Как писать шутки для КВН, стендапа самому. Примеры шуток, упражнения. Видео. ☺ Школа юмора. Как придумать шутку: способы и советы. Хорошие шутки

12 выбрали

Вчера отмечался веселый праздник – Международный день КВН . Думаю, каждый первый из нас хоть раз смотрел эту передачу, а каждый второй – мечтал в ней участвовать. Лично я мечтала с самого раннего детства. Но вот только одна проблема – я никогда не знала, как придумывать шутки . Единственный рецепт я слышала в бородатом советском анекдоте: "Как придумывают анекдоты, садятся и придумывают? Нет, сначала придумывают, а уже потом садятся". Он по понятным причинам помогал мало. А ведь КВНщики точно умеют это делать, для них юмор – настоящая работа. Сегодня предлагаю с их помощью и на их примерах разобраться, как им это удается.

Что говорить?

Со стороны рождение шутки кажется практически магическим процессом. Вроде все просто и логично, но на выходе крайне смешно. И как авторам шуток это удается?

На самом деле, никакой магии тут нет. И шутки, как и любой другой литературный жанр, имеют свои виды и характерные для них стилистические особенности.

Каламбур

Самый простой и распространенный вид шутки – каламбур. Работает он так: берем разные по значению, но одинаковые или близкие по звучанию слова (омонимы, омофоны, омоформы или просто многозначные слова) и подменяем одно другим.

Например, мне запомнился случай со студенческой игры МГТУ им. Баумана. На разминке (традиционно самом сложном конкурсе) судья задал КВНщикам вопрос: "Объясните мне, "Бауманка" – это призвание или как?" Пока участники переваривали вопрос, один из игроков, ни с кем не советуясь, отделился от своей команды, подошел к микрофону и парировал: "Нет, "Бауманка" – это отсрочка от призвания". Возможно, у него самого в этот момент были проблемы с учебой и, соответственно, светило "призвание" в армию, и поэтому он так быстро придумал эту шутку. Но в общем принцип, как это работает, ясен.

По такому же принципу была построена одна из шуток команды "Уездный город":

- Уезжаешь?
- Да.
- А если мы тебя не отпустим?
- Кто вы?
- Транквилизаторы!

Простенькие каламбуры любят использовать в анекдотах про Штирлица. Например: "Штрилиц всю ночь топил печку. На утро она утонула". Или вот: "Из окна дуло. Штирлиц прикрыл форточку и дуло исчезло".

Самый простой способ для сочинения каламбуров: откройте словарь омонимов и подумайте, в какие забавные ситуации можно их поставить.

Эффект неожиданности

Основная примета шутки – неожиданная развязка , когда все ждут одной концовки, а происходит что-то совершенно иное. Поэтому юмор – главный враг штампов и стереотипов, он заново учит людей независимо мыслить.

Эффекта неожиданности можно добиться разными способами: вставить в конце фразы слово, неподходящее по стилю или смыслу. А можно взять крылатое выражение и закончить его иначе. Вот несколько примеров подобных шуток.

Янычары не знают жалости ни к женщинам, ни к детям, ни к подпольным советским миллионерам (Ильф и Петров, "Золой теленок")
А я не согласен с лозунгом "Россия только для русских"! Почему только русские должны мучиться? (команда КВН "Питер")
Простите, вам никогда не приходило в голову… копье?
Тут у нас огурчики, тут помидорчики, тут Лев Толстой похоронен, между огурчиками и помидорчиками (команда КВН "Федор Двинятин")
Я спрашиваю ребенка: "Кем работает твой папа? А он мне гордо так отвечает: "Мой папа – директор шоколадной фабрики". Я дарю мальчику конфетку, его тошнит – всем весело. (команда КВН "Уральские пельмени" в сценке про новогодний детский утренник)
Напоминаем, наш главный спонсор – сидит! Нам дали 5 лет! (команда КВН "Питер")

Потренироваться с созданием подобных шуток можно вот так: возьмите известные фразочки, присказки, крылатые выражения и придумайте к ним необычные концовки. Последите за окружающими вас штампами и стереотипами подумайте, как обыграть самые распространенные из них. Придумайте логический ряд родственных объектов и закончите его чем-то совершенно неподходящим.

Игра в классику

КВНщики, да и другие юмористы любят, так сказать, замахиваться "на Вильяма нашего, на Шекспира" . На классику, одним словом. Принцип похож на предыдущие примеры, но используются для этого цитаты известных авторов. Можно, например, слить две цитаты в одну и получить забавную абракадабру на выходе. Например, берем исходные ингредиенты: "Я вас любил, любовь еще быть может" и "Шумел камыш – деревья гнулись". Отрезаем, пришиваем и получаем на выходе: "Я вас любил – деревья гнулись".

Или просто неожиданно заканчиваем известную цитату: "Я русский бы выучил только за то, что идиш гораздо сложнее!"

А можно цитату вообще не заканчивать. Существует такой странный вид народного студенческого творчества, как неокончизмы . Рецепт приготовления такой: берем известную цитату, обрываем ее в неожиданном месте так, чтобы итоговая фраза получила свое самостоятельное значение. Примеры:

Родила царица в ночь не то сына, не то дочь – Родила царица в ночь не то…
Выхожу один я на дорогу – Выхожу один я, надо…
Все течет, все изменяется – Все течет, все из меня…

Так что можете на досуге перечитать классику и попытаться взглянуть на нее по-новому. Убьете сразу двух зайцев – и литературные познания обновите, и (может быть) шутку придумаете.

Волшебный мир абсурда

Вы никогда не задумывались о том, что самые смешные и запоминающиеся шутки – это, по сути, глупости ? Эти мысли как будто родились в прекрасном мире абсурда, куда логика даже заглядывать боится. Причем порой, чем абсурдней, тем смешнее. Впрочем, в этом наблюдении есть смысл: если наш смешат даже мелкие неожиданности в фразах, то отказ от логики как таковой – неожиданность очень серьезная, и смеха, соответственно, она должна вызывать больше.

Приведу несколько примеров абсурдных и, на мой взгляд, смешных шуток из КВН.

Мы позабыли наши корни. Вспомните хотя бы Эраста Фандорина. Мы перестали называть детей Эрастами! – Я не перестал… а чего они мне всю машину расцарапали. ("Уральские пельмени")
Диалог Пушкина с Державиным перед дуэлью («Питер»):
-Дуэль, только дуэль!
-Правильно, Саша! Хотя… по буквам тут еще "дупло" подходит.

Диалог неподражаемых Светки и Жанки из команды КВН "Парма":
- Светка, а мы сегодня что будем делать – в театр пойдем или скинов бить?
- Нет, ну конечно, хочется приобщиться к прекрасному... но кто-то же должен ходить в театр

А вот этот диалог сочинской команды вы, наверное, и без меня помните:
- Сирота!
- Да!
- А мама-папа есть?
- Мама-папа есть.

Часто вам в голову заскакивают нелепые мысли? Если часто – это хорошо. Не откидывайте их сразу, лучше запишите, повертите в уме и подумайте. Может, какие-то абсурдные мысли приспособятся под абсурдные шутки?

Как говорить?

Когда шутишь, важно не только то, ЧТО ты говоришь, но и то, КАК ты это делаешь. Шутить можно с разным настроением, разными интонациями и это будет оказывать неодинаковый эффект.

Шутник-оптимист

Говорят, охотней люди смеются над шутками жизнерадостных и веселых шутников, заражаясь их настроением . Я с этим согласна. На одном из моих любимых спектаклей "Город" главный герой в середине пьесы начинает рассказывать анекдоты. Старые, надо сказать, анекдоты с бородою чуть не до пола. Впрочем, они и в эпоху своей первой молодости особенно смешными не казались. Но рассказчик так искренне смеется над ними, что зал не выдерживается и заражается этим смехом.

С другой стороны, если ваша шутка не вызовет должной реакции, вы, рассмеявшись сами, избежите неловкой тишины, которая всегда сопровождает неудачный юмор. Максимум, что могут сделать слушатели – сказать вам что-нибудь про "шутника-одиночку", который "сам придумал, сам пошутил, сам посмеялся". Но если вы сразу сами подшутите над своей неудачей, у них на вас ничего не будет.

Шутник-пессимист

Впрочем, некоторые шутники лишней веселости не демонстрирует. Они ходят с непроницаемыми лицами и говорят все очень серьезно. Но когда они с таким серьезным видом начинают шутить, это производит двойной эффект – от них-то такого точно не ожидают . Так что можете примерить на себя мрачный образ механика Зеленого из мультфильма Тайна третьей планеты . Или расслабленного и спокойного капитана команды "Соучастники" Николая Архипенко.

Нервный шутник

Говорят, единственное, как нельзя рассказывать шутки – это нервничая, стесняясь, будучи неуверенным в своих силах. Впрочем, и у этого правила есть исключения: вспомните хотя бы Геннадия Хазанова.

Профессиональным юмористом или КВНщиком я передумала быть после того, как прочитала повесть О. Генри "Исповедь юмориста". Оказывается, профессионально придумывать шутки – это довольно грустное занятие. Как говорится, автор напрягся, нахмурился, взял ручку и погрузился в чудесный мир юмора .

А если вы хотите шутить не для сцены, а только для общения в дружеской компании, придумывать шутки не обязательно. Можно их просто запоминать и цитировать к месту. Иногда сказанная к месту чужая шутка звучит значительно лучше, чем свежепридуманная собственная.

А вы верите, что можно развить чувство юмора, или считаете, что этот талант врожденный?

Написана она для КВНщиков, поэтому затрагивает процесс выбора названия и стиля команды, основы драматургии, юмористические форматы (политического юмора мало не из-за цензуры, а потому что он быстро надоедает), размышления о мате и женских командах (в разных главах).

Всё это подойдёт не только для КВНа, но и для иных форматов. Полезно выбрать стиль и придерживаться его. Даже любителям малых форм вроде шуток в твиттере. Он влияет на выбор тем, ограничивает полёт фантазии, делает автора узнаваемым.

Как придумывать шутки

Надо быть наблюдательным - вокруг и так много смешного.

Натурщик так долго позировал художнику, что бобры стали подгрызать у него ноги.

Можно неожиданно завершать шаблонные фразы и ситуации. Чтобы читатель успел поверить, что он знает окончание, и был удивлён. Делать это лучше вдвоём - первый подаёт фразу, второй её отбивает.

Самое простое - это каламбуры. Специально их можно не сочинять, они сами приходят в голову. Голый каламбур чаще всего не интересен, он должен иметь второй смысл, быть актуальным и сказан в тему.

Колумбу сдавать завтра историю Америки, а он её ещё даже не открывал.

Ещё один способ - инверсия. Можно говорить противоположное тому, что имеется в виду (сарказм).

Я положительно отношусь к повышению стоимости проезда, ведь это приведет к улучшению обслуживания пассажиров.

Перевернуть факт наоборот в формате «а что если». Например, героями античных хохмачей были Антиподы - люди, живущие с другой стороны земли, ходящие вверх ногами.

Изменить логику, когда та же первопричина приводит к обратному результату.

Если крутить педали на велотренажере в обратную сторону, можно потолстеть.

Тюнинг

Избавляйтесь от лишних слов. Выкидывайте неудачные варианты.

Хорошо заходят шутки на актуальные темы, но юмор уходит из них вместе с актуальностью и каждой новой шуткой на ту же тему.

Знайте свою аудиторию, чтобы шутить на понятные им темы и понятными им словами. Адаптируйте шутки под аудиторию: Купчино можно заменить Бутовым для московской аудитории.

Решили прочитать?

Учтите, читать «Смехмеханику» интересно и весело, но написана она как поток сознания. Я реально запарился составлять данную выжимку с примерами. Не у каждого способа придумать шутку есть краткий отделяемый от остального текста пример.

1. Не верьте тому, кто скажет, что нельзя научиться писать шутки. Если у вас есть огромное желание и вы что-то смотрите и читаете, а также наблюдаете за тем, что происходит вокруг и способны найти в этом что-то смешное… у вас всё впереди!

Основная проблема тех, кто «учился и не научился» писать юмор — узкий кругозор. Каждая шутка делается из чего-то, из факта, из парадокса, из жизненного наблюдения или неожиданного сопоставления. Способы построения шутки, литературное её оформление — это надстройка. Базис — это ваш культурный и интеллектуальный багаж. Если вы ничего кроме «Дома-2» не видели, вы напишете 100 шуток про «Дом-2». Многие именитые команды КВН побеждали просто на эрудиции, на умении выбрать тему, на знании недоступных или неинтересных широким массам видов юмора. Но об этом можно поговорить подробнее в другом материале.

В 1999 году на сочинском фестивале (первом для меня и 10м для КВНа) Михаил Марфин сказал простую вещь: «Если мне нужно придумать шутку о том, как обвешивают в магазине, я к вечеру её придумаю». Этот простой постулат потряс меня до глубины души. Если тебе нужен утюг, иди в магазин и купи. Если тебе нужна шутка, сядь и напиши. Как не вспомнить Чехова с его мыслью о том, что хороший писатель должен уметь написать рассказ даже о чернильнице.

2. Сразу о грустном: сразу быстро и хорошо не получится. Нужно расписываться. То есть, не ждать очередной игры или фестиваля, а «прокачивать скилл» в своём собственном, ежедневном режиме. Я начал в апреле 1998 года с идеи писать 10 шуток в день. На деле из этих 10 годились 1–2. Но они были! 50–70 шуток в месяц это уже неплохо! Моя команда начала выигрывать, а команда Высшей лиги из моего города взяла меня, 18-летнего автора, на фестиваль в Сочи. Года через 2 производительность возросла до 50 шуток в день, из них 10–15 стабильно находили своего зрителя.

В 2001 году я ради интереса решил попробовать написать 100 шуток за сутки. Удалось. Одна из шуток была о том, как обвешивают в магазинах:)

3. Очень полезно получить для своего творчества некий регулярный выход к людям. Для меня такой «отдушиной» стала еженедельная газета «Комок», которая терпела меня аж 8 лет. Обеспечьте своему смехопотоку не только внутренние, но и внешние раздражители. Гневное сообщение от редактора «Алексей, где же юмор? Уже час дня, а мы ждали к двенадцати!» способно пробудить скрытые резервы творчества в любом человеке! Могу привести пример команды «Максимум» — ребята даже играя в Высшей лиге не забрасывали выступления в томской лиге университетов. Игры шли чуть ли не каждую неделю!

4. Пишите легко. Пишите о том, что близко и понятно. К сатирическим памфлетам и глубоким выводам о несправедливости мира вы придёте позже. На начальном этапе творчества всякий пафос неуместен. Из этого есть исключения, к примеру, когда молодая команда из «горячей» кавказской республики говорит о войне, это воспринимается адекватно, потому что, к сожалению, они там были и всё пережили.

5. Скорее всего, по вашей «юмористической трубе» сначала пойдёт ржавая вода каламбурчиков и полушуток, а также пошлости. Именно эти шутки так часто высмеиваются самими КВНщиками («возьми ключи от каламбурошной» и.т.п.) Это надо пережить, без этого нельзя. Заведите для таких шуток отдельную тетрадь (файл) и творите, творите, творите… Потом закройте файл и никому его не показывайте. Это ваш личный рабочий документ! :)

6. Не ограничивайтесь рамками одного авторского стиля! Умейте писать штурмы «в кружочек» — old fashion и вечная классика, штурмы «в расход» (час-полтора по группам, так удобно прописывать номера), штурмы «на ногах», тренировочные разминки, «быстрый КВН» (в Красноярске мы его называли «КВН по пятницам»), пишите песни, придумывайте выходы, образы, идеи… Нет ничего хуже команды, которая после 20 миниатюр на просьбу «показать что-нибудь ещё» показывает ещё 20 миниатюр, только хуже качеством. Будьте разнообразными! Я никогда не понимал фраз типа «мы чистые миниатюрщики…» Для меня это означает «нам лень три раза в неделю по три часа сидеть и молча писать литературные шутки». Не ленитесь! Миниатюра — это такая же шутка, будете уметь писать текст — проще будет оформлять добитые миниатюры.

7. Вдохновляйтесь творчеством известных команд, но не копируйте их! Помните: после того, как команду начинают показывать по телевизору, она становится настоящим, а вас интересует будущее, своя команда. Своя команда тоже должна вдохновлять! Прежде всего своя команда! Я, конечно, за то, что у каждой конкретной шутки есть конкретный автор, максимум по системе «гол+пас», и индивидуальное творчество должно быть у КАЖДОГО автора команды. Чем сильнее каждая отдельная часть системы, тем продуктивнее система в целом!

8. Помогайте кому-нибудь играть в КВН. Это может быть КВН между классами, факультетский КВН… Ощущение нужности и необходимости твоей работы кому-то кроме тебя очень мобилизует.

9. Всегда держите под рукой средство записи мыслей и впечатлений. Одно из известнейших произведений японской литературы называется «Записки у изголовья». Человек просто моросил в одного перед сном, и получилось гениально!

10. Придумывание шуток — очень эгоистичное занятие. Поэтому смешите себя! Вам должно реально нравиться то, что вы пишете! Надеюсь, вы добьётесь этого повышая уровень, а не понижая планку!

Алексей Екс

Эту статью и многие другие материалы можно и нужно прочитать .


Небольшая шпаргалка по алгоритмам придумывания шуток. Авось кому пригодится.

Техника 1.Созвучие.

Берется слово, внутри которого звучит другое слово, отличное по смыслу. К примеру «удачное» от слово «удача», но в внутри звучит слово «дача», не имеющее ничего общего с удачей. Шутка строится путем присоединения второй части к «звучанию».

Пример – Неудачные шутки лучше рассказывать в пригороде.

Наблюдательные люди немного голубые… (наБЛЮдательный, blue=голубой).

Техника 2. Присоединение к шаблону.

Берется устойчивое выражение, к примеру – «Одна голова хорошо, а две — лучше». Шаблон не меняется, но меняется содержимое одной из частей.

Пример – «Одна голова хорошо, а две больше выпьют».

Техника 3. Разрыв шаблона.

То же самое, но на этот раз шаблон разрывается. То есть, когда ты говоришь «Одна голова хорошо», то смысл шутки еще не ясен, но понятно, какая она будет по формату. Шутку можно усилить, если шаблон полностью разорвать.

Одна голова хорошо, … а шо плохого в том, чтоб быть евреем?

Одна голова хорошо. И сиамские близнецы это знают лучше других.

Техника 4. Выявление внутреннего противоречия.

Некоторые термины содержат внутреннее противоречие. Например, термин «солнцезащитные очки» в буквальном смысле означает, что очки защищают солнце. На самом деле очки защищают глаза от солнца. На этом противоречии можно построить шутку.

Купил солнцезащитные очки. Оказались бракованными. Не, глазам стало лучше. Но Солнце по прежнему в опасности.

Техника 5. (Намеренный) Обман ожиданий.

Суть техники простая. Первая часть (сетап) формирует ожидание. Вторая его разрушает. Результат – шутка.

Чувствую себя очень бодро. Пробежал с утра пять километров [построенное ожидание – человек занимался пробежкой]. Правильно ведь говорят – паркуешся на горке, не забудь ручник.

Чувствую себя очень бодро. Пробежал с утра пять километров. Знаете, после того, как понаоткрывали финтес-центры, кража сумки у старушки превращается в тяжелую работу.

(да, вторая часть, разрушающая сетап, называется punchline, если кому интересно)

Частный случай техники — (Созданное) Самопротиворечие.

Punchline намеренно (не)противоречит сетапу, хотя такое ожидание выстраивается.

Давайте будем объективными — не все бабы дуры.Есть среди них и стервы, и истерички, и идиотки…

Техника 6. Замена на синонимы

Слова заменяются на синонимы, но с юмористическим эффектом.

Для кого собачий корм, а для кого и Жучкина жрачка.

Учитель труда, между прочим, это гуру молотка и стамески.

Техника 7. Игра слов.

Техника строится на том, что у одного и того же слова есть много разных значений. Выстраивается предложение, в котором слово имеет определенный смысл, а потом смысл этого же слова изменяется второй частью шутки.

У меня был знакомый, который плохо кончил. А ведь этого можно было бы избежать, если бы он вовремя обратился к сексологу.

Или (классика жанра)

Штирлиц стрелял вслепую. Слепая упала.

Техника 8. Изучение слова/предложения.

Идея в том, что вы внимательно задумываетесь над смыслом слова, устойчивого выражения или предложения. К примеру, мне почему-то запало в голову «органы власти». Потом, поняв смысл и суть, вы пытаетесь построить шутку на этом.

Для спасения жизни оппозиционера срочно требуется донор органов власти.

У органов власти наблюдается цирроз судебной системы (или что-то в этом роде).

Другой пример – в голову запало слово фундаментальный. Фундаментальный – фундамент – подвал.

А я лично не считаю, что подростков надо вытаскивать из подвалов. Может они там решают фундаментальные проблемы человечества?

Или – увидел объявление юридической конторы«Возврат прав» (таких сейчас полно). Пришло в голову «права человека»

Возврат прав человека. Быстро, недорого, выезд на место. Amnesty International.

Техника 9. Самоцитирование (Self-Referential)

Cуть — шутка опирается на саму себя.

У хорошей шутки всегда неожиданный…

Есть одно замечательное крылатое выражение … вылетело из головы.

Техника 10. Абсурдистский юмор.

Неописуем. Мог бы привести пример, но смысл.