Александр куприн художник картины. Александр куприн и его натюрморты

    Куприн Александр Васильевич - Куприн, Александр Иванович Александр Васильевич Куприн (1880 1960) российский и советский живописец пейзажист, член корреспондент Академии художеств СССР. Содержание 1 Биография 2 Выставки … Википедия

    Куприн Александр Васильевич - (1880 1960), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), член корреспондент АХ СССР (1954). Учился в частных студиях в Петербурге и Москве (1902 06) и в МУЖВЗ (1906 10) у Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова, Л. О.… … Художественная энциклопедия

    Куприн Александр Васильевич - , советский живописец, член корреспондент АХ СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Учился в частных студиях в Петербурге (1902≈04) и в Москве (1904≈06)… … Большая советская энциклопедия

    КУПРИН Александр Васильевич - (1880 1960) российский живописец член корреспондент АХ СССР (1954), заслуженный деятель искусств России (1956). Член учредитель Бубнового валета, писал декоративные натюрморты, в дальнейшем обратился к пейзажной живописи (Тополя, 1927), в т. ч … Большой Энциклопедический словарь

    Куприн, Александр Васильевич - Род. 1880, ум. 1960. Живописец, один из создателей творческого объединения "Бубновый валет". Чл. корр. Академии художеств СССР (1954), заслуженный деятель искусств России (1956) … Большая биографическая энциклопедия

    Куприн, Александр Васильевич - КУПРИН Александр Васильевич (1880 1960), живописец. Член учредитель Бубнового валета, писал декоративные натюрморты, пейзажи (Тополя, 1927). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Куприн Александр Васильевич - (1880 1960), живописец, член корреспондент АХ СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Член учредитель «Бубнового валета», автор декоративно аналитических натюрмортов («Натюрморт со статуэткой», 1919). Позже обратился к пейзажу,… … Энциклопедический словарь

Знаете ли вы Александра Куприна? Каждый ответит: конечно! Знаменитый русский писатель, "Поединок", "Яма", "Юнкера"... А если речь идет не о писателе Александре Ивановиче Куприне, а о художнике Александре Васильевиче Куприне?
Его знают меньше. Хотя Куприн - один из авангардистов, которые нынче в такой моде, более того - один из немногих русских авангардистов с относительно благополучной судьбой.

Будущий художник родился в 1880 году в Борисоглебске в семье педагога. С 1893 года семья Александра Куприна жила в Воронеже. Его родители, как и большинство интеллигентных семей того времени, были не чужды творческим радостям - в доме много пели, играли на рояле и других музыкальных инструментах, танцевали, сочиняли и декламировали стихи... Всем этим с удовольствием занимался и Саша. И даже музыку писал... Но мальчик еще и хорошо рисовал. А родители, родственники и многочисленные гости, часто собиравшиеся в доме Куприных, всегда его поощряли. Высоко оценивал способности Саши и преподаватель рисования из его гимназии, обещавший своему ученику славу художника...

Но из-за финансовых проблем семьи юному Саше пришлось пойти работать - конторщиком на железную дорогу. Мечты о живописи не оставляли юношу и после службы он спешил в вечернюю живописную школу, продолжая удивлять преподавателей своими способностями. В 1902 году двадцатидвухлетний Куприн, скопив немного денег, уезжает в Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. Однако его подготовка не достаточна для поступления, и для начала Саше приходится поучиться в частных художественных студиях. Но пресловутый "кусок хлеба" живопись ему уже дает - на жизнь Куприн зарабатывает копиями картин известных мастеров, рисунками для открыток и мозаичными панно.

Мальвы на черном фоне. 1910

В 1904 году молодого человека ждал удар - в Академию его не приняли. Он уезжает в Москву, чтобы попытать успеха в Училище живописи, ваяния и зодчества, а для начала снова идет учиться в частную студию, на этот раз - в популярную московскую студию художника Юона. Через два года ему удается поступить в Московское училище.
В 1907 году Куприн из-за проблем с легкими едет в Крым подлечиться и навсегда попадает под обаяние крымской природы. Крымские пейзажи станут одной из важнейших для него тем. Но сам подход Куприна к творчеству вскоре начинает кардинально меняться - 1908 году он в частных коллекциях московских меценатов открывает для себя современную новаторскую живопись, прежде всего французскую. И начинаются художественные эксперименты, которые не всегда находят понимание в училище... В 1909 году он участвует в авангардистской художественной выставке салона "Золотое руно". А в 1910 году Куприн покидает Московское училище живописи, ваяния и зодчества, так и не получив диплом, и становится одним из организаторов и лидеров объединения художников "Бубновый валет".

Натюрморт с трубкой

Натурщица с красной ленточкой и синим подносом, 1910

Натурщица с зеленым шарфом, 1910

Натюрморт с сыром

Куприн много путешествовал, побывал во Франции, Италии, где ознакомился с художественными новинками. Но любимыми для него по-прежнему оставались пейзажи Крыма. Впрочем, начавшаяся Мировая война крайне затруднила поездки за рубеж... Но художника больше волновали творческие эксперименты - он увлекся таким течением как кубизм.

Турецкие фелюги. Гудауты. 1911

Пейзаж с горой. Гудауты. 1911

Натюрморт с книгами и со свечой. 1911-12

Пейзаж с мечетью. Окрестности Ялты. 1911-12

Пейзаж. Ментона. 1914

Кирпичный завод под Москвой. 1915

Лежащая обнаженная натурщица. 1917

Натюрморт с глиняным кувшином. 1917

Революция вносит раскол в ряды художников. Кто-то принимает советскую власть, кто-то отправляется в эмиграцию... Кто-то мечется, уезжает и... возвращается. Куприн, в отличие от своего тезки писателя, сразу решает все для себя и остается на родине. Он не отказывается от прежних исканий, но на его полотнах пробивается и нечто новое, привнесенное переменами в стране.

Искусство. Эскиз плаката. 1918

Древнерусская архитектура. Москва. 1918

Москва. Пейзаж с церковью. 1918

Натюрморт с воблой. 1918

Чайная лавка. 1919

Сокольники. Каланча. 1919

Фили. Кутузовская церковь. 1921

В начале 1920-х художник уезжает из Москвы, где в условиях Гражданской войны жизнь была совсем трудной, в Нижний Новгород и работает там в художественных мастерских. В 1924 Куприн возвращается в Москву. Работа во ВХУТЕМАСе, в Текстильном институте, дизайнерские проекты... Но именно в 1920-х годах у художника появляется новая тема, к которой прежде он лишь изредка робко подступался - индустриальный пейзаж.

Нижний Новгород 1921

Завод. 1921

Донбас. 1921

Дорогомилово. Сосна. 1923

Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки. 1924

Работы Куприна становятся все более реалистичными, что поощряется в советских условиях. да и настроениям самого художника отвечает.
"Моя первая половина жизни прошла в бесплодных поисках нового изобразительного языка. Я шел от формы к содержанию, не отдавая себе отчета в том, что, в конечном счете, созданная мною форма будет выражать. Все мои эксперименты не смогли проложить пути к сердцу человека", - скажет сам художник о своих исканиях.

Бахчисарай. Чурук-Су. 1927

Пейзаж с луной. 1927

Бахчисарай. 1928

Феодосия. Храм 11 века

Бахчисарай. Заброшенная мечеть. 1930

Днепропетровск. Металлургический завод им. Петровского

Завод "Серп и молот" в Москве. 1931

Баку. Нефтяные промыслы. 1931

Москва. Дом правительства. 1932

Маневры Черноморской эскадры. 1932

Кутаиси. Старая колокольня. 1932

Беасальская долина. Крым. 1937

Пейзаж с луной. 1944

Натюрморт со стеклянной вазой. 1945

Могила Айвазовского у древнего армянского храма. 1946

В эпоху Оттепели искания художника снова нашли отклик и оказались интересными зрителю. В 1954 году А.В. Куприн был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1956 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В марте 1960 года на выставке московских художников были показаны его работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». На склоне лет художника вновь увлекли индустриальные мотивы - это были написанные по материалам поездки в Тулу летом 1959 года заводские виды. К сожалению, это была последняя прижизненная экспозиция его работ - до закрытия выставки Куприн, находившийся в весьма почтенном возрасте, не дожил.

Александр Куприн умер 18 марта 1960 года. Он был п охоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Учился в Воронежских вечерних классах рисования при Обществе любителей живописи(1899−1901) у Л. Г. Соловьева и М. И. Пономарева, затем в Санкт-Петербурге(1902−1904) в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского и в Москве(1904−1906) в школе живописи и рисования К. Ф. Юона и И. О. Дудина, затем в Московском училище живописи ваяния и зодчества(1906−1910) у Н. А. Касаткина, С. Д. Милорадовича, А. Е. Архипова и К. А. Коровина. Преподавал в Московском Высшем художественно-техническом институте(1922−1930), Московском текстильном институте(1931−1939), Московском высшем художественно-промышленном училище(1946−1952). Один из организаторов общества« Бубновый валет». Участник выставок« Бубновый валет», «Мир искусства», «Московские живописцы», «Бытие», «Общество Московских художников». Заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.

В воображаемом групповом портрете членов общества« Бубновый валет»(1910) место А, В. Куприна — во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком. В первом ряду окажутся« богатыри» — И. И. Машков, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, — а живопись Куприна ни в коей мере не громогласна и даже не вдохновлена свежим материалом народного примитива. Он чистый сезаннист, среди своих друзей самый нервный и драматичный; но его натюрморты сохраняли мощь цветового и пластического строя и тогда, когда бывшие« валеты», приглушая свой природный темперамент, переименовывались в «Московских живописцев»(1925) и в Общество московских художников(1928). Куприн учился в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге(1902−04), в студии К. Ф. Юона в Москве(1904−06) и в МУЖВЗ(1906−10). Став членом« Бубнового валета», он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы — колючесть, цвет — контрастность и напряженность(«Натюрморт с синим подносом», 1914; «Натюрморт со статуэткой», 1919; «Осенний букет», 1925, и др.). Менее непосредственный, чем большинство его товарищей, он использует в постановках культурно-значимые предметы — скульптуру, трубки, лошадиный череп; вообще, он предпочитает искусственную, неизменную натуру, и живые цветы во множестве появляются в его натюрмортах лишь к 1930-м гг. Зато природа, живая и изменчивая, осязаемая и полная движения, предстает в его крымских пейзажах, созданных в 1930−50-е гг.(«Тополя», 1927; «Беасальская долина», 1937; «Пейзаж с луной», 1944, и др.). Тонально сближенный их колорит все же сохраняет декоративную насыщенность. И даже в серии индустриальных видов металлургических заводов и нефтяных промыслов художник не теряет культуры цельного видения. Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. — во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах(до 1952 г.). С 1954 г. — член-корреспондент АХ.

1880 - 1960

Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье преподавателя уездного училища.

Учился в Воронежских вечерних классах рисования при Обществе любителей живописи (1899-1901) у Л. Г. Соловьева и М. И. Пономарева.
Посещал студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1902–1910) в Петербурге и К.Ф.Юона (1904–1906) в Москве, затем занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910).
В 1913–1914 посетил Италию и Францию.

Был членом объединений «Бубновый валет» (с 1910), «Московские живописцы» и «Общество московских художников».

В воображаемом групповом портрете членов общества "Бубновый валет" (1910) место А.В. Куприна было бы во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком.
Став членом "Бубнового валета", он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы - колючесть, цвет - контрастность и напряженность.
Понимая мир как большой натюрморт, как сочетание ощутимо-материальных красочных фактур, он не обращался ни к радикальным формам авангарда – остановившись как бы на пороге кубизма, – ни к лубочно-фольклорному примитиву.

В работах его раннего периода доминируют напряженные красочные контрасты, натура воспринимается как бы осязательно-предметно и в то же время достаточно отчужденно ("Натюрморт с синим подносом", 1914; "Завод", 1915; обе – в Третьяковской галерее; "Натюрморт с воблой", 1918, Русский музей).

С годами в творчестве мастера верх берет задумчиво-созерцательное начало, композиции развертываются вдаль, краски смягчаются, сохраняя, однако, острую предметно-фактурную экспрессию.
С конца 20-х гг. Куприн обратился к пленэрной живописи. В пейзажах, написанных главным образом в Крыму, с чувственной осязаемостью воплощал полную внутреннего движения, гармоничную жизнь природы ("Тополя", 1927, "Беасальская долина", 1937, - оба в Третьяковской галерее).

Куприн - крупный мастер индустриального пейзажа. Среди его поздних работ наиболее известны величавые, далекие от поверхностной «репортажности» индустриальные мотивы ("Баку. Нефтяные промыслы Биби-Эйбат", 1931, в Третьяковской галерее).

А.В.Куприн "Нефтяные промыслы Биби Эйбат"

Другие картины с изображением Баку кисти А.В.Куприна

Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. - во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г.).
С 1954 г. - член-корреспондент АХ.
C 1956г. - заслуженный деятель искусств РСФСР.

Александр Васильевич Куприн – русский и советский живописец-пейзажист, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.

Александр Васильевич родился в Борисоглебске. Его отец был преподавателем уездного училища. Когда мальчику было 13 лет, они семьей переехали в Воронеж, где Куприн учился в гимназии и работал конторщиком на железной дороге. Александр всегда увлекался искусством, что привело его на вечерние классы Общества любителей художеств. Позже, решив стать художником, он в 1902 году уехал в Санкт-Петербург и поступил в школу А.Е.Дмитриева-Кавказского, но в 1904 году ушел из нее, переехал в Москву и поступил в студию К.Ф.Юона. Проучившись в ней два года, Куприн перевелся в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1908 году художник впервые увидел в частных собраниях московских меценатов новую французскую живопись, которая стала очень интересна Куприну. Художник начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства. В 1909 году он участвовал в салоне «Золотое руно» со своими собраниями, которые создавались во времена жизни в Москве под воздействием новейших течений французского искусства. Научившись многому, мастер ушел из училища и большое количество лет посвятил экспериментам в области художественного искусства. Куприн был одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет». В период 1910-1924 годы отдавал предпочтение написанию натюрмортов, начиная с кубистических произведений, постепенно смягчая геометричность форм.

В 1920 году художник уехал в Нижний Новгород, где работал руководителем нижегородских и сормовских художественных мастерских. Год возвращения в Москву (1924) оказался переломным для искусства Александра Васильевича, он обращался к реалистическому пейзажу, а также совершал ежегодные поездки в Бахчисарай, где и писал свои первые значительные реалистические картины.

В 1930-1934 годы наступил новый период в искусстве Куприна. Художник работал над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске и Москве, а также нефтяные промыслы в Баку. В эти годы он вновь начал класть на холст Крым, а перед началом войны – мотивы русской природы. Такие пейзажи вновь завладели вниманием художника, однако в последних своих произведениях он вернулся к индустриальным темам.

Живописец пережил, проверил своими собственными руками, испытал почти все художественные увлечения и манеры, которые в годы его юности смущали души молодых художников. К реализму его привел сложный процесс сложения нового человека и нового художника.

Неправильно было бы сказать, что Куприн в молодости и Куприн в пору творческой зрелости – это два абсолютно разных художника. В его творчестве прослеживается определенная система интересов, которые были свойственны и раннему, и «наиболее взрослому» периоду искусства – это внимание к эмоциональной выразительности цвета, стремление к строгой конструктивности рисунка, острый интерес к ритмической настроенности композиции, в которой раскрывается закономерность строения предметов, пейзажа и т.д.

Творчеству Александра Васильевича Куприна свойственна большая интеллектуальная сила. Он был влюблен в живую красоту природы и вдохновлен стремлением проверить разумом свои впечатления. В его произведениях искусства светится огонек творческого, познавательного проникновения в изображаемом мире.

Александр Куприн умер в 1960 году в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.