Декоративно прикладное искусство сценарий мероприятия. Город мастеров — декоративно-прикладное творчество. Внеклассное мероприятие "Веселые художники"

Внеклассное мероприятие по декоративно-прикладному творчеству

Игра - путешествие по декоративно-прикладному искусству "В гостях у Акварелькина"

Форма проведения: игра – путешествие. Описание: данный материал может быть использован классными руководителями коррекционных школ, педагогами дополнительного образования для проведения внеклассных мероприятий с детьми 3-4 классов. Цель: Способствовать формированию знаний у детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Задачи: 1. Расширять и углублять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве. 2. Развивать творческие наклонности учащихся, художественный вкус. 3. Способствовать формированию положительных эмоций, взаимовыручки. Оборудование: карта города, иллюстрация тройки лошадей, магнитофон с записью колокольчиков тройки лошадей, Хохломская роспись на посуде, рисунки посуды, краски, кисти, стаканчики с водой., тарелки из папье-маше, клей, рисунки голубых узоров, Дымковская игрушка, прялка с городетской росписью, ножницы.

Ход занятия:

1.Орг. момент. Акварелькин: Я художник, с малых лет И всем известно это. Я нарисую ваш портрет, Картину для поэта, Цветы и травы, и восход, И бьющееся море, И счастье, радость и восторг, Печаль и чьё-то горе. Волшебных красок яркий свет Вмиг оживёт в картине. Вот здесь мазок – И грусти нет в помине. Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости! Я так к вам спешил принести письмо, там такое случилось в городе Народных умельцев. Давайте его прочтём. 2.Знакомство с темами и задачами. Письмо. Дорогой Акварелькин! В нашем городе произошло несчастье. Злая помеха – неумеха перемешала все краски, смыла все рисунки, и теперь наши улицы стали совсем некрасивыми, дома – невесёлыми, а все жители – игрушки совсем грустными. Милый Акварелькин! Помоги! Нарисуй, какими цветами можно украсить наши улицы. Помнишь, они назывались: «Городетская», «Хохломская» и другие. Твои друзья из города Народных умельцев. Ну, что, ребята, поможем? А на чём мы можем добраться в город Народных умельцев? Так как на улице у нас снег поедем мы туда на тройке лошадей вот по какому маршруту. (Вывешивается картина и карта города). Занимайте свои места. Поехали. 3.Основной момент. Закройте глаза (звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Вот мы с вами оказались на первой улице, которая называется Городетская. Так повелось на Руси, что, пожалуй, ни одно орудие труда не украшалось с такой любовью, как прялка. О труде пряхи народ создавал песни, слогал стихи, сочинял танцы. Сейчас подружек позову, Хоровод свой заведу… Исполнение песни "Во саду ли, во городе". В Городетской росписи изображают бутоны, птиц, лошадей. Краски яркие – синие, зелёные, красные и жёлтые. Ребята поехали на следующую улицу нашего города. Займите свои места. Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Вот мы с вами и оказались на Хохломской улице. Бочонок солнечный весьма, На нём цветы и земляника – Семёновская хохлома Вся золотисто – краснолика! Придёт студёная зима, И снег закрутит буйкий ветер, Но солнечная хохлома Всегда напомнит нам о лете. Хохломские мастера видели красоту родной природы и замечали красоту даже травы – она очень хорошо смотрелась на чёрном фоне, эта золотая травка. В узоре изображали ягоды, цветы. Рисовали на жёлтом и чёрном фоне. Дети раскрашивают. Отправляемся на следующую улицу города Народных умельцев. Займите свои места. Закройте глаза. (Звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами оказались на улице Гжельской. Мастера на этой улице раскрашивали посуду всего 2 красками: голубой и белой. Жители этой улицы прислали нам посуду. Какого она цвета? А какого цвета не хватает? Посмотрите, здесь есть ещё и узоры, вырежьте их и наклейте на посуду. Прошу занять свои места. Закройте глаза. (Звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами очутились на Дымковской улице. Чем знаменита Дымковская улица? Игрушкою своей! В ней нету цвета дымного, Что серости серей. И злость, и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымковской Растают навсегда! Подошёл весёлый час – Танцы русские у нас! (Исполнение танца). Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами оказались на Филимоновской улице. А чем знаменита эта улица? Жители этой улицы прислали нам свистульки, но посмотрите какие они бесцветные, давайте раскрасим их. Наряд Филимоновской игрушки связан со старинными символами – оберегами. Используют такие цвета – малиновый, зелёный, жёлтый и голубой. Полоски, крестики, дуги, звёздочки, солнышки, волнистые линии, точки, ёлочки. Итак, начали. Молодцы, ребята! Ребята, занимайте свои места поехали назад в школу. Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Вот мы и в школе. 4.Итог занятия. Скажите, по какому городу мы сегодня путешествовали? На каких улицах были? Что о них узнали? Понравилось ли вам наше путешествие? Наш праздник весёлый удался на славу! Я думаю, всем он пришёлся по нраву. Прощайте, прощайте – все счастливы будьте! Здоровы, красивы и путешествие не забудьте!

Цель: создание условий для возникновения и развития интереса детей к творческой деятельности.

Задачи:

  • формирование и развитие творческого потенциала детей;
  • развитие коммуникативных качеств;
  • создание условий для осознания детьми принадлежности к творческому коллективу, сообществу;
  • создание праздничного настроения.

Адресность: для детей 7-9 лет, занимающихся в студиях декоративно-прикладного и изобразительного искусства первый год.

Техническое оснащение: звуковое оборудование, цветик-семицветик (на мольберте), палитра, кисточка, краски, костюмы Художника, Кисточки, Фиолетовой Краски, кроссворд (может быть изображен на листе ватмана формата А0 или проецироваться на экран – в этом случае необходимы проекционный экран, проектор, компьютер).

Действующие лица:

  • Художник
  • Кисточка
  • Фиолетовая Краска

Условия и особенности реализации:

Большое значение имеет художественное оформление праздника (пригласительные билеты, оформление зала, афиша), музыкальное сопровождение, оригинальный реквизит для творческих конкурсов, мастерство ведущих, их речь, умение общаться с аудиторией.
Праздник проводится в большом, празднично украшенном зале. Стулья стоят полукругом. В центре зала происходит всё действие. Зал украшен разноцветными воздушными шарами. На стендах – творческие работы ребят.
Во время праздника ребята получают от Художника творческие задания и успешно выполняют их.

ХОД ПРАЗДНИКА

(Выходит ведущий праздника – Художник)

Художник: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Позвольте представиться – художник, Модест Аполлонович Третьяков, действительный член Академии Изящных Искусств.
Ребята, в этом году вы начали заниматься в студиях отдела декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества. Сегодня я пригласил вас на праздник, который называется «Здравствуй, творчество!». А что такое творчество?

(Ребята отвечают)

Творчество – это процесс создания чего-то нового и прекрасного. Надеюсь, что сегодня вы сумеете выполнить творческие задания и показать, что вы умеете творить!
Но где же моя помощница, Кисточка? Она, наверное, рисует и поэтому опаздывает.

(Появляется Кисточка)

Кисточка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Модест Аполлонович!

Художник: Кисточка, но почему же ты задержалась?

Кисточка: Дорогой Художник, я не могла найти палитру и Вашу волшебную кисточку. Они куда-то исчезли. Ребята, вы не знаете, куда?

(Ребята отвечают)

Художник: Загадочное явление. Волшебная кисточка сегодня мне просто необходима. Без волшебной кисточки я не смогу помочь ребятам творить прекрасное. Что же делать?

Кисточка: Продолжать наш праздник. Я очень люблю праздники, а еще я очень люблю рисовать!

Художник: Кисточка, а что ты любишь рисовать?

Кисточка: Солнце, природу, цветы, животных, людей…

Художник: Кисточка, мы должны вспомнить с ребятами, как называются изображения природы, предметов, человека.
Ребята, сейчас я прочитаю вам замечательное стихотворение поэта Александра Кушнера «Что я узнал». Но последнее слово каждой части стихотворения предстоит сказать вам:

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картинка
Называется … (пейзаж )

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это … (натюрморт )

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина называется … (портрет )

Художник: Ребята, вы все назвали правильно! Кисточка, какая твоя любимая краска?

Кисточка: Оранжевая. Чтобы ее получить, нужно смешать красную и желтую краски.

(Появляется Фиолетовая Краска с палитрой и кисточкой в руках)

Фиолетовая Краска: Художник, Кисточка! Мне тоже так хотелось смешать краски, чтобы получить фиолетовый цвет! Для этого я и взяла палитру и кисточку. Но у меня ничего не получилось.

(Плачет)

Кисточка: Фиолетовая Краска, не расстраивайся. Посмотри, сколько ребят в зале! Они тебе помогут.

Фиолетовая Краска: Ребята, поможете мне?

(Ребята отвечают)

Художник: Чтобы знать, какие краски нужно смешать для получения различных цветов, необходимо учиться, а еще иметь друзей, которые всегда придут на помощь. Фиолетовая Краска, у тебя есть друг?

Фиолетовая Краска: Да! Кисточка!

Художник: Кисточка, давай спросим у ребят, какие краски нужно смешать, чтобы получить фиолетовую краску?

(Ребята отвечают)

Да, правильно. Нужно смешать красную и синюю краски. Ты поняла, Фиолетовая Краска?

Фиолетовая Краска: Давайте смешаем на палитре красную и синюю краски и посмотрим, что получится.

(Смешивает краски)

Ура, получилось! Мой любимый фиолетовый цвет!

Художник: Замечательно! Фиолетовая Краска, оставайся с нами на празднике – узнаешь много интересного! Давайте от каждого творческого коллектива пригласим по два участника. Пускай они тоже попробуют смешать краски и получить голубой, розовый, темно-синий, серый, бежевый, светло-зеленый цвета.

(Ребята смешивают краски и показывают, что у них получилось)

– Молодцы, ребята! Вы выполнили задание!

Фиолетовая Краска: Ребята, а вы знаете, что ни в одной песне не упоминается фиолетовый цвет?

Кисточка: Ни в одной?

Фиолетовая Краска: Ни в одной! Есть «Оранжевая песня», песня о зеленом кузнечике и про зеленый свет, о голубом вагоне, песня о розовом слоне, про белое яблоко луны и красное яблоко заката, про белый снег, а про фиолетовый цвет нет.

Художник: Я знаю, как тебе помочь. Давайте объявим песенный конкурс среди учащихся, педагогов и родителей Дома детского творчества. Участвовать могут все желающие! Непременное условие – в песне должен упоминаться фиолетовый цвет. Возможно, эту песню сочинит творческая группа. Конкурс начинается!

Фиолетовая Краска: Вы согласны, ребята? Ведь это здорово!

Художник: Кисточка, напиши сегодня же объявление о конкурсе. А наш праздник продолжается! Дорогие друзья, вам нужно отгадать слова в кроссворде. Вот эти слова:

  1. Выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо области (6 букв) (Талант)
  2. Без чего не выловишь и рыбку из пруда (4 буквы) (Труд)
  3. Основной инструмент художника (8 букв) (Карандаш)
  4. Цветные карандаши без оправы, а также рисунки, выполненные ими. Отличаются мягкой приглушённостью тонов, бархатистой поверхностью (7 букв) (Пастель)
  5. Основной инструмент художника (5 букв) (Кисть)

Ребята отгадывают кроссворд:

Самое трудное – нужно отгадать слово в центре кроссворда. Четыре буквы этого слова вам известны. Кисточка, помоги ребятам.

(Ребята отгадывают ключевое слово кроссворда – творчество)

Молодцы! Кроссворд вы отгадали правильно!

Художник: А сейчас следующее творческое задание. Вспомните, пожалуйста, замечательную сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Вспомнили? Вот волшебный цветок из этой сказки.

(Фиолетовая Краска выдвигает мольберт с цветиком-семицветиком)

Цвет каждого лепестка – один из цветов радуги. Сейчас вам предстоит написать на каждом лепестке те качества, которые помогут вам творить. Вызываю по три участника от каждого творческого коллектива.

(Ребята выходят в центр зала к приготовленным мольбертам)

Ну что ж, друзья, за работу! Желаем вам удачи! Кисточка, помоги ребятам!

(Ребята выполняют задание)

Творческим людям необходимы следующие качества: талант, терпение, воображение, художественный вкус, любовь к природе, знание народных традиций, мастерство.
Да, именно эти качества необходимы, чтобы стать настоящим творцом, мастером своего дела. И с этим заданием вы справились! Молодцы!

Кисточка: На нашем празднике творческие работы студии моделирования одежды «Модница» представят учащиеся студии. Коллекция называется «Экзотика». Экзотика и загадочность ярких красок тропической природы отражены в этих удивительных вещах, сшитых руками юных мастериц.

(Демонстрация моделей одежды)

Художник: Хочу представить творческие коллективы:Мастерская мягкой игрушки «Пчёлки». Девиз этого коллектива: «С игрушкой – по жизни!»
Девиз изостудии «Вдохновение»: «И мастерство, и вдохновенье, талант, терпенье и любовь!»
Студия керамики «Путь» выбрала девиз «Не боги горшки обжигают».
Любимое время ребят, которые занимаются в изостудии «Апрель», конечно же, весна.
Студия изобразительного искусства «Арт-студия». Девиз «Рисовать – мое призвание».
Студия флордизайна «Фантази». Девиз студии: «От умения – к мастерству, от цветка «Фантази» до полёта фантазии».
Студия моделирования одежды «Модница».
Творческая мастерская «Рост». Девиз «Мы растем, и вместе с нами растет наше мастерство».
Дизайн-студия.
Творческая мастерская «Академия волшебников».
Лаборатория техники «Юниор».
Поприветствуем их, друзья!

Художник: А сейчас я хочу представить педагогов отдела декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества.

(Представление педагогов)

Кисточка: Сейчас вашему вниманию предлагается коллекция студии «Модница» «Платочная фантазия». Платок – очень древний вид одежды. Немножко фантазии – и он превратится в вечерний туалет или пляжный костюм. Приветствуйте! Студия «Модница»!
В руках у наших юных манекенщиц цветы, выполненные в студии «Фантази». Эту композицию назвали «Вечно цветущий сад».

(Демонстрация моделей одежды и цветочных композиций)

Художник: Учащиеся отдела декоративно-прикладного искусства участвуют в международных, всероссийских, городских и районных выставках, где неоднократно становились победителями, лауреатами и дипломантами. За прошедший год учащиеся отдела участвовали в 27 выставках и конкурсах на выставочных площадках в ЛЕНЭКСПО, Манеже, в Выставочном центре Союза художников, в Этнографическом музее, в театре Юного зрителя, в Спортивно-концертном комплексе. Вот названия некоторых выставок: «Рождество в Петербурге», «Комната моей мечты», «Мозаика талантов», «Школа+».
Мне известно, что ваш Дом творчества существует уже 23 года. А в студиях есть ребята, которые занимаются творчеством 6, 7 и даже 8 лет.
И сегодня на нашем празднике мы хотим вручить свидетельства об окончании полного курса обучения выпускникам студии флордизайна «Фантази», изостудии «Вдохновение» и студии керамики «Путь». Давайте все вместе поздравим выпускников!

(Вручение свидетельств, грамот и подарков)

Кисточка: Следующая коллекция студии «Модница» называется «Времена года». Одно время года сменяет другое. Золотую осень – снежная зима, нежную весну – зелёное лето.

(Показ моделей одежды)

Художник: Вы прошли испытания и достойны творить в отделе декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества. Ребята, выходите в центр зала.

(Ребята выходят в центр зала)

Повторяйте за мной слова, которые будут для вас путеводными в творчестве.

(Ребята повторяют за Художником торжественное обещание)

Мы, учащиеся студий отдела декоративно-прикладного искусства, обещаем:

На занятиях – не лениться!
Стараться прилежно трудиться!
К вершинам творчества стремиться!
Результатов высоких добиться!
В выставках участие принимать!
Призовые места занимать!
Радость людям дарить!
Педагогов своих никогда не подводить!

А сейчас я взмахну своей волшебной кисточкой и скажу слово «Посвящаю!». И вы начнете творить и создавать замечательные творческие работы!

(Художник говорит «Посвящаю!» и взмахивает кисточкой)

Подарок от творческого коллектива бальных танцев! Прекрасный вальс!

(Вальс)

После нашего праздника приглашаю всех гостей на выставку летних творческих работ учащихся студий отдела в выставочный зал Дома детского творчества.
Дорогие друзья, желаю вам дерзать, творить и все вершины покорить! Успехов вам в творчестве! До новых встреч!

Кисточка и Фиолетовая Краска: До свидания, ребята!

Народное декоративно-прикладное искусство- неотъемлемая часть русской культуры. Его эмоциональность, поэтическая образность близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности, а, самое главное, всегда понятно и всеми любимо. Оно образно, красочно, оригинально по своему замыслу и доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Поэтому в нашем детском саду народное искусство прочно вошло в быт, радуя детей, расширяя их понятия и представления, воспитывая художественный вкус.

Средняя группа №12 «Теремок», в течение недели, реализовала проект «Русская ложка». Цель проекта-уточнение, расширение и обогащение знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, связанных с производством ложек. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Коллекция ложек

Знакомство с хохломской посудой.

Лепка «Ложечка точёная, ручка золочённая»

«Хохломская ложка»

Лепка из глины «Плошка»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОЕКТУ.

Драматизация сказки «Жихарка»

Мастер-класс для родителей «Обучение игре на ложках в детском саду»

Дымковская сказка» тема недели искусства в средней группе №4 «Забувашка». Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Они просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Цель проекта: формирование и развитие личности ребёнка через русскую народную игрушку. Знакомство с народным промыслом «Дымковская игрушка». Дети изучали историю зарождения народного промысла на Руси, познакомились с историей дымковской игрушки, научились сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, выделять из многих элементов, только те, которые относятся к дымковской росписи.

В течение недели были проведены беседы: «Дымковская игрушка», «Дымковская игрушка, такая она разная.Дети заучивалистихи о дымковской игрушке. Играли в дидактическиеигры «Покажи дымковскую барыню», «Дымковская мозаика»,«Найди цвета дымковской росписи».Рисовали на тему «Украсим полоски дымковским узором», лепили из глины дымковского коня и расписывали его узорами. Украшали фартук и юбку«Барыни».

Детские работы из глины: «Дымковский конь»

«Дымковские узоры» Рисование (раскрашивание) «Барыня»

Дидактические игры

С помощью родителей была организована выставка «Дымковская сказка».

В течение тематической недели в старшейгруппе № 10 «Семицветик», прошли мероприятия на которых обобщали знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Развивали у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, творческую активность детей через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Внашей группе прошли беседы на темы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».

Организованы занятия по художественно-эстетическому развитию:

Рисование: «Матрешка», «Дымковкий узор», «Ваза гжель», «Городецкая роспись на доске», «Филимоновский петушок»

Тестопластика «Дымковская лошадка» с последующей росписью.

Аппликация «Золотая хохлома», «Русская матрёшка»

Оформлены мини-выставки:

- «Золотая хохлома»

- «Городецкая роспись»

- «Ваза гжель»

- «Дымковский узор»

- «Русская матрешка»

Родителям предлагалось:

Помочь собрать предметы народных промыслов;

Интересоваться деятельностью ребенка в детском саду;

Принести видеофильмы «Народные промыслы России»;

Золотая хохлома

Разудалый городец

Голубая гжель

Творческая мастерская.

"Игры детей с мозаикой "Придумай узор"

Подготовительная к школе группа №9 «Лесная сказка».

В течение недели искусства, был реализован творческий проект «Город мастеров».

Своё творчество ребята проявили в рисовании, аппликации и в лепке. Воспитатели организовали мини - выставку скульптур малой формы; познакомили с профессией скульптора. В итоге воспитанники вылепили фигуру дымковской игрушки и расписали ее акриловыми красками.

Так же ребята попробовали свои силы в росписи деревянных дощечек хохломской росписью, которые подарят мамам на 8 марта.

Итоговым мероприятие недели стало интегрированное развлечение с родителями воспитанников «Ярмарка», где родители показали свои знания по декоративно - прикладному искусству, приняли участие в русской народной игре «Сиди, сиди Яша», и вместе с детьми исполнили танец «Кадриль».

В конце мероприятия все «посетители» ярмарки получили сладкий подарок - карамель «Петушок на палочке»

Воспитатели подготовительной группы №13 «Звездочки» с помощью познавательно - творческого проекта «Русский самовар»познакомили детей с традициями народов России и историей самовара. Была проведена большая работа по подбору иллюстраций, картинок с изображением различных самоваров, дидактических игр, сказок, загадок на данную тему, был создан мини-музей «Такие разные самовары»и организована выставкас фотографиями различных видов самоваров.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

Анкетирование по теме.

Привлечение родителей к организации мини- музея «Самовар моей семьи».

Подготовка консультаций для родителей «О возникновении самовара», «Русский самовар и чаепитие на Руси».

Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность.

Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы и т.д.
.Итоговое мероприятие с родителями «Русский самовар».

Фотогалерея.

Итоговое мероприятие «Русский самовар».

Фотоотчет второй младшей группы №6 «Весёлые ребята».

Неделя искусства «Такая разная посуда».

Вторая младшая группа №17 «Радуга» в течение недели реализовала проект «В гостях у матрёшки». Цель проекта: знакомство детей с народным творчеством на примере народной игрушки матрёшки; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности. С ребятами были проведены беседы «Знакомство с матрёшкой»; «Весёлые матрёшки»; разучивали стихи, частушки и песни о матрёшках. И конечно же играли в подвижные игры: «Бегите к матрёшке», «Прячем матрёшку»; «Шли матрёшки по дорожке»…, дидактические: «Помоги матрёшке найти свои игрушки»; «Сложи матрёшку» и сюжетно - ролевые: «Матрёшки ходят в гости»; «Весёлые матрёшки».

В группе был организован мини - музей «Русская народная игрушка - Матрёшка»

Аппликация «Украсим сарафан для матрёшки»

Рисование «Разноцветные сарафаны

Итоговое интегрированное мероприятие с родителями

«В гости к нам пришла матрёшка»

Практикум для педагогов «Изучение приёмов Гжельской росписи.

Роспись платочков в стиле Гжель».

Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне - исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета.

Цель: формирование практических умений и навыков рисования гжельских узоров.

Приветствую всех в нашем зале!

Сегодня мы побываем «В мастерской Рультынэ».

Из истории создания традиционной национальной одежды народов Севера;

О том, как можно использовать традиции в современной жизни;

На время станем мастерицами и изготовим Новогодние подарки подружкам -.модницам.

1. ОДЕЖДА народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.) Широко применялась ровдуга - замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре.

2. По покрою верхняя одежда разделяется на 2 типа: глухая, т.е. без разреза, и распашная, имеющая спереди разрез.

Глухая одежда, по большей части мужская, была характерна для оленеводов и морских охотников.

Женщины надевали глухую одежду только во время дальних переездов на нартах.

Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом, глухую - с большим напуском. На поясе подвешивали ножи для разных работ, кресала, футляры с кремнем, спичками и т.п.

3. Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными, а летом - ровдужными или суконными штанами/ Женщины у народов крайнего Северо-Востока (чукчи, эскимосы, коряки) носили под камлейкой зимой двойные комбинезоны из оленьих шкур с широкими рукавами, с воротниками из волчьего или собачьего меха (чукотский керкер). Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имели существенных различий и почти идентичны эскимосским по покрою и пошиву. Зимнюю одежду шили из 2 слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу. Береговые чукчи использовали также кожу тюленей для изготовления штанов и весенне-летней обуви, так как она прочна, эластична и практически непромокаема; из кишок моржа делали плащи и камлейки.

4. Оленные чукчи для пошива штанов и обуви помимо новых оленьих шкур использовали старые продымленные покрытия яранги, которые не коробятся под воздействием влаги. Постоянный взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым чукчам получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, сделанные из шкур морских млекопитающих, а береговым - оленьи шкуры для зимней одежды. Специально сшитой сезонной одежды не было, летом носили выношенную зимнюю.

5. Национальная чукотская одежда, нераспашная по покрою, подразделяется на повседневно-бытовую и празднично-обрядовую; детскую; молодежную; мужскую; женскую; стариковскую; ритуально-похоронную.

6. Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки для защиты от дождя и снега, дождевика из моржовых кишок, штанов, различного типа головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки. Основой женского костюма является меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами.

7. Рукавицы, как правило, шили из камуса мехом наружу, по краю пришивались полоски из ровдуги и короткий ремешок для подвешивания к поясу. А так же мастерицы изготавливали и перчатки: четырехпалые и пятипалые. Наружную часть обычно украшали вышивкой, аппликацией или бисером. Наиболее красивыми и яркими по форме были перчатки для танцев. Как известно они изготавливались с раструбами; в качестве украшений можно встретить аппликации, бисер; у запястья перчатки оторачивались мехом песца, росомахи, опоссума, соболя, выдры, а так же и евражки. На тыльной стороне перчаток встречается такой древний узор как розетка с солярным знаком. Она бывает украшена шитьём из оленьего подшейного волоса, бисером или мехом.

8. В настоящее время чукчи носят как традиционную одежду и обувь (оленеводы в зимней тундре и охотники на морском промысле), так и современную европейскую (в основном в поселках), часто одежду комбинируют. Женщины предпочитают современную одежду, старинная сохраняется лишь в тундре, преимущественно у женщин пожилого возраста..

А теперь мы перенесемся в мастерскую Рультынэ. Прошу приглядываться, присматриваться, выбирать.

9. «В мастерской Рультынэ» (Стилизованная традиционная одежда и аксессуары.)

Скажите, какие изделия вам понравились больше?

Да, современные условия жизни вносят изменения не только в быт, экономику, промышленность, но и в стиль одежды. Сегодня чукотские модницы-мастерицы могут себе позволить носить такие перчатки, а в своих сумочках - футляры для очков, косметички и т.д.

1. Вот и мы сегодня в нашей мастерской сошьем для близких, друзей Новогодние подарки. А вы ведь знаете, что изделия, сшитые своими руками, очень дорого ценятся за вложенное в них тепло души, добрых мыслей, любви мастера.

2. - Предлагаю вам занять места поудобнее.

3. - На ваших столах лежат все необходимые инструменты. Давайте проверим их наличие: инструменты - карандаш, линейка, циркуль, бисерная и граненная для кожи игла, резак, ножницы, клей. материалы -картон, кожа (светлая, темная), камус, бисер, подшейный волос оленя, нитки мулине и ХБ, бусина.(если без заготовок)

Вспомним правила техники безопасности: - скажите, как нужно обращаться с ножницами? иглами?

Фестиваль детского декоративно прикладного творчества

(Сценарий)

Разработали учителя:

(изобразительное искусство)

(технологии)

Пояснительная записка

В основе содержания ярмарки лежат народные художественные промыслы и ремёсла. Данное мероприятие знакомит учащихся с народным декоративно - прикладным искусством, с его истоками методом интеграции изобразительного искусства и технологии. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение и бережное отношение к человеку.

Цели :

o Пропаганда народных промыслов и ремёсел, пробуждение интереса и приобщение учащихся к народной культуре, к декоративно-прикладному творчеству, пониманию его истоков;

o Воспитание уважения к истории народов, населяющих нашу страну, воспитание национального самосознания;

o Формирование художественного вкуса, эстетического чувства;

o Развитие самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества;

o Закрепление навыков по отделке изделий

Демонстрационный материал:

Выставка творческих работ детей, выполненных на уроках изобразительного искусства и технологии, кружковых и факультативных занятиях: рисунки, вышивки, глиняные игрушки, расписные доски, и т. д.;

компьютерная презентация, выполненная учителями, ведущими уроки;

Изделия народного декоративно-прикладного творчества;

Литературный ряд:

Народные придания, стихи, высказывания русских писателей, поэтов, художников, исторические справки.

Музыкальный ряд:

Музыка Чайковского («Вальс цветов»), народные песни, народная музыка, старинные русские песни, частушки.

Оборудование:

Демонстрационный экран, проектор, стенды, кубы, столы, магнитофон. Заготовки из дерева, картона, глины, заранее сделанные на уроках; кисти, гуашь, палитра, баночки с водой, тряпочки.

Учитель ИЗО:

Народный численник- месяцеслов называет декабрь так: студень, стужайло, лютовей. Замыкая год, он починает зиму - по стылой земле «стелет белые холсты», «глаз снегами тешит», «замостит-загвоздит» реки…

Всё в жизни народа связано с природой. Всё примечали народные умельцы, и свою любовь, и поклонение природе выражали в творчестве, в изделиях прикладного искусства.

Подводят люди к декабрю итоги всего года: как прожили, как поработали, сколько добра миру сделали.

Весь декабрь ждали светлого Рождества Христова - к нему готовились.

Звучит фонограмма песни «Ах Самара – городок», матрешки поют частушки:

1 матрёшка:

Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём,

Мы втроём поём частушки,

И танцуем мы втроём.

2 матрёшка:

Мы матрёшки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички,

Как пойдём плясать и петь-

Вам за нами не успеть.

3 матрёшка :

И кроваток нам не нужно,

Потому, что в час ночной

Спим мы вместе,

Спим мы дружно,

Спим мы все

Одна в другой.

Танцуя, девочки подходят к стенду с расписными на уроках матрёшками, демонстрируя их зрителям.

«Золотая хохлома»

Звучит фонограмма песни «Калинка-малинка». На сцену выходит мальчик, в костюме скомороха:

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Бочата, ложки, самовары,

Поставцы, розетки, чаши.

Покупайте хохлому нашу!

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золочёные,

Узоры кручёные.

Налетайте, налетайте,

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Следом за ним выходит с рассказом мальчик, в костюме коробейника:

Издавна мастерили да расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Сёмино, Хрящи, Разводино, Новопокровское…

Скоморох:

А откуда же пришло название посуды – Хохлома?

Коробейник:

Да вот как это случилось.… Катят гружёные подводы вдоль узкой речки Узолы. Стук-бряк!- погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое село Хохлому, на ярмарку. Оттуда разлетятся жар-птицами миски да ложки по свету.

Кому посуда для каши-окрошки?

Чудо блюдо, да чашки-ложки!

Скоморох:

Откуда посуда?

Коробейник:

К вам приехала сама, золотая хохлома!

Учитель ИЗО:

Так и повелось - хохлома да хохлома. Вот и зовут по сей день расписную утварь хохломской. Первые изделия появились во второй половине 17 века. Как же оно началось, это удивительное хохломское художество?

Звучит «сказочная» музыка, на сцену выводит девочка в кокошнике и сарафане, украшенных под хохлому, «русская красавица»:

Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он её угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой.

Коробейник:

Это, конечно легенда, сказка.…А начало золотой росписи ведут от деревенских мастеров - живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить.

Учитель ИЗО:

Сначала посуду вытачивали из липы. Затем, жидкой глиной обмазывали, чтобы дерево краску не впитывало, не гасило её. Просушили, обмакнули в варёное льняное масло и прогрели в печи. Потом, натёрли миску алюминиевым порошком, от этого посуда сверкать золотом начинала.

А теперь можно и расписывать…

Русская красавица:

Побежала тонкая кисть художника по её стенкам и донышку, потянулись узором красные и чёрные завитки. Вьётся, кружится травка-былинка, а из неё выглядывают ягодки или цветы. А то и птицы с пышными хвостами.

Учитель ИЗО:

Мастерам особенно полюбились два типа росписи – «верховая» (красный и чёрный орнамент по золотому фону) и «подфон» (золотой силуэт орнамента по цветному, чёрному или красному фону).

Коробейник:

Какое странное и весёлое слово Хохлома. В нём и смех слышится, и восхищённое ох! И восторженное ах!

Скоморох:

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Русская красавица:

Гостю рада от души.

Кубки, чашки и ковши…

Скоморох:

И чего здесь только нету:

Русская красавица:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета.

И ромашки луговин.

Дети подходят к стенду с хохломскими изделиями, демонстрируют зрителям, проходят в зал под весёлую народную музыку.

В это время подводятся итоги росписи игрушек, дети рассказывают о своих замыслах, демонстрируют игрушки; зрители делятся впечатлениями – понравились ли им расписанные детьми игрушки и почему.

«Гжель»

Звучит «Вальс цветов», выходит на сцену девочка в платье с гжельскими мотивами-1 ведущая:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Изделия рук золотых.

Синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и творенье-

Русская звонкая гжель.

2 ведущая:

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную, да такую, какую свет не видывал.

Увидели они в природе редкой красоты сочетание белого и синего и загорелись мыслью перенести сверкающие переливы синевы на белую гладь вазы, на стройный кувшин или простую кружку. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть её «нежно-голубое» чудо.

1 ведущая:

История гжельского фарфора уходит в 17 век, когда был построен один из первых керамических заводов. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Сегодня «Объединение Гжель» выпускает различные изделия. Это и скульптурные композиции, наборы посуды, предметы, украшающие быт. По-прежнему роспись выполняется только вручную. Поэтому, созданное произведение уникально и хранит почерк мастера.

Девочки – ведущие садятся около «своих» стендов с гжелью.

Звучит музыка Георгия Свиридова «Метель», «Вальс», выходят учителя ИЗО и технологии.

«Заключительное слово»

Учитель технологии:

Будь внимателен ко всему, что окружает тебя!

Учитель ИЗО:

Умей разглядеть в поле былинку, в лесу веточку, скачущую белку, блеск серебристой воды и последний луч уходящего солнца.

Учитель технологии:

А главное – не прогляди доброго человека. И если из всего, что ты увидишь, у тебя сложится образ чудесного ларца, сказочной вазы или забавного глиняного зверька, постарайся запомнить этот образ.

Учитель ИЗО:

Ты ещё не раз встретишься с ним в народном искусстве, как со старым другом. Любите мир вокруг вас, и радостью заполнится сердце.

Звучит весёлая ярмарочная песня «Наигрыш», выходят все участники ярмарки,

Берутся за руки вместе с учителями и кланяются зрителям.

Наша ярмарка закрывается, до новых встреч.