Бронирование тура "в гостях у водочного короля смирнова. Бронирование тура "В гостях у водочного короля Смирнова

Тверской бульвар, дом 18. По этому адресу расположено одно из лучших творений архитектора Федора Осиповича (Франца-Альберта) Шехтеля – особняк Петра Петровича Смирнова (1868-1910). Удивительно, но в известной всем любителям столичной архитектуры издании «Памятники архитектуры Москвы» об этом доме не сказано ни слова. Это связано с тем, что в советские годы здесь располагалась прокуратура города Москвы, учреждение весьма закрытое.

* Организатор экскурсии:

Дом, расположенный на этом участке, впервые упоминается в московских архивах в 1759 году как принадлежащий ротмистру конной гвардии Василию Васильевичу Истлентьеву. Следующим владельцем стал московский губернский предводитель дворянства, действительный тайный советник, генерал-поручик Александр Григорьевич Петрово-Соловово (1736-1805). От него владение перешло к младшему из братьев Орловых, директору Академии наук графу Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831). После его смерти дом неоднократно перепродавался. В разные годы его владельцами были коллежский советник Гавриил Петрович Апухтин, камер-юнкерша О.И.Гарчакова, камергер и коллежский советник П.А.Базилевский, почетный гражданин Николай Петрович Малютин. В результате, к началу XX века на участке сложился большой особняк в стиле ампир, с лабиринтом комнат на разных уровнях.

28 ноября 1900 года это домовладение за 299 тысяч рублей приобрел Петр Петрович Смирнов, директор и старший сын «водочного короля» Петра Арсеньевича Смирнова, основателя торгового дома «П.А.Смирнов в Москве».

Петр Петрович в молодости жил в Петербурге и занимался торговлей чаем из Китая. В 1893 году он по настоянию отца переехал в Москву и занялся семейным делом. На следующий год было учреждено «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А.Смирнова».

Петр Петрович был женат на Евгении Ильиничне Морозовой, у них было трое детей: Татьяна, Арсений и Алексей. Жили они в родительском доме на Пятницкой улице, но вскоре он стал для них мал. Поэтому он приобрел большое домовладение на Тверском бульваре, в то время — одном из самых модных мест Москвы (впрочем, как и сейчас). В 1900 году у них родилась дочь Ольга, а через год — сын Анатолий.

В 1901 году Петр Петрович пригласил модного в то время архитектора Шехтеля для переделки всего комплекса зданий. Работы продолжались 5 лет. Шехтель сумел максимально использовать старые помещения и расширить объем за счет объединения флигелей с главным домом.

Окна Романского зала. Прежде на его месте располагалась ограда между главным домом и флигелем

Фасад, выходивший на Тверской бульвар, был отделан в модном тогда стиле модерн. Дворовые фасады были выдержаны в более строгом классическом стиле. Внутренние помещения были оформлены в стиле модерн и эклектики.

В доме было немало технических новшеств: собственная котельная и центральное паровое отопление, полная электрификация здания, встроенные светильники, принудительная вентиляция, оригинальная конструкция окон в зимнем саду, благодаря которой они не замерзали даже в самые сильные морозы и сохраняли тепло в помещении и многое другое.

На первом этаже располагались хозяйственные помещения. Сейчас из-за подъема культурного слоя почти на 70 сантиметров он стал полуподвальным. Второй этаж был представительским, здесь располагается анфилада парадных залов: Готический кабинет, Будуар (Малая гостиная), Романский зал, Аванзал, Рокайльная комната, Классический зал, Греческий зал, Египетский зал. Кроме того, в здании был зимний сад и зверинец. На третьем этаже находились жилые помещения хозяев и комнаты прислуги. В 1990-е годы был надстроен четвертый этаж, мансардный, который не виден со стороны Тверского бульвара.

В дом вело два входа. Западный парадный вход сейчас находится в части здания, принадлежащей Пенсионному фонду РФ. В прошлом он вел в парадные залы и предназначался для гостей. Другой вход (Северный парадный) был приватный.

Шехтель, несмотря на занятость на других объектах, лично контролировал строительство и сдавал дом заказчику. В 1910-1913 годах, уже после смерти Петра Петровича Смирнова, он снова частично перестроил дом по желанию наследников в стиле неоклассицизма — модерн к тому времени уже вышел из моды.

Дом Смирнова строился как «семейное гнездо». Однако реальность оказалась намного трагичнее. После смерти Смирнова в 1910 году и из-за введения сухого закона и государственной монополии на водку, финансовое состояние семьи сильно пошатнулось. Вдова была вынуждена сдать часть помещений клубу Московского русского собрания. Одно время даже предполагалось устроить здесь синематограф.

В дни Октябрьской революции особняк оказался в центре кровавых событий. Дом заняли юнкера, которые обстреливали красноармейцев, штурмующих дом московского градоначальника. После революции Евгения Ильинична Смирнова, в надежде спасти свою жизнь и жизнь своих детей, вышла замуж за итальянца, делового партнера её покойного мужа, который был назначен послом в Японию. К несчастью, ей запретили взять с собой детей. Алексей и Анатолий пропали без вести и, скорее всего, погибли в годы Гражданской войны или вскоре после неё. Старшая дочь Татьяна смогла уехать к матери только в 1926 году. Сын Арсений скитался по Средней Азии и умер там в 1950-х годах.

Дом Смирнова, фото 1932-1939 годов

В опустевшем особняке в 1922 году разместился Революционный военный трибунал. Затем его сменила Прокуратура Москвы. Роскошно отделанные стены были закрыты безликими панелями. В Романском зале проходили судебные заседания.

Дом Смирнова, фото 1977-1979 годов

В 1990 году большую часть усадьбы занял Пенсионный фонд Российской Федерации. В другую часть в 1994 году была переведена из Англиканской церкви Св. Андрея фирма «Мелодия». В 2006 году начались реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены парадные залы. Сейчас помещения сдаются под проведение различных торжеств и мероприятий. Кроме того, здесь регулярно проводятся экскурсии.

Внешний вид и интерьеры дома Смирнова

А теперь познакомимся поближе с внешним обликом и залами дома Смирнова на Тверском бульваре. Внешне дом кажется ассиметричным. Однако если присмотреться к нему внимательнее, то под отделкой в стиле модерн можно разглядеть почти симметричную структуру классического московского особняка с главным домом в центре и примыкающими к нему с двух сторон флигелями. Прежде они соединялись решеткой. Шехтель на её месте возвел новые помещения. На первом этаже он сделал арку, ведущую во внутренний двор, а над ней устроил роскошный Романский зал с витражными окнами.

Тройное витражное окно Романского зала и картуш с вензелем Смирнова над ним

Стены дома украшены листьями и растительным орнаментом — часто встречающийся элемент у Шехтеля.

В центре фасада, выходящего на Тверской бульвар, на уровне второго этажа находится легкий кованный балкон в форме ладьи — одна из лучших работ Шехтеля. Он чисто декоративный – если его опустить ниже, он мешал бы проходу людей.

Бывший флигель в эркером

Решетка в воротах арки старинная, выполнена по проекту Шехтеля.

Фасад со стороны двора отделан в строгом классическом стиле. Здесь мы увидим несколько пристроек: лестницу и большой зал — Египетский.

Здесь же можно увидеть полукруглое окно Парадной лестницы, которая расположена в части, ныне принадлежащей Пенсионному фонду Российской Федерации. К сожалению, мне не удалось её увидеть изнутри.

Во дворе расположены еще несколько корпусов, некогда принадлежавших Смирновым. Впоследствии они сдавались под различные конторы, в 1990-е годы здания были реконструированы и частично надстроены.

На схеме ниже представлены помещения второго этажа, открытые для посещения.

Схема помещений второго этажа, открытых для посещения

Северный парадный вестибюль

Как я уже писала, в дом Смирнова ведут два входа — Западный парадный и более камерный, северный. Именно через второй вход, более скромный, сейчас заходят экскурсанты и гости «Дома Смирнова». К настоящему времени из-за роста культурного слоя первый этаж оказался почти на 70 сантиметров ниже уровня земли. Помещения первого этажа сохранили элементы отделки XVIII века, в частности, своды.

Пол в таких помещениях в прошлом нередко покрывали чугунными плитами. Реставраторы творчески обыграли это.

Оформление пола «под чугун» (современная работа)

Из холла на второй этаж ведет лестница. Здесь мы увидим излюбленный элемент Шехтеля — лестницу-волну, символизирующую стремительность и зыбкость человеческого бытия. Однако пространство не дало развернуться архитектору в полной мере, как, например, в доме Рябушинского на Малой Никитской улице. Поэтому о волне напоминают лишь небольшие завитки-волюты у первых ступеней, наподобие того, как водный поток вырывается из теснины.

Лестничный холл отделан в классическом стиле. После первого пролета лестница раздваивается. Одна её часть ведет в сторону Готического кабинета и кухни, другая — к Романскому залу и Будуару (Малой гостиной). Эта часть сохранила отделку XVIII века.

Вид из лестничного холла в сторону Романского зала

Декор стен в классическом стиле в лестничном холле

Зеркало во всю стену напротив входа в Готический кабинет

Готический кабинет, комната хозяина дома, отделан в стиле венецианского модерна. Площадь помещения небольшая — всего 35 кв.м. Он производит впечатление замкнутого, тяжелого пространства — по моде того времени: достаточно темный цвет стен, накладные балки на потолке из мореного дуба. Паркет был воссоздан реставраторами по старым фотографиям. Мебель современная, как и во всем доме.

Обстановка Готического кабинета (современная)

Украшением Готического кабинета является прямоугольный эркер, откуда открывается красивый вид на Тверской бульвар.

Из Готического кабинета можно попасть в комнату хозяйки дома — Малую гостиную, или Будуар. Площадь помещения составляет 25 кв.м. Стены отделаны китайским шелком. Скошенные углы потолка, так называемый «ложный парусный свод», украшены лепниной с цветочными мотивами. Рисунок дверей повторяет орнамент на фасаде здания. Камин из розового мрамора, отделанный внутри плиткой «кабанчик» — декоративный, поскольку в особняке было паровое отопление.

Романский зал, или Романская гостиная — самое роскошное помещение в особняке и одно из лучших творений Шехтеля. Его площадь составляет 90 кв.м. Он оформлен в бежево-зелено-коричневых тонах. Здесь мы увидим сочетание нескольких стилей — собственно романского, русского и модерна. Стены, оконные рамы и подоконники сделаны из мореного дуба. Потолок в зале украшен кельтским орнаментом. Под ним идет зеленый карниз с изображением сказочных животных. Концы консолей выполнены в виде человеческих голов.

Высокое трехчастное окно — витраж с рисунком, изображающим виноградные лозы. Благодаря этому в помещении создается таинственный полумрак.

Противоположная от окна стена оформлена колоннами в романском стиле, над которыми расположены три фальш-окна. Полукруглая арка над ними украшена пятью медальонами с изображением сказочных зверей.

Люстра в Романском зале трофейная. Её привез из Германии в 1945 году военный прокурор Москвы. Она выполнена в югендстиле — немецком модерне и великолепно подошла к интерьеру Романского зала, в то время — залу судебных заседаний.

Главной доминантой зала является большой камин. Массивный гипсовый барельеф изображает средневековую битву. Он покоится на двух колоннах, украшенных фигурами из песчаника — львами в основании и фавнами в капителях. Внутри камин выложен плиткой «кабанчик».

Из Романского зала в Аванзал ведет широкий дверной проем, украшенный сверху белокаменным барельефом с изображением битвы дракона и собаки.

Весь зал наполнен мистикой. Архитектор Дмитрий Журавлев, принимавший участие в реставрации особняка Смирнова, предложил такую их трактовку:

Интерьеры дома насыщены мистикой, не случайно тема путешествия по архитектурным эпохам вызвала у кого-то ассоциацию с картинами прожитой жизни, проходящими перед взором умирающего. Я долго смотрел на этот камин: внизу расположены львы, символы власти. На их спинах стоят колонны, увенчанные изображениями дьяволов. Еще выше фриз со сражающимися рыцарями. Однажды я понял, что в нем не так: нет победителей, нет врагов и нет «наших». То есть это могли бы быть, например, западные и восточные воины, а здесь просто какие-то рыцари, обыкновенное «рубилово». Стало быть, получается пирамида из власти, на которой покоится зло, и людей, убивающих друг друга без всякого смысла. А дракон и собака – известный масонский символ противостояния мира реального и мистического, их битвы за человека. — Александр Можаев. Место в истории. «Московское наследие». http://www.archnadzor.ru/2007/05/30/mesto-v-istorii/

Романскому залу предшествует Аванзал, в котором расположена небольшая лестница, соединяющая разные уровни особняка. Аванзал сравнительно небольшой — 40 кв. м. В прошлом, когда гости пользовались Западной лестницей в качестве парадной, он предшествовал Романскому залу.

Вид на Аванзал со стороны Рокайльной гостиной

Рокайльная комната, или Розовая гостиная

Рокайльная, или Розовая гостиная занимает площадь 40 кв.м. Потолок этой светлой комнаты украшен пышной лепниной в стиле рококо с изображением девушек — излюбленный декор стиля модерн. Уникальность этой комнаты заключается в том, что здесь Шехтель использует точечное освещение, которое станет особо популярным век спустя, в наши дни.

Потолок в Рокайльной комнате, фрагмент

Анфилада парадных залов, вид из Рокайльной комнаты

Классический зал — второй по величине в парадной анфиладе дома Смирнова, его площадь составляет 70 кв.м. Он оформлен в стиле позднего ренессанса, его основная тема — водная стихия. Стены выкрашены темно-зеленой краской. Потолок декорирован барельефами на морскую тематику: тритоны, нимфы, сирены. В углах можно увидеть вензели Смирнова. Потолок в центре зала в начале XX века был, вероятно, расписан. Поскольку фотографий росписей не сохранилось, реставраторы оставили его белым. В зале расположен камин зеленого мрамора, над которым находится зеркало в массивной раме.

Вензель Смирнова в потолке Классического зала

Окна Классического зала выходят на декоративный балкон. Хотя на него ведет дверь, уровень его пола находится почти вровень с подоконниками и потому попасть на него практически невозможно.

Некогда Греческий зал открывал анфиладу парадных залов. О том времени напоминает замурованный вход, ведущий на Западную парадную лестницу. Его площадь составляет 65 кв.м. Колонны искусственного мрамора делят Греческий зал на две части.

По периметру зала под потолком тянется фриз в классическом стиле, изображающий состязания на колесницах.

Рядом с парадной анфиладой расположен Египетский зал, окна которого выходят во внутренний двор. Это самое большое помещение в особняке, его площадь составляет 220 кв.м. Первоначально он использовался в качестве зала для приемов и танцев. Две египетские колоны делят Египетский зал на две части — основную и коридор. До шехтелевской реконструкции это помещение было флигелем.

Зал выкрашен в бежево-золотые цвета. В центре потолка расположен большой свод, в котором изображен Ра — древнеегипетский бог Солнца. Светильник в центре несколько опущен, скрывая расположенную над ним вентиляцию.

После 1910 года Египетский зал был сдан в аренду для различных мероприятий и увеселений.

Музыкант. Декор стен в Египетском зале

Мы с вами осмотрели только небольшую часть дома Смирнова — его парадные залы. Остальные в настоящее время закрыты для посещения. На мой взгляд, из-за постоянного использования помещений разными людьми и организациями, они потеряли свой лоск и несколько обветшали.

Информация для посетителей и карта

Попасть в дом Смирнова можно с экскурсией. Если постараться, можно попытаться увидеть Западную парадную лестницу, расположенную в части, принадлежащей Пенсионному фонду РФ.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

пешеходные по Москве

Особняк Смирнова - один из самых блестящих дворцов московского модерна, возведенный легендарным Фёдором Шехтелем для сына знаменитого водочного короля России Петра Смирнова. Фотографии дома № 18 по Тверскому бульвару можно обнаружить во многих путеводителях, но побывать внутри роскошного дворца доводилось немногим, и зачастую не по своей воле...

Вы полюбуетесь непревзойденными интерьерами этого самого богатого дома дореволюционной России и научитесь расшифровывать тайные послания гениального Шехтеля...

Цена: от 1200 RUB

Особняк Смирнова - один из самых блестящих дворцов московского модерна, возведенный легендарным архитектором Фёдором Шехтелем для сына знаменитого водочного короля России Петра Смирнова. Фотографии дома № 18 по Тверскому бульвару можно обнаружить во многих путеводителях, но побывать внутри роскошного дворца доводилось немногим, да и те немногие попадали сюда не по своей воле... Ирония судьбы в том, что этот великолепный особняк строился для красивой жизни, а стал местом "прописки" самых невеселых учреждений города. В 1922 году здесь размещается Ревтрибунал и народный суд, долгие годы особняк П.П. Смирнова принадлежал городской прокуратуре и был одним из самых «закрытых» памятников советской столицы.
А ведь особняк Смирнова - один из наиболее богатых домов дореволюционной Москвы, считающийся самой интересной постройкой Шехтеля , роскошь интерьеров которого соответствовала статусу «новой русской» элиты начала ХХ века. В шикарных интерьерах особняка проходили праздничные приемы, пышные балы и дворянские собрания, проводились художественные выставки и концерты. Здесь выступали Рахманинов и Шаляпин, и даже прежнее название особняка также соответствовало его выдающемуся статусу - Дом приемов "Империя".

Сегодня в особняке Смирнова проходят международные симпозиумы, выставки, модные показы и торжественные приемы самых высоких персон! (По секрету - Алла Борисовна Пугачева отмечала один из своих юбилеев в особняке Смирнова)

Реставрация парадных залов особняка Смирнова, проведенная в 2005-2006 годах, вернула им прежнее великолепие, и нам представляется редкая возможность пройти по поражающим залам уникального особняка и услышать захватывающий рассказ о судьбах его обитателей в исторических декорациях. Кстати, романтическая история постройки и отделки особняка описана у самого Гиляровского!

Парадные помещения, собранные в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Будуар», «Кабинет». Залы особняка представляют собой роскошное "путешествие" по странам и эпохам от Древнего Египта до Итальянского Возрождения. Особняк Смирнова был не только одним из самых богатых, но и одним из самых передовых в плане технического оснащения - вы увидите первые в Москве "встроенные" электрические потолочные светильники - еще одна гениальная находка Шехтеля. В ходе экскурсии вы научитесь расшифровывать тайные знаки, символы и послания, которые Шехтель оставлял в каждом построенном им особняке. Воздушные лестницы и необыкновенные, громадные витражи, похожие на окна готического собора, пышная потолочная лепнина в стиле модерн с барельефами и росписями, украшенные необыкновенными люстрами и светильниками, резные с позолотой, массивные двери с изящными ручками и великолепные мраморные камины (каждый камин в каждом зале - настоящее произведение искусства, имеет свой "сюжет" и каждая скульптура и барельеф на камине - это тоже секретное послание Шехтеля, несущее свой сакральный смысл) - настоящий эстетический пир!

Продолжительность экскурсии ~ 1 час (ориентировочно). Место сбора: ст.м. "Пушкинская", выход на Тверской бульвар, гид с табличкой у здания МХАТ им.М.Горького (Тверской бульвар, 22).

Стоимость программы:
взрослый - 1200 руб.
ребенок - 1200 руб.

18 февраля 2019 года - Сбор в 18:45, отправление в 19:00.

10 марта 2019 года, 14 апреля 2019 года - Сбор в 10:45, отправление в 11:00.

В стоимость тура включено:


Информация на сайте не является публичной офертой и носит информативный характер: для уточнения обратитесь, пожалуйста, к менеджерам.

Время в пути и продолжительность экскурсии указано ориентировочное.

На всех экскурсиях необходимо иметь с собой паспорт, на детей - свидетельство о рождении.

Иностранные граждане должны иметь при себе миграционную карту.

В 1821 году это был нарядный ампирный особняк с двумя отдельно стоящими флигелями, типичный представитель застройки Тверского бульвара пушкинского времени. Чуть позже дом сросся с флигелями, а в 1901-1903 годах Федор Осипович Шехтель перестроил его по заказу известного винозаводчика Смирнова. Он изменил постройку всего лишь несколькими штрихами, которые тем не менее придали ей совсем иной характер. Главным украшением сдержанного фасада стал кружевной кованый балкон, напоминающий плывущий по волнам корабль – излюбленная Шехтелем морская тематика.

В ХIX веке роскошное здание, творение знаменитого на весь мир русского архитектора эпохи модерна Федора Шехтеля, было центром русской общественной жизни. В шикарных интерьерах парадных помещений с 1906 года проходили праздничные дворянские собрания, проводились концерты с участием С. Рахманинова и Ф. Шаляпина, пышно отмечались значимые события. Роскошь интерьеров должна была соответствовать статусу «новой русской» элиты начала ХХ века. Парадные помещения, собранные в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Будуар», «Кабинет». Здание являлось не только одним из самых богатых, но и одним из самых передовых в плане технического оснащения.

У этого дома странная судьба. Строился для красивой жизни, а стал местом прописки одного из самых невесёлых учреждений города. Один из наиболее богатых домов дореволюционной Москвы, одна из интереснейших построек Шехтеля, находящаяся на самом известном бульваре города, – и при этом, почти никаких упоминаний в литературе. Дело в том, что долгие годы особняк П.П. Смирнова принадлежал городской прокуратуре и был одним из «закрытых» памятников в столице.
В 1922 году здесь размещается Революционный военный трибунал, а потом разместилась Военная прокуратура. Судебные заседания проходили прямо в Романском зале. Тем самым для обычных москвичей вход в этот историко-архитектурный памятник оказался закрытым на многие десятилетия.
Реставрация парадных залов, проведенная в 2005-2006 годах, вернула им прежнее великолепие. В последнее время его занимают различные ресторанные и клубные заведения. Частью дома владеет Пенсионный фонд.

Особняк П.П. Смирнова – сплетение невероятных событий и судеб в мистических интерьерах. Нам предоставляется редкая возможность побывать во «Дворце водочного короля».

Это интересно:
Инженерные новшества Ф. Шехтеля в особняке Смирнова:
- одно из первых зданий в Москве с центральным паровым отоплением с собственной котельной, (до середины 90-х ХХ века использовались немецкие радиаторы начала ХIХ века, заменены только при реставрации);
- один из первых в Москве особняк с полной электрификацией, включая использование встроенных светильников в декорации залов (прообраз современных подвесных потолков со встроенным освещением);
- первый дом с принудительной вентиляцией (прообраз современных кондиционеров);
- первый особняк, где в зимнем саду – оригинальное применение промышленных принципов остекления: большие металлические рамы 2,5 х 3 метра с мелким членением, с устройством двойного остекления – (прообраз современных стеклопакетов). Такие окна практически не замерзали и при большом освещенном объеме сохраняли тепло.

Особняк Петра Смирнова — автобусная экскурсия «Шехтель в Москве»

Начало экскурсии в 9.00. Место отправления — ст. м. Комсомольская, проспект Сахарова.

Вас ждет автобусно-пешеходное путешествие по Москве, которое познакомит с личностью знаменитого архитектора Федора Осиповича Шехтеля — создателя русского и московского модерна. В Москве по его проектам созданы более пятидесяти зданий, большая часть которых вошла в золотой фонд отечественной архитектуры. Вы совершите остановки с выходами из автобуса около целого ряда эффектных особняков, в том числе: особняк Морозовой на Спиридоновке, особняк Дерожинской, личный дом мастера в Ермолаевском переулке. Вас ждет знакомство с интерьерами особняка знаменитого водочного короля Петра Смирнова. Здание было недавно отреставрировано, что делает его созерцание особенно приятным как снаружи, так и внутри. Несмотря на то, что Шехтеля называют гением русского модерна, в особняке Смирнова он оформляет помещения и в других стилях. Особенно интересны египетский и греческий залы. В общем же, дом Смирнова на Тверском бульваре — это великолепный особняк XVIII столетия с роскошными интерьерами.

В Москве очень любят красивые легенды об особняках. И даже если его правдивая история известна многим, все равно ее искажают ради красивой лжи.
Тверской бульвар не может похвастаться большим количеством зданий в стиле модерна. И этот особняк, который стоит почти на его середине, привлекает к себе особое внимание гуляющих.


Взгляд прохожих всегда останавливается на балконе с причудливым кованым орнаментом, напоминающем плывущий по волнам корабль. Правда, теперь решетку этого балкона закрывают уродливые буквы ресторана «Империя». Уже много лет краеведы любят рассказывать, что этот особняк подарил своей любовнице водочник Петр Петрович Смирнов. И никто из них не любит говорить правду. А ведь история его не имеет ничего общего с этим вымыслом, напраслиной, возведенной ради красного словца, на хорошего человека, заботливого семьянина, на женщину, с нелегкой как у всех в то время, судьбой.

У особняка интересная история. Еще в 1760-х годах он упоминается как принадлежащий конной гвардии ротмистру Василию Васильевичу Истлентьеву. В 1763 году дом перешел к камергеру генерал-поручику Александру Григорьевичу Петрово-Солово.
После пожара он принадлежал графу Владимиру Григорьевичу Орлову.
В 19 веке у него было много владельцев и много перестроек.
В результате получился добротный «ампирный особнячок», который во внутреннем своем строении сохранил следы разных эпох с разным уровнем пола, лабиринтом комнат и служб.

И вот 28 ноября 1900 года у потомственного почетного гражданина Николая Петровича Малютина этот особняк за 299 тыс. рублей покупает для своей семьи купец Петр Петрович Смирнов. Он уже семь лет к тому времени был счастливо женат на Евгении Ильиничне Морозовой. Они растили трех детей: Татьяну, Арсения и Алексея. В 1900 году появилась на свет еще одна дочь Ольга.

Петр Петрович был сыном Петра Арсеньевича Смирнова, создателя знаменитого московского водочного завода в Садовниках и его второй жены Натальи Александровны Таракановой.
Сам Петр Петрович в молодости занимался торговлей чаем в Петербурге и переехал в Москву только в 1893 году по настоянию отца, стремившегося привлечь сына в семейное дело.
На следующий год (1894) было учреждено «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А. Смирнова» в Москве с основным капиталом в 3 млн. рублей, где Петр Петрович стал одним из директоров. Семья его росла, в родительском доме на Пятницкой им всем места не хватало, и Петр решил купить для них новый дом.



Архитектором он пригласил знаменитого тогда Федора Шехтеля. С ним Смирновы уже были знакомы. Он строил для их семьи. Петр Петрович поставил перед ним задачу создать достойное и красивое жилище для семьи с сохранением многоуровневого причудливого внутреннего устройства особняка. Но Смирнову хотелось, чтобы его дом стал украшением бульвара и выделялся на фоне остальной застройки. Поэтому Шехтель много внимания уделил именно уличному фасаду, при этом его дворовый фасад был предельно прост.


Доминантой бульварного фасада был, безусловно, большой кованый балкон-корабль, как бы плывущий над прохожими. В него выходила парадная зала.


Второй доминантой был высокий аттик с вытянутыми витражными окнами и картушем с монограммой владельца. Первый этаж был хозяйственным, а во втором Шехтель сделал великолепную анфиладу парадных залов и жилых комнат Евгении Ильиничны и Петра Петровича. Детская половина располагалась в мансарде. В дворовых постройках жила прислуга, была конюшня, которая выходила на Малый Гнездниковский переулок.

Парадная лестница была сделана из белого мрамора, балюстрада ее напоминала набегающую волну – любимый прием мастера. На втором этаже лестницы было сделано огромное окно с фасетным стеклом, которое переливалось всем цветами радуги в солнечную погоду. В вестибюле гостей встречали большие парадные портреты хозяев особняка. Все залы парадной анфилады были сделаны в разных стилях. Сын Петра Петровича потом вспоминал, что изучал историю и историю искусств по этим залам.



Парадная столовая была в романском стиле с деревянным панелями на стенах, цилиндрическим сводом потолка, мощным камином с двумя приземистыми колоннами. Свет в столовую проникал через тройное стрельчатое окно с витражами.

Большая гостиная, где хозяева устраивали большие приемы, музыкальные и театральные вечера, была выполнена в классическом стиле, богато украшена лепниной, покрашенный в зеленоватый цвет. В роспись потолка Шехтель поместил монограмму-вензель СПР - Смирновы Петр и Евгения.


Особым парадным помещением был огромный Египетский зал, для которого со двора была даже сделана специальная пристройка. Зал был декорирован рисунками с папирусов в золотисто-бежевых тонах.



Две мощные египетские колонны отделяли зал от коридора. Этот зал построили специально для проведения художественных выставок.

Хозяева предпочитали реалистическую живопись, что не очень сочеталось с египетским декором зала, по мнению Ильи Репина. Для Петра Петровича Шехтель сделал кабинет в готическом стиле, а для Евгении Ильиничны изящный будуар.



Доминантой будуара был парусный потолок весь украшенный лепным орнаментом из роз.
В оформлении розовой гостиной Федор Шехтель применил новый тогда прием освещения – в лепнину потолка с растительными мотивами по периметру были вставлены лампочки в виде распускающихся бутонов.


В этой лепнине с двух углов были изображены изящные женские фигуры в туниках.

Во всех помещениях была красивая мебель, картины и другие милые сердцу вещички. Был сделан большой зимний сад с диковинными растениями и небольшой зверинец.


Татьяна Смирнова в Зимнем саду.
Детские комнаты были оформлены по мотивам русских сказок. В доме были английские батареи, водяное отопление с собственной котельной. Имелась приточная вентиляция.

В этом особняке у Петра Петровича и Евгении Ильиничны в 1902 году появился на свет последний ребенок – сын Анатолий. А в 1910 году после непродолжительной болезни совсем молодым скоропостижно ушел из жизни Петр Петрович Смирнов. У него была банальная фолликулярная ангина, осложненная отеком и удушьем. Антибиотиков тогда не было и сердце не выдержало этой болезни. Евгения Ильинична осталась одна с пятью детьми. Ей надо было продолжать торговое дело мужа и растить детей. Их финансовое положение сильно осложнилось с введением сухого закона и государственной монополии на водку. Но вопреки всяким слухам и позднейшим измышлениям семья Евгении Ильиничны до самой революции проживала в этом особняке.
Никакому клубу его не сдавали и никакого синематографа она тут открывать не хотела. Старшая дочь и сын к тому времени создали свои семьи и жили в доме на Пятницкой. Революцию в этом доме встретила Евгения Ильинична с тремя младшими детьми. Дом заняли юнкера, которые вели из дома обстрел красноармейцев штурмующих соседний особняк градоначальства.
Послереволюционная судьба семьи очень печальна. Евгения Ильинична стремясь спасти семью, вышла замуж за итальянского делового партнера Смирновых и уехала с ним в Японию. Но детей им взять не разрешили, и они остались в России. Алексей и Анатолий погибли в 1920-е годы. Татьяне с дочкой удалось в 1926 году уехать в Париж. Сын Арсений много скитался по Средней Азии, где умер в середине 20 века.
В советское время в особняке были народный суд и военная прокуратура, судебные заседания проходили в Романском зале. В 1990-е большую часть особняка отдали Пенсионному фонду РФ. В 1994 году его потеснили, поместив сюда фирму «Мелодия», которую срочно выселяли из англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском пер.д.8 (его занимала тогда «Мелодия»). Сейчас в правом крыле здания и в дворовых помещениях находится Московское отделение Пенсионного фонда РФ. А парадные залы, восстановленные в 2006 году одной строительной фирмой, заняты сменяющими друг друга каждый год ресторанами. В прошлом году это был «клуб Шехтель», теперь ресторан (дом приемов и торжеств) «Империя»...
Которая изуродовала балкон ОКН.