской литературы. Его произведения написаны на высочайшем художественном уровне. Это образцовая (если можно так выразиться) проза, созданная в лучших традициях отечественной литературы. Я помню, как много лет назад впервые прочел рассказы Бориса Петровича, и они произвели на меня совершенно особое, незабываемое впечатление.

Каждый период истории страны по-своему отражается в ее светской культуре. Различные произведения искусства: живопись, музыкальные и литературные сочинения и тому подобное, — являются ценнейшими и подробными свидетельствами той эпохи, в которую они создаются. В значительной степени именно по ним потомки могут судить о периоде в целом, о развитии культуры и общества, о том, что волновало живших тогда людей. Когда-нибудь и о нашем времени потомки будут судить по культурному наследию нашей эпохи, в том числе и по литературным произведениям современных нам авторов. Думаю, что среди самых лучших, достойных прозаических произведений в истории останутся книги Бориса Петровича Екимова.

Большинство его произведений по тематике можно отнести к деревенской прозе . Но все они повествуют не только о жителях деревни, они обо всех людях. Любовь к малой родине, красота родной природы, привычка и тяга к сельскому труду, к своей земле, радости, горести, заботы, отношения между родными людьми и односельчанами — все это есть в работах Б.П. Екимова. У одного из его сборников («Возвращение») есть подзаголовок «Рассказы о живой жизни». Это самое точное определение сути всей прозы писателя.

В его произведениях множество тем, они переплетаются друг с другом в сложное художественное целое, их нельзя разделить на слагаемые, отделить друг от друга. На вопрос о чем, к примеру, одна из самых лучших во всей русской литературе повесть «Пастушья звезда», невозможно дать односложный ответ. Лучше посоветовать прочесть.

Повести и рассказы Бориса Екимова пронизаны христианским духом, в том числе и те, в которых нет прямого упоминания христианских реалий. Снова вспомню «Пастушью звезду» и ее главного героя Тимофея, для которого нравственный принцип «не укради» настолько естественен, что ему даже в голову не приходит, что можно присвоить чужих овец. Он сначала и подумать не может, что именно это задумал хозяин, который нанял его в пастухи. Сам Тимофей чужого не берет.

«Мне чужого и на дух не надо, — отстранил он деньги. — Сколько пас, слава Богу, не польстился. А как же... Люди где-то плачут, а мы кукарекать будем от счастья, — говорил он, слабо, но все же надеясь убедить. — На чужих слезах не расцветешь».

Таким же живым, непридуманным, цельным предстает перед читателем и весь образ деревенского простеца, в котором сфокусировано величие русского духа. Тимофей по-настоящему ответственно относится к своему делу, помнит советы старого пастуха, у которого когда-то учился сам. Он живет в полную силу только на своей малой родине, вблизи родного хутора, где его окружает близкая его сердцу, такая привычная и вместе с тем самая красивая природа.

Но при всей своей простоте Тимофей имеет мудрость. Он не обижается на хозяйского сына подростка, который сначала ведет себя несколько высокомерно. Со временем Тимофей становится для этого мальчика по-настоящему близким человеком. Ненавязчиво он убеждает подростка, что портить растущий хлеб нельзя. Нельзя пускать на поле стадо, ведь даже если начальство готово закрыть на это глаза, человек не должен поступать против совести:

«Ты уж не гоняй в хлеба. Хлеб травить — это великий грех».

Рассказ «Хозяйка» ярко иллюстрирует, как уступка одному греху тянет за собой целую цепь последующих. Главная героиня Ольга овдовела и хочет обрести свое счастье с Михаилом — другом детства, у которого давно есть жена и дети. Мечтая о разрушении чужой семьи и о совместной жизни с чужим мужем, Ольга все дальше идет по пути неправды, ожесточая свое сердце. Мать умершего мужа она выставляет из дома, в котором та прожила всю жизнь, несмотря на то, что свекровь всегда помогала ей растить дочерей, брала на себя самую тяжелую работу. Ольга вынуждает ее переехать в другое село к дочери, где ей не слишком рады, а потом отказывается принимать обратно. Когда старая женщина просит со слезами дать ей провести последние земные годы в этом доме, Ольга подчеркивает, что теперь они чужие люди. Всю несправедливость, бездушность упорного стремления Ольги остаться единственной хозяйкой в доме обличают ее отношения с собственной дочерью Розой, которая настаивает, чтобы бабушка Акулина («баба Куля») жила с ними. Ведь для нее «бабанечка» — самый родной и любимый человек.

Рассказ «Говори, мама, говори…» о полном взаимопонимании и настоящей любви между давно взрослой дочерью и матерью. Обе на расстоянии способны почувствовать, что особенно важно близкому человеку, и дать ему именно это. Обе знают, помнят и бережно относятся к тому, что любит и ценит родной человек.

Пусть в этих произведениях прямо не говорится о христианстве, такая была эпоха, но везде в них прописаны нравственные ценности.

В число лауреатов Патриаршей премии 2016 года вошел и Борис Николаевич Тарасов — писатель, философ, литературовед, доктор филологических наук, профессор Литературного института имени М. Горького, многие годы возглавлявший его в должности ректора, заслуженный деятель наук Российской Федерации.

В серии «Жизнь замечательных людей» у Бориса Николаевича Тарасова вышли две книги. Это художественные биографии христианских мыслителей Паскаля и Чаадаева. Полагаю, что большинство читателей ценят эту, наверное, старейшую книжную серию, которая появилась еще в 1890 году. Именно с этого времени издательство Ф.Ф. Павленкова стало выпускать биографические и художественно-биографические книги под общим заголовком. Позднее, в 30-е годы XX века, серия была возобновлена Максимом Горьким.

Обе книги Бориса Тарасова востребованы читателями и неоднократно переиздавались. Обоих мыслителей широкая читательская аудитория, на мой взгляд, знает несколько «однобоко»: одного как ученого, другого — как современника Пушкина, адресата его строк, человека, которого за его сочинения правительство объявило сумасшедшим. Другие стороны их деятельности остаются как будто в тени. Между тем, сам Чаадаев считал себя христианским мыслителем. В книгах Б.Н. Тарасова Б. Паскаль и П.Я. Чаадаев раскрываются как разносторонние, глубокие личности. Борисом Николаевичем проделан огромный труд. Он изучил и проанализировал множество источников, в результате его книги получились весьма информативными и увлекательными.

Кроме названных биографических произведений Борис Тарасов издал целый ряд познавательных книг («В мире человека», «Куда движется история», «Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте», «Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе», «Тайна человека» и тайна истории (непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский, неопознанный Тютчев)», «Достоевский и современный мир» и др. Он также подготовил двухтомник «Николай Первый и его время» и однотомник «Рыцарь самодержавия»), названия которых свидетельствуют о неизменном интересе автора к истории отечественной литературы, ее связях с религиозной философией.

Хочу особо остановиться на книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история (Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции)». В ней автор последовательно проводит актуальную мысль: когда на место христианских ценностей пытаются ставить какие-то другие, даже самые на первый взгляд хорошие, гуманные, человечные, — ничего по-настоящему доброго и светлого в результате не выходит. Все попытки заменить христианские ценности, христианские нормы, христианские взгляды какими-либо другими, направленными будто бы на благо отдельных людей и всего человечества, которые предпринимались в истории не один раз и предпринимаются в наше время, не приводят ни к чему хорошему. Если в основе не заложена христианская иерархия ценностей, если эти ценности искажаются, то все, сделанное на таком фундаменте, чаще всего оборачивается злом для человека и окружающего мира, хотя, как казалось, пытавшиеся созидать на такой опоре, преследовали благие цели.

В книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история» речь идет об известных отечественных писателях, философах и политических деятелях XIX века (императорах Александре I и Николае I, западниках, славянофилах, почвенниках, Ф.И. Тютчеве, А.С. Пушкине, П.Я. Чаадаеве, К.Н. Леонтьеве, Л.Н. Толстом) и об их современниках. Исследуя их наследие в самых различных аспектах: культурном, литературном, философском, социальном, — автор анализирует стоявшие перед ними проблемы и пути их решения в сложном контексте российской и мировой истории.

На первый взгляд может показаться, что XIX столетие достаточно хорошо изучено и в значительной мере известно большинству людей. Отечественную и мировую историю этого века, а также классиков русской литературы в нашей стране изучают за школьной партой. Этот период истории широко представлен в исследовательской, научно-популярной и художественной литературе. Но следует заметить, что представления о нем в нашем обществе, как правило, поверхностные, недостаточные и, что немаловажно, содержат значительное количество штампов.

Особая ценность трудов Б.Н. Тарасова состоит в том, что он последовательно, на строго научной основе разрушает многие шаблоны. Один из самых ярких примеров — отношение к императору Николаю I, оценка его личности и периода его правления. Из школьного курса истории большинство учащихся усваивают, что это была эпоха реакции, застоя во всех областях жизни, а сам император воспринимается ими как душитель всякой свободы, «обидчик» лучших поэтов, писателей и вообще мыслящих людей — как «Николай Палкин». Оппонируя этому клише, Борис Николаевич Тарасов убедительно показывает, что фигура императора не была столь однозначно мрачной, а годы его правления нельзя охарактеризовать лишь как время сплошной тьмы во всех жизненных сферах. Исследователь приводит множество примеров из жизни и деятельности императора, которые убеждают читателя, что Николай I, имел немало положительных качеств, важных и необходимых для управления государством, а его дела на благо страны многочисленны и незаслуженно забыты.

Считаю очень ценным, что Б.Н. Тарасов не впадает при этом в другую крайность, сохраняя критичность оценки исторических личностей. Бывает, авторы, которые пишут о ком-то незаслуженно забытом или получившим в истории незаслуженный «темный ореол», слишком увлекаются апологетикой и создают в своих трудах нереально положительный, в какой-то мере «неживой» образ. В исследованиях Б.Н. Тарасова сохраняется историческая правда, герои остаются реальными людьми, обладающими как достоинствами, так и недостатками . Автор не идеализирует поступки героев своих книг, не представляет их в «выгодном» свете, не подбирает оправдания любым их поступкам. Он признает верными далеко не все мысли и действия тех, о ком пишет.

Благодаря трудам Б.Н. Тарасова перед читателем предстает гораздо более реальный, разносторонний XIX век со всеми его противоречиями, со многими интересными и важными людьми, которые жили в то время. Автор не просто перечисляет факты и пишет об императорах, литераторах, философах, он дает возможность читателю осмыслить историко-культурные закономерности и значение христианских ценностей, норм, традиций в истории.

В заключение необходимо отметить, что лауреаты Патриаршей литературной премии нынешнего года по-своему отражают многообразие современной литературы, коренящейся в православном мировоззрении. Годы атеистической цензуры в отечественной культуре не ослабили творческий потенциал писателей, которые транслируют православные нравственные принципы и убеждения. И сегодня нужно больше таких писателей. Мне не ведомо, как будет назван современный нам период русской литературы. Но отличительной его чертой, на мой взгляд, является интерес многих талантливых авторов к духовным законам бытия и проявление их в реалиях современности.

Количество заявок от претендентов на Патриаршую литературную премию имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стало самым большим за всю историю награды, сообщил на пресс-конференции глава Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, передает РИА Новости. В этом году Патриаршая литературная премия будет вручаться в шестой раз. Среди номинантов - люди, известные в литературном сообществе.

Из 56 поданных заявок в вошли восемь номинантов. Это иерей Николай Блохин, Громов Александр Витальевич, Екимов Борис Петрович, Карпов Алексей Юрьевич, монахиня Евфимия (Пащенко), Сергеев Валерий Николаевич, Тарасов Борис Николаевич, протоиерей Андрей Ткачев. Как отметил Алексей Варламов, лауреат Патриаршей литературной премии 2013 года, «премия дается не за отдельное произведение, а за совокупный вклад писателя в русскую литературу», сообщается на сайте Московского Патриархата.

Еще один номинант на соискание премии - писательница Ксения Кривошеина - отозвала свою заявку без объяснения причин.

Определят лауреатов этого года члены Палаты попечителей на торжественной церемонии в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя 18 мая. Писатель Александр Сегень, лауреат Патриаршей литературной премии 2015 года, рассказал о номинантах этого года: «Иерей Николай Блохин - духовный подвижник, в советские годы пострадавший за веру. Александр Громов пришел к вере, когда проходил службу в Афганистане, и рассказывает об этом в своих книгах. Борис Екимов - представляет созвездие писателей-деревенщиков. Алексей Карпов известен как автор книг о князе Владимире, Ярославе Мудром, Александре Невском и многих других героях серии «ЖЗЛ». Монахиня Евфимия пишет очень светлые произведения, в том числе и для детей. Валерий Сергеев еще в советские годы написал книгу об Андрее Рублеве, изданной в серии «ЖЗЛ». Борис Тарасов - знаком читателям как автор биографий Паскаля и Чаадаева. А протоиерей Андрей Ткачев - известный проповедник и писатель».

Ежегодная российская Патриаршая литературная премия, учрежденная решением Священного Синода Русской Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла 25 декабря 2009 года, вручается с 2011 года. Учреждена для поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Премия не имеет аналогов не только в истории Русской Церкви, но и в практике других Поместных Православных Церквей.

Число лауреатов, согласно положению о премии, не может превышать трех человек. При этом одним из нововведений этого года стало то, что каждый из членов Палаты попечителей может отдать не один, как раньше, а три голоса.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев. В третьем премиальном сезоне (2013 год) награды удостоились Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали: о. Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев. В пятом премиальном сезоне (2015 год) лауреатами стали: Юрий Бондарев, Александр Сегень и Юрий Кублановский.