История и описание картины "видение отроку варфоломею" нестерова. Видение отроку варфоломею михаил нестеров

Видение отроку Варфоломею, 1889-1890

Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось. Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. В том же альбоме возник эскиз вертикальной композиции этого замысла, где, убрав часть пейзажа, художник акцентировал внимание на фигурах. Но он, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесное. Нестеров справедливо считал, что именно "Видением отроку Варфоломею" он останется в памяти поколений.

Нестеров, Видение отроку Варфоломею. Святой старец и мальчик - Святой старец, старик, мальчик, русский пейзаж, картина на тему древней легенды, Варфоломей, Сергий Радонежский, религия, христианство, большой дуб, тонкая береза, елочка, дали, осень, желтые деревья, деревянные колокольни, часовня, дорога и река. Нестеров, картина, рисунки, фото, биография

Воспоминания Михаила Нестерова:

"Кто не знает, что воспоминания, мемуары - удел старости: она живет прошедшим, подернутым дымкой времен минувших. И это придает им особый аромат цветов, забытых в давно прочитанной книге жизни. В предлагаемых очерках, в некоторых воспоминаниях о людях, об их деяниях, о том, о чем люди когда-то думали-гадали, прочитавший очерки, быть может, найдет немало субъективного, но иначе оно и быть не может, так как моей задачей и не было вести протокольную запись виденного, услышанного, и в очерках своих я говорю так, как понимаю, чувствую, нисколько не претендуя на непогрешимость..." читать полностью »

Путешествия Михаила Нестерова:

Биография Михаила Нестерова:

Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далекой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина "Видение отроку Варфоломею" стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве. Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться. Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым...

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) , молодой художник из далёкой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина "Видение отроку Варфоломею" стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве.

Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться. Его папа полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым - "Пустынник" и "Видение отроку Варфоломею".

Передвижники были идейными вождями русского общества 1870-х-1880-х годов. Их выставки посещали люди всех сословий, студенты и курсистки, молодые рабочие, разночинцы-интеллигенты, представители учёной и художественной элиты, высшая знать и члены Царской семьи. Экспонировать свои работы на "передвижной" было великой честью для начинающего живописца. И вот картины Нестерова приняты. Это ли не успех?

Но незадолго до открытия выставки над "Варфоломеем" сгущаются тучи. Перед ним собираются строгие охранители чистоты: передвижнического направления - "таран русской критики" В.В. Стасов, маститый художник-передвижник Г.Г. Мясоедов, писатель-демократ Д.В. Григорович и издатель А.С. Суворин. Нестеров вспоминал: "Судили картину страшным судом. Они все четверо согласно признали её вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те "рационалистические" устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно". Дело кажется таким серьёзным, что четверка решается отговорить Третьякова от покупки картины.Коллекционер в это время бродит по экспозиции, присматривая новые экспонаты для своей Галереи. Первым решается заговорить с ним Стасов: "Картина эта попала на выставку по недоразумению... ей на выставке Товарищества не место, задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает. Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика..." Особенно возмущало критиков то, что молодой автор не испытывает никакого раскаяния. А поскольку молодёжь следует учить, они призвали Третьякова отказаться от покупки картины и тем самым наставить начинающего на путь истинный. Но Третьякова уважали именно за независимость вкусов и предпочтений. Внимательно выслушав оппонентов, он заявил, что от картины не откажется.

Недоброжелатели Нестерова были во многом правы. Они чутко уловили новаторство художника. Сам того не желая, он выступил как бунтовщик против передвижнических устоев: материализма, позитивизма, реализма. Передвижническому искусству отражения жизни в формах самой жизни Нестеров противопоставил искусство преображения действительности во имя выражения внутреннего мира человека - мира видений, грёз, фантазий.

Для передачи этой новой реальности он обратился к новому художественному языку. Имматериализовал линии, формы, краски, подчинил их декоративному ритму. Превратил картину в подобие декоративного панно. Тем самым, не порывая с реализмом, он приблизился к символизму. Образ Сергия был душевно близок Нестерову с раннего детства. Он знал его по семейной иконе и лубочной картинке, где Сергий-пустынножитель кормил хлебом медведя. В представлении художника это был глубоко народный Святой, "лучший человек древних лет Руси".

По возвращении из Италии Нестеров поселился в деревне Комякино, недалеко от Сергиева Посада. Здесь сама природа словно бы хранила воспоминания о жизни Преподобного. Художника глубоко трогает кроткое очарование северного пейзажа. В своей бесплотности она словно просвечивала в иную, метафизическую реальность. Часто бывая в Троице-Сергиевой лавре, М.В. Нестеров вошёл в мир народных преданий и верований, связанных с преподобным Сергием Радонежским.

Напитавшись "русским духом", Михаил Васидьевич начинает искать в жизни "подлинники" своих грёз. Навсегда сохраняется его стремление опереться на натуру, даже в том случае, когда он создаёт ирреальные образы. С крыльца Абрамцевского усадебного дома ему открывается, по его воспоминаниям, "такая русская, русская осенняя красота". Он проникается каким-то особым чувством "подлинности" и "историчности" этого вида. Здесь он пишет эскиз, ставший в переработанном и дополненном виде фоном картины. Не сразу Нестерову удаётся найти модель для головы Варфоломея. Задача была не из лёгких. По преданию, неизвестный Святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нём "сосуд избранный".Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивлёнными глазами, "скорбно дышащим ртом" и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе "не от мира сего" он узнал своего Варфоломея.

Образ Сергия продолжает волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Вслед за "Видением отроку Варфоломею" он работает над большой картиной "Юность преподобного Сергия". Художник творит миф о Святой Руси, стране, где человек и природа, равно одухотворённые, объединены возвышенным молитвенным созерцанием. Михаил Васильевич создаёт свой тип пейзажа, получивший название "нестеровского". Такого ещё не было раньше в русском искусстве. Обращаясь чаще всего к северной природе или природе средней полосы России, неброской, лишённой изобилия и бравурности южной, он отбирает определённые её приметы, повторяя их, варьируя во многих своих картинах. Неизменные составляющие нестеровского пейзажа - юные тонкие деревца: преувеличенно вытянутые бело-ствольные берёзки, пушистые сосёнки, рябины с красными гроздьями ягод и резной листвой, вербы с пушистыми серёжками. Каждое из них портретно, каждое наделено собственной душой...

По материалам открытых источников

Картина «Видение отроку Варфоломею» – первая в цикле картин Нестерова на тему о преподобном Сергии Радонежском. Эта кар­тина моя самая любимая. Когда я смотрю на нее, у меня возникает такое теплое чувство, будто нужно прямо сейчас, в этот же момент, сделать какое-то хорошее, бескорыстное дело. Чувствуешь и пони­маешь, что с Божьей помощью ты сможешь сделать все хорошее, на что ты только способен.

"Видение отроку Варфоломею". М.В. Нестеров

Нестеров испытывает какую-то особенную любовь именно к Сер­гию Радонежскому. Видно, что он вложил всю душу в этого малень­кого чистого святого мальчика и что он верит во все, что сотворил Сергий Радонежский

Михаил Васильевич Нестеров писал картину в Комякине, недале­ко от Троице-Сергиевой лавры. Рядом находилась усадьба Абрамце­во, которой владел меценат Савва Мамонтов. Он любил приглашать к себе знаменитых русских художников, таких, как Васнецов, Вру­бель, Серов, Билибин. И Нестеров был не исключение. Абрамцев­ские пейзажи очень вдохновляли художника: «Нашёл подходящий дуб для первого плана, написал первый план, и однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам предста­вилась такая русская, русская осенняя красота. Там где-то розо­ватые осенние дали, поднимается дымок, ближе – капустные ма­лахитовые огороды, справа – золотистая роща. И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь, проникся каким-то особым чувством «подлинности», историчности его...», – признавался Нестеров.

Михаил Васильевич очень хотел, чтобы картина, в которую он вкладывал душу и веру, была оценена по достоинству современни­ками и потомками. Ему приснились два пророческих сна. В первом он поднимается по высокой лестнице, которая ведет к самым небе­сам. Во втором же сне картина "Видение отроку Варфоломею" ви­сит в Третьяковской галерее в Ивановском зале на почетном месте. Этот зал знаменит картиной художника Александра Иванова "Явле­ние Христа народу". Так во снах ему привиделось и то, что именно эта картина станет лучшей в его творчестве, божественным откро­вением, и то, что потомки оценят ее по достоинству.

Цвета на картине теплые: оранжевый, желтый, красный, охра, зелено-желтый, коричневый и вообще весь пейзаж очень светлый и радостный. На переднем плане картины две фигуры. Их окружает настоящий русский пейзаж. На третьем и четвертом планах изобра­жены золотые, засеянные пшеницей поля, черно-коричневые избуш­ки, немного покосившиеся, небольшая деревянная церквушка с коло­кольней и голубыми куполами, молодые березки, елочки с рыжими и лимонно-желтыми листочками и мелкая речушка с чистой прозрач­ной водой, отливающей красивым синим цветом, быстро струящаяся далеко внизу под холмом, на котором стоят отрок и инок. Холм – второй план. Он зарос высокой травой, уже пожелтевшей и высох­шей, но все равно еще видны в некоторых местах нежно-голубые полевые цветы. Нетрудно заметить, что холмы по бокам картины (слева – желто-зеленый, а справа – желто-красный) придают ей глубину, они немного похожи на боковые стенки театральной сцены, которые, сближаясь, дают возможность зрителю увидеть всю глуби­ну пространства. К. Паустовского очень впечатлил пейзаж, изобра­женный Михаилом Васильевичем Нестеровым: «Картина эта – как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России. Самое замечательное в этой картине – пей­заж. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть».

Картина написана по самой впечатляющей из историй Жития Преподобного Сергия Радонежского. Варфоломею, в отличие от братьев, не давалась грамота, и, случайно встретив инока на лугу, он попросил его помолиться о нем Господу. И именно этот момент изображен на картине. С тех пор отроку грамота давалась легко.

Долгое время Нестеров не мог найти натуру для лица маленько­го Варфоломея. Однажды в Абрамцевских окрестностях он встретил девочку, больную чахоткой. Его очень поразил ее какой-то неземной взгляд, тоненькое, болезненное личико, яркие глаза.

На картине отрок Варфоломей стоит в белой, чистой, простой, крестьянской рубахе, а с пояса свисает кнут для лошадей, потому что, согласно Житию, отец послал Варфоломея искать лошадь. Его глаза, в которых видна вся светлая душа отрока, серьезно, не по- детски смотрят на святого старца. Варфоломей как будто предви­дит свое будущее.

Сразу виден контраст между старцем и отроком. Белая рубашонка Варфоломея – самое яркое пятно на всей картине – символизиру­ет юность, чистоту, а темное, почти черное одеяние инока-старость, мудрость. Цвет волос мальчика в тон осенним полям – соломенный, а его штанишки и сапожки нарисованы теми же красками, что и ку­коль старца, как будто они похожи в своей святости.

Заметна очень интересная вещь: рядом с отроком растет малень­кая елочка, такая же тоненькая и слабенькая, как и отрок, а рядом со старцем – старый, морщинистый дуб, явно похожий на инока своим величием и мудростью.

Лицо инока скрыто под куколем, и это делает картину еще более таинственной. Голову окружает золотой нимб, который не сразу за­метен. Сразу после демонстрации картины на выставке передвижни­ков в 1890 году возникло много споров о нимбе старца. Ведь лицо инока нарисовано в профиль, а нимб в фас, поэтому нимб должен быть изображен только золотой линией. Нестерова ругали за не­правдоподобие, но мне кажется, что так он хотел направить внима­ние зрителя не на лицо инока (внешние черты), а на его святость. Инок открывает небольшой ковчег, а Варфоломей рядом сложил Руки в молитве. Бросаются в глаза и руки старца, они так бережно держат ковчежек, в них ощущается нежность и любовь, направлен­ные на мальчика. Его колени немного согнуты. Он явно хочет покло­ниться святому старцу. Но и старец стоит, наклонившись к мальчику, может быть, чтобы лучше слышать слова отрока, а может быть предвидя его будущий подвиг. На этой картине, в отличие от других, более поздних, Варфоломей нарисован без нимба, т.к. Нестеров, как видно, хотел изобразить начало святого пути Сергия Радонежского.

Первые эскизы картины появились на острове Капри в Италии! На них была только некоторая часть пейзажа и фигуры посередине, инок стоит к нам лицом, а вот лица отрока не видно. Но тогда центром картины становится инок, а не мальчик. Пейзаж на этом эскизе не выразителен. На нем нет неба и видна лишь полоска озе­ра, он лишен глубины, пространства и воздуха. Потом Нестеров по­нял, что именно пейзаж лучше всего выделит это волшебство, чудо и изменил композицию.

Обучающее сочинение-описание по картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею" проводится в 8 классе на двух уроках после изучения темы "Житие Преподобного Сергия Радонежского". Это материалы для учителя. Если Вы хотите найти готовое сочинение, то Вы его здесь не найдёте!

Слово учителя: Мы с вами познакомились с житием Сергия Радонежского, знаем основные события его святой жизни, понимаем, почему он был причислен к лику святых. Сегодня мы познакомимся с картинами художника Нестерова, на которых он изобразил жизнь Преподобного Сергия. Нестеров учился в московском училище ваяния и зодчества, потом в Академии художеств. Он увлёкся религиозным направлением в живописи. Все его картины изображали святых, Иисуса Христа, людей религиозных, религиозные обряды. Вместе с Васнецовым он расписывал Владимирский собор в Киеве, создавал фрески и иконы. В Москве он расписал Покровский храм в Марфо-Мариинской обители.

Нестеров глубоко понимал образ «умиротворённого человека». Глядя на его творения, мы поражаемся, с какой верностью самому себе художник воссоздавал свой мир, который не назовёшь иначе, как мир души. Ему была интересна духовная жизнь человека, такие его черты как смирение, умиротворение, погружение в себя.

Нестеров создал целый цикл картин, изображающих жизнь Преподобного Сергия Радонежского.

Демонстрационный слайд

Первичное восприятие полотна, которое предстоит описывать.

Сегодня мы с вами напишем сочинение-описание по одной из этих картин «Видение отроку Варфоломею».

Беседа по картине

  • Какое же событие из жизни отрока Варфоломея, будущего Преподобного Сергия, изображено на этом полотне?

Данный слайд нацелен на предупреждение речевых ошибок. Ребята вспоминают приобретённые ранее навыки работы с сочинением по картине.

Но прежде всего мы должны с вами вспомнить, как надо работать над сочинением-описанием по картине.

ПК (ответы на вопросы)

  • Шедевр, произведение искусства, полотно
  • Мастер, Нестеров, автор полотна, живописец
  • Изобразил, создал

На данном этапе урока ребята вспоминают сведения об отличии рисунка от картины. Это необходимо для разграничения понятий и предупреждения лексических ошибок. Ребята не должны использовать в сочинении по картине слова «рисунок», «нарисовал».

Этот слайд нацелен на повторение знаний по технологии написания сочинения. Также по ходу демонстрации слайда ребята начинают коллективно составлять план.

Знакомя с этим отзывом Паустовского о полотне, учитель демонстрирует идею работы. Именно эту мысль и надо проводить в сочинении всеми средствами: и композиционными, и языковыми. Эти слова можно использовать как тезис сочинения. Учитель просит ребят написать вступление.

Пример вступления

М. В. Нестеров – прекрасный русский художник конца 19 начала 20 века, которого интересовали религиозные сюжеты. На своих полотнах он изображал странников, божьих людей, святых. Художник создавал иконы и фрески, расписывал храмы в Киеве, Москве. В своём творчестве он создал образ умиротворённого человека. Глядя на его творения, мы поражаемся, с какой верностью самому себе художник воссоздавал свой мир, который не назовёшь иначе, как мир души. Ему была интересна духовная жизнь человека, такие его черты, как смирение, умиротворение, погружение в себя. Живописца привлекали люди неординарные, святые страстотерпцы, поэтому он создал целый цикл полотен, изображающих жизнь Преподобного Сергия Радонежского. Одна из этих картин называется «Видение отроку Варфоломею». На ней мы видим тот эпизод из жизни святого, когда он встретил в поле святого старца, который выслушал горе мальчика о том, что ему трудно читать, и ответил отроку, что дастся ему разумение святого писания не от людей, а от Бога. Эта встреча была знаменательна для Варфоломея, потому что она предсказала, что он избранник Божий.

Ребята не только составляют план, но и предупреждают логические ошибки, придумывая переходы-«мостики» от части к части.

  • Паустовский назвал этот шедевр … (дальше цитата)
  • С Варфоломея
  • Смиренный
  • В глазах, в молитвенно сложенных руках

Данный слайд останавливает внимание учащихся на композиционном центре полотна – фигуре мальчика. Подбираем материалы к описанию отрока.

  • С позы, с рук
  • Молитвенно сложенные руки, вопрошающие голубые глаза
  • Овсяная голова, белая косоворотка, пёстрые шаровары, расписные онучи

Данный слайд тренирует умения учащихся излагать мысли в логической последовательности.

Переносим внимание на задний план полотна

  • Что мы видим на заднем плане полотна?
  • Убегающую вдаль дорогу, которая ведёт к храму, сжатые поля, тонкие берёзки и осинки, покрытые лесом склоны холмов.

Рассматриваем его в деталях.

  • Нехитрый русский пейзаж
  • Своей чистотой, тишиной, неяркостью. Такая природа будит не ликование и радость, а смиренную созерцательность, погружение в себя.

В заключение надо сделать какой-то высокий аккорд, ведь картина действительно проникнута духом святости и тишины осенней Руси.

  • О чём мы напишем в заключении?
  • О своём отношении к этой картине, о тех чувствах и мыслях, которые она будит, о значении этого шедевра в культуре России.

Пример заключения

Этот нестеровский шедевр ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. Он будит в нас раздумья о чистоте и голубиной святости Руси, надежду на то, что русский дух не выведется вовеки, что никакая сила не пересилит нашу силу. Это картина – хрустальный светильник, зажжённый художником во славу своей страны. Не перестанут наши дороги вести к храму, не перестанет над Россией звенеть малиновый звон, не перестанут русские художники и поэты прославлять красоту национального характера.

Демонстрируется образец описания Варфоломея. Это возможно делать в классах со слабой мотивацией. В более сильных классах данный слайд можно скрыть и предложить задание для самостоятельной работы.

Мостик-переход: Благочестивый, не по-детски смиренный взгляд устремлён на старца-черноризца.

На этом слайде также показан образец описания старца.

Мостик-переход от старца к пейзажу: Чёрная ряса монаха ярко выделяется на фоне золотистых сжатых полей и пастельных тонов всего пейзажа.

Пейзаж ребята описываю самостоятельно.

Пейзаж представляет перед нами Россию во всей простой, незатейливой красоте. Убегающая вдаль дорога ведёт к старинному деревянному храму, пропитанному легендами и сказками. Малиновый звон колоколов разносится по всей округе: и над белыми тонкими берёзками, и над дрожащими осинками, и над синеглазыми реками. В чистом, как ключевая вода, воздухе, виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка. Это зрелище открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слёзы.

Итак, мы закончили собирать материалы к сочинению. Теперь можно собрать «мозаику» воедино. Переходим к следующему слайду.

Раздаточный материал к уроку работы над ошибками

После сочинения обязательно работаем над ошибками сообща, так как, если над орфографическими и пункуационными ошибками ребята худо-бедно ещё могут работать, то речевые, логические и грамматические ошибки они не понимают. Поэтому я или делаю презентацию, или раздаю каждому вот такой лист с ошибками, и мы вместе над ними работаем.

Ошибки в сочинении «Видение отроку Варфоломею»

Логические (отсутствие связи)

  • Нестеров был товарищем Саввы Мамонтова, поэтому часто гостил в Абрамцеве. Подмосковная природа, близость к святым местам Радонежа и вдохновили его на создание (какого?) полотна.
  • Художник посвящал свои полотна людям святым, людям, нуждающимся в помощи. Одним из них был Преподобный Сергий Радонежский. (Получается, Сергий нуждался в помощи?)
  • Над головой черноризца светится нимб, значит , отрок разговаривает со Святым.

Надо изменить фрагмент так, чтобы появилась связь.

Речевые

  1. Неоправданные повторы слов
  • Перед ним, под большим деревом, предстал странный старец в чёрной длинной ризе. В руках у старца просфора.
  • Крупным планом изображён деревенский мальчик и старец, одетый в ризу. Мальчик молитвенно сложил руки…
  • Старец человек святой. В руках старец держит ковчежец.

Использовать местоимённую замену, синонимы.

  1. Лексические ошибки (штампы)
  • Нестеров – великий русский художник;
  • красивый осенний пейзаж;
  1. Лексическая ошибка (незнание значения слова) простотерпец (старстотерпец)
  2. Лексическая несочетаемость
  • разбегается малиновый звон, издававшийся от куполов,
  • колокола создают малиновый звон;
  • тихая осенняя палитра перекликается с персонажами ;
  • косоворотку, переплетённую кушаком;
  • благочестный взгляд;
  • его фигура выражается на фоне сжатых полей;
  • рисовал портреты;
  • Он является частью растения (т.е. дуба)
  1. Неверно подобранное слово из ряда синонимов
  • Картина вызывает сильные чувства: умиротворение, спокойствие, умиление.
  • Красочные картины

Грамматические

  1. 6. Текст не разделён на предложения. Один предмет – одно предложение!
  • У него овсяная голова, одет он в белую косоворотку, подпоясанную кушаком…
  • Молитвенно сложенные руки на груди, вопрошающие глаза, смотрящие прямо перед собой.
  • Овсяная голова, символизирующая Россию.
  • Белая косоворотка, подпоясанная кушаком.
  • Пёстрые шаровары, заправленные в онучи.
  • У него русые волосы, он одет в белоснежную косоворотку, которая затянута кушаком, пёстрые шаровары надеты на нём, на ногах у него расписные онучи…

Поделить на предложения точками, в каждое предложение добавить сказуемое или заменить причастие глаголом или кратким причастием.

  1. 7. Нет согласования

… в пёстрых шароварах, заправленные в расписные онучи

Написал много картин, который посвятил духовным лицам;

ковчежец, из который достаёт просфору…;

в чистой , как ключевая вода, воздухе…;

косоворотка, подвязанный кушаком;

взглядом, устремлённом на старца;

на святого старца, помогшему мальчику;

Чёрное одеяние, сливающие ся с деревом

  1. В предложении нет основы Даже само событие, как предсказание.
  2. От этой картины нельзя остаться равнодушным (Картина не оставит никого равнодушным)
  3. Нет сказуемого Его руки молитвенно сложенные (Его руки молитвенно сложены)
  4. Пропуски слова
  • Это зрелище открывает в нас такие глубокие____ любви к своей родной земле…;
  • Над головой у него ____ золотой нимб.
  1. Синтаксические ошибки при построении предложения с деепричастным оборотом.
  • Глядя на это полотно, на душе становится тихо и спокойно. Заменить СПП
  • Глядя на это произведение искусства, в душе воцарилась гармония. Заменить СПП
  1. Нарушение управления Его лицо не видно
  2. Нестеров, писав эту картину…

Орфографические

  • Ве дение отроку Варфоломею, овсянн ая голова
  • Его пёстрые шаровары заправленн ы в расписные онучи.
  • Убегающая в д аль дорога
  • Не хитрый русский пейзаж
  • Исс кус тво
  • О житие Преподобного Сергия
  • Варфа ла мей
  • Буд- то
  • Будую щем
  • Так___же мы видим высокий холм
  • И___ так, …

Пунктуационные

  1. Деепричастный оборот Глядя на такую природу х)

    Спасибо за помощь. Сочинения-описания даются мне пока с трудом: скорее всего, волнуюсь и не могу сосредоточиться. Слова куда-то исчезают, делаю простые орфографич. ошибки в словах(хотя знаю их написание). Картины хочется смотреть, когда о них ещё и рассказывали что-нибудь. Самим пока трудно: мешает сленг, на уроках обычно стоит гвалт, о религии ничего не знаем и пр. Ещё раз спасибо.

  2. #2

    Спасибо,очень помогли,прочитал статью,исправил свои ошибки.

  3. #3

    Уважаемая,Инесса Николаевна,благодарю Вас.

Всё в тающей дымке - холмы, перелески,
Здесь краски неярки и звуки нерезки,
Здесь медленны реки, туманны озёра,
И всё ускользает от беглого взора...

Н. Рыленков «Всё в тающей дымке»

О картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Большинство картин, созданных М. В. Нестеровым в 1890–е годы, посвящены жизни Сергия Радонежского.

Для Нестерова образ Сергия был воплощением идеала правильной, чистой и подвижнической жизни, но имел в его глазах и общественное значение.

Первым произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившаяся на восемнадцатой Передвижной выставке. Работать над нею М. В. Нестеров начал в 1889 году.

В основе сюжета лежало религиозное предание. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению.

В своей картине Нестеров далёк от подробной описательности действия. Недаром трудно понять, какой именно момент легенды изображён. Художника, скорее, интересовало не столько само чудесное событие, сколько определение его внутреннего характера, отражение его в душе мальчика.

Нестеров изображает момент, когда отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания молитвы. Тонкая фигура мальчика, которую художник поместил почти в центре картины, сливается с пейзажем, она кажется органической частью полей, лугов, тонких, трепетных деревьев, зелёных перелесков, этого чистого русского пейзажа с его деревянной церковкой, деревенскими крышами, ёлочками и извилистой речкой.

Природа изображена Нестеровым с глубоким пониманием – это не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, о её нежной красоте и удивительной гармонии. И вместе с тем художник изображает природу просто и безыскусственно: и дома деревни, и сараи, и чуть красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками, перекликающимися с голубой полоской светлого облачного неба. Всё пронизано живым, реальным ощущением человеческой жизни, очищенной от повседневной суеты, умиротворённой, прекрасной в своей чистоте.

Но мальчик печален – столько в нём недетской печальной внимательности, какого-то тихого душевного ожидания. Грустный мотив звучит в этом пейзаже, в нём нет ярких красок. Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледным золотым цветом всю картину. Но природа трепетна, она прекрасна в своей тихой, чуть грустной тишине. Нестеров добился в этом произведении – и отныне это становится одной из главных особенностей его творчества – удивительной эмоциональности пейзажа, слитности с настроением человека. Несмотря на неправдоподобность сюжета, нет ощущения его ложности и надуманности.

Новизна картины во многом заключена не только в изображении природы. Перед Нестеровым стояла этическая проблема – показать душевную частоту мальчика, показать идеал чистой, возвышенной, гармонической жизни, связанной с представлениями о духовных идеалах русского народа.

Мальчик не удивлён появлением старца, он точно ждал его и теперь погружён в созерцание. Нестеров утверждает реальность чуда, возможность и естественность этого чуда в духовной жизни отрока Варфоломея.

Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» была новым явлением в русском искусстве. Сверхъестественный сюжет, соединение в картине реального (природы и человека) с видением (фигура старца с чудесным сиянием вокруг головы), повышенная, почти идеальная в своей сверхъестественности эмоциональная характеристика героя, слитность его настроения с настроением, царящим в окружающей природе, окрашенной золотым сиянием осени, - всё это были новые моменты в живописи передвижников.

Л. Воронихина, Т. Михайлова

На картине Нестерова большую роль играет пейзаж. Он очень эмоционален, созвучен с настроением героев. На заднем плане изображено блеклое, даже бело-желтое небо. Оно светлое, но не голубое. На этой картине основной цвет – желтый, значит, время года – ранняя осень. В глаза бросаются голубые купола бедной деревянной церкви. Эти два купола кажутся ярко-голубыми, выделяются на фоне желтоватого неба. По цвету и по форме они похожи на васильки, растущие на лугу. В картине чувствуется солнце, хотя его не видно. На дальнем плане изображена небольшая деревенька. За деревушкой простирается бескрайний простор. Рядом с церковью расположены огороды. Темно-зеленые посевы похожи на капусту. По бокам картины нарисованы густые леса, которые как бы обрамляют её, придают глубину. Слева на картине протекает изгибами маленькая речушка.

На переднем плане изображены отрок Варфоломей и старец. Трепетное лицо мальчика печально, он с восхищением и недетским вниманием смотрит на игумена. Отрок очень худой: у него истощенное лицо, а под глазами синяки. Волосы его светло-русые под цвет соломы. Цвет волос ребенка гармонирует с цветами поля и деревьев. Мальчик молитвенно сложил свои худенькие и тонкие руки. Спина отрока слегка согнутая, его колени тоже чуть согнуты, как будто он собирается преклониться перед старцем. Мальчик одет просто – на нем обычная крестьянская одежда. Нестеров изобразил отрока в белом, чтобы показать чистоту души ребенка. Слева от мальчика растет маленькая березка. Она слабенькая и беленькая. Рядом с отроком стоит миниатюрная сосенка. Эти два деревца как символ молодости и беззащитности. Они такие слабенькие, что напоминают худенького и слабенького мальчика.

Перед мальчиком стоит старец. Лица старца не видно, потому что оно скрыто капюшоном. Капюшон закрывает всю голову старца, но видно часть седой бороды. Седая борода говорит о том, что перед отроком стоит старый мудрец. Старец, чувствуя великое предназначение Варфоломея, словно наклоняется к мальчику. Вокруг головы игумена – нимб, который почти растворяется в желтом цвете деревьев. Руки старца большие, но истощенные, держат ларчик с просфорой. Видно, что это руки человека, который всю жизнь трудился и постился. Старец одет в черный плащ и накидку с красными крестами. Цвет и форма капюшона похожи на купола церкви. Игумен стоит рядом с дубом, который олицетворяет крепость, мудрость и старость. У старца есть все эти качества.

Когда смотришь на картину, то ощущаешь простор. Пейзаж картины реалистичен, но в фигурах присутствует мотив сказочности. Кажется, на картине всё замерло, тишина. У меня, когда я смотрю на картину, появляется чувство спокойствия и грусти. На этой картине изображена чистота и красота русской природы.

Глядя на полотно М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», зритель невольно оказывается на просторах красивой русской природы. Бескрайняя даль полей, плавно перетекающая в тусклый небосвод, окаймлена с двух сторон густой полосой леса. На фоне явно видна старенькая церквушка, нежно-голубые главки которой устремлены в небо. Присмотревшись, можно увидеть и почерневшие от времени ветхие избушки, которые лишь дополняют тихий пейзаж.

Цветовая гамма ясно говорит о том, что на картине изображена ранняя осень, когда деревья надевают желтый наряд и только несколько верхушек елей выделяются на фоне однородного массива своей темной зеленью. Созревшие колосья на распаханном вдали поле как будто припадают к земле под порывом пока еще не холодного ветра. Трава под ногами явно пожухла и потеряла свой яркий цвет, став более желтой, с оттенками коричневого. Довольно широкая полоса дороги, ведущей в деревню, имеет голубые вкрапления – скорее всего, лужи, оставленные дождями. Небо явно затянуто тучами и потеряло свою прежнюю синеву: лишь одна голубая лента на фоне светлого серо-желтого полотна пересекает небесный свод своей ясностью.

На переднем плане, на возвышении холма, стоят две фигуры, которые и являются центральными объектами картины. Один из них – светловолосый юноша – стоит перед благообразным старцем, молитвенно сложив руки и смотря на него светлыми голубыми глазами, в которых застыла немая просьба научить его понимать грамоту. Варфоломей одет в простую светлую крестьянскую рубаху, подпоясанную красной веревочкой, просторные темные штаны и сафьяновые сапоги. Его образ как будто наполнен внутренним светом, чистотой детской души и искренностью в каждом жесте.

Напротив мальчика стоит чуть склоненный седобородый монах. Он облачен в черное длинное одеяние, а его лицо скрыто капюшоном. Инок открывает жилистыми руками небольшой ларчик, видимо, желая, что-то отдать отроку. От старца веет какой-то таинственной святостью, мудростью: не зря он стоит на фоне дуба, который символизирует силу и твердость духа.

В целом, картина очень гармонична, каждая деталь дополняет ее целостность. Смотря на нее, возникает чувство сопричастности той сцене, что изображена.

Сочинение описание картины Видение отроку Варфоломею

На картине Нестерова важное значение имеет пейзаж. Он насыщен желтым цветом, что указывает на осеннее время года. Погода выглядит солнечной, теплой, хотя самого солнца автор не изобразил. Небо окрашено в бледно-голубой цвет, а на его фоне ярко выделяются и, словно васильки на лугу, тянутся кверху ярко-голубые купола старой деревянной церкви. Неподалеку от церкви расположились огороды. К ней тянется узенькая тропинка, справа от которой простирается засеянное поле.

На заднем плане виднеется небольшое поселение, а за ним во всю ширь растянулись бескрайние просторы. Справа и слева по краям полотна изображены густые леса, благодаря чему картина приобретает дополнительную глубину. По левому краю извилистой лентой пробегает небольшая речушка.

На первом плане изображены главные герои произведения – отрок Варфоломей и старец. Лицу мальчика автор придал трепетное печальное выражение, при этом взгляд его, обращенный к мудрому старцу, наполнен восхищением и чутким вниманием. Ребенок очень худой, что особенно подчеркивает тонкое личико и небольшие синяки под глазами. Руки у мальчика сложены вместе как если бы он молился. Одеяние мальчика очень простое – обычная крестьянская одежда, при этом она чистая и светлая, как душа ребенка, который ее носит. Также, словно повторяя образ юного отрока, рядом растет тоненькая березка и здесь же стоит маленькая сосенка. Они символизируют собой молодость и беззащитность.

Напротив мальчика стоит, слегка согнувшись, старец. Он чувствует великое предназначение отрока. Его лицо скрыто капюшоном, цвет и форма которого напоминает виднеющиеся вдали церковные купола. Сам старик облачен в длинное одеяние – черный плащ, который покрывает синяя накидка с красным крестом. О возрасте человека говорит седая борода, часть которой видна из-под капюшона. Старого мудреца озаряет святой нимб, растворяющийся на фоне желтеющего пейзажа. В больших усталых руках – ларчик с просфорой. Пришелец стоит рядом с высоким крепким дубом, который своим возрастом, крепостью и мудростью как бы олицетворяет самого старца.

Картина позволяет ощутить настоящий простор, пейзаж реалистичен, но в то же время в образах героев наблюдается элемент сказочности. Вокруг ощущается полнейшая тишина, а на душе становится немного грустно, но все же хорошо и спокойно.

7, 8, 9 класс

Описание настроения картины Видение отроку Варфоломею


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Свидание Маковского 4, 7 класс

    В далёком 1883, Владимиром Маковским была написана прекрасная картина под названием Свидание. Она вместила в себя тему обнищания и страданий бедного народа, а также заботу и силу материнской любви.

  • Сочинение описание по картине Неаполитанский залив в лунном свете Айвазовского

    Картина появилась на свет в 1843 году, Иван Айвазовский написал ее в солнечной Италии. Неаполитанский залив – часть Тирренского моря, что располагается на западе страны.