Как правильно штриховать лицо. Штриховка карандашом для начинающих

Умение рисовать - отличный навык, который может пригодиться во многих ситуациях, и даже стать основной профессией. Чтобы им овладеть, нужно освоить немало техник. В рисунке главными критериями являются построение и штриховка. Однако если первому обучиться не так сложно, то академический штрих вырабатывается годами. Чтобы упростить задачу, мы расскажем про секреты и виды нанесения тонов.

Типы карандашей

Прежде чем приступить к нанесению тонов на бумагу, необходимо научиться определять тип карандаша, которым вы пользуетесь. Это имеет огромное значение, так как от твердости вашего материала зависит тональность всей работы.

Первоначально рекомендуется использовать самый твердый грифель, который есть в вашем арсенале. Такой рисунок получится менее грязным и более проработанным. Если же вы уже имеете опыт в графике, то можете смело экспериментировать с материалами.

Разные страны имеют собственную маркировку, вот самые популярные из них:

  • Россия. Для этой страны характерно 3 вида карандашей: Т - твердый; ТМ - твердо-мягкий; М - мягкий. Цифра, стоящая перед буквой, обозначает степень твердости или мягкости.
  • Европа. Более разнообразный спектр: B - мягкий; H - твердый; F - что-то среднее между H и HB; HB - твердо-мягкий. Также есть цифры перед буквами (от 9H до 9B).
  • США. Имеет такую шкалу: #1 - мягкий; #2 - твердо-мягкий; #3 - твердый; #4 - очень твердый.

Какой выбирать материал для рисунка - ваше дело. Однако есть ряд необходимых критериев, которые должны выполняться при подготовке и в период работы.

  1. Карандаш всегда должен быть остро заточен. Это важный момент для нанесения более аккуратных и тонких линий. Затачивать его следует не точилкой, а резаком, так как длина острия должна составлять 5-7 мм.
  2. Старайтесь следить за вашими инструментами. Грифель - очень хрупкая вещь. При любом неудачном падении он может сломаться изнутри. В таком случае смело выбрасывайте его.
  3. Вне зависимости от вида штриховки держите карандаш под углом 45 градусов.
  4. Желательно брать твердый инструмент для начала проработки рисунка. Осветлять темные места намного сложнее, чем затемнять светлые. В конце можно будет добавить более мягкий материал.

Виды работы

Стоит разобраться и с видами работы с карандашом. Их всего 2: тушевка и штриховка.

Тушевка - грифель растирается на бумаге. Такой вариант очень редко используется профессионалами, но активно практикуется любителями. В основном его применяют для пленэров или набросков в блокноте, когда нет времени на тщательную проработку, но нужно показать свет и тень.

Штриховка - способ нанесения света и тени с помощью отдельных штрихов. В отличие от предыдущего вида, могут использоваться различные материалы: перо, линер, маркер, ручка, фломастер и т. д. Чаще используется для полномасштабных работ. Для выработки разных видов штриховки карандашом требуется достаточное количество времени. Возможно, несколько лет.

У каждого художника свой индивидуальный стиль. Поэтому судить обо всех разновидностях не имеется смысла. Однако есть 2 основных раздела:

  1. Декоративная техника - применяется для графики тушью, линером и другими материалами. Здесь можно использовать различные узоры: зигзаги, волны, восьмерки, круги, и т. д. Элемент можно выбрать любой, зависит от вашей фантазии. Часто применяется для работы с декоративными постановками или в набросках.
  2. Академический штрих - именно то, чему художники учатся на протяжении всей своей жизни. Основной вид нанесения оттенков на бумагу. Может использоваться во всех работах, любым материалом (чаще всего карандаш). Он представляет собой прямые или слегка изогнутые линии.

Правила нанесения академического штриха

Как уже было замечено, у каждого человека свой стиль, но вне зависимости от вашей индивидуальности существует определенный свод правил, соблюдение которых необходимо для получения нужного эффекта:

  1. Штрихуйте предметы по форме. Это означает, что иногда стоит пренебречь прямотой линии, чтобы показать объем. Штрихи должны соответствовать контуру объекта. Например, если вы рисуете шар, то линии должны идти по кругу, а не горизонтально. Это касается абсолютно любых предметов.
  2. Начинайте от тени и плавно переходите к свету. Светлые участки всегда можно будет затемнить, а вот темные высветлить не так просто. Постепенно наносите цвет на всю поверхность, затем добавляйте пигмент на затемнённую часть. В конце можно воспользоваться мягким карандашом, если вам покажется, что тень недостаточно видна.
  3. Вы можете использовать перекрестную технику. В таком случае нужно делать наклон между линиями. Линии ложатся накрест, это один из видов штриховки в графике.
  4. Чистые линии (противоположно перекрестному способу) - следующий способ. Разная штриховка имеет разные требования, здесь, наоборот, линии должны быть параллельны. Не забывайте отрывать руку от бумаги.
  5. Не смешивайте разные виды (штрих с тушевкой).
  6. Передний и задний план. На заднем плане всегда будет светлее тон, чем на переднем. Это называется воздушной перспективой. Помните про это правило, оно является почти основополагающим в рисовании.
  7. Делайте короткие движения руки. Так вам будет проще в нанесении и отслеживании нужного тона.

Декоративный штрих

Если вы используете его в набросках, то не имеет значения, как и куда будете его наносить. Самый оптимальный способ использовать круги, наиболее простой и быстрый вариант добавления тональности. Чаще всего применяется карандаш.

При декоративной постановке можно дать волю фантазии. Здесь очень редко используется грифель, чаще тушь, ручка или линер. Вы можете выбрать любой удобный и подходящий материал. Что касается рисунка, круги - самый универсальный вариант, только, в отличие от наброска, здесь их нужно наносить более аккуратно. Для оригинальности можно использовать любой другой рисунок, но учитывайте, что он не должен выходить на первый план, в приоритете все же предмет, а уж потом его текстура. Не забывайте про воздушную перспективу и переход от света к тени.

Для того чтобы правильно наносить любой из стилей или видов штрихов карандашом, нужно не просто придерживаться основных правил, но постоянно совершенствоваться. Как это сделать? Вот пару советов, которые помогут приблизиться к идеалу в этом искусстве:

  1. Делайте уверенные движения. Между линиями должны оставаться небольшие просветы даже в темных частях. Таким образом, вы подчеркиваете отличие вашей техники от тушевки.
  2. Темные тона лучше делать перекрестным штрихом, с усилением нажатия на карандаш (здесь главное не перестараться) и добавлением больших слоев. Все это создаст впечатление чистоты и аккуратности, а эти критерии самые главные.
  3. Старайтесь держать руку вертикально и не прислонять к бумаге. Это может случайно размазать уже готовые элементы и создать эффект тушевки. А как мы помним из правил, разные виды нельзя совмещать.
  4. На переднем плане должны быть проработаны даже самые светлые места. Это не значит, что нужно их затемнять, но красивым, почти незаметным штрихом их нужно закрыть. Это создаст впечатление законченной работы.

Почерки великих художников

Здесь собраны разные виды штриховки великих мастеров. На этом примере можно убедиться, насколько уникален каждый человек. Через искусство нанесения тона на бумагу можно проследить характер и настроение автора.

Альбрехт Дюрер. «Меланхолия». Одна из самых загадочных картин, ходит много слухов о ее значении. Однако мы обратим внимание на штрих, насколько он отличается на разных предметах. Художник подобрал именно ту текстуру, которая свойственна отдельному материалу.

Ганс Гольбейн Младший. Из серии гравюр «Пляски смерти». Вот вам наглядный пример декоративной штриховки.

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Три распятия». Автор выбрал темную тональность для картины, но выдержал пропорции света и тени.

Рембрандт Харменс ван Рейн. "Автопортрет с широко раскрытыми глазами". Обратите внимание на интересный эскизный штрих, который только подчеркивает настроение всего рисунка.

В противопоставление предыдущему изображению. Еще один портрет, но уже с более мягкими переходами, передающими глубокий возраст и седину волос. Рембрандт Харменс ван Рейн. "Пожилой мужчина с волнистой бородой".

Заключение

Существует огромное разнообразие стилей и видов штриховки в рисунке. Для того чтобы их освоить, необходимо постоянно практиковаться. А некоторые справочные материалы могут вам в этом помочь. При большом желании искусство карандаша можно освоить и дома, нужно всего лишь немного стремления и терпения. Успехов вам в вашем творчестве!

Как научиться ложить штрих по форме предмета- будем усовершенствовать свое мастерство владения карандашом и учиться создавать рисунок геометрических фигур, создавая их объем. В нашем арсенале есть куб, шар, конус и цилиндр.

Наша работа будет разделяться на две части. Первая часть- мы рисуем по- представлению. Возможно у вас есть макеты этих фигур, если нет, то тогда можете заглянуть на страницу как сделать макет геометрических фигур и, собственно, сделать их, но начнем мы с вами с другого. Мы начнем с понимания, анализа формы сначала без макетов. Вы можете сначала их создать и иногда посматривать на них при рисовании, но главное сейчас- научиться анализировать, логически мыслить, вся ваша работа сейчас заключается в том, что- бы думая, без натуры, научиться передавать форму этих основных фигур. Изначально ведь работа проходит в голове, а не перед глазами. Верно?

Вторая часть- будем рисовать с натуры, но так- же, как и в первом случае, не цепляемся к натуре сильно, а в первую очередь думаем и анализируем сами, и теперь уже проверяем себя с тем, что нам показывает натура.

Итак, первая часть. Можно рисовать на формате А3. Берем ватман, карандаш и рисуем фигуру, также не плохо использовать знания перспективы при построении ее. А потом начинаете "ложить" штрих по форме, вылепливая объем фигуры при помощи своего ума и карандаша.

Мы уже знаем, что светотень распределяется по форме предмета, создавая тональные градации, или зоны. Пока возьмем три основные- свет, полутень и тень. Ограничиваемся только фигурами, не используя все пространство.


Давайте нарисуем куб. Избегаем ошибок. У меня на рисунке слева сильно передана перспектива , чересчур, так не делайте. Здесь достаточно совсем немного передать ее, слегка исказив форму. Посмотрите на рисунок справа. Видите разницу между передней стенкой и задней? Этого достаточно. Не такие у нас большие размеры используются, что- бы мы из малых форм превращали архитектуру.

Поговорим о светопередаче. Свет, тень и полутень показаны.

Но не забудьте о золотом правиле- свет удаляясь по форме предмета темнеет, тень- светлеет. Смотрите: свет, удаляясь в перспективу слегка теряет свою яркость, добавьте туда немного штриховочки. А теперь полутень и тень, та- же картина, но в обратном порядке. Тень удаляясь слабеет, слегка светлеет. Но все равно, общий тон тени никогда не будет светлее общего тона света, и полутень тоже не вырывается из своих тоновых границ. Все на своем месте.

Смотрим еще: как мы проводили обучение с первого нашего урока, см. основы рисунка , о том не забываем и сейчас. Ближние к нам углы и грани выделяем, делаем на них акценты. Ближняя грань и углы у меня акцентированы, чем и берут основное внимание на себя, все остальное плавно уходит в пространство. Но сильно здесь это пространство не нужно передавать, так как расстояния у нас, в принципе, маленькие.

Замечание: как определить общий тон- прищурьте немного глаза. Резкость убавится и вы сможете увидеть все в общем. И еще не надо смотреть на работу "влоб", почаще отдаляйте ее от себя, рассеивайте зрение, не цепляйтесь за детали.


И дальше остальные фигуры. Эти фигуры, в общем, у нас достаточно обтекаемы, заокруглены, так- что замечаем следующее:

Допустим, первым в ряду стоит шар. Акцентом на нем здесь является тень и наиболее сильна она будет в том месте, где шар приближен к нам более всего. По краям у меня акцентов нет, так как там форма ушла в пространство- учитывайте этот момент при рисовании обтекаемой формы.

Так- же дело обстоит и с цилиндром и конусом. Там, где форма начинает заворачиваться и уходит в пространство- акцент делать не стоит. Но где и нужно акцентировать форму, то там, где идет излом формы и там, где это будет ближе всего к нашим глазам.

Обратите внимание на конус- нижняя часть его к нам приближена больше, чем верхушка. Значит, нижняя часть его будет передана сильнее, а поднимаясь к верху слабее- смотрите на тень, внизу она сильнее, в то время как поднимаясь вверх она теряет свою активность. Не делайте ее одинаковой тональности по всей высоте. Величины эти здесь не огромны, но все равно существуют, иначе условное пространство правильно не передать.

Останавливаю ваше внимание на штриховке. Это что- ни- на- есть стопроцентный штрих, который ложится по форме. Несмотря на то, что он несколько однообразен и скучноват, но очень полезен в плане обучения. Он учит дисциплинированности, концентрации внимания, учит делать ровные линии и просто чистоте исполнения. Рекомендую выполнить эту работу с применением именно этого штриха, просто старайтесь "вылепливать" форму геометрической фигуры, прочувствуйте руками и глазами весь ее объем и как ее форма "живет" в пространстве. Написано странно, но стараюсь как можно сочнее передать вам всю прелесть этого упражнения. А о штрихах, которые должны ложиться по форме предмета и какие ими не являются мы с вами дальше еще поговорим.

И непереживайте, если что- то не будет получаться. Никто не застрахован от ошибок, а их может быть много и идеального на свете не существует ничего. Но у каждого из нас есть возможность попробовать еще раз, дабы сделать еще лучше.

Как нарисовать геометрические фигуры

Как нарисовать геометрические фигуры- теперь попробуем нарисовать геометрические фигуры с окружением. Окутаем их воздухом, нарисуем в пространстве. Берем основные:


Первым у нас пусть пойдет цилиндр. Ставим цилиндр на предметную плоскость- стол, освещение ставим так, что- бы тень от фигуры падала красиво на предметную плоскость, не была ни сильно растянутой, ни маленькой- была гармоничной и подчеркивала объем фигуры.


Натяните бумагу на планшет , чтобы создать чистый рисунок. Берите планшет размером 30-40, для такой работы вполне достаточно.

Теперь нам нужно закомпоновать наш цилиндр в плоскости листа, найдите его гармоничное место в пространстве листа, учитывая и тени, обязательно. Используйте для поиска пропорций глазомер, подкрепляйте его ощущениями линейной перспективы.

Обязательно передайте предметную плоскость. Фигура у нас не "плавает" в пространстве, она находится на предметной плоскости!

При построении фигуры обязательно показывайте и невидимые грани, показывайте как строите- линии построения. Это нужно более вам, чем зрителю. Расставляйте акценты там, где это нужно, показывайте пересечение плоскостей. Не забывайте о перспективе. Если вы заметили, то нижняя плоскость цилиндра нам видна больше, чем верхняя, оно и правильно, так как линия горизонта (по крайней мере у меня, у вас может быть по- другому), дает такой обзор.

Посмотрите как строится тень- ее можно правильно передать, используя линии построений. Образно: от источника света идут лучи, которые разделяются на два вида, одни- освещают фигуру, останавливаются на ней, потому за фигурой дальше света не будет. А лучи света, которые не попадают на фигуру идут дальше, освещая все на своем пути. И эту границу мы с вами можем показать. И еще: тень, удаляясь от фигуры, будет иметь тенденцию к некоторому увеличению, это напоминает обратную перспективу. Понимаете почему? Если направить лучи наоборот, то линии построения тени сойдутся в одной точке- точке, из которой идет свет.


Вот примерно так у вас должно получиться. Дальше в принципе натура нам уже и не нужна, так как все можно проанализировать самостоятельно. Включить аналитическое мышление и логически рассуждать. Но, все- же, давайте разбирать дальше:
По фигуре видно, что свет падает со стороны и сверху. Значит, верхняя плоскость цилиндра у нас будет освещена более всего, и свет так- же будет падать на предметную плоскость, так как она тоже как и плоскость цилиндра- горизонтальна. Вертикальные плоскости- стена и обрыв предметной плоскости, а так- же, сам объем цилиндра будут получать меньше освещения, так как падающего основного света они не получают.

Дальше: предметную плоскость мы черной не делаем- угол предметной плоскости получает в данном случае достаточно света, что- бы тень не была здесь самой активной. Но выделить ее- предметную плоскость все- таки нужно. Это достигается за счет выделения угла предметной плоскости.

Дальше: наша предметная плоскость получает основной свет, но нам нужно показать, что она горизонтально расположена. И мы знаем, что удаляясь свет гаснет, слабеет. Вот чем дальше от нас предметная плоскость будет уходить, тем слабее ее свет будет- ложим штрих таким образом.

Теперь надо разобраться с той частью цилиндра, что будет находиться в тени. Цилиндр у нас расположен вертикально к предметной плоскости, значит основной свет будет падать на горизонтальную его верхнюю плоскость. Все остальное- в тени, за исключением того участка, где свет скользит по форме, так как свет падает не точно сверху, а немного со стороны- этот участок у меня выделен самым светлым на вертикальной плоскости его. Общая- же тень цилиндра активнее стены, так как цилиндр имеет активную собственную тень и сам к нам ближе, хоть стена также расположена вертикально.

Стена- же будет темнее предметной плоскости, потому как она вертикальна- значит света здесь будет меньше, и потому, что она будет находиться дальше всего, будет на заднем плане. Ложим штрих таким образом.

Падающая тень фигуры будет самой активной, но она так- же лежит на предметной плоскости, а потому- удаляясь на ней будет немного становиться слабее.

Ну и осталось расставить акценты там, где это необходимо- изломы форм, которые будут к нам располагаться ближе- будут акцентированы.


Если по началу рука не слушается, трудно держать карандаш и трудно ложить штрих по форме, да и четко определить саму форму штрихом трудно, то есть возможность поработать так, как показано на рисунке слева.

Легонько намечаете изломы формы. То- есть: допустим, вы в курсе, как распределяется свет по форме предмета. Вы знаете, что этих зон пять: блик, свет, полутень, тень и рефлекс. Это все точно, но условно. Что- бы передать более качественно объем фигуры, вы можете намечать сколько угодно изломов, и чем их будет больше, тем объем фигуры будет показан мягче. Зрительно разделяете фигуру на эти зоны и ложите обычный прямой штришок, но так, что- бы вылепить объем- используете частоту стежка- штриха или силу нажима карандаша.

Здесь прошу вас не путать два понятия: как распределяется свет по форме предмета и как ложится штрих по форме предмета. В первом случае у нас- 5 зон, во втором- можем намечать столько зон, изломов формы, сколько вам будет нужно. Но не черните, все вспомагательные линии должны быть малозаметными.

Замечание: если вы могли заметить, посмотрев на этот рисунок, то увидели, что с более освещенной стороны конуса стена на заднем плане темнее, а с другой, менее освещенной стороны конуса- стена светлее.
Дело в том, что стена одинакова и там и там, но так уж видит наш глаз. Для остроты ощущения действительности, для наилучшего акцента света и тени, для гармоничного осязания нашим глазом рисунка, да и в конце концов, давайте сделаем нашему глазу приятное! Пусть он видит в рисунке то, что видит в натуре. Это только легкий нюанс, который только обогатит наш рисунок, можно ненавязчиво передать.

Дополнение: смотрите как строится тень у конуса.


Дальше давайте сделаем рисунок шара. Построение вы можете увидеть слева. Заметьте, как строится тень фигуры. С падающей мы уже разобрались, вроде: определяем с помощью глазомера и подкрепляем знаниями перспективы. Не забывайте, что тень падает на предметную плоскость- это нужно передать и понимать.

А вот как дела обстоят с собственной тенью? Интересно, что если провести линии от точки освещения до центра шара, через который проходит диаметр, который образует круг тени, то этот диаметр будет перпендикулярен линии, проведенной до точки освещения. Если это понять, то и как ложить штрих по форме шара, дабы показать собственную тень- совсем не сложно.


Теперь мне что- то стало скучновато рисовать в одной манере и захотелось поэкспериментировать. Посмотрите на работу справа. Как вы думаете, она выполнена штриховкой? Не похоже. Она выполнена тональным пятном с использованием карандашей различой степени мягкости. Если вы возьмете карандаши с цельным грифелем, без деревянной оправы, и будете просто набирать тон на бумаге, а не штриховать, то у вас тоже получится такой вот рисунок.

А что еще, кроме техники исполнения у нас не так? Свет наместе, тени тоже, значит- все в порядке.

Но все- же рассмотрим детальнее. Самый яркий свет у нас будет на освещенной стороне шара, на плоскости он будет не таким активным и будет слабеть с удалением от нас. Самая темная тень будет падающая, на изломе предметной плоскости будет света немного больше, но тем не менее, акцентируем эту область.

Посмотрите на собственную тень шара- я ставлю акцент на той области его, которая будет ближе к нам, и заворачиваясь по форме, тень будет терять активность. Помните: шар- форма обтекаемая.
Стена в полутени, притом на заднем плане- вот пусть там ненавязчиво и остается. Единственное- она будет "играть" с объемом шара. Со стороны света стена будет казаться несколько темнее, со стороны тени- светлее. Давайте и здесь сделаем нашему глазу приятное;)

Как научиться ложить штрих по форме предмета. Штриховка

Вот тут мы плавно подошли к тому, о чем уже говорили в самом начале этой страницы. Как ложится штрих по форме предмета и какой штрих таковым не является. Дело в том, что у каждого рисовальщика, в процессе работы или учебы вырабатывается свой определенный стиль штриха. Конечно, есть каноны, у различных исторических времен свои собственные каноны рисования и штриха, но совсем не обязательно им придерживаться. По желанию. Я считаю, если с помощью штриха можно передать объем фигуры и само пространство в листе, то абсолютно все равно, что с себя представляет этот штрих. Главное, что- бы было грамотно все сделано и красиво. По простому- не делайте соломы, учитесь рисовать красиво. К штриху это так- же относится. На этой странице мы учились делать штрих, продолжим еще немного.


Вот например вот так, как я рисую кубик, который у нас еще остался не нарисован.

1. Определяем место фигуры в листе

2. Располагаем фигуру на предметной плоскости и находим его конструкцию и его тень, не забывая учитывать перспективу

3. Определяем место света и тени- ложим легкий штрих. Это дает нам возможность сразу определиться с распределением света и тени в нашем рисунке, разделить их

Если вы посмотрите на штрих, которым выполнена работа, то он достаточно необычен, верно? На уроках рисунка к такому штриху лучше не прибегать, не пугайте учителей, у них не такие современные прогрессивные взгляды, как у вас. Но в своих творческих работах такой штрих применять можно, почему бы и нет? Ведь рисунок сделан по всем законам. Передано пространство в листе, показана форма предмета, переданы основные тональные соотношения в нашем рисунке. Но к этому еще мы добавили штрих, который делает работу интересной и воздушной. Ну а дальше опять, разбираем рисунок, анализируем:


Давайте пройдемся по основным тональным отношениям, для начала по теням: самая темная тень- падающая, дальше идет собственная тень куба. Излом предметной плоскости занимает третье место, ее мы выделяем, но не черним, так как там достаточно света. И четвертая- стена, на которую тоже попадает свет, можно сказать, что стена находится в полутени, но дальше всего. Смотрите как играет полутень стены с формой куба: со стороны освещенной части куба стена темнее, со стороны тени- светлеет. Эти градации могут быть очень невелеки, но они присутствуют.

Дальше анализируем свет: самая светлая и освещенная часть будет верхняя плоскость куба, вторая по светлоте- предметная плоскость, которая находится перед нами горизонтально и уходя в пространство- теряет свет.

На изломах форм делаем акценты. Ближние грани куба и углы выделяем, это поможет вытащить его из пространства наперед.

И не забываем- свет удаляясь темнеет, гаснет, тень удаляясь теряет свою активность и несколько светлеет, но учитываем золотое правило: самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени.

На последок: если вы решите поэкспериментировать со штриховкой. Так как и варьируется тональность свето- тени, которую мы передаем в пространстве листа, так и штрих может изменять форму- поиграйте с размером штриха. Стена выполнена штрихом среднего стежка, довольно статичная. Куб выполнен мелким и активным штришком, придающим кубу динамику. А предметная плоскость выполнена длинными стежками, довольно тривиальными и малоинтересными. Так что, даже штрих помогает выявить в картине главное действующее лицо- куб, который выполнен наиболее динамичным штрихом, притягивающим внимание, на мой взгляд. А как вам кажется?

Попробуйде сделать что- то свое, поэкспериментируйте, тогда самая простая работа будет выполняться с удовольствием, большим вниманием и огромным интересом. А когда вы сидите, выполняете работу, например- стараетесь ровно положить штрих по форме, да еще у вас и получается, и при этом начинаете замечать, что от концентрации вашего внимания замирает дыхание, вот в эти самые минуты и ощущаешь всю предесть рисунка и получаешь несказанное удовольствие.

Рисование - это, несомненно, великое искусство. С помощью карандаша или красок можно представить любой предмет и подчеркнуть его форму, объём и другие параметры. При помощи штриховки карандашом можно передать настроение того или иного объекта, а также сделать его максимально похожим. Самой важной деталью в рисунке является линия. Именно благодаря ей на бумаге появляются чёткие очертания. Для того, чтобы правильно провести линию, нужно учесть некоторые детали.

Важные моменты, на которые следует обратить внимание

Во-первых, это бумага. Она должна быть плотной, белой, и иметь шероховатую поверхность. Специальная бумага для художника называется ватман.

Во-вторых, играет роль заточка самого карандаша. Стержень графита должен выступать из деревянной части на 8-10 мм, а сама деревянная часть должна стачиваться примерно на 25-30 мм и не иметь шероховатостей. Стержень должен быть тонким и легко ложиться на бумагу. Для наброска более удобней выбирать карандаши ТМ или 2М, также подойдёт и НВ. Начальная стадия рисунка выполняется более твёрдым карандашом, затем в процессе работы можно переходить на более мягкий.

В-третьих, нужно правильно выбрать угол падения света. Лист бумаги нужно располагать таким образом, чтобы будущий рисунок максимально был освещён, а тень от руки не падала на лист.

Конечно же следует помнить, что сидеть за столом необходимо ровно, не наклоняясь низко над рисунком. Лёгкая классическая музыка поможет погрузиться в фантазии и карандаш непринуждённо заскользит по бумаге. Хотя, конечно, можно рисовать и в полной тишине.

Правильное положение рук

Итак, первые штрихи очертания предмета выполняются легко и без нажима. Ровная линия проводится небольшими отрывистыми штрихами, обозначая контуры. Следует учесть, что карандаш не берут, как привычную шариковую ручку. Его следует держать по-другому. Карандаш нужно брать двумя пальцами таким образом, чтобы большой был сверху карандаша, а указательный палец под карандашом. Пальцы должны фиксировать лишь не заточенную часть карандаша. Нужно следить за тем, чтобы рука не лежала на рисунке полностью. Касаться бумаги может только мизинец. При таком положении рук, рисующий сможет спокойно наблюдать за своими действиями, выводя на бумаге не только ровные контурные линии, но и продвигаться по кругу.

Длинные прямые линии следует проводить взмахом всей руки, линии средней длины удобней изображать, двигая только кистью. Плавные короткие штрихи нужно выводить только пальцами по поверхности листа.

В зависимости от нажима, линии могут быть очень тонкие, едва заметные глазу, а могут быть сильно насыщенными. Чтобы получить хорошую тёмную линию, совсем не обязательно давить на карандаш со всей силы. Достаточно взять более мягкий карандаш и слегка усилить нажим.

Карандаш сам по себе, как материал, широко используется в графическом изображении того или иного предмета. Графит, из которого в большей части и состоит карандаш, имеет свойство легко ложиться на лист бумаги, хорошо там находиться, и не осыпаться с течением времени.

Если карандашная линия получилась не такой, как была запланирована, её можно с лёгкостью затереть ластиком. Резинка должна быть достаточно мягкой, белого цвета.

Но бывает так, что после наложения многократной штриховки, карандашную линию вытереть почти невозможно – образуются лишь некрасивые серые потёртости. В таком случае рисунок от краха спасёт хлебный мякиш. После этого потёртость уже не будет такой серой и работу можно будет продолжить дальше.

Составляющие рисунка

В любом рисунке присутствуют такие понятия, как свет, тень, блик, рефлекс и не только. Начинать штриховку нужно со светлой стороны предмета, постепенно переходя в теневую часть.

Штриховка представляет собой совокупность мелких тонких коротких линий. Её выполняют путём наложения под разными углами. В основном, это наклонные линии. Как правило, края предмета
штрихуются по форме. В таком случае линия загибается.

Штрихи должны ложиться рядом друг с другом на расстоянии меньше миллиметра.

Чтобы передать тень, нужно накладывать несколько слоёв штриховки, усиливая нажим карандаша. В той части, где на предмете существует блик, штриховку вытирают круговыми движениями, тем самым высветляя предмет.

Полутень – это место перехода от светлой части к тёмной. Его выполняют более тщательно, прорисовывая все невидимые дальние линии предмета.

Тень – это самая тёмная область. Здесь используется многослойная штриховка, более мягким карандашом. В тени существует небольшой отблеск от предметов, находящихся рядом. Он называется рефлексом, и является светлее тени.

Правильная штриховка, а также соблюдение пропорций и расположение на плоскости даёт возможность увидеть красивый грамотный рисунок, который вызовет восхищение окружающих.

Чтобы создать красивый рисунок, необходимо овладеть красивым штрихом, растяжкой штриха и светотенью.

Сегодня мы рассмотрим упражнение по штриху.

Что такое штрих?

ШТРИХ - это достаточно короткая линия, выполненная броском руки (точка, бросок)

ШТРИХОВКА - это множество коротких линий, выполненных броском руки.

РАСТЯЖКА - плавный переход от темного (сочного) тона к светлому тону карандаша.

А теперь, делаем упражнение.

Наша задача научиться правильно штриховать и овладеть растяжкой тона через штрих. Прочтите инструкцию, а затем приступайте к выполнению упражнения.

Возьмите мягкий карандаш как ручку. Поставьте вертикально карандаш по отношению к листу бумаги. Затем выполняйте карандашом "точка - бросок" в определенном направлении, как описано ниже в таблице. Стрелкой показано в каком направлении делаем бросок линии.

Старайтесь, чтобы было похоже, как на рисунке. Тренировку хорошо делать мягким карандашом 3М, 6М.

1. Ставим карандаш (желательно вертикально) и делаем бросок.

5. Косой штрих сверху вниз

6.Косой штрих снизу вверх

8. Круглые линии делать броском руки

11. Растяжка: начинайте с сильного нажима карандаша, а затем постепенно снижайте нажим карандаша

12. Нарисуйте вертикальный прямоугольник. Разделите его диагональной линией.

Потренируйте растяжку по нажиму карандаша так, как показано на рисунке

Посмотрите на прямоугольник. У Вас тоже есть сочетание светлого и темного? Если нет, то сделайте упражнение еще раз.

7. Нарисуйте круг. Сделайте растяжку по форме круга (как на рисунке)

9. Повтор линии. Нарисуйте любую волнистую линию.

Затем повторите линию на одинаковом расстоянии.

Повторите линию на одинаковом расстоянии несколько раз.

Такие линии нам необходимо при передаче качества материала

10.Восьмерка. Аналогично, как и в 9 упражнении. Проследите как идет линия.

На одинаковом расстоянии она повторяется.

Подводим итоги:

1. Нарисуем лист растения. Обратите внимание в каком направлении идет штрих. Повторите как на картинке.

2. Предметы, где есть прямые линии, штрих направляется по направлению плоскости. Повторите как на рисунке.

Переходим к штриховке предметов.

ПРАВИЛА ШТРИХА

1.Д ля всех круглых предметов штрих н аносится строго по форме ;

2. Растяжка применяется для всех предметов н езависимо от формы;

3. Штрих наносится по направлению плоскости,

4. Д ля уплотнения тона используется п ерекрестный штрих: на косой штрих накладывается с небольшим наклоном другой косой штрих.

Мы с Вами познакомились с техниками и правилами штриховки. Это Ваши первые шаги. Тренируйтесь!

ДАЛЬНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКА ШТРИХОВКИ

1. Изначально штрихом передаем объем предметов используя законы светотени. Применяем метод "Растяжка".

2. Лепим форму предметов используя тоновой штрих по направлению плоскости ;

3. Передаем качество предметов (металл, гипс, бархат, шерсть и т. д.) используем карандаши разной твердости, карандаши разной заточенности и моделирование грифеля карандаша.

4. Масштабный штрих применяется для формирования планов в рисунке, выделяя центр композиции. Этот метод используется при профессиональной подготовке в ВУЗ и на 4 курсе изостудии "Творчество"

Примеры разных этапов развития навыка штриха Вы можете увидеть в галерее рисунков.

Если Вы овладели навыками штриха и у Вас есть вопросы, напишите в отзывах как у Вас получилось и что Вы еще хотите узнать.

УДАЧИ в творчестве!

Приглашаем Вас для развития навыков рисования

в изостудию "Творчество"

Л инии - это здорово, если умеем владеть их передачей. Только не всё можно передать одними линиями. По этой причине любой рисовальщик должен владеть искусством штриховки карандашом .

Давайте вместе попробуем ближе познакомиться с этим очень важным инструментом в арсенале рисовальщика. Чем лучше вы усвоите основные принципы штрихования, тем легче будет справиться с остальными разделами художественного мастерства.

Основные принципы штриховки

Итак, начнём с самого понятия. Что такое штриховка карандашом? Каких видов она бывает? Если брать основное предназначение, то она может служить:

  • для придания определённой формы поверхности;
  • создания иллюзии объёма изображаемых предметов;
  • для передачи ощущения определённого материала или субстанции;
  • для усиления задуманных автором идей, его творческих замыслов;
  • наконец, для создания неповторимого, индивидуального почерка художника.

Самих техник штрихования не так уж много, поэтому начинающему мастеру стоит освоить каждый вид. Любой из них пригодится в будущем. Вот условное деление техник штриховки :

  • Прямолинейная . Очень популярный вид у художников. С помощью коротких параллельных прямых заполняются определённые поверхности. Используя эту технику можно лепить форму словно мазками кисти.
  • Контурная или фигурная . Штрихи наносятся параллельно контуру или по форме изображаемого объекта. Очень сложная техника штрихования. Часто используется мастерами для изготовления гравюр.
  • Тушёвка . Сплошное заполнение поверхности определённым тоном без видимого наличия отдельных штрихов.
  • Растушёвка . Использование размазывания штрихов до однотонной поверхности.

Как видно из этого списка, на первый взгляд ничего сложного, однако, каждый метод требует определённых навыков и так просто не дастся. Надо тренироваться, набивать руку. Для этого пригодится несколько полезных принципов :

  • Сразу учитесь штриховать не вращая рисунок и не вращаясь вокруг рисунка.
  • Учитесь вести штриховку сверху вниз и слева направо, если вы правша и наоборот, если левша.
  • Начинайте штриховать только после того, как хорошо продумали какой вид штриховки использовать и в каком направлении штриховать.
  • Не спешите!

Применение этих правил поможет избежать многих ошибок, которые сопровождают неопытных.

Каких ошибок следует избегать

Чтобы меньше ошибаться, надо знать где ошибаются другие. Вот частые ошибки новичков :

  • Излишняя старательность . Многие сразу стремятся стать совершенными штриховальщиками, поэтому стараются каждый штрих довести до идеального. Они стирают неудавшиеся штрихи или правят их. Этого делать не нужно. Лучше продолжать штриховать, стараясь заполнить поверхность так, чтобы она смотрелась единым целым. Для этого любые штрихи подойдут.
  • Излишняя неаккуратность . Есть другой перегиб, когда не следят за тем, как штрихуют, где лежит рука, как держат карандаш. Из-за такого пренебрежения штрихи затираются, ложатся неровно - это входит в привычку. Впрочем, вы можете такой стиль сделать своей фишкой, тогда проблема станет вашим достоинством.

  • Злоупотребление одним стилем . Какие-то виды штриховки быстро осваиваются, а какие-то не даются годами. Некоторые начинающие рисовальщики идут по пути меньшего сопротивления и не тренируют более сложные техники штрихования, чем сильно ограничивают свой творческий потенциал.
  • Прекращение совершенствования техники рисования . Научившись азам, кто-то может посчитать, что этого хватит. Однако великие мастера постоянно совершенствовались, никогда не прекращали учиться. Не останавливайтесь на достигнутом! Всегда идите дальше! Продолжайте наращивать своё мастерство!

Избегая этих ошибок, вы непременно достигнете высокого уровня мастерства. Всё зависит от вашего трудолюбия и желания улучшаться.

Как научиться правильно штриховать

Теперь перейдём к самому интересному - к практике. Существует очень много упражнений для отработки техник штрихования. Используя принцип приводимых здесь упражнений вы можете сами придумывать их для себя. Итак, начнём:

  • Тональная полоска . Очень простое упражнение на умение тушевать определённым тоном. Рисуем длинный прямоугольник. Делим его на равные части, не менее пяти. Потом их штрихуем с нарастанием темноты. В итоге, у вас должна получиться полоска с самой светлой ячейкой в начале и самой тёмной в конце. Чтобы лучше понять принцип наращивания тона. Делайте так: сначала, нажимая вполсилы на карандаш, заштрихуйте все ячейки одним тоном, потом точно также заштрихуйте все ячейки, кроме первой, потом третий слой на все, кроме первой и второй и т.д. до последней ячейки.

  • Тональный круг . По тому же принципу штрихуем сектора круга. Этот метод помогает лучше усвоить диапазон тональных возможностей карандаша. В итоге самый светлый сектор будет стоять рядом с самым тёмным. Контраст будет очевидным.
  • Рисуем большой многоугольник с прямыми сторонами под разными углами. Начинаем штриховать параллельно одной из сторон, потом другой и так пока не заштрихуем всю его поверхность. Для большей эффективности можно и поверхность вокруг него штриховать параллельными штрихами.
  • Самое простое упражнение , которое можно делать в любых обстоятельствах. Возьмите газету и карандаш и начинайте наносить штриховку в разных направлениях не вращая бумагу. Делая так ежедневно по 15 минут, очень скоро вы будете владеть карандашом не хуже Леонардо да Винчи.

Таких простых упражнений вполне достаточно. Чтобы крепко подружиться с карандашом. Для этого только и надо, что сказать себе: «Не бойся! У тебя всё получится!», взять карандаш и начать рисовать.